Монтессори игры (с ФОТО)
Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками.
Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу Монтессори.
Перед Вами очередной выпуск идей для практических занятий дома по методу Марии Монтессори.
1. Учимся пользоваться отверткой.
Описание — покажите малышу, как можно закручивать шурупы при помощи специальной отвертки.
Необходимые материалы: доска МДФ, шурупы, отвертка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
2. Учимся заплетать косичку.
Описание — покажите малышу, как можно плести косичку из веревки.
Необходимые материалы: Доска МДФ с просверленными отверстием, кусочек картона, веревка. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
3. Учимся стричь ногти при помощи ногтегрызки.
Описание — покажите малышу на примере рук, сделанных из картона, как нужно стричь ногти при помощи ногтегрызки.
Необходимые материалы: 2 руки, нарисованные и сделанные из картона, ногтегрызка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
4. Учимся наливать воду при помощи воронки.
Описание — покажите малышу, как можно при помощи воронки наливать воду в узкое горлышко банок и не разливать.
Необходимые материалы: воронка, стеклянные банки, губка, чтобы стирать разливы.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
5. Учимся зачерпывать половником.
Описание — покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать нут (или аналогичные бобовые) и переносить в пустую тару.
Необходимые материалы: 2 тары, половник, нут или аналогичные бобовые (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис, ”наивысший пилотаж» научить малыша аккуратно переносить манку, кукурузу или аналогичные сыпучие крупы и не просыпать:)).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
6. Играем в шнуровки.
Описание — покажите малышу, как можно просовывать веревку через отверстия в фигурках животных.
Необходимые материалы: шнуровки с животными.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Подготовка к шитью реальной иглой.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
7. Учимся наливать в узкое горлышко при помощи воронки.
Описание — покажите малышу, как можно наливать в бутылочки с узким горлышком при помощи воронки.
Необходимые материалы: воронка, емкость с водой, бутылки с узким горлышком, губка
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
8. Играем на бутылках:))
Описание — возьмите несколько бутылок и налейте в них разное количество воды, а теперь предложите малышу постучать по ним с помощью ложки.
Необходимые материалы: бутылки, ложка.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 8 месяцев. Кроме того, как вариант можно взять разные бутылки по объему, банки, склянки, в общем, все что может громко звучать, если бить по нему, и устроить музыкальный концерт дома.
9. Играем с венчиком.
Описание — налейте в миску немного мыльной воды и покажите малышу, как можно весело взболтать ее венчиком.
Необходимые материалы: венчик, большая миска, кувшин, губка или полотенце, чтобы быстро убрать разливы, мыльная вода.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.
10. Учимся пользоваться китайскими палочками.
Описание — покажите малышу, как можно взять мягкий помпончик китайскими палочками и перенести его из одной миски в другую.
Необходимые материалы: две миски, китайские палочки для еды и несколько разноцветных помпонов.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
11. Играем в рамки-вкладыши (знакомимся с понятием целого и части).
Описание — покажите малышу, как можно собирать такие пазлы. Главное, обратить внимание малыша на различные геометрические формы такого пазла, их цвета, кроме того, малыш должен понять, что одна и та же фигура может состоять из нескольких частей.
Необходимые материалы: пазлы ( У меня Plantoys).
Что это дает? Тренировка пальцев рук и глаз, координация движений, ловкость пальцев рук. Умение распознавать различные формы и объекты.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
12. Учимся забивать гвозди.
Описание — покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями.
Необходимые материалы: набор строителя.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
13. Учимся переносить мелкие предметы с помощью зажима.
Описание — покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стекляные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам.
Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
14. Учимся открывать и закрывать замки.
Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
15. Тренируемся просовывать разноцветные палочки через небольшое отверстие в банке.
Описание — покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки.
Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года. Примечание – есть и другие варианты этой полезной игры, можно предложить малышу просовывать маленькие счетные палочки в горлышко пластиковой бутылки, грецкие орехи или шарики от настольного тенниса в большую 5-литровую бутылку, можно также сделать в банке прямоугольное отверстие и засовывать в него разноцветные пуговицы. В общем, вариантов масса, все зависит от Вашей фантазии.
16. Тренируемся засовывать монеты в копилку.
Описание — покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой.
Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно ,чтобы копилку было не просто разбить.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года.
17. Тренируемся сортировать бусинки по цвету.
Описание — покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.
Необходимые материалы: лоток (у меня из-под акварельных красок), разноцветные бусинки и зажим.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
18. Учимся сортировать пуговицы по форме.
Описание — покажите малышу, как можно сортировать пуговицы по их форме.
Необходимые материалы: лоток и пуговицы различной формы.
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу раннего развития Марии Монтессори.
19. Приобретаем навык откручивания и закручивания.
Описание — покажите малышу, как можно откручивать и прикручивать трубы к друг другу Необходимые материалы: пластиковых трубы (их можно купить в строительном магазине).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
Примечание. Вместо пластиковых труб можно использовать и обычные пластиковые бутылки и предложить малышу откручивать и закручивать их крышки.
20. Тренируемся держать китайские палочки в руке.
Описание — покажите малышу, как можно переносить мелкие предметы из одной емкости в другую при помощи китайских палочек.
Необходимые материалы: 2 миски, китайские палочки для еды, губка (я ее изрезала на мелкие кусочки).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет и 6 месяцев.
21. Учимся сервировать стол по-европейски.
Описание — покажите малышу, как нужно сервировать стол по-европейски, где должны лежать вилка, ложка, ножик, тарелка, салфетка.
Необходимые материалы: подставка, ложка, ножик, вилка, тарелка, салфетка.
Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
22. Учимся сервировать стол по-китайски.
Описание — покажите малышу, как нужно сервировать стол по-китайски, где должны лежать палочки, тарелка, салфетка, ложка.
Необходимые материалы: подставка, ложка, китайские палочки для еды, тарелка, салфетка.
Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 2 лет.
23. Учимся сортировать столовые приборы.
Описание — покажите малышу, как можно сортировать столовые приборы, где должны лежать ложки, вилки, ножики, палочки и т.д.
Необходимые материалы: пластиковые ложки, ножи, вилки, деревянные палочки для еды, лоток для приборов.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук, умение сортировать предметы.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
24. Учимся сортировать и складывать носки.
Описание — покажите малышу, как найти пару для носков по цвету, как их нужно складывать. Необходимые материалы: разноцветные носки, пластиковый лоток.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук, умение сортировать предметы.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
26. Учимся набирать и пересыпать большой ложкой.
Описание — покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.
Необходимые материалы: 2 миски, большая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
27. Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой.
Описание — покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.
Необходимые материалы: 2 миски, маленькая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
28. Учимся открывать и закрывать банки
Описание — покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из-под банки и как завинчивать.
Необходимые материалы: несколько банок из толстого стекла (у меня из-под кофе и соли).
Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 7 месяцев.
Кстати, для большего интереса малыша к развитию этого навыка можно положить в банку маленькую игрушку и предложить ее открыть, а потом переложить в другую банку и закрыть.
29. Учимся складывать салфетки
Описание — покажите малышу, как можно складывать салфетки при этом попробуйте показать несколько способов складывания, обращайте его внимание на форму салфетки. Сложите ее в виде треугольника, прямоугольника, квадрата и т.д. Необходимые материалы: салфетка (полотенце).
Что это дает? Тренировка пальцев рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Примечание — выберите какую-нибудь красивую салфетку, можно с изображением животных, чтобы заинтересовать малыша.
30. Играем на музыкальных инструментах.
Описание — покажите малышу, как можно играть на простых музыкальных инструментах. Необходимые материалы: любые простые музыкальные инструменты.
Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, знакомство с музыкальными инструментами.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 6 месяцев.
Примечание — обратите внимание малыша, как можно играть на музыкальных инструментах, например, в бубен можно стучать двумя способами, одной рукой держать его, а второй стучать по нему или просто трясти в одной руке. Тоже самое с маракасами — можно бить ими по ладошке или тоже трясти. Дудочка — очень полезный музыкальный инструмент для развития дыхательных навыков, кроме того, для самых маленьких подойдут и простые погремушки. Не останавливайтесь на самых простых музыкальных инструментах, сейчас в магазине детских игрушек можно купить и маленькое детское пианино, и гитару и другие инструменты.
31. Учимся рисовать с помощью губок для рисования
Описание — вылейте краски в небольшие емкости и предложите малышу, взяв губку, макнуть ее в краску, а потом оставить след на листке бумаги. При этом называйте малышу название фигуры и ее цвет. Например, макнем мишку в желтую краску. Будет желтый мишка.
Необходимые материалы: губки (их можно купить или вырезать самим), краски, бумага.
Что это дает? Тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики рук, а главное, малыш с помощью таких материалов выявляет связь между предметом и его цветом.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
32. Учимся рисовать.
Описание — дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия.
Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага.
Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 8 месяцев.
Примечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша, предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует, бывают разных размеров. Вы же не хотите, чтобы Ваш малыш мыслил стандартно…
33. Рисуем на мольберте
Описание — предложите малышу нарисовать картину красками на мольберте.
Необходимые материалы: бумага, краски, кисти, мольберт, стаканчик для воды, тряпочка.
Что это дает? Развитие самовыражения и творчества.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
34. Учимся резать ножницами
Описание — покажите малышу, как можно резать бумагу с помощью ножниц.
Необходимые материалы: ножницы с тупым концом, разноцветная бумага.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, координация глаз и рук
Возраст — в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 2 лет.
35. Играем с пластилином.
Описание — покажите малышу, как можно лепить различные формы и фигурки из пластилина.
Необходимые материалы: пластилин.
Что это дает? Развитие творчества и мелкой моторики пальцев рук.
Возраст — в эту игру можно пробовать играть приблизительно с 8 месяцев.
Примечание. К выбору первого пластилина подходите с осторожностью. Ведь малыш все любит пробовать на зубок и может проглотить кусочек пластилина. Поэтому выбирайте пластилин из нетоксичных материалов, у нас дома, например, пластилин Play-Doh.
Упражнения с розовой башней
Тренинг «Розовая башня» тренирует фантазию, творческие способности и пространственное мышление ребенка. Сегодня многие детские клубы, развивающие ребят по системе Монтессори, тоже носят название «Розовая башня».
Розовые кубы разной величины лежат на полу. Задача воспитателя – сначала выбрать самый большой и поставить по центру комнаты. Затем выбирается меньший по величине куб, однако среди оставшихся он тоже должен быть самым большим. Так постепенно строится розовая башня. Затем розовая башня разбирается, и ребенок остается наедине с кубиками. Постепенно он собирает различные комбинации кубиков, делая всевозможные фигурки.
Также упражнение «Розовая башня» помогает малышам осознать понятия «большой-маленький», «больше-меньше».
Рамки-вкладыши
Особого внимания заслуживают упражнения, в которых задействованы рамки-вкладыши. Они предназначены для детей разного возраста: в них можно играть с малышам до года. Простые рамки-вкладыши учат ребят различать геометрические фигуры, животных, птиц, фрукты, транспорт и т.д. Для старшего возраста предлагаются рамки с цифрами, дробями и т.д. Рамки-вкладыши не только развивают мелкую моторику, но речь. Играя в рамки, малыш узнает новые слова, понятия и запоминает их.
Вкладыши Монтессори учат классифицировать предметы по силуэтам, форме, виду. Такие рамки, как «Больше-меньше», можно предлагать малышу уже с 8 месяцев. Вкладыши Монтессори со шнуровкой развивают сноровку, глазомер, внимание, укрепляют кисти рук. Рамки с дробями представляют собой элементарные пазлы, которые малыш учится собирать.
Не только рамки, но и все игрушки Монтессори направлены на развитие разных сторон личности ребенка. Здесь нет бесполезных вещей: все упорядочено и подчинено методике.
Описание |
Дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия. |
Цель |
Развитие самовыражения и творчества |
Материалы |
Цветные карандаши, фломастеры, бумага |
Возраст с 8 месяцев.
Приечание. Кстати, не ограничивайтесь стандартным листком бумаги, развивайте нестандартность мысли малыша ? предложите ему порисовать на ватмане, листках А3 и других. Малыш должен привыкнуть с самого малого возраста, что картины, которые он рисует бывают разных размеров.
Игры по системе Монтессори для детей 1, 2, 3 лет
Не во всех городах есть центры по развитию детей с помощью методики Марии Монтессори, поэтому сознательные родители стремятся развивать своих детей самостоятельно. Но как это делать и с помощью каких материалов – большой вопрос для неопытных мам и пап. В этой статье мы рассмотрим, в какие игры Монтессори можно играть с детьми разных возрастов в домашних условиях.
Занятия с годовалыми детьми
Развивающие игры по методике Монтессори своими руками сделать совсем не сложно для годовалого ребенка. Он воспринимает маму как центр всей его жизни, так как от нее зависит все его существование. Особенно, если ребеночек еще не научился ходить. Монессори-игры применяются и до года, но они направлены на развитие когнитивных процессов, поэтому их можно использовать, начиная с возраста 9 месяцев.
До начала игры заботливым мамам важно помнить, что малыши в этом возрасте не могут долго на чем-то концентрироваться и их обучение происходит в постоянном движении. Для этого нужно подготовить сразу несколько игр, чтобы ребенок переключался с одной на другую. Во что поиграть с годовальчиком?
Развитие крупной моторики
Детки в этом возрасте осваивают хождение, приседание, спуски, поднятие по ступенькам, бег. Это и есть крупная моторика, поэтому не требуются специальные игрушки для детей до года по этой методике. Мамы должны следить за обеспечением возможности бегать, ходить, спускаться. Здесь игрой будет постоянный спуски и поднятие по лестнице на детской площадке.
Мамы дома могут сделать препятствия из подручных средств, которые маленький исследователь должен обойти или проползти вокруг. Если есть возможность, приобретите тоннель, по которому ваше чадо будет проползать.
Мелкая моторика в год
Наряду с развитием крупной моторики, мелкая также должна активно развиваться в это время. Для таких маленьких деток подойдет игра с пирамидкой – можно одевать колечки в разном порядке, это для крохи будет интересно. Хорошо помогут в развитии мелкой моторики игрушки-сортеры, вставка в отверстия фигурок, если они будут разноцветными – это только подогреет интерес малыша.
Поиграть с малышом можно и с помощью обычных прищепок: взять несколько разноцветных прищепок и показать, как их открывать, что с ними делать. Ребеночек с удовольствием будет ими манипулировать.
Развитие речи
Развитие речи годовалых малышей входит в раздел дидактических игр в системе Монтессори. В этом возрасте очень важно активно обучать маленьких «учеников» речевым оборотам, словам, звукам, названиям картинок и предметов.
Этому в методике Монтессори посвящено много игр и предметов. Важно комментировать все, на что показывает малыш, что он делает, кто с ним разговаривает и так далее. Так кроха будет постоянно слышать необходимые сочетания звуков, перенимать их и учиться самостоятельно говорить их.
Мамам для развития речи рекомендуется использовать карточки с разными картинками. Картинки должны быть крупными, с большим изображением по центру без дополнительного фона. Важна также их красочность. Обучение проходит в 3 этапа:
- сначала мама показывает картинку и называет, что на ней нарисовано, малыш слушает и щупает картинку;
- затем, когда ребенок привык к изображениям, мама спрашивает: «где лиса? где кошечка?»;
- когда малыш без ошибок начинает показывать животного (любой предмет на карточке), следующий этап – самостоятельное название изображения. Мама должна спросить: «Кто это?». При незначительном словарном запасе в год ребенок уже некоторыми звуками, сочетаниями звуков, может обозначить ту или иную картинку.
Игры для двухлеток
Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.
Развитие сенсорного опыта
Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:
- Сортировка предметов – малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку.
- Пирамидка или башенка – две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка – деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга.
- Пазлы – для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение – домашнее животное или предметы обихода, быта.
Игры в воде
Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.
- Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц – малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую.
- Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же.
- Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку.
Музыкальное развитие
В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.
Математические игры
Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.
Развитие трехлеток по Монтессори
Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.
Развитие навыков в практической жизни
В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:
- Пересыпание зерна – для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску.
- Вылавливание шариков в воде – малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком.
- В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела.
Знакомство с математикой. В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета – игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.
Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.
Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов
Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.
Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.
Людмила Редькина, психолог, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Игры для ребенка — основной способ получать новую информацию. Зная это, можно решить вопрос того чем занять ребенка в дороге — существует множество интересных развивающих игр, в которые можно играть в пути.
Материал на тему: Подборка игр по методике Монтессори
Подборка игр
по методике Монтессори
Составила: Воспитатель ГБОУ Школа №384
Абашкина И.В.
Сортировка по цвету
1 – вариант
Цель: Развитие цветового восприятия, закрепление в речи названий цветов, развитие мелкой моторики.
Материал: Помпоны разных цветов, набор стаканов таких же цветов, поддон.
Ход игры: Демонстрируем детям корзинку с помпонами разного цвета. Просим навести порядок и разложить разноцветные шарики в стаканчик подходящего цвета. После того как навели порядок, проговариваем названия цветов- здесь все желтые, здесь зеленые, и.т.д.
2 – вариант
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал: лоток, разноцветные помпоны набор стаканов таких же цветов, зажим.
Ход игры: покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные помпоны и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Сортировка по размеру.
Цель: Развитие цветового восприятия, развитие умения различать предметы по размеру, развитие моторики.
Материал: Большие и маленькие разноцветные помпоны, коробки тех же цветов разного размера, лоток.
Ход игры: Демонстрируем детям лоток с разноцветными помпонами. Обращаем внимание на то, что все шарики разного размера. Просим сложить все маленькие в маленькие коробочки такого же цвета, большие- в большие коробки. После того как порядок наведен, просим показать маленькие коробки, большие, уточняем цвет, проговариваем. Для детей постарше, у которых уже хорошо сформированы представления о размерах можно усложнить задачу- сортируем на 3 группы- большие, маленькие и средние. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Нанизывание бус разного цвета.
Цель: Умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству; развивать тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.
Материал: бусы одинаковой формы, размера и двух цветов, шнуры или леска.
Ход игры: Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.).
Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.
Разноцветные палочки
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Материал: Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Нанизывание бус разной величины.
Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Материал: Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.
Ход игры: Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: «Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая».
Выбери пуговки
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры: воспитатель вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. рассматривая размеры пуговиц, сравнивать, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Найди домик
Цель: воспитывать умение различать предметы по величине.
Материал: изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона котята разной величины.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям что котята заблудились и не могут найти свой дом. Педагог предлагает детям помочь котятам, найти каждому свой дом.
Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал: 2 миски, маленькая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Ход игры: покажите малышу, как можно зачерпывать бобы маленькой ложкой и пересыпать их в другую емкость. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
Учимся зачерпывать половником
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал: 2 миски, половник, большие бобы (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис).
Ход игры: покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать бобовые и переносить в пустую тару.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Учимся открывать и закрывать банки
Цель: Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Ход игры: покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из – под банки и как завинчивать.
Подбери крышку к коробочке
Цель: подбор предметов по образцу.
Материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Ход игры: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет (крышку), сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет (крышку) в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Больше и меньше
Цель: развитие мелкой моторики рук, физическое развитие ребенка, зрительной координации, аккуратность, ловкость.
Материал: бутылочки, пузырьки, банки с крышками разного размера.
Ход игры: Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
Наматывание тесьмы на катушку.
Цель: Развивать сосредоточенность, координацию движений руки зрительный контроль.
Материал: Катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязываются веревочки 70см. или игры с «занимательной коробочкой».
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «Посмотрите, дети, что это такое? (показывает катушку). Если дети не называют предмет, то объясняет. Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов), а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку. Берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе. Теперь попробуйте намотать веревочку сами». (Каждому ребенку дать катушку.) Дети наматывают веревочку 2-3 раза.
Учимся складывать салфетки
Цель: тренировка пальцев рук.
Материал: салфетка.
Ход игры: покажите малышу, как можно складывать салфетки (показать несколько способов складывания). Обратить внимания малыша на форму салфетки. Сложить ее в виде прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д.
Возраст – в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Знакомимся с тканью
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация движения.
Материал: коробка с тканями (разные по фактуре, плотности и цвету).
Ход игры: Ребёнок подбирает пару каждому материалу, дальнейшая работа идёт с завязанными глазами.
Рисуем на манке
Цель: учить выполнять рисунки на манке, развивать фантазию и воображение ребенка, память и координация его движений, мелкую моторику рук.
Материал: поднос, крупа манки
Ход игры: Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.
Описание — покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями. Необходимые материалы: набор строителя. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
|
Описание — покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стеклянные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам. Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов). Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. |
Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
|
Описание — покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки. Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Примечание – есть и другие варианты этой полезной игры, можно предложить малышу просовывать маленькие счетные палочки в горлышко пластиковой бутылки, грецкие орехи или шарики от настольного тенниса в большую 5-литровую бутылку, можно также сделать в банке прямоугольное отверстие и засовывать в него разноцветные пуговицы. В общем, вариантов масса, все зависит от Вашей фантазии. |
Описание — покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой. Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно ,чтобы копилку было не просто разбить. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
|
Описание — покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры. Необходимые материалы: лоток (у меня из-под акварельных красок), разноцветные бусинки и зажим. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. |
Описание — покажите малышу, как можно сортировать пуговицы по их форме. Необходимые материалы: лоток и пуговицы различной формы. Что это дает? Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Перед Вами продолжение идей для практических занятий дома по методу раннего развития Марии Монтессори.
|
Описание — покажите малышу, как можно откручивать и прикручивать трубы к друг другу Необходимые материалы: пластиковых трубы (их можно купить в строительном магазине). Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания. Примечание. Вместо пластиковых труб можно использовать и обычные пластиковые бутылки и предложить малышу откручивать и закручивать их крышки. |
Описание — покажите малышу, как можно переносить мелкие предметы из одной емкости в другую при помощи китайских палочек. Необходимые материалы: 2 миски, китайские палочки для еды, губка (я ее изрезала на мелкие кусочки). Что это дает? Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
|
Описание — покажите малышу, как нужно сервировать стол по-европейски, где должны лежать вилка, ложка, ножик, тарелка, салфетка. Необходимые материалы: подставка, ложка, ножик, вилка, тарелка, салфетка. Что это дает? Тренировка координации движений. Прививание этикета
|
игры для раннего развития детей дома по методике Марии Монтессори
Раннее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру. Ранее мы уже делали подборку игр по методике Монтессори для детей от 1 до 2 лет. Сегодня же предлагаем вам новые игры для двухлеток, чтобы превратить развитие ребенка дома в увлекательную игру.
Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность — ее метод обучения и воспитания действенный и уникальный, а его основой является предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий. Родители все чаще следуют принципам методики Монтессори при самостоятельном обучении ребенка, при этом полностью обустраивая дом по методике Монтессори, чтобы создать все условия для полноценного развития своего малыша.
Занятия по методике Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию от Марии Монтессори. Также все игры Монтессори для раннего развития детей направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что послужит прекрасным фундаментом для правильно речи и письма малыша. А главное — для занятий не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы в доме.
Игры по методике Монтессори: сопоставление
Цвета. Игра с сопоставлением цветов очень популярна в занятиях для раннего развития ребенка. Все, что потребуется — разноцветные прищепки и картонный круг с соответстующими по цветам ячейкам или картонки разных цветов. Ребенку очень понравится разучивать цвета в игровой форме.
Машины и животные. Ребенок с еще большим удовольствием будет сопоставлять картинки с имеющимися у себя игрушками: фигурками животных или машинками. Родителям надо будет только подготовить картинки с похожими изображениями.
Достопримечательности. Такая игра в сопоставления особенно подойдет тем деткам, чьи родители часто путешествовали и собрали коллекцию фигурок достопримечательностей из разных стран. Фигурки можно заменить на магниты с достопримечательностями, и пусть ребенок отыскивает к ним соответствующую картинку.
Носочки. Перемешайте в корзине носочки малыша, а он пусть разложит их по парам. В такую игру можно превратить даже разбор мокрого белья после стирки, к тому же ребенок с радостью почувствует себя маминым помошником.
Игры Монтессори для детей: сортировка
Форма и оттенки цвета. Сортировка и распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений в методиках раннего развития. Перемешайте карточки с разными оттенками цвета, а ребенок пусть их группирует. Тоже сделайте, например, и с крекерами разных форм.
Столовые приборы и фигуры. Развивая ребенка по методике Монтессори, в играх можно применять все, вплоть до столовых приборов, ведь такой подручный материал как нельзя кстати подходит для игр в сортировку. А еще баночки, мячики, бутылочки, разные емкости и, конечно же, бруски из деревянного конструктора ребенка.
Занятия по методике Монтессори для детей: последовательность действий
Блоки цилиндров. Раскладывание предметов в правильной очередности — важный этап формирования логического мышления ребенка. Для занятий с последовательностью действий можно использовать цилиндры и блоки с отверстиями, а также конструкторы по принципу нанизывания.
Рассказы и истории из книг. Имеете домашний пальчиковый театр или марионеток из кукольного театра? Используйте их для упражнения с последовательностью действий: вы читаете рассказ, а ребенок поочередно демонстрирует тех персонажей, которые появляются в истории.
Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики
Обувь. Игры со шнурками прекрасно развивают мелкую моторику ребенка. Подобный деревянный макет ботинка можно с легкостью заменить нарисованными кедами и дать ребенку зашнуровывать их. Родителям нужно лишь проделать несколько дырочек на картоне.
Животные-шнуровки. Используйте специальные рамки с отверстиями для шнуровки или сделайте макет самостоятельно. Пусть малыш играется со шнурком, развивая при этом свою мелкую моторику. Такие игры отлично подготавливают ребенка к самостоятельному завязыванию шнурков. Больше идей, как научить ребенка завязывать шнурки, читайте по ссылке.
Бусинки разных форм и цветов. Используя лишь разноцветные бусинки и шнурки, предложите ребенку сделать украшение, например, бусы для мамы своими руками. Можно нанизывать только бусинки определенных цветов и форм или полностью фантазировать.
Бумага. Самый простой и доступный материал для игр — бумага. Ребенок может создавать собственные узоры из бумаги, разрезанной на полосочки, или следовать определенной схеме.
Игры по методике Марии Монтессори: упражнения с жидкостью
Вода. Предложите ребенку игру с переливанием воды из разных сосудов. Идея проста, но довольно увлекательна для малыша. Главное условие игры — стараться ничего не разлить, а если не получилось, то сразу вытереть.
Сок. Цель упражнения — научить малыша самостоятельности и аккуратности. Ребенок при этом сам наливает себе сок в стакан. Чтобы разнообразить упражнение, можно предложить узнать вкус сока с закрытыми глазами.
Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы
Монетки, бусинки, камушки. Перекладывание мелких предметов из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Зерно. Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
Игры по методике Монтессори: учимся резать
Хлеб и масло, ножницы. В возрасте двух лет вы уже можете потихоньку привлекать ребенка к работе с ножницами и ножом. Предложите ребенку сделать самостоятельно бутерброд и он точно от такого не откажется. А практиковаться нарезать можно и на пластиковых овощах.
Занятия по методике Монтессори: пишем и читаем
Буквы. Разучивать буквы и звуки с ребенком 2-х лет можно, применяя в играх карточки с изображением букв, сенсорные мешочки с фасолью или карточки с пунктиром для письма. Полезно и весело!
Игры Монтессори для раннего развития: учимся считать
Цифры. Для игр с цифрами пригодятся счетные палочки, бумажные полосочки с точками, а также карточки с шероховатыми цифрами на них. Пусть малыш раскладывает палочки в соответствии с цифрами и наоборот. Карточки с разными на ощупь цифрами помогают не только разучивать эти цифры, но и развивают тактильные ощущения.
Игры по методике Монтессори: сенсорное развитие
Сумка для определения предметов. Занимательная игра на развитие сенсорики, где ребенку на ощупь надо угадывать предметы, спрятанные в сумке. Поверьте, восторгу малыша при правильном угадывании не будет предела.
Звуковые цилиндры. Музыкальные инструменты своими руками, сделанные из подручных средств, развивают острый слух у ребенка. Сделайте такие «звуковые» цилиндры, насыпав в несколько емкостей разных материалов: круп, монет, камешков.
Рисуем пальчиками. Одно из самых увлекательных занятий для малышей — рисование пальчиками. Такое занятие развивает мелкую моторику, любознательность, фантазию, а также помогает выучить новые цвета в результате смешивания. А еще это очень весело!
Сенсорная коробка. Полезная и развивающая игра, которая способна надолго увлечь ребенка. По ссылке — варианты сенсорных коробок и как сделать ее своими руками.
Занятия по методике Монтессори для детей: быт
Повседневные дела. Когда малышу поручают что-то делать самостоятельно, он будет относится к этому со всей серьезностью. Позвольте ребенку самому чистить зубы, расчесываться, складывать грязные вещи в корзину и вы увидите, как у ребенка это будет входить в привычку.
Одежда. Пуговки, липучки, молнии, кнопки — все это может стать прекрасным элементом игры. Пусть ребенок тренируется застегивать и растегивать все что угодно, чтобы в будущем это не вызывало у него никаких проблем.
Моем руки. Даже самостоятельное мытье рук может быть увлекательным занятием для ребенка, если преподносить такое важное занятие в игровой форме.
Занятия по методике Монтессори для раннего развития: дела по хозяйству
Митье окон и посуды. Привлеките своего маленького помошника к уборке в доме. Малыш может помочь вам помыть или вытереть посуду, окна, зеркала. Играя таким образом, вы получите неимоверную самоотдачу от ребенка. Главное —сдерживайте себя, чтобы не переделывать все за ребенком, просто позвольте ему похозяйничать.
Накрываем на стол. Нарисуйте схемы, по которым ребенок сможет правильно расставить приборы, и расскладывайте их на стол перед тем, как собраться на семейный обед/ужин.
Оформляем букет. Это развивает у ребенка креативность, воображение, творческий подход и фантазию. И не обязательно постоянно использовать живые цветы, для начала можно потренироваться и на искусственных.
Коврик. Если у малыша есть свой коврик для игр, используйте и его в занятиях, ведь даже сворачивание и разворачивание любого коврика очень увлекательно для ребенка и помогает развить аккуратность.
Эти и другие игры для раннего развития по методике известного итальянского педагога Марии Монтессори развивают в детях самостоятельность и ответственность, а также готовят мышцы рук к письму. Но главное, что все занятия ориентированы на интересы ребенка. Родителям остается лишь наблюдать за изменением этих интересов у детей и вовремя распознать готовность к дальнейшим этапам развития.
Источник: danaspinkribbon.blogspot.com
Читай также: Почему монархи отдают своих детей в Монтессори: принц Джордж не первый, кто пойдет в такой сад
Читай также: Как вырастить гения и не лишить ребенка детства
Читай также: Раннее развитие ребенка: методика воспитания Джин Лидлофф
Игры по методике Монтессори»Монтессори-игры»
1Игры по методике Монтессори
Статью написала Алёна 05.04.2013 10:56
Рубрики: Игры для малышей, Мелкая моторика
Метки: игры, мария монтессори, мелкая моторика
11 комментариев
Любая игра по системе Монтессори начинается с показа. Например, вы показываете, как резать ножницами, вырезать фигурки, или с помощью прищепок и кружочка делаете солнышко. И все. Далее вы даете ребенку свободу действий с теми предметами, которые предложили. Пусть ребенок все делает сам, так, как он хочет. После игры есть еще очень важный момент — уборка. В системе Монтессори порядок — главное. Не надо все убирать самой и побыстрее, нужно убирать после занятий вместе и стимулировать малыша делать это самому.
«Нельзя» для мам!!! Никогда не ругайте ребенка за то, что он делает что-то неправильно, за то,что он что-то пролил, уронил. Не вмешивайтесь, не делайте за ребенка его работу. Не перегружайте малыша. Как только видите, что он устал — переключайте внимание. Пусть отдохнет. Всегда относитесь с уважением к ребенку и его желаниям. Ему важно, что его считают полноправным членом семьи, что считаются с его мнением. В интернете ходит такая история, я уже и не вспомню, кто автор, но она очень важна и поучительна (думаю, многие её знают): «Пришла семья в ресторан. Официантка приняла заказы у родителей и обратилась к ребенку: «А ты что будешь?» — на что тот ответил: «Мне, пожалуйста, картошку фри». Мама сразу всполошилась и сказала:»Нет, принесите ему салат». Реакция официантки была неожиданной, она опять обратилась к мальчику: «Вам картошку с кетчупом или соусом?». Затем она принесла заказ мальчика. И знаете, что он сказал? Он сказал родителям «Представляете, она подумала, что я настоящий!!!» Не будем спорить на счет полезности картошки и правильного питания мамы. Задумайтесь о том, что сказал мальчик! Он-настоящий! Это применимо и к нашим занятиям. Уважайте ребенка и относитесь, как ко взрослому.
Теперь игры Марии Монтессори))) Сегодня я расскажу о способах развития мелкой моторики.
1. Прищепки и фигурки. Предложите малышу прищепки и различные предметы, на которые их можно прицепить, например, кружочки бумаги, ведерко, ткань, веревочка. Из прищепок можно соорудить цветок, солнце, человечка. Можно развешивать платочки на веревку с помощью прищепок.
2. Режем ножницами. Покажите малышу, как правильно резать ножницами. Не бойтесь. Сейчас есть специальные пластмассовые ножницы, которые отлично режут бумагу, а малыш не поранится. Можно просто вырезать фигурки, а можно сделать картинки с линиями отреза.
3. Бассейн для пальчиков. Возьмите ведерко и насыпьте в него любую крупу (пшено, рис, гречку). Потом всыпьте туда фасоль или какие-нибудь мелкие игрушки. Пусть малыш запускает ручку в ведерко и ищет предметы. Если ребенок старше 2,5-3 лет, можно предложить ему угадывать по очертаниям и ощущениям предмет.
4. Размешай ложкой. Дайте ребенку стакан с теплой водой и пусть он пробует размешивать сахар, соль, пищевые красители. Можно, чтобы он сам сначала пробовал положить ложкой сахар из баночки в стакан, а потом перемешать. Очень хорошо тренирует мелкую моторику и учит необходимым навыкам.
5. Найди крышку. Предложите малышу несколько бутылок и крышек от них, различных по диаметру. Пусть подберет нужную крышку.
6. Мешочек. В мешочек кладем предметы, хорошо знакомы ребенку. Он должен, не вытаскивая предмет из него, определить — что это. Для более старших детишек, которые знают буквы, можно помещать карточки с выпуклыми или нашитыми шершавыми буквами, пусть «читают» пальчиками.
7. Золушка. В миске перемешайте манку и рис, предложите ребенку выбирать рисинки. Когда он поймет, что это сложно и трудоемко, предложите ему сито. Пусть он теперь просеивает смесь: манка будет уходить, а рис останется!
8. Бусинки и пинцет. Предложите малышу разложить цветные бусинки из миски пинцетом по коробочкам. Если для ребенка пока это задание очень сложное, можно раскладывать не бусинки, а, например, раскрашенный поролон, его проще зацепить.
9. Пишем на песке/крупе. Нужен лоточек с песком или мелкой крупой (типа манки). Предложите малышку порисовать пальчиком на песочке. Можно усложнить — предлагать рисовать определенные фигуры или буквы. Даже тот ребенок, который не знает букв, с удовольствием будет вырисовывать их на песочке. Можно рисовать не только пальчиком, но и палочками.
10. Еще одна разновидность игр с песком. Ребенок получает мисочку с песочком, бисером или крупой. Он должен заполнить материалом предложенный рисунок или выложить дорожки. Для этого можно взять любую раскраску или нарисовать дорожки самой.
На сегодня все))) Я рассказала вам о способах развития мелкой моторики и про игры, развивающие мелкую моторику. Продолжение следует…
Монтессори дни. Урок 2
Статью написала Алёна 05.12.2013 09:28
Рубрика: Монтессори дни
Метки: монтессори дни
2 комментария
Добрый день, дорогие читатели блога Дети — это счастье!
Сегодня у нас — 2 урок по системе Монтессори. Что такое система Монтессори и зачем мы проводим эти дни, можете прочитать в статье Монтессори дни. А мы начинаем наше занятие.
Логоритмика
На втором уроке мы будем использовать те же песенки, что и в предыдущий раз:
— У жирафа пятна, пятна
— Автобус
— Бурый медвежонок
Все эти песенки и описания к ним можете посмотреть и скачать в Уроке 1. На самом деле, их можно включать не только в монтессори дни, но и каждый день делать под них зарядку. Как только малыш выучит все движения, песенки поменяем. Пока разучиваем эти.
Зона воды
В зоне воды у нас сегодня рыбалка. Для этого нам нужен будет набор для детской рыбалки, где на рыбках магнитики. Если у вас такого нет, советую приобрести. Набор недорогой, но очень нравится деткам. Прекрасно развивает координацию движений и поднимает настроение любому.
Можно сделать такой набор и самим, прикрепив к игрушкам скрепки, а к палочке-удочке магнитик.
Следующее занятие — переливание половником воды из одного тазика в другой.
После занятий малыш помогает маме — вытирает губкой все вокруг.
Зона сыпучих материалов
1. Нужны фасоль и бутылочка с узким горлышком. Задача ребенка — сложить всю фасоль в бутылку.
2. Рисование по манке. Нужен поднос с бортиками и манка. Высыпаем слоем примерно 0,5 см. Сначала покажите малышу, как можно рисовать по манке. Затем пусть он попробует сам. Можно придумать такую игру — мама рисует контур, например, цветочек, а ребенок по этому контуру выкладывает фасолью, горохом или чечевицей нужный предмет.
Зона развития мелкой моторики
1. Прищепки. Приготовьте картонные заготовки — например, кружок солнышка, тело ёжика, гусеничка. Ребенок должен прикрепить прищепки на солнышко — лучики, ёжику — иголки, гусенице — ножки.
2. Крышечки. Тренируем навык, изучаемый в 1 уроке. Нужны несколько бутылочек и крышечек к ним разных размеров. Ребенку нужно подобрать подходящие крышечки и закрутить их.
3. Сортировка. Предложите ребенка рассортировать каштаны и орехи по разным мисочкам. Можно использовать бусины, пуговицы, блоки Дьенеша.
Думаю, на сегодняшний урок занятий достаточно! Удачи в развитии!
Монтессори день. Урок 4
Статью написала Алёна 21.01.2014 08:52
Рубрика: Монтессори дни
Метки: монтессори дни
3 комментария
Добрый день, дорогие друзья блога Дети — это счастье!
Продолжаем наши Монтессори-дни. Сегодня у нас 4конспект занятий по методике Монтессори и новые упражнения! Что такое Монтессори дни и зачем они нужны вы можете подробнее ознакомиться в статье Монтессори-дни, а так же посмотрите наши уроки 1, 2, 3. Если вы все их уже прошли, можно приступать и к 4 уроку
ЗОНА ВОДЫ
1. Перемещение воды губкой из одной емкости в другую. Для этого вам нужна большая поролоновая губка и два тазика. Малыш должен намочить губку в одном из тазиков и отжать её в другом. Можно заниматься этим упражнением во время купания, тогда вам понадобится только губка, а вода будет кругом
2. Моем игрушки. Раз уж губку достали, нужно показать и еще одно её применение — мытье игрушек с помощью неё и мыла.
ЗОНА СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ
1. Терка. Учимся тереть. Сначала можно взять кусочек мыла, а когда будет получаться лучше — фрукты или овощи. Есть специальные терочки в детских наборах. А можно взять обычную пластмассовую плоскую терку.
2. Песочный садик. Можно сделать самим, а можно приобрести. В тазик насыпаем песочек, а ребенок строит замки, украшает деревьями и животными. Вообще, песочная терапия отдельная тема и про неё будет большой пост. А пока можете потренироваться так.
ЗОНА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Заполнить воздушный шарик бусинами. Для этого нужен не надутый шарик и бусинки, подходящие по размеру. Покажите малышу, как можно спрятать бусины в шарике, пусть повторит.
2. Сортировка камешков по ячейкам. Подойдут наборы для замораживания льда и любые камешки.
3. Режем бумагу на полоски. Для детей продаются специальные ножницы, в Икее, например. Они не острые, бывают вообще пластмассовые. Ими ребенок не порежется, а необходимый навык сможет тренировать.
Вот и весь наш четвертый Монтессори день. Не забывайте, что вы только должны показать ребенку, что от него требуется. Но не лезьте помогать! Помощь возможна только в том случае, когда этого просит сам ребенок. Важно, чтобы он САМ научился делать все то, чему мы его учим. После каждого задания ребенок сам убирает за собой, ну или хотя бы помогает.
Монтессори день. Урок 5
Статью написала Алёна 24.01.2014 09:49
Рубрика: Монтессори дни
Метки: монтессори дни
2 комментария
Добрый день, друзья!
Сегодня у нас по плану Монтессори день. О том, что такое Монтессори-дни и как правильно их проводить можете прочитать здесь. Если есть вопросы по методике, обращайтесь)) А мы начнем.
ПРОГРАММА 5 УРОКА ПО МОНТЕССОРИ
Для начала — проведите музыкальную минутку. Для этого можете скачать альбом Железновых «Веселая логоритмика» (раздел Музыка). Выберите любые понравившиеся песенки, придумайте движения (обычно их пропевают в самой песне) и танцуйте вместе.
Если малыш интересуется музыкой, можно приобрести для него игрушечные музыкальные инструменты и познакомить его с ними. Мы, например, очень любим пианино (можно заменить ксилофоном), бубен, маракасы, валторну и трубу.
Учим малыша пересыпать фасоль ложкой. Для этого нужны тазик с фасолью, мисочки (2 или более), ложка (для начала лучше брать деревянную глубокую ложку). Покажите малышу, как можно раскладывать фасоль по мисочкам.
Матрешки. Наша русская народная матрешка — отличный способ научить малыша понятию большой-маленький, а так же потренировать мелкую моторику.
С 1,5 лет малышу можно предлагать собирать легкие пазлы, состоящие из 2 деталей. Покажите несколько раз, как правильно собирать их, а дальше предоставьте малышу самому разобраться. Мы очень любим вот такие пазлы:
Издательство Дрофа, можете посмотреть на Лабиринте — Пазл Домашние животные. Они достаточно жесткие, малыш их не порвет, и хорошо стыкуются. Для начала — отличный вариант. Всем рекомендую! Помимо набора «Домашние животные», у них еще есть «Дикие животные»,«Дары лета» и «Забавные машинки».
Повторили наше любимое упражнение с «ёжиками». Ёжиков можно купить в зоомагазине — это игрушки для кошек, контейнер — в Ашане.
Зона воды и помощь маме сегодня совмещены — учимся поливать цветы. Сынок уже давно порывался отнять лейку. Наконец отдала. Главное — контролировать «напор» воды, то есть поддерживать ручку, чтобы горшок с цветами не превратился в море
И, наконец, массаж для ножек. Как сделать массажный коврик по Монтессори я писала в соответствующей теме здесь. Лучше проводить такой массаж не только в Монтессори дни, но и каждый день.
Вот такой вот сегодняшний Монтессори день. Все наши конспекты занятий по методике монтессори: 1, 2, 3, 4. Удачи в проведении занятий!!! Жду вас снова в следующих уроках!
Монтессори день. Урок 4
Статью написала Алёна 21.01.2014 08:52
Рубрика: Монтессори дни
Метки: монтессори дни
3 комментария
Добрый день, дорогие друзья блога Дети — это счастье!
Продолжаем наши Монтессори-дни. Сегодня у нас 4конспект занятий по методике Монтессори и новые упражнения! Что такое Монтессори дни и зачем они нужны вы можете подробнее ознакомиться в статье Монтессори-дни, а так же посмотрите наши уроки 1, 2, 3. Если вы все их уже прошли, можно приступать и к 4 уроку
ЗОНА ВОДЫ
1. Перемещение воды губкой из одной емкости в другую. Для этого вам нужна большая поролоновая губка и два тазика. Малыш должен намочить губку в одном из тазиков и отжать её в другом. Можно заниматься этим упражнением во время купания, тогда вам понадобится только губка, а вода будет кругом
2. Моем игрушки. Раз уж губку достали, нужно показать и еще одно её применение — мытье игрушек с помощью неё и мыла.
ЗОНА СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ
1. Терка. Учимся тереть. Сначала можно взять кусочек мыла, а когда будет получаться лучше — фрукты или овощи. Есть специальные терочки в детских наборах. А можно взять обычную пластмассовую плоскую терку.
2. Песочный садик. Можно сделать самим, а можно приобрести. В тазик насыпаем песочек, а ребенок строит замки, украшает деревьями и животными. Вообще, песочная терапия отдельная тема и про неё будет большой пост. А пока можете потренироваться так.
ЗОНА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Заполнить воздушный шарик бусинами. Для этого нужен не надутый шарик и бусинки, подходящие по размеру. Покажите малышу, как можно спрятать бусины в шарике, пусть повторит.
2. Сортировка камешков по ячейкам. Подойдут наборы для замораживания льда и любые камешки.
3. Режем бумагу на полоски. Для детей продаются специальные ножницы, в Икее, например. Они не острые, бывают вообще пластмассовые. Ими ребенок не порежется, а необходимый навык сможет тренировать.
Вот и весь наш четвертый Монтессори день. Не забывайте, что вы только должны показать ребенку, что от него требуется. Но не лезьте помогать! Помощь возможна только в том случае, когда этого просит сам ребенок. Важно, чтобы он САМ научился делать все то, чему мы его учим. После каждого задания ребенок сам убирает за собой, ну или хотя бы помогает.
11 развивающих игр по методике Монтессори ~ Я happy МАМА
- «Бумажные шарики и улитки». Игры с бумагой – также весьма полезное времяпровождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
Вполне возможно, что после такой “бумажной” игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки – кому как нравится! - «Веселые прищепки». Прищепки – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке, как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательными – сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке иголки из прищепок, а солнышку – лучики.
- «Коробочка с тканями». Игрушки: небольшая коробочка, в которой по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их пальцами; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; попросите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
- “Больше и меньше”. Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из-под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
- “Цветные дорожки”. Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами (“щепоткой”). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
- «Разложим по порядку». Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
- Игра c цветами. Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится сам в том, что в таком случае поставить цветок в вазу затруднительно.
- Игра “Мытье посуды”. Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный, и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку , как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
- Игра “Уборка”. Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.
- «Не просыпь и не пролей». Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
- «Волшебное сито». Скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Смотрите также: 21 постулат о детях, семье и воспитании от Марии Монтессори 19 заповедей Марии Монтессори для родителей 9 игр, которые помогут маленьким детям успокоиться и обрести равновесие