Психологическое сопровождение детей с овз в доу: Учебно-методический материал на тему: Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ – АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА психологического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 уч.год

Содержание

Учебно-методический материал на тему: Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Подготовил педагог-психолог:    Сивкова Ольга Алексеевна

2017

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограничениями в здоровье

        Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограничениями в здоровье является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ обеспечивает создание оптимальных условий для полноценного личностного и интеллектуального развития.

             Федеральные государственные образовательные  стандарты

для детей с ОВЗ [1] рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное  и бесплатное среднее образование.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ) – физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (в рамках действия Положения дети-инвалиды прошедшие территориальные психолого-медико-педагогические комиссии или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и имеющие заключение о необходимости создания для них СОУ для освоения основной образовательной программы дошкольного образования рассматриваются как дети ОВЗ).

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть  различна:
*дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
 * дети с нарушениями интеллектуального развития;
 * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
 * дети с комплексными (сложными)нарушениями развития;
 *дети с нарушениями слуха;
 *дети с нарушениями зрения;  
 *дети с тяжелыми нарушениями  речи.

Ключевыми  направлениями работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка;
  •  системность и доступность;                              
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологической комфортности; 
  • гуманность и реалистичность.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическое направление
  • консультативно-просветительское направление
  • коррекционно-развивающие направление
  • организационно-методическое направление

Диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения  детей с ОВЗ необходимо

выявление особых   образовательных  потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-

педагогической диагностике.

Коррекционно-развивающее направление

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

*развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

*развитие познавательной деятельности и целенаправленное   формирование высших психических функций;

*формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

*формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Консультативно просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно – методическое направление

Данное направление деятельности педагога — психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог — педагог – ребенок – родитель».

Статья на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)  В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Гудаева Е.В., педагог-психолог

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №18 г. Иркутска

Организация психолого-педагогического сопровождения рассматривается в многочисленных исследованиях (Ш.А.Амоношвили, О.С.Газман, А.В.Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста. Общим является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности взрослого, направленного на решение определенных специфических проблем личности ребенка и своих задач. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни.

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение — следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»[3:666].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы , но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку способствующая успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники  групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в коррекционные группы.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с ОВЗ очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, педагог-психолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, маршрутов; лечебно-восстановительную работу.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа с семьей. Основной целью работы специалистов с родителями, воспитывающих таких детей — это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми, а также помощь семье в создании для ребенка с ОВЗ благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации и поддерживающей среды для самой семьи. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ,- реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

Принципы работы с детьми с ОВЗ и их родителями:

1.Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2.Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями развития уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Литература

1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М., 2014. С.29-44.

2.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.,2008. -160с.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1981.- 816с.

4.Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. – М., 2007. – 120с.

Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему: Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

Подготовил педагог-психолог:    Сивкова Ольга Алексеевна

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограничениями в здоровье

        Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограничениями в здоровье является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ обеспечивает создание оптимальных условий для полноценного личностного и интеллектуального развития.

             Федеральные государственные образовательные  стандарты

для детей с ОВЗ [1] рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное  и бесплатное среднее образование.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ) – физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (в рамках действия Положения дети-инвалиды прошедшие территориальные психолого-медико-педагогические комиссии или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и имеющие заключение о необходимости создания для них СОУ для освоения основной образовательной программы дошкольного образования рассматриваются как дети ОВЗ).

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть  различна:
*дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
 * дети с нарушениями интеллектуального развития;
 * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
 * дети с комплексными (сложными)нарушениями развития;
 *дети с нарушениями слуха;
 *дети с нарушениями зрения;  
 *дети с тяжелыми нарушениями  речи.

Ключевыми  направлениями работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребёнка;
  •  системность и доступность;                              
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологической комфортности; 
  • гуманность и реалистичность.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическое направление
  • консультативно-просветительское направление
  • коррекционно-развивающие направление
  • организационно-методическое направление

Диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения  детей с ОВЗ необходимо

выявление особых   образовательных  потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-

педагогической диагностике.

Коррекционно-развивающее направление

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

*развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

*развитие познавательной деятельности и целенаправленное   формирование высших психических функций;

*формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

*формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Консультативно просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно – методическое направление

Данное направление деятельности педагога — психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог — педагог – ребенок – родитель».

Особеннности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Особеннности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрас Описание слайда:

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в детском саду Педагог-психолог МБДОУ д/с №8 Каирова Ю.В.

2 слайд Инклюзивное(включающее) образование – процесс совместного воспитания и обучен Описание слайда:

Инклюзивное(включающее) образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников

3 слайд История развития инклюзивного образования Всеобщая декларация прав человека (
Описание слайда:

История развития инклюзивного образования Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948) Декларация прав ребенка (ООН,1959) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования(ЮНЕСКО,1960) Декларация о правах инвалидов (ООН,1975) Санбергская Декларация (ЮНЕСКО, 1981)

4 слайд Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982) Саламанкская Описание слайда:

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982) Саламанкская Декларация о принципах политики и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) Гамбургская Декларация об обучении взрослых (Германия,1997) Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) Закон об образовании в РФ ( 2012 )

5 слайд Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с нарушениями Речи; Слуха; Описание слайда:

Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с нарушениями Речи; Слуха; Зрения; Расстройствами аутистического спектра Опорно-двигательного аппарата; С задержкой психического развития; Сложными дефектами Умственной отсталостью

6 слайд Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ - это система профессион
Описание слайда:

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ — это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми (воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.

7 слайд Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: Развитие и соверш
Описание слайда:

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Формирование и стимулирование познавательных процессов.  Формирование адекватных родительских установок на особенности и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.  Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

8 слайд Принципы сопровождения: Личностно-ориентированный Принцип комплексности Принц
Описание слайда:

Принципы сопровождения: Личностно-ориентированный Принцип комплексности Принцип деятельностного подхода Принцип непрерывности

9 слайд Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) В соответствии с Положением Описание слайда:

Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) В соответствии с Положением о ПМПк, утвержденном приказом заведующего ДОУ: — детализация рекомендаций ПМПК; — планирование работы, ее реализация, координация; — отслеживание динамики личностного развития воспитанников с ОВЗ, анализ результатов.

10 слайд
Содержание деятельности ПМПК: Обследует детей. Даёт рекомендации по оказанию Описание слайда:

Содержание деятельности ПМПК: Обследует детей. Даёт рекомендации по оказанию детям психодого-медико-педагогической помощи и созданию специальных условий в образовательной организации.

11 слайд Специалисты сопровождения: Владеют методиками диагностики, консультирования,
Описание слайда:

Специалисты сопровождения: Владеют методиками диагностики, консультирования, коррекции Знают основы специальной педагогики Знают особенности нарушений здоровья обучающихся с ОВЗ Знают возрастные и индивидуальные особенности развития обучающихся с ОВЗ Обладают способностью к системному анализу проблемных ситуаций Обладают способностью к планированию действий Могут соорганизовать участников образовательного процесса

12 слайд Схема индивидуального образовательного маршрута Целевая часть(сведения) Инфор Описание слайда:

Схема индивидуального образовательного маршрута Целевая часть(сведения) Информационная часть(данные об особенностях интеллектуального, физического,психологического развития. Содержательная часть(коррекционные программы) Технологическая часть(технологии, методики с учетом ведущих видов деятельности) Результативная часть

13 слайд Специальные психолого-педагогические условия сопровождения воспитания и обуче Описание слайда:

Специальные психолого-педагогические условия сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ в ДОУ

14 слайд Основные направления: Диагностическое Психокоррекционное и развивающее Консул
Описание слайда:

Основные направления: Диагностическое Психокоррекционное и развивающее Консультативное Информационно-просветителькое Профилактическое Организационно-методическое Информационно-просветительское

15 слайд Нормативно-правовое сопровождение По отношению к педагогам, сотрудникам ДОУ - Описание слайда:

Нормативно-правовое сопровождение По отношению к педагогам, сотрудникам ДОУ — Изменения в Положении о ПМПк — Утверждение графика работы и должностных обязанностей сотрудников — Изменения в Правилах внутреннего трудового распорядка По отношению к родителям (законным представителям) — Договор — Соглашение о сотрудничестве

16 слайд Диагностическое сопровождение Дети с ОВЗ Педагоги, сотрудники ДОУ - Уровень а Описание слайда:

Диагностическое сопровождение Дети с ОВЗ Педагоги, сотрудники ДОУ — Уровень адаптации , Анкетирование по определению уровня — Особенности эмоционально-волевой сферы готовности к работе с детьми с ОВЗ — Особенности личностной сферы — Особенности познавательной сферы Родители (законные представители) Определение стиля взаимоотношений в семье

17 слайд Коррекционно-развивающее сопровождение По отношению к воспитанникам с ОВЗ Дея Описание слайда:

Коррекционно-развивающее сопровождение По отношению к воспитанникам с ОВЗ Деятельность логопеда Деятельность педагога-психолога — Деятельность дефектолога По отношению к родителям (законным представителям) — Деятельность педагога-психолога — Деятельность дефектолога

18 слайд Организационно-методическое сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ - Развитие Описание слайда:

Организационно-методическое сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ — Развитие психолого-педагогической компетентности — Повышение квалификации — Работа в команде специалистов — Распределение зон ответственности — Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач — Обобщение и анализ опыта работы — Психологическая поддержка

19 слайд Консультативное сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ - По вопросам професси Описание слайда:

Консультативное сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ — По вопросам профессиональных компетенций — По вопросам взаимодействия с родителями — По вопросам возрастной психологии и т.д Родители (законные представители) — По вопросам инклюзивного образования — По вопросам воспитания, обучения, развития детей — По вопросам выбора стратегии воспитания — По вопросам психофизиологических особенностей детей

20 слайд Информационно-просветительское сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ - Профи Описание слайда:

Информационно-просветительское сопровождение Педагоги, сотрудники ДОУ — Профилактика профессионального «выгорания» Родители (законные представители) — Профилактика конфликтов

21 слайд 1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если да, то какие Описание слайда:

1. Испытываете ли Вы трудности в общении с вашим ребенком? Если да, то какие? 2. Как Вы преодолеваете эти трудности? 3. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях вашего ребенка для общения с ним? 4. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 5. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов ДОУ (логопед, психолог )? Анкета для родителей детей с ОВЗ:

22 слайд Анкета для педагогов : 1.Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе с детьми Описание слайда:

Анкета для педагогов : 1.Комфортно ли Вы себя чувствуете при работе с детьми, имеющими нарушения развития? 2. Испытываете ли Вы трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития? Если да, то какие? 3. Как вы преодолеваете эти трудности? 4. Какие программы используете для детей с ОВЗ? 5. Составляете ли Вы индивидуальные программы воспитания и обучения детей с ОВЗ? 6. Испытываете ли Вы трудности при составлении индивидуальных программ для детей с ОВЗ? 7. Хватает ли Вам имеющихся знаний об особенностях развития детей с ОВЗ? 8. Сотрудничаете ли Вы со специалистами? 9. Какой вид помощи Вы получаете от специалистов (дефектолог, психолог и т.д.)? 10. Оказываете ли Вы помощь родителям в обучении и воспитании детей с ОВЗ?

23 слайд Методы и формы работы с детьми: Арттерапия Релаксация Песочная терапия Психо Описание слайда:

Методы и формы работы с детьми: Арттерапия Релаксация Песочная терапия Психогимнастика Сказкотерапия Тренинг

24 слайд  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Курс повышения квалификации

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-645550

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ|Сайт педагога-психолога ДОУ

Рубрика: Работа с детьми ОВЗ Опубликовано 27.08.2019   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 2 мин   ·   Просмотры:

302

На сегодняшний день одной из самых тревожных тенденций в образовании является рост количества детей с ОВЗ. В связи с эти сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно из основных направлений. Раннее выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа, а так же психолого-педагогическое и медицинское сопровождение семьи позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребёнка.

Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно-правовыми документами и с соблюдением следующего алгоритма действия.

Алгоритм действия при сопровождение детей с ОВЗ:

1 шаг. Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (далее АООП ДО). В разработке данной программы участвую все специалисты сопровождения. На каждую категорию детей с ОВЗ разрабатывается своя АООП ДО.

2 шаг. Разработка рабочей программы АООП ДО. Данный вид программы разрабатывается каждым специалистом по своему направлению на каждую категорию детей в отдельности. Педагог-психолог разрабатывает рабочую программу к АООП ДО по образовательной области социально-коммуникативное развитие.

3 шаг. Составление индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) сопровождения ребёнка с ОВЗ. ИОТ разрабатывается совместно со всеми специалистами сопровождения, в том числе с участием родителей. Педагог-психолог разрабатывает содержание коррекционно-развивающей работы по социально-коммуникативному развитию. О том как составлять ИОТ вы можете более подробно познакомиться в моей статье «Построение индивидуальной образовательной траектории ребёнка с ОВЗ».

4 шаг. Непосредственно коррекционно-развивающая работа, которая осуществляется всеми специалистами сопровождения. Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. На подгрупповые занятия педагог-психолог берёт детей со схожей программой обучения.

5 шаг. Отслеживание динамики развития ребёнка ОВЗ. Этот вид работы осуществляется всеми специалистами сопровождения не реже трёх раз в год. Результаты данного мониторинга обсуждаются на заседании ППк ДОУ. На основе которых специалисты ППк могут принимать решения о внесение корректировок в ИОТ или о направлении ребёнка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций или изменения условий обучения.

Какие документы оформляет педагог-психолог по работе с детьми ОВЗ

  • Банк данных о детях ОВЗ, детях-инвалидах.
  • Журнал учёта форм работы педагога-психолога с детьми ОВЗ.
  • Рабочие программы по работе с детьми ОВЗ.
  • Индивидуальные образовательные траектории.
  • Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Все документы доступны в комплекте по работе психолога с детьми ОВЗ.

Сайт педагога-психолога ДОУ

Помогла статья? Добавь её в закладки!

Статья (логопедия) по теме: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках ДОУ

 Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо. (2 слайд).

Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и проводят оздоровительные мероприятия – ЛФК, массаж и др.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед:  проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Руководитель физического воспитания: разработка  и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Хореограф: работает над координацией общей моторики.

Преподаватель компьютерного класса: предоставляет развивающие и обучающие игры на компьютере и отработка конструктивных навыков у детей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целеноправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, учителя-дефектолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр).

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника. Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Процесс сопровождения (слайд 3) начинается с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах  жизни и динамики развития ребенка. Для получения и анализа такого рода информации используются методы педагогического и психологического мониторинга. Таким образом, проведение мониторинга является информационным обеспечением процесса сопровождения.

Полученные результаты отражаются в листах «Индивидуальные особенности развития».Так как мониторинг  выявляется не только запаздывание в развитии и проблемы детей, но и положительные моменты, то эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребенка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом, знание тех и других особенностей необходимы для оптимальных форм сопровождения. Показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нужно работать.

В конце сентября, после проведения мониторинга, в детском саду в коррекционных группах проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы, где происходит объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность.

На основе целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются стратегии сопровождения, разрабатываются конкретные задачи по отношению к каждому ребенку и группе в целом. Происходит организация целостного сопровождения, задействовав профессиональный и личностный потенциал всех педагогов и специалистов.

Непосредственно реализация решений консилиума осуществляется через различные виды и направления работы.

После проведения ПМПК разрабатываются «Маршруты сопровождения» на квартал, такая форма ведения позволяет отследить динамику в развитии за период, оценить результативность работы и выработать дальнейшую линию сопровождения.

ПМПК мы считаем наиболее важным и центральным моментом работы службы сопровождения, на который нанизываются другие виды деятельности. ПМПК имеет «+» в том, что он обладает обучающим эффектом, он позволяет педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке поведения детей.

Результаты проводимого мониторинга служат основой для правильной реализации коррекционно-развивающей работы.

Составляется комплексно-тематическое планирование образовательного процесса  с учетом принципа интеграции, под которой понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Комплексно-тематический принцип планирования служит достижению одной цели – развитию детей в познавательной, социальной, эмоциональной и физической сферах, сохранению их физического и психического здоровья, обеспечивает продуктивность и увлекательность образовательного процесса, выводит детей на самоорганизацию, самостоятельный уровень познания через открытия.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.

Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка.

Поэтому консультирование педагогов – эта форма, которая позволяет организовать ситуацию сотрудничества в решении проблем, вопросов касающихся воспитанников и профессиональных задач самого педагога.

Как правило, от нас ждут «готовых рецептов» или «как поступить?»

Я стараюсь не брать на себя роль всезнающего специалиста, «самого умного» и не принимать ответственность за результаты обсуждения, а путем равноправного сотрудничества находить пути и методы тех или иных возникающих, интересующих вопросов.

Просвещение всех педагогических работников осуществляется через различные формы:

— тематические консультации

— семинары-практикумы

— тренинги

— выступление на педагогических выступлениях

Пропаганда логопедических  знаний способствует не только повышению не только повышению уровня логопедической компетентности, но и полученные сведения и знания позволяют педагогам в группах создать условия для успешного развития ребенка, осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Работа с родителями (слайд 4).

Общая цель: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.

Задачи: необходимо создавать ситуацию сотрудничества, формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Рабата строится в двух направлениях.

  1. ПРОСВЕЩЕНИЕ.     Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.
  2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Задачи: А) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка;   Б) оптимизация детско-родительских отношений;   В) Поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

Т. О.  такие формы работы помогают привлечь родителей к работе.

И в заключении, если говорить о эффективности сопровождения, то наверное в первую очередь показателем будет является эмоциональное состояние и отношение детей к посещению д/с. Итог реализации сопровождения в системе ДО на современном этапе рассматривается через интегративные качества ребенка: соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками; любознательность, активность; Эмоциональная отзывчивость; владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения; способность решать личностные задачи, адекватные возрасту; сформированность первичных  представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире природе; владение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Проект по коррекционной педагогике: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ составили: Галова Е.С Елина Н.Я Муаматуллина Ю.Р Яковлева С.В

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ .

Слайд 3

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 4

ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.

Слайд 5

КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ : 1. диагностическая, 2. коррекционная и развивающая работа; 3. профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Слайд 6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ: 1.соблюдение интересов ребёнка; 2. системность и доступность; 3. непрерывность; 4. вариативность; 5. принцип создания ситуации успеха; 6. принцип психологической комфортности; 7. гуманность и реалистичность.

Слайд 7

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ДАННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАЖАЮТ ЕЁ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление Организационно-методическое направление Консультативно-просветительское направление Профилактическое направление

Слайд 8

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико — педагогической диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников образовательного процесса.

Слайд 9

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Слайд 10

КОНСУЛЬТАТИВНО — ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог 1. разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, 2. проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных зад ач.

Слайд 11

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление деятельности педагога — психолога включает в себя: 1. подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, 2.участие в указанных мероприятиях, 3. оформление документации.

Слайд 12

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Слайд 13

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Слайд 14

Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья: — Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом пройдёт. — Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка (врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость. — Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д. -Семья узнаёт об ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи поставили неправильный диагноз. — Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с учётом потребностей ребёнка.

Слайд 15

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ — Умышленное ограничение в общении — Гиперопека -Непринятие родителями своих детей — Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ

Слайд 16

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей.

Слайд 17

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО

Слайд 18

Этапы работы 1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи 2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание непосредственного контакта 3.Разработка на основе медицинских карт и диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также определение дальнейшего образовательного маршрута детей. ЭТАПЫ РАБОТЫ 4. Составление плана работы специалиста с родителями детей с ОВЗ 5. Непосредственная работа с родителями: — психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество; — обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ; — повышение педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер развития ребенка.

Слайд 19

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ 1. Беседы: — коллективные -индивидуальные 2. Консультации: -коллективные -индивидуальные — по заявке -тематические -оперативные 3.Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол «родительская гостиная» 4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей 5. Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений1

Слайд 20

ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ — ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА — УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *