Монтессори недостатки системы: Плюсы и минусы системы Монтессори, за и против. – Методика Монтессори. Достоинства и недостатки

Содержание

Методика Монтессори. Достоинства и недостатки

Одной из наиболее известных систем по раннему развитию ребенка является система Марии Монтессори. За её методикой закрепилось название средовой, поскольку раннее развитие детей определяется специально созданной и подготовленной развивающей средой. Ребёнок фактически самостоятельно разрабатывает свою программу обучения в развивающей среде, решает чем и когда он будет заниматься.

Суть методики Монтессори

Основным принципом методики Монтессори является разбиение развивающей среды на тематические зоны с подобранным материалом, всего в количестве пяти зон:

1. зона практической жизни, где ребёнок приобретает практические бытовые навыки (стирка, глажка, нарезание салата и другое)

2. зона сенсорного развития, где ребёнок учится отличать предметы по характерным признакам, развивает своё восприятие окружающего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, тактильных ощущений.

3. математическая зона помогает ребёнку в освоении математических операций, даёт понятие количества, связывает количество и символ.

4. языковая зона для обучения ребёнка навыкам чтения и письма.

5. «космическая» зона помогает ребёнку составить своё понимание окружающего мира, связи явлений и предметов, истории и культуры.

Особенностью системы Монтессори является отсутствие деления групп по возрастному принципу, в каждой группе занимающиеся дети имеют разный возраст. При этом дети сами обучают своих соседей по группе.
Бесспорный плюс системы Монтессори – создание обучающей среды,в которой взрослый лишь направляет и помогает ребенку самостоятельно развиваться.

Недостатки методики Монтессори

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.
В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.
Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные “для развития” методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка “особого” – значительно отличаются.

Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью – на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?
В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её – дать детям пространство для развития.
В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного. Но не делайте акцент только на эту методику в развитии вашего ребенка, старайтесь сочетать её с другими занятиями и системами развития, например, с элементами системы Домана.

Читайте также:

Методика Марии Монтессори. — mama.ua

6 марта 2017 г. 10:33

В наше время популярна теория о том, что ребенок намного мудрее своих родителей и он сам способен выбрать, чем ему заниматься и каким способом развиваться. А взрослые, как правило, мешают этому естественному процессу. Но на самом ли деле это так?

Школа Монтессори

Мария Монтессори – известнейшая среди педагогов личность, итальянский врач и педагог, в начале ХХ века разработавшая уникальную в своем роде методику развития и воспитания ребенка.Монтессори длительное время работала в детской психиатрической клинике, что дало ей возможность на основе своих наблюдений определить основные принципы гармоничного развития личности ребенка в разные периоды его жизни. На основе принципов методики Монтессори построено воспитание детей в детских садах и центрах раннего развития почти 80 стран мира.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Развивающая комната для ребенка

СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори была убеждена в том, что самый важный период развития человека – с рождения и до шести лет, так как именно в это время формируется его интеллект и психика. Именно поэтому важно не мешать естественному развитию, а, наоборот, всячески помогать и предоставлять любые средства для самопоиска малыша.

Школа Монтессори: Киев и другие города Украины оценили

Садик Монтессори — место, где методику применяют профессионалы

Вся идеология методики Монтессори основана на обращении к индивидуальности ребенка, его самобытности, уникальности характера и способностей. Одним из важнейших принципов воспитания детей считается их самостоятельность. Фактически, малыш сам выбирает себе средства для своего развития и способы реализации своих естественных задатков. Родители или педагог призваны, наблюдая, помогать, не вмешиваясь и не решая, чем кроха будет играть, что можно, а чего нельзя, что ему рано или не подходит по какой-то причине. Все, что ребенку интересно, родители должны брать во внимание. Это можно преподнести как игру, которая приносит удовольствие и маме, и папе, и ребенку.

Цель развития по системе Монтессори – вовсе не сделать из ребенка маленького Эйнштейна, легко оперирующего цифрами и формулами, а воспитать человека, которому интересен сам процесс самообразования, который стремится знать и понимать, учиться и познавать новое. Понятное дело, имея такие качества, человек не может не достигнуть успеха в жизни.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Какую методику раннего развития выбрать?

МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ

Согласно теории Монтессори, самое лучшее и самое правильное, что должен сделать взрослый для ребенка, – создать благоприятную для развития среду, но не больше, причем имеется в виду не что-то абстрактное, а конкретное пространство, в котором малыш сможет учиться всему новому. Как оно должно выглядеть?

доска монтессори

Игрушки, доски и вкладыши Монтессори — материалы для развития ребенка в процессе игры

Это должны быть несколько зон в комнате, в одной из которых ребенок будет развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику (рамки с крючками, бантиками, пуговичками, застежками и т.д.), в другой – учиться самообслуживанию, играя, например, с игрушечными бытовыми приборами и инструментами, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, внимательность (кубики и цилиндры, сортеры, карточки, мячики и всевозможные игры с ними), ещё в одной – тренировать математические способности (счетные бусы, геометрические фигуры с формочками, доски умножения/деления и пр.).

Материалов Монтессори слишком много, чтобы их описать, но элементы методики можно встретить даже на обычных детских площадках – разноцветные счетные баранки или вращающиеся кубики с буквами, например, не что иное как игрушки Монтессори. В наших государственных садиках игры Монтессори тоже весьма и весьма популярны, так что говорить, что система Монтессори– только «для избранных», не приходится.

Рамки Монтессори

Монтессори центр, и не один, есть в каждом большом городе

НЕДОСТАТКИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ

Критики Монтессори указывают на то, что методика не уделяет должного внимания развитию творческого потенциала ребенка – нет ролевых игр, нет места для импровизации и полета фантазии. Всё верно, если не учитывать тот момент, что методике уже более ста лет, а за это время многие не менее талантливые педагоги, чем сама автор метода, привнесли в методику множество того, на чем Мария Монтессори не акцентировала своего внимания. В том числе и творчество. Вряд ли сегодня найдется садик или группа раннего развития, где дети не лепят, не рисуют, не читают и не играют вместе.

Ещё один из часто называемых минусов системы Монтессори – противоречия в самих принципах воспитания. Например, педагог должен не вмешиваться в игры детей, но в то же время строгая дисциплина (в Монтессори-садиках это один из ключевых моментов) не воспитывается иначе как вмешательством взрослого. Хотя вмешательство вмешательству рознь – конечно же, всё зависит от конкретного воспитателя и его подхода к детям.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Новые методики развития. Развивающие фильмы

ИТОГ

Методика Монтессори не зря настолько популярна сегодня: беспрепятственно и самостоятельно всесторонне развитая личность, без сомнения, достигнет успеха в современном мире, где конкурируют не профессии, а навыки, хватка, упорство, способность к самообучению.

Монтессори центр Киев

Детский сад Монтессори дает ребенку больше, чем просто занятия дома

Конечно, можно самостоятельно организовать Монтессори-уголок в своем доме, купить материалы, разные игры, но методика не состоит только из одних материалов – приобрести их недостаточно, чтобы достигнуть ожидаемых результатов – лучше, если развитием ребенка будут заниматься специально обученные профессионалы, благо, Монтессори-садиков сегодня в Украине немало.

Методика Монтессори: суть и принципы

В современный век развития человечества многие молодые родители задумываются над тем, как же правильно воспитать своего ребенка? К какой методике развития и воспитания прибегнуть? Одну из таких методик разработала Мария Монтессори, итальянский педагог и врач. Ее методика довольно известна и применяется во многих дошкольных учреждениях. Стоит отметить, что она более чем эффективна в процессе реабилитации детей с отклонениями в развитии.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Впервые данный метод был использован Марией в открывшемся «Доме ребенка», где была создана особая развивающая среда, в которой главной целью было приспособление детей к умению обслужить самих себя и легко чувствовать в окружении других людей.

Спустя некоторое время был отмечен значительный прогресс в развитии интеллекта детей, они в ряде случаев опережали своих здоровых сверстников, хотя целью развить интеллект не было. Эти показатели способствовали внедрению данной системы в детские учреждения для здоровых детей, где так же себя оправдали.

Самая главная особенность теории Монтессори – помочь ребенку стать самостоятельным. Чрезмерная опека и принуждение к выполнению действий, которые ребенок делать не желает, в данной методике запрещены.

Мария считала, что каждый ребенок с рождения уникален и обладает определенным стремлением к труду и саморазвитию. Каждый малыш имеет право к самопознанию и изучению окружающего мира самостоятельно, нуждаясь в родительской помощи лишь в некоторых моментах.

В 90-е годы данная методика произвела ошеломительный эффект в сфере развития детей. Она применяется и в наши дни, но с небольшими изменениями.

В данной системе запрещается:

  • приводить пример для сравнения детей друг с другом;
  • применять соревновательные методы развития;
  • давать оценку действий ребенка по каким-либо стандартам;
  • использовать метод «Кнут и пряник»;
  • заставлять выполнять ребенка определенные действия.

Методика Марии Монтессори.jpgЭти методы применяются в обычной системе воспитания, но в данной методике они не эффективны, так как:

  • каждый ребенок имеет цель вырасти самостоятельно и повзрослеть;
  • получение знаний и опыта является главным аспектом для малыша;
  • в саморазвитии должна быть предоставлена свобода действий, что выработает дисциплину;
  • обучение различным дисциплинам не должно быть по принуждению.

Самые главные принципы методики

Каждый ребенок на подсознательном уровне знает, что ему требуется для развития. Родитель или же воспитатель должен лишь обеспечить нужную среду для саморазвития ребенка.

Из всего сказанного Мария выделила основные процессы:

  1. Ребенок должен находиться в центре;
  2. Вокруг него должна быть подготовленная среда;
  3. Место рядом с ребенком должен занять воспитатель или родитель.

Все это позволит достигнуть и понять следующие принципы воспитания:

  • Индивидуальность. Этот принцип помогает педагогу оказать помощь в открытии потенциала обучаемого, путем саморазвития.
  • Самокоррекция. Педагог должен помочь ребенку увидеть совершенные ошибки и исправить их.
  • Личное пространство. Малыш должен уметь понять, что каждый имеет определенное место в обществе, что позволяет развить умение поддержать порядок и чистоту.
  • Социальное взаимодействие. Ребенок должен быть определен в общество детей разных возрастных категорий, где каждый помогает и поддерживает друг друга, что развивает способность позаботиться о близких.
  • Жизненный опыт. Ребенок должен быть вовлечен в домашние или иные дела и принимать в них активное участие, что помогает ребенку набираться жизненного опыта.

Области практического применения методики Монтессори

Сама Мария считала, что начинать развитие по данной методике следует еще до появления малыша на свет. Многие родители, твердо решившие следовать данной методике, создают в доме среду для развития малыша.

В ранний период развития ребенок и мать тесно связаны и интерес к окружающему миру у малыша слишком мал, но к приближению трехмесячного возраста его интерес возрастает. Именно в этот период многие родители начинают посещать Нидо-группы, что означает «Гнездышко».

Нидо-группа

Группа для развития детей от трех месяцев до момента уверенной ходьбы. В данной группе мать и дитя располагаются в специально подготовленной и комфортной зоне, где педагоги помогают родителям лучше понять своего ребенка, обустроить развивающую среду дома, правильно ввести прикорм и многое другое. Дети учатся контролировать свои движения, развивают крупную и мелкую моторику. Пройдя обучение в данной группе, дети переходят в следующую группу – Тоддлер-группу.Методика Монтессори принципы.jpg

Тоддлер-группа

Данная группа развития представлена классом для адаптации детей к детскому саду. Посещение такой группы позволяет малышу обрести опыт общения с другими взрослыми и детьми, приобрести первичные навыки самостоятельности и самообслуживания, а так же позволяет ознакомиться с предметами обихода.

Родители сами решают, как посещать данную группу: ежедневно, по нескольку часов в день или же несколько раз в неделю. Так же данная методика применяется для индивидуальных, групповых и общих занятий в детских садах.

В индивидуальных занятиях воспитатель передает свои знания лишь одному ребенку, помогая ему освоить дидактические материалы. Такие занятия проводятся до тех пор, пока ребенок не научится понимать устройство данных пособий. Затем такого ребенка привлекают в групповые занятия.Методика Монтессори суть и принципы.jpg

Групповые занятия проводятся для детей приблизительно одного уровня развития. Направление занятий остается прежним — развитие способности работать с дидактическим материалом и ориентация в нем, но уже группой.

Общие занятия проводятся со всей группой детей и непродолжительное время. После получения информации дети сами решают, чем заняться: продолжить изучать дидактический материал или же найти занятие более привлекательное.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Главное преимущество данной методики – самостоятельное развитие ребенка, где темп получения знаний определяет сам ученик, а взрослый является сторонним наблюдателем.

Минусы данной методики выделены следующие:

  1. Вспомогательная литература больше направлены на развития мышления, действий и умения выйти из какой-либо ситуации что не дает в полном объеме раскрыть творческий потенциал ребенка;
  2. Отсутствие ролевых игр тормозят развитие ребенка, затрудняют его познание окружающей действительности;
  3. Такой способ воспитания не подойдет замкнутым и стеснительным детям, так как направлен на самостоятельное обучение;
  4. Воспитываясь по системе Монтессори, ребенку будет тяжело обучаться в обычных детских садах и школах.

В наше время многие учреждения не применяют методику Марии Монтессори в ее первозданном виде, а применяют в воспитании детей только лучшие ее аспекты, дополняя своими наработками.

Монтессори методика раннего развития

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Принципы Марии Мантессори

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Развитие ребенка

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Методика Монтессори

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Принцип системы

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Игрушка-вкладыш

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

Детский сад

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Ролевые игры

Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

Обучение русскому языку

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

  • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
  • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
  • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
  • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью; Развивающие игры
  • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
  • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Рамки и вкладыши

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Малыш играет с прищепками

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Игрушки Монтессори

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

Алёна Кириленко

Автор статьи

Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

103

Рейтинг автора

5

[mrp postnumb=4]

Система Монтессори: методика Монтессори | Активная мама

система монтессориСреди методик раннего развития детей, столь популярных в наше время, почетное место занимает система Монтессори. Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, работавшая в начале ХХ века и разработавшая педагогику, призванную развивать ребенка на основе принципов самостоятельности и индивидуального подхода.

Изначально занятия Монтессори предназначались для детей, имеющих задержку психического развития. После того как система стала давать ощутимый результат, ее стали применять и в работе с обычными детьми.

Принципы обучения Монтессори

В центр угла ставится индивидуальность ребенка. Каждый ребенок считается уникальным, его не стремятся подвести под установленные стандарты и нормы поведения. У каждого ребенка нужно найти способности к чему-либо и, ориентируясь на них, подбирать необходимые игры и занятия для их совершенствования и развития.

Система Монтессори отрицает наличие в воспитании ребенка критики, наказания, равно как и излишнего поощрения, похвальбы. Все достижения ребенка должны восприниматься как естественный процесс, а ошибки и неудачи всегда имеют шанс быть исправленными – не под напором взрослых, а исключительно по желанию ребенка.

Один из главных принципов занятий Монтессори – ребенок познает окружающий мир самостоятельно, сам выбирает деятельность, которой ему хотелось бы заниматься, и сферу, которую он хочет познать. Это помогает ребенку стать самостоятельным, уверенным в себе, действовать, не оглядываясь на мнение взрослых.

Обучение Монтессори базируется на позитивном отношении ребенка к обучению. Познание мира и восприятие обучающего материала должно приносить радость, не быть навязанным насильно – именно в этом случае ребенок хорошо усвоит полученную информацию, а жажда познания нового только усилится.

Развивающая среда в обучении Монтессори

Особое внимание методика Монтессори уделяет созданию необходимой развивающей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя максимально органично. Создать такую среду – прямая задача родителей и педагогов.

Окружающие ребенка вещи должны быть безопасны и экологически чисты. Чтобы ребенок проявлял максимум самостоятельности, необходимо, что все окружающие его вещи, в том числе и мебель для детской

, соответствовали его возрасту и росту.

Все опасные и ненужные вещи нужно просто удалить из поля зрения ребенка, сделать их полностью недоступными. Это значительно сократит количество родительских «нельзя», а ребенок не будет чувствовать себя ущемленным или ограниченным в чем-либо.

Если кратко описать главное правило обучения Монтессори, то родители просто должны обеспечить ребенку такие условия, чтобы он смог все делать самостоятельно, без их помощи. Родители только могут лишь показывать пример, которому ребенок с удовольствием будет подражать, и направить способности ребенка в нужное русло, предлагая ему соответствующие игры и игрушки.

Достоинства и недостатки занятий Монтессори

Результатом методики Монтессори является личность, всесторонне развитая, ощущающая полную гармонию с самой собой и окружающим миром. Это самостоятельный и уверенный в себе ребенок, который владеет основами самодисциплины и саморазвития, умеет разрешать бытовые ситуации. Акцент на развитии сенсомоторики (пальчиковые игры, рамки-вкладыши, шнуровки и другие способы развития мелкой моторики рук) стимулирует развитие речи у детей.

Однако система Монтессори не лишена недостатков. Так, она почти не уделяет внимания развитию социальных навыков, творчества и фантазии, отрицает обычные детские игры и игрушки, игнорирует книги со сказками и стихами как один из методов воспитания. Полноценные занятия Монтессори в домашних условиях невозможны – они предполагают обучение в разновозрастных группах детей – а обучение ребенка в Монтессори-саду и Монтессори-школе, как правило, влетает родителям в большую копейку.

Ознакомившись с обучением Монтессори, я с удивлением выяснила, что очень многие принципы этой педагогики мы применяем в воспитании своей дочери. Однако я уверена, что ни одна методика раннего развития не является идеальной, поэтому лучший вариант для родителей мыслящих и желающих своему ребенку благополучия – это синтез нескольких методик, с учетом их достоинств и недостатков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *