Презентация на тему три состояния вещества: Презентация по физике на тему «Три состояния вещества»(7 класс) – Презентация «Три состояния вещества»

Презентация к уроку (физика, 7 класс) по теме: Презентация «Три состояня вещества» 7 класс

Слайд 1

ОТВЕТЫ № вопроса 1 2 3 4 5 ответ 1 1 3 1 3

Слайд 2

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

Слайд 3

Цель урока: Я должен узнать : Физические свойства трех состояний вещества. В чем состоит различия одного и того же вещества, но в разных состояниях .

Слайд 4

Твёрдое Жидкое Газообразное Три состояния вещества лед вода водяной пар

Слайд 5

Свойства твёрдых тел Твердые тела имеет собственную форму и объем.

Слайд 6

Свойства жидкостей Сохраняют свой объем, плохо сжимаются . Принимают форму сосуда, обладают свойствами текучести.

Слайд 7

Свойства газов Газы не имеют постоянного объема, легко сжимаются . Принимают форму сосуда .

Слайд 8

Различия в молекулярном строении АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА ТВЕРДОЕ ТЕЛО ЖИДКОСТЬ ГАЗ Расстояние между частицами Расположение и движение частиц Силы межмолекуляр — ного взаимодействия

Слайд 9

Находятся очень близко друг к другу. Образуют кристаллическую решетку, колеблются около положений равновесия. Действуют силы притяжения и отталкивания. Молекулярное строение твердых тел

Слайд 10

Молекулярное строение жидкостей 1 . Расстояние между частицами меньше размеров молекул. 2. Колеблются около положений равновесия, перескакивая из одного положения равновесия в другое. 3. Действуют силы притяжения и отталкивания.

Слайд 11

Молекулярное строение газов 1. Расстояние между частицами много больше размеров молекул. 2 . Частицы движутся хаотически. 3. Силы межмолекулярного взаимодействия пренебрежительно малы.

Слайд 12

Вопросы на закрепление: Измениться ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 2 л в сосуд вместимостью 10 л. В мензурке находится вода объемом 100 см³. Её переливаются в стакан вместимостью 200 см³. Измениться ли объем воды?

Слайд 13

Что было изучено сегодня на уроке? Что вам интересного запомнилось на уроке? На какие вопросы вы не получили ответа? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Слайд 14

Я знаю свойства твердых тел, жидкостей, и газов на … Я знаю молекулярное строение твердых тел на … Я знаю молекулярное строение жидкостей на… Я знаю молекулярное строение газов на … Оценку за урок ставлю себе… На следующем уроке я получу …

Слайд 15

Домашнее задание Выучить § 10,11. О тветить устно на вопросы в конце параграфов. Составить 2 вопроса по данной теме.

Презентация к уроку по физике (7 класс) на тему: Презентация к уроку физики в 7 классе по теме «Три состояния вещества»

Слайд 1

Три состояния вещества

Слайд 2

Круговорот воды в природе

Слайд 3

Газы Газы не имеют формы и объема. Газы сжимаемы.

Слайд 4

Что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях? Газ

Слайд 5

Жидкости Не сжимаемы. Обладают текучестью. Имеют собственный объем, но не имеют формы.

Слайд 6

Что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях? Жидкость

Слайд 7

Твердые вещества Твердые вещества находятся в кристаллическом состоянии . Кристаллические тела сохраняют свою форму и объем, несжимаемы, так как нетекучи.

Слайд 8

Что происходит с молекулами вещества, когда вещество находится в разных агрегатных состояниях? Твердое тело

Слайд 9

Состояние вещества Молекулярное строение Свойства Объяснение свойств

Слайд 10

Состояние вещества Молекулярное строение Свойства Объяснение свойств Твердое тело сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

Слайд 11

Состояние вещества Молекулярное строение Свойства Объяснение свойств Твердое тело сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке Жидкость не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах

Слайд 12

Состояние вещества Молекулярное строение Свойства Объяснение свойств Твердое тело сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке Жидкость не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах Газ легко сжимаемы, заполняют весь предоставленный им объем Частицы находятся далеко друг от друга и слабо взаимодействуют друг с другом

Презентация и конспект урока по физике «Три состояния вещества» (7 класс)

Ó Сивченко Е.И., учитель физики МБОУ СОШ № 5 г. Светлого

7 класс. Раздел 2. Урок 5. Три состояния вещества.

7 класс

Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.

Урок 5. Три состояния вещества.

— сформировать знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества;

— формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;

— формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

1. Презентация «7кл Три состояния вещества».

2. Лабораторное оборудование на столах учащихся:

1 ряд: цилиндр из алюминия, деревянный брусок;

2 ряд: стакан с водой, мензурка, колба;

3 ряд: воздушный шарик, нить.

Ход урока

I. Повторение.

Мы многое узнали о строении вещества.

Мы ничего не принимали на веру, все проверяли на опытах.

  • Какие опыты и наблюдения доказывают, что все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки?

  • Какие явления указывают на то, что молекулы непрерывно и беспорядочно движутся?

  • Какие опыты доказывают, что молекулы взаимодействуют друг с другом?

  • Для чего нужны знания о строении вещества?

II. Постановка учебной задачи.

  • Мы многое узнали о молекулах. А не задумывались ли вы над вопросом, почему вещество может находиться в разных состояниях?

  • Ваши предположения? Слайд 2.

  • Слайд 3. В каком состоянии находится при обычных условиях сахар, воздух, сталь, молоко, азот, спирт?

  • Как вы догадались? (обнаруживаются общие свойства).

Но опыт показывает, что любое вещество может находиться как в твердом, так и в жидком, так и в газообразном состоянии. Видеоролик (щелчок по канистрам с азотом).

Сталь тоже может находиться в различных состояниях. Слайд 4.

  • Как объяснить, чем отличается вода (или сталь) в жидком, твердом и газообразном состоянии?

Сформулируйте задачу урока. Задача урока: выяснить какими общими свойствами обладают вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии, научиться объяснять эти свойства на основе знаний о строении вещества.

Таким образом, сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Сделайте запись темы урока в тетрадях.

III. Новый материал.

1. Задание:

Используя оборудование на столах и задания на карточках, проведите исследование свойств вещества в различных состояниях (по рядам), с помощью учебника найдите объяснение свойств вещества в этих состояниях. Результаты экспериментального и теоретического исследования занесите в таблицу. Слайд 5.

Карточки с заданиями. Карточка № 1

Цель: исследовать свойства тел в твердом состоянии и найти объяснение на основе знаний о строении вещества.

Приборы и материалы: цилиндр из алюминия, деревянный брусок.

Задание 1 (экспериментальное исследование):

1. Приложите усилие к алюминиевому цилиндру, деревянному бруску. Выясните: сохраняют ли твердые тела форму, объем при небольших усилиях.

2. Сделайте вывод и запишите его в таблицу в колонку «свойства».

3. Подумайте и ответьте на вопрос: где используются свойства твердых тел?

Задание 2 (теоретическое исследование):

1. Прочитайте параграф 12.

2. Заполните колонки «расположение молекул», «взаимодействие молекул», «движения молекул» для твердых тел.

3. Ответьте на вопрос устно: как можно объяснить свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения вещества?

Карточка № 2

Цель: исследовать свойства тел в жидком состоянии и найти объяснение на основе знаний о строении вещества.

Приборы и материалы: стакан с водой, мензурка, колба.

Задание 1 (экспериментальное исследование):

1. Перелейте воду из стакана в мензурку, затем в колбу, затем снова в мензурку. Выясните: сохраняют ли жидкости форму, объем при переливании.

2. Сделайте вывод и запишите его в таблицу в колонку «свойства».

3. Подумайте и ответьте на вопрос: где используются свойства жидкостей?

Задание 2 (теоретическое исследование):

1. Прочитайте параграф 12.

2. Заполните колонки «расположение молекул», «взаимодействие молекул», «движения молекул» для жидкого состояния.

3. Ответьте на вопрос устно: как можно объяснить свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения вещества?

Карточка № 3

Цель: исследовать свойства тел в газообразном состоянии и найти объяснение на основе знаний о строении вещества.

Приборы и материалы: воздушный шарик, нить.

Задание 1 (экспериментальное исследование):

1. Слабо надуйте воздушный шарик и завяжите отверстие нитью. Приложите усилие к шарику, сдавив его ладонями. Выясните: сохраняют ли газообразные тела форму, объем.

2. Сделайте вывод и запишите его в таблицу в колонку «свойства».

3. Подумайте и ответьте на вопрос: где используются свойства газов?

Задание 2 (теоретическое исследование):

1. Прочитайте параграф 12.

2. Заполните колонки «расположение молекул», «взаимодействие молекул», «движения молекул» для газообразного состояния.

3. Ответьте на вопрос устно: как можно объяснить свойства газов с точки зрения молекулярного строения вещества?

2. Обсуждение результатов исследования. Заполнение таблицы.

Результаты заполнения таблицы отражаются при щелчке по надписи «газообразное», «жидкое», «твердое».

Модель движения молекул в твердом, жидком и газообразном состоянии (щелчок по кнопке «движение молекул»).

IV. Закрепление.

— На рисунках изображены движения молекул, соответствующие различным состояниям вещества. Какому состоянию вещества соответствует каждый рисунок? Ответ поясните.

hello_html_m71404267.png

— Дополните предложения:

1. Газ легче сжать, чем жидкость, потому что …

2. Жидкости и твердые тела сохраняют свой объем, потому что …

3. Жидкости легко принимают форму сосуда, потому что …

Подведение итогов.

– Что вы узнали сегодня на уроке.

– Какие выводы можно сделать?

V. Домашнее задание:

  • § 11, 12 –выучить, задание 3 – устно.

  • Повторение по вопросам к § 7-10.

Три состояния вещества — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Три состояния вещества. 7 класс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Презентация к уроку по физике » Три состояния вещества»

Все вещества могут находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

Твёрдое                          лёд

Жидкое                           вода

Газообразное              водяной пар

Агрегатное состояние зависит от характера движения и взаимодействия частиц вещества.

Свойства вещества в газообразном состоянии:.1.Легко изменяют объём и форму; 2.Занимают весь предоставленный объём.

Жидкости.

1.Текучи (не имеют формы, принимают форму сосуда;

2.Частицы расположены беспорядочно;

3.Сохраняют объем, частицы находятся близко друг  к другу.

Переход жидкостей из одного состояния в другое.

Испарение — постепенный переход  вещества из жидкости в газообразную фазу (пар).

При тепловом движении некоторые молекулы покидают жидкость через её поверхность и переходят в пар. Вместе с тем, часть молекул переходит обратно из пара в жидкость. Если из жидкости уходит больше молекул, чем приходит, то имеет место испарение.

Конденсация — обратный процесс, переход вещества из газообразного состояния в жидкое. При этом в жидкость переходит из пара больше молекул, чем в пар из жидкости.

Кипение— процесс парообразования внутри жидкости. При достаточно высокой температуре давление пара становится выше давления внутри жидкости, и там начинают образовываться пузырьки пара, которые (в условиях земного притяжения) всплывают наверх.

Смачивание — поверхностное явление, возникающее при контакте жидкости с твёрдой поверхностью в присутствии пара, то есть на границах раздела трёх фаз.

Смешиваемость— способность жидкостей растворяться друг в друге. Пример смешиваемых жидкостей: вода и этиловый спирт, пример несмешиваемых: вода и жидкое масло.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по физике » Три состояния вещества» »

Твёрдое лёд Жидкое вода Газообразное водяной пар Агрегатное состояние зависит от характера движения и взаимодействия частиц вещества

Твёрдое лёд

Жидкое вода

Газообразное водяной пар

Агрегатное состояние зависит от характера движения и взаимодействия частиц вещества

1. Легко изменяют объём и форму 2. Занимают весь предоставленный объём

1. Легко изменяют объём и форму

2. Занимают весь предоставленный объём

1. Легко изменяют объём и форму 2. Занимают весь предоставленный объём Текучи (не имеют формы, принимают форму сосуда) Частицы расположены беспорядочно Сохраняют объем, частицы находятся близко друг к другу)
  • Текучи (не имеют формы, принимают форму сосуда)
  • Частицы расположены беспорядочно
  • Сохраняют объем, частицы находятся близко друг к другу)

http://www.google.ru/images?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8+%D0%B6%D0%B8%

D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9&hl=ru&newwindow=1&rlz=1W1ADFA_ruRU449&tbm=isch&ei=JFuATsiIMdGp-gbx4fWRDQ&start=399&sa=N

http://waterpics.ru/silnye-volny-nomer-339

Испарение  — постепенный переход вещества из жидкости в газообразную фазу (пар). При тепловом движении некоторые молекулы покидают жидкость через её поверхность и переходят в пар. Вместе с тем, часть молекул переходит обратно из пара в жидкость. Если из жидкости уходит больше молекул, чем приходит, то имеет место испарение. Конденсация  — обратный процесс, переход вещества из газообразного состояния в жидкое. При этом в жидкость переходит из пара больше молекул, чем в пар из жидкости. Кипение — процесс парообразования внутри жидкости. При достаточно высокой температуре давление пара становится выше давления внутри жидкости, и там начинают образовываться пузырьки пара, которые (в условиях земного притяжения) всплывают наверх. Смачивание  — поверхностное явление, возникающее при контакте жидкости с твёрдой поверхностью в присутствии пара, то есть на границах раздела трёх фаз. Смешиваемость — способность жидкостей растворяться друг в друге. Пример смешиваемых жидкостей: вода и этиловый спирт, пример несмешиваемых: вода и жидкое масло.

Испарение  — постепенный переход вещества из жидкости в газообразную фазу (пар).

При тепловом движении некоторые молекулы покидают жидкость через её поверхность и переходят в пар. Вместе с тем, часть молекул переходит обратно из пара в жидкость. Если из жидкости уходит больше молекул, чем приходит, то имеет место испарение.

Конденсация  — обратный процесс, переход вещества из газообразного состояния в жидкое. При этом в жидкость переходит из пара больше молекул, чем в пар из жидкости.

Кипение — процесс парообразования внутри жидкости. При достаточно высокой температуре давление пара становится выше давления внутри жидкости, и там начинают образовываться пузырьки пара, которые (в условиях земного притяжения) всплывают наверх.

Смачивание  — поверхностное явление, возникающее при контакте жидкости с твёрдой поверхностью в присутствии пара, то есть на границах раздела трёх фаз.

Смешиваемость — способность жидкостей растворяться друг в друге. Пример смешиваемых жидкостей: вода и этиловый спирт, пример несмешиваемых: вода и жидкое масло.

Сохраняют объём и форму

Сохраняют объём и форму

Кристалл углерода С Кристалл поваренной соли NaCl Атомы или молекулы образуют в пространстве правильную  кристаллическую решётку

Кристалл углерода С

Кристалл поваренной соли NaCl

Атомы или молекулы образуют в пространстве правильную

кристаллическую решётку

Состояние вещества Молекулярное строение Твердое тело Свойства Жидкость Объяснение свойств сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны Газ Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах легко сжимаемы, заполняют весь предоставленный им объем Частицы находятся далеко друг от друга и слабо взаимодействуют друг с другом

Состояние вещества

Молекулярное строение

Твердое тело

Свойства

Жидкость

Объяснение свойств

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Газ

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы

Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах

легко сжимаемы, заполняют весь предоставленный им объем

Частицы находятся далеко друг от друга и слабо взаимодействуют друг с другом

Вещества, у которых кристаллическая решётка имеет большие нарушения кристаллическая структура  твёрдого тела кристаллическая структура  аморфного тела

Вещества, у которых кристаллическая решётка имеет большие нарушения

кристаллическая структура

твёрдого тела

кристаллическая структура

аморфного тела

воск, парафин, смола, гудрон, стекло янтарь
  • воск,
  • парафин,
  • смола,
  • гудрон,
  • стекло
  • янтарь
воск, парафин, смола, гудрон, стекло янтарь

Конспект и презентация урока по физике на тему «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» (7 урок).

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания.

Тест Ответы:

1.В 2.В 3.Б 4.В 5.Б 6.В

III. Изучение нового материала.

Все тела состоят из молекул. Но почему же тела не распадаются на отдельные молекулы? Все дело в том, что молекулы тела взаимодействуют друг с другом. В ходе этого урока вы узнаете, что именно взаимодействием молекул объясняются многие свойства тел и физические явления.

1 слайд: Запишите тему сегодняшнего урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Вы уже знаете, что все тела состоят из молекул, между молекулами есть промежутки, и все молекулы и атомы, из которых они состоят, непрерывно движутся. Но почему твердые тела или жидкости так трудно сжать,  растянуть, разломать, если между молекулами есть промежутки?

Попробуем разломать несколько твердых тел: кусочек мела, кусочек пластилина, кусочек резинового жгута, пластмассы. Чтобы тело разломалось, нам приходится прилагать некоторое усилие. И в некоторых случаях силы рук для этого не хватает.

2 слайд: В чем причина того, что для разрушения твердого тела приходится прикладывать усилие? Все дело в притяжении, которое существует между молекулами. Молекула притягивает все ближайшие к ней молекулы и сама притягивается к ним.

Если между молекулами существует притяжение, то, наверное, возможно из осколков вновь создать целое тело? С кусочком мела, как бы мы ни старались, сделать это не удастся. А вот кусочки пластилина при сжатии вновь станут одним целым телом.

Если внимательно рассмотреть сколы кусочков мела, то можно увидеть, что они неровные, шероховатые. А значит, при их соединении мы не можем приблизить молекулы на поверхностях двух соединяемых частей так близко, чтобы между ними возникло притяжение.

 

В отличие от мела, пластилин – материал податливый, и при сжатии кусочков мы располагаем молекулы пластилина достаточно близко друг от друга. Но что означают слова «достаточно близко»? Насколько близко?

Оказывается, что взаимное притяжение молекул начинает заметно проявляться тогда, когда молекулы приближаются друг к другу настолько, что между ними может поместиться только одна такая же по размеру молекула.

А что будет происходить, если продолжать уменьшать расстояние между молекулами? Жизненный опыт подсказывает нам, что при сжатии твердого тела, при попытке его деформации резко возрастает сила отталкивания между молекулами.

3 слайд: Примеров из повседневной жизни и техники, где ярко проявляется притяжение и отталкивание молекул, можно привести много. Это сжатие рессор в автомобиле, натяжение тетивы лука при стрельбе. Это такие производственные процессы, как штамповка или ковка.

 Итак, если молекулы располагаются достаточно близко, то проявляются силы притяжения между ними, но если продолжить сближение молекул, то между ними начинают проявляться силы отталкивания. 

Вот еще одна демонстрация, доказывающая, что между молекулами существует взаимное притяжение. Возьмем два одинаковых свинцовых цилиндра. Вначале их поверхности шероховатые, и если прижать цилиндры основаниями друг к другу, то заметного взаимодействия между ними не произойдет.

 

Но ситуация изменяется, если поверхности цилиндров обработать с помощью специального инструмента – так называемого струга. Это инструмент, позволяющий заточить торцы цилиндров так, что их поверхности станут очень гладкими, отполированными. Если теперь на некоторое время плотно прижать торцы свинцовых цилиндров друг к другу, то по всей площади соприкосновения расстояние между их поверхностями уменьшится настолько, что «включатся» силы межмолекулярного притяжения. Эти силы достаточны, чтобы безо всякого соединения цилиндры могли удержать значительный груз.

 

Смачивание – это также проявление взаимного притяжения молекул.

Возьмем две стеклянных пластинки. Если просто прижать их друг к другу чистыми плоскими поверхностями, а затем попытаться разъединить, то никакого эффекта не будет.

Но если на поверхность одного из стекол нанести несколько капель воды, а потом вновь приложить второе стекло и плотно прижать стекла друг к другу, то отсоединить их друг от друга будет достаточно сложно. И если мы все-таки отсоединим их друг от друга, мы увидим, что обе поверхности стекла – и одного, и второго – оказываются смоченными водой. Это означает, что взаимное притяжение между молекулами стекла и воды больше, чем между самими молекулами воды.

 

Явление смачивания достаточно часто встречается в нашей жизни. Именно благодаря смачиванию мы можем вытирать полотенцем посуду, писать по бумаге чернилами (попробуйте вытереть тарелку полиэтиленовым пакетом или написать что-нибудь на нем авторучкой!). Отсутствие смачивания позволяет водоплавающей птице оставаться сухой в воде даже под проливным дождем.

 

5 слайд: Три состояния вещества.

Древние ученые считали, что всё на свете состоит из воды, земли, воздуха. Оказывается, в чем-то они были правы. Все вещества могут находиться в тех же состояниях, что вода, земля и воздух. Эти состояния называются жидким, твердым и газообразным. Сегодня вы узнаете, чем отличаются эти состояния друг от друга, и чем объясняются эти различия.

Вспомним замечательную детскую сказку о Снегурочке. Когда Снегурочка прыгнула через костер, она растаяла. Ледяная внучка превратилась в лужицу воды, и эта вода очень быстро испарилась.

В этом фрагменте сказки идет речь о трех состояниях вещества: твердом, жидком и газообразном.

 

Каждый знает, что изменить форму твердого тела достаточно трудно, будь то металлическое тело, пластмасса или даже пластилин. Даже для изменения формы пластилина нам все равно приходится прикладывать определенное усилие. Можно сказать, что твердые тела сохраняют свою форму и объем.

 

А что можно сказать о форме и объеме жидкостей? Жидкость, которую мы налили в один из сосудов, приняла форму этого сосуда. Если перелить ее в сосуд другой формы, то жидкость примет форму другого сосуда. Всякий раз жидкость принимает форму того сосуда, куда ее наливают. Можно сделать вывод: жидкость может изменять свою форму, но ее объем сохраняется прежним.

  

Совершенно по-иному ведут себя газообразные тела. И форму, и объем газообразных тел изменить очень легко. Газообразные тела не обладают ни собственной формой, ни собственным объемом. Они принимают форму того сосуда, в который их поместили, и занимают весь предоставленный им объем.

 

В чем причина столь разного поведения твердых, жидких и газообразных тел? Причина кроется в молекулярном строении вещества, а именно в расположении, движении и взаимодействии молекул, из которого вещество состоит.

Молекулы твердого тела упакованы очень близко друг к другу. Их расположение носит строго повторяющийся характер. Из-за того, что молекулы твердого тела расположены очень близко друг к другу, силы взаимного притяжения и отталкивания между ними очень велики. Именно поэтому изменить форму и объем твердого тела очень трудно. Взаимодействием молекул объясняется и характер их движения. Они не могут перемещаться по всему твердому телу, а лишь колеблются каждая вокруг своего положения равновесия. Молекулы твердого тела колеблются хаотично, пытаясь сдвинуться то в одну, то в другую сторону, но везде рядом с ними расположены точно такие же молекулы. Они отталкивают молекулу к положению ее равновесия.

Молекулы в жидкостях тоже расположены достаточно плотно друг к другу, но в их расположении уже нет такого строгого порядка, как у молекул твердого тела. Молекулы жидкостей расположены хаотично. Их движение сравнимо с перескоком. Они словно перепрыгивают от одного положения равновесия к другому, меняясь местами. А между этими перескоками они хаотично колеблются вокруг своих временных положений равновесия.

 

Именно то, что молекулы жидкостей плотно упакованы, приводит к плохой сжимаемости жидкостей. А свою форму жидкость меняет очень легко, так как молекулы легко смещаются по отношению друг к другу.

8 слайд: Оказывается, обычное стекло – это чрезвычайно густая жидкость. Такие вещества называют аморфными (то есть лишенными формы), поскольку даже при комнатной температуре молекулы стекла не располагаются упорядоченно. Разогретое стекло становится текучим, так как с ростом температуры облегчаются перескоки молекул между временными положениями равновесия. Этим пользуются мастера стекольного дела, изготавливая из стекла предметы самой разнообразной формы.

 

Молекулы газообразных веществ расположены уже на значительных расстояниях друг от друга. Так, расстояния между молекулами воздуха, которым мы с вами дышим, в среднем в 10-20 раз больше, чем размеры самих молекул. Такое удаление молекул друг от друга достаточно для того, чтобы силы притяжения и отталкивания между молекулами ослабли. Поэтому молекулы газа могут свободно передвигаться по всему предоставленному им объему. Именно в этом заключается причина того, что газы не сохраняют ни форму, ни объем.

 

Итак, причина того, что вещество может находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях, – различное взаимное расположение, движение и взаимодействие его молекул.

 IV. Домашняя работа. 

пп.11-13, вопросы

Тест

1.Какое из утверждений правильно?
А. Диффузия наблюдается только в газах и жидкостях. Б. Диффузия наблюдается только в твердых телах.
В. Диффузия наблюдается в газах, жидкостях и твердых телах

2. Дым представляет собой частицы сажи, взвешенные в воздухе. Твердые частицы сажи долго не падают вниз потому, что

А.воздух выталкивает их вверх согласно закону Архимеда Б.температура частиц сажи всегда выше температуры воздуха В.частицы сажи совершают броуновское движение в воздухе

Г.Земля не притягивает столь мелкие частицы

3. Диффузия в жидкости происходит быстрее при повышении температуры, потому что с повышением температуры

А.увеличиваются силы взаимодействия молекул Б.увеличивается скорость теплового движения молекул

В.жидкости расширяются Г.уменьшаются силы взаимодействия молекул

4. Броуновским движением называется

А.конвекционное движение слоев жидкости при ее нагревании

Б.упорядоченное движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе)

В.хаотическое движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе)

5. Укажите пару веществ, скорость диффузии которых наименьшая при прочих равных условиях:

А.раствор медного купороса и вода Б.свинцовая и медная пластины

В.пары эфира и воздух Г.вода и спирт

6. Под микроскопом наблюдают хаотическое движение мельчайших частиц мела в капле растительного масла. Это явление называют

А.диффузией жидкостей Б.испарением жидкостей

В.броуновским движением Г.конвекцией в жидкости

Тест

1.Какое из утверждений правильно?
А. Диффузия наблюдается только в газах и жидкостях. Б. Диффузия наблюдается только в твердых телах.
В. Диффузия наблюдается в газах, жидкостях и твердых телах

2. Дым представляет собой частицы сажи, взвешенные в воздухе. Твердые частицы сажи долго не падают вниз потому, что

А.воздух выталкивает их вверх согласно закону Архимеда Б.температура частиц сажи всегда выше температуры воздуха В.частицы сажи совершают броуновское движение в воздухе

Г.Земля не притягивает столь мелкие частицы

3. Диффузия в жидкости происходит быстрее при повышении температуры, потому что с повышением температуры

А.увеличиваются силы взаимодействия молекул Б.увеличивается скорость теплового движения молекул

В.жидкости расширяются Г.уменьшаются силы взаимодействия молекул

4. Броуновским движением называется

А.конвекционное движение слоев жидкости при ее нагревании

Б.упорядоченное движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе)

В.хаотическое движение твердых частиц вещества, взвешенных в жидкости (или газе)

5. Укажите пару веществ, скорость диффузии которых наименьшая при прочих равных условиях:

А.раствор медного купороса и вода Б.свинцовая и медная пластины

В.пары эфира и воздух Г.вода и спирт

6. Под микроскопом наблюдают хаотическое движение мельчайших частиц мела в капле растительного масла. Это явление называют

А.диффузией жидкостей Б.испарением жидкостей

В.броуновским движением Г.конвекцией в жидкости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *