ХИМИЯ с нуля – современный учебник
Приветствую Вас на HIMI4KA.RU – образовательном ресурсе, посвященному изучению химии для тех, кто раньше не учил, либо подзабыл основы этого увлекательного предмета. Если вы думаете, что данная наука вам не по зубам, то имейте в виду: выдающийся русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев оставался в школе на второй год, а в гимназии, так вообще имел по химии тройку. Но это не помешало ему стать блестящим химиком с мировым именем.
Безусловно, Менделеев стал известным ученым не за один день, а за долгие годы изучения химии с нуля, выполняя различные опыты и эксперименты, читая десятки учебников, и заучивая наизусть сотни формул и определений. А ведь раньше не было интернета и за книгами необходимо было идти в библиотеку, где приходилось часами стоять в очереди, чтобы получить заветный «гранит науки». И это было не единственной сложностью на пути к знаниям, потому как данная научно-естественная наука тогда только зародилась, и в ней бытовали многие ошибочные теории и гипотезы. Другими словами, учебники по химии того времени могли не только не дать новых знаний, но еще и обучить ошибочным, поэтому приходилось многие теории проверять на практике. Тем не менее, несмотря на все трудности обучения своего времени, Д.И. Менделеев добился того, что стены любого кабинета химии и лаборатории украшает его наследие.
Понять суть и выучить основы химии достаточно просто, хотя многие незаслуженно считают ее трудной и скучной наукой. На самом деле все сложные реакции и превращения описываются простыми закономерностями, в основе которых лежат законы физики и базовые математические соотношения. Главное — это желание и стремление: чем больше стремление — тем больше знаний вы получите. Причем это правило относится к любому делу, за которое вы беретесь. Еще на процесс обучения влияет отношение преподавателя к предмету и материал, который он преподносит. Если преподаватель не горит желанием донести знания до обучающихся, следовательно, время будет проходить впустую. Но это не беда, ведь всегда можно почитать уроки химии дома, используя книги и учебники, однако, если материал будет подан в неверной последовательности или основы химии в нем будут изложены чересчур научным языком, то толку от такого обучения будет мало, не так ли? Поэтому сайт «Химия для чайников» будет вам невероятно полезным в обучении химии с нуля!
Неоспоримым достоинством курсов по химии является их уникальность и простота в освоении для начинающих. Даже если вы никогда ее не понимали, считали себя унылым чайником, а от решения задач у вас кружилась голова, то теперь появился отличный шанс в короткие сроки обучиться до уровня «отличника». Ведь уроки химии на нашем сайте — это не голые факты, числа, формулы — нет, это — полноценный учебник по химии, который содержит в себе всю необходимые теорию и практику, объясняет и учит даже в том случае, если вы никогда не понимали предмет.
- Если вы зашли на сайт впервые и планируете изучать основы химии с нуля, то сначала обязательно посетите таблицу Менделеева, которая поможет вам лучше ориентироваться в химических элементах.
- Вторым вашим шагом будет внимательное прочтение всех уроков из Самоучителя, который состоит из 4 разделов: общей, неорганической и органической химии, а также решения задач. Материал изложен последовательно и доступно, чтобы обучение было максимально эффективным.
- После этого вы переходите к третьему шагу, который заключается в просмотре видео-уроков по химии. Это поможет вам закрепить полученные знания и закрыть оставшиеся пробелы в изучении.
- Четвертый шаг для тех, кто собирается сдавать ОГЭ и ЕГЭ по химии, у нас подготовлен специальный курс подготовки к данным экзаменам. Теория в нем изложена кратко, поэтому прежде вам следует обязательно прочитать уроки химии из самоучителя. Не ленитесь, читайте, изучайте и тогда обязательно получите за экзамен максимальный балл!
И конечно же не стоит забывать, что сайт HIMI4KA.RU — это не волшебная таблетка, а самоучитель, который прежде всего рассчитан на вашу самостоятельную работу. Самое главное – внимательное и регулярное чтение материала, и тогда вы приятно удивитесь тому уровню знаний, которых достигните. Удачи!
Сценарий внеклассного мероприятия «Познавательная химия для семиклассников»
МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий внеклассного мероприятия:
«Познавательная химия
для семиклассников»
Мероприятие подготовила и провела:
учитель химии
Арсеньева Е.Н.
рпгт Новогуровский
Слово учителя.
Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, географии и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Эта наука помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое.
Ученик№1. Для того, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и безопасным, вы должны знать основные правила поведения в стране “Вещество” и “Явления”. (Знакомлю с основными пунктами по технике безопасности при выполнении практических работ в кабинете химии).
Идёт демонстрация презентации по ТБ, во время которой учащиеся стихами коментируют правила ТБ в кабинете химии.Правила выживания в химической лаборатории:
если у вас в руках что-то жидкое не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное не выпускайте наружу
если включили — выключите, если открыли — закупорьте, если разобрали — соберите, если не можете собрать, позовите умельца
если не разбирали, не вздумайте собирать
если не знаете, как это действует, не трогайте
если вас это не касается, не встревайте
если не можешь что-либо понять, почеши в затылке
если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы живы
если не усвоили этих правил, не входите в кабинет
Ученики №№2 и 3:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя —
Есть и пить у нас нельзя!
Для еды условий нет. (правило 2)
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.(правило 8)
Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться! (правило 9)
Ученик №4. Т.к. у нас в школе началась предметная неделя химии, биологии и географии, предлагаю вам небольшую викторину по этим предметам. Слушайте внимательно вопросы, активно на них отвечайте, поднимая руку. А наше строгое жюри будет отмечать самых активных и присваивать им очки.
Итак,
Вопросы к игре «Счастливый случай».
Уголь, которым топят печь и используют в технике, известен всем: это уголь каменный, бурый и антрацит. В качестве топлива или энергетического сырья не всегда используют уголь, но образные выражения с термином «уголь» применяют в литературе, например, «белый уголь», означающий движущую силу воды. А что мы понимаем под выражениями: «уголь бесцветный», «жёлтый уголь», «зелёный уголь», «синий уголь», «красный уголь»?
Ответ: «Бесцветный уголь» — это природный газ, «жёлтый уголь» — солнечная энергия, «зелёный уголь» — растительное топливо, «синий уголь» — энергия приливов и отливов морей, «красный уголь» — энергия вулканов.
В какую эпоху в России начались систематические исследования в области естествознания?
Ответ: В XVII веке.
В царских гробницах древних времён, найденных в южной части Месопотамии, были найдены золотые украшения, в том числе тончайшие пластины и золотые нити, вплетённые в ткани. Что мы понимаем под терминами «сусальное золото», «швейное золото»?
Ответ: «Сусальное золото» — это тонкие золотые листочки, которые использовали для украшения кулонов, иконостасов и куполов церквей. «Сусальным золотом» называют так же краску, приготовленную из двусернистого олова (SnS2). «Швейное золото» — это шёлкова нить, обвитая тончайшей позолоченной и сплющенной проволокой. Такие нити вплетались в дорогие ткани, украшавшие гробницы древних захоронений.
О каких двух знаменитых учёных химиках идёт речь: число букв в фамилиях одинаково, но в фамилии одного, кроме согласных, все гласные «о», а у другого – такое, же количество гласных «е»?
Ответ: М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев.
Название, какого химического элемента включает в себя названия двух животных: грызуна и парнокопытного?
Ответ: Мышьяк.
О каком химическом элементе идёт речь: «Убийца, спрятавшийся в солонке»?
Ответ: Хлор
Что человек называет «белым золотом», «чёрным золотом», «мягким золотом», «живописным золотом»?
Ответ: «Белое золото» — хлопок; сплав золота с серебром или платиной. «Чёрное золото» — нефть. «Мягкое золото» — меха, пушнина. «Живописное золото» — краска (сплав ртути, олова и серы).
Где на нашей планете находятся: а) Золотой Рог, б) Золотые Ворота, в) Золотые Пески, г) Серебряный Берег, д) Железные Ворота?
Ответ: а) Золотой Рог – бухта в Босфоре и в заливе Петра Великого у Владивостока; б) Золотые Ворота – пролив, соединяющий бухту Сан-Франциско с Тихим океаном; ворота в Древнем Киеве; в) Золотые Пески – курорт в Болгарии на Чёрном море; г) Серебряный Берег – часть побережья Бискайского залива во Франции; д) Железные Ворота – теснина на реке Дунай на границе бывшей Югославии и Румынии.
Что означает выражение «золотое руно» и какова его история?
Ответ: «Золотое руно» — шкура золотого барана, которой стремились завладеть аргонавты. Из древнегреческого мифа: Ясон и его товарищи отправились к берегам Колхиды добывать золотое руно, которое охранял злой дракон и быки. Этот миф изложил древнегреческий поэт Пиандром. «золотое руно» — это продукция простейшего способа добычи золота в Колхиде. Баранью шкуру помещали на дно ручья, в котором проходила золотая жила и выдерживали некоторое время. Водой в неё намывало золотой песок. Шкура действительно становилась «золотой».
Назовите универсальный растворитель, с помощью которого и других химических средств, можно удалить пятна кофе, чая, чернил, жира, грязи и др. с одежды. Назовите основной способ химической очистки одежды.
Ответ: Горячая вода. Стирка.
Ученик №1: Следующий этап вашей работы – эксперимент.
Правила ТБ вы теперь знаете, можно переходить к химическому эксперименту.
Опыт 1. «Превращение воды в молоко».
Всем хорошо известно вещество – вода.
Мозг человека содержит 81%Н2О.
20% всей почвы составляет вода.
90% общего веса растительных и
животных организмов составляет вода.
«Вода-это уголь грядущих веков»
Знаете многое про смесь – молоко.А знаете, как получают молоко? А мы с вами сейчас получим “молоко” химическим способом. Для этого вам достаточно будет двух пробирок с бесцветными жидкостями под № 1 и № 2 и химического стакана, куда вы должны вылить прозрачные жидкости. Пожалуйста, можете проделать этот опыт. Полученное “молоко” мы пробовать не будем, так как оно нами придумано. (Для опыта используем раствор хлорида бария и раствор серной кислоты).
Опыт 2.«Превращение воды в вино, а вина – в воду»
Прилейте к бесцветной жидкости в пробирке №3 раствор из пробирки №4. (Наблюдаем малиновое окрашивание).А теперь к «вину» прилейте бесцветную жидкость из пробирки №5. (Окраска исчезает).«превращение воды в вино» — к раствору щёлочи приливают раствор фенолфталеина.
«превращение вина в воду» — к полученному «вину», добавляют раствор кислоты.
В конце нашего вечера «Познавательная химия» мы покажем вам еще несколько интересных опытов, которые вы тоже сможете делать, когда будете изучать предмет химия.
1.”Несгораемый платок” (Пронина Надя, 9а класс):
Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт.
Прополаскиваем в воде носовой платок, затем слегка отжимаем его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитываем его спиртом.
Захватываем платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, подносим к ткани длинную лучинку (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.
2.“Дым без огня” (Дворникова Аня, 10 класс):
В один чисто вымытый цилиндр наливаем несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закрываем крышками и ставим друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показываем, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачиваем вверх дном и ставим на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убираем: образуется белый дым
NH3 + HCl = NH4Cl
3.“Тайнопись” (Коблюк Сергей, 9б класс):
4.“Волшебные цветы” (Дворникова Аня, 10 класс):Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску. Из белой бумаги делают розу, которую опрыскивают раствором фенолфталеина и слегка подсушивают. Цветок (он пока еще белый) помещают в стакан, на дне которого налито немного концентрированного раствора аммиака, и накрывают стеклом. Через некоторое время роза приобретает красный цвет.
5.“Кровь без раны» (Арсеньев Миша, 8б класс)
Кожу руки обильно смачивают «йодом» (слабый раствор хлорного железа), якобы для дезинфекции. После этого набирают в тонкую трубочку раствор роданида калия и проводят концом этой трубочки по смоченному месту (для усиления эффекта опыта можно использовать тупой нож). На руке появляется «кровоточащая рана», которую легко смывают затем обычной водой, а руку вытирают насухо полотенцем
6.“Фараоновы змеи» (Тарасевич Алёна, 8б класс):
Опыт проводят под тягой! На таблетку сухого горючего помещают 1 таблетку лекарственного препарата (бисептол, глюконат кальция) и поджигают горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета (см. фото), которую можно назвать из-за внешнего вида и «графитовой змеей»
7.“Извержение вулкана” (Джосан Ирина, 11 класс): дихромат аммония высыпают горкой на металлический поднос и поджигают.
Слово учителя.
Уважаемы наши гости! Завершая наше путешествие, мы хотели бы убедиться, что вы внимательно слушали и наблюдали за происходящими явлениями с веществами. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Как называется вещество, которое присутствует в растворе при получении меди? На каком заводе в Норильске получают медь?
Как называется желтая полоска бумаги для определения кислот и щелочей? Какой цвет приобрела эта полоска:
Вспомните, как называется кислота, которую получают на Медном заводе, улавливая дым из воздуха?
Как должен вести себя химик-исследователь, находясь в химической лаборатории?
(За правильные ответы учащиеся получают призы.)
Ученик № 1.
На этом наше путешествие завершено. Вы успешно справились с первыми химическими экспериментами. Все вы молодцы. Ждем вас на уроках химии в 8-ом классе.
Занимательная химия / Всё самое лучшее из интернета
Эх, вот если бы нам в своё время показывали такие химические эксперименты, то химия точно стала бы самым любимым предметом. Очень интересная подборка!Все темы с анимациями смотрите на Кликаболе ЗДЕСЬ Ледяная ловушка из ацетата натрия, более известного в народе под названием «горячий лёд»
Где был этот учитель, когда я учился в школе?
Квантовая блокировка при взаимодействии со сверхпроводником
Куб, который заставляет перекатываться проводящая поверхность, охлажденная жидким азотом
Просто налил воды в горящую нефть
Падение рубидия и цезия в воду с реактивом
Горение тиоцианата ртути(II)
Кристаллы серебра на меди
Огненный шар, полученный путем бросания огромного мармеладного мишки в хлорат калия
Как получить фиолетовый дым? Надо просто слегка присыпать кристаллы йода порошком магния
Горение разных хлоридов при помощи метанола
Пожар из триметилбората
Химические светлячки
Разбивание молотком цветка, замороженного в жидком азоте
Фигура Лихтенберга, полученная путем подачи сильного разряда тока, в плексигласовую пластину
Что будет, если вылить жидкий азот в бассейн
Левитационная плавка металлов. Конкретно здесь плавление алюминия при помощи электромагнита
Все темы с анимациями смотрите на Кликаболе ЗДЕСЬ
Познавательные игры по химии – Корпорации Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
- Интернет-магазин
- Где купить
- Контакты
- Аудио
- Новости
- LECTA
- Программа лояльности
Самоучитель по химии – HIMI4KA
Предлагаемый вашему вниманию Самоучитель — не обычный учебник по химии. В нём не просто излагаются какие-то факты, не просто описываются свойства веществ, как в обычном пособии. Этот курс по изучению химии объясняет и учит, особенно в тех случаях, если вы не можете или стесняетесь обратиться за разъяснениями к учителю. Данный самоучитель в виде рукописи использовался с 1991 г. школьниками, и не было ни одного ученика, который бы «провалился» на экзамене по химии и в школе, и в вузах. Большинство из них начинало с «нуля»!
Курс рассчитан на самостоятельную работу ученика. Главное, чтобы вы отвечали по ходу чтения на те вопросы, которые встречаются в тексте. Если вы не смогли ответить на вопрос, — читайте внимательнее ещё раз: все ответы имеются рядом. Желательно также выполнять все задания которые встречаются по ходу объяснения нового материала, а также задания ЕГЭ, которые взяты из реальных сборников ФИПИ разных лет издания. В этом вам помогут многочисленные обучающие алгоритмы, которые есть в каждой части Самоучителя по химии.
В интерактивном учебнике приведены, в основном, схемы химических реакций. Коэффициенты нужно расставлять самим, даже если об этом не сказано в задании. В конце каждого урока имеются упражнения, вопросы и задачи, которые проверяют степень усвоения предложенного материала. Если вы смогли, не подглядывая в текст урока, ответить на эти вопросы, сделать все упражнения, решить все задачи — замечательно. В противном случае ещё раз перечитайте урок. В последних уроках самоучителя приведены также способы решения базовых задач по химии. В случае затруднений при решении задачи, условие которой имеется в конце главы, найдите эту задачу среди задач для самостоятельного решения в уроках 29–32, а потом посмотрите, как решается такая задача.
Изучив данный Самоучитель, вы сможете легко ответить на многие вопросы ЕГЭ и просто понять и, возможно, полюбить этот непростой, но очень интересный предмет ХИМИЯ.
Если ты готов, то дерзай! И да прибудет с тобой химия 🙂
Самоучитель
ОценкаМатериал по химии на тему: Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов «Химия – детям. Занимательная химия»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 1-4 классов
«Химия – детям. Занимательная химия»
(учитель химии
Хайдарова Лариса Ахметовна)
Цель:
— развитие познавательного интереса к изучению предмета химия
— воспитание наблюдательности, аккуратности
Вы находитесь в кабинете химии, где начиная с восьмого класса, будете постигать премудрости сложной, но очень увлекательной науки – химии.
Химия с одной стороны очень конкретная наука и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас. Она нужна всем: повару, садоводу, строителю и многим другим. С другой стороны она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает грозные формулы и сложные законы… Это такая старая молодая наука. Сегодня перед нами не стоит задача постигнуть все ее тайны, да это и невозможно. Мы попробуем вам раскрыть всего лишь несколько секретов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…
Описание опыта «Облако из колбы»: в колбу емкостью 2-3 литра насыпаем порошок карбоната калия слоем 1-2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2 мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты. Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.
Дыма с вами напустили. Пора и раскрывать секреты. Представьте, что мы – туристы. Нам надо разжечь костер. Но возникла непредвиденная ситуация: спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась. Мы, химики, можем сделать это без спичек.
Описание опыта «Вода» зажигает костер: Асбестовая сетка. Фарфоровая чашечка со смесью перманганата калия и серной кислотой. Чашечка обкладывается сухими лучинками. Смачивают ватку спиртом, затем выжимают в чашечку. Происходит возгорание.
Мы может поджечь спиртовки без спички
Описание опыта «Самовоспламеняющиеся спиртовки»: Это очень эффектный опыт, особенно когда стеклянной палочкой можно зажечь несколько спиртовок. Для проведения опыта в фарфоровой чашке нужно заранее приготовить смесь перманганата калия и концентрированной серной кислоты. На кончике стеклянной палочки подносим смесь к фитилю спиртовки и она мгновенно воспламеняется.
Как хочется в жаркий летний день прохладной минералки или сока. Для нас это не проблема. Причем мы можем превращать один сок в другой.
Описание опыта «Апельсиновый, лимонный, яблочный соки»: Сначала показываем стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета – апельсиновый сок. Добавляем щелочь – превращаем апельсиновый сок в лимонный. Добавляем немного серной кислоты – лимонный сок превращается обратно в апельсиновый. Добавляем немного раствора пероксида водорода – сок становится яблочным. Обратно яблочный сок превратить в лимонный или апельсиновый невозможно.
Химия наука удивительная, она может превращать воду в молоко, творог, газировку.
Описание опыта «Молоко, газировка, творог»: в два стакана насыпают по 2 чайной ложки хлорида кальция и карбоната натрия соответственно. Добавляют в каждый стакан воды примерно на ¼ их объема. Полученные растворы сливаем вместе, образуется «молоко». К смеси приливаем избыток соляной кислоты, «молоко» закипает и превращается в «газировку». Если к раствору добавить нитрат серебра, то образуется «творог» .
Кто из вас любит мороженное? Химики тоже любят это лакомство и придумали свой способ приготовления эскимо в шоколаде.
Описание опыта «Эскимо в шоколаде»: сахарную пудру поместить в высокий стеклянный стакан, смочить водой и перемешать стеклянной палочкой до получения густой кашеобразной смеси, затем прилить по палочке концентрированную кислоту и быстро перемешать смесь в стакане. Содержимое стакана через несколько минут чернеет, в виде объемистой массы поднимается, вверх по стеклянной палочке.
Набежали тучки и пошел дождь. Мы можем вызвать свой «дождь»
Описание опыта «Горение восстановленного железа»: порошок восстановленного железа всыпаем в пламя горящией спиртовки. Возникает сноп красивых искр
Что появляется после дождя? Конечно замечательное явление — радуга. Сейчас мы создадим свою химическую радугу. Назовите цвета радуги.
Описание опыта:
1.хлорид железа(+3) и роданид калия → темно-красный
FeCl3 + 3KSCN →Fe(SCN)3↓ +3 KCl
2.нитрат ртути(+2) и бихромат калия →оранжевый
Hg(NO3)2 + K2Cr2O7 → HgCr2O7↓ + 2KNO3
3.нитрат свинца(+2) и бихромат калия →желтый
Pb(NO3)2 + K2Cr2O7 →PbCr2O7↓ + 2KNO3
4.сульфат никеля(+2) и гидроксид натрия →светло-зеленый
NiSO4 + 2NaOH → Ni(OH)2↓ + Na2SO4
5.сульфат меди(+2) и гидроксид натрия →голубой
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
6.часть полученного осадка гидроксида меди(+2) отделить в другую пробирку и прилить избыток гидроксида натрия или раствор аммиака →синий
Cu(OH)2 + 2NaOH →Na2[Cu(OH)4]
7.хлорид кобальта(+2) и ортофосфат натрия →фиолетовый.
3CoCl2 + 2Na3PO4 →Co3(PO4)2↓ +6 NaCl
Продолжить нашу химическую прогулку. Вы когда-нибудь видели настоящее извержение вулкана? Мы это можем вам показать.
Описание опыта «Вулкан на столе»: В горло конической колбы вставьте тигелек или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином, придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положите большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). В тигелек насыпьте дихромат аммония, немного порошка магния, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.
Мы умеет читать тайные надписи.
Описание опыта «Тайнопись»: заранее на листах бумаги написать слова насыщенным раствором нитрата калия, концентрированной серной кислотой, желтой кровяной солью. Высушить. Протираем первый и третий лист смоченной в растворе хлорида железа (III) ватой. Второй лист проводим над пламенем. Появляются надписи.
Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны.
Описание опыта «Хирургия»: Смочить вату хлоридом железа(3) и протереть руку. Остро заточенную деревянную палочку смочить роданидом калия. При соприкосновении этих веществ образуется раствор красного цвета, похожий на кровь. Смыть раствор водой и показать учащимся отсутствие пореза.
Одно дело посмотреть химические опыты. А хотели бы вы сами стать волшебниками и провести опыт? (проводят опыт с молоком и пищевыми красителями)
Описание опыта «Волшебные краски»: для опыта понадобятся глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, концентрированные пищевые красители, жидкое мыло или моющее средство. Налить в тарелку молоко так, чтобы оно полностью закрыло дно. Дать постоять 2-3 минуты. Капнуть пищевые красители на молоко. Окунуть ватную палочку в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло, коснуться молока в центре на протяжении 10-15 секунд. Получается взрыв цвета в молоке. Все в восторге.
На этом наше с вами путешествие в тайны химии заканчивается. Будьте внимательнее к тому, что вас окружает, учитесь наблюдать…
У природы миллионы тайн,
даже человек ее творенье.
Чтобы все загадки разгадать
требуются знанья и терпенье.
Ничего, что вы еще малы,
и порою тяжело учиться,
только любознательным, друзья,
могут тайны эти приоткрыться…
Мы говорим вам до свидания.
Описание опыта «Несгораемый платок»: Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом. Захватите платок за один из его концов щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым.
Мастер-класс по химии «Активные формы познавательной деятельности на уроках химии»
Управление образования администрации города Донецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №63 города Донецка»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Конкурсное испытания «Мастер-класс»
в рамках муниципального (городского) этапа
Открытого Республиканского Конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы»
«Активные формы познавательной деятельности на уроках химии»
Для педагогического сообщества
Исполнитель:
Асаулова Виктория Викторовна,
учитель химии
2016-2017 уч.г.
Цель: Продемонстрировать систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация смешанных групп и пр.), обеспечивающих реализацию идей продуктивного образования.
Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Проблемные вопросы, проблемные ситуации
Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные бригадные, парные, и др.).
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (проектные занятия, урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок)
Использование игровых форм.
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
Исследовательская деятельность
Проблемное обучение позволят активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться учеников более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся использую различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько:
1. Индуктивный, аналитико-синтетический способ.
Как вы думаете, при какой температуре замерзает вода? При 0°C? А вот и нет. Она может превратиться в лед и при 20 0С. При каких условия? Вода может превратиться в лед и при +20°C, если в ней есть примесь метана. То есть вода образует с метаном газовый гидрат. Молекулы воды расталкиваются под давлением молекул метана. Вследствие этого понижается внутреннее давление воды и повышается температура замерзания
2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала
Примеры таких заданий:
Очень много элементов и веществ химии были открыты случайно. Александром Флемингом была случайно оставлена без присмотра пробирка, в которой находились бактерии стафилококка. Через время бактерии стали гибнуть. Что же произошло в пробирке? ( Произошло стремительне размножение плесневых грибов, которые начали разрушать бактерии. После этого Флеминг получил пенициллин.)
3. Выдвижение проблемного вопроса.
Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее изученный принцип или закономерность.
В 8 классе при изучении темы: Скелет головы, туловища и конечностей» предлагаю такое задание:
Отец посадил ребенка на плечи. На какие кости отца опирается малыш?
4. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений.
Факт первый. В земной коре его всего лишь 0, 15%, он самое неплотное вещество.
Факт второй. 50% Солнца состоит из этого элемента. Он – самое плотное вещество.
Как ни парадоксально, но оба этих факта касаются одного и того же элемента. Какого? (Водорода, в жидком виде водород является самым плотным веществом, а в газообразном наоборот – самым неплотным)
Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Исследование – урок, который строится на широком использовании различных форм исследовательской деятельности школьников и технологий обучения.
Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Знания, полученные в результате проведения исследовательских работ учащимися на уроках, позволяют повысить эффективность образовательного процесса и успешность обучения школьников.
Предметом учебного исследования является “переоткрытие” уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательских заданий является познанием еще непознанного.
Можно выделить следующие структурные элементы исследовательской деятельности учащихся на уроках: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, обоснование практического применения, создание теории.
Исследовательская работа в моей практике проходит через все ступени обучения. Это и исследовательские задания на уроках природоведения в 5 классе (межпредметная связь), например закладка опыта по выращиванию плесени на хлебе с последующим практическим изучением её под микроскопом, или изучение химических превращений соды и уксуса в углекислый газ и воду.
Особое место в системе практических занятий занимает решение экспериментальных задач: в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ», в 9 классе по разделам «Неметаллы», «Металлы».
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Мною применяются различные программы:
Справочно-информационные программы. Эти программы насыщены разнообразными справочными материалами, табличными данными. Возможность использования Интернет-ресурсов позволяет повысить интерес к предмету, так как дополнительная информация помогает повысить качество уроков.
Обучающие программы. Включают в себя всевозможные программы-репетиторы.
Программы-тренажёры используются для отработки умений и навыков по предмету.
Контролирующие программы. Это использование на уроке тестов, контрольных работ в электронном варианте, игровых упражнений на закрепление приобретённых знаний.
Цифровые образовательные ресурсы различных коллекций
Многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин: отсутствие нужных реактивов, опасность проведения и т.д. Поэтому я использую на уроках химии цифровые образовательные ресурсы различных коллекций, которые можно найти на сайте: http//www.schcool-collection.edu.ru, на электронных носителях.
После просмотра видеоопыта, как правило, дается задание для самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Серная кислота» мы можем увидеть стадии получения серной кислоты» Учащиеся составляют уравнения химических реакций, о которых шла речь.
6. Выполнение заданий с помощью интерактивной доски.
Выполнение заданий с помощью интерактивной доски захватывает внимание всех учеников в классе. Для этого в ней есть все необходимые средства. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране.
Задание 1. Установите соответствие между формулой и названием.
Химические формулы и названия
Na3PO4 A. Хлорид железа III
K2CO3 Б. Карбонат калия
FeCl3 В. Фосфат натрия
Ca (NO3)2 Г. Сульфат цинка
Zn SO4 Д. Нитрат кальция
Перемещение объектов по доске вручную позволяет конструировать молекулы, рассматривать со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коффициенты в химических уравнениях, распределять по группам вещества, имеющие одинаковые свойства.
Задание 2. Распределите оксиды по классам.
При проведении закрепления и контроля усвоения знаний, умений и навыков применяю программы-тренажёры и тесты, контрольные работы в электронном варианте.
Большая роль в современном процессе образования отводится организации проектной деятельности учащихся, что также немыслимо без применения компьютерных технологий. Предлагаемые проектные задания рассчитаны на выполнение в малых группах (2-3 человека). Каждая группа получает задание. Группы работают одновременно и не зависимо друг от друга. Для ознакомления с результатами деятельности других групп после окончания цикла исследовательских работ устраивается конференция, где 1 представитель исследовательской группы докладывает о полученных результатах. При этом на вопросы присутствующих отвечают все члены данного исследовательского коллектива. Так при изучении темы «Химические свойства гидроксидов» учащиеся 9 класса при выполнении проектных работ исследовали растворимость гидроксидов в воде, их реакционную способность. Систематизировали знания об амфотерности, совершенствовали навыки и умения работы с дополнительной литературой.
После завершения проекта учащиеся смогли: определять характерные признаки и особенности гидроксидов; распределять их в группы согласно растворимости в воде . Презентация, сопровождавшая выступление докладчика, отражала основные содержательные моменты.
Очень интересно проходят уроки с использованием игровых заданий. На уроках можно использовать:
Создание игровых ситуаций приводит к быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Под влиянием увлеченности даже трудный материал усваивается легче и успешнее. Игра способствует развитию творческого потенциала учащихся, их внимания, памяти, воображения и мышления, а это в свою очередь оказывает влияние на учебную деятельность и результаты обучения.
Найди ошибку
В каком уравнении неправильно расставлены коэффициенты?
а) P+O2 = P2O5
б) Н2О2 = Н2О + О2
в) KOH + Al(NO3)3 = К NO3 + Аl(OH)3
г) Mg + HCl=MgCl2+ H2
Игра «Кто больше»
Составить как можно больше химических формул из данных элементов и дать названия полученным веществам.
Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al
«Крестики-нолики».
А) Найди правильный ряд кислот.
Найти выигрышный путь.
Б) Найди правильный ряд солей.
Найти выигрышный путь.
Игра « соответствие движению»:
Учитель договаривается с детьми: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах — то правую.
Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно
В процессе игры происходит воспитание учеников. В ходе подготовки и проведения ребята учатся культуре общения. Например, игра «Химический лабиринт» по теме «Кремний и его соединения».
Например, при изучении темы «Производство серной кислоты» я делю класс на 3 группы, каждой группе даю задание соответственно изучать I, II, III стадию производства серной кислоты, т.е. выяснить какие реакции лежат в основе той или иной стадии производства серной кислоты, выделить задачу, которую нужно решить на том или ином этапе производства серной кислоты и предложить способы решения этой задачи. Каждая группа самостоятельно составляет план выполнения задания, добывает необходимые знания, принимает нужные решения задачи, стоящей на определенном этапе производства серной кислоты. Ребята чувствуют специалистами, которые участвуют в производстве серной кислоты.
При проведении обобщающих уроков можно проводить закрепление знаний по типу своя игра.
Класс разбивается на 2 команды. За верный ответ начисляется определенное количество балов. В случае неверного ответа — ход переходит другой команде. Ваше вниманию предлагается игра по теме «Отделы растений».
Вот такое применение игровых заданий на уроке химии способствует прочному усвоению учениками материала и помогает мне проконтролировать степень осознанности изученного.
Совершенствуя учебный процесс, использую различные формы урока: урок – зачет, урок – семинар, урок – викторина. Такие уроки вносят оживление в учебный процесс, способствуют установлению стойкого интереса к предмету.
Применяемые мной формы деятельности на уроках химии способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, позволяют повысить качество знаний по изучаемым предметам.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик — это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом.
Свой мастер класс я хочу закончить словами: «Хотя учитель – это массовая профессия…по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками».