Работа психолога с детьми с зпр в детском саду: Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР) – Рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа): Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения — ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения — обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения — самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы — установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

— снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

— развивать познавательную активность;

— развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

— развивать общую и мелкую моторику рук;

— развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=»eliadunit»>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий — 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий — 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно — развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Индивидуальная коррекционно — развивающая программа педагога

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток»

в деревне Рокотушка»

Утверждаю:

Директор ОГКУСО СП «Росток»

«____» ____________ 2019 г.

_______________ Т.Г. Рыбакова

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития.

Срок реализации программы – 6 месяцев.

Возраст детей от 3 до 7 лет

Рассмотрена и одобрена на педагогическом Автор: Верещагина Евгения

совете педагогов ОГКУСО СП«Росток» Сергеевна, педагог -психолог

Протокол №__ ____________

2019 г.

Оглавление:

Паспорт программы

3

  1. Пояснительная записка

5

  1. Содержание программы:

10

    1. Календарно – тематическое планирование

13

    1. Методы

15

    1. Способы проверки умений и навыков

15

    1. Средства обучения

16

Список использованной литературы

18

Приложение

19

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой по развитию детей с интеллектуальной недостаточностью детей, на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования коррекционно-развивающее обучение и воспитание авторы: Е.А. Стребелева, Е.А Екжанова, программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ авторы: Г.В. Дедюхина, Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов, Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» г. Москва. Рабочая программа определяет структуру деятельности педагога-психолога в социальном учреждении, в основу которой входит познавательное развитие и социально-коммуникативное развитие детей с 3 до 7 лет. Рабочая программа определяет организацию психолого-педагогическую работу для детей с задержкой психического развития.

Наименование Программы: Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ЗПР.

Основания для разработки Программы:

-Закон РФ ФЗ 3 273 «Об образовании»

-Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.07.2010 №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

-Устав учреждения

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Министерство образования и науки РФ№1155 2013 г.

Исполнитель программы: педагог – психолог

Целевая группа: для детей 3-7 лет, проживающих в учреждении социального обслуживания

Составители программы: педагог – психолог Верещагина Е.С.

Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи программы:

  • развитие познавательной деятельности;

  • коррекция отклонений в психическом развитии;

  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;

  • формирование предпосылок учебной деятельности;

  • формирование общей культуры детей;

  • развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Объем программы: программа рассчитана на комплекс занятий, осуществляемых в течении учебного года.

Форма занятий: индивидуальная

Форма работы: 1 раз в неделю

Время проведения индивидуальных занятий: от 30 до 60 минут в зависимости от возраста.

Сроки реализации: 6 месяцев

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с задержкой психического развития.

Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейштх и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей  позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период.    

Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников.

Этнология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и с органической недостаточностью ЦНС. (Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов).

Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К. С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки развития, выделяя  четыре типа:

— ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.

— ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.

В наши дни приходится много говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. В этом играют роль ухудшение экологической обстановки, ее неблагоприятное влияние на материнский организм, увеличение удельного веса «синтетического» питания, насыщенного консервантами и красителями, уменьшение физических нагрузок, подверженность вредным воздействиям электронной  техники, бытовой химии. В дошкольном возрасте у таких детей беспокойный поверхностный сон, частые пробуждения, сниженный аппетит, ночной энурез, выраженная избирательность к еде, повышенная склонность к аллергическим реакциям, простудам. Становятся отчетливыми нарушения эмоционально-волевого реагирования: повышенная впечатлительность, страх перед новым, чрезмерная привязанность к матери, заторможенность при контакте с другими людьми. Таким детям часто свойственна метеозависимость (ухудшение состояния, снижение работоспособности при изменениях погоды).

— ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к вундеркинду. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.

— ЗПР церебрально-органического происхождения – группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности.

Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.). Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления.  У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место

занимают нарушения памяти.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).

Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов ОГКУСО СП «Росток», обладающих необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа разработана с учетом возрастных и специфических особенностей детей.  

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Развитие познавательной деятельности;

2. Коррекция отклонений в психическом развитии;

3.Формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;

4. Формирование предпосылок учебной деятельности;

5. Формирование общей культуры детей;

6. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

7. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

— дети дошкольного возраста, проживающие в учреждении социального обслуживания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОРАММЫ:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития позволяет при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста воспитанников, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

— ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; — способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

— ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребѐнка складываются предпосылки грамотности;

— у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; — ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

— ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

— склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт;

— знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

— ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития .

2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого воспитанника, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно — механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Организация мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ЗПР планируемых результатов освоения образовательной программы.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на 6 месяцев работы с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данных упражнений является развитие познавательной сферы детей с ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

Диагностика:

• получение информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике развития для оказания своевременной психологической помощи;

• диагностика особенностей эмоционально-волевой сферы;

• определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее полному развитию личности ребенка.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Программа состоит из 24 занятий. Продолжительность занятия с детьми составляет 30-60 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.

3.1 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Этапы работы:

1)Организационный этап. Набор детей, определение индивидуального образовательного маршрута.
2)Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных.
3)Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом.
4)Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.

МЕСЯЦ

ВОЗРАСТ

ЗАДАЧИ

ЗАНЯТИЯ

Сентябрь

3-4 лет

Мониторинг

1. Приложение А

2. Приложение Б

3. Приложение В

4. Приложение Г

5-7 лет

1. Приложение А1

2. Приложение Б1

3. Приложение В1

4. Приложение Г1

Октябрь

3-4 лет

Развитие моторики, развитие мышления, развитие воображения, развитие внимания

5. Приложение Д

6. Приложение Е

7. Приложение Ж

8. Приложение З

5-7 лет

5. Приложение Д1

6. Приложение Е1

7. Приложение Ж1

8. Приложение З1

Ноябрь

3-4 лет

Развитие сенсорики, развитие памяти, развитие восприятия, развитие слуховой памяти, развитие зрительной памяти.

9. Приложение И

10.Приложение К

11. Приложение Л

12. Приложение М

5-7 лет

9. Приложение И1

10.Приложение К1

11. Приложение Л1

12. Приложение М1

Декабрь

3-4 лет

Развитие моторики, развитие мышления, развитие воображения, развитие внимания, развитие памяти.

13. Приложение Н

14. Приложение О

15. Приложение П

16. Приложение Р

5-7 лет

13. Приложение Н1

14. Приложение О1

15. Приложение П1

16. Приложение Р1

Январь

3-4 лет

Развитие сенсорики, развитие памяти, развитие восприятия, развитие памяти

17.Приложение С

18. Приложение Т

19. Приложение У

20. Приложение Ф

5-7 лет

17.Приложение С1

18. Приложение Т1

19. Приложение У1

20. Приложение Ф1

Февраль

3-4 лет

Мониторинг

21. Приложение Х

22. Приложение Ц

23. Приложение Ч

24. Приложение Ш

5-7 лет

21. Приложение Х1

22. Приложение Ц1

23. Приложение Ч1

24. Приложение Ш1

3.2.МЕТОДЫ:

В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:

-Основной базой коррекционно-развивающей программы является:
-Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т.Шевченко.
-«Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А.Альябевой, Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Зиминой Л.В.,»
-«Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ», под ред. Т.Г.Неретиной.

  • Релаксационные методы.

  • Метод арт-терапии.

  • Метод сказкотерапии в книгах автора Л.Д Коротковой.

  • Модификация эмоционально-символического метода, предложенная Дж.

Аланом.

  • Технология использования в обучении игровых методов.

  • Психогимнастика.

  • Пальчиковая гимнастика.

3.3 СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Используемые методики:

  1. Эмоциональное состояние ребенка – тест Люшера

  2. Эмоциональное состояние ребенка – методика «Кактус»

  3. Определение степени тревожности ребенка – тест Тэммл, Дорки, Амен

  4. Изучение личностных особенностей ребенка – методика «Несуществующее

животное»

  1. Проективная методика «Моя семья»

  2. Изучение самооценки ребенка – методика «Лесенка»

  3. Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого

занятия)

Для выявление уровня развития познавательных процессов используются методики:

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование памяти)

3. «Разрезанные картинки» (исследование восприятия)

4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)

5. «4 лишний» (исследование мышления)

6. «Классификация» (исследование мышления) и многие другие.

    1. 3.4 СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Учебно – наглядные пособия:

литература;

2. Игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей, развитие памяти, развитие мышления, развитие восприятия, развитие моторики.

Таким образом, чтобы решить задачи индивидуального сопровождения каждого ребенка, изменить его состояние возможно лишь при условии создания поддерживающей среды, в которой осуществляется коррекция и развитие его недооформленных функций.

  1. Модель здоровьесохранной образовательной среды

  2. Принципы построения здоровьесберегающей развивающей среды

  3. Возможность реализации биологической потребности в движении

  4. Наличие достаточного свободного пространства, традиционное и нетрадиционное двигательно-оздоровительное оборудование

  5. Эмоциогенность среды – обеспечение каждому ребенку эмоционального и функционального комфорта

  6. Зоны отдыха, подвесные модули, цветовое решение среды, музыкальный фон

  7. Индивидуальная комфортность среды – обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей

  8. Зоны приватности, уголки уединения

  9. Деятельно-возрастная ориентация среды

  10. Постепенное обогащение и развертывание среды в соответствии с развитием возможностей детей

  11. Развивающая ориентация среды, позволяющая ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности

  12. Организация центров активности в соответствии с основными видами детской деятельности; алгоритмы самостоятельной деятельности и вариативного использования оборудования

  13. Реализация позиций «Я» — концепции: наличие информации о ребенке, его достижениях, продуктах его деятельности

  14. Динамичность среды

Из этого следует, что стремясь к созданию такого развивающего пространства, благодаря которому закрепляются новообразования, возникшее в результате коррекционной работы, и ребенок, входящий в современный мир, становится более уверенным и успешным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диагностический материал для исследования особенностей познавательной деятельности дошкольный и младший школьный возраст – Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.:АРКТИ, 2018.

2. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. Н.К. Винокурова, М., 2009

3. Ознакомление с окружающим миром для детей 5-7 лет с ЗПР. К.и. Морозова, М.А. Пушкарёва, М., «Мозаика-синтез» 2011

4. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко

5. Программа «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами» Е.А. Альябева, С.С. Степанова, Н.Н. Васильева, Л.В. Зимина

6. Программа «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ» под редакцией Т.Г. Неретиной

7. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.К. Акимова, В.Т. Козлова.:-М., 2011

8. Развивающие тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста. О.Н. Земцова. : Азбука- Аттикус, 2018.

9. Развитие познавательных способностей. О.А.Холодова – М.,2010

10. Учебное пособие «Годовой курс занятий»- М.А. Жукова: ООО»СИМБАТ», 2018.

11. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. С.Ю Афонькин. — Спб. 2012

ПРИЛОЖЕНИЯ

Статья по коррекционной педагогике на тему: Специфика работы педагога-психолога с детьми с ЗПР

Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР                                                                                                      

  Приоритетным направлением  государственной политики в сфере образования на 2013-2020г.г. (согласно Приказа Мин. Образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС ДО») является обеспечение успешности каждого ребёнка, независимо от состояния его здоровья. В настоящее время всех детей по степени развития условно можно разделить на три большие группы: нормально развивающиеся дети, одарённые дети и дети с нарушениями в развитии.

 К группе детей с нарушениями в развитии отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.  В МБДОУ «ЦРР – д/с «Дельфин» это дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Эта ситуация весьма актуальна и обусловлена увеличением количества детей с проблемами в развитии

   Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (педагога), чьи усилия направлены на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо учитывать:
— структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

— информацию о здоровье ребенка

— микросоциальные условия в семье;

А так же нельзя обойтись без психолого-педагогического обследование детей, которое является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

На слайде представлены методики, которые мы используем для выявления таких детей, но окончательный вердикт выносит ПМПк в средней группе.

  Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПР.

Выявление степени отставания дает возможность уже в раннем возрасте своевременно диагностировать пограничные состояния и патологию. Незначительные отклонения, если ими пренебрегли родители и специалисты, быстро усугубляются и переходят в более выраженные и стойкие отклонения, которые труднее поддаются коррекции и компенсации.

И все же, чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Индивидуальную траекторию развития необходимо составлять с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка.

У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи,  гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит,  цель проведения коррекционной работы  –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

Одной из наиболее важных задач коррекционной работы является развитие общей и мелкой моторики. Это важно для того, чтобы в школе ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

  • Лепка, рисование, аппликация, конструирование
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
  • Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
  • «Показ стихотворения» (Ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)

Необходимым направлением коррекционной работы является развитие восприятия.

Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способностей ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому – значит помочь овладеть перцептивными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства.

 Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

 Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, понижения работоспособности, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

В качестве основного метода положительного воздействия можно выделить работу с семьей этого ребенка. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, и когда воспитатели, отмечают, что он не справляется с программой детского сада. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных игр и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Практика показывает, что при оказании своевременной и адекватной помощи в условиях детского сада, задержка психического развития во многих случаях может быть полностью преодолена в дошкольном возрасте, и большинство воспитанников успешно осваивают программу общеобразовательной школы.

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему: План работы педагога-психолога Симерниной С.В. с детьми ЗПР в старшей группы

План  работы педагога-психолога Симерниной С.В. с детьми ЗПР  в старшей  группы.

Направления работы с детьми в старшей группе с ЗПР

-Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

-Совершенствование коммуникативных навыков.

-Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

-Развитие позитивного социального поведения.

-Развитие общей и мелкой моторики.

-Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

-Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.)

-Совершенствование навыков счета.

-Развитие слуховой и зрительной памяти.

Октябрь

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 1. Стр.125

Тема: 1 Трудное чувство «дружба»

«Что такое дружба?»

Стр. 31

«Конкурс художников»

Цель – разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

«Моя семья» стр.14

«Выбери картинки об осени»

«Что сначала, что потом»

2

 Занятие 2. Стр. 128  « Дружба – это помощь»

Стр. 14

«Непослушные подушки»

Цель – предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания

«Моя семья» стр.14

«Разложи плоды по группам (по цвету, по форме, величине)»

3

Занятие 3.  Стр.129

« Кто такой настоящий друг»

Стр.12

«Ролевая гимнастика»

Цель- расширять ролевой репертуар и ролевую гибкость детей; способствовать развитию спонтанности детей; облегчить проявление чувства гнева.

«Наш малыш» стр.14

«Четвертый лишний»

4

Занятие 4.  стр.129   «С кем я хочу дружить»

Стр. 44 «У птички болит крылышко- пожалей птичку»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих

«Наш малыш» стр.14

«Дорисуй ,чего не хватает»

Ноябрь

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 5. Стр.132

 « Какие чувства мешают дружить»

Стр. 45 «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

«Шалун» стр.15

Кубики Никитина

«Схема №1, 2»

2

 Занятие 6. Стр. 133 « Дружба»

Стр. 12

«Имя шепчет ветерок»

Цель -способствовать развитию самоуважения детей

«Шалун» стр.15

Конструирование

«Дом дружбы»

3

Занятие 7.  Стр.135

« Как помочь грустному человеку»

Стр.13

«Мимическая гимнастика»

Цель- способствовать развитию спонтанности детей

«Пальчики» стр.15

«Найди такого же» — игра с картинками на эмоции

4

Занятие 8.  стр.136   « Как помочь сердитому человеку»

Стр.47

«Обижаться не могу, ой смеюсь, кукареку»

Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.

«Пальчики» стр.15

«Узнай целое по части»

Декабрь

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 9. Стр.137

 «Баба Яга»

Стр. 12 «Капельки ,льдинки, снежинки»

Цель: способствовать самовыражению детей.

«Пальчики здороваются» стр.16

 «Угадай,  чего не стало?» — цепочка из 4 предметов.

2

 Занятие 10. Стр. 138 «Баба Яга»

Стр. 14

«Я очень хороший»

Цель –способствовать повышению самооценки детей

«Пальчики здороваются» стр.16

«Узнай на ощупь»

3

Занятие 11.  Стр.138

« Баба Яга»

Стр.15

«Школа плохих привычек»

Цель- способствовать  проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации.

«Здравствуй!» стр.16

«Дорисуй , чего не хватает»

4

Занятие 12.  стр.139   «Змей Горыныч»

Стр.51

«Пересядьте все , кто….»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми

«Здравствуй!» стр.16

«Собери бусы по схеме №1»

Январь

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 13. Стр.140

 «Баба Яга»

Стр. 52 «Кого укусил комарик?»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

«Комарик» стр.17

«Угадай,  чего не стало?» — цепочка из 5 предметов.

2

 Занятие 14. Стр. 140 «Серый волк»

Стр. 52

«Мысленное письмо»

Цель –способствовать  формированию у детей умения любить окружающих.

«Комарик» стр.17

«Разложи картинки по порядку…» (серия сюжетных картинок)

3

Занятие 15.  Стр.141

« Медведь»

Стр.53

«Цветок дружбы»

Цель – формирование взаимопонимания; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Зайчик — кольцо» стр.17

«Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор»

4

Занятие 12.  стр.139   «Змей Горыныч»

Стр.54

«Сложи картинку»

Цель: развивать умение сотрудничать

«Зайчик — кольцо» стр.17

«Найди отличия» (что изменилось)

Февраль

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 16. Стр.142

 «Сила человека – это сила его воли»

Стр. 52 «Настоящий друг в нашей группе»

Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Бабочка» стр.17

«Кого не стало?»

2

 Занятие 17. Стр. 145 «Сила  воли – уметь терпеть»

Стр. 52

«Самая дружная пара»

Цель – формирование отношения  доверия.

«Бабочка» стр.17

«Перепутанные картинки»

3

Занятие 18.  Стр.146

« Трудности  дороги  к Знанию»

Стр.54

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель – формирование взаимопонимания; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Братцы» стр.18

Оригами: «Петушок»

4

Занятие 19.  стр.149   «Трудности  дороги Знания можно преодолеть»

Стр.54

«С кем я подружился »

Цель: формирование взаимопонимания; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Братцы» стр.18

«Узнай по части»

Март

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 20. Стр.150

 «Я преодолею трудности»

Стр. 54 «Я знаю пять имен своих друзей»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.»

«Скворечник» стр.10

«Четвертый лишний»

2

 Занятие 21. Стр. 150 «В стране знаний»

Стр. 55

«Передай чувство»

Цель – развивать у детей умение сотрудничать.

«Скворечник» стр.10

Рисование пластилином

«Цветы для мамы»

3

Занятие 22.  Стр.152

« В стране знаний»

Стр.54

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель – формирование взаимопонимания; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Колечки» стр.18

«Подбери по форме»

4

Занятие 23.  стр.155  «В стране знаний»

Стр.54

«С кем я подружился »

Цель: формирование взаимопонимания; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

«Колечки» стр.18

«Продолжи ряд

Апрель

О.В. Хухлаева О.Е Хухлаев И.М Первушина «Тропинка к своему Я»                          Занятия с детьми 4-5 лет

О.В. Хухлаева

Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет

 А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Занятие. 24. Стр.157

 «Мне скоро в школу»

Стр. 55 «Я тебя понимаю»

Цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.»

«Параход» стр.10

«Кто кому кем приходится»

2

 Занятие 25. Стр.160 « Итоговое занятие»

Стр. 56

«Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»

Цель – развивать у детей умение сотрудничать.

«Параход» стр.10

 «Что я больше всех люблю »

3

О.В Хухлаева , О.Е Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки.

Стр. 39 «Сказка про Енота»

 Направленность: Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.

 

«Кулак –ладонь — ребро» стр.34

«Мы и наши родители»

4

О.В Хухлаева , О.Е Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки.

Стр. 41 «Помидор Сашка»

 Направленность: Трудности общения со сверстниками. Страх общения. Неумение устанавливать контакты. Зажатость. Скованность.

«Кулак – ладонь — ребро» стр.34

«Что изменилось

Май

О.В Хухлаева , О.Е Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки.

А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Стр. 41 «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»

 Направленность: Конфликтные отношения с родителями, Негативные чувства (обида, злость и прю) по отношению к родителям, Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

«Скворечник» стр.10

«Построим крепость для зайчика» — конструктор ЛЕГО

2

Стр. 44 « Сказка о глупенькой маме»

(продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на маму)

Направленность: Переживания , связанные с непростыми взаимоотношениями с родителями. Конфликтные отношения с родителями, Негативные чувства (обида, злость) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

Ключевая  фраза:  «Я обиделся на тебя»

«Скворечник» стр.10

 «Разорви все свои обиды» — разрывание бумаги на мелкие кусочки

3

Стр. 49« Гномик»

Направленность: профилактика страха темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

«Кулак –ладонь — ребро» стр.34

Рисование«Мои страхи»

4

Стр.28 « Случай в лесу»

Направленность: Неуверенность в себе . Тревожность. Страх самостоятельных действий.

Ключевая фраза: «У меня не выйдет!»

«Кулак –ладонь — ребро» стр.34

Релаксация «Спокойная музыка»

Июнь

О.В Хухлаева , О.Е Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки.

А.Л Сиротюк

Пальчиковая гимнастика

Игровая и Продуктивная деятельность.

1

Стр. 29  «Сказка о вороненке»

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.

Ключевая фраза: «Я боюсь, у меня не выйдет»

«Мы построим дом, дом, будем жить в нем нем…» стр 37

 Оригами «Вороненок»

2

Стр. 57 « Слоненок, который боялся темноты»

Направленность: Страх темноты и одиночества, повышенная тревожность, общая боязливость.

Ключевая фраза: «Я боюсь, там темно!»

«Мы построим дом, дом, будем жить в нем нем…» стр 37

Лепка: «Веселый слон»

3

Стр.58 « Приключение медвежонка»

Направленность: Все проблемы детские, коллективное обсуждение.

«Мячик быстро по сжимаю и ладошку поменяю»

Коллективная работа: «Мы друзья»

4

Стр.59 « Сказка о ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание.»

Направленность: Нарушение поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания.

«Мячик быстро по сжимаю и ладошку поменяю»

Лепка «Мой колючий друг»

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

  • Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром
  • Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?

 

Список литературы:

1. С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

2. Л.Г. Петерсон «Методические рекомендации»

3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей.

Рабочая программа ( группа) по теме: Рабочая программа педагог-психолога (дети с ЗПР)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога «Ценности»

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват…

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога «Будущий первоклассник»

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна…

Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет

Рабочая программа педагога –психолога для групп общеобразовательной направленности для детей 2-7 лет…

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса…

Рабочая программа педагога-психолога (2016 -2017 учебный год) для детей с нарушением слуха

Рабочая программа педагога-психолога КОУ «Сургутская   школа-детский сад» разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министер…

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д…

Занятие №1 из коррекционной программы психолога с ребенком ЗПР

Пояснительная записка к программе

Цель занятия:

Создание положительного эмоционального настроя на труд, снятие эмоционального напряжения.

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятии.

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР

1. Упражнение — приветствие. (2 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу

Ход упражнения: Психолог сообщает ребенку, что очень рад его видеть и хочет поздороваться по особому – «ладошка с ладошкой». Ребенок кладет руки ладошками вверх, а психолог здоровается с ним по имени и легонько хлопает своими ладонями по ладошках ребенка.

2. Упражнение «Загадочные картины» (5 мин.)

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход упражнения: ребенку дается карточка с силуэтными изображениями, наложенными друг на друга. Нужно определить, что изображено и раскрасить их в разные цвета.

занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр 

3. Физкультминутка (3 мин.)

Буратино потянулся (встать на носочки, поднять руки вверх),

Раз нагнулся, два нагнулся (нагнуться, руки перед собой).

Руки в стороны развел (развести руки в сторону),

class=»eliadunit»>

Ключик, видимо, не нашел (повернуть голову влево, а затем вправо).

Чтобы ключик нам достать,

Следует нам на носочки встать. (Встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться).

4. Упражнение-игра «На что похоже?» (5 мин.)

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Ход занятия: ребенку предлагаются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, круг) и предметные картины, напоминающие различные формы (например, мяч похож на форму круга и т.д.). Нужно подобрать соответствующие формы у предлагаемых предметов.

5. Релаксация (5 мин.) Упражнение «Я-Цветок»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Я — цветок. Я очень маленький. Я маленького роста. Я утром просыпаюсь после великолепного сна, раскрываю свои лепестки, возвращаюсь к солнышку, умываюсь росой. Мои лепестки играют с ветерком. Вокруг меня — замечательные ароматы.

6. Рефлексия. (3 мин.)

 — Что нового узнал на занятии?

 — Какая игра понравилась больше всего?

7. Прощание. (2 мин.)

Психолог, взявшись за руки с ребенком, прощается со словами:

Я и ты, ты и я,

Мы друзья — навсегда!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *