Нескучные музеи для детей. Что такое музеи какие музеи есть
Содержание:


Музей… Кто-то из взрослых, слыша это слово, подавляет зевоту, у кого-то в глазах загорается любопытство, кто-то давно и навсегда решил для себя, что «ходить по музеям — это скучно», а кто-то относится к ним с недоверием и ожиданием: «будет ли там что-то интересное?». Все это — результат их встреч с этими «очагами культуры» и детских впечатлений. Что будет чувствовать ваш ребенок при слове «музей»?
Чтобы встречи были желанными и эмоции от посещения музеев положительными, родителям нужно хорошо подготовиться. Надо продумать, какой музей детям будет интересен, заранее подготовиться к визиту, узнать о том, какие интересные программы предлагают музеи юным гостям…
Какие музеи бывают?
Пожалуй, стоит пофантазировать с детьми на обратную тему: каких музеев не бывает. Придумать музей, которого еще нет — прекрасная творческая задача для развития мышления. Конечно и решений у такой задачи много, но она не так проста.
Ведь музеев существует очень много и самых разных: есть музеи естественнонаучные, где можно проникнуть в тайны окружающего нас мира и живых организмов, заглянуть за край Земли, проникнуть в прошлое. В Москве это, например, биологический музей им. Тимирязева, Дарвиновский музей, Палеонтологический музей, музей Землеведения…
Есть музеи, посвященные технике, например, старейший такой музей России — Политехнический, где не только можно узнать об истории развития компьютера или микроскопа, послушать о достижениях науки, но и посетить вечер авторской песни, побывать на встрече с настоящими учеными, побывать на увлекательном занятий, лекции с демонстрацией или празднике. Разве не увлекательно побывать на Новогоднем балу химических элементов или поучаствовать в игровых программах цикла «Технические сказки»? Технические музеи — это интересно, грандиозно, удивительно, ведь все это создано людьми. Есть музей самой настоящей военной техники, старинных автомобилей, авиации и космонавтики, музей паровозов и другие.
Существуют мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Во многих из них проводят занятия для маленьких посетителей. Особенно популярен музей К.И. Чуковского в Переделкино.
Еще? Вас и ваши детей ждут краеведческие и исторические музеи, где можно познакомиться с бытом и историей города и страны, узнать больше о Великой отечественной войне, увидеть настоящие рыцарские доспехи.
Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт Петербурге, музеи декоративно-прикладного искусства или галереи, посвященные творчеству одного художника.
Есть музей «одной темы», побывать в которых также очень интересно и познавательно: музей Воды, музеи, посвященные истории театра, музей водопровода, утюгов, хрусталя, мыши, уникальных кукол, чая, музей Мосфильма… А как интересно побывать в музее, знакомящем с жизнью других народов мира и их традициями! Музей Востока производит на многих детей очень яркое впечатление. А многие даже и не представляют, сколько разнообразных музыкальных инструментов создало человечество. Их можно увидеть в музее музыкальной культуры им. Глинки.
А еще есть музеи-усадьбы и историко-археологические заповедники, есть парки, в которых ведется экскурсионная работа и организуются детские программы, например Коломенское или Кузьминки. Есть места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода «музеи»: Аптекарский огород, Ботанический сад, зоопарк, океанариум…
Нет такого ребенка и такой семьи, для которой не нашлось бы интересного музея. Это действительно так. Ищите «свои» музеи и вы обязательно их найдете.
Что предлагают музеи детям?
Помимо традиционного просмотра экспозиций и покупки сувениров, музеи предлагают большое количество разнообразных программ. Что можно узнать в музее, в чем поучаствовать? Начнем, конечно же, с экскурсий. Многие музеи стали предлагать аудиоэкскурсии, которые могут быть интересны подросткам, публичные экскурсии по выходным, экскурсии, рассчитанные на посетителей и самого юного возраста — дошкольников.
Теперь экскурсия — это не просто прогулка с экскурсоводом по тихим залам музея. Появилось понятие «музейная педагогика», работники задумались о создании привлекательного имиджа музея и стали разрабатывать потрясающе интересные программы, игровые экскурсии. Многие программы в музеях дают детям возможность не просто послушать экскурсовода, но и потрогать, посмотреть, как работает, понюхать, разобрать и собрать заново… Например, в биологическом музее им Тимирязева есть программа «Комната открытий», а музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской проводит фестиваль детского творчества «Мастера», в программе которого самые разные мастер-классы. Да и сами экспозиции некоторых музеев включают просмотр тематических видеофильмов или возможность воспользоваться компьютерной справочной по экспонатам данного зала.
Многие музеи предлагают спектакли и детские праздники. Это, конечно, традиционный Новый год или Масленица, но и не только. Например, Дарвиновский музей проводит праздники разной тематики регулярно, в течение всего года.
В некоторых музеях можно даже отметить день рождения. Основной «фишкой» таких программ является интерактивность, то есть активное участие самих детей и возможность прикоснуться к музейным экспонатам в буквальном смысле этого слова.
Не будем забывать об образовательной роли музеев. Там можно не только поиграть, но и купить полезные книги, открытки или развивающие игры, пройти по залам, выполняя задания, посвященные экспозиции, приобрести на память открытки или значки, наклейки или обучающие диски.
Как подготовиться к походу в музей?
Конечно, необходимо предварительно познакомить ребенка с тем, что такое музей. Самым маленьким можно сказать, что вы идете в гости в дом, где живут красивые картины или старинные волшебные вещи, а дети постарше поймут и более прозаичное объяснение. В-первую очередь это нужно для того, чтобы ребенок был готов к тому, что вы идете не просто играть, а смотреть на что-то интересное и необычное, и мог воспринять правила поведения в музее. Так будет проще ребенку, который будет понимать, что ждет его в музее, да и вам придется меньше нервничать.
Лет с 3 многие дети любят рассматривать книги про животных или альбомы по искусству, узнавать про динозавров или машины. Не стоит торопить события и заставлять малыша запоминать названия, но поддерживать это любопытство стоит. Читая сказки, показывайте на картинках незнакомые предметы, рассказывайте о них, пусть они станут понятными и знакомыми. А сколько радости будет потом при встрече с ними в музее!
Можно придумывать сказки про героев картин или предметы, читать или сочинять с детьми мифы, рисовать картинки — «копии» известных полотен. Пусть мир музейных экспонатов органично вписывается вашу жизнь.
Выбирайте музеи, «близкие» увлечениям ребенка. Мальчик любит технику — идите в музей старинных автомобилей или Политехнический, все дети любят животных — беспроигрышный вариант — Дарвиновский музей. Посмотрели фильм про Египет или побывали там в турпоездке? Египетский зал есть в ГМИИ им. Пушкина.
И не пытайтесь обойти с ребенком весь музей. Для начала достаточно несколько залов. Главное не количество увиденного, а эмоции ребенка, его впечатления от похода в музей. Если ему понравилось, есть желание прийти в музей еще — значит, все удалось. И не важно, были вы в одном зале или обошли почти все.
Куда пойти в Москве? Самые популярные музеи и музейные программы.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Здесь много интересных экспозиций и экскурсий, знакомящих детей с различными ремеслами и видами декоративно-прикладного творчества, завершающимися занятием, на котором дети сделают своими руками поделку по теме экскурсии. В музее есть Детский центр.
Палеонтологический музей им. Ю.А.Орлова славится своими коллекциями, скелетами вымерших организмов в натуральную величину и замечательными экскурсоводами.
Дарвиновский музей. Один из самых современных музеев. В залах стоят компьютеры, показываются фильмы, предлагаются тематические книжки с заданиями, которые можно выполнить, внимательно изучая витрины. Можно послушать голоса птиц, нажимая кнопки около соответствующей картинки, услышать голоса разных видов жаб, сравнить свой вес с весом мыши, кошки, слона, постоять у иллюминатора подводной лодки. Есть игровой уголок, часто по выходным проходят праздники.
Музей «Кукольный дом на Варварке». Здесь представлены самые разные авторские куклы, у каждой из которых своя сказка, своя история. Куклы живут не в витринах, а в специальных домиках, здесь волшебно светит фонарик и играет музыка… Кукольный дом приглашает детей на спектакли и экскурсии.
Для школьников интересные лекции, экскурсии и игровые программы предлагает Исторический музей. Ребята узнают многое о жизни бояр, окажутся в настоящих каменных палатах. Здесь же можно организовать и детский день рождения, который начнется познавательной экскурсией, а завершится трапезой и играми в компании бояр и Царя.
В Политехническом музее также можно увидеть очень много занимательного. Еще бы, ведь площадь всех экспозиционных залов около 10.5 тысяч кв.м., а протяженность маршрута — более 8 км. Конечно, это не обойдешь за один раз. Выберете, что вам больше хочется увидеть: «Швейные машины», «Радиоприемники», «Источники света», «Пишущие машины», «Приборы времени. Часы», «Телефонные станции», «Мотоциклы», «Автомобили», «Фотоаппараты и принадлежности к ним», «Кино-съемочная аппаратура»… В Политехническом музее проводятся химические и технические шоу, работает научная игротека.
Про московские музеи можно рассказывать очень много. Даже перечислить все невозможно. Музей воды, шахмат, сказок, леса, подводного флота, Зоологический музей, музеи спорта и московского метрополитена…
Куда пойти, чтобы провести время с пользой — есть. Выбирайте и получайте удовольствие от прекрасно проведенных выходных.
Комольцева Наталья
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
5 советов, которые спасут поход в музей с ребёнком
Во-первых, не умничайте
Иногда кажется, что поход с ребёнком в музей — это самая большая ошибка в жизни. Непонятно, как он не снёс на ходу пятиметровую копию статуи Давида, как призвать его не кричать, когда он проверяет эхо в каждом зале, а потом как выдержать нытьё, что ему ничего не интересно. Но всё не так страшно. Искусствовед Диана Видстром объясняет, как спасти семейный выходной в музее.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Мы росли в тяжёлое академическое время, когда в музеях нельзя было бегать, разговаривать, ничего нельзя было трогать. За порядком следили пожилые смотрительницы с нюхом, как у собаки, и глазом, как у орла. К счастью, даже самые строгие храмы искусств вынуждены менять свой подход под давлением времени. Городские музеи продумывают не только экспозицию и выставки, но и зоны рекреации, интерактивные залы, библиотеки и кафетерии. Теперь в музей можно пойти не только для того, чтобы посмотреть на живопись голландских мастеров первой половины какого-то века. Но и для того, чтобы весело (правда весело!) провести время.

1. Не пытайтесь рассказать маленькому ребёнку, что изображено на картине
Рассказывать о картинах детям дошкольного возраста совершенно бессмысленно. Я отказалась от этой затеи, когда поняла, что дети лучше знают, что хотели изобразить художники. Годам к семи-восьми, когда у них уже развит интерес к познанию нового и достоверного, они способны запоминать истории. До этого лучше знакомить с искусством от обратного –вопросами. Что здесь изображено? Кто эти дяди на конях? Почему они такие большие и мускулистые? Как ты думаешь, кем они работали?
Если всё-таки хотите хоть что-то объяснить ребёнку, почитайте книги Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» и «Как говорить с детьми об искусстве XX века». В них — отличные советы с примерами и разделением детей по возрастам.
2. Ищите в музее то, что ребёнок уже где-то видел
Проработав в музеях 10 лет, я поняла, как можно вернуть посетителя в зону комфорта. Для это надо обозначить отправную точку, которая ему уже знакома. Искать на картинах то, что ребёнок хорошо знает, — на этом строится большинство музейных квестов и игровых экскурсий. Например, вы можете заранее подготовить список предметов, который пойдёте искать вместе с ребёнком на картинах. Время в музее с таким заданием пройдёт быстро и весело.

3. Помогите ребёнку переработать то, что он увидел
Разглядывание картин — это прекрасно, но именно активная игровая деятельность активизирует работу мозга. Не во всех музеях есть игровые зоны, в единицах — можно побегать или потрогать экспонаты. Если идёте в обычную галерею, возьмите с собой блокнот и цветные карандаши. Во-первых, по мотивам понравившихся картин можно будет моментально нарисовать улучшенный вариант. Во-вторых, пока ребёнок рисует, самое время рассказать ему какую-нибудь интересную историю: представь себе, ты сидишь на корточках и рисуешь море, а Айвазовский должен был плавать на настоящем корабле, чтобы запомнить цвета и краски, а потом вернуться в свою мастерскую и при помощи зарисовок создать вот такие картины с морем. Нет, тогда не было фотоаппаратов. И телефонов тоже не было. Попробуйте из любого пассивного созерцания создать активное действие.
4. Не умничайте
Казалось бы, что может быть скучнее скульптур? Единственное из адекватного, что может спросить ребёнок, — почему они все голые. Могут быть вопросы и посложнее, но объяснить маленькому ребёнку все особенности сюжетов из мифологии — не так уж просто.
Вот, например, пришёл десятилетний школьник к статуе Шивы натараджа, то есть к Шиве, который танцует на голове демона-карлика в огненном ореоле. Кто этот бог и зачем он танцует? Его танец символизирует разрушение, но вместе с тем перерождение и возобновление жизни. Если он остановится, наступит конец света. Довольно сложная история даже для взрослого ребёнка, который плохо понимает, что такое индуизм. Упростите! Лучше предложите ребёнку встать в позу, в которой стоит Шива. Именно так делали в Музее Виктории и Альберта, продумывая интерактивную экспозицию для детей, и получили множество восторженных реакций в ответ.

5. Выбирайте музеи, где есть специальные возможности для детей
Ищите музеи, которые вкладывают деньги в интерактивное оборудование и не забывают о детях. На Тайване, например, практически каждый государственный музей имеет свою игровую комнату. Её дизайн меняется в зависимости от проходящих выставок.
Когда я пришла несколько недель назад в CaixaForum в Мадриде, мы с детьми попали на большую выставку о музыке в античности с ценными экспонатами из Лувра. По-настоящему окунуться в эту атмосферу мы смогли, когда детям предложили написать свои музыкальные треки при помощи семплов, относящихся к тем или иным процессиям в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Греции и Риме. На этой же выставке разрешали пробовать играть на античных инструментах (на этой фразе у большинства музейных хранителей должны пойти мурашки по коже).
Современные музеи знают, как это устроить: копии ценных экспонатов, которые не представляют особой культурной ценности, можно давать на растерзание посетителям. Эти экспонаты можно трогать и гладить — именно это так нужно самым маленьким любителям искусства.
Игры в музее. Музеи для детей
Содержание:


Виноград
Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию «Виноград». Дети его очень любят. Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком. Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось — ветку. Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше. Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты.
На что похоже?
Детям раздают заранее подобранные корни, спилы и срезы древесного ствола, овощи — картофель или морковь необычной формы. Дети по очереди рассказывают, что увидел каждый: один сумел увидеть в форме корня фантастическое животное, другой в рисунке среза дерева — лицо человека, в морковке — зайчика, в картошке — ладонь с растопыренными пальцами. Дети могут предлагать смешные, порой неожиданные или, на взгляд взрослого, нелепые ответы. Задача взрослого — в каждом ответе увидеть его оригинальность, похвалить ребенка, а в том случае, если его сравнение не исчерпало тех возможностей, которые заложены в натуре, а ухватило лишь одну его черту, попросить дополнить. Обычно ребята сами с удовольствием предлагают свои варианты.
Проводить интересные игры-наблюдения можно дома — в тот момент, когда на кухне моются овощи, интересно рассматривать их срезы, цвет, форму.
Вглядись и расскажи
Можно придумать много игровых заданий с целью научить видеть выразительность и красоту форм и линий в окружающей природе.
Вот одно из игровых заданий, оно называется «Волшебный лес» и проводится на ступенях мраморной лестницы. Детям предлагают путешествие в волшебный, заколдованный лес. Лес — это прожилки мрамора, рассматривая их, ребята, каждый самостоятельно и одновременно делясь своим «открытием» с другими, отыскивают сказочных персонажей, силуэты зверей, чудовищ и т.д. Дети получают полную свободу двигаться и фантазировать, каждый может проявить свои способности.
Способность видеть в незнакомых очертаниях или рисунке трещин знакомые или фантастические образы подготавливает детей к восприятию произведений прикладного искусства — изделий из керамики, вышивки, узоров на ткани, с которыми они познакомятся позже в музее.
Вещи, природа и люди
Игровое занятие на тему «Вещи, природа и люди — единый мир» начинается с беседы. Детям предлагается вопрос: «Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между цветком и человеком?» Дети отвечают, называя различия, и приходят к мнению, что «ничего общего нет, они совсем разные». Их ответы строятся на наглядном сравнении, внешнем сличении, и поэтому они правы — взрослый подтверждает их правоту, продолжая выделять признаки «непохожести»: «Люди носят одежду, говорят, двигаются, а цветок ничего этого не может». Но вот он обращает внимание ребенка на строение цветка. Стебель, корень, листья, головка — нельзя ли их сравнить с нашим телом; стебель похож на туловище, корни — ноги, листья — руки, голова — сам цветок. Кроме того, внутри стебля течет сок, как кровь у человека, цветку нужно солнце, вода — его питание; маленькие бутоны вокруг большого цветка — как дети вокруг мамы, если не будет воды и солнца, цветок погибнет, засохнет, если сломать стебель, ему будет, наверное, больно, как и человеку.
Это занятие дает ребенку возможность впервые задуматься о строении своего тела, почувствовать общность всего живого, возбуждает интерес и сочувствие к живому, но более слабому, чем он сам. Для некоторых это занятие станет началом нового увлечения — наблюдения и ухода за растениями, желания вырастить самому из семечка что-нибудь особенное: финиковую пальму, лимон, перец.
Общность живого и неживого
Игру-наблюдение «Общность живого и неживого» можно продолжить во время прогулок. Если вы живете в деревне или поселке, то, наверное, замечали, что есть очень выразительные дома. Вглядевшись повнимательнее, можно заметить, что в некоторых угадывается сходство с человеком: стена — это лицо, окна — глаза, дверь — рот. Кажется, что он улыбается: это веселый, добрый, приветливый дом. А вот дом с покосившейся крышей и окнами, он кажется нахмуренным — у каждого свой «характер».
Если вы живете в городе с современной застройкой многоэтажных домов, то вечером, во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на фасад дома, в котором начинают зажигаться окна.
С далекого расстояния, даже сидя в автобусе, можно видеть, что сочетания зажженных окон образуют различные узнаваемые фигуры — гигантские цифры, буквы, лошадку и т. д. Все изображения имеют обобщенные геометризованные формы — ведь они складываются из прямоугольников окон.
Лоскутки и колокольчики
На лужайке полукругом сидят дети и родители. На земле разложены свистульки из глины, колокольчики, дудочки, флейта, гранат с сухими зернами, бубен и другие простые инструменты.
В руках мешочек с различными лоскутками. Они однотонно окрашены, но разной фактуры: бархатные, хлопковые, шелковые, фланелевые…. Условия игры: каждый ребенок по очереди с закрытыми глазами вынимает из мешочка один лоскуток. Он пробует его на ощупь, трет тыльной стороной ладони, и говорит нам о своих ощущениях, определяет цвет: ткань теплая, шершавая, короткая, приятная, похожа на морской песок, желтая и т. д. Затем открывает глаза, подбирает звук. Перебирает звучание всех инструментов и останавливается на том, который ему кажется наиболее близким, подходящим. Естественно, что эта игра ориентирована на индивидуальное восприятие каждого. Не важно, если названный ребенком цвет не совпал с реальным, ведь он основывался только на своих ощущениях. Главное, что впервые в его сознании цвет и звук соединились. Именно это ему пригодится в понимании живописи и в его собственном художественном творчестве.
Ожившая скульптура
Вначале вспоминаем миф о подвиге Геракла, затем ребенку дается задание вообразить себя Гераклом, стреляющим из лука. Он пробует принять позу статуи, и здесь выясняется, что он не так хорошо рассмотрел и запомнил все детали: на какую ногу нужно опираться, а какая согнута в колене, как поставлены руки. Оказывается, что в такой позе трудно удержать равновесие и, подняв голову, смотреть вперед,»прицеливаться». Неудачная попытка заставляет внимательней вглядываться, детально рассматривать, запоминать и»проигрывать» на себе позу статуи. Для детей 4-6 лет это непростая задача, тем более, что многие еще путают «право» и «лево»: не умея удержать в памяти «изображение», они ищут зрительной опоры, повернувшись лицом к статуе, — получается «зеркальное» отображение. Но постепенно ребенок начнет быстрее и легче справляться с такими заданиями.
Скульптор и глина
Для игры выбирается статуя «Мальчик, вынимающий занозу» V в. до н. э. Взрослый рассказывает о том, что в Древней Греции детей воспитывали так, чтобы они были сильными, ловкими, выносливыми, для этого устраивали специальные соревнования по бегу, метанию копья и другим видам спорта. Победитель соревнований считался героем, в честь него устанавливали статую. Однажды во время соревнований по бегу мальчик, бежавший среди других, почувствовал, что в ногу вонзилась заноза, но он, превозмогая боль, продолжал соревнование и одержал победу — первым пришел к финишу. Скульптор изобразил его после соревнований, когда он сел, чтобы вынуть занозу.
После рассказа объясняем ход игры. Желательно участие двоих детей: один будет скульптором, другой — глиной. Ребенок-скульптор должен так посадить партнера, чтобы его поза точно совпадала с позой статуи. Давая задание, нужно объяснить, что для ее выполнения недостаточно рассмотреть статую спереди, необходимо обойти ее, обратить внимание на то, как изогнута спина, наклонена голова, расположены руки.
Найди знакомых героев
Это игра-поиск. Взрослый заранее предупреждает ребенка, нацеливая на поэтапную работу: найти, вспомнить, рассказать, дополнить. Затем они вместе отыскивают в зале статую знакомого героя, останавливаются около нее и вспоминают связанный с героем миф. Эта игра может проводиться и в залах картинной галереи, на материале живописи. В этом случае гораздо большие возможности открываются для занятий по библейским сюжетам (например, «История Христа»). Особенно актуальным подобное занятие становится накануне больших праздников — Рождества, Пасхи.
Найди картину по деталям
Игра-поиск. Заранее, дома приготовьте 2-3 детали известного вам натюрморта — морскую раковину, фрукт, цветок, очки и т. д. В зале покажите их ребенку и вместе с ним начните поиск картины с этой деталью. Потом внимательно рассмотрите вместе найденный натюрморт, называя каждый предмет, его цвет и форму. Обратите внимание на особенно красивую деталь.
Рамка с натюрмортом
Дома можно поиграть так. Возьмите небольшую рамку. Вместе с вами или самостоятельно ребенок может обследовать окружающее с целью найти натюрморт. Предметы, попадающие в рамку, наставленную на них, как объектив фотоаппарата, образуют неожиданно красивые, гармоничные композиции — законченные «натюрморты», созданные самой жизнью. В рамку может «случайно» попасть пейзаж (вид из окна) или портрет… Такие незамысловатые этюды с рамкой открывают юному взору новый взгляд на мир, помогая увидеть красивое в обыденном, учат внимательно вглядываться в окружающее.
После таких занятий дети с удовольствием рисуют натюрморты — «то, что лежит на столе», правда, не такие, как они только что видели, а свои, с любимыми фруктами и овощами. Девочки чаще рисуют цветы в вазе.
Вспомнить все
Выберите знакомую картину. Еще раз вместе внимательно изучите ее, вплоть до деталей. Во время предварительного рассматривания и описания взрослый учит детей правильно подбирать слова, подыскивая те, что наиболее точно передают увиденное, а также правильно обозначать части картины — центр, середина, правый верхний угол, нижняя часть картины и т. д.
Ребенок встает спиной к картине, а вы придумываете и задаете ему вопросы: «Что лежит на середине стола? Какого цвета инжир? Какие фрукты лежат в корзине, какого они цвета?» и т. п. В этой игре ребенок вспоминает все, о чем говорили вместе со взрослым.
Это — «тренинговая игра». Она развивает художественную память ребенка, его способности цветоразличения, готовит к рисованию по памяти.
Я — экскурсовод
Взрослый предлагает ребенку 5-6 лет стать экскурсоводом. Ребенок ведет всех к произведению, которое ему нравится и которое он запомнил. Еще недостаточно свободно ориентируясь в музее с его обилием залов, он просит помощи у взрослого («Как пройти к статуе Афины со змеей?») Оказавшись у памятника, дает задание изобразить Афину и змею. Затем «экскурсовод» ведет своих экскурсантов «наугад», останавливаясь перед теми произведениями, которые ему знакомы, предпочитая самостоятельно выполнять задания, задавать вопросы и отвечать на них.
По материалам Н.Л. Кульчинской, А.А. КульчинскойСтатья из журнала «Человечек»
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Игры с детьми в художественном музее
Рисунки: Женя Кац и дети
В родном городе или в путешествии родители часто мечтают сходить с детьми в музей, картинную галерею или на выставку. Дети не всегда охотно соглашаются на подобные экскурсии: обычно у них есть представление о том, что ходить по музеям скучно. Одно дело — интерактивные музеи, где всё можно трогать. И совсем другое — картинные галереи. В таком музее надо тихо себя вести и просто смотреть. Долго созерцать дети устают, и поэтому скоро они начинают проситься на волю. Как же быть?
Вообще отказаться от посещения обычных музеев? Водить детей в картинные галереи принудительно — потому что это полезно? Придумать какие-то интересные игры в музее?
Мы выбираем третий путь, с играми и развлечениями по пути, с загадками и викторинами. Пусть для родителей этот путь наиболее трудоёмкий, но зато после таких прогулок по музею дети действительно будут что-то знать о картинах.
Один из вариантов подготовки — поиграть заранее в какие-нибудь игры с репродукциями тех картин, которые вы увидите в музее. Скажем, в «Третьяковской галерее» есть очень удачное лото с картинами «Времена года» и парные картинки «Мемори» с фрагментами известных картин.
Находить в музее знакомую картину намного приятнее, и даже после ее нахождения всё равно останется масса поводов для обсуждения.
Но у родителей не всегда есть возможность так серьёзно подготовиться к походу в музей. Например, вы приехали в Мюнхен на несколько дней, и хотите сходить с детьми в старую пинакотеку. Как сделать так, чтобы дети тоже что-то интересное для себя нашли в посещении музея?
Сразу оговоримся: ходить по музею больше часа или полутора могут совсем не все дети. (есть и такие, которые через 15 минут начинают скучать) Поэтому обойти с детьми большой музей целиком получается не всегда, и на это не надо рассчитывать. Получится — хорошо. Не вышло — тоже не беда.
Для игр в музее вам понадобятся блокноты и карандаши — по одному на каждого из детей, несколько ластиков и точилка. И вам тоже понадобится планшет, и любой пишущий предмет, ручка или карандаш. Художественные способности не обязательны!
Итак. Мы с детьми в Мюнхене, в Старой Пинакотеке. Входим в музей и видим 4 картины — про 4 континента, о которых знал тогдашний художник. По периметру каждой из картин — звери, которые, по мнению художника живут в Африке, в Азии, в Австралии и в Америке.
Я предлагаю детям найти самых удивительных зверей на любой из картин, и быстро схематично их изобразить. Задание буквально на минуту или две.
Детские музейные программы. Москва и Санкт-Петербург
Вы уже успели отдохнуть и включиться в привычный рабочий режим? Списки дел становятся все длиннее, расписания всевозможных занятий все плотнее. И все же Lil School рекомендует найти время на посещение музеев и художественных галерей вместе с детьми, ведь это очень важно для развития вкуса и художественного восприятия. Мы хотим помочь вам определиться, куда пойти в ближайшее время, и для этого расскажем о детских программах, работающих в музеях и галереях крупных российских и зарубежных городов. Начнем с Москвы и Санкт-Петербурга.
Москва
Третьяковская галерея
Экскурсии в Третьяковке рассчитаны на детей от семи лет, а творческие занятия есть для детей от пяти. Экскурсии проводятся для организованных групп, и кроме обзорного маршрута по музею, можно посетить тематические: «Мир сказки и мечты». «Искусство XX века», «В мастерской скульптора», «В мастерской художника» и др. На творческие занятия можно записываться индивидуально, покупая разовое посещение или абонемент. На занятиях дети рисуют, лепят, слушают музыку и стихи, смотрят отрывки из балетных и оперных постановок.
Экскурсии
Программы для детей 5-6 лет
Для детей 7-9 лет
Для детей 10-12 лет
Государственный музей А.С. Пушкина
Детский центр музея работает более 12 лет. Центр занимается созданием интерактивных детских программ, в которых задействованы разные виды искусства – литература, музыка, театр, изобразительное и декоративно-прикладное. Программы рассчитаны на детей от 5 до 15 лет. С детьми работают музейные педагоги и научные сотрудники, режиссеры, художники, филологи, историки, психологи, театроведы, поэты и писатели.
Тематика детских программ очень разнообразна: в Пушкинском музее можно изучать письменность, прикладное творчество, театральное искусство, искусство речи и даже ходить в студию артистического фехтования.
Выбрать подходящую программу можно на сайте музея.
Московский музей современного искусства ММОМА
В программу детской арт-студии ММОМА входит два курса: «Двухмерная визуализация» и «Основы художественного восприятия». Посещать детскую студию могут дети от 4 до 10 лет, прием осуществляется в течение всего года. В Образовательном центре ММОМА идут курсы по мультипликации, книжной графике, скульптуре, театральному искусству и перформансу.
На сайте музея можно сыграть в образовательную онлайн-игру «PLAYMMOMA». Игра задумана как увлекательное интерактивное пособие – введение в мир современного искусства. Предназначена для детей от 6 лет, а также их родителей.
Музей русского импрессионизма
Для школьников МРИ разработал экскурсионные программы, которые помогут узнать много нового о зарубежном и русском искусстве XIX и XX веков, научиться понимать язык живописи. Как обещают на сайте музея, экскурсии проходят без занудства и скуки, зато с использованием уникальной мультимедиа зоны. Для самых маленьких посетителей (от 4 лет) есть интерактивная экскурсия по основной экспозиции.
Для детей 4-6 лет в музее работает познавательно-развлекательный клуб «Карапузы и прекрасное». На занятиях дети выполняют разные задания, играют, ставят творческие эксперименты, слушают музыку и даже танцуют. В музее также проводятся познавательно-развлекательные мастер-классы «Воображаемые авангардисты».
Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
Кружки Школьного центра Эрмитажа разработаны для детей разного возраста и рассчитаны на несколько лет обучения. Занятия ведут искусствоведы, историки, востоковеды, археологи и реставраторы. Прием осуществляется в сентябре по итогам собеседования. Дети знакомятся с живописью, изучают тайны ремесел, культуру разных эпох, основы археологии и многое другое.
В Эрмитаже работает старейшая музейная изостудия в России. Программа обучения включает в себя выполнение творческих заданий, а также знакомство с шедеврами изобразительного искусства из коллекции музея. Занятия проходят в помещениях Изостудии и в залах музея.
Музей современного искусства Эрарта
Для детей и школьников в музее есть специальные программы в форме интерактивных занятий и игровых экскурсий на экспозиции. Программы рассчитаны на детей от 6 лет и будут интересны даже самым непоседливым ребятам. Например, на экскурсии «Удивительная жизнь вещей» дети увидят, как обычные предметы, попадая в поле современного искусства, обретают необычные свойства, меняют настроение и характер в зависимости от того, как они изображены или сделаны художником.
Кроме экскурсий есть занятия в форме квестов: игра для детей 6-10 лет «Спасти фантазию, или Волшебная сила искусства» и арт-маршрут «Приключения с Немалевичем». Школьники постарше (11—17 лет) могут поучаствовать в интерактивных занятиях «В поисках смысла ЖИ, или Игра с искусством» и «Секреты современного искусства».
Музей Академии художеств
Для детей в музее есть занятия графикой, лепкой, мозаичным искусством; курс «Четыре вида искусства», цикл занятий «Нескучное искусство». Можно приобретать разовые посещения или абонемент на 1 месяц. Все занятия очень интересные и подходят детям от 6 до 15 лет.
На занятии «Графика» участники занятия создадут гравюру и унесут с собой настоящий печатный оттиск. На курсе «Мозаика» дети поработают с натуральным мрамором и гранитом, морской галькой, смальтой, витражным стеклом, опробуют себя в необычной смешанной технике: живопись цветными цементами с элементами мозаики.
Посмотреть подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте музея.
Русский музей
В музее проводятся занятия для детей от 4 до 16 лет и семейной аудитории, в течение учебного года. Программа состоит экскурсий по экспозиции Русского музея и творческих занятий в студиях Михайловского замка. На экскурсиях дети знакомятся с коллекциями музея, историей шедевров; учатся понимать язык художников. В студиях ребята обучаются приемам изобразительной деятельности, занимаясь рисованием, лепкой и художественным моделированием. Можно изучать авангард, русскую живопись, историю дворцов и садов Санкт-Петербурга, современное и народное искусство и многое другое.
Кроме того в музее работает программа дистанционного обучения для школьников и студентов. Есть доступ к курсам «Язык изобразительного искусства» и «Современное искусство», включающим в себя учебные материалы и тестовые задания по истории, основным понятиям изобразительного искусства.
Мастерская Аникушина
Это не только мемориальный музей известного петербургского скульптора ХХ века Михаила Константиновича Аникушина, но и современный центр обучения и творчества. Самые любознательные точно оценят возможность потрогать экспонаты, что позволено не в каждом музее. Здесь же можно узнать о том, как создаются памятники: от появления наброска на бумаге до отправки готовой модели для отливки в бронзе.
Для детей проводятся мастер-классы, на которых юные скульпторы учатся лепить из глины и гипса, создавать композиции из бумаги и других материалов.