Объем головы у новорожденных по месяцам: ВОЗ | Окружность головы-возраст

Содержание

Таблицы размеров - AnnyBaby

Размеры распашонок для новорожденных

В крупных магазинах одежда сортируется по росту ребенка. В отделе для новорожденных распашонки, боди, штанишки, комбинезончики развешены или разложены в соответствие с ростом. Все шире в российский обиход входит европейская размерная сетка детской одежды. Европейская сетка размеров соответствует росту малыша в сантиметрах, новый размер — через каждые 6 см. В отделе для новорожденных Вы встретите размеры 50, 56, 62, 68. Большинство новорожденных начинают носить одежду с 56-го размера, а через полтора-два месяца вырастают из нее и переходят на следующий размер.

Измерить точно рост новорожденного сложно. Проще всего запомнить, какой рост намерили на приеме у доктора, но для этого нужно помогая медсестре измерять рост своего чада, положить новорожденного ровненько, не спешить, на секундочку зафиксировать, чтобы измерение получилось достоверное.

Каждый производитель детской одежды шьет ее по своим стандартам. Но поскольку для новорожденных покрой одежды широкий, свободный, то различие мало значимо и достаточно ориентироваться по росту новорожденного. Если говорить о стандартах производителей, то европейские производители не имеют единого стандарта и каждая фирма шьет по своему стандарту. Штанишки шьются с учетом подгузника. Крупные российские производители детской одежды шьют в соответствие с ГОСТом. Таблицу стандартных размеров по ГОСТу Вы найдете ниже, в разделе про ползунки для новорожденных. Здесь приводим таблицу усредненных стандартных размеров по множеству производителей. Повторюсь, благодаря широкому покрою распашонок, боди, комбинезончиков для новорожденных различия стандартов не сильно влияют на результат, основным показателем при выборе размера одежды новорожденного остается рост малыша.

Размер 50 56 62 68 74 80 86 92
Рост в см до 50 51-56 57-62 63-68 69-74 75-80 81-86 87-92
Обхват груди в см 40-43 42-45 44-47 46-49 48-51 50-53 51-55 52-56
Обхват талии в см 40-43 42-45 44-47 46-48 47-50 49-51 50-52 51-53
Обхват бедер в см 42-44 44-46 46-48 48-50 50-52 52-54 54-56 56-58
Примерный возраст 0 мес. 0-1,5 мес. 1,5-3 мес. 3-6 мес. 6-9 мес. 9-12 мес. 1-1,5 года 2 года

 

Размеры комбинезонов для новорожденных

Зимние и демисезонные комбинезоны для новорожденных имеют размер по росту в сантиметрах. Шьются они достаточно свободными, чтобы одеть под комбинезон кофточки, штанишки, подгузник. При подборе размера имейте в виду, что новорожденный и малыш до года растет очень быстро, а холодный сезон длится несколько месяцев, поэтому, покупая дорогую вещь на вырост, легко ошибиться с размером. Рекомендуем покупать комбинезон новорожденному накануне сезона.

Размеры ползунков для новорожденных

С российской размерной сеткой большинство мам впервые сталкиваются при выборе ползунков, трусиков, маечек. Российская размерная сетка детской одежды отличается от европейской не только по стандартным метрическим показателям, но и по главному размеру. Если Вы видите на одежде российского производства размер 18, 20, 22, значит это российская размерная сетка. Таблицу с российской размерной сеткой одежды новорожденных Вы найдете здесь, чуть ниже.

Хотим обратить Ваше внимание, что российская размерная сетка ориентирована на не очень упитанных детей. Сегодня большинство новорожденных крупнее, нежели 30-50 лет назад, когда создавался ГОСТ. Поэтому при выборе размера по ниже приведенной таблице обращайте внимание не только на рост, но и на обхват груди Вашего ребенка. Сначала по росту новорожденного найдите подходящий размер в таблице, затем сравните какой обхват груди в таблице и у малыша. Если у новорожденного обхват груди меньше, чем в таблице, выбирайте размер, соответствующий росту. Если же у новорожденного обхват груди больше, чем указан в таблице, возьмите больший размер.

Размер 18 20 22 24 26
Рост в см 50-56 62-68 74 80 86-92
Обхват груди в см 40 44 44 48 52
Обхват талии в см 40 44 45 48 52
Обхват бедер в см 42 46 50 54 56
Примерный возраст 0-1,5 мес. 1,5-6 мес. 6-9 мес. 9-12 мес. 1-2 года

 

Размеры носочков для новорожденных и малышей до двух лет

Размер носочков определяется по длине стопы в сантиметрах. Длина стопы измеряется от пятки до кончика большого пальца. Новорожденному удобно мерить ножку, когда он спит. Для наиболее достоверного измерения попробуйте обвести контур стопы на бумаге и по бумаге измерить длину стопы.

Размерные сетки детских носочков бывают разные. Чаще всего встречается сетка через 2 см по четным значениям, например, у большинства российских производителей. Некоторые производители выпускают носочки по размерной сетке через 1 см.

Размер 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Российский размер 10 12 14
Длина стопы в см до 6,4 6,5-7,4 7,5-8,4 8,5-9,4 9,5-10,4 10,5-11,4 11,5-12,4 12,5-13,4 13,5-14,4
Примерный возраст 0-1 мес. 0-1,5 мес. 0-3 мес. 1,5-3 мес. 3-6 мес. 6-9 мес. 9-12 мес. 1-1,5 года 1,5-2 года

 

Размеры детских колготок

Размер детских колготок определяется по росту в сантиметрах. Производители закладывают стандартную слину стопы (см. таблицу размеров). Если у малыша ножка большая, берите тянущиеся колготки. Для пухленького новорожденного возьмите колготки на следующий рост по размерной сетке.

Колготки имеют двойной размер, но у разных производителей размерная сетка разная. Одни производители шьют детские колготки размеров 50-56, 62-68, 74-80, 86-92. Другие — 56-62, 68-74, 80-86. Что весьма удобно, т.к. дает возможность подобрать новорожденному колготочки по размеру. В крупных детских магазинах продают колготки обеих размерных сеток.

В таблице приводим одновременно обе размерные сетки детских колготок, по размерам для новорожденных и малышей до двух лет.

Размер 50-56 56-62 62-68 68-74 74-80 80-86 86-92
Длина стопы в см 7 8 9 9-10 11-12 12-13 13-14
Примерный возраст 0-1,5 мес. 0-3 мес. 1,5-6 мес. 3-9 мес. 6-12 мес. 9-18 мес. 1-2 года

 

Размеры чепчиков для новорожденных и детских шапочек

Размеры чепчиков для новорожденных и шапочек определяют по длине окружности головы в сантиметрах. Измерять голову нужно ровно по бровям, над ушами и далее к затылку. У новорожденного измеряем, когда он лежит, тогда сантиметр опускайте от бровей к затылку вертикально. Если новорожденный уже держит головку, измерять окружность головы лучше, когда его держит кто-то на руках. Если малыш уже сидит, измеряйте сидя. Тогда обхватываем голову сантиметром строго горизонтально.

Размеры и чепчиков для новорожденных и детских шапочек встречаются самые разные: буквой и цифрой, одинарные и двойные, по размерным сеткам через 1, 2 или 4 см. Большинство производителей шьют чепчики и шапочки по размерным сеткам с двойным размером 36-38, 40-42 или же 38-40, 42-44 или по размерной сетке через 2 см, например, 36, 38, 40, 42. Иногда одновременно с объемом головы указывают рост новорожденного ,например, 36/56, 40/62, 44/68, или возраст ребенка.

Ради безопасности и сохранения здоровья рекомендуем носить чепчики и шапочки, особенно новорожденным, по размеру.

Возраст мальчиков 0 мес. 1 мес. 2 мес. 3 мес. 6 мес. 9 мес. 1 год 1,5 года 2 года
Средний обхват головы 34-39 37-41 39-43 41-45 43-47 45-48 47-49 48-50 48-51
Возраст девочек 0 мес. 1 мес. 2 мес. 3 мес. 6 мес. 9 мес. 1 год 1,5 года 2 года
Средний размер 32-38 35-40 37-42 39-44 41-46 43-47 45-48 47-49 48-50

Если Вы встретили буквенное обозначение размера чепчика для новорожденного или детской шапочки, то таблица ниже поможет Вам определить подходящий размер:

Размер XXS XS S M
Обхват головы 40-43 44-46 47-49 50-52

 

Размеры варежек и рукавичек для новорожденных и малышей

Российский размер детских варежек и рукавичек определяется по обхвату ладони без учета большого пальца в сантиметрах. Соответствие с международным размером приведено в таблице ниже. Найти в продаже варежки на новорожденных очень сложно, да и порой не нужно, т.к. современные комбинезоны для новорожденных закрывают ручки целиком. Для годовалых малышей купить перчатки по размеру тоже не просто, в такой ситуации покупают самые маленькие.

Международный размер   0 1
Российский размер 10 11 12
Примерный возраст 0-6 мес. 6-12 мес. 1-2 года

Воронкова Татьяна Валерьевна - Физическое развитие детей

По каким основным признакам проводится оценка физического развития ребенка
Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30-40 лет назад.

Как проводится измерение роста детей разного возраста?
Измерения роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенного ребенка плотно соприкасается с неподвижной планкой ростомера, а подошвы выпрямленных ног (надавить рукой на колени) - с подвижной планкой.
Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера. Ребенок ставится на площадку так, чтобы пятки его касались вертикальной стойки ростомера, а голова находилась в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха располагались бы на горизонтальной одной линии. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Антропометрия проводится утром.

Как осуществляется контроль за увеличением роста детей на разных этапах развития?
Рост новорожденного в среднем равен 50,5 см, в первые 3 месяца жизни ежемесячное увеличение роста составляет 3 см, во второй четверти года - 2,5 см, в третьей - 1,5 см, в четвертой - по 1 см в месяц. Рост в годовалом возрасте должен составить в среднем 75 см. Нормальный рост ребенка до 4 лет можно рассчитать по формуле:
100 - 8 х (4 - п), а старше 4 лет:
100 + 6 х (П - 4), где п - возраст ребенка в годах.

Как осуществляется контроль за приростом массы тела ребенка?
Ребенок рождается с массой 2800-4000 г. Массу тела ребенка до 6 месяцев можно определить по формуле:
Мр+ 800 х п, где Мр - масса при рождении, 800 - средняя месячная прибавка, п - число месяцев жизни.
Для детей второго полугодия: Мр+(800х 6) + 400(п-6).
Масса ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на каждый недостающий месяц вычитается по 800, на каждый последующий - прибавляется 600 г.
У детей старше года ориентировочную массу тела можно определить так: 10,5 + 2п, где 10,5 кг - масса тела годовалого ребенка, п - возраст от 2 до 11 лет.

Более точную оценку нарастания массы тела и ее соответствия росту можно составить по специальным центильным таблицам.
Взвешивание детей до 2-х лет проводят в утренние часы на весах с лотком, более старших - на рычажных медицинских весах. Дети должны быть раздеты.

Как правильно провести измерение окружности грудной клетки у ребенка?
Окружность грудной клетки у детей раннего возраста измеряется в положении лежа, у детей старше года - в вертикальном положении. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди - на околососковые кружочки. У девочек-подростков лента проходит под нижними углами лопаток и под грудными железами. Измерение окружности грудной клетки проводят на высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной паузы у детей старшего возраста, которые могут задержать дыхание. По разности окружности грудной клетки во время максимального вдоха и выдоха определяют амплитуду экскурсий грудной клетки.

Как происходит прирост окружности грудной клетки у здорового ребенка?
Окружность грудной клетки при рождении в норме 32-34 см, в 6 месяцев - 45 см. Для ориентировочного определения окружности грудной клетки у детей до 1 года используется следующий расчет: на каждый недостающий месяц, до 6 месяцев надо из 45 вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см. Например, для определения окружности груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем 2 х 2 см и получаем 41 см.

Окружность груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х 0,5 см) = 46 см.
Окружность груди для детей до 10 лет определяется по формуле: 63 см - 1,5 см (10 - п), где 63 см - средняя окружность груди ребенка 10 лет, п - число лет. Окружность груди в сантиметрах детей старше 10 лет: 63 + 3 (п - 10).
Пример: окружность груди ребенка 13 лет равна: 63 + 3 (13 - 10) = 72 см.

Как правильно провести измерение окружности головы у ребенка?
Измерение окружности головы проводится с помощью сантиметровой ленты по максимальному периметру головы. Ленту сзади накладывают на наиболее выдающуюся часть затылка, а спереди на надбровные дуги. В целях соблюдения асептики у новорожденных ленту перед употреблением обрабатывают дезинфицирующим раствором, через месяц постоянного употребления ее заменяют новой.

Как происходит прирост окружности головы у здорового ребенка?
Окружность головы при рождении составляет 34- 36 см; окружность головы ребенка 6 месяцев равна 43 см. Для детей до 1 года окружность головы определяется так: на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий прибавить 0,5 см. Так окружность головы ребенка в 4 месяца равна: 43 см - (1,5 см х 2) = 40см; в 8 месяцев - 43 + (0,5 х 2) = 44 см. Для определения окружности головы у детей старше года за основу берется окружность головы ребенка 5 лет - 50 см; на каждый недостающий год из 50 вычитают по 1 см, на каждый последующий - прибавляют 0,6 см. Так окружность головы ребенка в 3 года составляет 50 - (1 х 2) = 48 ем, а в 7 лет - 50 + (2 х 0,6) = 51,2 см.


Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.
Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Информация о развитии детей, полезные статьи медицинской клиники Невро-Мед

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

 

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

 

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

 

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

 

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

 

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

 

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни 

Возраст, мес

Прибавка длины тела за 1 мес, см

Прибавка длины тела за истекший период, см

Прибавка массы тела за 1 мес, г

Прибавка массы тела за истекший период, г

1

3

3

600

600

2

3

6

800

1400

3

2,5

8,5

800

2200

4

2,5

11

750

2950

5

2

13

700

3650

6

2

15

650

4300

7

2

17

600

4900

8

2

19

550

5450

9

1,5

20,5

500

5950

10

1,5

22

450

6400

11

1,5

23,5

400

6800

12

1,5

25

350

7150

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

 

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

 

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

 

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

 

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

 

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

 

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

 

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

 

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

 

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

 

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

 

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

 

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

 

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

 

Таблица 2

 

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет 

Длина тела, см

Масса тела, кг (М ± а)

Окружность грудной клетки,

см (М ± а))

мальчики

девочки

75

9,2-11,5

46,9-51,1

45,8-50,0

80

10,0-12,2

47,9-52,0

46,7-51,0

85

10,7-13,1

48,8-53,0

47,7-51,9

90

12,1-14,4

49,7-54,2

48,6-52,9

Длина тела, см

Масса тела, кг (М ± о)

Окружность грудной клетки,

см (М ± ст)

девочки

 

95

13,3-15,8

50,6-55,2

49,5-53,9

100

14,3-17,1

51,8-56,3

50,6-55,1

105

15,8-18,6

53,0-57,8

51,8-56,7

ПО

17,2-20,1

54,5-59,0

52,8-58,1

115

18,8-21,7

55,7-60,6

54,1-59,6

120

20,5-24,2

57,3-62,4

55,4-61,1

125

22,4-26,8

58,9-64,3

56,8-62,9

130

24,6-29,8

60,4-66,4

58,5-65,1

135

26,9-32,8

62,4-68,7

60,4-67,4

140

29,4-36,3

64,2-71,0

62,4-70,1

145

32,4-40,2

66,8-73,5

64,1-72,4

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

 

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением  

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

 

Таблица 3

 

Сроки появления вторичных половых признаков 

Возраст, годы

Девочки

Мальчики

8-9

Округление бедер, широкий таз

-

9-10

Mai

Складчатость мошонки

10-11

Pi Ai

Увеличение размеров яичек (3x1,5 см)

11-12

Появление первой менструации

Пигментация мошонки Ai Pi

12-13

Увеличение размеров клитора Ма2

Увеличение размеров яичек (3x1,5 см) и полового члена (7x2,5)

13-14

Установление регулярных менструаций

Оволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу

14-15

Маз, А2-з, Р2-з

А2 Р2 — по мужскому типу

15-16

 

Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса

16-18

Остановка роста

Увеличение размеров яичек (3x2,5 см) и полового члена (10x3 см)

18-20

 

Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V\4.  У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Таблица 4

Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития


Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.

Таблица 5

Физическое и нервно-психическое развитие детей старше года (М±т)

Возраст

Длина, см

Масса, кг

Окружность грудной клетки, см

Нервно-психическое развитие

1 год 3 мес

79,45±0,32 3,56

76,97±0,29

Мальчики 11,4±0,12 1,3 Девочки 10,5210,12 1,28

49,6610,21 2,33

48,2910,22 2,32

Запас слов 10—30. Начинает обобщать предметы по существенным признакам. Пользуется облегченными словами в момент сильной заинтересованности. 
Ходит, не присаживаясь, длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т. д.). Самостоятельно ест густую пищу

1 год 6 мес

81,73±0,32 3,34

80,8±0,28 2,98

Мальчики 11,8СО,11 1,18 Девочки 11,410,1 1,12

49,9210,19 1,98

48,93Ю,2 2,11

Запас слов 30—40. Появляются двухсловные предложения. Облегченные слова начинает заменять правильными. Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся. 
Перешагивает через препятствия. Самостоятельно ест любую пищу

1год 9 мес

84,51±0,28 2,84

83,75±0,36 3,57

Мальчики 12,6710,14 1,41 Девочки 12,2710,14 1,38

50,83Ю,19 1,91

49,8310,21 2,44

Запас активных слов начинает быстро расти. Легко повторяет слова и фразы. Понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
Подбирает по образцу и словам взрослого два контрастных цвета (красный, синий). Часто раздевается и помогает взрослому одевать его

2 года

88,26Ю,30 3,7

86,1310,33 3,87

Мальчики

13,04Ю,1 1,24 Девочки 12,6410,15 1,76

51,2Ю,18 2,24

50,05Ю,22 2,43

Запас слов 200—300. Появляются трехсловные предложения. Начинает употреблять прилагательные и местоимения. Понимает рассказ без показа. Появляются вопросы типа: «Что это?», «Куда?». 
Подбирает по образцу и просьбе взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге. Контролирует свои физиологические отправления

2 года 6 мес

91,85±0,33 3,78

91,20±0,38 4,28

Мальчики 13,9610,11 1,28 Девочки 13,9310,14 1,6

52,0910,18 2,37

51,32Ю,15 1,74

Свободно пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие стихи. Знает свои имя и фамилию. С помощью
карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры. Одевается самостоятельно. Ходит по лестнице переменным шагом

3 года

95,72±0,33 3,68

95,27±0,33 3,78

Мальчики 14,9610,15 1,68 Девочки 14,8510,14 1,54

52,510,21 2,21

51,910,18 2,06

Легко запоминает стихи, песни, повторяет маленькие рассказы. Задает вопрос «Почему?», пользуется формами приветствия. Раскрашивает ограниченные поверхности. 
Начало конструктивной деятельности. Завязывает шнурки на ботинках. Ходит самостоятельно в туалет

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

 

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

 

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

 

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

 

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

 

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

 

Выделяют 2 кризиса: в 2—3,5 года и в 12—15 лет.

 

В первом возрастном кризисе — парапубертатном— быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис — пубертатный—связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Смотрите также:



Таблица размеров головы ребенка по возрасту у мальчиков и девочек

Таблица объема головы у детей по возрасту является незаменимым инструментом педиатра. Окружность головы ребенка — важный показатель развития малыша. Педиатр измеряет обхват головы ребенка на каждом приеме и сверяет с таблицей данные измерений.

Первое измерение делают, как только малыш родился. Педиатр повторяет такие замеры каждый месяц в течение года, затем достаточно измерять объем один раз в год. Все данные заносятся в карту пациента. Когда отклонения от норм небольшие, ничего страшного. Большой или маленький размер может быть результатом генетической предрасположенности. Но если измерения слишком отклоняются от табличных норм — это признак патологических процессов. Таблица окружности головы по месяцам, которой пользуются педиатры на осмотре малышей до года, разработана специалистами. По этим нормам врачи-педиатры сверяют полученные замеры и принимают решение о дополнительном обследовании, возможной помощи или коррекции развития ребенка.

Какие отклонения можно отследить по таким измерениям:

  • распознать развивающуюся инфекцию;
  • определить наличие патологий развития головного мозга;
  • распознать зарождающееся нервное расстройство.

Замеры позволяют заметить на ранней стадии отклонения и вовремя назначить правильное лечение.

Таблица обхвата головы у детей по возрасту

До того, как ребенку исполнится год, замеры проводят ежемесячно. В этом возрасте малыш стремительно развивается: наблюдения за физическим строением позволяют отслеживать все изменения и оказывать необходимую помощь, если она потребуется.

Таблица размеров головы у детей до года.

Возраст, в месяцах Средние нормальные показатели Допускаемые отклонения от нормы
При рождении 34-35 32-38
1 36-37 34-40
2 37-38 35-40
3 39-40 36-41
4 40-41 37-43
5 41-42 38-44
6 43-44 40-46
7 44-45 41-47
8 45 42-48
9 45-46 43-49
10 46-47 44-50
11 47 45-50
12 47-78 46-51

Следует учитывать, что таблица обхвата головы у новорожденных содержит усредненные значения. Не нужно паниковать, если у вашего ребенка они незначительно отличаются. Поговорите с педиатром, выскажите свои опасения. Обхват головы по возрасту ребенка — не единственный показатель, по которому определяют физическое развитие малыша. Важно рассматривать картину в целом, что и должен делать квалифицированный педиатр.

Обхват головы: нормы для мальчиков и девочек

Мальчики быстрее растут, стремительнее развиваются физически. Измерения у девочек и у мальчишек будут немного различаться. Есть более «узкие» таблицы, учитывающие возраст ребенка и его пол.

Таблица размеров головы ребенка по возрасту у девочки.

Возраст (месяц) Среднее значение окружности головы (см)
1 36,6
2 38,4
3 39,9
4 41,1
5 42,2
6 43,2
7 43,9
8 44,3
9 45,3
10 45,6
11 46,0
12 45,9

Таблица размеров головы ребенка по возрасту у мальчиков.

Возраст (месяц) Среднее значение окружности головы (см)
1 37,3
2 38,4
3 40,9
4 41,9
5 43,2
6 44,2
7 44,8
8 45,4
9 46,3
10 46,6
11 46,9
12 47

У недоношенных малышей показатели будут отличаться от средних значений. Для них разработаны другие параметры измерения окружности. Обычно у таких деток в первые 3 месяца окружность увеличивается на 1,5-2 см в месяц, в период с 4 по 6 месяц — на 1-1,5 см в месяц, а с полугода идет прибавка на 0,5-1 см каждый месяц.

Отклонения от норм

Отклонение объема от нормы может быть признаком таких нарушений:

  • родовая травма;
  • гидроцефалия — слишком крупная голова с большим выступающим лбом, большими выпуклыми родничками, расходящимися швами, венозной сеткой, неврологическими нарушениями;
  • микроцефалия — слишком маленькая голова, маленький лоб, неврологические отклонения, закрытые роднички.

Важно помнить о том, что размер головы тесно связан с наследственностью. Нет поводов для беспокойства, если при отклонении от нормы:

  • ребенок активный;
  • его развитие соответствует возрасту и все остальные показатели в норме;
  • если при нейросонографии не выявили никаких отклонений;
  • роднички закрываются в положенный срок;
  • нет повышенного внутричерепного давления.

0

0

17090

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Детский невролог. Первый визит | Детский невролог

Вашему малышу исполнился месяц. Пора посетить детского невролога, чтобы убедиться – у малыша все в порядке. А если что-то не так, выявить патологию в самом начале, не дать возможности заболеванию развиться и перейти в более тяжелую стадию.

 

Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов.

 

Не забывайте показывать своего малыша специалистам-детскому неврологу- в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

 

Если вы приглашаете специалиста на дом, то необходимо учесть следующее:

  • осмотр ребенка должен проводиться на пеленальном столике или другой мягкой, но не прогибающейся поверхности;
  • температура воздуха в помещении должна быть около 25° С, освещение ярким, но не раздражающим, обстановка спокойной, по возможности исключите отвлекающие факторы;
  • осмотр желательно проводить через 1,5-2 часа после кормления.

Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психо-эмоциональной активности новорожденного и его внешний вид. В первую очередь детский невролог при осмотре месячного ребенка обратит внимание на форму и размер черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов.

 

Форма и размер черепа новорожденного

В момент родов при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время, и с этим приходится иметь дело детскому неврологу.

 

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. Кефалогематома (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург). Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в передне-заднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

 

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине. Все эти особенности, считают детские неврологи, сами по себе не несут отрицательного значения для развития ребенка, если на их фоне не возникает других провоцирующих факторов.

 

Роднички

Осмотр родничка детским неврологом - практически обязательная процедура. Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцам.

 

При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

 

Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием, что отлично известно детским неврологам.

 

Как растет голова новорожденного-важный момент, на который обращает внимание специалист-деткий невролог.

 

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9 — 48,9 см).

 

Окружность головы у недоношенного ребенка увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

 

Детский невролог предупреждает, что всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

 

Прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Для этого еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради. Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры). Желательно, чтобы измерения проводил один и тот же человек во избежание субъективных ошибок.

 

Помимо прироста окружности головы, подчеркивают специалисты - детские неврологи - можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы. Сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

 

Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу детскому неврологу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

 

Разумеется, не всякое ли отклонение от нормы однозначно свидетельствует о патологическом состоянии ребенка. Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы младенца.

 

Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно, прежде всего, стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований прежде всего высококвалифицированным детским неврологом для исключения патологических состояний.

 

Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.

 

Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям. Необходимо также получить консультацию нейрохирурга и окулиста.

Размер головы ребенка по месяцам

Нормы окружности головы были выведены не просто так. Именно по ним можно определить, здоров ли новорожденный. Сразу после рождения измеряют рост, вес, обхват груди и обхват головы у крохи. Слишком или маленькие параметры говорят о наличии отклонений развития малыша. Но, если отклонения от нормы не являются значительными, их считают просто генетическими особенностями, характерными для семьи.

Возрастные изменения

На протяжении промежутка времени с момента рождения до года малыш быстро растет и развивается, соответственно, меняется объем головы ребенка. После года процесс роста не останавливается, а проходит немного медленнее. Если все показатели физического, психомоторного развития в норме, средний месячный прирост объема головы у детей с 3-х месячного возраста составляет 1 см. До 3-х месяцев, в среднем, прибавляется по 2-3 см. В 6 месяцев окружность головы у детей стандартно достигает 43 см, в год – 46-49.
Объем головы ребенка будет зависеть от половой принадлежности. Параметры девочек немного меньше, чем у мальчиков. Развитие черепа малютки – важный процесс, который должен тщательно отслеживаться. При серьезных отклонениях от нормы, педиатр назначает обследование.

Особенности черепа новорожденных

Черепная коробка новорожденного может принимать неправильную форму. Это зависит от родового процесса. У детей, рожденных посредством Кесарева сечения, форма головки близка к идеальной, если же кроха сам проходил родовые пути, форма его черепной коробки может быть немного вытянутой. Практически у 90% малышей, рожденных естественным путем, образуется гематома черепа. Повреждения вызваны сильным давлением во время прохождения по родовым путям. Но, этот процесс проходит безболезненно и уже на 3-и сутки череп обретает стандартную форму.
Черепная коробка и остальные косточки очень подвижны, поэтому обращаться с малюткой нужно осторожно. Кости детей приобретают структуру, как у взрослого, только к 12 годам.

Проводим замеры

Чтобы узнать, какой размер головы у сына/дочери, нужно научиться правильно снимать мерки:

  • каждый раз следует использовать один и тот же сантиметр;
  • лучше всего, чтобы замеры проводил каждый раз один человек;
  • на момент снятия мерок кроха должен быть в хорошем расположении духа;
  • размер головы у новорожденного измеряется по линии, проходящей вдоль затылка, над ушками и самой выступающей точке лба над бровными дугами;
  • все полученные мерки нужно фиксировать в отдельную тетрадь, сверять с таблицей размеров головы ребенка по месяцам.

Замеры следует сверять не только с таблицами, но и с общими параметрами роста, обхвата грудной клетки, веса. Кроме того, нужно обратить внимание на изначальные показатели. Для сверки размеров головы у недоношенных детей используется другая таблица. Их параметры будут увеличиваться с меньшей интенсивностью. То же касается деток, родившихся с большой массой тела. Крупные малыши рождаются уже с параметрами, соответствующими развитию малютки 2-3 месяцев, поэтому одежда для новорожденных им будет мала.
Таблица размеров головы ребенка по месяцам

Возраст (месяцы) Размер головы мальчиков (см)  Размер головы девочек (см)
1 37,3 36,6
2 38,6 38,4
3 40,9 40
4 42 40,5
5 43,2 41
6 44,2 42,2
7 44,8 43
8 45,4 43,3
9 46,3 44
10 46,6 45,6
11 46,9 46
12 47,2 46,2
18 47,8 46,8
24 48,3 47,4

Что могут значить отклонения от нормы

Небольшие расхождения между реальными замерами и табличными данными считаются нормой. Серьезные отклонения от табличных показателей могут свидетельствовать о наличии патологии развития или заболевания. Одним из таких отклонений является гидроцефальный синдром или водянка ГМ. Патологию заметить очень просто. Размер головы новорожденного изменяется неравномерно, скачками, при неизменных параметрах тела. Сильно увеличена лобно-теменная область. Изменения заметны в родничковой зоне.
Вторым распространенным отклонением является микроцефалия. Отличительной чертой заболевания будет маленький череп. Приводит к отставанию в развитии мозга, неврологическим патологиям.

Вычислительные формулы

Любой родитель может самостоятельно снять мерки и по формуле определить, соответствует ли нормам показатель. За ориентир всегда принимается среднестатистический ОГ полугодовалого карапуза 43 см. Чтобы провести вычисления, следует от этого показателя отнять по 1,5 см на каждый месяц.
Например, ОГ 3-х месячного малыша равен 38,2. Рассчитываем: 43-1,5-1,5-1,5=38,6 – малютка развивается нормально. После полугода формула немного видоизменяется, теперь к среднестатистическому параметру, соответствующему 6 месяцам развития, прибавляем 0,5 см на каждый месяц жизни. После полугода дети растут немного медленнее. Например, ОГ 8-ми месячного малыша 44. Рассчитываем: 43+0,5+0,5=44 – параметры идеальны.
Эти данные так же, как и стандартные замеры, являются приблизительными, ввиду особенностей по гендерному признаку.

Покупка шапочки для малыша без замеров

При выборе головного убора для карапуза главным критерием не обязательно должен быть объем черепа, это может быть рост. За пару минут узнать необходимый размер можно, воспользовавшись таблицей размеров головы ребенка по возрасту

Возраст Рост (см) Размер
Новорожденный 50-51 35
1-3 мес. 52-53 36
3-6 мес. 54-61 39
6 мес. 62-67 42
9-12 мес. 68-73 44
1-1,5 года 74-85 46-47
2 года 86-91 48
3 года 92-98 49
4 года 98-103 50
5 лет 104-109 51
6 лет 110-115 52
7 лет 116-121 53
8 лет 122-123 54
9 лет 124-133 56
10 лет 134-139 57

Как связать шапочку для карапуза

Сначала подберите нитки, не вызывающие аллергии, мягкие, желательно не шерстяные. Старайтесь делать шапочку без внутренних швов. Для зимы понадобится шапка, закрывающая плотно ушки, шею, лоб.
Для изготовления изделия потребуется один параметр – ОГ. Мерку нужно разделить на 3,14 – это будет диаметр дна шапочки. Глубину изделия определяют, замеряв длину от уха до уха и прибавив 1 см. Не забывайте добавлять 1 см на припуск для подкладки.

На что обратить внимание при выборе головного убора для детей


Подбирая шапочку, кепку для карапуза, нужно учитывать практичность изделия. На нем не должно быть лишних деталей, которые легко отсоединяются, они несут в себе серьезную опасность, ведь карапуз может их проглотить. Ткань убора должна обеспечивать хорошую терморегуляцию, иначе летом головка малыша будет постоянно потеть, а зимой – мерзнуть. Изделие должно принимать форму черепа, плотно прилегать к ушкам.
Качественные демисезонные головные уборы выполняются на флисовых подкладках. В гардероб малыша следует включить вещи из плащевой ткани для влажной погоды. Качественные изделия из плащевки всегда утеплены синтепоном. Это позволяет сохранить тепло даже в самую промозглую сырую погоду.
При покупке зимней шапки особое внимание надо уделить наполнителю. Натуральный пух плохо поддается очистке и провоцирует появление аллергии. Лучше отдать предпочтение синтепоновым моделям.
Для летнего периода подбирайте модели с козырьком, выполненные из льняной, хлопчатобумажной материи, обязательно в светлых тонах. В этот период важно помнить о возможности перегрева, теплового удара.

Заключительная часть

ОГ – один из важнейших показателей роста детей. Этот параметр отражает данные о здоровье карапуза, правильном развитии. ОГ измеряют каждый месяц в возрасте до года, далее мерки снимают раз в год.

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ (Лекция) / 1-й номер / 2014 год