Адаптация школьная — это… Что такое Адаптация школьная?
- Адаптация школьная
— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 414)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
- Адаптация социальная
- Адаптивная образовательная среда
Смотреть что такое «Адаптация школьная» в других словарях:
Адаптация — (от лат. adaptatio приспособлять, прилаживать; adaptio приспосабливание, приноравливание) В процессе школьного обучения учащиеся проходят А. к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5 м… … Педагогический терминологический словарь
Школьная адаптация (school adjustment)
дезадаптация школьная — психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно воспитательный процесс. Д.ш. состояние психогенное, то есть порожденное воздействием… … Дефектология. Словарь-справочник
ТРЕВОЖНОСТЬ — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности На физиол. уровне реакции т.п.роявляются в… … Российская педагогическая энциклопедия
Иванченко, Галина Владимировна — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Kore wa Zombie Desu ka? — Kore wa Zombie Desu ka? … Википедия
Список эпизодов телесериала «Тодд и Книга Чистого Зла» — Список серий канадского телесериала Тодд и Книга Чистого Зла в жанре комедия/ужасы, впервые показанного 29 сентября 2010 года на телеканале Space Channel. Содержание 1 Обзор сезонов … Википедия
Гиперактивность (hyperactivity) — Термин «Г.» используется для количественной и качественной характеристики особенностей двигательного поведения или подвижности, неспецифического симптома при различных мед. и поведенческих расстройствах и часто встречаемого синдрома детской… … Психологическая энциклопедия
Дисциплина в классе (classroom discipline) — Существуют значительные разногласия по поводу того, что понимать под Д. в к. Обычно ее определяют как участие родителей, учителей и учеников в процессе формирования у последних самоконтроля, волевых черт характера, самоуважения, уважения к другим … Психологическая энциклопедия
Прогуливание уроков (school truancy) — П. у. в его наиболее строгом значении определяется как непосещение уч ся школы без ведома или разрешения родителей. Однако чаще всего под П. у. понимаются пропуски уч ся занятий без уважительных причин, независимо от того, знают ли об этом… … Психологическая энциклопедия
Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе
В статье освещена проблема адаптации и готовности ребенка к школьному обучению, средства и факторы адаптации детей к школе, а также проблема дезадаптации ребенка в условиях школьного обучения.
Ключевые слова: школьная адаптация, готовность ребенка к школьному обучению, школьная дезадаптация.
Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной как для педагогов, так и для родителей. Согласно данным современных исследований (Н. Н. Заваденко, М. М. Безруких, Э. В. Галажинского, В. Сорокиной и др.) от 30 до 70 % первоклассников сталкиваются с серьезными проблемами в период адаптации к школьному обучению. Сложность адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат адаптации к школьному обучению.
По мнению М. М. Безруких, школьная адаптация представляет собой процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому организованному школьному обучению [1, с. 47].
М. В. Максимова рассматривает школьную адаптацию как процесс и результат вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, то есть система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [6, с.12].
Для успешной адаптации к школьному обучению ребенок должен быть психологически готов к грядущим изменениям в его жизни. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной готовности ребенка к школе, родители иногда не придают значения эмоциональному и социальному аспектам готовности, включающих в себя такие умения и навыки, от которых зависят будущие успехи ребенка в процессе школьного обучения.
Социальная или личностная готовность ребенка к обучению в школе подразумевает потребность общения со сверстниками, умение подчиняться законам группы, принятие роли ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также наличие навыка самопрезентации.
По мнению Е. С. Беловой, к важнейшим показателям социальной готовности можно отнести:
– желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы;
– умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;
– умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;
– навык сотрудничества;
– старание довести начатую работу до конца; умение приспосабливаться и адаптироваться;
– способность самому решать свои простейшие проблемы, обслужить себя;
– элементы волевого поведения — поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия [2, с. 28].
Выше перечисленные умения и навыки помогают ребенку безболезненно адаптироваться к новой для него социальной среде, что будет способствовать созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько определили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школьному обучению. Одним из факторов успешной адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летний детей к обучению в школе длится гораздо дольше, чем адаптация 7-летних детей. Причиной тому служит более низкая и неустойчивая работоспособность 6-летних детей по сравнению с 7-летними.
Следующим фактором успешности можно считать состояние здоровья ребенка. Легче всего процесс адаптации протекает у детей, не имеющих проблем со здоровьем. В то время как у часто болеющих детей и детей, страдающих от хронических заболеваний, в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья в связи с возникновением различного рода нервно-психических отклонений.
Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [1, с. 47].
Не менее важным фактором успешной адаптации ребенка к обучению в школе является содержание обучения и методика преподавания. Данный фактор подразумевает под собой рациональную организацию учебных занятий и режима дня, а также соответствие расписания учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ функциональным возможностям первоклассников. Например, Е. А. Овсянникова указывает, что любая образовательная деятельность, не связанная с движениями, является тяжелой нагрузкой на организм первоклассников, которая может привести к переутомлению и возникновению нервных расстройств. И самым эффективным способом предупреждения утомления и переутомления считаются кратковременные физические упражнения, или физкультминутки [5, с. 52].
Адаптацию ребенка к школьному обучению в значительной степени облегчает его предварительное пребывание в детском саду. По данным исследований, дети, не посещавшие детский сад, демонстрируют нежелательные изменения в характере общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также имеют проявления двигательной расторможенности.
Немаловажным фактором успешной адаптации является стиль общения учителя с учениками и выбранная им позиция. Исследователи выделяют три основных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. Адаптация детей наиболее благоприятно протекает в классе, где учитель придерживается демократического стиля общения.
Также на успешную адаптацию первоклассника влияет умение учителя создать благоприятный микроклимат в условиях школьного коллектива. В данном случае задачей учителя является поддержание дружбы между учениками, а также формирование положительных эмоций, связанных у ребенка с посещением школы. Отношение учителя к любому из учеников является индикатором отношения к нему его одноклассников. При негативном отношении со стороны учителя ребенок получает негативные оценки и со стороны одноклассников.
Следует сказать, что семейные отношения оказывают непосредственное влияние на процесс адаптации ребенка к школьному обучению. Для успешной адаптации внутрисемейные отношения должны быть хорошим, должны отсутствовать конфликтные ситуации, а также у самого ребенка должен быть благоприятный социальный статус в коллективе одноклассников. Ученые сходятся во мнении, что наказывать детей в период адаптации не рекомендуется, потому что ребенок все свои силы тратит на достойное поведение в школе, что может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций по приходу домой. Поэтому родители должны максимально корректно избегать конфликтов с ребенком, чаще обнимать и целовать его. Также очень важно, чтобы родители помогали ребенку с домашними заданиями, но лишь после того, как малыш попробует справиться с ними сам. Помимо этого, З. Л. Жукова считает, что на успешность адаптации влияет и заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества родителей и классного руководителя. В нее, в частности, включено знакомство родителей с традициями школы, ее историей, успехами в обучении и воспитании учащихся, учителями и школьными достижениями [3, с. 22].
Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе и приводят к возникновению дезадаптации [4, с.18].
По мнению Т. В. Дорожевец, школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии [6, с. 48].
Причины дезадаптации могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относят несоответствие методик и технологий возможностям детей, высокий уровень нагрузки, повышение требований со стороны учителей и родителей, тактика педагогических воздействий, усложненные программы, дополнительные занятия и т. д. К внутренним причинам дезадаптации можно отнести несформированность у ребенка готовности к школьному обучению.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что психическое и физическое воздействие на ребенка в стенах школы должно быть соразмерно его возрастным возможностям.
Литература:
- Безруких, М. М. Портрет будущего первоклассника / М. М. Безруких // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 47.
- Белова, Е. С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте / Е. С. Белова // Психолог в детском саду. — 2008. — № 1. — С. 27–32.
- Жукова, З. Л. Совместная деятельность классного руководителя и семьи [Текст] / З. Л. Жукова // Начальная школа — 2012. — № 8 — с. 21–23.
- Костяк, Т. В. Психологическая адаптация к школе [Текст] / Т. В. Костяк — М.: «Академия», 2008. — 175 с.
- Овсянникова, Е. А. Использование физкультминуток на уроках [Текст] / Е. А. Овсянникова // Начальная школа, 2015, № 5,– с. 52–55.
- Максимова, М. В. Психологические условия школьной адаптации (1–3 классы) [Текст] / М. В. Максимова. — М., 1994. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное обучение, ребенок, успешная адаптация, школа, умение, готовность ребенка, школьная адаптация, детский сад, систематическое обучение, школьная дезадаптация.
Адаптация детей к школе | Диплом по психологии
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Структура школьной адаптации
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.
Стадии процесса адаптации ребенка к школе
Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:
- Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
- Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
- Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Уровни (формы) адаптации детей к школе
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:
- Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
- Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма адаптации средней тяжести.
- Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
Критерии успешности школьной адаптации
- Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
- Усвоение школьных норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения первоклассника предъявляемым требованиям.
- Успешность социальных контактов: взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
- Эмоциональное благополучие: отношение ребенка к школе, настроение, с которым ребенок идет в школу.
Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
Факторы адаптации детей к школе
- Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
- Психофизиологические характеристики ребенка;
- Уровень интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Основные направления работы педагога-психолога по психологическому сопровождению детей в период адаптации к школе
- Проведение диагностики будущих первоклассников и их семей с целью определения готовности к школьному обучению.
- Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным психологической диагностики.
- Организовать и реализовать программу подготовки будущих первоклассников к успешному освоению образовательных программ начальной школы; организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать и т.д.
- Проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей: организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей.
- Организовать регулярные консультации педагогов школы и ДОУ.
- Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого первоклассника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
- Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально-психологической адаптации и развития учащихся (в групповой и индивидуальной форме).
«Адаптация детей к условиям обучения в современной школе»
Адаптация детей к условиям обучения в современной школе
Аннотация: в статье раскрываются понятия адаптации и дезадаптации ребенка в современной школе. Их особенности и характеристики.
На мой взгляд данная тема очень актуальна в наше время, ведь умение контактировать, находить друзей закладывается именно в данном возрасте.
Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. [1]
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д.
Период адаптации подразделяют на различные этапы:
Острая адаптация (первые 2-3 недели) — это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Неустойчивое приспособление — организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления — организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
При изучении данной темы нами было проведено исследование по методике Н. Лускановой. Цель: определить уровень школьной адаптации.
Обучающимся был представлен опрос-тест, состоящий из 10 вопросов. На каждый из вопросов есть три варианта ответов, учащимся нужно выбрать только один.
Тебе нравится в школе? не очень – 8% (2 чел), нравится -79% (19чел), не нравится – 13% ( 3 чел))
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? чаще хочется остаться дома -16% (4 чел), бывает по-разному – 21% (5чел), иду с радостью – 63% (15чел)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? не знаю -4% (1 чел), остался бы дома – 29% (7чел), пошел бы в школу -67% (16чел)
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? не нравится -46% (11чел), бывает по-разному -16% (4 чел), нравится – 38% ( 9чел)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? хотел бы — 33% (8 чел), не хотел бы – 57% (14 чел), не знаю -10% (2 чел)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? не знаю -4% (1 чел), не хотел бы – 38% ( 9чел), хотел бы – 58% (14 чел)
Ты часто рассказываешь о школе родителям? часто -75% (18чел), редко – 12% (3 чел), не рассказываю -13% ( 3 чел)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? точно не знаю -16% (4 чел), хотел бы – 29% (7чел), не хотел бы – 55% (13 чел)
У тебя в классе много друзей? мало — 16% (4 чел), много -83% (20чел), нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники? нравятся -75% (18чел), не очень -20% (5чел), не нравятся 5% (2 чел)
Обработка. Для возможности определения детей по уровню школьной адаптации использовалась система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.
По данной методике, при помощи ключа, можно разделить результаты учащихся на пять уровней
1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Могут плакать, проситься домой. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Исходя из данного исследования можно сделать вывод, что период адаптации, у исследуемых детей, проходит достаточно успешно практически у всех детей. Дети спокойно, уверенно себя чувствуют, быстро привыкли к коллективу, ближе узнали своих одноклассников, приобрели друзей.
Список литературы:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Адаптация первоклассников в школе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/ — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575309/
Адаптация учащихся общеобразовательной школы
Рассмотрим термины:
Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
В 2009 году в нашу школу пришло больше чем обычно новых учеников:
Таблица 1
Учащиеся первых классов | 62 |
Учащиеся 5 классов | 37 |
Вновь прибывшие | 70 |
Учащиеся поступившие в 8е профильные классы | 52 |
Среди учащихся 5-8 классов есть несколько детей которые не первый раз переходят из школы в школу. Выделяются из них четверо: которые учились в нашей школе в начальных классах и по различным причинам перешли в другие школы. Дезодаптивные проблемы у этих детей проявляются наиболее ярко и отчетливо. Дима 5 класс мальчик меняет вторую школу по семейным проблемам, молчун, закрытый, бросается в драку по любому даже незначительному поводу. Айтал одноклассник Димы 2-3 класс учился в деревне и жил у бабушки, которая не справилась с учебной помощью, мама мальчика работает в милиции и считает, что не успевает помогать сыну, исследить за ним. Но в 4 класс Айтал вернулся в нашу школу. У Айтала наблюдаются комплексы, из-за которых он попал под влияние одноклассника с дивиантным поведением. Время от времени он пытается вырваться из-под влияния, но при первой же неудаче все возвращается назад.
Лена 8 класс родители развелись, родственники с двух сторон не могут поделить детей. В результате Лена и ее брат меняют школу. Нынче осенью Лена вернулась из деревни, куда ее перевезли вместе с братом одна. Девочка очень переменилась, стала подозрительней и мрачной. Имеется попытка суицида.
Своеобразный рекорд по числу переходов из нашей школы в другие и обратно принадлежит Джулусу. За 7 лет он уходил из школы и возвращался 4 раза. При несомненно хорошем интеллекте мальчик учится посредственно, пробует различные социально неодобряемые формы поведения. Два раз токсиманил, ненормативная лексика может возникнуть в его речи свободно и в любой момент.
Адаптивные проблемы первых и пятых классов хорошо описаны в литературе. Вместе с тем источников которые говорили бы о адаптации в остальных классах не найдено.
Нами предпринята попытка выделить основные проблемы учащихся в силу каких либо причин перешедших в новую школу.
Исследователи адаптации выделяют три вида адаптированости человека к измененным условиям: психо-физиологическая, социально-психологическая и учебная.
1. Психо-физиологическая адаптация.
- Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.
- Объективный показатель: степень утомляемости.
- Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.
При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.
Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.
Таблица 2
Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)
1 классы | 5 классы | 8 классы | |
Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. | 26% | 19% | 35% |
Миопия и др. нарушения зрения | 11% | 19% | 27% |
Болезни органов дыхания | 15% | 32% | 17% |
Аллергии, дерматиты | 11% | 11% | 12% |
Болезни ЖКТ | 2% | 16% | 33% |
Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) | 13% | 24% | 27% |
Нарушения сердечно-сосудистой системы | 11% | 24% | 35% |
Нарушение эндокринной системы | — | 5% | 12% |
Нарушения моче-выводящей сферы | 8% | 19% | 12% |
здоровые | 24% | 5% | 8% |
В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.
Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.
2. Социально-психологическая адаптация –
- Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
- Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
- Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.
Учащийся не адаптировался если:
- Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
- Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
- Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
- Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
- Похудел, жалуется на головную боль.
Таблица 3
1 класс | 5 класс | 8 класс | |
Не имеет поручений классе | — | 10% | 15% |
Редко или неохотно участвует во внеклассных мероприятиях | 15-20% | 20% | 40% |
Идет домой один | — | 5% | 10% |
Похудел, жалуется на головную боль | 20% | 10% | 30-40% |
Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать то что бы выбрал?
3. Учебная адаптация –
выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.
- Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.
- Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.
Зачем нужно ходить в школу
Цели и задачи на адаптационный период для детей:
- принятия правил поведения и режима новой школы;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и девушки;
- организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа
- подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
- собственно адаптационный период.
В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.
- постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
Нарушения адаптации выражаются в виде:
Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Таблица 4
Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)
1 класс | 5 класс | 8 класс | |
Отклонение в поведение | 30-40% | 25% | 45% |
Опаздывает | 5% | 15% | 35% |
Сквернословие | 5% | 40% | 40% |
Не выполняет домашнее задание | 7% | 20% | 35% |
Уход с урока | 0,5% | 5% | 10% |
Много пропусков | 1% | 25% | 40% |
Эмоциональные расстройства | 15% | 15% | 15% |
Изменчивость настроения | 30% | 45% | 55% |
адаптированность | 10-15% | 75-80% | 100% |
гиперактивность | 60-70% | 30-40% | 10% |
тревожность | 50% | 50% | 75% |
Причины трудностей в адаптационный период.
- Несформированность “внутренней позиции школьника”.
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
- Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителями.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
- Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
- Леворукие.
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Высокая степень адаптации.
Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Средняя степень адаптации.
Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкая степень адаптации.
Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем с
Школьная адаптация ребенка | Азбука воспитания
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл).
На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в этот период?
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.
Влияют ли на адаптацию первоклассника отношение к нему учителя?
Первая учительница — это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
От учителя зависит и то, какой сосед по парте «достанется» вашему ребенку. Это — немаловажный фактор успешной адаптации первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, какие отношения складываются у детей, сидящих вместе. А может быть, это ваше дитя мешает кому-то на уроках? Не пугайтесь, дети еще не освоили непривычных норм поведения, да и просидеть 30 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Постарайтесь побеседовать с вашим школьником о том, что умение уважать другого, когда тот работает — очень ценное умение. Обязательно хвалите его, если человек выдержал подобное испытание с честью. Стимулируйте помощь детей друг к другу, не поощряйте позицию «моя хата с краю», — кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками поможет вашему ребенку в трудный момент.
Каковы признаки успешной адаптации?
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
3. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка — внимательно следите, не является ли такая нагрузка для школьника чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию («У меня ничего не получится!»), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.
В чем особенность адаптации детей (10-14) лет?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе — познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие «плюсы» несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего — дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что школьник не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но — действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать школьника, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с «двойками» в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Еще одной особенностью школьников 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
Какие особенности необходимо учитывать родителям старшеклассников?
Если вашему ребенку придется перейти в другую школу (с конкурсным набором), то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.
Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф.Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией — а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».
Другой особенностью старших школьников становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.
Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Источник: сайт «Твой ребенок»
Рекомендуем книги, в которых затронуты проблемы адаптации детей к школе.
1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?- М., 1996.
2. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. — Минск, 1998.
3. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! — Ярославль, 1999.
4. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. — Минск, 1998.
5. Хилтунен Е. Когда ребенок учит самого себя. — М., 1999.
6. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. — Рига, 1999.
Адаптация в педагогике — это… Определение понятия, роль, сущность и условия
Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.
Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.
Определение
Адаптация в педагогике — это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях.
Проблему приспособления выдвинули и обосновали Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Сам термин «адаптация» впервые ввел Ауберт в 1865 г . После этого он широко применялся в литературе биологической направленности. Здесь под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в медицину, социологию, социальную психологию, кибернетику. Встретить данный термин можно и в других сферах познания.
Социальная адаптация
Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:
- адекватное восприятие личностью окружающей действительности и себя;
- нормальная система общения и отношения с окружающими;
- способность к труду и обучению, а также к организации отдыха и досуга;
- изменчивость поведения с целью соответствия ролевым ожиданиям;
- способность к самоорганизации и самообслуживанию, а также к взаимообслуживанию в коллективных отношениях.
Социально-психологическая адаптация и социализация в педагогике — это понятия довольно близкие по своему смыслу. Они обозначают процессы взаимообусловленные, взаимозависимые, но при этом не тождественные. Социализация, с одной стороны, является механизмом усвоения общественного опыта. С другой — представляет собой активное воспроизводство и наращивание межличностных отношений и связей.
Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике.
Цель адаптации
Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии — это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.
Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.
Самосознание
Адаптация в психологии — это процесс довольно сложный. При этом его изучение невозможно без рассмотрения самосознания личности. Ведь именно благодаря ему включается механизм самоопределения (поиска жизненной позиции), самореализации (активности в различных направлениях), самоутверждения (достижения удовлетворенности), а также принятия самооценки. Самосознание позволяет индивиду познать самого себя. При этом личность приобретает некую целостность и идентичность.
Стоит иметь в виду, что самосознание, проявляющееся в ходе адаптации, является процессом контролируемым. Оно определяется динамикой приобретения социального опыта исходя из условий расширения общения и диапазона деятельности.
Несмотря на то что самосознание считается одной из самых глубоких интимных характеристик человеческой личности, только оно способствует постоянной коррекции представления человеком о себе в сравнении с тем мнением, которое существует о нем у окружающих. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.
Виды адаптации
Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.
Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.
Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.
Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.
Поступление в детское дошкольное учреждение
Малыши растут. И вот наступает время, когда родители отдают их в детские дошкольные учреждения. Здесь ребенку предстоит пережить первую значительную встречу с незнакомой для него социальной средой. От благополучного протекания данного периода напрямую будет зависеть овладение ребенком учебной деятельностью, его комфортность пребывания в детском учреждении, а также здоровье. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают различные группы факторов. Рассмотрим их подробнее.
Физиологические факторы
К данной группе относят биологические особенности ребенка определенного возраста. Это его физиологические и анатомические показатели, состояние здоровья, уровень трудоспособности и утомляемости. Сюда же можно включить и некоторые особенности, которые наблюдаются у индивида в функционировании той или иной системы организма. Некоторые ученые полагают, что на процесс адаптации влияет и такой фактор, как наследственность.
В качестве индивидуальных особенностей, которые рассматриваются при адаптации в психологии личности, учитывается тип нервной системы, а также наличие способности приспособиться к изменению привычного окружения. Данные факторы, как правило, и являются причиной тех различий, которые имеют место между процессами привыкания к ДОУ у разных детей.
Еще один немаловажный показатель, который влияет на социальную адаптацию, это в педагогике не что иное, как возраст ребенка в момент его поступления в дошкольное учреждение. По мнению ученых, хуже всего приспосабливаются к изменившимся условиям дети от 5 до 20 месяцев.
На эффективность протекания адаптационных процессов имеет влияние и пол ребенка. Согласно мнениям исследователей, к новым условиям лучше всего приспосабливаются девочки. Мальчишкам же намного сложнее принять изменения в окружении.
Индивидуально-психологические факторы
В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.
Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:
- степень привязанности ребенка к родителям;
- специфика развития у малыша навыков в сфере общения;
- склонность ребенка к проявлению самостоятельности;
- степень психического развития;
- имеющиеся привычки.
Социально-психологические факторы
В психологии и педагогике адаптация — это процесс, на который оказывают влияние:
- социальные установки;
- характер окружения ребенка до поступления в ДОУ;
- специфика среды детского сада.
Наличие перечисленных выше факторов позволяет детям максимально результативно наладить контакты в новом для них межличностном взаимодействии.
По мнению некоторых исследователей, главный критерий, по которому можно определить уровень социальной адаптации в педагогике, это не что иное, как отсутствие у ребенка постоянных нарушений в его поведении, которые граничат с неврологическим нарушением. Если такая ситуация все же имеет место, то можно говорить о том, что происходит дезадаптация малыша. Он пока не смог приспособиться к новым для него условиям ДОУ.
Типы социально-психологической адаптации
Рассматривая понятие адаптации в педагогике, можно говорить о существовании следующего:
- Прогрессивной социально-психологической адаптации. Для нее характерно достижение единства интересов личности и целей групп общества.
- Регрессивной социально-психологической адаптации. Этот тип относится к формальным. При этом подобная адаптация не отвечает интересам общества, а также развитию личности и социальной группы.
По мнению некоторых психологов, регрессивный тип приспособления к новым условиям не позволяет индивиду самореализоваться и проявить данные ему природой творческие способности. Социализация личности возможна только при прогрессивной адаптации. В противном случае у ребенка выработается склонность к систематическим нарушениям норм поведения, что станет причиной возникновения новых проблемных жизненных ситуаций, приспособиться к которым не позволит отсутствие полученного опыта.
Проблемы адаптации
Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.
Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.
Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:
- Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
- Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
- Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
- Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.
Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.
Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:
- освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
- принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
- перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.
Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:
- реагировать на педагога;
- слушать;
- самостоятельно выполнять заданные упражнения;
- анализировать и организовывать выполнение заданий.
Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.
В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.
Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:
- желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
- стремления успешно их осваивать.
Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.
Адаптация школьников при отклонении в развитии
Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.
Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.
Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.
Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения. Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки.