Особенности работы с детьми дошкольного возраста с овз: Статья по теме: Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ – Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на РМО воспитателей

«Организация работы с детьми

дошкольного возраста с ОВЗ»

Подготовила:

воспитатель Гализеева Н.А.

2017 г.

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Основополагающими задачами сопровождения детей с ограниченными возможностями мы считаем:

1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно — образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников группы.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Так и в нашем детском саду в моей группе есть 1 ребенок с ДЦП.

При поступлении этого ребенка в наш детский сад, заведующей был издан приказ о создании группы комбинированной направленности, было разработано и утверждено Положение о такой группе.

Для ребенка, который получает дошкольное образование, разработана специальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.

Все мероприятия, проводимые с ребенком ОВЗ (из индивидуального образовательного маршрута) планируются в календарном плане работы на каждый день.

При проектировании индивидуальной программы следует опираться на ряд принципов:

принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ;

принцип дозированности объема изучаемого материала. В связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;

принцип линейности и концентричности. При линейном построении программы темы следует располагать систематически, последовательно по степени усложнения и увеличения объема; при концентрическом построении программы материал повторяется путем возвращения к пройденной теме. Это дает возможность более прочного усвоения материала.

принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Наша индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24.

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Предлагаю Вашему вниманию положение о группе комбинированной направленности, образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут с приложениями, план работы по физическому воспитанию, календарный план работы на день.

В образовательной программе и индивидуальном образовательном маршруте для ребенка с ОВЗ предусмотрена коррекционная работа по образовательным областям.

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризуем основные образовательные области.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель — овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь. Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

  • формирование и совершенствование перцептивных действий;

  • ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

  • развитие внимания, памяти;

  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания (дети с ДЦП).

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

  • формирование структурных компонентов системы языка — фонетического, лексического, грамматического;

  • формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

  • формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Воспитатель в первую очередь занимается закреплением навыков правильной речи. 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области:

«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

«Музыка». Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель — совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.

Особенности работы с детьми с ОВЗ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск

Бабынинского района Калужской области

«Особенности работы с детьми ОВЗ в рамках общего класса.

Из опыта работы»

Учитель начальных классов

НефедочкинаО.А.

2017 год

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение — сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства.

В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально — психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В группу школьников с ОВЗ входят абсолютно разные обучающиеся, так как это дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, в обучении таких детей необходим индивидуальный подход и соблюдение здоровье-сберегающих технологий. Им необходимо создать условия для развития и реализации своих потенциальных возможностей. Педагоги должны проводить классные часы и разъяснять тему равноправия людей с особенностями в своих классах, учить отзывчивости, пониманию, помощи, уважению. Необходимо создать дружелюбную атмосферу в классе, подключить других обучающихся с целью более быстрой адаптации и социализации ребенка с ОВЗ в школе.

Для обучения детей с ОВЗ педагогу необходимо составить индивидуальную адаптированную программу, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Ключевым моментом является обязательная работа в связке «педагог – родители – социальный педагог – психолог – логопед».

Важнейшими целями обучения являются: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности. Постановка цели – подготовка к дальнейшему обучению – не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование). В этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

В связи с этим, в основу отбора содержания обучения положены следующие, наиболее важные методические принципы:

– анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения;

– возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

– взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

– обогащение опыта младшего школьника за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся;

– развитие интереса к занятиям.

Методики для обучения детей с ОВЗ

В школе учителя, работающие с детьми с ОВЗ, используют специальные методики обучения, которые заключаются в нескольких этапах: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.

Существует несколько методических приемов:

– поэтапное объяснение заданий;

– последовательное выполнение;

– дополнительное повторение инструктажа к выполнению заданий;

– обеспечение визуальными средствами обучения;

– постоянный контроль за выполнением заданий;

– перемена видов деятельности учащегося;

– предоставление дополнительного времени для выполнения заданий;

– использование карточек с заданиями на уроке.

Оценивание ответов учащихся с ОВЗ также требует индивидуального подхода:

– Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

– Ежедневная оценка с целью выведения промежуточной и итоговой отметки.

– Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

– Использование системы оценок достижений учащихся.

Таким образом, при грамотной и поэтапной работе педагога, не забывая об индивидуальном подходе к обучающемуся, можно добиться хороших результатов в освоении ребенком с ОВЗ учебной программы.

Рекомендации по адаптации обучения

детей с ОВЗ

в общеобразовательной школе

Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.

Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.

Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.

Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.

Желателен текст с иллюстрациями.

Перед чтением текста необходимо познакомить ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.

Разделять текст на небольшие смысловые части.

В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.

При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.

Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, направленными на понимание фактической информации.

Планирование работы в классе

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

Предусмотреть работу в парах, в группах.

Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

Предлагать четкие алгоритмы для работы.

Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

Обязательное использование наглядных средств.

В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

Формулировка

заданий

Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.

Побуждение ребенка к повторению задания.

Задание можно формулировать в несколько этапов.

При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Оценка

Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

Типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся

Педагог обесценивает свои отметки их постоянным завышением.

Педагог очень скуп на хорошие оценки.

Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний.

Для повышения эффективности обучения учащихся

с ОВЗ создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Повтор инструкции.

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец.

  • Демонстрация действий.

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

  • Опора на рифму.

  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).

  • Подбор по аналогии.

  • Подбор по противопоставлению.

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов).

  • Совместные или имитационные действия.

  • Начало действия.

  • Сопряженная или отраженная речь.

  • Начало фразы.

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

  • Многократное усиление функции.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

  • Обращение к товарищу с вопросами.

  • Работа со словарями на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

  • Группировка по общности признаков.

  • Исключение лишнего.

  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6. Создание ситуации успеха на занятии.

7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

  1. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

  2. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

  3. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).

  4. Точность и краткость инструкция по выполнению задания.

hello_html_m9aea5f3.gif

hello_html_498afc23.gif

Особенности коррекционной работы с детьми ОВЗ

«Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях РЦ»

Сконникова О.Ю., педагог-психолог, ГКУ СО «РЦДиПОВ «Светлячок»

Особенные дети — это дети с разными нарушениями развития, иначе их сейчас принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В категорию детей с ОВЗ дошкольного возраста входят дети с нарушениями развития: слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, и поведения. Дети с выраженными расстройствами эмоциональной сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью и с нарушениями навыков общения.

Для развития ребенка необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство. В этот период педагог должен обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, наладить контакт с ребенком и его родителями.

В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Светлячок» г.о. Новокуйбышевск ребенок-инвалид получает не только лечение, но и комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его социализации в обществе. «Светлячок» посещают стационарно дети в возрасте от 1,5 до 12 лет. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки, остановимся на комплексной психологической работе, которая проходит в нашем центре и расскажем о методах коррекции, которые мы используем.

Одним из направлений в деятельности дошкольного педагога-психолога является работа с детьми раннего возраста, которая на практике определяется и как помощь малышу в период его адаптации к условиям РЦ. Ранний возраст- это в буквальном смысле начало. От рождения до трех лет ребёнок столь существенно меняется, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех этапов становления его как личности. И от того, как складывается развитие малыша, зависит его будущее. При поступлении в дошкольное учреждение у детей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского учреждения. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для малыша стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии и физиологических процессах.

При поступлении в детское учреждение дети ведут себя неодинаково. Одни — приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы.

Причины могут быть самыми разными. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Научить ребенка вступать в общение— важная задача в процессе адаптации.

Существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции. И один из них, это эмоциональность, веселое настроение, способность увлечённо играть. Раньше рекомендовалось детей из группы никуда не выводить до завершения адаптации. Но специфика нашего центра такова, что детей из группы мы выводим очень часто. И один из выходов из группы, это занятия в сенсорной комнате. Оказалось, что в эмоциональном плане эти занятия достаточно эффективны. Здесь происходит комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка, наступает «очарование живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности. В сенсорной комнате есть ящик для игр с песком. На полке стоят наборы игрушек. Огромные воздушные маты позволяют ребенку полежать на них. Кувыркания, лазание и прыжки в сухом бассейне — это отдельное удовольствие для детей любого возраста. Наличие магнитофона позволяет слушать с малышами музыку, весёлые детские песни, «Звуки природы». Большую роль в создании эмоционально положительной обстановки выполняет игровой уголок. Создавая игровые ситуации, можно проанализировать уровни развития детей уже в начале учебного года, наметить первоочередные цели и задачи. В уголке, игрушки четырёх основных цветов, размера и формы позволяют малышу развивать мелкую моторику и обогатить сенсорный опыт. И конечно, наш музыкальный столик. Звучание дудки, барабана, пение песен под удары металлафона очень увлекают малышей.

После успешной адаптации детей к условиям жизни в группе, начинается диагностическое обследование по методике Стребелевой Е.А., направленное на изучение уровня развития психологических новообразований и ведущей предметно-игровой деятельности, умственного развития двух уровней: актуального (достигнут к настоящему моменту) и потенциального (связанного с зоной ближайшего развития). По результатам диагностики разрабатывается индивидуальный план сопровождения развития ребёнка на учебный год. Примерно с октября месяца начинается второй этап психологической работы: индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои результаты в период адаптации. В конце учебного года, на последней психолого-педагогической комиссии подводятся итоги динамики и отслеживаются результаты развития детей. Результаты обследования адаптации детей к условиям РЦ 2015-2016 учебного года показали, что из 12 детей в возрасте 2-3-х лет, вновь пришедших в центр, прошли адаптацию в легкой форме — 70% (8 детей) и только 30% (4 ребенка) в средней форме тяжести.

С помощью совместных усилий специалистов и родителей, возможно достичь такого качества жизни, при котором дети смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества. Первое мое знакомство с родителями проходит в момент поступления их ребёнка в центр. Родители новичка приглашаются на встречу – знакомство, во время которой они заполняют анкету. Используем метод опроса матери, для изучения истории развития ребенка, данный метод эффективен в адаптационный период. На первом этапе важно оказать родителям эмоциональную поддержку и познакомить их с условиями жизни детей в группе. Выявляя запросы родителей мы отметили, что многие из них хотят научиться конструктивному общению со своими детьми. Таким образом, метод сопровождающего развития детей первых трех лет жизни самый эффективный в условиях центра.

Адаптация — это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в реабилитационном центре, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми. На последнем медико-педагогическом совещании было отмечено снижение количества детей со средней степенью адаптации, конечно к нам в реабилитационный центр приходят дети с различной степенью тяжести заболеваний и порой наблюдается сложная форма адаптации ребенка, но основная масса малышей адаптируется легко. Мы работаем над повышением уровня доверия родителей к нашему центру и получаем взаимную радость от сотрудничества с ними.

Используемая литература:

1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения /Н.Ю. Борякова. — М.: Гном-Пресс, — 2000 – 62 с.

2.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия /С.И. Семенака — М.: АРКТИ, — 2006 — 70 с.

3.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении/ Г.Г. Колос. — М.: АРКТИ, — 2008 – 80 с.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении

старший воспитатель

МБДОУ «Улыбка» г.Долинск

Сахалинской области

Алгоритм

сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении

1. Первый шаг. Работа по сопровождению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами в области инклюзии. Основными документами выступает Федеральный Закон № 273 – ФЗ от 29.12.2017 «Об образовании в Российской Федерации», в котором закреплено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт), в котором регулируются права детей с ОВЗ на этапе получения ими дошкольного образования, прописаны положения, определяющие обучение детей с ОВЗ, условия для освоения программ детьми с ОВЗ. Особого внимания требует пункт 3.2.7. Стандарта, предписывающий при создании условий для работы с детьми-инвалидами учитывать индивидуальную программу реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА). Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается Бюро медико-социальной экспертизы и обязательна для исполнения всеми органами и организациями. Во всех вышеперечисленных документах организация психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ осуществляется на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК). Деятельность ПМПК регламентируется приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

2. Второй шаг. Для обеспечения процесса инклюзии, кроме нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней, необходимо на уровне дошкольной образовательной организации разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ. Необходимо внести соответствующие изменения в Устав образовательного учреждения, коллективный договор (разделы оплаты труда, учета рабочего времени), должностные инструкции, инструкции по технике безопасности (порядок действия сотрудников при передаче ребенка от воспитателя к специалисту: кто ведет, куда, как действовать в том или ином случае), в договоры с родителями (законными представителями) и др. локальные акты.

3. Третий шаг. Анализ и уточнение психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации рекомендаций ПМПК детям с ОВЗ. В случае отсутствия у детей с ОВЗ рекомендаций ПМПК необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) детей обеспечить комплексное обследование ребенка ПМПК (центральной или территориальной).

4. Четвертый шаг. Обследование детей с ОВЗ специалистами образовательного учреждения: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Проведение по результатам обследования заседания ПМПк образовательного учреждения, на котором выступают специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог) с результатами обследования ребенка, а также воспитатель с результатами своих наблюдений за ребенком.

5. Пятый шаг. Составление адаптированной образовательной программы (далее- АОП) на основе рекомендаций ПМПК, выстраивание индивидуального образовательного маршрута ребенка. Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, но в случае его предъявления в дошкольную образовательную организацию является обязательным для исполнения ею. Необходимо внимательно изучить заключение ПМПК, учитывая, что не все дети-инвалиды нуждаются в АОП. АОП разрабатывается, если в заключении ПМПК рекомендовано обучение ребенка по адаптированной образовательной программе, то есть, если он не осваивает программу без специально созданных условий. Кроме того, в заключении точно указывается тип нозологии (определенное нарушение здоровья), под которую разрабатывается АОП. Например, обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями слуха. В разработке АОП принимают участие воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, при необходимости инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и др. специалисты, предоставляя свои адаптированные разделы программы.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации предлагает пользоваться проектами программ в качестве примеров при конструировании АООП дошкольными образовательными организациям (разработки Научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи – АНО НМЦ «СУВАГ»)

6. Шестой шаг. Мониторинг развития ребенка проводится каждые три месяца (динамика развития). Пересмотр и совершенствование адаптированной программы. Если есть положительная динамика, ПМПк образовательного учреждения может принимать решение о внесении изменений в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, например, перевести его из группы компенсирующей направленности в группу комбинированной направленности. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, необходимо рекомендовать родителям (законным представителям) обеспечить комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью уточнения рекомендаций и определения новых специальных условий.

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.  Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

В настоящее время обсуждается проект «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО. Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.

И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. 

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.

В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.

Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;

— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

— разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

— использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.

При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.

  2. принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.

  3. принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.

  4. принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.

Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.

Надеюсь, материал данной статьи поможет учителям проанализировать свою деятельность и разобраться в том, что и как необходимо изменить при организации и проведении коррекционного обучения. Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителюв условиях инклюзивного образования.

Список литературы

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.- 125с.

  2. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.- 78с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *