Лфк при зпр: ЛФК при ЗПР — основной метод реабилитации детей с ЗПР – Особенности использования физических упражнений для детей с задержкой психического развития. 3 класс

Содержание

ЛФК при ЗПР — основной метод реабилитации детей с ЗПР

Лечебная физическая культура (ЛФК) — составная часть медицинской реабилитации, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.
Движение является основным стимулятором роста, развития и формирования организма. Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.

Задачи ЛФК можно разделить на общие и частные. Независимо от характера заболевания комплекс лечебной физкультуры включает упражнения, оказывающие общее тонизирующее воздействие на организм больного, его эмоционально-волевую сферу, на улучшение функции центрально нервной системы, кровообращения, дыхания, трофики (общие задачи).
Частные задачи определяются характером заболевания, клиническим синдромом, особенностями функционального дефекта, уровнем компенсаторных возможностей.

Физические упражнения являются основным средством коррекции и реабилитации детей с ЗПР. Учеными доказано, что физические упражнения повышают работоспособность клеток коры головного мозга и их устойчивость к сильным раздражителям, улучшают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы и взаимодействие двух сигнальных систем, обусловливают более быстрое формирование положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти и т.п.

Комплексы лечебной гимнастики у детей с задержкой психо-речевого развития направлены на стимуляцию темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер, функции активного внимания, способности к волевому усилию, работоспособности, умения быстро переключать внимание.

Самый благоприятный период для реабилитации детей с ЗПРР — младший дошкольный возраст, в периоды наиболее легкого и быстрого развития определенных психических процессов.

Эффективность проводимого лечения и реабилитации определяется степенью тяжести задержки развития и тем комплексом средств воздействия, который мы применяем. У детей с задержкой психо-речевого развития хорошо сочетаются:


Утренняя гимнастика для детей с зпр

Упражнения-для-утренней-гимнастики-для-детей-с-зпрВсе мы знаем о пользе зарядки для детей – она дарит заряд бодрости и способствует физическому развитию ребенка. Особенно важна ежедневная утренняя гимнастика для детей с ЗПР, у которых, в следствие поражения, либо функциональной незрелости центральной нервной системы, слабо развита координация движений, наблюдаются недостатки моторики и психомотрики, недостаточно сформирована пространственная организация. Какие упражнения необходимо включить в комплекс и как научить аутичного ребенка или ребенка с ЗПР делать утреннюю гимнастику самостоятельно?

Какой должна быть утренняя гимнастика для детей с зпр?

Специалисты рекомендуют строить физкультурные занятия и утреннюю гимнастику для детей с зпр на основе подвижных игр и включать коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве, равновесия, общей и мелкой моторики. К примеру, в дошкольных учреждениях предлагается следующая структура утренней гимнастики:

Утренняя-гимнастика-для-детей---упражнения

Как научить аутичного ребенка делать утреннюю гимнастику самостоятельно?

Подберите комплекс простых упражнений, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Это могут быть: приседания, наклоны, разведение рук в стороны и поднятие вверх, прыжки, хлопки руками и т.д. Упражнения могут выполняться по словесной инструкции и/или с помощью имитации. На первом этапе может понадобиться помощь второго взрослого: первый – показывает упражнения, второй – помогает ребенку повторить движения. Физическая подсказка должна постепенно уменьшаться до тех пор, пока ребенок не будет делать упражнения сам.

Подсказки для выполнения упражнений утренней зарядки

Для того чтобы ребенок с зпр смог делать утреннюю гимнастику самостоятельно, ему потребуются подсказки. Выбор подсказки будет зависеть от возможностей вашего ребенка. Можно воспользоваться специальным видео:

Если есть возможность, можно записать свое собственное видео (или аудио инструкцию) – упражнения, которые ребенок может выполнять сам, в подходящем для него ритме, с привычными голосовыми инструкциями.
Также можно воспользоваться специальным набором карточек. Вот один из наборов карточек, составленный Пономаренко А. С., которые можно использовать для проведения утренней гимнастики для детей с зпр:

Карточки-для-утренней-зарядки-для-детей-с-зпрСКАЧАТЬ АРХИВ

Утренняя гимнастика для ребенка с зпр будет не только способствовать его физическому развитию, но и станет полезным элементом режима дня аутичного ребенка, занятием для развития навыка выполнения инструкций и имитации, которое ребенок сможет выполнять самостоятельно.

Использованы материалы: http://games-for-kids.ru

Картотека (старшая группа): КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С «КОЛЮЧИМ» МЯЧИКОМ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

С «КОЛЮЧИМ» МЯЧИКОМ

Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их (его) с названием частей ладони и пальцев.
Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях (ребёнке) была одежда с коротким рукавом. Если такой возможности нет, то детям нужно закатать рукава. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.

Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.

Эти комплексы упражнений рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Они способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, которая в свою очередь, напрямую связана с развитием речи. Как говорил В. Сухомлинский «…источник знаний находится на кончиках пальцев».

Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого логопедом, дефектологом или воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и подгрупповым. 

Комплекс 1
Упражнения для рук

Упражнение 1

Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

Упражнение 2

Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

Упражнение 3

Описание упражнения. Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же.

Примечание. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.

Упражнение 4. «Скатаем шарик»

I вариант

Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина.

Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами!!! Затем поменять положение рук.

II вариант

Описание упражнения. Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз.

Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.

Упражнение 5

I вариант

Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой.

Примечание. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения.

II вариант

Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.

Упражнение 6. «Горка»

I вариант

Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

II вариант

Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху.

Комплекс 2
Упражнения для ног (выполняются сидя на стульчике)

Упражнение 1

I вариант

Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой.

Примечание. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно.

II вариант

Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Одну ногу поставить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Делать круговые движения одной ногой, затем другой.

Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения.

Примечание. Это упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.

III вариант

Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Обе ноги поставить на мячик. Выполнять движения обеими ногами вперед-назад.

Упражнение 2. «Горка»

Снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражнение повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражнение выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения.

Комплекс 3
Упражнения для рук

Упражнение 1

Описание упражнения. Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо.

Примечание. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.

Упражнение 2

Описание упражнения. Обе руки локтям и плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять движения кистью руки вперёд-назад, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо.

Примечание. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками поочередно, либо одновременно.

Руки при выполнении некоторых упражнений можно ставить на стол. Высота стола должна быть такой, чтобы ребенок сидел за столом ровно, не горбясь.

Упражнение 3

Дети сидят на стульчиках друг за другом. Мячик держат в правой руке. Делать круговые движения по спине впереди сидящему ребенку. Затем дети поворачиваются в другую сторону.

Примечание. Упражнение можно выполнять сидя на ковре, сложив ноги «по-турецки» (возраст: 6–7 лет).

Упражнения из книги Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику малышей»

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз) .

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз) .

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Коррекция двигательных нарушений у обучающихся с задержкой психического развития на уроках изической культуры

Коррекция двигательных нарушений обучающихся с задержкой психического развития на уроках физической культуры.

Автор: Никандрова Наталья Александровна

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 33

Основной целью коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в школе является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Обследования детей с ЗПР позволили выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:

1) Задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста).

2) Эмоционально — волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

3) В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

4) Нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей — силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.

5) Нарушение локомоторной деятельности — ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

Чтобы работа педегога была наиболее эффективной, необходимо работать в коктакте с медицинским работником школы, изучить медицинские карты учащихся коррекционных классов, ознакомиться с диагнозами детей и медицинскими рекомендациями.           

Основной формой организации занятий по физической культуре в школе и является урок. На уроках я использую такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.

В своей работе на уроках физкультуры уделяю особое внимание соблюдению здоровьесберегающих факторов обучения.

При внесении изменений или дополнений в программу тщательно продумываю весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения в 5—9 классах, имея в виду, прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Изменения, вносимые в программу, требуют согласования с врачом и администрацией.

  В раздел «Гимнастика» включаю физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.

     

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

      Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей с задержкой психического развития и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

           В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и

значительными нарушениями точности движений учащихся,обязательно применяю на уроке упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.

      На уроках с элементами гимнастики дети с ЗПР должны овладеть навыками лазания и перелезания.

      Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей, всегда очень нравятся детям.

      Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.

      Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.

      Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.

      Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

      Занятия лыжами (коньками) также позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.      Одним из важнейших разделов программы является раздел «Спортивные игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.

Коррекционно-развивающее занятие «Ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

     

Коррекционная направленность занятий.

Способность к точному управлению движениями в пространстве.

Сформированность данной способности предполагает воспроизведение

эталонных пространственных характеристик: определённого положения тела,

формы,амплитуды и направления движений. Обучающиеся должны достаточно

уверенно выполнять предложенные задания.

Способность к реагированию.

Детям с ЗПР необходим более длительный период времени для приёма и

переработки информации. В результате время реакции выбора у таких детей

существенно больше, чем у детей с нормальным развитием. Успешное решение

задач, связанных с реакцией выбора во многом зависит от запаса двигательных

умений, от умения мгновенно выбрать наиболее выгодный вариант. Для этого

следуетосвоить упражнения с реакцией на движущийся объект, с постепенным

увеличением скорости объекта, с сокращением дистанции между объектом и

занимающимся, с уменьшением размеров движущегося объекта.

Способность к проявлению гибкости.

Предлагаются упражнения на развитие гибкости и формирование осанки.

Способность к поддержанию максимально возможного темпа движений

( частота движений за еденицу времени ).

По способности выполнять движения в максимальном темпе дети с ЗПР

значительно отстают от нормально развивающихся сверстников, наблюдаются

трудности с переключением к автоматизации движений. Учащиеся должны научиться выполнять движения в заданном высоком темпе, без его снижения, исходя из возможностей опорно-двигательного аппарата. Для этого необходимо освоить способность быстро сокращать и расслаблять мышцы. Повторное выполнение упражнений должно быть с большой частотой, но без лишнего напряжения, при снижении темпа движений упражнение следует прекращать.

Моторная асиметрия (различный уровень сформированности двигательных функций правой и левой руки)

Для ребёнка с ЗПР характерна несформированная доминантность правой руки, что связано с задержкой формирования функциональной ассимметрии мозга. Обучающиеся должны выполнять ассимметричные и смешанные упражнения.

Способность к словесной регуляции движений (выполнение действий по словесной инструкции – умение представить и выполнить действие, заданное в словесной форме. ).

Важно побуждать детей выражать словами любые производимые действия и операции, рассказывать о предстоящем действии. Обучающиеся должны уметь выполнять различные положения рук,ног,головы,туловища,выполнять ОРУ и задания по словесным командам без предварительного и одновременного показа или при минимальном показе.

Способность к регуляции повышеного психического возбуждения.

У детей с ЗПР могут наблюдаться нарушения двигаельной активности, что в основном выражается в сосотоянии геперактивности или гипоактивности ( наблюдается значительно реже). В результате нарушается зрительно-двигательная координация, внимание. Целесообразны физические упражнения в виде длительного и рамномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности, ограничение упражнений с эмоциональным акцентом.

Способность к активному воображению (представить отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать ).

Дети с ЗПР замечают гораздо меньше зрительно воспринимаемых объектов.Это приводит к бедности представлений, нагляднообразного мышления.

Способность к проявлению общей выносливости.

Развитие ОВ достигается систематической двигательной деятельностью посредством выполнения физических упражнений в режиме умеренной и тонизирующей психофизической нагрузки. ( 100-140 уд./мин.)

Важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию с детьми с задержкой психического развития . Планируя ее, я исхожу из общих задач программы по физкультуре, включаю различные виды физкультурно-спортивных мероприятий с учетом специфики контингента учащихся.

Необходимо сказать и о том, что учитель должен использовать в своей работе современные педагогические технологии, они помогут разнообразить как уроки, так и внеклассную работу, сделают занятия по физической культуре притягательными для детей.

     

Литература:

1.Винник М.: Задержка психического развития у детей: методологические принципы коррекционной работы, Издательство: Феникс, 2007 г., 160с.

2.Гуровец Г.: Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей, Издательство: Владос, 2013 г., 431с.

3.Карслиева И.: Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР, Издательство: Детство-Пресс, 2012 г., 128с.

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ, ЗПР, ОНР, РАС и другими особенностями развития

Автор Светлана На чтение 12 мин. Просмотров 146 Опубликовано

Я уже затрагивала тему нейропсихологической коррекции в других статьях. Сегодня поговорим о пользе специального двигательного блока, помогающего реализовать принцип замещающего онтогенеза, т.е. восстановить определенные функции в организме, которые дефектны или не сформировались по каким-то причинам. Нейропсихологические упражнения для детей с разными особенностями развития позволяют обеспечить развитие психических функций, повысить уровень двигательной активности и активность полушарий мозга, а также их взаимодействие между собой. Выполняя данный комплекс упражнений, ребенок постепенно нормализует тонус мышц.

Особая заслуга нейропсихологической коррекции заключается в том, что она учит ребенка самоконтролю и саморегуляции. Он начинает следить за своим поведением и реакциями, лучше управляет физической деятельностью. Значительно повышаются объем и концентрация внимания, так как в основе данной методики лежит целенаправленная избирательная активность. Даже неправильно и хаотично сформировавшиеся, и уже закрепившиеся, функции можно исправить и заново выстроить их по нормотипичной схеме, вернувшись в те периоды, которые ребенок пропустил или прошел неверно.

В рамках этой статьи я не могу выложить все существующие нейропсихологические упражнения для детей. Обратим внимание на ТОП-20 наиболее простых для домашнего исполнения.

ТОП-20 нейропсихологических упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Я уже перечислила преимущества данного подхода, но, помимо них, существует еще ряд плюсов. Нейропсихологическое сопровождение ребенка помогает развить пространственные представления, без которых невозможно обучение в школе. Двигаясь по заданной программе, он расширяет диапазон движений, лучше понимает схему своего тела и его расположение в пространстве, качественнее воспринимает окружающее 3-D пространство и расширяет зрительное восприятие.

Нейропсихологические упражнения для детей из двигательного репертуара будут полезны и в том случае, когда ребенок не имеет серьезного диагноза, но:

  • имел родовые травмы, пусть и скомпенсированные;
  • родился через кесарево сечение;
  • страдал в младенчестве гипо- или гипертонусом;
  • часто более ОРВИ;
  • медленнее развивается физически;
  • имеет неправильную походку, косолапит, часто спотыкается и падает;
  • имеет ПЭП, ММД в амбулаторной карточке;
  • плохо спит и тяжело засыпает;
  • страдает от сниженной познавательной активности;
  • хуже запоминает и усваивает материал;
  • быстро устает, медлителен или слишком активен.

Многие упражнения выполняются в трех пространственных направлениях (лежа, сидя, стоя). Они нацелены на освоение пространства своего тела и окружающей действительности. И когда ребенок учится управлять телом в этом пространстве, выстроив движения по заданной программе, поставив цель, он тренируется удерживать эту программу и, соответственно, произвольно регулировать свою деятельность.

Упражнение 1. Лодочка

Ребенок лежит на животе. Упор делается на корпус. Руки и ноги вытянуты. Он их медленно поднимает, немного прогибается в спине и качается назад – вперед. Можно делать это частями: взрослый хлопает в ладоши – малыш поднял руки и удержал на 3-5 секунд (опустил), затем команда – поднялись ноги и удерживаются несколько секунд (опустил). По следующему хлопку малыш поднимает и руки, и ноги. Повторы до 5 раз.

Раскачивание с боку на бок запрещено! При затруднении взрослый может придерживать ноги ребенка под коленями.

нейропсихологическое упражнение для детей лодочка

Упражнение 2. Качалочка

Ребенок сидит на полу с согнутыми в коленях ногами. Руки обхватывают колени, голова максимально наклонена и прижата к ним. Таким образом он раскачивается: лег из исходного положения на спину, как бы откатившись назад, а потом вернулся. Повторы от 5 до 10 раз.

Нельзя опираться на локти при возвращении в исходное положение,  также запрещено падать на бок, размыкать руки при откатывании на спину. Взрослый может помогать, слегка придерживая конечности ребенка.

нейропсихологическое упражнение для детей качалочка

Упражнение 3. Короткое/длинное бревнышко

Короткое бревнышко. Ребенок лежит на спине с прямыми ногами и вытянутыми вдоль туловища руками. Ладони прижаты к бедрам, пальцы вместе. Пробуем перекатываться через правый бок в одну сторону, а потом назад – через левый бок. По-другому это упражнение еще называется «колбаска». Весь смысл в том, что для перекатывания вправо он должен использовать прямую левую ногу, закинутую сверху на правую, соответственно смена ног идет при катании назад. Голова и плечи не должны опережать ноги. Руки не отрываются от бедер. Все тело двигается равномерно.

двигательное упражнение короткое бревнышко

Длинное бревнышко. Положение тела, как в предыдущем варианте, но руки вытянуты вверх, ладони сложены «лодочкой» (без переплетения пальцев). Принцип выполнения тот же – катимся, закидывая противоположную ногу.

двигательное упражнение длинное бревнышко

Упражнение 4. Ползание на спине и животе

Ребенок лежит на животе на твердой поверхности. Голова приподнята, руки согнуты в локтях, пальцы плотно сжаты и направлены вперед, ладошки упираются в пол. Ноги выпрямлены. Он должен ползти вперед без помощи ног и отрыва груди от пола. Тело подтягивается к обеим рукам одновременно. Направление – прямо.

ползание на животе нейрокоррекция

Принцип ползания на спине таков: ребенок лежит на полу, ноги согнуты, стопы упираются в пол, руки на животе, пальцы сцеплены в «замок». Голову можно немного поднять, но необязательно. Ползти надо, отталкиваясь двумя ногами одновременно и полностью их выпрямляя. Руки остаются в исходном положении. Ползем прямо.

Можно учиться ползать на спине, отталкиваясь ногами попеременно, также как ползать на животе, попеременно двигая руками, но это уже следующий этап. Прежде стоит освоить ползание на спине и животе с двумя руками/ногами.

Упражнение 5. Ползание на животе с неподвижными руками

Малыш лежит на животе с приподнятой головой (глазки должны смотреть вперед). Ручки на спине, но не сцепляются. Он должен ползти, сгибая попеременно то правую, то левую ногу, и отталкиваясь внутренней частью стопы (носок и пятка не задействованы). Животик в этот момент плотно прижат к полу.

ползание на животе без рук нейрокоррекция

Упражнение 6. Локти – колени

Ребенок стоит на полу, упираясь локтями и коленями. Голова поднята так, чтобы глаза смотрели вперед. Ладошки соединяем запястьями и ставим на них подбородок. Пальчики подняты вверх, но щек не касаются. Ступни развернуты вверх. «Шагаем» локтями и коленями, правыми – левыми, правыми – левыми. Одновременно переставляем колено и локоть с одной стороны.

Следующим этапом будет шагание с разноименными локтями и коленками (правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено).

Упражнение 7. Ползание на четвереньках

Ребенок стоит на четвереньках. Колени и ладони прижаты к полу. Пальцы прижаты друг к другу и направлены вперед. Руки и ноги относительно тела находятся под прямым углом. Глаза смотрят вперед и зафиксированы на какой-то игрушке. Сначала учимся переставлять одноименные руки и ноги (левая с левой, правая с правой), затем – разноименные. В усложненном варианте ребенок шагает назад спиной. Нельзя делать опору на пальцы ног. Спина не сгибается, остается всегда прямой.

ползание на четвереньках нейрокоррекция

Упражнение 8. Ползание на четвереньках с языком

Смысл исполнения остается прежним, как в седьмом упражнении, но за движущейся ведущей рукой (ладонью) и ногой должен двигаться язык. При этом он направляется вперед, а не вниз или вверх. В усложненном варианте язык двигается в противоположную сторону.

Упражнение 9. Ползание на четвереньки с языком и глазами

Здесь смысл в том, что к движениям руками, ногами и языком подключается движение глаз. Сначала ребенок учится поворачивать глаза в одну сторону с ногой/рукой/языком, после – в противоположную. Глазки при этом поворачиваются как можно дальше вправо и влево, но не вверх или вниз.

Упражнение 10. Перекрестные четвереньки

Ребенок стоит в той же позе, что и в предыдущих упражнениях на четвереньки, но руки скрещены. При этом они не касаются друг друга. Ладошки упираются в пол, пальцы прижаты друг к другу и направлены вперед. Глазки зафиксированы на яркой игрушке впереди. Когда он начинает двигаться, руки ставятся не прямо, а наперекрест. Сначала двигаются одноименные руки и ноги, затем – противоположные. Можно таким же образом шагать назад.

Обратите внимание! Начинает «шагать» та рука, которая спрятана за другой.

перекрестные четвереньки нейрокоррекция

Упражнение 11. Перекрестные четвереньки с языком и глазами

Сначала пробуем ползать на четвереньках с поворотом языка за ведущими рукой и ногой, потом – с поворотом языка в противоположную сторону. После подключаются глаза: сначала они двигаются в общем направлении с рукой, ногой, языком, а позже – в противоположном им направлении. Пробуем проделать то же самое, но в обратном направлении.

Помните, что при движении вперед ведущей будет «задняя» рука, а при движении назад – та, что стоит впереди.

Упражнение 12. Четвереньки боком и приставной шаг

Исходное положение – как при обычных четвереньках. Разница будет заключаться в том, что ребенок поползет не вперед и назад, а вправо/влево. Это и есть приставной шаг. Сначала двигаются одноименные рука и нога, затем — противоположные.

Упражнение 13. Четвереньки боком и перекрестный шаг

Исходное положение – как при обычных четвереньках. Делается шаг вправо правой рукой и ногой, затем левой рукой и ногой. При втором шаге левая рука занимает переднюю позицию перед правой. Следующий шаг – без перекреста, еще один – перекрест, т.е. перекрест делаем через один, начиная со второго (каждый четный шаг).

Упражнение 14. Четвереньки боком, язык двигается за рукой

Ребенок принимает исходное положение – как при обычных четвереньках, но шагать при этом будет вправо и влево приставным шагом. Рот открыт, язык лежит на нижней губе. Правая рука с ногой делают движение вправо, и язык поворачивается в сторону правого плеча. Левая рука и левая нога двигаются к правой части тела, язык – поворачивается влево (обратите внимание, не в сторону движения, а к левому плечу).

При движении противоположных руки и ноги язык поворачивается в сторону плеча той руки, которая «шагает».

Упражнение 15. Четвереньки боком, руки наперекрест, язык двигается за рукой

Ребенок принимает исходное положение – как при обычных четвереньках, но руки держит наперекрест. Язык поворачивается в сторону плеча той руки, которая «шагает». Сначала идем с одноименных руки/ноги, затем – с противоположных.

Упражнение 16. Четвереньки боком, глаза двигаются за рукой и языком

Делаем все точно также как и в Упражнении 14, но при этом контролируем движение глаз в такт руке, ноге и языку. Сначала они максимально поворачиваются в сторону ведущих частей тела, затем – в противоположную, например, ребенок двигается вправо, переставляет правые руку и ногу, язык тоже высовывается в сторону правого плеча, глаза – с ними. Затем тренируемся поворачивать глаза в противоположную сторону (влево).

Пробуем не только движение с одноименных руки и ноги, но и разноименных. Попробуйте при этом делать руки наперекрест, как описано в Упражнении 15.

Упражнение 17. Хождение на коленях. Кулак сжать – разжать

Ребенок стоит на коленях, нижняя часть ног прямая, опора на пальцы отсутствует. Спина прямая, глаза смотрят вперед. Руки вдоль туловища, ладошки прижаты к бедрам. Он должен шагать на коленях, выставляя одноименные руку и ногу, сжав при этом кулак, и разжав его в исходной позиции (рука опущена). Пробуем таким образом шагать не только вперед, но и назад.

Упражнение 18. Хождение на коленях. Плечо – бедро.

Исходное положение – Упражнение 17. Ребенок шагает вперед правой ногой и кладет ладонь правой руки на левое плечо, а ладонь левой руки на левое бедро, чтобы локоть остался согнутым, а пальцы смотрели вниз. Когда шаг делается левой ногой, то все происходит по тому же сценарию, но со сменой сторон. Смена рук и ладоней происходит одновременно с каждым шагом, без остановок.

Упражнение 19. Хождение у стены

Ребенок стоит близко к стене, руки и ноги на ширине плеч, ладони упираются в стену, локти согнуты (на уровне плеч). Он делает шаг вправо вдоль стенки и одновременно передвигаются обе правые конечности, затем приставным шагом подтягиваются левые рука/нога. В обратную сторону ведущей стороной становится левая половина тела. Потом пробуем шагать с разноименных рук/ног. Шаг вправо ребенок делает правой рукой и левой ногой, а левая рука и нога подтягиваются вслед за ними.

Усложненным вариантом является хождение у стены с руками наперекрест. Шагает ребенок одноименными рукой и ногой, но руки при этом скрещены. Шаг вправо – правые рука и нога тоже шагнули вправо, затем делается шаг левыми рукой и ногой, а левая рука кладется поверх правой (ладони к стене). При следующем шаге (правой стороной) перекреста нет, а вот при левом шаге – снова есть. Ноги двигаются приставным шагом. Идя в обратную сторону, ребенок делает шаг левой стороной – перекреста нет, правой – есть. Здесь важно не напутать!

Можно еще усложнить нашу задачку и ходить у стены наперекрест и при этом двигаться разноименными конечностями. Смотрите, как это будет:

  • правая рука и левая нога делают движение вправо;
  • левая рука и правая нога подтягиваются к ним, и происходит перекрест;
  • в обратную сторону действует обратное правило (описано в предыдущем абзаце).

Ребенок смотрит четко перед собой, локти вверх или вбок не двигаются, ладошки находятся на уровне плеч!

Упражнение 20. Хождение у стены, ноги наперекрест

Ребенок стоит лицом к стене и держит руки на ней, согнув локти и упершись ладошками (на ширине плеч). Ноги пальцами упираются в стенку (тоже на ширине плеч). Шаг вправо сопровождается движением правых руки и ноги, а затем – левых. Но при этом левая нога становится вперед правой. Следующий «правый» шаг – без перекреста, а левый – снова с перекрестом. Здесь тоже можно использовать хождение с разноименными руками и ногами.

Гораздо сложнее контролировать тело, когда хождение у стены сопровождается перекрестом рук и ног одновременно. Попробуем?

  • Шаг вправо — двигаются правые конечности.
  • Следующий шаг – левыми рукой и ногой.
  • При движении левой стороны обе конечности накладываются поверх правых руки и ноги.
  • Далее снова шаг без перекреста.
  • Перекрест.

В обратную сторону захлестывать левую ногу будет правая. Это сложно, но при хорошем выполнении более простых нейропсихологических упражнений для детей будет исполняться достаточно слаженно и быстро уже через пару занятий.

Как определить, что можно переходить от одного упражнения к другому или усложнять исходный вариант? Если ребенок не сбивается, все делает по заданной программе, может координировать движения со счетом взрослого или даже вести его самостоятельно, он – готов!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Упражнения для укрепления общей моторики при дизартрии у детей с ЗПР — МБОУ Рощинская СОШ №17

  • Войти
  • Регистрация
  • О школе
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
      • Нормативные документы
      • Локальные акты
      • Результаты самообследования
      • Внешняя экспертиза
      • Предписания органов, осуществляющих государственный контроль
      • Должностные инструкции
      • Проекты локальных актов
    • Образование
    • Методическая работа школы
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогические работники
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
      • Библиотека
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Вакансии
    • Доступная среда
    • Службы школы
    • Воспитание
      • Воспитательная работа
    • Спортивная работа
      • Физкультурно-спортивный клуб
    • Информационная безопасность
      • Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся
      • Нормативное регулирование
      • Педагогическим работникам
      • Обучающимся
      • Родителям (законным представителям) обучающихся
      • Детские безопасные сайты
  • Новости
    • Общешкольные новости
    • Новости научного общества
    • Спортивные новости
    • Новости РДШ
  • Учителям
    • Методическая копилка
      • Начальная школа
      • Русский язык
      • Литература
      • Физика
      • Химия
      • История
      • Обществознание
      • Информатика
      • Иностранный язык
      • Математика
      • Биология
      • География
      • Психология
      • Коррекционно-развивающее обучение
      • Административная работа
      • Внеклассная работа
    • Школьные методические объединения
      • ШМО учителей начальных классов
      • ШМО учителей гуманитарного цикла
      • ШМО учителей естественно-математического цикла
      • ШМО учителей развивающих предметов
      • ШМО учителей работающих в классах ОВЗ
    • Рабочие программы
    • Научное общество учащихся
  • Родителям
    • Информационая страница
    • Службы школы
      • Психологическая служба
      • Социальная служба
      • Логопедическая служба
      • Служба медиации

Методика адаптивного физического воспитания обучающихся с задержкой психического развития

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений

«Дом для игрушек»

Материал: Шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Педагог подводит детей к шкафу с игрушками: «Посмотрите внимательно, сколько полок в этом шкафу? Правильно, три: верхняя, средняя и нижняя. На полках расставлены разные игрушки. Дети рассматривают и называют игрушки.

«У каждой игрушки свое место в шкафу» – говорит педагог и дает образец словесного описания расположения двух-трех игрушек. Например: «Зайчик стоит на верхней полки с лева», «Матрешка стоит на нижней полке справа», Мяч лежит на верхней полке, посередине между зайчиком и грибком». Свои слова взрослый сопровождает жестами в сторону игрушки.

Затем предлагает каждому ребенку выбрать какую-то игрушку и самостоятельно описать ее местоположение в шкафу. Когда дети выполняют задание, педагог продолжает: «Игрушкам надоело в шкафу. Поиграйте с ними». Раздает детям игрушки.

Через 3-5 минут педагог говорит: «Игрушкам пора возвращаться в шкаф. Помогите им найти свое место. Я буду вам подсказывать».

ПРИМЕЧАНИЕ

С этим же материалом можно провести игры «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?»

 «Кто где живет?»

1 вариант

Цель: Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя». Развивать логическое мышление. Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Материал: Изображение дерева, в стволе дупло (вверху, посередине), слева на ветке скворечник. Снизу, под деревом, норка; игрушки: белочка, птичка, мышка.

ХОД ИГРЫ

Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть изображения дерева. Затем спрашивает: «Где живет мышка, птичка, белочка?».

2 вариант

МАТЕРИАЛ: Игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, поросенок, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображен какой-то предмет (кусочек сыра, конфета, баночка меда, морковка, косточка).

ХОД ИГРЫ

Дети сначала рассматривают игрушки, называют их, отвечают на вопросы педагога. Затем педагог предлагает им внимательно рассмотреть изображение дома. Говорит: «В доме живут игрушки, которые пришли к нам в гости. Посмотрите внимательно и скажите, где чье окошко?». Дети должны не только правильно назвать хозяина окна, но и объяснить свое предположение.

 «Что изменилось»

1 вариант

ЦЕЛЬ: Учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

МАТЕРИАЛ* Два детских стула, две одинаковые, крупные игрушки.

ХОД ИГРЫ

Педагог ставит справа и слева от ребенка по одному стулу. Спрашивает: «С какой стороны от тебя стоит этот стул? А этот? (Указательные жесты в сторону каждого стула)» На сиденье одного стула педагог кладет мяч, второй мяч- под сидение другого стула. Обращается к ребенку: «Посмотри внимательно. Расскажи мне, куда я положила мячи» Затем предлагает малышу закрыть глаза и меняет игрушки местами « Что изменилось?»

2 вариант

Педагог ставит слева и справа от ребенка по две одинаковые игрушки. Просит внимательно рассмотреть их. Затем обращает внимание малыша на то, как расположены игрушки: машина стоит ближе к нему (и справа и слева), а пирамидка- дальше от него. Просит ребенка закрыть глаза и меняет игрушки местами (пирамидку ставит ближе к нему, а машинку дальше — и слева и справа.) Говорит ребенку «Открой глаза, посмотри внимательно направо, теперь налево, что изменилось в расположении игрушек?»

ПРИМЕЧАНИЕ

Эта же игра проводится с расположением игрушек впереди и сзади ребенка, повторяется неоднократно с другими игрушками, с поворотом ребенка в разные стороны.

 «Разноцветные квадраты»

Цель: Закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства.

Материал: Лист картона, разделенный на 9 квадратов разного цвета и по-разному расположенных. Некоторые цвета повторяются, например: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых.

ХОД ИГРЫ

1 вариант

Дети рассматривают лист с изображением цветных квадратов, называют их отвечая на вопрос педагога: «Какого цвета квадрат в правом верхнем углу (в левом нижним)?», «Где расположен красный (зеленый, синий, желтый) квадрат?», «Какие квадраты одинакового цвета? Покажи их»

2 вариант

Вместо цветных квадратов в каждую клетку помещают предметные изображения. Педагог говорит: «В этом доме живу игрушки. Посмотрите и скажите, где чье окошко?» дети должны объяснить местоположение предмета.

 «Найди где спрятано»

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направление своего движения в соответствии с инструкциями педагога; обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Материал: Крупные игрушки (3-5 и больше).

ХОД ИГРЫ

Педагог говорит ребенку: «Сегодня ты научишься находить игрушки, которые я спрячу в разных местах комнаты. Рассмотри внимательно игрушки. Закрой глаза, я спрячу их. Открой. Чтобы найти игрушки надо внимательно слушать, куда, в каком направлении тебе надо идти. Иди вперед, дойди до шкафа, поверни направо, иди к столу». Когда ребенок находит игрушку, педагог просит его рассказать, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку (в шкафу, под столом).

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра проводится неоднократно. С изменением положения в пространстве (с различными поворотами на 90, 180 и 360 градусов), с увеличением числа игрушек, направлений пространства, В которых дошкольник действует.

 «Далеко – близко».

Цель: Учить детей осмысливать слова «далеко – близко, дальше – ближе» и использовать их в речи.

ХОД ИГРЫ
1 вариант

Педагог просит подойти друг к другу «Дети, сейчас вы стоите близко друг к другу, а Сережа – дальше от вас». Дети несколько раз меняются местами, педагог объясняет им, кто, где стоит по отношению к другим. Затем предлагает детям самим сказать, кто где находится. 

«УГАДАЙ, ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: Учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: Разнообразные крупные игрушки (от5 до 10 шт.), скамейка.

ХОД ИГРЫ

На ковре стоят несколько игрушек. Дети рассматривают их и расставляют на скамейке. Педагог просит рассказать, где стоит каждая игрушка. Если ребенок затрудняется определить и обозначить в речи расположение игрушек на скамейке, педагог помогает соотнести местоположение игрушки с направлениями тела отвечающего: «Скажи: какая это рука? Верно, правая. Покажи игрушку, которая стоит на скамейке справа». Дает образец словестного описания: «Пирамидка стоит на скамейке справа», «Елочка стоит посередине, между матрешкой и кубиком». Затем предлагает детям закрыть глаза и прячет одну игрушку. Оставшиеся игрушки ставит так, чтобы между ними не было промежутка. Просит детей открыть глаза: «Посмотрите внимательно. Какую игрушку я спрятала?», «Где она стояла?» В случае если ребенок не может вспомнить игрушку, педагог помогает ему, например: «Послушай загадку про игрушку, которую я спрятала». Следует словесное описание игрушки. Когда малыш сумеет назвать спрятанную игрушку, надо будет и указать, где она стояла.

 

«Игрушки пришли к нам в гости»

Цель: Учить детей приемам зрительно – осязательного обследования игрушек, расположение их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади), обозначению направлений соответствующими пространственными терминами. Воспитывать дружелюбие.

Материал: Крупные, новые, незнакомые детям игрушки: матрешка, кукла, собачка, мишка.

ХОД ИГРЫ

Педагог: «К нам в гости пришли игрушки: матрешка, кукла, собачка и мишка. Познакомьтесь с ними» Вместе с ребенком педагог выполняет с каждой игрушкой определенные игровые действия. Например, собирает и разбирает матрешку. Затем взрослый предлагает ребенку расставить игрушки вокруг себя в том направлении, которое будет названо: «Матрешку поставь впереди себя. Куклу поставь позади себя. Собачку поставь справа от себя. Мишку поставь слева от себя.» После выполнения ребенком этих действий педагог задает ему вопросы: «С какой стороны у тебя мишка?», «С какой стороны у тебя кукла?» Получив ответы просит ребенка прочитать гостям игрушкам какое — нибудь стихотворение.

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра повторяется неоднократно с увеличением числа игрушек (от2 до 5), располагаемых с каждой стороны. Педагог может предложить посчитать игрушки: «Сколько всего игрушек пришло к нам в гости?» , «С какой стороны от тебя больше (меньше) игрушек?» , «С какой стороны от тебя игрушек поровну?».

 «Что изменилось?»

Цель: Учить детей определять пространственное отношение между предметами и изменения в их расположении; обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: Крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

ХОД ИГРЫ

Педагог заранее выкладывает на ковре кукольной комнаты с обозначением окна и двери. Рядом в коробке набор кукольной мебели. Говорит детям: «Кукла купила новую мебель, она просит вас помочь расставить мебель в комнате. Вот ее комната. Какой она формы? Правильно, комната прямоугольной формы». Просит детей показать и назвать стены комнаты («Эта стена левая», «Эта стена передняя», и т.д.), показать и сказать, где расположена окно и дверь («Окно посередине правой стены», «дверь слева, в передней стене».)Один ребенок расставляет в комнате мебель проговаривая, где и что он ставил. Например: «Стол я поставлю посередине комнаты», «Диван я поставлю у левой стены».

Когда вся мебель расставлена, педагог предлагает детям погулять с куклой, поиграть с ней. В это время меняют местами два предмета в кукольной комнате. Затем просит детей подойти. Говорит: «Мы приехали к кукле в гости, а у нее в комнате что-то изменилось. Посмотрите внимательно. Какая мебель стоит в другом месте? Где теперь стоит стол? А шкаф?» (Ответы детей)

ПРИМЕЧАНИЕ

Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и их изменении в их расположении, с условием заданий. (Так, мебель ставится во всех углах комнаты, ближе к стене, дальше от стены и т.д.)

Что снаружи, что внутри?

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора  -лиса. 

Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

Игры для развития пространственной ориентировки

«Аист»

Один ребенок — «аист». В нескольких шагах от него находится другой ребенок — «заблудившийся в лесу». Увидев «аиста», обращается к нему: «Аист, аист длинношеий, покажи домой дорогу».«Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой. После — правою ногой, Вот тогда придешь домой, » — отвечает ему «аист».

«Скакалка»

Детям предлагается обойти лежащую на полу скакалку справа; прой-ти вдоль скакалки; по скакалке; прыгнуть двумя ногами вперед через ска-калку, повернуться направо и пройти вдоль скакалки до ее конца, повер-нуться лицом к концу скакалки и пройти по скакалке до другого конца.

«Бревнышки»

Дети идут, переступая через лежащие бревнышки — палки. Пройдя, останавливаются. Психолог: « Перед вами две тропинки. Одна идет на право, другая налево. Мы пойдем налево». Дети идут по скакалке или по шнуру.

«Перекресток»

На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца стоит инструктор с сигналами светофора. Дети подходят к перекрестку. По сигналу психолога (красный) маршируют на месте, по желтому сигналу доходят до перекрестка и маршируют на месте, по зеленому сигналу идут вправо, влево или вперед.

Игра «Вчера, сегодня, завтра» То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

Игра «Утро, день, вечер, ночь» Утро, вечер, день и ночь. Навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, Что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?..» 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…)

Игра «Лови, бросай, дни недели называй» В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово, хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Игра «Месяцы и их последовательность» Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Что зачем?» Что зачем у нас идет. Каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» — «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *