Литературный герой папа в каком произведении: Исследовательская работа «Образ отца в литературе и жизни». – Образ отца в художественной литературе

Содержание

Исследовательская работа "Образ отца в литературе и жизни".

XXIII муниципальная научно-практическая

конференция школьников НОУ «Поиск»

Омского муниципального района Омской области

Тема: «Образ отца в произведениях для детей

и в жизни»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литература

Выполнил:

ученик 4 класса

МБОУ «Морозовская СОШ»

Московец Андрей Александрович

Научный руководитель:

учитель русского и литературы

МБОУ «Морозовская СОШ»

Чиканова Татьяна Петровна

Оглавление

1. Введение________________________________________________с.3

2. Роль отца в русских народных и авторских сказках_____________с.5

3. Образ отца в рассказах из учебника «Литературное чтение» и

стихах С.Маршака, А. Барто, А. Усачёва ______________________с.11

4. Образ отца в мультипликационных фильмах _________________с.15

5. Заключение _____________________________________________с. 20

6. Литература и источники __________________________________с. 22

Введение

Актуальность. В последние годы всё чаще можно услышать, что воспитанием детей занимается мама. Именно мама отводит ребёнка в детский сад и забирает его оттуда. Она ходит на родительские собрания в детском саду и школе, контролирует выполнение домашних заданий, соблюдение режима дня, личной гигиены; мама знает о том, с кем дружат дети, чем они заняты в свободное время.

В это время папы, если они есть в семье, зарабатывают деньги, часто возвращаются с работы поздно и уставшие. На страницах журналов и в телепередачах можно встретить мнение о том, что отцы, устав на работе, хотят отдохнуть по-своему: выпить пива перед телевизором, собраться с друзьями на рыбалку, сходить на матч любимой команды в обществе друзей. Дети и их воспитание ложатся на плечи матери, детского сада, школы.

Семейный кодекс РФ и Конституция закрепляют равные права и обязанности на воспитание детей за обоими родителями. Однако в жизни часто всё-таки бывает по-другому.

Образ – это мнение, представление о ком-либо, чём-либо. Образ отца, по нашему мнению, складывается из того, трудолюбивый или ленивый он человек, как заботится о детях и участвует в их воспитании, подаёт ли детям хороший пример здорового образа жизни, заботится ли о маме и бабушке.

Из чего складывается образ отца

Положительный

Отрицательный

  • Знает много интересного, умеет рассказать это детям;

  • Ответственный человек, всегда сдержит своё слово, не даёт пустых обещаний;

  • Трудолюбив: работает, помогает по дому;

  • Участвует в воспитании детей, помогает делать уроки, играет, есть общие с другими членами семьи интересы и увлечения;

  • Ведёт здоровый образ жизни;

  • Заботится о маме и бабушке;

  • Не позволяет себе грубости

  • Главное увлечение – лежать на диване, поговорить с детьми всегда нет времени;

  • Пообещает что-то и не выполнит; нередко обманывает;

  • Нигде не работает или работает очень мало, не помогает по дому;

  • Не принимает участия в воспитании детей, не знает, чем они увлекаются, кто у них друзья, какие у детей возникают трудности;

  • Нередко выпивает спиртные напитки, курит;

  • Бывает груб с мамой или бабушкой.

Возникает вопрос, какова роль отца в воспитании детей, действительно ли воспитание является семейным, или оно в большей степени женское, какова роль отца-добытчика, отца-защитника, отца-друга. Как в произведениях для детей вообще показана роль отца?

В журнале для родителей «Виноград»1 в статье «Образ отца или «Кем работает твой папа?» говорится о том, что во все времена образ отца был неотделим от какой-либо профессии. Кроме того, отец рассматривается как добытчик, «глава семьи». Однако автор статьи пишет о том, что в последние годы (статья опубликована в 2011 году) всё чаще акцент смещается в сторону потребительского отношения к отцу: «Вместо интересной ЛИЧНОСТИ, занятой важным, сложным делом, он превращается для ребенка в ОРУДИЕ добывания денег, то есть фактически в нечто неодушевленное. Чувствуете разницу? Деньги же необходимы ребенку для удовлетворения каких-то своих потребностей. Иначе говоря, отношение к отцу становится ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ — не случайно именно эта жалоба сейчас все чаще звучит из уст родителей»

2.

Цель данной работы: выяснить, как формируется образ отца через произведения для детей.

Задачи:

  • исследовать русские народные и авторские сказки, выяснить, как показан образ отца в них;

  • исследовать мультипликационные фильмы;

  • исследовать стихи для детей;

  • проанализировать учебник по литературному чтению за 4 класс с целью выявления, как в нём представлен образ отца;

  • провести анкетирование среди учеников 4-ых классов для выявления образа отца в восприятии моих сверстников.

От того, как в детстве будет сформировано представление о роли папы в семье, вероятно, будет зависеть и наше отношение к собственным детям в будущем.

Образ отца в русских народных и авторских сказках3

Русская народная сказка – один из самых первых видов литературы, с которым сталкивается ребёнок ещё в раннем детстве. Именно из сказки мы нередко получаем представления о борьбе добра и зла, о справедливости, смелости, выборе поступка.

Изучая представленность образа отца в русских народных сказках, автором работы было проанализировано 170 произведений4. В ходе анализа выявлено, что в большинстве из них не упоминается или упоминается вскользь мать. Отцу же отводится главная роль воспитателя, наставника, примера для детей. Отец – это царь, купец или просто мужик. Кстати, чаще всего дети – это уже взрослые сыновья. «Жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иваном-царевичем», или: «Было у отца три сына. Младшего звали Иванушка-дурачок»,– так традиционно начинаются многие русские народные сказки. Отец в них отправляет своих сыновей на заведомо опасные дела: поймать вора, который топчет пшеницу, добыть жар-птицу или сразиться с Чудом-юдом проклятым. Сыновья не смеют ослушаться и беспрекословно выполняют волю отца.

В сказке «Царевна-лягушка» отец велит сыновьям жениться на тех девушках, которые поднимут стрелы, выпущенные царевичами. Как мы помним, Иван-царевич вынужден жениться даже на лягушке, но не смеет нарушить волю отца. Кроме того, царь даёт задания невесткам, всё усложняя его: испечь хлеб, выткать ковёр, чтобы испытать мастерство сыновних жён. Затем царь-батюшка устраивает пир, чтобы посмотреть, как невестки умеют держаться в обществе: вести себя за столом, поддерживать разговор, танцевать. И снова сыновья выполняют отцовскую волю, и Иван-царевич, как ему ни грустно, просит Царевну-лягушку пойти с ним на пир. Братья посмеиваются над Иваном, когда в царские хоромы он приезжает один, но Иван-царевич, даже не зная того, что жена его на самом деле Василиса Премудрая, сносит обиду и не может ослушаться отцова приказания явиться на пир с женой.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» царь отправляет сыновей стеречь сад, в котором кто-то клюёт золотые яблочки. Сыновья узнают, что это делает волшебная жар-птица, и берутся отыскать её. Найти жар-птицу, добыть златогривого коня и невесту Елену Прекрасную удаётся только младшему из братьев, и старшие его, сонного, убивают. Серый Волк помог восторжествовать справедливости: полил Ивана-царевича живой и мёртвой водой, Иван-царевич и ожил. Потом настиг братьев, и Серый Волк растерзал их. Царь же Берендей, узнав о смерти старшего и среднего сыновей «погоревал и скоро утешился»5. Видимо, в народном представлении сложилась мысль о том, что причинённое зло, нечестность, несправедливость, обман должны быть наказаны.

В некоторых сказках рассказывается о тяжёлой доле сирот-падчериц. Отец, овдовев, женится на другой, и злая мачеха готова на всё, лишь бы извести неродную дочь. Отцы никак не защищают дочек. В роли защиты в таких сказках чаще всего выступает какое-нибудь волшебное средство, доставшееся девочке от матери.

В сказке «Аленький цветочек» в пересказе С. Т. Аксакова отец занимается торговлей, он купец, «именитый человек»6. У него три дочери, младшая из которых любимая. Дочери заказываю отцу, чтобы привёз он им из заморских стран подарки: золотой венец, «тувалет хрустальный»7 и цветочек аленький. Чтобы выполнить прихоти дочерей, купец подвергает свою жизнь опасностям, но все пожелания дочек выполняет. Но и младшая дочь, зная об угрозе для жизни отца, добровольно отправляется жить к чуду лесному.

В русской народной сказке «Летучий корабль» (не путать с мультипликационным фильмом)8 говорится, что у трёх сыновей есть два родителя: «Жили-были старик да старуха. У них было три сына – два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила — одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал». Для народной сказки такое отношение к младшему, пусть и дурачку, редкость. Чаще всего к дурачкам снисходительное, пусть и слегка насмешливое отношение.

Срубив огромную сосну, дурачок не знает, что делать дальше. Тут ему на помощь приходит старый дедушка, совет которого отвергли старшие братья. И, хоть это и не отец, но всё равно старший из мужчин. Именно он хранит мудрости и знания. Построив летучий корабль, дурачок прилетает к царю, который обещал отдать замуж царевну за того, кто это задание выполнит. Увидев перед собой такого незавидного жениха для своей дочери, царь пытается спасти её и устраивает для дурачка всякие немыслимые испытания. Но дурачку помогают его друзья, и он легко преодолевает все трудности. Царю приходится уступить, и дурачок женится на царевне.

Русская народная сказка свидетельствует о том, что в дописьменный период, когда складывались эти произведения, общество было патриархальным, то есть отец выполнял самую главную роль в семье. Особенно отец заботился о воспитании сыновей, стремясь научить их храбрости, взаимовыручке, смекалке, поиску разрешений самых трудных жизненных ситуаций. Дочери, по всей видимости, нередко были обузой овдовевшему отцу, и он не стремился защитить их, полагаясь на то, что мачеха сама как-нибудь разберётся.

В сказках, созданных в XIX веке, отношение к отцу как главе семьи, заботящемуся о своих детях, несколько меняется. Например, в сказке П.П. Бажова Конёк-горбунок»

9 прослеживается традиционное для русской народной сказки начало и сюжет, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной А.С. Пушкиным, образ также отца похож на тот, который создан в сказках о падчерицах. Царь уезжает из дому на долгие девять месяцев в то время, когда царица ожидает рождения ребёнка.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

Царица «Восхищенья не снесла/ И к обедне умерла»10. Отец, хоть и долго не мог утешиться, всё же через год женился на другой. Злая мачеха хочет извести подрастающую падчерицу, которая становится всё краше и краше. А.С. Пушкин больше ни разу не упоминает об отце, который, видимо, и не пытался спасти дочку. Конечно, цель этой сказки показать противостояние злой мачехи и доброй падчерицы, но совершенно очевидно, что в народном сознании детям, особенно девочкам, оставшимся без материнской ласки и заботы, отец не был опорой и защитой.

В другом произведении А.С. Пушкина, «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», царь тоже вынужден уехать из дома, оставив жену в ожидании рождения ребёнка. Но уезжает царь не по собственной прихоти, а потому что «в те поры война была».11 В отсутствие царя «сына бог им дал в аршин». Злобные ткачиха с поварихой готовы на любые козни против молодой царевны. Они подменяют «грамотку» от молодой матери, и царь, узнав, что «родила царица… не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку»:

Дал гонцу такой приказ:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Вернувшись домой, царь не находит ни жены, ни младенца. В царство прибывают купцы-корабельщики, которые «объехали весь свет» и видели много чудес. А.С. Пушкин говорит, что царь всегда опечален, встречает корабельщиков «с грустной думой на лице».

Много пришлось пережить юному царевичу и его матери, прежде чем царь Салтан узнал, что это его сын. Юноша не держит зла на отца, напротив, рад встрече с ним. Единственно, кого он хочет наказать, это ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.

Царь глядит - и узнаёт...

В нём взыграло ретивое!

«Что я вижу? что, такое?

Как!» - и дух в нём занялся...

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу

И сынка, и молодицу…

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всём они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трёх домой.

Царь-отец великодушно прощает врагов, разлучивших его с семьёй.

Сказки П.П. Бажова и А.С. Пушкина, по всей видимости, написаны по мотивам народных сказок, поэтому схожи не только события, описанные в них, но и образы главных героев.

Можно сделать следующий вывод: в русской народной сказке отец часто выступает в роли отправителя сыновей на какие-либо подвиги. Отец – самый значимый и авторитетный человек для сыновей. Он воспитывает в них ответственность, храбрость, верность данному слову, выдержку.

Дочерей отец нередко сначала оставляет без внимания, приводит в дом злую мачеху. Однако нередко в конце сказки справедливость торжествует, и отец просит прощения у дочерей.

Таким образом, сочинители сказок показывают, как тяжело живётся ребёнку, оставшемуся без материнской заботы. Отец, по-видимому, делает всё, чтобы угодить новой жене, и поэтому не встаёт на защиту сироты-дочери.

Образ отца в рассказах из учебника «Литературное чтение»

и стихах С.Маршака, А. Барто, А. Усачёва12

Проанализировав учебник литературного чтения за 4 класс, я выделил те произведения, в которых упоминается отец (или оба родителя).

«Житие Сергия Радонежского»13: рассказывает об отроке Варфоломее, известном как Сергий Радонежский. Он был рождён от праведных родителей, «от родителей благородных и благоверных», Мария посоветовалась с мужем и решила отдать сына на служение Богу. Отец не возражал против желания жены, и действительно, после нескольких чудес отрок стал монахом. Кроме Варфоломея, у отца было ещё два сына. В отрывке из «Жития…» сказано, что отец их воспитывал «со всякими наставлениями в благочестии и чистоте».

«Ашик-Кериб, Турецкая сказка»14 М.Ю. Лермонтов. Жил богатый турок, «но дороже золота была ему единственная дочь», красавица Магуль-Мегери. В девушку влюбился бедный юноша с благородным сердцем. Магуль-Мегери советует влюблённому юноше попросить отца отдать дочь замуж, девушка говорит, что отец и свадьбу за свои деньги сыграет, и приданое даст. Но Ашик-Кериб отвечает, что всего добьётся сам. Больше об отце девушки не упоминается. У юноши, кстати, есть только мать.

В рассказе «Мальчики»15 А.П. Чехова отец радушно встречает сына, гимназиста 2-го класса, и его товарища. В семье кроме Володи есть две дочери. Отец вместе с девочками делает украшения к Новому году. С приятелем сына разговаривает, как с взрослым. Чечевицын, приятель Володи, планирует побег в Америку. Однако когда Володя отказывается бежать, то мальчик говорит, что это происходит не от нерешительности, а оттого что ему «маму жалко». Понятно, что именно мама является для Володи тем человеком, чьё мнение особенно важно для мальчика. Когда мальчишек-беглецов поймали, отец долго разговаривал с ними у себя в кабинете. Автор говорит об этом так: «Убеждал папаша». Отец заботится о том, чтобы мальчиков не исключили из гимназии, чтобы они впредь не делали глупости.

Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»16 начинается с того, что папенька принёс сыну, послушному мальчику Мише, замечательную табакерку. Это была необыкновенная, искусно сделанная вещица, украшенная башенками, домиками, садами, а изнутри табакерки шёл мелодичный перезвон. Мальчик с нежностью называет отца папенькой, просит его раскрыть тайну шкатулки. Но папа говорит, что мальчик должен попробовать разгадать секрет сам: «…сам посмотри попристальнее да подумай: авось либо и отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а то всё изломается». Очарованный чудесными звуками, которые льются из табакерки, Миша засыпает. Во сне он беседует с жителями сказочного городка, и даже во сне ссылается на то, чему учит папенька: «А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам». Мальчик просыпается и рассказывает сон папеньке. Отец хвалит мальчика и уверяет его, что устройство шкатулки он поймёт ещё лучше, когда будет учиться механике.

В рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» 17несколько раз упоминается отец. Сначала Дагни Педерсон говорит встретившемуся ей композитору Эдварду Григу, что она дочь лесника. В конце рассказа мы узнаём, что отец отправил дочку в город к своей сестре Магде. Он хотел, чтобы девочка посмотрела свет. Отец, по-видимому, очень нежно относился к дочери и считал её девочкой, хотя она выросла и превратилась в стройную девушку. Этот эпизод говорит о нежной любви отца к дочери. Матери у Дагни, наверное, нет. Она говорит Григу, что у неё есть мамина кукла, которая раньше закрывала глаза, а теперь перестала. По всей видимости, кукла – это память о матери.

Рассказ М.М. Зощенко «Ёлка»18это обращение взрослого писателя к детям. Он рассказывает случай, который на всю жизнь научил его честности и порядочности. И решающую роль в этом сыграл отец, глава семьи. Дети, Лёля 7 лет и Миша 5 лет, взяли без спросу новогодние подарки. Они съели яблоки, пастилу, отбили руку кукле, но не хотят признаться. Мама нарядила ёлку, пригласила гостей и приготовила для всех подарки. Но вдруг выяснилось, что игрушки испорчены. Мама, несмотря на то, что её дети неправы, защищает их и называет мальчика-гостя золотушным. Мама позволяет Леле обидеть пришедшую в гости девочку. И неминуем был скандал, но в комнату вошёл папа и сказал главные слова: «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы мои дети росли жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались и ссорились. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве». Слова отца стали самыми значимыми для воспитания сына: «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, а я до сих пор помню эту ёлку. И за эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и не ударил того, кто слабее меня».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»19 (в сокращении). Профессор космической биологии Селезнёв берёт дочь Алису в межгалактический полёт, разрешает ей участвовать в вылазках на чужих планетах. Видно, что у папы и дочки доверительные отношения. Алиса поливает кустики, которые кажутся Селезнёву агрессивными. В конце повести Алиса думает о том, что, когда она станет взрослой, обязательно возьмёт папу в космический полёт, потому что биологи всегда нужны.

В ходе исследования были прочитаны стихи С.Я Маршака, А.Л. Барто, А.А. Усачёва. В стихотворениях С.Я Маршака «Хороший день»20 и А.А. Усачёва21 «Паповоз» показан положительный образ папы. Они заботятся о сыновьях, играют с ними, для мальчиков общение с отцом – праздник.

В стихотворении А.Л. Барто22 «Медвежонок-невежа» автор высмеивает воспитание медвежонка-невежи, не одобряет то, что мать избаловала сына, а отец вообще не занимался его воспитанием. Все заботы о воспитании сына папа переложил на медведицу. Только в тот момент, когда на отца медвежонок поднял лапу, «отец, сердито воя, отшлёпал сорванца»:

Заревел в ответ медведь:
- Я при чём тут, жёнка?
Это мать должна уметь
Влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,
На то вы и мамаша.

Отец, сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
(Задело за живое,
Как видно, и отца.)

Подводя итог, можно сделать вывод, что произведений, в которых так или иначе говорится о папе, не так уж много. Но папы в большинстве этих произведений заботятся о детях, учат их быть честными, справедливыми, играют с детьми, развлекают их.

Образ отца в мультипликационных фильмах23

В XX и XXI веке создаётся много мультипликационных фильмов. Этот вид произведений для детей не требует таких затрат времени, как чтение книг, не требует сил на чтение. Можно вообще не уметь читать и в то же время посмотреть мультфильм.

Хотя мультфильмов создавалось и создаётся очень много, но роль родителей (или папы) в воспитании детей в них почти не показана.

В Приложении 2 представлена таблица с анализом некоторых мультипликационных фильмов, созданных в разное время.

Так, например, в популярном мультфильме «Кот, который гулял сам по себе» (1968), отец – первобытный человек. С охоты он приходит усталым, его раздражает детский плач, ему мешает кот, который забавляет ребёнка. Женщина, мать и жена, умнее и хитрее мужчины, отца. Именно женщина смогла договориться с дикими животными, используя их для своей выгоды. Она умеет наладить отношения с самим мужчиной, чтобы не вызвать его гнева и раздражения, и с «дикими тварями из дикого леса». Женщина создаёт в пещере уют и заботится о младенце. Мужчина показан не как отец или муж, а как добытчик и защитник.

Совсем другим представляется папа из мультфильма «Мешок яблок» (1974). И хотя отец там – заяц, у него большая семья: «Четыре сыночка и лапочка-дочка». Рискуя жизнью, отец идёт, чтобы добыть детям еду. По дороге он угощает других зверей яблоками, спасается от зубастого волка и домой возвращается ни с чем. Однако звери, в знак благодарности за заячью доброту, угощают его семейство, кто чем может: Крот приносит морковку, Коза – капусту, Ёж – грибы. Такой отец воспитает добрых и отзывчивых зайчат, потому что сам он готов прийти всем на помощь.

В следующем, 1975 году, был снят мультфильм «Верните Рекса». Это очень добрая и трогательная история, как пёс по кличке Рекс вытащил из ледяной воды Серёжу, но сам простудился и умер. Серёжа очень надеется, что ветеринарный врач спасёт Рекса. Мальчик звонит в лечебницу и представляется то главным милиционером страны, то главным министром и требует вернуть Рекса. Доктор, конечно, понимает, что это звонит мальчик и очень сочувствует ему. Врач даже идёт к Серёжиному папе на работу (он продаёт телевизоры) и просит сказать мальчику о смерти собаки. Но папа сам плачет и, по сути, перекладывает эту тяжёлую обязанность на доктора. И именно доктор спасает щенка, над которым издевался хозяин, приносит собачку в дом мальчика и объясняет ему, что Рекса спасти не удалось. В конце мультфильма Серёжа благодарит доктора и говорит, что папа тоже будет рад новому другу.

В 1978 году выходит сериал о самостоятельном мальчике Дяде Фёдоре. У него есть и мама, и папа, и оба родителя показаны в мультфильме.

Так, например, в первой серии, «Трое из Простоквашино», мама обвиняет папу в том, что он баловал Дядю Фёдора. Папа пытается убедить маму, что ребёнку нужны и друзья, и кошки, и собаки: «Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок, и всякие жмурки-пряталки, вот тогда дети и не будут пропадать». Рассудительный папа предлагает способ найти Дядю Фёдора – дать объявление в газету, когда мальчик сбежал с Матроскиным в деревню. Получив письмо от Дяди Фёдора, папа успокаивает маму, говорит, что с ума сходят поодиночке, это только гриппом все вместе болеют. Родители, приехав за сыном в Простоквашино, забирают его в город, папа разрешает взять с собой кота или Шарика, или ещё кого-нибудь, но друзья Дяди Фёдора остаются в деревне.

Во второй серии, «Каникулы в Простоквашино», папа читает газету, в то время как мама работает на кухне. Мама восклицает: «Хватит! Я на вас весь год со сковородкой работаю!» Папа подчиняется требованию мамы ехать на курорт, а не в Простоквашино.

В продолжении мультсериала, «Зима в Простоквашино», показано, как папа и дядя Фёдор вместе прямо в квартире ремонтируют автомобиль. Мама говорит: «А у нас она (атмосфера в доме) слишком весёлая. Вы с Дядей Фёдором и в пинг-понг, и в шахматы, и Запорожец старый купили, разваленный…» Очевидно, что между отцом и сыном сложились очень хорошие отношения и что папа много внимания и времени уделяет мальчику. Папа сообщает маме, что они с Дядей Фёдором посоветовались и решили, что им надо где-то второго ребёнка достать. Именно папа едет с сыном в деревню встречать Новый год, надевает маску Деда Мороза, чтобы поздравить Матроскина и Шарика, ремонтирует телевизор, помогает нарядить ёлку. Папа никогда не ворчит, как мама, и всегда пребывает в хорошем настроении.

Впрочем, мама на лыжах приходит в Простоквашино и поёт известную песенку «Кабы не было зимы».

И хотя папа, видимо, уделяет сыну много времени, но по всему видно, что в доме главная мама. Всё происходит именно так, как хочет она, и папа не может поступать всегда по-своему.

В 2000 годах выходит много мультипликационных фильмов и целых мультериалов. В ходе работы были проанализированы сериалы о фиксиках, «Белка и Стрелка», «Барбоскины». Во всех мультфильмах так или иначе упоминается о папах.

Герой мультсериала о фиксиках24 Папус – это папа Симки и Нолика, фиксик экстра-класса, зелёного цвета. В прошлом работал на космодроме и занимался сложнейшей техникой. Всегда мечтал полететь в космос и много лет к этому готовился, но так и остался дублёром, о чём до сих пор переживает. Любит рассказывать о своей юности. Впервые появляется в 4 серии «Будильник». Отец Симки и Нолика – мастер на все руки. Его талант ярко проявляется в трудных ситуациях. Папус всегда готов к подвигу: может превратиться в винтик не для маскировки, а чтобы скрепить разваливающийся прибор и удержать его на себе, как Атлант.

Родители мальчика, ДимДимыча, представляют собой типичных родителей, нечасто уделяющих своему ребёнку должное внимание, но они очень любят ДимДимыча и иногда даже участвуют в его играх и приключениях. Мама впервые появляется в 3 серии «Пылесос», а папа — в 4 серии «Будильник». Отец ДимДимыча — журналист, а мать — зубной врач. Об этом становится известно в 50 серии «Карамель».

В сериале о фиксиках показаны, таким образом, два типа родителей: папа-фиксик, передающий знания детям, и папа обычного мальчика. При этом у папы ДимДимыча не доходят руки что-нибудь отремонтировать или сделать что-то по дому. Именно поэтому мальчик нередко сам берётся починить технику и наносит ей вред. Как сказано в Википедии, такой папа – самый обычный для нашего времени.

В 2011 году начал выходить сериал «Барбоскины». Каждая серия начинается заставкой, на которой изображена вся семья Барбоскиных: мама и папа и их дети, Роза, Дина, Дружок, Генка, Малыш25. Семья многодетная, и дети все разные: Роза и Дина любят наряды, Дружок увлекается спортом, Гена – наукой, он готов каждому помочь выполнить трудное задание или провести опыт, Малыш ещё мал и любит игры. Папа лишь эпизодически появляется в некоторых сериях, мама больше внимания уделяет воспитанию детей. Дети умеют находить себе интересные занятия, помогают друг другу, хотя, как и все дети, иногда ссорятся, обманывают друг друга и родителей.

В мультипликационном сериале «Белка и Стрелка. Озорная семейка» (2011) тоже показана семья собак. В начале большинства серий герои представляют себя и родителей: «Привет! Я Дина! Я Рекс! А я Бублик! Наша мама Белка летала вместе со Стрелкой в космос, а наш папа тренирует космонавтов. Его все боятся. Ну а вместе мы – озорная семейка!»

Вот как пишут о родителях в Википедии: «Полное имя — Казбек Русланович Небалуев. Стойкий и храбрый пёс. Участвует в тренировках будущих космонавтов, а иногда и сам летает в космос. Строг и ответственен, иногда склонен к агрессии. Немного сентиментален, но тщательно это скрывает. Дома — примерный семьянин и любящий отец. Дети слушаются его беспрекословно. Полное имя – Белла Раймондовна Манежная. Цирковая актриса. Деятельная и амбициозная. Принимала участие в космической программе, где и познакомилась со своим будущим мужем, имеет награды. На Земле любящая и заботливая мать, переживает за своих детей, особенно за Дину и Бублика, но иногда (только по делу) бывает строга. Любит и глубоко уважает своего мужа Казбека.)»26.

По просмотренным сериям можно сделать вывод, что дети приучены к труду и заботе друг о друге. Отец для них – большой авторитет, дети гордятся им.

Проанализировав мультипликационные фильмы разного времени, я пришёл к выводу, что роль отца в последние годы повысилась. Детям нередко показывают полную многодетную семью, в которой высок авторитет папы. Папа, хоть и не показан в каждой серии, но упоминается только в самых лучших ситуациях. Он может разрешить спор, оказать помощь, дать дельный совет. В мультипликационных фильмах 70-80 годов XX века ведущую роль в воспитании детей играет всё-таки мама.

Заключение

У ребёнка в идеале должна быть полная семья, и заботиться о воспитании должны оба родителя. В жизни так бывает не всегда. Когда я работал над темой «Образ отца в произведениях для детей», я провёл анкетирование среди учеников 4а и 4б класса27.

В 11 семьях – 1 ребёнок, в 14 – двое детей, в 6 – трое.

На вопрос, кто в семье занимается воспитанием детей, 20 участников анкетирования ответили, что оба родителя. Но контролируют выполнение домашней работы в основном мамы, так ответили 16 ребят, 9 человек указали также бабушку.

У ребят спросили, кто, по их мнению, добрее. 19 участников назвали маму, 11 – папу, 9 затруднились с ответом.

О роли папы в жизни детей большинство ответило, что папа зарабатывает деньги (27 человек), помимо этого папы научили кататься на велосипедах, построили вместе с детьми горки, берут с собой на природу или рыбалку. Только один участник тестирования признался, что папа никакого участия в жизни ребёнка не принимает.

В то же время ребята затруднились с ответом, кем работает папа, чем он на работе занимается, что в его работе трудного, интересного и полезного. Всего 3 человека из 30 указали профессию отца, 21 ответили «не знаю», 6 человек – «затрудняюсь ответить». Очень немногие отметили, что у них с папой есть общие увлечения: 6 человек из 30 ответили, что увлекаются рыбалкой и болеют за любимые спортивные команды.

Большинство отцов, по итогам опроса, подают детям хороший пример: не пьют спиртных напитков, не курят, не говорят грубых слов маме.

Участникам опроса предлагалось написать, каким бы отцом они хотели стать в будущем или каким должен быть отец у их будущих детей. Большинство девочек хотели бы, чтобы папа их детей был сильным, добрым, умел защитить свою семью. Отметили также справедливость как важное качество для отца.

Мальчики надеются в будущем хорошо зарабатывать, играть с детьми в настольные и спортивные игры, быть добрыми.

Из итогов анкетирования видно, что образ идеального отца в представлении детей совпадает с положительным образом отца в литературе. Правда, эти произведения написаны в конце XIX или XX веке. Кое-какие традиции, описанные в них, устарели. Произведений о современных папах в 4 классе не изучается, а самостоятельно мои сверстники тоже читают немного.

В мультипликационных фильмах, снятых в XX веке, папы нередко показаны слабовольными, подчиняющимися мамам, в современных мультиках о роли пап в воспитании детей говорится вскользь.

Именно поэтому хочется, чтобы было больше произведений, в том числе фильмов для детей, в которых был бы показан папа – пример для подражания, папа – интересная личность. Такой отец не только зарабатывает деньги, но и помогает детям выбрать профессию, сам подаёт пример того, как быть нужным и полезным людям. Тогда мы, сегодняшние школьники, повзрослев, сможем стать заботливыми, честными, справедливыми отцами, друзьями своим детям.

Литература и источники

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0._%D0%9E%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B8

4. http://azku.ru/ukrainskie-narodnie-skazki/letuchiy-korabl.html

5. Аксаков С. Аленький цветочек. ИД: Детская литература, 1977

6. Барто А.Л. Медвежонок-невежа. М.: Детская литература, 1991.

7. Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: №1 (39) 2011. http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863

8. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015

9. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.

10. Маршак С.Я . Хороший день. М.: Детская литература, 1969

11. Усачев А.А. Мы играли в паповоз. Изд. Самовар, 2009, Серия: Детские классики.

1 «Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: №1 (39) 2011. http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863

2 Виноград» / Шишова Т.А. Образ отца или «Кем работает твой папа»: №1 (39) 2011. http://www.vinograd.su/family/detail.php?id=43863

3 См. Приложение 1

4 Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.

5 Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/Вступительная статья В. Аникина. – М.: Правда, 1982. – 576 с.

6 С. Аксаков. Аленький цветочек. ИД: Детская литература, 1977

7 Тувалет – здесь: зеркало

9 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 39

11 А.С. Пушкин. Сказки. М.: Детская литература, 1989

12 См. Приложение 2

13 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 22

16 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 1, с. 156

17 Там же, ч. 2, с.

18 Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2 частях [Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г. и др.]. – 3 изд. М.: Просвещение, 2015, часть 2, с. 59

20 С. Маршак. Хороший день. М.: Детская литература, 1969

21 Усачев А.А. Мы играли в паповоз. Изд. Самовар, 2009, Серия: Детские классики

22 А. Барто. Медвежонок-невежа. М.: Детская литература, 1991.

23 См. Приложение 3

27 См. Приложение 4

Образ отца в художественной литературе

 

Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек в юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости. Воздействие на развитие духовного мира ребенка начинается еще перед появлением его на свет. Мы привыкли, что воспитанием в большей степени занимается мать, она всегда рядом с нами. А какая же роль в воспитании ребенка отводится отцу? Мы считаем, что особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности должны ложиться на отца в семье.

Наверное, большинство из вас согласится с тем, что отец — это не вторая мать, не замена матери, а именно отец, нечто отдельное. Своим воспитанием папа показывает ребенку внешний мир. Это его пример учит активности, творчеству, умению преодолевать трудности, идти против течения, изменять окружающий мир и помогать нуждающимся в защите. Ребенок пристально присматривается к поведению отца. Он ожидает, что слова отца будут соответствовать его действиям. Рассмотрим, как писатели в своих произведениях раскрывают образ отца. Какую роль в семье они отводят им.

«Дома» А. П. Чехов. Чувствовать заодно с ребёнком

А. П. Чехов много своих произведений посвятил проблемам воспитания, проблемам семьи. Рассказ «Дома» не исключение. Читая этот рассказ, я понимал, насколько важно решать все проблемы со своим сыном спокойно, убеждая его в своей правоте. И неважно, сколько лет вашему сыну 7 или больше. Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что он накажет его за проступок. В рассказе важна роль гувернантки, она заменяет мать в воспитании ребёнка. Гувернантка обеспокоена тем, что семилетний ребенок начал курить и просит помощи отца. «…В кабинет уже входил его сын Сережа, мальчик семи лет. Это был человек, в котором только по одежде и можно было угадать его пол: тщедушный, белолицый, хрупкий… Он был вял телом, как парниковый овощ, и всё у него казалось необыкновенно нежным и мягким: движения, кудрявые волосы, взгляд, бархатная куртка…» Как можно было ругать столь хрупкого ребенка. И отец начал в мягком, сдержанном тоне объяснять сыну. Сережа слушал отца, но думал о своем, задавал разные вопросы. Ему хотелось, чтобы папа объяснил ему и другие вещи. Долго объяснял отец своему семилетнему сыну, что плохо, приводя примеры и доводы из жизни, но понял, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов: «Опять его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:- Не буду я больше курить…» [4] Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом. Отец понял, что в разговоре с сыном логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком.

«Кочерыжка». Валентина Осеева. Смог стать настоящим отцом

Мы все хорошо знаем, что можно стать настоящим отцом, не родив ребенка, а усыновив его. О таком отце рассказывает М.Шолохов в рассказе «Судьба человека», о таком отце рассказ В. Осеевой «Кочерыжка». Рассказ понравился мне и произвел на меня приятное впечатление. В селе, которое отбили у фашистов, сержант Вася Воронов нашел на огороде двухлетнего мальчишку. Рядом среди капусты лежала его мать. Её убили. Солдат пообещал мёртвой женщине, что оставит ребенка себе: «Неумелыми руками вытащил безусый сержант закутанного в одеяльце ребенка, сунул в карман бутылку с молоком и, наклонившись над мертвой женщиной, сказал: — Беру... Слышь? Василий Воронов! — и побежал догонять товарищей».

Мы понимаем слово автора «безусый», она несколько раз написала об этом, значит совсем молодой да и не женатый. Мы видим, насколько дорог стал мальчишка для Васи, переживает за него. Сержант отправил мальчика к своей матери и сестре. Им было очень трудно растить Кочерыжку, нечего было есть, но его не бросили. Когда Кочерыжка подрос, он последний хлеб относил собаке, которая осталась без хозяев.

Когда вернулся с войны Василий Воронов, Кочерыжка стал называть его отцом…А Кочерыжка уже тащил Васю за руку, показывал ему грядки, кусты и говорил, задыхаясь от радости: -Гляди, чего тут мы с ней насажали! Гляди, отец!

Слово «отец» он произносил твердо, как будто давно привык к нему. А Вася Воронов, поминутно оборачиваясь к Самохиной, повторял: -Спасибо вам за него, спасибо! — И неудержимо радовался: — Нет, каков сын-то у меня! [2] Когда я читал рассказ, испытывал разные чувства: грусть и сочувствие к людям, гордость за победу, которая досталась такой ценой. Даже в таких тяжелых условиях люди помогали друг другу! Молодой парень смог стать настоящим отцом маленькому мальчику.

«Беглец» Дубов Н. И. Отец — не всегда достойный пример

К сожалению, не всегда отец является хорошим примером для подражания. Так, в произведении «Беглец» писатель показывает нам отрицательного персонажа — отца. Чему может научить пьяница своего сына? В таком случае жалко детей. Главный герой — Юрка Нечаев — скромный мальчишка, живущий у моря. За свои 13 лет привык к вечной ругани родителей. Он не знает другого образа жизни. Новое течение в его жизнь внес случайный знакомый. Этим человеком был архитектор Виталий Сергеевич, который приехал отдохнуть у моря. Вот таким и захотелось стать Юрке. Спокойным, сильным и авторитетным.

Судьба преподносит Юрке жестокие испытания, которые он с честью выдерживает. Внезапно погибает Виталий Сергеевич. И в трагические часы мальчик сталкивается с недостатками, подлыми поступками взрослых: воровством отца, бессердечностью матери. После расправы отца Юрка убегает из дома. Он скитается, голодает, подбирает чьи-то объедки: «На одной тарелке в коричневой жиже лежали толстые, в палец, макаронины, по другой была размазана манная каша, на третьей остались полтора кусочка хлеба. Юрка схватил хлеб, подобрал им скользкую кашу. Макароны были недоварены, но он проглотил их не жуя — спешил, боялся, что прогонят.

Но вдруг он узнает о новой беде: от постоянного пьянства ослеп его отец. И Юрка понимает, что все тяготы жизни лягут теперь на плечи матери, а сестренки и братишки будут расти, как бурьян, без призора: «Понимаешь, на мамку теперь все... И пацаны... И он, слепой». Мальчик, который недавно собирался покинуть отчий дом и своего отца, пьяницу и хулигана, почувствовал к нему сострадание и сыновнюю ответственность за его жизнь и жизнь своей семьи. Именно в этом самопожертвовании проявилась доброта, ответственность и тревога Юрки за будущее близких. Н.Дубов, показывая внутренний мир подростка, его нравственное формирование, приводит нас к мысли, что очень часто дети проявляют сострадание и чуткость по отношению к взрослым, которые не всегда умеют им подать достойный пример.

Конечно, отец продолжает оставаться главным кормильцем семьи и ему приходится пропадать целыми днями на работе, чтобы заработать на квартиру, обучение, хорошую одежду, игрушки и другие необходимые вещи. Однако нужно помнить, что время, проведенное вместе с детьми за общим занятием, совместно приготовленный ужин или вечер песен — тоже очень важно и является инвестицией в счастливое будущее своих детей. Каждый ребенок больше всего нуждается в любви своего отца и матери.

 

Литература:

 

  1.               Дубов Н. И. «Беглец»
  2.               Осеева В. А. «Кочерыжка»
  3.               Пушкин А. С. «Барышня — крестьянка»
  4.               Чехов А. П. «Дома»
  5.               https://netrmed.livejournal.com/235844.html
  6.               http://fb.ru/article/235792/nikolay-ilich-tolstoy-biografiya-ottsa-velikogo-russkogo-pisatelya
  7.               http://lermontov-lit.ru/lermontov/family/semya.htm

А папы кто? – Огонек № 7 (4983) от 18.02.2007

Отцы в нашей литературе предпочитают быть на заднем плане — а то и вовсе влиять на повествование из небытия

Михаил Серафимов

Роль деспотичной матери в русской литературе представлена обильно: тут и Кабаниха из «Грозы», и мать семейства Головлевых, и барыня из «Му-му», наконец. Зато культ отца, сам институт отцовства никогда не имел развитой мифологии — в отличие от античной, древнескандинавской, американской, европейской, латиноамериканской литературы.

Наиболее яркие образы отцов в русской литературе с XVIII века до наших дней можно разделить на два условных типа: в качестве фона и в качестве деспота. В «Капитанской дочке» об отце главного героя написано только то, что еще когда «матушка была мною брюхата, отец записал меня в *** полк». На этой бюрократическо-сословной функции роль отца в литературе (как и в семье) начала XIX века часто и заканчивается. Определил, направил, записал — это во-первых. Во-вторых, «отец был скор на расправу», «отец угнетал мать», «отец меня так и не простил», «отец мой мною почти не занимался» — довольно типичные, укладывающиеся в одну строку упоминания об отцах-деспотах, которые, однако, тоже пребывают как бы на заднем, дособытийном фоне. Кроме того, отцовский век в отечественной литературе крайне недолог: к моменту совершеннолетия далеко не все персонажи могут похвастаться живым родителем.

Редкий «живой» литературный деспот — помещик Троекуров из «Дубровского». Он — первостатейный герой-злодей: подл, хитер, мстителен, жесток. Однако этот тип неожиданно сходит на нет уже в литературе второй половины XIX века. В литературе после Пушкина почти не встретишь образа деспотичного отца: разве старик Болконский, деспот «европейского типа», который разрушает брак между сыном и Наташей Ростовой, да гоголевский Тарас Бульба, который убивает собственного сына за предательство. Но он деспотом не считается — он патриот.

В главном русском семейном романе «Анна Каренина» мы наблюдаем сразу двух отцов семейств — Стиву Облонского и Сергея Александровича Каренина. Положение обоих незавидно. Стива, регулярно изменяя жене, чувствует свою вину и не имеет даже моральной власти в семье — да и не хочет. Ту же, казалось бы, незыблемую, по праву принадлежащую в начале романа власть над женой и сыном теряет скоро и Каренин. Даже его роль в качестве воспитателя малолетнего сына Сережи сводится к формальным и бессмысленным встречам. Старик-отец Карамазов из известного произведения Достоевского отличается дурным нравом, однако вызывает скорее жалость, чем ужас; отец семейства, в котором гостит Идиот — князь Мышкин, внешне суров, но в доме всем заправляет мать; наконец, отец Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания» просто жалок.

Самое классическое произведение на тему отцовства — знаменитый роман Тургенева: Кирсанов-отец в спорах с Базаровым пассивен, видно, что он готов согласиться со всем, лишь бы угодить приятелю сына. Ни о каком деспотизме речи уже не идет: поколение отцов проигрывает поколению сыновей почти всухую.

Забавная деталь: отец семейства как герой произведения почти отсутствует в рассказах и пьесах Чехова: в трех из четырех знаменитейших пьесах роли отца нет вообще (!!!) — в «Вишневом саде», «Трех сестрах» и «Чайке» отцы семейств умерли еще «до начала повествования». Фрейдисты могли бы объяснить этот феномен «безотцовства» тем, что сам Чехов рос в семье деспотичного отца — и потому в качестве компенсации предпочитает «умертвлять» литературных отцов. Или издеваться над ними — как в «Дяде Ване», где роль отца, отставного профессора Серебрякова, декоративна: его и воспринимают в семье, скорее, как скверного ребенка (он cпит до полудня, попрекает домашних заботой, угрожает вскоре умереть, капризничает).

Нет яркого образа отца и в советской литературе 1930 — 50-х, однако это объясняется довольно просто: на фоне всеобщего отца народов конкретные отцы просто терялись (часто и в самом прямом смысле). Вот несчастненький отец профессор Вихров из «Русского леса» Леонида Леонова: идейным воспитанием его приемного сына, например, занимается чужой дядя, политработник, своей же дочери он вовсе не видел почти с рождения… Исключение, пожалуй, составляет только отец семейства Мелеховых из «Тихого Дона» Шолохова, однако и его власть над семьей и сыном не безгранична, как мы вскоре убеждаемся.

В литературе 1960-х из-за многочисленных войн и репрессий фигура отца опять появляется лишь в качестве фона: «О чем ты успел передумать, отец, расстрелянный мой, когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?» (Булат Окуджава). Что тоже вполне объяснимо: поколение шестидесятников — по преимуществу поколение безотцовское: Аксенов, Евтушенко, Шукшин…

Нет отца — и ладно, словно повторяет наша литература, чего нет — того нет. Зато столько идей!..

Отец семьи Мелеховых из «Тихого Дона»: строг, но справедливАнна и Вронский. Каренин - лишний

Фото РИА НОВОСТИ

В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?МолчалинКакая свадьба? с кем? ЛизаА с барышней? МолчалинПоди,Надежды много впереди,Без свадьбы время проволочим. ЛизаЧто вы, сударь! да мы кого жСебе в мужья другого прочим? МолчалинНе знаю. А меня так разбирает дрожь,И при одной я мысли трушу,Что Павел Афанасьич разКогда-нибудь поймает нас,Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного. Дай Бог ей век прожить богато,Любила Чацкого когда-то,Меня разлюбит, как его.Мой ангельчик, желал бы вполовинуК ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;Да нет, как ни твержу себе,Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну. София (в сторону)Какие низости! Чацкий (за колонною)Подлец! ЛизаИ вам не совестно? МолчалинМне завещал отец:Во-первых, угождать всем людям без изъятья –Хозяину, где доведётся жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была. ЛизаСказать, сударь, у вас огромная опека! МолчалинИ вот любовника я принимаю видВ угодность дочери такого человека... ЛизаКоторый кормит и поит,А иногда и чином подарит?Пойдёмте же, довольно толковали. МолчалинПойдём любовь делить плачевной нашей крали.Дай обниму тебя от сердца полноты.(Лиза не даётся.)Зачем она не ты!(Хочет идти, София не пускает.) София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)Нейдите далее, наслушалась я много,Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. МолчалинКак! Софья Павловна... СофияНи слова, ради Бога,Молчите, я на всё решусь. Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!.. СофияНе помню ничего, не докучайте мне.Воспоминания! как острый нож оне. Молчалин (ползает у ног её)Помилуйте... СофияНе подличайте, встаньте. (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?МолчалинКакая свадьба? с кем? ЛизаА с барышней? МолчалинПоди,Надежды много впереди,Без свадьбы время проволочим. ЛизаЧто вы, сударь! да мы кого жСебе в мужья другого прочим? МолчалинНе знаю. А меня так разбирает дрожь,И при одной я мысли трушу,Что Павел Афанасьич разКогда-нибудь поймает нас,Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного. Дай Бог ей век прожить богато,Любила Чацкого когда-то,Меня разлюбит, как его.Мой ангельчик, желал бы вполовинуК ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;Да нет, как ни твержу себе,Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну. София (в сторону)Какие низости! Чацкий (за колонною)Подлец! ЛизаИ вам не совестно? МолчалинМне завещал отец:Во-первых, угождать всем людям без изъятья –Хозяину, где доведётся жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была. ЛизаСказать, сударь, у вас огромная опека! МолчалинИ вот любовника я принимаю видВ угодность дочери такого человека... ЛизаКоторый кормит и поит,А иногда и чином подарит?Пойдёмте же, довольно толковали. МолчалинПойдём любовь делить плачевной нашей крали.Дай обниму тебя от сердца полноты.(Лиза не даётся.)Зачем она не ты!(Хочет идти, София не пускает.) София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)Нейдите далее, наслушалась я много,Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. МолчалинКак! Софья Павловна... СофияНи слова, ради Бога,Молчите, я на всё решусь. Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!.. СофияНе помню ничего, не докучайте мне.Воспоминания! как острый нож оне. Молчалин (ползает у ног её)Помилуйте... СофияНе подличайте, встаньте. (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Материал для презентации "Наставления отцов" по литературе 10-11 класс

«Роль родительских наставлений в формировании личности
(по произведениям русской литературы 19 века)»

Выполнила Мокроусова Мария,ученица 10 «А» класса МАОУ «СОШ»№1 г.Светлогорска под руководством учителя литературы Ягминене Г.А.

Цель: определить роль родительских наставлений в произведениях русской литературы 19в.

Задачи

1. Отобрать произведения русской литературы 19 в., в которых используется приём «наставлений»

2. Определить цель родительских наставлений

3.Классифицировать наставления, составить таблицу

4.Подтвердить или опровергнуть гипотезы, сделать вывод.

В настоящее время особо остро стоит проблема взаимопонимания между детьми и родителями, проблема «отцов и детей», которая достаточно глубоко и многосторонне представлена в произведениях русской классики. Писатели по-разному трактуют эту проблему, каждый хочет придать этой проблеме особый смысл. В любом случае проблема будет всегда актуальной, ведь сменяются поколения, следовательно, и наказы, наставления, которые родители дают детям, ведь у каждого поколения свои жизненные цели и приоритеты. Поэтому мне стало интересно сравнить родительские наставления в русской классике 19 века, и понять, какие остаются актуальными на сегодняшний день, а какие нет.

В связи с этим у меня появились некоторые гипотезы, которые требуют либо подтверждения, либо опровержения.

  1. Дети либо принимают, либо отвергают «наставления» отцов как принцип своей жизни

  2. Основные жизненные принципы актуальны в любые исторические времена

hello_html_6e72cc7e.jpg

Наставление – поучающее указание, нравоучение; руководство, инструкция.(С.И.Ожегов)

Наставление – назидательное, нравоучительное указание.(Д.Н.Ушаков) Наставление – синоним слова поучение. Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Среди множества «Поучений», известных на Руси с XI века, особенно популярным было афористичное «Наставление отца к сыну».Для работы я взяла наиболее известные произведения русской классики, изучаемые в школьной программе.

Автор

название

Кто даёт наставление

Кому даётся наставление

При каких обстоятельствах дается наставление, датирование

Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

Помещик,

премьер-майор в отставке Гринев

Андрей Петрович

Сыну Петру

Отправляется служить в армию(1773-1775 года)

Грибоедов А.С.

«Горе от ума»

Московский дворянин, Павел Афанасьевич Фамусов

Сыну покойного друга Александру Андреевичу Чацкому

Приезд Чацкого в дом Фамусовых (20-е годы 19 века)

Гоголь Н.В. «Мёртвые души»

Помещик Иван Чичиков

Сыну Павлу

Отправляется на учебу в школу (30-е годы 19 века)

Толстой Л.Н. «Война и мир»

Князь

Николай Андреевич Болконский

Сыну Андрею

Отправляется служить в армию(1805 год)

Гончаров И.А. «Обломов»

Управляющий Иван Богданович Штольц

Сыну Андрею

Отправляется на учебу в Петербургский университет(40-е годы 19в)

Одно и первых произведений, которое мы изучаем- «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. hello_html_m222319b9.jpg

Андрей Петрович Гринев – премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя. Он отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении. Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Он говорит своему сыну:

«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь. Слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.»

Другой наказ мы слышим в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Павел Афанасьевич Фамусов поучает: «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно,    А, главное, поди-тка послужи…», «Вот то-то, все вы гордецы!    Спросили бы, как делали отцы?    Учились бы на старших глядя…», «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». hello_html_5b92177d.jpg

Близкое по идее наставление отца в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче,чтобы тебя угощали,а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ первый тебя надует и в беде выдаст, а копейка не выдаст,в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой

hello_html_462d6211.jpghello_html_m39e62009.jpg

Во второй половине 19 века меняется не только строй государства-меняется и герой времени. Один из них - Андрей Штольц, которому отец говорил: «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять,пожалуй, – не знаю, что ты изберешь,к чему чувствуешь большей охоты… Ну, а если… не сумеешь сам отыскать вдруг свою дорогу, понадобиться посоветоваться, спросить – зайди к Рейнгольду: он научит…».

К этому периоду относится и роман Л.Н.Толстого, но герои его живут в начале 19 века. Одному из главных героев Андрею Болконскому отец дал такой наказ:«Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты поступил не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно.»В этих словах, обращенных к сыну, требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы ни случилось. «Повести себя не как сын Николая Болконского» - значит стать трусом.hello_html_1ebfcc47.jpg

Какими же стали те герои, которых наставляли на путь их отцы?

Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, верный и добрый человек.

Чацкий Александр Андреевич. Порядочный, честный, принципиальный, человек новых передовых взглядов: «Растерян мыслями... чего-то ожидаю; Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».

Павел Иванович Чичиков. «Рыцарь копейки», плут, мошенник, занимающийся делами, «которым свет дает название не очень чистых».Не испытывает угрызений совести и не падает духом.

«… зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»

Андрей Иванович Штольц . Деятелен, трудолюбив, практичен, аккуратен

«Участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении».

Андрей Николаевич Болконский. Находит смысл службы в единстве с народом, прощении врагов; несёт любовь земную и любовь к Богу. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».

Итак, мы видим, что цель родительских наставлений – дать ребенку «наказ» на будущее, передать свой опыт, свои принципы жизни.

Хотелось бы отметить актуальность этих наставлений, проблем, озвученных в этих поучениях, для сегодняшнего дня.

А.С.Пушкин

Л.Н.Толстой

Андрей Гринев

Николай Болконский

Служение, долг, честь

да

И.А.Гончаров

Иван Богданович Штольц

Труд,карьера

да

Н.В.Гоголь

А.С.Грибоедов

Иван Чичиков

Павел Афанасьевич Фамусов

«береги копейку»; «учились бы на старших глядя»

да

Хочется привести в заключение слова поэта Ю.Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Слово для любви и для молитвы…

Таким образом, мы можем сделать вывод, что большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет, все дети последовали наказам своих отцов и приняли для себя «философию их жизни», стали жить по тем же принципам.

Отцовский завет в произведениях русских писателей помогает писателям поднять проблему воспитания; продемонстрировать, как наставления отца формируют личность человека.

Литература:

  • А.И. Гончаров «Обломов»

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Л.Н. Толстой « Война и мир»

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»

  • «Русская литература» (хрестоматия историко-литературных материалов)

  • «Русская литература 19 век» (большой учебный справочник)

  • «Русская литература в школе от а до я»

  • Энциклопедия «Мудрость тысячелетий»

Главные герои «Отцы и дети» характеристика персонажей романа Тургенева списком

Основной темой романа Тургенева, является проблема взаимоотношений старого и современного поколения. Судьба всех персонажей тесно переплетена с решением насущной задачи, каждый из них по-своему определяет свои жизненные приоритеты. В романе Тургенева, создан конфликт поколений, главные герои «Отцов и детей», являются антагонистами, не желающими понять друг друга.

«Отцы и дети» главные герои

Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.

Евгений Васильевич Базаров

Взрослый человек, примерно 30 лет. К окружающему миру скептическое отношение. В его образе преобладают холодные и жесткие черты. Беспринципный и не высоконравственный. Сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете, самоуверенный. Умирает от заражения крови.

Николай Петрович Кирсанов

Самый чистый и положительный герой книги. 44-летний вдовец, приходится отцом Аркадию, любит сына. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после стал мужем простой бедной крестьянки Фенечки.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, отучился в университете, поддается влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.

Павел Петрович Кирсанов

Бывший гвардейский офицер. 45-летний брат Николая Петровича. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.

Василий Иванович Базаров

Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына.

Анна Сергеевна Одинцова

Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету.

Катерина

В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия.

Виктор Ситников

Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником.

Авдотья Кукшина

Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского.

Фенечка

Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова.

Дуняша

Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго.

Петр

Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком.

Княгиня Р. (Нелли)

Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни.

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Заветы отца»

1.А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

 

Один из главных героев комедии – Алексей Молчалин. Ещё в детстве он усвоил наказы отца о том, как надо вести себя в высшем обществе, чтобы добиться «степеней известных». Главное в них — «угождать всем людям без изъятья». Только лицемерие, стремление понравиться буквально всем может привести к успеху. И Молчалин — достойный сын своего отца. Родившись в недворянской семье, он сделал всё, чтобы получить дворянство, работая секретарём у Фамусова. Дослужился до коллежского асессора, получив право на потомственное дворянство. Он очень хорошо усвоил порядки общества, ведёт себя скромно, услужливо, не высказывает мнения, «ведь нынче любят бессловесных».Да, он научился, как учил отец, угождать всем:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

- Хозяину, где доведется жить,

 Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. 

Таким образом, в данном произведении наказы отца способствовали воспитанию в герое многих отрицательных качеств. Он неприятен нам соей лестью, подлостью, подхалимством. Не тот путь  избрал Молчалин, чтобы добиться успехов в обществе.

 

2.Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»

Главный герой поэмы — Павел Чичиков. В формировании его взглядов на жизнь большую роль сыграл его отец. Какие же наказы он дал своему сыну? Перечислим их.

- «…не дури, не повесничай». Хороший наказ, трудолюбие должно быть свойственно человеку.

- «…угождай учителям и начальникам…». По мнению отца, даже если и образование у человека недостаточное, и  таланта Бог не дал, угождая, можно много добиться.

- необходимо выбирать себе товарищей только таких, которые «при случае могли бы быть…полезными»

- «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…»
— «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Вот такие наказы давал отец Чичикову, выезжающему из родного дома. Деньги, нажива, «копейка» —  главное, чему учил отец. Ни слова о моральных качествах. Отношение к людям тоже только через призму нужности, полезности того или иного человека.

Чичикову глубоко в душу запали слова отца. Именно таким он и стал: бессердечным, не имеющим друзей, подхалимом, лицемером, всего себя отдающим лишь этой « копейке».

Да, действительно, очень важно, как воспитывают родители человека.

3.Л.Н.Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский — один из главных героев романа Л.Толстого «Война и мир». Перед отъездом на войну с французами в 1805-1807 г. он встречается в родовом имении Лысые горы с отцом — Николаем Болконским, который даёт ему наставления. Болконский — старший- это человек старой закалки, человек чести, достоинства, он благороден и справедлив, таким хочет видеть и своего сына.

Каковы основные наставления отца?

- «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего».Отец одобряет желание сына служить.

- «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет» .Таков отец, таким же настоящим офицером,  а не прислуживающим другим он видеть Андрея.

В сцене прощания автор показывает сильную любовь отца и сына друг к другу, хотя внешне оба сдержанны, стараются не показывать  своих чувств.

Андрей Болконский – достойный сын своего отца. Такие черты ,как честность, порядочность, справедливость, достоинство, патриотизм, воспитаны в нём , несомненно, отцом; принципы, внушённые им, стали основой  поведения Андрея. Это пример того, как надо воспитывать детей, какие личностные качества формировать в нём буквально с детства.

 

 

Общее

Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. Именно в ней формируется характер. Пример родителей, их уроки, наказы, заветы впитываются ребёнком, усваиваются, западают в душу на всю жизнь. Не случайно говорят, что человек — «сын (или дочь )своих  родителей», имея в виду, что он воспитан на их принципах.

Всех героев данных произведений объединяет то, что они стали хорошими учениками, поняв, приняв и усвоив уроки отцов. Другое дело, чему учили их они. Одних — себялюбию, накопительству, стяжательству, а других —  любви к Отечеству, достоинству, чести. Важно воспитать нравственно высокую личность, порядочного человека. Именно в этом заключается одна из основных функций семьи.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о