Оральная фрустрация: Оральная стадия психосексуального развития по З. Фрейду – Оральная стадия

Содержание

Оральная стадия психосексуального развития по З. Фрейду

Оральным этапом в развитии ребенка Фрейд называл первую стадию в процессе психосексуального развития. На данном этапе основной источник удовольствия для ребенка – это рот. Само слово «оральный» произошло от латинского языка и дословно переводится как «относящийся ко рту».

оральная стадия по Фрейду

Основные особенности стадии

Продолжается оральная стадия развития в среднем от рождения до полутора лет. Фактически ее завершение приходится на тот момент, когда ребенка отнимают от груди. На данной стадии общение ребенка и матери происходит посредством груди. Младенец получает наслаждение от сосания и кусания груди. В этом заключается одно из важнейших взаимодействий между матерью и ребенком на данном этапе. Основной чертой оральной стадии является стремление младенца тянуть различные предметы в рот. Когда ребенок напуган или же чем-либо расстроен, мать прикладывает его к груди. Это позволяет ему успокоиться. Особенности поведения на оральной стадии определяют, насколько в будущем ребенок будет уверен в себе или зависим. Фрейд считал, что уже в этом возрасте детей можно разделить на пессимистов и оптимистов.

Особенности взглядов Эриксона на оральный этап: отличия от теории Фрейда

Стадии развития были также описаны и Эриксоном. За основу их были взяты исследования Фрейда. Орально-сенсорная стадия по Эриксону также длится с рождения до 18 месяцев. В это время ребенок решает для себя один из важнейших вопросов, который будут определять всю его дальнейшую судьбу: могу ли я доверять внешнему миру? Если потребности ребенка удовлетворяются, то он считает, что миру можно доверять. В том случае, если ситуация вокруг младенца складывается противоречивым образом, причиняет ему страдания, то именно этого дети и учатся ожидать от жизни. Становясь взрослыми, они убеждаются в том, что другие люди не заслуживают доверия.

Зигмунд Фрейд

Несмотря на общность, между концепциями Фрейда и Эриксона есть различия. Если основатель психоанализа во главу угла ставит инстинктивные влечения, то теория Эриксона основной акцент делает на социальное развитие. Фрейд описывает развитие ребенка в триаде «мать – отец – ребенок», а Эриксон подчеркивает важность взаимодействия с социумом.

особенности оральной стадии

Формирование орального характера

Фиксация – это отсутствие способности продвигаться от одного этапа развития к другому. Ее основным следствием является чрезмерная выраженность потребностей, свойственных тому этапу, на котором имела место фиксация. К примеру, двенадцатилетний ребенок, который сосет палец, фрейдистами будет рассматриваться как застрявший на оральной стадии психосексуального развития. Его энергия либидо проявляется в том виде активности, который свойственен более раннему этапу. Чем хуже у человека получается решать задачи в определенных возрастных периодах, тем в большей степени он оказывается подверженным эмоциональному стрессу в будущем.

Фиксация поведения на оральной стадии происходит по ряду причин: раннее расставание младенца с матерью, перекладывание заботы о малыше на других родственников или нянь, досрочное отнятие от груди. Так и формируется тип характера, который Фрейд называл оральным. Взрослый человек с подобным складом личности характеризуется пассивностью, зависимостью от других (орально-пассивный тип), негативизмом, сарказмом (орально-садистический тип).

Не менее важным понятием является также термин «регрессия», или же возврат человека на более ранний этап психосексуального развития. Регрессия сопровождается ребячливыми замашками, которые характерны для раннего периода. К примеру, уже взрослый человек в стрессовой ситуации регрессирует, что проявляется слезами, кусанием ногтей, навязчивым желанием выпить «чего-нибудь покрепче». Регрессия представляет собой особый случай фиксации.

Невыраженная агрессия у младенца

Во время оральной стадии ребенку необходимо присутствие матери, ее любовь и забота. Однако, если у него нет возможности обрести с родительницей удовлетворительный контакт, малыш учится подавлять это ощущение потери до того момента, пока его потребности (в том числе эмоциональные) не будут удовлетворены. Подрастая, ребенок начинает вести себя таким образом, будто бы мать ему и вовсе не нужна. Невыраженная агрессия направляется не на мать, а на него самого. Иными словами, в процессе развития у ребенка внутри создается образ родительницы, которая его не любила и которую, в свою очередь, также невозможно полюбить.

поведение на оральной стадии

Толчком для этого всегда является заброшенность малыша. Ему не хватает присутствия матери, физического контакта, психоэмоциональной подпитки, а иногда и пищи. Возможно, мать такого малыша была психологически незрелой, не была готова к появлению ребенка и потому не сумела установить с ним контакт. Также она могла иметь трудности во взаимоотношениях с собственной матерью. Наиболее распространенная ситуация, в которой происходит застревание на оральной стадии, – когда малыша отдают в ясли или же оставляют на попечение других родственников. Мать же в это время работает, учится или занимается своими делами.

фиксация на оральной стадии

К чему приводит фиксация: последствия у взрослых

Так как малыш вечно оставался без внимания, в нем развивается такая модель поведения, чтобы постоянно цепляться за других, держаться за человека или какой-либо предмет. Иными словами, он развивает в себе зависимость от людей, вещей, явлений.

Объектом привязанности, как правило, являются основные объекты любви и ненависти – мать, отец, другие близкие домочадцы. Может возникать сильное чувство к домашним животным, что также свидетельствует о серьезном недостатке любви матери в оральной стадии. Проблемы во взрослом состоянии обычно связаны со взаимоотношениями с сексуальными партнерами, собственными детьми. Так как человек психологически застревает в раннем детстве, он не ощущает себя действительно взрослым в присутствии других людей. Это создает зависимость от них.

Также оральный характер отличается жадностью, ненасытностью объектом своей зависимости. Однако, с другой стороны, человек, ищущий для себя постоянную подпитку, оказывается неспособен принять ее. Ведь глубоко в душе он уверен в том, что ему этого не дадут. Детская психологическая травма трагически формирует его жизненный путь, мировосприятие.

Оральный характер проявляется в навязчивой привычке кусать губы, грызть ногти или колпачок карандаша, постоянно жевать жвачку. Помимо этого фиксация на данной стадии имеет и ряд других проявлений, начиная от болтливости и вербальной агрессии и до обжорства, пристрастия к курению. Подобный характер можно назвать и депрессивным, склонным к чрезмерному пессимизму. Такому человеку свойственно ощущение острой нехватки чего-то важного, значительного.

Отношения с другими людьми

Во взаимоотношениях с другими людьми человек будет стремиться к тому, чтобы окружающие его поучали, воспитывали, помогали реализовать собственный потенциал. Иными словами, в нем наличествует сильнейшая тенденция зависимости от других людей – это одна из главных особенностей застревания на оральной стадии. Фаза не была пройдена младенцем успешно, что оставляет отпечаток на бессознательном уровне. Поэтому таким взрослым требуется длительное взаимодействие с психологом, чтобы избавиться от подобного рода фиксации.

Есть и другое проявление данного вида характера – смещение. Такой человек всеми силами будет заботиться о другом или же сам начинает поучать окружающих, непрошенно вторгаясь в их личное пространство, постоянно навязываясь. Это также создает конфликты во взаимоотношениях с людьми.

Взрослый человек с подобной фиксацией постоянно терпит неудачи, так как внутренне, бессознательно считает себя недолюбленным ребенком. Он без конца жалуется на утомляемость, пассивность, склонность к бесконечным депрессиям. Он также имеет преувеличенное ощущение своей независимости. Исчезает оно при первом же стрессе – здесь человек с оральным характером наиболее остро ощущает потребность в поддержке других людей.

Такой человек постоянно проверяет себя на прочность и без труда находит для этого подходящие ситуации. Он пытается доказать себе, что является лучше других, таким образом компенсируя ощущение своей неполноценности и недолюбленности.

От него можно услышать фразы наподобие «мне нужно все или ничего», «если этот человек меня не понимает в этом вопросе, значит, он меня не понимает в принципе», «я ничего не буду вам объяснять, ведь вы все равно ничего не поймете». Иными словами, у него напрочь отсутствует гибкость в общении, толерантность.

Психологические установки фиксированного на оральной фазе взрослого

Рассмотрим главные убеждения человека, которому свойственен оральный характер.

  • «Мне не удастся этого достичь».
  • «Здесь нет ничего, что мне бы подошло».
  • «Ты должен мне это отдать, я заставлю тебя сделать это».
  • «Мне ничего от вас не надо».
  • «Все хотят меня оставить с моими проблемами наедине».
  • «Я ни в ком не нуждаюсь».
  • «Я сделаю это самостоятельно, без чужой помощи».
  • «Меня все осуждают».
  • «Я кажусь людям попрошайкой».
  • «У других имеется то, что нужно мне».
  • «Ты мне не нужен, я не буду тебя ни о чем просить».
  • «Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай мои потребности».

Особенности стадии, определяемые кормлением грудью

Основной процесс, определяющий особенности оральной стадии, – это грудное вскармливание. Оно позволяет ребенку не только получать необходимое питание, но и приносит удовольствие, позволяет познавать окружающий мир.

Оральная фаза является первой в развитии сексуальности человека. На этом этапе младенец все еще ощущает единение со своей матерью. Симбиоз не прекращается с завершением беременности и рождением ребенка, поэтому материнская грудь в некотором роде является для младенца продолжением его самого. В таком состоянии, по мнению Фрейда, сексуальность ребенка ориентирована на него самого. Материнская грудь приносит чувство безопасности, комфорта. Именно поэтому на протяжении всей оральной стадии необходимо кормить ребенка грудью.

Если по каким-либо причинам приходится кормить младенца смесями, следует при этом брать его на руки, чтобы сохранялся физический контакт. Он крайне важен в данный период. Чувство материнского тепла позволяет ребенку на искусственном вскармливании частично скомпенсировать недостатки этого процесса.

В младенчестве дети нередко выражают беспокойство, если их мамы нет рядом. Нередко их сложно оставить одних даже ненадолго – они начинают сопеть, кричать, проситься на руки. Психологи рекомендуют не отказывать своему ребенку. Пока что мать не просто потакает капризам ее ребенка, а позволяет ему ощущать себя уверенно в незнакомом мире. Чрезмерная строгость отрицательно скажется на развитии ребенка в будущем.

Роль гиперопеки

Наряду с излишней строгостью и пренебрежением потребностями ребенка Фрейд выделял еще один вид материнского поведения, приводящий к неприятным последствиям, – гиперопеку. Под данным термином понимается повышенное внимание, стремление во всем угождать младенцу, при этом делая это даже раньше, чем он просигнализирует о своих нуждах. Фрейд считал, что оба типа поведения приводят к формированию у ребенка такого характера, как орально-пассивный, который будет рассмотрен далее.

Приблизительно полгода у ребенка начинают прорезываться зубы. Они являются знаком начала второй фазы оральной стадии – орально-агрессивной, или же орально-садистической. Жевание и покусывание расценивается в качестве агрессивных действий, посредством которых ребенок получает возможность демонстрировать недовольство. Подобные люди во взрослом возрасте стремятся властвовать над окружающими ради достижения своих целей. Таким образом, основные оральные стадии, которых всего две, также оказывают влияние на дальнейшее психосексуальное развитие ребенка. Если потребности малыша удовлетворяются, оно будет происходить гармонично. Если же присутствует конфликт, то возможны отклонения и различные психологические нарушения.

Возникновение «эго» и «сверх-я»

Оральная фаза психосексуального развития характеризуется постепенным развитием у ребенка ощущения «я». Психика младенца изначально представлена бессознательными влечениями и инстинктивными побуждениями, которые должны быть удовлетворены немедленно. В свою очередь, ощущение удовольствия распространяется по всему тела младенца. Поначалу его «эго» оформляется в качестве инстанции, способной отсрочить удовлетворение этих потребностей, а также избрать способ достижения удовольствия и воспользоваться им. Далее будет развита и способность отбрасывать неприемлемые влечения или же способы получения удовольствия – данная функция психоаналитиками соотносится со «сверх-я».

«Эго» оказывает непосредственное влияние на то, в какой форме инстинкт сможет достичь сознания, воплотиться в активное действие. «Эго» может или разрешить инстинкту воплотиться в действии, или запретить, преобразуя влечение. Так или иначе, развитие инстинкта зависит от особенностей «эго». Оно представляет собой своеобразную линзу, в которой преломляются раздражители, поступающие из внутреннего мира.

Взаимодействие «эго» и бессознательного

Таким образом, во время оральной стадии «я» развивается, находясь на службе у «оно». В это время «эго» представлено разнообразными нарциссическими переживаниями, поскольку подавляющее большинство внутренней энергии либидо направлено на собственное тело ребенка. Если взрослый человек конкретно представляет свое «я» в процессе самопознания, то у младенца в возрасте до полутора лет «эго» существует в качестве удовольствия. При этом к нему присоединяются совершенно любые приятные аспекты окружающего мира.

На оральной стадии развития происходит развитие сознательного «я» человека как его главного наблюдаемого и испытываемого (феноменологического) свойства. На первый план сознания выходит понятие о границах личности.

Роль матери в развитии младенца

Исследования Спитца показывают, насколько опустошительным может быть недостаток внимания ребенку в течение первого года его существования. Ученый наблюдал за малышами из приюта, у которых всегда удовлетворялось ощущение голода. Однако они были в течение длительного промежутка времени предоставлены сами себе. Эти дети демонстрировали глубокие задержки одновременно в нескольких сферах развития. Часть данного синдрома получила название госпитализма.

Другие исследования, проводимые учеными Проувенсом и Липтоном, описывают замещение раннего генитального онанизма или игры (которые имеются у каждого ребенка при условии удовлетворительных отношений с матерью) другими аутоэротическими действиями в случаях проблем в отношениях. Если же мать отсутствовала совсем (как в детском приюте), эти явления исчезали полностью. Исследования показывают, что материнское кормление грудью имеет решающее значение для нормального развития ребенка.

Еще один взгляд на границы оральной стадии: микропсихоанализ

Если классический психоанализ предполагает, что данная фаза психосексуального развития длится от 0 до 18 месяцев, то в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой она начинается еще раньше – в утробе матери.

Фрейд сумел развенчать миф о «золотом детстве», предполагавшем, что ребенку неведомы конфликты и темные влечения. Но в 70-е годы прошлого столетия встал под вопрос еще один миф – о «золотом веке» пренатального периода, когда ребенок и мать находятся в полном психологическом и физическом симбиозе и потребности еще не рожденного малыша удовлетворяются автоматически. Направление, изучающее психосексуальное развитие человека во время внутриутробного развития, получило название микропсихоанализа. Его сторонники показали, что ни о каком пренатальном симбиозе матери и дитя не может идти речи. Участники этой диады состоят в сложных, а нередко и в конфликтных взаимоотношениях. Дитя появляется на свет, уже имея непростой опыт борьбы, конфронтации. С данной точки зрения психологическая травма рождения не является первичной психотравмой. И подавно на эту роль не претендует прекращение кормления грудью.

Беззащитен ли младенец?

Считается, что ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. Однако это не совсем так. Ему еще только предстоит обнаружить собственную беспомощность и отыскать средства избавиться от нее в контакте с матерью, что и происходит во время оральной стадии. Беспомощность обнаруживается только в тот момент, когда младенец на какое-то время испытывает потребность в воде, еде, пище. И именно удовлетворение этих нужд для ребенка на данном этапе связано с областью рта.

Необходимость аутоэротического удовольствия для ребенка: взгляд А. Фрейд

То, что младенец во время грудного вскармливания испытывает удовольствие, сравнимое с эротическим, доказывается наличием эрекции у младенцев мужского пола. Подобное возбуждение испытывают и девочки. Как было показано Анной Фрейд, дочерью Зигмунда, определенное количество подобной стимуляции совершенно необходимо младенцам для нормального психологического развития. В данном отношении в любом возрасте (не только в оральной стадии) запреты родителей неуместны. В противном случае ребенок вырастает пассивным, зависимым. У него могут наблюдаться не только нарушения в психосексуальном развитии, но и интеллектуальные отклонения.

мать и дитя

Физическое и психологическое единство

В оральной стадии ребенок пока не отделяет себя от своей матери в психологическом плане. Единым он считает и собственный организм с ее телом. В случае дефицита тактильного контакта возникают различные нарушения поведения во взрослом возрасте. Данные нарушения касаются прежде всего сексуального поведения и наблюдаются не только у людей, но и у приматов. Это было показано большим количеством исследований, проведенных в 50-70-е годы прошлого столетия.

Особая опасность возникает в ситуации, когда ребенок не просто на оральной стадии оказывается в отрыве от матери, а в такой обстановке, когда приближение взрослого означает гарантию болезненных процедур. У такого человека в бессознательном запечатлевается неосознаваемый страх перед физическим контактом с другими людьми, а также серьезные отклонения сексуального характера. Поэтому нахождение ребенка в условиях стационара должно быть организовано только как совместное с матерью.

Оральная и анальная стадии: различия

Следующий этап был назван Фрейдом анальным. Начинается он в возрасте порядка 18 месяцев и длится до трех лет. Оральная и анальная стадии отличаются источником удовольствия у ребенка. Если для младенца это рот, то на следующем этапе ребенок получает удовлетворение от задерживания кишечника и последующего выталкивания фекалий. Постепенно ребенок учится усиливать наслаждение посредством отсрочки опорожнения.

анальная стадия

Оральная и анальные стадии развития, согласно Фрейду, во многом определяют поведение уже взрослого человека. На данных стадиях задается вектор его личностного развития. Если застрявший на оральном этапе ребенок может стать зависимой или агрессивной личностью, то фиксация на следующей фазе приводит к педантичности, жадности, упрямству. Оральная и анальная стадии развития – это всего лишь два первых этапа в жизни ребенка. За ними следует фаллическая, латентная и генитальная стадии. За это время ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс и научиться жить в обществе, внося в него свой трудовой вклад.

Характеристики анальной и оральной стадии также различны. Если на первом этапе основой качественного психологического развития является забота и любовь матери, то на следующей стадии от обоих родителей малышу необходимо принятие и похвала. Интерес к фекалиям у ребенка совершенно естественен. Дети в этом возрасте лишены брезгливости. Фекалии они воспринимают как первую принадлежащую им вещь. Если родители будут хвалить ребенка за успешное пользование горшком, фиксации на данной стадии не произойдет.

Оральная стадия по Фрейду — важнейший этап в развитии личности. Зная особенности данной ступени и других фаз развития, родители и педагоги получают возможность избежать нанесения психологических травм ребенку. Формирование личности в таком случае произойдет с наименьшим ущербом, а значит, ребенок будет расти более счастливым.

Оральная стадия

Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

С точки зрения психоаналитической теории развития, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий*. В этот период ребенок выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспитательного процесса. Считается, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона.

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии — слишком много или слишком мало — могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера — от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма — коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип).

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.

Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

— ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,

— постоянно требует одобрения,

— чрезмерно зависим и доверчив,

— испытывает потребность в поддержке и принятии,

— жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

что имел в виду Фрейд — Рамблер/женский

Известный австрийский психиатр, невролог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, еще в XIX и XX столетии описал несколько теорий изучения природы человека, а также специфических фаз психосексуального развития личности. Среди них есть определение типов характеров по степени влияния периодов развития органов, например, ануса.

Что такое анальный тип То, что многие черты характера человека закладываются еще в раннем детстве, сегодня известно всем. Доктор Фрейд связал данный процесс с физиологическими моментами, которые испытывает ребенок, познавая, что эти ощущения ему приятны или крайне противны. Австрийский психолог считал, что анальная стадия, которая длится у детей приблизительно от 1,5 до 3 лет, воздействует на психику очень многих людей и оставляет свой след в формировании характера. В этот период в человеческом организме происходит окончательное созревание мышечных сфинктеров выделительной системы и ребенок получает возможность контролировать акт дефекации. Родители начинают приучать его к горшку, а затем самостоятельно ходить в туалет. Оказывается это влияет на дальнейшие качества личности. Доктор Фрейд считал, что если ребенка в этот момент окружают повышенным вниманием и заботой — в его характере сформируется опрятность, аккуратность, пунктуальность и даже чувство собственного достоинства. Как это происходит? Если понаблюдать за молодыми семьями, то часто можно увидеть такую картину: малыша сажают на горшок и при этом родители располагаются рядом, наблюдая, как все проходит. Ребенок осознает, что все внимание именно в такой момент приковано к нему и поэтому часто даже с гордостью показывает маме результат своих усилий. А в ответ видит радость в ее глазах.

Виды анального типа

Однако бывает и так, что родители заняты чем-то другим и сажают ребенка на горшок, заставляя сейчас и побыстрее сделать свои дела. Когда малыш становится чуть старше, он может попасть в обратную ситуацию, когда взрослые, которым опять не до него, требуют потерпеть. И все дальнейшие гигиенические действия родителей, часто сделанные наспех, тоже оставляют свои плоды. Сформированный на подобном отношении тип личности доктор Фрейд назвал анально-удерживающим. У такого человека с детства не только проявляются невротические запоры, но и эмоциональная нестабильность, агрессивное лидерство, несобранность и даже скупость. Даже между отношением к деньгам и к собственному акту дефекации существует незримая связь.

Ребенок, впервые сталкиваясь с необходимостью согласовывать свои естественные желания с требованиями общества, коими являются члены его семьи, взрослея, переносит похожие проблемы на себя и свое новое окружение. Очень часто долгая неспособность самостоятельно испражняться из-за болезни или других независящих от него причин, заставляет родителей применять экстренные меры для выхода кала. Ребенку делают клизму или даже серию таких процедур, заставляют пить для этого лекарства, есть неприятную пищу и сокрушаются, что он не может сам сходить в туалет. У такого человека формируется анально-выталкивающий тип личности, также основанный на подсознательном протесте против действий родителей, как и в предыдущем случае. Однако этот тип встречается редко и обладает такими чертами характера, как склонность к разрушению и импульсивность. Особенно тяжело влияют подобные интенсивные действия родителей на мальчиков. Мужчины часто вырастают агрессивными ко всем, подсознательно желают сделать другому человеку больно. В своих любовных отношениях они воспринимают женщину только как объект, которым нужно обладать в полной мере и делать с ней все, что захочется, в том числе и применять физическое насилие.

В идеале, чтобы анальная стадия развития прошла для ребенка благополучно, его нужно не только не заставлять, а наоборот, постоянно хвалить за регулярное опорожнение кишечника, позволяя самому контролировать весь процесс. Таким образом у малыша сформируется понимание «я могу», что поспособствует развитию его позитивной самооценки. Но также можно вообще не акцентировать его внимание на приучении к туалету и это тоже повлияет на дальнейшее развитие личности. Такое часто происходит в жизни и тогда формируются иные типы характеров.

Другие типы личностей: оральный

Помимо анального, доктор Фрейд называет еще 3 типа личности, которые также складываются у ребенка на основе формирования органов и частей тела. В период от рождения и примерно до 18 месяцев, то есть непосредственно в момент, когда младенца отучают от материнской груди, может сформироваться оральный тип личности. Это происходит потому, что малыш лишается материнского молока достаточно жестко и такой факт остается в его подсознании. Австрийский психолог делит данный тип на орально-пассивный и орально-агрессивный. Первый возникает, когда мать просто резко перестает кормить грудью свое дитя, которое еще по привычке требует то, что уже никогда не получит. И тогда формируется тип характера, зачастую с заложенной сильной зависимостью от других людей, во взрослой жизни — от жены, мужа, с пассивной установкой по отношению к окружающей действительности «я ничего не могу». Орально-агрессивный тип формируется чуть позже, когда у малыша прорезаются зубы и в момент кормления он начинает кусать материнскую грудь. Если женщина, испытывая боль, прекращает кормить ребенка, то он еще по привычке будет кусать какие-то предметы. Заставляя его прекратить это, родители еще больше формируют протест в характере и тогда очень часто вырастает властолюбец, обожающий использовать других людей в своих интересах, отличающийся цинизмом, сарказмом и пессимизмом.

Фаллический и генитальный типы личности

Эти два типа формируется значительно позже, ближе к 6 годам жизни, а иногда и вплоть до полового созревания. Дети в 4-5 лет начинают интересоваться своими половыми органами и в этих исследованиях могут неосознанно мастурбировать. Возникающие ощущения, согласно теории доктора Фрейда, формируют фаллический тип личности. Он часто характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность. Причем такие качества формируются как у мужчин, так и у женщин, но только в случае, если родители никак не реагируют на подобные познавательные действия своих детей. Любые жесткие пресечения, особенно за которыми следуют суровые наказания, формируют ровно обратные качества характера — неуверенность, трусость, заискивание и скрытую ненависть, прежде всего к самому себе. Генитальный тип характера, с точки зрения Зигмунда Фрейда, считается идеальным вариантом развития психики человека. Такой индивид проходит все этапы взросления без акцентированной фрустрации на чем-либо, это формирует его уравновешенный характер, он принимает свою половую принадлежность и ответственен за свои ощущения и поступки. Человек такого типа смело смотрит в лицо фактам, он активен в жизни, всегда проявляет заботу о близких и находит свое место в обществе. Но очень часто он лишен воображения и творческих способностей.

Сообщение Анальный тип характера: что имел в виду Фрейд появились сначала на Умная.

Фрустрация (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей[1], или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая[2].

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза (потенциальная, реальная или совершившаяся) удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние[1].

Как и разочарование, возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха[3].

Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины и механизмы их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого́ предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория невроза сходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности, в каждом случае — индивидуального.

Управляемой (или провоцируемой) фрустрацией достаточно широко пользуются психоаналитики, работающие с пациентом методом абстиненции. Поддержание в ходе лечения оптимального уровня (негативного тонуса) фрустрации позволяет добиться необходимого терапевтического эффекта.

Анальная стадия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития по З. Фрейду, которая наступает, начиная с возраста 18 месяцев, и заканчивается к трём годам. В связи с тем, что наступает период, когда ребёнка необходимо научить быть опрятным и чистоплотным, он переключает свое внимание со рта, губ и языка, которые являлись сексуальной целью оральной стадии, на анус. В зависимости от того, какие способы использовали родители, чтобы приучить ребёнка к туалету, будет оказано то или иное влияние на развитие его личности в более позднем возрасте.

Получение удовольствия посредством удовлетворения потребности в пище сменяется удовольствием, которое связано с выделительной системой. На первый план выходит чувство облегчения, которое сменяет чувство напряжения. Ребёнок сталкивается с принципом реальности, который представлен в виде социального барьера, заключающийся в произвольной регуляции физиологических потребностей. Родитель становится представителем социальных норм, так как требует от ребёнка самостоятельного контроля над актом дефекации. Таким образом, ребёнок учится приспосабливаться к социальным нормам, регулируя требования Ид, которое подчинено принципу удовольствия.

Анальная стадия подразделяется на две фазы[1]:

  • Анально-садистическая фаза (возраст: 1 — 1,5 года). Данная стадия заключается в том, что ребёнок вступает в противостояние со взрослым. Получение удовольствия от напряжения и боли может оказать влияние на появление и развитие садомазохистских наклонностей.
  • Анально-ретентивная фаза (возраст: 1,5 — 3 года). Главный признак это стадии заключается в том, что ребёнок впервые начинает соотносить принцип удовольствия с принципом реальности. Личность обретает контроль над социумом в форме удержания (отсюда и название фазы от англ. retention — «удержание»). Эго ребёнка начинает выполнять функцию регуляции взаимодействия ребёнка и внешнего мира, балансируя между реальностью и удовольствием. Ребёнок тестирует реальность путем исследования разных вариантов удовлетворения своей потребности.

В случае закрепления либидо на определенной сексуальной цели, в данном случае — на анусе, может сформироваться характер одного из двух типов: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Анально-удерживающий тип характеризуется упорством, упрямством, бережливостью, склонностью к накопительству, экономностью и коллекционированием. Анально-выталкивающий подразумевает тенденцию к противостоянию, упрямство, негативизм. В результате фиксации также может возникнуть энурез или же могут появиться особенности, связанные с проявлением мазохизма — получение удовольствия от наказания.

Так как биологическая потребность регулировать свою выделительную систему отсутствует, овладение данными навыками формируется на основе соблюдения требований родителей, а значит социума. Поэтому способность детей успешно функционировать на этом этапе по большей части зависит от родителей и их подхода. Согласно психосексуальной теории Фрейда, родители должны быть очень осторожны в том, как они реагируют на своих детей на этом чувствительном этапе. Здесь дети проверяют своих родителей как авторитетных фигур, тестируют их любовь. Реакция родителей на степень опрятности и чистоплотности ребёнка оказывает влияние на развитие его личности, например, формируя определенные бессознательные барьеры.

  1. ↑ Abraham, K. (1924). Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Störungen. Leipzig [etc.]: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.

Оральная фаза — Психологос

​​​​​​​Зигмунд Фрейд разработал концепцию развития личности как поэтапного перехода от одной стадии к другой. Первая из них — оральная стадия — длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Младенцы получают питание путем сосания груди, и в этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями, и с получением удовольствия. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца.

Зигмунд Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.

​​​​​​​В концепции психоанализа Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое уменьшением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта полового удовлетворения в будущем. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости и независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

Со временем материнская грудь утратит значение объекта любви и будет замещена частью его собственного тела. Он будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком постоянной материнской заботы.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитиков, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях, тем вероятнее возникновение необходимости психологической помощи.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому в психологии ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности – веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости, что чревато для него разочарованиями и депрессией.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Вводное занятие Университета

что это такое простыми словами. Фрустрация в психологии

Фрустрация — это гнетущее чувство из-за того, что человеку не удается получить желаемое. В психологии так называют состояние, вызванное невозможность удовлетворить некую потребность, исполнить желание. 

Термин происходит от латинского слова frustratio — обман, тщетное ожидания. Ударение ставится на второй слог: фрустра́ция.

В состоянии фрустрации человек может испытывать разочарование, обиду, тревогу, раздражение или отчаяние.

Фрустрация может возникать в силу внешних обстоятельств или из-за внутреннего конфликта, когда желание вступает в противоречие с другими установкам. Препятствия могут быть реальными или мнимыми, воображаемыми.

Глагол фрустрировать означает вызывать фрустрацию. Возвратная форма фрустрироваться — входить в состояние фрустрации, недовольства из-за невозможности получить желаемое.

Синонимы и антонимы к слову «фрустрация»

Синонимы к слову фрустрация: неудовлетворенность, разочарование, крушение надежд, безысходность, замешательство. Контекстный синоним в интернет-сленге — баттхерт.

Антонимы к слову фрустрация: удовлетворенность, спокойствие, радость, эйфория.

Фрустрация в психологии

В психологии фрустрация понимается как негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.

Она проявляется в чувствах разочарования, тревоги, раздражительности, стыда, злости и, наконец, отчаянии. Высокий уровень фрустрации мешает эффективной деятельности, дезорганизует ее.

Проблемой фрустрации занимались основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи. Сам Фрейд использовал немецкое слово Versagung (отказ, запрет), которое чаще всего переводили на английский язык как «фрустрация». Это состояние (в первую очередь фрустрация из-за неудовлетворенной потребности в любви) способно приводить к возникновению невроза.

Выделяют различные виды фрустрации. Например, сексуальная фрустрация — это напряжение из-за невозможности получить сексуальную разрядку. А экзистенциальная фрустрация возникает при неспособности найти смысл своего существования.

Человек, испытывающий фрустрацию, может преувеличивать значение вещей, которых лишен (развивается одержимость), и завидовать тем, кто ими наделен.

Если субъект часто испытывает фрустрацию, это может изменить его характер: повысить агрессивность, неуверенность в себе, привести к комплексу неполноценности.

Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. От его силы и интенсивности во многом зависит реакция субъекта, попавшего в сложную ситуацию. Одновременно реакция зависит от состояния фрустрированного человека, от его личностных особенностей.

Фрустрационная толерантность — это устойчивость к фрустраторам, способность адекватно их оценивать и реагировать, выходя из фрустрационных ситуаций. Такая устойчивость вырабатывается в процессе становления личности, когда человек учится разумно реагировать на жизненные трудности и преодолевать их.

Согласно фрустрационной теории агрессии, агрессия возникает именно в результате фрустрации — неспособности получить желаемое. Любое агрессивное поведение является результатом фрустрации, но не всегда фрустрация ведет именно к агрессии.

Помимо агрессии, реакцией на фрустрацию может быть эскапизм — бегство от реальности. Также возможен общий «регресс» поведения — переход к более легким, привычным и примитивным действиям, частая смена занятий.

Фрустрация и депривация — в чем разница?

Фрустрацию не стоит путать с депривацией — психологическим состоянием, которое вызывается лишением чего-то жизненно важного. Депривация вытекает из отстутствия необходимого предмета. Например, депривация сна. Фрустрация же связана с последствиями неудовлетворенных желаний или неудачами в достижении поставленной цели.

Тест фрустрации Розенцвейга

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Разработан американским психологом Саулом Розенцвейгом в 1945 году.

Тест состоит из 24 рисунков, где изображены персонажи во фрустрационных ситуациях: 16 ситуаций, где создается препятствие, и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Персонаж при этом произносит некие слова. На рисунках намеренно не показана мимика героя, чтобы испытуемый мог додумать его эмоции.

Испытуемый должен вписать в пустой квадрат слова, произносимые персонажем. Закончив, он зачитывает свои ответы экспериментатору, и тот интерпретирует результаты.

Подробнее с тестом Розенцвега и метоадми интерпретации результатов можно ознакомиться здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *