Как научить ребенка в 6 месяцев засыпать самостоятельно
Все родители хотят, чтобы их дети спали спокойно и всю ночь без пробуждений. Но взрослые не всегда учитывают особенности детской психики и ее способности относительно возраста. Самостоятельное засыпание, как и другой любой навык, нужно осваивать по возрасту. Когда ребенок физиологически к этому готов.
Мы, команда Спи, Малыш, не рекомендуем до 6 месяцев учить малыша самостоятельно засыпать, потому как:
- Ребенок еще не готов к этому физиологически и психологически
- Успехи в обучении в таком раннем возрасте не гарантируют сохранение навыка самостоятельного засыпания после полугода
- Неаккуратное применение методик обучения СЗ может стать небезопасным и навредить отношениям «мама-ребенок»
Первые полгода малыш полностью зависит от взрослого.
Эмоционально и физически малыш зависит от значимого взрослого, чаще от мамы. В процессе эмоционального общения, ухода за малышом, кормления формируется эмоциональная связь и близость с малышом. Она зависит и от того, как удовлетворяются его потребности в еде, тепле, смене памперса и общении. Привязанность первые полгода формируется в тесном тактильном и эмоциональном контакте с мамой, что важно учитывать.
В раннем возрасте малыш не умеет еще успокаиваться сам, ему еще нужна помощь взрослого при засыпании.
Подумайте, что такое «самостоятельность»? Что малыш может сделать сам в таком раннем возрасте? Какая самостоятельность в 2 месяца? Но, несомненно, с возрастом самостоятельность ребенка растет и проявляется в его новых двигательных навыках.
Около полугода малыш сталкивается с психологической сепарацией — процессом естественного отдаления мамы от ребенка и его от мамы, что также свидетельствует о взрослении ребенка. Это процесс двусторонний. Не только малыш отдаляется от мамы – он уже может отползти, например, но и мама позволяет ему делать это в безопасных условиях и рядом с собой. Так малыш осваивает пространство, познает мир вокруг себя, знакомится с новыми эмоциями и впечатлениями от того, что стал по-другому смотреть на мир и близких, которые его окружают — уже не лежа на спине, а в перевороте или на животе. И тут очень важно, на сколько взрослый стимулирует и поощряет эти порывы самостоятельности, а соответственно взросления малыша. Ведь бывает так, что ребенок в 6-7 месяцев готов сам что-то делать, но родители не готовы к этому: они бояться, ограждают малыша от многого, делают что-то за него, хотя он уже сам умеет это. В такой ситуации взрослым важно разбираться с вопросами: «Почему мне это удобно?», «Самостоятельность моего малыша – это что для меня?».
Иногда в индивидуальной работе с консультантами проясняется, что мама психологически не готова к тому, что ее малыш повзрослел, мама начинает в некоторых ситуациях чувствовать себя не такой значимой, как раньше, возникает ощущение, что ребенок уже не так сильно нуждается в ней. У таких переживаний есть разные скрытые психологические причины: сложные отношения с супругом, поиск ласки в заботе о малыше, сложные отношения с мамой и тогда страх «не додать» что-то своему маленькому сокровищу, а, может быть, мама себя в таких отношениях с ребенком чувствует особенной и самой значимой.
Но самостоятельность малыша и его взросление не делают маму менее значимой, иногда наоборот, чтобы пройти регресс или скачок роста, малыш вначале нуждается в маминой поддержке — липнет к маме, постоянно находится у нее на руках, не отпускает ее руку, чтобы получить безопасность, сделать шаг вперед и «отпустить» маму до следующего кризисного события.
И на каждом возрастном этапе ребенка любовь мамы будет проявляться в разных действиях и поступках. Даже когда мама перестает кормить грудью, она не становится менее значимой для своего крохи. Она не начинает любить его меньше, также, как и он ее. И с возрастом развиваются другие проявления маминой любви и заботы. Подумайте, в чем проявляется ваша забота о малыше? Вспомните, отличается ли сейчас эта любовь и забота от той, которая была в раннем возрасте малыша? Появляются ли новые способы сказать и показать свои теплые чувства ребенку?
Почему мы рекомендуем обучать самостоятельному засыпанию после 6 месяцев?
Около 6 месяцев малыш становится более мобильным, он уже активно переворачивается и учится ползать. К 6-7 месяцам начинают запускаться процессы саморегуляции, что позволяет малышу осваивать новые способы успокоения и находить свои.
В этом возрасте в качестве самоуспокоения могут выступать действия, несвязанные с присутствием взрослого в момент засыпания: дети могут засыпать сами, если иногда есть соска, сонный любимец, сосание пальчика, «пожмякивание» одеялка, «мурлыкание» себе под нос «колыбельных-мантр».
К 6-8 месяцам важно развивать самостоятельность, способствовать взрослению ребенка, поощрять это. А самостоятельное засыпание – это как любой другой навык, которому можно и нужно научить ребенка, если он готов и здоров (ВАЖНО! для исключения медицинских причин рекомендуем обратиться к педиатру).
Что может помочь в этом возрасте подготовить ребенка к самостоятельному засыпанию?
- Проверьте условия сна. Не бойтесь создавать идеальные условия для сна и перестаньте волноваться, что это будет мешать малышу в будущем спать при малейшем шорохе. Обычно такая требовательность к условиям сна касается очень чувствительных малышей. Помните, что детям важно создать комфортные условия для сна. Дети больше, чем взрослые, нуждаются в проветривании и прохладе. Затемняйте комнату на время сна, не переживайте, что это запутает ребенка. Темнота помогает лучше спать, ведь мелатонин «гормон сна» начинает активно вырабатываться в темноте, так детям легче расслабить мышцы глаз и удерживать веки закрытыми. К тому же, дети меньше отвлекаются на рассматривание и изучение окружающей обстановки.
- Ритуалы. Как много мы пишем о важности подготовки ко сну! Это так просто, и так эффективно, но многие родители игнорируют важность ритуалов перед сном. Почему ритуалы работают? Ребенку важна последовательность и предсказуемость. Когда одни и те же действия повторяются каждый вечер перед сном, то это помогает настроиться на сон и быть готовым к нему. Такая предсказуемость успокаивает и расслабляет. Вы можете попробовать вводить ритуалы постепенно. Добавьте больше расслабляющих действий перед сном, подумайте, какие из спокойных занятий приятны и вам, и вашему малышу. Старайтесь и сами получать удовольствие от этого процесса. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом наедине, полностью посвящая себя друг другу. И помните, что с возрастом ритуалы для засыпания дополняются и насыщаются — то, чем вы занимались с 5-месячным ребенком уже будет скучно для малыша 1 года.
- Подберите комфортный режим. К 5-6 месяцам начинает формироваться «мягкий» режим с 3-4 дневными снами. В этом возрасте можно пробовать зафиксировать время ночного укладывания и утреннего пробуждения, а также первый утренний сон через 1-1,5 ч после подъема. Наблюдайте за своим малышом, ориентируясь не столько на нормы сна, но и на признаки усталости вашего малыша, на его комфортное время бодрствования. Фиксируйте и анализируйте свои наблюдения. Они помогут вам выстроить индивидуальный режим вашего ребенка. Но помните, что время бодрствования растет с возрастом и режим постепенно изменяется. Будьте к этому готовы. Вечером можно поискать в течение нескольких дней комфортное время укладывания . Это время мы называем «окно сна» — начало выработки «гормона сна» мелатонин, время, когда ребенок быстрее и легче засыпает. Это поможет вам облегчить укладывание и сократить время засыпания.
- Дневной сон в кроватке. Рекомендация избегать сна в движении в первую очередб касается утреннего сна (первого дневного сна)и послеобеденного сна (второго дневного сна). Сон в в коляске – некачественный сон, не позволяет малышу отдохнуть как следует. Важно постепенно приучить ребенка ко сну в своей кроватке. Сначала сформируйте положительное отношение к кроватке, потом пробуйте организовать первый сон в кровати, а в след за этим и послеобеденный сон. Спустя несколько дней можно иногда перекладывать ребенка засыпающим – сонным, готовым ко сну на один из снов в его кроватку. Важно приучить не только просыпаться в своей кроватке, но и засыпать, научить осознавать момент засыпания в своей кровати.
- Постепенно снижайте свою активную помощь во время засыпания малыша: чуть меньше качайте, поглаживайте, пойте.
- Помните, что в период регресса 7-10 месяцев лучше не принимать жестких правил. Начинайте обучать СЗ, когда ребенок переживет регресс сна.
Помните, что от психологической готовности и настроя мамы во многом зависит эффективность обучения ребенка и то, как он засыпает самостоятельно.
Если мама не готова обучать малыша самостоятельному засыпанию
Может быть и так, что в 6-7 месяцев малыша мама не готова обучать ребенка засыпать самостоятельно. И это нормально, это выбор мамы. Значит маме важно проработать некоторые важные темы, а пока ей это не подходит. Многое зависит от того, насколько всей семье комфортно в текущей ситуации со сном ребенка и хочется ли что-то менять. Мы всегда повторяем — если вас все устраивает, то ничего менять не нужно!
Важно понимать, что есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, отношения между мамой и детьми более сдержанные, малыш рано отделяется от мамы, сама мама в более раннем возрасте отделяется от него и психологически и физически, мамы раньше выходят на работу и отдают детей в детский сад очень рано. Для европейских и американских мам нет внутреннего конфликта или противоречия по этому поводу – это допустимо и привычно для них. Но мамам в СНГ и России часто не подходит такое резкое и раннее отделение от малыша. В русскоговорящей зоне более жертвенные мамы, детоцентризм становится настоящей отличительной чертой — большинство мам не готовы рано выходить на работу и оставлять малыша с кем-то, чаще всего мамы не поощряют самостоятельность ребенка, очень опекают и стараются многое сделать за него, потому наши детки чуть позже становятся самостоятельными. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. И эти культурные различия следует учитывать, иначе у мамы возникает внутренний конфликт, который мешает достигнуть поставленных целей: «я хочу обучить самостоятельно засыпать и в отдельной комнате, но мне самой так нравится спать вместе с ним и страшно, что он там будет одинокий лежать без меня» – и в результате обучение останавливается на психологической работе с мамой, ее готовностью.
В большинстве случаев наши консультанты помогают маме найти свои внутренние ресурсы, найти баланс между «надо и хочу», прийти к золотой серединке между личными желаниями мамы и потребностями ребенка.
Консультанты Спи, Малыш помогают преодолеть родителям трудности с детским сном, подготовить к самостоятельному засыпанию, пройти обучение СЗ под чутким сопровождением психологов и специалистов по детскому сну. Метод, который мы используем в работе, был разработан в Америке, но мы его адаптировали для русскоговорящих мам с учетом культурных особенностей. Метод мягкого отдаления помогает обучить малыша спать самому, с минимальной маминой помощью и с нетравматичным опытом для ребенка.
И если малыш не умеет спать сам и ему постоянно требуется контакт с мамой при засыпании, то с этим можно и нужно работать — учить малыша засыпать самостоятельно. Это такой же навык, как ходить или разговаривать. Когда-нибудь ребенок и сам научится это делать, но с помощью взрослого он сможет освоить новый навык быстрее и эффективнее.
Как научить засыпать ребенка самостоятельно
Знаете ли вы что такое Самостоятельное Засыпание (СЗ) и как выглядит процесс укладывания малыша, когда он умеет засыпать самостоятельно? Знаете ли вы как научить ребенка засыпать и в каком возрасте это можно сделать?
Часто при упоминании СЗ у родителей сразу же возникает множество противоречий и ассоциации с жесткими методиками, плачем в одиночестве. Команда Спи, Малыш хочет поделиться с родителями своим опытом и развенчать мифы и страхи, связанные с темой обучения сну или СЗ в этой статье.
Что такое самостоятельное засыпание?
Самостоятельное засыпание или, сокращенно, СЗ – это засыпание при котором малыш засыпает сам или с минимальной помощью родителей за 15-20 минут в своей кроватке или кровати родителей (если родители сознательно выбрали совместный сон ).
Процесс укладывания малышей, которые уже освоили навык СЗ выглядит так:
- Родители проводят ритуал подготовки ко сну
- Кладут малыша в кроватку
- Целуют его
- Говорят «Спи, малыш»
- Выключают свет и уходят
- Малыш засыпает сам в своей кроватке за 5-20 минут
Навык СЗ могут освоить все здоровые дети старше 6 месяцев, которые находятся как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Задача родителей, помочь ребенку этот навык освоить.
Навык СЗ дети могут освоить и сами, постепенно, без активной помощи родителей. Это в быту называют словом «перерастет». Но, как и с любым умением, с помощью родителей обучение проходит быстрее и эффективнее.
Приведем пример с навыком «говорить». Если родитель не будет помогать ребенку учиться говорить, активно с ним разговаривать, хвалить, мотивировать говорить, ребенок все равно рано или поздно заговорит. Но, скорее всего, без участия родителя, заговорит малыш позже, и возможно, не будет так уверенно и хорошо разговаривать. Так же и со сном. Рано или поздно все дети научатся засыпать самостоятельно, ведь нас, взрослых, никто не укладывает спать вечером. Но если родители не помогают малышам с обучением сну, то сложности с самостоятельным засыпанием могут продолжаться до трех-четырех лет, а в некоторых случаях и до школьного возраста.
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Неумение засыпать без активной помощи мамы или папы – одна из причин частых ночных пробуждений. Одна из причин, одна но не единственная. В нашей пирамиде причин плохого сна есть и другие причины – и проблемы со здоровьем малыша, и эмоциональное состояние мамы, и условия, в которых малыш спит и режим.
В нашей индивидуальной работе с семьями чаще всего бывает так, что после корректировки режима и условий сна, формирования позитивных ассоциаций на засыпание, сон малыша становиться значительно лучше. Родители довольны результатами и не продолжают работ над сном, заключительным этапом которой, является обучение малыша СЗ. Несколько ночных пробуждений малыша не сильно беспокоят родителей, а мы не настаиваем на продолжении. Обучение самостоятельному засыпанию не является обязательным. Если родителей все устраивает, то ничего менять не стоит.
Если вас все устраивает, то ничего менять не нужно.
Но бывает и так, что даже при комфортном режиме и условиях сна малыш продолжает просыпаться часто, через каждый цикл сна – 40 минут. Ребенок требует помощи родителей, чтобы снова заснуть. А такой прерывистый, «пунктирный» сон не может быть качественным и быстро приведет к накоплению недосыпа у всей семьи. В такой ситуации освоение навыка СЗ просто необходимо, потому что именно неумение засыпать без помощи взрослых и ведет к таким частым пробуждениям.
Дети, освоившие навык СЗ, легко засыпают и справляются с кратковременными пробуждениями без помощи родителей и просыпаются только на кормление.
Методы обучения самостоятельному засыпанию
Для того, чтобы научить ребенка засыпать без активной помощи взрослых придумано и описано множество методик. Все методики убирают «негативные ассоциации» на сон и помогают ребенку научиться успокаиваться и засыпать без помощи мамы. Методики условно можно разделить на жесткие «let cry» и мягкие «no cry». Каждая из методик находит свое применение и обоснование. Главное не торопиться с применением, выбрать методику, которая соотносится с вашей ситуацией и философией родительства.
Команда «Спи, Малыш» настоятельно рекомендует выбирать мягкие методики. Но бывают объективные ситуации, когда применение жёстких методик обосновано.
Любая методика работает, если ей следовать. Если вы начинаете методику, а потом бросаете через пару дней, потом вновь от усталости начинаете без подготовки, то вы учите ребенка плакать, а не спать.
Будьте готовы, что обучение СЗ вообще без слез не бывает. Малыш будет сопротивляться привычному укладу и выражать свой протест единственным доступным ему способом – плачем. Что влияет на успех обучения:
- Отдохнувший и подготовленный ребенок
- Отдохните и будьте готовы соблюдать свои же правила
- Найдите помощь
- Настрой – визуализируйте успех!
Как научить малыша самостоятельному засыпанию?
Научить ребенка спать самостоятельно несложно. Чаще всего весь процесс занимает не более месяца. Но важно понимать, что в каждом возрасте есть определенные особенности обучения СЗ.
0 – 6 месяцев
Не стоит слишком торопиться с применением методик обучения сну в возрасте до 6 месяцев. Есть многочисленные исследования, которые доказывают что обучение СЗ в возрасте до 6 месяцев вызывает лишний стресс у мамы и малыша и не дает гарантии, что навык сохраниться, когда малыш переживет первый регресс сна.
Не стоит требовать слишком много от малыша до 6-ти месяцев, но можно делать первые шаги подготовки к освоению навыка уже после 4-х недель:
- Используйте разные способы успокоения малыша, не приучайте к одному способу успокоения
- Не спешите со своей помощью – дайте шанс найти способ самоуспокоения
- Кладите иногда малыша в кроватку сонным, но не спящим
6 месяцев – 2 года
Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, то первый регресс позади, лактация уже точно установилась, а малыш уже достаточно взрослый, чтобы освоить навык засыпать без помощи взрослых. Мы считаем, что это самый идеальный возраст для того, чтобы приучить ребенка к СЗ. Родителям важно внимательно выбрать метод обучения самостоятельному засыпанию и провести подготовку.
Что важно учесть при обучении СЗ в возрасте от 6 месяцев до 2-х лет:
- Обучению сну предшествует подготовка, не беритесь сразу за обучение сну
- Последовательность и постоянство действий – залог вашего успеха!
- Выберите время для старта программы и получите «зеленый свет» от врача
Старше 2-х лет
Обучение СЗ у малышей старше 2-х лет может стать непростой задачей. Вредные привычки на засыпание хорошо закрепились, а опыт малыша говорит о том, что родители рано или поздно сдаются. В этом возрасте дети время от времени начинают проверять правила родителей «на прочность» — так иногда возникают новые проблемы со сном. Малыши в этом возрасте очень мобильны и место сна может стать дополнительной сложностью.
Если малыш спит в кровати, из которой легко вылезти, например, кровать без бортиков или со снятым бортиком, родительская кровать — это усложняет процесс обучения сну!
Мотивация и интерес – основной инструмент в работе над сном с малышами старше 2-х лет:
- Включайте фантазию и возьмите своего ребенка в союзники
- Любимый герой или Фея Сна могут стать участниками процесс и выполнять контролирующую функцию
- Используйте мотиваторы, например, плакат с наклейками и небольшие подарки
- Главное – доводить начатое до конца!
Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию?
В любом деле важна подготовка и настрой. В процессе подготовки малыша к СЗ 6 ступеней:
- Безопасность и Условия Сна. Безопасность прежде всего!
Чтобы снизить риск удушья проверьте, насколько безопасны условия, в которых спит ваш малыш. Подробно об этом в нашем бесплатном вебинаре. Обратите внимание и приведите в порядок условия сна. Многочисленные исследования доказывают, что гигиена сна напрямую влияет на продолжительность и качество сна детей и взрослых. Темнота, тишина, приток кислорода, влажность, комфортная температура и одежда – это ваши «сонные помощники».
- Ритуалы на сон и пробуждение.
Чтобы переключиться с активного бодрствования на сон малышу нужны ритуалы. Ритуалы – спокойные, повторяющиеся действия перед дневным и ночным сном. Выберите ритуалы, которые нравятся маме и ребенку и уделите ритуалам время – 30-40 минут вечером и 15-20 минут днем. Ритуалы на пробуждение помогают ребенку отличить кратковременные пробуждения ночью от времени утреннего подъема. Покажите ребенку, что утро наступила – добавьте света, пойте утреннюю песню, обнимашки, потягушки и поцелуйчики – все это сделает утро радостным, а ребенку поможет ориентироваться во времени.
- Режим Сна и Бодрствования.
Комфортный режим сна и бодрствования позволит избежать переутомления и недосыпа, а значит сделать сон спокойным и качественным. Подобрать идеальное время начала сна — «окна сна» помогут наши консультанты.
- Кормление и Сон.
Хаотичные ночные кормления, засыпания только на груди утомляют не только маму, но и ребенка. Привести кормления в порядок и снизить количество ночных пробуждений поможет наш вебинар Как разделить еду и сон?
- Сон в отдельной кровати.
Вы сознательно выбрали совместный сон? Или кладете малыша в свою кроватку, потому что иначе он просто не спит? Как бы там ни было, обучение СЗ эффективнее проходит в отдельной кровати. Постепенный перевод малыша в свою кроватку важный этап, как сделать его мягким и менее стрессовым для всех вы сможете прочитать в нашей статье Перевод в свою кроватку.
- Помощь при засыпании.
Как вы помогаете ребенку засыпать? Это укачивания? Может быть, фитбол? Кормления? Пение? Все те привычные способы, которые помогают ребенку успокоится и заснуть становятся ассоциациями на засыпание или привычками на сон. Вашу помощь ребенку при засыпании необходимо постепенно снижать. О том, как это сделать наш вебинар Как уйти от вредных привычек на сон.
И последним, завершающим шагом, будет переход к применению методики обучения сну. Если в процессе возникли сложности, смело обращайтесь к нам, мы постараемся вам помочь!
Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»
Самостоятельное Засыпание — самостоятельное засыпание ребенка, методы и описание
Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.
Что такое Самостоятельное Засыпание?
Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.
На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.
Методы обучения самостоятельному засыпанию
Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».
Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.
Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.
Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.
Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»
1. «Cry it out». («Проплакаться до засыпания») Основатель Вайсблут.
Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.
Возраст: с 4 месяцев
Помощь родителей: отсутствует
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.
Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».
2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.
Возраст: Фербер – с 4 месяцев
Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)
Помощь родителей: минимальная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.
Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)
Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.
Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»
1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг
Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.
Помощь родителей: выраженная
Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная
Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.
Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата
2. Фейдинг. Основатель: Элизабет Пейнтли.
Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.
Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.
Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.
Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.
3. «The shuffle» (Медленное отдаление). Основатель: Ким Вест
Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.
Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая
Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная
Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.
Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.
Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал, чтобы не пропускать новые видео!
Анализ cравнения методов
Проанализировав вышеперечисленные методы, можно заметить следующую закономерность: чем быстрее достигается результат, тем более стрессовой методика является как в своем исполнении, так и в вероятных последствиях. Ровно, как и наоборот: чем более плавная методика, тем она безопаснее в плане негативных влияний как на малыша, так и на членов семьи в целом.
Тем не менее, существует масса исследований, статистически доказывающих, что дети, обучаемые спать по методикам «let cry» не травмируются, а напротив становятся «спокойнее» и «предсказуемее».
Здесь каждый родитель должен ответить себе сам: является ли «спокойный» ребенок счастливым? Всегда ли эти понятия тождественны. Не приравнивается ли определение «спокойный» к понятию «удобный», не причиняющий дискомфорта. Помогает ли данная методика скорее родителю, потому что он очень устал или ребенку?
Мнение детских, семейных и перинатальных психологов команды «Спи, Малыш»
Мы не скрываем своего отношения к методам «let cry», считая, что они оказывают негативное влияние на психику малыша, отрицательно воздействуя на формирования базового доверия к миру. Тем не менее, мы допускаем уместность применения данных методов в случае состояния мамы, когда она находится в крайней степени усталости и раздражения.
В этом случае, психологическое и психическое состояние мамы может быть более разрушительно для психики малыша, нежели методы «let cry».
Но в случае возможности у мамы каким-либо образом позаботиться о себе, обратиться за помощью и поддержкой к близким или к специалисту, восполнить силы, ресурсы – мы всегда за выбор такого варианта. Мама, имеющая силы и поддержку может совершенно иначе оценить ситуацию и подойти к ней уже более объективно.
Важно, чтобы при выборе того или иного метода мама была ориентирована и на себя, и на проблемы и потребности малыша – на то, что ему больше подойдет, что будет безопаснее и комфортнее для него.
Мы, команда консультантов Спи, Малыш представляем в России метод Ким Вест – плавный метод обучения сну. Мы помогаем мамам наладить сон своих детей именно по этому методу, потому как считаем его наиболее оптимальным и учитывающим все индивидуальные особенности не только малыша, но и многих внутрисемейных факторов, философии родителей.
Тест, помогающий сделать выбор метода обучения сну
Для того, чтобы понять, какой из методов вам подходит, ответьте на следующие вопросы:
- Малышу уже есть 6 месяцев?
- Бывают ли ситуации, когда мама разлучается с малышом? Как часто? Как надолго? С кем в это время остается малыш? Как он реагирует на того человека, с которым остается? Как он реагирует на уход и возвращение мамы?
- Может ли малыш занимать себя самостоятельно, как долго?
- Как бы вы описали темперамент вашего малыша – он скорее спокойный или возбудимый? Как часто плачет малыш?
- Умеет ли малыш успокаиваться разными способами, может ли его успокоить еще кто-то, кроме мамы?
- Готовы ли оба родителя работать со сном, кто готов помогать на протяжении обучения?
- Можете ли вы назвать себя скорее спокойным, нежели тревожным родителем?
- По какой причине вы начинаете работу со сном именно сейчас?
- Готовы ли вы к длительной работе или хотите результата как можно скорее?
Результаты теста:
МОЖНО СМЕЛО НАЧИНАТЬ.
Если на большинство вопросов вы ответили да — если малыш старше 6 месяцев, он уже имеет первый небольшой опыт самостоятельности, малыш умеет успокаиваться разными способами, и оба родителя настроены положительно, уверенно и готовы к работе со сном – можно смело начинать обучение малыша СЗ!
МОЖНО ПЛАВНО НАЧИНАТЬ.
Если вашему малышу от 4 до 6 месяцев, и у него еще нет опыта самостоятельности, но он развивается в соответствии с нормой, у невролога нет замечаний к состоянию его здоровья, вы бы охарактеризовали темперамент малыша, скорее, как уравновешенный или спокойный, чем возбудимый, он уже может уметь, а может пока и не уметь успокаиваться самостоятельно, но родители готовы к длительной работе, мама спокойная и уверенная — можно плавно начинать подготовку к обучению сну, организовывая условия сна, формируя ритуалы и уча малыша разным способам успокоения.
РАНО УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЗАСЫПАНИЮ.
Если же вашему малышу меньше 6 или даже 4 месяцев или на большинство вопросов вы ответили — нет, а также: вы считаете себя скорее тревожной мамой либо вы сильно устали и не готовы к длительной работе, сейчас в вашем окружении нет поддержки среди близких, темперамент малыша достаточно возбудимый, он сильно привязан к Вам, часто плачет — пока стоит отложить работу со сном и сперва найти ресурс для обучения малыша сну – этому будет способствовать как спокойная обстановка, так и возможность получения физической и психологической помощи и поддержки
Все консультанты команды Спи, Малыш являются детскими и семейными психологами, для которых важно не «добиться результата любой ценой», а помочь маме и семье увидеть ситуацию комплексно, объемно, суметь увидеть истоки сложностей со сном малыша, не просто корректируя их последствия.
Хорошим результатом будет не констатация факта о том, что малыш просто спит сам, а понимание того, как этого достичь, за счет каких ресурсов, понимание мамой своих потребностей и потребностей малыша для того, чтобы организовать обучение самостоятельному сну естественно и с любовью и заботой о малыше.
4 метода развития навыков самостоятельного засыпания и крепкого сна
Комментарий психолога:
Здесь особенно привлекает выбор способов «успокоения»: и грудное вскармливание, и пустышка, и вслушивание в звуки, которые издает ребенок. Я бы добавила еще бутылочку с водичкой в период сокращения ночных кормлений. Главное – не суетиться и доверять своему материнскому инстинкту. Если не все получается, и ребенок плохо засыпает по-прежнему, ни в коем случае не раздражаться, а продолжать пробовать, тем самым расширяя свои возможности. И, конечно, помнить о том, что на эмоциональное состояние малыша сильно влияет психологический микроклимат в семье.
Если между родителями отношения достаточно напряженные, есть затянувшиеся разногласия или другие сложности, скорее всего, ребенок не захочет отделяться от мамы: оставаться один в комнате, спать без груди, лежать в кроватке и самостоятельно «убаюкиваться». Если он чувствует, что «что-то не так», мама будет ему нужна как поддержка: «Она рядом (кормит грудью, из бутылочки, укладывает спать), со мной, я ее вижу и чувствую, она меня любит, мне безопасно».
Метод Фербера
Ричард Фербер – американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил. Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение.
Ваши действия:
Как приучить ребенка засыпать? Фербер советует начинать «обучение» с привычного ритуала отхода ко сну: ванна, кормление, колыбельная. Затем вы укладываете кроху в постель, желаете ему спокойной ночи и выходите из комнаты. Скорее всего, вы тут же услышите требовательное хныканье. Тогда вы можете вернуться в комнату, чтобы успокоить малыша. Приготовьтесь к тому, что делать это нужно будет много раз, возможно более 20 раз за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время вы можете возвращаться хоть через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте кроху – словами или прикосновениями, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется – оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делайте так все время, когда малыш будет просыпаться. Начиная со второй ночи с каждым разом увеличивайте интервалы своего отсутствия в детской. Облегченный вариант этого метода: практиковать отсутствие рядом с ребенком в течение нескольких часов подряд только в ночные часы.
При попытках успокоить ребенка желательно ничего ему не давать (ни грудь, ни бутылочку). Исключение – пустышка, которую лучше всего положить рядом, чтобы кроха сам ее находил. Заходить в комнату нужно только тогда, когда ребенок действительно плачет, а не хнычет. Профессор Фербер уверен, что рано или поздно метод срабатывает: ребенок привыкает засыпать самостоятельно, даже если проснулся ночью и понял, что он один в комнате. Единственная настоятельная рекомендация: заручиться согласием (или хотя бы невмешательством) ближайших родственников в процесс отселения крохи в отдельную кровать.
Методики самостоятельного засыпания ребенка — методы самостоятельного засыпания
Сейчас в интернете можно встретить множество самых различных методов приучения к самостоятельному засыпанию, и перед мамами встает вопрос – как выбрать из них тот, что подойдет моему ребенку?
Дискуссия и разные точки зрения – нормальная ситуация в любой области, в том числе и в области обучения засыпанию. Однако есть моменты, которые должны вас насторожить.
Методика предполагает введение режима у детей раньше 4 месяцев
До 4 месяцев у детей мозг еще не готов самостоятельно регулировать свой сон. Сон детей в этот период хаотичный, еще не установились циклы бодрствования и сна. Задача малыша в этот период – адаптироваться в мире, а мамы – сделать его адаптацию максимально мягкой и бережной. Для того нужно подстраиваться под ребенка, смотреть на его признаки усталости. Методы, предлагающие вводить режим с рождения, остались в прошлом.
Методика предполагает обучение самостоятельному засыпанию раньше 6 месяцев
Если у ребенка есть проблемы со сном, мама может сделать очень многое, чтобы их разрешить.
- В первую очередь, это организация безопасного сна и условий, которые помогают малышу спать дольше и крепче.
- Это введение ритуалов и работа над формированием полезных привычек.
- Это умение проводить день с малышом так, чтобы он засыпал уставшим, полным впечатлениями, и счастливым.
Это – лучшая помощь ребенку до полугода. Его мозг не готов к полноценному обучению самостоятельному засыпанию. Мы можем при достаточной настойчивости добиться условного рефлекса на привычные условия, и ребенок какое-то время будет засыпать сам в кроватке. Однако с возрастом и появлением у ребенка собственной регуляции, осознания своих желаний этот навык скорее всего «развалится», и Вам придется начать все с начала. Это похоже на то, как мы приучаем детей к гигиене – даже если начать с рождения, осознанно малыш начнет проситься на горшок только после того, как к этому будет готова его нервная система.
Методика предлагает оставить малыша «проплакаться»
Детские психологи в один голос утверждают, что методики «дать проплакаться» вредны для связи мамы и ребенка. Оставляя ребенка одного в новой и тревожащей его ситуации (даже если она безопасна), мама дает ему недвусмысленный сигнал «мне все равно, что тебе плохо». Ребенок приучается не опираться на маму, так как она все равно не поможет. При этом психика маленького ребенка еще слишком слаба, чтобы качественно справится со стрессом самостоятельно. Ребенок какое-то время протестует, зовет маму, а затем – впадает в стресс, эмоциональную холодность, могут начаться другие симптомы неблагополучия: ночные кошмары, расстройства стула, энурез, повышенная или сниженная двигательная активность. Всегда будьте рядом со своим ребенком во время перемен, делайте все постепенно, поддерживайте его – и он быстрее научится новым навыкам.
Методика гарантирует непрерывный ночной сон у ребенка до 10-11 месяцев
Большинство здоровых детей, родившихся в срок, способны к году отказаться от еды в течение ночи, но для детей младшего возраста это может быть не физиологично. Им все еще требуются 1-2 ночных кормления. Для детишек с малым весом, находящихся в стрессе, болеющих, число кормлений может быть больше. Методики, жестко ограничивающие ночные кормления, могут навредить здоровью Вашего малыша. Не используйте такие методы, не получив «зеленый свет» от своего педиатра. Если ребенок просыпается каждый час, чтобы поесть, проанализируйте причины. Возможно, у ребенка сформировалась вредная привычка – связь кормления и сна. Работаем с этой привычкой, но не лишайте ребенка еды, если она ему необходима.
Методика не учитывает потребности и ценности семьи
Если методика или консультант не предполагают никакой гибкости в ее реализации, Вы можете столкнуться с тем, что методика в лучшем случае просто не сработает. В худшем – Вы почувствуете, что делаете «все правильно», а Вам и ребенку становится только хуже. Помните, что методики создаются для Вас, а не Вы – для методики. Для приучения к самостоятельному засыпанию крайне важна уверенность мамы в том, что это необходимый шаг и ее ребенок будет уметь больше, спать лучше. Если методика такой уверенности не дает, попробуйте взять те элементы, которые Вы готовы внедрять сейчас, и откажитесь от тех действий, которые вызывают в Вас протест.
Итак, какую же методику выбрать?
Мы рекомендуем мягкие методы, основанные на физиологии и психологии детей младшего возраста. Наш метод не разрушает привязанность, учит маму быть внимательной к сигналам малыша, может быть адаптирован под разные принципы воспитания. Мы уделяем внимание тому, чтобы приучение к самостоятельному засыпанию не влияло на качество грудного вскармливания, если мама планирует его продолжать. Мягкий метод всегда предполагает подготовку малыша и мамы к самостоятельному засыпанию, мы не «вбрасываем» ребенка в непривычные условия некомфортным способом.
Наши консультанты консультанты по детскому сну также являются специалистами в области детской психологии и грудного вскармливания. Будем рады помочь Вам решить проблемы со сном и сделать Вашу жизнь немного спокойнее и проще.
Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»
самостоятельное засыпание… — запись пользователя Лёля (Lyolya1983) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Режим дня
во сколько класть спать ребенкаДля меня самостоятельное засыпание ребенка всегда было из разряда фантастики! И всегда казалось что этому ребенка можно научить только постепенно ломая его психику! под кат длинный пост
Первый ребенок у меня родился в довольно молодом возрасте(19 лет), когда ему было полгода с его отцом мы разошлись, я переехала в однокомнатную съемную квартиру и сына стала класть спать с собой, так мне было легче и в моральном и физическом плане. И он настолько привык к совместному сну, что до первого класса я не могла его отучить спать в моей постели, и даже когда у меня появился мужчина и мы решили жить вместе, мне приходилось укладывать сына ложась с ним в его кровать и уходить когда он уснет, но проснувшись ночью он все равно приходил ко мне и спал до утра рядом со мной! Поэтому когда родилась дочь я четко решила для себя что во чтобы то ни стало приучить ее спать не просто в своей кровати но и в своей комнате! Когда я была беременна, ближе к родам я стала готовить детскую комнату, на что муж мне заявил что я сумасшедшая раз решила ложить спать ребенка в соседней комнате!(комната смежная с нашей), на что я просто никак не среагировала а молча продолжила подготовку к рождению малышки). Первые 8 месяцев я мечтала поспать хотя бы 6 часов подряд! За ночь я вставала порой до 10 раз! Муж неоднократно предлагал забрать ребенка под бок и не мучиться, на что я твердо сказала "я лучше сейчас потерплю, зато потом избавлю себя от многолетней проблемы!!!!!
И вот наступил тот долгожданный момент, примерно в 8,5 месяцев,когда моя дочь стала давать мне спать по ночам!Причем это наступило резко, в один прекрасный день...вернее ночь) Она просто стала спать всю ночь! С 21:00 и до 5:00! Я за эту ночь раз 5 встала сама, и чуть ли не начала бить тревогу что с ребенком что-то не так! Только вчера я вставала 4 раза за ночь к ней, а сегодня она спит и не просыпается! Я подходила к ней трогала, подставляла палец под носик чтобы убедиться что ребенок дышит, но она вздохнув отворачивала голову и продолжала спать) Так начались мои долгожданные ночи сладкого сна!....Мне казалось что я высыпаюсь от 6 часов беспрерывного сна и готова горы свернуть не то что с ребенком заниматься целый день))))
Засыпала Ксения у меня всегда быстро и без особых проблем. Я брала ее на руки, давала ей грудь и через 2-3 мин она спала! Если через 2-3 минуты не засыпала я не мучила ни ее ни себя а давала ребенку минут 10-15 догулять, и повторяла попытку уложить! Но она всегда засыпала на руках!!! всегда!! Пыталась ложить ее на свою кровать и давать грудь, она ела но не засыпала, сколько бы не лежали, все равно приходилась брать ее на руки и качать пару минут чтобы уснула.
Сейчас Ксении 10 месяцев, мы продолжаем ГВ, но я читая множество постов на тему самостоятельного сна, поняла что это оптимальный возраст приучить ребенка с наименишими потерями как говориться! Ну и проводив папу в командировку на 2 месяца решила что пора начинать!
18.11.15
подъем в 9:00 (обычно в 8:00, но сегодня ночью по какой то причине проснулась в 2 часа и целый час что-то мне рассказывала душещипательно, потом укачала спать)
в 9:15 завтрак каша
в 11:00 смесь
в 11:45 положила ее в кроватку рядом положила ее любимую мягкую игрушку и накрыла одеялком) сказала что Ксюша будет бай, зашторила окно, выключила телевизор и села рядом с кроваткой.(везде пишут что первый раз ребенка нежелательно оставлять сразу одного и нужно постепенно к этому прийти), но видя что мое присутствие ее только веселит, встала и вышла из комнаты. Сначала она кричала мне что-то вроде "Эй" потом судя по звукам начала играть с игрушкой, через 20 минут я зашла в комнату, она не удивилась но заулыбалась и стала прикладываться на подушку. Подойдя к ней я поняла что она накакала и мы пошли мыть попу, поменяли памперс, и я снова положила ее в кроватку рядом игрушку и укрыла одеялком, и вышла. Те же крики в догонку "эй", которые продолжались минут 5, потом что-то типо выдавливания из себя плача, примерно минуту, потом занялась игрушкой и через 5 минут замолчала в 12:35 она уже спала! Все это время я сидела за стенкой на диване и занималась своими делами! Первый опыт самостоятельного засыпания прошел на 5+! Двигаемся дальше.... проспала 3(!!!!)часа
15:30 подъем
16:00 обед (если это можно назвать так) пюре цыпленок с овощами и 90 грамм смеси
17:45 попросила грудь и уснула пока сосала, спала 40 минут
19:00 ужин каша
20:30 смесь
21:00 переодеваемся на ночь и укладываемся, на ночь всегда засыпаем на сисе и сегодня не исключение, НО всегда держала на руках прикачивала пока не заснет крепко, а сегодня как только отпустила грудь положила в кровать, она лежала копошилась, потом начала хныкать, новсе же заснула...через 10 минут резко и сильно заплакала, я взяла ее на руки а она рыдала навзрыд и мне пришлось включить свет и разбудить ее и потом снова укладывать уже на руках....думаю самостоятельный сон на ночь дастся нам не легко и не скоро.....уснула в 22:00 оценка именно самостоятельного засыпания 3- (не 2 потому что все таки она попыталась заснуть сама, но и не выше т к все таки я ее укачивала на руках) едем дальше.....
19.11.15
проснулась в 6:30 (первый раз) пока сосала сисю так и не уснула, в 7:00 прозвонил будильник, проснулся брат, начал собираться в школу, какой уж тут сон....
7:40 завтрак каша
8:30 смесь
8:45 положила в кровать и вышла, 15 минут вошкалась, бубнила что-то, "эйкала" потом уснула))) засыпание на 5+ проспала 3 часа!
11:50 подъем
12:45 обед-суп куриный
13:50 грудь и немного смеси, т к не наелась
14:15 положила в кровать и вышла, минут 10 играла с игрушкой, потом попела, побубнела, немного по "эйкала" и уснула в 14:50 проспала почти 2 часа
16:30 подъем
17:30 пюре яблочное
18:30 каша гречневая
20:30 купание
20:50 смесь
21:00 грудь и уснула на руках пока сосала.... скорее всего самостоятельное засыпание на ночь откладывается до полного отлучения от груди, т к привыкла уже с рождения к этому ритуалу, купание-сися-сон, или переодевание-смесь-сися-сон....ну и ладно...засыпает быстро без качания и совсем не напрягает....едем дальше)
20.11.15
проснулась опять в 6:30, забрала к себе,до 7 лежали, нежились, обнимались,пока не зазвонил будильник и старший не начал собираться в школу, тут Ксюша с воплем счастья вскочила и стала по мне прыгать)))
8:00 завтрак каша
8:50 смесь
9:00 положила в кровать и вышла, поигралась, поболтала, все как обычно и уснула в 9:15
12:10 подъем
12:30 обед супчик овощной
13:15 вышли на прогулку, погода хорошая решили пройтись по магазинам, домой возвращались в полудреме отвлекала развлекала как могла, домой зашли, пока разделись раскапризничалась, дала грудь- уснула на руках, как говорится не отходя от кассы))) в 15:20
17:10 подъем
17:30 ужин пюре говядина с рисом и овощами
19:00 каша
20:45 смесь, грудь и спать
21.11.15
7:00 подъем
8:00 завтрак каша
9:00 смесь, в кровать через 10 минут уснула
12:20 подъем
13:00 обед супчик куриный с вермишелью
15:00 смесь
15:45 в кровать и через 10 мин уснула
в 18:20 разбудила насильно
19:00 ужин пюрешка из овощей
20:30 каша
21:30 смесь
22:00 грудь и засыпание. Сегодня уложила позже обычного, т к дневные сны большие и ночью стала просыпаться и гулять, что крайне мне не нравится! буду наблюдать дальше меняя кое что в режиме.
Итоги и выводы: Судя по всему мой ребенок был готов уже давно к самостоятельному засыпанию, а я все боялась! Как стала засыпать сама, стала дольше и крепче спать, не знаю почему, но это так!НО ночью просыпается и гуляет!!! Я думаю что это из-за того что днем высыпается хорошо! Буду менять режим немного. Становится более самостоятельной в играх, может длительное время сидеть играться сама с собой, пока я например готовлю. В общем вывод один Режим-это наше все! По режиму жить проще, спокойнее и в принципе знаешь чего ожидать!
з.ы. спасибо всем кто дочитал, если есть коментарии критика советы или поправки, милости прошу)))
Как приучить ребенка засыпать самостоятельно без укачивания
Часто бывает так, что укачивания становятся единственным способом успокоить ребенка и уложить его спать. Если это качание новорожденного малыша, который весит около 3,5 кг, то, скорее всего, тут и нет проблемы. Но ребенок становится все старше, и все тяжелее, а укачивать его становится настоящей проблемой. Особенно, если у мамы невыносимо болит спина, немеют руки или ей нельзя поднимать тяжести, а помощи от папы ждать не приходится.
Наши советы о том, как отучить малыша от бесконечных укачиваний и как научить его спать объединены в этой статье.
Укачивания – это плохо или хорошо?
В утробе матери малыш привык к постоянному укачиванию. Именно поэтому, легкое качание хорошо помогает засыпанию ребенка. Вообще, в первые месяцы жизни засыпать малышу помогает абсолютно все, что напоминает внутриутробную жизнь – темнота, постоянный ровный шум («белый шум»), лёгкие укачивания и небольшое сдавливание (пеленание).
Укачивания и любая другая помощь при засыпании малышам просто необходима. Сами малыши успокаиваться не умеют в силу незрелости мозга и нервной системы.
Родителям совсем малышей первых 3-х месяцев жизни можно не волноваться о «вредных» привычках и негативных ассоциациях. Период от рождения до трех месяцев часто называют периодом «донашивания» и адаптации младенца.
Но при этом важно постепенно чередовать свою помощь и способы упокоения, чтобы ребенок не привык к одному единственному способу. А привычка формируется, когда взрослый постоянно использует одно и то же действие (например, укачивание) в одних и тех же условиях (например, на засыпание). И это повторяется изо дня в день. Так получается, что мама сама приучила малыша засыпать с помощью одной-единственной «подпорки» ко сну – к укачиванию.
Когда малышу уже исполнилось 3 месяца, важно давать малышу шанс попробовать успокоится самому, без активной помощи. Что это значит для родителей?
Для родителей это значит:
- Постепенно реагировать на плач ребенка: не сразу бежать и хватать на руки, давать ему грудь или бутылочку, а пробовать успокоить своим присутствием, голосом, прикосновением.
- Учиться распознавать плач и потребности малыша: помнить, что причин у плача много, и потребностей у малыша тоже много, те только еда! Иногда ребенку может быть жарко и душно, он «просит» сменить ему памперс или просто соскучился по маме или папе, требует таким образом вашего внимания. Поэтому не нужно сразу бросаться интенсивно качать малыша, брать на руки или прикладывать ребенка к груди/бутылочке. Наблюдайте за своим ребенком, анализируйте его поведение и пробуйте найти разнообразные способы упокоения своего ребенка.
Почему от укачивания важно отказываться ?
Родители – очень креативно подходят к вопросу укладывания своих малышей. Кто-то прыгает на фитболе с малышом на руках, кто-то качает в коляске или катит ее, пока малыш не уснет, а кто-то укатывает в машине, потому как его ребенок может уснуть только в тех случаях, когда едет в автомобиле (такой ритуал перед сном – пару кругов по своему кварталу на автомобиле, чтобы малыш успокоился и уснул наконец-то!)
Но когда вы интенсивно укачиваете ребенка, каким-либо способом, вам стоить помнить о следующих моментах:
- Сон в движении – это некачественный сон. Во время движения коляски или автомобиля вестибулярный аппарат находится в постоянном движении и реагирует на изменение положения тела в пространстве. Мозг постоянно отслеживает изменения и потому не может погрузиться в глубокую фазу сна.
- При интенсивном качании дети не погружаются в сон, а входят в сноподобное состояние. Это пограничное состояние, похожее на сон в транспорте. Вспомните, как мы, взрослые, засыпаем в дороге во время движения транспорта. Это глубокий сон? Это помогает выспаться и проснуться бодрячком? Скорее, нет. Вот, подобное состояние «псевдосна» во время движения или постоянного качания испытывают дети.
При интенсивных укачиваниях дети не погружаются в сон, а входят в сноподобное состояние. А значит, и не отдыхают как следует.
- Укачивание превращается во «вредную привычку» на засыпание. Ребенок, который засыпает с укачиванием, будет требовать повторение этого процесса и во время кратковременных пробуждений ночью. Ведь именно так он привык расслабляться и засыпать. К укачиванию на сон иногда привыкает сама мама. Зачастую возникает ощущение, что «что-то же я делаю», и так легче. Но это иллюзия. Бывает и так, что ребенку уже не нужно качание и он протестует против него, но мама по инерции или по привычке продолжает его укачивать при укладывании.
Как уйти от укачиваний?
Некоторые дети уже к 8 месяцам начинают сопротивляться укачиваниям: выгибаться, когда их качают, капризничать. Малыши сами показывают, что уже выросли, и им не подходит такой способ успокоения. И тут родителям важно найти новый способ. Понаблюдайте, что вашего непоседу успокаивает в течение дня, и попробуйте перенести этот опыт на засыпание.
Но если вашему малышу уже больше 3-х месяцев, укачивания закрепились как «вредная привычка» на засыпания, мы предлагаем внедрять в жизнь план по уходу от качаний:
- Для начала определите, сколько времени у вас уходит на укачивание. Засеките время, запишите в дневник.
- Постепенно снижайте интенсивность своих движений: замедляйтесь, тренируйте малыша при менее интенсивных движениях уходить в сон.
- Постепенно сокращайте время укачивания. Если вам требовалось на укачивания 40 минут, замедляйтесь и останавливайтесь на 35 минутах. Держите ребенка на руках, смотрите на часы. На следующий день убирайте еще 5 минут. И так далее. Пока не придете к полному отказу от укачиваний.
Подробнее о всех шагах и алгоритм действий рассказывает ведущий консультант в нашей видеозаписи вебинара «Как уйти от вредных привычек на сон?».
В результате этих последовательных шагов мы стремимся просто держать малыша и не допускать засыпания в процессе качания. У малыша должен появиться опыт засыпания в неподвижном состоянии.
Если мама резко уберет качание, то ребенок будет сильно протестовать. Это произойдет, потому что малыше не умеет засыпать по-другому уснуть. Важно формировать этот опыт успокоения с минимальным покачиванием постепенно с каждым днем. С таким подходом у детей будут постепенно «запускаться» свои способы саморегуляции и самоуспокоения, тогда и засыпание становится легче.
И помните, что детям всегда нужна «замена». Когда уходите от укачивания, дайте в замен какое-то действие или условие для успокоения. Что стать заменой? «Белый» шум, поглаживания, легкие похлопывания, ваши ласковые слова, колыбельная или сказка. Чтобы определенное ваше действие не вошло в привычку у ребенка, чередуйте свои способы успокоения, наблюдайте, анализируйте, вводите новые. А следующим шагом на пути к самостоятельному сну станет приучение малыша ко сну в своей кровати.
Первый шаг к самостоятельному засыпанию
Если вы научили малыша засыпать без укачивания – это здорово! Это прямое подтверждение вашей последовательности, терпению и настойчивости. Но это еще не значит, что вы научили ребенка засыпать самостоятельно. Это только первый шаг в подготовке к обучению самостоятельному засыпанию.
Вам важно проанализировать, устраивает ли вас теперешняя ситуация со сном. Или малыш все же просыпается ночью очень часто, и требует взрослого быть рядом, пока не уснет. В последнем случае можно и нужно начинать обучать самостоятельному засыпанию! Мы помогаем мягко и безопасно обучать малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Для обучения сну мы предлагаем применение безопасного Метода Мягкого Отдаления. Пошаговая подробная методика рассчитана на 2-3 недели. После прохождения по программе обучения, ваш малыш будет засыпать самостоятельно, не требуя качания, часовых сидений рядом или чтения 4-ой сказки.