Монтессори сенсорное развитие: Рабочая программа: Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори – «Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»

Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие для детей 2 — 4 лет

В любом учебнике по дошкольной педагогике можно легко отыскать раздел о важности сенсорного развития ребёнка. Многие серьёзные исследования посвящены тому, как сенсорное воспитание способствует развитию интеллекта, но мало кто пишет, какие конкретные упражнения помогают это делать. Только Мария Монтессори ещё в начале прошлого века не только поняла важность этой проблемы и даже выделила особый сензитивный (наибольшей восприимчивости) период сенсорного развития, но и разработала специальный материал, который должен удовлетворить естественную потребность ребёнка в сенсорном развитии.

Задача специального материала Монтессори в том, чтобы помочь достичь более высокого уровня развития чувств, поощрить, расширить и организовать его опыт, научить детей классифицировать. Этот внешне простой навык особенно остро необходим ребёнку для построения интеллекта и развития его творческих возможностей.

Идеи и методы Монтессори завоевали весь мир. Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека – самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства, тонко чувствующего окружающий мир и умеющего находить в нём свое место. Формирование всех этих качеств происходит уже в раннем детстве.

Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.

В этой книге рассказывается о том, как и с помощью каких упражнений можно познакомить ребенка с сенсорными эталонами, используя методику итальянского педагога Марии Монтессори. Безусловно, эти упражнения не смогут заменить серьезную работу малыша в специальной развивающей среде с Монтессори-учителем, а только приоткроют мир этой особой педагогической системы.

В этой книге классический дидактический материал сознательно упрощён и приближен к домашним возможностям. Тем не менее внимание сосредоточено на том, чтобы не растерять дидактические задачи и придерживаться ряда важных принципов работы, принятых в системе М. Монтессори.

Занятия по методике Монтессори требуют активного родительского участия: нужно готовить пособия (материал) к урокам, научиться четко и коротко рассказывать, как работать с этим материалом (это называется презентацией). А, главное, научиться слышать своего ребенка и уважать его устремления.

Статья (младшая группа) по теме: Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Работа родительского клуба «Капелька» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, педагоги  ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Практическая значимость работы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

В работе семейного клуба «Капелька» основываемся и широко используем методику Марии Монтессори в развитии детей раннего возраста.

Педагогика Монтессори — замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Основная задача педагогов, действующих по этой системе – организация развивающей предметно-игровой среды..

 Актуальность и практическая значимость  Монтессори — системы состоит в следующем:

— эта система предоставляет ребенку свободу выбора;

— позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

— использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные  монтессори-материалы развивающего и исследовательского характера;

— помогает педагогу и родителю понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится;

— помогает раскрытию  потенциала каждого ребенка.

Благодаря обучению по методике Монтессори,  дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которые занимаются по системе Монтессори,  становятся более самостоятельными и лучше приспособлеными к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка. Ниже представлены несколько примеров игр совместно с родителями.

 «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

«Была лужа – и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду – собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Готовим лекарства»

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов с помощью элементов системы Марии Монтессори»

автор: Игнатова Татьяна Игоревна

МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов с помощью элементов системы Марии Монтессори»

 

«Главная цель воспитания, заключается в том,

чтобы привести человека в прямое общение

с внешним миром».

М.Монтессори

 

Основные принципы методики Монтессори

Ребёнок развивается с самого рождения: каждый день он изучает новую информацию, знакомится с окружающим миром и познаёт себя. 

В 1907 году итальянский педагог и врач Мария Монтессори придумала свою авторскую методику, которая помогала малышам саморазвиваться. Сначала она опробовала свои разработки с умственно отсталыми детьми. Через некоторое время её подопечные выиграли на школьной олимпиаде, в которой принимали участие наравне со сверстниками с обычным уровнем развития. Это была настоящая сенсация, после которой методика начала совершенствоваться и адаптироваться под нужды здоровых деток.

Система Монтессори основана на нескольких принципах, базовыми из которых являются построение процесса обучения в игровой форме и самостоятельное принятие решения ребёнком. Ребенок должен стремиться выполнить задания сам, причём какие это будут занятия, сколько они будут длиться по времени, в какой форме проходить, он тоже выберет по своему усмотрению. Взрослые не вмешиваются в процесс развития, а только помогают, создавая необходимое пространство, где кроха занимается.

Заниматься по своей методике педагог рекомендовала с трёх лет, но сегодня программа адаптирована для детей с первых месяцев жизни. Например, бизиборды, придуманные Марией Монтессори. Их сделали в виде мягких ковриков или книжек, и малыши с удовольствием рассматривают и изучают такие развивающие материалы.

Однако только на четвёртом году жизни ребёнок начинает принимать самостоятельные решения и пытается выполнить определённые задания сам без помощи взрослых. До этого возраста малыш занимается с родителями, которые помогают ему освоить навыки.

Заниматься по методике Монтессори можно до 12 лет

Главные составляющие элементы системы

Изучая поведение детей, Мария Монтессори выделила три основных составляющих, благодаря которым происходит гармоничное развитие ребёнка. Самый главный элемент — специальная окружающая среда, которая разделена на отдельные зоны.

  1. Практическая. Малыши учатся повседневным навыкам, которые пригодятся им в жизни. Например: игры со шнуровкой, липучками и молниями, пуговицами. Более старшие дети, играя с куклами, раздевают и одевают их, застёгивая одежду. Если им интересно подмести пол, расставить предметы на столе в определённом порядке или полить цветы — это только приветствуется и разрешается.
  2. Сенсорная. С помощью специальных материалов, например, развивающих досок, деревянных игрушек, мягких подушечек с разным наполнителем внутри, ребёнок развивает мелкую моторику через тактильные ощущения. Развивающие игрушки отличаются по цвету, форме, весу — это позволяет малышу изучать разную информацию, тренировать память и мышление. Благодаря деревянным пазлам, пирамидам и вкладышам улучшается координация движений и появляется терпение.
  3. Языковая. В этой зоне представлены пособия для изучения чтения и письма. Это могут быть карточки с буквами, бизиборды, на которых можно составить слова. С помощью этих материалов в игровой форме дети быстрее запоминают алфавит, учатся складывать слоги и читать.
  4. Математическая. Здесь ребёнок знакомится с цифрами и геометрическими фигурами, развивает мышление, терпение и логику.
  5. Природная. Эта зона расскажет все об окружающем мире. Малыши начинают изучать животных, растения и природные явления. Дети старшего дошкольного возраста и школьники узнают информацию о других странах, обычаях и культуре людей на планете.
  6. Творческая. Здесь дети рисуют, занимаются аппликацией, развивают свои творческие способности.

Вторая составляющая — это организация процесса развития ребёнка. Несмотря на то что он самостоятельно выбирает вид деятельности, сам процесс построен на порядке и правилах.

Дети разного возраста занимаются вместе, поэтому их учат проявлять уважение друг к другу. Если кто-то взял игру или другой материал раньше, нельзя его забирать, а нужно подождать своей очереди. Старшие показывают младшим, показывают как выполнять то или иное задание.

Игровая форма занятия — это всё равно занятие, поэтому вести себя нужно соответственно. Нельзя кричать, шуметь. Зато ходить по комнате, бегать разрешается, если эти действия не мешают обучающему процессу других детей.

Каждая зона должна быть в порядке: все материалы и игры, с которыми занимался малыш, он сам должен отнести на место.

Всю работу ребёнок выполняет сам. Его никогда не критикуют, но и не хвалят. Если всё сделано правильно, педагог только констатирует факт, что задание выполнено.

Третья составляющая — педагог. До трёх лет с малышом занимается мама. Она знакомит его с новыми игрушками, вещами и навыками. Важно помнить, что роль учителя в методике Монтессори заключается в наблюдении. Если вы купили ребёнку новую игрушку, пусть он сам разберётся, что с ней делать, не нужно ему подсказывать или говорить, как надо. То же самое касается и занятий в группе для детей после трёх лет. Взрослый только наблюдает и смотрит за порядком, но не заставляет выполнить то или иное задание и не помогает.

Монтессори-материалы

Метод Монтессори позволяет познавать мир в практической деятельности. Ребенок испытывает радость потому, что делает то, что хочет делать.

Помогают ему в этом специально разработанные Монтессори-материалы. Они привлекательны, просты в применении, соответствуют возрасту ребенка. Изготовлены из экологически чистых продуктов (дерево, натуральные ткани) и гипоаллергенных красителей. Они просты, приспособлены для малышей, красочные.

Например, розовая башня, коричневая лестница, яркие геометрические тела, красные штанги. Каждая направлена на изучение конкретной функции.

Развитие сенсорики

Рамки с застежками – материал представляет собой рамку с пуговицами, крючками, пряжками, шнурками и молниями. Занимаясь с этими предметами, дети обучаются элементарному навыку, необходимому для одевания.

Коричневая лестница – благодаря работе с лестницей ребенок узнает такие понятия как тонкий и толстый, самый толстый, еще толще и так далее.

Розовая башня – знакомит детей с понятиями маленький, большой, больше, самый большой и так далее. Красные штанги – знакомят детей с понятиями длинный, короткий, длиннее, короче и так далее.

Развитие речи

Развитию речи ребенка способствуют шершавые буквы (вырезанные из бархатной или песчаной бумаги). Благодаря таким трафаретам дети знакомятся с очертаниями букв через прикосновение и лучше ассоциируют графическое изображение буквы с тем звуком, которое она обозначает.

Металлические вкладки представляют собой десять вкладок разной геометрической формы. Дети могут манипулировать вкладками по собственному желанию, одновременно изучая контуры фигур, подготавливая руки и глаза к письму.

Развитие математических способностей

Красно-синие штанги – методический материал представляет собой 10 штанг, каждая из которых разделена на красную и синюю часть. С помощью штанг дети осваивают элементарный счет и операции сложения-вычитания, умножения-деления.

Коробка с веретенами – это две коробки, в которых расположены десять пронумерованных секций – от 0 до 9. Размещая то или иное количество веретен, ребенок обучается счету и понятию количества. Геометрические тела – помогают ребенку зрительно и на ощупь различать геометрические формы. Дидактический материал включает в себя шар, куб, цилиндр, четырехугольную пирамиду, эллипсоид, конус и треугольную, прямоугольную призму.

Монтессори-материалы в домашних условиях

Многие Монтессори-материалы возможно сделать и в домашних условиях, затрачивая на них не большое количество средств.

Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности детей. Нужно найти по тактильным ощущением, где находятся два мешочка с одинаковым наполнителем. Таких пар может быть большое количество в зависимости от наполнителя (крупы, мелкие предметы, мягкие наполнители). Для подкрепления зрительного анализатора хорошо использовать картинки того самого наполнителя мешочка или же сам наполнитель в реальности.

Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности детей. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек. Например, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание. Наполнение банок различное: в одних – горох, в других – пшено, в третьих – пуговицы и т.д. Возможны различные варианты оформления оборудования игры. Один вариант, когда все баночки одинаковые, т.е. одного цвета, выделяются 2-3 одинаковых по звучанию, другой – в парах баночек выделяется общий цвет, а третий – все банки абсолютно различные, такие виды оформления являются способом усложнения игры. Вариант когда из банок возможно выделить пару по цвету – у детей также развивает и закрепляет зрительное восприятие цвета.

Сенсорные коробки могут иметь абсолютно любой наполнитель – опилки, песок, крупы, гидрогель, вода. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат. Помимо наполнителя можно использовать различные «инструменты» для манипулирования – ложки, лопатки, пинцеты, воронка, сито, половник, грабли и пр. Предметы в каждую коробочку можно собрать по какому-либо принципу: цвету, фактуре (например, все из ткани или из дерева) или форме (коробочку с мячиками). Задания, которые можно давать ребенку – безграничны. Можно сортировать диких и домашних животных, откапывать клад с помощью сита или пинцета, рисовать в сенсорных коробках, сортировать предметы по цвету в разные баночки, вылавливать из воды с помощью половника, ложки или сита различные предметы.

 

Следующее упражнение предназначено для того, чтобы научить ребенка шнуровать обувь. Почти век назад Монтессори давала детям небольшие кусочки кожи с проделанными в них дырочками и маленькие шнурки, которые дети протягивали в дырочки. Сегодня для таких занятий можно купить специальный набор «игра-шнуровка», который состоит из разноцветных шнурков и пуговиц или «куска сыра». Такие игры развивают у детей сенсомоторную координацию, а также моторику рук. Кроме того, развивается ориентирование в пространстве, понимание слов «вниз», «вверх», «слева», «справа». Играя в такие игры для детей, ребенок учиться шнуровать, завязывать шнурок на бантик. Шнурование является уникальным способом, благодаря которому у детей развивается усидчивость, моторика, трудолюбие, координация, внимательность.

 

Материалы для различения запахов. Коробочки или баночки, наполненные пахнущими веществами. Такие баночки можно наполнить либо самими предметами с запахом, либо положить в баночку вату, смоченную эфирным маслом. Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек. Желательно, чтобы каждый предмет с запахом должен быть перед ребенком, чтобы он мог визуализировать запах.

 

Сенсорные дощечки. На дочечки, картонки или крышки приклеиваются различные материалы (вата, наждачка, макароны, пуговицы и пр.). Задаче детей – найти попарно каждую карточку, основываясь лишь на тактильных ощущениях. Можно данные дощечки использовать для такой игры как мемо.

 

Для развития кисти рук и пальцев, полезно играть в игры с крупами, такими как рис, гречка, фасоль, манка, горох. Крупы можно пересыпать из одной тарелки в другую,  пересыпать через воронку. Кроме того, можно смешать несколько круп вместе, например, рис, гречку и горох.

Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори.

Для того чтобы ребенок запомнил буквы, Монтессори предлагает следующее упражнение – шершавые буквы. Для этого согласные буквы следует вырезать из наждачной бумаги, а гласные буквы из цветного, бархатного картона. Ребенок должен провести указательным и средним пальцами по буквам, как будто он их пишет. Также существуют и шершавые цифры.

 

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

 

 

Статья по развитию речи (младшая группа) по теме: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

Материалы научно-практической конференции.

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

Шпаренкова Л.Н.

МДОУ детский сад № 45 «Ручеек»  г. Коломна

В период раннего детства важно и нужно развивать те умения и навыки, которые потребуются ребенку позже, при овладении навыков письма, формировании правильной речи, для развития мышления, воспитания чувств. Эти умения можно формировать в ходе разнообразных игр и упражнений, в которых происходит накопление двигательного и чувственного опыта, развивается мелкая моторика, активизируется речь.

В своей практике мы используем элементы игр и занятий методики Марии Монтессори — педагогики, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям.

Главная задача системной работы включает:

  1. актуальное движение ребенка в развитии;
  2. косвенная подготовка к дальнейшему обучению.

В реализации поставленных задач используем прием Марии Монтессори «трехступенчатый урок», имеющий следующую структуру:

1.        Ступень знания.

Название предмета, его свойств или качеств. Взрослый говорит, ребенок слушает и смотрит «Это красный…»

2.        Уровень опыта.

Здесь    ребенок    практически    учится,    получая    задания:    «Дай    мне красный…» Самая длительная ступень, так как идет усвоение материала.

3.        Проверка переданных знаний, их усвоения.

Вопросы   взрослого:   «Какой   это?»   Ребенок   отвечает,   а   не   только показывает.

Наш материал для работы упрощен и приближен к нашим возможностям. Материал — это то, что можно потрогать, поэкспериментировать. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые мы и используем в своих занятиях. В своей работе используем упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает движение руки.

Для успеха дела стараемся соблюдать основные правила работы, принятые в системе М. Монтессори:

  1. занятия проводим в одном и том же месте, тем самым приучая ребенка к
    порядку;
  2. во время показа используем минимум слов и движений, давая малышу
    возможность самому делать открытия, изучать свойства предметов;
  3. для выработки навыков самодисциплины поощряем уборку на рабочем
    месте;
  4. каждый    материал    имеем    в    одном    количестве,    что    провоцирует
    социальные контакты;
  5. стараемся быть терпеливыми, потому что трехлетнему ребенку нелегко
    выполнять то, с чем быстро справится взрослый;
  6. наша   основная   роль   —   наблюдать,   ведь   основной   девиз   методики
    «Помоги мне это сделать самому!»

Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, растет самостоятельным и способным проявлять инициативу.

Приложение

Перспективный   план  развивающих   игр  

 «Слышу,   вижу,   чувствую»    М. Монтессори

Ноябрь

1.Упражнение с матрешкой.

2. Ходьба по кругу.

3.  Упражнение в тишине.

Декабрь

  1. Солнышко свети (прищепки).
  2. Собираем ягоды (скрепки).
  3. Посыплем дорожки (крупа).
  4. Разложим по порядку (цвет).
  5. Рисуем пальцем по манке.

Январь

  1. Разложи по тарелочкам (фасоль, горох).
  2. Разложи по порядку (крупа, мозаика).
  3. Тает льдинка (опыт).
  4. Переливание воды (лейка, банки).

Февраль

  1. Найди такую же коробочку (слуховое развитие).
  2. Наливание воды в бутылочки (металлофон).
  3. Найди пару табличке (цвет).

Март

  1. Знакомство с понятиями гладкий — шершавый.
  2. Найди пару табличке (основные, дополнительные цвета).
  3. Уточнение тактильных ощущений (ткань).
  4. Вылови из воды (сито, мелкие игрушки).

Апрель

  1. Развитие  тактильных  ощущений   и  чувства объема (различные  виды
    орехов, мелкие предметы).
  1. Волшебное сито (просеять манку, рис).
  2. Пересыпаем ложкой.
  3. Найди такую же по вкусу.
  4. Найди такой же запах.

Май

  1. Собери грибы (щетка, совок).
  2. Штриховка (рамки, карандаш).
  3. Винтик, еще винтик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *