Русский институт монтессори: Международный институт монтессори педагогики – Русский Монтессори Институт — Обучение и подготовка монтессори-педагогов

Обучение монтессори-педагогов

У нас в учебном центре периодически раздаются звонки примерно такого содержания: «У меня высшее педагогическое / психологическое / какое-то там еще / образование и стаж работы …цать лет. Я прочитала все книги / статьи в интернете / … / по методу Монтессори. Наверное, мне уже не нужны такие длинные курсы?» И приходится разочаровывать звонящего. Ведь сколько бы книг вы ни прочитали, допустим, по хирургии, или по психотерапии, или по музыке – от этого вы не станете ни хирургом, ни психотерапевтом, ни музыкантом. Во всех этих случаях требуется еще и громадная ПРАКТИКА. Только на практике можно научиться различать индивидуальные особенности строения тела или души своего пациента, понимать невысказанные и неосознанные потребности. А для того, чтобы музыкой тронуть сердца, важно научиться чувствовать самому и овладеть техникой самовыражения.

Поэтому наш курс ориентирован на ПРАКТИКУ. Наблюдения в группе, наблюдения детей и их взаимоотношений с миром и друг с другом, наблюдения в сопровождении опытного коллеги с последующим совместным анализом увиденного. Наблюдения проходят в семейном клубе «Фонарик» — нашей базовой площадкой. И тогда оказывается, что начинающий педагог зачастую 2/3 важной информации просто пропускает, а оставшуюся треть неверно истолковывает. И вот тут-то и начинается настоящее обучение. Оказывается, и материалы работают по-разному с разными детьми, и презентации нужно делать не всегда, и не всегда одинаково. И самое сложное в работе монтессори-педагога – не вспомнить вовремя нужную презентацию, а понять. нужна ли ребенку вообще наша помощь!

Вот поэтому курс наш небыстрый. По объему и содержанию приближен к зарубежным аналогам. Но для удобства обучения поделен на несколько ступеней – этапов (см.здесь). Он похож на спиральную лестницу. С каждым витком студент вроде бы повторяет старое, но при этом все глубже и глубже погружается и в понимание движений детской души, и в тонкости построения развивающей среды, и в таинства собственного внутреннего мира.

Монтессори курсы в Москве проходят в нашем учебном центре, обучение монтессори педагогов в других регионах уточняйте по телефону или спрашивайте по электронной почте.

Преподаватели — Русский Монтессори Институт

 

Елена Ситина

Президент Русского Монтессори Общества и Педагогического Клуба «Монтессори-Сити», 
учредитель сети детских клубов «Монтессори-Сити» и Торговой компании «Мир Монтессори» (продажа м-материалов).
Генеральный директор Русского Монтессори Института. 
Руководитель программ MTEP (образовательный проект «Montessori Teacher Education Program of Moscow») в Москве.
Член American Montessori Society с 2011г.г., участник конференций AMS 2011-2014 гг. и «Montessori-Asia» 2009-2014 г.г.
Монтессори-педагог «Infant-Toddler» (0-3) (AMS, Seton Montessori Institute (SMI),Чикаго, США)
Образование высшее педагогическое, бизнес-образование МВА в АНХ РФ
Педстаж 35 лет. Монтессори. В монтессори  с 2001 года
Изучала опыт школ монтессори в 12 странах.

Seton Montessori Institute (SMI), USA

Исполнительный директор SMI — Anna Perry (Анна Пэрри)

в настоящее время является исполнительным директором SETON MONTESSORI SCHOOL и SETON MONTESSORI INSTITUTE, расположенных в Clarendon Hills, Чикаго, штат Иллинойс, США. 
Она является — тренером в области психологии, — закончила Tufts University — Магистр в управлении, планировании и социальной политике, — закончила Гарвардский Университет.
Анна Пэрри имеет Диплом Американского Монтессори Общества (AMS) Early Childhood Teacher Certification from the NYU Montessori Teacher Education Program, диплом Администратора AMS от SETON MONTESSORI SCHOOL. 
Анна также:
— преподает в Elgin Community College; — тренер в SETON MONTESSORI INSTITUTE, — читает курс в SMI «Администрирование», «Язык», «Развитие детей и Монтессори» «Философия».
Она выступала на AMS конференциях и национальных конференциях NAEYC, помимо этого, консультирует и дает регулярно семинары для родителей и сотрудников других школ Монтессори по всей стране и по всему миру. 

Анна ведущий защитник  Монтессори-движения в AMS, занимается исследованиями в области монтессори-образования (AMS) и активно принимает участие в рабочих группах и комитетах AMS. 
Анна живет со своей семьёй в районе Чикаго, замужем, воспитывает сына и дочь, которые посещают SETON MONTESSORI SCHOOL.

Директор академических программ SMI — Eva Parrucci (Ева Парруччи)

 

 

 

 

 

 

 

Наши тренеры на курсе «6-12»

 

ДЖУЛИ РИВЕРА (Мексика) тренер 6-12 Русского Монтессори Института
ДЖУЛИ РИВЕРА (Мексика)

ОБРАЗОВАНИЕ:

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ, МОНТЕССОРИ-ТРЕНЕР 3-6
— Курс 3-6 в Пан Американском Монтессори Сообществе (PAMS) 1972-1974;

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ, МОНТЕССОРИ-ТРЕНЕР 6-12
— Курс 6-9 в PAMS 1974-1976;
— курс 9-12 в PAMS 1975-1977.
— курсы обучения по музыке, семейному консультированию и терапевтической работе в Монтессори.
ОПЫТ РАБОТЫ:
1976-1979 — Педагог 6-9 в Монтессори школе Санни Хилл; Учредитель и координатор школы «Дом детей в Пало Соло» для детей из бедных семей от 2 до 12 лет в Мехико.
1979-1980 Монтессори педагог 3-6 в Пало Соло;
1980-1993 Монтессори педагог начальной школы в Пало Соло;
1984-2004 координатор и тренер в созданном ей «Центре Непрерывного Образования» — учебном центре подготовки Монтессори педагогов начальной школы.
1991 по настоящее время – супервизор в нескольких Монтессори школах в Мексике.
С 1991 по настоящее время участвует в работе различных центров подготовки Монтессори педагогов начальной школы в Чили, Перу, Колумбии и разных городах Мексики.

2012 по настоящее время – координатор и тренер в Монтессори-Канела — центре подготовки Монтессори педагогов начальной школы в Испании.

ЛИЛИ ЭРРЕРА ДЕ ДОРБЕККЕР (Мексика) — тренер 6-12 Русского Монтессори ИнститутаЛИЛИ ЭРРЕРА ДЕ ДОРБЕККЕР (Мексика)

ОБРАЗОВАНИЕ:
МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ, МОНТЕССОРИ-ТРЕНЕР 6-12
1991-1993 курс Монтессори педагог начальной школы в «Центре Непрерывного Образования»;
курс обучения по семейной терапии.

ОПЫТ РАБОТЫ:
2001 по настоящее время – учредитель и координатор Монтессори школы Ченкайи для детей 3-12 в Мехико.
2013 по настоящее время – Монтессори-тренер в Чили и Испании.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА:

Каролина Гомез дел Валле — тренер 6-12 Русского Монтессори ИнститутаКАРОЛИНА ГОМЕЗ ДЕЛЬ ВАЛЛЕ (Мексика) —

МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГ, МОНТЕССОРИ-ТРЕНЕР 0-3, 3-6
(AMI, AMS)

Каролина Гомез Дель Валле – монтессори-педагог и монтессори-тренер (0-3, 3-6), обладательница титула » Живое Наследие» Американского Монтессори Общества (AMS). Диплом AMI ей вручал сам Марио Монтессори. Она работала с Сильваной К. Монтанаро (Италия).

Каролина — монтессори-педагог AMI и AMS с многолетним стажем. Она обучает монтессори-педагогов, помогает в открытии монтессори-школ и монтессори-программ во всем мире, является действующим лектором в Сетон Монтессори Институте (SMI, Чикаго, США), в Русском Монтессори Институте (РМИ), в программах по подготовке Монтессори-педагогов в Испании, Словении, Чили, Мексике и других странах.
С 2014 года Каролина является руководителем Академических программ по подготовке монтессори-педагогов 0-3 и 3-6 в Русском Монтессори Институте (РМИ)

Наши тренеры на курсе «3-6»

Мелита Кордеш. Монтессори Словения

Мелита Кордеш (Melita Kordeš Demšar)

Монтессори-тренер, Монтессори-педагог 0-12.

Основатель и руководитель Монтессори Института Словении и Монтессори школ 0-12 в Любляне.

 

 

 

 

 

Елена Янг. Монтессори Чили. Сантьяго
Монтессори-тренер 0-6, Монтессори-педагог 0-6 AMS.
Основатель и руководитель Монтессори Академии в Сантьяго, Чили, которая готовит Монтессори педагогов для детей от 0 до 18, директор двух Монтессори школ 0-6 и 3-18.

«C момента как я открыла для себя Монтессори в 1972 году я влюбилась в ее образовательные идеи. Это заставила меня получить Монтессори-образование для возраста от рождения до 15 лет. Большая часть моего опыта работы в Монтессори это возраст от рождения до 6 лет.

Я открыла и руковожу детским садом Монтессори от 12 месяцев до 5 лет, который называется «Монтессори Детский Сад Рэйхью» и «Школа Монтессори Уэльгейн»

С 1975 г я стала Монтессори тренером , так как в те времена в моей стране не было Монтессори-обучения, а учителя не могли путешествовать в США или Италию.

Я уже 54 года замужем и у меня четверо детей, у которых свои семьи и 18 внуков и 4 правнука.

Мне очень нравится делится опытом, который я приобрела в течение стольких лет. И когда меня просят приехать куда-то, я обычно не отказываюсь, так как понимаю, что не могу не делиться тем сокровищем, которое имею.

Опыт работы:
Сентябрь 1972-Июнь 1975 
Директор и Руководитель Монтессори 3-6                                      Школа The Children’s Corner Маракайбо, Венесуэла                           

Март 1980 — Декабрь 1986                                                    Руководитель программы Монтессори от 1 до 3
Kynda II Montessori Сантьяго, Чили

Март 1987-Декабрь 1991                                                      Директор/Владелец и Руководитель программы Монтессори от 1 до 3      Монтессори Детский Сад Рэйхью Сантьяго, Чили

Март 1992-сейчас                                                          Советник/Владелец по программам от 1 до 5 лет                                Монтессори Детский Сад Рэйхью Сантьяго, Чили

Январь 1991-Июнь 2008
Директор и Тренер Центр Исследований Монтессори Саньтьяго, Чили

Март 1991-Сейчас
Директор и партнер программы для детей от 3 до 18 лет
Школа Монтессори Уэльгейн, Саньтьяго, Чили

Март 2007 -Июнь 2009
Руководитель Мастерской программы «Монтессори-Образование 0-3»
Университет Андреса Белло Саньтьяго, Чили

Ноябрь 2009-сейчас

Директор и Тренер Монтессори Академия в Саньтяго Чили

Образование:

1960 Педагогика Катехизации Католический университет в Сантьяго, Чили
1972 Монтессори 3 — 6 в Учебном центре Св.Николы в Лондоне; Великобритания

1979 Советник по делам семьи и молодежи Институт Карлоса Касануэва Сантьяго, Чили
1985 Курс Инфант-Тоддлер AMS Чикаго, США.
2001 Человеческие отношения и семья Университет Мэра Сантьяго, Чили
2003 Лидерство в образовании Университет Альберто Уртадо Santiago, Chile

Опыт тренерской работы:
1989- 2015 Монтессори от 0 до 3 лет Чили: cтуденты из из всех уголков Чили, Мексики, США, Боливия, Перу, Испании.
Монтессори 3 до 6 лет Сантьяго, Чили Cтуденты из: Уругвая, Перу, Бразилии, Аргентины, Испании, Парагвая.

2013- 2015 Преподавание Монтессори от 0 до 3 и Монтессори 3-6 в Университете Андреса Белло Сантьяго, Чили

c 1995 по 2014 Выступала с докладами на Монтессори Конгрессах по темам: Мира, Образования Языка, Развития младенцев, Роли учителя. в Мексике, Италии, Чили, Колумбии, Бразилии, Перу

Дополнительная Информация:
Испанский — родной, Английский свободно
Интересы: чтение, плавание, слушание музыки

Личная информация:

Живет в Сантьяго, Чили

НАШИ ТРЕНЕРЫ НА КУРСЕ «INFANT-TODDLER 0-3»
«Montessori Teacher Education Program of Moscow (MTEP) —
Образовательная программа по подготовке монтессори-педагогов в Москве».

Susan Tracy McDaniel
СЬЮЗАН ТРЭЙСИ МАКДЭНИЭЛ
Сьюзан имеет Монтессори сертификаты
Американского Монтессори Общества (AMS) и Международной Ассоциации Монтессори (AMI).

— магистр педагогики, получила практику, наблюдая за детьми на протяжении более 25 лет.

В качестве консультанта для многих школ и учреждений социального обслуживания, Сьюзан применила Монтессори-метод в различных условиях, в том числе и в приюте для бездомных в Чикаго.

Сьюзан активно работает с родителями, часто выступает перед группами родителей и педагогов.

Более двадцати лет она преподавала курс «Монтессори Философия» и «Развитие Ребенка» в Сетон Монтессори Институте.

Она также преподавала на многочисленных Монтессори курсах и Родительских курсах в Калифорнии, Флориде, Европе и Азии. Она является бывшим профессором колледжа Кендалл в Чикаго.

Сьюзан имеет
— степень бакалавра в области психологии,
— закончила Северо-Западный университет,
— имеет степень магистра в области образования,
— закончила Колледж Лойола в Балтиморе,
— практикует философию в Клиническом Пастырском консультировании при Духовной Семинарии, Колорадо.

Она также является сертифицированным практиком EFT (Эмоциональные Методы Свободы), терапевтической техники, связанных с акупунктурой.

Она настаивает на том, что настоящее образование получила только благодаря воспитанию пятерых детей и наблюдению за сотней других.
Она была Монтессори — Педагогом в течение двадцати лет, работала с детьми в возрасте от рождения до шести лет.

Будучи известным оратором, Сьюзан совмещает уникальные наблюдения с множеством забавных анекдотов, работая со зрителями больших и малых групп.

Она наслаждается открытиями, которые дети делают каждый день, тем самым подтверждая теорию, что развиваться детям можно помочь через обучение взрослых, которые являются непосредственной частью их жизни.

 

КЭРОЛ СЕГАЛ
— монтессори-педагог 0-3 AMI (Сан-Диего, Калифорния, США),
— 3-6 AMS, SMI (Чикаго, Иллинойс, США),
— координатор образовательных программ МОНТЕССОРИ 0-3 в MONTESSORI AKADEMY (Чикаго, США)

Кэрол о себе:

Мое имя Кэрол Сегал и дети зовут меня «Мисс Кэрол». Я начала свое путешествие в мир Монтессори как ассистент в группе тоддлеров (2-3 г) во время своей учебы на Бакалавра Психологии.

Я полюбила программу Монтессори так сильно, что решила после выпуска продолжить свое обучение дальше и стать сертифицированным Монтессори педагогом. Я поехала в Сан-Диего в Калифорнии, чтобы начать обучение на курсе под руководством Сильвано Монтанаро.

Доктор Монтанаро была личным другом и коллегой Марии Монтессори. Она также написала замечательную книгу «Понимание человека. Важность первых трех жизни.» С момента окончания института в 2003 года я работала плотно с тоддлерами, пытаясь стать экспертом в работе с этим захватывающим возрастом. Я горжусь тем, что продолжаю свое обучение, теперь для возраста 3-6 в Сетон Монтессори Институте.

Я планирую получить мой сертификат, как только закончу работу на курсе и пройду практику. Сейчас я работаю в Монтессори Академии в Чикаго (МАС) с возрастом 2-3 года и также являюсь Координатором по Обучению для всех групп и программ возраста 0-3. В Монтессори Академии я работаю с 2008 года и буду проходить там практику осенью в классах 3-6.

ДЕСМОНД Ф. ПЭРРИ
один из основателей SETON MONTESSORI SCHOOL (Чикаго, Иллинойс, США). Является Администратором «MECA-Seton Teacher Education Program» (курса по подготовке монтессори-педагогов в Сетоне) и осуществляет контроль за тремя Монтессори Школами — Лабораториями Чикаго.

За свой 40-летний опыт работы в становлении детей г-н Перри подготовил сотни Монтессори-педагогов и наблюдал за тем, как тысячи детей росли, учились и становились зрелыми.

Он часто выступает с лекциями для родителей, учителей и администраторов.

Опубликованные работы:
«Ребенок: Что Каждый заботливый родитель должен знать»,
«Ребенок-личность»
«Восприятие моторного развития для маленьких детей».

Г-н Перри является отцом, жизненным вдохновителем и признанным экспертом в области детского развития, образования родителей, и метода Монтессори

 

МАРИЯ ЛОРЕТО ВИЛЛЕ

Мария Лорето Вилле — Монтессори — тренер (AMS), Монтессори –педагог«0-3», «3-6», «6-9», сертифицированный специал…ист академических программ AMS «Infant — Toddler»
(от 4х мес. до 3 лет), «Early Childhood»( от 2.5 до 6 лет) в Seton Montessori Institute (SMI).

• Работала в Barrington Montessori School (филиал Seton Montessori School) более 26 лет.

• С 1998 года Монтессори-тренер AMS «0-3».

• Вела академический курс «Infant -Toddler» в Бразилии, Чили и Корее. Участвовала в организованном Монтессори — курсе для педагогов в Словении, Любляне, в 2007 году.

• Возглавляла Montessori Children’s House of North Barrington, где предложила ввести второй язык (испанский) в школьную программу.

• Мария Лоретто представляла Американскую Монтессори Конвенцию в Чикаго в 1997 и 2005 годах. Также будет представлять Конвенцию в 2013 году в Орландо, Флорида.

• Лорето посвятила всю свою жизнь обучению детей и будущих Монтессори-педагогов.

Лорето Вилле родилась в Сантьяго, Чили, и переехала в США в 1966 году. Она замужем, имеет двух сыновей и живет в пригороде Чикаго, в штате Иллинойс.

КАРОЛИНА ГОМЕЗ ДЕЛЬ ВАЛЛЕ

Сестра Каролина Гомез Дель Валле Родилась в г. Пуэбла, Мексика, но ее влияние как Монтессори-педагога чувствуется по всему миру. Она основала и поддерживала рост образовательных Монтессори программ для детей и педагогов в разных уголках мира: В Перу, Никарагуа, Чили, Италии, Чехословакии, Словении, Тайвани, Камеруне и Канаде.

Проекты, которые наиболее близки ее сердцу — это Монтессори школа, которую она помогала открывать в индейской деревушке Цинацапан, в Мексике и Курс обучения Монтессори педагогов для рабочих мигрантов в Калифорнии. Совсем недавно она работала в программе обучения для Монтессори педагогов в Фигейресе, в Испании.

Сетон давно стал основной базой для Каролины в США. Вместе с Сельмой Перри она основала Сетонский Курс для обучения Монтессори педагогов Инфант-Тоддлер и в течении долгих лет она регулярно читала также Курс Монтессори 3-6 в Сетоне. Она возвращается в Сетон регулярно чтобы наблюдать, консультировать и читать лекции.

Сестра Каролина была первой, кого Американское Монтессори Общество (AMS) удостоило награды Живое Наследие.

Многолетний опыт Сестры Каролины по Монтессори работе с детьми от рождения до шести лет дополняется ее опытом в духовного и семейного консультирования.

Другие области личных интересов и исследований: Банкуби-Математика, Интерактивное слушание Классической Музыки, Цигун-Шибаши, и педагогическое использование фильмов.

Биография

Родилась в Мехико в 1940 г                                                                                                        Обучение                                                                                                                                        Начальная и Средняя Школа в Мехико-Сити
Секретарское Образование на английском в Миссури, США
Бакалавриат в Литературном и Теологическом Колледже в Нью Рошель в Мехико-Сити
Психология: Семейная терапия в Ибероамериканском Университете в Мехико Сити
Терапия по Карлу Роджерсу в Сан Диего в Калифорнии, США
АМS диплом в Монтессори 3-6, Чикаго, США 1968-1969
AMI диплом в Монтессори 3-6 и 0-3 в Мехико 1970-1973
Духовная и Социо-Культурная Антропология семьи: Университет Святого Павла в Оттаве, Канада
Теологические исследования в Риме
Другие исследования: Банкуби Математика, Интерактивное слушание Классической Музыки, Цигун-Шибаши, и педагогическое использование фильмов.

Опыт работы

Педагог: Дошкольники, Начальная и средняя школа в школе Мерици в Мехико-Сити
Педагог: Монтессори 3-6 в Колежио -Мерици в Мехико, в индейской деревне Цинаципан и Мехико, лагере MECA в Чикаго и Кената Монтессори школа в Оттаве, Канада.
Работа с родителями во всех вышеперечисленных местах.
Обучение педагогов Монтессори-методу в течение 30 лет в:
Сан Мигуель Цинаципан, Пуэбла, Кваретаро и других глубинках Мексики
Чикаго, Калифорния, Висконсин, США
Ла-Корунья, Испания
Перу, Никарагуа, Чили
Рим и Словения
Тайвань
Камерун
Прага, Чехия
Фигейрос, Испания и Пуэбла Мексика — сейчас
Супервизорство в Монтессори-школах в разных странах.

В настоящее время
Обучение преподавателей Монтессори подходу в образовании и супервизорство в
Мексике, США, Чили, Словении и Испании.

Борис Алексеевич Архипов
Архипов Борис Алексеевич — автор более 110 научных работ в области неврологии, медицинской генетики, специальной педагогики и психологии, в т.ч. методических пособий, 2-х учебников, 2-х учебных фильмов и оригинальных программ для ВУЗов. Автор уникальной диагностической и коррекционной методики незрелости психологической функции у детей и взрослых. Разработчик и соавтор совместно с А.В. Семенович уникальной адаптивно-коррекционной методики замещающего онтогенеза.

смирнова

Елена Олеговна Смирнова
Профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования , руководитель центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского Городского Психолого — Педагогического Университета.

ученая степень: доктор психологических наук

ученое звание: профессор

награды, премии, звания: лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования

 

Марина Евгеньевна Ланцбург
Руководитель научного центра перинатальной психологии, доцент кафедры возратной психологии факультета психологии образования Московского Городского Психолого — Педагогического Университета.

ученая степень: кандидат психологических наук

научные интересы:

перинатальная психология
организация служб ранней помощи
детско-родительское взаимодействие в раннем возрасте

Татьяна Ермолина тренер в Русском Монтессори Институте
Ермолина Татьяна Владимировна

— композитор, кинезиолог, руководитель Музыкальной секции Ассоциации Монтессори-педагогов России (МС АМПР), автор методического направления по музыкальному воспитанию на основе метода Монтессори, содиректор Международного образовательного проекта «СОЛНЦЕЦВЕТ», Москва.

Об авторе:

http://ermolina-art.ru, http://secret-d.ru/trenery, https://www.facebook.com/groups/155865097920993/,

https://www.facebook.com/groups/secret.d/?fref=ts

Анна Бояринцева. Русский Монтессори Институт

— кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»; педагог-психолог, Монтессори-педагог, кинезиолог.

С 1998 г. является научным сотрудником: Института Педагогических Инноваций, Института развития дошкольного образования, Института психолого-педагогических проблем, Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Педагогический стаж – 28 лет, психолог – более 25 лет.

Анна работает с детьми разного возраста и воспитывающими взрослыми – педагогами и родителями. Ведет тренинговые, развивающие, обучающие детско-родительские и родительские программы и группы. Организует научно-методические и учебные программы повышения квалификации, семинары и тренинги для педагогов и специалистов; психолого-педагогические исследования, экспертизы, проекты.

Автор более 50 публикаций в научно-педагогических изданиях. В сфера ее профессиональных интересов: антропологическая психология и педагогика, саморазвитие и самоопределение в культуре и в образовании, педагогическая поддержка в образовании, экспертиза и проектирование образовательных пространств и систем, обучение педагогов, детско-родительские группы, Монтессори-педагогика, образовательная кинезиология.
Замужем, мама 2-х детей.

ЛЕКТОРЫ ВВОДНОГО МОНТЕССОРИ КУРСА:
Елена ТИМОШЕНКО –

психолог, монтессори-педагог, член Союза журналистов России. Главный редактор журнала «Монтессори-press». Автор книги «Чудо Монтессори». Имеет издания за рубежом.

Автор инновационных образовательных проектов. Член American Montessori Society и Association Montessori Internationale. Участник международных Монтессори конференций в Оксфорде, Тайпее, Пекине, Сеуле, Сан-Франциско,Чикаго, Орландо, Риме, Кракове и др.

Изучала основы монтессори метода в Seton Montessori Institute (Чикаго, США) и AMI Montessori Institute Prague (Чехия). Автор публикаций и фильмов о монтессори школах Англии, Финляндии, Нидерландов, Италии, Польши, Германии,Чехии, Тайваня, Китая, Кореи, Украины, Мексики, США.

Мария ГАЙДУКОВА 

С мая 2013 директор академических программ Русского Монтессори Института.
С 2008 года является методистом английского отделения Монтессори-Сити и преподавателем английского языка для детей, создала авторскую программу «Английский с мамой» для обучения малышей в группах с родителями и занимается подготовкой педагогов для работы в таких группах.
Закончила ГУУ, имеет сертификат с отличием TEFL to young learners (Teaching English as Foreign Language) ирландской школы Norwood English.
С 2005 по 2007 гг. изучала и участвовала в работе американской и канадской начальных школ, где серьезно заинтересовалась темой отношений взрослый-ребенок.
Имеет эксклюзивное разрешение от авторов бестселлера «Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы они говорили» Адель Фабер и Элейн Мазлиш на проведение одноименного тренинга на русском языке. С 2008 года проводит тренинга для групп родителей и педагогов.
Изучала опыт школ Монтессори в России и США.

Нелли ФЕДОРОВА Заместитель генерального директора по учебной работе в ООО «ДК «Монтессори –Сити». Методист монтессори классов: 3-6, тоддлер-групп, групп «Вместе с малышом»
Практикующий монтессори педагог с 2003 года.
Педагогический стаж 30 лет. Учитель начальных классов, учитель биологии.
Педагогическая деятельность с дошкольниками с 1994 года. Подготовка детей к школе по авторским программам. Работала методистом в детском саду.
Закончила: в 1984 году Мещовское педучилище по специальности учитель начальных классов, в 1989 году КГПИ имени Циолковского» по специальности учитель биологии, в 2009 году Московский Открытый Университет по специальности – менеджер организации.
2013 г. Повышение квалификацию В НОУ ДПО «ИКТ» по программе «финансовый менеджмент». В Монтессори-педагогике с 2003 года. 2003 г.курс монтессори в АМПР (Ассоциация Монтессори педагогов России),
2011 г. обучение на семинаре «Монтессори образование в 21 веке». Лекторы: Элезабет Вестра Матиссен, Дик Хунтик (Нидерланды). 2011 г. семинар «Группы Монтессори от 0 до 3. Эффективная работа с родителями»
2012 г. году повышение квалификации в МИМП (Международный Институт Монтессори- педагогики)
2012г. курс «The Montessori paraprofessional cours Seton Montessori Institute» тренер: академический директор Сетон Монтессори Институт -Ева Парруччи
С 2013 года студентка «Академического Курса РМИ по подготовке Монтессори – педагогов 0-3. Курс монтессори- тренеров из Seton Montessori Institute (Чикаго, США)
2014 г. Вводный курс «Введение в Монтессори- педагогику» Монтессори -тренер: Каролина Гомез (Мексика)
Участница монтессори — конференции АМС в 2011году Чикаго. Изучала опыт школ Монтессори в России и США.

Монтессори-Педагоги и тренеры Русского Монтессори Института и ДК «Монтессори-Сити»

Запись на обучение в Русский Монтессори Институт по телефону: 8 (495) 617-39-27

Ассоциация Монтессори педагогов России

Ближайший курс

Ближайшие курсы по подготовке Монтессори-педагогов начнутся 23 марта 2020 года!
Запишитесь на курсы span>

подробнее…

Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь — двух одинаковых жизней не бывает. 

Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.

Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе. Каждый выбор имеет свои последствия, это — неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два — страх и любовь.

Выбор, организуемый любовью, продуктивен, именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру… Выбор, продиктованный страхом — разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх — страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…Монтессори-педагогика предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе.

Умение делать выбор, продиктованный любовью — прямой путь к свободе. К самой большой свободе — свободе внутренней. Выбор без страха — всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-материалом.

Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы «толкаем» своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребенок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению — именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор, детьми?

Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке — маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека. Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.

Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот — следовать ей, помогая ребенку стать самим собой.
Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство.

Лариса Климанова
Директор АНО «Монтессори-система»,
Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России



Стандарты АМПР для Монтессори групп 3 — 6

Ассоциация Монтессори-педагогов России существует с 1997 года как общественная некоммерческая организация. Она не является ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ и поэтому ни прямо, ни косвенно не представляет интересы каких-либо зарубежных организаций в России. АМПР открыта для диалога и сотрудничества с коллегами из других стран – нашими гостями были педагоги из Германии, США. Голландии, Японии, Кореи, Литвы, Италии, Франции… Но 20 лет мы работаем в России  и  исключительно ради российских детей. При создании СТАНДАРТОВ АМПР для групп 3-6 мы исходили из работ Марии Монтессори и успешного опыта работы российских Монтессори-педагогов. 


СТАНДАРТ АМПР

1. Разновозрастность. В группе одновременно находятся дети в возрасте от 3 до 6,5 лет. (Подробнее)

2. Количество детей, одновременно  стабильно  посещающих группу,   от 15 до 25 человек, (Подробнее)

3. Специально подготовленная среда  оборудуется Монтессори-материалом. (Подробнее)

Она включает в себя следующие разделы:

  — Упражнения в практической жизни.(Подробнее)

  — Сенсорика. (Подробнее)

  — Математика. (Подробнее)

  — Русский язык. (Подробнее)

  — Космос. (Подробнее)

4. Основной формой деятельности детей в группе является СВОБОДНАЯ РАБОТА. Её продолжительность – не менее 1,5 – 2 часов в день с предоставлением детям  права выбора всех материалов в течение всего учебного года. (Подробнее)

5. Во время свободной работы в группе находятся 2 Монтессори-педагога.

6. Квалификация Монтессори-педагога предполагает широкий кругозор, подготовку в соответствии с содержанием курсов АМПР (Подробнее), умение  работать с детьми индивидуально – проводить ПРЕЗЕНТАЦИИ Монтессори-материала (Подробнее) и трехступенчатые уроки (Подробнее). А также использовать работу в маленьких группах – УПРАЖНЕНИЯ и коллективные формы общения с детьми на кругу. (Подробнее)

7. Ежедневные наблюдения  во время Свободной работы фиксируются педагогами и регулярно обобщаются индивидуально для каждого ребенка. (Подробнее)

8. Полное взаимодействие с родителями по всем вопросам жизни групп и воспитания детей.

9. В группах полного дня детям в свободное время обеспечивается пространство для игр и активного движения.

10. Главным критерием успешности работы Монтессори-группы является нормализация поведения и  гармонизация внутреннего состояния детей в группе. (Подробнее)



Выездные курсы АМПР


Мы начинаем принимать заявки на проведение выездных курсов по подготовке Монтессори-педаогов на 2020 год.

* Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит курсы в разных городах России и СНГ по заявкам организаторов. Мы уже обучали педаогов в Астане, Лермонтове, Шымкенте, Тюмени, Омске, Перми, Краснодаре, Тольятти, Самаре, Сургуте, Пензе, Донецке, Магнитогорске, Орле, Белгороде, Казани, Владивостоке, Сочи…
Тел. +7 964 554-20-34



Чему на самом деле учат в Монтессори-группе.

Баканова Елена, детский и семейный психолог
[email protected]

Почему родители приводят своих детей в группы Монтессори? С этого вопроса мы начинаем каждый тренинг для Монтессори-педагогов. И ответов на него может быть много, и они самые разные, начиная от «раннего развития» и кончая «модно» и «рядом с домом».
Но это все так сказать тактические задачи. Что же является стратегической?
Многие скажут, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. К сожалению, даже это не всегда верно, некоторые хотят, чтобы их дети стали президентами, олимпийскими чемпионами и нобелевскими лауреатами. Что со счастьем, вообще говоря, не связано никак.
Мы же можем поставить несколько более простую задачу – что нужно человеку в современном обществе, чтобы он имел хорошую семью, хорошую интересную прилично оплачиваемую работу и друзей. Всего-то. Впрочем, может это и есть счастье.
Как было сказано в одном хорошем фильме, счастье – это когда утром тебе хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой.
Так какими же качествами должен обладать для этого человек?
Вопрос не такой сложный, и методом мозгового штурма ответы на него находятся за несколько минут. В разных аудиториях перечень этих качеств оказывается  примерно одинаковым. Здесь мы рассмотрим несколько из них, о которых вспоминают чаще всего.

•    Коммуникабельность
•    Работоспособность
•    Умение принимать решения и делать выбор
•    Ответственность
•    Умение и желание учиться
•    Творчество или креативность
•    Терпимость
•    Не бояться рисковать, не бояться сделать ошибку
•    Лидерские навыки, организаторские способности

Учитывая, что личность человека процентов на 90 формируется к 6-7 годам, мы можем сказать, что то время, которое ребенок проведет в наших группах 0-3 и 3-6 является базовым и формирующим.
Давайте посмотрим, насколько условия в Монтессори-группе и философия Монтессори помогают формированию именно этих качеств.
подробнее…



Методическое сопровождение в АМПР


По многочисленным просьбам тех, кто только открывает свои группы, мы готовы предоставить услуги по «Методическому сопровождению старта». Педагог с большим опытом открытия успешных групп поможет: построить среду, организовать работу с родителями и набор детей, сформировать команду, наладить свободную работу в группе, провести праздник.

подробнее…




Мы выбираем Монтессори-педагогику потому, что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.

Курс 3-6 (полный)

Курс 3-6 (полный)
Курс 3-6 (I ступень) Курс 3-6 (II ступень)
Установочный курсКосмос
Основы нейропсихологииПсихология-2
УПЖ-1УПЖ-2
Сенсорика-1Сенсорика-2
Язык-1Язык-2
Математика-1Математика-1
Руководство классом-1Руководство классом-2
Экзамен-1Экзамен-2

Установочный курс «Введение в монтессори-педагогику» (80 ак.часов)

Основы нейропсихологии для монтессори-педагогов (24 ак.часов).

 

УПЖ — полный (80 ак. часов)

Сенсорика- полный (62  ак. часов)

Язык-полный (78 ак.часов)

Космос (40  ак. часов)

Анализ изготовленных самодельных материалов:

  • папки с иллюстрациями, «музей», календарь

Презентации и упражнения:

  • макеты форм вода-суша, карточки, контурные карты; макет рельефа и карточки к нему; карточки для чтения, книжки-определения;
  • работа с физической картой;
  • работа с часами;
  • день рождения;
  • лента жизни ребенка;
  • календарь-лента жизни группы – неделя, месяц, год;
  • истории вещей;
  • лаборатория на изучение свойств воды;
  • исследование магнетизма;
  • исследование свойств воздуха;
  • работа с огнем в лаборатории;
  • стол природы;
  • коллекции природных объектов;
  • наблюдения и уход за растениями в группе и на участке, простейшее экспериментирование;
  • наблюдения и уход за животными в группе и на участке.
  • развитие детского сообщества, роль педагога
  • внутренняя подготовка педагога (эмпатия, безусловное принятие, объективность, партнерские отношения, свобода и ответственность)
  • Детско-родительские отношения
  • эффективное взаимодействие в команде
  • самоопределение и личностная интеграция
  • Наблюдения и планирование
  • Обсуждение динамики работы группы и отдельных детей
  • Подготовка и проведение кругов
  • Проведение упражнений в ходьбе по линии
  • Проведение презентации по правилам поведения в обществе
  • Самостоятельные презентации отдельным детям, обсужденные и подготовленные совместно с куратором

Математика-полный (86 ак. часов)

Руководство классом-полный (56 ак. часов)

Психология образовательной деятельности (48  ак. часов)

Консультации и экзамен — 24 ак. часов

============

Международный институт Монтессори-педагогики в новом учебном году предлагает расширенные возможности для обучения на курсе «Монтессори-педагогика от 3 до 6 лет».

Мы переходим полностью на модульно-блочное обучение. Это обеспечивает полную подготовку к работе с детьми. Но обучаться можно отдельными модулями — на свой выбор. В соответствии со своими потребностями и возможностями Вы можете растянуть или сократить срок обучения.  После прохождения всего курса целиком будет выдаваться диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного образования»


Теперь каждый модуль включает в себя помимо работы с материалами дополнительные вопросы теории монтессори-метода, психологии и руководства классом, а также расширенную практику в работающих группах (пролонгированное наблюдение с включением в процессы анализа и планирования работы; возможна практика ассистирования в группе).


На протяжении всего курса слушатели получают он-лайн поддержку (видео, фото и текстовые материалы). Свои альбомы каждый слушатель также выполняет в электронной форме, с включением собственных фото и видеоматериалов с регулярной проверкой преподавателями курса. По окончании обучения слушатель будет иметь полный комплект проверенных авторских методических материалов (описания презентаций, теоретические и психологические материалы, рекомендации по руководству классом), необходимых для ежедневной практической работы в группе.

Весь полный курс 3-6 будет поделен на модули.

Это тот же самый курс 3-6 (1 ступень), объединенный с курсом 3-6 (2 ступень), но в более удобной для вас форме обучения.

Монтессори-педагогика в России. Российские реалии монтессори-педагогики.

Смирнова Н.Н.Мы – другие?

А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь,

закройте глаза и представьте себе Монтессори-педагога.

  Каким он будет через сто лет?

Урок тишины  Надеждой Смирновой

Каждый раз перед тем, как начать разговор о перспективах Монтессори-педагогики в России, мы делаем паузу. Собираемся с мыслями. И каждый раз – не знаем, какой ответ будет правильным. Потому что был в ее истории и 1914 год, когда несмотря ни на что – голод, холод, военное положение — Монтессори-классы работали.  Был и 1926-й, когда несколько человек, далеких от науки, но близких Партии, приняли решение за всю страну. Перечислив с десяток всевозможных «но», ответственные товарищи заявили: «все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики». Теория Монтессори была просто вычеркнута. Но был 1991 год: когда наступило время перемен…

И снова –  горящие глаза педагогов, идеи, которые не дают спокойно жить, новые группы, курсы, общение.  И дети. Новые дети Марии Монтессори. Наша жизнь и наше будущее.

16 марта «Клуб Монтессори-педагогов Новосибирска» принимал гостей. На встречу с московской гостьей — Надеждой Смирновой, основателем  Межрегиональной Монтессори Ассоциации, директором Международного института Монтессори педагогики МИМП, известным  практиком и теоретиком Монтессори-движения, собрались педагоги и руководители 16 площадок из Новосибирска, Кемерова, Томска, Омска, Нижневартовска, Казахстана.  Главной темой встречи стало столетие Монтессори-педагогики в России: прошлое, настоящее, будущее. А самыми важными – вопросы, касающиеся «русификации» методики:  соответствуют ли российские площадки и программы международным стандартам, есть ли стандарт работы педагога, как и у кого перенимать опыт, так ли необходим Монтессори-методу статус «официального, обязательного и обязательного к исполнению»  в России.

Беседу вела Елена Недбаева, руководитель НОУ «Монтессори-центр», текст подготовила Екатерина Кузьминых

 

Начало девяностых  было  временем  непростым, неудобным. А для дошкольного образования невозможным. Родители и педагоги понимали: надо что-то менять, а лучше – все. Понимали многие, меняли  единицы.

 

Е.Н. Надежда Николаевна, как и когда Вы познакомились с методикой Марии Монтессори?

Н.С. В начале восьмидесятых я училась в Московском университете на Факультете психологии.  Но первые сведения по тому, что дает метод,  я получила не из программных курсов. Тогда в наших педвузах о Монтессори говорили только самые общие слова. На спецкурсе по развитию памяти  преподаватель, которая знала о методе Монтессори и очень хорошо к нему относилась,  рассказывала про основные преимущества методики Монтессори,  описывала некоторые материалы.  И когда потом,  в  91-м году , Елена Александровна Хилтунен дала первое объявление о наборе курса по системе Монтессори, я собралась  и поехала. Потому что уже и представляла, что это, да и время было  такое, когда хотелось что-то менять, это стремление было в воздухе.  Не все знали, что и как делать, но желание было огромное.  Вели тот курс Елена Александровна, Дмитрий Сороков, приезжал кто-то из немцев.   Тогда, как я сейчас понимаю, наши преподаватели знали чуть больше нас, но самое важное – это был энтузиазм, который вел дальше.  Потом был  курс, когда приезжала  Мария Рот, это был длинный качественный курс, в целом он  занял лет  пять. На том же курсе был Теодор Хелльбрюгге, президент Международной Академии реабилитации и развития который активно занимался интегрированным образованием.  Там был достаточно интересный подбор и российских лекторов.

Е.Н. Чем Вас привлек метод?

Н. С. Полной противоположностью тому, что было.  Тем, чего были лишены мы, когда нас пытались воспитывать по единой схеме,  —   возможностью каждому ребенку оставаться самим собой.

Монтессори-педагогика  ничего не дает в значении «дать, навязать».  В педагогическом лексиконе даже понятие такое есть, учителя так и говорят — этот ребенок взял урок, тему, а этот не взял. А у Монтессори – нет, она создает условия, возможности. Это гораздо больше. А дальше все зависит от ребенка. Возможности ребенка колоссальны, его труд, работа по созданию нового человека – это что-то невообразимое. И ограничить его линейной программой навязанных примитивных действий невозможно. Я не знаю другой педагогики, где было бы такое равновесие всех компонентов. С одной стороны – это индивидуализация, когда каждый ребенок ни на кого не похож и свое развитие выстраивает по собственной программе, с другой  – уважение и внимание к интересам других.

Основная идея Монтессори-педагогики – мы помогаем ребенку стать человеком своего места и своего времени. У нас он учится самому главному: жить в том мире, который есть. Это главное. Мы его не обучаем, не натаскиваем, но мы помогаем ему жить в этом реальном мире.

Е.Н. Если бы Мария Монтессори работала и в наши дни, стала бы она менять что-то в среде, в подходе к обучению? Многие считают, что за сто лет мир слишком изменился, и метод устарел. Так ли это?

Н.С. Актуальный вопрос.  Очень много ведется разговоров, споров. Наследие Монтессори — это такой сплав  Востока и Запада, философии и технологии, свободы и дисциплины.   С одной стороны — свобода выражения для педагога и ребенка, а с другой – отработанные презентации, нормы  поведения. Мне кажется, есть четкие опоры, и они должны оставаться неизменными.  Но, как ученый, Мария всегда стремилась опираться на самые последние исследования, результаты, и все, что она делала, было на пике внимания научного сообщества.  Очень многое из того, о чем она говорила тогда, находит подтверждение в науке сейчас.   Я  уверена, что и современные наработки она обязательно включила бы, — мир вокруг изменился. И среда не может не измениться, какие-то детали, частности.  Природа ребенка остается неизменной.  И поскольку мы говорим о природосообразном образовании,  наша задача  та же: наблюдать,  анализировать и менять среду в соответствии с главной задачей – нормализацией современных детей.

Е.Н. Сразу хочется задать вопрос о нормализации. Нашей площадке 10 лет – а такие нормализованные работающие дети, к сожалению,  редкость. Чего не хватает? Что мы делаем неправильно? Каковы типичные ошибки для российских площадок?

Н.С. Многое идет из истории, обуславливается менталитетом. У нас сейчас  есть международный курс, это курс для тех, кто имеет российское Монтессори-образование и хотел бы довести его до международного уровня. Ведет этот курс Марлен Баррон. Так вот, курс она начала с того, что изучила наши площадки и наш опыт, посмотрела, как работают дети, педагоги. Отметила хороший уровень наших, педагогов  –  они думающие, интересные. Но при этом увидела  типичные черты наших  Монтессори-площадок, которые  мешают. Их всего две — среда и педагог.

Педагогу очень трудно изменить свой взгляд на то, в чем заключается его роль. Сколько бы мы не говорили на словах, на деле мы считаем – наша задача обучить и развить. Даже если после курсов мы выходим с твердым убеждением, что мы этого делать не должны, то тут же сталкиваемся с родителями, которые нас убеждают в обратном – должны и обязаны. И мы развиваем и обучаем. Наш минус — очень активные взрослые, которые постоянно что-то делают возле детей и с детьми, и времени на наблюдения у них не остается. Меня всегда спрашивают – 30 детей и один педагог – это возможно? Как же он справится? Только так и справится.  30 детей и понимание — дай-ка я сяду, и посмотрю, что происходит. И вот с этого момента и начнется Монтессори-педагогика.  Если у нас будет пятнадцать детей и двое взрослых –  мы всегда будем обучать и помогать. Каждую секунду — помогать, поддерживать, вкладывать в них самое лучшее. У нас будут хорошие дети. Но не будет ни нормализации,  ни Монтессори.

С общепринятой точки зрения  мы получаем качественный результат. Наши дети много чего умеют, знают, они хорошо воспитаны, к нам очередь. Никто проблемы не видит,  все гораздо лучше, чем в соседних детских садах.  Отсюда среда, в которой слишком много всего. Потому что нам очень хочется развивать детей. Отсюда недостаточное внимание к тому, как среда воспринимается ребенком.  Как часто мы думаем о том,  что ребенок увидит? Есть ли у него возможность сосредоточиться? Но от Монтессори это оказывается по-прежнему очень далеко. Потому что ее результат – не в том, до скольки считает ребенок, как он пишет и читает, а в том, насколько он остается самим собой, насколько потом сумеет различить, что для него в жизни важно, а что – нет, будет ли он прикладывать усилия, чтобы добиться своих  целей.

Е.Н. Есть дети, которым не подходит такой формат?

Н.С. На мой взгляд, нет. Есть семьи, которым он не подходит. Ребенок не приходит к нам насовсем и ниоткуда. Он приходит из семьи, в семью возвращается. Это контекст его жизни.  Если семья принимает философию Монтессори – прекрасно.  Но  есть семьи, которым нужно что-то другое, и это нормально. Разные семьи, разные уклады, разные потребности.

Обычно мы страдаем от того, что очень сложно четко и ясно донести, чем мы занимаемся. По-хорошему, если ты сумел донести это до человека за три-пять минут, пока стоишь в очереди, едешь в лифте, значит, сам понял, что это такое.  Пусть не за пять минут, пусть за полтора часа семинара рассказать так, чтобы было понятно.  По-моему, задача очень сложная. Но даже если вам удалось, не факт, что всем это надо. Одна проблема – объяснять сложно, но и понимать тоже сложно.    Во всем мире уже есть сложившаяся  традиция – буквально, семейная – в группы приводят детей те, кто сам прошел через средовую педагогику. В России ситуация другая.

Чуть больше двадцати лет прошло с открытия первых площадок в России.  Самые первые и самые стойкие — Снежинск, Омск, Томск, Ревда. Уже выросло первое поколение  Монтессори-детей, родителей, педагогов. Есть опыт, наработки, которые можно представлять и с которым можно выходить в международное сообщество. Только для того, чтобы обсуждать  с коллегами тонкие материи,  надо убедиться, что мы говорим об одном и том же, на одном языке,  и представляем миру не велосипед, а действительно, нечто новое. 

Дело в том, что наше Монтессори-сообщество  достаточно долго оставалось «вещью в себе», и тот образовательный продукт, который получился – он самобытен,  интересен, но не совсем то, что понимают под Монтессори во всем мире. И сейчас у педагогов есть потребность учиться дальше – изучать опыт других, сравнивать и делать выводы.  Не случайно, в Монтессори-практике нет понятия завершенного образования. Предела нет. Но есть базовый уровень, требования к которому со временем возросли. Причем, как  со стороны преподавателей, так и со стороны слушателей

Е.Н.В Новосибирске  первый курс был прочитан в 2004 г. А когда и где Вы читали свой первый курс?

Н.С. Первый курс был специфический. В 1996 году мы командой поехали в Омск, на четыре дня. Четыре дня – и готовый педагог. Слушателей – 42 человека.  Мы планировали дать какое-то общее представление метода, а перед нами оказались люди, которые уже запустились, и им нужны презентации и опыт. Мы успели уложиться в четыре дня, дали все презентации в режиме нон-стоп. Города тогда не видели вообще – приехали в темноте ранним утром, и уехали в темноте, уже ночью.  Потом стало понятно, какие это иллюзии, что люди ВСЕ поняли и ВСЕ увидели. То, что мы успели рассказать, никто не успел ни услышать, ни понять. Это точно. Но в плане энтузиазма – да, было хорошо. У людей появилось ощущение, насколько это здорово и как это важно. И это было самое главное.

Е.Н. Как курс менялся?

Н.С. В сторону удлинения, четыре дня – это ни о чем. Когда мы сами учились у немцев, у нас было 5 сессий по три недели. Целых  18 недель! Нам казалось, что это долго и много . Но чем больше преподаю и работаю, тем больше понимаю, что и это не срок: понять можно, но мозги повернуть быстро нельзя. Здесь должны быть не просто знания, и даже не навыки. Должно быть иное сознание.  Не научить ребенка складывать и вычитать, а дождаться, пока у него интерес к математике возникнет, и потом создать условия. Пока мы старательно и активно работаем с детьми, стараясь их развить и обучить – настоящего  ребенка в среде не будет. Педагогу надо найти свое место в среде, в классе  – это требует времени. Правы европейцы, когда делают годовой курс. Это  резонно. Это как раз тот старт, когда можно выйти к детям и не бояться, что ты их будешь натаскивать.  В этот год должна входить и практика, когда я наблюдаю за детьми, и когда что-то начинаю делать самостоятельно, когда я наблюдаю педагога в работе и анализе. Без этого Монтессори-образования не получится.

Самое больное место обучения сейчас – это практика и опыт.  Хорошо научить есть кому, а площадок, где можно было бы проходить практику,  мало. Не в каждом городе есть такие.  Например, в Москве проблема – отправить на полноценную  практику. Хотя есть хорошие, но надо понимать, что площадка не готова постоянно принимать студентов. Это другая форма работы площадки.  Весь мир идет к тому, чтобы менять формы образования. Я уверена, что Мария Монтессори обязательно использовала бы современные возможности. Конечно, полностью курс в онлайн не уйдет никогда, — очень много живых вещей, которые через компьютер не почувствуешь. Но часть программы — может. Вспомним первый курс: там было 50 часов теории, 50 – лекционных, 50 – практики. Потом часы прибавились, но  соотношение осталось.

Наш курс, который мы готовим сейчас, рассчитан на  1400 часов, это курс для тех, у кого нет психологического образования, педагогика и психология — не академические, вузовские, а прикладные, в программу мы включили все  те аспекты, которые нужны практикующему педагогу, плюс практика, стажировка, а на выходе  —  диплом о переподготовке, получении новой квалификации.  Хотя образование должно быть разным – это и курсы вводные, ознакомительные, и узкопрофессиональные, и какие-то разовые семинары – тогда оно будет соответствовать духу Монтессори-педагогики.

Е.Н. Монтессори-педагогика в России находится в странном положении – с одной стороны, открывается все больше площадок, курсами Монтессори-педагогов интересуются даже муниципальные сады.  С другой – места в государственной программе ей до сих пор не нашлось. Есть ли шанс, что положение изменится и имя Марии Монтессори в нашей стране будет окончательно реабилитировано?

Н.С. После последнего фестиваля, который прошел совсем недавно, в 2012 году, появилось серьезное желание – написать программу . Были сделаны серьезные шаги, какие-то части были написаны, но тут поменялись российские  законы. И можно начинать писать заново. Хотя стоит подождать, — не все изменения вошли в силу.  Так что – возможности нет, а шанс – есть.

Е.Н. А вдруг случилось чудо?   Такая возможность появилась, и все сады, школы работают по Монтессори?

Н.С. Караул!

Новый формат образования, личностно-ориентированный подход, предельная свобода для развития ребенка и запредельные возможности – современные родители ценят перспективы которые открывает такой подход. Но вот парадокс – многие были бы не против что-то улучшить, ускорить, добавить.  Делая шаг навстречу этой системе, и родители, и педагоги зачастую не могут принять ее до конца: трудно доверить будущее ребенку, трудно вот так сразу поверить в то, что суховатая средовая педагогика справится в одиночку, без помощи других, непросто дается и осознание того, что взрослый не всесилен.

Вы открывали в Снежинске школу. Общаетесь с выпускниками?

Связь есть,  общаемся. Мы очень много вместе пережили, это был непростой период. Сейчас это уже взрослые люди, интересные, состоявшиеся, у некоторых семьи.

По тому, как они вписывались в обычные школы,  могу сказать одно – по-разному. Они уходили от нас в двенадцать лет – это непростой период в развитии. Представьте себе подростков, и вы поймете,  как они принимают новых людей, как сами адаптируются. Но в итоге наши выпускники оказались в числе уважаемых в классе людей. Не все они были лидерами. Но  то, что признавалось сверстниками – внутренняя  уверенность, сила и ощущение самодостаточности. Это действительно было присуще. Даже при том, что они учились по-разному.

Сложности были в адаптации?

Они приходили  в сложившийся класс, и адаптировались, как могли.  Важно то, что Монтессори-дети вырастают реалистами, они не оторваны от мира: они договариваются, отстаивают свое мнение. Нормализованные дети – это не дети в сиропе, они и подраться могут, другое дело – они умеют выходить адекватно выходить из таких ситуаций.  Не бывает мальчишек, которые никогда не дрались. Но наши мальчишки могли  договориться о том, как драться можно  и как драться нельзя. В их жизни были и дворы, и секции, и друзья, и от общества они не были оторваны.

Е.Н. Как Вы понимаете, кто по окончанию курса получил новую профессию, а кто – только корочки?

Н.С. Поскольку я занимаюсь подготовкой Монтессори-педагогов, много думала над этим . Это больной вопрос. Потому что одна сторона – как научить: какую информацию, в каком виде давать, как сделать так, чтобы люди активно принимали и осваивали.  Но есть и другая сторона. Можно прочитать все книги и статьи, выучить все презентации, знать всю теорию, но не продвинуться ни на шаг к Монтессори. Дело в том, что Монтессори-педагог – это что-то очень личностное.  Это не преподавание в классическом смысле.  Наша миссия — помочь ребенку стать человеком своего места и времени, и мы – педагоги, тоже часть этих условий, мы живем в одном времени с  детьми. Через себя мы должны транслировать лучшие стороны этого времени. Наши дети попадут в тот мир, который они построят сами. И построят именно таким, какие будут сами. А какими они будут, какими бы мы  хотели их видеть  –  об этом нужно думать уже сейчас. И мы должны создавать среду из лучшего. Ребенок непрерывно развивается, растет, строит, ищет. И педагог  тоже.  Если он знает все – это точно не Монтессори. И последнее из того, что хочется назвать, но для педагога качество важнейшее  – то, о чем говорила сама  Мария Монтессори – это смирение. Смирение перед тем величием и той задачей, которую решает ребенок. Он буквально из ничего строит человека. Вдумайтесь,  ребенок, который еще не умеет держать голову, ползать, когда-то станет человеком, который будет строить общество. И эту работу проделает он сам. Педагогам и родителям часто свойственно переоценивать свое значение – мы учим, мы воспитываем. Так вот – ни один человек не воспитает и не научит, если ребенок не будет делать этого сам. Вроде бы, это общее место в Монтессори-педагогике, но если вдуматься – ребенок решает грандиозные задачи: он за три года научается ходить, говорить, сам осваивает язык. Это такая тайна, такая загадка. Каждый из нас – это результат того самого труда. Наша роль по сравнению с тем, что делает ребенок – мизерная. И об этом надо помнить.

Е.Н. На Ваш взгляд, в Монтессори-педагогике есть минусы? Или она идеальна?

Н.С. Я их не вижу. Потому что это не методика, не метод. Мария Монтессори всегда была категорически против  приписывания ей авторства. Нет Монтессори-педагогики, есть педагогика научная. Может быть, в ней еще что-то недоделано, недопонято. Но это нормально для науки, которая развивается. В физике есть недостатки? То же самое и с Монтессори-педагогикой. Можно чего-то не знать о ребенке, чего-то не понимать. И так будет, наверное, всегда. Важно то, что  это научный подход для реального ребенка. 

Е.Н. В этом году Российское Монтессори-сообщество отмечает столетие методики. Планируются совместные конгрессы, встречи, круглые столы. Мероприятий множество. Но год пройдет. Что будет через год, через пятьдесят лет? Какие перспективы у Монтессори-педагогики в России?

Н.С. Многие задаются вопросом – если Монтессори-педагогика идеальна, если она существует уже сто лет, то почему до сих пор не завоевала весь мир? Почему нет единого Монтессори-стандарта, по которому учится все человечество? Все школы, все сады?

Посмотрите на образовательные тенденции во всем  мире. На обустройство классов. Там нет рядов парт,  столы стоят так, как это принято в Монтессори-классах,  образовательное пространство организовано по принципам средовой педагогики.  Дети что-то делают, ходят по классу, нет вещающего учителя. Наверное, есть и другие классы.  Но  – образование сильно изменилось за эти сто лет . И в этом есть заслуга и Монтессори-метода. И если у нас будет происходить что-то подобное, и наше Российское образование будет меняться – это будет благом.  Люди разные и нельзя  сказать, что всем подходит Монтессори. Более того, чем дальше мы будем развиваться, тем меньше вероятности, что у нас будут одинаковые программы. Это закономерность развития – чем дальше, тем больше вариантов. Если их будет становиться меньше – это не развитие, а деградация. А мы деградировать не хотим. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *