Сенсорное развитие монтессори: Статья по математике по теме: Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори – «Сенсорное развитие по методике М. Монтессори»

Содержание

Статья по математике по теме: Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори

                                                  «Способность ощущать и воспринимать

                                                      внешний мир, различать предметы                                                                                                                                    

                                              в зависимости от их качеств  является

                                         основой для развития мышления».

                                                                                       М. Монтессори

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их  цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, целостности.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, мною ставятся  следующие задачи:

 -Формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной деятельности;

-Формирование у детей систем сенсорных эталонов;

-Формирование у детей умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

Первые разработки М. Монтессори были направлены на развитие сенсорного восприятия и моторики ребёнка.  Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

Тщательно разработанные ею пособия несут в себе обучающую задачу и помогают  развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.

Учебные  «Монтессори-материалы» представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.  Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.

 Такие игры всегда можно использовать с обучающими целями: это могут быть обычные прищепки для белья, канцелярские цветные скрепки, орешки каштанов в дидактических играх с детьми для развития тактильности, мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия, запоминания геометрических фигур; различные геометрические тела (кубики, цилиндры и т.д.), таблички, дощечки, рамки, имеющие различный цвет и фактуру; предметы с элементами застёжек,  шнуровок  —   для развития мелкой моторики и бытовых навыков.  Для трехлетних детей, которые подчас не могут ни  определить цвет, ни назвать его целесообразнее применять мягкие пособия, с помощью которых можно провести игры «Посади клумбу», «Собери фрукты». Детям предлагается задание: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветок, к пуговице голубого цвета голубой цветок и т. д. Таким образом сначала формируется понятие «такой же», затем идет запоминание цветов, их названий. Для более старших детей задание «Посади клумбу» можно усложнить: придумай цветам серединки другого цвета.

     Детям всегда интересны планшеты с закрепленными крышками от пластиковых бутылок. Маленьких детей увлекает откручивание, закручивание крышек, перемещение их по цвету, размеру в пределах планшета. После освоения детьми элементарных действий с крышками, можно усложнить задание, предложив ребенку закрепить крышки согласно схемам.  Задания способствуют развитию моторики пальцев,  ориентированию относительно углов, сторон планшета,  запоминанию  цветов, а также воспитывают усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Также возможно использование планшета с обычными тонкими резиночками, которые ребенок натягивает по любому замыслу или с конкретным заданием. С помощью этой полезной игрушки малыш может  «нарисовать» резиночками цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры и т.д. Ребенок получает уникальную возможность «прочувствовать пальцами» форму геометрических фигур, цифр и других изображаемых силуэтов.  Играя с планшетом, малыш разовьет внимание, логику и абстрактное мышление.

Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком — это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.

Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.

Материалы для развития чувств

Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние.

На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

 •Определи предмет по запаху;

•        Вспомни, как они пахнут;

•        Коробочки с запахами;

•        “Тихо и громко”.

•        “Угадай, что звучит”.

•        “Шагаем и танцуем”.

•        Высокий и низкий звук”.

•        “Звоночки”.

•        “Шумящие коробочки”.

•        “Что слышно”.

•        “Чудесный мешочек”.

•        “Определи на ощупь”.

•        “Узнай фигуру”.

•        “Угадай, что внутри”.

Материал для различения размеров.

  • Розовая башня.

Материал:

Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжёлое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см., длина ребра наибольшего кубика 10 см.

Прямая цель:

Формирование понятий «большой» — «маленький».

Косвенная цель:

Развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Контроль над ошибками:

Если заданный порядок построения башни не соблюдён, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

-Вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

-Кубики ставятся друг за другом по диагонали;

  • Коричневая лестница

Материал для различения цвета.

  • Цветные таблички.

Материал:

Ящик 1 содержит по 2 таблички жёлтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками.

Прямая цель:

Различение основных цветов.

Косвенная цель:

Развитие тонкой моторики.

•        “Найди цветок для бабочки”.

•        “Поставь цветы в вазу”.

•        “Ловись рыбка”.

•        “Собери бусы”.

Материал для различения структуры поверхностей и материалов.

  • Клавишная доска (шероховатый — гладкий)

Материал:

Доска (24 см. Х 12 см.), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска(24см. Х 12 см.), которая разделена на 9 равных полос. Они поперечно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой.

Прямая цель:

Развитие осязания. Узнать различные качества поверхностей.

Контроль над ошибками:

Различные качества шершавой и гладкой поверхностей.

Материал для различения вкусовых качеств.

  • Вкусовые банки.

Материал:

8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложечка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.

Цель:

Дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.

Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.

Проводятся также игры:

•        “Определи на вкус”.

•        “Вкусовые банки”.

•        “Назови вкус продуктов”.

Материал для восприятия температурных различий.

  • Тёплые кувшины.

Материал:

8 металлических кувшинов.

Цель:

Дифференциация восприятия температурных различий.

Контроль над ошибками:

Происходит через повторное сравнение.

Таким образом,  следует сделать вывод, что сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей.  Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.

Список используемой литературы

1.        Т.В.Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль,. 1998г.

2.        Л.А.Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, 1989г.

3.        Горбун Н, Губенко А., Ким А. Упражнения с Монтессори материалами. Рига- Москва, 1998г.

4.        Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. — №5. — С. 54-55

5.        Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори// Дошкольное воспитание. -1989. — №10. — С. 66-70

«Сенсорное развитие по методике М. Монтессори»

Аналитический отчет о выполнении плана по самообразованию на тему:

Развивающие игры по методике М. Монтессори.

Сенсорное развитие малышей в первой младшей группе.

Воспитатель Бабаянц М.А.

г. Новошахтинск

Целью моей работы – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.

Основные задачи:

— создание развивающей среды;

— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

— формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Актуальность.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В младшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

• развитие мелкой моторики рук;

• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.

Цель — развитие координации движения; помочь сориентироваться в окружающем мире, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков. Развитие моторики, координации движений.

Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики, развитие слуховой памяти.

Развиваем мышление и тактильную память, доставая с волшебного мешочка воздушные шары наполненные различной крупой:рис, горох, манная, фасоль, гречка и др., а затем потрогать и рассмотреть крупу в блюдце, найти на ощупь в шарике. Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки.

Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет сенсорного развития условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малышей, поскольку этот период когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности , развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов,а также на совершенствование зрительной, моторной,слуховой, образной памяти. Средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.

Сентябрь.

Свою работу с детьми я начала с игр связанных с водой – это переливание воды, «Поймай совком мелкие игрушки», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет»  дидактическая игра «искупаем куклу Катю» помогают развивать общую и мелкую моторику рук, развитие у детей сенсомоторики, координации движения и зрительного внимания.

Октябрь.

Знакомство с книжной графикой «Веселые картинки»(потешки).Рассматривание картинок в детских книжках. с иллюстрациями Ю. Васнецова. Вызывание интереса к книжной графике. «Веселые игрушки» Продолжение знакомства с иллюстрациями Ю. Васнецова. Установление взаимосвязи между картинками и реальными игрушками. Узнавание животных в рисунках. Рисование пальчиками или ватными палочками «Дождик, чаще, кап-кап!»

Ноябрь.

Изучение ПДД -создание макета с правилами с атрибутами. Постройка гаражей из строительного конструктора. Работа с вкладышами — закрой окошко. Рисование на черной бумаге тема «Апельсин». Создание экспериментального уголка-бросовый материал шишки,ягоды,камушки,листья,каштаны,веточки. Изучение текстуры материала на ощупь

Декабрь.

Продолжение изучение литературы по данной теме.

Проведение консультации с родителями по теме «Какие игровые материалы и игрушки нужны деткам?»

Обыгрование сенсорного домика. Дидактическая игра «Тепло оденем куклу».Птицы зимой. Игра «Какие бывают птицы зимой» «Зимние забавы родителей и малышей» «Аппликация» «Праздничная елочка» «Лепка снежков для снеговика».Пальчиковые игры.

Январь.

Опыты экспериментирования со снегом «Цветные льдинки» «»Снег и снежинки состояние на улице и в группе. Создание уголка с дикими животными зимой, обыгрывание на макете, настольные игры с животными- с правилами. Разучивание комплекса утренней гимнастики со снежками. Настольные игры с вкладышами. Классификация овощей и фруктов. Найди пару шнуровки. Работа «Снеговик-Великан»-работа с салфетками.

Февраль.

Театрализованная деятельность.

Показ сказки «Три медведя»

Складывание пирамидок. Изучение и закрепление цвета основных, формы.

Собери разрезные картинки. Игры с ведерками с крышкой (большие и маленькие предметы. Коллективное аппликация «Лоскутное одеяло(целое и части), лепка «Баранки-калачи». Узнали что такое кормушка для птиц.

Поделки папам на 23 февраля.

Март.

Сенсорные коробочки-камешки,шишки,мелкие игрушки,фасоль,музыкальные инструменты,создали огород на подоконнике. Поделки мамам. Показ сказки «Колобок». Д/упражнение, пересыпаем ложкой крупу стр 115. опыт с водой и яйцами стр138.

Развитие точных движений рук; определять предметы на ощупь благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения.  Монтесори- материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Важнейший элемент педагогики  Монтессори — это развивающая среда.

Но  Монтессори- материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив  Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию.

Главный принцип системы  Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

• Фронтальная (групповая) форма

• По подгруппам — основная форма работы на занятиях

• Игровая форма

• Индивидуальная деятельность

• Развивающие игры

• Интегрированная форма

Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

• саморазвитие детей;

• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;

• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

Рамки с застежками — пуговиц

Выводы:

Дети стали более самостоятельными и уверенными в себе. Использование дидактической игры помогло мне повысить уровень сенсорного воспитания,сформировать знание по сенсорному развитию. Овладение способами обследования предметов. Научились воспринимать свойства предметов, сравнивать. Стали усидчивыми во время игр, поддерживают дружеские взаимоотношение. Обыгрывают ситуативные игры. Любят книжечки разных видов, слушать и повторять песенки, стихи. Сложно запоминать цвета.

Используемая литература

Методика раннего развития В. Дмитриева 2015г Моска.

Воспитание сенсорной культуры ребенка Л.А. Венгер 1988г Москва

пальчиковые игры Т.П. Трясорукова

Пластилинография для малышей Г.Н. Давыдова 2012г Москва

Программа художественного воспитания И.А. Лыкова 2007г Москва

учебно-методическое пособие И.А. Лыкова 2012г Москва

.

hello_html_75661843.jpg
hello_html_33b65712.jpg
hello_html_386db479.jpg
hello_html_79507777.jpg

hello_html_75661843.jpg

hello_html_33b65712.jpg

hello_html_386db479.jpg

hello_html_3e0d02b0.jpg

hello_html_m53de9ddf.jpg

hello_html_20c3287a.jpg

hello_html_6d7e1f20.jpg


hello_html_79507777.jpg

hello_html_5d39d0de.jpg
hello_html_2aa20171.jpg

hello_html_386db479.jpg

Сенсорное развитие младших дошкольников с использованием метода М. Монтессори



Роль сенсорного воспитания в развитии младших дошкольников переоценить трудно, поскольку оно оказывает влияние на дальнейшее интеллектуальное совершенствование ребенка.

Цель сенсорного воспитания является направленное развитие ощущений и восприятий.

Задачи, поставленные сенсорным воспитанием:

– создание условий для формирования у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

– мотивированное развитие у детей системы сенсорных эталонов;

– побуждение детей к развитию умений самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Первым, кто заговорил о необходимости сенсорного развития ребенка, был Фридрих Фребель (1782–1852) — создатель первой системы дошкольного воспитания и основатель детских садов.

Второе педагогом, заговорившим о важности сенсорного воспитания, был Рудольф Штайнер (1861–1925). Создатель Вальдорфской школы, который первый ввел разновозрастные группы в обиход детского сада.

Третьей стала Мария Монтессори (1870–1952) (далее М.Монтессори), будучи врачом, начала, разработку методов воспитания детей с особыми образовательными потребностями с помощью сенсорного воспитания, а после работы с ними создала образовательную систему для развития обычных детей.

В отечественной педагогике Венгер Леонид Абрамович (1925–1992) посвятивший жизнь изучению сенсорного развития детей и разработке дидактических игр для воспитателей. Анна Михайловна Леушина (1898–1982) занимавшаяся проблематикой сенсорного развития в детском саду, уделяя большое внимание ориентированию в пространстве и опознанию геометрических фигур у дошкольников. Здесь следует отметить тот факт, что все пособия и дидактические игры изготавливались руками воспитателя, а позиция педагога и ребенка «объект-субъект», что является неприемлемым в условиях внедрения ФГОС ДО.

В современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорного образования подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста первично тактильное восприятие окружающего мира, а после него зрительное и слуховое. Дети с недостатком сенсорного воспитания испытывают трудности в области правописания, графопостроения, изготовления поделок, повторении движений за инструктором по физической культуре, танцам и т. д. Такое положение дел приводит к снижению самооценки ребенка, его мотивация к движению вперед падает.

Также стоит отметить отсутствие в отечественной педагогике систематического подхода к созданию образовательной среды, как правило, встречаются общие фразы, например: «…Образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» [2, c.3] или «…Главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…Развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы: каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?

Практика показывает, что достичь систематичного подхода к созданию сенсорной зоны в образовательной среде можно, используя метод М. Монтессори.

Метод М. Монтессори в отличие от вышеперечисленных имеет строгую систематику, с четким регламентом движений при демонстрации материала педагогом ребенку.

Монтессори материал (далее М. материал) разработан, существует в открытой продаже в России, в Санкт-Петербурге и одобрен AMI (Association Montessori Internationale). Иными словами, существует без коренных изменение уже второе столетие, что доказывает его состоятельность.

О материале и методе и самой М. Монтессори было много отзывов в большинстве своем положительных. Цель статьи не написать еще один, а рассмотреть влияние М. среды, на сенсорное воспитание современных дошкольников.

Главный принцип аналогичен фребелевскому — воспитание гармонично развитой личности. Разница в подходах и дидактическом материале. При использовании системы Монтессори (далее М. система) ребенку позволительно вести активную познавательную деятельность, в рамках правил — «Помоги мне сделать это самому» [3, с. 12], что помимо прочего помогает сгладить кризис трех лет. Личный пример педагога еще одна установка. Среда делится на 4 зоны: Упражнения в практической жизни, Сенсорика, Математика, Развитие речи. Рассмотрим зону сенсорики

Развитие тактильной чувствительность. Комплексы предметов, из материалов, для определения: размера, формы, цвета, звука, тактильных ощущений, запаха, веса. Все выполнено из материалов, знакомых ребенку.

Главная задача этого комплекса развить чувства: тактильные, зрительное, слуховое, обонятельное. Второстепенная задача — плавно подготовить ребенка к переходу к математической и языковой зонам, также продолжается развитие мелкой моторики. План работы с сенсорным материалом не привязан к определенным дата, поскольку ребенок может поступить в Монтессори — класс (далее М. класс) в любое время и его обучение начинается с самых азов, согласно концепции индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

Принцип работы педагога с ребенком: «Помоги мне это сделать самому», а также «Свобода и дисциплина» — мотивирует ребенка на познание нового материала. Упражнение показывается столько раз, сколько необходимо для полностью самостоятельного выполнения ребенком. При этом демонстрация ненавязчива. Исправление ошибок только после окончания детской деятельности.

В М.-системе существует пять ступеней развития ребенка в использовании материала.

На первой ступени дети учатся сосредоточивать свое внимание, делают первые сравнения, поэтому последовательно работают с блоками-цилиндрами, используя, как один блок, так и несколько за один раз.

Вторая ступень дети упражняются в распознавании величин, цветов, тактильных ощущений. Красные штанги, коричневая лестница, розовая башня по-разному дают ребенку представление о величинах и их различиях. Первый комплект цветных табличек дает представление о трех основных цветах спектра. Шершавы доски помимо развития тактильной чувствительности, развивают мелкую моторику, косвенным образом готовят руку к письму.

На третье ступени у детей формируется хроматическое чувство, развивается тактильная чувствительность.

Четвертая ступень раскрывает перед ребенком многообразный мир оттенков с помощью большого набора цветных табличек и тактильных ощущений с ящиком с тканями.

Таблица 1

Ступени развития ребенка виспользовании материала

Первая ступень

Вторая ступень

Третья ступень

Четвертая ступень

Величина

Блоки-цилиндры

Красные штанги Коричневая лестница Розовая башня

Цвет

Цветные таблички

Цветные таблички

Цветные таблички

Тактильное восприятие

Шершавые доски

Шершавые таблички

Ящик с тканью

В приведенной таблице я осознанно не привожу пятую ступень развития ребенка, поскольку на ней заканчивается сенсорное воспитание и начинается активное освоение родного языка (письмо, чтение), также продолжение формирования математических представлений.

На основе вышеизложенного можно констатировать, что метод М. Монтессори в развитии сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста показал свою эффективность.

Работать педагогу-дошкольнику, используя эту методику легче, поскольку есть возможность уделять полноценное внимание нескольким детям во время образовательной деятельности. Сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие.

Также дети самостоятельно переходят от одного простого материала к более сложному, внимательно следили за действиями педагога, активно подражали им в самостоятельной деятельности.

Влияние М — материала на сенсорное развитие детей можно охарактеризовать как положительное по нескольким причинам:

– сенсорное развитие происходит естественным образом в образовательной среде, где у ребенка есть возможность самостоятельно выбрать себе занятие, переходя от простого материала к более сложному;

– контроль ошибок производится самим ребенком, а возможность исправления без помощи педагога поднимает самооценку;

– дети, занимавшиеся М-материалом демонстрируют лучшие результаты в области сенсорики, чем дети, занимавшиеся с традиционным материалом.

Литература:

  1. Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори — материал: Школа для малышей — М.: Мастер, 1992. — 80 с.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет. сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер, под ред.Л. А. Венгера — М.: Просвещение, 1988. — 144 С
  3. Дмитриева В. Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори. Помоги мне это сделать самому — М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2006. — 96 с.: ил
  4. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, ребенок, образовательная среда, сенсорное развитие, ступень, развитие, ступень развития ребенка, Коричневая лестница, Розовая башня, детский сад.

Зона сенсорного развития в Монтессори

Одной из зон в среде Монтессори для детей является зона сенсорики — зона сенсорного развития. Эта зона создана для того, чтобы развивать восприятие мира малышом через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Сензитивный период сенсорного развития малышей — 2,5 — 6 лет (подробнее об этих периодах можно почитать в моей статье «Сензитивные периоды развития ребенка«), однако, наблюдайте, предлагать ниже представленные варианты материалов можно и раньше.

Ну и помните, что совсем не должен ребенок сидеть час с одной работой, это просто невозможно. Внимание ребенка до 6 лет — непроизвольное, он не может по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут и постепенно увеличивается со временем.

Для чего еще полезны упражнения из зоны сенсорики — чтобы гармонизировать и «подтянуть» работу органов чувств. Ведь у ребенка глаза «отстают» от рук, а еще больше отстает ушко.

Во всех материалах сенсорной зоны изолирован один признак, с которым будет работать ребенок (например, все одного цвета, но отличается по размеру, или в одинаковых коробочках что-то разного вкуса/запаха). Давайте рассмотрим, какие материалы есть в классе монтессори, и что можно взять на вооружение домой.

Сенсорное развитие в монтессори: ЗРЕНИЕ

В этой зоне находятся работы, которые работают на утончение зрения ребенка. Это предметы, которые могут помочь изучить такие понятия как большой/маленький, толстый/тонкий, высокий/низкий и т.п., и конечно же цвет.

В классе это цветовые дощечки, штанги, коричневая лестница, розовая башня.

В повседневной же жизни можете использовать все, что есть под рукой.

Например, при приготовлении супа, показывайте большую/маленькую картошку, длинную/короткую или тонкую/толстую морковку. Апельсин/яблоко/мандарин — круглые, морковка/кабачок/огурец (если обрезать с двух сторон) — цилиндр, киви/яйца — овальной формы и т.п.

С цветами тоже очень много разного придумать можно — собирать все фрукты/овощи одного цвета (морковка/апельсин/мандарин/ или лимон/желток/кукурузаяблоко или  огурец/горошек/брокколи/яблоко/петрушка).

Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно. Вешать прищепки одного цвета на такой же кусок картона. Вещи ребенка раскладывать вместе с ним по цветам и т.п. Сложность занятий будет зависеть от возраста ребенка.

Сенсорное развитие в монтессори: СЛУХ

Слух в материалах класса монтессори развивают звуковые цилиндры (шумовые коробочки), звуковые кубики, звоночки.

Подумайте, что именно можете организовать вы. Если есть возможность — купите пары одинаковых колокольчиков одной тональности (чтобы они выглядели одинаково, но звучали по-разному). А можно соорудить из подручных средств.

Например, маленькие бутылочки из-под воды выкрасьте в одинаковый непрозрачный цвет и попарно насыпьте туда одинаковое количество фасоли, гороха, риса, бусин, бисера и т.п. Предлагайте ребенку найти пару. Хорошо такое упражнение делать с закрытыми глазами, чтобы оставить «рабочим» только слух. На кухне можно давать несколько разных кастрюль/мисок и ложку — пусть малыш извлекает звуки (конечно, мама при этом должна быть в ресурсе, чтобы иметь возможность спокойно выдержать эту тарабарщину :))

Когда гуляете с ребенком на улице — играйте в игру «что я слышу?» (пение птиц, проезжающие машины/мопед/мотороллер, гул самолета/поезда/метро, моторных лодок возле воды, детский смех/плач/крик, разговоры людей, музыку, лай собак/мяуканье котов/воркотание голубей, шуршание листвы под ногами, звуки льющейся воды при поливе клумб и т.п.).

Сенсорное развитие в монтессори: ОБОНЯНИЕ

Для развития обоняния используются коробочки с запахом. Вы можете разложить ватки, сбрызнутые разными духами или вымоченные в разных специях, либо насыпать специи (ванилин, корица, мускат) в баночки с дырочками (непрозрачные одинаковые солонки, например).

Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах — лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т.п., а затем и тонкие ароматы. Нюхайте свежевыстиранное белье, еду, аромомасла дома, цветы, деревья (кору), прелую листву осенью на улице. Если у вас дома растут цитрусовые и вы протираете их листья, они тоже будут источать тонкий аромат.

Сенсорное развитие в монтессори: ВКУС

Для развития вкусовых рецепторов в классе педагоги используют вкусовые капли или продукты в коробочках. То же можете делать и вы.

Приготовьте в одинаковых маленьких посудинках (например, рюмочки) попарно: сок лимона/яблока/апельсина, сироп вода+сахар, соленую воду, заваренные травы (ромашка, мята, мелисса и т.п.) — пусть малыш пробует и подбирает пару пока вы готовите.

Или подготовьте одинаковые кусочки разных продуктов, поочередно кладите в рот ребенку и пусть угадывает, что он ест. Конечно, продукты должны быть знакомыми ребенку, а если вы предлагаете что-то новое, то оно должно быть одно, чтобы малыш запомнил новое название. Давайте пробовать то, что вы готовите, предлагая ребенку сказать название блюда. Можно устраивать дни «дегустатора». Например, сегодня дегустируем и называем исключительно фрукты, завтра ягоды, послезавтра овощи и т.п. Или сегодня только красные фрукты, завтра зеленые овощи и т.п. Или по способу приготовления: сегодня картошка (морковка/свекла и т.д.) — сырая, жареная, пюре, печеная, молодая, драники, зразы и т.п.

Сенсорное развитие в монтессори: ОСЯЗАНИЕ

На осязание, я уверена, ваша фантазия подкинет множество вариантов. Можно просто трогать разные предметы, можно различать их по температуре, фактуре, весу и т.п. В классе монтессори вы можете встретить такие работы как термобаночки, термопластины, дощечки/подушечки разной тяжести, шершавые дощечки, ткани одного цвета, но разной фактуры, волшебный мешочек — пощупай, угадай что это.

Все это можно сделать дома. Давайте ребенку трогать все предметы, называя их свойства — гладкий/шершавый/мокрый/сухой/тяжелый/легкий/горячий/теплый/холодный/скользкий/мягкий/твердый/колючий и т.п. Не забывайте на прогулке тоже щупать — трогайте деревья, шелковистую травку, собирайте плоды (их, кстати, можно еще соотносить и по форме/весу/величине и т.п.). Наше любимое занятие было собирать каштаны (приносили с прогулки целый мешок), высыпать дома в тазик, и топтаться босыми ножками в течение дня.

Как вы видите, сенсорную зону можно организовывать не только в детской комнате — половина материалов может быть в кухне. А ведь очень часто мамы задают вопросы «что с ребенком делать на кухне?» и жалуются, что дети отвлекают и не дают ничего приготовить.

Работайте на опережение — отвлекайте первыми! 🙂

Заказать мои книги можно заполнив форму ниже:

Поделиться «Зона сенсорного развития в Монтессори — как использовать сенсорику дома?»

«Зона сенсорного воспитания» по Монтессори

Педагогические идеи Марии Монтессори

Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это — этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.

Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, — расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я», его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.

Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал — важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им «клавишными досками», «числовыми станками», «рамками с застежками», фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:

§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

§ материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.

· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт — символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста — это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления — игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса — классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 120.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори — образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях; вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.

Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори. Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.

1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров — Ю.И Фаусек — крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори», где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори. После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму — по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом — третья, четвертая и так далее.

Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.

Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка. В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Проект (младшая группа): Проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

На 2018-2019 учебный год мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.

ЗАДАЧИ:
— создать развивающую среду;
— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
— формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
— формировать полноценное восприятие окружающего мира.
— формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру.
-привлекать родителей в продуктивной и творческой деятельности.
— активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Вмладшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Для ребенка Монтессори — материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтессори — материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
• Фронтальная (групповая) форма
• По подгруппам — основная форма работы на занятиях
• Игровая форма
• Индивидуальная деятельность
• Интегрированная форма
Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы, с каждым ребенком 2 — 3 раза в неделю.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• развитие мелкой моторики рук;
• заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития, умение выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
• саморазвитие детей, обогащение чувственного и сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира,
• умение обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру
• формирование первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду, активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.
ТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.
2. Развитие координации движения.
3. Развитие точных движений рук.
4. Развитие моторики, координации движений.
5. Развитие слуховой памяти.
6. Развитиемышления и тактильной памяти.
7. Развитиецветового восприятия.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».
ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.
Игры связанных с водой – это переливание воды, «Найди слона», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет» и др. это координации движения и зрительного внимания.
2. Коммуникация Познание (ФЭМП сенсорное развитие)
2.1. Изготовление аппликации «Коврик для Мурки».
Знакомство с цветом (красный, желтый, зеленый): учить различать желтый цвет, красный цвет, и зеленый цвет, формы (квадрат и круг) и их место расположения.
Дети лучше и легко осваивают цвет. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
2.2. Развитие координации движения.
Работа с сухими бассейнами и играми с крупами. Цель — помочь сориентироваться в окружающем мире.
2.3. Рисование «Цветные мячики»
Учим держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, красный и зеленый цвет, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования, принимать активное участие в продуктивной деятельности и по просьбе взрослого умение рассказать об изображенном на картинке.
Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого красного и зеленого цвета, листы белой бумаги с нарисованными кругами.
2.4. Лепка. «Зёрнышки для петушка»Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.
Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.
Принимать участие в игре с несложными движениями. «Зарядка для петушка», в продуктивной деятельности. (Лепка зёрнышек для петушка)
Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.
Игрушка петушок. пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, зерно (пшено
3. Развитие точных движений рук;
3.1. Рамки с застежками — пуговицы, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков.
3.2. Конструирование «Машинки и дорожки»
Учим располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.
Жёлтаяи красная машинки,жёлтые и красные кубики,такого же цвета полоски разной длинны.
4. Развитие моторики
Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки
5. Развитие речи. Художественная литература.
Потешка «Петушок, петушок…»,стихотворение А. Барто
Познакомить с содержанием песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение, воспитателя и отвечать на вопросы.
Проговаривать звуко подражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,. Формировать активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении песенки «петушок, петушок…»
Игрушка петушка.
5. Развитие слуховой памяти.
Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики,
6. Развитие мышления и тактильной памяти,
Доставая из «волшебного мешочка» воздушные шары наполненные различной крупой: рис, горох, манная, фасоль, гречка и др. затем потрогав и рассмотрев в блюдце, найти на ощупь в шарике.
7. Развитие цветового восприятия.
Постоянно проводить работу с цветом — используя созданные родителями модули, планшеты или сенсорные книжки.
7.1. Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко»
Закреплять у детей умения групппировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка.
Дидактическим материалом послужат мячи 4 цветов:Красные,зелёные,синие и жёлтые.
Ведёрки таких же цветов.
8. Формы работы с родителями:
8.1. Консультация для родителей.
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
8.2. Для родителей будут проведены выставки: рисунки детей, фото с занятий и постройками детей,фото НОД и праздник шаров).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Развлечение «Праздник разноцветных шаров».

Оформление работ на доске, выставки.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори.

Промежуточный фото отчёт по реализации проекта.

ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».
2. М. Монтессори «Дети другие».
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша».
4. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3».
5. Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 2 младшей группе.
Е. В. Сербина. «Математика для малышей».

Консультация на тему: «Чувственное (сенсорное) развитие Монтессори»

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Например, малыш легко отличает маленькую ложку, которой ест сам, от большой, которой пользуются взрослые. Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Ведь если палка слишком коротка, с её помощью не даётся достать мяч. В других ситуациях восприятие остаётся расплывчатым и неточным. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку, в отличие от формы и величины, не оказывает большого влияния на выполнение действий.

Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребёнок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков, т того, знаком или не знаком ему предмет, назван или не назван в слове. Так, подбирая пару к незнакомому предмету, малыши ориентируются на цвет, а к знакомому — на форму.

Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным. Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки,

Завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками — цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил. Авто дидактические игрушки, в частности матрёшки, побуждают малыша соотносить их детали по какому-то признаку.

На первых порах ребёнок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки — примериванием, который ребёнок осваивает постепенно. Так, пред дошкольник по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдёт деталь нужной формы. Или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца. Характер ориентировочных действий ребёнка изменяется, когда он начинает использовать мерку для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Например, меркой становится самое маленькое кольцо пирамидки, с которым ребёнок сравнивает все остальные. Такое сравнение первоначально требует от малыша развёрнутых ориентировочных действий. Так, он прикладывает все кольца пирамидки к мерке и устанавливает их соотношение по величине. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать основе зрения без практических действий. На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором. Таким образом, меняется действие с меркой и её содержание. Ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, он и представление о нём.

Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребёнка, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету.  Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и тонным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Слова, обозначающие признаки предметов, преддошкольники усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов. Это создаёт основу для усвоения в старшем возрасте сенсорных эталонов.

При выполнении не только соотносящих, но и орудийных действий малыш осваивает ориентировочные действия примеривания. Когда не получается достать предмет короткой палкой, он заменяет её предметами большей длины, пока не достигнет желаемого результата.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *