Консультация для родителей «Ребенок кусается ! Что делать?»
РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ?
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели обносится к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Любой ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз вернулся домой со следами чьих-нибудь зубов на теле. Маленькие дети кусаются, это факт. Иногда следы зубов видны только во время переодевания, они не бросаются в глаза и родители порой их не замечают. Иногда они выглядят, как зловещие часы на детской ручонке или спине.
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая — желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты — достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Что делать?
- Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
- Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», «Кусать можно только яблоки». Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
- Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
- Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
- Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
- Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
- Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
- Если вас укусил ребенок — не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
- Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
- Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
- Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться — в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно — нельзя, хорошо — плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
- При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
- На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
- Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка
Педагог-психолог
советы психолога, что делать и как отучить, если кусает себя за руку сам, почему в 2 года, 1 год,
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов — очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом.
Почему он это делает?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
- Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
- Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
- Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
- Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
- Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
- Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
- Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
- Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
- Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
- Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
- Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
- Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
- Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дети, которым просто нравится кусаться.
Как бороться?
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.
Когда обращаться за помощью к специалистам?
На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.
Советы психолога
Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?
Задача родителей — как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.
Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.
Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни, первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом. Одним из самых странных и обидных проявлений этого некомфортного поведения является привычка кусаться. Кусачесть нередко начинает проявляться еще дома, а в условиях детского садика достигает своего «апогея». Так почему же ребенок проявляет столь «животный» тип агрессии? Что движет им? Может он таким образом пытается завоевать свое «место под солнцем» или же такая реакция может иметь скрытый подтекст. Попробуем разобраться вместе.
Причины детской «кусачести»
Если привычка кусаться появляется до того, как ребенка отдают в детский сад, то это может говорить о неблагополучной обстановке в семье. Родителям следует присмотреться к себе и к тому, как они относятся к своему карапузу. В «тяжелой» семье ребенок постоянно подвергается стрессам, чувствует страх и даже ненависть.
Раннее детство вообще должно быть периодом положительных эмоций, ведь дети только начинают «присматриваться» к окружающей обстановке; самые первые впечатления – наиболее глубокие, чаще всего они остаются на всю жизнь и формируют личность человека. В некоторых религиях дети до года (или чуть больше) даже объявляются «безгрешными»; если исключить мистику, то в этом есть определенная доля правды.
И что происходит, если первыми впечатлениями маленького ребенка становятся злоба, агрессия, ругань и прочий негатив? Маленький человечек, естественно, пробует отвечать тем же. Вот так дети и начинают кусаться, а также драться и вообще набрасываться на людей.
Бывает, что внешне семья – вполне благополучная, даже любящая. Однако методы воспитания в ней специфические: ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости (которых он порой сам еще не понимает и не осознает, за что именно его наказывают).
Такое отношение к себе малыш воспринимает точно так же, как и поведение окружающих в неблагополучной семье (в которой родители – алкоголики, наркоманы и т. д.), а иногда и сильнее, ведь он сталкивается с настоящим лицемерием – на словах родители как будто любят его, но на деле показывают обратное. Кусаться в такой обстановке ребенок начнет с не меньшей вероятностью.
Но бывают и «гиперактивные» дети, которых родители, наоборот, слишком сильно балуют. Очень маленький ребенок может кусаться, так сказать, инстинктивно, мать с отцом умиляются этому и позволяют ему кусаться дальше. Таким образом малыш выражает самые разные чувства, порой даже положительные, и со временем, если его не отучать, он не понимает, что укус – это больно. Неопытные родители, кстати, тоже могут не заметить, что у их ребеночка зубы уже окрепли и теперь укусить он может «по-настоящему». Подобный способ общения он переносит и в детский сад.
Обобщая причины детской «кусачести», можно выделить следующие:
- Тяжелая атмосфера в семье
- Реакция на боль или аллергические проявления
- Обида или злость на кого-то из домочадцев или детей в коллективе
- Много запретов
- Неумение выражать свои чувства другим способом
- Дурной пример сверстников
- Излишняя активность, гиперактивность детей.
Но ребенок может не «принести» в садик привычку кусаться из дома, а сформировать ее уже находясь в детском коллективе. В данном случае дело состоит в том, что дети очень быстро друг у друга учатся, как хорошему, так и плохому. И кусаться чадо начинает под воздействием влияния сверстников.
Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Когда привычка перерастает в болезнь
Если своевременно не бороться с данной вредной привычкой, впоследствии она может перерасти в полноценную болезнь. Это происходит по мере взросления ребенка. Можно сказать, что при поступлении в школу, кусающийся ребенок уже является психически больным.
С одной стороны, к началу первого учебного года он должен уже многое понимать, однако повзрослевший «малыш» продолжает кусаться. С другой стороны, сама «привычка» с возрастом только развивается, и в первые учебные годы из «кусаки» получится ущербная личность с девиантным поведением.
В это время бороться с «кусачеством», неконтролируемой агрессией и всеми остальными «прелестями» должны уже врачи – психиатр, невролог, детский психолог, — но даже для специалистов справиться с болезнью – задача непростая.
Одна из причин развития детской жестокости – уверенность ребенка в том, что ему все будет сходить с рук, ведь до сих пор окружающие только умилялись его шалостям.
Что делать, если ребенок кусается: советы психолога
Из всего вышесказанного понятно, что начинать бороться с привычкой кусаться нужно как можно раньше. При этом в воспитательном процессе должна быть строгость, но не раздражительность или озлобленность.
Прежде всего нужно прекратить умиляться и улыбаться, увидев, что малыш пускает в ход зубки. Следует приложить ладонь к его рту, как бы закрывая его, и объяснить, что кусаться нельзя.
Не стоит воспитывать в ребенке безвольность. Однако необходимо его научить отвечать на обиду другими способами, в первую очередь речевым. В этом малышу должны помогать и родители, и воспитатели.
Хорошим методом развития речи являются ролевые игры. Научившись отвечать словами, ребенок вскоре откажется от привычки кусаться и драться. В ролевых играх воспитатель (или родители, другие взрослые) разыгрывает с ребенком сценки, в которых он должен ответить отказом. Например – «тебя обидели», «у тебя отобрали игрушку», «ты испугался».
Если ребенок кусается в садике по причине того, что он перенервничал, его следует отвести в спальню, дать успокоиться и поговорить с ним. Но нельзя силой «запирать» ребенка в комнате и изолировать от окружающих – он должен чувствовать, что ему хотят помочь.
Если малыш кусается оттого, что ему страшно или он не уверен в себе, его нужно подбодрить, похвалить (но в разумных пределах, конечно), показать, что ничего страшного не произойдёт и для этого совсем не нужно кусаться. Бояться и нервничать он начинает, например, при переходе в другой садик, при появлении новой воспитательницы. Ко всему этому родители должны быть подготовлены заранее и по каждому случаю беседовать со своими детьми.
Родители должны понимать, что укусы ребенка в детском саду могут обернуться серьезными проблемами. Были случаи, когда одному ребенку пришлось накладывать швы после того, как его покусал товарищ по группе.
Может оказаться, что ребенка побуждает нервничать и кусаться неспокойная обстановка в самом детском саду.
В первую очередь это справедливо для муниципальных учреждений; хотя есть немало частных садиков, работа в которых организована далеко не лучшим образом. Государственных и муниципальных садов постоянно недостаточно, группы переполнены, а новые воспитатели приходят нечасто – не устраивают условия работы и зарплата.
Всё это приводит к тому, что вместо надлежащего воспитания и надзора дети получают либо агрессивные, чуть ли не «лагерные» порядки, либо, наоборот, халатность и безразличие – они предоставлены сами себе.
Стоит присмотреться к учреждению, которое посещает ребенок, и при необходимости перевести его в другой садик. Однако нежелательно ругаться и воевать с персоналом и руководством злополучного детского сада, поскольку работники и так напряжены.
Вместо заключения
Родителям нужно присмотреться и к самим себе. Все ли они делают правильно, не испытывает ли малыш какого-либо дискомфорта.
Нужно помнить, что ребенок в первые годы жизни активно подражает взрослым, учится у них буквально всему на свете. И, воспринимая окружающее некритично, нормой поведения признает именно те действия, которые наблюдает в своей семье.
Если родители ругаются, то и ребенок начнет ругаться, думая, что это хорошо и правильно, и винить его за это нельзя. Естественно, и баловать малыша не нужно: необходимая строгость со стороны родителей развивает у ребенка строгость к самому себе.
Грамотный подход к воспитанию приведет к тому, что ребенок раньше становится «взрослым» и быстрее и лучше начинает понимать, что делать можно и чего нельзя.
Ребенок кусается – что делать – Умная мама
Автор invaxi На чтение 9 мин. Просмотров 712 Опубликовано
Почему ребенок кусается, щипается, дерётся – что делать?
Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.
Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!». Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности. Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей.
Таким образом кусание в возрасте младше 3 лет – это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное “Нет” и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Более подробно о том, что делать, если ребёнок кусается читайте советы психолога ниже.
Если дети продолжают кусаться после 3 лет – это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка, либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания.
Итак, дети кусаются по разным причинам в зависимости от возраста.
Почему дети кусаются
В возрасте 5 – 7 месяцев: если чувствуют дискомфорт в области рта, либо из-за боли в деснах во время прорезания зубов. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте покажите свое недовольство.
Чтобы снизить частоту кусания маленьким детям даётся специальное колечко для прорезания зубов или корочка черствого хлеба, необходимо следить, чтобы ребенок не поперхнулся. При кусании специального кольца детьми, у них снимается напряжение, уменьшается дискомфорт в дёснах.
В возрасте 8 – 11 месяцев дети кусаются обычно во время того, как у них режутся зубы, либо в момент, когда испытывают сильное возбуждение. Твердо сказанное “Нет”, “Нельзя”, “Не кусайся”, “Мне больно” и серьезное выражение лица помогут отучить ребенка кусаться.
В возрасте 12 – 14 месяцев ребенок кусается, когда у него режутся зубки. Кусая ребёнок пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений возникающих во рту. Так же потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла. Годовалый ребёнок может укусить или щипнуть, когда его переполняют эмоции. Детям в силу возраста еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность.
В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения. Для того, чтобы отучить ребенка 2 лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами, Из-за нехватки языковых навыков, кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившемся эмоциям. Необходимо учить ребенка выражать свои мысли, чувства, желания. Будьте внимательны к ребенку.
Действия ребенка можно предугадать и вовремя пресечь, не допустив агрессивных действий по отношению к другим детям. Как только вам стало понятно, что ребенок вот-вот может укусить, отвлеките его, поручите какое-нибудь дело. Не стоит долго поучать и объяснять ребёнку, что так делать нельзя.
В возрасте 3 лет дети начинают кусаться, когда чувствуют свою слабость, беспомощность либо, когда просто напуганы. Ребёнок может укусить другого ребенка в драке, либо в момент, когда думают, что их кто-то может обидеть.
В возрасте 4 лет кусаются дети, у которых имеются те или иные проблемы. Причину кусания следует искать, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях в семье, в стиле семейного воспитания, для этого необходимо обратиться к психологу и чем раньше, тем лучше для вас и вашего ребёнка. Может оказаться, что ребёнок при помощью кусания самовыражается, имеет проблемы с самоконтролем. Также кусание и агрессивное поведение в возрасте 4 лет и старше может указывать на наличие проблем в эмоционально-психической сфере ребенка. В любом случае, ребёнку необходима помощь специалиста.
Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребёнка жестко подавляются взрослыми. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться понять, почему ребенок кусается и щипается.
Ребёнок кусается в детском саду
- Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.
- Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций, так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.
- Если ребёнок кусается в детском саду – это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого прибывания в большом и шумном детском коллективе.
Когда кусание свидетельствует о серьезных проблемах в эмоционально-поведенческой сфере ребенка?
- Если ребёнок кусается часто не смотря на попытки взрослых пресечь недопустимое поведение.
- Если дети кусаются после 3 лет.
- Если ребенок кусается сильно, ранит при этом других детей и взрослых.
- Если ребёнок кусается не из-за желания отнять игрушку или защитить себя в драке, а из-за проявления агрессии и злости.
- Если у ребёнка в поведении присутствуют агрессивные действия, направленные на животных.
Ребенок кусается что делать?
- Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
- Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», “Кусать можно только яблоки”. Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
- Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
- Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
- Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
- Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
- Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».
- Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
- Если вас укусил ребенок – не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
- Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
- Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
- Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться – в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно – нельзя, хорошо – плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
- При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
- На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
- Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.
- Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.
Что делать, если ребенок кусается в 1, 2 год года, в детском саду: как отучить кусаться | Полезно знать
Notice: register_sidebar_widget is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_sidebar_widget() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Notice: register_widget_control is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_widget_control() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Notice: register_sidebar_widget is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_sidebar_widget() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Notice: register_widget_control is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_widget_control() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Notice: register_sidebar_widget is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_sidebar_widget() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Notice: register_widget_control is deprecated since version 2.8.0! Use wp_register_widget_control() instead. in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 4648 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 111 Deprecated: Function create_function() is deprecated in /home/g/gradii44/healthage.ru/public_html/wp-content/plugins/rich-tax-description-editor/main.php on line 112
Что делать, если ребенок кусается в 1, 2 год года, в детском саду: как отучить кусаться | Полезно знать | Healthage.ruРебенок кусается – что делать – Умная мама
Автор invaxi На чтение 9 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано
Почему ребенок кусается, щипается, дерётся – что делать?
Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.
Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!». Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности. Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей.
Таким образом кусание в возрасте младше 3 лет – это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное “Нет” и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Более подробно о том, что делать, если ребёнок кусается читайте советы психолога ниже.
Если дети продолжают кусаться после 3 лет – это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка, либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания.
Итак, дети кусаются по разным причинам в зависимости от возраста.
Почему дети кусаются
В возрасте 5 – 7 месяцев: если чувствуют дискомфорт в области рта, либо из-за боли в деснах во время прорезания зубов. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте покажите свое недовольство.
Чтобы снизить частоту кусания маленьким детям даётся специальное колечко для прорезания зубов или корочка черствого хлеба, необходимо следить, чтобы ребенок не поперхнулся. При кусании специального кольца детьми, у них снимается напряжение, уменьшается дискомфорт в дёснах.
В возрасте 8 – 11 месяцев дети кусаются обычно во время того, как у них режутся зубы, либо в момент, когда испытывают сильное возбуждение. Твердо сказанное “Нет”, “Нельзя”, “Не кусайся”, “Мне больно” и серьезное выражение лица помогут отучить ребенка кусаться.
В возрасте 12 – 14 месяцев ребенок кусается, когда у него режутся зубки. Кусая ребёнок пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений возникающих во рту. Так же потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злиться или устал. Это может происходить как в шутку, так и со зла. Годовалый ребёнок может укусить или щипнуть, когда его переполняют эмоции. Детям в силу возраста еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность.
В возрасте 2 лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения. Для того, чтобы отучить ребенка 2 лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами, Из-за нехватки языковых навыков, кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившемся эмоциям. Необходимо учить ребенка выражать свои мысли, чувства, желания. Будьте внимательны к ребенку.
Действия ребенка можно предугадать и вовремя пресечь, не допустив агрессивных действий по отношению к другим детям. Как только вам стало понятно, что ребенок вот-вот может укусить, отвлеките его, поручите какое-нибудь дело. Не стоит долго поучать и объяснять ребёнку, что так делать нельзя.
В возрасте 3 лет дети начинают кусаться, когда чувствуют свою слабость, беспомощность либо, когда просто напуганы. Ребёнок может укусить другого ребенка в драке, либо в момент, когда думают, что их кто-то может обидеть.
В возрасте 4 лет кусаются дети, у которых имеются те или иные проблемы. Причину кусания следует искать, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях в семье, в стиле семейного воспитания, для этого необходимо обратиться к психологу и чем раньше, тем лучше для вас и вашего ребёнка. Может оказаться, что ребёнок при помощью кусания самовыражается, имеет проблемы с самоконтролем. Также кусание и агрессивное поведение в возрасте 4 лет и старше может указывать на наличие проблем в эмоционально-психической сфере ребенка. В любом случае, ребёнку необходима помощь специалиста.
Реакция большинства взрослых на то, что ребенок кусается, весьма эмоциональна. Агрессивные действия ребёнка жестко подавляются взрослыми. В адрес ребенка можно услышать массу угроз. Да, так гораздо проще, намного проще, чем попытаться понять, почему ребенок кусается и щипается.
Ребёнок кусается в детском саду
- Если ранее, дети могли требовать что-то от взрослых используя плач, то в возрасте двух – трех лет, попадая в коллектив других детей, они сталкиваются с новыми, неожиданными для них взаимоотношениями. Дети могут ударить, дать сдачу, могут не отдать «без боя» свою игрушку. Часто ребёнок кусается в детском саду, чтобы получить то, что он хочет. Некоторые дети для получения желаемого используют крик, кто-то плачет, кто-то может и ударить, а кто-то может и укусить. Кусание в этом случае следует рассматривать как способ защиты ребенка себя или своей игрушки.
- Если ваш ребёнок проявляет агрессию таким способом как кусание, это может быть связано как с проявлением его амбиций, так и указывать на некие семейные проблемы. Довольно часто дети, недополучающие внимания и ласки от родителей, привлекают к себе их внимание, направляя на них свою агрессию.
- Если ребёнок кусается в детском саду – это может служить сигналом его перевозбуждения и усталости от долгого прибывания в большом и шумном детском коллективе.
Когда кусание свидетельствует о серьезных проблемах в эмоционально-поведенческой сфере ребенка?
- Если ребёнок кусается часто не смотря на попытки взрослых пресечь недопустимое поведение.
- Если дети кусаются после 3 лет.
- Если ребенок кусается сильно, ранит при этом других детей и взрослых.
- Если ребёнок кусается не из-за желания отнять игрушку или защитить себя в драке, а из-за проявления агрессии и злости.
- Если у ребёнка в поведении присутствуют агрессивные действия, направленные на животных.
Ребенок кусается что делать?
- Прежде всего, постарайтесь предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если вы заметили, что ребенок начинает сердиться, нервничать, спорить переключите его внимание на что-нибудь другое, отвлеките его. Например, предложите ребенку поиграть в какую-нибудь интересную игру или предложите ему побыть одному, подумать над своим поведением. У этого метода есть плюсы. Он уменьшает количество социальных контактов ребенка с другими детьми, взрослыми. Кусание в случае долгого времяпрепровождения ребенка в коллективе детей (взрослых) является проявлением перевозбуждения.
- Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение, для того, чтобы он запомнил его название, сказав: «Ты кусаешься!». Далее скажите: «Нельзя кусать людей, никогда так больше не делай!», “Кусать можно только яблоки”. Затем переключите внимание ребенка на что-то для него интересное. Предотвратить его агрессивные действия можно с помощью предложенной ему альтернативы. Спросите, как только заметили, что ребенок начал нервничать: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?».
- Если вам не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, вам необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнимите его.
- Далее, смотря в глаза ребенку, расскажите ему о его чувствах, например: «Ты не хочешь отдавать Маше свою игрушку. Я тебя понимаю и т.д.». Старайтесь, чтобы ваша фраза звучала утвердительно, была эмоционально схожа с состоянием ребенка. Важно показать ребенку, что вы его понимаете, что цель таких агрессивных действий ребенка – показать свое чувство обиды. И что при достижении цели дальнейшее проявление агрессивных действий бессмысленно.
- Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают».
- Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
- Научите ребенка договариваться, выражать свои чувства, отстаивать свое мнение и желания словами. При случае говорите ребенку: «Мне нравится, что ты ведешь себя сдержанно».
- Если ребенок укусил вас, или укусил другого ребенка, то ни в коем случае нельзя кричать или бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает. Приказывая ребенку, при этом не дав ему успокоиться, вы спровоцирует у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка, могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.
- Если вас укусил ребенок – не кусайте его в ответ, иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.
- Любите своего ребенка не только, когда он послушен и ласков, но и когда он находится в состоянии гнева.
- Не идите на поводу своих эмоций. Проявляйте ум и чуткость.
- Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться – в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно – нельзя, хорошо – плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.
- При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности.
- На развитие личности ребенка, формирование у него положительных качеств влияет правильно избранный родителями стиль семейного воспитания, общения с ребенком.
- Если вам трудно самостоятельно отучить ребёнка кусаться, не медлите, обратитесь к детскому психологу за консультацией.
- Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.
Ребенок кусается, как бороться с этой проблемой?
Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех-или даже четырехлетний ребенок, и родители все чаще слышат от воспитателей в детском саду или возмущенных мам других малышей фразу: «Ваш ребенок кусается!» – возникает неловкая ситуация правда? Что делать в такой момент? Как отучить ребенка кусаться?
Если предыдущие привычки довольно безобидны и носят характер самонацеленности, то привычка кусаться гораздо менее безобидна, так как направлена она на причинение боли окружающим. И воспринимается она чаще всего не с пониманием, а с гневом, который является следствием неожиданности этого действия, присутствия болевых ощущений, а также подсознательного восприятия этой привычки другого индивида как агрессии. Актом агрессии такая привычка является даже для родителей, которые недовольны, сердятся, вместо того чтобы понимать и исправлять причину такого поведения ребенка. Кроме того, у взрослых появляется также чувство стыда и вины перед посторонними, которые подверглись таким нападкам или просто увидели эту ситуацию.
Большинство детей младше 3-х лет могут как минимум раз кото-то укусить, но это действие при благополучном воспитании будет единичным. Обычно малыши прекращают кусаться сами по себе. О привычке кусаться можно говорить, если кусание происходит периодически, причем после 3-лет это может стать действительной проблемой. Иногда кусающимся детям могут назначать специальное лечение, если от кусания страдают другие либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.
Кстати, здесь стоит упомянуть и о стремлении ребенка ударить кого-либо. Привычка ударять окружающих также является актом агрессии и может замещать кусание. Психологи говорят, что дети старше 3-х лет, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация терапевта или детского психолога.
Причины появления привычки.
1.Режутся зубки. В возрасте 5-7 месяцев кусание может быть естественной реакцией на то, что у детей имеется дискомфорт вокруг рта, или же когда у них чешутся десны, или есть сильные болевые ощущения при прорезывании зубов. Чаще всего малыши кусают родителей и родственников, но при виде болевой реакции чаще всего дети перестают кусать людей.
2.Познание мира. Некоторые малыши при помощи укусов экспериментируют, познают таким образом мир. Ребенок может укусить руку взрослого или сверстника так же, как он кусает погремушку или резиновое колечко. В первые несколько укусов он может даже не осознавать, что причиняет тем самым боль.
3.Неудовлетворение основных физиологических потребностей. Агрессивной реакцией не считается, если ребенок укусил, когда разозлился, расстроился или возмутился. Если его главные потребности, такие же как голод, жажда, желание сходить в туалет. Желание поспать, остаются не замеченными взрослыми, то это также может спровоцировать злость и укус. Таких реакций не будет наблюдаться, если родители будут внимательны к потребностям малыша и будут должным образом заботиться о его физиологических потребностях.
4.Невозможность адекватно выразить свои желания. Маленькие дети прибегают к укусам тогда, когда не могут добиться своей цели иным путем по причине невозможности адекватно выразить свои желания. Это не может быть проблемой, пока ребенок еще маленький. Но когда он переступил порог 3-х лет, это уже говорит о некоторых психологических проблемах. Такая ситуация может случиться, если малыш хочет получить игрушку, а ему не хватает слов, чтобы его поняли. Или же он расстраивается, что башня, которую он ставит, все время падает. Такого рода действие можно расценивать как попытку утвердить свои права или же переживание из-за невозможности что-то сделать.
Кусание, как правило, не является запланированным действием. Оно спонтанно, становится реакцией ребенка на то, что ему не нравится. Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.
5.Сильное нервное возбуждение. В возрасте до 1,5 лет дети обычно кусают других людей в состоянии сильного возбуждения. «Под удар» чаще всего попадают родители, родственники или другие дети. Это не признак агрессии, а всего лишь нервное перевозбуждение, которое можно направить в иное русло, чаще всего помогает твердое «Нет! Мы не кусаемся!».
6.Психологические причины. В возрасте от 1,5 до 3-х лет дети могут кусать окружающих из-за раздражения или желания контролировать действия другого человека. Чаще всего они начинают кусать других детей, реже – родственников и родителей. Подавляющее большинство детей кусают своих приятелей по детским играм, когда происходят ссоры из-за игрушек, соски, еды или места на коленях у взрослого. Это своего рода защита и даже самозащита. Крайней степенью такого состояния является враждебный настрой ко всем вокруг, желание сделать всем вокруг больно.
Бывают дети, которые кусание используют для того, чтобы поиздеваться над окружающими, например сверстниками. Такое поведение основывается на желании показать себя сильнее других детей и может стать причиной серьезной проблемы с психологической устойчивостью ребенка. После 3-х лет дети могут кусаться, когда ощущают беспомощность или страх. Например, если они проигрывают в драке, то наносят предупреждающий укус, чтобы им не пришлось испытывать боль. Они не умеют пока утвердить свои права более продуктивным способом.
Часто бывает так, что кусание родителей – это выход подсознательной агрессии ребенка, недовольства родителями, нежелания подчиняться требованиям. Кроме того, малыш может таким образом привлекать внимание взрослых, если ему недостаточно их ласки, положительного отношения.
7.Неврологические причины. Неврологические причины кусания у детей встречаются довольно редко. Диагностировать такого рода расстройство может только детский невролог.
Физические и психологические способы борьбы с привычкой.
Многие дети кусаются в период, когда у них режутся зубы из-за боли и дискомфорта. Кроме этого у них могут проявляться такие симптомы, как опухоль десен, повышенная чувствительность и неприятные ощущения в области прорезывания зубов, высокое слюноотделение, сыпь на подбородке, лице или животике, отказ от пищи и питья, раздражительность, прерывистый и беспокойный сон. На фоне всех этих симптомов неудивительно, что ребенок может начать кусаться. Избежать такого помогут специальные кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки, различные сертифицированные приспособления. Перед покупкой нужно обязательно убедиться, что такие изделия не представляют опасность и что ребенку можно брать их в рот. Кроме того, снизить боль от прорезывания зубов может кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани. В первую очередь способом борьбы с периодическим кусанием, является профилактика этого явления – родители не должны допускать проявлений агрессии. Очень важно, чтобы они каждый раз адекватно реагировали на резкое поведение малыша. Не нужно ждать, когда ребенок начнет злиться и нервничать, лучше проследить ситуации, в которых происходит выброс агрессии и купировать их, снимая нервное напряжение. Такие превентивные меры будут хороши не только для психики малыша, но и для психики его родителей. Можно, например, забрать ребенка с детской площадки, пока он не покусал рядом находящихся малышей. В качестве воспитательного момента можно выбрать время и забрать у него игрушку или еду, которую он не может поделить с кем-нибудь из детей. Нужно убедиться, что ребенок понимает, что недовольство родителей – прямой результат его укусов. Они должны прямо объяснить малышу, почему они недовольны, чтобы он ясно понял, что причиной является то, что он кусается. Далее нужно напоминать ему, что если он и дальше будет так себя вести, то это приведет к нежелательным последствиям. Если ребенок старшего возраста кусается, то можно расспросить его, почему у него появилось желание укусить. Иногда они могут сами сказать, какие чувства или действия довели их до инцидента. В таких случаях с ребенком нужно провести беседу, постараться объяснить, что есть более эффективные способы показать свои мысли, чувства и желания, а также справиться с расстройством и чувством гнева. Можно поговорить с ним о чувствах, например, пусть ребенок возьмет мячик и пнет его ногой. Он поймет, что такой способ поможет отвлечься им и переключить внимание на другое. Можно найти еще один способ отвлечь ребенка – дать поиграть ему с любимой игрушкой, пока его гнев не сойдет, потанцевать. Кроме того, требуется поощрять деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка. Чтоб избежать раздражения, родители должны стараться не использовать активные игры, которые могут быть слишком сложными или носят соревновательный характер.
Взрослые должны хвалить ребенка за каждый случай, когда он взял себя в руки и справился с чувством гнева и расстройства и поборол свое желание кусаться. Можно даже придумать способ поощрения.
Если малыш все же кусается, каждый случай должен быть удостоен замечания, разговора, нельзя оставлять такое поведение безнаказанным. Нужно строго говорить ему, что кусаться не хорошо и он не должен этого никогда делать. Нужно объяснить малышу, что он должен владеть своими чувствами в любом месте, где бы он ни находился, есть ли родители рядом или же их нет. Если причиной является неумение общаться со сверстниками, то помогут разговоры, игровая форма, в которой взрослые рассказали бы и показали, как можно играть и общаться с ровесником ребенка. Нужно указать на то, что дети не будут общаться с ним, если он будет проявлять агрессивное поведение. Хорошо подействует поощрение попытки ребенка использовать для самовыражения словесные формы, нужно говорить о том, чтобы он выражал свои чувства словами, а не кусался. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребенка. Он просто пока не может в силу каких-либо причин словами выразить то, что он хочет. Причиной может быть задержка речевого развития в связи с пониженной тактильной чувствительности ротовой полости.
Диагностирует такую проблему врач. А решается она при помощи развития моторики речи и физических возможностей ротовой полости. Родители должны обязательно ввести в ежедневный рацион питания ребенка твердые виды пищи вроде морковки или яблок, которые нужно прожевывать. Можно учить малыша пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке, придумывать различные «обезьяньи» упражнения и игры с деланием смешных рожиц или показыванием каких-то отдельных эмоций на лице (это развивает мимику, актерские способности, упрощает родителям жизнь, так как дети часто закрепляют эти выражения и используют их в повседневной жизни – по ним точно можно сказать, что ребенок чувствует в данный момент), упражнения на укрепления мышц ротовой полости. Главное – объяснить ему, что эти упражнения не стоит делать публично, иначе ребенок может заработать вредную привычку корчить рожицы, сидя на уроке или просто находясь на улице.
Родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. У малышей очень силен элемент подражания. Взрослым самим нужно избегать вспышек гнева и других проявлений агрессии, требуется быть хорошим примером, показывать ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением. Если в семье в норме грубые способы общения и обращения друг с другом, используется физическое наказание детей, то вероятность того, что ребенок усвоит подобные способы поведения и будет использовать такие меры при возникновении у него негативных переживаний, равна практически 100 %.
Агрессивное поведение вроде кусания может стать реакцией на недостаток родительского внимания и поддержки, которые являются главной социальной потребностью у маленьких детей. Например, если малы послушен, родители нечасто замечают его и хвалят за хорошее поведение. Преимущественно родительское внимание достается ему тогда, когда он делает что-то плохое. И ребенок извлекает из такого урок – чем хуже он себя ведет, тем больше внимания родители на него обращают. Тот факт, что взрослые сердятся или наказывают его, значит мало по сравнению с тем удовольствием, которое приносит это внимание. В таком случае поможет только пересмотр воспитательных методов и количества времени и внимания, которое родители ему уделяют. Малыша нужно поддерживать, хвалить, помогать засыпать.
Если кусание родителей или окружающих было спровоцировано какими-то запретами, которые тормозят стремление ребенка к свободе, его любознательность, самостоятельность или активность, то также требуется пересмотреть характер воспитания и сделать его более мягким, гибким, не облекать запреты в категорические формы. В любом случае, запреты чаще всего связаны с нежеланием родителей что-либо делать (например, мама не велит бегать, потому что штанишки запачкаются), поэтому потребуется всего лишь увеличить долю внимания и заботы о ребенке, снять часть запретов и дать ему чуть больше свободы.
В воспитательных целях малыша нужно попросить принести извинения тому, кого он укусил. Взрослые должны объяснить ему, что его укусы вредны не только для физического здоровья другого человека, но и эмоционально делают ему плохо. Важно приучать ребенка к сопереживанию, умению понимать чувства окружающих.
Кстати, агрессивное поведение вроде укусов, шлепков, битья родителей по лицу может быть результатом того, что малыш рос в атмосфере потворства любым своим желаниям, не имел отказа в своих требованиях, и затем родители начали его «воспитывать».
Естественно, что устоявшаяся модель, когда ребенок все получает, начинает рушиться, из-за чего он может пытаться добиваться своего агрессией, криками, укусами, истериками, разбрасыванием и «избиением» игрушек, агрессивными нападками на окружающих.
Родители в таком случае должны набраться терпения и начать потихоньку искоренять привычную для ребенка форму поведения, потому что преодолена она может быть далеко не сразу и не при помощи резкого увеличения количества запретов. И чем дольше родители потакали ребенку во всем, тем труднее будет справиться с агрессией. В таком случае взрослые часто выбирают тактику подождать, пока малыш подрастет и начнет ясно понимать, что же от него требуют и объяснить, почему они этого требуют. Но чаще всего такая методика не оправдывает себя, у ребенка окончательно утверждается модель поведения «желание-отказ-агрессия-получение желаемого».
Поэтому в отношении ребенка, который укусами пытается добиться своего, нужно действовать последовательно и постоянно придерживаться своих требований. Взрослые должны также поговорить и договориться, сообща корректировать поведение малыша. Потому что разнобой в требованиях взрослых не приведет к желаемому изменению поведения. Например, если папа наказывает ребенка за то, что он кусается, а бабушка защищает его и жалеет, или же дома малышу запрещают кусать близких, а в магазине ребенок может начать кусать маму в ответ на отказ купить игрушку и в итоге получает игрушку, потому что мама испытывает за его поведение неловкость перед окружающими, ребенок не усвоит основные требования взрослых. Он лишь поймет, что в разных ситуациях можно вести себя по-разному, применять укусы или агрессию безнаказанно и начнет манипулировать взрослыми для достижения желаемого. Уступать требованиям ребенка в таких случаях – значит лишь искажать его представления о том, что дозволено, а что нет, и равносильно поражению в борьбе с его вредной привычкой.
Ребенок на протяжении развития постоянно исследует границы дозволенного не только в своем поведении по отношению к окружающему предметному миру, но и в отношениях с людьми. Именно поэтому взрослые должны понять. Что нужно «сплотиться» против вредной привычки и создать общее негативное мнение к агрессивному поведению ребенка, скорректировать уже собственное поведение. Поэтому отношение в семье к кусанию других людей должно быть однозначным, малыш должен понимать, что его негативное поведение, которое родители уже не раз осуждали, всегда будет иметь неприятные для него последствия, например, отказ взрослых с ним играть или лишение возможности играть с другими детьми.
Часто родители не выдерживают и начинают добиваться послушания от ребенка при помощи наказаний. Он, возможно и перестанет кусаться. Но остается вероятность, что появится «откат» от такого воспитания, например, через некоторое время у него может нарушиться сон, или он начнет писать в штанишки. Жестокое поведение и наказание может спровоцировать стойкий невроз у малыша. Он может начать испытывать стойкий гнев, но при этом не иметь возможность выплеснуть его наружу. Такие переживания будут разрушать его психическое здоровье. Также не рекомендуется кусать своего ребенка, показывая, как это больно и неприятно, так как такой пример может быть причиной моделирования у него нежелательного поведения.
Психологи категорически против, если родители принимают жестокость и физические наказания за основу воспитания. А при проявлении первых признаков агрессии у малыша многие родители, до этого момента не принимавшие такие меры, вдруг начинают проявлять ответную жестокость. Делать этого категорически нельзя, так как данная вредная привычка и способ избавления от нее при помощи ответной агрессии противоречат друг другу. Если ребенок проявил агрессию в ответ на то, что он недоволен родителями, а родители не хотят, чтобы малыш таким образом поступал, и применяют агрессию к нему, так как им недовольны – появляется замкнутый круг. Ребенок усваивает данную глубинную модель поведения и даже может отказаться от привычки кусаться. Но это приведет к более глубоким изменениям в психике, которые могут проявиться самым неожиданным образом.
Материал подготовлен по данным: Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина «Кризисы детского возраста: навязчивые детские привычки».
Читайте так же на нашем сайте: «Ребенок сосет палец, что с этим делать?», «Навязчивые детские привычки». Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
На правах рекламы.