Поддерживающие занятия в начальной школе: Стимулирующие и поддерживающие занятия. Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Смолевичи» – Методика организации и проведения стимулирующих занятий

Содержание

Стимулирующие и поддерживающие занятия. Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Смолевичи»

Основа нормативно-правового регулирования в сфере образования

Конституция Республики Беларусь

15 марта 1994 года N 2875-XII

 (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))

Статьи 49, 50 Конституции

Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

 Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Формы организации образовательного процесса

•         основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам

•         дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд

•         факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования

•         стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся

•         поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования

Методика организации и проведения стимулирующих занятий

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения,
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
  • принцип учета возрастных возможностей обучающихся.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

  • предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  • прививать им стремление к приобретению знаний.
  • предусматривать наличие и использование источников.
  • поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе.
  • способствовать развитию их сознания и самосознания.

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей: 

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

2.Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

3. Развитие эмоциональной сферы

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Соревновательность.

Чувство юмора.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

Внутренняя мотивация.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

  • глобальный характер изучаемых тем и проблем;
  • насыщенность содержания;
  • направленность на развитие критического мышления.
  • развитие личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.
  • знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
  • поощрение глубокой проработки выбранной темы;
  • осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
  • развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
  • более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
  • предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
  • поощрение творческого и продуктивного мышления;
  • воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
  • использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интер­активные методы развития детских способностей.
  • использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.

Приемы:

  • занимательные примеры, парадоксальные факты, рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов.
  • Создание  ситуации новизны, актуальности.
  • Занимательные  аналогии.
  • Прием  удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.
  • Создания  ситуаций успеха.

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка  можно  реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие  занятия.

Возможная структура занятия:

  1. Организационно – мотивационный этап.
  2. Интеллектуальная разминка.
  3. Основная часть.Расширение и углубление знаний и умений по теме.
    1. Контрольно – оценочный этап.
    2. Подведение итогов.
    3. Рефлексия.

При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

Поддерживающие занятия по русскому языку 3 «Г» класс Учитель Кармаза А.Я. — Разработки уроков — Каталог файлов

Учитель Кармаза А.Я.


Тема. Безударная гласная в корне слова
Цель: создавать условия для обобщения знаний и умений учащихся по данной теме; содействовать развитию орфографической зоркости; создавать условия для активизации познавательной деятельности через групповую форму работы воспитания умения взаимодействовать с партнерами по команде.

Ход занятия
І. Организационный момент
ІІ. Определение темы занятия
На доске:
Если буква гласная
Вызвала сомнение
Ты ее немедленно
Ставь под ударение
Прочитайте стих., вспомнить правило проверки безударных гласных в корне слова.

ІІІ. Орфографическая разминка
Л..са вд..ли в..днее (лес, даль, видно)
С..нее н..беса (синий, небо)
Заметней и ч..рнее (чёрный)
На пашне п..л..са (полосы, полоска) – 2 безударные гласные

IV. Письмо на доске
Снегири прилетели к кормушке. (снег, лёт, корм)
а) подчеркнуть орфограммы (подобрать проверочные слова)
б) подчеркнуть главные члены предложения
в) устно найти словосочетания
г) кормушка – разобрать по составу

V. Письмо по памяти
Медвежат я прин..сла,
Пос..дила у ст..ла,
Предлож..ла уг..щенье-
Ме.. на блюдце и в..ренье.

Физминутка.
VI. Работа на карточках
(индивид. работа)
ЗВ..НИТЬ Д..МАШНИЙ ГЛ..ЗА
Р..ГАТЫЙ Ч..РНЕТЬ ЗВ..РЕК
Т..ШИНА Д..РИТЬ СКР..ПУЧИЙ
Ч..СОВОЙ К..ЛОТЬ ПЧ..ЛА
Т..ГРЯТА Д..РЕВЬЯ Г..ЛУБКА

VII. Игра «Кто быстрее»
Б..ЕЦ ЗМ..Я СКР..ПИТ
П..СТУХ ТР..ВА СЛ..ЗА на доске
ГР..БЫ КР..СНЕТЬ Б..ЕВОЙ

VIII. Работа в парах
Составь предложение
СН..ЖОК, СКР..ПИТ, Н..ГАМИ, ПОД.
а) подбери проверочные слова
б) СНЕЖОК – разбери по составу
в) подчеркни главные члены предложения

IХ. Работа в группах
Подобрать и записать проверяемые слова к проверочным
Снег ( снежок, снеговик, Снегурочка, снегирь)
Мороз ( морозный, морозить, морозильник, заморозки)
Лес ( лесной, лесовик, лесник)
Гриб ( грибной, грибник, грибочек)

На доске картинки
В один столбик выписать слова:
а) которые проверяются ударением
б) слова, которые нужно запомнить(словарные слова)
сова – совы воробей
синица – синий сорока
снегирь – снег пингвин

Игра «Шифровальщик»
Вставить буквы, объяснить написание слов.
Виновато ударение.
Я в тетрадь сл..ва п..сала.
Уд..реньем проверяла.
Уд..ряла, уд..ряла,
Так что парту разломала!

Итог занятия:

— Как проверить безударную гласную?
— Если невозможно проверить ударением
— Как называются эти слова?

РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в

детях горячее стремление к знанию и к учению»

          Я.А. Каменский

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Факультативные занятия должны существенно отличаться от обычных уроков: у учащихся должно быть больше возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации. Они способствуют расширению кругозора учащихся, развитию креативного мышления, формированию активного познавательного интереса.

На I ступени общего среднего образования в основном применимы общекультурные и общеразвивающие факультативные занятия (ритмика и танец, математическая радуга, учимся говорить правильно, вытокі роднай мовы, кніга запрашае ў падарожжа, роднае слова, путешествие в мир сказки, мое Отечество, язык родной, дружи со мной…). Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, информационной, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку.

Факультативные занятия строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность обучающихся для формирования устойчивого интереса. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы, логику и приемы творческой деятельности.

На факультативных занятиях в начальных классах применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы,  организуется интерактивное общение и взаимообучение. Большое внимание уделяется самоанализу и самооценке.

Использование педагогом нестандартных форм проведения факультативных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, викторина, игровая программа, творческие мастерские, исследования, литературная гостиная, соревнования, занятия-игры и другие формы работы) позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся и их познавательный интерес. Они дают возможность сформировать у учащихся I-IV классов способность свободно мыслить, решать нестандартные задачи, творчески подходить к выполнению заданий. Учитель в совместной деятельности формирует у учащихся опыт работы с информацией, опыт практического использования знаний. Расширяется опыт познавательной деятельности и развития познавательного интереса.

На факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и на уроках при изучении основных предметов. Многообразие методов и приемов – необходимое качество и источник развития познавательных интересов учащихся. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод.  Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.  

         Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания понятий и проблем.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одно из главнейших требований к методам состоит в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных формах её проявления.

Существуют психологические проблемы организации внимания у учащихся начальных классов. Дети быстро устают, могут быть внимательными не более 20 минут. Поэтому на любом этапе учебного занятия нужны наглядные средства. Использование наглядных пособий — рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий играет большую роль; вносит разнообразие в учебный процесс; дает учащимся возможность наглядно представить то, о чём говорится в той или иной ситуации. Картинки вызывают положительные эмоции учащихся, пробуждают и развивают их фантазию, выполняют важную роль в развитии творческих способностей детей. Наглядные методы (наблюдение, видеофильмы, прослушивание фонограмм, выставки, презентации). Презентация – мощное средство наглядности для развития познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятие более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Практические методы: исследовательская работа, практическая работа, творческие мастерские, моделирование, решение творческих задач.

Игровая деятельность на факультативных занятиях обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Приемы организации работы на факультативных занятиях: игровые приемы, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание  сценок из сказок, использование стихотворение и рифмовок, разгадывание загадок, мозговой штурм, кодирование заданий, корзина идей, дерево предсказаний, кубик, кластер, верю-не верю, да-нет, толстые и тонкие вопросы.

Хорошо проводить как разминку мини-соревнования. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух состязательства заставляет включиться в работу каждого обучающегося, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.

Кодирование задания также привлекают интерес учащихся. Они решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате учащиеся получают зашифрованное слово.

Одним из эффективных средств является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.

Учащиеся начальных классов любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. Дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с любимыми сказочными героями.

Также на помощь придут необычные занятия: «рисовальные». Они посвящены какой-то определённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержание стихов, сказок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности.

Динамично помогают начать занятие такие методы, как, «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать факультативное занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учащимися.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на занятиях. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Активные методы – «физминутки», танцевальные разминки и многие другие позволяют сделать это.

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий?

-принцип развивающего и воспитывающего обучения,

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения,

-принцип учета возрастных возможностей обучающихся.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

-предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

-прививать им стремление к приобретению знаний;

-предусматривать наличие и использование источников;

-поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе;

-способствовать развитию их сознания и самосознания.

При организации стимулирующих занятий с высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

-насыщенность содержания;

-осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;

-развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;

-более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

-предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

-поощрение творческого и продуктивного мышления;

-создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей;

-использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития детских способностей;

-использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.

Приемы:

-создание  ситуации новизны, актуальности;

-занимательные  аналогии;

-прием  удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные

-переживания у обучаемых;

-создания  ситуаций успеха.

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении высокомотивированного ребенка  можно  реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Такие учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с учащимися – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие  занятия.

Таким образом, организация и проведение факультативных занятий и стимулирующих занятий в начальных классах предусматривает создание условий для формирования у учащихся личностных социально-ориентированных умений и навыков: коммуникативных, исследовательских, рефлексивных. Каждый ребёнок обладает определёнными способностями, однако своевременно выявить его потенциальные возможности, помочь найти «путь к себе», максимально раскрыться в той или иной области – основная задача   учителя. Успешной реализации данной задачи, обеспечению дифференцированного подхода в обучении учащихся.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Наша задача, как учителей, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на факультативных и стимулирующих занятиях учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Внеучебные развивающие занятия в начальной школе

Последнее время достаточно актуальными в начальной школе являются внеучебные занятия, которые, как мы считаем, должны включать в себя цикл систематических занятий, составленных на неучебном материале, создающих благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Развивающие занятия представляют собой наборы задач, заданий и упражнений постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных до сложных.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое рассчитано на 45 минут и начинается с «Гимнастики для ума», которая стимулирует способность к обучению, дает высокую умственную активность, снимает усталость. Занятия включают в себя регулярное проведение графических диктантов, предполагающих изображение фигур под диктовку строго по клеточкам.

Разработанные графические диктанты различны по сложности и составляют определенные образы: рыбы, птицы, животные, транспорт, игрушки, растения, предметы домашнего обихода; развивают не только мелкие мышцы руки, но и слуховой, зрительный анализаторы, пространственную и количественную ориентацию, формируют умения действовать по правилу, организованность и самостоятельность.

Для развития логического и творческого мышления используются различные виды задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, чисел; задания на сравнение, обобщение, поиск одинаковых фигур и признаков отличия; упражнения на установление причинно-следственных связей между явлениями.

Все эти задания приобщают детей к активной умственной деятельности, вырабатывают умение выделять главные, существенные свойства, развивают представления об окружающих предметах, явлениях, умение видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном, делать логические умозаключения.

На занятиях предусмотрено много заданий творческого характера, для решения которых учащимся требуется проявить творческое воображение, смекалку, оригинальность, фантазию.

Развивая пытливость ума, приучая ребенка к осмысливанию материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых и символических явлений, занятия закладывают основы успешной мыслительной деятельности учащихся, развивают их речь, умение сосредотачиваться на объектах, запоминать необходимый материал.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На занятиях проводится коллективное обсуждение решения заданий. Каждый ребенок предлагает свой вариант, стараясь аргументировано доказать правильность своего решения. Благодаря этому методу у учащихся формируются такие важные качества деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Дети учатся рассуждать, доказывать, соглашаться и принимать чужое мнение.

Меняется их внутренняя позиция по отношению к своей деятельности — дети начинают переживать возникающие в них изменения, моменты роста, осознавать свой новый статус субъекта присвоения учебно-игрового опыта. Постепенно повышается школьная мотивация, уходит на второй план игровая деятельность.

Разработанные развивающие занятия были апробированы как в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, так и в традиционных классах в МБОУ лицей № 2 имени В.В. Разуваева г. Астрахани, и сейчас успешно проводятся в ГБОУ лицее № 1795 «Лосиноостровский» г. Москва.

Дети с интересом относятся к регулярным занятиям, а учителя отмечают заметное отличие таких учеников. Они начинают более уверенно и значительно активнее вести себя при решении заданий на уроках, быстрее и лучше справляются с задачками, требующими смекалки и наблюдательности, становятся более самостоятельными.

Приведём примеры заданий.

Цель: активизировать и развивать мыслительные способности, умение делать логические выводы, способствовать развитию организации внимания, творческого воображения.

1. Графический диктант.

Диктант диктуется по клеточкам.

Вариант 1

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(сорока)

Вариант 2

Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет.
(сорока)

2. Логические задачки.

Вариант 1

А) Вера слепила из песка столько же пирожков для кукол, сколько Надя. Вера начала лепить пирожки раньше Нади на полчаса, а закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее? (Надя)

Б) У Пети, Саши и Вовы было два ранца и один портфель. У кого из мальчиков какой предмет был, если известно, что у Пети и Саши были одинаковые предметы? (Петя, Саша – ранцы, Вова — портфель)

В) Через 4 года Любе будет на 2 года больше, чем Кате сейчас. Кто из девочек старше? (Катя)

Г) На доске написали слова цветными мелками:

БРЕД СМЕЛОСТЬ ПОКЛОН

У белого и зеленого слов одинаковая третья буква, у зеленого и голубого – четвертая. Какое слово голубое? (поклон)

Вариант 2

А) Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)

Б) Две бригады сеяли горох. Одна бригада засеяла 4 грядки гороха, вторая – столько же и еще полстолька. Какая бригада стала победителем? (вторая)

В) В реке купались дети. Они постоянно ныряли в воду и невозможно было их пересчитать. На берегу были разбросаны кеды. Всего 12 штук. Сколько детей купалось в реке? (6)

Г) Петя на дорогу к бабушке тратит 15 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с братом? (15 мин.)

Вариант 3

А) При составлении расписания уроков на вторник трое преподавателей высказали пожелания, чтобы их уроки были: по математике 1 или 2, по истории 1 или 3, по литературе 2 или 3. Сколькими способами и как при составлении расписания можно удовлетворить пожелания всех преподавателей?

(математика – литература – история

История – математика – литература).

Б) В велогонках приняли участие пять школьников. После гонок пять болельщиков заявили:

  1. Коля занял первое место, а Ваня – четвертое.
  2. Сережа занял второе место, а Ваня – четвертое.
  3. Сережа занял второе место, а Коля – третье.
  4. Толя занял первое место, а Надя – второе.
  5. Надя заняла третье место, а Толя – пятое.

Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное. Найдите правильное распределение мест.

(Сережа 1, Надя 2, Коля 3, Ваня 4, Толя 5)

В) В шкафу лежат вперемежку 5 пар светлых ботинок и 5 пар темных ботинок одинакового размера и фасона. Какое наименьшее количество ботинок надо взять наугад из шкафа, чтобы среди них была хоть одна пара (на правую и левую ноги) одинакового цвета? (11 ботинок)

Г) В поезде 11 вагонов. Наш вагон восьмой, если вести счет от головы поезда. Каким является этот вагон, если вести счет от хвоста поезда? (4)

Д) Миша, Саша и Витя купили тетради. Кто-то купил толстую в линейку, кто-то толстую в клетку, кто-то тонкую в клетку. Витя и Саша купили толстые тетради, Миша и Саша – в клетку. Кто какие тетради купил? (Саша — толстую в клетку, Миша — тонкую в клетку, Витя – толстую в линейку).

3. Найдите лишнее слово.

Вариант 1

  • ЛУФИТ (туфли)
  • МИКАБАШ (башмаки)
  • ПИТОКАЧ (тапочки)
  • ЧАРТИКЕП (перчатки)
  • НОТИБИК (ботинки)

Вариант 2

  • СКЕК (кекс)
  • ТЕЛОМ (омлет)
  • ТРОТ (торт)
  • ЛУРЕТ (рулет)
  • ЧЕНЕПЬЕ (печенье)

Вариант 3

  • ЛАРУХГЬ (глухарь)
  • ЛОБУГЬ (голубь)
  • ТЯБЕРС (ястреб)
  • ЛОСЕВОЙ (соловей)
  • БОВОРЕЙ (воробей)

4. Назовите фразы, наиболее близкие по смыслу.

Вариант 1

А) Вести честную игру
Б) Играть со смертью
В) Быть хозяином своей судьбы
Г) Играть по правилам. (а, г)

Вариант 2

А) Жить по часам
Б) В один присест
В) Одним махом
Г) Один в поле не воин (Б, В)

5. Запомните слова. Нарисуйте единую картинку из этих слов.

ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ТУЧА, КАПУСТА, СТЕКЛО, ПТИЦА, ЗАЯЦ, КАПЛИ

6. Игра на наблюдательность «Поиск предметов».

Разделить детей на команды, в течение 10 минут команды записывают как можно больше предметов, начинающихся с буквы К.

7. Угадайте слово в скобках.

8. Найдите общий конец для слов.

Вариант 1

Вариант 2

9. Игра «Наборщик».

Использую буквы из большого слова «СТАБИЛЬНОСТЬ» наберите как можно больше маленьких слов.

(стол, столб, стон, табло, лоб, ноль, бал, стан, наст…..)

10. Посмотрите внимательно, посчитайте, сколько в большой фигуре квадратов? А треугольников?

(10, 44)

11. Магический квадрат.

Расставьте в клетках числа 10, 10, 8, 8, 8, 12, 12, 12 так, чтобы в любом направлении получилась сумма 30.

   
 10 
   
 

12. Решите головоломку.

*О** *О*О*
мост голос
зонт горох

13. Найдите насекомое между строчек.

ПРИТИХ КАМЫШ, МЕЛЬКНУЛА ПТИЦА.
ВСЁ СПИТ, НИЧТО НЕ ШЕВЕЛИТСЯ.
(шмель)

14. Найдите животное между строчек.

ВЕСНА ПРИШЛА. СКАКАТЬ И ПРЫГАТЬ ТАК ОХОТА!
(ласка)

15. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

  • ЛА(…)МЬЯ (ска)
  • ЗА (…)ОДА (бор)
  • КРЕД(..)ОГ (ит)
  • СО(..)КВА (ты)
  • РО(…)ЕХА (пот)

16. Нарисуйте книгу справа от линейки, но слева от ручки.

17. Придумайте сказку про трех поросят Наф-нафа, Ниф-нифа, Нуф-нуфа и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

18. Продолжите сказку.

«Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот, однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..»

Организация работы со способными детьми в начальной школе

Организация работы со способными детьми в начальной школе

Королькова Вера Леонидовна,

учитель начальных классов

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как помочь младшему школьнику задуматься, начать размышлять над трудными заданиями, вопросами, задачами? В этом случае мною разработан курс «Решение олимпиадных заданий» для учащихся 2-4 классов. Внеурочные занятия проходят по математике, русскому языку и литературному чтению.

Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям. Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребёнка. Преподавание факультатива строится как углублённое изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических и лингвистических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности — повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой.

Рассмотрим содержание курса «Решение олимпиадных заданий» по русскому языку и литературному чтению. Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение её содержания. В соответствии с принципами связи внеклассной работы с уроками русского языка, литературного чтения оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка и литературного чтения. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

В результате внеурочных занятий через  использование активных языковых средств у обучающихся  воспитывается уважение к русскому языку и стремление к его более полному овладению. В процессе наблюдения за словом и предложением у обучающихся формируется стремление к грамотному использованию языка в письменной и устной речи, что является основой их интеллектуального развития. Посредством использования информационных средств обучающиеся получают возможность в творческом самовыражении, использовании языка с целью поиска необходимой информации в разных источниках.  

Основные виды учебной деятельности обучающихся, направленные на развитие ключевых компетенций:

— чтение, говорение, слушание, наблюдение;

— установление причинно-следственных связей;

— построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— характеристика, анализ, классификация, обобщение изучаемых объектов и явлений;

— поиск необходимой информации из различных источников;

— осуществление диалога;

— осуществление общего решения учебной задачи, с учётом различных мнений и позиций;

— сотрудничество, взаимоконтроль, взаимопомощь.     

Итогом нашей работы можно считать успешные выступления учащихся. Султаншина Света и Фатхлисламова Юлиана победители 10 краевого интеллектуального конкурса «Открой дверь в сказку» (2014г.) Мазеина Настя набрала максимальный балл по русскому языку и литературному чтению на краевом интеллектуально-творческом турнире «Марафон знаний» (2015г.), победитель районной олимпиады по русскому языку.

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные занятия с мультимедийным сопровождением, метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения. Программа предусматривает проведение традиционных занятий, проведение олимпиад, конкурсов, игр, защиту проектов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Раскрыть индивидуальные познавательные возможности одарённого ученика мне помогла олимпиада. С её помощью я развивала не только интерес к предмету, но и побуждала желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, научно-популярной литературой. Дети участвовали во Всероссийских олимпиадах ФГОСТ тест по разным предметам (данная деятельность была спланирована на весь учебный год). Динамика призовых мест, занятых моими учениками, по краю и России растёт. Кроме того, проведённые мной олимпиады, влияли на развитие личностных особенностей учащихся: стремление к самореализации, навыков планирования, самоконтроля. Это подтверждается педагогическим наблюдением, анализом анкет детей и учителей, диагностикой. Для многих детей новая олимпиада – открытие своих потенциальных возможностей. Содержание олимпиад составляют разноуровневые задания. По результатам выполнения каждого задания делаю вывод о глубине сформированности не только предметных знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий школьников. Также провожу групповые и индивидуальные занятия, консультации по подготовке к олимпиадам. Мои воспитанники имеют ряд призовых мест в районных олимпиадах.

Вот уже несколько лет в нашем крае среди учащихся начальной школы проводится Марафон знаний по теме «Люби и знай свой Пермский край». Рассмотрим Марафон как средство формирования культуры учащихся начальной школы. Марафон проводится по русскому языку и литературному чтению, математике, окружающему миру, также дети решают изобретательские задачи.

Основными целями и задачами Марафона являются:

— создание оптимальных условий для раннего выявления одаренных и талантливых учащихся, их дальнейшего интеллектуального развития;

— развитие творческих способностей детей;

— развитие у детей интереса к учебной деятельности;

— повышение интереса к культурным традициям своего края;

— воспитание чувства сопричастности с историей края.

Ученики, которые хотят выступить на данном мероприятии, читают книги пермских писателей,  обогащают свой лексический запас, учатся грамотно излагать свои мысли, решают задачи, используя краеведческие данные. Стремление познать родной край, родную культуру находит отражение в следующей деятельности учащихся:

-посещение выставок художественного творчества;

— участие в викторине «Знай и люби свой край»;

— посещение краеведческих музеев;

— просмотр презентаций и видеофильмов о родном крае;

-участие в интеллектуальных играх;

— встреча с поэтами и писателями Пермского края.

Ввиду недостаточного тестового тренировочного материала я разрабатываю или авторизирую задания для проведения промежуточных этапов Марафона знаний. Приведу примеры.

hello_html_m64ef40f1.jpgРусский язык и литература.

  • В Перми начиналась судьба писателя, который псевдоним выбрал по названию города. Назови его имя _________________________

  • О природе Пермского края записано вот так. Я иду в лес утром на траве блестит роса капли воды висят на цветах и листьях в листве деревьев звучит птичий хор на сосне вижу белку зверёк стрелой прыгает с сосны на ель. Определи, сколько в тексте предложений. Запиши.

hello_html_2659f15c.jpgОкружающий мир.

медведя, зайца, белку, соболя. Какое общее название для них можно дать? Это ____________. Как называют детёнышей зайца, которые рождаются летом__________________, а зимой_______________________________.

На заводе выплавляли _____. Сначала в посёлке было __________улиц и проулков. Улицы шли вдоль реки ________. Позже у них появились свои имена: Чердынская, ______________, Оханская и другие. В ________ году Екатерина Вторая своим высочайшим указом предписала посёлку ______________ превратиться в центр огромной губернии.

Результатом работы учителя и деятельности ученика можно считать призовые места на краевом турнире (2015г.) Организация тренировочных занятий в начальной школе открывает детям путь к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира. Такие мероприятия не только воспитывают  эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающему миру, приобщение к духовной культуре, но и способствуют развитию творческих способностей, интеллектуальному развитию ребёнка, личностному росту.

Осуществление инновационного подхода в обучении и воспитании в рамках внедрения ФГОС позволило выделить ученика как субъекта учебной деятельности; развить его интеллектуальные и творческие способности до уровня индивидуальных возможностей. Развитие этих способностей обеспечило не только эрудированность, разносторонность мышления, самостоятельность учащихся, но и создало благоприятные условия для развития личностных качеств детей: избирательность в работе с материалом разного содержания, вида, формы; осознанный выбор способов работы с материалом, умение вести диалог, отстаивать аргументированно свою точку зрения.

«Эффективные приемы обучения в начальной школе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Г. Мичуринска.

Мастер – класс

«Применение эффективных приемов обучения

в начальной школе».

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №19

Полянская Э.Н.

2018 г.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение…

И цель учителя состоит в том, чтобы научить его не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, и систематизировать накопленные знания. Наши дети зачастую так информатизированы, что заинтересовать их программным материалом практически невозможно…

СЛАЙД 2
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; И только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%

Вот и встают перед учителем вопросы: Как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом?

Как вызвать активную познавательную деятельность?
Как вызвать положительное отношение к учебе?

Как формировать УУД?

Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения…

СЛАЙД 3 МЕТОД И ПРИЁМ

СВОЙ УРОК МЫ НАЧИНАЕМ С ПРИВЕТСТВИЯ, ДЕЛАЕМ ЭТО ПО-РАЗНОМУ: можно начать в стихотворной форме, можно придумать свой ритуал и тогда дети будут с нетерпением ждать вашего урока.

СЛАЙД 4 ПОЗДОРОВАТЬСЯ

СЛАЙД 5 КРОССВОРДЫ, РЕБУСЫ, В КОТОРЫХ ЗАШИФРОВАНЫ ЗАДАНИЯ

Название: Урок без темы

Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Название: Удивляй!

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

Формирует:

Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример

Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

СЛАЙД 7 НАЙДИТЕ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ СЛОВО, РАСШИФРУЙТЕ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ.

Название: “Целое-часть. Часть- целое”.

Описание: Прием на развитие логического мышления.По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

1. Автомобиль — колесо;

ружье —

а) стрелять б) курок в) оружие

2. копейка — рубль;

рукав —

а) пришивать б) пуговица в) рубашка

Название: Игровая цель

Описание: универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;

  • умение работать в команде;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

Пример 1.

Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, а в текст вкрались ошибки, — найдите и исправьте их.


Пример 2.

На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Название: Логические поисковые задания

Технология приема: Существует очень много видов этих заданий. Я перечислю основные.

1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

2. Группировка и систематизация ( обобщить несколько слов одним понятием или термином)

3. Анализ через синтез:

4. Нахождение закономерности:

5. Найди соответствие:

Название: Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? — нет;

  • Это планета – гигант? – да;

  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

СЛАЙД 9

Название: Ложная альтернатива (прием ТРИЗ)

Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

  • Что растет не березе — яблоки или груши?

  • Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?

  • Кто быстрее плавает — котенок или цыпленок?

  • Столица России — Париж или Минск?

  • Какие звери живут в Африке — мамонты или динозавры?

СЛАЙД 10

Название: Лови ошибку

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;

  • умение применять знания в нестандартной ситуации;

  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.

Название: «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Название: Приём “Шаг за шагом”.

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор — Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Название: Приём «ФенОмен».

Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.

СЛАЙД 13, 14

Прием ассоциации использую при работе над словарным словом.

Например: мороз – холод, береза – белая, морковь – сочная, ребята- дети,

Приём мозаика: использую при работе с текстом.

Дети работают в группе, им достается текст в разрезанном варианте, им необходимо восстановить текст и презентовать его. Это может быть чтение цепочкой, хоровая декламация, чтение по ролям и т.д.

СЛАЙД 15

Приём «Лото». Дети разгадывают загадки, получают слово – отгадку, а затем учитель показывает буквы, они их хором называют и вычеркивают у себя на листочке. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно вычеркнет все буквы.

Название: Приём «» “Добавь следующее”»»

Описание: Хорошая игра КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.

Прием «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Например: метод, приём

СЛАЙД 16 , 17

— Представьте, что я корреспондент познавательного журнала «Эму», ответьте на мои вопросы.

— О чём мы сегодня говорили на мастер-классе?

— Как сделать урок ярким и запоминающимся?

— Какие приёмы вам больше всего понравились?

— Был ли полезным для вас сегодняшний мастер-класс?

Как и у каждой методики здесь есть свои плюсы и минусы.

+ помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, учат работать с книгой и текстом, развивают познавательную активность, формируют и развивают УУД учащихся, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

— Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;

Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке., чтобы работа велась в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *