Занятия для ☀ детей 3 4 лет: ⛅️ правила, формы, методы
Это только кажется, что малыш 3 лет меньше требует к себя внимания, ведь не нужно менять памперсы, кормить из ложки. На самом же деле теперь перед родителями стоит не менее важная задача-вырастить развитую, гармоничную личность, которая умеет мыслить.
У детей в возрасте 3-4 лет начинается период дошкольного развития, они многое умеют, но самое главное – они стремятся узнать, как можно больше.
В данной статье мы расскажем о том, на что должны быть направлены занятия для детей данного возраста.
Каковы правила организации работы с детьми?
Ни для кого не секрет, что занятия для детей с 3 лет должны проводиться в игровой форме, однако родители должны понимать, что действия крохи только становятся целенаправленными. Ему довольно сложно идти к цели, он регулярно отвлекается, не может длительно удерживать внимание.
Место для занятия не должно отвлекать малышаИнтерес у детей можно развить, если проводить работу при помощи новых и ярких предметов. Однако нужно помнить, что данный интерес может как быстро возникнуть, так и пропасть.
Чтобы упражнения, проводимые дома, давали максимальную эффективность, родители должны знать 3 простых правила:
- Игрушки и предметы, используемые в работе, не должны использоваться в повседневной жизни. Это необходимо для того, чтобы у них не пропал интерес к данным предметам.
- Во время работы на столе не должно находиться посторонних предметов, все ненужное следует убрать с поля зрения детей. Это важное условие для того, чтобы их внимание удерживать в нужном русле.
- Не следует преувеличивать время работы с детьми. Урок должен быть коротким и несложным. Это необходимо для того, чтобы кроха приучался начатое дело доводить до конца.
В какой форме нужно проводить уроки?
Занятия для детей, не достигших 5 лет, должны проходить исключительно в форме игры. Это необходимо из-за психических особенностей малыша, потому что игра для него является ведущей деятельностью. Данный возраст уже позволяет крохе придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера, то есть он сам придумывает правила игры.
Игровая форма обучающих занятий наиболее подходит для детей 3-4 летИгровая атмосфера может создаться за счет ярких, красочных и интересных материалов. Именно на это необходимо делать акцент при выборе книжек. Книги должны иметь понятные и цветные картинки. Черно-белые иллюстрации могут навести на кроху скуку, а слишком броские и яркие цвета будут его отвлекать.
Нужный эмоциональный фон можно создавать за счет игрушек, приходящих на урок: «К нам сегодня пришел Буратино и принес разные фигуры».
Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, например, кто быстрей из множества геометрических фигур выберет круги, квадраты.
Естественно не нужно забывать хвалить кроху.
Выбираем время и место для работы
Для того, чтобы развивающие занятия для детей 4 лет дали результаты, они должны быть регулярными. Желательно дома выбирать одно и тоже время и место. Выбирая время необходимо учитывать, чтобы карапуз был бодр, сыт и активен. Следует методом эксперимента понаблюдать, какое время наиболее подходящее.
Психологи рекомендуют утро или после дневного сна. Нужно стараться, чтобы работа становилась частью режима дня.
Многие родители задаются вопросом, сколько времени следует заниматься с крохой. Структура головного мозга, развитие самоконтроля малыша 3-4 лет позволяют ему выдерживать 15 минутные уроки. Однако, при правильно поставленной работе и адаптации к упражнениям некоторые детки легко выдерживают не менее получаса.
Первые уроки должны быть не дольше 15 минутПервые занятия обычно не превышают 10 минут, начинать необходимо с малого. Как только малыш адаптируется, можно потихоньку увеличивать время, сначала до 15 минут. Если он спокойно выдерживает его и после этого остается бодра и весел, то можно попробовать увеличить до 20 минут.
Выбирая место для ежедневной работы, прежде всего нужно обращать внимание на удобство. Рабочее место должно быть удобным как для малыша, так и для его мамы, может быть это детский стульчик со столом или коврик, на котором проходит работа.
Составляем план
Важным условием результативности является планирование. Оно необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть что-нибудь важное. Во время работы следует придерживаться составленного плана. Для организации интересных уроков, нужно таким образом спланировать работу, чтобы один вид деятельности сменялся другим.
Проще всего составить себе план занятий и придерживаться егоЖелательно планирование проводить еженедельно, при этом опираясь на результат, полученный на предыдущей неделе.
Это нужно для того, чтобы понять какой вид упражнений крохе кажется простым, а кокой-сложным или скучными. Если ему что-то сложно и недоступно, то пока нужно это упражнение отложить и попробовать приступить к нему через пару недель.
Примерный план занятий
Конечно каждый родитель решает сам как проводить развивающие занятия дома с детьми, однако можно взять за основу ниже предложенный план, выбрав из него, то что необходимо его малышу в 3-4 года.
Физические упражнения
Ни одно развитие не может быть полноценным без физических занятий с ребенком. Данный пункт может включать в себя все что угодно, это связано с данными ребенка, с учетом его и родительских желаний.
Домашняя физкультура не менее эффективна, чем в спортивном залеВсе должно проводиться в веселой и легкой обстановке, хорошо было бы включать музыку, потому что таким образом кроха будет учиться двигаться под нее.
Главное в данном вопросе – не переусердствовать, хотя это касается всех областей развития.
К тому же, именно дома можно определить тот вид деятельности, который нравится и получается у малыша. Можно увидеть его наклонности и отдать в соответствующую секцию.
Развитие мелкой моторики рук
Развивающие упражнения этого пункта очень важны, потому что именно развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие головного мозга. Ни для кого не секрет, что руки напрямую связаны с головой.
Очень хорошо для детей 3-4 лет собирать конструкторы, мозаику, кубики, к тому же здесь можно сразу повторить цвета и формы.
Развивающие игрушки для моторики рукПомимо моторики очень хорошо развивают воображение рисунки при помощи природных материалов: камушек, песка, ракушек.
На сегодняшний день имеются умные магазины, которые предложат заботливым родителям богатый ассортимент, помогающий проводить развивающие уроки дома.
Творческие уроки
Творчество хорошо развивает воображение, к ним относятся: лепка, поделки, аппликации, рисование, в том числе и пальчиковыми красками, различные ролевые игры, постановка спектаклей, кукольный театр, театр теней. Данные виды можно перечислять бесконечно, и дети 4 лет очень любят подобные виды деятельности.
Тренировка внимания и памяти
Очень важно тренировать память и внимание. Для этого превосходно подойдут шахматы, шашки, всевозможные домино. Хорошо дома тренировать внимание во время игры, для этого можно разложить 4-5 зверушек и менять их местами, при этом ребенку следует отвернуться. Повернувшись малыш должен отгадать, кто поменялся местами с медвежонком.
Настольные игры для тренировки памятиЧтение
Дети в 3 года могут начинать знакомиться с буквами и звуками. Это очень важный момент. Хорошо ребятам во время знакомства с буквой для лучшего ее запоминания находить ее в книжке, слепить из пластилина, выложить из камушек. Неплохо было бы находить ее с закрытыми глазами в пластмассовом варианте. По мере знакомства магнитные буквы можно прикреплять на холодильник, чтобы они находились на глазах. Также магнитные и пластмассовые буквы хорошо использовать для собирания слогов и слов.
Важно! Во время проведения занятий родители должны учить ребенка буквам, при этом называя их звуки, то есть не «ЭЛ», а «Л», не «БЭ», а «Б», так будет проще малыша научить чтению.
Счет
Развивающие упражнения на 3-4 года должны включать обучение счету, то есть ребенка можно познакомить с порядковым счетом до 10. Он также может выкладывать цифры из подручных материалов, составлять несложные задачки. В данном возрасте математика основывается на элементарной логике, то есть можно с крохой поискать пару предмету, найти лишний предмет.
Наблюдения за окружающим миром должны быть активнымиЗнакомство с окружающим миром
В возрасте 3-4 лет необходимо давать ребенку элементарные понятия об окружающей нас среде, нужно его познакомить с животными, затронув тему домашние и дикие, с временами года, днями недели, осадками, съедобными и несъедобными предметами.
Следует обратить внимание на такие понятия, как узкий – широкий, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий.
К тому же, на примере сказок следует затронуть тему добра и зла.
Развитие ребенка – это очень важный процесс, который нужно проводить в дружеской и свободной форме, если ребенку будет интересно, тогда обучение будет происходить быстрей и эффективней.
Моя новая программа занятий для 3-летнего ребенка (с шаблоном для скачивания)
Я в очередной раз пересмотрела план занятий с дочкой и хочу поделиться примером и шаблоном с вами. Авось кому-то это поможет составить собственную программу. Скачать можно тут, а пояснения, что это такое и как составлялось – они ниже.
Чем меня не устроил предыдущий «плод методических исканий» — чек-листы для разных возрастов? Мне он по-прежнему нравится, и я его раздаю своим подписчикам с комментариями и рекомендациями по заполнению здесь.
Однако по ряду причин захотелось что-то новенькое испытать. И причины эти следующие.
Во-первых, я стала замечать, что многие пункты из своих чек-листов выдаю уже на автомате, без всякого учета и планирования. Нужные вопросы и задания на такие базовые темы как сравнения, счет, цвета, формы и подобные, которые можно придумать к любой игре и любому сюжету, придумываются сами собой. О том, как затронуть сразу несколько тем, рассказывая сказку, писала тут.
Во-вторых, у дочери возраст приближается к 3 годам, возможностей и «соображалки» все больше. Интересы тоже меняются.
Теперь же, удерживая в голове разные тревожные для мам мысли вроде «после трех уже поздно» и наблюдая за дочерью, мне почему-то захотелось попробовать именно по темам позаниматься, расширить представления дочери о мире «вглубь». Потому уровень ее познаний, словарный запас и та же «соображалка» — все то, чем мы занимались в последний год – теперь меня вполне устраивают.
Собственно, новый план-шаблон для ежедневных и еженедельных занятий – это попытка соединить планирование по сферам развития (речь, логика, сенсорика и т.д.) и тематическое планирование. А также «пришить» сюда шпаргалки, которые я уже не раз рекламировала как очень полезный для мам инструмент. Например, здась.
Вот что получилось. При составлении собственной программы занятий важны два момента:
1) Содержание. Что будем развивать, по каким направлениям, где брать материал и так далее.
2) Структура. Как все это оформить, чтобы удобно было пользоваться.
Начнем с содержания.
В целом я умерила аппетиты: дочь на полдня ходит в домашний садик, где с ней тоже довольно плотно занимаются, плюс время на самостоятельные игры тоже должно быть. Поэтому в планах оставила по 4 сферы для ежедневных и для еженедельных занятий, а также несколько ритуалов и традиций, которые хотела бы развивать.
Ежедневка получилась такая: развитие речи и физическое развитие (это само собой), к ним в плюс – цикл «Природа» (имеется в виду наблюдение за погодой, опыты с природными материалами, акцент именно на окружающую среду, природу нашей страны – африканскими и прочими экзотическими животными дочь уже «переболела»), а также
В ритуалы попало то, что мы еще иногда забываем делать: слушать музыку (динамично, с танцами и «просто слушать»), обсуждать итоги дня. Остальное – это новшества. Я решила поставить эксперимент над собой и над дочерью и попробовать позаниматься по комплексу готовых занятий. Тот, что попался мне, очень органично вписался в мои желания понаблюдать за природой и начать приобщать ребенка к достижениям культуры. Раньше я чужие разработки использовала только частично: брала презентации или отдельные игры. Потом обязательно расскажу, что получилось.
В еженедельный план попали такие 4 пункта:
Творчество. Ежедневно творить у нас никак не получается, другие теперь у дочери интересы. А если время от времени – с удовольствием. Поэтому – в еженедельный план.
Математика и логика, а также общее развитие. В фоне эти направления и так каждый день у нас «проскальзывают», а давать задания по альбомам, специальные игры ежедневно мне показалось утомительным для меня и для ребенка.
Естественный цикл. Название недетское, но надо же было как-то обозначить все это: основы географических представлений (о нашей планете, о рельефе, материках и океанах, погоде), животные и растения различных частей света, простейшие физические опыты и первые представления о таких общих понятиях как воздух, вода, земля и т.д.
Гуманитарный цикл. Сюда я отнесла рассказы по истории и игры по их мотивам, знакомство с произведениями искусства, с бытом и традициями народов мира. С культурным наследием, одним словом. Скажете, рано? Почитайте Сесиль Лупан.
Почему сфер 4, когда дней в неделе 7, или 5 – без выходных? Во-первых, потому что я других приоритетов просто не придумала, во-вторых, что-то можно и повторить, а особо интересные темы растянуть и на два дня.
Пятым блоком я сюда включила перечень всех методических пособий и «базовых игрушек», которые у нас имеются «на вооружении». Чтобы банально про них не забывать. Бывает у нас такое, что о какую-то очень полезной игрушке по несколько недель не вспоминаем.
Когда с содержанием определились, встает вопрос, как все это оформить.
В чек-листах мне импонирует идея ставить отметки отвыполнении. Это и самоконтроль, и самоанализ, и поощрение, и много что еще. Поэтому графу с отметками на 2 недели (14 клеточек) я оставила. Причем, забегая вперед, скажу, что в момент придумывания и выхода статьи мы находились в гостях, из инструментов у меня были бумага, ручка, красный маркер и прозрачный скотч (и никакого принтера), поэтому в процессе ручной сборки пришла такая идея: если клеточки о выполнении заклеивать полоской прозрачного скотча и ставить на ней отметки маркером или фломастером, план становится многоразовым: все эти отметки легко стереть и начать заполнять заново. Это версия — «очень черновик»: хотелось сделать быстро, а времени было от силы полчаса.
И ежедневный, и еженедельный лист делится на 5 частей (4 выбранные сферы + 1). Под заголовком приклеивается карман, туда по задумке должны попадать карточки с идеями, чем заняться по данному направлению на этой неделе. Например, нашли интересную пальчиковую игру – сразу выписали на маленький листочек и вложили в нужный карман. А на самих карманах – список, скажем так, видов занятий. В чек-листах это были подпункты в каждой из сфер. Например, «Физическое развитие»: зарядка, фитбол, игры с мячом, спорткомплекс и т.д. А в кармане – конкретные игры – с мячом, фитболом, новые стишки для зарядки. Отработанные карточки можно собирать в игротеку. Например, в органайзер с прозрачными файлами. Раз карточки небольшие, удобен будет формат А5 или фотоальбом 10х15 с прозрачными карманами.
Как я уже писала, в ежедневном плане бонусом идет список ритуалов/рутин, тоже с отметками о выполнении, т.к. это по сути самый важный список на внедрение, и с карманом для идей. К примеру, у нас легкая проблема – ребенок разлюбил купаться. Стала актуальной тема игр в ванной. Активно собираю идеи.
В еженедельном плане 5-й блок – это список пособий и игрушек, с карманом для идей, как еще их применять или какие пособия сделать/купить.
Вот такая система родилась, как всегда за одну ночь. Уточню еще раз, составляла для ребенка примерно 3-хлетнего возраста. Для более старшего тоже должно подойти, для детей помладше – разве что идею оформления и организации материала взять.
Шаблон в формате doc, то есть полностью редактируемый, скачивайте по ссылке. Украшать ничем не стала: нормальный рабочий план. Буду рада отзывам и комментариям, насколько удобно пользоваться (если решитесь применить).
А вот компакт-версия того же плана. Во-первых, посимпатичнее )). Во-вторых, два листа А4 физически не вместились в мой «домашний офис» на холодильнике, к которому я очень привыкла. Посмотреть, что туда еще входит, можно здесь и здесь. Эти листы пришлось вешать очень низко, и дочь мне их все время приносила: «мама, это твое».
В третьих, наметилось вдруг тяготение к «сделайсаму», а не к сделанным на компьютере версиям. Заметила, что когда пишешь руками, в голове откладывается лучше, а подобные планы, собственно, и нужны, чтобы лучше уложилось и побыстрее внедрилось.
Тут я уже не случайно, а специально проклеила полоску для отметок о выполнении тонким скотчем, сделав план многоразовым: отметки маркером прекрасно стираются по истечении 2 недель. Блок «список пособий» отпал за ненедобностью: немного поработав с черновой версией плана, я «вспомнила» про них и стала чаще доставать. А «ритуалы» переехали на отдельный листок, в пару к моему личному списочку полезных привычек на внедрение.
Теперь «пульт управления» домом в окончательном (вряд ли) виде выглядит так:
Я никого не призываю следовать в точности моим путем, у каждого он свой. Например, история, география и МХК для малышей – это мой личный «бзик». Тем не менее надеюсь, что кому-то мои объяснялки, зачем и почему, помогут выбрать свое важное и нужное.
3 — 4 года | Жили-Были
2
2019-07-12
Как говорится, лучше поздно, чем никогда
Многие, наверно, уже отчаялись ждать продолжение серии статей про развитие мелкой моторики Но я наконец-то сделала это! Встречайте – самые-самые полезные игры, которые обязательно понравятся малышу после 2,5 лет. Игры, которые сделают его пальчики более ловкими и настойчивыми. А, как мы знаем, это залог успешного развития речи, да и общего развития малыша.В этом возрасте ребенку начинают поддаваться все более мелкие движения, пальчики становятся проворнее, а движения аккуратнее. И, если раньше мы уделяли внимание работе с пинцетом, пипеткой, ножницами, то теперь ребенку можно предложить даже такую мелкую работу, как застегивание пуговиц и создание песочных картин! Ну, обо всем по порядку.
7
2019-06-13
Кубики Зайцева – пособие довольно популярное, о нем слышали даже те, кто не имеет никакого отношения к обучению детей чтению. Но вот чем же кубики заслужили свою популярность и чем отличаются от прочих методик обучения чтению, зачастую для многих так и остается тайной. Действительно ли это недешевое пособие настолько «чудодейственно», и малыш научится читать за несколько занятий? И чем вообще отличаются кубики Зайцева от обычных кубиков с буквами?
5
2019-04-19
Кто любит настольные игры, поднимите руку! Я их просто обожаю! Очень любим по вечерам играть всей семьей. И если бы не проблема хранения (ведь производители, как правило, не скупятся на картон для объемных коробок), то я, наверно, скупила бы все Шучу! Сейчас этих настольных игр на полках магазина, как сказал бы Матроскин, «ну просто завались». Отобрать среди них действительно что-то оригинальное, полезное и цепляющее – целая задача. Но я такие задачи люблю, меня хлебом не корми, дай почитать отзывы, помониторить магазины и, самое главное, проверить все на себе и детях
9
2018-04-11
Если чтение – одно из ваших любимых совместных занятий с малышом и если вашему чаду больше 3 лет, то вы, наверняка, уже видели мои подборки с русскими стихами и сказками, а также развивающими книгами для детей 3-4 лет. Наконец-то я собралась с силами и написала-таки логическое продолжение – подборку наших фаворитов и просто понравившихся произведений зарубежных авторов. Не буду томить, перейдем непосредственно к ней
Итак, лучшие книги для детей 3-4 лет (зарубежные авторы):
14
2018-02-28
Здравствуйте, дорогие мои! Возвращаюсь к вам с новой статьей и сегодня хочу поговорить про развитие логики у малышей. Безусловно, очень полезно учить с ребенком названия животных и растений, по многу раз повторять буквы или названия стран мира, но такие виды деятельности направлены преимущественно на развитие памяти ребенка, и практически не дают простора для размышлений. Такого совсем не скажешь про логические игры! Логические игры, это как «пища для ума», они действительно заставляют малыша пораскинуть мозгами, активизируют все мыслительные процессы!
Что же за логические игры такие, где их взять и как организовать? В этой статье я расскажу про те варианты занятий, которые можно смело начинать практиковать с детьми с 2 лет. Но не потеряют они своей актуальности и для детей в 3 года.
6
2017-12-07
Ну что, кто уже начал готовиться к Новому Году? Дни на календаре неотвратимо приближаются к заветной ночи, а значит уже давно пора создавать новогоднее настроение! В прошлом году я, к сожалению, не успела написать статью о наших новогодних поделках. Однако я все-все сохранила и теперь, наконец, смогла собрать все воедино
В этой статье вы найдете новогодние поделки для детей 4-5 лет, что-то из этого с родительской помощью можно и в 3 года уже делать, что-то и позже будет интересно. Как обычно, прежде всего, стоит ориентироваться на ребенка. Для меня всегда главным критерием при выборе поделки является ее доступность – чтобы дочь могла осилить творческую работу с минимальным количеством моей помощи, и при этом творческий процесс получился не слишком затянутым
6
2017-07-04
Подборка развивающих книг для 3-4 леток у нас уже есть, наконец, пришел черед и художественной литературы Книг, о которых хотелось бы рассказать, накопилось очень много, в одну статью они ну никак не помещаются. Поэтому по традиции делю подборку на две части: русские и зарубежные книги. Сегодня речь пойдет про русские книги для детей 3-4 лет – список того, что нам с дочкой понравилось больше всего.
16
2017-06-01
Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.
13
2017-05-03
Если в нашем детстве все разнообразие логических игр ограничивалось пособиями Никитина, то сейчас просто глаза разбегаются В этой статье я не буду перечислять их все, а хочу рассказать об одном, может быть, не очень известном, но совершенно уникальном пособии для развития логического мышления ребенка. Это блоки Дьенеша. Мы с Таисией так много играли с ними (и сейчас периодически их достаем), что я по праву могу назвать блоки Дьенеша одним из самых используемых развивающих материалов в нашем доме.
13
2017-01-20
Детские книги – это моя слабость. Не могу пройти мимо ни одной распродажи в Лабиринте К счастью, дочь поддерживает мою книжную страсть и с удовольствием слушает все, что я для нее выбираю, а кое-что уже и сама читает. Как обычно хочу поделиться с вами своими удачными книжными находками, не пропадать же зря моим долгим скитаниям на просторах книжных магазинов Так что, эта статья посвящается всем, кто так же одержим книгами или просто находится в поиске интересной и полезной литературы для своего малыша.
Развивающий дошкольный план для занятий с детьми 3, 4, 5 лет
Я давно мечтала упорядочить свои занятия с детьми, а то как-то все хаотично получалось. То мы писали, читали, учили стишки, а вот про лепку и рисование совсем забыли….
Вот для этого я решила на каждую неделю составлять примерный развивающий дошкольный план для занятий дома, где можно было бы намечать разные виды занятий по определенному направлению. Все записи я ввела в шаблоне для занятий с ребенком, который вы можете бесплатно скачать в «Маминых выручалках». Как выглядит наш примерный план занятий, вы можете увидеть на фото.
В конце недели ставила галочки напротив того, что было проведено. И то, что мы не успевали сделать на прошлой неделе, переносилось на следующую. Ведь все мы не идеальны и строго следовать расписанию вред ли кому-то удается.
Развивающий дошкольный план для занятий дома с детьми 3, 4, 5 лет.
I . Физическое развитие.
1. Зарядка (со стишками, под музыку, видео-зарядка).
2. Игры с мячом (катаем, бросаем, ловим).
3. Ходьба (по бревну, по горке…).
4. Бег (с препятствиями, догонялки).
5. Прыжки (с препятствиями, со скакалкой, классики, резинки).
6. Танцы.
7. Детский спортивный тренажер (упражнения на кольцах, перевороты перекладине, лазание по канату, лесенке).
8. Игры в воде и плаванье (в бассейне, на пляже, в ванной).
9. Подвижные игры.
10. Занятия с обручем
11. Велосипед, самокат, ролики.
II. Творческие занятия.
1. Аппликации (из ткани, пластилина, бумаги, природных материалов)
2. Лепка из теста, пластилина.
3. Рисование красками, фломастерами, ручками, карандашами.
4. Поделки (из бумаги, природных материалов, ткани).
III. . Моторика.
1. Перебирать, застегивать (застежки, пуговицы, кнопки, петельки)
2. Выкладывание из камушков, ракушек, крупы.
6. Пальчиковые игры.
7. Кубики, конструкторы.
8. Игры в песке.
9. Сортировать, сыпать, делать поделки, перебирать, просеивать (макаронины, бобовые, крупы)
10. Разные шнуровки.
IV. Ролевые игры.
1. Кукольный театр.
2. Игры с куклами.
3. Игры с разными видами транспорта.
4. Инсценизация известных сказок.
V. Логика, память, цвет, объем, форма.
1. Последовательности (кубики, карточки).
2. Логические игры с раздаточным материалом, игрушками и карточками (что лишнее, что изменилось, обобщения, найти пару и прочее.)
3. Домино.
4. Шахматы, шашки.
4. Пазлы.
6. Занятия для изучения цветов.
7. Занятия для изучения формы, объема.
8. Занятия для изучения размера (толстый-тонкий, узкий – широкий, большой-средний-маленький, низкий –высокий, длинный-короткий).
9. Лото.
VI. Органы осязания (слух, вкус, тактильные ощущения, запах).
1. Игры на музыкальных инструментах, бытовых предметах.
2. Прослушивание и угадывание разной музыки (народная, классика, детские песенки).
3. Угадывание на ощупь, вкус и запах.
VII. Счет, развитие речи, чтение.
1. Изучение цифр разными способами.
2. Изучение букв разными способами.
3. Обучение чтению, самостоятельное чтение небольших рассказов.
4. Сопоставление цифр и количества, счет предметов.
3. Вставка слов или фраз в стишок
4. Составление рассказа по пейзажу, по сюжетной картине.
5. Пересказ сказок, историй.
6. Отгадывания загадок.
7. Описания предметов.
8. Чтение книг, прослушивание аудиосказок.
9. Разучивание стихов, песен.
VII. Мир вокруг нас.
1. Семья (фотографии, кто есть кто).
2. Животные (детеныши, что едят, где живут, какие звуки издают, что дают, как выглядят). По этой теме у меня обучающие карточки «Животные».
3. Время, погода, календарь, времена года, праздники, дни недели, праздники, календарь.
4. Растения.
5. Предметы и их назначение (съедобное, несъедобное).
6. Опыты (превращения воды в лед, смешивание красок, различных жидкостей и смесей).
7. Немного астрономии (космос, планеты..).
8. Немного географии (горы, реки, страны).
9. Этикет, вежливость, общение.
10. Измерения (вес, длина, рост, объем).
11. Человек.
12. Мамины помощники (бытовые навыки).
Выбирайте из этого дошкольного плана то, чем вы хотели бы заняться с ребенком каждый день в течении недели и заполняйте ваш шаблон занятий с ребенком. Это будет для вас мотиватором, подсказкой и мягким контролем.
Теперь мне наконец-то удалось систематизировать занятия с детьми и сделать их более плодотворными. Надеюсь, вам тоже удастся это сделать.
А как вы организовываете свои занятия с детьми 3, 4, 5 лет? Что для этого используете?
Рекомендую почитать:
Методическая разработка (младшая группа) на тему: ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Утверждаю:
Заведующий
МАДОУ ЦРР – детского сада
«Аленушка»
_______ ОВ Миронова
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Развивай-ка»
для детей 3-4 лет
Воспитатель: Шашина ОВ
2016
Пояснительная записка
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, — «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Цель:
Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
групповая;
подгрупповая;
индивидуальная.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными нетрадиционными материалами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5.Овладение нормами этики поведения.
6.Знание основных цветов, геометрических фигур, величины.
Основной формой является кружковое занятие, плавно переходящее в игровую деятельность. Занятия в кружке проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 15 минут.
Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Все занятия проводятся в игровой форме.
Структура занятия кружка вариативна, где предполагается знакомство с новым материалом, освоение новых приемов, обыгрывание поделки, позволяет глубже и шире ввести ребенка в мир окружающих его вещей и предметов.
Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2016 – 2017 учебный год с детьми 2 мл. группы.
Сентябрь | 3 | «Знакомство с кабинетом» | Развивать тактильную чувствительность и сложно-координированные движения пальцев и кистей рук. | Сосуд с песком, водой, манкой, горохом, мелкие игрушки; лист бумаги, карандаш. | |
4 | «Чудесный сундучок» | ||||
октябрь | 1-я неделя | «Воздушные шары» | Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». | Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. | |
2-я неделя | «Подбери флажки к домикам» | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Дидактические картинки, карандаши, бумага. | ||
3-я неделя | НОД «Радуга» | Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом — голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Письмо, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти. | ||
4-я неделя | «Найди куклу по цвету» | Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы. | Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги | ||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | «Большой-маленький» | Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. | 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками. | |
2-я неделя | «В какую коробку?» | Закреплять знания о величине предметов | Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера. | ||
3-я неделя | «Из каких фигур состоит машина?». «Коврик». | Учить узнавать и называть геометрические фигуры. | Конструкцию машины, составленную из геометрических фигур. Коврик из геометрических фигур | ||
4-я неделя | «Геометрическое лото» | Закреплять знание и название геометрических фигур. | Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры) | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | «Бусы» | Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет. | Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки. | |
2-я неделя | «Зимний вечер» | Учить выкладывать рисунок из макарон, нанизывать их на шнурок, украшать предмет. | Различные окрашенные в разные цвета макароны, картон, пластилин, шнурки. | ||
3-я неделя | Собери правильно | Учить разбирать по цвету, форме. | Цветные макароны, картон, пластилин. | ||
4-я неделя | «Новогодняя елка» | Учить украшать ёлку разноцветными фигурками, закреплять цвет, форму. | Шаблон ёлки, покрытый пластилином, различные разноцветные фигурки, макароны, бусины. | ||
ЯНВАРЬ | 1-я неделя | «Путешествие на лесную полянку» | Познакомить с шириной предмета | Шнуры для изображения рек. | |
2-я неделя | «Определи на ощупь». | Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. | Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). | ||
3-я неделя | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». | Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. | Мешочек, стакан стеклянный , деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. | ||
4-я неделя | «Спрячь грибок за елкой» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. | дидактические картинки, музыкальный центр, экран. | ||
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | «Угости кукол конфеткой» | Закреплять знания о величине предметов (высота) | Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте. | |
2-я неделя | «Самая длинная, самая короткая». | Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. | Разноцветные ленты разной длины. | ||
3-я неделя | «Салют» | Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик. | Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага | ||
4-я неделя | «Найди Котенка» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. | Котенок, вся группа. | ||
МАРТ | 1-я неделя | «Мимоза» | Познакомить детей со свойствами бумаги, учить сминать, рвать, скатывать бумагу в шарик, скручивать в жгутик. | Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага. | |
2-я неделя | «Узнай на вкус» | Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. | Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь. | ||
3-я неделя | «Что как плавает» | Закреплять знания свойств камней. | Таз с водой, камни, деревянные палочки. | ||
4-я неделя | НОД «Теремок» | Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. | Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины. | ||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | «Научи зайца строить забор» | Практиковать детей в выкладывании ряда. | Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету. | |
2-я неделя | «Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины: «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий. » | Деревья разные по высоте, толщине. | ||
3-я неделя | «Подарки» | Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. | Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфики по количеству медведей разные по длине. | ||
4-я неделя | «В гости к мишке» | Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься | Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка. | ||
МАЙ | 1-я неделя | открытка | Развивать мелкую моторику рук, творчество, воображение, интерес. | Цветная бумага, клей, картон. | |
2-я неделя | Опыт «Разноцветная вода». | Закреплять знания о свойствах воды. | Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь. | ||
3-я неделя | «Теплый – холодный» | Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. | Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики. | ||
4-я неделя | «Солнышко» | Учить соединять концы в кольцо, скручивать в жгутик. | Салфетка, гофрированная бумага, фольга, туалетная бумага. |
Список литературы
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н. Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М., Гербова В.В., Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб. «Паритет», 2002.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991.
Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы.
- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
- «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Игры на развитие тактильных ощущений.
- «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
- «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
- «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
- «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник — розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
- «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» — геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону — круги).
- Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
какие можно проводить дома каждый день?
Трехлетний ребенок уже многое знает и умеет, но продолжает активно познавать окружающий мир. Занятия с детьми должны быть направлены на их разностороннее развитие, быть комплексными и познавательными, включать в себя различные виды деятельности и учитывать особенности физического развития детей 3–4 лет. Обычно ребенок такого возраста уже ходит в детский сад, и часть занятий проходит именно там. Однако если он не посещает дошкольное учреждение, маме или папе необходимо заниматься с малышом дома.
Ка провести занятие с ребенком?
Как утверждают психологи, занятия для детей 3–4 лет лучше проводить в первой половине дня или после дневного сна. Малыш должен быть здоровым, сытым, с хорошим настроением. Важен и положительный настрой родителя. Место для уроков должно быть удобным и нравиться ребенку. Со стола следует убрать посторонние предметы, иначе малыш будет отвлекаться.
Обучающие занятия необходимо проводить регулярно. Перед этим нужно составить план, придумать сценарий и подготовить необходимые предметы. Планирование осуществляется раз в неделю с учетом того, что малыш уже знает и умеет благодаря предыдущим урокам.
Чтобы занятия с ребенком были плодотворными, важно соблюдать ряд рекомендаций, учитывающих особенности физического и психологического развития детей 3–4 лет:
- Они должны проходить в игровой форме. Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью. Чтобы занятия были интересными, нужно использовать новые, яркие, привлекающие внимание ребенка предметы.
- Не следует учить малыша тому, что он еще не в силах осилить. Если он что-то не понимает или у него что-то не получается, не стоит давить и пытаться многократно объяснить тему, лучше отложить урок на другое время.
- Поддерживать и одобрять малыша. Искренне радуйтесь, когда у него что-то получается. Ваши положительные эмоции побудят чадо стараться еще больше.
- Не ругать ребенка, если он не справляется. Недовольство родителя способно отбить у него желание к дальнейшим занятиям.
- Для того, чтобы малыш учился доводить дело до конца, уроки не должны быть слишком длинными, достаточно 15 минут. Постепенно длительность увеличивают до 20, но не более, чем до 25 минут.
- В каждый урок необходимо включать физические упражнения – танцы, игры с мячом, зарядку.
Задания для детей
Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие детей в 3–4 года, в уроки необходимо включать разные виды деятельности, которые направлены на развитие логики, мышления, памяти, правильной речи, навыков общения и познавание окружающего мира. Полезны творческие уроки, которые способствуют проявлению фантазии. Ребенку необходимы физические упражнения. Важны и занятия музыкой, развивающие слух и чувство ритма.
Упражнения для развития мышления
Упражнения для развития мышления детей 3–4 лет направлены на сравнение предметов, умение отличать их друг от друга, выделять и обобщать их по цвету, размеру, форме. Предложите малышу найти отличия в нескольких предметах на картинке, объединить их в группы по некоторым признакам (например, овощи, фрукты, одежда, мебель). Другие полезные занятия – раскладка предметов или игрушек по цветам, формам, размеру.
Загадайте животное или человека определенной профессии и попросите малыша назвать несколько предметов, которые могут понадобиться этому персонажу (например, дворник – лопата, метла, ведро). Назвав ребенку предмет, предложите ему рассказать о том, из чего он состоит (велосипед – колеса, руль, сиденье, рама и т. д.)
Развитие речи ребенка
Развитию речи способствуют следующие занятия:
- Прочитайте малышу рассказ, состоящий из 3-4 предложений и попросите рассказать его своими словами.
- Учите ребенка четко произносить звуки, используя чистоговорки. Начать лучше с фраз, содержащих буквы, которые малыши часто не выговаривают – Л, Н, С, Т. Обязательно включаются и шипящие – Ж, З, Ш, Щ, Ч. Примеры: «Лу-лу-лу, наточил Марат пилу», «Жу-Жу-Жу, Жоре кофточку вяжу».
- Перемещая предмет, попросите ребенка рассказать, где он находится в данный момент (на столе, под ним, над ним). Это поможет малышу научиться правильно использовать предлоги.
- Попросите малыша несколько раз открыть и закрыть рот, показать и спрятать язычок, пошлепать им между губами, поводить по кругу в одну и другую сторону, вытянуть губы, поцокать.
- Загадайте предмет и предложите ребенку рассказать о его цвете, назначении, форме.
- Начните рассказ и попросите малыша его закончить.
Ознакомление с окружающим миром
Для знакомства малыша с окружающим миром необходимо рассказывать, а затем спрашивать его о временах года, погоде, предметах вокруг, животных, растениях и их особенностях. Дома можно использовать тематические карточки, картинки, муляжи фруктов и овощей, фигурки зверей. Рассказывайте ребенку о материалах, их которых сделаны те или иные предметы. Знакомство с окружающим миром хорошо проводить, находясь на прогулке. Описывайте ребенку все, что происходит вокруг, рассказывайте о транспорте, деревьях, растениях, природных явлениях, насекомых, птицах.
Спросите ребенка, что любит есть то или иное животное, попросите найти на картинке его домик, назвать отличительные особенности. Дайте ему задание показать приборы, которые работают от сети, или все предметы, сделанные из дерева, бумаги, резины и т. д.
Задания на развитие творческого мышления
Для ребенка 3–4 лет полезна лепка из пластилина. Для этого нужно приобрести набор хорошего качества, не содержащий вредных компонентов, состоящий из пластилина 10–12 цветов. Начинать лучше с простого – попросить слепить фрукт или овощ. Затем переходите к более сложным фигурам, например, животным.
Развитию фантазии способствуют книжки-раскраски. Малышам младшего дошкольного возраста подойдут те, которые содержат сюжеты из любимых сказок и мультфильмов. Сначала берутся крупные рисунки. Если ребенок уже хорошо умеет их раскрашивать, можно перейти к более мелким. Раскраски не обязательно покупать, можно распечатать картинку на принтере.
Предложите ребенку сделать аппликацию. Для этого нужны: картон, ножницы, клей, цветная бумага или салфетки. Начинать нужно с простых вариантов – домик, солнышко, ягодка. Затем усложняйте модели, используя сухие листья, крупы, скорлупу или вату.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия не только развивают эстетический вкус и чувство ритма, но и дарят малышу положительные эмоции. Включайте разную музыку – быструю, медленную, грустную, веселую и описывайте ее характер. Предложите ребенку потанцевать, объяснив, какие движения соответствуют каждой мелодии. Танцы под музыку обеспечивают необходимую физическую активность, помогают формированию правильной осанки, поднимают настроение.
Разучивайте песенки и пойте их с малышом. Полезно слушать легкую классическую музыку. Знакомьте ребенка с различными музыкальными инструментами, учите понимать разницу в их звучании. Сделайте из картона или подручных предметов лесенку. Сыграйте 5 нот в восходящем, затем убывающем порядке и объясните, что каждая соответствует определенной ступеньке. Проигрывайте мелодию вверх и вниз. Скоро малыш сумеет почувствовать разницу в высоте звуков.
Мелкая моторика
Психологи утверждают, что занятия, развивающие мелкую моторику, благотворно влияют на развитие речи. Малышам полезна пальчиковая гимнастика: необходимо поочередно сгибать и разгибать пальчики рук, массировать их, хлопать в ладоши, растирать их, стучать кулачками. Лучше делать ее под музыку или стишок.
Малышу может понравиться следующая игра: в миску или таз помещаются различные предметы (веточки, листики, бусинки, пуговицы) и наливается вода. Ребенку дается небольшое сито на ручке, которым следует по очереди вылавливать содержимое. Развивать моторику можно с помощью собирания пазлов (количество деталей 6–20), лепки и нанесения аппликаций.
Дайте ребенку несколько бусин или пуговиц. Упражнение заключается в том, что малыш нанизывает их на нитку. Можно нарисовать на листе бумаги дорожку и попросить ребенка обвести ее карандашом или пальчиком. Хорошо развивают мелкую моторику занятия с прищепками. Нужно взять несколько штук ярких цветов, положить в миску или корзинку и показать, как крепить их к краям. Задание заключается в прикреплении прищепок сначала одного цвета, затем других.
Социальные навыки
Главным примером для малыша остается его семья. Он повторяет речь, интонации и поведение домочадцев. Родителям необходимо особенно внимательно следить за тем, что они делают, каким тоном говорят. Если ребенок постоянно наблюдает ссоры и слышит разговоры на повышенных тонах, он будет демонстрировать такой тип поведения при общении с другими людьми.
Ребенок в 3 года уже способен взаимодействовать с другими детьми. Психологи утверждают, что на этом этапе ему необходимо общение со сверстниками. Если малыш не ходит в детский сад, на прогулке нужно посещать места, где гуляют другие дети.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
НИИ Эврика. План развивающих занятий с детьми 2–3 лет
Друзья, если вы хотите практиковать систематические развивающие занятия с ребёнком 2–3 лет в домашних условиях, но не знаете, с чего начать, рекомендуем внимательно прочитать этот материал, сохранить статью в избранное или распечатать её ключевые моменты. Не вдаваясь в детали и не останавливаясь подробно на отдельных развивающих играх и упражнениях, мы расскажем, на что надо обратить особое внимание при занятиях с малышами этого возраста, и подскажем, как составить эффективный план развития.
Интересно? Тогда приступаем!
Физическое развитие
Здоровье — главная ценность в любом возрасте. Подобранный по возрасту комплекс физических упражнений — эффективный инструмент для поддержки и укрепления здоровья. Активные подвижные игры — лучший способ физического развития в дошкольном возрасте. Вашему малышу уже исполнилось 2 года? Активно прививайте ему любовь к спорту, используя для этого все доступные методы.
- Ходьба по кривым линиям, по чуть приподнятой над уровнем земли доске, по горкам и кочкам.
- Бег за целью (игры в лова, например) и/или с препятствиями.
- Прыжки на одной/двух ногах, в длину и высоту, с подниманием ног, через препятствия (с кочки на кочку, через воображаемую речку или обрыв и пр.).
- Полосы препятствий, в которых надо взбираться на лестницы, перепрыгивать с объекта на объект, проходить по сенсорным коврикам, пролазить по тоннелю.
- Активные игры с мячом: пинать мяч ногами, катать его, переносить с одного места в другое, кидать в цель (цель должна быть большой, а расстояние до неё — маленьким), ловить и бросать его.
- Утренняя зарядка со стихами.
- Танцы (ритмичные движения под музыку).
Мелкая моторика
Помимо моторики общей, т. е. ловкости, координации, силы, скорости движений крупных мышц, важно развивать мелкую моторику рук. Тренируя детские пальчики выполнять тонкую работу, вы развиваете интеллектуальные способности малыша, стимулируете речевые отделы головного мозга, улучшаете свойства детских памяти и внимания. Для развития мелкой моторики в 2–3 года можно по-прежнему использовать массаж рук и простые упражнения пальчиковой гимнастики для малышей. Но не забывайте для занятий с подросшим карапузом подключать более сложные задания.
- Игры с застёжками: пуговицы, липучки, шнурки, кнопки, петельки. Их можно перебирать, складывать из одной баночки в другую, завязывать, нанизывать, сортировать.
- Игры с прищепками.
- Игры с конструктором.
- Игры с кубиками.
- Мозаика
- Лепка из пластилина, теста, специальной массы для самых маленьких.
- Поделки из подручного материала: шишки, листья, палочки, фасоль, крупа, макароны.
Развитие речи
К двум годам словарный запас ребёнка составляет около 50 слов. Естественно, мы напоминаем, что дети разные, и, если ваш малыш в 2 года ещё не разговорился, поводов для паники нет, а вот мотивация для более усердной педагогической работы над развитием речи есть. Важно, чтобы карапуз постоянно слышал вокруг себя правильную взрослую речь, чтобы с ним беседовали, чтобы его всячески стимулировали выражать свои мысли, желания и потребности при помощи слов. К трём годам малыш уже должен научиться правильно составлять фразы из 4–5 слов, разучивать стишки и песенки, поддерживать несложный разговор на бытовые темы, хорошо понимать словесные инструкции.
- Артикуляционная гимнастика.
- Пальчиковая гимнастика, занятия на развитие мелкой моторики.
- Расширение словарного запаса (чтение, беседы, просмотры развивающих мультфильмов и детских передач).
- Составление простых рассказов по сюжетным картинкам.
- Развитие фонематического слуха.
- Знакомство с буквами и звуками.
- Учить наизусть потешки, простые стихи для самых маленьких.
Развитие воображения
В раннем детстве малыши — большие фантазёры. Внимательное отношение к детским фантазиям, грамотная работа по направлению их в созидательное русло помогает делу воспитания творческий, креативной личности с развитым воображением. Важно понимать, что порой, увлёкшись вымышленным миром, малыши выдают свои фантазии за чистую монету. В этом случае нельзя ругать ребёнка за ложь: учитесь отличать обман от плодотворной работы воображения. Учите ребёнка отличать вымысел от реальности, но наберитесь для этого такта и терпения. Создайте благоприятные условия для эффективной реализации творческого воображения.
- Рисование карандашами, фломастерами, восковыми мелками и мелками на асфальте, пальчиковыми красками и акварелью.
- Нетрадиционные техники рисования: кляксография, печати, рисование мятой бумагой, паспарту.
- Аппликации на заданные и вольные темы. Детям младшего дошкольного возраста предлагайте создавать отрывные аппликации и аппликации из подготовленных фрагментов. Детей старше трёх лет уже можно учить пользовать безопасными детскими ножницами.
- Читайте — много, часто и с удовольствием. Меняйте интонации, читайте в ролях, придумывайте новые сюжетные повороты в хорошо знакомых, любимых сказках малыша.
- Рассматривайте картинки, сочиняйте по ним истории, придумывайте, о чём мечтал художник, когда рисовал эту картину, или фантазируйте на тему того, что могло предшествовать изображенным на ней событиям или что случилось после них.
- Ролевые игры: пусть ребёнок укладывает спать любимую куклу, готовит борщ из воображаемых овощей или строит прекрасный дом, укладывая кирпичик к кирпичику.
- Домашний театр: показывайте малышу театрализованные представления, используя пальчиковый театр или игрушки. Привлекайте карапуза к исполнению ролей. Пусть по мере сил он выступает перед зачарованными зрителями: пупсами и куклами, плюшевыми зайцами и мишками, братиками, сестричками, родителями…
Как составлять развивающие занятия для детей 2–3 лет
- В разговоре с ребёнком откажитесь от термина «занятие» в пользу понятия «игра». Развивающие игры должны приносить не только пользу, но и удовольствие. Без этого об эффективном развитии в раннем детстве речи идти не может.
- Имейте для себя примерный план занятия, но будьте готовы в любой момент изменить запланированное течение событий, повинуясь интересам и настроению ребёнка. Не принуждайте малыша делать то, что ему неинтересно в данный момент, и не заставляйте без веских причин отказываться от занятия, которое его увлекло.
- В 2–3 года память и внимание ребёнка имеют непроизвольный характер. Малыш просто неспособен концентрироваться на чём-либо, что ему неинтересно. Если у вас получится задержать внимание ребёнка на запланированном вами объекте изучения около 7–10 минут, можно считать, что занятие прошло более чем успешно.
- Создайте условия, в которых ребёнок сможет переключаться с занятия на занятие, выбирать наиболее интересный для него в данный момент вид деятельности, проявлять познавательную активность в безопасной, располагающей среде. По возможности на период бодрствования ребёнка оставьте в пределах доступности материалы для творчества, книги, развивающие пособия, дидактические материалы. Безусловно, в приоритете — вопросы детской безопасности!
- В предложенном нами плане в каждом направлении развития ребёнка 2–3 лет мы предложили по 7 групп занятий. Это значит, что вы можете брать по группе на каждый день. К примеру, в понедельник вы делаете акцент на ходьбе по кривым дорожкам, шнуровках, артикуляционной гимнастике и рисовании цветными карандашами, во вторник учите малыша бегать, преодолевая небольшие препятствия, предлагайте ему игры с прищепками, занимаетесь пальчиковой гимнастикой и рисуете мятой бумагой… Но, как правило, в течение дня вы неоднократно будете возвращаться к одним и тем же занятиям, чередовать их в произвольном порядке или придумывать новые виды деятельности на основе знакомых игр и упражнений. Будьте к этому готовы!
Мы желаем вам успешных занятий. Пусть ваше родительство будет счастливым! До новых встреч!