Презентация дети с зпр: Презентация .Тема: дети с ЗПР – Презентация к уроку на тему: Развитие детей с ЗПР

Презентация к уроку на тему: Развитие детей с ЗПР

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2

ПЛАН ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗПР ПРИЧИНЫ ЗПР. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПОНЯТИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 3

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от: 1) функциональной локализации нарушения; 2) времени поражения.

Слайд 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В.Лебединский) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М.Назарова) ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА

Слайд 5

низкий темп психической активности (корковая незрелость), дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур), энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др. П РИЧИНЫ ЗПР вегетативная лабильность (неустойчивость) на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин).

Слайд 6

Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер Инфантилизм – состояние, при котором в психике и поведении ребенка сохраняются черты, присущие ранней ступени развития 1 ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическим инфантилизмом (гармоническим или дисгармоническим) Церебральная – мозговая; астения – ослабленность 2 ЗПР со стойкой церебральной астенией

Слайд 7

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения Группы детей с ЗПР ЗПР церебрально-органического происхождения

Слайд 8

Причины: наследственность Прогноз: успешный при условии своевременного и регулярного педагогического воздействия 1 ЗПР конституционального происхождения (психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой) Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический. Дисгармонический относят к патологическим вариантам . Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны: непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре; при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление; дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится; отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родными.

Слайд 9

Причины: длительная соматическая недостаточность различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния; врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка. 2 ЗПР соматогенного происхождения «сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения , болезненное состояние, которое характеризуется : повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению; интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности; эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости; дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность.

Слайд 10

Причины: неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность. Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей. 3 ЗПР психогенного происхождения Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности. Процесс формирования психики определяется социальной ситуацией развития. В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями. У детей отмечаются: 1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость; 2) недостаточный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы; 3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.

Слайд 11

Причины : негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др. Прогноз : зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР. 4 ЗПР церебрально-органического происхождения У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах: неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью; тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью. Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.

Слайд 12

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации Недостаточная сформированность умственных операций Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов Общие признаки Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем Отставание в речевом развитии: недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря

Слайд 13

Коррекционный блок Блок воспитательных задач Блок оздоровительных задач Диагностический блок Блок образовательных задач Детский сад комбинированного вида № 40» Обучение детей с ЗПР

Слайд 14

Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР Образовательный блок Воспитательный блок Коррекционный блок Диагностический блок Оздоровительный блок

Слайд 15

Диагностический блок Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка Психолог Дефектолог Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Врач

Слайд 16

Оздоровительный блок Осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий , необходимых для детей с ЗПР Определяются условия , необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения Определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья .

Слайд 17

Коррекционный блок Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка Профилактика и коррекция вторичных отклонений Работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи , на основе распределенной , по согласованию, профессиональной деятельности.

Слайд 18

Воспитательный блок Социализация ребенка Повышение самостоятельности ребенка Повышение автономии ребенка Повышение автономии семьи Воспитание у ребенка положительных личностных качеств

Слайд 19

Образовательный блок Подготовка к школьному обучению Обучение детей способам усвоения общественного опыта Развитие познавательной активности Формирование всех видов детской деятельности

Слайд 20

Обучение детей педагогами Распределение занятий Воспитатель проводит: — занятия здоровья; — лепка; — аппликация; — рисование; — конструирование; — ручной труд; — физическое воспитание; — трудовое воспитание; — обучение игре; — социальное развитие и ознакомление с окружающим миром. Дефектолог проводит: — социальное развитие; — познавательное развитие; — ознакомление с окружающим миром; — обучение игре; — математика; — развитие речи; — развитие тонкой ручной моторики; — подготовка к обучению грамоте.

Слайд 21

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 40» Шевчук Людмила Викторовна

Презентация к уроку: Задержки психического развития

Слайд 1

Задержки развития детей дошкольного возраста Соловьева Ольга Васильевна Учитель-дефектолог Отделения ранней помощи «СЕМЬЯ» Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»

Слайд 2

Определения ЗПР: Задержка психического развития – особый тип нарушенного развития, который характеризуется нарушением познавательной сферы вследствие множества причин. Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 3

Количество детей с задержками развития неуклонно растет. Причины: 1. Вредности, способствующие нарушению в развитии ребенка (во время беременности, родов, в раннем возрасте). 2. Усложняющиеся школьные программы (требования к ребенку растут). 3. Методы диагностики становятся совершеннее (доступно выявление формы и степени нарушения)

Слайд 4

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко , в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Слайд 5

Изучением детей с задержками развития занимались: речи – В.И.Лубовский, Р.Д.Триггер, Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, мышления – С.А.Домишкевич, И.А.Коробейников, Т.А.Стрекалова, Т.В.Егорова, памяти – Н.Г.Поддубная, Н.Г.Лутонян, В.Л.Подобед, игровой деятельности – Л.В.Кузнецова, Е.С.Слепович учебной деятельности – У.В.Ульенкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, изучением личности – Е.Е.Дмитриева, Е.Н.Васильева, Т.Н.Павлюк, Г.Н.Ефремова.

Слайд 6

Вероятные причины ЗПР у детей: — легкие внутриутробные поражения, — легкие родовые травмы, — эндокринные нарушения, — хромосомные абберации (на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), — тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка, — недоношенность, — близнецовость , — алкоголизм родителей, — психические заболевания родителей, — патологические черты характера у родителей, — постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера , — асфиксии.

Слайд 7

Распределение причин ЗПР по степени значимости ( У.В.Ульенкова ): 67,32% — патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни; 39% — внутриутробные инфекции; 33% — родовые и постнатальные травмы; 14% — стрессы во время беременности; до 14% — генетический фактор.

Слайд 8

Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков ( В.В.Ковалев ): соматовегетативный (0-3 года), психомотрный ( 4-10лет), аффективный (7-12лет), эмоционально- идеаторный (12-16 лет).

Слайд 9

На тяжесть задержки влияют: характер патогенного фактора, время его воздействия и интенсивность (сила), 2) социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.

Слайд 10

Классификации ЗПР Классификация В.В.Лебединского : 1.Общее стойкое недоразвитие. 2.Задержанное развитие. 3.Поврежденное развитие. 4.Дефицитарное развитие. 5.Искаженное развитие. 6.Дисгармоническое развитие.

Слайд 11

Классификация И.А.Юрковой : 1.Нестойкий вариант психофизического инфантилизма , при котором развитие с годами достигает нормального уровня (временная задержка развития с благоприятной динамикой ). 2.Психический инфантилизм в форме стойкой интеллектуальной недостаточности. Классификация Е.М.Мастюковой : 1. Доброкачественная неспецифическая ЗПР. 2.Специфическая или церебрально-органическая задержка развития.

Слайд 12

Классификация М.С.Певзнер : 1.Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте. 2.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. 3.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности , осложненный нейродинамическими нарушениями. 4.Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции .

Слайд 13

Классификация К.С.Лебединской : 1. ЗПР конституционального происхождения. 2. ЗПР соматогенного генеза . 3 . ЗПР психогенного генеза . 4 . ЗПР церебрально-органического генеза .

Слайд 14

Общие признаки задержки психического развития 1.Анатомо-физиологические проявления ЗПР: — повышенная общая и вегетативная возбудимость, — гипердинамические расстройства, — малый рост и вес, -нарушение темпа созревания какой-либо системы.

Слайд 15

Общие признаки задержки психического развития 2. Особенности ВНИМАНИЯ у детей с ЗПР : — неустойчивость, -ограниченный объем, -фрагментарность, -недостаточность концентрации.

Слайд 16

Общие признаки задержки психического развития 3. Особенности ВОСПРИЯТИЯ у детей с ЗПР : — снижение скорости выполнения перцептивных операций , -фрагментарность зрительного восприятия, -снижение анализирующего восприятия, -замедленный темп формирования целостного образа предмета , — неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, -недостаточность межсенсорного взаимодействия.

Слайд 17

Общие признаки задержки психического развития 4. Особенности ПАМЯТИ у детей с ЗПР : — неточность воспроизведения и быстрая утеря информации , -повышенная тормозимость мнемических следов, — сниженный объем памяти , -низкая скорость запоминания, -низкая продуктивность и устойчивость произвольного запоминания.

Слайд 18

Общие признаки задержки психического развития 5. Особенности МЫШЛЕНИЯ и РЕЧИ у детей с ЗПР : — отставание в развитии всех видов мышления, -недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности , -общее недоразвитие речи, -задержка речи.

Слайд 19

Общие признаки задержки психического развития 6. Особенности ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ у детей с ЗПР : — эмоциональная неустойчивость, -повышенная утомляемость, -нарушение самоконтроля, -неуверенность, -агрессивность.

Слайд 20

Общие признаки задержки психического развития 7. Особенности КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ детей с ЗПР : — бедность содержания и средств общения, -преобладание деловых контактов в игре, -снижение потребности в общении.

Слайд 21

Общие признаки задержки психического развития Специфические нарушения игры: -нарушения , связанные с недостаточной сформированностью игры как деятельности, — специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.

Слайд 22

Специфические нарушения игры: трудности в формировании мотивационно-целевого компонента, сюжетная игра детей с ЗПР — малоподвижное образование, специфична операциональная сторона игровой деятельности, поверхностное моделирование мира отношений.

Слайд 23

8.Особенности ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей с ЗПР : -резкое снижение активность в области самостоятельной игровой деятельности, -отсутствие интереса к игрушкам, -отсутствие совместной деятельности в рамках сюжетной игры, -для возникновения сюжетной игры необходимо вмешательство взрослого, -трудности в формировании воображаемой ситуации и пр.

Слайд 24

Общие признаки задержки психического развития 9. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ детей с ЗПР: -отсутствие сформированности относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности, -отсутствие достаточного самоконтроля на всех этапах выполнения задания, — отсутствие речевой саморегуляции .

Слайд 25

ВЫВОДЫ : нарушение наступает рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; для детей с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ; выражена неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ; низкая активность во всех видах деятельности; наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность; в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; достаточно высокие потенциальные возможности развития, относительно хорошая обучаемость.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Презентация «Задержка психического развития детей»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А. Описание слайда:

Задержка психического развития Презентация Евдокимовой Л.А.

2 слайд Определение ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение но
Описание слайда:

Определение ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. У этих детей отмечаются: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженная способность к приему и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.

3 слайд
Классификация ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , в Описание слайда:

Классификация ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний. Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера; Соматогенного характера; Психогенного характера; Церебрально-органического характера.

4 слайд Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позвол Описание слайда:

Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР. И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР: дети с психическим инфантилизмом; дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций.

5 слайд Психологические параметры ЗПР детей. Формы ЗПР Клинико-психологи-ческие прояв
Описание слайда:

Психологические параметры ЗПР детей. Формы ЗПР Клинико-психологи-ческие проявления Нейропсихологические особенности Психофизический инфантилизм Относительнаясформи-рованностьпсихических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость Нарушение динамики умственной работоспособ­ности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности Соматогенная форма задержки психического развития Сформированностьпсихических процессов. Астения, раздражительность, слабость Снижение умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях

6 слайд
Психологические параметры ЗПР детей. Формы ЗПР Клинико-психологи-ческие прояв Описание слайда:

Психологические параметры ЗПР детей. Формы ЗПР Клинико-психологи-ческие проявления Нейропсихологические особенности Психогенная форма задержки психического разви­тия При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) Возможная «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов. Задержка психического развития церебрально-органического генеза Задержка психического развития церебрально-органического генеза Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основ

Презентация по коррекционной педагогике на тему: «Особенности психического развития детей с ЗПР»

Слайд 1

«Особенности психического развития детей с ЗПР» Учитель-логопед ГБОУ Школа № 2083 ДОП « Семицветик »» Смирнова Наталья Сергеевна

Слайд 2

«Ребенок с диагнозом ЗПР- это ребёнок, который ничего не знает, не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел .» Эдуард Сеген

Слайд 3

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г.. Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М. Назарова) Дизонтогенез – нарушение индивидуального развития организма Задержка психического развития

Слайд 4

Причины ЗПР Медико-биологические Социально-психологически е Образ жизни Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания. Стиль воспитания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей . Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга, генетика, травмы. Функциональная незрелость ЦНС. Слабость процессов торможения и возбуждения.

Слайд 5

Основные клинические типы ЗПР. (Лебединская К.С.,1982г.) ЗПР конституционального происхождения ЗПР самотогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально – органического происхождения

Слайд 6

ЗПР конституционального происхождения. По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа: • Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития. • Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет). • Повышенный фон настроения. • Непосредственность и яркость эмоций. • Легкая внушаемость. • Незрелость личности ребёнка. • Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения) Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.

Слайд 7

ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д ). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями. У детей данного типа наблюдается: • Неуверенность в своих поступках • Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность) • Низкий уровень коммуникативной сферы. Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.

Слайд 8

ЗПР психогенного происхождения . Центральным ядром данной формы задержки психи­ческого развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на пси­хику ребенка оказывалось травмирующее влияние не­благоприятных социальных условий, то это может при­вести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом слу­чае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологичес­ким состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недо­развития.

Слайд 9

ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип задержки психического развития встреча­ется чаще других. Часто обладает яркостью и стойкос­тью нарушений в эмоционально-волевой сфере и позна­вательной деятельности ребенка. У этой категории де­тей преобладает наличие негрубой органической недо­статочности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беремен­ных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конф­ликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Слайд 10

Особенности развития психических процессов при ЗПР По данным наблюдений, дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны. С началом школьного обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний, но школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники . Дошкольный возраст Школьный возраст ПАМЯТЬ

Слайд 11

Особенности развития психических процессов при ЗПР Проявления недостаточности внимания у дошкольников с задержкой психического развития обнаруживаются уже при наблюдении за особенностями восприятия ими окружающих предметов и явлений. Дети плохо сосредоточиваются на одном объекте, их внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется и в любой другой деятельности, которой занимаются дети. У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания Дошкольный возраст Школьный возраст ВНИМАНИЕ

Слайд 12

Особенности развития психических процессов при ЗПР Недостатки развития моторики у дошкольников описываемой категории обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы — чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хорееформные движения (мышечные подергивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню. Дети с ЗПР: В некоторых случаях сохраняется замедленность, неловкость движений. Наблюдаются трудности при прыжках в высоту и длину. Ребенок с ЗПР затрудняется ловить мяч одной рукой. При отталкивании мяча не вытягивает руки вперед. При ходьбе боком по скамейке движения замедлены, подпрыгивание на месте затруднено. Испытывает существенные трудности при вырезании предметов, даже прямолинейных форм. Дошкольный возраст Школьный возраст МОТОРИКА

Слайд 13

Особенности развития психических процессов при ЗПР У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Они легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Давая самую общую характеристику младших школьников с задержкой психического развития, следует выделить эмоциональную лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. Дошкольный возраст Школьный возраст ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Слайд 14

Особенности развития психических процессов при ЗПР Наблюдается отставание в развитии всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического), которое в наибольшей мере обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в наименьшей степени выступает при решении задач наглядно-действенного характера. У младших школьников с задержкой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уровень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших школьников рассматриваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаруживается готовность к решению мыслительных задач. Дошкольный возраст Школьный возраст МЫШЛЕНИЕ

Слайд 15

Особенности развития психических процессов при ЗПР Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста Если охарактеризовать игру детей с задержкой психического развития в самом общем плане, то ей свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей . Игра является основным методом обучения. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Дошкольный возраст Школьный возраст ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 16

Особенности развития психических процессов при ЗПР О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем, в результате отстает формирование эмпирических языковых обобщений. Нередко имеются недостатки произношения и различения отдельных звуков . Простые наблюдения показывают, что дети с задержкой психического развития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне элементарного бытового общения со взрослыми и сверстниками. Они владеют повседневным обиходным словарем и грамматическими формами, для этого необходимыми. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки многократно повторяемой бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание некоторых задаваемых ребенку вопросов и инструкций, содержащих слова, значение которых неизвестно или недостаточно ясно ребенку, или не усвоенные им грамматические формы. Затруднения понимания могут быть связаны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития. Эти недостатки обычно не являются значительными, в основном сводятся к нечеткости, «смазанности» речи, однако приводят к дефектам анализа воспринимаемого речевого материала, что в свою очередь ведет к отставанию в формировании языковых обобщений. В результате дети часто, даже зная нужное слово, не могут его употребить или употребляют его неверно. С этим связано значительное количество ошибок, аграмматизмов в их речи. Дошкольный возраст Школьный возраст РЕЧЬ

Слайд 17

Недостатки речевого развития детей с ЗПР Недостаточное развитие речевой моторики. Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Несформированность звукового анализа и синтеза. Неточное развитие словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным. Страдает предметная соотнесенность слов – номинативная функция речи. Значительное недоразвитие у них процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

Слайд 18

ЗПР необходимо отличать Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики личности, явившееся результатом перенесенных органических повреждений ЦНС, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера (недоразвитие). Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Педагогическая запущенность — устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания. Речевые нарушения (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Слайд 19

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР Ребенок уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу ДОУ или класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время прекрасно чувствует себя в игре Не осознает себя учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от педагога, воспринимает и перерабатывает замедленно, нуждается в наглядно-практической опоре, в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, долго не может освоить свернутые мыслительные операции. Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, возникает чувство неуверенности в себе, страх, уход в более доступную деятельность.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Презентация к уроку на тему: Особенности работы с детьми с ЗПР

Слайд 1

Особенности работы с детьми с ЗПР Мамедова С.Х., учитель истории и обществознания

Слайд 2

Задержка психического развития это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных , речевых, эмоциональных, волевых).

Слайд 3

Особенности детей с ЗПР: Снижение работоспособности. Повышенная утомляемость. Неустойчивость внимания. Более низкий уровень развития восприятия. Недостаточная продуктивность произвольной памяти. Отставание в развитии всех форм мышления. Дефекты звукопроизношения. Своеобразное поведение. Бедный словарный запас. Низкий навык самоконтроля. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Ограниченный запас общих сведений и представлений. Слабая техника чтения. Неудовлетворительный навык каллиграфии. Трудности в счете через 10, решении задач.

Слайд 4

Среди причин ЗПР выделяют следующие: Слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка. Недоношенность. Близнецовость. Генетически обусловленная недостаточность ЦНС. Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства. Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.).

Слайд 5

Подходы в работе с детьми с ЗПР: Индивидуальный подход. Предотвращение наступления утомляемости. Активизация познавательной деятельности. Проведение подготовительных занятий. Обогащение знаниями об окружающем мире. Внимание на коррекцию всех видов деятельности. Проявление педагогического такта.

Слайд 6

Организационно-педагогические требования в работе с детьми ЗПР Создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой. Обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности. Широкое использование на занятиях с детьми игровых приемов обучения, моментов соревнования, дидактических игр с целью поддержки интереса к процессу деятельности и получению заданного результата. Планирование от занятия к занятию постепенное усложнение заданий.

Слайд 7

Важным элементом каждого урока являются коррекционно-развивающие упражнения

Слайд 8

«Найди девятый» ( внимание, зрительное восприятие). Ученики должны рассмотреть плакат, найти закономерность и отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами (цифрами), ту, которая подхо­дит на свободное вопросительного знака. Например: Правильный ответ – 4 Правильный ответ – 2

Слайд 9

Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение ! (внимание, скорость мыслительных процессов, зрительное восприятие) Слова друг от друга отделены восклицательным знаком. г э ц з г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! — г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !. ф я х щ ф о я х н щ и ! , ф я л щ ю щ ф б х в я х и х ! х у с я ф л ы я ф ш я щ а х я в х ! я ф г ф л щ ф а с я ! , я х д р я ф у г щ ! я х с ! д я р я х у щ г ф ф а х ! ф я н щ е я х ! х я с х в ф ф о щ д щ х и щ я л х ф и ф ! ф х г я л щ я а х ф з х ! . я ф н я о ! я ч у ф в х я с я т ф х в а я ! х в ф ы я я р ф х а щ я з щ х и я т ф ь я ! х щ с п ф я о я л щ н а ф ! ф я м я е я щ ш щ х а я л х а х ! ф к ф ф а щ ж щ я д я о ф х м у х ! ф я с я т ф я х е щ щ щ х н ф я х щ а я ф х щ .!

Слайд 10

Расшифруйте слово. (развитие внимания, зрительной памяти) 1 2 3 4 5 6 р с и т я о Ключ: 3246135

Слайд 11

Расшифруйте слова (внимание, зрительная и логическая память, скорость мыслительных процессов) с а т е г р т ф м с е и к л т о м а л ь и т д и л и д о е н Найдите обобщающее слово.

Слайд 12

Почему эти слова написаны рядом? Объясните (внимание, логическая память , скорость мыслительных процессов). А) мумия, саркофаг, пирамида. Б) Кир, Камбиз , Дарий I . В) пурпур, стекло, алфавит.

Слайд 13

Сгруппируйте изобретения, относящиеся к истории Финикии, Индии, Китая. Финикия Индия Китай Бумага, алфавит, сахар, порох, шахматы, пурпурная краска, хлопок, шёлк, чай, компас, стекло. (логическая память, скорость мыслительных процессов).

Слайд 14

Учитель показывает на карточках начало слова, а учащиеся – карточку с его продолжением. (внимание, логическая память) Исто – рия Ин — дия Архео – логия Джу — нгли Источ – ник Вар — ны Геро – дот Бра – хма Буд – да Ашо — ка

Слайд 15

Перед вами рисунок первобытного человека, в котором он передал важное послание для своих соплеменников. Давайте попробуем прочитать это послание. Что хотел сообщить нам человек? (воображение, образное мышление)

Слайд 16

Перед вами рисуночное письмо. Расположите рисунки на так, чтобы получился рассказ. Расскажите его своему соседу по парте. (воображение, образное мышление)

Презентация на тему: Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.

Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития

Что такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах( даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми. Главное — родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,

Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

9. Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам. Вальдорфская педагогика как система не очень подходит для таких детей, так как личность ребенка с ЗПР легко подавить, а учитель в данной системе выступает в главенствующей роли. Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» — единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

·         Игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром

·         Игры с песком или «пескотерапия». Специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, взаимодействие с ним очищает человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению.

Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации. Мне кажется, здесь есть над чем подумать. Неправда ли?

 

 

Презентация к уроку на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Слайд 2

Термин « задержка психического развития » предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Слайд 3

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения Причины задержки психического развития:

Слайд 4

Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе

Слайд 5

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

Слайд 7

Психолого- педагогическая диагностика Наблюдение Изучение документации Обследование дефектолога, логопеда, психолога

Слайд 9

Характерные особенности детей ЗПР: Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.

Слайд 11

Коррекционная направленность обучения Воспитывающее и развивающее обучение Научность и доступность обучения Систематичность и коммуникативная направленность Связь обучения с жизнь Наглядность в обучении Сознательность и активность учащихся Индивидуальный и дифференцированный подход Прочность усвоения знаний умений и навыков Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Слайд 13

Основные задачи коррекционной работы 1. Обогащение детей с особенностями развития разнообразными знаниями об окружающем мире Развитие у них наблюдательности и опыта практического обобщения 3. Формирование умения самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Слайд 15

Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР Индивидуальный подход Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий Использование многократных указаний, упражнений Проявление большого такта со стороны учителя Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Слайд 17

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, создание положительной атмосферы на уроке, постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

Слайд 18

Система работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *