Обязательны ли дополнительные занятия в начальной школе: что обязательно и что по выбору — Блог инспектора народного образования – Обязательно ли дополнительное образование в школе?

Содержание

что обязательно и что по выбору — Блог инспектора народного образования

Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.

— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Примечание.

В настоящее время следует руководствоваться  письмом Минпросвещения России  от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности  в нашем блоге  в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.


Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП  реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,

социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».

В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет  предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она  составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.

Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/

http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf

 

Нормативно-правовые вопросы организации внеурочной деятельности

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Министерством образования и науки Российской Федерации опубликовано письмо от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», в котором отражены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях. Рассмотрим данные рекомендации.

Организация внеурочной деятельности

Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования, разработанные в соответствии с требованиями части 9 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, внесены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru).

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, в редакции Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 N 85, изменений N 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 N 72, далее — СанПиН 2.4.2.2821–10).

изображениеФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

В соответствии с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направления финансирования образовательной деятельности (включая внеурочную деятельность) и объём средств определяются государственным заданием учредителя образовательной организации.

Внеурочная деятельность является обязательной.

изображениеВнеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Внеурочная деятельность и требования СанПиН

В период подготовки и публикации указанных методических рекомендаций, были внесены изменения в санитарные нормы и правила (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2015 г. N 40154).

В СанПиН указывается, что «основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований», которые указаны в ниже приведённой таблице.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

 

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) <*>

 

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) <**>

 

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

Независимо от продолжительности учебной недели, не более

1

21

10

2-4

26

23

10

5

32

29

10

6

33

30

10

7

35

32

10

8-9

36

33

10

10-11

37

34

10

Примечание:

<*> Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.

<**> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года».

Необходимо обратить внимание, что ни в рекомендациях, ни в СанПиН не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности, указано лишь максимальное количество часов в неделю (на определённом уровне образования). При этом указано, что внеурочная деятельность является обязательной!

Внеурочная деятельность в начальной школе обязательна или нет?

Здравствуйте имеет ли право школа заставить моего ребенка 8 класса посещать неурочную деятельность в обязательном порядке по закону? Нас заставляют написать заявление на согласие

Галина

Добрый день!

Коллега сослался на ФГОС начального общего образования, поэтому и сделал такой однозначный вывод, но Ваш сын учится в 8 классе!

В соответствии с ФГОС общего образования http://docs.cntd.ru/document/9…

(п. 13) Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 34) 

п. 4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. 

Таким образом, если данная внеурочная деятельность не предусмотрена учебным планом, то Вы вправе отказаться, а если предусмотрена, то 

Обучающиеся обязаны:
1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (ст. 43 закона).

Удачи Вам!

Минпросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия

Министерство просвещения РФ направило на места письмо от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Ж.В.Садовниковой (далее — Письмо), из которого, по мнению экспертов, комментирующих Письмо, следует, что учащиеся общеобразовательных школ обязаны посещать внеурочные занятия.

В Письме приведены следующие правовые обоснования:
1. Согласно ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) образовательная организация обладает автономией.
2. Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с ФГОС.
3. Согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
4. План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.
В плане внеурочной деятельности фиксируются состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности образовательной организации с учётом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.
5. Согласно ст. 43 Федерального закона учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы».
Заметим, что в отличие от письма Минобрнакуки России от 18 августа 2017 г. N 09-1672, в настоящем Письме не содержится прямого указания на то, что обучающиеся обязаны посещать внеурочные занятия,  а выводы об обязательности посещения внеурочных занятий  можно сделать из того, что план внеурочной деятельности – это часть основной образовательной программы образовательной организации, которую согласно ст. 43 Закона об образовании, учащихся обязаны добросовестно осваивать , в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

Примечание. В письме Минобрнауки России  от 18 августа 2017 г. N 09-1672 даны Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».  Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», направленные в субъекты РФ письмом от 14.12.2015 N 09-3564 «, отозваны как утратившие силу (письмо от 20.09.2016 N 09-2312) .

Справочно
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:
— до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;
— до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
— до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

Источник:
Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672
«О направлении методических рекомендаций»
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71938994/#review

В школах могут брать плату только за допзанятия — Российская газета

Начался учебный год, и в некоторых школах родителям сразу выставили счета. Собирают на учебники, на охранников, на моющие средства…

Меж тем все поборы в школах незаконны. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России в очередной раз напомнила родителям, за что в школах и детских садах могут брать плату только за дополнительные образовательные услуги. Проще говоря, за кружки. И то не за все.

— Все расходы на оплату труда преподавателей, покупку учебников и учебных пособий, средств обучения, в том числе компьютеров и другой цифровой техники, игр и игрушек берет на себя регион, подчеркнули в ведомстве. — Необходимые деньги перечисляются из федерального бюджета.

За ремонт, содержание зданий, спортивных и игровых площадок отвечают местные власти. На них же лежит забота о благоустройстве территории. Ни на газонные цветы, ни на посадку деревьев родители скидываться не обязаны.

Школа не имеет права предлагать платные занятия по предметам, предусмотренным стандартом. Например, заставлять родителей скинуться на лишний урок по математике или иностранному языку. А если такие занятия предлагаются в качестве развивающих, то они должны выходить за рамки обязательной программы и проводиться не по школьным учебникам.

По данным Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано с платными занятиями.

Разговоры о поборах возникают каждый год. Правда, теперь эти суммы стали называть «благотворительным взносом». Хотя законными платежи от этого не стали.

К слову

Родители учеников ижевской школы N 34, которым приходилось из года в год покупать пособия по многим предметам, обратились в прокуратуру. По требованию прокурора суд обязал школу укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам. Отстояли свои права и родители учеников одной из сельских школ Киясовского района Удмуртии. Директора школы привлекли не только к дисциплинарной ответственности, но и к административной — по статье 19.1 КоАП РФ («Самоуправство»).

Возьми на заметку

Даром учиться — зря учиться. Пословица про медиков, но и для образования вполне подходит. Учителя постоянно тянут с родителей то за учебники, то за рабочие тетради, то за платный факультатив, который почему-то вдруг стал обязательным. Насколько это законно? Вроде бы нам постоянно говорят, что школам с каждым годом выделяют из бюджета все больше денег. Но тогда почему родители по-прежнему вынуждены платить за все? Спорить и ругаться с педагогами, если не полностью уверен в своей правоте, очень не хочется, а вдруг учителя отыграются на твоем ребенке?

Потому с большинством нарушений мамы и папы тихо мирятся, предпочитая отдать свои кровные и не затевать конфликт. Самые принципиальные же направляют жалобы в

Рособрнадзор. Чиновники этого ведомства к обращениям граждан отнеслись всерьез, изучили все выявленные нарушения, приняли по ним меры.

А чтобы подобная практика не повторялась в школах с более покладистыми родителями, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев отправил в местные органы управления образованием письмо, в котором во всех подробностях расписал, с чем надо бороться.

Вот типичные нарушения, перечисленные в документе, о которых родители могут смело сообщать чиновникам:

  • В договорах с потребителями услуг отсутствует перечень (виды) образовательных услуг, порядок их оплаты.
  • На информационных стендах образовательных учреждений отсутствует необходимая информация об оказываемых платных дополнительных образовательных услугах.
  • Отсутствуют утвержденный учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий платных дополнительных образовательных услуг.
  • Не разработаны и не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин.
  • Уставы образовательных учреждений не регламентируют порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг.
  • На официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет не в полном объеме размещена информация о платных дополнительных образовательных услугах.
  • Оказываются платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
  • Проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся.
  • Реализуемые платные дополнительные образовательные услуги не имеют калькуляции (стоимости).
  • Форма договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг не соответствует Примерной форме договора, утвержденной приказом Минобрнауки от 10.07.2003 N 2994.

Кроме того, взимание с родителей (законных представителей) обучающихся денежных средств на охрану образовательных учреждений, их материально-техническое оснащение, проведение ремонта, приобретение учебников и методической литературы педагогами осуществляется, как правило, за счет добровольных пожертвований родителей, вносимых с определенной периодичностью в фиксированной сумме.

(Письмо заместителя руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева)

Внеурочные занятия – право или обязанность школьника?

Статьи

Минпросвещения России настаивает что ученики обязаны посещать внеурочные занятия – семинары, факультативы и т.п.

До недавнего времени школьники сами решали, ходить ли на «нулевые» уроки или нет, посещать семинар и кружки или не посещать.

Нагрузка в школах порой оказывается непосильной для учеников – вместе с «нулевыми» уроками или даже восьмыми-девятыми порой они проводят в школе больше времени, чем предусмотрено санитарными правилами и нормами.

Но Минпросвещения сказало свое слово по этой теме, и оно не в пользу тех, кто привык сам решать – ходить ли на внеурочные занятия.

Да, «школьный» СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (причем максимум семь уроков – это для старшеклассников, а для остальных еще меньше).

Но эти ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Поэтому в школах внеурочные часы оказываются за пределами таких ограничений – нулевые уроки, восьмые-девятые, подготовка к ЕГЭ и т.п.… Вроде и нормы не нарушены. Но если ученики на эти внеурочные занятия не придут и задание не выполнят, то могут и двойку схлопотать.

Насколько это законно? У Минпросвещения России сомнений в законности таких занятий не возникает. Обоснование такой позиции изложено в письме Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216.

Согласно требованиям ФГОС образовательная программа включает в себя:

— учебный план,

— план внеурочной деятельности.

Т.е. в составе образовательной программы — две разные части.

Закон об образовании в РФ обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43). Про обязанность посещения занятий из плана внеурочной деятельности в этом законе ничего не говорится.

Так почему Минобрнауки России в своих методических рекомендациях указывает, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным?

Министерство считает, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации. Поскольку Закон об образовании в РФ (статья 43) обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям, то Министерство полагает, что под добросовестным освоение этой образовательной программы надо понимать, в том числе, и выполнение плана внеурочной деятельности.

Вместе с тем стоит отметить, что позиция ведомства представляется спорной, поскольку внеурочные занятия все же носят добровольный характер.

Стоит также напомнить, что школы обязаны выдавать ученикам бесплатно не только учебники, но и рабочие тетради.

А из статьи «Что не обязан делать школьник» вы также можете узнать, имеет ли право школьник отказаться от участия в общественно-полезном труде, 

Внеурочная деятельность как часть обязательной образовательной программы

Обязаны ли учащиеся общеобразовательных школ участвовать во внеурочной деятельности?

Согласно Письму Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 все учащиеся общеобразовательных школ без исключения обязаны посещать внеурочные занятия.

Информация предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

  • Педагог дополнительного образования
  • Менеджмент в образовании
  • Педагог-организатор
  • Государственное и муниципальное управление

Внеурочная деятельность учащихся что это такое? в соответствии с ФГОС

В нормативной базе имеются некоторые противоречия. В главном законе об образовании указывается на добровольность внеурочной деятельности. Согласно действующему закону «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г 273-ФЗ) образовательные организации разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствие с ФГОС.

ФГОСы утверждены следующими нормативными актами:

  • ФГОС начального общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. N 373;
  • ФГОС основного общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
  • ФГОС среднего общего образования — приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.

Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом. Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Внеурочные занятия в соответствии с СанПиНом

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) также указывает, что внеурочная деятельность организуется с учащимися на добровольной основе.

В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок. Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О внеурочной деятельности»

Несмотря на вышесказанное, существует ведомственный нормативно-правовой акт, а именно Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций», где говорится, что участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Отвечая на вопрос об обязательности внеурочной деятельности для учащихся общеобразовательных школ, Минпросвещения указал на пункт в законе «Об образовании», который обязывает всех выполнять требования по освоению образовательных программ, в том числе и плана внеурочной деятельности.

Ответ Министерства просвещения РФ по поводу обязательности внеурочных занятий

Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ в своём письме от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 еще раз повторил, что план внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Также ведомство указывает на статью 43 273-ФЗ «Об образовании», где сказано, что учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

Читайте также:


Популярные статьи в категории:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *