Опыты дома по химии: Занимательные химические опыты для детей дома – https://www.youtube.com/watch?v=u5uvlmfl5g8

Занимательные опыты по химии в домашних условиях

Инфоурок › Химия ›Презентации›Занимательные опыты по химии в домашних условиях

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Внеклассная работа по теме: «Занимательные химические опыты в домашних услов Описание слайда:

Внеклассная работа по теме: «Занимательные химические опыты в домашних условиях» Работу выполнила: Мурушкина М.В.

2 слайд Цель: показать интересные опыты по химии Задачи: заинтересовать учеников в и
Описание слайда:

Цель: показать интересные опыты по химии Задачи: заинтересовать учеников в изучении химии; дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами.

3 слайд Содержание: Введение Опыты: Кола и молоко Растворим ли школьный мел? Опыт с Описание слайда:

Содержание: Введение Опыты: Кола и молоко Растворим ли школьный мел? Опыт с йодом и крахмалом Опыт с лимоном

4 слайд Опыт: Кола и молоко Реквизит: Кола ,молоко, стакан. Ход опыта: Отливаем прим
Описание слайда:

Опыт: Кола и молоко Реквизит: Кола ,молоко, стакан. Ход опыта: Отливаем примерно четверть колы из бутыли, оставшуюся часть постепенно наполняем молоком. Подготовительная часть опыта завершена, теперь остается только ждать и наблюдать. Примерно через час превращения начнут проявляться очень явно. В смеси начнут появляться бурые некрасивые хлопья, а сама она станет светлеть. Еще через некоторое время все хлопья осядут на дне, а вся остальная жидкость станет почти прозрачной.

5 слайд Фото опыта Описание слайда:

Фото опыта

6 слайд Объяснение: Напиток кола содержит в своем составе достаточно много ортофосфо
Описание слайда:

Объяснение: Напиток кола содержит в своем составе достаточно много ортофосфорной кислоты. Она вступает в химическую реакцию с белками молока. Т.к. молоко — это щелочь, то мы наблюдаем реакцию кислоты и щелочи, которая называется реакцией нейтрализации. Одним из результатов такой реакции является выпадение осадка — именно его мы и наблюдаем в виде бурых хлопьев.

7 слайд  Описание слайда: 8 слайд Опыт: Растворим ли школный мел? Оборудование: мел, горячая вода, стакан, ступ
Описание слайда:

Опыт: Растворим ли школный мел? Оборудование: мел, горячая вода, стакан, ступка Ход опыта: Нужно взять кусочек мела и размельчить его с помощью ступки или другого твёрдого предмета. Затем нужно поместить размельчённый мел в ёмкость с горячей водой и размешать получившуюся смесь, которая называется суспензия, ложкой. Через некоторое время (примерно 10 минут) на дне ёмкости можно будет увидеть белый нерастворённый осадок – это и есть карбонат кальция и малорастворимый сульфат кальция.

9 слайд Опыт: Опыт с йодом и крахмалом Описание слайда:

Опыт: Опыт с йодом и крахмалом

10 слайд Подготовительные работы к химическому опыту с йодом и крахмалом: Готовим рас
Описание слайда:

Подготовительные работы к химическому опыту с йодом и крахмалом: Готовим раствор №1. Для начала растираем витаминку в порошок и , перемешивая в течении минуты, растворяем его в 3-х столовых ложках тёплой воды. Готовим раствор №2. 1 чайную ложку Раствора №1 переливаем в стакан, добавляем туда чайную ложку спиртового раствора йода и 3 столовые ложки тёплой воды. На этом этапе мы увидим, что коричневый йод обесцветился. Готовим раствор №3. В третьем стакане смешиваем одну столовую ложку перекиси водорода, пол чайной ложки крахмала и 3 столовые ложки воды.

11 слайд Приготовления закончены. Приступаем к эксперименту! Для этого переливаем рас Описание слайда:

Приготовления закончены. Приступаем к эксперименту! Для этого переливаем раствор №2 в стакан с раствором №3 и обратно несколько раз…. И жидкость из прозрачной превратится в темно-синюю!

12 слайд Опыт с лимоном Описание слайда:

Опыт с лимоном

13 слайд Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный со Описание слайда:

Растворяем в стакане воды соду и переливаем в бутылку. Смешиваем лимонный сок и уксус и добавляем в бутылку. Затем быстро натягиваем на горлышко воздушный шарик и обматываем изолентой для плотности. Реакция лимонного сока, уксуса и соды происходит с образованием достаточного объема углекислого газа достаточного для того чтобы надуть шарик.

14 слайд Список изученной литературы Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии, М. Описание слайда:

Список изученной литературы Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии, М.: Просвещение, 1980 г http://www.alto-lab.ru/ http://www.diagram.com.ua/tests/himija/

Список изученной литературы Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии, М.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель химии

Список изученной литературы Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии, М.

Курс повышения квалификации

Список изученной литературы Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии, М.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1315308

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Мастер-класс "Занимательные опыты по химии"

Мастер - класс в кабинете химии (каб. № 314)

«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

Преподаватель И.И.МАТЮГИНА

(Все опыты проводят и текст читают студенты группы 15Т).

Добрый день, уважаемые гости!

Мы приветствуем Вас в стенах нашего колледжа и хотим показать Вашему вниманию, как интересно проходят у нас уроки химии. На занятиях мы не только решаем химические задачи, пишем уравнения но и проводим интересные опыты и делаем интересные проекты. Наши студенты побеждают и занимают призовые места на зональных и областных конкурсах.

 Ваша задача сегодня – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить, а если Вам будет интересно, мы приглашаем Вас к нам в Кулебакский металлургический колледж, поверьте нам, здесь очень интересно.

И так, мы начинаем!

Опыт № 1“Вулкан”.

Высыпаем на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Ведущий:

- Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. «Дым без огня»

Берем две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

Ведущий:

- А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3 “Стреляющая бумага”.

На листе фанеры листочки бумаги . При прикосновении к каждому листочку стеклянной палочкой раздается выстрел.

Примечание:  заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*Nh4.

Ведущий:

- У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Как очистить сырое яйцо от скорлупы

Участник помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ведущий:

- Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 5. Горение сахара без пламени

Участник высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Ведущий:

- Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Ведущий:

- Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 6. Получение огня

Участник насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

- Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт 7. «Волшебная палочка»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), спирт или бензин. Посуда, оборудование, материалы: Фарфоровая ступка, фарфоровый тигель, стеклянная палочка, спиртовка, вата, большой кристаллизатор с водой. Измельчают в ступке перманганат калия в тонкий порошок и помещают один микрошпатель его в фарфоровый тигель. Добавляют в тигель одну каплю концентрированной серной кислоты и размешивают стеклянной палочкой. Этой стеклянной палочкой, смоченной в смеси, прикасаются к фитилю спиртовки или к кусочку ваты, смоченной бензином и ле- жащей на асбестовой сетке.

На глазах у зрителей произойдет воспламенение. Внимание! Большее количество смеси перманганата с серной кислотой крайне взрывоопасно! После окончания опыта тигель со смесью осторожно погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. При взаимодействии перманганата калия с серной ки- слотой образуется оксид марганца (VII): 2KMnO4 + h3SO4 → K2SO4 + Н2О + Мn2О7 Он обладает очень сильным окислительным действием и крайне неустойчив. Разлагается при ударе или сотрясении со взрывом: Мn2О7 → Мn2О3 + 2O2↑

Опыт 8. «Огнедышащий дракон»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), ацетон. Посуда, оборудование, материалы: Стеклянная трубка, корковая пробка, вата, тигель. Для опыта нужна толстостенная стеклянная трубка (d = 1,5 см, длиной 36 см), изогнутая ближе к одному концу. Внутрь трубки плотно до середины вставляют корковую пробку со сквозным отверстием (около 0,5 см в диаметре). За 1 – 2 мин до демонстрации опыта в фарфоровый тигель насыпают немного перманганата калия и добавляют несколько капель концентрированной серной кислоты. Один конец трубки опускают в приготовленную смесь и слегка вращают так, чтобы на краю стекла 8 образовалось колечко из оксида марганца около 2 мм шириной. Держа трубку смоченным концом вперед вверх, с другого конца вставляют в нее (неплотно) кусок ва- ты, смоченной ацетоном, и проталкивают вату внутрь трубки. Конец трубки (со стороны ваты) берут в рот и направляют ее вперед вверх, при этом сильно дуют. Из противоположного конца трубки вырывается громадное пламя. Внимание! Стеклянная трубка должна быть достаточно длинной, что- бы экспериментатор не обжегся. После опыта конец трубки и тигель со смесью погружают в сосуд с большим количеством воды. Объяснение процесса. Такое же, как в опыте 1 «Волшебная палочка».

Опыт 9. «Фейерверк на столе»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), древесный уголь, железо Fe (порошок), восстановленное водородом. Посуда, оборудование, материалы: Железный тигель, штатив с кольцом, керамический треугольник, чашка с пес- ком, горелка, спички, железный лист, ступка. Внимание! Иметь наготове противопожарные средства: воду, песок. Хорошо измельчают в ступках по- рознь древесный уголь, перманганат ка- лия, порошкообразное железо. Помещают в железный тигель по одному микро- шпателю каждого из веществ и смешивают их в нем стеклянной палочкой. На кольцо штатива кладут керамический треугольник и ставят штатив на железный лист. После этого нагревают тигель, пока из него не начнут вылетать искры. Объяснение процесса. Перманганат калия – сильный окислитель. При нагревании он разлагается с выделением кислорода: 2КМnО4 → К2МnО4 + МnО2 + О2 Железо и уголь – восстановители. Они сгорают при накаливании в кислороде:

3Fe + 2О2 → Fe3O4 С + О2 → СО

Опыт 10 «Горение восстановленного железа»

Реактивы: Порошок железа. Посуда, оборудование, материалы: 9 Спиртовка, ложечка для нагревания веществ, спички. Порошок восстановленного железа всыпают в пламя горящей спиртовки. Возникает сноп красивых искр. Объяснение процесса. Железо сгорает при накаливании в кислороде с образованием искр.

Опыт 11. «Самовоспламеняющаяся жидкость» Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:

14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт 12. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 13. «Самовоспламеняющаяся жидкость»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (су- хой), глицерин. Посуда, оборудование, мате- риалы: Фарфоровая ступка с пестиком, фарфоровая чашка, пипетка. В фарфоровую чашку помеща- ют 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а за- тем из пипетки наносят 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется: 14КМnО4 + 2С3Н5(ОН)3 → 6CO2 + 7МnО2 + 7К2МnО4 + 8Н2О

Опыт14. «Фейерверк в стакане»

Реактивы: Перманганат калия КМnО4 (сухой), серная кислота h3SO4 (конц.), этиловый спирт. Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан. В стакан наполовину объема наливают концентрированной серной кислоты, а 10 затем по стенке осторожно приливают в него этиловый спирт. Слой этилового спирта должен иметь толщину не менее 1,5 – 2 см. При добавлении спирта следят за тем, чтобы между его слоем и серной кислотой была видна четкая граница, иначе опыт не удастся. В темноте в стакан бросают несколько кристалликов перманганата ка- лия. Как только кристаллик достигнет границы между спиртом и кислотой, про- изойдет вспышка, сопровождающаяся слабым шипением. Объяснение процесса. В момент вспышки происходит окисление спирта на границе раздела жидкостей. После того как этот опыт окончен, следует разбавить жидкость в стакане большим количеством воды и медленно вылить в канализацию.

Опыт 15. «Огненный дождь»

Реактивы: Оксид хрома (III), гидрат аммиака (25 %-ный раствор). Посуда, оборудование и материалы: Колба (250 мл), ложечка для сжигания веществ, спиртовка, спички, электрическая плитка, стеклянная пластина. В колбу налить 25 %-ного раствора гидрата аммиака, смочить стенки. Избыток раствора слить и за- крыть колбу стеклянной пластиной. Поставить колбу на плитку для более интенсивного образования паров аммиака. В ложечке для сжигания веществ накалить оксид хрома (III) в пламени спиртовки. Открыть колбу с аммиаком, внести нагретый оксид хрома (III), сбросить его с ложечки. Наблюдается сноп искр – огненный дождь. Объяснение процесса: Аммиак подвергается каталитическому окислению с образованием воды и бесцветного газа азота: 4Nh4 + 3O2 → 2N2 + 6h3O

Опыт 16. «Несгораемая нитка»

Реактивы: Хлорид натрия NaСl (насыщенный раствор). Посуда, оборудование, материалы: Химический стакан, штатив с лапкой, нитка, карандаш, спички. Суровую нитку пропитывают насыщенным при комнатной температуре раствором поваренной соли и высушивают, а затем ее вновь опускают в насыщенный раствор поваренной соли, и операцию пропитки повторяют 2 – 3 раза. Нитку окончательно хорошо высушивают и подвешивают на ней к лапке штатива карандаш, гайку или близкий по массе предмет. Спичкой поджигают нитку снизу. После того как огонь погаснет, подвешенный предмет не падает. Объяснение процесса. При горении кристаллики поваренной соли спекаются; в результате образуется новая, «несгораемая» нить. Пропитка тканей растворами различных неорганических солей повышает их устойчивость к огню, и поэтому такая пропитка широко используется для повышения огнестойкости горючих материалов

Опыт 17. «Несгораемая бумага»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Газетная бумага, химический стакан, спиртовка, спички. Приготавливают насыщенный раствор калийной селитры KNO3, опускают в него на 5 – 7 мин лист газетной бумаги. По истечении указанного времени его вынимают из раствора и сушат. Затем вносят в пламя горелки: бумага не горит, а тлеет. Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия образуется нитрит калия KNO2 и кислород: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает, а разлагаться начинают следующие, соседние порции кристаллического нитрата калия

Опыт 18. «Несгораемый платок»

Реактивы: Ацетон, вода. Посуда, оборудование, материалы: Носовой платок, 2 фарфоровые чашки, спиртовка, спички, тигельные щипцы. Целый хлопчатобумажный платок (удобно использовать мужской носовой платок) смачивают водой, воду слег- ка отжимают. Платок демонстрируют зрителям, а затем кладут его на металлический поддон и осторожно смачивают ацетоном или диэтиловым (медицинским) эфиром. Склянки с ацетоном или эфиром немедленно убирают. Не теряя времени, спичкой или лучиной поджигают платок на поддоне. Держа горящий платок щипцами, показывают его студентам. После того как пла- мя погаснет (до этого момента трогать платок руками нельзя), совершенно целый платок демонстрируют зрителям. Влажная ткань не загорается.

Опыт 19. «Огонь-художник»

Реактивы: Насыщенный раствор нитрата калия KNO3. Посуда, оборудование, материалы: Деревянная палочка или кисточка, лист плотной бумаги, кнопки, тлеющая лучина. При нагревании нитраты щелочных металлов выделяют кислород. На этом свойстве нитрата калия основан следующий занимательный опыт с «бегущим» огнем. Готовят 20 – 30 мл насыщенного раствора нитрата калия (нитрат натрия гигроскопичен и по- этому использовать его не рекомендуется). С помощью заточенной деревянной палочки или тонкой кисточки этим раствором делают 19 на листе плотной бумаги какой-либо рисунок (ширина линий рисунка может составлять до 5 мм). На рисунке не должно быть пересекающихся линий. Сделанный рисунок тщательно высушивают (на батарее центрального отопления, над лампой и т. д.). ленно движется хорош При демонстрации опыта приготовленный заранее рисунок укрепляют в вертикальном положении. К началу каждой линии рисунка прикасаются тлеющей лучиной. По тем местам бумаги, где был нанесен раствор селитры, мед о видный в темноте огонек, и рисунок как бы «проявляется». Объяснение процесса. При нагревании нитрата калия KNO3 происходит реакция: 2KNO3 → 2KNO2 + O2↑ От выделяющегося кислорода бумага обугливается и обгорает тем местам, где был нанесен раствор селитры

Опыт 20. «Мешочек с деньгами не горит» Посуда, оборудование, материалы: Пятикопеечные монеты (или кусочек меди), батистовый мешочек, спиртовка. 5 – 10 штук пятикопеечных монет (можно взять кусочек меди) помещают в батистовый мешочек и нагревают его на пламени спиртовки. Мешочек с деньгами не горит. Объяснение процесса. Тепло от пламени спиртовки сразу передается меди (медь – хороший проводник тепла), и ткань не успевает загореться.

Опыт № 21. Получение огня

Участник насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

Ведущий:

- А теперь удивительные огни!

Опыт № 22. Разноцветные огни

Участник помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Ведущий:

- Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Ведущий:

- Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 23. Горящее письмо

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок КМК).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Опыт №24 Фейерверк в цилиндре

Фейерверк в цилиндре стеклянный цилиндр объемом 100-200 мл наливают 50-100 мл концентрированной серной кислоты, затем по стенке сосуда, стараясь не допустить смешивания, медленно приливают 30-60 мл этанола (можно использовать денатурат). Если теперь в цилиндр понемногу подсыпать не слишком мелкие кристаллики перманганата калия, то на границе между слоем серной кислотой и слоем спирта возникают огненные вспышки в виде фейерверка

Опыт № 25 Фараоновы змеи

На кирпиче установи тарелку, на которую конусом насыпь песок, пропитанный денатуратом. В верхней части конуса сделай пробиркой углубление, в которое всыпь смесь: 2 г бикарбоната натрия и 13 г сахарной пудры, предварительно хорошо растертой в фарфоровой ступке. Спирт подожги, и через некоторое время из конуса начнет выползать черная "змея", которая вспучивается углекислым газом, образованным при разложении бикарбоната натрия, и выталкивается парами воды и углекислого газа. Тело "змеи" непрочно - прикоснись к нему, и "змея" рассыплется. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получается "змея".

"Фараоновы змеи" можно приготовить и по другим рецептам:

а) 1. Бихромат калия - 5 г
2. Калийная селитра - 2,5 г
3. Сахарный песок - 7 г

б) 1. Размельченный древесный уголь - 1,2 г
2. Сахарный песок или пудра - 8 г
3. Аммиачная селитра - 4,5 г

Опыт № 26 . Кровавый опыт

Для получения крови будем использовать реакцию между роданидом и солью железа(III), например: 2FeCl3 + 6KSCN = Fe[Fe(SCN)6] + 6KCl.

Обычно для реакции используют роданид калия или аммония и хлорид железа(III). В ходе ее протекания образуется кроваво-красный автокомплексный роданид.

Для опыта необходимо взять стаканы с растворами роданида калия (аммония) и хлорида железа(III), а также две стеклянные палочки с намотанной на них ватой. Подготовьте пластмассовый или стальной нож. Он должен быть затупленным, иначе опыт может стать действительно кровавым.

Ладонь протрите раствором соли железа (зрителям можно сообщить, что это дезинфекция раствором йода.  Нож смочите раствором роданида (зрителей можно снова обмануть сказать, что это спирт). Далее начинайте себя резать ножом. Появляется кровь.

Упрощенно: Fe(SCN)3 + 3NaF = FeF3 + 3NaSCN.

 Фторидный комплекс железа(III) бесцветный. Поэтому, если протереть рану ватой, смоченной в растворе фторида натрия, роданидный комплекс разрушается, и образуется более устойчивый комплекс [FeF6]3 . Кровь исчезает. Зрителям показывают, что на ладони раны нет.

 

Опыт 27. Ампициллиновый хамелеон

Возьмите таблетку ампициллина и измельчите ее. Поместите порошок в пробирку, прилейте к нему 5 мл дистиллированной воды и закройте пробкой. Полученную смесь встряхивайте в течение 1-2 мин, а затем профильтруйте.

В пробирку налейте 1 мл полученного раствора ампициллина и столько же 5-10 % раствора NaOH. В полученную смесь добавьте 2-3 капли 10 % раствора CuSO4. Встряхните пробирку. Появляется фиолетовое окрашивание, характерное для биуретовой реакции. Постепенно окраска изменяется на бурую.

 Опыт 28.Опыты с бриллиантовым зеленым (зеленкой) Внимание! Чтобы не испачкаться, опыты с "зеленкой" лучше проводить в защитных перчатках! В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и столько же 2-5 % раствора HCl. Окраска раствора изменится на оранжевую.

В пробирку налейте 1 мл раствора бриллиантового зеленого и по каплям 5-10 % раствор NaOH. Образуется бледно-зеленый осадок основания бриллиантового зеленого.

Опыт 29. Качественная реакция борную кислотуВ фарфоровую чашку налейте 2 мл этилового спирта. Добавьте в чашку немного кристаллической борной кислоты и 1-2 капли концентрированной серной кислоты. Подожгите спирт. Во время опыта соблюдайте осторожность! Пламя приобретет зеленоватый оттенок. Борная кислота дает со спиртом сложный эфир. При его сгорании образуется оксид бора, который и окрашивает пламя. 3С2Н5ОН + Н3ВО3 =(С2Н5О)3В + 3Н2О

2(С2Н5О)3В + 18О2 =В2О3 + 12СО2 + 15Н2О

Опыт 30. Синие растворы В пробирку налейте 5-10 % раствор сульфата меди(II). Прилейте к нему несколько капель концентрированного раствора аммиака. Выпадает студенистый осадок гидроксида меди(II):СuSO4 + 2NH3H2O = Cu(OH)2 + (NH4)2SO4. Продолжайте добавлять в пробирку раствор аммиака. При этом осадок постепенно растворится, а раствор приобретет красивый насыщенный синий цвет. Это образовался комплексный ион [Сu(NH3)4]2+: Cu(OH)2 + 4NH3 = [Сu(NH3)4](OH)2

Опыт 31. «Волшебные палочки»

Реактивы: Растворы лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина, соляной кислоты HCl, гидроксида натрия NaOH. Посуда, оборудование, материалы: Химические стаканы (5 шт.), стеклянные трубки (2 шт.). Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранже- вого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стака- нах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять рез- ко изменится. Объяснение процесса. Растворы индикаторов меняют окраску в зависимости от среды раствора. Лакмус краснеет в кислой среде и синеет в щелочной среде. Метиловый оранжевый приобретает красную окраску в кислой среде, оранжево- желтую – в щелочной среде. Для фенолфталеина малиновая окраска характерна в щелочной . «Растворимость стекла в воде» среде, в кислой среде он бесцветен

Опыт 32. «Искрящиеся кристаллы»

Реактивы: Сульфат калия K2 4 SO , кристаллогидрат Na2SO4 . 10h3O, горячая кипяченая во- да. Посуда, оборудование, материалы: стакан, стеклянная палочка. Попробуйте смешать 108 г сульфата калия, 100 г кристаллогидрата сульфата натрия Na2SO4 . 10h3O (глауберовой соли) и добавить порциями при помешивании немного горячей кипяченой воды, пока все кристаллы не растворятся. Раствор оставьте в темноте для охлаждения и кристаллизации двойной соли. Как только начнут выделяться кристаллы, раствор будет искриться: при 60 0 С слабо, а по мере охлаждения все сильнее и сильнее. Когда кристаллов выпадет много, вы увидите целый сноп искр. Если провести по выделившимся кристаллам на дне сосуда стеклянной палочкой, то снова появятся искры. Объяснение процесса. Свечение и искрообразование вызваны тем, что при кристаллизации двойной соли состава Na2SO4 2O выделяется много . 2K2SO4 . 10H энергии, почти полностью превращающейся в световую.

Занимательные опыты по химии в школе и дома

Севастопольская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 37

с русским и украинским языками обучения

Севастопольского городского совета

Занимательные опыты по химии

дома и в школе

Работу выполнили:

ученица 8 В класса Лисецкая Кристина;

ученик 8 Б класса Трушаев Михаил.

Учитель;

Верба Олеся Николаевна

Шеремет Оксана Анатольевна

Г. Севастополь

2010 г.

Получение углекислого газа из пищевой соды

Вы, наверное, не раз видели, как мама делает торт или пирог. В тесто она кладет пищевую соду и обязательно заливает ее уксусом. Мама проводит химическую реакцию. Мы тоже можем проделать этот опыт.

В пробирку поместим пищевую соду так, чтобы она покрыла донышко. Прильем к соде немного 4-9% -ного раствора уксусной кислоты (столовый уксус). Наблюдается характерное «вскипание» — выделяется углекислый газ СО2. Именно он образует в тесте пузыри, из-за чего тесто становится более рыхлым, а готовый хлеб или торт — более пористым и легче переваривается. Если в пробирку, где образуется углекислый газ, поместить тлеющую или горящую лучинку, то она сразу погаснет. Это происходит потому, что углекислый газ не поддерживает горение.

Для получения углекислого газа можно действовать на соду не только укусом. Подойдет и лимонная кислота или сок лимона. Смешаем четверть чайной ложки соды и немного кристаллической лимонной кислоты. Реакция не пойдет. Добавим к полученной смеси несколько капель воды. Наблюдается бурная реакция с выделением углекислого газа.

Свойства кислот и щелочей

Вспомним фантастический фильм «Чужой». Существа, о которых идет речь в этом фильме, выделяют кислоту. Эта фантастическая кислота легко прожигала переборки космического корабля. Что же такое кислоты? Кислоты — это вещества, способные разъедать металлы и их сплавы. Есть и другие едкие вещества, называемые щелочами.

Запомните, что при обращении с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность. Следует избегать попадания кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду. Если кислота или щелочь все-таки попала на кожу, то ее необходимо смыть сильной струей воды, затем обработать пораженное место раствором пищевой соды (в случае попадания кислоты) или слабым раствором уксусной кислоты (если попала щелочь), а потом снова промыть кожу водой. Если кислота или щелочь попала в глаза, то их необходимо также промыть большим количеством воды!

Давайте проверим, действительно ли кислоты способны разъедать металлы. Для этого понадобятся медь, алюминий, цинк и три пробирки. В пробирки нальем по 1 мл соляной кислоты и добавим в одну из них кусочек меди, в другую — алюминий, а в третью — цинк. Вы увидите, что кислота не взаимодействует с медью, а вот цинк и алюминий изменяются. Когда кислота разъедает эти металлы, выделяются пузырьки газа. Этот газ называется водородом. .

Кислоты реагируют и со щелочами. Этот опыт интересен тем, что он позволяет нагреть пробирку без огня. Для этого надо налить в пробирку 1 мл соляной кислоты и потом только добавить к ней 1 мл раствора щелочи (NaOH или КОН). Теперь прикоснемся к пробирке. Ощущается тепло из-за взаимодействия кислоты со щелочью, т. е. тепло может выделяться при химических реакциях. В наших организмах также происходят реакции, дающие тепло.

Существуют вещества, которые способны изменять свою окраску при взаимодействии с кислотами и (или) щелочами. Их называют индикаторами. На уроках химии обычно используют три индикатора — лакмус, фенолфталеин и метилоранж (см. таблицу 1). Как видно, индикаторы по-разному меняют свой цвет в растворах кислот и щелочей. Если раствор не содержит кислоты или щелочи, то его называют нейтральным.

Индикатор

Нейтральный раствор

Кислый раствор

Щелочной раствор

Лакмус

Фиолетовый

Красный

Синий

Метилоранж

Оранжевый

Красный

Желтый

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Малиновый

Свойства этилового спирта и глицерина

Когда делают укол, кожу сначала протирают ватой, смоченной спиртом. Это этиловый (или винный) спирт. Он уничтожает микробы. Но это еще и горючее вещество. В некоторых странах, например в Бразилии, его используют как топливо вместо бензина.

Давайте понаблюдаем, как горит спирт. В фарфоровую чашку нальем 1 мл спирта и подожжем его. Во время опыта соблюдайте осторожность! Этиловый спирт горит голубым пламенем. После того как пламя потухнет, снова нальем в чашку 1 мл спирта. Добавим к нему несколько кристалликов борной кислоты (это вещество есть в аптечке). Подожжем спирт. Пламя приобретет красивую зеленую кайму.

Спирт реагирует с йодом и образует кристаллическое вещество желтого цвета с характерным запахом. Это вещество называют йодоформом. Для того чтобы получить йодоформ, нальем в пробирку 1 мл спиртового раствора йода из аптечки и будем постепенно приливать к нему раствор щелочи NaOH, пока смесь не обесцветится. Вы увидите, что выпадают кристаллы. Это и есть йодоформ. Если рассмотреть их под микроскопом, вы увидите шестиугольники или снежинки «Фараоновы змеи»

Для опыта нужны сульфаниламидные лекарственные препанапример «Стрептоцид», «Норсульфазол», «Сульгин», «Сульфадиметоксин», «Этазол», «Сульфадимезин», «Фталазол», а также сухое горючее. На таблетку сухого горючего поместим 1-2 таблетки препарата и подожжем горючее. При этом происходит выделение блестящей «фараоновой змеи» серого цвета, которую можно назвать по виду и графито

«Змея» в стакане (обугливание сахарозы)

В химический стакан поместим 10-20 г сахарозы, предварительно измельченной до состояния пудры. Для опыта лучше взять небольшой и узкий стакан. В него, соблюдая осторожность, прильем 8-10 мл концентрированной серной кислоты. Полученную смесь перемешаем стеклянной палочкой. Вскоре смесь разогреется, начнет темнеть и в итоге станет черной. При этом она увеличится в объеме за счет выделения газов и выползет из стакана в виде пористой массы.

Дым можно получить еще и так. В один химический стакан нальем несколько капель концентрированного раствора аммиака, а в другой — несколько капель концентрированной хлороводородной кислоты. Стаканы поднесем друг к другу. При этом появится белый дым

Горючая кожура

Возьмем кожуру лимона или апельсина и согнем ее так, чтобы стало брызгать масло. Если это сделать рядом с горящей спиртовкой, масло загорится в пламени и образует сноп огоньков.

Вот еще один способ получить змею. Возьмем для опыта глюконат кальция. На таблетку сухого горючего поместим таблетку глюконата и подожжем горючее. Произойдет выделение хрупкой светло-серой змеи

Иногда фокусник делает так, что разные предметы якобы плавают по воздуху. В этом эксперименте ты не заставишь предметы летать, зато научишь яйцо плавать в воде.

Реквизит
  • Банка ёмкостью 1 литр

  • Водопроводная вода

  • Ножницы

  • Линейка

  • Лейкопластырь

  • Полчашки (125 мл) соли

  • Фломастер

  • Сырое яйцо

  • Столовая ложка

Подготовка
  1. Наполни банку водой на половину.

  2. Отрежь кусочек лейкопластыря, длиной примерно 3 дюйма (7,5 см), наклей его на солонку и подпиши фломастером: «Волшебный плавательный порошок».

  3. Положи яйцо и ложку на стол, чтобы они были под рукой.

Начинаем научное волшебство!
  1. Объяви зрителям: «Сейчас я буду учить яйцо плавать»

  2. Для начала опусти в банку с кипячёной водой, чтобы показать всем, что оно не умеет плавать. Оно действительно утонит. Быстро вытащи яйцо ложкой со словами: «Не хочу, чтобы яйцо тонуло!»

  3. Объясни яйцу основы плавания на словах. Например, скажи : «Яйцо, перед тем, как прыгать в воду, нужно глубоко вздохнуть».

  4. Объясни зрителям, что для того, чтобы помочь яйцу хорошо плавать, тебе придётся добавить в воду волшебного плавательного порошка.

  5. Насыпь в воду соли и размешай ложкой. Помешивая в банке ложкой, произнеси несколько волшебных слов, например6 «Порошок не ворчи, яйцо плавать научи».

  6. Опусти яйцо в воду.

Советы учёному волшебнику

Можно придумать какую-нибудь шутку. Если фокус будет ещё и весёлым, получится здорово.

Что ещё можно сделать

Проведи дополнительный эксперимент, доказывающий, что яйца могут читать. Мелком напиши на одном яйце «тонет», а на другом «плавает». Возьми две одинаковые банки, и налей в одну простой водопроводной воды, а в другую – солёной.

Объяви зрителям, что твои яйца умеют читать, и будут делать то, что на них написано. Опусти яйцо с надписью «тонет» в банку с простой водой, а яйцо с надписью «плавает» в банку с солёной. К изумлению зрителей яйца сделают так, как ты им велел.

Результат

Яйцо тонет в чистой водопроводной воде, а в солёной плавает.

Объяснение

Точно так же, как яйца, любые предметы плавают или тонут в зависимости от плотности вещества, из которого они состоят.

Плотность - физическая характеристика материи. Она позволяет сравнить два вещества, которые, занимая одинаковый объём (количество пространства), будут отличаться по массе (содержать разное количество материи). То вещество, которое весит больше, обладает и более высокой плотностью. Вещества с более низкой плотностью могут плавать на поверхности жидкости, плотность которой выше. Яйцо плавает в солёной воде, потому что плотность яйца ниже, чем плотность солёной воды. Однако у обычной водопроводной воды плотность ниже, поэтому в ней яйцо тонет.

Солёная вода – это раствор, который состоит из воды и соли. Раствор получается, если растворить в жидкости твёрдое вещество. Когда ты растворяешь соль в воде, масса раствора становится больше, чем масса того же объёма чистой воды. Значит, плотность солёной воды выше.

Ты можешь испытать свойства плотности вещества на себе, если будешь купаться в море. Плавать в солёной морской воде легче, чем в бассейне, реке или озере с пресной водой.

Опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему: Химические опыты

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

пгт. Новомихайловский

Муниципального образования

Туапсинский район

Занимательные опыты по тематике

« Химические реакции вокруг нас»

Учитель:

Козленко

Алевтина Викторовна

2015 г.

«Вулкан» на столе. В тигель насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III) и

горящего магния. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы:

(Nh5)2Cr2O7 = Cr2O3 +4Н2О + N2;       2Mg + O2 = 2MgO.

«Звездный дождь». Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки.   Начинается   реакция,   и   смесь   выбрасывается

в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».

Фейерверк в середине жидкости. В цилиндр наливают 5 мл концентрированной серной кислоты и осторожно по стенке цилиндра приливают 5 мл этилового спирта, затем бросают несколько кристалликов перманганата калия. На границе между двумя жидкостями появляется искорки, сопровождающиеся потрескиванием. Спирт воспламеняется при появлении кислорода, который образуется при взаимодействии перманганата калия с серной кислотой.

«Зеленый огонь». Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир:

Н3ВО3 + 3С2Н5ОН = В(ОС2Н5) + 3Н2О

В фарфоровую чашечку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл спирта и 1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира горят зеленым пламенем.

Вода зажигает бумагу. В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько капель воды. Бумага воспламеняется.

 

Na2O2 + 2Н2О = Н2О2 + 2NaOH

2Н2О2 = 2Н2О+О2|

Разноцветное пламя. Различные цвета пламени можно показать при сжигании хлоридов в спирте. Для этого берут чистые фарфоровые чашки с 2—3 мл спирта. В спирт добавляют по 0,2—0,5 г мелко растертых хлоридов. Смесь поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: литий — малиновый, натрий — желтый, калий — фиолетовый, рубидий и цезий — розово-фиолетовый, кальций — кирпично-красный, барий — желтовато-зеленый, стронций — малиновый и т. д.

Волшебные палочки. Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема.

В других стаканах подготавливают растворы соляной кислоты и гидрсксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стаканах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким способом кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять резко изменится.

Волшебная палочка. Для опыта в фарфоровые чашки помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки или ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется. (Вносить повторно смоченную спиртом палочку в кашицу запрещается.)

2KMnO4 + h3SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + Н2О

6Мп2О7 + 5С2Н5ОН +12h3SO4 = l2MnSO4 + 10СО2↑ + 27Н2О

Проходит    реакция    с   выделением   большого   количества теплоты, спирт воспламеняется.

Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3—4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:

14КМnO4+3C3H6(OH)3 = 14MnO2+9CO2+5h3O+14КОН

Горение различных веществ в расплавленных кристаллах.

Три пробирки на 1/3 заполняют белыми кристаллами нитрата калия. Все три пробирки закрепляют вертикально в штативе и одновременно нагревают тремя спиртовками. Когда кристаллы расплавятся, в первую пробирку опускают кусочек нагретого древесного угля, во вторую — кусочек нагретой серы, в третью — немного зажженного красного фосфора. В первой пробирке уголь горит, «прыгая» при этом. Во второй пробирке кусочек серы горит ярким пламенем. В третьей пробирке красный фосфор сгорает, выделяя такое количество теплоты, что плавится пробирка.

Вода — катализатор. На стеклянной пластинке осторожно смешивают

4 г порошкообразного йода и 2 г цинковой пыли. Реакция не происходит. На смесь капают несколько капель воды. Начинается экзотермическая реакция с выделением фиолетового пара  йода, который реагирует с цинком. Опыт проводят под тягой.

Самовоспламенение парафина. Заполняют 1/3 пробирки кусочками парафина и нагревают до температуры его кипения. Льют кипящий парафин из пробирки, с высоты примерно 20 см, тонкой струей. Парафин вспыхивает и сгорает ярким пламенем. (В пробирке парафин загореться не может, так как нет циркуляции воздуха. При выливании парафина тонкой струей к нему облегчается доступ воздуха. А так как температура расплавленного парафина выше его температуры воспламенения, од вспыхивает.)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

пгт. Новомихайловский

Муниципального образования

Туапсинский район

Занимательные опыты по тематике

« Химия в нашем доме»

Учитель:

Козленко

                                                               Алевтина Викторовна

2015 г

Дым без огня. В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой — раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусть. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с   аммиаком.   Крышку   убирают:   образуется  белый   дым.

«Золотой» нож. К 200 ил насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут  нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько секунд в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится «золотым». Он покрылся ровным блестящим слоем меди.

Примерзание стакана. В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят его на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.

Цветные растворы. Перед опытом обезвоживают кристаллогидраты солей меди, никеля, кобальта. После добавления к ним воды образуются цветные растворы. Безводный белый порошок соли меди образует раствор голубого цвета, зеленый порошок соли никеля—зеленого, синий порошок соли 4    кобальта — красного цвета.

Кровь без раны. Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа FeCI3 в 100 ил 3%-го раствора роданида калия KCNS. Для демонстрации опыта используют детский полиэтиленовый меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором FeCI3, а бесцветным раствором KCNS смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь»:

FeCl3 + 3KCNS=Fe(CNS)3+3KCl

 

«Кровь» с   ладони   смывают  ватой,   смоченной   раствором фторида  натрия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

Моментальная цветная «фотография». Желтая и красная кровяные соли, взаимодействуя с солями тяжелые металлов, дают различного цвета продукты реакций: желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди (II) —темно-коричневое, с солями висмута — желтое, с солями железа (II) — зеленое. Вышеуказанными растворами солей на белой бумаге выполняют рисунок и высушивают его. Поскольку растворы бесцветны, то и бумага остается неокрашенной. Для проявления таких рисунков по бумаге проводят влажным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли.

Превращение жидкости в студень. В химический стакан наливают 100 г раствора силиката натрия и прибавляют 5 мл 24%-го раствора соляной кислоты. Размешивают стеклянной палочкой смесь этих растворов и держат палочку в растворе вертикально, Через 1—2 мин палочка уже не падает в растворе, потому что жидкость загустела так, что не выливается из стакана.

Химический вакуум в склянке. Заполняют склянку углекислым газом. Наливают в нее немного концентрированного раствора гидроксида калия и закрывают отверстие склянки очищенным крутым яйцом, поверхность которого смазана тонким слоем вазелина. Яйцо постепенно начинает втягиваться в склянку и с резким звуком выстрела падает на ее дно.

(В склянке образовался вакуум в результате реакции:

СО2 + 2КОН = К2СО3+Н2О.

Давление наружного воздуха проталкивает яйцо.)

Несгораемый платочек. Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и складывают. Для демонстрации негорючести его смачивают спиртом и поджигают. Платочек надо держать тигельными щипцами в расправленном виде. Спирт сгорает, а ткань, пропитанная силикатом натрия, остается невредимой.

Сахар горит огнем. Взять щипцами кусочек сахара-рафинада и попытаться его поджечь — сахар не загорается. Если же этот кусочек посыпать пеплом от папиросы, а затем поджечь его спичкой, сахар загорается ярким синим пламенем и быстро сгорает.

  (В пепле содержатся соединения лития, которые действуют как катализатор.)

 

Уголь из сахара. Отвешивают 30 г сахарной пудры и переносят ее в химический стакан. Приливают к сахарной пудре ~ 12 мл концентрированной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.

 

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

пгт. Новомихайловский

 Муниципального образования

Туапсинский район

Занимательные опыты по тематике

« Химия в природе»

Учитель:

Козленко

                                                               Алевтина Викторовна

2015 г

Добывание «золота». В одной колбе с горячей водой растворяют ацетат свинца, а в другой — иодид калия. Оба раствора сливают в большую колбу, дают смеси остыть и демонстрируют красивые золотистые чешуйки, плавающие в растворе.

 

Рb(СН3СОО)2 + 2КI = РЬI2 + 2СНзСООК

Минеральный «хамелеон». В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора  гидроксида калия.

К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10 - 15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.

Появление темно-зеленого цвета объясняется образованием манганата калия

К2МпО4:

2КМпО4 + 2КОН + Na2SO3 = 2К2МпО4 + Na2SO4 + Н2О.

Изменение темно-зеленого цвета раствора объясняется распадом манганата калия под влиянием кислорода воздуха:

4К2МпО4+О2 + 2Н2О = 4КМпО4 + 4КОН.

 

Превращение красного фосфора в белый. В сухую пробирку опускают стеклянную палочку и кладут красного фосфора в объеме полгорошины. Дно пробирки сильно нагревают. Сначала появляется белый дымок. При дальнейшем нагревании на холодных внутренних стенках пробирки появляются желтоватые капельки белого фосфора. Он осаждается и на стеклянной палочке. После прекращения нагревания пробирки стеклянную палочку вынимают. Белый фосфор на ней воспламеняется. Концом стеклянной палочки снимают белый фосфор и на внутренних стенках пробирки.   На   воздухе  происходит  повторная   вспышка.

         Опыт проводит только учитель.

 

Фараоновы змеи. Для проведения опыта готовят соль — роданид ртути (II) путем смешивания концентрированного раствора нитрата ртути (II) с 10 %-ным раствором роданида калия. Осадок фильтруют, промывают водой и делают палочки толщиной 3—5 мм и длиной 4 см. Палочки высушивают на стекле при комнатной температуре. Во время демонстрации палочки кладут на  демонстрационный столик и поджигают. В результате разложения роданида ртути (II) выделяются продукты, которые принимают вид извивающейся змеи. Ее объем во много раз превышает первоначальный объем соли:

Hg(NO3)2+2KCNS = Нg(CNS)2 + 2KNO3

2Hg (CNS|2 = 2HgS + CS2 + C3N4.

Темно-серая «змея». В кристаллизатор или на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2 г пищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Cаxap  превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».

«Химические водоросли». В стакан наливают разбавленный равным объемом воды  pаствор силикатного клея (силиката натрия). На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца (II), кобальта (II), никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих труднорастворимых силикатов, напоминающие водоросли.

Горящий снег. Вместе со снегом в банку кладут 1—2 кусочка карбида кальция. После этого к банке подносят горящую лучинку. Снег вспыхивает и горит коптящим пламенем. Реакция происходит между карбидом кальция и водой:

СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2↑

Выделяющийся газ — ацетилен горит:

2С2Н2 +5О2 = 4СО2+ 2Н2О.

«Буран» в стакане. В химический стакан емкостью 500 мл насыпают 5 г бензойной  кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым «снегом», который  покрывает веточку.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

п. Новомихайловский

Муниципального образования

Туапсинский район

Занимательные опыты по тематике

« Химия в сельском хозяйстве»

Учитель:

Козленко

                                                               Алевтина Викторовна

2015 г

Разные способы получения «молока». Для опыта готовят растворы: хлорида натрия и нитрата серебра; хлорида бария и сульфата натрия; хлорида кальция и карбоната натрия. Сливают эти растворы в отдельные стаканы. В каждом из них образуется «молоко» — нерастворимые соли белого цвета:

NaCI+ AgNO3 = AgCI ↓+ NaNO3;

Na2SO4 + ВаСI2 = BaSO4 ↓ + 2NaCI;

Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3↓+ 2NaCI.

 

Превращение «молока в воду». К белому осадку, полученному сливанием растворов хлорида кальция и карбоната натрия, добавляют избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и

прозрачной:

CaCl2+Na2CO3 = CaCO3↓+2NaCl;

СаСОз↓ + 2НСI = СаСI2+Н2О + СО2↑.

Оригинальное яйцо. В стеклянную банку с разбавленным раствором соляной кислоты опускают куриное яйцо. Через 2—3 минуты  яйцо покрывается пузырьками газа и всплывает на поверхность жидкости. Пузырьки газа отрываются, а яйцо снова опускается на дно. Так, ныряя и поднимаясь, яйцо двигается до растворения скорлупы.

           

           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 35

п. Новомихайловский

муниципального образования

Туапсинский район

Внеклассное мероприятие

«Интересные вопросы о химии»

Учитель:

Козленко

Алевтина Викторовна

2015 г.

Викторина.

1.   Назовите десять наиболее распространенных в земной коре    элементов.

2.   Какой химический элемент открыт раньше на Солнце, нежели на Земле?

3.   Каков редкостный металл входит в состав  некоторых драгоценных камней?

4.  Что такое гелийный воздух?

5.   Какие металлы и сплавы плавятся в горячей воде?

6.  Какие вы знаете тугоплавкие металлы?

7.  Что такое тяжелая вода?

8.  Назовите элементы, которые входят в состав человеческого организма.

9.  Назовите самые тяжелые газ, жидкость  и  твердое вещество.

10.   Сколько элементов используется в изготовлении автомобиля?

11.  Какие химические элементы поступают в растение из воздуха, воды, почвы?

12. Какие соли серной и соляной кислот используют для защиты растений от вредителей и болезней?

13.   Каким расплавленным металлом можно за морозить вод/ ?

14.  Полезно ли человеку пить чистую воду?

15.  Кто впервые методами синтеза и анализа определил количественный химический состав воды?

16. Какой газ в твердом состоянии при температуре —2>252 °С  соединяется  со   взрывом   с  жидким   водородом?

17. Какой элемент есть основа всего минерального мира нанки планеты?

18.  Какое соединение хлора с ртутью является сильным ядом?

19. Названия каких элементов связаны с радиоактивными процессами?

Ответы:

1.   Наиболее  распространенны  в земной коре  следующие элементы: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, натрий, магний, калий, водород, титан. Эти элементы занимают  приблизительно 96,4%   массы   земной   коры;   на   все другие элементы остается только 3.5% массы земной коры.

2.   Гелий сначала был открыт на Солнце, и только через четверть столетия его нашли на Земле.

3.   Металл бериллий встречается в природе как составная часть драгоценных камней   (берилл,   аквамарин,  александрит и др.).

4.   Так называют искусственный воздух, в состав которого входит примерно 20% кислорода и 80% гелия.

5.   В    горячей    воде   плавятся   такие    металлы:    цезий (+28,5 °С), галлий (+ 29,75 °С), рубидий (+ 39 °С), калий (+63 °С). Сплав Вуда (50% Bi, 25% Pb, 12,5% Sn, 12,5% Cd) плавится при температуре +60,5 °С.

6.   Наиболее  тугоплавкие  металлы  такие как : вольфрам (3370 °С), рений    (3160 °С), тантал (3000 °С), осмий (2700?С),  молибден  (2620 °С), ниобий  (2415 °С).

7.   Тяжелой водой называют соединение изотопа водорода дейтерия  с  кислородом  D2О. Тяжелая  вода   в  небольшом количестве есть в обыкновенной  воде  (1  весовая часть на 5000 весовых частей).

8.   В   состав    человеческого    организма    входит   более 20 элементов: кислород (65,04%), углерод (18,25%), водород   (10,05%),  азот  (2,65%),   кальций  (1,4%), фосфор (0,84%), калий (0,27%), хлор (0,21%), сера (0,21%) и

др.

9.   Самым   тяжелым   газом,    взятым    при    нормальных условиях, является шестифтористый   вольфрам  WF6, самой тяжелой    жидкостью — ртуть,  самым  тяжелым   твердым веществом  -  металл осмий Os.

10.   В изготовлении автомобиля используется приблизительно 50 химических элементов,  которые входят в состав 250 разных веществ и материалов.

11.  Углерод,  азот,  кислород  поступают  в  растение  из воздуха.   Водород  и  кислород  из   воды.   Все   остальные элементы поступают в растение из почвы.

12.  Для   защиты   растений   от  вредителей  и болезней используют сульфаты меди и железа, хлориды бария, цинка.

13.   Заморозить воду  можно  ртутью,  она  плавится  при температуре  39 °С.

14.  Относительно чистой водой химики считают дистиллированную воду. Но она вредна для организма, потому что  в ней нет полезных солей и газов. Она вымывает из клеток желудка соли, которые содержатся в клеточном соке.

15.   Количественный   химический   состав   воды   сначала методом   синтеза,  а   потом  анализа   определил   Лавуазье.

16.  Фтор — очень сильный окислитель. В твердом состоянии он соединяется с жидким водородом при температуре -252 °С.

17.   Кремний составляет 27,6%  земной коры и является главным  элементом   в  царстве минералов и горных  пород, которые   исключительно   состоят   из   соединений   кремния.

18.  Сильным   ядом   является   соединение  хлора   с  ртутью — сулема. В медицине сулема применяется как дезинфицирующее средство   (1:1000).

19.   С   радиоактивными   процессами   связаны   названия таких элементов: астат, радий, радон, актиний, протактиний.

Знаете ли вы, что...

         На производство 1 т строительного кирпича требуется 1—2 м3 воды, а на производство 1 т азотных удобрений и 1 т капрона — соответственно 600, 2500 м3.

        Слой атмосферы на высоте от 10 до 50 км называют озоносферой. Общее количество газа озона невелико; при нормальном давлении и температуре О °С он распределился бы по земной поверхности тонким слоем 2—3 мм. Озон верхних слоев атмосферы поглощает большую часть ультрафиолетовой радиации,  которую посылает Солнце, и предохраняет все живое от ее губительного влияния.

         Поликарбонат — полимер, обладает интересными особенностями. Он может быть твердым, как металл, эластичным, как шелк, прозрачным, как хрусталь, или окрашенным в разные цвета. Полимер можно отливать в форме. Он не горит, сохраняет свои свойства при температурах от +135 до -150 °С.

        Озон токсичен. В малых концентрациях  (при грозе)  запах озона приятный, освежающий. При концентрации в воздухе свыше 1% его запах крайне неприятен и дышать им невозможно.

        Кристалл поваренной соли при медленной кристаллизации может достигнуть размера более полуметра.

        Чистое железо встречается на Земле только в виде метеоритов.

        Горящий магний нельзя тушить углекислым газом, так как он взаимодействует с ним и продолжает гореть за счет выделяющегося кислорода.

        Самый тугоплавкий металл - вольфрам (tпл 3410 °С), а самый легкоплавкий металл - цезий (tпл 28,5 °С).

        Самый большой самородок золота, найденный на Урале в 1837 г., весил около 37 кг. В Калифорнии был найден самородок золота в 108 кг, а в Австралии —250 кг.

        Бериллий называют металлом  неутомимости, потому что пружины, изготовленные из его сплава, могут выдержать  до  20  млрд.  циклов  нагрузки   (они   практически   вечны).

ЛЮБОПЫТНЫЕ ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Заменители фреона. Как известно, фреоны и другие синтетические вещества, содержащие хлор и фтор, разрушают озоновый слой атмосферы. Советские ученые нашли замену фреону — углеводородные пропиланы (соединения пропана и бутана), безвредные для атмосферного слоя. К 1995 г. химическая промышленность будет выпускать 1  млрд. аэрозольных упаковок.

ТУ-104 и пластмассы. В самолете ТУ-104 насчитывается 120 000 деталей из органического стекла, других пластических масс и из различных комбинаций их с другими материалами.

Азот и молнии. Около 100 разрядов молний, ударяющих каждую секунду, являются одним из источников соединений азота. При этом происходят следующие процессы:

N2 + О2 =► 2NO  

 2NO+O2=2NO2

2NO2+h3О+1/2O2=2HNO3

Таким образом в почву попадают нитратные ионы, которые усваиваются растениями.

Метан и потепление. Содержание метана в нижних слоях атмосферы (тропосферы) составляло 10 лет назад в среднем 0,0152 частей/млн. и было относительно постоянным. В последнее время наблюдается систематическое увеличение его концентрации. Рост содержания метана в тропосфере способствует усилению парникового эффекта, так как молекулы метана поглощают инфракрасное излучение.

Золою в морской воде. В воде морей и океанов находятся растворенные соли золота. Подсчеты показывают, что в воде всех морей и океанов содержится около 8 млрд. т золота. Ученые ищут наиболее выгодные способы добычи золота из морской воды. В 1 т морской воды содержимся 0,01—0,05 мг золота.

 «Белая сажа». Кроме обычной, всем хорошо известной черной  сажи, имеется и «белая сажа». Гак называется порошок из аморфной двуокиси кремния, применяющийся в качестве наполнителя к каучуку при изготовлении из него резины.

 

Угроза от микроэлементов. Активная циркуляция накапливающихся в природных средах микроэлементов создает, по мнению специалистов, серьезную угрозу для здоровья современного человека и грядущих поколений. Их источники — миллионы тонн ежегодно сжигаемого топлива, доменное производство, цветная металлургия, внесенные в почву минеральные удобрения и т. д.

Прозрачная резина. При изготовлении резины из каучука применяют оксид цинка (он ускоряет процесс вулканизации каучука). Если вместо оксида цинка прибавить к каучуку пероксид цинка, то резина получается прозрачной. Через слой такой резины толщиной 2 см можно свободно читать книгу.

Масло дороже золота. Для приготовления многих сортов духов требуется розовое масло. Оно представляет собой смесь душистых веществ, извлекаемых из лепестков розы. Для получения I кг этого масла необходимо собрать и подвергнуть химической обработке 4—5 т лепестков. Розовое масло цедится в три раза дороже золота.

Железо внутри нас. В организме взрослого человека содержится 3,5 г железа. Это очень немного по сравнению, например, с кальцием, которого в организме больше 1 кг. Но если мы сравним не общее содержание этих элементов, а их концентрацию только в крови, то здесь железа раз в пять больше, чем кальция. В эритроцитах крови сконцентрирована основная масса железа, входящего в состав организма   (2,45 г). Железо содержится  в мышечном белке — миоглобине и во многих ферментах.  1% железа постоянно циркулирует   в  плазме — жидкой  части  крови. Главное «депо» железа — печень: здесь у взрослого мужчины может быть запасено до 1 г железа. Между всеми тканями и органами, содержащими железо, происходит постоянный обмен. Около  10%  железа  кровь приносит  в  костный  мозг.  Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.

Фосфор — элемент жизни и мысли. В организме животных фосфор сосредоточен главным образом в скелете, мышцах и нервной ткани. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этой массы 1,4 кг приходится на кости, около 130 г — на мышцы и 12 г — на нервы и мозг. Почти все физиологические процессы, происходящие в нашем организме, связаны с превращениями фосфорорганических веществ.

Асфальтовое озеро. На острове Тринидад в группе Малых Антильских островов имеется озеро, наполненное не водой, а застывшим асфальтом. Площадь его составляет 45 га, а глубина доходит до 90 м. Предполагают, что озеро образовалось в кратере вулкана, в который по подземным трещинам проникала нефть. Из него добыты уже миллионы тонн асфальта.

Микролегирование. Микролегирование — одна из центральных проблем современного материаловедения. Вводя небольшие количества (примерно 0,01%) некоторых элементов, удается заметно изменить свойства сплавов. Связано это с сегрегацией, т. е. образованием избыточной концентрации легирующих элементов на дефектах структуры.

Виды угля. «Бесцветный уголь» — это газ,  «желтый уголь» — солнечная энергия, «зеленый уголь» — растительное топливо, «синий уголь» — энергия приливов и отливов морей, «голубой уголь» — движущая сила ветра, «красный уголь» — энергия вулканов.

Самородный алюминий. Недавние  находки самородного металлического алюминия поставили вопрос о путях его образования. Как считают ученые, в природных расплавах под воздействием электротеллурических  токов (электрических токов, текущих в земной коре) происходит электрохимическое восстановление алюминия.

Гвоздь из пластической массы. Пластические массы — поликарбонаты оказались пригодными и для изготовления гвоздей. Гвозди из них свободно вбиваются в доску и не ржавеют,  во  многих   случаях  отлично  заменяя  железные гвозди.

Серная кислота в природе. Серную кислоту получают на  химических заводах. Оказалось, что она образуется в природе, прежде всего в вулканах. Например, в водах реки Рио-Негро, берущей начало у вулкана Пурачо в Южной Америке, в кратере которого образуется сера, содержится до  0,1% серной кислоты. Река ежедневно уносит в море до 20 л «вулканической» серной кислоты. В СССР серная кислота была обнаружена академиком Ферсманом в месторождениях серы в Каракумах.

Увлекательные химические игры

Кто быстрее и больше? Учитель предлагает участникам игры написать названия элементов, оканчивающиеся на одну и ту же букву, например, на «н»  (аргон, криптон, ксенон, лантан, молибден, неон, радон и т. д.). Игру можно усложнить, предложив найти эти элементы в таблице  

Д. И. Менделеева и указать, какие из них металлы, а какие  неметаллы.

Составьте названия элементов. Учитель вызывает учащегося к доске и предлагает ему записать ряд слогов. Остальные учащиеся записывают их в тетради. Задание: за 3 мин составить из записанных слогов возможные названия элементов. Например, из слогов «се, тий, дий, ра, лев, ли» можно составить слова: «литий, сера, радий, селен».

Составление уравнений реакций. «Кто умеет быстро составлять уравнения реакций, например, между металлом и кислородом? — спрашивает учитель, обращаясь к участникам игры.— Запишите уравнение реакции окисления алюминия. Тот, кто первым напишет уравнение, пусть поднимет руку».

Кто больше знает? Полоской бумаги учитель закрывает в таблице

Д. И. Менделеева какую-нибудь группу элементов (или период) и поочередно предлагает командам назвать и написать знаки элементов закрытой группы (или периода). Победителем выходит тот ученик, который больше назовет химических элементов и правильно напишет их знаки.

Значение названий элементов в переводе с иностранного языка. Что означает в переводе с греческого языка слово «бром»? Можно проводить эту же игру и на выяснение участниками значения названий элементов в переводе с латинского языка (например, рутений, теллур, галлий, гафний, лютеций, гольмий и др.).

Назовите    формулу.  Учитель  называет  какое -нибудь соединение, например, гидроксид магния. Играющие, в руках которых таблички с формулами, выбегают, держа в руках табличку с соответствующей формулой.

Шарады, головоломки,

чайнворды, кроссворды.

1.  Первые четыре буквы фамилии знаменитого греческого философа» обозначают слово «народ» на греческом языке  без последней   буквы,   последние   четыре — это   остров   в Средиземном   море;  в  целом — фамилия греческого  философа, основателя атомистической теории. (Демос, Крит — Демокрит.)

2.   Первый слог названия химического элемента является первым и у названия одного из элементов платиновой группы; в целом — это металл, за получение которого Мария Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию. (Радон, родий — радий.)

3.  Первый слог названия химического элемента является также первым у  названия «лунного элемента»; второй является первым у названия металла, открытого  М. Склодовской-Кюри;   в  целом — это   (на   алхимическом   языке) «желчь бога Вулкана». (Селен, радий — сера.)

4.  Первый слог  названия  является также первым слогом  названия удушливого газа,  получаемого синтезом  оксида углерода (II) и хлора; второй слог является первым у названия раствора  формальдегида в воде;   в  целом — это химический элемент, о котором А. Е. Ферсман писал, что это элемент жизни и мысли. (Фосген, формалин — фосфор.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *