Ответы@Mail.Ru: Признаки переходного возраста мальчика.
Переходный возраст у мальчиков — очень важный период в жизни. На этом этапе природа запускает процесс развития организма, в результате которого мальчик превращается в мужчину. Как же происходит переходный возраст у мальчиков? Переходный возраст у мальчиков начинается в разном возрасте: у кого-то в 14, а у кого-то уже в 9 лет. Этот период еще называется пубертатным. По сути это время, когда у мальчиков начинается половое созревание. Известен тот факт, что мальчики начинают развиваются на пару лет позже, чем девочки. Если обратить внимание на девочек и мальчиков одного возраста (лет 13, например) , можно увидеть существенную разницу во внешности. Девочки выглядят вполне сформировавшимися, в то время как у мальчиков остается еще детская внешность. Характерным для переходного возраста у мальчиков является формирование вторичных половых признаков. Лет в 15 юноша достигает репродуктивного возраста. Но это совсем не говорит о завершении переходного возраста и полноценной готовности парня стать отцом. Мальчик по-настоящему превратится в мужчину не раньше 23 лет. Начало переходного возраста у мальчиков зависит от множества факторов. Влияет национальность, наследственность, физические нагрузки, питание, условия жизни. Половое созревание наступает вовремя, если мальчик физически активен, хорошо питается и ведет правильный образ жизни. При употреблении алкоголя, курении, а также при приеме наркотических и токсических средств организм мальчика заметно тормозит в развитии. Вредны для него также сильные физические нагрузки. Физиологические признаки переходного возраста у мальчиков Организм мальчика перестраивается. Наблюдается резкий скачок в росте, активно развиваются кости и мышцы. Плечи становятся шире, голос грубеет, иногда наблюдаются звуковые перепады. В течение двух лет после начала полового созревания голос окончательно формируется. На теле увеличивается волосяной покров, половые органы начинают развиваться. Неприятным фактом в этот период является появление угревой сыпи. С окончанием полового созревания эта проблема обычно уходит. Развитие половых признаков сопровождается появлением обостренности чувств, возбудимости. Юноша ощущает первое сексуальное влечение к противоположному полу. Положительным фактором в переходном возрасте мальчиков, чего не скажешь о девочках, является то, что мальчики не страдают от избыточного веса. У мужчин незначительная жировая прослойка, поэтому полнота им не угрожает. Исключением может быть только лишний вес, появляющийся в случае нарушения обмена веществ или наследственной расположенности. Психологические изменения переходного периода у мальчиков Переходный возраст у мальчиков сопровождается также изменениями в характере и поведении юноши. Внешний вид тревожит мальчиков-подростков не меньше, чем девочек. Они стараются как можно лучше следить за собой, не терпят критики по поводу внешности. Недовольство собой часто вызывает стыдливость и, как следствие, неуверенность в себе и замкнутость. С половым развитием мальчик начинает позиционировать себя со взрослым мужчиной. Он пытается всячески доказать себе и обществу, что способен решить все свои проблемы самостоятельно, по-взрослому, и это лишает его душевного спокойствия. Когда у него что-то не получается, подростка одолевает агрессия, нервозность и неудовлетворенность. Считая себя уже взрослым, мальчики в переходный возраст часто рвутся на «подвиги» , стремятся к совершению «взрослых» поступков, не отдавая себе отчет в последствиях. В таком случае родителям необходимо помочь юноше сориентироваться в ситуации, вовремя дать нужный совет, подсказать, как справиться с проблемой. Переходный возраст у мальчиков — довольно сложный период. Во избежание проблем, психологи рекомендуют родителям с детства направить мальчика по нужному пути, например, отдать в спортивную секцию. Там он найдет для себя друзей-единомышленников и физически будет правильно разв
ломается голос, кадык
он влюбляется и начинает обращать внимание на свою внешность и одежду
голос ломается, гармоны начинают бушевать.
оволосение лобка (скачок роста до 15 см/год)
помогитье МНЕ скоро 18 азият )) рост 158 а всечс 47 внешность как у 15 летнего мальчика )) когда начну расти и переходной рост кагда ночнется ?
Такс первое быстрый рост второе прыщи третье появляются усы во многих случаях
Не в сознании себя (То есть, сам не свой)
писька вырастает
Писька вырастает и волосы растут на нёмпризнаки, когда начинается и проходит
По мере взросления школьника у родителей возникает масса вопросов, часть из них о половом развитии своего ребенка. Меняется не только поведение и настроение, усиливается психическое, физическое развитие. Половое созревание мальчиков, девочек наступает в разное время, для каждого случая это индивидуальный процесс, который начинается с интенсивного роста.
Что такое пубертатный период
Период с 10 до 16 лет – это то непростое время, когда наблюдается переходный возраст у представителей сильного пола. Длиться он может меньше указанного интервала, а заканчивается также неожиданно, как начался. Физиологические изменения в переходном возрасте завершаются способностью организма к размножению, когда некогда ребенок превращается во взрослого мужчину. Кроме того, происходят радикальные перемены в психологии, мировосприятии, отношении к окружающему миру. Для родителей переходный возраст – глобальная проблема, на преодоление которой уходят годы.
Когда начинается половое созревание у мальчиков
Ответ на вопрос, сколько у мальчиков длится переходный возраст, неоднозначный, имеет свои индивидуальные особенности. У одних школьников он начинается в 9 лет, а другие не ощущают первых симптомов к 11 годам. Перестройка подросткового организма стартует с 10 лет, а заканчивается постпубертатный период ближе к 16 годам. Такое переходное состояние начинается гормональным всплеском. Мальчик не осознает таких перемен, но для всех окружающих они очевидны. Пубертатный возраст протекает в несколько этапов – каждому свойственны разные симптомы.
Физиологические признаки полового созревания
Мальчик в переходном возрасте 10 лет стремительно растет, вытягивается. Мама и папа могут заметить, что его рост увеличился на 10-12 см, это не предел. Голос начинает ломаться, поэтому порой подростка собеседника очень сложно узнать при телефонном разговоре. Мальчики становятся шире в плечах, а причина этому активный рост костей, усиленный набор мышечной массы.
Переходный возраст у мальчиков дополняет половое развитие, повышенная растительность на теле. Многие юноши в этот непростой период стремятся отрастить бороду, чтобы выглядеть гораздо старше своих лет, привлекать внимание девушек. Всплеск гормонов делает парня нервным и раздражительным, имеет место нестабильность мужской ЦНС. В таком состоянии подростку свойственны симптомы гиперактивности либо, наоборот, очевидные признаки депрессии. Так сын становится мужчиной, и взрослые должны это принять.
На лице может появиться угревая сыпь, не исключены симптомы акне. Это временное явление, которое доставляет дискомфорт, внутреннюю неуверенность в себе, прививает комплекс неполноценности. Из внешних перемен стоит добавить проявления пигментации кожи, повышенное потоотделение по причине усиленной работы сальных желез. Волосы могут изменить свою структуру, а появляются не только по всему телу, но и в особенно пикантных местах.
Психологические изменения
Переходному возрасту у мальчиков свойственна повышенная чувствительность и серьезная заинтересованность представительницами противоположного пола. Отныне он испытывает не только эмоциональное, но и физическое влечение, стремится добиться объекта вожделения. Так зарождаются первые отношения, появляется любимая девушка и пылкость чувств. В семье происходит полное непонимание, и мальчик может даже уйти из дома.
Период полового созревания – это трудное время, когда мальчики-подростки считают себя излишне взрослыми и могут попасть в сомнительную компанию. Ими движет любопытство и желание показать себя, свое я. Однако недостаток жизненного опыта приводит к колоссальным проблемам. У подростка с родителями наблюдается парная игра: он старается всеми способами отделиться от них, а они возвращают его в семью. Конфликт поколений очевиден, переходный возраст у мальчиков может несколько затянуться.
Что важно знать родителям
- Подростковый возраст у мальчиков необходимо просто пережить, тем более это неприятное явление рано или поздно все равно проходит. Папа и мама должны быть не просто мудрее, но и проявить выдержку, лояльность, сохранить в семье дипломатические отношения, при этом не выпускать свое чадо из-под контроля. Один промах – и переходный возраст может перечеркнуть взрослую жизнь.
- В переходном возрасте у подростка происходит физическое и эмоциональное развитие, и ломка голоса – не единственный признак взросления. Продуктивная сперма и необдуманные поступки могут привести к раннему отцовству. Чтобы этого не произошло, взрослые должны беседовать с сыном, рассказывать ему о принципах и стремлениях взрослых людей, стать образцом для подражания.
- Когда определенные трудности переходного возраста у мальчиков сложно преодолеть, необходимо обязательно воспользоваться помощью психолога, но ни в коем случае не давить на подростка своим авторитетом, жизненным опытом, тоталитарной позицией. Если своевременно найти общий язык, то это сложное время пролетит для встревоженных родителей одним мгновением.
Видео: характеристика подросткового возраста
Ребёнок растёт Переходный возраст от 07 02 13
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:когда заканчивается, как себя вести родителям
Различия между мальчиками и девочками имеются с рождения, но по мере роста и взросления, они ощущаются все ярче и отчетливее, достигая максимума к пубертатному периоду. Половое созревание – это закономерный этап трансформации ребенка во взрослый организм, способный к воспроизведению. У девочек это время наступает несколько ранее мальчиков, парни обычно запаздывают на пару лет, но процессы, изменяющие тело и психику, у них протекают бурно и активно. Примерно в 16-17 лет темпы развития у девушек и юношей уравниваются.
Оглавление: Когда начинается переходной период у мальчиков Мальчики и девочки: сложности отношений Симптомы переходного периода у мальчиков Причины изменений: что влияет на пубертат Этапы взросления мальчиков: как меняется тело? Психологическое развитие подростка Что влияет на половое созревание? Подростковый возраст у мальчиков: как себя вести родителям?
Когда начинается переходной период у мальчиков
В среднем, ожидать изменений, типичных для полового созревания мальчика, стоит примерно к 13-ти годам, хотя вполне допустимы и отклонения в большую — меньшую сторону в пределах 2 лет (то есть разброс идет от 11-ти до 15-ти лет). Резкие и активно происходящие изменения тела мальчика заметны окружающим, скорость ростовых процессов ускоряется вдвое, начинают формироваться по взрослому типу половые органы парня, растут волосы по телу, в подмышечных зонах и на лице. Изменяется голос, не всегда сразу успешно, что может смущать мальчишку, приводить комплексам и проблемам.
Трансформации физические и психо-эмоциональные всегда идут рука об руку, в силу чего парню в этот период нужно внимание и поддержка, чтобы пережить стадию «гадкого утенка». Не всегда просто научиться управлять стремительно меняющимся внешне телом и новыми, нахлынувшими эмоциями и чувствами. Он одновременно сочетает в себе на протяжении этого отрезка мальчишку и мужчину – такая двойственность – тяжела для еще юного организма и незрелой психики.
Важно
Изменения внешности, отличные от других, резкая ломка голоса, отклонения в поведении могут становиться серьезной нагрузкой для ребенка, важно поддержать сына в этот период, давая понять, что через подобное проходят все парни.
Мальчики и девочки: сложности отношений
В период полового созревания возникают трудности, связанные проблемой отношений между мальчиками и девочками, как в рамках школы, так и вне ее стен, что вызвано резкими внешними физическими и психическими различиями. В одном классе обычно обучаются дети одного возраста с небольшим разбросом, однако для девочек типична более выраженная взрослость, они опережают мальчишек по своему развитию примерно на два года. Они внешне более развитые, рослые, и интересы у них уже более повзрослевшие. Интересны уже ухаживания и межличностные отношения, а мальчишки еще совсем дети, они не интересуются девочками как объектом противоположного пола, они еще заняты своими детскими играми.
Сложнее всего приходится тем парням, чье созревание тормозится даже относительно среднего возраста в силу особенностей здоровья, наследственности и определенных внешних влияний. Они обычно меньше всех по физическим параметрам в классе, хотя их товарищи уже практически «мужики», и это психологически давит.
Обратите внимание
Поддержка и утешение от родителей для таких парней нужны даже больше, чем для девочек с аналогичными проблемами.
В этом периоде динамика роста и изменения телосложения, физическая сила обладают огромным влиянием в глазах детей. Ошибкой родителей будет вместо беседы и заверений о том, что скоро все начнется и рост ускорится, начать походы по врачам с выискиванием тех проблем, которых нет, и выставлять просьбы специалисту полечить ребенка, чтоб он скорее созрел. Самое разумное — до 15-ти лет не вмешиваться в индивидуальную программу, дать заработать заложенным природой программам.
Симптомы переходного периода у мальчиков
Период пубертата (половое созревание, подростковый период) – это комплекс физических в комбинации с психологическими и эмоциональными изменениями, в ходе которых мальчик трансформируется во взрослого мужчину, а также обретает способности к продолжению рода за счет становления половых функций. Начало пубертата приходится примерно для 12-13 лет, иногда чуть ранее – с 11-ти лет. Полное завершение всех изменений происходит к периоду 17-18 лет.
Обратите внимание
Важно напомнить, что сроки это приблизительные, они существенно зависят от внешних факторов, региона проживания и климата, наследственных особенностей, состояния здоровья и даже национальности.
В организме происходят в этот период серьезные гормональные и обменные сдвиги, ускоряются ростовые процессы и набор веса, изменения тела, определяющие пол. Это отражается и на деятельности головного мозга, эмоциональности и социализации подростка.
Причины изменений: что влияет на пубертат
Половое созревание – это своего рода переходная фаза между взрослым и ребенком, сложное физически и психо-эмоционально время. Основу его развития составляют изменения баланса гормонов, что запускается гипофизом и поддерживается половыми железами (у мальчика яички, частично – надпочечники). За счет этого реализуется генетически запрограммированный комплекс развития: как тела, так и нервной системы, психики.
Термин «пубертат» — это чисто медицинское понятие, он включает происходящие в организме изменения, инициированные половыми гормонами на уровне тела.
Подростковый период (или возраст) – это непосредственно отрезок времени, в который мальчик взрослеет, и сюда включаются как физические изменения, так и психические, социальные изменения. Он длится длительнее, чем непосредственно пубертатные изменения.
Основу всех дальнейших изменений инициирует гипоталамус, который ближе к половому созреванию усиливает генетически запрограммированный синтез особого гормона – рилизинг-фактора гонадотропина. Это приводит к активизации работы гипофиза – главного «начальника» периферических эндокринных желез, который дает команду половым органам на усиленное производство половых гормонов за счет выделения повышенных концентраций гонадотропных гормонов. Яички и частично надпочечники под влиянием стимулов из молекул холестерина создают половые гормоны – преимущественно мужские – тестостерон и андрогены, но также важно и небольшое количество женских. Половые гормоны, помимо влияния непосредственно не тестикулы (пенис и яички), облают в организме еще множественными иными биологическими эффектами. Их проявление и есть – половое созревание. Это эволюционно заложенная программа – создать мужчину, способного дать потомство, прокормить его и защитить от гибели. А это развитие полового аппарата, силы мышц и крепость скелета, выносливость и специфические психические особенности.
Начало полового созревания выглядит следующим образом – работа гипоталамуса и активация функций гипофиза, формирующая команды для непосредственно половых органов. Наряду с этим ткани тела мальчика повышают свою чувствительность к половым гормонам, созревают рецепторы в половых железах и увеличивается в размерах и массе пенис и яички, развиваются семенные канальцы. Начинается синтез спермиев в области специфических клеток Сертоли. В итоге это запускает внешние изменении тела, меняет психику.
Этапы взросления мальчика: как меняется тело?
Наряду с повышением синтеза андрогенов активизируется и кора надпочечников, производя повышенные количества гормонов. В среднем, это начинается за пару лет до выраженных внешних изменений, нарастание концентрации гормонов идет плавно, изменяя ткани и подготавливая их к более радикальным изменениям.
Самое основное, что замечает сам мальчик – увеличение размеров гениталий. Первыми признаками полового созревания становится увеличение яичек в размерах. В период до пубертата они практически не меняются в размерах, составляя около 3 см в длину и до 2 см в ширину. А с периода примерно 12-ти лет размеры яичек резко возрастают, достигая с 4-5 до 20 см3 к концу полового созревания. Параллельно с ростом мошонки и яичек увеличивается и размер пениса, учащаются эрекции, которые помогают в росте пениса и формировании пещеристых тел, что необходимы для поддержания эрекции во время полового акта. Типично появление поллюций – непроизвольно происходит семяизвержение в ночные часы. Это возможно раз в 2-3 суток, но могут быть индивидуальные колебания. Полноценные половые клетки формируются ближе к 14-15-ти годам, и после этого он может стать отцом, если начнет интимную жизнь.
Рост волос на теле – это еще один признак взросления мальчика. Они появляются в области лобка, у основания пениса, затем покрывают лобковую область и яички, становясь длиннее и гуще. Также волосы растут на бедрах и голенях, могут тянуться от лобка к пупку. Через примерно 1-2 года волосы растут в подмышках, около сосков и на лице, у части парней происходит и оволосение груди. Во многом количество волос и их локализация, а также время их появления, определяются генетическими и национальными особенностями, расти они продолжают все оставшееся время, становясь постепенно гуще и длиннее.
«Ломка» голоса – это еще одно серьезное испытание для парня со стороны физического тела. Она возникает под влиянием андрогенов, которые провоцируют активный рост гортани и удлинение области голосовых связок. Постепенно голос становится низким, но на протяжении нескольких лет он может быть неустойчивым, срывающимся на фальцет. Окончательно голос ставится к 16-ти годам, и обычно сопровождается появлением волос на лице.
Рост скелета и нарастание мускулатуры связаны с активизацией ростовых и обменных процессов. Типичен очень быстрый и активный рост, увеличение длины костей и их утолщение, а также нарастание мышечной массы, чтобы поддерживать скелет и давать силу и выносливость. Формирование скелета идет неравномерно, кости лица и плечевого пояса растут активнее, что дает образование фигуры по мужскому типу – преобладание ширины верхней части тела с относительно узкими бедрами. Максимально объем мышц нарастает после первого года полового созревания, к концу периода объем мышечной массы увеличивается вдвое в сравнении с девочками.
Изменение запахов от тела связано с влиянием гормонов на работу кожи и желез. Изменяется состав пота, потливость усиливается из-за ускорения обмена веществ, активно производится кожное сало, что грозит повышенной жирностью кожи и прыщами. Волосы в подмышках и на теле копят бактерии, что придает за счет их жизнедеятельности парню специфический запах от тела. Возможны акне на теле и лице – это воспалительные поражения в области устьев желез. Они обычно проходят по мере завершения полового созревания.
Психологическое развитие подростка
Закономерно влияние гормональных перестроек не только на рост и формирование тела, определенные изменения типичны и для психической сферы. Рост тела и перестройки эндокринной системы приводят к формированию головного мозга, а также образованию связей между корой, гипоталамусом и подлежащими структурами. Это создает такие условия, когда возможна избыточная возбудимость определенных мозговых структур, что ведет к изменению психо-эмоциональной активности.
Для парней в этом периоде могут быть типичны:
- некоторое снижение концентрации, проблемы внимания и памяти, особенно на начальных этапах. К концу этого периода показатели нормализуются.
- снижение работоспособности, особенно умственной, в возрасте от 14 до 16 лет.
- расстройство процессов торможения, общее повышение возбудимости, типичной для мозга и нервной системы.
Это в итоге и приводит к особенностям поведения и реагирования на происходящие события.
Важно
Гормональный всплеск приводят к быстрому росту мозговых структур, а зрелость их еще неполноценная из-за дефицита кровоснабжения, что определяет особенности умственной деятельности. Это же влияет и на определенные аспекты поведения парня, его эмоциональность и возбудимость. Подобные процессы ведут к изменениям в характере парня.
Степень выраженности изменений может различаться, но для большинства юношей типичны определенные черты поведения. К ним можно отнести:
- Появление стеснительности или неуверенности в себе,
- Снижение самооценки, что может проявляться как компенсация повышением агрессивности,
- Склонность к депрессивным расстройствам и замкнутости,
- Избыточная тревожность, мнительность или нервность,
- Раздражительность с повышением агрессивности, конфликты со старшими,
- Проявления эмоциональной неустойчивости, импульсивное поведение и резкие перепады настроения,
- Состояния конфликтности, склонность к противостоянию миру,
- Интерес и половое влечение к лицам противоположного пола.
Для юношей в переходном возрасте важны отношения с друзьями и близкими, но не менее важным становится и взаимодействие с лицами противоположного пола. Одноклассницы и девушки из окружения вдруг приобретают необычайную привлекательность, возникает иной интерес в жизни, а также формируется первый опыт близких отношений.
Что влияет на половое созревание?
Хотя это вполне закономерный и ожидаемый период жизни, но сказать точно, когда у ребенка начнется период полового созревания по времени – невозможно. Также как и четко определить длительность этого этапа жизни. Влияние на протекание пубертатного периода могут оказывать определенные как позитивные, так и негативные факторы.
Среди них лидерами стоит назвать:
- Влияние наследственности. Специфические гены, которые ответственны за передачу этой информации, пока не выявлены, но обычно половое созревание парня проходит примерно в те же сроки, что было у его отца.
- Внешнесредовые факторы, которые могут обладать стимулирующим или подавляющим влиянием. Так, есть данные, что влияние половых гормонов, которые могут попадать в тело с пищей или средствами по уходу, в составе лекарств, могут стимулировать половое созревание юноши.
- Характер и объемы питания. Существенное влияние на активность процессов метаболизма и ростовые процессы оказывает полноценное поступление с пищей всех необходимых нутриентов, а также витаминов минеральных соединений. Немалую роль играет не только белок, но и жиры с углеводами. Так, недостаточные объемы накопленной жировой ткани могут говорить о том, что тело пока не готово к изменениям. Парни с дефицитом веса обычно вступают в период полового созревания позднее физически развитых и упитанных ровесников.
- Гормональные сбои и отклонения. Нередко основными причинами ускоренного или же замедленного темпа созревания становятся эндокринные нарушения или болезни, связанные с проблемами поджелудочной, щитовидной желез или надпочечников.
Обратите внимание
Особенно внимание родителей должны представлять крайне варианты развития – преждевременное или же запоздалое. В отношении преждевременного развития можно говорить при наличии вторичных половых признаков у мальчишек ранее 9-10 лет. Если же говорить об отставании, его могут выставлять при отсутствии признаков полового созревания к 15-16 годам. В таких случаях нужно не ждать, а обращаться к специалисту, выясняя причины подобных отклонений.
Подростковый возраст у мальчиков: как себя вести родителям
Прохождение переходного возраста сложно не только для парня, но и для его родителей и близкого окружения. Когда из милого малыша, который был послушным и покладистым, вдруг возникает нескладный, скандальный и характерный подросток, сложно порой держать себя в руках и продолжать его любить с тем же запалом. Нередко его поведение может больно ранить мать или отца. Его малообщительность и угрюмость, порой вспышки агрессии и конфликтность могут расстраивать или раздражать. Нередко возникают отстраненность и недопонимание, что существенно портит отношения между старшими и младшими. Проблемы могут возникать даже в самых дружных и любящих семьях.
Важно
Родителям стоит запомнить – парню самому нелегко, и зачастую он недоволен собой и своим поведением, ему нужны забота и любовь не меньше, чем это было ранее. Но выражения этой любви должны быть более взрослыми и зрелыми.
Не стоит избыточно его опекать, это раздражает и провоцирует очередные конфликты, становясь одним из раздражающих факторов. Родители должны быть рядом, обеспечивать поддержку и демонстрацию своим поведением, что на них можно рассчитывать в трудной ситуации. Но важно давать ребенку свободу и возможности реализовать себя, найти место в коллективе и жизни, определенную позицию занимать в окружении ровесников и противоположного пола. Баланс из любви и строгости в воспитании найти нелегко, но он очень нужен в этот период.
Парецкая Алена, педиатр медицинский обозреватель
4,108 просмотров всего, 3 просмотров сегодня
Загрузка…Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком
Какой возраст считается переходным
Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.
Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа : ранний, средний и поздний.
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.
Как понять , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются первые волоски на лобке.
В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.
Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.
Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.
Каковы особенности детей переходного возраста
На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях .
Их очень смущают пристальные взгляды
Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.
Они принимают невыгодные решения под влиянием компании
Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.
14 лет называют самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.
У них ухудшается память
Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.
Их не мотивируют наказания
Нейропсихологи установили , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.
Они находятся в поиске себя
Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.
Как общаться с подростком
Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.
Вспомните себя в этом возрасте
Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.
Поддерживайте увлечения ребёнка
Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.
Помогите ему справиться с новым телом
Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.
Не доставайте расспросами и советами
Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.
Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.
В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.
Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»
Позволяйте совершать ошибки
Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»
Чаще обнимайте
Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.
Принимайте тинейджера таким, какой он есть
В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.
Читайте также 🧒👧👦
правила поведения и советы как помочь ребенку пережить этот период
Просмотров: 458
Переходный возраст — особый период жизни, через который проходит каждый. На этом этапе родителям следует спокойно относиться к выходкам своего чада, ведь когда-то они сами были такими же. Это время трудное не только для родителей, но и для самих детей.
В этой статье подробно рассказано, во сколько наступает переходный возраст, что происходит с ребенком на данном этапе жизни и как с психологической точки зрения это воспринимать.
Содержимое обзора:
Что представляет собой переходный возраст
Переходный возраст — это этап, ступенька, по которой ребенок из детской и беззаботной жизни переходит во взрослую. В этот период детский организм ведет гормональную перестройку, за счет чего ребенку свойственны эмоциональные всплески, агрессия, раздражительность.
Происходит множество изменений, сказывающихся как внешне, так и психологически. Наступает половое созревание, идет активное развитие скелета и мышц. В этот период ребенок чувствует себя отчужденно, тревожно и даже может погрузиться в депрессию.
Временные рамки переходного возраста
В зависимости от того, что у каждого организм индивидуален, точных временных границ, которые затрагивает этап взросления, нет. Специалисты называют лишь приблизительные года переходного возраста, варьирующиеся от 10 до 18 лет.
Переходный возраст у мальчиков
Переходный возраст у мальчика полностью меняет его внешние и характерные признаки. В этот период юноша переживает за свою внешность ничуть не меньше любой девушки. Он прикладывает все усилия, чтобы красиво выглядеть и нравиться самому себе.
Именно на этом этапе юноша старается найти образ, в котором он будет чувствовать себя комфортно. Не редко он старается походить на взрослых, примеряя на себе образ любимого актера или старшего брата.
Во время переходного возраста он пытается доказать окружающим, и в первую очередь самому себе то, что он в силах самостоятельно принимать решения и разбираться с проблемами. Зачастую он может совершать неадекватные поступки, поддаваясь эмоциональному состоянию.
Признаки переходного возраста у мальчиков
Подсказать родителям о том, что в жизни их сын начался трудный этап взросления, могут следующие признаки:
- Активное развитие мышечной массы и скелета;
- Появление растительности в интимной зоне и области подмышек;
- Изменение голосовых связок;
- Обильная угревая сыпь на лице;
- Резкие скачки настроения;
- Беспочвенная агрессия, раздражительность, рассеянность;
- Активное половое созревание.
Переходный возраст у девочек
Этап переходного возраста у девочек протекает очень проблематично. У юной леди возникают слишком завышенные требования к своей внешности. Девочка ощущает себя не достаточно красивой и стильной по сравнению с остальными и начинает активные эксперименты со своей внешностью. Появляется заниженная самооценка и комплексы, вполне нормальные для данного периода.
Возникает активное влечение к противоположному полу, даже к друзьям, а подружки становятся соперницами. Безответная симпатия приводит к излишним слезам и эмоциональной неустойчивости.
Из-за увеличения в объемах, связанных с взрослением, девочка может начать жестко ограничивать себя в пище. Родителям стоит серьезно к этому отнестись, в противном случае это может нанести серьезный ущерб здоровью, вплоть до анорексии.
Признаки переходного возраста у девочек
Показателем того, что дочь начинает взрослеть, станут такие признаки, как:
- Рост скелетной системы;
- Появление типичных для девушек форм;
- Увеличение сосков;
- Появление ярко выраженной растительности подмышками, на ногах и в интимной зоне;
- Появление критических дней;
- Неадекватное поведение, склонное к слезам и истерикам;
- Замкнутость.
Рекомендации родителям
На этом не легком этапе родители должны с пониманием относится к своему чаду. Это переломный момент, от которого зависит, останутся ли отношения между родителями и ребенком доверительными или нет.
Стоит понимать, что в это время эмоциональная чувствительность ребенка достигает своей критической отметки. Подросток чувствует себя одиноко и не верит в то, что может на кого-то положиться.
Не стоит ругаться на него за выходки или неуправляемость, это естественные признаки переходного возраста, а вот ссорами можно усугубить ситуацию.
Следует помнить, что психика в период взросления очень неустойчива, и любой выговор в свою сторону может расцениваться ребенком как начало войны.
Специалисты рекомендуют помогать ребенку почувствовать свою взрослость. Следует позволять чаду самостоятельно делать выбор в плане своей влюбленности или дружбы. Он должен научиться сам принимать решения, однако никто не запрещает ненавязчивую помощь со стороны родителей.
Не нужно контролировать каждый шаг подростка. Ребенку требуется возможность почувствовать самопознание себя и мира. При этом нужно давать ему все туже поддержку. Ребенок должен чувствовать духовный контакт и не бояться обратиться к родителям за помощью.
Для сохранения в семье теплых и доверительных взаимоотношений в период взросления, специалисты рекомендуют родителям придерживаться простых правил:
- Внимательно выслушивать ребенка, даже если кажется что он говорит полные глупости — для него это очень важно;
- Проявлять интерес ко всем увлечениям ребенка;
- Помнить, что все люди индивидуальны, и со спокойствием относится к перепадам настроения подростка;
- Давать подрастающему чаду максимальную самостоятельность в поступках и действиях;
- Стараться советоваться с ребенком, даже по пустякам. Таким образом подросток будет чувствовать себя полноценно среди семейного круга, ведь его мнение тоже важно;
- Не нужно показывать несерьезное отношение к подростку и постоянно называть его ребенком — это может создать в нем комплекс неполноценности и неуверенности в себе.
Также психологами написано множество книг о переходном возрасте, в которых родители могут найти ответы на все интересующие их вопросы.
Переходный возраст это действительно сложный период, требующий особой, тонкой психологии со стороны родителей. Ознакомившись со всеми рекомендациями и применив их в действие, можно с легкостью преодолеть процесс взросления ребенка!
Фото детей в переходном возрасте
Помогите проекту, раскажите друзьям: Спасибо за лайк;)Подростковый возраст — Википедия
Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Бразильские подросткиКультурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]
Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.
Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].
Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период[3][уточнить].
Периодизация подросткового возраста[править | править код]
Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).
Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].
Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.
Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]
Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.[4]
Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].
В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.
Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]
- В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
- Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
- Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
- Развитие абстрактного мышления;
- Формирование системы ценностей и жизненной философии;
- Самоопределение в области образования и профессии;
- Подготовка к семейной жизни.
Физические изменения и половое созревание[править | править код]
В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].
Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]
Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42
Социальная ситуация развития[править | править код]
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей[10]. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].
Ведущая деятельность[править | править код]
В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.
Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[4]
Новообразования[править | править код]
В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].
Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.[14]
Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.
В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]
Подростковые страхи[править | править код]
У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:
- Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
- Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
- Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
- Страх одиночества;
- Страх бесперспективности и невозможности самореализации.
Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].
Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей[21].
Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]
Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.
Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»[22].
Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].
Концепция Л. И. Божович[править | править код]
По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка[14].
Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в богатых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.
Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов.
- ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
- ↑ 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
- ↑ Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
- ↑ 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
- ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
- ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
- ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
- ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ) (неопр.). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
- ↑ 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
- ↑ R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
- ↑ 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
- ↑ 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
- ↑ 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
- ↑ 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
- ↑ Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
- ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
- ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
- ↑ 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
- ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
- ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
- ↑ Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
- ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
- ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.
Переходный возраст: как понять подростка
Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам — старшему поколению. Наталия Мишанина, практический психолог, специалист в области детско-родительских отношений, руководитель психологической службы Благотворительного фонда «Арифметика добра».
Когда заканчивается детство?
Пубертатный кризис. Так его называют в возрастной психологии. В переводе с латинского языка означает половую зрелость. Однако изменения, происходящие в этот период, невозможно свести лишь к физиологическому и половому воспитанию. У каждого ребенка переходный возраст проходит по-разному. Один ребенок может провести эти годы вполне мирно и спокойно, другой будет совершать дикие выходки, то и дело подвергая себя опасности.
Общим для всех — и детей, и родителей — будет одно: волнующий, напряженный и необратимый процесс превращения беспомощного ребенка во взрослого человека.
Несмотря на индивидуальные различия, в этот период развитие ребенка имеет общие черты:
— путь к обособлению,
— поиск своего «Я»,
— обретение своего «Я» и примирение с родителями.
Со мною что-то происходит…
— Я не понимал, что со мной тогда происходило. Мне казалось, что все люди с интересом разглядывают меня. В моей внешности я искал странности и находил их. Меня и моих родителей пугало мое изменчивое настроение. Порой я боялся выходить на улицу из-за того, что считал себя уродом…
— Самым страшным для меня в школе был урок физкультуры. Учитель требовал от наc, девочек, ношения белой майки и черных трусиков. Эта одежда подчеркивала выпуклости моего тела, особенно грудь, чего я ужасно стеснялась. Я первая из класса стала носить бюстгальтер. Это стало темой обсуждения у одноклассниц и причиной насмешек наших глупых мальчишек.
— Лет в 12 я посмотрела на себя в зеркало и… горько заплакала. Все лицо было покрыто ужасными прыщами. Я сразу попыталась избавиться от них: терла жесткой губкой, прижигала одеколоном, выдавливала, и от этого делалось еще хуже. К маме я потом боялась подойти и услышать упрек, что во всем виновата сама. А как страшно было показаться друзьям в таком виде.
Важной задачей взросления подростка является его психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Он впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физические изменения (рост тела, появление вторичных половых признаков и т.д.). Тесная связь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного кризиса.
Основные признаки пубертатного периода
• Начинается все с отчетливого ускорения роста. Такой скачок у девочек наступает 2 годами раньше, чем у мальчиков, поэтому в 5-6 классе все мальчишки значительно ниже ростом, чем девочки. Для подростков типична неравномерность физического созревания.
• Двигательная система также развивается своеобразно. Можно отметить изменение в моторике, результатом которого является временное нарушение координации движений. Этим объясняется некоторая неуклюжесть подростков.
• Изменения происходят и в развитии внутренних органов. Внутренние органы развиваются с разной скоростью. Возникают трудности в работе сердца, легких, кровоснабжения головного мозга. Поэтому для подростка характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса, вызывающие быструю смену физического состояния и настроения.
• Особо хочется обратить внимание на гормональную регуляцию, происходящую в этот период. Она проходит на различных уровнях: эндокринных желез и координации их работы с гипофизом.
Удлинение тела стимулируется гормоном роста — соматотропином. За половое созревание отвечают гормоны эстроген и гонадотропин. Андрогены отвечают за сексуальное влечение и половое созревание подростков.
Сильные гормональные изменения оказывают влияние на психику, особенно на такие явления, как депрессивные и эйфорические состояния, проявление агресси