Монтессори мария и ее дети: Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори | Первый семейный портал Казахстана – биография, правда о жизни и педагогике

Содержание

Интересные факты о Марии Монтессори

«Ребенок это активный исследователь мира,» — Мария Монтессори

№ 1

В 1890 году Мария была одной из 132 женщин Италии, которые получали высшее образование, а ее желание стать врачом казалось тогда вообще почти извращением. В зал Университета, где шли лекции, ей не разрешалось заходить до тех пор, пока все мужчины не займут свои места. В 25 лет Мария Монтессори стала одной из первых в Италии женщин-врачей, а затем получила ученую степень доктора наук.

№ 2

Мария была феминисткой. Она читала лекции о здоровой половой жизни и требовала равную оплату для женщин и мужчин. При этом Мария была всегда прекрасно одета и обладала потрясающим чувством стиля.

№ 3

Мария и молодой доктор Джузеппе Монтессано вступили в должность содиректоров в школе для детей с ограниченными возможностями. Через некоторое время у них завязались романтические отношения. Влюбленные договорились, что будут состоять в неофициальном союзе, а связывать себя узами брака не станут. По тем временам это был необычайно смелый поступок. Но, согласно порядкам Италии начала 20-го века, замужние женщины не могли работать, а должны были заниматься исключительно воспитанием детей. Становиться домохозяйкой Монтессори не собиралась.

Лучше всего дети учатся тогда, когда сами участвуют в процессе обучения.

№ 4

Мария Монтессори учила тех детей, которых все считали неспособными к обучению, а некоторых отправляла на экзамены, не говоря о том, что эти дети признаны инвалидами. Кое у кого из детей оценки оказывались выше средних по стране.

№ 5

В 26 лет Мария забеременела, но по-прежнему не желала выходить замуж. В те времена это считалось недопустимым, а ребенок признавался незаконнорожденным. Чтобы избежать публичного скандала, Мария была вынуждена отправить сына в крестьянскую семью, где он рос до 10 (а по некоторым данным до 15) лет.

№ 6

Мария и Джузеппе заключили соглашение о том, что не только никогда не поженятся, но и не вступят в брак ни с кем другим. Но в 1901 году Монтессано женился на другой. Тогда Мария оставила школу, где они вместе работали, перестала заниматься психиатрией и в 30 с лишним лет вновь стала студенткой антропологии и психологии. За 3 года Монтессори получила ученую степень профессора, а своего «гражданского мужа», Монтессано, никогда так и не простила.

№ 7

В 1912 году мать Марии скончалась. Она не проливала слез, но не ела трое суток и носила черную одежду целых 20 лет. После смерти матери она навестила сына Марио, и с этого момента они больше не расставались. Правда, на людях Мария называла его племянником или приемным ребенком. Все догадывались, что Марио не племянник, но из уважения к Марии ни о чем не расспрашивали.

Позднее Марио станет продолжателем дела Монтессори и также внесет огромный вклад в развитие педагогики и образования.

№ 8

Какое-то время Монтессори сотрудничала с Бенито Муссолини, но когда в ее школах появились учителя-фашисты, Мария вместе с сыном покинула Италию, а Муссолини в течение месяца закрыл все ее школы. В начале войны Марию и ее сына причислили к врагам Италии. Она прожила в Индии 7 лет под домашним арестом.

Мария трижды номинировалась на Нобелевскую премию мира.

№ 9

Монтессори не любила итальянские сказки и считала большинство из них слишком жестокими, поэтому она предпочитала читать детям истории о присхождении мира, тайнах океана и вселенной.

№ 10

По системе Монтессори в свое время обучались основатель «Википедии» Джимми Уэйлс, разработчик и сооснователь поисковой системы Google Ларри Пейдж, основатель Amazon.com Джеффри Безос, Принц Уильям и принц Гарри, актер Джордж Клуни, писатель Габриэль Гарсия Маркес и многие другие.

Читайте также: Мейерхольд и Зинаида Райх. Сказка со страшным концом

Белые ландыши. Айвазовский и Мария Тальони

Мария Монтессори, добрый гений детей

Мне хотелось построить школу для свободных детей, но очень долго не приходил ее образ. Он возник в Голландии. Друзья привели меня в школу, на дверях которой было написано Montessori-school. Я не знала, кто такая Монтессори, но с восхищением обнаружила, что дети здесь учатся самостоятельно, без видимой помощи взрослых. А учителя-консультанты подходят то к одному, то к другому лишь по их просьбе. Дети разного возраста занимаются вместе и могут войти в любую классную комнату. Через год я стала делать такую школу в России. На это мне понадобилось 10 лет. В ней, как я и мечтала, поселился дух вдохновенного сотрудничества маленьких и взрослых. Получилась именно школа детей, как придумала ее Мария Монтессори, а не школа для детей, как у нас она устроена. Великая итальянка около ста лет назад предложила педагогическому миру уникальный метод обучения и саморазвития детей: и слабых, и способных, и самых обычных. Опередив время на столетие, она стала самой знаменитой учительницей в мире.

Сегодня в России уже около 2000 дошкольных групп работают в духе Монтессори-педагогики. Но открываются и первые школьные классы, и наши дети смогут учиться в Монтессори-лицеях или гимназиях, так как, уверена, за этой педагогикой из прошлого – наше будущее.

Ее даты

  • 31 августа 1870: родилась в окрестностях Анконы (Италия).
  • 1896: получает степень доктора медицины.
  • 1898: участвует в Международном конгрессе за права женщин в Берлине.
  • 1904: возглавляет кафедру педагогической антропологии в Римском университете.
  • 1907: открывает первый Дом ребенка для детей рабочих в Риме.
  • 1909: публикует работу «Дом ребенка. Метод научной педагогики», переведенную на 8 языков мира (в России впервые опубликована в 1913 году).
  • 1914: в Европе и США открываются школы, работающие по методу Монтессори.
  • 1934-1939: в Германии фашисты сжигают ее книги, вместе с сыном она уезжает в Англию, затем в Индию. Работая с Ганди, Неру и Тагором, участвует в обучении индийских учителей.
  • 1946: возвращается в Европу, чтобы помочь в восстановлении закрытых во время войны школ.
  • 1951: выдвинута на Нобелевскую премию мира.
  • 5 мая 1952: скончалась в Нордвике (Голландия).

Пять ключей к пониманию

Ребенок – это просто ребенок

Он не взрослый в миниатюре. Взрослый всегда подчиняется внешним обстоятельствам и ожидает немедленных результатов. А ребенок неустанно и непрерывно трудится над собственным развитием, подчиняясь законам роста и не ощущая при этом ни прошлого, ни будущего. Ритм его работы нетороплив. Он познает мир через многочисленные повторения разных действий: маленькие дети могут десятки раз снимать и надевать носочки, изо дня в день возить по полу те же машинки, помногу раз задавать один и тот же вопрос.

Он никогда не бывает праздным

Разум ребенка работает как бьющееся сердце – непроизвольно, без принуждения и усталости. Как в этом убедиться? Вспомните огромную работу, которую проделывает ребенок в первые три года жизни. Незаметно для себя он пытается создать и разграничить две Вселенные: «я» и «не-я», реальное и воображаемое, причину и следствие, прошлое и будущее. Все вокруг привлекает его и помогает расти. Дети способны так концентрировать свое внимание, что не слышат и не видят ничего вокруг. Они предпочитают трудиться по-настоящему. Их главная работа – игра. Дети становятся послушными, если им есть чем заняться и дело их увлекает. Роль взрослых может сводиться лишь к тому, чтобы показать, как обращаться с развивающими игрушками и предметами, как совершать то или иное действие.

Он стремится к познанию

Разум ребенка функционирует не сам по себе, а в тесной связи с нервной и двигательной системой. Ребенок впитывает информацию как губка: смотрит, слушает, крутит в руках и пробует на вкус все, до чего может дотянуться. С помощью тактильных, зрительных и вкусовых ощущений он конструирует свое сознание. Ребенок находится в постоянном развитии, переживая фазы роста и переходные состояния. Например, период «готовности к развитию речи», когда он неосознанно вслушивается во все, что слышит; «готовности к порядку», когда он ощущает потребность в стабильности; или период развития чувств…

Среда свободного развития

Успехи маленьких учеников напрямую зависят от того, насколько точно взрослые готовят детскую развивающую среду. Можно сказать, что сто лет назад М. Монтессори открыла феномен, который современные психологи называют фоновым знанием. В школе и в детском саду Монтессори обустроила классы так, что дети могли абсолютно свободно и самостоятельно действовать. Мебель и предметы, рассчитанные на рост ребенка, дают ему свободу движений и стимулируют развитие всех его чувств. Мария Монтессори разработала целый комплекс развивающих материалов, помогающих ребенку овладеть всем спектром знаний о мире. Эти материалы требуют минимального вмешательства взрослого в процесс обучения.

Помочь сделать самому

Авторитарное воспитание, как и чрезмерная опека, мешают развитию ребенка. Желание быть независимым – одно из самых сильных его чувств, считала Монтессори. Поэтому главная забота взрослых… наблюдать свободное развитие детей, создавать атмосферу, необходимую для их роста и реализации творческой энергии. Дети нуждаются в нашей помощи и руководстве, но включаться в решение их проблем нужно, только когда ребенок просит: «Помоги мне это сделать самому».

Методика Марии Монтессори – Семья и дети – Домашний

Методика Марии МонтессориВрач, педагог, исследователь и философ Мария Монтессори более ста лет назад создала простую и в то же время гениальную  педагогическую методику, рассчитанную на детишек от года до младшего школьного возраста. То, что она придумала и воплотила в жизнь, сейчас для нас очевидно, но для своего времени она была просто-таки новатором педагогики.

Например, она утверждала, что ребенок должен находиться в соответствующей его возрасту и росту среде. Кто в позапрошлом веке обращал внимание на то, что ребенку трех лет сидеть на высоком взрослом стуле неудобно? А Мария Монтессори это заметила и сделала в своей школе, которую назвала «Дом Ребенка» (Casa del Bambino) маленькие столы и стулья, шкафчики, рукомойники, полки, лавки и прочие предметы обихода маленькими, удобными для детских ручек, ножек и попок.

Кто обратил внимание, что и бедные дети бывают очень смышлеными? Кто заметил, что дети, когда их не принуждают, не кричат на них и не ставят жестких рамок, делают все гораздо охотнее и с большим энтузиазмом? Кто решился дать детям свободу выбора? Правильно, все она.

Кто же она такая?

Мария Монтессори родилась в 1870 году, в городке Кьяравалле, что недалеко от Анконы. Она была одной из первых женщин в Италии, получивших высшее медицинское образование в лучшем университете Рима «Ла Сапьенца» («La Sapienza»). Изучала педиатрию, работала врачом, ассистентом университетской психиатрической клиники, занималась проблемами детей с психическими отклонениями. Получила второе высшее образование — философское. Неустанно вела научную и практическую деятельность.

С 1904 года занималась организацией яслей и детских садов. А в 1907 году учредила первый «Дом Ребенка», то есть не «дом для детей», а именно «дом детей». В организации школы она использовала «метод научной педагогики», опубликовав его в 1909 году. Этот труд был встречен с энтузиазмом и переведен на многие языки. «Научная педагогика» распространялась по всему миру, в Америке, Европе и Азии. На родине в 1924 году появляется школа для преподавателей по системе Монтессори и Национальный Институт Монтессори, почетным директором которого становится она же. В 1934 году она эмигрировала из Италии, потом снова вернулась в нее, уже после падения режима Муссолини, но потом переехала в Голландию, где и умерла в 1952 году в городе Нурдвейк (Noordwjik).

Несмотря на столь внушительную биографию, сама Монтессори утверждала, что ничего особенного она не придумала — весь ее метод сформировался путем практических наблюдений и занятий, и только затем был структурирован.

Дети в школе Монтессори свободны в своих действиях, они могут заниматься тем, чем им больше нравится. Педагог ни к чему не принуждает детей, мягко наставляет их, не давит, а лишь присутствует и соучаствует. На первый взгляд может показаться, что это анархия: как так — не давать советов, не поучать, не наставлять на путь истинный малышей ясельного и детсадовского возраста. А дисциплина?

Дисциплина присутствует. Есть определенный набор ритуалов, соблюдаемых малышами. Есть и правила: если ты взял дидактический материал (игрушки как таковые не приветствуются, весь набор пособий продуман и служит определенной цели) — будь добр, поставь его на место. Ребенок должен уметь быть самостоятельным, обслуживать себя, помогать в организации приема пищи и уборке.

Что же необходимо для школы Монтессори? Есть три важных компонента:

Правильно организованная окружающая среда. Окружающие ребенка предметы и материалы находятся на уровне ребенка, чтобы он сам мог их взять, не прибегая к помощи взрослого. Спокойная обстановка и ритм работы.

Преподаватель-наблюдатель. Преподаватель не навязывает ребенку своих знаний, а направляет деятельность ребенка в нужное русло. Ребенок свободно развивается, используя свою неуемную энергию и способности. Преподаватель лишь устраняет «препятствия» на пути развития.

Дидактический материал. Все материалы направлены на развитие сенсорики и моторики. Ребенок постигает мир через самое себя, следовательно, предметы, которые он использует для познания мира, должны стимулировать его чувства, подготавливая базу для развития разума и дальнейшего интеллектуального и духовного развития. Все дидактические материалы не были придуманы специально. Напротив, Монтессори утверждала, что все они были в свое время выбраны детьми, а она лишь помогла их техническому воплощению.

Пособия интересны своей простотой и некоторые из них могут быть изготовлены даже в домашних условиях. Например, ребенку, которому еще нет и года, можно предложить ощупывать кусочки ткани разной фактуры (сенсорное развитие), давать перебирать деревянные колечки, звенеть крупными цепочками, перебирать крупные крышечки. 

Деткам от полутора до двух лет подойдут рамки с молниями, кнопками, крючками, пуговицами, пряжками. Все это обязательно нужно потрогать, попробовать открыть-закрыть-оторвать. Так ребенок учится одеваться-раздеваться.

В дальнейшем для развития математических способностей и понятий «больше-меньше», «шире-уже» используются цилиндры разной величины, диаметра и цвета; «коричневая лестница»; «розовая башня» — пирамидка из десяти кубиков; мозаика; счетная доска, похожая на шахматное поле, к которой прилагаются фишки разных цветов и карточки с цифрами; набор геометрических форм.

В 2007 году на родине Марии Монтессори, в городке Кьяравалле, педагоги и эксперты промышленного дизайна установили связь между дидактическими материалами Монтессори и современным дизайном. Они были поражены, насколько форма любого предмета соответствует его содержанию, насколько внешний вид аскетичен и в то же время практичен, привлекателен для ребенка. Они назвали ее «предшественницей промышленного дизайна». Пособия способствуют самостоятельной работе ребенка, побуждают его мыслить, не требуют пояснений для их использования и перевода на другие языки. Именно поэтому система Монтессори  нашла стольких сподвижников по всему миру.

Мария Монтессори поверила в ребенка и научила своих последователей доверять ему. Каждый ребенок изначально любознателен, креативен, независим и естественен.

Надо только не мешать ему развиваться.

удивительное из жизни Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори — одна из самых известных и востребованных во всем мире. Но мало кто знает, какой непростой и тернистый путь пришлось пройти самой её создательнице на пути к педагогическим открытиям. В материале нашего автора — интересные факты из биографии итальянского учёного.

Педагогом? Ни за что!

Пожалуй, никто не усомнится, ведущим и неординарным преподавателем, каким она была, можно стать только по призванию. Но никакого призвания Мария Монтессори не чувствовала и вопреки желанию родителей, которые настаивали на профессии учителя, в 12 лет решила стать инженером.

Одна среди мальчиков

Упертая, идущая напролом — именно такой была Мария Монтессори, и ее совершенно не смутило то, что в гимназии, где готовят инженеров, учились только мальчики. Она стала первой девочкой, которую зачислили в подобное учреждение. И на протяжении всей учёбы девушке приходилось бороться за свои права.

Первая итальянская женщина-врач

Поучившись на инженера, Мария Монтессори почувствовала тягу к медицине и в 22-летнем возрасте поступила в Римский университет на медицинский факультет. Рим ахнул: ведь это была первая женщина, посягнувшая на такую «мужскую» профессию. Приходить на занятия ей разрешили только в сопровождении отца, но это не помешало девушке получить диплом врача, а затем стать первой женщиной со степенью доктора наук.

Больные дети — тоже дети

Заниматься с детьми-олигофренами в то время было неслыханным занятием. Их не считали за людей, не содержали в чистоте и даже еду кидали на пол, как скоту. Окончив университет, Мария Монтессори, вопреки общественному мнению, взялась за коррекцию таких детей и создала для них благоприятные условия.

Педагог — важнее лекарств

После годового курса занятий её «безнадежные», отсталые, имеющие проблемы со здоровьем воспитанники сдали публичные экзамены наравне с обычными детьми, а независимые эксперты подтвердили, эти ребята даже превосходят здоровых сверстников в умении писать, считать и читать. И это в очередной раз всколыхнуло общественность.

Противница брака

Гражданские браки были тогда не в моде, но Мария Монтессори и её возлюбленный Джузеппе Монтессано, с которым они вместе возглавили клинику в Риме, связывать себя узами официального брака не хотели и не стали. И даже рождение сына не изменило ситуации.

Отдала сына в чужие руки

Сын Марии Марио родился, когда самой Монтессори было 28 лет.  И сразу же после рождения он был отправлен к родственникам отца. Всё потому, что тогда обществом осуждались внебрачные дети, и этот факт нужно было скрыть. Себя же Мария посвятила работе с особыми детьми в Ортофреническом институте.

Открыла Дом ребёнка

Дом ребёнка был первой школой Марии Монтессори, где вся работа основывалась на её методике. Мария основала Дом ребёнка в 37-летнем возрасте, имея за плечами большой опыт работы с детьми с патологиями. На этот раз воспитанниками стали не особые дети, а 60 обычных ребят из трущоб. Результаты превзошли все ожидания, и Дом ребёнка Марии Монтессори приобрел мировую известность.

Учитель-враг

Во время Второй Мировой войны в Индии итальянцы считались союзниками врага, но не Мария Монтессори. К ней было особое отношение, которое позволило ей посещать страну в это непростое время и обучать педагогов со всего мира. Правда, на тот момент Мария уже разменяла седьмой десяток.

Лауреат нобелевской премии

В 1949 году Мария Монтессори вошла в список лауреатов Нобелевской премии. Общественность признала её одним из педагогов, которые изменили ход педагогического мышления. Это случилось за три года до её смерти.

Мать-наставник

Многие считают, что сын Марии Монтессори Марио был брошен, но это не так — между ними были теплые отношения. Когда Марио исполнилось 15 лет, семья воссоединилась, и сын стал помогать матери в работе. Он продолжил дело всей её жизни и после смерти Марии.

Национальный герой

Уход из жизни Марии Монтессори не убавил её популярности. И по сей день в Италии Мария Монтессори — национальный герой и гордость нации. Так, в 1980 году банк Италии выпустил купюру номиналом 200 лир, посвящённую ФАО — Международному женскому дню, с  изображением Монтессори. Тираж монеты составил более 48 млн штук. 

В Книге рекордов Гинеса

Одна из школ Монтессори — самая многочисленная в мире. И это стало поводом включить её 19 лет назад в Книгу рекордов Гинеса. Школа находится в Индии, сейчас в ней обучается более 45000 детей.


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

Детский мир Марии Монтессори | Журнал Cosmopolitan

Мария Монтессори — одна из самых ярких и противоречивых личностей, каких дала Италия миру за последнее столетие. Среди множества педагогических систем ХХ века особое место занимает школа Монтессори (детские сады и школы для преподавателей Монтессори популярны до сих пор!). До введения евро портрет обладательницы этой звучной фамилии каждый итальянец мог видеть на купюре в 1000 лир.

Не просто Мария
Парадоксально, но выдающийся педагог, автор 25 книг о воспитании ребенка, популярность которых не уступала более поздним бестселлерам доктора Спока, в юности яростно противилась намерениям родителей сделать из нее учительницу! В Италии конца XIX века эта профессия считалась традиционно женской, а Мария, напротив, горела желанием заниматься делом исключительно мужским — медициной, например.
Она родилась в 1870 году в маленьком провинциальном городке Чиаравелла. Дату появления на свет единственной дочери государственного чиновника Алессандро Монтессори и его супруги, происходившей из старинного рода Стопани, давшего Италии многих известных ученых, можно считать символической. Мария родилась 31 августа, в день, когда дети всего мира укладывают учебники в портфели, чтобы назавтра начать новый учебный год… С ранних лет Монтессори проявила интерес к естественным наукам. Куклы ее не интересовали, их место занимали учебники по математике. Решать задачки девочка умудрялась везде, даже в темноте театрального зала. Мария заявила, что желает учиться в гимназии, куда девочек тогда не брали. В конце концов отец, получивший высокое назначение в Рим, сдался и отдал 12-летнюю дочь в техническую гимназию для мальчиков.
Оказалось, что это не последний вызов, который Мария Монтессори бросит обществу. Она хотела стать доктором, что в католической Италии считалось попросту невозможным. Настойчивости девушке было не занимать, и в 26 лет Мария окончила медицинский факультет Римского университета, первой из итальянок получив право называться «синьорой дотторе». По слухам, ее отцу пришлось даже использовать свои служебные связи, чтобы уговорить самого папу. Документального подтверждения этому нет, но трудно представить, как иначе Ватикан позволил бы то, что в глазах итальянской публики той поры граничило со святотатством.
Оставшись работать в клинике при университете, Мария сразу чуть было не погубила столь чудесно начавшуюся карьеру. «Синьора дотторе» при всех своих профессиональных познаниях и сильном характере не переставала оставаться женщиной — молодой, яркой и темпераментной, как все итальянки. У нее завязался роман с коллегой, красавцем доктором Джузеппе Монтесано. Однако и в любви своенравная молодая докторша повела себя по‑своему. Не выйдя замуж, она родила от любимого сына, после чего втайне отправила младенца Марио в деревню к приемным родителям.
Почему она так поступила, навсегда осталось тайной. Одни считают, что причиной была измена Джузеппе и его свадьба с другой женщиной. Другие уверены, что Мария просто желала сохранить собственную репутацию — все же первая женщина-врач в Италии, положение обязывало. В то время Мария занялась борьбой за права женщин. Монтессори представляла своих соотечественниц на двух международных съездах суфражисток (так называли предшественниц нынешних феминисток) в Берлине и Лондоне, выступала с докладами, писала книги и полемические статьи.
А сын Марио в 15-летнем возрасте вернулся к матери, чье имя к тому времени уже гремело по всей Италии и далеко за ее пределами. Поначалу Мария, опасаясь осуждения церкви, еще морочила голову окружающим и сыну, называя его племянником, но потом решилась сказать ему правду. Впоследствии Марио стал главным помощником и соратником Марии. Во всяком случае, своих четверых детей он воспитывал «как надо» — по методу Монтессори. А одна из его дочерей впоследствии возглавила учебный центр Монтессори в Турине.

Сделано с умом
Свой педагогический опыт, ставший основой знаменитого метода, его создательница приобрела в месте необычном. В 1898 году «синьора дотторе» стала одновременно и «синьорой диретторе» — Марии предложили возглавить первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишенных детей.
В те времена психиатрию с полным основанием можно было называть карательной — пациентов, в том числе и маленьких, не лечили, а изолировали от общества. До прихода новой директрисы обитателей приюта держали запертыми в пустых комнатах, а персонал не скрывал своего презрительного отношения к малолетним «недоумкам». Монтессори сменила все порядки в доме. Отныне всем работникам школы было строжайше предписано уважительно общаться с подопечными. А в сетке расписания появились специальные уроки, на которых детей учили зачаткам социального поведения и умению поддерживать собственную «среду обитания». Поскольку большинство маленьких пациентов о таковой понятия не имело, директриса разработала особые пособия, которыми могли пользоваться дети, и закупила для школы множество обучающих игрушек и игр.
Результат превзошел все ожидания. Спустя всего несколько месяцев комиссия министерства образования и городского совета не могла сдержать изумления — все ученики Монтессори сдали обычные школьные экзамены. Однако ее вывод вряд ли пришелся по нраву министерским чинам: «Если уж слабоумные дети так быстро и легко догнали нормальных, значит, нынешняя школьная система вообще никуда не годится!» Поэтому энергичную директрису вежливо похвалили, но внедрять ее метод в общую систему образования так и не решились.
Пришлось Марии на время оставить свои педагогические эксперименты и вновь вернуться к научной работе в университет. Там она в 1904 году получила звание профессора антропологии, после чего возглавила кафедру гигиены в одном из немногочисленных женских колледжей. Тем временем ее слава распространилась по всей Италии, и министерство образования вынуждено было дать согласие на публичные лекции Марии с изложением ее метода. А ровно век назад, в 1906 году, она, окончательно отказавшись от дальнейшей научной карьеры и медицинской практики, открыла собственное учебное заведение — на сей раз для детей здоровых.
Подобного мировая педагогика еще не знала. Casa dei Bambini (Дом ребенка) был создан в римском рабочем предместье Сан-Лоренцо, где детский контингент был столь запущенным, что руководство министерства образования почло за благо взвалить эту обузу на сильные плечи энергичного педагога-новатора.
Загоревшийся ее идеями местный домовладелец стал первым спонсором Дома ребенка, подобрав подходящее помещение и закупив особую мебель, спроектированную лично директрисой. И первое, и второе пришлось по душе полусотне немытых и невоспитанных маленьких вандалов, которые с восторгом начали ломать мебель, игрушки и учебные пособия. Но Монтессори не сдавалась, а терпеливо гнула свою линию. И через месяц произошло очередное педагогическое чудо — взорам комиссии предстали не трудновоспитуемые хулиганы и дикари, а прилежные, трудолюбивые и вежливые дети. И самое главное — это была не безликая учащаяся масса, вымуштрованная сатрапом учителем, а хоть и маленькие, но личности!

Метод молотка
В этом и состояла суть педагогики Монтессори — в воспитании личности. И лишь во вторую очередь — в загрузке уже сформированной личности конкретными знаниями и социальными навыками. Для раскрытия личности, превращения объекта обучения (какими дети на протяжении веков оставались для родителей и педагогов) в субъект все пришлось к месту. И удобные низкие стульчики, и маленькие парты. И специально разработанные обучающие игры, позволявшие малышам решать их первые в жизни творческие задачи. А чем, как не творческим актом, является поиск среди множества разнокалиберных деревянных отверстий того единственного, в которое можно с помощью молоточка загнать соответствующий по размеру брусок?! И многое другое, чем сегодня увлеченно заняты малыши на радость своим родителям, которые и не подозревают, что воспитывают чадо по методу Монтессори. Монтессори считала, что ребенок в возрасте до трех лет подсознательно способен впитывать культуру взрослых, поэтому нужно лишь создать для маленького существа наиболее комфортную среду, обеспечив ему свободный доступ к разнообразным проявлениям этой культуры. При этом ребенок не должен подстраиваться под среду — наоборот, та должна формироваться под ребенка.
Это был переворот в педагогике: дети становились центром педагогической системы, они должны были развиваться в соответствии со своими природными наклонностями. Преподаватель переставал быть учителем — Монтессори называла его «гидом» или «руководителем», в задачи которого входила лишь организация обучающей среды, а вмешательство в учебный процесс допускалось лишь в том случае, когда ученик сам об этом попросит. Главным достижением педагога Мария Монтессори считала право заключить: «Теперь дети работают так, как если бы меня здесь не было». Разумеется, в этой системе огромное значение придается учебным материалам, создающим обучающую среду. Они должны развивать все органы чувств, быть привлекательными, удобными, оставлять возможность для самоконтроля. Наконец, важен порядок их расположения в учебной комнате. Во время занятий-игр допускается какой угодно кавардак, но после окончания занятий дети обязаны положить игрушки на место. Их сызмальства обучают и многому другому — пользоваться носовым платком, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. В этом возрасте быстрое овладение практическими навыками, как считала Монтессори, гораздо важнее умения читать и писать. Тем более что читать легче научиться при тренированном зрительном восприятии, а писать — при тренированных моторике и осязании.

«Родовое понятие»
В идеале Монтессори хотела сделать из любого ребенка «нормального ребенка». То есть спокойного, дисциплинированного, трудолюбивого, аккуратного, сосредоточенного, способного к достижению поставленной цели и внутреннему саморазвитию, а также обладающего иммунитетом к внешнему диктату. Легко заметить, что такой ребенок одинаково удовлетворил бы и родителя-консерватора, и родителя-либерала. Наверное, не случайно и то, что наибольшую популярность метод Монтессори получил в США и Нидерландах.
Впервые Монтессори побывала в Штатах в 1913 году, очаровав своей системой многих — от изобретателя телефона Александра Грэма Белла и изобретателя всего на свете Томаса Эдисона до дочери президента Вильсона. Белл с супругой основал и финансировал первую в Новом Свете образовательную Ассоциацию Монтессори, а президентская дочь стала ее первым попечителем. Еще более удачным оказался второй визит в Америку, когда на одной из международных выставок в Сан-Франциско сенсацию вызвала стеклянная классная комната, в которой ученики Монтессори в течение четырех месяцев демонстрировали возможности ее педагогической системы.
Росла слава итальянки и в Европе. В 1922 году итальянское правительство назначило Монтессори государственным инспектором школ. В том же году правительство возглавил лидер фашистов Бенито Муссолини… Дуче поначалу проникся новой педагогикой и оказал школам Монтессори государственную поддержку, но затем охладел к ним. Наверное, сообразил, что формирование свободной личности и идеология фашистского корпоративного государства, нуждающегося больше в солдатах, как-то мало стыкуются друг с другом.
В 1934 году создательнице всемирно известной педагогической системы пришлось покинуть родину. Два года она прожила в Испании, а когда там началась гражданская война, на британском крейсере перебралась в Нидерланды. К тому времени Мария Монтессори всерьез заинтересовалась… Индией. Монтессори прибыла туда по приглашению Теософского общества и произвела впечатление на многих местных духовных лидеров — достаточно назвать политика и философа Ганди и поэта Тагора. Правда, вместо царства Духа Мария с сыном на какое-то время попали под домашний арест — началась Вторая мировая война и в английской колонии (каковой была Индия) все граждане вражеских государств (каковым была фашистская Италия) были интернированы.
После войны Монтессори вернулась в Нидерланды. Она окончательно увлеклась мистикой, а также активно включилась в миротворчество, за что троекратно (в 1949, 1950 и 1951 годах) выдвигалась на Нобелевскую премию мира. В этой самой толерантной и свободолюбивой из европейских стран основательница новой педагогики и умерла в 1952 году — в зените славы и в статусе всемирного гуру.
А дальше… Дальше начался посмертный процесс, свойственный всем великим учителям человечества. Многочисленные ученики и последователи отчаянно стали оспаривать друг у друга право называться истинными и единственными продолжателями дела учителя. В Америки вопрос наследования решили прагматично, как и принято в этой стране. Местный суд посчитал фамилию Монтессори «родовым понятием», обозначающим просто некую педагогическую систему, эксклюзивных прав на которую не имеет никто. Что бы на это сказала сама Мария, догадаться нетрудно. Наверняка она начала бы еще одну борьбу. И, без сомнения, выиграла бы ее!

Мария Монтессори о воспитании детей

Вот 19 советов Марии Монтессори, которые, возможно, помогут вам перейти на другой уровень в воспитании детей.

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится доверять.

8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке — в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Считается, что всего четыре педагога ХХ века совершили революцию в воспитании. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко.

Источник

Методика Монтессори — система раннего развития детей

Методика Монтессори – это такое направление педагогики, разработанное в Италии в 19 веке, которое основывается на самостоятельной деятельности детей с самого раннего возраста. Эта система имеет свои плюсы и минусы. Малышам позволяется самостоятельно решать, чем они будут заниматься, добывать знания, выполнять бытовую работу по дому.

Занятия проводятся в разновозрастных группах с небольшим количеством человек. Главное условие существования системы – специальная среда, в которой каждый ребенок имеет возможность самореализовываться, а философия предполагает невмешательство педагога в деятельность детей.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский врач 19 века, который внес существенный вклад в педагогику всего мира. После окончания обучения она работала в клинике для детей с ограниченными умственными возможностями, а через некоторое время открыла центр для развития детей с нормальным умственным развитием, но с тяжелой педагогической запущенностью. Центр работал по разработанным и обоснованным Марией Монтессори принципам, здесь зародился ее метод развития малышей. В скором времени ее «Дом ребенка» стал известен практически на весь мир.

Суть и принципы методики Монтессори

принципы методики Монтессори

Краткое описание методики Монтессори заключается в том, что взрослые не навязывают ребенку свой имеющийся опыт, а дают возможность получить его самостоятельно. Здесь разрабатывается специальная программа обучения, в которой развитие опирается на возможности ребенка обучаться новому в данный момент.

Кредо педагогики Монтессори – «помоги ребенку сделать это самостоятельно».

Главная цель – направление развития ребенка в нужное русло, с принятием его личности и особенностей, без попыток сломить его собственными убеждениями.

Достижение цели возможно благодаря наличию обязательных правил для педагогов:

  • Запрещается сравнивать детей, включать в их деятельность соревновательные моменты, оценивать по каким-то общим критериям, поощрять, наказывать и принуждать к чему-либо.
  • Детям позволяется самостоятельно выбирать темп и ритм своего обучения, продолжительность занятий, направление развития и учебные материалы.
  • Педагог должен всеми доступными способами развивать в ребенке самостоятельность, уважать его выбор и создавать комфортную среду.
  • Воспитатель или учитель не должен пытаться сделать детей подобными себе, изменять процесс развития самостоятельности у малыша. В идеале он должен оставаться нейтральным наблюдателем, который создает комфортную атмосферу для развития ребенка вне зависимости от чьего-либо мнения.

Базовые принципы обучения

Базовые принципы обучения Монтессори

Основной принцип педагогики Монтессори – до одного года и старше, не принуждать ребенка ни к чему, чего он не желает сам. Выполнять его становится возможным благодаря естественно складывающимся в системе Монтессори условиям:

  • каждый малыш стремится к равному со взрослым участию в жизни;
  • со временем дети понимают, что для этого необходимо учиться и получать собственный опыт;
  • также малыши скоро осознают, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее смогут попасть во взрослый мир;
  • педагог занимает нейтральную позицию, не показывает свое отношение к той или иной деятельности, а лишь оказывает помощь по просьбе ребенка.

Также можно назвать еще несколько базовых принципа методики воспитания Монтессори:

  • Ребенок – центр педагогического процесса. В зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и особенностей выстраивается вся работа.
  • Среда – основополагающее условие детского развития. Она должна быть настолько богатой и полезной, чтобы каждый ребенок мог выбрать в ней свое место и найти себе интересное занятие.
  • Взрослый – человек, который помогает только по обращению ребенка. Если таковое отсутствует, то он никак не вмешивается в его естественный процесс развития.
  • Детям позволяется свободно перемещаться по классу.
  • Малыши самостоятельно выбирают материалы для занятий и изучают их.

Что такое сенситивные периоды

Сенситивные периоды – это периоды наибольшей чувствительности ребенка к обучению тем или иным навыкам и умениям. Это идеальное время для того, чтобы ребенок впитывал в себя новое. Если сенситивный период еще не начался или уже закончился, то обучение ребенка значительно затруднится. Мария Монтессори выделила следующие временные рамки:

  1. Период восприятия порядка – от 0 до 3 лет. Если малыш до 3 лет не привык убирать за собой, то в 4-5 лет будет трудно его к этому приучить. В системе Монтессори детям позволяется, например, мыть за собой посуду, подметать рассыпанный мусор, мыть пол.
  2. Период развития действий и движения – от 1 до 4 лет. Период, в которые у ребенка развиваются мышцы и координация движений. Нужно как можно больше времени проводить на детских площадках, горках, качелях и лесенках.
  3. Период сенсорного развития – от 0 до 5,5 лет. Дети познают мир всеми органами чувств: смотрят, слушают, нюхают, пробуют, осязают. Здесь формируются представления о форме, цвете, весе и геометрических фигурах.
  4. Период восприятия мелких предметов – от 1,5 до 5,5 лет. Это время формирования и развития мелкой моторики. В этот период ребенок учится нанизывать бусины, перебирать крупу, собирать пазлы.
  5. Период развития речи – от 0 до 6 лет. Лучшее время для чтения книжек, рассматривания разных карточек, составления маленьких рассказов.
  6. Период развития социальных навыков – от 2,6 до 6 лет. Малыш внимательно наблюдает за поведением взрослых. Учится вести себя в обществе: быть вежливым, общаться, при необходимости – сдерживать свои эмоции.

Среда Монтессори

Создание правильной, структурированной среды – это обязательное условие существования методики обучения Монтессори. Без нее невозможно выстроить педагогический процесс по этой методике. Она предполагает наличие определенных зон, в которых есть все для получения опыта и знаний в конкретной сфере.

Зона практической жизни

Зона практической жизни

Зона практической жизни позволяет ребенку почувствовать себя взрослым в бытовом плане. Здесь он может научиться мыть посуду, подметать пол, стирать, ухаживать за куклами, растениями и животными. Для организации этой зоны необходимы комнатные растения, «бизиборды», скатерти, посуда, разная домашняя утварь и безопасные канцелярские принадлежности.

Зона сенсорного развития

Зона сенсорного развития

Основная задача этой зоны – развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Здесь развивается мышление и память, происходят первые знакомства с формой, цветом, температурой, весом и размером. В эту зону включено все разнообразие предметов, имеющих разные свойства для восприятия органами чувств: шары, мячики, мешочки, ароматизированные и вкусовые баночки, предметы разных форм и размеров.

Математическая зона

Математическая зона развития

Зона, развивающая математические представления, дает ребенку первые знания о числах и действиях с ними. Математика здесь изучается на конкретных физических формах, которые можно увидеть и потрогать – детям получать знания таким способом намного легче, чем на основе теоретических объяснений. В этой зоне находятся разные геометрические фигуры и формы, цифры из различных материалов и счетные предметы.

Речевая зона

Это зона для пополнения словарного запаса, обучения ребенка чтению и письму. Первое знакомство с буквами происходит в тактильной форме. Крупные буквы из разных материалов, которые привлекают детское внимание, легко перемещаются и составляются в слова.

Космическая зона

Космическая зона развития

Эта зона содержит в себе различные предметы, помогающие детям познать окружающую природу и получить первичные знания о естественных науках. Здесь собраны макеты планет, фигурки растений и животных, наборы для проведения различных опытов.

Расположение зон в пространстве и предметов в самих зонах – наиболее важное условие функционирования педагогической методики Марии Монтессори. Чем более актуально для ребенка то или иное занятие, тем более видное место оно должно занять в системе среды.

Как сделать развивающую среду для ребенка?

Как сделать развивающую среду для ребенка

У мудрых родителей методика обучения детей Монтессори работает даже без специальных приспособлений: малышу выдается веник, тряпка, губка для мытья посуды или пылесос тогда, когда он об этом попросил и решил сделать самостоятельно. Стоит позволять ребенку полноценно участвовать в бытовой жизни семьи.

Если есть желание создать классическую развивающую среду для ребенка, то главное, что нужно сделать – разделить игровую комнату на зоны: математическую, космическую, языковую, сенсорную и практическую. Все игры и игрушки должны располагаться так, чтоб ребенок мог взять их самостоятельно и положить на место после окончания занятия.

Что такое обучение дает детям

система Монтессори

Занятия по системе Монтессори позволяют малышам реализовывать свой естественный познавательный интерес в самостоятельном темпе и ритме. В отличие от традиционных занятий, в среде Монтессори для самых маленьких практически не бывает скучно или неинтересно, здесь каждый находит для себя материалы и игры по душе. Система отлично развивает самостоятельность, совсем кроха уже может подмести пол или постирать небольшие предметы.

Где учат по системе Монтессори

Практически все государственные образовательные учреждения работают по традиционным методикам и в них нет места методике Марии Монтессори. Иногда в муниципальных детских садах делаются попытки ввести элементы этой методики в обучение, но не всегда это успешно удается. Обычно мешает сложившийся строй в организации и традиционные взгляды педагогов, которые не могут дать ребенку столько свободы, сколько того требует метод Монтессори.

В рамках классно-урочной системы реализация метода Монтессори не представляется возможной, так как она предполагает диаметрально противоположные условия: ограниченное время на занятия. Большое количество человек в классе, получение уже готового опыта, а не самостоятельное изучение.

Зачем нужен педагог, если он не вмешивается в процесс

роль педагога в методике Монтессори

Главная функция педагога – правильная организация среды в соответствии с возрастом и сенситивными периодами развития детей. На самых видных и доступных местах должны быть игрушки и предметы, наиболее актуальные для детей этого возраста.

Вторая задача педагога – помогать ребенку, если он за этим обращается. Например, малыш может попросить что-то назвать, рассказать или сделать, что у него самого пока не получается. При этом взрослый старается не сделать за ребенка, а помочь ему научиться выполнять это самостоятельно.

Третья функция – наблюдение. Наблюдая за детьми, взрослый человек может сделать выводы о том, к чему больше тянется ребенок, и стараться обогатить среду в этом направлении. А занятия, которые ни разу не попали в поле зрения малыша, можно поставить на самое видное и доступное место, чтобы и они было опробованы. Так же, как и в любом детском коллективе, необходимо следить за порядком, чтобы ребята не обижали друг друга, учились договариваться и взаимодействовать.

Преимущества системы Монтессори

Один из главных плюсов Монтессори-педагогики – высокий уровень самостоятельности малыша в бытовом и познавательном плане. Второй – развитие свободной личности: ребенка ни к чему не принуждают, не навязывают чужую точку зрения и чужой опыт. Разновозрастные группы позволяют учиться взаимодействовать с людьми разных возрастов: помогать старшим, ухаживать за младшими. И еще одно преимущество классической методики развития ребенка Монтессори – огромное разнообразие пособий, игр и игрушек, в которых каждый ребенок может найти себе любимое занятие.

Недостатки системы Монтессори

гиперактивный ребенок

Методика Монтессори не готова принять детей с гиперактивностью: им будет слишком трудно соблюдать тишину, не мешать другим малышам и спокойно заниматься. Разновозрастные группы не всегда хорошо функционируют, часто дети не могут найти общие интересы, сильные обижают слабых. В методике Монтессори отсутствует сюжетно-ролевая игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников. Кроме того, в ней практически не предполагает творчества – можно лишь познавать то, что есть, а не создавать новое.

Каким родителям не подходит методика

Не стоит выбирать группу развития по Монтессори родителям, которые не готовы предоставить малышу достаточно самостоятельности. Трудно в ней будет детям, которые не могут долго сидеть на одном месте. Ребенка, у которого есть проблемы с общением, лучше также отдать в другое учреждение, так как в этой системе практически невозможно их преодолеть.

Мои советы по применению метода Монтессори

  1. Выбирая для детей методику Монтессори для раннего развития и обучения, необходимо учитывать их индивидуальные особенности. Если ребенку интересно соревноваться, быть лидером и важно постоянное взаимодействие с взрослым, то для него лучше выбрать другую методику.
  2. Важно удостовериться в серьезности организации, которая занимается воспитанием ребенка по методике Монтессори. На сегодняшний день частное учреждение такого вида могут открыть даже люди, которые с трудом представляют себе саму систему и ее устройство. Поэтому необходимо обратить внимание на образование специалистов, лицензию на работу и представленные зоны Монтессори-системы.
  3. Если малыш обучается по системе Монтессори в образовательном учреждении, то у родителей должна быть единая с воспитателями линия поведения. Когда в садике ребенку разрешают делать все самому, а родители отказывают ему в такой возможности, возникает чувство растерянности и непонимания.
  4. Важно знать, из каких частей состоит система методики Монтессори, и восполнять недостатки вне детского учреждения: развивать творческие навыки и играть в сюжетно-ролевые игры для гармоничного развития малыша.

Заключение

Метод Монтессори – это интересная и полезная система для малышей, родители которых действительно готовы дать им простор для самостоятельности и поддерживать ее даже вне стен группы. Она развивает свободную личность, которая учится сама решать, выбирать, учиться и заниматься.

Широкий спектр пособий и игр дает возможность каждому ребенку найти для себя занятие по душе. Существенными минусами, которые необходимо восполнять вне учреждения, являются минимальное общение между детьми, отсутствие творчества и сюжетно-ролевой игры.

Анастасия Аникиева

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *