Математические подвижные игры для дошкольников: Картотека по математике по теме: Картотека подвижных игр с математическим содержанием. – Математические игры с движениями

Содержание

Картотека по математике по теме: Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

                   «Путешествие»

                    Цель: учить ориентироваться в пространстве.

                  Содержание. В.обозначает направление на полу

                групповой комнаты стрелками разного цвета, а

                ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

                указывает красная стрелка, потом поверни

               туда, куда указывает синяя, затем пройди три

              шага и там ищи». Задания могут быть любые

               как одному ребенку, так и всей группе детей.

                         «Найди пару»

          Цель: закрепить знание геометрических

          фигур, учить объединять их по

           существенным признакам.

            Содержание.

          Дети с фигурами ходят по группе

          по команде воспитателя ищут

           пару по цвету, по форме

           или по размеру.

                     «Неделя, стройся»

                        Цель: закрепить последовательность

                         дней недели.

                        Содержание.

                        Детям раздают ободки, на

                         которых разное количество кругов

                         (количество кругов соответствует

                       порядковому номеру дня недели).

                           По команде воспитателя дети

                                Должны занять свое место

                               и назвать день недели.

                             «Обруч»

                 Цель:  закреплять умение классифицировать

                 предметы по 2-4 свойствам.

                  Содержание. Воспитатель предлагает новую

                      ситуацию в игре с тремя обручами.

                    Устанавливается правило игры, например

                  фигуры, разложить так, чтобы внутри

               красного обруча оказались все красные.

                  Внутри зеленого все треугольники,

                           внутри черного — все большие.

                          Игру с тремя обручами можно

                       повторять много раз, меняя

                          правила игры.

                                     «Живые числа»

                                  Цель: упражнять в прямом и

                                обратном счете в пределах 10.

                               Материал. Карточки с нарисованными на

                                них кружочками от 1 до 10.

                                Содержание. Дети получают карточки.

                                  Выбирается водящий. Дети ходят по

                                   комнате. По сигналу водящего: «Числа!

                                   Встаньте по порядку!»- они строятся в

                              шеренгу и называют свое число».

                                 Водящий проверяет, все ли встали

                                    на свои места. Затем дети меняются

                                 карточками. Игра продолжается.

         

                         «Найди по звуку»

                       Цель: учить ориентироваться в пространстве.

                      Содержание.

                       Ребенок ищет спрятанный воспитателем

                       Предмет. При приближении к предмету

                       музыка усиливается, при отдалении

                       звучит тише.

                             «Встань на свое место»

        Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

          Материал. Два набора карточек из картона с

           нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

        Содержание. Играющие становятся в ряд, руки

         за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

         раздает всем карточки. Дети пересчитывают

         пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

       «Числа встаньте по порядку», каждый из

         играющих становится за стульчиком,

       порядковый номер которого соответствует

        числу пуговиц на его карточке.

             «Пошли, пошли»

              Цель: развивать умение ориентироваться

            в пространстве.

              Содержание.

            Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

            по указанному воспитателем направлению:

            вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

           

   

              «Кто какого роста?»

         Цель: установление отношений между величинами.

        Содержание. Воспитатель вызывает  детей разного роста и

    предлагает им встать по росту за ребенком самого

    низкого роста. Когда дети построятся, задает

  вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

  Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

 Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

 стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

 Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

 Почему вы так думаете?

             «Составь число»

      Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

      Материал. Набор карточек с числами.

      Содержание.  Ведущий держит  карточку с любым

    числом, например, 8. Дети должны встать в пары так,

     чтобы числа на их    карточках вместе

    составляли число 8.

    «Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Содержание.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

 При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

 до цифры 10.  

           

           «В лесу»

         Цель: учить решать примеры на сложение и

          вычитание в пределах 10.

          Содержание.

         Дети отправляются в «лес» (ходят по группе)

        и собирают грибы,     ягоды, цветы    с

        примером, ответ которого совпадает с  числом,

       указанным воспитателем.

Картотека подвижных игр по ФЭМП

Картотека подвижных игр по ФЭМП в старшей группе  «Собери в корзину»

Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.

Материал. Природный материал, корзинки.

Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет.

«Где правая, где левая?»

Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с яблоками»

Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой. Материал. Яблоки, цифры, обручи.

Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе — дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

«Найди кусочек сыра»

Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Материал. Обручи, кубики, цифры.

Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.

— Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.

Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».

«Кто больше принесет»

Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Материал. Предметы разной формы.

Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же.

«Какая команда быстрее соберется»

Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр.

Материал. Цифры от 1 до 7.

Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие

  • Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;

  • Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу меньше;

  • Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны.

«Что изменилось»

Цель. Развивать внимание детей.

Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

« Что нам делать, как нам быть?

Надо зайчика ловить!»

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Найди пару»

Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.

Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Правила игры. В. обозначает направление на полу

групповой комнаты стрелками разного цвета, а

ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

указывает красная стрелка, потом поверни

туда, куда указывает синяя, затем пройди три

шага и там ищи». Задания могут быть любые

как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Неделя, стройся»

Цель: закрепить последовательность

дней недели.

Правила игры. Детям раздают ободки, на

которых разное количество кругов

(количество кругов соответствует

порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети

Должны занять свое место

и назвать день недели.

«Обруч»

Цель:  закреплять умение классифицировать

предметы по 2-4 свойствам.

Правила игры. Воспитатель предлагает новую

ситуацию в игре с тремя обручами.

Устанавливается правило игры, например

фигуры, разложить так, чтобы внутри

красного обруча оказались все красные.

Внутри зеленого все треугольники,

внутри черного — все большие.

Игру с тремя обручами можно

повторять много раз, меняя

правила игры.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и

обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на

них кружочками от 1 до 10.

Правила игры. Дети получают карточки.

Выбирается водящий. Дети ходят по

комнате. По сигналу водящего: «Числа!

Встаньте по порядку!»- они строятся в

шеренгу и называют свое число».

Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются

карточками. Игра продолжается.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с

нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Правила игры. Играющие становятся в ряд, руки

за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

раздает всем карточки. Дети пересчитывают

пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

«Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком,

порядковый номер которого соответствует

числу пуговиц на его карточке.

«Пошли, пошли»

Цель: развивать умение ориентироваться

в пространстве.

Правила игры.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

по указанному воспитателем направлению:

вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Правила игры. Воспитатель вызывает  детей разного роста и

предлагает им встать по росту за ребенком самого

низкого роста. Когда дети построятся, задает

вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

Юля выше ростом. Бори. А Боря — выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

Почему вы так думаете?

«Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Правила игры.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

до цифры 10.

Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека подвижных игр математического содержания «Математика в играх».

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

           Подготовка к игре. Выбирают двоих водящих – убегающего и догоняющего. Остальные играющие становятся парами по кругу в затылок лицом в центр круга, образуя при этом большой круг. Водящие находятся за кругом.

           Описание игры. По сигналу педагога догоняющий начинает ловить убегающего, стараясь его запятнать. Спасаясь от погони, убегающий становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и начинает убегать от водящего

Если водящий поймал убегающего, то они меняются местами.

Правила игры. 1. Убегающий не имеет права пересекать круг.

                             2. Обегая круг, водящим не разрешается трогать руками стоящих игроков.

                             3. Долго бегать и становиться только к одним и тем же парам не разрешается.

  «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ».

           Подготовка к игре. Дети делятся на 2 равные команды. Командам выдаются мячи по количеству детей в командах.

          Описание игры. По свистку педагога игроки начинают

перебрасывать мячи на сторону соперника до тех пор, пока не прозвучит второй свисток педагога.

   Выигрывает та команда, на площадке которой после свистка окажется меньше мячей.

          Правила игры. 1. Мячи перебрасываются с любого участка площадки.

                              2. Нельзя бросать мячи под сеткой.

                              3. Нельзя бросать мячи после второго свистка судьи.

« КРУГОВАЯ».

 Подготовка к игре.  Дети делятся на две команды. Игроки одной команды размещаются за пределами круга (квадрата, прямоугольника или др. фигуры), а игроки второй – внутри фигуры.

   Описание игры. По сигналу педагога стоящие за фигурой игроки стараются выбить всех игроков противника.

Игрокам, находящимся внутри фигуры, разрешается ловить мяч с лёта.

   Правила игры. 1. По истечении определенного времени или когда все игроки, находящиеся внутри фигуры, будут выбиты, команды меняются ролями.

                             2. Побеждает команда, быстрее выбившая игроков другой команды или большее их число.

«1-10 ПРЕДМЕТОВ».

Двое играющих становятся у черты. Перед каждым из них на одной прямой линии расставлены предметы на расстоянии 30-50-100см один от другого. По сигналу игроки бегут, собирают предметы и возвращаются обратно.

   Побеждает тот, кто вернется первым, не уронив по дороге ни одного предмета.

« ВЕСЁЛЫЙ СЧЕТ».

  По сигналу педагога играющие разбегаются врассыпную по всей площадке.

   На сигнал «Два!» играющие образуют пары с любым рядом стоящим игроком. На сигнал «Три!»  встают тройками.

   Вариант: можно называть любое число.

«УСПЕЙ ЗАНЯТЬ СВОЕ МЕСТО».

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет 2  каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий пытается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.

   Номера, присвоенные игрокам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них  временно становится водящим.

 «ВЫЗОВ НОМЕРОВ».

Подготовка к игре. Играющие делятся на 2-4 команды. Становятся в колонну по одному за линией старта. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Игроки должны запомнить свой номер. Против каждой команды устанавливается ориентир.

   Описание игры. Педагог вызывает один из номеров, например: «Третий!». Третьи номера всех команд бегут вперед до стойки, обегают её с правой стороны и бегут обратно, становясь на свое место. Кто первым встанет на свое место, приносит своей команде очко. Затем педагог вызывает другой номер и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила игры. 1. Обегая стойку, не разрешается касаться её руками.

                          2. Игрокам, стоящим в своей колонне, не разрешается сходить со своих мест, особенно последним.

 Варианты игры. 1. Игроки в колоннах сидят.

                               2. Вызванные номера обегают зигзагом впереди стоящих и стойки. Бегут к последнему игроку, обегают всех игроков зигзагом и занимают своё место.

                               3.  Вызванные номера преодолевают  небольшое препятствие (подлезают, перепрыгивают).

                               4. Вызванные номера во время бега выполняют различные задания (перекладывают мяч, кольцо из одной руки в другую и др.).

                               5. Вызванные номера прыгают на одной или на обеих ногах.

                               6. Вызванные номера под музыку двигаются соответствующим танцевальным шагом.

 « ПЕРЕМЕНА МЕСТ».

Подготовка к игре. Дети  на земле, на площадке чертят в произвольном порядке  различной формы геометрические фигуры по количеству играющих без одного, на расстоянии 1-2м друг от друга. Выбирают одного водящего, все остальные размещаются по фигурам.

   Описание игры. Водящий ходит (бегает) между фигурами, а играющие все время меняются местами.  Водящий в это время стремится занять какую-либо фигуру, пока там никого нет. Кто останется без фигуры, тот становится водящим.

   Правила игры. 1. Двое играющих в одной фигуре находиться не могут.

                             2. При перебежке фигура считается за тем, кто раньше вступил в неё.

 

«ВТОРОЙ ЛИШНИЙ».

Подготовка к игре. Играющие становятся по кругу лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирают двух водящих – убегающего и догоняющего. Водящие становятся за кругом.

   Описание игры. По сигналу педагога догоняющий старается коснуться рукой убегающего. Чтобы не быть пойманным, убегающий становится впереди кого-либо из игроков, стоящих по кругу. Тогда игрок, оказавшийся сзади прибежавшего игрока, становится «вторым лишним» и должен убежать от водящего. Если убегающий будет настигнут, они меняются ролями.

   Правила игры. 1. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков, стоящих по кругу.

                             2. Водящим не разрешается долго бегать – убегающий должен по возможности быстрее встать впереди к любому игроку.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕМЕНА МЕСТ С ВЫЗОВОМ».

Подготовка к игре. Играющие выбирают водящего и становятся в шеренгу, рассчитываются по 3-5 человек (в зависимости от количества играющих). Каждый игрок должен запомнить свой номер. Группа образует круг, взявшись за руки, в центре которого становится ведущий.

   Описание игры. Педагог дает команду: «Вправо (влево), по кругу шагом марш!» Играющие  двигаются  до следующей команды: «Поменяться местами!»  После короткой паузы педагог называет номер. Игроки под этим номером должны поменяться местами друг с другом. Например: «Поменяться местами… Вторые!». Дети останавливаются. Названные номера выбегают из своих кружков и стараются занять освободившееся место в других группах. Место считается занятым, если перебежавший успеет взяться за руки с играющими этой группы. Водящий старается во время перебежки занять свободное место в одном из кружков. Игрок, который остается без места, становится водящим. Победителем считается тот, кто ни разу не был водящим.

   Правила игры. 1. Разъединять руки и меняться местами разрешается только после команды и вызова номера.

                            2. Водящему не разрешается сойти со своего места до команды.

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОТВЕТЬ НА МОЙ ВОПРОС».

Подготовка к игре. В игре участвуют все дети. Они стоят по большому кругу, в центре – выбранный водящий с большим мячом в руках.  

   Описание игры. Водящий бросает мяч любому игроку, задавая вопрос. Игрок, которому задали вопрос, должен поймать мяч, ответить на вопрос и бросить мяч обратно водящему.

    Примерные вопросы: Назови месяц лета (осени, зимы, весны)?

                                         День недели?

                                         Предметы круглой формы?

                                         Предыдущее число 5?

                                         Последующее числа 8? И т.

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА «РУЧЕЁК».

 Игровое упражнение выполняется в движении в колонне по два.

По сигналу педагога «Ручеёк!» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают их вверх. Затем каждая пара, начиная с последней, друг за другом без задержки пробегает внутри и останавливается впереди, поднимая руки вверх.

   Задание выполняется 1-2 раза.

 ИГРА — ЭСТАФЕТА  «КЛАССИКИ».

         Подготовка к игре. Дети строятся в несколько колонн (в зависимости от количества игроков). Перед ними разложены плоскостные фигуры с указанием порядкового счета в прямом или обратном порядке в любом количестве.

              Описание игры. По сигналу педагога дети прыгают  в фигуры туда и обратно. Передают эстафету следующему участнику из своей команды.

   Правила эстафеты. 1. Эстафету передавать следующему игроку легким хлопком по руке.

                          2. После передачи эстафеты встать в конец колонны.

                          3. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

     

Материал по математике (старшая группа) по теме: формирование элементарных математических представлений через подвижные игры.

 «Собери в корзину»

Цель. Закрепить умение детей группировать предметы.

Игровой материал. Природный материал, корзинки.

Правила игры. На полу лежит природный материал. Дети делятся на 2 – 3 команды. У каждой команды своя корзинка. По сигналу участники игры собирают в свою корзину однородные предметы. Победит та команда, которая соберет все, ни разу не нарушив правила. Брать рукой только один предмет.

«Где правая, где левая?»

Цель. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Правила игры. Разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде «налево» или «направо» играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Воспитатель уточняет, в какую сторону ребята повернулись. Кто ошибся, выходит из игры.

Игра продолжается.

«Игра с яблоками»

Цель. Закрепить умение соотносить количество с цифрой.

Игровой материал. Яблоки, цифры, обручи.

Правила игры. На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры.

На «подносе — дереве» — яблоки двух цветов.

Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года и какие изменения произошли в природе.

— Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

«Найди кусочек сыра»

Цель. Учить детей по сигналу находить себе «норку».

Игровой материал. Обручи, кубики, цифры.

Правила игры. На полу лежат три обруча на большом расстоянии друг от друга. Это норки мышек. Внутри каждого обруча кубики: в первом – пять кубиков, во втором – шесть, в третьем – семь кубиков.

— Это норки (показываю на обручи). А вы все – мышки. В каждой норке поместится столько мышек, сколько в ней кусочков сыра. Вы будет играть под музыку. Как только она остановится, мышки разбегутся по норкам за кусочком сыра. Каждая мышка может съесть один кусочек.

Линия усложнения. Положить в обручи карточки с кружками. Сколько кружков, столько и «мышек» возле «норки».

«Кто больше принесет»

Цель. Закрепить умение соотносить геометрическую фигуру с предметом по сигналу.

Игровой материал. Предметы разной формы.

Правила игры. Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне комнаты на двух стульях лежат предметы разной формы. У каждой команды свой стул. Дети, рассчитавшись по порядку, выясняют, в какой команде больше человек.

По сигналу один из играющих должен добежать до стула, взять с подноса предмет круглой формы, принести его и положить на стул, стоящий рядом. Только после этого может бежать другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустила ошибок при выполнении задания.

Линия усложнения. Одна команда приносит предметы треугольной формы, другая – прямоугольной. Правила те же.

«Какая команда быстрее соберется»

Цель. Развивать внимание. Закрепить умение выстраиваться по сигналу в колоны по порядку цифр.

Игровой материал. Цифры от 1 до 7.

Правила игры. На столах лежат перевернутые цифры от 1 до 7. На одном столе – красные цифры, на другом – желтые.

Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет играть.

 Дети бегают по группе под звуки бубна. Как только удары бубна перестанут звучать, команды берут со стола цифры и выстраиваются по порядку в две колонны.

Дети, которые остались без цифр, дают задания игрокам другой команды. Задания могут быть самые различные, например, такие

  1. Пусть тот, у кого цифра три, присядет 5 раз;
  2. Пусть тот, у кого цифра пять, назовет число на одну единицу меньше;
  3. Пусть тот, у кого цифра семь, топнет ногой 2 раза.

Линия усложнения. играет вся группа. Все цифры перевернуты и лежат на одном столе. Дети бегают под звуки бубна. Как только удары перестанут звучать, дети берут по одной цифре и выстраиваются в две колонны.

«Что изменилось»

Цель. Развивать внимание детей.

Правила игры. Дети образуют круг. Внутри него 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Вышел зайчик погулять.

        « Что нам делать, как нам быть?

        Надо зайчика ловить!»

        Снова будем мы считать:

        «Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. При повторном проведении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу, установить, кого нет.

Усложнение. Поставить в круг ребенка, которого ранее в нем не было.

«Найди пару»

Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.

Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.

Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.

Картотека математических игр «в движении»

«Скажи последующее (предыдущее) число»

«Скажи последующее (предыдущее) число» «Продолжай считать» Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти, возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обратном порядке. «Скажи

Подробнее

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Инвентарь: конусы. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЫЗОВ НОМЕРОВ» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость. Педагог называет номера (не по порядку) и вызванные дети бегут до конуса, обегают его и возвращаются обратно.

Подробнее

Авторы: И.И. Копылова И.В. Пистер Ю.В. Чернова

Авторы: И.И. Копылова И.В. Пистер Ю.В. Чернова Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога «Формирование элементарных

Подробнее

Сентябрь. Тема: «Поручение»

Сентябрь. Тема: «Поручение» Перспективный план по ФЭМП (математика) образовательная область — познавательное развитие Программа «От рождения до школы» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное

Подробнее

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ по закреплению математических знаний детей 5-ого года жизни. Для каждого родителя собственный ребенок и умен, и красив. И когда воспитатель рекомендует проводить те или иные упражнения дома для закрепления

Подробнее

Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ»

Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 «Зёрнышко» Конспект занятия Образовательная область Физическое развитие Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ» Воспитатель: Николаева О.Ю.

Подробнее

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 21 «НЕЗАБУДКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИГУРИЮ КОНСПЕКТ

Подробнее

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. Игра это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Пояснительная записка Направление: Познавательное развитие. Раздел: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Цель: Формирование умственных способностей и математических представлений,

Подробнее

Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателей Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Подробнее

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь Сентябрь 1. Д/Игра: «Цветные коврики — 2» Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать

Подробнее

Методическая разработка

Методическая разработка МКОУ «Гимназия 13» ДСО 1 Методическая разработка ООД с детьми второй младшей группы -2 Тема: «Мишка в гостях у ребят» использование социо-игровой технологии в физическом развитии детей Воспитатели: Алхасова

Подробнее

Лепбуки математического содержания

Лепбуки математического содержания 1 Лепбуки математического содержания Лепбук 1 «Геометрические фигуры» Описание игр. Собери пирамидку Задачи: Формирование положительного эмоционального фона. Развитие внимания, зрительного восприятия,

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Пояснительная записка. Нормативные основания разработки рабочей программы: настоящая рабочая программа разработана на основе: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря202 г. 273-ФЗ «Об образовании

Подробнее

Материал (старшая группа) на тему: Картотека математических игр на прогулке

Картотека математических игр по месяцам на прогулке.

Октябрь.

1 неделя. «Раз, два, три, камешки найди».

Цель: Упражнять в количественном счёте.

Воспитатель предлагает собрать детям на участке камешки и посчитать их.

2неделя. «Что изменилось?».

Цель: Развивать память.

Воспитатель раскладывает листья деревьев, камушки, палочки, игрушки. Ребёнок запоминает, где что лежит. По считалке: раз, два, три ну-ка не смотри, воспитатель меняет местами предметы, а потом дети  находят, что изменилось.

3 неделя. «Что бывает по 4?»

Цель: Соотносить числительное с каждым из предметов.

Дети называют: четыре пуговицы на куртке, четырёхэтажный дом, четыре ножки у скамейки и т.д. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

4 неделя. «Назови предметы такой же формы».

Цель: Называть предметы круглой формы.

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч, ребёнок поймавший мяч называет предмет круглой формы.

Ноябрь.

1 неделя. «  Что бывает такой же формы?»

Цель: Учить называть предметы квадратной формы.

Воспитатель рисует на земле геометрическую форму, а дети называют предметы такой же формы из окружающей обстановки и по памяти.

2 неделя. «Летает, не летает».

Цель: Ориентировка в пространстве. Понимать слова «вверху», «внизу».

Воспитатель называет предметы. Если они летают, дети поднимают руки вверх, если не летают руки внизу.

3 неделя. «Дорожка».

Цель: Учить  сравнивать предметы по ширине.

Нарисовать на земле, выложить из верёвок дорожки, через узкую перешагнуть, а через широкую  перепрыгнуть.

4 неделя. «Сколько птиц прилетело к кормушке?».

Цель: Упражнять в количественном  счёте. Закрепить название птиц живущих в нашем городе. (Воробьи, голуби, вороны, чайки…)

Насыпать в кормушку корм, понаблюдать за прилетающими птицами. Посчитать, сколько прилетело, сколько улетело, сколько осталось около кормушки.

Декабрь.

1 неделя. «Что может быть такой же формы?»

Цель : Находить предметы названной формы.

Нарисовать в воздухе предмет и сказать, что бывает такой формы. Проводят дети, выбрав ведущего по считалке.

2 неделя. « Кто где?»

Цель :Закрепить понятия « слева», «справа», « впереди», «сзади».

Дети бегают по площадке, по сигналу останавливаются. Кого спрашивают, тот отвечает, кто стоит впереди него, сзади, слева, справа.

3 неделя. «Прятки».

Цель: Уметь ориентироваться в пространстве.

По сигналу 3 хлопка дети прячутся. Найдя ребёнка, воспитатель говорит: «Раз, два, три , где спрятался скажи». Ребёнок отвечает или под скамейкой, или около дерева, или за радугой и т. д.

4 неделя. « Покажи, что у тебя есть  по одному, по два?»

Цель: Формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

Воспитатель спрашивает у ребёнка: «Чего у тебя есть по одному, по два ?»

Ребёнок не только отвечает, но и показывает.

Январь.

1неделя. « Назови предмет».

Цель: Учить называть предметы прямоугольной формы».

Детям предлагается назвать как можно больше предметов прямоугольной формы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек-камушков.

2 неделя. « Теремок».

Цель: Закрепить порядковый счёт.

Предложить детям превратиться в любого зверя из сказки и показать его повадки. По сигналу бубна, девочки замирают и мальчики называют кто какая по счёту. И наоборот.

3 неделя. « Приметы времён года».

Цель: Закрепить временные периоды года, их последовательность.

Воспитатель спрашивает, какое время года наступает после зимы, весны, лета, осени? Использовать схемы.

4 неделя. «Весёлый счёт».

Цель: Закрепить навыки порядкового счёта.

Воспитатель начинает считать игрушки, затем останавливается и продолжает ребёнок. Затем ведущим выбирается по загадке ребёнок.

Февраль.

1 неделя. « Считаем шаги».

Цель: «Закрепить навыки счёта, продолжать учить двигаться в заданном направлении.

Воспитатель предлагает ребёнку сделать 2шага вперёд, 3шага влево, 4шага назад, 1шаг вперёд. Ребёнок в правой руке держит флажок. И потом организуется игра «Разведчики».

2 неделя. « Палочки».

Цель: Учить сравнивать предметы по длине, отражать в речи результат сравнения. Закрепить название деревьев родного края.

Предложить детям найти веточки, сравнить их длину, закрепить слова «длиннее», « короче». Вспомнить название деревьев растущих на участке детского сада и на нашем полуострове Камчатка.

3 неделя. «Следы».

Цель: Учить сравнивать следы по форме и размеру, соотносить число с количеством. Развивать фонематический слух.

Послушать, как скрипит снег. Сделать отпечатки подошвы своей обуви. Предложить ребёнку сравнить их по форме и размеру. Посчитать, сколько следов больших, сколько маленьких?  Помочь организовать игру «Следопыты».

4 неделя. « Что зачем?».

Цель: Закрепить представление о последовательности частей суток, дней недели.

Воспитатель бросает мяч и просит дать ответ: « Назови первый день недели».

Или « Утро, а за ним?». Или « Какой день недели твой любимый?»  Ребёнок ловит мяч и отвечает. Роль ведущего передаётся ребёнку.

Март.

1 неделя. « Ствол дерева толстый и тонкий».

Цель: Учить сравнивать предметы по величине( толстый- тонкий). Закрепить

навыки счёта.

Предложить ребёнку обхватить руками дерево и потом  посчитать сколько деревьев с толстым стволом, а сколько с тонким?

2 неделя. « Высоко — низко».

Цель: Учить сравнивать высоту броска мяча и отражать в речи результат.

Воспитатель предлагает ребёнку подбросить мяч вверх вначале невысоко, потом повыше, потом ещё выше. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не упадёт.

3 неделя. « Куда пойдёшь и  что-то найдёшь».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве.

Воспитатель прячет игрушки и говорит: «Если пойдёшь направо, то найдёшь мышку; если пойдёшь прямо, то найдёшь машинку; если пойдёшь налево, то найдёшь  мячик». Ребёнок выбирает и проговаривает, что он выбрал.

4 неделя. « Снежные камчатские куличи».

Цель: Учить сравнивать и подбирать предметы по величине .Закрепить счёт до 7.

Эксперимент: из какого снега можно лепить куличи? Из сухого или мокрого? Оставить на морозе, что произойдёт?

Налепить куличики большие и маленькие и посчитать, сколько получилось.

Апрель.

1 неделя. « Найди парные предметы в окружающей обстановке».

Цель: Учить находить в окружающей обстановке парные предметы.

 Предложить посмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2крыла, 2лапки, у собаки 2уха, 2глаза и т.д.

2 неделя. « Кто больше соберёт?»

Цель: Учить сравнивать две группы предметов .Закрепить счёт.

Предложить мальчикам найти камешки, а девочкам собрать прутики. Спросить, кто собрал больше? Помочь организовать сюжетно- ролевую игру «магазин».

3 неделя. « Что где?»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, использовать слова «перед», «над», «под», и т.д.

С помощью считалки выбирается капитан. Он бросает мяч кому то из детей и спрашивает: «Что у тебя под ногами?», « Что ты видишь над головой?» и т.д.

4 неделя. « Кто самый высокий?»

Цель: Уточнить представление о величине предметов.

Предложить померяться спиной  друг с другом и определить, кто в группе самый высокий, кто пониже, кто самый низкий?

Май.

1 неделя. «Найди зайку».

Цель: Продолжать развивать пространственное воображение, умение считать шаги.

Воспитатель предлагает найти спрятанного зайку, выполняя команды: пройти 5шагов вперёд, 3шага до берёзы, 4шага до радуги и т.д.

2 неделя. «Что в коробке?»

Цель: Развивать фонематический слух.

Предложить ребёнку угадать в какой коробке лежат камушки, песок, пустота.

3 неделя. «Пустое — полное».

Цель: Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству, правильно употреблять слова « много —  мало», « полное — пустое».

Предложить ребёнку в несколько вёдер насыпать разное количество песка и рассказать. Игра «Кто выше построит вулкан».

4 неделя « Посмотри и найди такие же».

Цель: Найти и принести одинаковые предметы».

У воспитателя на столе лежат камушки, ракушки, палочки, игрушки. Ребёнок

находит такие же. Роль ведущего передаётся ребёнку. А потом организуется сюжетно – ролевая игра «Кафе».

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством подвижных игр

Формирование элементарных математических представлений посредством подвижных игр

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Так же в последнее десятилетие происходит внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению.

От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Результат ЕГЭ по математике выпускников школ показывает низкий процент максимальных результатов среди всех предметов, поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Работая в ДОУ, я столкнулась с некоторыми сложностями:

  • детей много и все разные – одни только пришли, другие не усидчивые, третьи – спокойные и т.д.

  • в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП требуется постоянное внимание ребенка, его включенность в процесс, но этого сложно добиться, когда дети быстро устают, не хотят сидеть.

  • Интерес к математике у детей неустойчив.

Решение данной проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Изыскивая новые эффективные средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников, я рассмотрела возможность соединить это направление с физической культурой, основываясь на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Так как двигательно-игровая деятельность-это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей, я рассмотрела подвижную игру как средство фэмп у детей дошкольного возраста.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В любой игре должны быть правила, так как они придуманы взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение подвижной игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Поэтому эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого и математического.

Еще Ж.Ж. Руссо писал о движении как о средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма.

Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и в образовательной деятельности.

Исходя из выше изложенного, мы приняли решение разработать и апробировать в образовательном процессе подвижные игры с математическим содержанием.

Организуя работу, мы предположили, что если систематически, планово использовать в работе с дошкольниками по фэмп подвижные игры, то это будет способствовать не только повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизировать познавательную деятельность детей, но и повышению интереса к математике.

Преследуя цель: использование подвижных игр с математическим содержанием при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, мы поставили ряд задач:

— систематизировать подвижнее игры с математическим содержанием для фэмп у детей дошкольного возраста, разработать картотеку подвижных игр по разделам и использовать их в практике;

— использовать подвижные игры с математическим содержанием при фэмп;

— провести анализ эффективности использования подвижных игр с математическим содержанием.

Первым этапом работы — диагностическим (сентябрь 2016 года) стало проведение диагностики уровня сформированности математических представлений старших дошкольников. Для диагностирования мы использовали диагностику предложенную Новиковой В.П. Диагностика проводилась в двух группах детей старшего дошкольного возраста. Результаты позволили сделать вывод, что в среднем уровень сформированности элементарных математических представлений в обеих группах одинаков, причем нами отмечено преобладание среднего уровня, т. е. дети справляются с заданиями с помощью воспитателя. Так же дети проявляют спонтанный неустойчивый интерес к математике.

Второй этап – организационный (октябрь 2016 года) заключается систематизации подвижных игр и созданию картотек подвижных игр с математическим содержанием по разделам:

— Количество и счет.

— Величина.

— Пространство

— Время.

— Геометрические фигуры.

Третий этап — практический (ноябрь 2016 года – май 2017 года) направлен на применении подвижных игр в непосредственно-образовательной деятельности по фэмп 1 раз в неделю и в режимных моментах, на прогулке.

Четвертый этап – аналитический (май – июнь 2017) заключался в проведении итоговой диагностики, анализе результатов работы.

В непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах и на прогулках одной из групп проводились следующие подвижные игры с математическим содержанием, например:

«Живые числа»

Задачи: совершенствовать познавательные умения: прямой и обратный счет в пределах 10, развивать активность, самостоятельность.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается

«Неделя, стройся»

Задачи: формирование первичных представлений о пространстве и времени, закрепление представления детей о последовательности, дней недели, пространственных отношениях. Развивать память, внимание.

Содержание.

Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

«Найди свой домик»

Задачи: развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и

величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, в этом все квадраты, а этом все

треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»:

побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик,

сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра

повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики

местами.

«Гаражи»

Задачи: развивать умения различать геометрические фигуры.

Содержание. Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» круг,

квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы

расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником,

квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины

могут заезжать только в свой гараж, т.е. в тот, который соответствует номеру

машины. Правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет

различать геометрические фигуры.

«Кто больше принесет?»

Задачи: развитие представлений о форме предмета, умение выделить предмет заданной формы.

Содержание.

Дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной

стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы.

По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его остальным участникам, то есть положить на стул, который стоит с ним рядом.

«Путешествие»

Задачи: познавательное развитие: способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Встань на свое место»

Задачи: закрепить порядковый счет до десяти по осязанию; развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 1 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

На четвертом – аналитическом этапе (май – июнь 2017) провели повторно диагностику по Новиковой В.П. в обеих группах. Выявили следующие результаты: в группе, в которой не проводились физкультурные игры с математическим содержанием уровень развития элементарных математических представлений у детей остался на среднем уровне и интерес к математике у детей имеет спонтанный характер, с заданиями дети справляются с помощью воспитателя.

В группе № 2 у детей появился интерес к математике, большинство детей имеют высокий уровень сформированности элементарных математических представлений, с заданиями справляются самостоятельно.

Анализ диагностических данных позволил сделать вывод о том, что использование подвижных математических игр в НОД, режимных моментах и на прогулке эффективно. Через игровую задачу, игровые действия, правила эти игры способствуют у детей дошкольного возраста развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В.В.Юртайкина. М.: Просвещение, 1984. – 64 с.  

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий, Г. Н Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.: ил.

4. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.-.286 с.: ил.

5. Корнеева Г, Родина Н. Современные подходы к обучению дошкольников математике//Дошкольное воспитание. – 2000. — №3.

6. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Усова А. П. Обучение в детском саду \ Под ред. А. В. Запорожца. — №-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с., ил.

8. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной.-М.,1965.

9. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1996. — № 3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *