Опыты с водой для детей 3 лет: КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» – Опыты в домашних условиях для детей: Занимательные опыты и эксперименты для малышей. эксперименты для детей

Картотека опытов для детей 3-4 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Россияночка»

«Маленькие экспериментаторы: опыты с водой»

(для детей 3- 4 лет)

Баранова Т.Г.

Семёнов 2017 г.

Пояснительная записка. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр с водой. Дети 3-4 лет, наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получат новые впечатления, испытают положительные эмоции, познакомятся со свойствами воды и разных предметов.

Восприятие мира детьми четвертого года жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка с раннего возраста не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда будет проявлять устойчивый интерес к деятельности, будет испытывать чувство страха при ознакомлении с новым предметами.

Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Данный кратковременный образовательный практик способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»

Возраст детей: 3 — 4 года.

Количество: 10 детей.

Количество занятий: 5 занятий/ 1 час 15 мин.

Форма проведения: групповая.

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; развития познавательного интереса детей.

Задачи: создавать условия для формирования у детей познавательного интереса; развивать у детей любознательность в процессе наблюдений к практическому экспериментированию с объектами; способствовать развитию речи; развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности; учить объяснять наблюдаемое.

Результат: ребенок научится самостоятельно выполнять простейшие опыты с водой

Перспективный план на краткосрочные образовательные практики «Маленькие экспериментаторы: опыты с водой».

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Развернутое содержание работы

Продукт деятельности, результат

1

Игра с водой: «Налил-вылил»,

«Выжми мочалку»

Способствовать развитию координации движений и развитию мелкой моторики, содействовать расширению представления о свойствах вещества.

Емкость с водой, один большой и один маленький стакан,

две емкости, поролоновая губка.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

Предоставить ребенку свободу действий.

Одну емкость заполните водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Предложить попробовать самому сделать то же самое.

Умение с помощью губки переносить воду из одной посуды в другую

2

Игра с водой:

«Водонос»

Познакомить со свойствами вещества и понятием объема, способствовать развитию координации движении

Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

Сравнить совместно с ребенком, в какой банке воды окажется больше.

Спросить, чем зачерпнуть воду не получится.

Измерить глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).

Умение измерять уровень воды, опуская в банку деревянную палочку

3

Игра с водой:

«Сквозь сито»,

«Буря в стакане»

Познакомить с назначением предметов и свойствами вещества

Стакан, сито.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.

Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито

Умение делать простейшие выводы из увиденного опыта

4

Игра с водой:

«Поплывет или утонет»

Способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы),предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

Доставать предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Умение классифицировать предметы на которые тонут и не тонут в воде

5

Игра с водой:

«Окрашивание воды»

Содействовать в выяснении свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Рассматривание совместно с детьми в воде 2-3 предмета, выяснять, почему они хорошо видны (вода прозрачная).

Определяем вместе с детьми, как можно окрасить воду (добавить краску).

Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой).

В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой).

Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Умение окрашивать воду с разной интенсивностью цвета

Правила при работе с водой.

  1. Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

  1. Пролил воду — не беда:

  2. Тряпка под рукой всегда.

  3. Фартук — друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Правила при работе с песком

  1. Если сыплешь ты песок —

Рядом веник и совок.

Правила при окончании работы

  1. Ты работу завершил?

Все на место положил?

Материально техническое и учебно — дидактическое оснащение.

  1. Емкость с водой, один большой и один маленький стакан,

  2. две емкости, поролоновая губка

  3. Тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

  4. Стакан, сито.

  5. Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы),предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

  6. Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Список литературы:

  1.  Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»  Вопросы психологии, 1990. № 5.

  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. —Волгоград: Перемена, 1995.

  3. Прохорова Л.К, Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

  5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

  7. Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 200

«Эксперементирование с водой» конспект НОД для детей 2-3 лет

Конспект игр-экспериментов для детей раннего возраста «Свойства воды».

Цель занятия:

Вызвать у детей эмоционально-положительный настрой, расширять представление об окружающем мире.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.

  • Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.

  • Возбудить желание делать фокусы.

  • Воспитывать умение детей слушать воспитателя.

Предварительная работа:

• Проведение опытов с водой.

• Беседы о воде.

• Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.

Словарная работа:

Вода, прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, льётся, чистая, жидкая.

Оборудование.

Баночки и бутылочки (прозрачные) по количеству детей; пластиковая бутылка с водой; пластиковые стаканы, морские камешки по количеству детей; бумажные салфетки по количеству детей; крышки от баночек покрашены красками по количеству детей.

«Здравствуй, друг».

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Ход игры-эксперимента:

Сюрпризный момент (Запись шума воды).

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кажется, что что-то шумит? Давайте прислушаемся, что это за звук?

Дети: Да, это шум воды.

Воспитатель: Вот как? И где же у нас шумит вода?

Дети: В кране в умывальнике, за окном.

Воспитатель: Какие вы молодцы, а знаете ли вы, где еще живет вода?

Вы слышали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Ребята, а что мы делаем с водичкой в умывальнике?

Дети: Мы, моем руки и лицо, умываемся.

Воспитатель: Правильно. Давайте-ка, покажем друг другу, как мы это делаем.

Потешка:

Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Воспитатель: Помогите разобраться ребята, а кому нужна эта вода?

Дети: Людям, животным, растениям.

Воспитатель: Ребята, а как человек использует воду? Для чего ему нужна вода?

Дети: Пьёт, готовит еду, стирает, убирать, купаться, поливать цветы, варить обед, мыть посуду и т. д.(если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает).

Какие вы молодцы ребята. А вы бы хотели научиться делать фокусы с водой?

Дети. Да.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас пройти к нашим столам.

  1. Эксперимент.

Воспитатель: Ребята у вас в стаканчиках водичка. А какая вода? Давайте ее потрогаем.

Дети: горячая и холодная.

Правильно у нас в одном стаканчике холодная вода, а в другом стаканчике горячая. А какой водой вы любите умываться? Конечно — теплой.

Вывод: вода может быть холодной и горячей.

  1. Эксперимент.

Ребята как вы думаете, вода прозрачная или нет? Сейчас возьмите один стаканчик с водой другой с молоком, и мы с вами проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Вы ложку видите сквозь воду? Правильно, молодцы ложку видно, значит вода у нас какая? (прозрачная). Теперь возьмем другой стакан с молоком, опустим туда ложечку, посмотрим видно ложку или нет? (ответы детей) молоко не прозрачное, оно белое и ложку не видно.

Вывод: вода прозрачная а молоко нет.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети: нет не пахнет.

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

А сейчас мы с вами научимся первому фокусу.

  1. Фокус.

Молодцы, ребята, вы правильно сказали, вода ни чем не пахнет, она не имеет запаха. А сейчас мы научимся одному фокусу, вода сейчас приобретет запах, если в нее добавить волшебный порошок, то она приобретет запах. Проверим? Посмотрите, как я это буду делать. Берем ложечкой немного волшебного порошка, (кофе) добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус?

Дети: Да

Вывод: Вода может пахнуть, если в нее что то добавить.

  1. Фокус.

Раздаю детям баночки и наливаю воду, (при этом закрепляем знания, вода журчит, льется, жидкая) закрываем крышкой баночки, и трясем приговаривая

Ты вода-водица,

Друг ты мой студёный.

Стань вода-водица,

Не обычной, а разноцветной!

Закрываем баночку крышкой, трясем. и… вода становится … красной, синий, зеленой, желтой.(внутренняя сторона крышки была заранее окрашена в разные цвета и при тряске вода окрасилась).

Вывод: Вода может окрашиваться.

Как же трудно быть фокусниками. Устали!? Мы немного отдохнем и с вами поиграем.

Игра «Капельки и тучка».

Цель: развивать двигательную активность детей, слуховое внимание, умение двигаться в соответствие с текстом.

Материал: ободок — капелька -дети, тучка- воспитатель.

Ход игры.

Дети надевают ободки капелек.

Воспитатель: прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли веселыми ручейками. Побежали они друг за другом. А тут как раз выглянуло солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). Игра проводится 2-3 раза.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали сегодня? Спасибо вам ребята за вашу активную и заинтересованную работу. Водичка решила подарить вам на память о себе волшебную капельку. Раздаю детям капельку Наклейку.

опыты с водой ☀ для детей ☀ Лучшие идеи как весело ☀ провести время

На чтение 9 мин.

Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.

Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.

В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.

Проведение опытов с яйцомПроведение опытов с яйцомПроведение опытов с родителями очень нравится детям

Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя), а также, хорошее настроение.

Почему именно вода?

Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:

  1. Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
  2. Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится. Для опытов подойдут подручные средства.
  3. Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
  4. Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
  5. Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы. Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.
Проведение опытов с водойПроведение опытов с водойОпыты с водой требуют знаний техники безопасности

Детям до 7 лет объясните правила техники безопасности.

Совет родителям: перед проведением всех опытов с водой желательно поведать ребёнку о физических свойствах этой жидкости. Расскажите о трёх агрегатных состояниях вещества – твёрдом, жидком и газообразном.

Опыты для детей 4-5 лет

Пятый год жизни ребёнка подходит для того, чтобы начать знакомство с физикой.

В подобном возрасте интерес у детей велик, но пропадает он достаточно быстро, да и усидчивость ребёнка испаряется с каждой секундой. Приведённые ниже опыты адаптированы специально для детей 4-5 лет.

Форма воды

«Имеет ли вода форму?» – задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды.

Опыт "Форма воды"Опыт "Форма воды"Опыт о форме воды – нужны различные емкости

Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.

Контраст температур

«Можно ли определить температуру воды на ощупь?»

Для опыта понадобится три мисочки (в них должны свободно поместиться детские ручки).

  1. В первую миску налейте горячую воду (следите за температурой: она должна быть комфортной для ребёнка). Во второй миске – вода комнатной температуры. В третьей – холодная.
  2. Далее попросите вашего ребёнка погрузить одну ручку в миску с горячей водой, а вторую – в миску с холодной. По прошествии минуты дайте малышу опустить одновременно обе руки в ёмкость с водой комнатной температуры.
  3. Спросите «подопытного» о его ощущениях и задайте тот самый вопрос: «Тёплая вода или прохладная?»
  4. Руки в одной миске будут чувствовать разную температуру, что введёт ребёнка в заблуждение. В 5 лет юный учёный уже сможет самостоятельно оценить свои ощущения, поэтому опыт будет понятен каждому малышу.
Опыт с разными температурамиОпыт с разными температурамиОпыт с контрастными температурами в рисунках

Цветы лотоса

Вырежьте из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутите лепестки прямо к центру.

В широкий таз налейте воду, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивит ребёнка. Объяснить это можно тем, что, намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

Совет родителям: не делайте всё самостоятельно – включите детей в процесс творчества!

Пускай они сами вырезают и пускают на водную гладь цветки. Максимально вовлекайте своё чадо в ход каждого опыта – только тогда происходящее заинтересует и увлечёт малыша.

Лёд тает

Дети в 5 лет большую часть информации воспринимают визуально, поэтому привнесите в опыт больше яркости. Перед заморозкой налейте в формочку окрашенную воду (просто растворите в ней немного гуаши или акварели). Четыре разноцветных кубика льда поместите в разные условия:

  • 1 – в тень;
  • 2 – на солнышко;
  • 3 – присыпьте солью;
  • 4 – положите в пакет и заверните в полотенце.

По прошествии времени (полчаса-час) пронаблюдайте с ребёнком, где же лёд растаял быстрее.

Опыты со льдом "Кораблики"Опыты со льдом "Кораблики"Опыты со льдом всегда очень интересные

Подобный эксперимент можно предложить и деткам шести лет, в таком случае будет уместна «научная беседа». Поинтересуйтесь мнением ребёнка: почему лёд быстрее тает в одних условиях и остаётся практически целым в других. Расскажите про удивительное свойство соли растворять ледышки. Объясните маленькому учёному, какие процессы происходили со льдом на солнце, в тени и в полотенце.

Опыты для детей 6 лет

Для детей 6-ти лет предыдущие опыты могут показаться простоватыми, хотя их тоже можно провести для общего развития. Ребёнку в таком возрасте свойственна любовь к более интересным и сложным экспериментам, которые требуют большего участия и времени.

Цвет растения

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.

Окрашивание капустыОкрашивание капустыОкрашивание растений в цветной воде

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

Облако в банке

«Можно ли создать своё собственное облако?»

Конечно! Для этого наполните трёхлитровую банку так, чтобы уровень жидкости в ней составил 3-4 см. Вместо крышки накройте банку блюдцем (оно должно плотно прилегать к горлышку). На блюдце положите несколько кусочков льда (чем больше – тем лучше).

Опыт облако в банке и детиОпыт облако в банке и детиОпыт “Облако и дождик в банке”

Спустя некоторое время в банке образуется облако!

Процесс объяснить нетрудно. Горячая вода испаряется, тёплый пар поднимается вверх и накапливается у блюдечка – получается маленькое облако. Соприкасаясь с холодной поверхностью, пар образует на стенках конденсат. Вскоре количество водяных капель на стенках ёмкости увеличится. Под собственной тяжестью они начнут скатываться вниз – получится импровизированный дождь.

Подобный эксперимент для детей станет возможностью создать собственное дождевое облако, а также познакомиться с природой формирования облаков.

Интересный факт о воде и человекеИнтересный факт о воде и человекеИнтересный факт о воде и человеке – подготовьте несколько таких фактов

Совет родителям: когда вы получите результат, задайте ребёнку несколько вопросов. Спросите, почему и как происходят эти процессы. Если юный учёный не ответит – объясните для него, что к чему. Комментируйте любой результат, и тогда обучение принесёт свои плоды.

Замерзание

Ещё один опыт, демонстрирующий интересный эффект взаимодействия воды и соли.

  1. Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячёной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте её до полного растворения.
  2. Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
  3. По истечению времени предложите ребёнку достать и сравнить образцы. Чистая вода замёрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.

Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет.

Опыты для детей 7 лет

Эксперименты для детей в возрасте 7 лет не отличаются от предыдущих большей сложностью, но здесь объясняются те законы физики, которых детям в 5 или 6 лет не понять. Возможно, в семь лет ваше чадо уже сможет самостоятельно делать некоторые выводы из опытов. В таком случае юного знатока стоит похвалить!

Оптика

В ходе следующего опыта вода станет своеобразным увеличительным стеклом!

Возьмите трёхлитровую банку, заполните примерно половину водой. В жидкость окуните предмет с чётко фиксированной формой (лучше всего взять яйцо). Рядом с банкой положите такой же предмет. Пускай ребёнок сравнит.

Оптические эксперименты с водой и рисункомОптические эксперименты с водой и рисункомОптические эксперименты с водой очень разнообразны

Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»

Совет родителям: на этом этапе расскажите ребёнку о способностях воды преломлять лучи – вспомните школьный курс физики!

Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.

Плотность воды

Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.

Опыт на плотность воды с яйцомОпыт на плотность воды с яйцомОпыт на плотность воды можно выполнять с яйцом или картофелем

Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребёнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнёт всплывать к верху.

Именно здесь родители должны рассказать ребёнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.

Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания. Им важно знать, как происходят природные процессы.

7-летнего ребёнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.

Все перечисленные выше опыты для детей помогут вашему чаду познать окружающий мир и провести увлекательное знакомство со свойствами самой распространённой жидкости на Земле.

Картотека по окружающему миру (младшая группа) по теме: Картотека экспериментов для детей 2-3 лет

Картотека экспериментов для детей

2 – 3 лет

Разработала:

воспитатель первой

квалификационной категории

Гнедаш Наталья Николаевна

г. Арзамас 2012 год.

Тема: песок.

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Эксперимент 1.  (песок сухой – он светлый, сыпучий)

— Что насыпано в ваших тарелочках? Какого цвета песок? Дети потрогайте песок и скажите, какой он? Скажем вместе: сухой, сыпучий. Насыпьте его на ладошку. Посмотрите, из чего состоит песок?

Вывод. Правильно, песок состоит из песчинок. Они маленькие. Как трудно держать в руках. Песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой.  (Педагог сопровождает слова демонстрацией опыта.) У вас лежат формочки, давайте насыпем туда песок и сделаем куличики. Получились куличики? Почему не получились?  (Песок сухой.)

 

Эксперимент 2.  (Песок мокрый – он тёмный, холодный, из него можно лепить).

— Кто знает, что будет, если в песок налить воду? Давайте проверим. Воспитатель вызывает одного ребёнка, который с помощью него наливает воду в песок. – Потрогайте его и скажите – сухой он или мокрый?

Вывод. Повторим. Если в песок налить воду, он станет мокрым.

Эксперимент 3. – Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой.  (Показывает детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

 

 

 Тема: наблюдение за природным материалом.

Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.

Эксперимент 1.  (Влажный песок тяжелее, сухой песок легче.)

Воспитатель демонстрирует детям мешочки (один наполнен сухим песком, второй – влажным песком), не показывая, какой именно песок лежит в каждом из мешочков. – Что у меня в руках? Что в мешочках? Как вы думаете? Воспитатель даёт детям ощупать мешочки, акцентирует внимание детей на том, что в мешочках лежит один и тот же материал. Сравните мешочки. Какой из них легче, какой тяжелее? Почему? Проверим. Воспитатель раскрывает мешочки. В том мешочке, который легче по весу, лежит сухой песок, а в мешочке, который тяжелее, находится влажный песок.  

Эксперимент 2.  (Влажный песок формуется, на влажном песке полочкой рисуется легче.)

— Возьмите палочку и попробуйте провести ею по сухому и влажному песку. По какому песку лучше рисуется?  (По влажному.)

Вывод. Правильно, на влажном песке палочкой рисуется лучше. Почему?  (Высказывания детей.)

Вывод. Сухой песок сыпучий, влажный песок – тяжёлый, легко формуется.

Тема: глина.

Цель: познакомить с глиной и её свойствами.

Эксперимент.  (Глина сухая и влажная, из влажной глины можно лепить.)

— Дети, что находится в тарелочке? Давайте скажем вместе: «Глина» Возьмите глину в руки. Какого она цвета? Потрогайте её и скажите, какая она? Какая глина, твёрдая или мягкая?

Вывод. Правильно, сухая глина твёрдая.

— Потрогайте и скажите, какая это глина? Попробуйте из неё что – то слепить. Получилось?

Вывод. Из глины можно лепить.

Тема: камни.

Цель: познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

Эксперимент. Дети нельзя кидать камни, брать их в рот.

Воспитатель предлагает детям во время прогулки собрать камни, группируя их по размеру, форме, цвету, текстуре. Каков он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Можно ли отломить от камня кусочек? Имеет ли он запах?

После каждого вопроса дети под руководством воспитателя делают вывод о характерных особенностях каждого камня, его различиях по форме, размеру, запаху, цвету.

Тема: камни.

Цель: познакомить со свойствами камня.

Эксперимент.  (Камень – он твёрдый, из него нельзя лепить, от него нельзя отломить кусочек.)

— Дети, а это что? Возьмите камень в руку. Сожмите его в ладошке. Какой камень, мягкий или твёрдый? Можно из него лепить? Почему не катается? А сейчас давайте попробуем отломить от него кусочек. Получилось?

Вывод. Да, дети, камень твёрдый. Из него нельзя лепить. От камня нельзя отломить кусочек.

— Посмотрите, все камешки разного цвета, размера, с камешками можно играть, только давайте договоримся, что играть с ними надо осторожно, их нельзя бросать.

Тема: вода льётся из крана.

Цель: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.

Эксперимент. – Что надо сделать, чтобы была вода? Что вы видите? Давайте наберём воду в стаканчик. Посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите?

Вывод. Вода в стакане прозрачная.

— Подойдите к раковине и подставьте руки под воду, вы их видите? Почему вы их видите, какая вода льётся из крана?

Вывод. Вода чистая и прозрачная, сквозь неё видны руки и мыло. Вода нужна всем её надо беречь. Кран не надо открывать сильно.

 

Тема: вода жидкая – она может течь.

Цель: познакомить со свойствами воды – текучестью.

Эксперимент 1. Нельзя брать кубик в рот. Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода из одного сосуда перетекает в другой. Один сосуд стал полным, другой – пустым. Почему так происходит.

Вывод. Правильно. Вода жидкая, она может течь.

Эксперимент 2.

Воспитатель в сосуд с водой кладёт твёрдый предмет (кубик). Можно ли кубик переместить из одного сосуда в другой? Проверим. Воспитатель переливает воду из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Дети наблюдают и отмечают, что предмет переместился из одного сосуда в другой. Один сосуд стал полным с находящимся внутри кубиком, другой – пустым. Почему так происходит?

Вывод. Вода жидкая, она может течь.

Тема: свойства воды.

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, холодная, горячая.

Эксперимент. – Передо мной три чайника. Подойдите ко мне. Я буду лить вам на ручки воду из чайников поочерёдно, а вы определите, какая вода в чайнике. Воспитатель повторяет эксперимент. Наливает воду в разные тазики и предлагает детям на ощупь проверить, какая вода.  (Она не должна быть слишком горячей.)

Вывод. Вода может быть холодной, горячей, тёплой.

Тема: узнаем, какая вода.

Цель: помочь выявить свойства воды.

Эксперимент 1.  – Брать стаканчики только по моему заданию. Дети берут ёмкости и определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые. Затем воспитатель сосуды открывает, и дети убеждаются, что в первой ёмкости ничего  нет, во второй и третьей – вода. Почему вода перетекает из одного сосуда в стакан? Посмотрите, вы видите меня сквозь стакан? Почему? Приблизьте стакан с водой к носу. Она пахнет?

Вывод. Вода не имеет запаха.

Эксперимент 2. Воспитатель добавляет в стакан с водой ароматизатор (ванильный сахар). А теперь вода пахнет? Почему?

Вывод. Ванильный сахар растворился в воде и придал запах.

 

  Эксперимент 3. – Добавьте сахар в стакан с водой. Что с ним произошло. Почему? Попробуйте на вкус подслащённую воду. Какая она?

Вывод. Сахар растворился в воде. Сахар придал воде сладковатый вкус.

Эксперимент. – Перелейте воду в другой стаканчик. Какой стаканчик легче? Какой тяжелее? Почему?

Вывод. Вода имеет вес. Вода прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества.

 

Тема: вода бывает холодная и горячая.

Цель: учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами, воспитывать аккуратность.

Эксперимент. – Дети скажите, а почему у нас два крана? Сейчас я открою кран синий. Подставьте руку под воду, какая льётся вода? А теперь я открою кран красного цвета. Какая вода бежит из этого крана? Правильно, в одном кране у нас живёт холодная вода, а в другом – горячая. Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Дети помните, вода нужна всем, она наша помощница, её надо беречь.

Вывод. Вода бывает холодная и горячая.

Тема: вода – прозрачная.

Цель: познакомить со свойствами воды – прозрачностью.

Эксперимент. Воспитатель в оба стакана опускает по камешку. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная, в стакане с молоком камешек не видно – значит, молоко – не прозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить: «Вода – прозрачная».

Вывод. Вода – прозрачная, молоко – непрозрачное.

Тема: вода не имеет формы.

   Цель: дать представление о том, что вода не имеет формы.

Эксперимент 1.  (Твёрдый предмет имеет форму).

Воспитатель предлагает детям взять кубик в руку и положить на ладошку. Какой кубик? Какой формы? Затем воспитатель предлагает детям положить кубик в стакан. Изменилась форма кубика? Положите кубик на  тарелку. Изменилась форма кубика?

Вывод. Твёрдые предметы изменяют форму.

 

Эксперимент 2.  (Вода не имеет формы)

Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы. Дети наблюдают и отмечают, что вода принимает форму того сосуда, в который она перелита.

Вывод. Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Тема: растворимость веществ в воде.

Цель: раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Эксперимент. Воспитатель в один стакан кладёт песок речной, а в другой – сахарный. Размешивает. Дети наблюдают и отмечают, что речной песок медленно опустился на дно стакана. Сахарный песок исчез. Почему так происходит?

Вывод. В воде некоторые вещества растворяются – сахарный песок. Другие вещества не растворяются – речной песок.

Тема: разноцветная вода.

Цель: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

 Эксперимент.  (Подкрашенная вода не прозрачная, в холоде она замерзает.)

Воспитатель демонстрирует баночку с водой. Что у меня налито в этой баночке? А что это? Посмотрите, я взяла и добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?  (Так же поступаю с синей, зелёной.) Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? Из такой воды мы можем сделать льдинки для украшения ёлочки на улице. Давайте нальём её в формочки и поставим на холод.

Вывод. Подкрашенная вода не прозрачная. В холоде вода замерзает.

Тема: искусство дождя.

Цель: развивать в детях воображение.

Эксперимент. Дети наблюдают и отмечают, что разноцветные капли на листе расплылись под дождём. Намокший лист бумаги заносят в группу, пока дождь не смыл с него краску. Когда бумага подсохнет, дети увидят разнообразные по форме и цветовому решению пятна.

Вывод. От воды краска расползлась по листу, образуя пятна, интересные по форме и цветовому решению.

Тема: надувание мыльных пузырей.

Цель: научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойствами мыльной воды.

Эксперимент. Нельзя брать мыльные пузыри в рот. Воспитатель наливает в тарелку 0,5 стакана мыльного раствора. Кладёт в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки. Воспитатель объясняет детям, как получился мыльный пузырь и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.

Вывод. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Тема: ветер по морю гуляет.

Цель: помочь детям обнаружить вокруг себя воздух.

Эксперимент. Воспитатель опускает модель парусника на воду, дует на парус с разной силой. Объясняет, почему плывёт лодочка, что её толкает, откуда ветер – воздух. Затем показывает детям, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше выдыхать). Воспитатель предлагает детям попробовать самим отправить парусник в плавание.

Вывод. При выдыхании воздуха получается ветерок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *