Примерные сценарии проведения подвижной игры в разных возрастных: Методическая разработка на тему: Примерные сценарии проведения подвижной игры в разных возрастных дошкольных группах – Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах

Содержание

Методическая разработка на тему: Примерные сценарии проведения подвижной игры в разных возрастных дошкольных группах

Примерный сценарий проведения новой подвижной игры (ПИ)

Проведение новой подвижной игры во II младшей группе

 «Воробушки и автомобиль»

Задачи: совершенствовать бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; учить выполнять образные движения по показу воспитателя; учить реагировать на сигнал, изменяя движения.

Оборудование: большой грузовик.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- звуковой сигнал

Звоню в колокольчик: «Дети, подойдите ко мне».

2. Создание интереса к ПИ

- вопросы о прошедшем наблюдении

Когда дети подошли, присаживаюсь на скамейку и спрашиваю: «Как называются птички, за которыми мы с вами сегодня наблюдали?....Правильно, воробушки. А какие они по цвету?... Покажите, как они прыгают, машут крылышками, клюют зернышки…..А что делали воробушки, когда мы хотели к ним подойти?...Правильно, они пугались и улетали».

3. Объяснение игры в процессе её проведения

- играть вместе с детьми

«К нам снова прилетели воробушки. И стали жить в домике вот здесь (черчу на земле черту)» – указываю за черту. «Залетайте воробушки в дом».

«А вот здесь в гараже стоял автомобиль (беру игрушку-машину и ставлю в стороне)». «Автомобиль в гараже – выбегайте воробушки из дома (маню детей жестом к себе). Помашем крылышками (показываю), поклюем зернышки (показываю), попьем водичку (показываю). Почирикаем от радости («чирикаю»)». Подхожу к машине, беру игрушку и говорю: «Автомобиль выехал из гаража – би-би-би – улетайте воробушки в домик, чтобы машина вас не задавила». Хожу по площадке с игрушкой в руках, имитируя езду автомобиля. Когда дети все забежали за черту, говорю: «Молодцы, воробушки, быстро улетели, никого автомобиль не задавил». Уношу машину «в гараж»: «Автомобиль уехал – вылетайте воробушки». Игра повторяется 3-4 раза.

4. Окончание игры

Малоподвижная игра «Покатаемся на автомобиле»

А теперь все воробушки сели в кузов автомобиля (встали парами) и поехали кататься. Я иду впереди и несу в руках машину, а дети идут за мной. Можно посигналить как автомобиль.

Примерный сценарий проведения новой подвижной игры (ПИ)

Проведение новой подвижной игры в старшей группе  «Волк во рву»

Задачи: совершенствовать прыжок с разбега; учить действовать по правилам, развивать выдержку.

Оборудование: 2 медальона, изображающие волка и пастуха, палочки для жеребьевки.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- «зазывалочка»

 «Эй, дружок, не робей! Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать! Будешь весело играть!».

2. Создание интереса к ПИ

- загадка

Когда подошло 5-6 детей, присаживаюсь на скамейку и говорю: «Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете о каком она животном? Серый голодный, щелкает зубами, живет в лесу. Кто это? Правильно, волк. А кого задирает и ест волк? (коз и овец). Правильно».

3. Объяснение до начала игры

- название;

- содержание;

- правила;

- вопросы по правилам

 

«Сегодня я вас познакомлю с новой игрой, которая называется «Волк во рву». Мы начертим две черты (черчу на расстоянии 40-50 см одна от другой) – это будет «ров». А что такое ров, кто знает? (длинная глубокая яма). На одной стороне (показываю)  - это дом, где живут козы, на другой (показываю) – луг, там растет сочная трава. Пастух зовет коз на луг: «Козы, на луг». Козам надо перепрыгнуть через ров, чтобы попасть на луг. А во рву «сидит волк» и караулит коз. Как только они начинают прыгать через ров – он их ловит – задевает рукой. А после того как козы поели траву, пастух их зовет домой: «Козы, домой» и козам опять надо перепрыгнуть через ров и не попасть в лапы волка.

В этой игре такие правила: 1. Козы через ров только перепрыгивают. 2. Волку может ловить коз только «во рву», не выходя за черту. 3. Козы перепрыгивают через ров только после слов пастуха: Козы, на луг или Козы, домой.

1. Как козы переправляются через ров?

2. Где волк может ловить коз?

3. После каких слов козы перепрыгивают через ров?

4. Выбор на роль

- жеребьевка между теми, кто первый отгадал загадку

«Для игры нам нужно выбрать «волка» и «пастуха». Сегодня загадку про волка первыми отгадали Коля, Саша, Аня и Света. Я возьму четыре палочки: 3 - будут одинаковой длины, а 1 – короче. Кто её вытянет, то  и будет «волком». А «пастухом» первый раз буду я, вы посмотрите, где он стоит и зовет коз». Выбранному волку надеваем медальон с нарисованным «волком». Я надеваю медальон «пастуха» на себя.

5. Проведение игры

- подача сигнала к началу игры

«Козы идите домой за черту, волк становись в «ров» и карауль коз, а я пойду на другую сторону рва – на луг. Начинаем игру».

По ходу игры контролирую выполнение детьми правил.

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз подсчитывают количество пойманных волком коз. При повторении меняем волка и пастуха (из тех, кого не поймали).

6. Окончание игры

Малоподвижная игра «Собери цветы на лугу»

Разбрасываю по всей площадке  нарисованные цветы (по одному на ребенка) и говорю: «А теперь давайте пойдем все на луг и соберем большой букет цветов, но каждый берет только один цветок. Ходим спокойно, не бегаем, чтобы не запутаться в траве и не упасть».

Примерный сценарий проведения знакомой подвижной игры (ПИ)

Проведение знакомой подвижной игры в средней группе 

 «У медведя во бору»

Задачи: закреплять навык выполнять движения в соответствии с текстом (ходить и бегать), развивать решительность, ловкость, умение подчиняться правилам.

Оборудование: одна кегля, два ободка с изображением медведей.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- поручение активным детям

 «Юра, Вика, Маша пригласите, пожалуйста, детей ко мне».

2. Создание интереса к ПИ

- прочтение части слов из игры

Когда подошло 5-6 детей, присаживаюсь на скамейку и говорю: «Я вам скажу слова из знакомой вам игры («А медведь не спит и на нас рычит»), а вы вспомните, как она называется? Правильно, игра называется – «У медведя во бору».

3. Объяснение до начала игры

- вопросы по правилам

 

В этой игре есть правила, давайте их вспомним:

1. После каких слов «медведь» ловит детей?

2. Где «медведь» может ловить детей?

3. До какого места должны доходить дети?

4. Выбор на роль

- раскрутить кеглю

«Для игры нам нужно выбрать «медведя». Игра уже нам давно знакомая и сегодня мы выберем не одного, а двух «медведей». Вам нужно будет теперь быть ловкими и быстрее убегать от них. Я раскручу кеглю на земле и, когда она остановится, на кого укажет «голова» кегли, тот и будет «медведем». Надеваю на головы детей ободки.

5. Проведение игры

- подача сигнала к началу игры

«Дети идите домой за черту (черчу), «медведи» идите в «берлогу» (отмечаю место). Начинаем игру».

По ходу игры контролирую выполнение детьми правил. Напоминаю «медведям», что нужно не хватать детей, а только затрагивать, тогда  ми больше успеют поймать

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз подсчитывают количество пойманных «медведями» детей. При повторении меняем «медведей».

6. Окончание игры

Малоподвижная игра «Найди корзинку»

Пока дети играют, я прячу на подоконнике нарисованную корзинку: «Дети, когда мы ходили в лес, убегая от «медведей» я потеряла корзинку, помогите мне найти её, пожалуйста. Только не бегайте, а ходите тихонечко, чтобы не разбудить медведей».

Конспект."Организаций проведений подвижных игр дошкольников,в разных видах деятельности".Методика организаций и проведения подвижных игр в детском саду.

Конспект.

Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности.

Методика организация и проведения подвижных игр в детском саду.

Цель подвижных игр.

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка.  Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки.

Цель подвижных игр  — это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие  координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психо0эмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Игры подвижные: методика Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению  детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. Образовательные. Эта цель достигается  созданием процесса.

Задачи подвижных игр
Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями
Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.
Развитие креативных возможностей и физических качеств.
Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Для успеха игры необходимо учитывать
Сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом 

подготовленности детей.
Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года.
Использование разных приемов выбора детей на ведущие роли.
Вариативность подвижных игр с целью развития креативности и положительной мотивации к самовыражению в движении.
Классификация подвижных игр
Сюжетные
Бессюжетные
Игры –забавы
Спортивные игры
Подбор и описание подвижных игр
Игры малой подвижности
Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п. ) .

«Совушка, сова»

   Дети изображают маленьких птичек, один из детей "сова". Водящий произносит: "утро, день, вечер, ночь!" "Птички" летают, клюют зернышки, чирикают и т.д. Со словами "ночь" все замирают, вылетает "сова", которая до этого спала в своем гнезде. Тех ребят, которые издавали звуки и шевелились "сова" забирает в свое гнездо.

«Фигуры»

  По сигналу водащего дети идут по кругу или по площадке. По второму сигналу останавливаются и принимают позу, заранее оговаривариваемую. Шевелиться нельзя. Водящий ходит и выбирает фигуру и меняется с ним местами. Обязательно надо спросить, кого игрок хотел изобразить.

«Море волнуется»

   По считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура......... на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

 

Вариант игры.

   Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:

"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.


Игры средней подвижности
Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению.

Игра "Попади в шар"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары большого размера.

Правила игры.

В игре могут принимать участие более 2 человек. Дети по очереди прокатывают биток таким образом, чтобы выбить шар из игрового поля без использования кия.

Усложнение. Дети выбивают шар в определенный сектор или на определенное поле, набирая наибольшее количество очков.

Игра "Очки"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера.

Правила игры. Одним ударом битка разбить все шары из центра по всему игровому полю. После их остановки подсчитать количество очков. Выигрывает ребенок, набравший наибольшее количество очков. За шары, скатившиеся с игрового поля, засчитываются как 0 очков.

Игра "Выбей шар"

Задачи: Учиться рассчитывать нужную силу удара. Развивать меткость, глазомер.

Оборудование: игровое поле, биток, шары маленького размера от 2 до 6 поровну на каждого участника.

Правила игры.

В этой игре могут участвовать 2 или 4 человека. Каждый игрок на своем секторе размещает по несколько шаров. Биток прокатывают по очереди все игроки, стараясь выбить из сектора соперника как можно больше шаров. Выигрывает игрок, первый выбивший все шары соперника.

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Можно играть вдвоем, втроем или с большим количеством людей. Беремся за руки, образуя круг. Сначала, стоим как можно ближе друг к другу, а затем расходимся, расширяя круг, и говорим: «Раздувайся пузырь (или шарик), только смотри, не лопни. Раздувайся, только не лопни…не лопни...». Расходимся так, на сколько позволяют руки, и затем «разрываем» пузырь: «Бах! Лопнул пузырь!»

В качестве одного «человека» в эту игру можно взять куклу или мишку.

Если ребенок не знает, что такое пузырь или шарик, целесообразно сначала показать ему, надув мыльный пузырь или воздушный шарик. Тогда игра приобретет смысл.

В кладовой завелись мыши

Дети изображают мышей. Мышки сидят на стульчиках или скамьях по одну сторону площадки. Каждая в своей норке. На противоположной стороне площадке натянута верёвка на высоте 50-40 см. Это лаз в кладовую. Сбоку от играющих сидит кошка-воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, нагибаются и подлезают под верёвку. В кладовой мышки садятся на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит гонять мышей. Мышки убегают и прячутся в своих норках. Кошка, разогнав всех мышей ложиться подремать на солнышке. Игра продолжается.


Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах
2-ая младшая группа
Организация игр с более сложными правилами 
Рекомендуются игры с текстом
Педагог играет вместе с детьми
Использование атрибутов
Средняя группа
Усложнение условий игры
Педагог распределяет роли среди детей
Поручается роль ведущего детям
Используется образный рассказ
Старшая группа
Использование более сложных движений
Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал
Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям
Под руководством педагога выбирают водящего в игре
Подготовительная к школе группа
Педагог обращает внимание на качество движений
Ставятся задачи для самостоятельного решения
На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил
Самостоятельно выбирают водящего считалочкой
Использование спортивных игр, эстафет
Структура проведения подвижных игр
Сбор детей на игру
Создание интереса к игре
Организация играющих, объяснение игры
Определение ведущего
Проведение игры
Окончание игры и подведение итогов

Сюжетные игры

Тема: «Семья»

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец,  игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.

Предварительная работа.

Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».

Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».

Игровые роли:

1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.

2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.

Примерный ход игры.

Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.

- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).

- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».

Распределение ролей, развитие сюжета.

 - Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).

 - В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка?(Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?

 - Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).

- Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).

 - Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).

- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).  

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Итог игры.

- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Цели: Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала; закрепление названий медицинских инструментов. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей реализации игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей. Воспитание уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом. Развивать умение брать на себя роль.

Материал и оборудование: Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, посуда чайная для кафе, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины.

Игровые роли. Врач в поликлинике, врач скорой помощи, медицинская сестра, санитары, шофёр, работник аптеки, работник кафе, работник зоопарка.

Ход игры

Игровая мотивация. Дети, посмотрите, какую современную поликлинику нам построили. Вот здесь расположен кабинет врача для приёма больных, а это процедурный кабинет для лечения больных. Здесь лечит больных медицинская сестра. А здесь находится пункт скорой помощи, здесь принимают вызов от больных. На машине скорой помощи врач выезжает на вызов больного для оказания медицинской помощи. А вот это «Аптека». Здесь больные могут купить необходимые лекарства. А это «Кафе». В ожидании своей очереди, больные могут попить горячий кофе и чай, съесть горячие пирожки. Дети, сегодня отдел кадров ведёт приём на работу в поликлинике. Среди вас есть желающие работать в поликлинике? (ответы). Тогда подходите ко мне, я буду принимать на работу всех желающих.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель спрашивает, кем ребёнок хотел бы работать в поликлинике? Если роль уже отдана другому ребёнку, воспитатель предлагает другую. Важно, чтобы в ходе игры, дети менялись ролями.

- Дети, занимайте свои рабочие места. (Обращается к ребёнку, получившего роль врача). Карина, разреши мне, пожалуйста, побыть немного врачом, а ты побудешь моим помощником? (Карина соглашается). Дети занимают свои игровые места, одевают халат и шапочки. Подходят первые больные с куклами.

Воспитатель. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? (Ребёнок рассказывает, что кукла Катя простудилась, у неё высокая температура и кашель.). Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У кати температура 39 градусов – это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание у Кати. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите а аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.

Больной с куклой уходит в аптеку, покупает лекарство и идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных, ставит уколы. Воспитатель говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает другой ребёнок. Принимает больных.

В скорую помощь звенит звонок из зоопарка. Врач скорой помощи берёт трубку и слушает. Работник зоопарка говорит, что медвежонок играл, бегал и упал, теперь лежит и не встаёт. У него наверное сломана нога . Нужна медицинская помощь. Врач скорой помощи выслушивает по телефону, затем берёт чемодан с медицинскими принадлежностями и на машине отправляется с санитаром в зоопарк. В зоопарке осматривает ногу медвежонка, накладывает лангету на ногу и говорит, что нужно делать срочно рентгеновский снимок. Работник зоопарка с санитаром кладут медвежонка на носилки и увозят медвежонка в больницу. В больнице делают рентгеновский снимок. У медвежонка перелом. Накладывают гипсовую повязку и отвозят обратно в зоопарк. Укладывают медвежонка в постель и дают ему мёда.

Игра продолжается. Больные приходят на приём к врачу. Покупают в аптеке лекарства. Медицинская сестра делает уколы. Больные в кафе пьют чай с малиновым вареньем и горячими пирожками. Укладывают больных кукол в постель, дают таблетки.

Воспитатель по ходу игры наблюдает, незаметно подсказывает, направляет. Когда куклы уложены в постель, говорит, что рабочий день закончился.

Бессюжетные игры
Догоните меня

Описание. Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.

Ак суйек

Участники игры становятся в шеренгу. Ведущий берет белую кость (можно использовать резиновый мяч, деревянный ключ, резные палочки и т. д.) и напевает: Белая кость — знак счастья, ключ, Лети до луны, До белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, Кто тебя в миг найдет!

После чего ведущий бросает кость за шеренгу играющих. В этот момент никто не должен оглядываться назад, чтобы не видеть, в какую сторону летит кость. Когда кость упадет, ведущий объявляет: Ищите кость — Найдете счастье скорей! А найдет его тот, Кто быстрей и ловчей!

Игры – забавы

Тушки-тутушки».

Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:

Тушки — тутушки,

С творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

Дружок!

Наверняка вашему малышу понравится игра «Кулачки». Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки,

Застучали молотки,

Заиграли кулачки,

Тук-ток, тук-ток,

Нашей Леночке — годок!

(Нашему Мишеньке — годок!)

Еще одна несложная игра для маленьких детей — «Курочка кудахчет». Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:

Курочка кудахчет,

Дочку носом тычет:

Ай, куда, куда, куда,

Ай, подай ее сюда!

Хорошо известную всем игру «По узенькой дорожке» можно разнообразить следующими вариантами.

«Прокачусь по льду».

Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:

Прокачусь-ка я по льду,

Ни за что не упаду!

Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

Хлоп! — на лед!

Ах, не везет!

Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»:

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку бух!

Орамал

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его товарищу, тот — следующему и т. д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т. д. После этого он становится водящим.

2. Методика организации и проведения подвижных игр в разных возрастных группах детского сада.

1. История создания и основные направления развития «Теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста».

Предмет теория и методика физического воспитания детей разработан российским учёным Кенеман А.В., издан первый учебник. Первые исследования проведены А. И. Быковой в 1994 г. Она выделила круг задач, которые должны определять содержание физ. воспитания детей: оздоровительная и воспитательная.

Е.Леви – Гориневская – разработала методику «обучения детей движениям», исследовала особенности движений мальчиков и девочек, показала возможность дифференцированного обучения дошкольников движениям, обращалось внимание на создание гигиенических условий.

Т.И. Осокина в 1977г. Разработана программа физ. воспитания ребёнка дошк-го возраста, дополнила содержание задач физ-го воспитания детей; доработана и сделана более совершенной методика обучения детей основным видам движений (ходьба, метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена новая методика обучения детей спортивным играм и упражнениям. Зимние виды: катание на санках, лыжах, скольжение; летние виды: езда на двухколёсном велосипеде, плавание.

Тимофеева – внесла вклад в методику организации и проведения с детьми подвижных игр. Ею разработана методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошк. возраста (1988).

В разработку содержания и методов физического воспитания детей дошкольного возраста большой вклад внесли крупные советские ученые: Е. А. Аркин, Л. И. Чулицкая, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина и др.

Многочисленные исследования по закаливанию - Е. Г. Леви-Гориневской, В. П. Спириной, Н. М. Аксариной, З. С. Уваровой и др.

Белорусские исследователи – З. И. Ермакова первая защитила диссертацию в Белоруссии - проблема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста». Л. В. Карманова ввела в систему физ. воспитания детей ежедневные физические занятия. В. А. Шишкина раскрыв вопросы двигательной активности детей – создала ряд методических пособий: «За здоровьем в детский сад», «Система физического воспитания дошкольников», «Азбука движения малыша».

1. Выбор игры:

- фактор: возраст, сезон, погодные условия, тематика, содержание, температурный режим.

- место проведения: помещение, на свежем воздухе.

– двигательная задача: Прыжки с разбега («Волк во рву»).

2 компонент – подготовка к игре:

а) подготовка педагога – сделать разметку, выбрать цель, собрать детей на том месте, где начинается игра, способ сбора детей, выделить правила игры.

б) подготовка детей –познакомить с новыми понятиями; использовать чтение сказок, худ.литер-ры.

в) подготовка места – игрушки, атрибуты, предметы – подбор.

г) условия проведения – соблюдение санитарно – гигиенических норм, проветривание.

Сбор детей на игру – он занимает 1-2 мин.

В младшем возрасте педагог сам собирает детей;

В среднем – «зазывалка»;

В старшем – использование зазывалок лидером группы.

Способ создания интереса к игре.

В мл.в. – худ. слово, чтение четверостишия, потешки, песенки, показать игрушку соответствующую содержанию игры, атрибуты, сюжетный рассказ, наблюдение.

Средний – те-же приёмы, можно включить загадку по сюжету игры, краткая беседа по сюжету игры.

Старший – худ.слово, загадка, краткая беседа с опорой на опыт детей (например, серый кот –завелись мышки, что мне делать).

Объяснение игры:

Мл.в.- поэтапно, осуществляется по ходу игры.

Ср. в.- частичное объяснение сути через образный рассказ, остальное по ходу игры.

Ст. в.- предварительное объяснение от начала до конца- а) кратко, чётко сформулировать суть игры; б) последовательно объяснить действия и все правила.

Руководство игрой:

Мл.в.- прямое, педагог участвует в игре от начала до конца.

Ср. в. – как прямое, так и косвенное – в знакомых играх – играть учат самостоятельно, новая подвижная игра-прямое руководство.

Ст. в. – преобладает косвенное, исключение, если новая, разучивание текста, нехватка пары. Текст разучивается по ходу игры, новые игры разучиваются на первой прогулке.

Анализ подвижной игры:

Мл.в. - Только поощряем, в анализе подчеркнуть движение, рефлексия – закрепление названия.

Ср. в. – звучит общая положительная оценка, все молодцы, выделяем тех детей, кто правильно выполнял движения и поддерживаем тех, кто не очень выполнял движения. Рефлексия – обязательна элемент математики – присутствует.

Ст.в. – элемент математики входит точно дать характеристику выполнению правил, двигательным действиям. Дать возможность высказаться детям.

3. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.

Система физического воспитания представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на ук­репление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания с учетом возрастных и психологи­ческих особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирова­ние у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляют­ся оздоровительные, образовательные и воспитатель­ные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесто­роннее физическое развитие, совершенствование функ­ций организма, повышение активности и общей работо­способности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы; способность развитию всех групп мышц; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию центральной нервной системы, органов чувств.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разносто­роннее развитие детей (умственное, нравственное, эс­тетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физически­ми упражнениями.

Конспект проведения подвижной игры в разных возрастных группах

Образец написания конспекта проведения новой подвижной игры (ПИ)

Конспект проведения новой подвижной игры во II младшей группе

«Воробушки и автомобиль»

Задачи: совершенствовать бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; учить выполнять образные движения по показу воспитателя; учить реагировать на сигнал, изменяя движения.

Оборудование: большой грузовик.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- звуковой сигнал

Звоню в колокольчик: «Дети, подойдите ко мне».

2. Создание интереса к ПИ

- вопросы о прошедшем наблюдении

Когда дети подошли, присаживаюсь на скамейку и спрашиваю: «Как называются птички, за которыми мы с вами сегодня наблюдали?....Правильно, воробушки. А какие они по цвету?... Покажите, как они прыгают, машут крылышками, клюют зернышки…..А что делали воробушки, когда мы хотели к ним подойти?...Правильно, они пугались и улетали».

3. Объяснение игры в процессе её проведения

- играть вместе с детьми

«К нам снова прилетели воробушки. И стали жить в домике вот здесь (черчу на земле черту)» – указываю за черту. «Залетайте воробушки в дом».

«А вот здесь в гараже стоял автомобиль (беру игрушку-машину и ставлю в стороне)». «Автомобиль в гараже – выбегайте воробушки из дома (маню детей жестом к себе). Помашем крылышками (показываю), поклюем зернышки (показываю), попьем водичку (показываю). Почирикаем от радости («чирикаю»)». Подхожу к машине, беру игрушку и говорю: «Автомобиль выехал из гаража – би-би-би – улетайте воробушки в домик, чтобы машина вас не задавила». Хожу по площадке с игрушкой в руках, имитируя езду автомобиля. Когда дети все забежали за черту, говорю: «Молодцы, воробушки, быстро улетели, никого автомобиль не задавил». Уношу машину «в гараж»: «Автомобиль уехал – вылетайте воробушки». Игра повторяется 3-4 раза.

4. Окончание игры

Малоподвижная игра «Покатаемся на автомобиле»

А теперь все воробушки сели в кузов автомобиля (встали парами) и поехали кататься. Я иду впереди и несу в руках машину, а дети идут за мной. Можно посигналить как автомобиль.

Образец написания конспекта проведения новой подвижной игры (ПИ)

Конспект проведения новой подвижной игры в старшей группе «Волк во рву»

Задачи: совершенствовать прыжок с разбега; учить действовать по правилам, развивать выдержку.

Оборудование: 2 медальона, изображающие волка и пастуха, палочки для жеребьевки.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- «зазывалочка»

«Эй, дружок, не робей! Подходи ко мне скорей!

Ты не будешь здесь скучать! Будешь весело играть!».

2. Создание интереса к ПИ

- загадка

Когда подошло 5-6 детей, присаживаюсь на скамейку и говорю: «Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете о каком она животном? Серый голодный, щелкает зубами, живет в лесу. Кто это? Правильно, волк. А кого задирает и ест волк? (коз и овец). Правильно».

3. Объяснение до начала игры

- название;

- содержание;

- правила;

- вопросы по правилам

«Сегодня я вас познакомлю с новой игрой, которая называется «Волк во рву». Мы начертим две черты (черчу на расстоянии 40-50 см одна от другой) – это будет «ров». А что такое ров, кто знает? (длинная глубокая яма). На одной стороне (показываю) - это дом, где живут козы, на другой (показываю) – луг, там растет сочная трава. Пастух зовет коз на луг: «Козы, на луг». Козам надо перепрыгнуть через ров, чтобы попасть на луг. А во рву «сидит волк» и караулит коз. Как только они начинают прыгать через ров – он их ловит – задевает рукой. А после того как козы поели траву, пастух их зовет домой: «Козы, домой» и козам опять надо перепрыгнуть через ров и не попасть в лапы волка.

В этой игре такие правила: 1. Козы через ров только перепрыгивают. 2. Волку может ловить коз только «во рву», не выходя за черту. 3. Козы перепрыгивают через ров только после слов пастуха: Козы, на луг или Козы, домой.

1. Как козы переправляются через ров?

2. Где волк может ловить коз?

3. После каких слов козы перепрыгивают через ров?

4. Выбор на роль

- жеребьевка между теми, кто первый отгадал загадку

«Для игры нам нужно выбрать «волка» и «пастуха». Сегодня загадку про волка первыми отгадали Коля, Саша, Аня и Света. Я возьму четыре палочки: 3 - будут одинаковой длины, а 1 – короче. Кто её вытянет, то и будет «волком». А «пастухом» первый раз буду я, вы посмотрите, где он стоит и зовет коз». Выбранному волку надеваем медальон с нарисованным «волком». Я надеваю медальон «пастуха» на себя.

5. Проведение игры

- подача сигнала к началу игры

«Козы идите домой за черту, волк становись в «ров» и карауль коз, а я пойду на другую сторону рва – на луг. Начинаем игру».

По ходу игры контролирую выполнение детьми правил.

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз подсчитывают количество пойманных волком коз. При повторении меняем волка и пастуха (из тех, кого не поймали).

6. Окончание игры

Малоподвижная игра «Собери цветы на лугу»

Разбрасываю по всей площадке нарисованные цветы (по одному на ребенка) и говорю: «А теперь давайте пойдем все на луг и соберем большой букет цветов, но каждый берет только один цветок. Ходим спокойно, не бегаем, чтобы не запутаться в траве и не упасть».

Образец написания конспекта проведения знакомой подвижной игры (ПИ)

Конспект проведения знакомой подвижной игры в средней группе

«У медведя во бору»

Задачи: закреплять навык выполнять движения в соответствии с текстом (ходить и бегать), развивать решительность, ловкость, умение подчиняться правилам.

Оборудование: одна кегля, два ободка с изображением медведей.

Элемент педагогического модуля

Прием

Организационно-методические указания (речь воспитателя «от первого лица»)

1. Сбор детей на ПИ

- поручение активным детям

«Юра, Вика, Маша пригласите, пожалуйста, детей ко мне».

2. Создание интереса к ПИ

- прочтение части слов из игры

Когда подошло 5-6 детей, присаживаюсь на скамейку и говорю: «Я вам скажу слова из знакомой вам игры («А медведь не спит и на нас рычит»), а вы вспомните, как она называется? Правильно, игра называется – «У медведя во бору».

3. Объяснение до начала игры

- вопросы по правилам

В этой игре есть правила, давайте их вспомним:

1. После каких слов «медведь» ловит детей?

2. Где «медведь» может ловить детей?

3. До какого места должны доходить дети?

4. Выбор на роль

- раскрутить кеглю

«Для игры нам нужно выбрать «медведя». Игра уже нам давно знакомая и сегодня мы выберем не одного, а двух «медведей». Вам нужно будет теперь быть ловкими и быстрее убегать от них. Я раскручу кеглю на земле и, когда она остановится, на кого укажет «голова» кегли, тот и будет «медведем». Надеваю на головы детей ободки.

5. Проведение игры

- подача сигнала к началу игры

«Дети идите домой за черту (черчу), «медведи» идите в «берлогу» (отмечаю место). Начинаем игру».

По ходу игры контролирую выполнение детьми правил. Напоминаю «медведям», что нужно не хватать детей, а только затрагивать, тогда ми больше успеют поймать

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз подсчитывают количество пойманных «медведями» детей. При повторении меняем «медведей».

6. Окончание игры

Малоподвижная игра «Найди корзинку»

Пока дети играют, я прячу на подоконнике нарисованную корзинку: «Дети, когда мы ходили в лес, убегая от «медведей» я потеряла корзинку, помогите мне найти её, пожалуйста. Только не бегайте, а ходите тихонечко, чтобы не разбудить медведей».

Методические приемы организации подвижных игр в разных возрастных группах

Мастер – класс:

«Методические приемы организации подвижных игр в разных возрастных группах»

Классификация подвижных игр
Сюжетные
Бессюжетные
Игры – забавы
Спортивные игры
Подбор и описание подвижных игр
Игры малой подвижности.

Такие игры рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.)
Игры средней подвижности
Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
Игры большой подвижности
Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению
Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах:
2-ая младшая группа
Организация игр с более сложными правилами.
Рекомендуются игры с текстом.
Педагог играет вместе с детьми.
Использование атрибутов.
Средняя группа
Усложнение условий игры.
Педагог распределяет роли среди детей.
Поручается роль ведущего детям.
Используется образный рассказ.
Старшая группа
Использование более сложных движений.
Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал.
Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям.
Под руководством педагога выбирают водящего в игре.
Подготовительная к школе группа
Педагог обращает внимание на качество движений.
Ставятся задачи для самостоятельного решения.
На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил.
Самостоятельно выбирают водящего считалочкой.
Использование спортивных игр, эстафет.
Структура проведения подвижных игр
Сбор детей на игру.
Создание интереса к игре.
Организация играющих, объяснение игры.
Определение ведущего.
Проведение игры.
Окончание игры и подведение итогов.

Сюжетные игры.

Выбор игр.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру.

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре.

Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо, — говорит воспитатель. — Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры.

Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой). Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные.Не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).

Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «Ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом — снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные — 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «Ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Статья по физкультуре: Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке). Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты усложнения игр.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫБОР ИГР.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми 3—4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями.

Важно также учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основ-ные движения в этих играх — кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для малышей. Игры, в которых есть бег, хорошо укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают быстроту и ловкость.

Такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчи-вость и другие качества.

Правил в этих играх немного — одно-два. Невелико и количество ролей (один — «кошка», остальные — «котята»; один — «наседка», остальные — «цыплята»).

Дети 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, проявляют большее желание к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазаньи, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек».

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений: с метанием — «Кто дальше бросит?», прыжками — «Лягушка», бегом — «Перелет птиц» и др.; игры с простей­шим соревнованием, как инди­видуальным, так и коллек­тивным, прос­тые игры-аттракционы.

СБОР ДЕТЕЙ НА ИГРУ. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

СОЗДАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Например, перед началом игры «Птицы и кукушка» можно во время прогулки обратить внимание ребенка на птичек, которые прыгают по земле и клюют зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРАЮЩИХ, ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Объясняя правила игры, детей размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру.

Для игр, в которых дети строятся в круг («Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч» и др.), взрослый становится в середину круга. Если игру начинают с движения врассыпную («Солнышко и дождик», «У медведя во бору»), удобнее построить детей полукругом, чтобы всем было хорошо видно и слышно, что им показывают и о чем рассказывают. Не рекомендуется перед объяснением правил игры расставлять детей лицом к солнцу или к другим источникам света, так как им будет плохо видно и внимание их рассредоточивается.

Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В дальнейшем в ходе ее можно более глубоко выяснить отдельные детали.

Для того чтобы лучше освоить игру (особенно с участием младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные моменты объяснить жестом или показом некоторых движений. Перед этим желательно напомнить детям, как нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д.

Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

В средней группе воспитатель объясняет пра­вила по ходу игры. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д. По ходу объяснения воспитатель показывает действия раз­личных героев.

Возможно и объ­яснение через сюжетный рас­сказ до игры. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры.

Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детейРоль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость.

Важным моментом в организации игры является выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д.

Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной подготовленности. В данном варианте главные роли (водящих) выполняют старшие по возрасту дети.

Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из них.

Можно назначить водящего с помощью короткой считалки. Вот некоторые из них:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал».

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть;

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три, ловить будешь ты!»

Тот, на кого выпадет последнее слово считалки, становится водящим или, наоборот, выходит из круга. При повторении игры водящий сам может выбрать себе замену. Все вышеуказанные способы выбора водящих применяют в зависимости от характера игры, места ее проведения и количества детей.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ И РУКОВОДСТВО ЕЮ.Учитывая неустойчивость поведения и быструю возбудимость младших дошкольников, желательно проводить игру весело, но в спокойном и бодром тоне. Это положительно влияет на ребенка, повышает интерес к игре.

Длительность игры средней и большой подвижности у детей 3—4 лет не должна превышать 6—8 мин.

Значительная подвижность детей среднего возраста, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослых внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры (чередование движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза (в пределах одной минуты), во время которой происходит обмен впечатлениями об игре, дает возможность ребенку восстановить свои силы. Общая длительность подвижной игры для дошкольников этой возрастной группы в пределах 8—10 мин.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.

Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой, удар в бубен, барабан, погремушку и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места.

В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из двух частей: «Внимание! Марш!». Все это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.

Игры сюжетного характера («Лошадка», «Рыбаки» и др.), где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд для их начала. Можно спокойно сказать: «Игру начнем!» или предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три», и внимательно следить за ходом игры и поведением детей.

Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Малышей обязательно надо похвалить.

В средней группе после окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее активным и достиг определенных успехов. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях. И обязательно нужно похвалить всех детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВАРИАНТЫ УСЛОЖНЕНИЯ ИГР.

Хорошая двигательная подготовленность детей 6 лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные и более сложные движения (броски и ловля мяча в игре «Подбрось и поймай», колец в игре «Серсо», прыжки с разбега через «ров» в игре «Волк во рву» и т. д.).

В этом возрасте большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками. Они нравятся конкретностью и наглядностью оценки игровых действий: поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил обруч до определенного места и т. д. Игры с предметами в основном индивидуальные. Ребенок принимает в них участие в соответствии со своим желанием, не ограничивая себя четкими правилами. Такие игры дают ему большие возможности для выполнения разнообразных движений, меньше утомляют и всегда вызывают большой интерес.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

 

 

 

Методическая разработка на тему: Педагогический модуль проведения подвижной игры с дошкольниками

Педагогический модуль проведения подвижной игры (ПИ)

Педагогический модуль – обязательные действия воспитателя в определенной последовательности, независимые от возрастной группы и содержания игры.

1. Сбор детей на ПИ

2. Создание интереса к ПИ

3. Объяснение ПИ

4. Распределение ролей

5. Проведение ПИ, руководство ею

6. Окончание ПИ и подведение итогов

1. Сбор детей на ПИ

Младший дошкольный возраст

Средний, старший дошкольный возраст

Звуковой сигнал

Позвенеть в колокольчик, ударить в барабан

Свисток

«Зазывалочка»

Сюрприз («волшебная» стрела, воздушный шарик, открытка)

Приход сказочного персонажа (старш. ребенок, взрослый)

Поручение активным детям

Договориться о месте и сигнале сбора

Категорически нельзя использовать слова: «Давайте поиграем…» или «Сейчас будем играть»!

2. Создание интереса к ПИ

1. Короткий эмоциональный рассказ, придуманный самим воспитателем или подобранный из литературы, раскрывающий содержание ПИ.

2. Чтение стиха, пение одного куплета песни, подходящих по содержанию к ПИ.

3. «Загадка» под платком.

4. Показать предметы, атрибуты, которые используются в ПИ.

5. Вопросы о прошедшем наблюдении, занятии, связанные с сюжетом игры.

6. Если собирали детей с помощью сюрприза, то прочитать содержание открытки, записки в шаре и пр.

7. Если игра знакомая, то можно узнать по отрывку текста из игры (из какой игры эти слова: «…Подойдем к нему разбудим и посмотрим, что же будет?» - «Лохматый пес»).

3. Объяснение ПИ

В младшем возрасте проходит в процессе проведения ПИ.

- Название ПИ

- Начинается сама игра в ходе, которой дети её запоминают. Воспитатель обращает внимание на сигналы, по которым необходимо менять свои действия (в ходе проведения игры).

- Роль водящего – у воспитателя, когда освоена игра – у ребенка.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах – до начала ПИ.

- Сообщение названия (пояснить, если непонятно «У медведя во бору», «Волк во рву» и др.)

- Изложение содержания

- Перечисление правил

- 1-2 вопроса к детям, по закреплению правил и действий водящего (неверный вопрос: «Вам понятно?»)

- Показ воспитателем или ребенком движений (по необходимости)

Если ПИ знакомая, то после узнавания её детьми по отрывку текста, уточняется название, и сразу задаются вопросы по правилам.

4. Распределение ролей

1. Воспитатель берет на себя роль водящего (с целью показать действия в новой игре).

2. Выбор делают дети на основании качеств, которые перечислил воспитатель («кот» должен быть смелым, ловким, быстрым и др.).

3. Назначает сам воспитатель, поощряя застенчивого ребенка, объясняя за что (первым собрался на прогулку – быстрый, правильно выполнил задание на занятии – внимательный и т.д.).

4. Начиная со средней группы по считалке (считают дети, но учить их правильно применять считалку).

5. Раскрутить предмет с меткой, кеглю (на кого укажет при остановке).

6. Раскрутить ребенка с завязанными глазами (вытянутой рукой указывает на водящего).

7. Кто первый прибежал по сигналу.

8. Кто первый отгадал загадку.

9. Жеребьёвка.

10. При делении на команды – сговорки, жетоны двух цветов (форм).

5. Проведение ПИ, руководство ею

Младший дошкольный возраст

Средний, старший дошкольный возраст

1. Проверка места для игры (чтобы отвечало санитарно-гигиеническим требованиям).

2. Воспитатель подает сигнал к началу игры.

3. Следить за тем, чтобы игры детей проходили дружно, без ссор. Дает указания как в ходе игры, так и перед её повторением, но нельзя злоупотреблять ими и постоянно одергивать детей.

4. Уметь в любую минуту оказать при необходимости детям помощь (уточнить правила, распределить играющих в равные по силам команды, разметить место для игры).

5. Действует наравне с детьми, одновременно выполняет роль водящего и в то же время руководит игрой как воспитатель (подсказывает, напоминает, уточняет, поощряет детей).

5. Когда не хватает пары, воспитатель обязательно участвует в игре.

6. В играх со словами говорит сам слова!

6. Вначале берет на себя главную роль, а затем её поручают ребенку.

6. Окончание ПИ, подведение итогов

После проведения игры большой подвижности необходимо включать спокойную ходьбу или малоподвижную игру с медленной ходьбой, связанной по содержанию с предыдущей игрой («Найди и промолчи»).

Младший дошкольный возраст

Средний, старший дошкольный возраст

Если для сбора детей использовался сюрприз, то составляется ответное письмо.

Воспитатель предлагает перейти к каким-либо другим видам деятельности спокойного характера.

Привлекает детей к обсуждению. Отмечаются не только те, кто был ловким, увертливым, чья команда была дружнее, но и анализируется выполнение правил (кто их нарушал).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *