определение, понятие, характеристики, советы психолога, ответственность за совершенные действия
Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия – психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего – это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.
Что такое психологическое насилие
Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.
Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие – это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.
Классификация проблемы на формы
Что можно считать психологическим насилием над ребенком? Специалисты выделяют несколько форм этой проблемы. Вот основные из них:
- Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
- Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей – родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
- Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
- Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.
В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию – запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.
Признаки психологического насилия
Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
- нарушается аппетит;
- состояние кажется подавленным;
- самооценка снижается;
- несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
- иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
- из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
- ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
- постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.
Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:
- к ишемической болезни сердца;
- синдрому хронической усталости;
- онкологическим заболеваниям и др.
Насилие в семье и советы родителям
Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он – это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.
Другая частая причина – это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать угнетенное состояние.
Заповеди мудрых родителей
Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.
Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.
В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.
В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.
Проблема в школе
Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.
О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:
- ребенок не хочет ходить в школу;
- он не рассказывает о своих одноклассниках;
- его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
- домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.
Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы
Психологическое насилие над детьми в школе – это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.
Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:
- в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
- эффективный способ справиться с обидчиками – показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
- в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).
Ответственность за насилие
Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.
Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.
Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, – это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Воспитание – самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.
Психологическое насилие в семье над ребенком: признаки, виды и последствия
О сексуальном и физическом насилии знают любые родители и стараются всячески защитить своих детей от него. Однако они часто травмируют чувства малыша словами, произнесёнными по неосторожности. Психологическое насилие в семье над ребенком считается популярнейшей проблемой. Чтобы понимать, как избежать травмирования психики малыша, требуется знать причины возникновения проблемы и её признаки.
Суть и причины
Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.
Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.
Причины насильственного отношения:
- Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
- Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
- Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
- Психологические заболевания родителей.
- Нежеланный ребёнок.
- Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
- Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.
Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.
Виды
Существуют различные виды психологического насилия над детьми:
- Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
- Прямые и косвенные оскорбления.
- Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.
Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:
- Отсутствие должного ухода за малышом.
- Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
- Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.
К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.
Признаки
Определить насилие, развивающееся в отдельной семье со стороны крайне сложно. Связано это с тем, что обычно такие социальные объединения не проявляют видимых признаком. Семья с процветающим насилием старается закрыться от посторонних, не проявляет социального интереса к другим людям. Между родственниками складываются взаимозависимые отношения, которые чётко разграничивают жертву и насильника. На вопросы о том, что происходит в семье ребёнка, он будет отводить глаза и стараться изменить тему разговора.
Закрытая социальнаяячейка, в которое процветает насилие, мало контактирует со сторонними людьми. Однако можно заметить некоторые признаки, указывающие на жестокое обращение к ребёнку:
- За стеной квартиры в которой живёт малыш с родителями слышны частые хлопки, удары, крики.
- Видимые следы побоев, появляющиеся периодично.
- Рваная одежда, неприятный внешний вид ребёнка.
- Плохое настроение, заплаканные глаза, неконтролируемые истерики у малыша.
- Боязнь идти домой.
- Повышенная тревожность, неоправданная агрессия к окружающим.
- Задержка в физическом, речевом, психологическом развитии.
- Депрессивное состояние.
- Сонливость, жалобы на мышечные боли.
- Нервный тик.
- Тремор.
- Информационная осведомлённость малыша в сексуальных вопросах.
- Сексуальные домогательства со стороны малыша к сверстникам, взрослым.
- Покорность, подчинение к любым требованиям.
- Проблемы с памятью, со сном, с аппетитом.
- Замкнутость, нежелание общаться со сверстниками.
Это далеко не все признаки, которые можно заметить за ребёнком. Чаще всего, их замечают воспитатели, учителя, лечащие врачи.
Последствия
После проявления любой формы насилия остаются определённые последствия, которые отображаются на дальнейшей жизни человека. К ним относятся:
- Постоянное чувство вины, стыда.
- Страх по незначительным поводам.
- Нервный тик.
- Двойственное поведение среди взрослых, сверстников, родственников.
- Частые депрессии, угнетённое состояние.
- Нарушения сна.
- Невозможность поддерживать нормальное общение со сверстниками.
- Страх одиночества или отвержения социума.
- Проблемы сексуального характера, преследующие человека на протяжении жизни.
- Психологические заболевания.
- Наплевательское отношение к окружающим.
- Агрессивное поведение в обществе.
- Возможное проявление насилия по отношению к детям, женщина, животным.
- Резкая смена настроения.
- Низкая самооценка, проявление ненависти к своему телу.
По отдельности эти последствия не могут говорить о проявлении насилия по направлению к человеку в детстве. Если они проявляются комплексно, следует насторожится и попытаться оказать ему психологическую помощь.
Диагностика
Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.
Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:
- Тревожность, нервозность взрослых.
- Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
- Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
- Ложные показания.
Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.
Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:
- Нервозность.
- Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
- Плач, неконтролируемая истерика.
- Защита действий взрослых по причине собственной вины.
- Вспыльчивость, агрессивное поведение.
- Молчаливость, страх.
- Бессвязный лепет.
Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого.
Реабилитация
Чтобы устранить последствия насилия и уберечь ребёнка от него в дальнейшем, требуется комплексный подход. К нему относится работа с родителями и с малышом. При этом проводятся:
- Психологические тренинги.
- Психотерапия.
- Индивидуальные беседы, попытки наладить контакт между взрослыми и ребёнком.
Для снятия эмоционального напряжения, успокоения нервов могут назначаться специальные техники медитации, успокаивающие таблетки.
Профилактика
Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.
Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.
5 видов психологического насилия отца над ребенком | Быть родителями
В Сообществе Мудрых Мам однажды возник разговор о том, что мужья иногда ведут себя слишком агрессивно и деспотично по отношению к ребенку, аргументируя это тем, что «я воспитываю мальчика, а не маменькиного сыночка», «ты совсем разбаловала ребенка» и «не мешай мне по-мужски воспитывать».
И прозвучал вопрос — как определить, что то, как ведет себя муж — нормально?
Как понять, что вот это — еще воспитание, а сейчас — уже психологическое насилие?
Я пообещала мамам помочь разобраться в этом вопросе. Что и делаю в этой статье.
Рассмотрим психологическое насилие отца по отношению к ребенку — какое бывает, как распознать, что делать маме.
Когда мы говорим о насилии, мы в большинстве случаем имеем ввиду именно насилие физическое. И это не потому, что не знаем, что есть еще и психологическое (о нем трубит весь интернет), а скорее потому, что непонятно, как отличить просто строгость и дисциплину отца от деспотизма психологического насильника.
Первый вид психологического насилия — обесценивание личности ребенка.
Уничтожает самооценку ребенка, делает его тревожным и неуверенным в себе.
Взрослый при обесценивании ребенка ощущает, что он «больше», «сильнее», «умнее» и «сообразительнее». По сравнению с ребенком, да.
Как выражается такое обесценивание.
В постоянной критике, попытке вызвать чувство вины или стыда. Ребенку постоянно указывают на его «недостатки», коих находится множество, применяются уничижительные эпитеты, часто совершенно не связанные с существующей ситуацией.
Часто такое обесценивание имеет «каскадный» эффект. Ситуация про одно, а припоминаются прошлые ошибки, другие ситуации, подтверждающие мнение о ребенке как о «недостаточном»:
- «Криворукий»
- «Растяпа»
- «Неумеха»
- «Слабак»
- «Ты как всегда ….»
- «Ну вот, как обычно …»
Ребенок постепенно начинает верить в свою «недостаточность» и со временем соглашается, что с ним все не так:
- «Да, я ленивый, жадный»
- «Да, руки у меня кривые, потому и не получается»
- «У меня просто способностей нет…»
Где граница?
Как понять, что «здоровая критика» стала обесцениванием?
Понаблюдайте за отношениями взрослого и ребенка. В норме должны быть похвалы за старание, за попытки что-то сделать, за результаты, за то, что хотел, хоть и не сделал. И только потом критика, причем это даже не совсем критика. Скорее обсуждение «как можно было лучше», «как можно было по-другому.»
Обязательно о действиях, никогда о личности.
4/5 общения — это поощрение и похвала, улыбки и радость, 1/5 — помощь в понимании ошибок, поиск других решений, подсказка о том, что можно сделать лучше.
Второй вид психологического насилия — гиперконтроль.
Как правило, родители в той или иной мере контролируют своих детей. И хорошо, если в меру.
Но где же эта мера?
Когда контроль превращается в патологию?
Если родитель настаивает, чтобы ребенок советовался с ним по поводу самых незначительных решений, пытается управлять увлечениями ребенка, ему «не подходят» игры ребенка (нужно играть в другие, более полезные и нужные). Если в случае неподчинения его воле родитель применяет манипулирование, шантаж, крики и жесткие запреты — это ненормально.
Нормально — это правила безопасности или семейные правила, которые меняются с возрастом и взрослением ребенка, расширяя зону его ответственности и свободы.
Нормально быть гибким и адаптироваться к ситуации. Нормально — не наказывать, а договариваться. И утешать в случае разочарования ребенка необходимым запретом.
Третий вид психологического насилия — газлайтинг.
Это одна из самых жестоких и незаметных форм психологического насилия. Родители-газлайтеры часто сами убеждены в том, что они «просто воспитывают» и готовы защищать свою точку зрения до последнего.
По сути, газлайтинг — это убеждение ребенка в его неадекватности и неспособности ясно мыслить. Газлайтер применяет такие выражения как:
- «тебе показалось»
- «этого не было»
- «ты просто не понимаешь»
- «на самом деле ты этого чувствуешь»
- «это неправда, ты видел что-то другое».
Родитель-газлайтер может отрицать буквально все — события, чувства, эмоции ребенка.
Ребенок, подвергающийся газлайтингу постоянно, перестает доверять себе и своим ощущениям, все время переспрашивает, боится действовать, так как не полагается на свои ощущения. Становится тихим, забитым, робким и несмелым.
Так воспитывается жертва и иногда насильник в подходящей ситуации. Например с младшими братьями-сестрами ребенок может сам применять газлайтинг, копируя родителя.
Четвертый вид психологического насилия — игнорирование
Это один из самых действенных рычагов в воспитании, так как для ребенка его связь с родителем является базовой потребностью. Поэтому дети очень тяжело переносят игнорирование. Для них это самое страшное наказание.
Однако игнорирование наносит огромную психологическую травму — подрывает базовое доверие к миру. Ведь «если самому важному человеку в мире мои чувства и эмоции не важны, то уж чужим людям точно все равно» — неосознанно решает для себя ребенок. Такая установка может стать причиной возникновения суицидальных мыслей и причинения себе различных травм. От психосоматики до физического самоистязания.
И если вы замечаете в поведении супруга признаки такого вида насилия и не можете в самой ситуации это изменить — будьте для ребенка тем человеком, который его не оставит одного, который будет рядом и для которого будет важно, что происходит с ребенком, даже если он «тысячу раз неправ». И начинайте действовать по отношению к мужу, как взрослый, который понимает, что происходит.
Пятый вид психологического насилия — шантаж, запугивание, манипуляция чувствами.
К сожалению, такие виды насилия также бывают формой воспитания ребенка.
- «Если ты не сделаешь …, праздник отменяется»
- «Ах, так тебе это нравится? Хорошо, именно этого ты и лишишься, если не….»
- «Посидишь в темноте, подумаешь о своем поведении, в следующий раз будешь знать, как перечить отцу»
- «Будешь плохо себя вести, расскажу твоим друзьям, какой ты слабак»
- «Не сделаешь то, что я хочу, отвезу в детский дом — знаешь как там несладко?»
- «Тебе так повезло с таким отцом как я! А ты не ценишь. Вот покажу тебе, как другие воспитывают. Как возьму ремень…»
Что происходит с ребенком?
- Он учится скрывать свои мысли, постоянно врать. Знает, что говорить правду — небезопасно.
- Начинает манипулировать родителями — сначала неумело, постепенно становится виртуозом.
- Часто испытывает стыд и вину, что может привести к высокой самокритичности, неуверенности в себе, низкой самооценке, «забитости» или наоборот, к скрытой агрессии.
Самая большая опасность психологического насилия по отношению к ребенку в том, что он не знает, не понимает, что бывает по-другому. И принимает такое обращение с ним как единственно возможное. Со стороны это может выглядеть как «послушный ребенок», «строгий родитель», в семье «дисциплина и порядок».
На самом деле, не бывает идеальной дисциплины с детьми и всегда послушных детей.
Это миф. Реальность бывает разной, так как дети испытывают чувства и эмоции. И не умеют с ними справляться.
Что может сделать второй родитель, в нашем случае мама, обнаружив, что муж применяет психологическое насилие по отношению к ребенку?
- Первое и основное — приложить все усилия для того, чтобы это прекратить.
- Понять, что у мужа психологические проблемы и ему необходимо пройти терапию у психолога.
- По возможности мягко и с пониманием попытаться донести супругу наличие у него проблем (в случае резкого «нападения» муж будет защищаться и все отрицать, даже не попытавшись вас услышать)
- Оценить свои возможности по защите ребенка от психологического насильника и принять решение, стоит ли риск того, чтобы оставаться с таким человеком рядом.
- Найти поддержку — сообщество или подруг, где вас поддержат и поймут.
- Если муж готов меняться — обсудите ваше взаимодействие и ответственность при возникающих ситуациях психологического насилия.
- Пройти терапию самой — живя рядом с психологическим насильником, женщина также страдает. Помните, что вам тоже нужна психологическая помощь.
Все эти рекомендации неактуальны в случае абсолютного несогласия мужа с вами о том, что что-то не так и отказа разговаривать на эту тему. Рассмотрите вариант прекращения отношений. Иногда это все же лучший выход.
А чтобы не допустить психологического насилия по отношению к себе или к ребенку, важно развивать два умения — умение критически мыслить — чтобы вовремя распознать психологическое насилие, и умение доверять своим чувствам — чтобы понять, что если мне плохо от чьих-то слов, значит происходит что-то не то.
И помните о том, что родители в жизни ребенка — самые важные взрослые, от которых он ожидает безопасности. И когда ему приходится защищаться от насилия самого близкого человека или просто поверить в то, что по-другому не бывает, его личность разрушается. Вера в мир исчезает. А его будущая взрослая жизнь наполняется неудовлетворенностью и саморазрушением, а то и заканчивается суицидом.
Берегите своих детей.
Будьте мудрыми и принимающими взрослыми своим детям.
Не только сестры Хачатурян. Жестокость к детям, немое свидетельствование и насилие в российских семьях
В российское законодательство может быть введена уголовная ответственность за домашнее насилие. Ежегодно в России около 17 тысяч детей разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами
23 июня стало известно, что в Дагестане четырехлетняя девочка умерла от травм, нанесенных мачехой. Девочка попала в больницу с тяжелой закрытой черепно-мозговой травмой в конце января 2019 года. Судмедэксперты установили, что ребенка били по голове тупым предметом. Мачеху обвинили в умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть, заведено уголовное дело.
22 июля в сети появился ролик, на котором видно, как мать кричит на сына и избивает его: наносит удары по голове, выкручивает руки, швыряет его. Мальчик держится за нее руками, пытаясь защититься. Причиной такого «наказания» стало то, что ребенок забыл пакет в банке, в который они заходили перед этим. Сейчас по этому делу ведутся проверочные мероприятия и устанавливаются все обстоятельства случившегося.
23 июля на Кубани следователи возбудили уголовное дело в отношении мужчины, державшего сына в сарае. Отец обмотал металлической цепью шею ребенка и закрепил ее за деревянную ножку стеллажа. Мальчику удалось сбежать. Он рассказал, что вечером его приковывали цепью, а днем заставляли работать. Сейчас ребенок в реабилитационном центре, а следователи проверяют, не совершал ли отец других противоправных действий в отношении сына.
24 июля на лестничной площадке одного из домов поселка Мга Кировского района обнаружили искалеченную девочку. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении 57-летней женщины, которая по просьбе матери девочки в тот момент присматривала за ребенком. Предположительно, женщина в состоянии алкогольного опьянения избила трехлетнюю девочку кухонным молотком.
30 июля суд приговорил к пожизненному заключению жителя Забайкалья Владимира Паукова за убийство ребенка. Мужчина пытался научить пятилетнего пасынка читать. Когда ребенок стал противиться требованиям отчима, тот избил его мухобойкой и несколько раз бросил об пол с высоты собственного роста. Мальчик умер на месте. Когда мать ребенка вернулась домой, Пауков не п
Психологическое насилие калечит детей
Детей бить нельзя – кажется, в наше время это понимают уже все мало-мальски цивилизованные люди. В ряде стран уже вводят наказания для распускающих руки родителей. Сдвиг в признании обществом телесной неприкосновенности ребенка можно только приветствовать. Но постоянное акцентирование недопустимости именно физического насилия смещает акценты – уводит на второй план драму детей, растущих в атмосфере психологической агрессии.
Заполнить этот пробел призвано большое исследование американских социальных психологов, возглавил которое Джозеф Спинаццола* (Joseph Spinazzola) из Justice Resource Institute в Бруклайне, штат Массачусетс, а результаты будут опубликованы в журнале Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, который издает Американская психологическая ассоциация.
Авторы воспользовались данными большой национальной базы, содержащей информацию о 5616 молодых людях обоих полов и разных расовых групп. На момент попадания в базу, которая собиралась в 2004–2010 году, им было 10–12 лет, и все они подвергались хотя бы одной из трех форм насилия – физическому, сексуальному или психологическому, – со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Материалом для исследования стали интервью с этими детьми, данные диагностического анкетирования, анкетирования родителей, а также другие документы, в том числе заключения медиков и психологов, позволяющие уточнить конкретные обстоятельства жестокого обращения.
читайте такжеПоложительные герои учат честности лучше, чем страх наказанияФизическое насилие пережили 62% детей, вошедших в выборку, а только психологическое – 24%. Под последним авторы понимают травлю, запугивание, навязчивый контроль, жестокие оскорбления, унижения, угрозы, чрезмерные требования, бойкоты и изоляцию.
Оказалось, что психологическое насилие калечит детскую психику не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем другие виды насилия. Дети, к которым плохо относятся, страдают от депрессии, тревожных расстройств и злоупотреблений психоактивными веществами даже чаще тех, кого «просто» бьют, и в той же мере подвержены посттравматическому стрессу и суицидальным попыткам, что и жертвы истязаний и изнасилований.
В 2012 году Американская педиатрическая академия назвала психологическое насилие самой актуальной и самой распространенной формой дурного обращения с детьми. «Службам по защите детей сложно распознавать и подтверждать эмоциональное подавление и моральное насилие над детьми, потому что оно не оставляет физических следов. Кроме того, в отличие от насилия физического или сексуального, психологическое насилие не рассматривается обществом как абсолютное табу. Для того чтобы помочь людям понять, какой вред детям и подросткам причиняет психологическое насилие, требуются информационные просветительские кампании», – заявляет Спинаццола.
* apa.org/news/press/releases/2014/10/psychological-abuse.aspx
Психологическое и физическое насилие в семье
Отношения детей и родителей строятся на схеме подчинения. Схемы могут быть двух видов. Первый вид, когда подчинение возникает на основе естественных ролей. Ребенок подчиняется родителям, слушается их. Это естественный процесс воспитания, установление правил и запретов родителями и соблюдение требований детьми. Этот вид подчинения возникает в связи с различиями в компетентности. Родители имеют больше жизненного опыта и делятся им с ребенком, ребенок принимает этот опыт. Этот процесс порождает естественное подчинение.
Второй вид подчинения в корне отличается от первого. Подчинение ребенка часто выступает как необоснованное и напоминает собой рабство, когда ребенка притесняют и в школе, и дома. Взрослые ущемляют его права, достоинство, он чувствует себя униженным. Существуют понятия физического, психического и психологического насилия над ребенком.
Физическое насилие — это нанесение любого умышленного телесного повреждения ребенку родителями или другими взрослыми людьми. Физическое насилие над ребенком может привести к ужасным последствиям, начиная от нарушения здоровья ребенка до летального исхода.
Психическое насилие — воздействие взрослого человека на психику ребенка методом угроз и запугивания с целью подавления сопротивления ребенка, отстаивающего свои интересы и права.
Психологическое насилие — это регулярное психическое воздействие, оказываемое на ребенка взрослыми на протяжении длительного времени, ведущее к формированию у него различного рода патологий и тормозящее развитие его личности.
Психологическим насилием можно считать следующие действия по отношению к ребенку:
- постоянное оскорбление ребенка, унижение его достоинства:
- частая критика в адрес ребенка, проявление к нему открытой неприязни;
- угрозы ребенку физической расправой или лишением его возможностей удовлетворять свои потребности;
- изолирование ребенка от общества, принуждение его к одиночеству, запрещение общаться со сверстниками;
- требование от ребенка поведения и совершения действий, которые не соответствуют его возрастным возможностям;
- обман ребенка взрослыми, регулярное невыполнение данных ему обещаний;
- применение к ребенку акта физического насилия, которое вызвало у него тяжелую психическую травму;
- ругательства, крики, постоянные обвинения и оскорбления ребенка;
- унижение его достоинств, принижение достижений и успехов;
- отказ ребенку в ласке, заботе, любви со стороны родителей, лишение его чувства безопасности в семье;
- совершение родителями насильственных действий по отношению друг к другу, например, отец избивает мать;
- аморальное влияние на развитие ребенка;
- запугивание ребенка демонстративным избиением домашних животных.
Психологическое насилие в семье накладывает ужасный отпечаток на развитие личности ребенка. Последствия психологического насилия у детей младшего возраста могут проявиться в задержке развития, как физического, например, задержке роста, так и психического, например, в развитии речи малыша. Ребенок становится импульсивным, возбудимым, легко выходит из себя. Из-за постоянного пребывания в напряженном состоянии у малыша появляются вредные привычки. Некоторые начинают грызть ногти, кто-то вырывает волоски из головы. Ребенок чувствует себя одиноким, покинутым, никому не нужным, он не видит смысла своей жизни. Из-за этого могут возникать мысли о самоубийстве, некоторые неоднократно совершают попытки уйти из жизни.
Запуганные, забитые дети становятся податливыми и уступчивыми, поэтому именно они часто бывают жертвами педофилов. Ребенка постоянно мучают ночные кошмары, в которых проявляется весь негатив, полученный от взрослых, и его собственные переживания. Из-за этих кошмаров ребенок боится засыпать, происходит нарушение сна. Многочисленные страхи мешают ему нормально жить. Он боится темноты, боится сделать что-то не так и получить новую порцию родительского гнева. Ребенок не в силах изменить ситуацию, чувствует беспомощность и безнадежность. На этой почве его мучают депрессии. Ребенок запущен, одинок, о нем никто не заботится подобающим образом. Родители не обращают внимания даже на его необходимые нужды — питание, одежда, жилищные условия, гигиену, здоровье. Такие дети очень часто отстают от нормы роста и веса, так как нередко голодают и вынуждены сами себе добывать еду, попрошайничая на улице. Одеты такие дети, как правило, в старую, неопрятную одежду. Родители могут не следить даже за здоровьем ребенка, не делать прививок. У детей часто наблюдаются нарушения кожных покровов, различные экземы, дерматиты. Предоставленный сам себе ребенок, может начать прогуливать школу, у него падает успеваемость. Именно дети, подвергающиеся психологическому насилию в семье, наиболее часто проявляют девиантное поведение.
Рекомендации родителям
Дети довольно часто подвергаются насилию со стороны взрослых, но родители не всегда правильно на это реагируют. Если ваш ребенок делится с вами, жалуется, что кто-то из родственников издевается над ним, не отмахивайтесь от него, особенно если он рассказывает об этом эмоционально и подробно. Не осуждайте его, не говорите, что он сам виноват в том, что случилось. Ребенок — это человек, личность, никто не вправе унижать его достоинство. Всегда спокойно выслушивайте его жалобы, будьте на стороне вашего ребенка. Пусть он видит, что вы его поддерживаете и разделяете его переживания. Не нужно убеждать его в том, что ничего страшного не случилось. Ребенок оскорблен, унижен. Этого нельзя допускать, а уж тем более говорить ему, что это нормально. Никогда не отвергайте его, считая, что его проблемы пустяковые. У детей несколько другое восприятие жизни, чем у взрослых. Если ребенок говорит, что его что-то беспокоит, значит, его действительно что-то беспокоит.
Родители очень часто, сами того не желая, унижают и оскорбляют ребенка, подавляют в нем личность. Вот несколько советов родителям, как нельзя поступать по отношению к детям.
Никогда не угрожайте своему ребенку
Применение любой угрозу способно ослабить внутреннее «Я» малыша. Страх физической расправы, которую так часто обещают родители своим детям за непослушание, вызывает у ребенка чувство беспомощности, обиды и гнева. Дети живут сегодняшним днем. Они не могут воспринять угрозу будущего наказания адекватно, она действует негативно в момент ее обещания.
Никогда не унижайте своих детей
Очень часто, когда ребенок допустил какую-то ошибку, родители начинают обзывать его, называя балбесом, оболтусом, вруном, свиньей и т.п. Каждое подобное оскорбление личности ребенка наносит удар по его самолюбию и понижает самооценку. Унижая ребенка, вы негативно воздействуете на развитие его личности.
Никогда не заставляйте ребенка обещать вам что-то не делать
Очень часто, когда родителям не нравится поведение ребенка или какой-то поступок, они ругают малыша за это и требую чтобы он пообещал им никогда больше так не поступать. Ребенку больше ничего не остается, поэтому он обещает. Проходит немного времени, и он снова поступает точно так же. Родители начинают возмущаться, обвинять ребенка в том, что он не сдержал обещание, наказывают малыша. Дело в том, что дети не осознают будущего, они живут настоящим. Не нужно вынуждать давать обещание, ребенок его даст, но все равно не сможет сдержать. Более того, дети могут привыкнуть таким способом избегать проблем с родителями, не меняя своего поведения.
Никогда не требуйте от ребенка беспрекословного послушания
Это подавляет в нем личность. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он делать не хочет. Лучше всего заранее предупредить его о том, что вы собираетесь делать, чтобы у него было время посопротивляться и свыкнуться с мыслью. Он должен чувствовать, что с ним считаются. Проявляйте к своему ребенку уважение, ведь это развивает в человеке чувство собственного достоинства, поднимает самооценку и способствует росту личности. Если вы будете ценить и уважать мнение и желания малыша, то он научится делать то же самое по отношению к другим людям.
Никогда не требуйте от ребенка больше, чем он способен сделать в силу своих возрастных особенностей
Если от малыша требуют то, что он не в состоянии сделать, то он начинает чувствовать себя беспомощным и никчемным. К тому же он будет испытывать неприязнь к людям, которые вызвали в нем эти неприятные чувства к самому себе.
Никогда не заставляйте ребенка чувствовать себя плохим
Многие родители выбирают такой метод воспитания. Если ребенок что-то натворил, то, ругая его, они внушают ему, что хорошие дети таким образом никогда не поступают. Естественно, ребенок делает вывод что если он так поступил, значит, он плохой. Навешивание ярлыка плохого ребенка не принесет пользы и не заставит ребенка стать плохим. Более того, навешивание ярлыков является причиной возникновения девиантного поведения. Если все считают человека плохим, то он и ведет себя соответствующим образом.
Родители, никогда не забывайте, что ребенок — это маленький человек, а не игрушка. Ничто не может оправдать проявление жестокости и насилия по отношению к нему. Ребенок не раб. У него есть свои желания и потребности, с которыми надо считаться. Конечно, в силу возраста и развития, его решения не всегда правильные, не всегда приносят ему пользу, но нужно выбирать такие методы воспитания, которые могли бы координировать поведение, а не наносить ему вред.
Не нарушайте права ребенка, не подавляйте в нем личность. Помните, что любая жестокость порождает ответную жестокость. Дети, которые подвергаются в раннем возрасте психологическому насилию в семье, затаивают обиду, а вырастая, начинают подсознательно мстить, выплескивать детские обиды на других людей, чаще всего на своих детей. Это замкнутый круг, который вы в силах разорвать. Будьте гуманны к своим детям.
Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы, все верно: что может надежнее уберечь маленького человека от ужасов внешнего мира, чем стены родного дома и любовь мамы и папы? Именно поэтому нас всегда так удивляет статистика: более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения. И далеко не всегда это дети из неблагополучных семей, где кто-то из родителей страдает алкогольной или наркотической зависимостью либо имеет некие психические отклонения. В семьях, которые могут показаться на первый взгляд не только абсолютно нормальными, но и практически идеальными, в семьях, успешности и внешнему благополучию которых мы можем искренне завидовать, зачастую происходят по-настоящему страшные вещи. И кто-то безмолвно терпит. Кто-то убегает — и пропадает навсегда… Кто-то накладывает на себя руки, ибо не видит иного выхода из этого кошмара… В данной статье мы рассмотрим такую разновидность насилия над ребенком, как психологическое насилие. Итак, что же это такое? Под психологическим насилием понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, постоянная ложь, в результате которой ребенок теряет доверие к взрослому, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Этот вид насилия является, пожалуй, самым распространенным, и при этом он незаслуженно обделен вниманием общественности. Многие полагают, что, если постоянно давить на ребенка, любой ценой подчинять его своей воле, это никак не повлияет на его развитие, и даже напротив, поможет закалить его характер, а постоянное пренебрежение и унижение поможет ребенку не стать в будущем самовлюбленным человеком с завышенной самооценкой. На самом же деле все далеко не так. Последствия, которыми оборачивается для ребенка психологическое насилие, по-настоящему чудовищны, они накладывают отпечаток на всю его жизнь, и лишь единицы способны хотя бы частично преодолеть их. Чаще всего факты психолгического насилия имеют место в тех семьях, где родители сами испытывают сильный стресс, с которым не в силах бороться. Это может быть не только зависимость от алкоголя или наркотиков, но и какая-нибудь серьезная болезнь самого ребенка или кого-либо из членов семьи, финансовые проблемы или социальная изоляция, когда семья лишена поддержки со стороны родных и друзей, или просто недостаток знаний о развитии и воспитании ребенка, по причине которого родители предъявляют к своему чаду слишком высокие требования. А некоторые взрослые просто считают, что запугивание и унижение наиболее оптимальны для сохранения контроля над ребенком и порядка в доме. И, конечно, как это ни прискорбно, есть взрослые, которые сами в детстве подвергались насилию в семье и привыкли к такому стереотипу общения, по-другому они просто не умеют. Существуют следующие формы психолгического насилия: 2)Игнорирование. Взрослые не интересуются ребенком, не могут или не умеют выражать свои эмоции по отношению к нему, часто вообще не обращают на него внимания, ребенок не ощущает эмоционального присутствия родителей. Чаще всего такая форма психологического насилия наблюдается со стороны взрослых, чьи собственные эмоциональные потребности не удовлетворены, эти люди не могут адекватно реагировать на эмоциональные потребности ребенка. В результате ребенок не получает достаточного взаимодействия и стимулирования для успешного эмоционального, интеллектуального и социального развития. 3)Изолирование. Эта форма часто бывает связана с другими видами насилия в семье. Ребенка запирают в шкафу или в комнате (физическое ограничение свободы ребенка), оставляют одного в пустой квартире, или же просто не позволяют ему общаться со сверстниками, играть с ними. Например, не разрешают приглашать друзей в гости и даже общаться с ними по телефону, не выпускают ребенка гулять. Ребенок постоянно находится в одном и то же помещении, ему не обеспечен приток новых впечатлений, стимулирующих развитие. В итоге у ребенка нет возможности самому получить опыт социального общения, ведь ему не только запрещают заводить друзей, но и всячески препятствуют его взаимодействию со сверстниками. 4)Терроризирование. Ребенка высмеивают за проявление любых эмоций, предъявляют к нему требования, не соответствующие его возрасту или не понятные ему. Ребенка постоянно запугивают, угрожают, что бросят его или, например, изобьют, заставляют его делать что-либо с помощью запугивания. Ребенок постоянно становится свидетелем жестокого обращения с другими членами семьи, насилия над ними. Пример: отчим систематически избивает мать ребенка в его присутствии, угрожая при этом поступить с ним также в случае, если он кому-либо расскажет об увиденном. 5) Безразличие. Родители равнодушно относятся к употреблению ребенком алкоголя, наркотиков, допускают просмотр ребенком порнографических материалов, позволяют ребенку быть свидетелем сцен насилия и никак не реагируют на проявление самим ребенком жестокости по отношению к другим людям и животным. 6) Эксплуатация. Родители используют ребенка для зарабатывания денег либо для реализации своих потребностей, например, перекладывая на него ведение домашнего хозяйства. 7) Деградация. Поведение, которое разрушает идентификацию и самооценку ребенка, например, грубость, ругательства, обвинения, обзывательства, высмеивание, публичное унижение ребенка. Наиболее распространенные последствия психологического насилия: 1) Для начала необходимо уменьшить стресс в своей жизни. Даже если началась самая настоящая черная полоса, ничьей вины здесь нет, и уж тем более нет вины ребенка, срывать свою злобу на нем ни в коем случае нельзя. Если нет возможности справиться самостоятельно, можно обратиться к помощи профессионала, который поможет найти причину стресса и избавиться от него. 2) Ребенок должен знать, что его любят. Он должен быть уверен в этом на все сто процентов даже тогда, когда он в чем-то не прав или поступил очень и очень плохо. Поэтому говорите ему о своей любви как можно чаще и уделяйте как можно больше времени каждому из своих детей. Будьте опорой для них. 3) Дом должен быть самым надежным и самым безопасным местом для ребенка. В кругу семьи он должен чувствовать себя защищенным! В то же время необходимо научить его чувствовать себя уверенно и вне дома. 4) Никогда нельзя сравнивать своего ребенка с чужими детьми, его способности со способностями других детей, особенно если он что-то делает хуже, чем кто-то из его окружения. Нужно просто хвалить его за то, что он умеет, даже если он далек от идеала. Хвалить его способности, таланты (а они есть у каждого!), отмечать его сильные стороны. Это придаст ему уверенности в себе и поможет развиваться в нужном направлении. 5) Нельзя быть слишком требовательным по отношению к своему ребенку. Не бывает так, чтобы у кого-то получалось абсолютно всё. Прежде всего, нужно понимать это самим. Неудачи бывают в жизни у каждого, и необходимо научить своего ребенка справляться с ними, видеть в них стимул для дальнейшего развития. 6) Каждый согласится с тем, что ребенок должен уметь самостоятельно решать свои проблемы. Но это вовсе не значит, что родители не должны ему помогать, когда это необходимо. Они всегда должны быть рядом и готовы помочь, словом и делом. 7) И самое главное — необходимо всегда помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые, он так же заслуживает внимания, уважения и позитивного отношения к себе. Нужно всегда интересоваться его мнением и обязательно учитывать его. Уважайте чувства и мысли своего ребенка! Каждый человек должен быть уверенным в себе, чувствовать, что он нужен и что его любят, и вашего ребенка это должно касаться в первую очередь.
|