Кукольный театр название: Театр кукол — Википедия – ❶ Как назвать кукольный театр 🚩 название кукольных театров 🚩 Театр

Содержание

Театр кукол — Википедия

Куклы и актёры-кукловоды

Теа́тр ку́кол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными, горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.

Среди театров кукол различают три основных типа:

  1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
  2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
  3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея

[1]. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

Виды театров кукол[править | править код]

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.[1]

Вертеп[править | править код]

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Северо-Восточной Азии[править | править код]

Во Вьетнаме с древних времён существует Театр кукол на воде.

  • Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
  • Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
  • Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
  • Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.
  • Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
  • Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
  • Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
  • Ростовая кукла
  • Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.

  1. 1 2 Театральная энциклопедия. Том 5. Главный редактор П. А. Марков М.: Советская энциклопедия, 1967 г. стр. 118—126

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ТИПЫ ТЕАТРОВ КУКОЛ И ВИДЫ КУКОЛ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка.  Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2.Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3.Гапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4.Ростовые куклы. Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5.Куклы вертепа.Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла — верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7.Куклы театра теней- плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Кукольный театр — это… Что такое Кукольный театр?

Куклы и актёры-кукловоды

Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.


В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

История

Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея.[1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая . (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

История театра кукол в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием[2].

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани[2]. В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте[2].

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова[2].

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.[1]

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Техника кукольного театра

  • Ва́га — приспособление для управления куклой-марионеткой.

Виды кукол

  • Марионетка (в том числе штоковая)
  • Петрушечная (перчаточная) кукла
  • Кукла на вертикальном гапите
  • Кукла на горизонтальном гапите
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная
  • Планшетная (выводная) кукла
  • Мимирующая
  • Кукла театра теней (в том числе яванская)
  • Ростовая кукла
  • Тантамареска

В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине — пятачковые петрушки и вертепные, в Европе — марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)

Крупнейшие театры кукол

Россия

Украина

На Украине развивается академическая театральная школа:

  • кафедра театра анимации Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского,
  • кафедра театра кукол Киевского национального университета театра и кино им. Карпенко-Карого.
  • Днепропетровский театральный колледж

Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове.

Западная Европа

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.

Примечания

Литература

См. также

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников.

Театр кукол – настоящая магия. Волшебство оживления неживой игрушки мало кого оставит равнодушным. Но эта магия имеет ряд особенностей. Важна не только то, как выглядит кукла, но и то, какая пластика ей присуща. Тот или иной тип куклы может сработать на Вашу идею, или полностью ее загубить. Так какую же куклу выбрать? Попробуем разобраться

Вертепная кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 1

на фото: Яшка и Компания спектакль «Вифлеемская звезда»

Не смотря на то, что вертепные куклы самые примитивные – именно они стали моей первой любовью. Это был Рождественское представление. Горели свечи и в маленьком домике – вертепе творилось чудо. Вертепная кукла — это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки (если они есть) болтаются. Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Кукла не способна на красивые жесты. Была рождена в древнем Риме, но известность обрела благодаря христианству. Рождественские вертепы рассказывали историю царя Ирода и о Рождении Христа. Позже, кроме религиозных, появились и сатирические, лубочные представления. В современном же мире, мне кажется, такая кукла прекрасно подойдет для литературных театрализованных чтений, рассчитанных на небольшую аудиторию. Потому что, традиционно, для подобных спектаклей очень важен текст.

Петрушечная кукла, или перчаточная кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 2

на фото: Театр «Папьемашенники»

Посмотрите на то, какой гибкой и шустрой может быть Ваша кисть. Вот и петрушечные куклы, особенно сделанные по Вашей мерке, способны на многое. Заметим, правда, что исторически такие куклы использовались в комедийных и сатирических представлениях. Позже их стали использовать в спектаклях — сказках. У этого есть свои причины: пропорции кукол перчаток – это, как правило, большая голова и короткие ручки. Даже самый романтический, нежный персонаж с такими пропорциями будет выглядеть забавным. Петрушечные куклы не способны на лирический широкий жест, но за то они могут быть юркими, бойкими и живыми. Так что этот вид кукол я бы рекомендовала именно для тех спектаклей, где персонаж должен быть забавным: комедии и сказки.

Тростевая кукла.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 3

на фото: Рязанский театр кукол «Тайна четырех кололев»

Любимая кукла театра Образцова. Управляется снизу тростями, закрепленными на руках куклы, и гапидом, (рукоятка, которая идет из головы куклы в тело, где ее держит кукольник). Может быть быстрой, а может быть плавной. Родилась эта кукла не так давно, но спектр ее использования широчайший. Кроме того, что у куклы довольно длинные руки, что делает ее жесты такими разнообразными, головку куклы так же можно механизировать. Кукла может моргать, открывать рот, шевелить ушами, вертеть и качать головой, если того требует идея спектакля, вся механизация головки управляется с гапида, так что чрезмерная механизация может усложнить работу. Такая уникальная кукла подходит для любого спектакля. Единственным ее минусом является то, что для управления такой куклой нужно два человека, или очень большая сноровка.

Марионетка.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 4

на фото: Чехия.Народный театр марионеток.

Королева театральных кукол. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Основных видов марионетки два. Первый управляется исключительно нитями, закрепленными на ваге (крестовине) , вторые же крепятся к ваге жестким штоком за голову, или тело, остальные же части управляются так же нитями. И у того и у того вида кукол есть свои преимущества. Выбирая марионетку для спектакля надо помнить, что, не смотря на то, что кукла может быть комичной, марионетка кукла не быстрая и, для управления профессиональной марионеткой нужен опыт. С любительской куклой все намного проще, но и она не сможет двигаться так быстро, как тростевая, или петрушечная кукла. Я бы рекомендовала марионетку для лирических произведений, или для комических номеров, где не требуются резкие движения.

Мимирующая кукла, и маппеты.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 5

на фото: Персонажи Улицы Сезам» Берт и Ерни

Многие помнят «Маппет шоу», «Улицу Сезам». Это самые популярные примеры кукол маппетов. Кукла управляется следующим образом – одна рука кукольника у куклы в голове, управляет мимикой, вторая рука становиться одной из рук куклы, вторая же рука куклы закреплена на теле. Или же второй рукой управляются трости, закрепленные на руках куклы. Мимирующая кукла- кукла разговорная, ведь именно разнообразие мимических ужимок делает ее такой смешной. Настоящим мастером этого типа кукол является Марта Цифринович. Непременно найдите в сети видео с ее работами. Я бы рекомендовала этих кукол для спектакля, где акцент делается именно на диалогах, или монологах. Важно помнить, что из-за забавной мимики зрители могут начать смеяться даже над самыми трагическими произведениями.

Планшетная кукла

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 6

На фото: Театр кукол Образцова «Все кувырком»

Кукла открытого управления, то есть . Сейчас этот тип стал очень популярен. Он не требует особых навыков, но требует слаженности команды, так как, точно так же как и тостьевой куклой, планшетными куклами часто управляют несколько человек ( хотя есть исключения), но в отличие от тростьевых кукол, зрители видят кукловодов, которые держат куклу за рукоятки в голове и туловище, а так же за руки и ноги. Именно это делает куклу очень подвижной и живой. Правда, при недостаточной слаженности команды теряется магия «ожившей куклы», поскольку зрители видят людей, двигающих куклой. Но если кукла пластична и артистична, актеры кукловоды вскоре перестанут быть заметны зрителю. Подходит для любого жанра.

Куклы театра теней.

Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников., фото № 7

На фото: театр Ученый медведь. «Волшебное зеркало»

Театр теней имеет очень древнюю историю. С одной стороны он был рожден, как мистическое зрелище. Кукловодов почитали так же, как и жрецов. Но вскоре театр перекочевал в народ, спектакли начали носить сатирический характер. Куклы управляются с помощью тростей,закрепленных к подвижным частям кукол. Куклы бываюткак простыми, которые крепятся всего на одну трость, так и довольно сложными, с несколькими тростями и тяжами. Спектакли теневого театра обладают непередаваемой атмосферой тайны и волшебства. Чаще это спектакли литературные, где чтец читает текст, а куклы иллюстрируют его. Но бывают и исключения. На мой взгляд, куклы этого типа универсальны, и так же подходят для любого жанра.

Театр кукол — уникальное явление исскуства, обладающее своей неповторимой магией — магией оживления. При виде театральной куклы, оживающей в рукач актера, даже взрослые, серьезные люди превращаются в детей. Надеюсь моя заметка помогла Вам разобраться, какая кукла подойдет для Вашей задумки, или просто позабавила.

(Заглавное фото: Театр Образцова. «Необыкновенный концерт)

Самые знаменитые театры кукол в России

Содержание материала

Редакция ProDetki считает театр кукол неотъемлемой частью детства, развития и вдохновения. И для наших читателей мы решили рассказать о самых известных театрах кукол в России. Возможно, Вы уже успели их посетить.

Липецкий государственный театр кукол

Липецкий государственный театр кукол был основан в 1965 году, первым его директором стала Г. Н. Бокова. Именно она вдохнула в театр жизнь и привила детям любовь к сказке. За более чем сорокалетнюю историю на пути театра вставало множество трудностей, но коллектив с завидным упорством все преодолевал. Театр множество раз пытались закрыть из-за того, что здание было не благоустроено. В 1968 главным режиссером театра кукол стал В.В. Жуков.

Липецкий театр кукол принимает участие в большинстве российских и международных  фестивалей  театрального искусства и чаще всего занимает лидирующие позиции.

Липецкий государственный театр кукол

Липецкий государственный театр кукол / Фото взято из открытых источников

Свое собственное помещение Театр Кукол Липецка обрел лишь в 1998 году после долгих скитаний по разным сценам. Сделав капитальный ремонт, обновленный театр открыл свои двери для юных зрителей уже в 2008 году, и теперь ждет своих маленьких зрителей.

Белоснежка и семь гномов на сцене Липецкого театра кукол

«Белоснежка и семь гномов» на сцене Липецкого театра кукол / Фото взято из открытых источников

Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, д. 74.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

 

Татарский государственный театр кукол «Экият»

Кукольный театр «Экият» — это один из популярнейших театров России. Он был основан в 1934 году, и на данный момент штат работников насчитывает около сотни человек. Сегодня афиша театра кукол состоит из более чем сорока спектаклей в абсолютно разных стилях: «Гуси-лебеди», «Приключения Чебурашки»,»Су анасы» («Водяная») и многие другие.

Театр кукол Экият

Театр кукол «Экият» / Фото взято из открытых источников

«Экият» — это один из старейших представителей кукольных театров Татарстана. Сейчас он находится под управлением директора Розы Яппаровой и главного режиссера Ильдуса Зиннурова. Благодаря их плодотворной работе театр имеет свою известность не только в России, но и за границей.

Театр «Экият» основной своей миссией считает развитие и просветление своих маленьких зрителей через искусство.

"Буратино" на сцене театра кукол "Экият"

«Буратино» на сцене театра кукол «Экият»/ Фото взято из открытых источников

Адрес: г. Казань, ул. Петербургская, 57.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Государственный кукольный театр Удмуртской Республики

Театр кукол Удмуртской Республики открыл свои двери маленьким зрителям в 1935 году, первой его постановкой стала пьеса «Вор-нахал человеком стал» Е. Сперанского.

Театру пришлось пройти множество испытаний на пути своего становления, включая и Великую Отечественную войну. Но все руководство театра и актеры неустанно трудились на радость зрителям, ежегодно пополняя свой репертуар новыми произведениями, среди которых: «Поросёнок Чок», «Медвежонок Рим-тим-тим», «Розовый фламинго», «Украденный мяч», «Голубой щенок» и многие другие.

Театр кукол Удмуртской Республики

Театр кукол Удмуртской Республики / Фото взято из открытых источников

Со дня основания Удмуртский государственный театр кукол порадовал своих маленьких зрителей более чем 300 спектаклями.

Театр кукол УР является лауреатом Государственной премии Удмуртской республики.

Удмуртский театр может похвастаться тем, что большинство артистов свободно владеют удмуртским языком, поэтому в театре часто можно увидеть постановки на произведения лучших авторов Удмуртии.

"Карлик Нос" на сцене театра кукол Удмуртской Республики

«Карлик Нос» на сцене театра кукол Удмуртской Республики / Фото взято из открытых источников

Государственный удмуртский театр кукол располагается по адресу: г. Ижевск, ул. Ломоносова, 9

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Тверской театр кукол

Тверской театр кукол был основан в трудные военные годы и начал отсчитывать свою историю с 1944 года. Второе название театра «Калининский».

С 1958 года Кукольный театр Твери является членом международной организации УНИМА.

Театр может похвастаться своей большой гастрольной географией, которая охватила большое количество городов России и не только. Важно и то, что среди коллектива Тверского кукольного театра есть огромное количество народных артистов и заслуженных деятелей искусств, среди них: А.М. Ильвовский, И.Э. Суни, В.А. Никитин, Р.Я. Готкин и другие.

Тверской театр кукол

Тверской театр кукол / Фото взято из открытых источников

Тверской кукольный театр за долгие годы своей работы поставил огромное количество спектаклей для детей и взрослых, такие как «Потешная сказка», «Мальчиш-Кибальчиш», «Конек-Горбунок» и многие другие. Тверской театр может похвастаться своими интересными и необычными постановками, одной из них стала старая сказка на новый лад «А почему у тебя такие большие глаза?».

"Конек Горбунок" на сцене Тверского кукольного театра

«Конек Горбунок» на сцене Тверского кукольного театра / Фото взято из открытых источников

Адрес: г. Тверь, проспект Победы, дом 9.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Дагестанский театр кукол

Дагестанский государственный театр кукол совсем недавно отпраздновал свой 75-летний юбилей, что говорит о его огромном опыте и уже продолжительной истории. На данный момент художественным руководителем и директором кукольного театра является заслуженный деятель искусств Российской Федерации А. Яхьяева.

Дагестанский театр кукол гордится тем, что в коллектив все больше и больше стремится попасть молодое поколение. В свою очередь руководство театра старается передать весь свой опыт и мастерство в качестве наследия новой смене.

Дагестанский театр кукол

Дагестанский театр кукол / Фото взято из открытых источников

Дагестанский кукольный театр принимает участие во многих фестивалях и форумах театров кукол, среди них: республиканский фестиваль «Воспевшие Дагестан», «Мир и радость детям!» в Ереване (Армения), «Каспийский берег» в Астрахани, «Муравейник» в Иваново и многие другие.

Кукольный театр Дагестана радует своих зрителей не только спектаклями, но и частым проведением выставок, конкурсов, фестивалей и мастер-классов.

Праздник "Орленок" в театре кукол

Праздник «Орленок» в Дагестанском театре кукол / Фото взято из открытых источников

Адрес: г. Махачкала, пр-т Гамзатова, 40.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Новосибирский областной театр кукол

Новосибирский областной кукольный театр открыл свой первый театральный сезон еще в далеком 1934 году. Новосибирский кукольный театр был основан Михаилом Кисцом и Региной Ландис. Именно они стали авторами первых постановок, лишь спустя некоторое время на стене стали позволяться постановки по произведениям мировой классики.

Уже в 1936 году Новосибирский театр кукол вырос из кукольной студии при ТЮЗе в отдельный кукольный театр.

Новосибирский областной театр кукол

Новосибирский областной театр кукол / Фото взято из открытых источников

В основе составления репертуара коллектив театра делает ставку на мультинациональность своих произведений, именно поэтому кукольный театр Новосибирска демонстрирует как классические постановки, так и произведения разных национальностей.

Областной кукольный театр Новосибирска принимает активное участие в международных мероприятиях, таких как фестивали, семинары, симпозиумы и часто посещает разные страны и континенты, среди них —  Япония, США, Таиланд и другие.

"Колобок" на сцене театра кукол Новосибирска

«Колобок» на сцене театра кукол Новосибирска / Фото взято из открытых источников

На данный момент областной кукольный театр Новосибирска готов похвастаться разнообразным репертуаром, в который входит более 25 произведений.

Адрес: г. Новосибирск, ул. Ленина, 22.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Санкт-Петербургский государственный кукольный «Театр сказки»

Санкт-Петербургский государственный кукольный Театр сказки  — это волшебный мир, в котором маленьких зрителей встречает Фея Театра, а в фойе летают удивительные животные.

Свой первый спектакль Кукольный «Театр сказки» Санкт-Петербурга отыграл 31 декабря 1944 года. У истоков создания театра кукол стояли 3 Ленинградские актрисы, которые вернулись с фронта и поняли, насколько детям того времени не хватало радости в жизни. Первое время Кукольный «Театр сказки» давал представления, кочуя от сцены к сцене, а уже в 1986 году Санкт-Петербургский кукольный театр сказки обрел свой дом.

Театр сказки

«Театр сказки» / Фото взято из открытых источников

На данный момент коллектив «Театра Сказки» насчитывает 20 человек, среди них есть лауреаты и дипломанты различных театральных конкурсов и премий и даже Заслуженные деятели искусств.

Гастрольная география театра кукол города Санкт-Петербурга не ограничивается только Российской Федерацией. Государственный кукольный «Театр Сказки» Санкт-Петербурга уже успел порадовать своими спектаклями зрителей в Болгарии, Польше, Сомали, Судане, США и многих других странах.

"Театр сказки"

«Театр сказки» / Фото взято из открытых источников

Адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 121.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Брянский областной театр кукол

Брянский  театр кукол открыл свои двери для зрителей 4 января 1972 года. Первым спектаклем, представленными на суд зрителям, стал «Гусёнок Дорофей».

Первым директором кукольного театра был назначен Афанасий Захарович Эстрин, а режиссером — Валерий Александрович Сахаров.

Брянский театр кукол

Брянский театр кукол / Фото взято из открытых источников

Брянский кукольный театр радует своих зрителей не только в России, но и за ее пределами, гастролируя по странам ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Грузия, Германия, Болгария и другие. Кукольный театр Брянска имеет статус областного, поэтому выступает со своими пьесами во всех районных городах своей области.

Брянский областной кукольный театр может гордиться своими благотворительными постановками для детей-инвалидов и детей-сирот.

Спектакль на сцене Брянского театра кукол

Спектакль на сцене Брянского театра кукол / Фото взято из открытых источников

Репертуар театра насчитывает большее 30 произведений, среди которых: «Слоненок», «Бука», «Трям! Здравствуйте!», «Аленький цветочек», «Кошкин дом», «Рождественский вертеп». Областной кукольный театр Брянска удивляет и радует не только малышей, в своем репертуаре театр имеет и представление для взрослых «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу».

Адрес: г. Брянск, ул. Горького, д. 20.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

Театр актера и куклы «Петрушка» (Сургут)

Театр актера и куклы «Петрушка» был основан в 1991 году и долгое время не имел своего собственного помещения. Коллективу театра пришлось столкнуться с большим количеством проблем и тягот, ведь только несколько лет назад Сургутский театр актера и куклы обрел свой постоянный дом.

Коллектив театра «Петрушка» вкладывает всю душу в каждое свое представление, именно поэтому они так часто становятся лауреатами и победителями многих конкурсов и фестивалей. И все эти награды Театр куклы и актера Сургута успевал завоевывать, кочуя из зала в зал, с одной сцены на другую.

Сургутский театр актера и куклы Петрушка

Сургутский театр актера и куклы «Петрушка» / Фото взято из открытых источников

Репертуар кукольного театра насчитывает большое количество спектаклей для детей разного возраста и взрослых, среди которых «Бука», «Путешествие на Луну», «Поросенок Чок», «Все дело в шляпе», «Кошкин дом», «Теплый хлеб», «Ваня Датский», «451 градус по Фаренгейту» и многие другие.

Сургутский театр актера и куклы «Петрушка» на данный момент является одним из самых популярных и посещаемых заведений города. Зрители очень любят их спектакли и всегда с нетерпением ждут нового представления.

Адрес: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Сургут, пр. Ленина 47.

Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ И НЕМНОГО О ТЕАТРЕ

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ И НЕМНОГО О ТЕАТРЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ И НЕМНОГО О ТЕАТРЕ

Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

МАРИОНЕТКИ ВЕРХОВЫЕ ВИДЫ КУКЛЫ ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ КУКЛЫ-АВТОМАТЫ КУКЛЫВЕЛИКАНЫ МАРИОНЕТКИ ВЕРХОВЫЕ ВИДЫ КУКЛЫ ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ КУКЛЫ-АВТОМАТЫ КУКЛЫВЕЛИКАНЫ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы — больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется «гапит». К рукам куклы прикреплены трости — палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост — нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не КУКЛЫ — ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы — варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие «варежки» по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе — это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец — самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 — 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Двенадцать месяцев», «Гуси- лебеди» и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с «живой» рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью — костюму куклы. Основа имитации костюма куклы — треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 — 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр. )

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники — актёры, выступавшие с куклами — Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний — в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы — большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит » в открытую» один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину — так называемую «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук — в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра — игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Планшетная кукла (театр на фланелеграфе) ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Планшетная кукла (театр на фланелеграфе) ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ-АВТОМАТЫ Механические куклы, двигаются с помощью заводного механизма, пара. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Суок – кукла-автомат КУКЛЫ-АВТОМАТЫ Механические куклы, двигаются с помощью заводного механизма, пара. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Суок – кукла-автомат из произведения Олеши «Три толстяка» КУКОЛ

КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ ВИДЫ Используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКЛЫ-ВЕЛИКАНЫ ВИДЫ Используются в уличных представлениях. Часто имеют большую голову, передвигаются на ходулях. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ВИДЫ Спасибо за ТЕАТРАЛЬНЫХ внимание!!! КУКОЛ ВИДЫ Спасибо за ТЕАТРАЛЬНЫХ внимание!!! КУКОЛ

Известные на весь мир театры кукол

взято с miracentre.ru

История кукольных театров насчитывает сотни лет. С глубокой древности люди верили в существование духов, живущих в самых разных стихиях. Для того чтобы задобрить эти сущности, люди изготавливали их изображения из глины, дерева, камня и других подручных материалов. Постепенно этим куклам научились придавать подвижность. Со временем они стали частью театрализованных представлений по сюжетам различных легенд, сказок, притчей. Современные театры кукол мира берут свое начало именно с таких представлений, и в каждой стране имеют собственные особенности. Ниже мы расскажем о наиболее известных театрах кукол со всего мира.

Самые известные кукольные театры

Испания

взято с afisha.net

Наибольшей популярности и мирового признания добился испанский коллектив «Либелула». Причиной его появления стало понимание испанскими властями необходимости повысить культурный уровень детей в сельской местности. Решение этой проблемы виделось в создании творческой труппы, которая могла бы гастролировать по небольшим городкам и селам с представлениями. Первоначально эту миссию на себя взял кукольный театр «Тень». Артисты посещали деревни и села, давали интересные представления и радовали детей, лишенных возможности посещать крупные театральные заведения.

Знаковым событием в сфере кукольного театра является испанский фестиваль, проходящий каждый год в Сеговии. Ключевым организатором этого мероприятия является театр «Либелула». Его история насчитывает уже более 30 лет. Творчество этого коллектива основано на традициях «петрушечного театра» и теневых представлениях.

Относительно недавно кукольники из Испании посетили Москву, где поставили теневой спектакль «Палладин во Франции», в основе сюжета которого лежит пьеса Луццати Эмманэде. Финалом представления стала традиционная кукольная коррида, а после нее аналогичный аттракцион был показан в стиле «петрушечьей сценки». Эта сценка является достоянием испанского кукольного искусства уже несколько столетий. Не стоит сомневаться в том, что при любом векторе развития этого вида театра «петрушечья коррида» останется одним их любимейших зрителями развлечений, и на сцене всегда найдется место для ее беспечных, смешных и порой беспощадных сюжетов.

Япония

взято с 4dancing.ru

Известные кукольные театры успешно существуют не только в Европе. Например, в Японии этот вид искусства пользуется не меньшей популярностью. Наиболее крупным представителем этого направления можно считать кукольный театр «Бунраку». Основная тема его представлений – это сценки дзёрури, принадлежащие к японскому традиционному жанру театра, который берет свое начало в XVI веке. Дзёрури – это своего рода сказание в песенном формате. В XVI веке эти песни были объединены с представлениями с участием кукол. В результате такого объединения возникло новое течение. Надо заметить, что до этого слияния и песенные сказания, и кукольные представления сосуществовали в Японии по отдельности.

Популярность песенных сказаний в Японии была особенно высока на рубеже X-XI веков. Распространителями и основными деятелями этого направления были странствующие музыканты, которые сопровождали свое пение игрой на бива – народном инструменте, схожим с лютней. Подобные выступления имели название «бива хоси-но моногатари», которое переводится как «рассказ странника, играющего на бива». Сюжетной основой для сказаний служил феодальный эпос «Майке-моногатари». В нем рассказывается о битве двух феодальных родов – Тайра и Минамото. Самыми востребованными были песни о полководце Есицуне Миномото, младшем брате главы феодального государства Минамото, и о его возлюбленной Дзёрури. Именем девушки со временем стали называть все сказания, которые были ей посвящены, а затем и все прочие песни.

Японский театр кукол отличают самобытные сюжеты и прекрасная музыка. Если говорить о современном театре «Бунраку», то можно отметить его непростую судьбу. Руководство коллективом многократно передавалось из рук в руки. Так, в 1909 году оно принадлежало компании Сетику. На тот момент труппа состояла из 113 человек, среди которых было 24 кукловода, 38 гидаго и 51 музыкант. Спустя 17 лет в здании театра случился сильный пожар. Новый дом театр обрел в 1930 году, когда компания Сетику отстроила новое здание в Осаке. Новый зал мог вместить до 850 зрителей.

За годы существования «Бунраку» поставил множество пьес, многие из которых популярны и сегодня. В репертуаре преобладали исторические, танцевальные и бытовые пьесы. Продолжительность одного представления составляла от 8-10 часов. Сегодня такие пьесы не играют полностью. Зрителям предлагаются лишь отдельные, наиболее яркие фрагменты или комплекс таких фрагментов в гармоничном сочетании. Танцевальная, историческая и бытовая темы всегда присутствуют даже в современных вариантах пьес.

Надо также отметить и особенности сюжетов, которые использовались в этом театре. Как и в европейских пьесах, сюжет всегда был очень запутанным и сложным. Он воспевал доблесть и честь, рассказывал о любви, предательстве, лжи. Представления «Бурнаку» отличались обилием отрубленных голов, опознание которых представлялось для героев пьес большой сложностью, а также сценами ритуального самоубийства – харакири. Язык, которым рассказывались все эти истории, был довольно сложен для понимания. Однако танцы, музыка, сюжет и его реализация неизменно гармонировали друг с другом. В этом и заключается особенная прелесть и ценность японского кукольного театра.

Рождественские вертепы

взято с visit-petersburg.ru

Кукольные представления, которые ставились в дни празднования Рождества, получили традиционное название «вертеп». Местом зарождения таких представлений является Украина. На ее территории они и были шире всего распространены. Временем появления вертепов считают XVI век. Этим термином называется и само представление, и сцена, на которой оно показывается. Сцена представляет собой маленькую копию драматических подмостков. Внешне она напоминает домик, который не имеет стены со стороны зрителя. Ящик-сценку сверху украшали крышей, напоминающей церковный купол. В крыше делали отверстие, которое символизировало звезду Вифлеема. Перед представлением в этом отверстии зажигали свечу, и из него лился свет, добавляя действиям на сцене торжественности и волшебства. Сцена со стороны зрителя была в два этажа. Каждый этаж оснащался трюмом, в котором кукольник прятал руки. Для движения кукол по сцене в ней делались специальные прорези. Это позволяло создать эффект «живых» кукол, которые двигаются самостоятельно.

Второй этаж традиционно изображал место, в котором родился Иисус. Там же воплощалась сцена с приходом волхвов и подношением даров.

Первый этаж изображал дворец Ирода. Здесь разыгрывались сценки, в которых Ирод пугается прихода Иисуса и повелевает убить всех младенцев, а затем за ним приходит смерть и косой отрубает злому царю голову.

Польша и Чехия

взято с ntdtv.ru

Кукольные театры Европы связаны между собой общей историей, сюжетами и прочими особенностями. Так, на развитие этого направления искусства в Чехии оказали большое влияние немецкие традиции. Но чешский язык, который был основным для кукольного театра Чехии, позволил выбрать собственный национальный стиль. Прежде подобные представления в Чехии отражали расхожие сюжеты о Фаусте и Дон Жуане.

На современной стадии чешский театр переживает пик совершенства. Его активно используют для продвижения идей просвещения. Зрители в этой стране очень любят кукольные представления и оказывают кукольникам всестороннюю поддержку.

Роль Петрушки исполнял Гашпарек, чешский народный герой. Он поучал врагов, доходчиво объясняя их неправоту с помощью палки. Также проводился интерактив со зрителями в форме диалога.

Чешские пьесы напоминают представления, которые даются по всей Европе. Гашпарек сражается с чертом и другими отрицательными персонажами, нападает на свою жену, а также вытворяет множество других комичных и сатиричных фокусов. Чешские сюжеты кому-то могут показаться грубыми и несодержательными.

Польские кукольные представления отличаются большим числом действующих лиц. Вместо Петрушки здесь выступает Забияка. Ему свойственно наказывать палкой всех несимпатичных ему персонажей. Польские сюжеты отличаются юмором и весельем.

Индия

взято с 900igr.net

Индийские представления с куклами не оставят равнодушными зрителей всех возрастов. С древности публику созывали игрой на национальных инструментах и колотушками из бамбука. Эта традиция осталась неизменной и по сей день. Даже некоторые куклы, которые используются в постановках, имеют многовековую историю. Куклы обычно отображают характерные типажи, существ из мифов и животных.

На Востоке с древности развивалось искусство театра теней. Особых успехов это направление достигло в Турции и Китае.

На Цейлоне кукольный театр появился, благодаря переселенцам из долины Ганга, а также торговцам. Сюжетом местных представлений служит индийский эпос.

На Яве больше любили театр теней, чем кукол. Основой для представлений служила древняя индусская сага о богах и героях. Это содержание популярно и сегодня, несмотря на то, что современные жители Явы в большинстве своем мусульмане, а не буддисты.

Театр кукол Авадзи

взято с wordpress.com

Еще один яркий представитель искусства театры кукол в Японии – это театр Авадзи. Ему уже больше 400 лет. Своим названием он обязан острову, на котором и расположен. Исторические источники говорят, что на Авадзи существовали более 40 трупп, часть из которых продолжала свою деятельность вплоть до XIX века. В качестве актеров выступали обычные жители: крестьяне и ремесленники. Сценой служили площади перед храмами, а поводом – сельские праздники.

Обычно главным героем по сюжету является Монах Докумбо со своим подручным Хакудой. По одной из теории Докумбо был монахом храма Эбису и имел особое покровительство божеств, в частности у покровителя кукол. После смерти Докумбо божества разгневались и наслали на море жестокий шторм. Умилостивить богов никому оказалось не под силу. Тогда император повелел ученику Докумбо, Хакуде, сделать куклу, которая бы выглядела как почивший монах. Но Хакуда не только изготовил куклу, но и сделал с ней представление. Это решение пришлось богам по нраву, и они сняли свое наказание. Хакуда же получил от императора разрешение отправиться со своим представлением по миру. Но это только одно из мнений. Некоторые другие сюжеты полностью его опровергают.

Англия

взято с fotogl.com

В Англию кукольные представления пришли из Франции, Голландии и Италии уже в XVII веке. Вместе с представлениями пришел и их главный герой – Пульчинелло, имя которого в Англии превратилось в короткое прозвище Панч.

На самом деле, до прихода Панча, театр кукол в Англии существовал, но сюжеты всех представлений были, в основном, религиозного содержания. Лишь со временем стали появляться пьесы и на светские темы.

Особой популярностью куклы пользовались у низшего сословия, ведь такие представления были более доступны, чем театр, в котором роли исполняют живые люди. Высшие сословия недолюбливали Панча и его шутки, поэтому не раз выступали с инициативой изгнать подобные представления с улиц Англии.

Заключение

Кукольный театр был и остается местом, где происходит настоящее волшебство. И самые известные театры кукол в мире лишний раз доказывают, что этот вид искусства интересен не только детям, но и взрослым, ведь порой в спектаклях и представлениях затрагиваются очень серьезные темы и нюансы нашей с вами жизни. Во многих случаях куклы – это отражение нас самих и нашего окружения, через призму которого мы узнаем о событиях и имеет возможность со стороны взглянуть на происходящее, что-то понять, вынести урок и сделать свои выводы, которые помогут нам в будущем. Обязательно сходите на театральное представление – так вы проведете незабываемое время с детьми и близкими!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *