Как воспитывать ребенка по заветам Марии Монтессори: 40 советов для родителей
Екатерина Ушахина
Имя Марии Монтессори знают все родители. Это человек, который помог тысячам детей вырасти умными и уверенными в себе, любил их и относился к каждому маленькому человеку как к личности. Тим Селдин — последователь ее заветов, который 40 лет преподавал в школе Монтессори, написал чудесную книгу «Энциклопедия Монтессори».
Эта книга поможет вырастить счастливого, умного и уверенного в себе ребенка и разобраться со всеми родительскими вопросами.
Представляем вам 40 принципов развития и воспитания ребенка от Марии Монтессори и Тима Селдина.
1. Не каждый учитель становится родителем, но каждый родитель должен быть учителем.
2. Не направляйте своих детей, а следуйте за ними. Дети могут многое нам «рассказать» о своих потребностях и интересах, если мы найдем время обратить на них внимание.
3. Старая пословица гласит, что дети учатся у жизни. Мария Монтессори считает так же.
4. Не стыдите ребенка за его поведение, иначе он научится одному: срываться на людях.
5. В первые годы жизни прослушивание музыки важно для ребенка и становится стимулом к развитию. Разговаривайте и пойте ему с рождения. Песенки и колыбельные становятся укоренившимися воспоминаниями раннего детства. Звуки и ритм музыки, играющей в комнате малыша, формируют основу музыкального образования.
В первые годы жизни музыка помогает детям познавать мир. — Источник.
6. Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно от всего защищают.
7. Малыши мечтают быть частью взрослого мира. Труд нравится им так же, как игра, если им разрешают им заниматься.
8. Малыши с самого раннего возраста хотят выполнять многие вещи самостоятельно. Помогая ребенку научиться делать что-то самому, вы даете ему уверенность в своих силах.
9. Если научить ребенка тому, что у каждой вещи есть свое место, куда ее нужно возвращать после использования, он быстро примет это и у него сформируется чувство порядка.
10. Если ребенок сломал игрушку, не выбрасывайте ее, попробуйте починить ее и превратите починку и увлекательную игру.
Не выбрасывайте сломанную игрушку — попробуйте ее починить. — Источник.
11. Учите ребенка аккуратно обращаться со своими игрушками и вещами. Не ругайте малыша, если он что-то сломал, лучше покажите ему, как правильно использовать ту или иную игрушку.
12. Позвольте малышу что-то сломать или разбить. Это опыт, который поможет ему в будущем научиться правильно пользоваться посудой.
13. Ошибки — хороший способ показать, как выполнять то или иное действие правильно и решать возникшие проблемы. Позволяйте детям ошибаться, так они учатся.
14. Умение заботиться о себе — от мытья рук до чистки зубов — поможет ребенку почувствовать уверенность в своих силах.
15. Дети не знают, как справляться со всем, что делают взрослые, и часто кажется, что проще все сделать самому. Но если создать правильную обстановку и терпеливо учить ребенка шаг за шагом, вы обучите его новым навыкам и сформируете отношение к труду.
Детям нравится помогать родителям по дому. — Источник.
16. Малыши не реагируют на дисциплину, правила и наказания, но они очень хорошо реагируют на проявление безусловной любви. Пока еще они не различают, что правильно, а что нет. Они живут настоящим и если чего-то хотят, то «прямо сейчас».
17. Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них — маленькая личность, которая с нами рядом и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.
18. Первые несколько часов после рождения — сензитивный период, в который у младенца формируется особенно близкая связь с родителями.
19. Детям нравится, когда взрослые нежно воркуют с ними, поют, разговаривают. Это привлекает их внимание. Лучший способ успокоить плачущего младенца — рассказывать ему стихи, петь колыбельные или читать вслух, нежно укачивая его.
20. Даже в первые годы жизни маленькие дети должны ощущать свою принадлежность родному дому. Детская мебель поможет ребенку чувствовать себя комфортно в мире, где все рассчитано на взрослых.
21. У маленьких детей есть сильная потребность и любовь к порядку вокруг. Постарайтесь организовать пространство в комнатах, где ребенок проводит больше всего времени, так, чтобы ему было просто поддерживать там чистоту. Это может удивительным образом повлиять на развитие его личности.
Дети любят, когда все лежит на своих местах. — Источник.
22. Помните, что ребенок — маленький человек! Он может испугаться, заскучать или почувствовать себе одиноко. Или ему приснится страшный сон. Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его. И тогда вы вскоре сможете безошибочно определять, что он пытается вам сказать.
23. В атмосфере любви и уважения у малыша быстро развивается способность понимать ваши слова, и он начинает осознанно на них реагировать. Он копирует действия взрослых, когда те показывают пример вежливого поведения, и начинает взаимодействовать с ними.
24. Все родители — нравственные учителя. Наша цель — показать ребенку моральные ценности и научить жить в соответствии с ними. Тогда у малыша разовьется самоуважение. В дальнейшем ему легче будет выстраивать крепкие дружеские отношения. Он будет легок и приятен в общении.
25. Лучше подсказать ребенку, как поступить правильно, чем ждать, пока он совершит ошибку, а затем ругать его.
26. Ребенок с самых ранних лет должен чувствовать, что он может быть собой. Если он решит, что не соответствует ожиданиям родителей и те в нем разочарованы, он будет чувствовать себя несчастным.
27. Когда у малыша истерика, родителям сложно контролировать себя. Но помните: вы мудрее и старше, а значит должны вести себя как взрослые.
Когда у малыша истерика, будьте мудрее. — Источник.
28. Многие родители уверены, что «дисциплина» означает «наказание». На самом деле это значит «обучение».
29. Любой ребенок проверяет строгость правил. Это часть процесса взросления. Зачастую так он выражает чувства, которые не понимает, и по реакции взрослого учится справляться со своими эмоциями.
30. Постарайтесь никогда не задавать ребенку риторических вопросов вроде: «Сколько раз мне надо это повторять?» Ответ прост: «Я не знаю, папа, сколько раз тебе надо это повторять!» Задавая глупые вопросы, вы услышите глупые ответы.
31. Пустое упрямство можно свести к минимуму, если дать ребенку разумную степень независимости и ответственности, чтобы он чувствовал себя взрослым и важным.
32. Играйте с малышом в игры, которые учат хорошим манерам, и тогда он станет вежливым и воспитанным.
33. Малыш воспринимает мир с высоты своего роста. Старайтесь смотреть на мир его глазами, и вы научитесь удивляться всему на свете.
Старайтесь смотреть на мир глазами ребенка. — Источник.
34. В мире малыша время идет медленнее. Подстройтесь под его ритм, останавливайтесь и вместе изучайте то, что его заинтересовала, будь то муравей или необычный цветок. Будьте терпеливы.
35. Малышам интереснее познавать мир, когда они сами что-то делают, а не когда им рассказывают об этом.
36. Никакая книга о природе с красивыми картинками и интересными фактами не заменит радости от изучения живой природы.
37. Родители могут помочь своим детям научиться жить в мире и гармонии со всеми людьми. Для этого нужно познакомить ребенка с разными странами и привить ему интерес к разным культурам в том возрасте, когда у него еще нет страха и предрассудков.
Научите ребенка быть толерантным. — Источник.
38. Ваш дом — идеальное место для научных экспериментов, помогающих ребенку понять, как устроен мир.
39. Первые шесть лет жизни — самые важные для обучения ребенка.
40. Существует прямая зависимость между чувством собственной значимости у ребенка и его способностью учиться и овладевать новыми навыками и информацией.
По материалам книги «Энциклопедия Монтессори».
Обложка поста chto-proishodit.ru
P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.
Воспитание ребенка по системе Монтессори: основные принципы
Воспитать в ребенке лучшие человеческие качества стремиться каждый родитель. Многие используют известную систему Монтессори, по которой воспитывались американские политики и звезды шоу-бизнеса. Все о принципах этой методики, ее плюсах и минусах — читайте в нашем материале.Автором популярной системы воспитания была итальянка Мария Монтессори. Еще сто лет назад по этой методике начали воспитывать детей с умственными отклонениями. Врачи были просто поражены, ведь за несколько лет дети с синдромом Дауна смогли догнать сверстников по развитию! Когда сторонники системы Монтессори привезли ноу-хау в бывший Советский Союз, идею такого воспитания детей сразу отклонили. Мол, это противоречило идеологии социализма. Сегодня в Украине уже существуют детские садики и подготовительные курсы для родителей, желающих обучать своих детей по этой системе. Кроме того, Джордж Клуни, Билл Клинтон и даже Билл Гейтс все детство провели в подобных садах, а базовые принципы Монтессори и сегодня используются для воспитания потомков Британской королевской семьи!
«Сейчас многие молодые мамы хотят подойти по-новому к процедуре воспитания своего ребенка, чтоб делать не так, как воспитывали нас с вами — забыть про советскую школу воспитания, когда все буквально из-под палки делается, – говорит Юлия Ульянова. – Никто не хочет жить прошлым. Многие считают, что старые методы воспитания не для нашего времени. И есть осадок: вот родители воспитали так, поэтому мы в жизни не достигли того, чего могли бы достичь. Монтессори — это сейчас нашумевший тренд в Европе и Америке. Даже бытует мнение, что воспитанные по такому принципу дети вырастают действительно успешными людьми, даже гениальными. А все объясняют тем, что принципы системы позволяют развивать в ребенке то, что традиционное воспитание угнетает или раскрывает в неполной степени – внутренний мир ребенка. Воспитание рассчитано на то, что малыш развивает себя сам, а родитель или воспитатель всего лишь является помощником, путеводителем во взрослый мир.
Воспитание по Монтессори – удовольствие не из дешевых. Если вы решились отдавать ребенка в специализированный детский садик, то в месяц специалисты по Монтессори могут запросить от 4 тысяч гривен. А вот результаты могут быть сомнительными. Ваш ребенок может стать не контролированным, апатичным или чрезмерно агрессивным. Ваш малыш просто не сможет найти общий язык со сверстниками и не сможет обучаться в обычной школе. Поэтому из системы Монтессори нужно брать только полезное.
Данная система рассчитана на детей от 2 лет. Это то время, когда у ребенка в разгаре сензитивные периоды. То есть когда мозг ребенка начинает развиваться и работать на обучение и восприятие информации. Есть, например, сензитивный период развития речи. Это возрастные рамки от 1 до 3 лет. Считается, что в этот период мозг работает на обучение речи. Так что получить навыки общения человеку легче всего именно в этом возрасте. Другой пример: сензитивный период восприятия порядка. Это то время, когда ребенку проще всего понять распорядок дня, порядок общения со взрослыми (уважительное отношение, вежливость), физический порядок (где и что должно лежать). Возраст 2-3 года — это время для периода восприятия порядка.
Собственно, все должно быть дано ребенку вовремя. Особенно важно питание крохи, введение прикорма. Педиатры рекомендуют начинать давать деткам пюре и соки с содержанием яблока. Так как именно в яблоке содержаться полезные и необходимые для здоровья малыша витамины. Затем постепенно расширять вкусы для сбалансированного пополнения витаминами и микроэлементами маленького растущего организма. Ежедневное меню годовалого ребенка должно обязательно включать разнообразные овощи и фрукты.
Именно воспитание по Монтессори помогает ребенку самостоятельно с ранних лет определить свои интересы, что в будущем, может стать в вашей семье палочкой-выручалочкой при выборе профессии ребенку.
Зонирование детской комнаты
«Все начинается с пространства, в котором развивается ребенок. У Марии Монтессори было множество развивающих пособий, — говорит Юлия Ульянова. — Например, это были специальные кубики, на одной стороне которых был наждак, на другой — кожа, на третьей — просто дерево и так далее. Необычной конструкции и текстуры счета и многое другое. Игрушек не было, поэтому что игру она считала тем, что мешает развитию ребенка. Скажу больше: сказки в системе Монтессори тоже запрещены. Негатив сказок в Монтессори объясняют тем, что сказка искажает понимание о мире, чем мешает развитию логики, интеллекта. В сказке все персонажи вымышленные, там много метафор, говорящие звери».
По Монтессори все игровое окружение ребенка должно состоять из реальных вещей, которые расположены в строгом логическом порядке, по зонам. Согласно системе, вещи в рабочей комнате должны быть всегда доступны, чтобы сам ребенок могла понять, что ей интересно в данный момент.
Вещи должны быть расположены в соответствии с 4 зонам: сензитивного, языковой, математической и пространственной. Согласно Монтессори, именно такой, казалось бы, простое разделение на зоны детской комнаты или комнаты для развития ребенка может предсказать будущую профессию ребенка! Ведь опыт воспитания по Монтессори показывает, что ребенок чаще всего играет в одной зоне.
Первая зона – сензитивная. Это территория будущих художников и музыкантов. Тут ребенок может познакомиться с разными геометрическими формами, научиться различать предметы, материалы, из которых эти предметы сделаны. Здесь также есть несколько музыкальных инструментов. И в результате, если после знакомства с комнатой, он выберет сензитивный угол, то у ребенка изначально развито правое полушарие мозга, образное мышление и желание творить из базисных фигур.
Следующая зона – математическая. В этой зоне ребенок узнает все о цифрах, о математических действиях, таких как отнимание и добавление. Здесь могут лежать счеты, калькулятор, цифры, предметы одного объема, но разной массы. Это территория будущих деятелей науки, интеллектуалов, банкиров, финансистов.
Зона языковая: тут ребенок может ознакомиться с буквами, научиться составлять слова, писать. То есть ребенок больше нацелен на вербальное самовыражение. Кладите сюда ручки, карандаши, буковки. Эта зона соответствует гуманитарным профессиям, таким как: учитель, философ, переводчик, возможно — политик.
И последняя называется достаточно забавно – пространственная зона. Тут много картинок, книг – системные знания. То есть не просто частичка чего-то большого. А в эту зону кладут глобусы, атласы, азбуки (не просто кубики с буквами, а систематизированную азбуку). Тут играются наши будущие доктора, географы, биологи.
Забыть про запреты
Согласно Монтессори, наш ребенок максимально независим и самостоятелен, родители должны этому способствовать. Да, для ребенка нет ничего запретного! Например, хочется малышу в 6 утра играться в квартире с мячом – пожалуйста, компьютерные игры – сколько влезет. Главное — не ограничивать и не запрещать, потому что в данный момент дитя инстинктивно нацелено на развитие того навыка, который провоцирует именно это желание — будь то баловство с самого утра или пение под луной.
Это основа независимого воспитания, когда ребенок должен сам понимать, что хорошо, а что плохо. Без родительских запретов. Согласно Монтессори ребенок не будет садиться на голову, потому что он пребывает в так называемом периоде восприятия порядка (это возраст от 2 до 5 лет) и видит, что родители так не делают.
Если понимать эту норму, как вседозволенность, то ребенок сядет на голову и вырастет далеко не примерным членом общества. Он будет эгоистичен. Если при этом в семье больше одного ребенка и воспитываются они по такой трактовке этого принципа Монтессори, то ничем хорошим это не закончится. Будет просто война. Нужно понимать, что когда ребенок устраивает истерику в магазине, то покупать желаемую игрушку – это не выход. «Лично я против такого пункта в системе Монтессори, – говорит Юлия Ульянова. – Так как из практики могу сказать с уверенностью: вот отсюда может исходить курение, ранний алкоголизм. Например, если родитель курит. Ребенок захочет повторить, а вы не сможете отговорить его до тех пор, пока он вас об этом сам не попросит…»
Эта норма может быть введена в воспитание ребенка в некоторой степени, то есть если не позволять ребенку все, но не запрещать ребенку интересоваться. Например, мы не запрещаем ребенку брать нож в руки, если он к нему тянется. Мы следим, чтоб он не поранился. Но для ребенка важно иметь знания о предмете. Например, это нож. Он создан для того, чтобы мы могли измельчить продукты питания. Ножи бывают разные. Показываем ребенку и рассказываем. Также делаем акцент, если это нож, то он может быть опасным, им легко порезаться и будет кровь, будет больно!
Не ругать
Основа Монтессори-воспитания – это когда ребенок сам должен оценить свою работу. Задача родителя – помочь ему в этом. Например, ребенок рисует на обоях в квартире. Ребенку кажется, что он делает это красиво, что вы его похвалите, что наконец-то стены будут не скучными и белыми! А вы сразу в крик. Ваша задача – поговорить с ребенком, объяснить доходчиво. Что рисовать можно только на бумаге. Согласно воспитанию по Монтессори, ребенок вскоре и без ваших вопросов будет понимать, что рисовать на стенах – плохо.
Ведь когда мы ругаем ребенка, мы угнетаем его психику. Соответственно, сензитивный период сократится или будет проведен с меньшей пользой. Кстати, одно из правил для родителей или преподавателей, которые воспитывают ребенка в данной системе — говорить шепотом. «Например, я как мама никогда не поднимаю голос на ребенка, всегда говорю с ним спокойным и уравновешенным тоном, – говорит Юлия Ульянова. – С точки зрения психологии, это улучшает усвоение информации. Ведь когда родитель кричит на малыша, срабатывает обратный эффект: «Нельзя, говоришь? А я возьму и сделаю». Так что я скажу, что это очень даже полезно для детской психики – не ругать, а объяснять».
Не хвалить ребенка
Ребенок помыл посуду, ничего не разбил. Ваша задача – принять работу. А ребенок должен самостоятельно осознать, что он сделал это хорошо. Именно такая схема мышления является уникальной для этого метода воспитания, и она помогает по максимуму задействовать левое полушарие мозга ребенка, которое отвечает за логику и аргументацию действий. Как нам отказаться от похвалы? Очень просто. Мы не говорим, что ребенок умница, молодец. Мы не хвалим и не угнетаем желание ребенка познавать. То есть мы не должны оценивать его, как человека. Молодец — это оценка человека, абстрактное понятие о том, что ребенок в чем-то хорош. Но про результат действия ребенка это по сути ничего не говорит. Когда мы хвалим так, как привыкли, дитя делает все ради похвалы. Нужно говорить ему, что у него здорово получилось, что он сделал правильный выбор. Еще лучше (если ребенок спрашивает ваше мнение) сравнивать сегодняшний результат с прошлым: «Знаешь, в этот раз получилось еще красивее, чем ты сделал вчера». Большая проблема современного образования – это когда идет погоня за родительской, учительской похвалой или за оценкой. А реальные навыки, умения и знания оценить так невозможно.
Не критиковать
Главное — не говорить ребенку, что он что-то не так сделал, что у него все криво или косо. Важен момент осознания, что он может сделать лучше. Ребенок должен сам сказать, почему эта буква красивее. После осознания, буквы будут лучше. Критика – это все равно, что ругать ребенка.
Один момент: сравнение с другими. В данной воспитательной системе мы не сравниваем ребенка с кем-то. Он должен быть индивидом, который развивается относительно себя вчерашнего. То есть мы не говорим: «А вот Маша молодец, потому что скушала кашу или вынесла мусор». Родительская оценка должна быть отстранена. Хотите сравнить – говорите о достижении вчера и достижении сегодня. Ваши слова должны быть только комментарием к тому, что происходит. А вчера тебе удалось сделать вот так, сегодня так. Не применяйте оценочные характеристики «лучше, хуже». Это должен понимать сам ребенок. Я считаю, это не только правильно, но и полезно для осознания ребенком факта самоусовершенствования.
Не стимулировать
Многие родители достаточно часто волнуются раньше времени, когда, например, соседский ребенок уже читает вовсю, а их только учит алфавит. У каждого свой срок. Каждый ребенок индивидуален. Ни в коем случае, согласно системе Монтессори, не стоит заставлять ребенка читать, писать, рисовать и так далее, если ребенок сам того не хочет. Например: «Катя уже выучила алфавит. А ты даже не интересуешься буквами! Давай садись, учись!». Такого категорически делать не стоит.
Система Монтессори гласит, что каждый ребенок индивидуален. У некоторых желание и способности к обучению просыпаются с ранних лет, а в ком-то могут спать и до совершеннолетия. Для примера можно назвать компьютерного гения Билла Гейтса, который был воспитан по принципам Монтессори, но при этом система не копировалась полностью. Этот метод воспитание позже назвали селф-мейд. Как всем известно, в школе Билл не блистал знаниями и даже не обладал стремлением познать что-то новое. Просто в нем талант лежал к другому. Вот он и проявился со временем. Ведь мозг каждого человека развивается тоже не по шаблону. Это достаточно сложный механизм.
Если ребенку уже 6 лет, а он к письму и чтению не тянется, то виноваты родители. Они не сумели создать правильные условия воспитания по Монтессори. Если следовать системе воспитания по Монтессори с ранних лет, такой проблемы, как «мне 6 лет, и я не хочу учиться», быть не должно. Побочные эффекты нового способа воспитания возникают, когда вы начинаете учить ребенка по одной схеме, потом переходите на Монтессори или вообще смешиваете все. Например, очень частые случаи, когда ребенка обучали по старинке. Это называется иерархической системой: когда старший всегда прав и всегда главный. А потом лет с 5 резко переходят на Монтессори. Что происходит с ребенком: ребенок с детства знает, что родитель всегда прав, а потом, когда психика ребенка привыкла к такому аппарату, ему говорят, что ты волен делать все, что хочешь. И сильный малыш выберет путь вседозволенности, а слабый — замкнется и откажется от обучения, потому что ему страшно.
Переходить с одного образования на другое можно в любом возрасте. Но главное – делать это медленно и постепенно. Так как ребенок просто не сможет так быстро переключить установки в своей голове. Противоположная схема дошкольного образования действует в Японии. Но там до 3 лет ребенок – царь, ему разрешено все. А после 3 – раб, он строго подчиняется указам родителей. На этом этапе он и понимает, кто главнее, что можно делать, а что нельзя.
Школы Монтессори
«К сожалению, у меня есть сомнения относительно качества школ с обучением по системе Монтессори, так как Монтессори – первоначально система дошкольного образования, – говорит Юлия Ульянова. – Но если мы обучали ребенка по Монтессори, а отдаем в самую простую школу, то мы как родители берем на себя обязанность медленно подготовить ребенка к смене формы обучения. Мы же не хотим, чтобы ребенок уходил с уроков и говорил: «Мама, я не хочу это слушать, ведь намного же лучше играть в футбол». А это вполне реальный пример последствий такого переломного процесса и последствий полного принятия принципов Монтессори! Недавно я консультировала одну семью, где ребенка с раннего детства обучали строго по Монтессори – я просто была в шоке! Ребенок развит не по годам: бегло читает, говорит. Но он не знает элементарного, например, свою дату рождения…»
источник
Методика воспитания детей Монтессори
?
Если описать коротко суть метода Монтессори, то она заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого — помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Мария Монтессори(1870-1952)Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог Мария Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей.
Работая с детьми, она постепенно пришла в выводу, что ребенок Сам является творцом своей личности. В нем изначально заложено стремление и энергия к САМОразвитию.
Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его такимобразом, что бы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори – педагогике. К Марии приезжают педагоги из Лондона, Барселоны, Парижа.
В те годы встретилась с Марией Монтессори и наша соотечественница Юлия Фаусек, которая первая в России открыла монтессорианский детский сад.
В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори организует международную Монтессори ассоциацию (АМИ) которая действует и поныне. Монтессори движение возникает и разворачивается во многих странах мира.
«Развитие творческих способностей человека и его счастье!». И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!
Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развитияздорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.
В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Система Марии Монтессори
На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.
В основном система охватывает возраст от 0 до 3-хлет и от 3х до 6 лет.
Суть метода
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.Основные идеи системы М.Монтессори
Система основана на следующих положениях:
Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
Дети принимают самостоятельные решения.
Занятия проходят в специально подготовленной среде.
Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, помочь реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.
Роль взрослого
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу
Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже работает самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.Среда имеет точную логику построения. Следует отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Расположением полок среда разделена на 5 зон:
Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни( мыть руки, стирать салфетки, чистить ботинки, завязывать шнурки, застегивать молнию, гладить, накрывать на стол, мыть посуду, подметать пол и прочее).
Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания составления слов и их написания.
Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.
Дидактический материал
тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, золотой математический материал и т.дМария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели — прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к окружающему миру.
Основные правила использования Монтессори-материалами:
Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
выбор материала
подготовка материала и рабочего места
выполнение действий
контроль ошибок
завершение работы, расположение материала на исходное место
Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал
Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать
«Система воспитания и развития детей, разработанная М.Монтессори».
Министерство образования и культуры Республики Казахстан
КГУ «Пионерский детский дом для детей –сирот»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Система воспитания и развития детей,
разработанная М.Монтессори».
Подготовила:
воспитатель:Исхакова Елена Геннадиевна
с. Пионерское 2015г.
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется…
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Мария Монтессори обратила свое внимание на здоровых детей в тот момент, когда поняла, что они отстают в развитии от ее нездоровых воспитанников.
Для обычных детей была создана Монтессори-среда.
Ключевое слово метода Монтессори — Свобода!
Неудивительно, что идеологи тоталитарных режимов, такие, как Гитлер, Сталин, Муссолини и другие с ненавистью относились к педагогической системе Марии Монтессори. При их правлении издавались приказы о закрытии школ и детских садов Монтессори, начинались гонения на Монтессори-педагогов, в первую очередь преследования коснулись самой Марии Монтессори, которая скрывалась от итальянского фашистского режима сначала в Голландии, а затем долгие семь лет провела с сыном Марио в Индии, продолжая работать и развивать свою методику.
Цель метода Монтессори — воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека!
Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Монтессори-среда — это активно развивающее пространство, где нет места случайным элементам и деталям. У каждого предмета есть строго определенная функция. Мария Монтессори выдворила из классов парты! Парта ограничивает не только движения детей, но и их познавательное развитие.
В Монтессори-классах парты заменяются небольшими столиками и ковриками, которые сам ребенок способен перемещать в любе удобное для него место.
Золотой материал Монтессори — это выбранные в процессе длительных и тщательных эспериментов пособия и материалы, которые дают потрясающие результаты развития и воспитания детей.
Главное в системе Монтессори — это не материалы и пособия. Самое главное — его величество Ребенок, неповторимый и уникальный! Как же у Марии Монтессори получалось обучать по сорок детей индивидуальным программам? Она позволила каждому ребенку разработать самому свою собственную индивидуальную программу обучения. Дети выбирали когда, как и чем они будут заниматься в созданной педагогами среде.
Система Монтессори дает ребенку свободу выбора — он решает сам, будет ли он читать, сажать цветы, считать или стирать.
Но тем не менее свобода каждого ребенка в Монтессори-среде ограничена свободой коллектива. Принцип демократии действует в системе Монтессори — дети знают, что они не должны мешать друг другу шумом и беготней. Каждый ребенок убирает за собой грязь и лужи, ставит материалы на полки, чтобы следующая группа могла заниматься в комфортной обстановке.
В Монтессори-школе нет традиционного разделения детей по классам. В каждой группе учатся дети разных возрастов. Новичок, придя впервые в школу, смотрят на старожилов и на их примере с легкостью усваивает правила поведения Монтессори-среды. Старшие учат младших играть в обучающие программы, помогают освоить чтение и письмо. Что же остается педагогу, если дети сами учат друг друга? Учитель Монтессори внимательно наблюдает за детьми и вмешивается в процесс только тогда, когда к нему обращаются за помощью или он видит, что его поддержка необходима.
Монтессори-класс делится на пять тематических пространств:
— Практическая жизнь — ребенок здесь учится обслуживать себя и помогает одноклассникам
( приготовление пищи, стирка, глажка, чистка обуви)
— Сенсорное развитие — с помощью развивающих материалов ребенок учится различать предметы по их признакам ( развитие тактильных ощущений, обоняния, слуха и зрения)
— Математическая зона — при помощи специальных пособий ребенок осваивает понятие количества, его связь с символом, учится производить математические операции
— Языковая зона — ребенок обучается чтению и письму
— Космическая зона ( название появилось во второй половине XX столетия) — ребенок получает представление об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, истории и культуре народов
ПРАКТИческая жизнь
В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
В области сенсорного развития малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.
Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
ОБЛАСТЬ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
Плюсы и минусы системы Монтессори
Помимо неоспоримых позитивных результатов методики Монтессори есть и некоторые минусы, выявленные на основе огромной и долгой практической деятельности системы Монтессори.
Основной минус — это то, что на фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым полушарием мозга — развитию правого полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом, внимания практически не уделяется.
Творческие игры считаются бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.
Многолетние исследования педагогов и психологов доказывают, что без ролевой игры невозможно правильное эмоциональное, а также интеллектуальное развитие.
Метод Монтессори достаточно категорично отвергает детское художественное творчество, такое, как рисование и танцы. Идеологи Монтессори-педагогики заявляют, что «…детские «каляки-маляки» есть свидетельство духовного и мышечного хаоса ребенка… Дети в своем незрелом творчестве уходят в фантастический мир, призывающий замкнуться и уйти от реальных проблем жизни. Это сродни галлюцинациям наркоманов и нисколько не напоминает содержательное творчество…»
С чтением книг у системы Монтессори тоже непростые отношения. Чтение, как считают Монтессори-педагоги, должно приносить практическую и реальную пользу — развивать речь, расширять кругозор, помогать познавать этот мир. При таком отношении к литературе, дети никогда не поймут самого важного, для чего и создаются настоящие художественные литературные произведения — это внутренний диалог с самим собой, сопереживание, самопознание.
Эмоциональное развитие детей опять-таки, к сожалению, отодвигается системой Монтессори на задний план.
Еще один немаловажный момент — методика Монтессори в ее чистом виде подходит далеко не всякому ребенку. Аутисты как правило замыкаются, «уходят в себя». Гиперактивные, трудно контролируемые малыши, чувствуют себя в системе Монтессори некомфортно. Творчески одаренные дети, с доминирующим правым полушарием, будут в системе не востребованы, способ познания мира по Монтессори будет им непонятен и чужд.
И все же Монтессори-педагогика на практике и со всей очевидностью доказала всему миру, что она приносит свои позитивные неоспоримые результаты.
«Современные методы воспитания: М. Монтессори»
Семья Монтессори
Родом Мария из знатной аристократической семьи Монтессори-Стоппани. Отец, как отличившийся государственный служащий, был награжден орденом Короны Италии. Мать выросла в семье либералистов, в атмосфере гендерного равноправия. Лучшие качества своих родителей восприняла их дочь Мария Монтессори. Она родилась в 1870 году в миланском аббатстве Кьяравалле. Отец и мать стремились дать ребенку лучшее образование. Старания родителей и родственников по воспитанию и обучению Марии дали плоды, уже на первых этапах обучения в школе показали, что занятия ей даются легко. Математика — ее любимый предмет. Известно, что арифметические задачи она решала даже в театре. Впервые социально вторичное положение женщины Мария увидела в 12 лет, когда захотела поступить в гимназию. В заведение подобного уровня принимали только мальчиков. Однако характер, который имела Мария Монтессори (биография не раз это подчеркивает), влияние ее родителей и, конечно, незаурядные интеллектуальные способности сломали принятую в обществе систему. Она была принята. Здесь, в технической школе, Марии постоянно приходилось доказывать свое право на обучение среди юношей. Этот факт стал одним из решающих в ее стремлении бороться за права женщин и тех людей, с кем общество не считается.
Увлечение естественными науками в гимназии и желание быть полезной обществу сказались на выборе профессии, который сделала Мария Монтессори. Биография свидетельствует, что этот выбор дался нелегко. Она решила стать инженером, тогда как родители склонялись к педагогической деятельности. В 1890 году ее приняли на факультет математики и естественных наук Римского Университета. Однако ее увлекла медицина. Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу. На медицинский факультет не брали девушек. Но ее настойчивость и знания, авторитет семьи позволили Марии поступить в 1892 году в Римский Университет и окончить в нем медицинский факультет, став первой женщиной в истории Италии, получившей профессию врача
Начало педагогической деятельности
Биография Марии Монтессори повествует о том, что еще с последних лет обучения Мария была ассистентом в больнице, а с 1896 года, после защиты диссертации по психиатрии, стала заниматься практикой в клинике. В соответствии с профилем клиники ей предстояло изучать и лечить умственно отсталых детей, которых обычные учителя признали необучаемыми. Первый визит к своим подопечным глубоко потряс молодого врача: нянечка, ухаживавшая за детьми, пожаловалась, что дети все ломают и портят в палате, где они находятся. даже хлеб, который им выдают, они вначале используют для игры, катая его в виде шариков по грязному полу. Монтессори увидела перед собой голодных и неопрятных детей, которые бесцельно слонялись по палате, где, кроме кроватей, ничего не было. Ей стало ясно, что дети не безнадежны и обладают огромной жаждой деятельности, преобладающей даже над чувством голода, заставляя детей играть со всем, что бы к ним ни попадало. Она помогала детям, принося для них лакомства и игрушки. Однако ей не давала покоя мысль о том, что эти дети нуждаются не столько в лечении, сколько в обучении. Монтессори понимала, что этих детей надо учить и воспитывать как-то по-другому, но как — она не знала. Книга французского врача и педагога Э. Сегена, который уже к середине ХIХ в. разработал и реализовал в практике работы своей школы принципы и специальные педагогические технологии воспитания и обучения умственно отсталых детей, помогла ей найти ключ к педагогической работе с этими детьми. Монтессори заинтересовала не только его концепция воспитания, но и набор дидактического материала для развития мышления умственно отсталых детей. Этот материал стал для нее той отправной точкой в разработке до мельчайших деталей продуманной и обоснованной системы, которую она создавала и совершенствовала на протяжении более пятидесяти лет в практике работы с детьми; системы, которая содержала тот всемирно знаменитый, ставший классическим набор Монтессори-материалов. Однако суть педагогики М. Монтессори не только и не столько в дидактическом материале, сколько в целостной педагогической системе, которую она создала. Успехи в обучении умственно отсталых детей в психиатрической клинике, которое проводила Монтессори, стали сенсацией. На публичном экзамене ее подопечные показали удивившие всех хорошие результаты, а по письму и орфографии эти дети не отличались от обычных школьников.
«Применение метода М.Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогика Монтессори – замечательный пример свободного воспитания.Идеально подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Изначально Мария Монтессори разработала и использовала свою систему для обучения детей с умственной отсталостью. Как показывает практика, эти дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори — классе и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью.
Задачи (при проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ по методу Монтессори)
Формирование ориентировочных реакций,
Развитие движений руки и действий с предметами,
Формирование сенсорных и математических представлений.
Эмоциональное благополучие и социальная адаптация.
Основополагающий девиз методики Монтессори — «Помоги мне это сделать самому».
У ребенка, считает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.
Обучать ребенка в Монтессори – классе – это значит:
создать развивающую среду;
наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;
создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.
Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка.
После выдающихся результатов, которые показали ее ученики, Мария стала известна широкой общественности. Правительство открыло Ортофренический институт, который возглавляла Мария Монтессори. С 1901 года Монтессори обучалась на философском факультете, параллельно занимаясь практикой в школах, где она приводила эксперименты и делала наблюдения. Мария видела, в каких условиях обучаются дети в общеобразовательной школе: не приспособленные для обучения аудитории, жесткая дисциплина, отсутствие стремления к всестороннему развитию учеников. Ее поражало то, как растут дети с ограниченными возможностями: полное отсутствие образовательного процесса, а воспитание сводилось к насилию. Мария поняла, что обществу пора стать гуманнее и просвещеннее. И в 1907 году свою первую школу — «Дом ребенка» — открыла Мария Монтессори.
Биография и деятельность последующих лет жизни направлены на разработку и усовершенствование методики развивающего обучения.
Первый учебный семинар международного уровня, который посетило несколько десятков учителей, Монтессори провела в 1909 году. К этому же периоду относится издание ее первой книги о методах работы с детьми в «Доме ребенка». Мария постоянно совершенствовала методику и регулярно проводила обучающие курсы для педагогов со всего мира. Результативность принципов работы Монтессори остается признанной и в современных школах и развивающих центрах.
Основополагающие принципы педагогической системы Монтессори
для совершенствования образования детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Антропологический принцип Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.
Принцип условий свободы развития ребенка Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори:«Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» — для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.
Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во- первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.
Принцип концентрации внимания Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста. Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. «Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружении е в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», — писала М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».
Принцип специально подготовленной обучающей среды При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося. Свойства и качества Монтессори-материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений. Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности., преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму — письмом, чтению — чтением, рисованию — рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитивного периода. Косвенная подготовка ребенка к письму и чтению начинается уже в три года, и дидактический материал служит прежде всего тому, чтобы «сообщать умственный порядок» в соответствии с развитием ребенка. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале. Для ребенка Монтессори-материалы — это «ключ к миру», благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, «материал… должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обладать всем миром и его культурой».
Принцип сензитивности Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитивный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков. Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.
Принцип ограничения и порядка Нарушение порядка и восстановление его — сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2—3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем. Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов. Единственность каждого компонента дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.
Принцип особого места педагога в системе образования Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью. Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим <образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не на словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекает значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.
Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции.
Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития). Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности. В психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития комплекса неполноценности («У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту — научусь»). Оценивание ребенка осуществляется исключительно в личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями), что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.
Система М. Монтессори.
Фамилию Монтессори знают сегодня не только педагоги, но и многие родители. Учиться в образовательных учреждениях по системе Монтессори стремятся многие. Ее поклонников не становится меньше, хоть эта концепция далеко не современная.Итальянка Мария Монтессори во многом опередила своё время, она стала новатором, уникальным педагогом. Она изменила судьбы многих детей. В своей стране она стала первой женщиной-врачом, которая не просто лечила умственно отсталых детей, она давала им огромный шанс на полноценную жизнь. Эта талантливая женщина обнаружила взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речью. Она придумала множество упражнений и игр, где дети познавали мир тактильно, через ощущения. Чем качественнее они это делали, тем лучше начинали говорить. Удивительно, но дети с диагнозами-приговорами обучались читать, писать и изъясняться. Эти результаты и стали поводом для создания новой системы обучения.
В чём суть системы? Главный принцип учения Монтессори — индивидуальный путь развития ребёнка. Дети не сравниваются, их успехи не приравниваются к каким- то нормам и показателям. По системе Монтессори — каждый ребёнок развивается по-своему, среда его развития специально подготовлена. Педагог должен помочь ребёнку максимально выявить свой потенциал. По сути, педагог выступает в роли катализатора процесса развития, у него нет явной управляющей функции. Главный девиз системы звучит так: «Помоги мне сделать самому». Многим симпатична эта система, так как в ней ярко выражен принцип самокоррекции. Ребёнок не ждёт реакции учителя на свою работу, он учится распознавать свои ошибки сам.
Роль учителя. Система Монтессори кардинально отличается от других обучающих систем позицией педагога. Учитель является помощником, который учит принципам работы, наблюдает за результатами. Но он не диктует темп работы, не навязывает своих требований. Ребёнок действует так, как удобно ему. Самостоятельность – одна из основных ценностей системы.
При этом надо понимать, что учитель не сторонний наблюдатель, которого дети могу игнорировать. Педагог учит работать с дидактическим материалом, показывает схему действий, которой потом будут придерживаться дети. Но задание они выбирают себе сами, равно как и темп работы.
Дидактический материал. Это основной инструментарий системы. Монтессори создала принципиально новый дидактический материал, в который входят самые различные предметы: цилиндры, вкладыши, кубики, рамки для застёгивания пуговиц и шнуровки, рамки с гнёздами, зёрна и т.д. Дети не только работают над развитием тактильных ощущений, но и тренируют самоконтроль. Действует принцип: у тебя не получится желаемый результат, пока ты не сделаешь всё правильно. И дети видят свои ошибки, делают новые попытки, пока не получится. Таким образом, Монтессори показывает, что основа обучения – это развитие сенсорики. Чтобы тренировка органов чувств была наиболее эффективной, система предлагает все отвлекающие моменты ликвидировать. То есть, если идёт упражнение на развитие осязания, ребёнку завязывают глаза. Монтессори не придерживается сложных форм обучения – либо индивидуальные занятия, либо простой урок. Считается, что нагромождение «лишних» знаний и череды упражнений на уроке отвлекает детей от основного материала.
Климат занятий. Никаких парт! Монтессори отвергает такие привычные нам правила, как учёба за партой, сдержанность и дисциплина в классе. Дети могут сидеть на коврике, или работать за своим столиком. Это раскрепощает ребёнка, создает необходимое личное пространство. Случается, что не хватает на каждого ребёнка дидактических материалов, тогда детям предлагается договориться. То есть, за них не решают, перед ними ставят проблему, которую они должны решить сами. И это тоже неслучайно: предполагается, что так дети учатся общаться, становятся более контактными и социализированными. Кстати, и группы здесь разновозрастные. Это тоже задумано в угоду навыкам общения и взаимопомощи: старшие помогают младшим, младшие учатся слушать. Так климат на занятиях системы напоминает семейную атмосферу: здесь у каждого есть личное пространство, ценится раскрепощённость и лёгкость, поддерживаются ровные добрые отношения между участниками учебного процесса.
Связь с реальностью. Упражнения на этих занятиях имеют практическую направленность. Дети учатся обслуживать себя и делать то, что зачастую за них делают родители. Они шнуруют ботинки, застёгивают пуговицы, сервируют стол, чистят овощи. При этом никто не делает это синхронно с ними, учитель говорит, что ты и сам можешь справиться. Как видим, навыки самостоятельности проскальзывают здесь во всём. Приверженцы системы считают, что благодаря этому из учеников вырастут цельные свободные личности, которые не боятся и умеют принимать решения, открыты новым знаниям и социально активны.
Языковое развитие. И даже языковое развитие не обходится без сенсорноориентированных упражнение: ребёнок рисует буквы в мелкой крупе, обводит шершавые символы, учится ощущению определённой фактуры и распознаванию буквы. Широко используется такой инструментарий, как подвижный алфавит.
Математическое развитие. Здесь работает принцип подготовленной среды: ребёнок живёт и работает в той зоне, где всё готово к обучению — его счёту, арифметическим действиям, разным математическим операциям и д.р. Знания приходят не абстрактно, они связаны с практическими нуждами.
Сензитивные периоды. Сензитивными называются периоды, благоприятные для развития тех или иных навыков. То есть можно рассчитать, в каком возрасте учить ребёнка рисовать, а в каком – музицировать. Например, с двух до четырёх лет нужно учить ребёнка аккуратности, стремлению к порядку. С двух с половиной лет и до шести лучше усваиваются нормы поведения в обществе. Музыкальное развитие оптимально в возрасте с двух до шести лет, двигательное – от рождения до трёх с половиной лет.
Плюсы и минусы системы Монтессори. Основные преимущества системы: индивидуальный путь развития ребёнка, предоставление свободы выбора действий и заданий, практическая направленность заданий, социализация. К минусам относят недостаточное внимание к игре как к основной форме развития дошкольников, недооценку роли педагога, противопоставление сенсорики всему остальному (умственному и речевому развитию).
Сегодня система Монтессори действует не только в дошкольных учреждениях, фрагментарно она присутствует во многих школах.
Специальная педагогика и педагогика
сообразуется с принципами и технологиями специальной педагогики. Установлено, что интеграция особенно успешно реализуется в условиях Монтессори-класса или группы. Действительно, возможность каждого ребенка осваивать образовательную программу в условиях «индивидуального образовательного маршрута» позволяет объединять вместе нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности со всеми вытекающими отсюда комфортными для каждого условиями обучения, формирования социальных навыков и дружелюбного отношения между детьми, оказания учителем индивидуальной помощи тем, кто более других в ней нуждается, возможности для каждого ребенка повторять и закреплять материал так долго, как это ему необходимо. Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение. 10 развивающих игр по методике Монтессори
1. «Бумажные шарики и улитки» Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание — открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки — кому как нравится!
2. «Веселые прищепки» Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.
3. «Коробочка с тканями» Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
4. «Больше и меньше» Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
5. «Цветные дорожки» Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
6. «Разложим по порядку» высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
7. Игра c цветами Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра «Больше и меньше» Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра «Мытье посуды» Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью.
10.Игра «Уборка» Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.
Большое значение имеет и общность конечных целей Монтессори-педагогики и специальной педагогики: воспитание самостоятельного, независимого, социально активного и социально адаптированного человека, овладевшего навыками самостоятельного освоения культуры, использующего их в целях саморазвития и гармонизации окружающей его жизни. Опыт интегрированного обучения детей в Германии (г. Мюнхен) показал, что в одной группе детского сада может находиться до б детей с различными отклонениями в развитии. Дети помогают друг другу, и через эту помощь стимулируется их самостоятельность. Например, ребенок с нарушением интеллекта катит кресло-коляску с ребенком, имеющим нарушение опорно-двигательной системы, глухой ребенок помогает слабовидящему ориентироваться в окружающей среде и т. п. Так как нет традиционных одновозрастных групп, на первый план здесь выходят социальные обучающие процессы между «опытными» и «неопытными» членами детского коллектива. Опыт интегрированного обучения и воспитания обычных детей, детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и одаренных детей в Мюнхене (Германия) и Дубне (Россия) показал успешность и благотворность такого содружества не только для детей с отклонениями в развитии, но и для обычных, и для одаренных детей.
Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори-педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в процессе экзаменов, контрольных работ, в различных жизненных нестандартных ситуациях в отличие от их сверстников, обучающихся в условиях обычной специальной школы. Дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в условиях Монтессори-педагогики, значительно опережают в интеллектуальном отношении своих сверстников., показывают высокий уровень концентрации внимания, весьма активны, чувствуют себя уверенны Они показывают также почти одинаковые с обычными детьми результаты в концентрации внимания. Значительные различия были обнаружены при исследовании самооценки детей. Бывшие ученики Монтессори-школ, включая и детей с отклонениями в развитии, практически не обнаруживали заниженной самооценки.
. Собственной семьи Мария так и создала. Ее сердце было отдано врачу, с которым она работала в психиатрической клинике, занимаясь параллельно с особенными детьми. У них в 1898 году родился мальчик, которого молодые отдали на воспитание в простую семью. Это случилось потому, что Монтессори ничего не смогла противопоставить обществу, где резко осуждалось рождение детей вне брака. На решение Марии повлияла семья ее спутника — знатнейший род в Италии Монтессано-Арагон и клятва вечной сердечной близости, которую дали друг другу Мария и Джузеппе. Марио Монтессори Марио, сын Марии Монтессори, биография которого не менее интересна, не держал обиды на мать и в возрасте 15 лет стал жить с ней. Он также обладал незаурядным умом, всерьез относился к трудам своей матери, помогал ей, брал на себя организационные моменты ее деятельности. Современники утверждают, что Мария представляла Марио в обществе как родственника, и лишь в конце жизни заявила о том, что он ее сын. Вместе они сделали многое для мирового образования: организовывали семинары и курсы, выступали на конференциях, занимались практической деятельностью, открывали школы. Марио удалось стать достойным преемником. В переломные моменты он был рядом. Когда власти на родине их стали игнорировать и выживать, вынуждены были вместе мигрировать в Индию мать и сын, Марио и Мария Монтессори. Биография (смерть забрала Марию на 82 году жизни) повествует о том, что Марио продолжил дело Монтессори после ухода матери из жизни. Сам Марио оставил начатое Марией Монтессори дело своей дочери Ренильде. Она продолжила распространение методики Монтессори по всему миру. Именно ей удалось внедрить данную педагогику в России в 1998 году.
Метод Монтессори .
Помочь ребенку сделать самому — основной девиз всей методики Монтессори. Она заключается в идее не принуждать его к действиям, не навязывать свое представление об окружающем, не трогать ребенка, если он отдыхает или наблюдает. Взрослый или педагог являются наблюдателями за деятельностью ребенка. Они направляют его, терпеливо ждут исходящей от ребенка инициативы. Педагог тщательно подходит к оформлению среды, в которой будет находиться ребенок: все в ней должно быть направлено на развитие сенсорики. Важным фактором общения с детьми, по методике Монтессори, является уважительное и вежливое отношение. Любовь к детям и педагогической деятельности Мария выразила в своих книгах, некоторые фразы из которых стали афоризмами. Суть их заключается в следующем: ребенка обучает среда, окружающие его люди, их поведение, их отношение друг к другу и к ребенку. Проявление лучших человеческих качеств при общении с ребенком — это зерно, посеяв которое, собираешь ценные плоды в будущем.
В Рязани много частных детских садов, которые работают по методике Монтессори, Их девиз: «Я люблю Монтессори»
.