О нас — Монтессори Центр — Montessori-center — Московский Центр Монтессори
Мы последовательно идем её путем
В 1989 году в своем послании к Ирландскому Монтессори обществу Марио Монтессори (младший), внук Монртессори напишет:: «…необходимо было отобрать, отсеять истинных учеников — тех, кто понимал важность её вклада, кто готов был встретить любое будущее и посвятить себя её делу – от других, тех, кто только казался её последователями, кто хотел бы превзойти её, достичь тех же успехов «более быстрыми» методами, «более современными способами, пользуясь «новинками»», которые привлекали бы детей, потому что напоминали бы игрушки в большей степени, чем «старые» пособия Монтессори. С такой категорией «последователей» доктор Монтессори не церемонилась. Она старалась избавиться от них побыстрее».
Наш Центр работает в России уже более 25 лет и мы помним эти слова Марио Монтессори. Мы не пытаемся провести ревизию идей Монтессори, мы пытаемся следовать её путем. В этом нам помогают наши учителя, AMI- тренеры c которыми нам, сотрудникам Центра пришлось работать.
На фото: Мария Рот (в красном) с сотрудниками Центра, Москва, 2001 г.
Это, прежде всего, Мария Рот, которая долгие годы приезжала в России и вела с нами кропотливую и порой очень сложную работу, помогая нам понять тонкости метода. Она все время напоминала нам, что качество метода Монтессори сегодня поддерживает только одна организация в мире. Это Association Montessori Internationale (AMI).
На фото: В центре среди слушателей профессор Теодор Хельбрюгге, с краю профессор Курт Аурин, Москва, 1996 г.
Уверенность в правильности нашего пути придавало нам и то, что основные идеи Монтессори не противоречили тому, что наука узнавала о маленьком ребенке. Ребенок изменялся, знания о нем усложнялись и пополнялись, но идеи и практика метода Монтессори дают устойчиво положительный результат. Читайте книги М. Монтессори, внимательно наблюдайте за детьми в деятельности, которую предложила для них Монтессори и вы увидите, как они и вы вместе с ними открываете этот мир.
И снова Монтессори
22-23 февраля в АПК и ППРО пройдет III Всероссийская конференция «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным педагогическим пространством». Тема конференции «Общественные ожидания и социальный заказ или за что платят родители в Монтессори-классах?»
История конференций не столь длинна в отличие от истории второго пришествия педагогики Марии Монтессори в Россию, которое состоялось в 90-е годы. Сегодня их принято называть «лихими», но именно тогда были заложены новые тенденции в развитии образования. На территорию России пришли идеи педагогов гуманистов, ориентированных на интересы ребенка. Тогда же началось и становление сообщества педагогов, желающих работать по-новому. Становление сообщества Монтессори – педагогов проходило наиболее бурно. Сегодня на территории России действует несколько организаций, которые считают себя наследниками идей итальянского педагога. Соорганизаторами этой конференции стали Фонд Монтессори — филиал Association Montessori Internationale (AMI) в России и Центр Монтессори при Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (АПК и ППРО). Обе организации взяли курс на последовательную работу с AMI, организацией созданной самой М. Монтессори в 1929 году и в настоящее время являющейся крупнейшей международной организацией проводящей идеи М. Монтессори и проводящей курсы по подготовке педагогов. Наш корреспондент побеседовал с Президентом Фонда Монтессори, директором Центра Монтессори. доктором педагогических наук Константином Сумнительным.
— Чем организации, которые вы возглавляете, отличаются от других?
Константин Сумнительный: Дело не только в том, что мы ориентированы на работу с международной организацией, созданной самой Монтессори. Дело в том, что система обучения и контроля учебных заведений, существующая в AMI, позволяет поддерживать определенный стандарт качества образования. Этот стандарт позволяет реализовать все преимущества метода в реальной практике. Это очень хорошо заметно по США, где даже не специалист видит разницу между детскими садами и школами, которые курируются AMI, и теми, что курируются другой организацией. У нас такого контроля нет, и все пока не очень хорошо. В результате мы сталкиваемся с недовольством родителей по поводу качества детских садов Монтессори. Чаще всего такое низкое качество связано не только с отсутствием контроля, но и с низким уровнем подготовки педагогов, попыткой адаптировать Монтессори-метод к пока еще фактически советскому образованию, которое очень медленно реформируется и, к сожалению, пока больше на бумаге, чем на практике. Более того, те, кто адаптируют, не всегда понимают суть педагогики Монтессори и пытаются вырвать из нее технологическую часть и использовать её в рамках совершенно другой, противоречащей методу Монтессори, концепции. Это распространенная общепедагогическая ошибка, но нам от этого не легче. Есть еще одна неприятная тенденция. За двадцать лет нашей работы мы сделали метод Монтессори модным, и появился соблазна сделать на нем бизнес и хорошенько заработать. Эта задача плохо решается даже на Западе, а у нас приносит массу издержек. Например, мне рассказывали, как в одном из городов было заявлено об открытии детского сада Монтессори. Родители стояли в ночных очередях, жгли костры во дворе предполагаемого детского сада, чтобы согреться, записывались с боем, а через месяц все ушли. Почему? Организаторы в данном случае решили поторговать известным брендом, но не подготовили ни педагогов, ни среды, необходимой для работы детского сада. Родители довольно быстро это поняли и ушли. В результате — разочарование родителей и дискредитация метода.
Нашему Фонду и Центру предстоит большая работа с внедрением AMI стандарта и отладкой форм контроля за работой, тех, кто назвался учебным Монтессори-учреждением. Так же мы будем продолжать совершенствовать программы подготовки педагогов.
— А какую роль в этой работе играет ваша конференция?
— На первых двух конференциях нам важно было понять, в каком состоянии находится сообщество. Третья конференция — проектная. Мы не только подводим некоторые итоги работы и предлагаем здоровой части сообщества поделиться своими находками, но и заявляем ряд проектов фонда, обсуждению которых будет посвящена часть конференции. На конференции мы также представим двух тренеров AMI. Один из них уже ведет AMI курс 0-3 в России, другой будет вести курс 3-6. После конференции будет проведен мастер-класс тренера 3-6 по художественному воспитанию в рамках метода Монтессори.
Оработе и проектах фонда можно подробнее узнать на его сайтеhttps: montessori-org.ru
История Центра — О нас — Монтессори Центр — Montessori-center — Московский Центр Монтессори
Центр создан в 1991 году (директор Центра К.Е. Сумнительный).
В 1993 году подписан договор о сотрудничестве с Мюнхенским Детским Центром (директор профессор Теодор Хельбрюгге) и Международной Академией реабилитации развития (президент Теодор Хельбрюгге). В рамках договора началось обучение сотрудников Центра в Мюнхене на курсе AMI (тренер курса Мария Рот). В 1993 году Мария Рот посещает Москву и проводит одну из сессий курса по подготовке Монтессори-педагогов. С 1993 года её приезды становятся регулярными.
На фото: первый выпуск курса совместного с Мюнхенским Детским Центром и Международной Академией реабилитации развития (в центре профессор Курт Аурин и Мария Рот). 1993 год. Москва.
В 1994 году на территории Центра прошла экспертиза первых отечественных дидактических материалов, произведенных фабрикой в Омске, созданной Ольгой и Евгением Лаптевыми. Наши зарубежные коллеги высказали множество пожеланий по улучшению качества материала.
В 1996 году состоялась первая ознакомительная поездка российских педагогов в Мюнхен для знакомства с работой Мюнхенского Детского Центра и Международной Академии реабилитации развития. Группа посетила несколько детских садов Монтессори Мюнхена и студию по работе с детьми с ограниченными возможностями Лоры Андерлик. Руководили группой Константин Сумнительный и Леонид Гребенников.
На фото: группа российских педагогов перед зданием Мюнхенского детского Центра. Мюнхен. 1996 г.
В 1998 году заместитель директора центра по учебной работе С. И. Сумнительная проходит обучение в Мюнхене и встречается там с Генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори. В ходе переговоров принято решение об открытии в России регулярного курса по подготовке Монтессори-педагогов под эгидой AMI (Ассоциативного AMI курса). Руководителем курса назначена София Сумнительная, наблюдателем от AMI тренер Мария Рот. Подписан соответствующий договор.
На фото: Ренильда Монтессори, Мария Рот, София Сумнительная, Роман Сумнительный, 1998 год, Мюнхен
С 1998 по 2000 год директор Центра Константин Сумнительный проходит обучение в Мюнхене на курсе по начальной школе Монтессори под руководством AMI-тренера Питера Гербхарда-Зееле и получает AMI-диплом.
На фото: Константин Сумнительный на AMI курсе 6-12. Лето 1999 г.
В 1999 году Константин Сумнительный успешно защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (тема «Теория и практика космического воспитания в педагогической системе М. Монтессори»), а в 2008 защищает докторскую диссертацию (тема «Теоретическое осмысление и практика использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины ХХ века»).
На фото: защита докторской диссертации Константином Сумнительным. 2008 год.
С 2000 по 2009 год в Центре формируется 2 отделения: учебно-методический центр и детский сад. В настоящее время сохранен учебно-методический центр, преобразованный в одну из структур АПК и ППРО Центр педагогики М. Монтессори.
В 2010 году в рамках Первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста состоялась встреча руководства Центра с представителем AMI в ЮНЕСКО Викторией Баресс (Victoria Baress) и заместитель председателя научного комитета AMI, директором Лондонского Монтессори института, AMI- тренером Линн Лоуренс (Lynne Lawrence).
На встрече мы обсуждали перспективы сотрудничества нашего Центра с AMI и возможности участия российской стороны в соответствующих программах ЮНЕСКО. С пониманием была воспринята и информация о создании Фонда поддержки педагогики Монтессори в России. Гости заметили, что сейчас многие страны создали подобные структуры, которые будут действовать, как филиалы AMI.
На фото: Линн Лоренс, София Сумнительная, Виктория Баресс, Константин Сумнительный
Основные достижения
За годы работы Центра подготовку в нем прошли сотни педагогов. Центр курирует ряд детских садов Москвы и оказывает методическую помощь детским садам из других регионов. В Москве был открыт ряд экспериментальных площадок, на которых отработана проблематика, связанная с адаптацией иностранной педагогической системы в отечественном образовании.
Центр совместно с издательством «Карапуз» перевел и подготовил к изданию ряд работ М. Монтессори, а также ряд учебно-методических пособий, как для родителей, так и для педагогов («Домашняя школа Монтессори», «Детский сад Монтессори», «Начальная школа Монтессори»).
Центр установил прочные контакты с AMI и начал подготовку первого во всей Восточной Европе Монтессори-тренера. Такую подготовку на специальном курсе AMI проходит София Сумнительная. Курс проходил в Амстердаме, Вашингтоне и Лондоне, в Лондонском Монтессори Институте.
На фото: на пороге Лондонского Монтессори института
В 2008 году Центр был приглашен к участию в совместном проекте Всемирного Банка и Ханты-Мансийского Автономного округа по совершенствованию системы дошкольного образования округа.
С 2009 года центр работает в структуре Академии повышения квалификации, как хозрасчетное подразделение.
Из интервью директора Центра педагогики М. Монтессори «Интернет-журналу»
Создан Центр педагогики М. Монтессори
(подробно о конкретных семинарах Центра — в разделе «Курсы и семинары»)
24 сентября 2009 года по решению ученого совета Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) в рамках Академии создан хозрасчетный Центр педагогики М. Монтессори. Ректор Академии Э. М. Никитин подписал Положение о работе Центра. Его директором назначен доктор пед. наук К. Е. Сумнительный. Открыт профессиональный курс по подготовке педагогов для групп Монтессори. Программа рассчитана на 360 часов. В рамках курса набраны две группы общей численностью 50 человек.
Мы попросили прокомментировать это событие профессора К.Е. Сумнительного.
— Константин Евгеньевич, в чем отличие созданного Центра педагогики М. Монтессори при Академии повышения квалификации от Московского Центра Монтессори, который Вы возглавляете 17 лет?
— Начнем с того, что АПК и ППРО всегда стремилось поддерживать все наиболее интересные и перспективные тенденции в образовании. Здесь же мы можем говорить об особом случае. Дело в том, что ректор Академии Эдуард Михайлович Никитин пришел в АПК из кабинета заместителя министра Министерства образования РФ. Он работал в Министерстве как раз в тот период, когда было заключено соглашение с Министерством образования Голландии, по которому голландскими специалистами была проведена серия семинаров по педагогике М. Монтессори. Группа российских педагогов попала на стажировку в голландские детские сады, а несколько человек прошли специальный курс обучения педагогике Монтессори в одном из Университетов Голландии. В этом смысле Эдуард Михайлович приложил руку к появлению педагогики М. Монтессори в России, поэтому создание Центра при Академии вполне логично. Это была моя инициатива, которую Эдуард Михайлович поддержал.
Для меня же это следующий логичный шаг в развитии Центра Монтессори. Мы, став хозрасчетным подразделением Академии, сохранились как юридическое лицо, и это дает нам в настоящее время возможность, с одной стороны, работать по лицензии Академии и выдавать нашим слушателям свидетельства о профессиональной подготовке государственного образца, а с другой стороны, сохранить структуру, которая привычна для наших западных партнеров.
Вместе с тем Московский Центр Монтессори выполнил одну из директив AMI, связанных с открытием в России филиала AMI. Это требование о работе с государственными структурами.
— Курс, который предлагается слушателям Центра педагогики М. Монтессори, является ассоциативным АМI-курсом. Когда можно будет говорить о создании полноценного АМI-курса? Будет ли он создан на базе вновь созданного центра?
— Мы продолжаем работу с AMI. Программа курса согласована с AMI, а сам курс является АМI – ассоциативным курсом. Кроме того, программа представлена ученому совету АПК и ППРО. Выпускники курса получат государственное свидетельство о профессиональной подготовке.
Что касается полноценного AMI-курса, то для этого есть два препятствия. Первое — это найти тренера, который бы согласился вести такой курс в Москве и был бы при этом утвержден педагогическим комитетом AMI. Вторая проблема сложнее. По ряду причин у нас, по крайней мере, в Москве, крайне сложно найти группу Монтессори, в которой бы вывеска соответствовала содержанию. Значит, возникнет проблема с местами практики для наших слушателей. Кстати, сложившееся положение было одной из причин открытия нами Центра в рамках Академии. Ведь сегодня педагогов для групп Монтессори готовят все кому не лень, очень часто не имея не юридических прав, не достаточной квалификации.
— Были ли сложности при открытии Центра педагогики М.Монтессори?
— Не буду скрывать: на ученом совете АПК и ППРО некоторые его члены высказали сомнение в целесообразности открытия Центра, опасаясь того, что педагогика Монтессори якобы имеет признаки секты и что она может наносить вред детям. К сожалению, эти опасения не беспочвенны. На территорию России традиционно после появления интереса к тому или иному веянью с Запада тут же, как мотыльки на огонь, летят всевозможные проходимцы. Например, в Санкт-Петербурге курс ведет некая американка.
В США она, не стесняясь, рекламирует себя как основательницу Русской (!) Школы Монтессори. Хотя ни в Америке, ни в AMI этот «тренер» никому не известен. Но это не мешает набирать обучающий курс и выдавать дипломы мифической «World Wide Montessori»!
— Какие еще образовательные программы предусмотрены в Центре педагогики М. Монтессори?
— В Центре разработан курс повышения квалификации, на которые приглашаются прошедшие полный курс обучение в Московском Центре Монтессори, начиная с 1992 года. По окончании курса выдается удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Центр регулярно проводит семинары по самым интересным направлениям работы в рамках метода Монтессори. (подробней в разделе семинары и конференции).
С 2018 года Центр работает под крышей МГПУ. Его программы повышения квалификации и переподготовки утверждены экспертным советом МПГУ. Центр продолжает проводить международные и всероссийские конференции. Сотрудники Центра ведут семинары и курсы по всей стране.
детский сад Montessori Kid в Москве
Мы открыли в Москве детский центр Монтессори, нацеленный на создание пространства, в котором дети разных возрастов чувствуют себя комфортно. Мы хотим, чтобы наш садик стал настоящим детским клубом, в котором ребенок учится смотреть на мир спокойно, получать удовольствие от собственного творчества, стремиться к самостоятельности и независимости.Наши преимущества Система Монтессори, используемая в нашем детском саду, нацелена на раннее развитие ребенка. Наши преимущества:.
- бесплатное пробное занятие,
- бесплатные семинары для родителей,
- интересный процесс познания без зубрежки, направленный на разностороннее развитие личности,
- уникальный дневник монтессорика, с помощью которого родители могут наблюдать за деятельностью своего ребенка,
- забота о здоровье и безопасности ребенка,
- хорошо продуманное и красиво оформленное пространство с просторными светлыми комнатами и панорамными окнами.
В нашем саду работают опытные педагоги. Это эксперты в области детской психологии и раннего развития, сертифицированные в соответствии с международными стандартами. Они способны найти подход к любому ребенку, помочь ему раскрыть свои таланты, общаясь при этом как на русском, так и на английском языке.
Наш детский центр Монтессори в Москве ведет набор в два класса:
- Toddler от 1,5 до 3 лет,
- Casa dei Bambiniот 3 до 6 лет.
- зона математики,
- зона практической жизни,
- зона развития восприятия,
- зона творчества,
- естественнонаучная зона,
- языковая зона.
Мы поможем ребенку:
- раскрыть свои таланты, стать самостоятельным,
- научиться общаться, заводить друзей,
- черпать информацию через впечатления, открытия, творчество, обогатить запас слов,
- стать более аккуратным, научиться самообслуживанию, получить базовые навыки практической жизни (самостоятельно одеваться, ходить в туалет и так далее).
Многие мировые знаменитости либо сами обучались по этой методике, либо выбрали ее для своих детей. По этой системе, в частности, обучались сооснователи Google Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатель «Википедии» Джимми Вейлс, писатель Габриель Гарсия Маркес и актер Джордж Клуни. Для своих детей ее выбрали бывший президент США Билл Клинтон, актеры Майкл Дуглас и Юл Бриннер.
Приглашаем родителей из Москвы записать детей в наш центр Монтессори. На первую встречу, консультацию, пробное бесплатное занятие обязательно нужно записаться по телефону +7 (495) 509 87 90 либо с помощью формы на главной странице сайта.
Центр Montessori Kid: Методика
Методика Марии Монтессори основывается на уважении к ребенку и понимании того, что каждый ребенок уникален, и для раскрытия всего заложенного потенциала в ребенке требуется индивидуальный подход с самых первых дней жизни.
Данная методика способствует самостоятельно изучению ребенком учебных материалов в тщательно подготовленной и продуманной среде.
Курс занятий в детском центре помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Для эффективной работы и максимального раскрытия ребенка, центр развития детей Montessori Kid придерживается основным принципам методики, а именно:
1. Индивидуальная программа обучения и vаксимальная свобода детей (запрещено только причинение вреда себе и окружающим и не правильное обращение с монтессори материалом). Минимальное вмешательство в деятельность ребенка (за исключением презентаций): пространство в нашем центре организованно таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинает обучаться самостоятельно. В то же время Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности и социальной адаптации.
2. Взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, тогда как ребенок просто впитывает жизнь целиком. Маленькие дети обучаются через собственные действия. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств. Ребенок подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым — одно из самых сильных чувств детства. Интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.
3. Принципиальной идеей дидактики Марии Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая — это цель, которую ставит перед собой ребенок. Например, собрать из кубиков розовую башню в то время как косвенная цель — незаметное развитие зрения, координирование движения, научиться концентрировать внимание и подготовка к изучению математики.
4. Атмосфера. Для создания среды в нашем детском развивающем центре Монтессори Кид на Мичуринском проспекте 39, используются специальные методики, разработанные Марией Монтессори на основе собственных наблюдений за развитием детей в течение долгих лет. Важность Монтессори-материалов огромна, с их помощью ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания.
При взаимодействие с информацией, ребенок учится ставить цели и достигать их, приобретает практические навыки решения различных задач, действует путем проб и ошибок.
Главная идея
Квинтэссенцией метода раннего развития Монтессори является фраза ребенка «Помоги мне сделать это самому».
Наши Монтессори-воспитатели, придерживаются убеждения, что каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него, и создают условия для эффективных занятий обеспечивающих при этом максимальную свободу. Наши педагоги способствуют проявлению и поддерживанию интереса малыша к окружающему миру и активной деятельности.
В нашем детском центре в Москве, работающем по системе Марии Монтессори, каждый сам решает, чем он хочет заниматься: чтением, рисованием, географией, математикой, лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори-воспитатель вправе вмешаться и помочь лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. Однако даже в этом случае воспитатель не делает ничего за воспитанника, он лишь объясняет как работать с выбранным материалом и делает мини презентацию.
Детский центр Монтессори Кид разделен на тематические зоны и заполнен разнообразным дидактическим материалом. Правильно организованное рабочее пространство Монтессори центра помогает малышу интенсивно развиваться. Разделение зон помогает лучше ориентироваться в многообразии информации, структурировать получаемую информацию, а также поддерживать порядок.
Мария Монтессори предложила разбивать пространство на 7 тематических зон
1. Зона практической жизни, где собраны материалы, способствующие приобретению навыков самообслуживания. Малыш учится стирать и гладить вещи, чистить и нарезать овощи, подметать, пользоваться совком и щеткой, чистить ботинки, завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстегивать различные виды застежек и замков. Причем, делать все это по-настоящему, как это умеют делать их родители.
2. В зоне сенсорного развития собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. А также будут способствовать развитию зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти и мелкой моторики.
3. Одна из основных зон — зона математики, в ней находится информация, способствующая освоению понятия количества. Кроме того, занимаясь в зоне математики, малыш развивает пространственное и логическое мышление, внимание, память, усидчивость.
4. Информация в языковой зоне поможет малышу выучить алфавит, слоги, а также научиться читать и писать.
5. Зона географии познакомит с окружающим миром, с природными процессами и явлениями, с привычками и традициями других народов.
6. В музыкальной зоне ребенок знакомится со звуками, музыкой, ритмом а так же изучает процесс извлечения звуков из разных музыкальных инструментов.
7. Зона физического развития, в которой ребенок имеет возможность использовать излишек своей энергии в конструктивном ключе.
В нашем детском центре мы принимаем детей от 1,5 до 6 лет.
В центре старшие дети учатся заботиться и помогать младшим. А младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.