Мария монтессори сын: Мария Монтессори и ее сын Марио – Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори | Первый семейный портал Казахстана

Мария Монтессори и ее сын Марио

Множество противоречий вызывает то обстоятельство, что Мария Монтессори отдала сына в приемную семью. Многие противники методики Монтессори приводят этот аргумент как основной, якобы доказывающий несостоятельность Марии Монтессори, как матери: «чему может научить других мать, которая воспитала своего сына чужими руками?». Справедливы ли эти упреки? Давайте разберемся вместе.

Биография Марии Монтессори уже была изложена на страницах нашего сайта, однако мы сознательно обошли стороной тот факт, что Марии Монтессори в самом деле пришлось отдать своего сына Марио в приемную семью, поскольку мы хотели осветить это обстоятельство подробнее.

Сын Марии Монтессори: судьба

Dzhuzeppe

Джузеппе Монтессано, отец Марио Монтессори

Сын Марии Монтессори — Марио Монтессори — родился в 1898 году и его биография началась довольно необычно для того времени. Отцом его был доктор Джузеппе Монтессано — спутник жизни и коллега Марии Монтессори, с которым они вместе работали тогда в психиатрической клинике в Риме. Мать Джузеппе — герцогиня по происхождению — была категорически против их брака: тогда в Италии царили очень строгие, пуританские и патриархальные нравы, а Мария с ее удивительной и совершенно невозможной для того времени историей жизни никак не соответствовала образу «хорошей жены». Поэтому Марио появился на свет незаконнорожденным, что, бесспорно, наложило бы серьезный и несмываемый отпечаток на всю его жизнь… если бы он не был сыном такой женщины, как Мария Монтессори.

В очередной раз, не побоявшись общественного мнения, осуждения и кривотолков, Мария Монтессори в свои 28 лет решается рожать ребенка вне брака, однако она не готова отказаться от своего дела, поскольку это для нее означало бы предать самое себя. Поэтому Мария Монтессори отдала своего ребенка в приемную семью и до 15 лет Марио воспитывался в деревне, вдали от городской публики, охочей до сплетен. Лишь по достижении им 15-летнего возраста Мария наконец получает возможность забрать Марио к себе. С тех пор ее сын становится ее верным последователем и продолжателем дела всей ее жизни: после ее смерти Марио унаследовал все проекты матери и стал одним из главных распространителей ее методики по всему миру.

M_Montessori12

Марио и Мария Монтессори: в Индии в период Второй Мировой войны

Мы можем только догадываться о мотивах, которыми руководствовалась Мария Монтессори, решившаяся на этот шаг. Многие противники ее методики любят прибегать к этому аргументу, рассуждая о цинизме Монтессори, как матери и о ее праве говорить после этого о воспитании детей; сторонники ее теории, напротив, склонны приписывать ее поступку высокие мотивы. Увы, и та, и другая точки зрения — безосновательны и являются только домыслами. Но в этой статье хочется в качестве некоторого косвенного аргумента привести слова дочери Марио Монтессори, Мариэлены Хэнни-Монтессори о своем отце:

Марио Монтессори — простой человек, невинный человек. Чрезвычайно щедрый, застенчивый, широкой души человек.  Глубокий и утонченный человек. Он  любил неистово жизнь и оставался  молодым до дня своей смерти. Он любил землю. Это с детства взращивалось в нём. Он любил небо, солнце, облака, луну и звезды. Он любил путешествовать, грести и плавать. Всегда безупречно выглядел, ему нравилась хорошая одежда. Он любил делать экстравагантные подарки – никогда не дарил одну розу, по крайней мере — шестьдесят! Он  был рождён, чтобы  стать  учителем. Он любил детей и особенно крошечных младенцев, которых он  называл «производителями чуда». Марио проводил с ними долгие  беседы. Новорожденные, уставившись на его губы, смотрели на него с восхищением. Но все, что он любил, было  ничем по сравнению с его любовью к матери – Марии и ее работе.  Эта  любовь затрагивала всю его жизнь и доминировала над всем его существованием. Ему было почти пятнадцать лет, когда он начал жить с матерью. Марии  не было с ним в период  «впитывающего ума».  Он жил для нее и с нею.  Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения, никогда не становилась статичной.  Когда она стала старше, он взял большую часть  работы на себя, организовывая курсы, исследуя студентов, читая лекции по материалам. Он позволил Марии Монтессори полностью  сконцентрироваться на  творческой работе.  Он подарил ей новые идеи. Он понимал и верил в значение её космического видения  для развития человечества. Он стал столбом её работы. Он продолжал ее работу после её смерти. Несмотря на  интриги, Марио продолжал  борьбу за ребенка – «ребенок, отец человека».

Пусть отношения Марии Монтессори с ее сыном вызывают скептические ухмылки и язвительные комментарии, а также оставляют без ответа множество вопросов, однако эти слова, написанные о Марио его собственной дочерью, могут лишь подтвердить то, что как бы цинично для того времени ни выглядел поступок Марии Монтессори — он был правильным. Не каждому дано понять тех, кто опередил свой век, сумел подняться над недальновидной молвой и пройти через все сложности нетривиальных решений. Однако, именно этому и учит нас вся жизнь Марии Монтессори —

человек рожден, чтобы быть свободным, потому что лишь свободный человек способен на истинные любовь и уважение, и лишь свободный человек способен прожить по-настоящему счастливую и полную жизнь.

Желаем вам счастливых детей!

Подписывайтесь на наши статьи на:

В настоящее время наш домашний детский центр «Алиса» проводит набор деток во все группы. Мы находимся в Москве, по адресу Волжский бульвар, 114 А, к.4. Метро Кузьминки, Текстильщики. Телефон: +7 (903) 723-27-99, Алия.

Мария Монтессори и ее сын Марио

Марио и Мария

Одно из основных обвинений, адресованных Марии Монтессори заключается в том, что она, де, бросила своего сына. А потому не имеет морального права рассказывать нам, как воспитывать своих детей.
Для всех здравомыслящих людей, мы хотели бы осетить эту страницу ее биографии подробней.

В жизни Марии Монтессори действительно был очень сложный и трагический для неё момент, связанный с ее сыном.
Но рассматривать этот эпизод ее жизни невозможно без исторического контекста: Мария родилась в 18(!!!)70 году, во времена, когда женщин только-только начали допускать до деятельности, отличной от ведения хозяйства. Она была аристократкой, и в то время они в принципе не занимались воспитанием своих детей, как это сейчас представляем себе мы. Детей отдавали кормилицам, няням и гувернерам, а в раннем подростковом возрасте отсылали в закрытые учебные заведения. Именно такой подход к воспитанию детей был тогда нормой. Все это наслаивалось на консервативное, патриархальное положение женщины, с одной стороны и на новые, свежие, прогрессивные идеи, феминизма и освобождения женщины, с другой. Мария Монтессори разделяла эти новые веяния и даже являлась их флагманом в Италии своего времени. Так, например, она стала в этой стране первой женщиной-врачом. 

Своего ребёнка она родила вне брака и статус матери-одиночки закрывал для неё абсолютно все пути для любой деятельности. Кроме того, от статуса незаконнорожденного мог пострадать и ее сын, в то время, положение таких детей было довольно незавидным. Поэтому было принято трудное решение отдать ребёнка на воспитание в семью. Последствием такого выбора была тяжелейшая депрессия Марии, после которой она стала рьяной католичкой. Мария Монтессори постоянно навещала его, а в возрасте 15 лет открыла ему правду и забрала с собой. Ее сын Марио, стал для неё ближайшим соратником и последователем, и все оставшиеся годы жизни они шли вместе рука об руку. А это говорит об их отношениях и о результате ее материнства гораздо красноречивее.

Материал взят из группы с/к «Фонарик» в Facebook

«Уважать ребёнка наравне со взрослым». Как Мария Монтессори предложила перестать воспитывать детей

Дочь респектабельных родителей, единственный ребёнок в семье, Мария Монтессори, которая родилась в 1870 году, интересовалась вещами, совсем для неё не подходящими. Точнее, не подходящими для девочек того времени, которые были окружены стереотипами о «мужских» профессиях. Монтессори любила биологию и математику, даже в театре тайком решала задачи. И мечтала стать инженером.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Родители вздохнули — и, подключив связи, отдали её в 12 лет в техническую школу имени Микеланджело Буанаротти, в которой до этого учились только мальчики. А потом в Технический институт имени Леонардо да Винчи. После института 20-летняя Мария Монтессори могла дальше изучать инженерные науки, но ей в голову пришла другая странная идея: она решила стать врачом — для женщины в католической Италии дело совершенно немыслимое.

Мария Монтессори в детстве

Первая в Италии женщина-врач

В 1890 году Монтессори попыталась поступить на медицинский факультет Римского университета, но ей отказали. В итоге она поступила на факультет естественных наук, а через курс, в 1893 году, всё-таки её зачислили на медицинский. Отец не был рад, но предоставил дочери сопровождение, без которого незамужняя женщина не могла появляться на лекциях. Были и другие сложности. Например, ей приходилось работать в морге в одиночку после лекций: считалось недопустимым, чтобы девушка в общей группе препарировала обнажённое тело.

Несмотря на это, на первом курсе Монтессори выиграла академическую премию. А в 1896 году защитила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом, да ещё и с учёной степенью.

Она работала ассистентом врача университетской психиатрической клиники, параллельно занималась частной практикой. Она обратила внимание на умственно отсталых детей в больнице: они были сами по себе, жили в комнатах без игрушек и книг, их ничему не учили. Монтессори стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили. В это время она узнала о работах французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который одним из первых разглядел особые потребности больных детей и предложил систему работы с ними. Вдохновленная этими идеями, Монтессори поступает на педагогический факультет Римского университета и штудирует «все основные публикации по теории образования за последние двести лет».

Портрет Марии Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

Из врача — в учителя особенных детей

В конце XIX века Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми в специальных классах, развивала методики Сегена и придумывала свои. Эксперимент удался: многие дети смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

В 1898 году случилось почти невероятное: Мария Монтессори родила сына вне брака — от своего коллеги Джузеппе Монтесано. То ли его мать-герцогиня была против свадьбы сына с такой женщиной, то ли сама Монтессори не хотела выходить замуж и прощаться с карьерой учёного. Сына, Марио, отдали в приёмную семью, и Монтессори, продолжая работать, учиться, читать лекции и печататься в медицинских журналах, навещала его по выходным. А Монтесано в скором времени сделал предложение другой.

Марио переехал к матери уже подростком. Марию часто обвиняли в том, что самые важные годы жизни сына она провела не с ним — мол, как такая мать может учить кого-то, как воспитывать детей. Но отношения Марии и Марио были очень гармоничными: сын всецело поддерживал идеи мамы, был её помощником и другом.

Вот как вспоминает о Марио Монтессори его дочь:

«Он любил неистово жизнь и оставался молодым до дня своей смерти. Он любил небо, солнце, облака, луну и звезды. Он любил путешествовать, грести и плавать. Всегда безупречно выглядел, ему нравилась хорошая одежда. Он любил делать экстравагантные подарки — никогда не дарил одну розу, по крайней мере — шестьдесят! Но все, что он любил, было ничем по сравнению с его любовью к матери — Марии и ее работе. Благодаря сыну, Мария никогда не переносила изоляции, характерной для гения. Когда она стала старше, он взял большую часть работы на себя, организовывая курсы, читая лекции по материалам. Он позволил Марии полностью сконцентрироваться на творческой работе. Он понимал и верил в значение ее космического видения для развития человечества».

В 1906 году Монтессори начала работать с «обычными» детьми: «Эдоардо Таламо, генеральный директор римского Института дешёвых квартир, предложил мне заняться организацией младенческих школ (детских садов) в его только построенных домах. Сеньору Таламо пришла в голову счастливая мысль собрать в большом помещении детей жильцов этих домов в возрасте от трёх до семи лет». Так появился первый «Дом ребёнка».

«Дом ребёнка» и свобода детям

Она пришла к выводу (в то время новому), что психология ребёнка отличается от психологии взрослого, и с этим нужно считаться. Или что родителям не нужно переоценивать своё влияние на ребёнка: «Природа — вот кто всем управляет. Если мы поймём это, то примем за основу принцип „не мешать естественному развитию“ и вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребёнку свободу».

Монтессори считала, что важно создать для детей подходящую обстановку и дать им быть самостоятельными:

«Для счастья им надо немного: повесить курточку на крючок, прибитый на стенку на расстоянии вытянутой детской руки, тихо и ловко переставить стульчик, чей вес соответствует детским силам. Решение удивительно простое. Создайте для ребёнка пропорциональную среду и позвольте ему там жить. Но как обычно поступают с детьми? Постоянно отрывают от занятий, без всякой причины, без уважения, как хозяева поднимают бесправных рабов на плантациях. Уважать ребёнка наравне со взрослым — эта идея кажется смешной многим из нас. Зато как свирепо кричим мы порой малышам: „Не перебивай меня! Не мешай мне!“. Наша пища — это не только проглоченный суп, а наше здоровье зависит не только от прогулок, но и от свободы, которая должна присутствовать во всём, что мы делаем».

Игрушками в саду Монтессори были совсем не «игрушечные» предметы: посуда, коробки, бутылки, мебель, ткань, бумага. Работали с ними тоже по-взрослому: резали, шили, нанизывали бусины, мыли посуду, вытирали пыль. Уборка была обязательной. Такие занятия делали детей самостоятельными и помогали узнавать свойства предметов. Кроме того, игры с предметами разных форм и фактур развивали мелкую моторику, которая, как выяснила Монтессори, помогает формировать мышление и речь.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Группы в детском саду были разновозрастными. Так каждый ребёнок рос в своём темпе, не оглядываясь на сверстников. А ещё учился общаться с ребятами старше и младше, не бояться просить о помощи или предлагать её.

Игрушки в детском саду были в открытом доступе: дети могли сами взять с полки любую вещь. Но при этом все предметы, даже самые любимые, в одном экземпляре. Так дети учились договариваться и ждать. Взрослый, по задумке Монтессори, не должен вмешиваться в занятия. Его задача — лишь показать ребёнку, как обращаться с тем или иным предметом. А во что играть, как и сколько — ребёнок решал сам. Это не было вседозволенностью: у детей, как и у взрослых, были свои права и обязанности. Например, убрать за собой, если что-то рассыпал или пролил.

Монтессори экспериментировала с материалами для обучения чтению и письму. Она заметила, что детям легче написать (по сути, нарисовать) букву, чем воспринять её абстрактный образ в книге. Поэтому попробовала начать с письма. Сначала ученики обводили трафареты и делали штриховки, потом выводили первые буквы и учились их соединять. Они запоминали алфавит на ощупь, трогали буквы, вырезанные из шершавой бумаги. И начинали играть, составляя из них слова. Метод работал: дети читали и писали уже в пять лет. В Италии открылось ещё несколько подобных детских садов, а сама в Монтессори в 1909 году провела первый тренинг для преподавателей.

Школа Монтессори в Гааге, 1915 год / Фото: Wikimedia Commons

Тогда же вышла её книга «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». Вскоре книгу перевели на разные языки, и в предисловии к американскому изданию профессор Гарвардского университета Генри Гольмс отметил, что «труд госпожи Монтессори замечателен уже потому, что представляет собою плод усилий женщины».

Интересно, что бы ему сказала на это Монтессори, которая всю жизнь боролась за гендерное равенство и сама не уступала мужчинам ни на йоту.

Не только в Италии

Идеи Марии Монтессори вышли за пределы Италии. К примеру, в Вене детский сад, работающий по её системе, открыла Анна Фрейд — основатель детского психоанализа и дочь Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд, как говорят, однажды обронил: «Там, где побывала Монтессори, я не нужен».

В России главным последователем её идей была Юлия Фаусек. Она ездила в Италию, училась у Монтессори и в мае 1918 года открыла в Петрограде первый детский сад, работающий по её методу. Примерно в это время такой сад открылся в Москве. Но новому государству были не нужны учреждения, воспитывающие свободную личность. Вот как высказывались советские педагоги о московском садике на III пленуме по дошкольному образованию:

«Это аристократический сад, который нам совершенно не нужен. Мы должны создавать у педагогов Марксистское мировоззрение. Этот сад даёт опыт, как не строить дошкольное воспитание».

К 30-м годам Монтессори-педагогика в Советском Союзе была разгромлена и запрещена.

Что стало с педагогикой Монтессори

В 1922 году к власти в Италии пришёл Бенито Муссолини. Сначала правительство спонсировало школы Монтессори, а Муссолини даже стал почётным президентом «Общества Монтессори». Но с 30-х годов появились недоразумения: Монтессори пропагандировала мир и не собиралась готовить последователей государственной идеологии. В 1934 году Мария с сыном уехали из страны. Они жили в Испании и Нидерландах, а в 1939 году приехали с лекциями в Индию и остались там на семь лет.

Монтессори с ребёнком / Фото: Wikimedia Commons

Монтессори с сыном вернулись в Амстердам только в 1946 году. Последние годы своей жизни (она умерла в 81 год) Мария продолжала работать и путешествовать. Была трижды номинирована на Нобелевскую премию мира. Основанная при её жизни Международная Монтессори-организация до сих пор работает. А Марио Монтессори возглавлял её до своей смерти в 1982 году.

В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Наверное, не стоит добавлять, что остальными тремя были мужчины.

Мария Монтессори — Биография


Мария МонтессориДень рождения выдающегося педагога-гуманиста и философа Марии Монтессори – 31 августа 1870года.

В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М.Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе,  ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями,  увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. Упорство Марии Монтессори опять дало плоды – она стала первой женщиной – врачом в Италии.  Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897 – 98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов – Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», — так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М.Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода —  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование — оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её  номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
Джон Дьюи
Георг Кершенштейнер
Мария Монтессори
Антон Макаренко.

До введения в Италии Евро, портрет М.Монтессори украшал купюру 1000 лир.

 

Иллюзия обмана: Монтессори, Аткинс и др. опровергли собственные советы | Блогер LisaLisovna на сайте SPLETNIK.RU 14 февраля 2016

На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу «Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения». Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так…

Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.

Бенджамин Спок

На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: «Поучайте чужих детей, господин Бог!»

Мария Монтессори

Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.

Аллен Карр

Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.

Роберт Аткинс

Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от… ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.

Чхве Юн Хи

63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.

Всем добра, любви и здравомыслия!

биография и фото. Интересные факты

Монтессори — одно из самых весомых и известных имен зарубежной педагогики. Кого уважали и принимали в знатных домах Европы? Кто помог тысячам детей постичь азы обучения? Чьи книги до сих пор расходятся с полок магазинов? Это Мария Монтессори. Биография этого выдающегося ученого и концепция ее работы изложены ниже.

Мария Монтессори биография

Семья Монтессори

Родом Мария из знатной аристократической семьи Монтессори-Стоппани. Отец, как отличившийся государственный служащий, был награжден орденом Короны Италии. Мать выросла в семье либералистов, в атмосфере гендерного равноправия. Лучшие качества своих родителей восприняла их дочь Мария Монтессори. Биография (семья играла важную роль в ее жизни) Марии связана с биографией ее родителей. Она родилась в 1870 году в миланском аббатстве Кьяравалле. Отец и мать стремились дать ребенку лучшее образование.

Дядя

Она с детства общалась со своими родственниками-учеными, читала их работы. Особенно Мария уважала труды своего дяди, писателя и богослова, Антонио из рода Стоппани.

Биография Марии МонтессориОн был высокоуважаемой личностью в Италии (в Милане ему воздвигли памятник). Его разработки в области геологии, палеонтологии получили широкое распространение и развитие. Существуют факты, свидетельствующие о том, что некоторые педагогические идеи Марии позаимствованы у него. К примеру, использование теории научного позитивизма в педагогике.

Образование

Старания родителей и родственников по воспитанию и обучению Марии дали плоды, когда она пошла в школу. Мария Монтессори, биография которой интересна и познавательна, уже на первых этапах обучения в школе показала, что занятия ей даются легко. Математика — ее любимый предмет. Известно, что арифметические задачи она решала даже в театре. Впервые социально вторичное положение женщины Мария увидела в 12 лет, когда захотела поступить в гимназию. В заведение подобного уровня принимали только мальчиков. Однако характер, который имела Мария Монтессори (биография не раз это подчеркивает), влияние ее родителей и, конечно, незаурядные интеллектуальные способности сломали принятую в обществе систему. Она была принята. Здесь, в технической школе, Марии постоянно приходилось доказывать свое право на обучение среди юношей. Этот факт стал одним из решающих в ее стремлении бороться за права женщин и тех людей, с кем общество не считается.

сын Марии Монтессори биография

Выбор профессии

Увлечение естественными науками в гимназии и желание быть полезной обществу сказались на выборе профессии, который сделала Мария Монтессори. Биография свидетельствует, что этот выбор дался нелегко. Она решила стать инженером, тогда как родители склонялись к педагогической деятельности. В 1890 году ее приняли на факультет математики и естественных наук Римского Университета. Однако ее увлекла медицина. Мария стала посещать медицинские курсы и решила стать врачом. Это был очередной вызов обществу. На медицинский факультет не брали девушек. Но ее настойчивость и знания, авторитет семьи позволили Марии поступить в 1892 году в Римский Университет и окончить в нем медицинский факультет, став первой женщиной в истории Италии, получившей профессию врача.

Начало педагогической деятельности

Биография Марии Монтессори повествует о том, что еще с последних лет обучения Мария была ассистентом в больнице, а с 1896 года, после защиты диссертации по психиатрии, стала заниматься практикой в клинике. Здесь она впервые встретила детей с ограниченными способностями, после чего обратилась к медицинской литературе об адаптации этой особенной категории детей в обществе. Работы психиатра Эдуарда Сегена и специалиста по работе с глухонемыми людьми Жана Марка Итара сильно повлияли на Монтессори и ее деятельность. Она была убеждена, что таким детям большую пользу принесет грамотная педагогическая работа, чем медицинские препараты.

Мария Монтессори биография семья

Мария стала изучать работы по теории воспитания, педагогике, теории образования. С 1896 года она работала с детьми с ограниченными возможностями, которых готовила к экзаменам на уровне младшей общеобразовательной школы. После выдающихся результатов, которые показали ее ученики, Мария стала известна широкой общественности. Правительство открыло Ортофренический институт, который возглавляла Мария Монтессори. Биография, кратко описанная выше, позволяет сделать вывод о том, что Мария обладала уникальными способностями, чуткостью и осознанием важности своей работы.

Разработка методики

С 1901 году Монтессори обучалась на философском факультете, параллельно занимаясь практикой в школах, где она приводила эксперименты и делала наблюдения. Мария видела, в каких условиях обучаются дети в общеобразовательной школе: не приспособленные для обучения аудитории, жесткая дисциплина, отсутствие стремления к всестороннему развитию учеников. Ее поражало то, как растут дети с ограниченными возможностями: полное отсутствие образовательного процесса, а воспитание сводилось к насилию. Мария поняла, что обществу пора стать гуманнее и просвещеннее. И в 1907 году свою первую школу — «Дом ребенка» — открыла Мария Монтессори. Биография и деятельность последующих лет жизни направлены на разработку и усовершенствование методики развивающего обучения.

Мария Монтессори биография кратко

Первый учебный семинар международного уровня, который посетило несколько десятков учителей, Монтессори провела в 1909 году. К этому же периоду относится издание ее первой книги о методах работы с детьми в «Доме ребенка». Мария постоянно совершенствовала методику и регулярно проводила обучающие курсы для педагогов со всего мира. Результативность принципов работы Монтессори остается признанной и в современных школах и развивающих центрах.

Мария Монтессори: биография, дети

Собственной семьи Мария так и создала. Ее сердце было отдано врачу, с которым она работала в психиатрической клинике, занимаясь параллельно с особенными детьми. У них в 1898 году родился мальчик, которого молодые отдали на воспитание в простую семью. Это случилось потому, что Монтессори ничего не смогла противопоставить обществу, где резко осуждалось рождение детей вне брака. На решение Марии повлияла семья ее спутника — знатнейший род в Италии Монтессано-Арагон и клятва вечной сердечной близости, которую дали друг другу Мария и Джузеппе.

Марио Монтессори

Марио, сын Марии Монтессори, биография которого не менее интересна, не держал обиды на мать и в возрасте 15 лет стал жить с ней. Он также обладал незаурядным умом, всерьез относился к трудам своей матери, помогал ей, брал на себя организационные моменты ее деятельности. Современники утверждают, что Мария представляла Марио в обществе как родственника, и лишь в конце жизни заявила о том, что он ее сын. Вместе они сделали многое для мирового образования: организовывали семинары и курсы, выступали на конференциях, занимались практической деятельностью, открывали школы. Марио удалось стать достойным преемником. В переломные моменты он был рядом. Когда власти на родине их стали игнорировать и выживать, вынуждены были вместе мигрировать в Индию мать и сын, Марио и Мария Монтессори. Биография (смерть забрала Марию на 82 году жизни) повествует о том, что Марио продолжил дело Монтессори после ухода матери из жизни. Сам Марио оставил начатое Марией Монтессори дело своей дочери Ренильде. Она продолжила распространение методики Монтессори по всему миру. Именно ей удалось внедрить данную педагогику в России в 1998 году.

Метод Монтессори

Помочь ребенку сделать самому — основной девиз всей методики Монтессори. Она заключается в идее не принуждать его к действиям, не навязывать свое представление об окружающем, не трогать ребенка, если он отдыхает или наблюдает.

Мария Монтессори биография детиВзрослый или педагог являются наблюдателями за деятельностью ребенка. Они направляют его, терпеливо ждут исходящей от ребенка инициативы. Педагог тщательно подходит к оформлению среды, в которой будет находиться ребенок: все в ней должно быть направлено на развитие сенсорики. Важным фактором общения с детьми, по методике Монтессори, является уважительное и вежливое отношение. Любовь к детям и педагогической деятельности Мария выразила в своих книгах, некоторые фразы из которых стали афоризмами. Суть их заключается в следующем: ребенка обучает среда, окружающие его люди, их поведение, их отношение друг к другу и к ребенку. Проявление лучших человеческих качеств при общении с ребенком — это зерно, посеяв которое, собираешь ценные плоды в будущем. Мария Монтессори биография смерть

Некоторые моменты педагогики Монтессори подвергаются критике. Это отсутствие творчества, отказ от сюжетно-ролевых занятий, ограничение физической активности и другое. Однако Мария Монтессори, биография которой была связана с детьми, создала такую методику, ценные элементы из которой применяются во многих развивающих центрах и детских садах.

Что на самом деле случилось с Карнеги, Споком и Монтессори

По интернету ходит история: «В США автор книги о семейной гармонии „Как сохранить брак“ застрелил свою жену и выложил в Facebook фотографию трупа. Дейл Карнеги умер в полном одиночестве, Бенджамина Спока его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых, М. Монтессори отдала своего сына в приёмную семью, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям, а корейская писательница, автор бестселлеров „Как быть счастливым“ повесилась от депрессии. Это всё, что надо знать про разного рода тренинги личностного роста, эзотерических гуру, коучей, бизнес-тренеров и пр.»

Разбираемся, так ли все на самом деле.

Дейл Карнеги страдал болезнью Ходжкина и по некоторым данным покончил жизнь самоубийством. Но никакой информации о том, что на его похороны никто не пришел, найти не удается. Сохранился некролог в New York Times — в нем сказано, что через курсы Карнеги прошло 500 000 человек, но нет ни слова о том, где и когда пройдут похороны. Скорее всего, обряд был частным и пришли только близкие люди.

У Марии Монтессори родился сын Марио. Мать отца не дала своего согласия на брак и ребенок считался незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии и ее карьеры, и для самого ребенка. Марии пришлось отдать его на воспитание в сельскую семью. В подростковом возрасте она смогла забрать его к себе и он стал продолжателем дела ее жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей Монтессори по всему миру. Правда, сыном она его признала практически перед своей смертью — до этого она представляла его как племянника или усыновленного ребенка.


Что касается Спока, то под конец жизни он раздал свое многомилионное состояние сотням благотворительных фондов и у него не нашлось 10 тысяч долларов, чтобы оплатить собственное лечение. Жена Спока Мэри Морган через газету обратилась к нации с призывом: «Помогите оплатить лечение доктора! Он заботился о ваших детях всю свою жизнь!» Журналисты спрашивали ее, почему она не обратилась за помощью к сыновьям доктора. Разумеется, она обращалась к сыновьям мужа, причём в первую очередь.

И старший сын мужа Майкл (дислексик), сотрудник Чикагского университета, и младший Джон, владелец строительной компании в Лос-Анджелесе, заявили, что не дадут отцу ни цента, и посоветовали отправить родителя в дом престарелых — дескать, там о нём позаботится государство!

Кроме того, жена решила обратиться с открытым письмом к друзьям и почитателям Спока, включив в их число издательство Pocket Books, которое его книга буквально озолотила. Оттуда пришел ответ: «Дорогая миссис Спок! Не могли бы вы немного повременить с публичным обращением касательно финансовой помощи вашему супругу. Сейчас как раз готовится к выходу седьмое издание его книги, и подобная просьба в разгар рекламной кампании может серьезно повредить ее продажам». Бенджамин Спок не смог повременить — он умер 15 марта 1998 года. Согласно последней воле покойного, похороны прошли так, как это принято на родине джаза, в Новом Орлеане: с музыкой и танцами.

Корейская писательница Чхве Юн Хи действительно совершила самоубийство — она повесилась. Но только не от депрессии, а от неизлечимой болезни — она страдала от заболеваний легких и сердца. Кстати, в самоубийстве ей помогал ее любящий муж. После того, как он убедился, что его супруга мертва, он тоже покончил с собой.

Герой первой истории действительно застрелил свою жену и выложил ее фото в Facebook. Правда, автором он был весьма своеобразным: он написал 6 книг по семейной гармонии, но продавал их сам — издательства с ним не работали. Да и сами названия его книг, в общем, не оставляют сомнений в том, что автор был не гуру семейной психологии, а обыкновенным сумасшедшим. Помимо книги «Как я спас чью-то жизнь и брак и решил семейные проблемы через общение» это «Мир, задай себе вопрос почему мы живем жизнью, полной лжи, и Как эмоциональный писатель позволил всем моим профессиональным мечтам осуществиться через блокирование общественных поучений», «Если бы сегодня наступил конец света, стали бы вы его спасать или для вас было бы все кончено» и другие подобные названия.

Из: Livejournal

На заглавной иллюстрации: Бенджамин Спок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *