Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности
Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.
Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?
Содержание статьи:
- Что такое ЗПР – классификация ЗПР
- Причины задержки психического развития у ребенка
- Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР?
- Признаки ЗПР — особенности развития детей
- Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР?
Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР
Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.
ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой. При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).
Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.
Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.
Видео: Задержка психического развития у детей
Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития
Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.
- ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
- ЗПР соматогенного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
- ЗПР психогенного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
- ЗПР церебрально-органического генеза. Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.
Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?
Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.
К первой группе относится проблемная беременность:
- Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
- Токсоплазмоз.
- Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
- Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
- Несовместимость резус-факторов с плодом.
- Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
- Ранние роды.
Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
- Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
- Родовые травмы.
- Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.
И третья группа – это причины социального характера:
- Фактор неблагополучной семьи.
- Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
- Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
- Педагогическая запущенность.
К факторам риска появления ЗПР относят:
- Осложненные первые роды.
- «Старо-родящая» мама.
- Лишний вес будущей мамы.
- Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
- Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
- Стрессы и депрессии будущей мамы.
- Нежелательная беременность.
Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?
Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.
Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!
- Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
- Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
- В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
- На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.
Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.
Что нужно знать родителям?
- ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
- В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
- Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
- Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
- Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
- Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
- Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
- При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.
Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек
Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:
- Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
- Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
- Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
- В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.
Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР
К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.
Ребенок с ЗПР…
- Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
- Не способен усвоить весь объем работ/материала.
- С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
- Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
- Испытывает сложности в общении с другими детьми.
- Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
- С трудом организовывает свою деятельность.
- Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.
Важно:
- Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
- Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
- Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.
ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:
- Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
- Проблемы с построением целостного образа.
- Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
- Проблемы с развитием речи.
Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.
Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.
Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей
Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.
Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.
Что нужно знать родителям?
- ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
- Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
- При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
- Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
- Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
- Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
- Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.
Ну и среди главных рекомендаций – классические советы: создайте ребенку благоприятные условия для развития без стрессов, приучайте к режиму дня — и любите свое чадо!
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!
Автор статьи
Автор-эксперт, врач терапевт
что это такое, причины, виды, симптомы и признаки
Расстройства психического развития
Задержка психического развития (ЗПР ) — заболевание обратимого характера, возникающее у детей и характеризующееся нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере. Лечением этого недуга занимается логопед, в некоторых случаях помощь осуществляет психолог. Такие дети усваивают школьную программу, учатся в ВУЗах, работаю и создают семью, если это заболевание выявлено в тот момент, как только появились первые признаки. Поэтому родителям надо внимательно относиться к здоровью своего ребенка.
1
О писание заболевания
Согласно определению в специальной психологии, ЗПР (расшифровка: задержка психического развития или нервно-психического развития ) — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются наличием трудностей в обучении. Среди детей встречается 15-16% лиц, страдающих этим недугом. Существует большое количество причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Это расстройство возникает у малышей, в раннем детстве, дошкольном возрасте (старше 3 лет) и у школьников.
Одной из причин возникновения этой проблемы является наследственный характер. Такие биологические факторы, как органические поражения центральной нервной системы, патологии беременности (токсикоз, резус-конфликт, гипоксия) влияют на формирование ЗПР. Внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность плода могут стать фактором развития этого расстройства.
Средовые факторы, такие как неправильное воспитание (гиперопека, гипоопека), недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми могут привести к развитию первичной ЗПР. Вторичная форма болезни развивается на фоне нарушений слуха и зрения, дефектах речи из-за дефицита коммуникации и информации. В детском возрасте ЗПР могут вызвать следующие причины:
- гипотрофия мышц;
- грипп;
- нейроинфекции;
- рахит;
- черепно-мозговые травмы;
- эпилепсия;
- энцефалопатия.
Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых
2
Основные клинические проявления
У детей, страдающих задержкой психического развития, наблюдаются интеллектуальные нарушения, которые имеют легкую степень тяжести. Отмечается нарушение психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления и восприятия. Восприятие пациентов характеризуется фрагментарностью и замедленным темпам.
Наблюдаются трудности при формировании целостных (полных) образов окружающего мира. Зрительное восприятие у детей развито лучше, чем слуховое. Объяснение информации и учебного материала должно быть наглядным, с помощью предметов. Внимание у детей, страдающих ЗПР, неустойчиво, кратковременно и повехрностно.
Отмечается нарушение переключаемости внимания и его концентрации. Если ребенок переутомляется и устает, то возникают проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, т. е. отмечается повышенная активность и имульсивность. Память характеризуется мозаичностью, т. е. запоминание информации фрагментарно.
Отмечается слабая избирательность мнестических процессов, наглядно-образная память преобладает над вербальной. Наблюдается низкая мыслительная активность в момент воспроизведения информации. У таких пациентов сохранно наглядно-действенное мышление. Образное мышление нарушено в большей степени из-за расстройств восприятия.
Абстрактно-логический тип мыслительной деятельности не осуществляется без помощи взрослых. У больных детей возникают трудности анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Пациенты с задержкой психического развития не могут сформулировать выводы, упорядочивать события и строить различные умозаключения.
В речи детей отмечается искажение в артикуляции слов и предложений. Наблюдаются сложности в различении звуков и произвольного контроля за грамматическим построением предложения, дислалия (нарушения звукопроизношения при сохранном слухе) и патологии письменной речи, такие как дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство чтения). У детей, страдающих ЗПР присутствуют изменения в личностной и эмоциональной сфере.
Отмечается наличие эмоциональной лабильности (резкие перепады настроения), эмоциональный фон меняется с легкостью. Больные внушаемы и у них отсутствует инициативность. Наблюдается безволие и незрелость личности.
Достаточно распространенным являются проявления агрессивность, конфликтности и высокого уровня тревожности. Они замкнуты, играют в одиночку и не общаются с ровесниками. Игровая деятельность характеризуется однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета.
Фантазия у малышей недостаточно развита. Они не соблюдают правила игры. Кроме вышеописанных нарушений, отмечается наличие двигательных расстройств. Встречаются гиперкинезы (внезапные непроизвольные движения мышечных групп) и тики.
Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение
3
Виды
В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Согласно К. С. Лебединской, существует четыре вида ЗПР:
Вид | Характеристика |
Конституциональная | Возникает по причине замедленного развития и созревания нервной системы. Наблюдаются отличия во внешности от здоровых сверстников. Рост ниже среднего, лицо сохраняет черты более раннего возраста. Отмечается отставание в эмоциональной сфере, недостаточный объем памяти и внимания. Преобладают игровые интересы, эмоциональная лабильность, непосредственность (инфантилизм) |
Соматогенная | Связана с длительными соматическими заболеваниями (бронхиальная астма, патологии желудочно-кишечного тракта, пневмония, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность). Отмечается наличие снижения работоспособности, повышенной активностью или заторможенностью при переутомлении. Наблюдаются нарушения внимания и уменьшение объема памяти, астенический синдром (усталость, раздражительность и апатия) |
Психогенная | Во врачебной практике эта форма ЗПР встречается редко. Возникает при неблагоприятных социальных условиях. Отмечается отставание интеллектуального развития, импульсивность, вспыльчивость и отсутствие инициативы в действиях. Дети нецелеустремленны, безвольны |
Церебрально-органического генеза | Встречается в большинстве случаев. Возникает по причине органических поражений головного мозга и ЦНС. Особенно опасен период для детей в возрасте до 2 лет. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной сферы. Наблюдается отсутствие яркость и живость эмоций, бедность воображения и двигательная расторможенность |
Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения
4
Диагностика
Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра. Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т. е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.
Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.
Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография ). Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий.
5
Лечение
Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время. Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.
Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом. Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).
6
Профилактика и прогноз
Дети с задержанным психическим развитием обучаемы и при правильной организации коррекционной работы наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить основные знания, умения и навыки для жизни, которые здоровые ровесники способны освоить самостоятельно. После окончания школы они продолжают свое обучение в колледжах и высших учебных заведениях, могут найти работу.
Профилактика возникновения ЗПР предполагает тщательное планирование беременности и регулярный осмотр гинеколога. Следует избегать неблагоприятных воздействий на плод, т. е. избавиться от вредных привычек. Нужно заниматься профилактикой инфекционных и соматических патологий у детей в раннем возрасте, обеспечением благоприятных условий для воспитания, жизни и развития малыша. При появлении первых признаков задержки психического развития следует безотлагательно обратиться к специалисту для диагностики и назначения коррекции, если она понадобится.
ЗПР Определение, основные причины, их краткая характеристика (стр. 1 из 2)
Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.
План:
Введение.
1. Определение ЗПР
2.Причины ЗПР и их характеристика.
3.Классификайия детей с ЗПР.
Вывод
Список литературы.
Введение.
В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.
Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»
1. Определение ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.
Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.
При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
2.Причины ЗПР и их характеристика.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.
По данным Американской ассоциации по изучению повреждений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % составляют дети, которые получили травму головы в период от рождения до 3—4 лет.
Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бывает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем детстве может привести даже к необратимым последствиям. Это бывает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяжение нервных волокон, которое может проявляться в более выраженных случаях на протяжении всей жизни.
3.Классификайия детей с ЗПР.
Остановимся на классификации детей с задержкой психического развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (классификация К.С.Лебединской) четыре группы.
Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.
Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классификации ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:
♦ конституционального характера;
♦ соматогенного характера;
♦ психогенного характера;
♦ церебрально-органического характера.
Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.
ЗПР конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативних функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
Психофизическая характеристика детей с ЗПР
В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы.
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б.И. Белого, П.Б. Шошина). Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
Исследования Шошина П.Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево и вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).
У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.
К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.
По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. У детей недостаточно сформирована сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмечается парография (пропуски букв, их перестановки и замены), имеются трудности в ориентации на листе, иногда встречается зеркальность в написании.
Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.
У таких детей иногда эмоциональные вспышки носят характер ярко выраженных двигательных и вегетативных реакций. Такого ребенка трудно привести в норму. Это состояние довольно стойкое, причем, у некоторых детей после конфликта сохраняется желание мстить (исследования К.С. Лебединской и др.).
У некоторых детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, двигательно активны (исследования К.С. Лебединской и др.).
При психопатоподобных состояниях встречаются негативистические проявления, выраженные в повышенной сексуальности, склонности к воровству, бродяжничеству и т.п.
По данным ряда зарубежных исследователей, к главным особенностям личности детей этой группы дефицитарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, частые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.
Глава 6 задержка психического развития (зпр) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классификации ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:
♦ конституционального характера;
♦ соматогенного характера;
♦ психогенного характера;
♦ церебрально-органического характера.
Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.
ЗПР конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
ЗПР соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
ЗПР психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативних функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
Психофизическая характеристика детей с ЗПР
В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы.
При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т.п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б.И. Белого, П.Б. Шошина). Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
Исследования Шошина П.Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево и вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).
У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.
К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них — речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.
По данным некоторых исследователей, у детей с задержкой психического развития особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. У детей недостаточно сформирована сторона фонематического слуха: им трудно различить фонемы. Для этой категории детей характерны также затруднения в логико-грамматическом составе речи. По данным некоторых исследователей, при письме отмечается парография (пропуски букв, их перестановки и замены), имеются трудности в ориентации на листе, иногда встречается зеркальность в написании.
Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, эффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.
У таких детей иногда эмоциональные вспышки носят характер ярко выраженных двигательных и вегетативных реакций. Такого ребенка трудно привести в норму. Это состояние довольно стойкое, причем, у некоторых детей после конфликта сохраняется желание мстить (исследования К.С. Лебединской и др.).
У некоторых детей встречается, напротив, эйфорический фон настроения. Они дурашливы, смешливы, двигательно активны (исследования К.С. Лебединской и др.).
При психопатоподобных состояниях встречаются негативистические проявления, выраженные в повышенной сексуальности, склонности к воровству, бродяжничеству и т.п.
По данным ряда зарубежных исследователей, к главным особенностям личности детей этой группы дефицитарного развития относятся нестойкие эмоциональные процессы, трудности освоения в новом коллективе, частые смены настроения. Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.
Задержка психического развития (зпр) Классификация детей с зпр
К. С. Лебединской в 1980 г. был предложена классификация ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:
♦ конституционального характера;
♦ соматогенного характера;
♦ психогенного характера;
♦ церебрально-органического характера.
Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.
Зпр конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
Зпр соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей.
При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
Зпр психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.