Плюсы и минусы методики монтессори: Плюсы и минусы системы Монтессори – Плюсы и минусы системы Монтессори, за и против.

Содержание

Плюсы и минусы системы Монтессори

Плюсы и минусы системы Монтессори

Когда речь заходит о методах обучения, всегда сложно выбрать лучший для вашего ребенка, так как есть много информации о школах, методах, теориях и ученых. Вероятно, вы слышали о методе Монтессори, теории альтернативного образования с миллионами последователей по всему миру. Методика Монтессори — это уникальный образовательный подход, разработанный итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори.

Целью этого подхода является воспитание естественной склонности к обучению. В своей концепции М.Монтессори рекомендовала не учить ребенка, а пробуждать желание учиться и познавать, поддерживать его стремление получать знания в специально подготовленной среде. Этой средой является класс, оснащенный различными тематическими зонами и развивающими игрушками:

  1. Зона реальной (практической) жизни.
  2. Зона сенсорного развития.
  3. Зона арифметики.
  4. Зона лингвистическая.
  5. Зона космическая.

Класс Монтессори

Занятия происходят в игровой форме, в непринужденной и легкой атмосфере. Окружающая среда должна быть благоприятной, но достаточно сложной, учитывая возможности и потребности ребенка. В таких условиях учитель и ребенок будут строить отношения, основанные на доверии и уважении, что в конечном итоге повысит доверие и желание ребенка столкнуться с новыми знаниями. Мария Монтессори верила, что у детей есть так называемые “сенситивные периоды” для обучения.

Сенситивный период — идеальный возраст эффективного развития какой-либо стороны психики, а так же обучения и воспитания. Сенситивные периоды длятся от рождения и 6 лет, поэтому Монтессори считала, что эти 6 лет являются основными в обучении и воспитании ребенка. Необходимо отметить, что сенситивные периоды проходят так же быстро как и приходят. Поэтому необходимо создать максимально комфортную атмосферу  для развития ребенка. Ни одна из методик раннего образования не совершенна, так и в методике Марии Монтессори имеются  свои достоинства и недостатки.

Плюсы методики Монтессори

  • Одна из наиболее распространенных жалоб на традиционную систему образования заключается в том, что она не учит детей независимым и самостоятельным решениям. Методика Монтессори дает возможность ребенку развиваться и обучаться самостоятельно, в собственном ритме и темпе. Преподаватель в школах Монтессори является наблюдателем, дети обучаются без давления со стороны преподавателя.
  • В школах Монтессори в одном классе обучаются дети разных возрастов. Такой подход благоприятно влияет на социальные навыки. У старших  детей есть возможность развивать социальные, эмоциональные, коммуникативные и лидерские навыки, работая с младшими детьми. Дети учатся товарищеской поддержке и взаимопомощи.
  • Самоконтроль и самооценка являются неотъемлемой частью подхода класса Монтессори. По мере взросления ученики учатся критически смотреть на свою работу и самостоятельно распознают и исправляют свои ошибки.
  • Один из важных пунктов метода Монтессори — приучение к самостоятельности и уходу за собой, порядку, эстетическому вкусу.
  • Огромное количество дидактических материалов. Большинство этих материалов были созданы самой М.Монтессори. Все материалы выполнены из натурального сырья и  предоставлены в единственном экземпляре. Дети могут выбирать любые материалы, которые они хотели бы использовать, и могут работать до тех пор, пока данный материал их интересует.

Учитель с учениками

Минусы методики Монтессори

  • Этот метод несколько односторонний: во-первых, он ориентирован на сенсорное развитие ребенка и способствует качеству, необходимому для восприятия и обработки информации из окружающей среды (для развития внимания и логики). Во-вторых, он не направлен на раскрытие эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных навыков, на стимулирование воображения. Метод Монтессори  не затрагивает развитие творческих способностей ребенка.
  • Так же игнорируются подвижные игры и чтение сказок. В группе Монтессори многим экстравертным детям обычно скучно, поскольку по характеру они больше ориентированы на взаимодействие не со «средой», а с другими детьми. Это один из главных недостатков педагогики Монтессори.
  • Этот метод может пользоваться успехом у детей дошкольного возраста, чем детей старшего возраста. Потому что освоение способа выливания воды из одной чашки в другую — это не то же самое, что курс алгебры. Он ориентирован в основном на краткосрочные интересы детей. В связи с этим число современных детских садов Монтессори в сотни раз больше, чем количество школ Монтессори.
  • Развитие образовательного метода Марии Монтессори характеризуется полным отсутствием понятия «конкуренция». Считается, что сравнение одного ребенка с другим не имеет смысла: каждый человек отличается и имеет свой собственный путь развития. Сравнение результатов, позволяет  понять в какой сфере ребенок может добиться успеха.
  • Привыкая к независимости на уроках, свободному перемещению ребенку  трудно адаптироваться в традиционных школах, где более строгий распорядок.
  • Учителя Монтессори не являются центром внимания в классе. Их роль заключается в подготовке и организации учебных материалов для удовлетворения потребностей и интересов детей Монтессори. Таким образом, детям не просто адаптироваться к правилам традиционного образования, где учитель является авторитетом.
  • Невозможно оценить прогресс обучения детей из-за отсутствия тестирования, оценок и домашних заданий.

Похожие записи

Раскрыты минусы методики Монтессори

Среди детских воспитателей и психологов многие предпочитают работать с так называемой методикой Монтессори. Попробуем разобраться, что это такое, каким детям подходят такие занятия и в чем минусы методики Монтессори.

Минусы методики Монтессори:

  1. Взглянем на историю.
  2. Чем заинтересовывает методика?
  3. Минусы методики Монтессори

 

Взглянем на историю

Взглянем на историю


Метод детского развития разработан итальянским врачом – Марией Монтессори. Она длительное время работала с группами проблемных детей, которые страдали отставанием в развитии, небольшими психическими отклонениями и отсутствием коммуникативных навыков.

Наблюдая за малышами, Мария разработала методику, которая не учит ребенка, а помогает ему учиться и развиваться самостоятельно. Она предложила проводить занятия в так называемой обучающей среде индивидуально или в небольшой группе. Малышам предлагались разнообразные упражнения в игровой форме, которые тренировали память, мышление, моторику, помогали самостоятельно развиваться, понимать, что такое хорошо и плохо, правильно и неправильно. Методика Монтессори совершенно не похожа на наш традиционный подход к дошкольному образованию, она не нависает догмой над ребенком, а учит его развиваться самостоятельно и проявлять индивидуальность и творчество.

Методика была разработана специально для детей, отстающих в развитии. Но позже, видя несомненные плюсы, врачи приспособили ее и для обычных малышей, внеся некоторые изменения. Сейчас такой тип воспитания очень популярен во многих странах мира.

Чем заинтересовывает методика?

Чем заинтересовывает методика?


Родителей часто подкупают позитивные аспекты такого способа детского развития. Это, в принципе, неудивительно. Методика Монтессори содержит в себе много плюсов:

• Развивает в детях самостоятельность. Малыши учатся сами принимать решения, искать ответы на важные вопросы, пути саморазвития и самообучения.

• Формирует личность. Она составлена таким образом, что воспитатель поддерживает любые начинания ребенка, позволяя ему искать пути самореализации и свободно выражать свое мнение по любому поводу. То есть ребенок с ранних лет учится иметь свое мнение, прислушиваться к себе и самовыражаться, то есть становится полноценной независимой личностью.

• Не травмирует самооценку. Мария Монтессори считала вредным оценивать ребенка. Она проповедовала истину, что все дети – хорошие, просто каждый по-своему. Поэтому если ваше чадо занимается в классе по такой методике, на него никогда не накричат, не осудят, не накажут.

• Ребенок учится в группе согласно своим интересам, в условиях, максимально способствующих приобретению новых знаний.

• Как правило, дети в таких группах отличаются ранним развитием и высоким уровнем творчества и фантазии.

Минусы методики Монтессори

На первый взгляд, минусов в ней нет и быть не может. Но на самом деле это далеко не так. Минусы методики Монтессори связаны как с тем, что изначально она была разработана для необычных детей, так и с особенностями человеческого социума.

• Она небезопасна. В группах дети часто выполняют упражнения для улучшения мелкой моторики, то есть работают с маленькими предметами. Соответственно, если воспитатель не уследит, малыш может проглотить небольшую вещь, затолкать ее в ноздрю себе или соседу.

• Она не учитывает реалий социума. В группе малыши находятся в закрытой системе, где их хвалят и помогают раскрыться способностям. Нет осуждения, критики, конкуренции. В реальном же мире последнее – обычное поведение большинства. То есть, попадая из группы, например, в обычный школьный класс или даже в песочницу во дворе, малыш может столкнуться с негативом, который станет для него шоком.

• Методика неудобна для непосед. Она разработана для спокойных детей, которые легко подолгу сидят на месте, любят исследовать, узнавать новое. Если же малыш не может посидеть спокойно и минуты, а после него в комнате наблюдается эффект урагана, такие занятия будут для него слишком скучными, а, соответственно, неэффективными.

Минусы методики Монтессори: видео


Раннее развитие по методике Марии Монтессори

Сейчас ответственные родители начинают заниматься развитием малыша практически с пеленок и сталкиваются с муками выбора: какую из методик развития выбрать, какой доверить своего кроху. Методика Марии Монтессори – одна из самых популярных и востребованных для детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет. Заниматься с крохой по этой технологии можно и дома вдвоем, и в группе одногодок, существуют даже садики, организованные по системе Монтессори.

Личность Мария Монтессори

Эта система раннего развития ребенка названа по имени ее автора – итальянского врача, педагога Марии Монтессори, которая впервые применила собственные разработки для занятий с детьми, имеющими определенные проблемы с интеллектом. Несмотря на то, что предложенная методика еще была на раннем этапе и представляла собой лишь отдельные элементы развивающей среды, занимаясь с учениками с ограниченными возможностями, Монтессори успешно подготовила их к выпускным экзаменам в младшей школе, которые они блестяще сдали. 

Затем педагог открыла учебное заведение «Дом ребенка», в котором занималась развитием здоровых детей по собственной методике. Марией Монтессори издано несколько книг, раскрывающих особенности организации учебно-познавательного процесса по ее системе, выпущено большое количество публикаций, которые применяют для раненого развития детей в садах и развивающих центрах.

Основные постулаты системы Монтессори

Выбирая для своего крохи развитие по методике Монтессори, необходимо четко знать, что главный ее постулат – позволить ему самостоятельно познавать окружающую среду при минимальной помощи взрослого. Педагоги называют эту технологию – «Помоги мне сделать это самому».

Мнение мамы: Начиная заниматься в развивающем центре по Монтессори, было немного странно, что педагоги, работая с детьми, предпочитают не вмешиваться в процесс обучения до тех пор, пока карапуз сам не попросит помощи или не возникнет необходимость вмешаться в конфликтную ситуацию. Это было немного непривычно, ведь наше воспитание построено на собственном примере, надо показать, как делать и попросить детку повторить. А по Монтессори карапуз сам должен понять, как взаимодействовать с игрой, игрушкой. Поэтому в группах учитель в большей мере выполняет функции наблюдателя, дожидаясь, когда детка сам обратится к нему.

Основные правила занятий в школе Монтессори

В группах, садах, школах, которые занимаются по этой методике, есть несколько основных правил, которые обязаны придерживаться все ученики, не зависимо от возраста. Они позволяют упорядочить их деятельность, помочь каждому сконцентрироваться на определенное время только на своем занятии, не мешать другим. Кроме того, дети приучаются к порядку, дисциплине и к уважению работающих рядом.

Основные правила таковы: 

  1. каждый занимается только с одним предметом, нельзя брать несколько игрушек;
  2. поиграв с одной игрой, малыш не может взять другую, пока не поставил первую на определенное место;
  3. нельзя отбирать игры у других деток, нужно дождаться, когда карапуз сам поставит игрушку на место;
  4. бегать, кричать, шумно играть можно после занятия в специально отведенной для этого комнате, некоторых особенно нетерпеливых деток выпускают побегать и среди урока.


Занимаясь в таких группах, малыш непроизвольно учится уважать других людей, их права, и, в тоже время, четко обозначать свою зону комфорта, не допуская агрессии, направленной в его сторону.

Мнение мамы: Нам понравилось, что на занятиях педагоги учат кроху останавливать агрессию других, выражая словом «Нет!» с одновременным выставлением вперед руки с раскрытой ладонью. «Нет! Я пока играю в эту игру, нельзя ее забирать». Потом, во дворе, в саду детеныш также останавливал не в меру активных деток, не давая себя в обиду. 

 

Как организованы школы раннего развития Монтессори


Основные правила организации занятий по этой технологии одинаковы для всех учебных заведений:

  1. Для занятий необходимо наличие специально организованного пространства. Комнату стеллажами делят на несколько зон. Если позволяют размеры помещения, стеллажи устанавливают вдоль стен, посредине. На них размещают различные пособия: развивающие игрушки, логические игры, конструкторы, другие материалы в зависимости от возраста детей, на которых рассчитана зона, степени их подготовки.
  2. Для занятий в группы набирают деток разного возраста. Обычно объединяют 1-3-леток, 3-6 леток, некоторые центры предлагают так называемые занятия позднего развития для 7-9-летних деток. Находясь в разновозрастных группах, младшие детки тянутся за старшими, стремятся повторить все то, что они делают. Старшие дети заботятся о младших, помогают им. Очень важно, чтобы педагог, который ведет занятия, акцентировал внимание на заботе о младших, хвалил старших за проявленное внимание.
  3. Педагог не вмешивается в процесс познания ребенка, не навязывает игры, вступает только в конфликтных ситуациях, при обращении крохи за помощью или когда нужно урезонить не в меру расшалившегося карапуза.


Зоны игрового пространства

Помещение, в котором проходят занятия по этой методике, поделены на несколько зон, в зависимости от направления сферы познания.

Так, выделяют:

  •  Практическую либо зону домашнего хозяйства. Играя здесь с предметами, малыш сможет усвоить простейшие навыки уборки, одевания, застегивания пуговиц, различных типов замков, то есть того, что он должен будет самостоятельно делать дома, в саду. Для самых маленьких здесь можно найти совок, веник, пуговицы, петельки, застежки-липучки, застежки-молнии, муку, сито, воду, стакан. Освоив навыки одевания, застегивания в игре, на куклах, малыш сможет применять их и в повседневной жизни, эти действия уже не будут представлять для него трудности.
  • Сенсорную. Здесь представлены различные предметы, которые отличаются по форме, цвету, весу, звучанию, структуре поверхности. Это могут быть баночки, тюбики из-под кремов различного размера, наборы крышек, банок. Отличным тренажером для развития слухового восприятия могут служить одинаковые тюбики с разными наполнителями (песком, горохом, камушками), которые по-разному звучат при встряхивании. Задача ребенка – разобрать все крышечки, баночки, потом подобрать пары, найти одинаково звучащие предметы. В такой игре он одновременно получает тактильные, слуховые ощущения, тренирует мелкую моторику рук, память и внимание.
  • Математическую. Здесь главная задача – познакомить малыша с геометрическими фигурами, цифрами, показать, как считать предметы. Для маленьких деток здесь располагают различные вкладыши с математическими элементами, деревянные наборы геометрических фигур, для деток постарше – счеты, наборы целых и разделенных предметов для изучения дробей.
  • Языковую. Здесь малыш может играть буквами, сделанными из дерева, пластмассы, рассматривать различные книги, картинки, озвучивать животных, сопоставлять рисунки из наборов «Кто это?», «Что это»?», «Кто как говорит?».
  • Космическую. Игры, представленные в ней, дают понятия об окружающей нас среде, строении Земли, Вселенной, природе, других народах. Эта зона предназначена для деток постарше, от 5-6 лет. Для малышей, чтобы начать знакомиться с миром, на первых порах достаточно игрушечных животных, имитации их среды обитания.

Как меняется технология развития для разного детского возраста

В зависимости от возраста детей, особый акцент в организации игрового пространства делается на ту либо иную зону. Так, для малышей до 3 лет особо важно тактильное, цветовое, слуховое восприятие, поэтому в практической и сенсорной зоне представлено, как можно, больше игр и предметов, а в языковой могут лежать просто несколько книг с необычными принтами или обложками. Переживая кризис трехлетнего возраста, карапуз «ищет» и «познает» себя, начинает отделять свою личность от родителей. Поэтому в этом возрасте важно, чтобы игровое пространство предоставляло как можно больше возможностей проявить самостоятельность, самому понять, как взаимодействовать с тем либо иным предметом. Активный интерес вызывают предметы, которые присутствуют в жизни старших братьев, сестер – школьные доски, мел, губка, различные линейки со сложными геометрическими фигурами.
Развитие старших деток, от 6 лет, должно быть направлено на познание Вселенной, внешнего мира, иных культур, жизни других народностей, поэтому расширяется Космическая зона. Сейчас в Монтессори-группах появляются новые зоны: музыкального развития, искусства, двигательная, творчества. Методика не стоит на месте, развивается.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Каждый детеныш индивидуален, развивается по-своему. Большинство деток с радостью идут на уроки по этой системе, но есть, такие, кому она не подходит. Это застенчивые, замкнутые в себе дети, которым трудно установить контакты с взрослыми людьми, просить о помощи. На занятиях они просто замыкаются, не желают включаться в работу группы. Также Монтессори сложна для активных карапузов, которые только и мечтают о том, чтобы погонять мяч, побегать по лесенке. Позволив им «выпустить пар» в течение урока, педагогу достаточно сложно вновь вернуть их интерес к работе в зонах развития. Для таких малышей лучше подобрать другие методики раненого развития.
 

Также к минусам этой технологии относят:

  1. трудность с дальнейшим привыканием ребенка к обучению в обычном саду, школе;
  2. на уроках развиваются практические навыки, но упускается творческая, эмоциональная составляющая;
  3. отсутствуют подвижные, ролевые игры.


Несомненными плюсами методики являются:

  1.  воспитание дисциплины;
  2. обучение концентрации внимания на одном процессе, изучение его до мелких деталей;
  3. у малыша появляется ощущение самодостаточности, поскольку он самостоятельно открывает для себя новые ощущения, приобретает новые навыки, знания;
  4. научившись поддерживать порядок в учебном классе, детки придерживаются его и дома, аккуратно убирая на места свои игрушки;
  5. детки становятся более уверенными в себе, развитыми, а родители по-новому открывают своих малышей.

Организовать занятия по методике Монтессори можно дома, самостоятельно подобрав рекомендуемые предметы и выстроив обозначенные зоны.

Мне нравится 0


Похожие посты


Оставить комментарий

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. Критика

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори. Критика (окончание).

6. М.Монтессори ввела в науку понятие о сензитивных периодах – оптимальных для развития определённых способностей или качеств личности.
Так, сензитивный период для развития речи – с года до пяти лет, пространственных отношений – с 4 до 6 лет и т.д.

Занятие по методу Марии Монтессори.

С учётом этих знаний о сензитивности и сензитивных периодах современные педагоги разрабатывают свои образовательные программы.

Критика методики Монтессори.

1. Критики методики Монтессори считают, что воспитатель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

Надо сказать, что эта критика имеет под собой почву, поскольку в нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, и на учителей часть людей смотрит как на «начальников, руководителей», указывающих, что нужно делать, постоянно напоминающих, кого нужно слушать и слушаться.
Поэтому, педагог-наблюдатель, педагог-помощник, не имеет у людей, верных авторитарным традициям, должного уважения, что они, сами того не ведая, могут передать и ребёнку.

2. М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию.
В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек!

Но значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико!
Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста, потому что она необходима дошкольнику как воздух!
Считаю, что это – главное упущение великого врача и педагога!

3. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.
Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло.

4. М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей, опять же по вышеперечисленным причинам, для неё эти качества не имели практического смысла.
Поэтому и такие творческие виды деятельности, как музыка и рисование почти не нашли отражение в системе Монтессори.

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.

5. Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались.

Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.

6. О практике создания разновозрастных групп, которые использовала Монтессори, выскажу исключительно своё мнение.
Они хороши только в плане развития навыков помощи, ухода и заботы старших над младшими, это так. Но для этого достаточно позволять регулярно взаимодействовать разновозрастным группам, чтобы дети могли почувствовать себя иногда опекаемыми, иногда опекающими – всё это очень полезно.

Но, как показала лично моя практика, даже дети из многодетных семей, помогая друг другу в практической жизни, для игр и совместных дел ищут себе равных (по возрасту, силе, уму и т.д.).
Да и педагогический процесс организовать для детей разных возрастов более проблематично. Зачем же создавать лишние проблемы?

Вновь ловлю себя на мысли, что мы с лёгкостью наводим критику на результаты деятельности великих людей, имеем ли на то право? Не имею четкого ответа на этот вопрос.
Но главное, что хочу сказать всей этой статьёй: методика М.Монтессори доказала свою эффективность, и обязательно должна использоваться в педагогической практике.

Но что неприемлемо, так это использование её в «чистом виде»!
Потому что получается, что и недостатки методики во всех«Монтессори-центрах» и «Монтессори-группах» также воспроизводятся?

А самое гнусное – это то, что изготовление Монтессори-материала превратилось в высокодоходный бизнес для определённых организаций, а для детских учреждений их покупка стала невозможной из-за высокой цены!
Либо стоимость занятий, переложенная на плечи родителей из-за необходимости окупить эти пособия стала недоступной.
Но об этом, я думаю, выскажутся сами родители, посещающие подобные занятия.

Про плюсы и минусы методики Марии Монтессори я сказала, в основном, всё. Критика за вами, уважаемые читатели и родители.

Критика метода Монтессори: kot_begemott — LiveJournal

Сейчас в России получило широкое распространение обучение по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» (детские сады или посещающие вместе с детьми развивающие центры), имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки внедренной в России западной системы.

[ДАЛЕЕ ПОДРОБНО]Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей — это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.

Сейчас в 68 регионах России более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где работают подобные группы. В 1997 году в Росси была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии — 40% и др. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

http://deti.mixik.ru/1153-plyusy-i-minusy-metodiki-marii-montessori.html

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание», в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

«Как красиво звучит!» — подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.

Разберем основные «минусы» данной системы:

1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, и на учителей учащиеся смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому, педагог-наблюдатель, педагог-помощник, не имеет должного уважения у детей.

2) М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличие ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении, несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом. По большей части они работают индивидуально.
Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т.е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, не уделяя внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее, и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

http://doshkolyonok.ru/plyusyi-i-minusyi-metodiki-marii-montessori-kritika-okonchanie

3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в это смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Поэтому для чего вообще пишется и читается художественная литература: учит сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!

4) М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол и пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности, рисование.

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса… Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью…».
Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.
Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т.п. — малыш фантазирует. В результате, «обычный» ребенок – развивается; нуждающийся в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а это лучше избегать.

5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – отвлеченность от социальной реальности. К тому же, некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.
Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

http://www.mamainfo.ru/articles/2.137

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).
Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори, говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.

ВЫВОД: Неприемлемо использовать метод М.Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странная. Это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской…

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи.

Метод Монтессори. Плюсы и минусы

Метод Монтесорри – система воспитания, предложенная итальянским ученым Марией Монтесорри в первой половине 19 века. Он остается популярным и в наши дни. Многие родители предпочитают дошкольные заведения, где существуют группы, занятия в которых проводят исключительно по методике Монтессори. В чем секрет его популярности, и какие идеи лежат в основе данной системы, рассмотрим в этой статье.

Основные принципы методики Монтессори Основной идеей данного подхода является предоставление ребенку свободы действий в установленных границах и познание окружающего мира эмпирическим путем с помощью практического учебного материала, а не теоретических сведений. Мария считала, что ребенок должен развиваться естественным путем через набор новых впечатлений, а не безукоризненного выполнения поставленных воспитателем задач. Взрослые должны быть всего лишь помощниками, наблюдать со стороны, иногда направляя малыша в то или иное русло. Например, если ребенок хочет, но боится начать новое занятие, его нужно вдохновить и поощрить, а если берется за дело, которое ему пока не по силам, воспитатель должен предостеречь его от возможных ошибок.

 

Помещения в классах Монтесорри, как правило, просторные, хорошо освещаемые и проветриваемые. Стены покрашены в нейтральный свет, без использования ярких оттенков и других броских элементов интерьера. Характерной особенностью обустройства таких классов является отсутствие привычных парт и стульев. Ребенок имеет право выбрать занятие по душе и заниматься им, без риска быть подгоняемым или приобщенным к чему-то, что нравится ему гораздо меньше. Для удобства классы обычно поделены на следующие зоны:

1. Математическая зона. Помогает развивать логику, математическое мышление, изучать цифры, вести счет и другие полезные навыки в данной области.

2. Зона языкового развития. Содержит пособия в виде игрушечных букв, наборов для письма. Помогает малышам научиться читать, писать, правильно понимать речь окружающих и формировать собственные мысли.

3. Зона сенсорного развития. Данная зона создана для познания окружающего мира при помощи тактильных ощущений, цвета, запаха и форм, что является особенно интересным и актуальным для детей раннего дошкольного возраста.

4. Космическая зона. Помогает получить больше сведений об устройстве окружающего мира: размещении звезд, флоре, фауне и жизни других народов мира.

5. Зона реальной жизни. Содержит устройства, которые помогают малышу адаптироваться к условиям повседневности. Самые маленькие учатся завязывать шнурки, дети постарше – убирать, стирать, чистить овощи и т.д. Наши современники иногда добавляют и другие зоны (творчества, искусства, переодевания и другие). Количество зон неограниченно, главное, чтобы они соответствовали философии Монтесорри, которая говорит о всестороннем развитии личности без строгого и назойливого вмешательства. Недостатки методики Несмотря на всю внешнюю привлекательность, часто молодые родители находят аргументы против подобного подхода. Многие отмечают, что при разнообразии обучающих материалов дети не имеют в своем распоряжении достаточного количества других игрушек, которые носят более развлекательный характер. Мария Монтессори так же не была поклонницей детских сказок и стихов. В наше время они присутствуют в программе обучения, но в недостаточной мере, как считают многие родители. Так же противники метода Монтессори отмечают, что привыкнув к свободному времяпровождению в детских садах, у ребенка могут возникнуть трудности при адаптации к школьной среде. Статичное устройство парт и занятия строго по расписанию могут создать для школьника стрессовую ситуацию.

Теперь его время будет строго регламентировано, и заниматься обучением придется исключительно по указаниям учителей. Прежде чем выбрать для своего чада тот или иной метод обучения и воспитания, следует учесть все его индивидуальные особенности и склонности к определенным видам деятельности. Возможно, что ему будет больше по душе классическое обучение или другие новомодные методы. Главное слышать и понимать своего ребенка, чтобы суметь взрастить в нем достойного человека в будущем.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Методика Марии Монтессори: плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори (1870 -1952) заслужила признание многих родителей и воспитателей. Но, как и любая система воспитания, она имеет свои плюсы и минусы. Сегодня мы их и обсудим.

Монтессори — выдающийся итальянский ученый, педагог-гуманист, философ, врач-антрополог, психиатр и психолог. Мария создала известную на сегодняшний день во всем мире систему воспитания и обучения детей, которая отличается своей уникальностью и эффективностью.

Феномен методики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка и желании исключить авторитарное давление на него.

В процессе разработки своей теории, М. Монтессори наблюдала за малышом в естественных условиях.

Ей было не понятно, как ребенок может чему-то научиться, если он должен четко, как автомат, выполнять распоряжения преподавателя. Он же не имеет возможности проявить себя.

Монтессори — первая в Италии женщина, доктор медицины, которая создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями. Именно наблюдение за такими детьми позволило ей разработать дидактический материал, основной идеей которого является стимулирование малыша к саморазвитию в специально подготовленной среде.

Эта методика произвела настоящий фурор, когда в 1900 году в Риме на олимпиаде воспитанники Марии по счету и письму превзошли детей из обычных школ. Тогда Монтессори произнесла слова, которые стали легендой: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!». Тогда Мария начала работать с обычными детьми.

Монтессори заметила, что у ребенка в возрасте 0-6 лет, есть периоды, когда ребенок наиболее легко и естественно способен выучить определенные вещи. Очень важно – не упустить этот период и воспользоваться возможностями.

Смысл метода заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. А задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ему организовать свою деятельность, реализовать себя.

В основе программы обучения заложен тезис «Помоги мне это сделать самому!», главная ее идея – ребенок обучается через контакт с различными материалами, а не через рассказы учителя.

методика Марии Монтессори

Основные принципы методики Монтессори:

1. Свобода выбора

Этот принцип состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самостоятельно выбрать род своей деятельности. В результате чего малыш начнет лучше понимать себя, научится делать выбор, у него появится инициативность, ответственность.

2. Наличие необходимых материалов

Материалы должны отвечать системе обучения Монтессори, быть в свободном доступе для ребенка, соответствовать возрасту малыша. Дидактические материалы этого метода обучения позволяют всесторонне развивать ребенка.

3. Контроль ошибок

В материалах системы заложен принцип контроля ошибок, когда ребенок сам может увидеть ошибку и исправить ее. Это позволяет формировать адекватную самооценку, развивать поисковую активность, самоконтроль, аналитические функции.

4. Наличие специально обученного педагога

Весь материал методики Монтессори имеет четкую систему подачи. Это позволяет поэтапно, но, быстро усвоить информацию, развивает концентрацию внимания, точность восприятия, логику и память.

5. Правила работы системы обучения

Основные правила следующие:
— твоя работа заканчивается там, где начинается свобода другого ученика;
— поработал, убери за собой;
— занимайся на ковриках;
— передвигайся тихо, никому не мешая.

Эти правила приучают к порядку, позволяют организовать себя и свое рабочее место, рационально использовать пространство, нести ответственность за собственный выбор, уважение к правам других, развитие внутренней дисциплины.

6. Одновременное обучение детей разного возраста

Обусловлено присутствием на занятиях детей разных возрастных категорий в определенном диапазоне. Это развивает социально-адаптивные навыки, дети учатся сотрудничать друг с другом и помогать друг другу.

7. Дети обучают друг друга

Дети сами подбирают интересную информацию на определенную тему и делятся с другими. Это удовлетворяет потребность в чувстве собственной значимости, развивает познавательную активность, любовь к обучению.

8. Не делай за малыша то, что он может сделать сам

Помощь взрослого в обучении должна быть минимальной. Ребенок все должен делать сам.

9. Отсутствие оценок взрослого человека

Здесь главная задача научить ребенка самому оценивать свою работу.

10. Отсутствие соревновательного мотива

Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Все малыши разные. Нужно сравнивать его личные достижения: то, что он мог вчера и может сегодня.

Все эти принципы и правила можно отнести к плюсам методики Монтессори. А какие же минусы?

1. Некоторые педагоги утверждают, что она недостаточно развивает коммуникационные навыки, фантазию и креативность.

2. В развитии и обучении не принимают участие традиционные игры и игрушки.

3. В обучении не используется сказкотерапия. А она так полезна детям.

4. В методике Монтессори педагог – просто наблюдатель, поэтому малышу сложно адаптироваться в обычной школе, где учитель наделен огромным авторитетом.

Подводя небольшой итог, хочется заметить, что методика Монтессори, как и любая другая имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, занимаясь по ней, постарайтесь учесть все недостатки и превратите их в достоинства. Параллельно с занятиями по методике Марии, еще и играйте ролевые игры, читайте сказки, разрешайте ребенку поиграть его любимыми игрушками.

Не пропустите интересные статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *