Почему воруют дети: Детское воровство, или Почему ребенок ворует? | Отношения, Социум – Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Содержание

Ребенок ворует | Советы психологов что делать и как себя вести при детском воровстве (110 фото)

Просмотров: 464

Если ребёнок ворует деньги – это сигнал тревоги. Многие люди не хотят привлекать внимание окружающих, поэтому игнорируют подобные выходки. Родители не хотят верить, что их чадо могло совершить подобный поступок.

Но нельзя закрывать даже на мелкое воровство. Нужно вовремя пресекать плохие поступки, чтобы они не переросли в большие проблемы.

Содержимое обзора:

Причины воровства

Если с самого раннего возраста родители не объяснили малышу что значит «моё» и «чужое», то это обязательно отразится на его поведении. Нужно провести чёткую грань, понимание того, что чужое брать нельзя. Иначе это станет причиной девиантного поведения в будущем.

Основные причины, почему воруют дети:

  • Недостаток воспитания. Взрослые вовремя не объяснили что хорошо, а что плохо;
  • Психологические проблемы – отсутствие внимания родителей, собственные комплексы, трудности общения со сверстниками.

Если сильно захотелось

Некоторые дети не в силах справиться с желанием присвоить понравившуюся вещь. Умом они понимают, что так поступать нельзя, но не могут удержаться.

Такое воровство не имеет серьёзного негативного подтекста и происходит крайне редко. Это скорее хулиганство, которое стоит вовремя пресекать.

Самоутверждение

Неблагополучные дети, при помощи воровства, стараются добиться расположения сверстников. Они могут накупить сладостей на украденные деньги и раздавать их друзьям. Либо купить новую дорогую игрушку, чтобы хвалиться ею. Таким образом, подросток привлекает внимание, чувствует себя значимым.

Подросток может решиться на воровство, не чувствуя любви и внимания дома. Благополучные семьи сверстников часто вызывают зависть и злость, из-за недостатка общения с близкими.

Самостоятельный выбор

Нужно стараться давать ребёнку свободу выбора. Пусть сам совершит несколько покупок под присмотром мамы. Главное, чтобы это был именно его выбор.

Получив свободу выбора, у него не возникнет желания вытащить из кошелька мамы несколько монет, чтобы потратить их на желанную конфету.

Психологические проблемы

Причиной воровства часто становится желание отомстить. Дети воруют у родителей чтобы позлить их. Трудности и проблемы подобного рода мучают подростка, и кража – явный сигнал тревоги. Не стоит закрывать на это глаза.

Школьные издевательства

Проблемы со сверстниками в школе – распространённая причина воровства. Совершить кражу школьника заставляют другие ученики. Чтобы откупиться от них, он готов на всё.

Плохая компания

Окружение подростков играет важную роль. Попав в плохую компанию, дети часто воруют в магазинах. Боязнь показаться слабым и трусливым заставляет идти на преступление.

Плохое воспитание

Попытки присвоить чужое должны пресекаться с самого раннего возраста. Достаточно один раз проигнорировать проступок и рамки дозволенного будут стёрты.

Ребёнок украл. Как поступить

О том, что нужно делать, если ребёнок ворует деньги, все психологи говорят одно и то же – главное соблюдать спокойствие. Поймав своё чадо на краже, не нужно паниковать.

Выяснением обстоятельств лучше заниматься дома, избегая всеобщего внимания. Окружающим не обязательно знать о произошедшем.

Чтобы понять, что случилось, следует поговорить с ребёнком. Не стоит сильно на него давить – это только усугубит ситуацию. Применение силы не поможет получить признания.

Очень важно найти правильный подход. Спокойно обсудить произошедшее, выяснить причины. После выяснения всех обстоятельств, нужно поговорить об уважении к собственности каждого, чести и достоинстве людей. Объяснить, что воровство — недостойный и низкий поступок.

Ни в коем случае нельзя игнорировать воровство. Закрыть на всё глаза — значит одобрить подобное поведение. Почувствовав безнаказанность, ребёнок продолжит в том же духе.

Как отучить воровать

Необходимо с раннего возраста прививать ребёнку чувство ответственности – это поможет избежать проблем подобного рода. Должно быть чёткое понимание того, что за плохой поступок он обязательно понесёт наказание.

Чтобы отучить ребёнка воровать, нужно чаще уделять ему внимание. Доверительные беседы помогут определить причину плохого поведения, а зная причину, гораздо легче исправить ситуацию.

Если причиной воровства стали финансовые трудности у ребёнка, то стоит задуматься – достаточно ли карманных денег ему дают. Возможно, сумму стоит пересмотреть и проблема сразу исчезнет.

Поведение детей зачастую является отражением поведения родителей. Если родители не отвечают за свои поступки, то и ребёнок будет таким же. Исправление поведения своего чада стоит начать с самого себя.

Фото ворующих детей

Помогите проекту, раскажите друзьям:     Спасибо за лайк;)  

Почему дети воруют и нужно ли наказывать ребенка за воровство?

 

Дети — это наше будущее! И оно немного меркнет при совершении ребенком такого постыдного поступка, как воровство. В такой ситуации любой родитель впадает в ступор и начинает задаваться вопросами о дальнейших действиях по отношению к своему чаду. Главное в этом деле, не паниковать, а выяснить, почему ребенок начал воровать и обдумать последующие шаги в его воспитании, чтобы добиться полного понимания совершенного поступка. Психологи утверждают, что каждый из нас в детстве совершал незначительное воровство. И в этом нет ничего странного. Но разберемся во всем по порядку.

Почему ребенок ворует

Детское воровство не является врожденным рефлексом. Эта привычка формируется постепенно в зависимости от многих факторов. Причины детского воровства могут быть следующими:

  • Невозможно устоять. Маленькому очень хочется получить приглянувшуюся вещь или вкусное лакомство, а сил отказаться от своего желания, нет. В основном он понимает, что совершает запрещенный поступок, но без подсказки взрослого не способен остановиться. Виной такого действия является возраст ребенка, а именно неразвитость мозговых отделов, отвечающих за самодисциплину.
  • Ради доброго дела. Звучит странно, но у детей встречается часто. Чтобы сделать приятно своим близким или понравившейся девочке (мальчику), ребенок берет без разрешения деньги на покупку подарка или уже готовую вещь без спроса. Малыш не совсем понимает, что совершает кражу, так как нравственные устои еще не сформированы, и он не видит всей полноты картины.
  • Привлечь внимание. Очень часто дети таким своеобразным образом заставляют взрослых обратить на себя внимание. В таких ситуациях родителям нужно пересмотреть свое отношение к ребенку и подарить ему заботу, внимание и любовь.
  • Плохая компания. Авторитет среди сверстников может заставить ребенка пойти на такой отчаянный шаг. Не секрет, что дети хотят казаться взрослее своего возраста, а после признания со стороны старших ребят, дети чувствуют себя храбрыми и смелыми, забывая, что совершили кражу.
  • Вымогательство. Бывают случаи, когда старшие школьники требуют деньги с малышей, запугивая их различными издевательствами. Если вы заподозрили что-то подобное, необходимо взять инициативу в свои руки, иначе ребенок сам не справится.

 

Разбираемся в мотивах, если маленький человек ворует и в школе и дома

Сталкиваясь с воровством у себя дома, детский поступок можно оправдать невниманием с родительской стороны или страхом ребенка попросить определенную сумму на новую покупку. Но если подобные случаи происходят еще и в школе, то это серьезный повод задуматься над возникшей проблемой.

 

Почему же дети воруют дома и в школе?

Возможно, ваше дитя не видит ничего плохого в воровстве в целом или в домашних условиях ему все сходит с рук за подобные провинности. И в первом и во втором случае необходимо проводить беседы на тему моральных устоев в обществе, объяснять на понятном детям языке о преступных основах подобных поступков.

Мотивом для совершения краж может служить тяжелое стрессовое состояния ребенка. Это могут быть разногласия в семье, постоянное недовольство сыном (дочерью), развод родителей, постоянное невнимание со стороны близких людей и прочее.

Мотивы хищения у разных детей не схожи друг с другом, так как каждый человек индивидуален. Но родителям необходимо всячески пресекать такие поступки. А малышу необходимо чувствовать вашу поддержку и заботу. Поэтому при общении с ребенком вы должны вести себя сдержанно и спокойно, уделять внимание ему, выдумывать увлекательные совместные занятия и играть в интересные для него игры.

 

Что делать, если вор пойман

При случившейся краже родителям необходимо принимать конкретные меры и решать, как наказывать ребенка за воровство. Все действия должны быть обдуманными и согласованными между двумя родителями.

Если ребенок украл из дома деньги, то для начала проведите беседу и выясните, для каких целей была совершена кража. Проблема может оказаться вполне решаемой и подобных случаев больше не повторится. Но если деньги у родителей продолжают пропадать, а разговоры и объяснения ни к чему не привели, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

При краже чужой вещи также необходимо разъяснение понятий «своего» и «чужого», выявление причин совершившегося факта. Попробуйте поддержать ребенка и объяснить ему, что воровать нельзя, расскажите о подобной ситуации, но только произошедшей с вами. Поясните, что вам также было сложно и стыдно, но вы справились с ситуацией.

Есть несколько правил-рекомендаций, чего нельзя делать:

  1. Ни в коем случае не запугивайте ребенка полицией и всеобщим позором;
  2.  Не сравнивайте с другими более «правильными» детьми;
  3. Не надевайте ярлыков «вора» и «грабителя»;
  4. Никогда не начинайте разговора при свидетелях.

 

У стыдной проблемы есть возраст

Дошкольники (дети в возрасте 5-6 лет) уже хорошо понимают факт присвоения чужих вещей, но не ощущают аморальности своих деяний. В силу детского эгоизма малыш может воровать игрушки из детского сада или взять их у друга для домашнего пользования. В таком случае родители должны спокойно объяснить малышу, что брать чужое нельзя и вместе вернуть игрушку. Если вы поймали ребенка на воровстве в магазине, то следует показать ему, как нужно оплачивать товар или даже предоставить возможность поучаствовать в процессе. А по возвращении домой обязательно обговорите с ним произошедшую кражу в магазине и убедитесь, что малыш понял вас.

Дети школьного возраста уже более осознанно совершают кражи. В этих случаях необходимо быть крайне внимательным к поведению своего чада и наказывать за воровство. Причины воровства у детей младшего школьного возраста символизируют желание обладать яркой и красочной вещью, либо об эмоциональной нестабильности в неблагополучной семье. В возрасте 11-12 лет похищение в магазине будет означать желание продемонстрировать своим сверстникам независимость и смелость. При краже у одноклассников ученик может демонстрировать скрытую обиду или зависть к сверстникам.

Но будьте внимательны и наблюдательны, ведь в таком возрасте они способны избежать наказания с помощью лжи. В таком случае совет психолога поможет сгладить проблему.

 

Особенности 7 лет

В семилетнем возрасте у детей усиливается интерес и чувство собственности в отношении своего имущества. Для получения ценной для себя вещи малыш способен воровать деньги дома, чтобы потом потратить их, обменять или подарить своему другу. Родители должны отслеживать такие проявления ребенка и пресекать воровство денег. В этом возрасте дети могут взять что-то у учителя, у друзей или в магазине. Возможно, ребенок чувствует себя обделенным и испытывает желание обладать тем, чего у него нет, поэтому и берет чужие вещи. В основном проблема воровства этого возраста скрывается в психо-эмоциональном состоянии малыша. Проявите к малышу понимание, и помогите ему справится с чувством стыда. По возможности верните вместе украденную вещь владельцу и как компенсацию за плохой поступок сделайте что-то хорошее и полезное.

 

Профилактика. Что делать, чтобы предотвратить

Поведение родителей является для детей лучшим примером для подражания. Порядочность и честность воспитываются исключительно по наглядному примеру. Подобная модель поведения считается отличным профилактическим средством при детском воровстве. Рассмотрим пути решения проблем детского воровства:

  1. Доверительные отношения. Для установления таких отношений делитесь с сыном (дочерью) своими переживаниями и расстройствами, рассказывайте случаи из своего детства с подобными проблемами. Главное, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным.
  2. Ответственность. Придумайте для него ответственное занятие в пределах дома. Например, кормление питомца, полив цветов, мытье посуды и прочее. Такое обязательство постепенно отучит ребенка от воровства.
  3. Поучительные сказки для детей. Такие сказки оказывают на ребят сильное впечатление. На примере героев рассказов дети учатся понимать моральные нормы поведения в обществе. И смысл плохого поступка проникает в сознание ребенка в более доступной форме. Например, можно прочитать с ребенком рассказ о воровстве Н. Носова «Огурцы».

Помните, что ребенку важно ваше понимание, сочувствие и участие в его детских проблемах. Пускай они выглядят для вас смешными и неважными на фоне взрослых, но малыш так не думает и переживает по-своему. Задачей родителей является направить мышление ребенка в нужное и полезное направление.

Статья по теме: Почему дети воруют

Почему дети воруют.


Автор: АННА ФЕНЬКО

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство — очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие «постыдные» семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать — непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая — это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина — затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства — это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления «сознательности». Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство («не мог удержаться», «очень захотелось») иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них — симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок , даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил. Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в «Макдональдсе», а половину подарил другу, «потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам». Все остальные кражи носили такой же «нерасчетливый» характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию — проявлять к сыну побольше любви и внимания — терапевт так и не решился произнести вслух.  Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.  Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к «суперменству». Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то «бизнесом». В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию — очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким». Такое возможно, например, если подобная «классовая ненависть» культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным «суперменом». Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей — то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между «моим» и «нашим». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в «безраздельную» собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком — например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Почему дети воруют?

Для любых родителей это, как правило, шок: ребенка ведь в семье никто не учит воровать, а он вдруг берет чужое… И самое суровое наказание не всегда действует, так как мы, пытаясь бороться со злом, “не зрим в корень”. “Почему дети воруют?” — с таким вопросом мы обратились к разным психологам Минска. И вот какой коллективный ответ получили.

Это нормально, считает большинство из них, когда ребенок в 3—5-летнем возрасте что-то тащит в дом с улицы. Например, совок из песочницы. Даже если в ней в тот момент сидел еще один мальчик, о чем вам удалось узнать позже, не торопитесь отшлепать малыша. Это пока не воровство, а просто социальная незрелость. Главное, не поленитесь взять ребенка за руку и вместе отнести совок обратно в песочницу — его законному владельцу. То же надо сделать и когда ребенок постарше приносит с именин друга, к примеру, красивую запонку, “валявшуюся в углу на полу и никому не нужную”. Не тратьте зря время на выяснение, действительно ли она валялась, и стенания типа: “Украл — так имей мужество в этом признаться!” (заведомо оскорбляя его недоверием). Сейчас как раз-таки важнее — ведь он не спрятал от вас свою находку! — объяснить ребенку, почему нельзя брать чужие вещи, пусть даже они лежат в мусорном ведре. Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу. Сделав это однажды и натерпевшись стыда (не очень-то приятно кому-то доказывать, что ты не вор), ребенок в следующий раз хорошенько подумает, прежде чем подбирать то, что “плохо лежит”.

Ошибка ребенка — это родительская ошибка, чего, как правило, не хотят признавать сами родители. Не объяснили ему вовремя, что хорошо, что плохо, не откликнулись на его просьбу и раз, и два, не заметили, что стал скрытным и неразговорчивым (не пристает — и слава Богу!) — ждите рано или поздно “грозы”. С потребностью, перерастающей в стойкое желание (а это гораздо сильнее, чем просто потребность) заполучить то, что имеют все его сверстники, ребенку уже не справиться! И он решит-таки свою проблему — с помощью родителей или без нее…

Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте — отсутствие у детей денег на карманные расходы. “А зачем они ей? — недовольно парировала вопрос психолога женщина, чью дочь в классе стали подозревать в воровстве. — Я сама знаю, что надо моей дочери, и у нее, поверьте, все есть: и хорошая одежда, и компьютер… Еще и деньги давать? Ну, не хватало!” В том-то и дело, что девочке той нужен был не компьютер, а дешевенькие конфеты-сосульки, которые ее одноклассники на переменах покупали в киоске… В каждом возрасте у детей — свои запросы. В 1—3-х классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, в 3—5-х — разных приставок, дальше — больше (вспомните, кому из нас в 9—10-м классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, лучше фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него “на поводу”. Все эти периоды — жвачек, приставок и т. д. — быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность: у всех есть, а у меня нет, — желание обладать чем-то во что бы то ни стало могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь, — краже.

Еще некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к… мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи. Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему “мелочь” не считает преступлением…  

Почему ребенок ворует?


МАЛЫШ должен быть обут, одет, всегда накормлен. Он нуждается в игрушках, к тому же ему необходимо ходить в платные секции и кружки. И вот, мать с отцом, выбиваясь из сил, берут все больше и больше дополнительной работы, ведь потребности подрастающего отпрыска все время увеличиваются. Он начинает сравнивать себя с окружающими, ему нужны часы, как у Коли, и куртка, как у Пети. Возможно, родители и рады бы были меньше выкладываться на работе, но желания ребенка — превыше всего.

Практически все родители, работающие с утра до ночи, испытывают чувство вины перед своим чадом. Они знают, что уделяют ему слишком мало времени. И пытаются компенсировать недостаток любви всевозможными подарками. Ученые подсчитали, что среднестатистическая работающая мать уделяет своему ребенку 12 минут в день (имеется в виду полноценное общение «глаза в глаза», а не мимолетные реплики и замечания).

Потихоньку ребенок привыкает к тому, что родители готовы от него откупиться. Эта суррогатная любовь не приносит желанного удовлетворения его естественной потребности любить и быть любимым, но становится своего рода привычкой, которая заменяет ему радость от общения с родителями. И такой допинг нужен ребенку все в больших дозах.

— Примерно в переходном возрасте дети неожиданно для родителей начинают воровать деньги из дома. Родители впадают в панику и ставят замки на двери. Но проблема не решена, — рассказывает Александр Литвинов, кандидат медицинских наук, психиатр Московского городского психоэндокринологического центра.

Ворующих детей можно условно разделить на три группы:

1. Дети из благополучной семьи.

2. Дети, попавшие в плохую компанию.

3. Дети, больные клептоманией.

Обделеныши


Дети из первой группы, несмотря на внешнее благополучие семьи, чувствуют себя обделенными. Им просто не хватает любви и ласки. И они проецируют свои проблемы на то, что более значимо в их жизни, — деньги, игрушки. Порой им кажется, что они не просто украли что-либо, а отомстили родителям. При этом дети не воруют на улице или в гостях.

Как бороться: не стоит слишком жестко и директивно относиться к ребенку. Постоянные запреты нередко дают обратную реакцию: боясь быть наказанным за проступок, ребенок подсознательно может стремиться к риску. Он ловит своего рода «кайф» от того, что может быть пойманным, в его кровь в это время выделяется много адреналина.

Есть и другое объяснение. Ребенку не хватает внимания. В психиатрии это называется «негативный нарциссизм». И с этим можно бороться, переключая ребенка на новые увлечения, занимаясь вместе с ним, гуляя. Введите в привычку устраивать непременные семейные ужины в будни и праздничные обеды в выходные. Пусть он почувствует себя частью семьи — причем любимой и значимой. Даже если в это время в семье есть маленький ребенок — уделите внимание старшему: он больше нуждается в вас. Ведь малышу пока нужны лишь молоко, сухие пеленки и погремушка. А старший хочет общения.

Научитесь говорить с ребенком по душам. Не стоит думать, что время упущено и воспитывать его нужно было с рождения. Никогда не поздно стать другом своему ребенку. Попытайтесь поинтересоваться, что же на самом деле его беспокоит, — и не ждите мгновенных грандиозных откровений. Возможно, вам понадобятся долгие месяцы, а может, и годы совместного поиска решения проблемы. И тем не менее ребенок оценит ваше участие в его судьбе и со временем научится посвящать вас в свои тайны, но при условии, что вы будете другом и советчиком, а не цербером. Как бы ни было трудно, учитесь не высказывать свои мысли в виде нотаций и причитаний типа: «Мы в ваши годы не такими были» и «Почему у всех дети как дети, один ты у меня дурак».

Плохие друзья


Мы привыкли все сваливать на друзей. Плохая компания, заставили своровать… Но ведь не каждого подростка можно сбить с толку. Поэтому причину воровства нужно искать в первую очередь в семье. «Поведение жертвы», неумение сказать «нет» формируют в ребенке тоже родители.

Как бороться: взрослым придется пересмотреть свои жизненные приоритеты. Терпеливо и последовательно говорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так уж и много. А тот, кто желает тебе зла и подводит тебя под уголовное преступление, — не может называться твоим другом. И пусть мальчуган (или девочка) почитает Уголовный кодекс — это полезно не только для общего развития. Вдохновите ребенка на поиск новых друзей, новых развлечений. Пусть он реализуется, откроет в себе новые таланты, пойдет в спортивную секцию.

Ну а если конфликт с компанией зашел слишком далеко, его избивают и шантажируют — обратитесь в милицию. Защищать вас — их долг. И прибегните к помощи других родителей — вместе изгнать зачинщиков и откровенных уголовников из жизни детей всегда проще.

Клептомания


Больные клептоманией обычно испытывают непреодолимую тягу к воровству. Им даже не нужны вещи, которые они воруют. Важен сам процесс. Истинные причины заболевания кроются в глубоких детских комплексах.

Как бороться: обратиться к психологу или психиатру. Родители, к сожалению, не всегда готовы услышать правду о себе или многочисленные упреки в свой адрес. А врач не поменяет мнение о пациенте, даже узнав о его страшных поступках, и поможет ребенку вновь пережить детские обиды и простить их окружающим и самому себе.

                                                                                                                                 

: Развитие ребенка :: «ЖИВИ!»

Начнем с того, что истиной клептоманией страдает очень небольшой процент детей. Патологическая потребность в воровстве — явление крайне редкое. Зачастую за первыми попытками взять чужое стоят причины с одной стороны весьма простые, но с другой — не всегда очевидные для родителей. 

Недостаток информации у малыша 

Годам к трем у ребенка начинает формироваться четкое понимание «свое-чужое». Если в семье не принято подчеркивать принадлежность тех или иных вещей кому-либо из членов семьи, то долгое время, вплоть до выхода в активный социум, у ребенка все тоже будет «общим». «Для него будет вполне уместным взять без спроса чужую игрушку, положить к себе в сумку и унести домой, причем сделает он это без злого умысла, — рассказывает Наталья Шахова, семейный психолог центра планирования семьи восточного округа. — Чтобы избежать подобных казусов, начиная ребенку с 3-х лет трех лет важно начинать подчеркивать, кому принадлежит та или иная вещь, объяснять: если есть желание эту вещь взять, спроси у владельца. У ребенка так же должны быть свои игрушки, свои вещи. Желательно, чтобы взрослые так же спрашивали разрешения: могут ли они взять его машинку, куклу, книгу». 

Если объяснения идут в разрез с реальным положением дел в семье, то нравственные нормы ребенок не усвоит. «Бывает, взрослые сами нарушают границы друг друга и ребенка, нет четкого понимания «свое-чужое», нет понятных правил, что можно брать, а что нельзя, — говорит Анастасия Кальчинская, клинический психолог. —  В случае, когда в семье все общее, ребенку позволено не спрашивать разрешения у родителей, чтобы взять деньги или вещь, может создаваться впечатление, что в доме царит атмосфера полного доверия и взаимопонимания. Но нельзя забывать о границах. Иначе,  когда ребенок возьмет больше, чем вы себе представляли, донести разницу будет сложнее, ведь уже усвоено, что все можно. Эту модель ребенок вполне способен перенести на отношения вне дома. Или другой пример нарушения границ, которое также мешает усвоению нравственных норм. Для ребенка ограничения есть, а вот родители вправе как угодно поступать с тем, что принадлежит ему. И тогда ребенок может бессознательно усвоить, что такое поведение допустимо по отношению к другим людям». 

Особенности нервной системы 

Подвижные дети, имеющие сложности с удержанием внимания склонны к так называемому импульсивному воровству. Его можно охарактеризовать одной фразой: сначала сделал, потом подумал. Если спускать такие кражи с рук, они входят в привычку и могут в будущем совершаться вполне осознанно. «В таком случае важно искать первопричину воровства, точнее сбалансировать процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга малыша, — комментирует Наталья Шахова. — Есть немало упражнений, которые помогают развивать усидчивость, внимание, тренируют силы воли». Поймали такого ребенка на краже? Оцените его поступок (не самого малыша) и предложите несколько вариантов, как можно данную ситуацию исправить. Например, вернуть украденную вещь, плюс сделать дополнительный подарок для пострадавшего.

Неспособность справиться с собственными желаниями

Обратите внимание на поведение школьника в разных сферах жизни. Легко ли он садится за уроки или приходится напоминать? Следите ли вы за соблюдением простых норм гигиены и порядком в комнате или вашего вмешательства здесь не требуется?  Следует ли ребенок правилам в играх или постоянно нарушает, ведет себя так, как ему удобно? 

«В младшем школьном возрасте начинают формироваться функции самоконтроля и волевой регуляции, — говорит Анастасия Кальчинская. —  Если этого не происходит, если родители продолжают осуществлять внешний контроль и не помогают ребенку приобрести внутренний, то сдерживать себя ребенку сложно самостоятельно. Вот и одна из причин воровства: у ребенка есть «хочу», и он не может отказать себе в желании что-то взять, даже если знает: вещь ему не принадлежит. Желание может быть настолько сильным, что усилия воли ребенка будет недостаточно, он действительно не способен сам себя остановить, при этом может понимать, что поступает неправильно, испытывать смущение и стыд, но продолжать воровать, сильно желая получить какую-то вещь». 

Привлечение к себе внимания 

Эта причина воровства характерна для детей, которые отлично понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Вот только в семье, когда ребенок ведет себя «правильно», на него никто не обращает внимания, а любой неблаговидный поступок — и он становится центром мироздания. К воровству прибегают дети, которые остаются без достаточного внимания родителей по вполне уважительным житейским причинам: много работы, переезд, сложности в семье. «Родителям очень важно подкреплять вниманием хорошие, с социальной точки зрения, поступки ребенка, — объясняет Наталья Шахова. — Чем больше в этой ситуации вы будете его одобрять, поддерживать, тем меньше будет его желание попробовать нечто негативное. Очень важно при любой загруженности показывать ребенку свою любовь и внимание. Важно понять, какое выражение чувств будет воспринимать именно ваш ребенок. Кому-то важно просто пообниматься, кому–то — чтение по вечерам, а кому-то — активные развлечения с папой и мамой. Как только поймете, что важно для вашего ребенка, сразу отпадет отговорка о нехватке времени». 

Трудности в общении со сверстниками 

Современные детки быстро понимают, что купить дружбу гораздо проще, чем выстраивать подобные отношения без «финансовых вложений». Для многих малышей такая сделка —последний шанс найти свое место в коллективе, если с ними не хотят общаться, потому что он толстый, не владеет каким-то навыком, у него папа — сантехник…. Из дома начинают пропадать вещи, деньги, которые потом обнаруживаются у новых приятелей ребенка. «Многие родители думают, что ребенок сам должен найти себе друзей, суметь найти с ними общий язык — это очень большое заблуждение, — рассказывает Наталья Шахова. — На первых порах, пока ребенок еще прислушивается к вашему мнению, очень важно привести его в нужный коллектив, в буквальном смысле слова подвести к определенным детишкам, организовать их совместную деятельность. Идеальный вариант — любой кружок по интересам вашего ребенка, где он сможет подружиться с детьми, имеющими схожие склонности и задатки».

Каким бы страшным ни казалось родителям детское воровство, важно абстрагироваться от своих эмоций и сделать все возможное, чтобы кражи не стали нормой. Верьте в своего ребенка, сохраняйте доброжелательные отношения с ним, несмотря на его поступки. Помните о том, что ваша цель — не выпустить свой пар, а помочь малышу разобраться в ситуации и сделать из нее соответствующие выводы. 

«Не обвиняйте ребенка, если у вас нет неоспоримых доказательств, даже если вы уверены, что украл именно он,  — говорит Анастасия Кальчинская. — Подойдите к разговору осторожно. Помните, что ребенку сложно говорить об этом, воздержитесь от скандалов, угроз, упреков. Сначала справьтесь со своими чувствами, не пытайтесь решить проблему, когда вы злы на ребенка, взволнованы и выведены происходящим из себя. Успокойтесь и помните, что ребенку нужна помощь, а не наказание, что вы – его защита и опора, а не судья и палач. Поймите, кража – это проблема, причины которой важно устранить, а не преступление, которое следует искоренить. Дайте ребенку уверенность в том, что вы его понимаете и не бросите в беде. Постарайтесь устроить доверительную беседу, цель которой — не призыв к ответу или признание, а возможность понять, что же происходит с ребенком, что он чувствует, о чем тревожится. Попробуйте вместе найти решение проблемы, пусть ребенок сам предложит варианты. Поговорите о ваших чувствах, объясните, что происходит с вами (тревога, беспокойство, страх), но не давите на чувство вины ребенка и подчеркните, что вы на его стороне. Обязательно выясните причины кражи и решите, как владелец получит обратно свою вещь или деньги. Ваша позиция должна быть четкой: воровство — это недопустимо, но дайте оценку не личности ребенка («ты плохой»), а поступку».

Мой ребенок – вор? 11 шагов родителей в случае детского воровства

Содержание:

Реклама
Реклама

Детское воровство — один из самых пугающих для родителей типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Детское воровство

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Реклама

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только гены тут ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Что делать, если ребенок ворует

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его воспитанием, придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Как отучить ребенка воровать — эффективные методы и способы

Что делать, если ребенок врет и ворует? Деньги – неотъемлемая часть нашей жизни. Дети начинают понимать это с младенческих лет. Один ребенок, единожды украв, раскается и больше никогда этого не сделает. Другой, почувствовав «вкус», продолжает так же поступать, несмотря на уговоры и наказание. В этой статье попробуем разобраться в причинах воровства и в поведении родителей, чтобы избежать возможности вырастить из ребенка асоциальную личность.

Причины воровства

ребенок ворует

Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей — узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

Почему малыш ворует? Вариантов детского воровства несколько:

  • Ребенок делает это только иногда. Он тащит всякую мелочевку, но только в подходящей ситуации.
  • Ребенок, несмотря на скандалы, физическое и моральное наказание, ворует часто, все подряд, в разнообразных ситуациях.

В первом варианте есть возможность, что при благоприятной обстановке воровство сойдет на нет. Во втором — налицо потеря времени в воспитании ребенка. Существует опасность, что ребенок вырастет асоциальной личностью. На практике такие дети уже не совсем контролируют свои позывы украсть. Но проблемы проявляются не только в этом. Не ладится учеба, нет понимания в отношениях с ровесниками, нет желания вообще что-то делать. Это означает, что потерян волевой контроль. Во время школьного кризиса, с 7-8 лет, у ребенка вырастают потребности, неконтролируемое желание иметь определенную вещь усиливается.

Пример взрослых

Ребенок в подростковом возрасте чаще копирует своих «предков». Именно по этой причине дети родителей, находящихся в местах заключения за кражу, лезут в карман рядом стоящего человека. К сожалению, такое случается крайне часто.

Геройский или постыдный поступок?

почему дети воруют и как отучить ребенка

Как отучить ребенка 8 лет воровать? Чаще всего он ворует отнюдь не потому, что очень нуждается и ему не хватает карманных денег. Причиной может стать желание выделиться среди своих друзей, получить от них одобрение, показаться более крутым. Не секрет, что в воровстве дети не видят криминала. В своей среде это принимается за «ловкость рук». Такое поведение одобряется собравшимися в группу детьми, особенно в подростковом возрасте. Именно стадный инстинкт чаще всего подталкивает ребенка из благополучной в финансовом плане семьи на совершение кражи. Рассказы о «геройском поступке» — воровстве лидера дворового сообщества, провоцируют на эти же подвиги других, более безвольных детей. Детям интересно находиться в окружении сильных ребят. Если самооценка ребенка занижена, он будет воровать и хвастаться этим только по той причине, чтобы не показаться слабаком.

Если ребенку в детстве не объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо», не научили нормам морали, подкрепляя все это своим поведением, ребенка как личность можно потерять навсегда. Дети – это сырец, из которого лепится самодостаточная личность. Психологами изучалась ситуация, когда воровством занимается ребенок обеспеченных родителей, семья которого вполне может показаться образцовой, но проблема есть, и ее надо решать. Ошибка родителей в воспитании начинается в тот момент, когда они при виде игрушки, принесенной из садика, умиляются его предприимчивости. Родители таким поведением дают ребенку добро на то, что чужое можно брать.

Вымогательство

Не секрет, что старшие дети могут отбирать у младших деньги. Ребенок, который не имеет доверительных отношений с родителями, впоследствии может не только воровать деньги, но и выносить из дома вещи.

Что ребенок стал жертвой вымогательства, можно определить по его поведению. Он изворачивается, обманывает, плачет. Если в семье нет доверительных отношений, он будет скрывать, что его заставляют воровать. С одной стороны, он боится непонимания своих родителей и неправильного реагирования на это, с другой – угроз и избиения со стороны сверстников. Если шантаж все-таки выявится, когда ребенку за непослушание грозит физическая расправа, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы.

Мотив воровства из лучших побуждений несколько отличается от других причин. Не имея возможности сделать близкому другу или родственнику подарок, он может пойти на неблаговидный поступок. В детстве еще не полностью сформированы нравственные правила жизни. Возникшее желание сделать подарок посредством воровства еще не тормозится жизненными устоями.

Разновидность воровства — импульсивное

как отучить ребенка воровать игрушки

О том, как отучить ребенка воровать деньги, мы расскажем далее. Сначала рассмотрим виды данного явления. Несмотря на разные причины возникновения воровства, психологи выявили несколько его разновидностей.

Иногда ребенку сложно устоять перед открыто лежащей, желанной вещью. Это считается импульсивным воровством. Ребенок понимает, что это плохо, что воровать нельзя, но соблазн велик, а психика еще не устоявшаяся. Ребенку трудно сопротивляться возникшему желанию обладать этой вещью. Стыд отходит на второй план.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Клептомания у детей

Единственное воровство, считающееся болезнью – это клептомания. Желание украсть не поддается контролю даже у детей с четко установленными нормами морали. Целью такого воровства не является получение материальной выгоды. Это психическое расстройство, наличие которого может определить только специалист – психиатр. Болезнь требует обязательного медикаментозного лечения вместе с наблюдением психотерапевта за течением патологии.

Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

как отучить малыша воровать у родителей

Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

  1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
  2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
  3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

как отучить ребенка воровать

Выявление причины воровства и краж – одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

  1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
  2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
  3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
  4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

Воровство игрушек

Если ребенок ворует деньги у родителей, как поступить? Реакция на выявление воровства у мамы с папой должна быть адекватной. То есть соизмеримой с поступком и возрастом ребенка.

что делать если ребенок врет и ворует

Например, многим интересно, как отучить ребенка воровать игрушки. В данном случае психологи советуют предоставить ему возможность выйти из создавшегося положения самостоятельно. Например, мы имеем дело с малышом, который первый раз уличен в воровстве. Если мама убеждена, что именно ее ребенок взял чужую игрушку, надо дать возможность ее вернуть незаметно. Малыш интуитивно понимает, что совершил неправильный поступок. Но ему стыдно открыто сказать об этом. Поэтому подскажите ему: «Наверно, домовой захотел поиграть с этой машинкой? Давай уговорим его отдать ее». Также обязательным психологическим приемом является убеждение ребенка рассказать подробно, как это случилось. Вина обязательно должна быть доказана. Нет гарантии, что вашего сына или дочь обвиняют в краже обоснованно. На ребенка благотворно повлияют ваши попытки защитить его. Плохой признак, если при всем доказанном он врет и изворачивается, чтобы уйти от ответственности. В том случае надо донести до него невозможность такого поведения. Обман недопустим по отношению к другим людям. Принципы ответственности за проступки никто не отменял. Ваш ребенок должен усвоить жизненный порядок: если украл — должен вернуть, если нанес вред – возместить его, если обманул человека – сказать правду. Но ни в коем случае нельзя выбивать признание. Тогда установление причины проступка будет невозможным. Раскаяние и признание должны быть добровольными и вызывать удовольствие от сделанного.

В будущем надо добиваться, чтобы ребенок спрашивал разрешения у взрослых перед тем, как брать определенную вещь.

воровство игрушек

Не отталкивайте ребенка!

По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

Присмотритесь к окружению

Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.

Детское воровство: причины и методы борьбы

Причины детского воровства

Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

  1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
  2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
  3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

Что делать, когда преступление раскрыто

Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи, иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

Профилактика воровства и опыт родителей

Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и  он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

Детское воровство цифрах

  • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
  • 75% из них делали это только 1 раз
  • 20% магазинных краж происходит импульсивно
  • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
  • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

Реальные истории

Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

Ирина, 43 года, госслужащая:

«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

Игорь, 30 лет, музыкант:

«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *