Группа комбинированной направленности в детском саду
Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал сегодня ко мне на огонек! Небезызвестная вам Татьяна Сухих рада поделиться новой порцией информации на педагогическую тематику. Знаете ли вы, что представляет собой группа комбинированной направленности? Вам, как родителям, думаю, будет полезно расширить свои познания в области новшеств в системе дошкольного образования.
Содержание статьи:
В чем особенность комбинированных групп в детском саду?
В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.
Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.
Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.
Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.
Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.
Повышаем квалификацию с помощью специального обучения
Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:
- «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ»;
- «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности».
Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.
Задачи комбинированных групп
Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.
О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.
Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.
Но вернусь к задачам комбинированных групп:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.
Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.
Показания для определения малыша в комбинированную группу
Если вы сами хотите, чтобы ваш малыш с особенностями по состоянию здоровья воспитывался и обучался в комбинированной группе, и таковая есть в садике, то вы подаете заявление на прием на имя заведующей. Кроме того, нужно принести разные документы:
- Свидетельство о рождении или копия;
- Заключения врачей: офтальмолога, логопеда, невропатолога, отоларинголога, ортопеда;
- Выписка из истории развития ребеночка;
- Рекомендация педагога-психолога, логопеда дошкольного учреждения, если ребенок уже посещает детсад.
Далее нужно будет взять направление и пройти специальную комиссию, которая дает заключение о возможности посещения ребенком такой группы. Обычно Положение о группе комбинированной направленности конкретного детского сада прописывает условия приема деток в эту группу.
Поскольку сейчас в ДОУ большинства областей нашей страны наполняемость высокая, то существует практика постановки ребенка в очередь на поступление в садик. Поэтому советую заранее позаботиться о собирании всяких справок и т.п. Знаю, что некоторые садики открыли электронную регистрацию в очередь. Так что не оставляйте этот вопрос на крайний срок.
Хотела поднять еще такой щекотливый вопрос, как негативное отношение некоторых родителей здоровых деток к воспитанию их совместно с детками с ОВЗ. Да, бывает такое, что прямо восстают мамаши против комбинированной группы, считая, что это может навредить их чаду.
Хочу сказать следующее: по опыту моих коллег, которые давно работают в комбинированных группах, пользу получают обе стороны. Здоровые малыши, воспитываясь в одном коллективе с особенными детками, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкли воспринимать товарищей с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья.
Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.
Добавлю еще пару слов…
Вот сын моей знакомой попал по знакомству в садик для деток с нарушением зрения, поскольку так им было удобней. Вот мальчик привык видеть детей в очках, с косоглазием, плохо видящих. И когда он попал в класс, где был только один мальчишка в очках, он не мог понять, почему над ним смеются, ведь он просто плохо видит…
Помните, в нашем советском детстве в школе дразнили всех, кто хоть чем-то отличался от массы: очкариков, лопоухих, слишком светлокожих и наоборот – смуглых, пухленьких и худых. Быть как все – вот считалось похвальным. Сегодня гуманность общества все-таки выросла, мне кажется. Дразнят гораздо меньше в детских коллективах и меньше дают обидных прозвищ.
Как вы считаете, я права? Расскажите, как в классах ваших детей с этим обстоят дела?
Если тема статьи показалась вам небезынтересной, поделитесь ею с друзьями в соцсетях и прошу подписываться на новости.
С уважением, Татьяна Сухих!
Кстати, рекомендую прочитать:
Записи не найдены
4.1 / 5 ( 10 голосов )
Дети с ОВЗ в комбинированных группах детского сада.
Букалова В.А.старший воспитатель, МКДОУ детский сад № 45 общеобразовательного вида г.Новосибирск
Дети с ОВЗ в комбинированных группах детского сада.
Зададимся вопросом, а кто же такие дети с ОВЗ. Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим в словарь: «Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети инвалиды, либо другие дети, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».
Выделяется 8 категорий:
1. Дети с нарушением слуха
2. Дети с нарушением зрения
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
5. Дети с умственной отсталостью
7. Дети с нарушением поведения и общения
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития
В нашем образовательном учреждении есть две группы комбинированного типа, в этих группах воспитываются дети с нарушениями речи и дети с поставленным диагнозом ОВЗ. Так же есть группа, где воспитываются два ребенка с задержкой психического развития. И есть дети с нарушениями поведения и общения.
Для того чтобы понять как должно строиться психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями ФГОС мы должны понять, а что же изменилось. Главное это то, что дошкольное учреждение стало первым уровнем образования.
Появились новые требования к педагогам, а также введено новое понятие инклюзивное образование, что включает в себя главное требование это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений. А важный метод инклюзивного образования это подражание.
Так какие проблемы существуют у всех участников, вовлеченных в новую систему образования. Это изменение менталитета в понимании, что все дети нуждаются в социуме, в общении со сверстниками. У всех детей есть свои особенности в воспитании, а не только у детей с ОВЗ. И конечно в первую очередь необходима работа с родителями не только имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, но и остальных родителей посещающих эту группу.
В нашем детском саду организован «Детско-родительский клуб». Клуб работает два раза в месяц. Первые программы клуба задавались педагогами исходя из запросов родителей и возникающих проблем. Сейчас все чаще темы задают родители. Задача клуба объединить родителей и детей, создать доброжелательные отношения между родителями и между детьми. Вовлечь в совместную деятельность. Помочь тревожным родителям и детям. В клубе проводятся консультации, тренинги, мастер-классы, совместные игры.
И таким образом, мы меняем отношение родителей обычных детей к детям с ограниченными возможностями. Мы помогаем «особым» детям адаптироваться в детском коллективе. И конечно воспитатели в группах создают доброжелательную атмосферу, формируют необходимую предметно-пространственную среду, обеспечивая разным детям доступ к развитию своих возможностей. В работе воспитателям помогают все специалисты, они работают как одна команда.
Чтобы обеспечить выполнение всех поставленных задач перед педагогами комбинированных групп, необходимы знания. Поэтому педагоги проходят обучение, посещают семинары. Ну и, конечно же, всем педагогам необходимо большое желание помочь детям с ограниченными возможностями влиться в коллектив.
Статья на тему: Представление опыта работы по теме «Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в условиях комбинированной группы»
Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ
в условиях комбинированной группы.
Слайд 2
Переориентация общества на развитие и формирование личностных качеств человека повлекло за собой изменение подходов к образованию. Актуальным на сегодняшний день является формирование системы инклюзивного образования. Ее смысл в том, что дети ОВЗ должны быть включены в образовательный процесс совместно с остальными детьми. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные отличия и особенности детей ОВЗ требуют новых форм и способов организации образовательного процесса.
Одной из форм организации образовательного процесса в ДОУ являются группы комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности детского сада — это группы, в которых организуется совместное образование и воспитание здоровых детей и детей ОВЗ. Работаю в комбинированной группе третий год. В моей группе четыре ребёнка ОВЗ.
Основанием для зачисления ребенка в такую группу является заключение ПМПК.
Обследованием этих детей занимаются специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатели группы составляют педагогическое заключение на основе педагогического наблюдения.
Слайд3
Для каждого ребёнка с учетом рекомендаций специалистов ПМПК разработаны Адаптированные образовательные программы. В них отражено содержание образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение, режим дня, образовательная нагрузка, расписание занятий со специалистами ДОУ.
Слайд 4
Цель программы: содействие социализации ребёнка ОВЗ и максимального развития потенциала ребёнка.
Задачи программы формулируются в зависимости от образовательных потребностей ребенка. Например:
— развивать мелкую моторику;
— проводить коррекцию компонентов речевой системы
(грамматического строя, фонематического слуха, связной речи),
— развивать психические процессы;
— развивать эмоционально-волевую и личностную сферу.
— формировать предпосылки к учебной деятельности
-консультативно-методическая помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка.
Слайд 4 переход к гиперссылке
В содержательный раздел АОП включены пять образовательных областей. Образовательный процесс осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Коррекционную работу с детьми проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Мы в группе проводим индивидуальную работу с детьми по рекомендациям специалистов.
Слайд 5
Поэтому проблема взаимодействия всех педагогов была одной из основных.
Решением этой проблемы стал «Журнал взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ», форма которого разработана педагогами.
В журнале отражаются задания, рекомендации для педагогов и родителей, уровень освоения материала каждым ребенком.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата | Рекомендации (содержание работ) | Примечания (трудности в выполнении работы) |
Слайд 6
С целью фиксирования результатов освоения АОП, динамики развития ребенка имеется «Карта индивидуального развития». В карте отражен уровень сформированности навыков и умений. На основании данных карты возможна корректировка задач АОП, планирование образовательной деятельности с ребенком с ОВЗ.
Специалист | Формируемые навыки и умения | Результативность коррекционной работы | ||
сентябрь | январь | май | ||
Слайд 7
В группе созданы условия для работы с детьми ОВЗ. Имеется специальное место для индивидуальной работы, в котором есть большое зеркало, настольные игры на развитие речи, внимания, памяти, воображения, тренажеры для выполнения дыхательных упражнений, развития мелкой моторики.
Слайд 8-9
В группе создан благоприятный микроклимат, дети с ОВЗ включены в жизнь группы (непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, мероприятиях и развлечениях, конкурсах).
Для родителей детей с ОВЗ регулярно проводятся консультации воспитателями и специалистами ДОУ, где даются рекомендации по выполнению заданий, упражнений в домашних условиях. Опыт показывает, что родители отмечают динамику в развитии своих детей, идут на контакт и принимают активное участие в образовательной деятельности.
Слайд 10
Результатом образовательной деятельности в условиях комбинированной группы можно считать следующие показатели:
- Дети с ОВЗ приняты детским коллективом. У всех есть друзья, с которыми есть общие интересы, увлечения.
- Результаты диагностики.
2016г. | 2017г. |
ОНР 2 – 1 чел ОНР 3 – 3 чел | ОНР 3 – 4 чел |
Таким образом, эффективность образовательного процесса в группе комбинированной направленности зависит от согласованности действий всех участников (воспитателей, специалистов, родителей) по созданию условий для развития дошкольников.
Механизмом социальной адаптации, необходимым условием для ситуации успешности и эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ служит Адаптированная образовательная программа, разработанная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
:Нарушения слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения.
Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.
Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость
Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждениях общеразвивающего вида.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В настоящее время часто происходит включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Дети с ОВЗ пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Чаще это связано с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями детей. Однако, способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможностями самого ребенка с ОВЗ, но и качеством работы ОУ, наличие в нем адекватных условий для развития детей с особыми нуждами. Поэтому, для полноценной функциональной и социальной инклюзии, необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Термин «дети с ОВЗ» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации». У педагогов возникло множество вопросов при организации воспитательно-образовательного процесса:
• Кого этот закон относит к обучающимся с ОВЗ?
• Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
• Как строить работу с детьми с ОВЗ в школе?
В законе «Об образовании в РФ» определение «инклюзивное образование» трактуется как, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – ключевой этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Члены ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной. Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
Коротко раскроем особенности образовательного процесса данных групп:
Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона. Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).
(Например, если два-три человека имеют одинаковую степень тугоухости, то адаптированная программа может быть единой. Если же в коллективе разные дети, особенно разные по видам нарушений, например, один ребёнок — с нарушением слуха, другой – с нарушением зрения, третий – с нарушением психического развития, тогда для каждого ребёнка в индивидуальном порядке прописывается адаптированная образовательная программа для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.)
(Например, группы для детей с нарушениями слуха, или группы для детей с нарушениями зрения, или группы для детей с нарушениями речи, и так далее).
Закон «Об образовании» впервые ввёл в перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении. Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых условиях получения образования, и именно поэтому они также попадают под определение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ в группах компенсирующей направленности. Дело в том, что примерных адаптированных основных образовательных программ, с учётом которых можно написать собственную адаптированную основную образовательную программу, пока в ФГОС-реестре нет, к настоящему моменту они не разработаны. Есть только федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого они пишутся, но на основе этого документа дошкольным организациям достаточно сложно создавать адаптированные основные образовательные программы.
Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая, имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку необходимо попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, а далее в школу, где ему будет комфортно. Родителям не всегда удаётся попасть в ту образовательную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. И если мама получает направление в группу общеразвивающей направленности, а в образовательной организации нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога), а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация.
Со стороны кажется, что ребёнок охвачен образованием. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет.
Как только в ОУ появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия — это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурные сооружения.
Также к специальным образовательным условиям следует отнести:
повышение квалификации педагогов;
обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование».
Кроме создания специальных условий не маловажно формирование толерантного отношения к данной проблеме.
В нашем учреждении было проведено анкетирование педагогов и родителей о совместном обучении здоровых детей и лиц с особыми нуждами. Результаты показали, что общество не совсем готово принять тот факт, что в детском коллективе могут присутствовать дети с ограниченными возможностями здоровья. Больше 50% опрошенных считают, что здоровые дети не должны взаимодействовать с детьми с особыми потребностями. По мнению 35% опрошенных – между такими детьми не может возникнуть близкая дружба. 25% — считают недопустимым совместное обучение в ДОУ и школе. 55% — против общения во дворе, на улице. 14% ответили, что вообще всяким образом будут препятствовать общению. И всего 9% высказали свое мнение о том, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ может стать возможным, если в ОУ будут созданы специальные условия: сокращение числа учащихся, увеличение числа педагогов и их профессиональной переподготовки, дополнительного финансирования, специальное оборудование.
Таким образом, у ОУ возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать.
Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. В свою очередь, руководство ОУ обязано информировать Учредителя о потребности в обучении и переподготовке.
Нельзя не сказать, что сегодня наше общество постоянно сталкивается с оптимизацией процессов и условий. Тяжёлой проблемой становится увольнение логопедов, психологов, дефектологов. Федеральные и региональные власти объясняют это снижением финансирования и оптимизацией расходов. Но отсутствие столь нужных специалистов в ОУ не позволяет в полной мере реализовывать образовательную программу для всех детей. Получается, что для одних категорий воспитанников она может быть реализована, а для других – нет. Однако при таком подходе становится невозможным исполнение закона «Об образовании» и федерального государственного образовательного стандарта. И, разумеется, никак не исполняется социальный запрос со стороны родителей, что немаловажно.
Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах и школах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных адаптированных образовательных программ. Важным моментом является преемственность программ детского сада и школы.
Вся работа по инклюзивному образованию начинается в детском саду и продолжается в школе. С целью адаптации детей с ОВЗ необходимо обеспечить преемственность работы ДОУ и школы по данному направлению. Основной целью взаимодействия специалистов по обеспечению преемственности в работе с детьми с ОВЗ является создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОВЗ, реализация единой линии развития на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли свое отражение в содержании Концепции непрерывного образования.
Ведущей целью преемственности в концепции выступает реализация единой линией развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, придание педагогическому процессу целостный и последовательный характер.
Обратите внимание как преемственность представлена в стандартах ДОУ и школы.
Так в п. 1.6., где определены задачи стандарта ДОУ, сказано, что он направлен на
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
И далее на
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способности и состояния здоровья.
А в стандарте школы в п.6 говорится, что он направлен на обеспечение
условий для эффективной реализации и освоения обучающими основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренные дети и дети с ОВЗ.
Преемственность работы детского сада и школы по инклюзии заключается в том, что у педагогов, реализующих ФГОС должны быть сформированы компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития обучающих, соответствующей специфике возраста. Немаловажным является и обеспечение эмоционального благополучия посредством:
уважительного отношения к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям:
непосредственное общение с каждым ребенком;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Проблема включения детей с ОВЗ в процесс воспитания и обучения нормально-развивающихся сверстников требует дальнейшего проведения исследований и методических разработок, создания специальных условий в ОУ общеразвивающего вида. И наша совместная работа по преемственности должна давать положительные результаты, способствующие включению ребенка с ОВЗ в современное общество.