Пособия игры и игрушки предлагаемые детям должны: педагогические требования к дидактическим развивающим пособиям, играм и игрушкам. – Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Использование полифункциональных игр и пособий для развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»

педагогические требования к дидактическим развивающим пособиям, играм и игрушкам.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребенка — детский сад №13»

Комитета по образованию администрации

города Саратова.

Консультация для воспитателей на тему:

«Психолого – педагогические требования

к дидактическим, развивающим

пособиям, играм и игрушкам»

Подготовила воспитатель: Чеканова И. А.

г. Саратов 2018 год

Педагогические требования к игрушкам

Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая деятельность — игра, то и к игрушкам должны быть особые требованияИгрушки неотделимы от игры.

Игрушки – предметы

, изготовленные для игры, — средство игры, ее объект.

В настоящее время в обществе сложилось понимание игрушки как категории педагогической.

Воспитывающее значение игрушка приобретала в процессе общественного осознания ценности периода детства в общем цикле человеческой жизни.

Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно–образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично–карнавальные и игрушки-забавы, предметы–заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического 

(музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Важнейшими педагогическими требованиями к игрушкеявляется:

1. Безопасность. Безопасный материал, из которого изготовлена игрушка и безопасное покрытие. Наличие специального паспорта, в котором должно быть указано, что она изготовлена из безопасного материала, не обладающего аллергенными и токсическими свойствами. Прочность. Непрочные игрушки, от которых могут отломаться какие-то части, могут поранить ребенка или причинить вред. Безопасная конструкция. Отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда можно засунуть пальцы, содержащие острые травмоопасные части, исключающие гигиеническую обработку. Для самых маленьких опасность могут представлять игрушки с длинными веревочками (более 15 см). Гарантия качества. Игрушки следует покупать в специализированных магазинах – это и будет гарантией того, что все необходимые 

требования соблюдены.

2. Эстетичность. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем мире, ему лучше не играть в «мутантов»(фиолетовые слоны, малиновые жирафы, синие ежики и т. д). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Игрушка должна быть эстетически привлекательной, функциональной и «доброй», быть конструктивно правильной.

3. Соответствие возрасту. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. В этот период лучше научить ребенка качать куклу, возить её в коляске, укладывать и кормить. Все эти процессы научат ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные 

материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравиться работать с различными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. Большое значение и распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушкиконструкторы, разные шнуровки, пазлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Но такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. 

Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах, должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы.

В возрасте 4-5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка. А вот наборы зверюшек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазии и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность 

игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использование батареек и электричества. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других.

4. Многофункциональность. Желательна многофункциональность игрушки, возможность ее участия в интеллектуальном, творческом, физическом и духовном развитии детей. Игрушка должна оставлять простор для детского мышления, фантазии.

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные психолого-педагогические требования, предъявляемые к игрушкам.

Невозможно, чтобы игрушка могла:

• Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

• Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

• Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Итак, игрушки для детей дошкольного возраста должны быть в соответствии с предложенными требованиями:

1.  Безопасность (проверьте качество изготовления; материал, из которого сделаны игрушки, целостность конструкции).

2. Эстетичность (игрушка должна быть аккуратной на вид; вызывать желание взять её в руки, играть с ней).

3. Соответствие возрасту (игрушки должны быть в «зоне ближайшего развития» ребёнка, развивать его интеллектуально и эмоционально).

4. Многофункциональность

 (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше).

5. Игрушки не должны вызывать страх или другие отрицательные эмоции (недопустимы одноглазые куклы, медведи с тремя лапами, монстры и т.п.).

6. Учёт гендерных особенностей (в группе необходимы наборы игр как для мальчиков, так и для девочек).

7. Возможность коллективного использования.

8. Надёжность (игрушка по-возможности должна выдерживать многократные удары об пол, сжимания в объятьях, растягивания в разные стороны и т.п. манипуляции).                                 

Используемые источники:

1. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 n 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек«, «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек«, «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-

педагогической ценности игр и игрушек«)

2. http://www.maam.ru/detskijsad/-pedagogicheskie-trebovanija-k-igrushkam.html

Консультация: Консультация для родителей «Развивающая игрушка для детей от 0 до 3-х лет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

Консультация для родителей

«Развивающая игрушка для детей от 0 до 3-х лет»

Старший воспитатель

Казакова О.А.

2019 г.

В раннем возрасте  у ребенка  формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Главные достижения ребенка- это понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; осуществляется дальнейшее сенсорное развитие, развитие игровой деятельности, действий с предметами и движений.                                        Дети встречаются с разнообразием предметов в природе и в быту. Играя с различными дидактическими игрушками,  они  учатся сравнивать, различать качества предметов (их форму, величину).    

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка.                      Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.                                                        Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.                                                                                                       Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.                                                                                                                             В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность.                                                                  Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Новорожденному малышу игрушки не нужны. Мамино тепло, мамина забота вот основная необходимость ребёнка до 1-го месяца. Он учится понимать окружающую обстановку, адаптируется к жизни в новом для него мире. Малыш прислушивается, пытается сфокусировать взгляд на склонённом над ним лицом, по разному реагирует на мимику лица, на голос.

От 1-го до 3-х месяцев ребёнок учится видеть, чётко фокусировать взгляд на игрушке, прислушиваться к разным звукам, поворачиваться на звук и искать глазами звучащий предмет и впоследствии тянуть ручки и пытаться захватить заинтересовавший его предмет.                                                                                                                                    Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе.                                                                                                                                     Игрушки в этот период нужны разных ярких цветов и контрастных, но приятных на слух звуков. Это могут быть 3-4 погремушки, изготовленные из разного материала: деревянные, силиконовые, пластмассовые, матерчатые, и все удобные для захвата детской рукой. В дальнейшем они пригодятся и для развития тактильных ощущений, и тренировки мелкой моторики руки, а также могут послужить в качестве прорезывателей.                                                                           Правильно подобранные погремушки прослужат вашему малышу как минимум до полутора лет.                                                                                                                            А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.                                                                                                                                                                          В 7-8 месяцев  карапуз уже научился сидеть, он подвижен, любопытен и жаждет действовать. Ему будут интересны:                                                                                                                  — формы вкладыши (стаканчики), которые многие мамы с успехом заменяют обычными цветными стаканчиками от йогурта,                                                                           — матрешки – 1-2 набора,                                                                                                   — пирамидки разной фактуры – не более 3-х,                                                                             — различные баночки и коробочки,                                                                                                                                 — мячики, кубики.                                                                                                                   Хорошо, если на кубиках будут картинки. Некоторые родители сразу приобретают кубики Зайцева, и используют сначала часть из них вместо погремушек, затем в качестве строительного материала, а со временем как обучающее пособие. Но многие дети для воздвижения башенок предпочитают обычные деревянные.

В  9 – 12 месяцев детки уже ползают и\или начинают ходить.                                                     Для одних детей игрушки отходят на второй план по сравнению с предметами быта. Им важнее сковорода с ручкой, на которой можно «ехать»; большая мамина кастрюля, откуда ложкой можно доставать предметы среднего размера; папина коробка с инструментами; коробки и пакетики от продуктов и игрушек; любые предметы с кнопками.                          Игрушки, предлагаемые в этом возрасте, должны способствовать желанию ребёнка действовать: вкладывать, вращать, нажимать, перемещать, двигать, заворачивать, прятать.                                                                                                            Для этого могут пригодиться: юла, неваляшка, игрушка-каталка (на палочке или веревочке), кубики, платочки, сортеры. Кстати, игрушки сортеры бывают разные. При их выборе ориентируйтесь на количество задач, которые с их помощью можно решить.                                                                                                                           На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность      

 Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.              Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.              Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых.                                                                                                      Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками, созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя, с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.  

                                                                                                                             ВОЗРАСТ ОТ 1 ГОДА ДО 1,5 ЛЕТ                                                                                      1.  Мелки, карандаши, фломастеры, краски
2.  Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и размеру)
3. Набор формочек, вставляющихся друг в друга
4. Мягкие куклы среднего размера, игрушки-зверюшки
5. Барабан
6. Бубен, тамбурин
7. Свисток, дудочка
8. Книжки с картинками, с короткими стихотворениями для малышей
9. Большая грузовая машина
10. Матрешка
11. Сортер
12. Составные игрушки из 2-3 частей (например, из конструктора Лего-дупло)
13. Самокат 3-х колесный, машинка-каталка, на которой необходимо отталкиваться ногами
14.  Игрушка-каталка на шесте
15. Игрушки-модели предметов, людей, животных

ВОЗРАСТ от 1,5 до 2-х ЛЕТ 

1. Парные картинки, лото
2. Кисти, краски
3. Набор для нанизывания (бусы)
4. Игрушечная мебель
5. Пластилин и другие материалы для лепки
6. Кегли
7. Разрезные картинки из 2-3 частей
8. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» (хрестоматия, картонный театр)
9. Миниатюрные модели бытовых предметов.
10. Игрушечный набор «Семья»
11. Пазлы (простые)
12. Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор», «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская»)
13. Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)
14. Наборы для игры с песком

ВОЗРАСТ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

1. Модель дома
2. Пазлы
3. Фигурки животных с детенышами + лото «Найди маму»
4. Одежда для кукол по сезону
5. Игрушечные часы
6. Куклы для театра
7. Наряды для маскарада
8. Разрезные картинки из 4-х частей
9. Лото «Овощи , «Фрукты», «Посуда», «Мебель, «Одежда», «Транспорт», «Животные»
10. Детские ножницы с тупыми концами
11. Составные игрушки из 3-х и более частей
12. Губная гармошка
13. Игрушечный клавесин
14. Трехколесный велосипед

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.          

Консультация (младшая группа) на тему: Консультация для родителей:»Полезные игры и игрушки для детей младшего дошкольного возраста»

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  Детский сад № 45   Фрунзенского района

г. Санкт — Петербург

Консультация для родителей

«Полезные игры и игрушки для  детей

младшего дошкольного                                   возраста»

                                                           Подготовила:  воспитатель

                                                           ГБДОУ №45

                                                           Веретельник А.В.

                       

                                   

                                    Г. Санкт — Петербург

2016г.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

   В три года  ребенок становится более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна, и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частного полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

Игра детей неотделима от игрушек. У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья.

Игрушки для ребенка — это та «среда», которая позволяет ему  исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

Современные дети уже не удивляются новым игрушкам, требуют все новые и новые, родители идут на поводу, лишь бы любимое «чадо» от них отстало и пошло поиграть куда-нибудь в уголок. В результате — гора ненужных и нелюбимых игрушек, с которыми дети не умеют и не хотят играть и одинокий, несчастный ребенок.

    Подбор игрушек — дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии.

   При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

   Большинство игрушек, которые можно купить сегодня, приносят вред вашему малышу, так как чаще всего для их изготовления используют вредные краски, материалы, если игрушка со звуком, то он значительно превышает норму.    

   Именно все эти показатели развивают в ребенке апатию и безразличие к окружающему миру, а родители чаще всего этого не замечают, так как сами постоянно заняты работой и не могут уделить малышу немного времени на игры.

. Запомните несколько требований к отбору игрушек для вашего ребёнка.

                  Требования к детским игрушкам

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д)., так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте.

6. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

   Самое главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет, и какие качества может сформировать.

Например:

   Музыкальные и озвученные игрушки (барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком, погремушка, игрушечная гармошка, бубен и т. д.) учат малыша узнавать на слух источник звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для развития музыкальных способностей.

  Различные пирамидки с разными по цвету и по величине толстыми колечками, которые свободно надеваются на палочку. Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие, которое способствует установлению связи между цветовыми тонами и их названиями, учит сравнивать: большой – маленький, больше – меньше, а также принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку. 

Разнообразное цветовое лото также способствует различению и называнию основных и некоторых дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый, серый и др.) .
 

   Кукла или мягкая игрушка тоже является дидактическим пособием.  Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка — прообраз «я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность. 
Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…


  Для правильного называния и различения геометрических фигур используются специально разработанные геометрические  лото, знакомство с которыми предусмотрено программой детского сада (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, звезда) .

  Большой популярностью пользуются народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно    

   Дидактические игрушки или пособия должны быть развивающими и побуждать ребенка к игре. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей трех — четырехлетних детей и не утомляют их.

    В качестве игрового материала можно использовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка. Это, прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки), которые так любят малыши. Игра с этими предметами создает атмосферу праздничности, сюрпризности, которая обогащает жизнь детей.

  Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других. Д. Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

    Таким образом, все игрушки, без исключения, должны использоваться для всестороннего познавательного и сенсорного развития ребенка. 

 Следует обратить внимание на ассортимент игрушек – отсутствие героев западных блокбастеров для детей, аляповых электронных игрушек, орущих на китайском языке кукол и зверей.

   А что же должно быть на полках у вашего малыша?

  Конструкторы и строительные материалы; настольно – печатные игры; наборы для творчества; головоломки; спортивные игры и наборы.     Оборудование и атрибуты для ролевых игр (кухни, парикмахерские, мастерские, наборы доктора).

Дидактические пособия для знакомства с окружающим миром, кубики, лото, домино, мозаика; продукция для игр с песком и водой;

   Персонажи для театрализованной деятельности (различные виды театров) и ширмы к ним; игровые домики, горки; машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады;

 Куклы и кукольное хозяйство ( мебель, постельные принадлежности, одежда, кукольная посуда, бытовая техника, коляски и т.д.).

Развивающие игры:  Вкладыши Монтессори, игры Б.П. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат»; «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».

 К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.

Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе с взрослыми.

   Любая игрушка, без участия родителей в игре, теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате.

 И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор) .

     Так играйте со своими детьми!

Самые важные развивающие игры и игрушки для детей дошкольного возраста.

Самые важные развивающие игры и игрушки

для детей дошкольного возраста

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)
Пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:
— у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)
— дырочка в колечках должна быть одинаковой
(есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)
— устойчивое основание
(т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

— лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)
С помощью пирамидки, самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки.
Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку
А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

2. Матрешка (1 год – 4 года)
Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже актуально с четырех лет.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)
На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется. Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?
Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры. А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))
Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка — прообраз «я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.
Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…Это важно как для девочек, так и для мальчиков.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))
Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – занимает очень значительное место в жизни. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны. Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.
Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).
Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

6. Разные мячики (1 год и без ограничения)
Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))
Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…
Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша
А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.
С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)
Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.
Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.
Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)
Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря 🙂 Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))
Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.
Это не только игра как таковая, фигурки — еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)
Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.
Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

Macintosh HD:Users:nadezdamihajlovnakazazaeva:Desk

Замечательных вам игр и радостного развития!

» Консультация для родителей Как правильно выбрать игрушку «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

Городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

муниципального района Хабаровского края

Консультация для родителей

«КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Подготовила воспитатель : Крафт Маргарита Александровна

рпс.Ванино 2019г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста».

Всем известно, что игрушка — это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.

  Сейчас в современном мире для детей большой выбор игрушек. У родителей от такого разнообразия расширяются глаза, и порой многие из них, покупают столько игрушек ребенку, что ими бывает, завален весь дом. Многие родители, к сожалению, не знают что нужно ребенку, какую игрушку выбрать, какую купить игру. Покупают все хаотично.

ИГРУШКИ, ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

   Совсем маленьким деткам от 0 до 1 года, как всем известно, нужны погремушки. Но погремушки тоже бывают разными. Самые простые, которые просто гремят, быстро надоедят даже крохе. Поэтому не ограничивайтесь только ими. Ведь даже маленькому ребенку нужно развитие, а не только потеха. Купите малышу забавные ключики, мордочки, кубики на связке. Ребенку будет любопытно перебирать их пальчиками, обследовать их форму, что очень полезно для мелкой моторики пальцев рук. Конечно, следует приобрести набор пластмассовых или прорезиненных зверят: зайку, мишку, лису, волка, слоника кошку, собачку, петушка и т д. Малыш будет узнавать с раннего возраста каждого зверя, и имитировать его голос. У малыша должны быть мячики. Не следует покупать большие по размеру мячи. Мяч должен помещаться в руках у ребенка. Перекладывайте мяч с ребенком из ручки в ручку, прокатывайте, бросайте. Неврологи советуют катать детей на больших надувных мячах лежа на животе. Это успокаивает и уравновешивает ребенка. Не забывайте про книжки с яркими веселыми картинками и простыми четверостишьями. Учите показывать малыша пальчиком знакомых ему героев и их части (носик, ухо, хвост).

Можно приобрести дудочку или свистульку. Вначале ребенку будет тяжело дуть, чтобы послышался звук, но после многочисленных тренировок увидите результат. Свистульки очень полезны для работы органов дыхания и речевого аппарата. Деткам от 1, 5 лет можно приобретать пирамидки разных форм и размеров, различные вкладыши, каталки, крупный строитель. В этом возрасте, а то и раньше купите ребенку карандаши, пальчиковые краски, массу для лепки. Под руководством взрослого ребенку будет интересно рисовать пальчиками, сжимать, отщипывать кусочки пластилина, проводить карандашами простейшие линии. Все игрушки для малышей должны быть яркими, безопасными, легко обрабатываться моющими средствами.

Для малышей от 2 до 4 лет, наступает время активного освоения окружающего пространства и развития физической активности. В этом возрасте ребенку обязательно следует купить мяч, уже побольше, который он будет пинать, подбрасывать, катать, кольцеброс, кегли, обруч. Если дома будет установлен спортивный уголок – это будет просто замечательно! В этом возрастном промежутке начинается разделение игрушек для мальчиков и девочек.                                                                                                            

Девочкам приобретают игрушки, которые отожествляют их женскую принадлежность: куклы, посуду, кукольную мебель, сумочки, детские украшения, коляски и др. Часто можно заметить, что таким малышкам мамы покупают «Барби», «Винкс», (а еще хуже «Монстерхай»). Не стоит этого делать. Эти куклы для более взрослых девочек, которые уже смогут оценить женскую красоту. К тому же у них много мелких деталей. Для девочек 2-3 лет лучше всего приобрести кукол-малышек, кукол-младенцев. У девочек этого возраста в силу своих возрастных особенностей, нет еще сформированности игровых навыков. Они повторяют действия показанные взрослыми. Малышка с удовольствием будет качать, пеленать, купать, кормить «свою дочку». Кукол не должно быть много. Купите 1 -3, ребенок пусть каждой даст имя, кукла займет свое место в комнате.

Конечно, необходимо купить коляску, кроватку, белье, сумочку.                                    

 Главные игрушки любого мальчика это машины. Малышам 2 -3 лет лучше покупать машины большого размера, где хорошо видны все части, а с 4-х летнего возраста можно приобретать и модели поменьше. Всегда негатив привносят роботы, трансформеры и оружие (пистолеты, сабли и т д.). Никакой развивающей направленности они не несут, а агрессию у детей развивают. Для малышей этого возраста огромный выбор конструктора на любой вкус. Следует только показать и научить ребенка играть в него, правильно сооружать постройки.

        Не стоит ограничиваться набором игрушек. Следует подумать и о развивающих играх, пособиях и художественных принадлежностях. У ребенка должны быть настольные игры по возрасту для развития внимания, памяти, мышления, логики: «Сложи фигуру»,  «Подбери по форме», «На что это похоже», «Лото», «Домино», «Мозаика» (крупная, мелкая, настольная и напольная, «Пазлы» (от 4 до 12 частей). Не покупайте игр сразу много купите 1-3 научите играть в нее ребенка, играйте вместе всей семьей. Когда игра поднадоест или ребенок вырос, выберите в магазине новые игры.                

   Не следует исключать художественное творчество детей, что к сожалению, делают многие родители. В доме порой, кроме карандашей у ребенка ничего не бывает. А ведь сейчас какой большой разброс творческих материалов: пастель, мелки, сангина, безопасная полимерная глина, которая не испачкает ничего маме, масса для лепки и многое, многое другое. Не ленитесь, дорогие родители, приобщайте ребенка к творчеству. И пусть из него не вырастит знаменитый Васнецов или Суриков, но вы раскроете ему мир прекрасного и увлекательного занятия.

Для старших дошкольников от 4 до 7 лет выбор игрушек не имеет границ. Всегда неодходимо тщательно обдумывать покупку новой игрушки. В этом возрасте можно предложить ребенку выбрать игрушку в магазине самому, но это только в том случае, если вы будете уверены, что не будет слез и истерик. Заранее расспросите ребенка, чтобы он хотел, о чем мечтает. Договоритесь с ним, что вы идете покупать только лодку на пульте управления, и больше ничего. Разнообразие на полках может застать ребенка врасплох, и ему захочется купить то, на что вы не рассчитывали, а ваш отказ вызовет бурю протеста.                                                                                              

Дети этой возрастной категории очень активны в любых сферах деятельности. Но стоит присмотреться к своему ребенку, и вы заметите, что что-то он предпочитает больше. Кто-то увлеченно рисует, кто-то занимается конструированием, кого-то интересуют развивающие игры. Поддерживайте стремления ребенка, но и не забывайте об остальных путях развития. Переключайте внимание на другие игры и увлечения.                                    

Девочки старшего дошкольного возраста с интересом играют в милых мультяшных пони, красавиц Барби и Винкс, предпочитают альбомы с моделями одежды для кукол, не равнодушны к детским украшениям. Их можно приобщить к вышиванию, к плетению бисером, Но все это под присмотром взрослых!    

 Для мальчиков можно приобрести сложные модели машин, самолетов, катеров, поездов на пультах управления, различные конструкторы-схемы, наборы для выжигания.                                                                                        

        Детей в этом возрасте можно увлечь коллекционированием. Можно собирать серию каких-нибудь киндер — сюрпризов, модели машин, завести альбом с наклейками.  

       Отдельно хочется сказать о мягких игрушках. К ним неравнодушны не только дети, но и взрослые. Сколько умиления, когда смотришь на миленьких кошечек, медвежат, зайчат… Конечно такие игрушки стоит покупать малышу, но не забывайте их почаще простирывать и обрабатывать, чтобы избежать аллергии у ребенка. Маленькие дети (да и не только) любят с ними спать. Давно известно, что эти игрушки создают психологический комфорт во время засыпания. Такие игрушки приятно гладить, сжимать, обнимать – поэтому они нужны детям. Но не следует заваливать этими милыми созданиями весь дом, приобретайте их с умом.

Семи годами детство не кончается. Ребенок идет в школу, но он не перестает играть. У некоторых детей уже складываются определенные увлечения, и они с удовольствием занимаются им. Кому-то трудно с  выбором. И в этом вы должны помочь ребенку, уважаемые родители. Ведь недаром говорят: «Как ребенок играет, так он и будет вести себя во взрослой жизни».

Консультация «Игры и игрушки для детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Игры и игрушки для детей младшего возраста!»

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
имеет то же значение, какое у взрослого
имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет
в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»
А.С. Макаренко

Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д.

Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь очень подвижные шумные игры и веселая возня.
Игра для ребенка — очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике; игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка), иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых; игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.
Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства. К ценным игрушкам для детей следует отнести те, которые развивают у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.
Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это.
Игра — прекрасное средство воспитания.

Народная дидактическая игрушка — игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и все русское народное искусство, составляют национальное достояние народа — дар народа малым детям.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры; разрезные картинки или открытки; краски пластилин, мозаика; наборы для рукоделия; нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
При покупке новой игрушки своему ребёнку, руководствуйтесь четырьмя правилами.

Игрушка должна быть:
1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана).
2. Эстетичной на вид.
3. Соответствовать возрасту.
4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей).
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Статья «Современные проблемы детской игры и игрушки»

Масловская Татьяна Афанасьевна,

педагог дополнительного образования

ЦДТ № 6 г. Ульяновска

Современные проблемы детской игры и игрушки

Игрушки входят в жизнь человека с первых дней его существования и на протяжении ряда лет остаются его верными друзьями. Каждый взрослый человек прошёл через игру. Давайте вспомним, во что играли мы с вами: в прятки, догонялки, дочки-матери, больничку и др. Играя, мы подражали трудовой деятельности взрослых, принимали на себя различные социальные роли. В игре мы радовались, веселились, включались в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Игр было не так уж много, но они десятилетиями пользовались популярностью. Мы любили наши игры, они делали нас счастливыми. И сейчас, нам взрослым, так хочется прикоснуться к былому, вернуться в детство, а именно, в игры нашего детства.

Мы знаем, что игра — основной вид деятельности ребёнка. В процессе её происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «игра хранит и развивает детское в детях», что «она их школа жизни и практика развития». О том, что игры и игрушки могут оказывать влияние на всестороннее развитие детей, говорилось уже не раз. Существует целый ряд книг и статей, в которых подчёркивается, что в процессе игры происходит физическое, эстетическое и умственное развитие ребёнка.

Роль игрушек в жизни человека необычайно многообразна. Они не только нужны для развлечения, они помогают формировать у него разнообразные знания и умения, приучают его к определённым правилам поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, постепенно вводя его в большой мир.

В настоящее время, время инноваций и высоких технологий, существует великое множество разнообразных игр и игрушек. И сейчас трудно, пожалуй, встретить родителей, которые не заботились бы о том, чтобы у их детей были игрушки. Однако мотивы, по которым они это делают, различны. Одни покупают игрушки, думая только о том, чтобы порадовать детей. Для того, чтобы дети радовались как можно чаще, они делают им новые и новые подарки. Желание хорошее, но результат при этом часто оказывается противоположным ожидаемому. Ребёнок, задаренный игрушками, перестаёт интересоваться ими.

Чем руководствовались родители, покупая эти игрушки? Чаще всего ничем. Просто попала им на глаза новая, яркая, «популярная» игрушка, вот они и приобрели её. А для чего она нужна? Пригодится ли она в игре ребёнка? Принесёт ли она пользу в развитии малыша либо нанесёт ли вред? Ведь посмотрите во что играют сейчас наши дети. Сейчас у детей особой популярностью пользуются игрушки техногенных образов (игрушки-трансформеры, монстры и т.д.), игрушки с мертвенными и безобразными лицами, непропорциональными формами тела. Игры с такими игрушками приводят к разрушению целостности психики ребенка, очень чувствительной в отличие от психики взрослого человека, к дисгармоничности.

Как правило, дети просят родителей купить именно те игрушки, которые повторяют героев мультиков (либо фильмов), которые дети видят по ТВ, или играют в компьютерных играх: «человек-паук», «черепашки-ниндзя» мертвецы, животные-мутанты. Как правило, эти герои агрессивные, беспощадные и кровожадные. И самое страшное то, что, играя с подобной игрушкой, ребёнок идентифицирует себя с ней, как бы «вселяется» в неё, т. е. принимает на себя её роль. Постепенно ребёнок формирует у себя те качества, которые присуще его игрушке. Он начинает смотреть на мир её глазами, глазами чудищ и выходцев с того света, проявляя в поведении раздражительность, агрессивность, несдержанность и т.д. Чем больше дети играют с современными игрушками, тем меньше они общаются друг с другом. Нельзя сказать, что интерактивные детские игрушки – это плохо: у них тоже есть свои плюсы, но все-таки игры, в которых ребенок должен проявлять свою фантазию, творчество приносят намного больше пользы.

А теперь поговорим об играх.

Игра и исследовательская деятельность. Казалось бы, что между ними общего? Когда говорят, что в игре ребёнок копирует трудовую деятельность взрослых, это ни у кого не вызывает сомнения. Например, играя в «магазин» дети совершают все трудовые операции: раскладывают товар, продают и т.д. Гораздо реже замечают то, что в некоторых случаях игровая деятельность детей приобретает черты, общие с исследовательской деятельностью человека, с его научной деятельностью или с техническим творчеством. Например, вы кладёте перед ребёнком ряд кубиков разного цвета: красный, синий, синий, жёлтый, красный, синий, синий, жёлтый. Какой должен быть следующий кубик? Задача совсем простая. Но дело не в степени сложности, а в способности улавливать закономерность расположения кубиков. А это важное качество исследователя.

Аналогия между игрой и исследовательской деятельностью, которую обычно даже не замечают, привлекала внимание крупных учёных и педагогов. Так, по словам известного физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля, «все игры, даже самые простые в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью учёного при его исследованиях» [2, с. 290].

В настоящее время существует множество развивающих игр. Развивающие игры учат ребёнка размышлять, видеть, преодолевать трудности, анализировать. Нет ни одной развивающей игры, которая бы не имела своей тактики и стратегии. Поэтому склонность к игре – удел не только детства или юности; любой зрелый человек, каким бы серьёзным он ни был, в глубине души сохраняет некоторую склонность к игре. Найти слово, обнаружить спрятанную вещь и т. п. – все эти действия аналогичны в некотором роде научному исследованию.

К сожалению, в современном мире классические развивающие (настольные, дидактические) игры изживают компьютерные игры. Во- первых, компьютерные игры развивают у детей умственную пассивность. Так называемая умственная пассивность приводит к тому, что детей в школе относят к числу «неспособных». Умственная пассивность проявляется в том, что ребёнок мало интересуется, не стремится узнать ни о явлениях природы, ни о жизни людей. Если у него и появляется какой-нибудь вопрос в процессе игры, он не прикладывает никаких усилий для того, чтобы получить ответ, а обращается за ответом в интернет. Но ещё хуже, что у многих детей вопросов вообще не возникает. Они твёрдо убеждены, что не обязательно «ломать голову», любой ответ можно найти на сайтах. Дети совсем перестают думать, размышлять, анализировать. К сожалению возраст «почемучек» уходит в прошлое, в наше прошлое.

Но главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики.

Дети живут в виртуальной реальности. В отличие от взрослых, они не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов. А это вызывает отклонения не только в психическом, но и в физическом здоровье (нарушение зрения, осанки и др.)

Таким образом, современные игры и игрушки, имеют и плюсы, и минусы.

Плюсы: большое разнообразие, много именно развивающих игрушек: логических, творческих, обучающих. Много компьютерных игр обучающего характера: обучающих счету, математике, буквам, вниманию, логике и т.д. Минусы: при наличии большого разнообразия игрушек притупляется творческая фантазия для придумывания игр, компьютерная болезнь, информационная перезагруженность детей.

Однако в любое время для ребенка будет плюсом родительская любовь и понимание. Помня, что игра — это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, родителям необходимо подойти к воспитанию детей, а именно воспитанию через игру, как к очень большому и сложному творческому процессу, приносящему в случае удачи большое удовлетворение, но в то же время требующему затраты не только времени, но любви и душевных сил. Помните, что игра необходима ребёнку. Игры должны быть интересными, увлекательными, но самое главное безопасными. И за этим должны проследить мы, взрослые.

Список литературы

  1. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е.А. Коссаковская. — М.: Просвещение, 2003.- 64 с.

  2. Луи де Броль. По тропам науки. [Текст] – 1992. – 512 с.

  3. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада.[Текст] / Е.А. Флерина – М.: Просвещение, 2011. – 27 с.

  4. Шульц-Вильд, Лоре. Наш ребенок [Текст] / Лоре Шульц – Вильд, пер. с нем. – М.: Просвещение, 2000. – 198 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *