Малыш у мамы на руках: Не берите на руки ребенка: роковые ошибки мам, которые следовали советам доктора Спока – Малыш на руках у мамы — Все о детях

Содержание

Малыш на руках у мамы — Все о детях

Время на чтение: 3 минуты

АА

Последнее обновление статьи: 25.05.2019

Очень знакомая ситуация — ребенок спит только на руках. Наверное, около половины родителей избежали такой проблемы, тогда как вторая половина вынуждена мучиться и терзаться вопросами, как произошло, что ребенок спит только на руках, нужно ли отучать его от этого, если да, то как это сделать. За поиском решения такой проблемы проходит время, младенец еще больше привыкает к рукам, а измученные родители просто повязаны по рукам и не знают, что им делать.Kak-uspokoit-novorozhdennogo-rebenka

Kak-uspokoit-novorozhdennogo-rebenka

Содержание статьи:

Причины такого явления

Причин, вызывающих данную непростую ситуацию, может быть много. Однако, корень проблемы обычно общий — грудничок испытывает беспокойство и тревогу, а на маминых руках он чувствует себя в безопасности.

Малютка 9 месяцев находился в мамином животике, постепенно развиваясь и готовясь к рождению. Он всецело зависел от организма и тепла своей мамы. Он ощущал себя единым целым с мамочкой: постоянно слышал ее ласковый голос, сердцебиение, ощущал все нюансы настроения и чувствовал всю любовь и волну нежности, исходящую от мамы.

Психологическая и физическая связь между ребенком и матерью всегда находится в полной гармонии и единении и во время беременности, и после появления в большом незнакомом мире. Зачастую она очень крепкая и остается такой относительно долгое время, пока имеет свою реализацию.

Появившись на свет, новорожденный ребенок испытывает сначала стресс, а затем определенный дискомфорт. Справедливости ради стоит заметить, что психика всех детей очень индивидуальна, и почему одни дети легко и относительно быстро справляются с таким кардинальным переходом в большой мир, а другие чувствуют тревогу, опасность и желание снова оказаться в тепле и быть постоянно окруженным любовью — сказать сложно. Поэтому легко догадаться, что самое счастливое место у многих малышей — на маминых руках. Это самое теплое и уютное гнездышко, где можно снова слышать любимый голос, ощущать знакомый запах и привычный ритм сердца.

rebenok spit tolko na rukah

rebenok spit tolko na rukah

Вот почему малыш быстро успокаивается и засыпает на ее руках, причем одинаково, что днем, что ночью. Множество семей сталкивается с данной ситуацией, когда маленький человечек все время нуждается в телесном контакте со взрослым, особенно — с мамой.

Что же делать мамам — оставлять все как есть либо пытаться переломить данную ситуацию. Естественно, мамы очень устают, они вынужденны сами спать полусидя, они чувствуют боли в спине и руках, помимо прочего, бесконечные домашние хлопоты остаются без внимания. Кроме того:

  1. нагрузки на спину и руки с возрастом ребенка только усугубляются;
  2. постоянное укачивание не очень благоприятно влияет на вестибулярный аппарат малыша.

Какие решения вопроса предлагают педиатры

Еще раз стоит повторить, что все дети разные и единой рекомендации для решения данной ситуации не существует. Каждая мама вправе сама выбирать, как ей поступать со своим малышом.

Около трех десятилетий назад молодые родители увлеченно читали и следовали рекомендациям популярного в то время американского педиатра Бенджамина Спока. Он практиковал не позволять малышу спать на руках и рекомендовал оставлять его для сна только в кроватке. Слезы и плач ребенка не должны были воздействовать на родителей. По мнению американского педиатра за 1-2 недели малыш отучится спать на руках. При этом мамы зарабатывали себе нервный стресс, а ребенок, рыдая, чувствовал себя покинутым и нелюбимым. Ему было страшно и одиноко. Конечно, чаще всего он засыпал сам, наплакавшись и очень утомившись.

malyish u mamyi na rukah

malyish u mamyi na rukah

Современные психологи и педиатры считают такой путь в корне неверным. Стремление родителей к дисциплине такого маленького крохи в его завтрашней взрослой жизни может сказаться на его характере и становлении личности. Многие специалисты уверены в том, что малыши, которые в младенчестве много и часто сидели на руках, вырастали более самостоятельными, любознательными и успешными. Дети, которые мало чувствовали телесный контакт с матерью, становились более замкнутыми и робкими.

Отучать или не отучать ребенка от рук

И все же – как отучить ребенка спать на руках? Надо быть готовым, что делать это придется долго и терпеливо. С одной стороны, чем старше становится грудничок, тем сложнее будет отучить его от этой привычки. А с другой стороны, следует помнить о том, что всегда такого не будет, и рано или поздно наступает время – и ребенок меняется. Мама и не заметит, как он подрастет и легко сможет засыпать в своей кроватке.

Как рекомендуют детские психологи и педиатры – до 6 месяцев кардинально делать ничего не надо. Не отказывайте своему ребенку в радости от телесной близости с родным человеком. Конечно, оптимальным вариантом будет, если днем малыш спокойно засыпает на руках, а ночью, усыпив ребенка, все же следует постараться перекладывать его в кроватку.otuchat ili net ot ruk

otuchat ili net ot ruk

Все рекомендации и советы весьма приблизительны и условны — каждая мама старается придумывать собственные подходы к проблеме и практикует свои эффективные способы, чтобы уложить кроху в кровать. Опыт и советы других мам, которые прошли через такие проблемы, состоят в следующем:

  • если малышу больше 7 месяцев, ему можно и нужно ласково пояснять, что спать нужно в своей кроватке. Например, рассказать ему, что каждый котик и собачка имеет свою кроватку и хотят спать именно в ней, а мама всегда будет находиться рядышком. Такие слова следует сопровождать прикосновениями к ручкам, спинке и голове малыша;
  • можно воспользоваться помощью слинга. В этой конструкции кроха прижимается к телу мамы, чувствует тепло и совершенно удовлетворен своим местоположением. А мама при этом не перегружает свои руки и спину;
  • вместе ложиться на кровать, обнимая малыша, а затем потихоньку выползти из его объятий. Чтобы у крохи не было стресса в момент просыпания постарайтесь подойти к детской кроватке за некоторое время до его пробуждения. Ребенок проснется, увидит любимого человека и будет чувствовать себя спокойно и уверенно.

Вообще, совместный сон с малышом очень эффективен для психики ребенка. Он не будет бояться расставаний и знать, что мама всегда рядом. Особенно днем.

  • в ванночку для купания можно добавить несколько капель валерианы или лаванды, и тогда укачав его на руках, можно уложить его на ночь в кроватку;
  • для того чтобы ребенок спокойно засыпал в своей кроватке, найдите время посидеть или полежать рядом с ним, подержать его за ручку, погладить головку и спинку. Ребенок от таких прикосновений становится спокойнее.

Когда ребёнок спит лишь на руках

Когда ребёнок спит лишь на руках

            Так как новорожденные очень чутко реагируют на запахи можно положить рядом с крохой какой-либо предмет маминой одежды. Любимый запах должен притупить бдительность крохи и возможно помочь ему уснуть.

Пара слов в заключение

            Если ситуация заходит в тупик, и ребенок отказывается спать в своей кроватке без маминых рук — не насилуйте себя и его, значит, его время еще не пришло. Измените свое отношению к ситуации, вечной она не будет.

            Время очень быстро пролетит, малыш подрастет и уже не будет так судорожно нуждаться в маминых руках и ласке, и соответственно, перестанет спать на руках. И поверьте опыту мам, которые прошли через такую непростую ситуацию, что в будущем вы еще не раз с грустью вспомните то время, когда ваш малыш спал у вас на руках. Может быть, это будет одним из самых приятных моментов материнства.



Source: rebenokrazvit.ru

Читайте также

У мамы на руках | Развитие ребенка

1-3 месяца

Основная задача родителей на раннем этапе жизни ребенка – физические контакты с малышом. Для правильного, полноценного развития они необходимы с самых первых дней жизни. Когда малыш, прильнув к груди мамы, сосет молоко, он не просто утоляет голод. Он переживает массу положительных эмоций оттого, что чувствует тепло материнского тела, слышит ее тихий ласковый голос. Такие минуты близости самым благотворным образом воздействуют на душевное состояние младенца, способствуют его правильному развитию.

«Я тебя люблю!». Возьмите ребенка на руки, прижмите его к себе, погладьте по головке, спинке, ручкам, приговаривая: «Я тебя люблю! Мама любит тебя!» Своими ласковыми прикосновениями вы устанавливаете личностно-эмоциональную связь со своим ребенком, тесный физический контакт, способствующий гармоничному развитию крохи. Несмотря на многочисленные заботы, связанные с рождением ребенка, обязательно находите время, чтобы почаще брать малыша на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова. Не бойтесь избаловать ребенка, «приучить» его к рукам. Гораздо важнее дать крохе почувствовать, что о нем заботятся, его любят и поддерживают.

«Наш дом». Осторожно придерживая головку малыша, возьмите его на руки в вертикальном положении. Держите так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогуливайтесь с ним по комнате, останавливаясь перед разными предметами яркого цвета. Пусть малыш смотрит на них в течение какого-то времени. Таким образом кроха осваивает новые пространства, учится рассматривать и слушать. Упражнение также учит распределять внимание на движение сразу нескольких предметов, укрепляет мышцы спины и шеи, развивает способность удерживать головку.

«Самолет». Положив малыша на живот, свою левую руку подведите ему под грудь, а правую – между ножками до живота. В таком горизонтальном положении осторожно покачайте его вправо-влево, вверх-вниз. Когда кроха освоится, можно увеличить скорость и амплитуду движения. Покружитесь с малышом, прижав его к себе, чтобы он не испугался. Можно производить звуки, напоминающие гул самолета: «У-у-у!» или прочесть небольшой стишок:

Самолет-самолет,
Ты возьми меня в полет,
Через горы и леса –
Прямо к солнцу, в небеса!

«Дискотека для младенца». Можно потанцевать под музыку с малышом на руках, разнообразить движения и покачивания. Включайте музыку разных направлений и темпов: вальс, польку, марш, колыбельную. Соответственно музыке меняйте характер, амплитуду и ритмичность покачиваний.

«Вверх-вниз». Возьмите кроху под мышки. Осторожно, чтобы малыш не испугался, поднимите его вверх, а затем плавно опустите вниз. Повторите несколько раз, приговаривая:

Прямо к небу я лечу –
Вверх подняться я хочу!
Вверх!
Я поднялся выше птиц,
А теперь поеду вниз.
Вниз!

«Маятник». Когда кроха научится удерживать головку – меняйте вид покачиваний. Возьмите кроху под мышки и раскачивайте влево-вправо, как маятник.

Эти несложные упражнения укрепляют мышцы спины, развивают вестибулярный аппарат крохи. тренируют вестибулярный аппарат, способствуют совершенствованию работы органов равновесия.

 

Игры с ребенком

«Гимнастика с мамой». Лягте на пол или сядьте на диван, а кроху крепко возьмите за талию. Сгибая и разгибая свои руки, как бы подбрасывайте кроху вверх, а затем опускайте обратно. Такая игра вызывает восторг у малышей. Можно выполнять это упражнение, сопровождая его стишками, ритмичной музыкой или разнообразными словесно-игровыми приемами, например: «Наш малыш взлетает высоко. Вверх! А потом вернется к маме. Вниз!»
Сядьте, согнув ноги в коленях. Устройте кроху поудобнее у себя на коленях, развернув его ножками к себе. Выполните несложную гимнастику: сгибайте и разгибайте ручки малыша, поднимайте их вверх, опускайте вниз, массируйте ладошки и пальчики ребенка, сгибайте и разгибайте его ножки в коленях. Можно проговаривать выполняемые действия, сопровождать движения словами, потешками.

Детям такого возраста очень нравится рассматривать лицо человека, который с ними общается, наблюдать за мимикой, движением губ при разговоре. Предоставьте крохе возможность видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

«Дразнилка». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому – тоже пытаются высунуть язык. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствует речевому развитию.

«Звуки». Возьмите малыша на руки, разверните лицом к себе и четко произнесите несколько повторяющихся звуков, например: «Бе-бе-бе», «Ма-ма-ма», «Бо-бо-бо», «Му-му-му» и т.д. Следите за тем, чтобы кроха видел движение ваших губ при произнесении звуков. Скоро малыш будет пытаться произнести подобные звуки самостоятельно, подражая вам. Подобные игры подталкивают ребенка на основе подражания произносить звуки самостоятельно, способствуют формированию лепета – начальной фазы речевого развития.

«Оттолкни игрушку». Ближе к 3 месяцам, когда ребенок научится хорошо удерживать головку, используйте следующее упражнение. Возьмите малыша на руки. На стол или невысокий шкафчик поставьте в ряд несколько ярких игрушек или любых небольших предметов разного размера и формы. Поднесите ребенка к игрушкам так, чтобы он мог дотянуться до них и взять. Сначала кроха будет просто сталкивать игрушки, но постепенно ему захочется схватить одну из них, суметь удержать в ручках. Такая игра развивает умение координировать движения, соизмерять мышечные усилия для захвата и удержания предметов в руках. Кроме того, малыш тренирует умение удерживать головку, у него развиваются мышцы спины и рук.

Поиграйте с ребенком в игры, тренирующие вестибулярный аппарат. Крохе, привыкшему к плавным колебаниям в материнской утробе, очень понравятся осторожные покачивания.

 

игры для детей

3-6 месяцев

В этом возрасте малыш начинает проявлять большее любопытство в изучении окружающего пространства, усваивать названия предметов, на которые чаще всего обращает внимание.

«Изучаем названия предметов». Возьмите малыша на руки так, чтобы ему было хорошо видно окружающее пространство.Указывайте на предметы в комнате, четко проговаривая их названия: «Посмотри, это — часы», «Это диван», «Это ваза». Давая предметам названия, употребляйте простые слова, добивайтесь того, чтобы ребенок обратил внимание именно на тот предмет, который вы называете. Таким же образом изучите с малышом имена членов семьи, названия и клички домашних животных.

«Телефон». «Поговорите» по телефону, пока кроха находится у вас на руках и наблюдает за вами. Затем протяните телефон малышу, предложив теперь ему поговорить. Возможно, подражая вам, кроха произнесет несколько звуков. Похвалите ребенка.

«Игры с зеркалом». Возьмите кроху на руки и подойдите к большому зеркалу. Пусть ребенок внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите малышу, где мама, а где он сам. Улыбнитесь ребенку, помашите рукой, попросите его улыбнуться в ответ. Игры с зеркалом способствуют личностному развитию малыша: он учится выделять себя из отраженных в зеркальной поверхности предметов и людей, изучает и запоминает собственную внешность.

«Кукла пришла в гости». Наденьте на руку перчаточную куклу и разыграйте небольшое представление. Пусть кукла поздоровается с ребенком, протянет ему ручку, погладит кроху по голове. Встаньте с малышом на руках и потанцуйте с ним – кукла пусть тоже совершает танцевальные движения. Напевайте любую детскую песенку. Играя с куклой, малыш учится рассматривать игрушку, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушки, вслушиваться в произносимые диалоги.

«Поприседаем». Присядьте несколько раз с малышом на руках: «Вверх-вниз, вверх-вниз». Упражнение помогает совершенствовать работу вестибулярного аппарата, отвечающего за сохранение равновесия. Кроме того, это упражнение полезно и для мамы.

Игра доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы включите ритмичную музыку или будете напевать песенку:

Скок, поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка-невиличка:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

«Дотянись!». Ближе к пяти месяцам у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Устройте малыша в полулежачем положении у себя на коленях. Над крохой держите яркую игрушку, пусть он к ней тянется и хватает ее. Меняйте местоположение игрушки: сверху, снизу, сбоку справа и слева. Научить ребенка дотягиваться до интересующих его объектов; координировать свои движения поможет и следующее упражнение. Лягте и примите удобное положение. Малыша держите перед собой на вытянутых руках так, чтобы он мог дотянуться до вас. Попросите кроху показать, где ваши глаза, нос, рот, дотянуться до них и потрогать.

«Покачивания». Покачайте малыша на руках влево-вправо, покружитесь вокруг своей оси. Меняйте амплитуду и темп раскачиваний. Можно спеть плавную песенку, а можно — веселую, быструю. Соответственно должен меняться и темп движений. Можно проговаривать слова соответственно движениям: «медленно», «быстро». Так кроха усваивает взаимосвязь между словом и темпом движений.

Зачем носить ребенка на руках?

Дело в том, что малышу нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с мамой. Если кроха лишен этого опыта, то ему будет сложно гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что желание новорожденного находиться на руках у мамы – это его естественная потребность, необходимая для нормального роста малыша.

Зачем носить ребенка на руках?

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело малыша находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другой мир, где ему становится неуютно и страшно.

 

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу. Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его мамы. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.

 

Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д. Прочная связь мамы и младенца в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.

 

 

К моменту рождения из пяти органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям и поэтому его нужно как можно чаще носить на на руках.

Носить ребенка на руках — это эмоциональный и физический контакт с мамой

Природа наделила новорожденного способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

 

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие. Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушений речи, к энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

 

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его мамой, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействие с окружающим миром. Малыши, которых мало носили на руках, часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой. Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без мамы. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста. 

 

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с мамой. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Ручной ребенок — это хорошо или плохо?

Носить ребенка на руках нужно как минимум от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием его здоровья.

 

 

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого? 

  • Они опережают других малышей по показателям нервно-психического развития. Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию. 
  • У «ручных» детей, как правило, быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, они демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств (улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д.) и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.
  • Они спокойнее. Прикосновения  снимают стресс. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.
  • Они лучше себя чувствуют. Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.
  • Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с мамой и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни
  • У них формируется тесный контакт с мамой. Постоянная близость с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего малыша на руках, лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Когда и как носить ребенка на руках?

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно «считывает» язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком, чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.

 

Общение мамы с малышом не должно происходить исключительно во время ухода за ним (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

 

Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче, когда у них появляется в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.?При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к родителю, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

 

Для того чтобы мама могла вести активную жизнь (ходить в магазины, музеи и т.д.) или заниматься домашними делами и при этом не разлучаться с ребенком, существуют различные приспособления для ношения младенцев. Например, слинг. Это держатель из ткани, с помощью которого женщина может носить ребенка на себе сразу после его рождения и до 2 лет.

 

 

Чем удобен слинг

  • В нем ребенок может находиться в разных положениях, наиболее комфортных для его возраста.
  • В слинге легко кормить малыша грудью незаметно для окружающих.
  • Малыши, как правило, хорошо засыпают 
  • в слинге. Он комфортен для мамы и равномерно распределяет нагрузку на спину.

Ребенок на руках у мамы: 6 главных поз

В безопасности чувствует себя младенец, особенно новорожденный, только на руках у мамы. Когда мы отказываем малышу в этой привилегии, он начинает добиваться исполнения своего желания всеми правдами и неправдами, становится непослушным и недоверчивым. А если кроха большую часть времени проводит у мамы на руках (слышит привычное биение ее сердца, чувствует тепло и любовь, знает, что в любой момент может приложиться к груди), он доверяет маме и миру, поэтому, подрастая, бесстрашно отпускает маму и занимается своими делами.

Ребенок на руках: общее правило

Как же начинающим родителям бывает страшно брать новорожденного на руки: он маленький, ему так легко навредить. Есть определенные захваты и позы ношения младенцев, научиться которым не составит труда. 

Когда берете ребенка на руки, нежно разговаривайте с ним, чаще улыбайтесь, не торопитесь, старайтесь, чтобы ваши движения были плавными. Маленьких деток надо брать на руки при любом плаче. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Долго плачут те младенцы,  которые испытывают дефицит внимания и телесного контакта.

Ребенок на руках: кладем в кроватку

Если малыш на руках уснул, необходимо склониться над кроваткой, прижав малыша к себе, как можно ниже и аккуратно переложить его в кроватку. Чтобы не разбудить кроху, лучше подольше не распрямляться.

Ручной ребенок

Продолжительность «ручного периода» индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями характера и самочувствием. Установлено, что дети, которых мамы много носят на руках, отличаются от своих сверстников. 

  • Они лидируют по показателям нервно-психического развития, ведь прикосновения – один из стимулов развития центральной нервной системы. 
  • У «ручных» карапузов быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с окружением, они раньше понимают чужую речь и осваивают  собственную. 
  • Они спокойнее. Прикосновения снимают стресс и болевые ощущения. «Ручные» дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола, а вот эндорфинов, гормонов счастья, в их организме – больше. 
  • Они меньше страдают от колик: при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше уровень этого гормона, тем эффективнее переваривается пища.
  • Они активнее познают окружающий мир. Находясь на руках у мамы, младенцы лучше взаимодействуют с внешней средой во время бодрствования, не тратят силы на плач. С высоты младенец видит больше. Если мама ведет активный образ жизни и всюду носит ребенка в слинге, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Синдром тряски

Одна из опасностей, подстерегающих ребенка на руках. Состояние возникает при продолжительной тряске ребенка, если незафиксированная голова резко болтается вперед и назад. Вследствие этого возникают внутричерепные кровоизлияния/кровотечения, отек мозга и кровоизлияния в сетчатку. Страшных последствий синдрома тряски можно избежать, соблюдая простые правила:

  • не трясти ребенка;
  • не совершать прыжков и резких движений с ребенком на руках;
  • всегда придерживать голову ребенка, чтобы исключить ее запрокидывание. 

Соответственно, при ношении ребенка на руках с поддержкой головы и плавных покачиваниях синдром тряски исключен. 

Памятка для родителей

Обычно ребенок рождается крепким и навредить ему ношением на руках сложно, однако необходимо помнить о безопасности и: 

  • обеспечить поддержку шеи и головы, пока ребенок не научится держать их самостоятельно;
  • исключить возможность запрокидывания головы ребенка назад; 
  • не усаживать малыша на руку без поддержки его под спину;
  • не поднимать и не класть ребенка резкими движениями;
  • не трясти ребенка, стараясь успокоить, обычно достаточно легкого укачивания; 
  • при долговременном ношении время от времени менять положение ребенка на руках;
  • не брать ребенка одной рукой, не тянуть его за кисти или локти, собираясь поднять. 

Ребенок на руках: 6 главных поз

Рисунок Ирины Дедушевой.

Берем на ручки из положения лежа на спине. Наклоняемся над малышом, заводим свои руки под его спинку.  Одна рука – чуть ниже: большой палец ее кисти – на груди ребенка. Вторая, чуть выше, придерживает шею и голову младенца в области затылка. Ваши предплечья охватывают спинку и бока малыша. Выпрямляясь, кладем малыша себе на плечо.

Рисунок Ирины Дедушевой.

Держим ребенка на руках. Колыбелька. Ребенок лежит на предплечье родителя полубоком, животом к животу, чуть по диагонали, голова выше попы. Шея младенца – на локтевом сгибе руки, голова – чуть выше. Малыш располагается на одной вашей руке. Вторая – страхует снизу. Поза удобна для кормления малыша и убаюкивания.

Рисунок Ирины Дедушевой.

Обратная колыбелька. Позиция – симметричная положению «колыбелька». Понадобится, если ваша рука устала и захочется переложить малыша или ею надо что-то делать. Карапуз расположен в ту же сторону: голова – на ладони левой руки, туловище на ее же предплечье, а таз на локтевом сгибе. Правая рука свободна.

Рисунок Ирины Дедушевой.

Из положения лежа на животе. Заводим ладонь одной руки под грудь малыша так, чтобы большой и указательный пальцы поддерживали подбородок и шею, другой рукой необходимо поддерживать малыша за животик. Наклонитесь над карапузом и медленно поднимайтесь, прижимая его к себе.

Рисунок Ирины Дедушевой.

Вертикальное положение. Малыш располагается вертикально животом к маме, по центру ее туловища. Одна ваша рука придерживает верх спины крохи, пальцы – голову, вторая рука – поясницу. Коленки крохи лучше развести «лягушкой» для правильного расположения тазобедренных суставов. 

Рисунок Ирины Дедушевой.

На бедре. Как только ребенок научится самостоятельно переворачиваться со спины на живот, можно носить его на бедре. Малыш сидит на вашем боку: одна его нога заведена за вашу спину. Плечо и предплечье прижимают кроху к боку, ладонь удерживает бедро.

Рисунок Ирины Дедушевой.

На плече. Малыш грудью и верхом живота лежит на вашем плече, а его ручки и голова у вас за спиной свободно свисают. Вы придерживаете ребенка под мышкой, дальней от своей шеи. Ребенок размещается на плече надежно, поэтому достаточно поддержки одной рукой, но не стоит забывать об осторожности: вторая рука находится под попой крохи. В этой позе карапузу легче отрыгнуть лишний воздух, захваченный во время кормления. Позиция хорошо тренирует шею и голову и дает хороший обзор маленькому любопытному исследователю.

5 причин носить ребёнка на руках

Наши мамы считали, что если много и часто носить ребёнка на руках, он вырастет избалованным. На самом деле между избалованностью и объятиями мамы не ничего общего. Рассказываем, почему носить малыша на руках нужно как можно чаще.

«Ручные» малыши спокойнее «неручных»

Девять месяцев кроха провёл в комфортной обстановке маминого живота: там ему было тепло, уютно и спокойно. Родившись, ребёнок попадает в неизвестный и враждебный для него мир. И это для малыша – самый настоящий стресс. С медицинской точки зрения, материнские объятия снижают тревожность ребёнка.

В маминых объятиях малыш чувствует её запах, тепло и биение сердца – совсем как в утробе – и быстро успокаивается.

«Ручные» младенцы быстрее адаптируются к миру после рождения

Физический контакт с мамой (прикладывание к груди, поглаживания, объятия, ношение на руках и прочее) – одно из важнейших условий адаптации малышу к жизни вне материнской утробы.

Как известно, сразу после рождения малыши ещё плохо видят и слышат. Зато осязание и обоняние у них достаточно развито. Настолько, что через прикосновения и запахи крохи способны получать первые эмоции и впечатления.  А уже через них развивать и другие органы чувств.

У детей, которых часто носят на руках, реже болит животик

20 игр на руках у любимой мамы

Может, конечно, и не вся наша жизнь – игра, но первые несколько лет точно. И если речь идёт о маленьком ребёнке, то играет он в основном на руках у мамы. Вот список самых простых и полезных «ручных» игр.

Специалисты отмечают, что у малышей, которых мама часто обнимает, гладит и всячески проявляет ласку, реже случаются колики и газики. Причина в том, что прикосновения, особенно поглаживания животика, активизируют работу кишечного тракта. Кроме того, тепло маминых рук снимает боль от колик.

«Ручные» дети более любознательны

На руках у мамы так комфортно и безопасно, что малыши тут же перестают бояться внешнего мира и тратить силы на плач и капризы, и с интересом начинают изучать его.

Помимо того, что кроха более внимательно может изучать окружающую его обстановку, с высоты маминого роста его доступен гораздо больший обзор, чем из кроватки или кресла-качалки. В будущем такие дети вырастают энергичными, жизнелюбивыми и инициативными людьми.

Специалисты также отмечают, что малыши, которых часто носят на руках, быстрее своих «неручных» ровесников начинают распознавать речь родных и чужих людей, интонацию, а также сами демонстрируют больше эмоций.

У «ручных» детей формируется тесная эмоциональная связь с мамой

У малышей, которых часто носили на руках, устанавливаются доверительные и очень близкие отношения с мамой. В свою очередь мамы лучше понимают желания и чувства своего ребёнка.

Как часто вы носите ребёнка на руках?

Беру на руки при каждой возможности

73.8%

Только когда сильно раскапризничается

12.5%

Стараюсь не приучать к рукам

6.6%

Малыш не сходит с рук: ношу его в слинге

7.1%

3235 пользователей прошли опрос

Как правильно носить ребёнка на руках?

Количество и способ ношения ребёнка на руках зависит от его возраста.

С новорождёнными малышами нужно «общаться» как можно чаще. Поэтому обеспечьте тактильный контакт не только во время переодевания и купания. При каждой возможности старайтесь взять кроху на руки: во время кормления, если оно происходит лежа, гладьте малыша по спинке, ножкам и ручкам, если есть возможность и желание, спите с малышом в одной постели, и конечно, берите его на руки при малейшем капризе и плаче, так ребёнок будет уверен в том, что он любим и нужен.

С малышами, которые уже хорошо держат спинку, можно смело вести активную жизнь вне дома, и при этом не выпускать кроху из рук. Для этого вам пригодятся специальные приспособления: эргорюкзак, переноска-кенгуру, слинг. В зависимости от размера, носить в таких переносках можно малышей до 2 лет, и при этом не испытывать дискомфорта.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

Как отучить ребенка от рук: полезные советы измученным мамам

Помните присказку «Своя ноша не тянет»? Еще как тянет, — парируют народной мудрости молодые мамы, чьи детки буквально не слезают у них с рук. И таких, судя по активности на нашем форуме, великое множество! Наши советы о том, как отучить ребенка от рук, предназначаются прежде всего им…

Не корите себя, думая, что вы единственная мать на свете, чей ребенок ведет себя так «невоспитанно». Дай любому ребенку волю, он бы почти все свободное от игр время проводил у мамы на руках. Каждой семье знакома эта ситуация: малыш постоянно просится к маме на ручки, а если родительница пытается хоть как-то ребенка дисциплинировать и отказывает ему в этом удовольствии, тот начинает плакать, капризничать, а порой и «закатывает» настоящие истерики. Как отучить ребенка от рук — проблема, с которой сталкиваются 9 мам из 10.

  • В том, как отучить ребенка от рук, очень важно понимать: не брать ребенка на руки — это не значит, вовсе лишить малыша тактильного контакта. Ведь для маленького человечка это будет серьезным стрессом! Не берите на руки — но обязательно присядьте и обнимите, погладьте по спинке и голове, поцелуйте. Так ребенок успокоится и поймет, что мама не отобрала у него его любимое «на ручки», а просто придумала этому новую форму…

Почему ребенок просится «на ручки»: причины реальные и мнимые

Важно понимать, что примерно в половине случаев ребенок плачет и капризничает не «забавы ради», а по какой-то определенной причине. Любая из них может оказаться серьезной, задача матери – установить ее и устранить. Попробуем перечислить некоторые из наиболее часто встречающихся поводов для детских слез. Например, ребенок может проголодаться, или у него могут начаться младенческие колики. Обычно такая напасть настигает грудничков в возрасте до трех-четырех месяцев. Также малыш может сильно беспокоиться, плакать и проситься на руки из-за высокой температуры или резких болей в животе. Нередко причиной истерики становятся падения и ушибы. В конце концов, ребенок может плакать просто оттого, что он мокрый.

Наконец, ребенок может просто устать, его нервная система еще пока очень слаба, и утомляется малыш гораздо быстрее взрослого. Или – ребенок может чего-то испугаться: в раннем возрасте малыши почти всегда реагирует на любой сильный звук внезапным плачем или криком.

В общем, даже у самого крохотного — грудного — ребенка причин для детского плача может быть предостаточно. И прежде чем искать способ, как отучить ребенка от рук, маме сперва нужно научиться отличать плач, который спровоцирован объективной причиной, от плача, которым ребенок пытается манипулировать родителями.

В первую очередь родителям следует научиться отличать реальную причину детского плача и потребности в тактильном контакте, от обыкновенных капризов. Иначе найти способ, как отучить ребенка от рук, просто не получится.

И если малыш просится к маме на руки, потому что плохо себя чувствует, его «терзает» жар или боль, он сильно ушибся или его что-то напугало, то, безусловно, его стоит поднять, прижать к себе и помочь успокоиться. Не обязательно при этом носить его на руках в течении всего дня — можно практически сразу же усадить ребенка к себе на колени, продолжая обнимать его, ласково поговорить с ним и т.п.

Если же малыш просится к маме на руки, просто потому что раскапризничался или заскучал — потакать ему не стоит ни в коем случае.

Как отучить ребенка от рук: успокаиваем, не поднимая

Понятно, что в случае реальной проблемы — боли, болезни, травмы и т.п. — взять малыша на руки, погладить по спинке, и тем самым успокоить просто необходимо. Но в те моменты, когда ребенок настойчиво пытается забраться на материнские руки просто на «тех основаниях», что ему стало скучно, стоит проявить родительскую волю и строгость.

Как же начать отучать ребенка от рук? Во-первых, важно понимать, что до определенного возраста — обычно врачи называют шесть-восемь месяцев — отучать ребенка от рук не просто невозможно, но и не нужно, а иногда даже вредно.

Самые маленькие и нежные крохи имеют полное право «ездить у мамы на ручках»: детские врачи настаивают — отучать ребенка от рук можно и нужно уже после младенческого периода.

Во-вторых, найдите способ успокоить малыша, не беря на руки: отвлеките игрушкой, покачайте коляску, измените положение его тела, перевернув на бочок или спинку. Ребенку постарше предложите «альтернативу» — присядьте вместе с ним на диван или ковер, предложите полистать книжку или порисовать, отвлеките яркой игрушкой или веселой музыкой… и обязательно прикасайтесь в нему в этот момент — обнимите, погладьте по голове, дайте ему почувствовать тактильный контакт. Но на руки не берите ни в коем случае! Так ребенок будет понимать, что мама рядом и никуда от него не собирается уходить.

Выбрав тактику, будьте упрямы и последовательны — ведь ребенку тоже нужно время, чтобы отвыкнуть от прежних привычек. И постепенно ваш малыш перестанет «скандалить» и проситься на ручки — ему будет комфортно и интересно находиться с вами рядом даже тогда, когда вы чем-то заняты…

Игры с ребенком | Детское развитие

6-9 месяцев

«Ванька-встанька». Возьмите малыша на руки лицом к себе. Придерживая ребенка за спинку, наклоняйтесь с ним вперед и возвращайтесь в вертикальное положение. Повторите несколько раз.

«По кочкам, по кочкам!». Детям нравится слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у взрослого. Особенно его привлекают стишки «с сюрпризом» — когда в конце стишка взрослый совершает неожиданное действие.

По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
По узеньким дорожкам,
В ямку – бух! (взрослый раздвигает колени и ребенок «проваливается» между коленями).
Ехали мы, ехали
В лес за орехами,
Орехов набрали,
Да в ямку упали – Бух!

Вскоре ребенок запоминает, что его ждет в конце действия – он подает вам знак смехом или улыбкой. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

«Шла коза по лесу». Держите малыша на руках и совершайте движения по сценарию стишка:

Шла коза по лесу, по лесу, (медленно передвигаться по комнате, совершая большие шаги)
Встретила принцессу, принцессу. (остановиться, слегка присесть)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем. (совершать подпрыгивающие движения).

Благодаря проигрыванию песенок ребенок запоминает последовательность действий, их соответствие проговариваемым словам. Кроме того, отлично развивается координация движений, укрепляются мышцы ног, спины, живота.

«Веселая гимнастика». Лягте на спину, а кроху усадите себе на живот. Выполняйте несложные гимнастические упражнения, например разведите ручки малыша в стороны, а затем соедините; поднимите ручки вверх и опустите вниз. Держа кроху за руки, наклоняйте его влево-вправо, вперед-назад. Повторяйте все упражнения по 3—4 раза. Такая гимнастика тренирует мышцы ребенка, способствует более тесному взаимодействию, контакту мамы и малыша.

«Читаем книжки». Крохе очень нравится разглядывать красочные понятные картинки в книжках. Усадив малыша к себе на колени, покажите ему картинки, расскажите немного о каждом изображенном предмете, попросите показать в книге названный вами предмет, предложите потрогать его пальчиком. Завершайте занятие сразу, как только ребенок начал терять интерес.

«В какой руке?». Усадите ребенка к себе на колени. Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Если малыш затрудняется, спрячьте в ладони предмет так, чтобы часть его была видна.

«Карусель». Возьмите малыша под мышки и покружите его сначала вправо, затем влево.

«Качели». Покачайте ребенка на руках, взяв под мышки, в нескольких направлениях: влево-вправо, между своих ног – вверх. Подобные игры развивают чувство равновесия: вскоре малышу предстоит освоить ходьбу.

 

9-12 месяцев

Ребенок все меньше находится на руках у взрослых – он осваивает самостоятельное передвижение (ползание и хождение). Потребность быть на руках у мамы чаще бывает вызвана ситуативными факторами (упал, ударился, испугался незнакомого) либо потребностью в ласке и одобрении. Игры на руках у взрослого приобретают развлекательный характер. Вместе с тем важность их не уменьшается. Ведь только в тесном контакте, личностном взаимодействии выстраиваются взаимоотношения взрослого с ребенком, крепнет чувство доверия и защищенности.

«Коза-коза».Усадите кроху к себе на колени. Проговаривайте потешку и совершайте действия по сценарию:

Идет коза рогатая, (сделайте из пальцев «козу» и медленно надвигайте на ребенка)
Идет коза бодатая.
Кто каши не ест, молока не пьет –
Забодает-забодает-забодает! («коза» щекочет малышу животик).

Поиграйте с крохой в другие подобные игры, например «Сорока-ворона»:
Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. (водим своим указательным пальцем по тыльной стороне ладони малыша кругами)
Этому – дала, (загибаем мизинчик к ладони)
этому – дала, (загибаем безымянный палец),
этому – дала, (загибаем средний палец)
этому — дала (загибаем указательный палец)
а этому не дала: (берем большой пальчик)
он дрова не рубил,
воду не носил,
печку не топил,
кашу не варил.

Усадите малыша к себе лицом на полусогнутые колени, чтобы спинкой он опирался на ваши ноги. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки.
Что ели? — кашку.
Что пили? — бражку.
Попили, поели,
Полетели, полетели, на головку сели. (помашите ручками ребенка и по­ложите их на его головку)

Такие игры являются одновременно пальчиковой гимнастикой и речевыми упражнениями.

«Маленький наездник». Пусть папа или дедушка покатают малыша на спине, встав на четвереньки. Придерживайте кроху за талию, подстраховывая его во время движения. Проговаривайте стишок:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам — на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети на телятках,
Внуки – на козлятках.

«Высота». Попросите папу немного покатать малыша у себя на плечах. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.

«Покачаемся?» Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.

Игры в тесном контакте с мамой и другими членами семьи способствуют расширению и укреплению социальных контактов ребенка с окружающими, закладывают основополагающее доверие к окружающему миру, с младенчества способствуют воспитанию доброжелательных чувств, позитивного отношения к себе и другим людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *