Комаровский грудничок и телевизор: Грудничок смотрит телевизор комаровский — Детишки и их проблемы – Грудной ребенок и телевизор — Вопросы и ответы

Содержание

Грудной ребенок и телевизор — Вопросы и ответы

Сыну 8,5 месяцев. Я целый день на работе и жена полностью поглощена заботами о ребенке и ведением домашнего хозяйства. Единственное отвлечение от домашних забот — это телевизор. Телевизор расположен в той же комнате, что и мальчик. Она вроде бы и не много смотрит телевизор, но за день все равно набегает часов 5-8. Меня очень волнует влияние телевизора на ребенка. В сети я нашел немало материала по влиянию телевизора на ребенка, но в основном материал сводится к анализу влияния просмотра ребенком телевизора и допустимого времени просмотра телевизора. Дело в том, что мой сын в принципе не интересуется телевизором (то есть тем, что там показывается), он может сосредоточиться на картинке в среднем до 30 секунд, редко чуть больше, и дальше ему телевизор не интересен. Так что если говорить о непосредственном просмотре телевизора моим сыном, то за день от силы набегает минут 10-15. В связи со всем указанным меня прежде всего интересует пассивное влияние (если так можно сказать)

телевизора на ребенка, когда работающий телевизор находится в одной комнате с ребенком, а именно (насколько я себе это представляю) влияние электромагнитного излучения (электростатического поля), ионизирующего (рентгеновского) излучения, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Пожалуйста, сообщите, чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности. Мне известно, что существуют специальные гигиенические нормы, разработанные для детей от 3 лет и взрослых — сколько часов в день можно проводить за компьютером и смотреть телевизор. Я был бы Вам благодарен, если бы Вы сообщили их. Имеются ли подобные нормы для детей младше 3 лет?

опубликовано 28/11/2006 13:54
обновлено 19/09/2014
— Первый год жизни

Телевизор и ребенок до года комаровский — Детишки и их проблемы

Жизнь современной семьи наполнена гаджетами: телефоны и планшеты для игр имеют даже маленькие дети. В каждой комнате стоит по телевизору, и все они работают одновременно. Фильмы и передачи идут «фоном» целый день. О влиянии телепередач на взрослых мы не задумываемся, однако большинство родителей озадачены вопросами: могут ли находиться в одном помещении ребенок и телевизор, с какого возраста можно смотреть развивающие передачи, сколько времени в день, сколько минут подряд? Большинство исследований на эту тему было проведено в Америке. Популярный врач Евгений Комаровский наиболее доступно обобщил западные исследования и представил результаты мамам постсоветского пространства.

Дети сидят перед телевизором

Мифы и заблуждения

Многие родители думают, что просмотр детских каналов оказывает положительное влияние на сына или дочь. Перечислим основные мифы о пользе телевидения.

  • Мультики и программы для самых маленьких имеют развивающий и обучающий эффект. Однако дети до двух лет неспособны воспринять содержание передачи, они видят только хаотичные цветовые пятна, слышат звуки, не несущие для них никакой смысловой нагрузки.
  • Включенный телевизор помогает младенцу заснуть и крепко спать. Это мнение ошибочно – мерцающий свет тормозит выработку гормона мелатонина, отвечающего за установление суточных ритмов. Кроме того, телевизионный фон, сопровождающий засыпание, является причиной повышенной возбудимости и агрессивности.

Исследования не обнаружили никакого позитивного влияния телевидения на психику, развитие, способность обучаться, формирование интеллекта, мировоззрения детей.

Девочка сидит около телевизора

Получается, что телевизор и дети вообще несовместимы? Возраст, когда ребенку можно начинать показывать мультики, – не ранее 2-3 лет. Вот что говорят на этот счет врачи Всемирной Организации Здравоохранения.

  • Деток до трех лет от телевизора, компьютера необходимо полностью оградить.
  • Дошкольники 4-6 лет могут смотреть мультфильмы до 30 за день.
  • В возрасте от 6 до 10 лет можно проводить за монитором до одного часа в день.
  • 11-17 летним подросткам рекомендовано ограничиться двумя-тремя часами просмотра ТВ.

Взрослые полагают, что новорожденные первого месяца жизни не замечают мерцания телеэкрана, что дает «зеленый свет» бесконтрольному просмотру фильмов и передач. Это серьезное заблуждение – высокая чувствительность нервной системы детишек до 4-5 недель не должна подвергаться таким нагрузкам. Звуки, мельтешение, яркие ослепляющие цвета негативно влияют на психику новорожденных.

Пульт в руках

Чем вреден просмотр телевизионных программ

Психологи сравнивают страсть к телеэкранам с алкогольной, наркотической, никотиновой зависимостью. Масштабы гипертрофированной значимости телевидения для человека так велики, что этой «болезни» даже дали название – телемания. Решая, можно ли смотреть телевизор вашему маленькому ребенку, подумайте о возможных негативных последствиях:

  • Малыш не воспринимает картинку содержательно, однако стремительно меняющиеся изображения, цветовые вспышки, резкие звуки (даже при пониженной громкости) создают непосильную нагрузку для его психики. Нервная система не готова принимать такое количество сигналов и реагирует возникновением гипервозбудимости, страхов, агрессии, синдрома дефицита внимания, нарушениями сна, ухудшением эмоционального состояния. Неврологи предполагают связь просмотра телепередач детьми с возникновением судорог.
  • Перенапрягается, утомляется внутренняя оболочка глаза ребенка, что может вызывать покраснения, зуд, провоцировать общую усталость крохи. Новейшие американские исследования показывают, что физические повреждения органов зрения не грозят даже грудным детям при длительном просмотре телевизора, однако ученые предполагают, что таким образом снижаются компенсаторные возможности глаза, увеличивается вероятность развития близорукости. Мальчик смотрит телевизор
  • Замедляется развитие детской речи. Этот фактор связан с тем, что малыш меньше общается со взрослыми, таким образом, его речевой запас не пополняется, не происходит постоянная «тренировка» коммуникативных навыков. Исследователи обнаружили взаимосвязь задержки речевого развития с просмотром телепрограмм в возрасте 6-12 месяцев.
  • Нарушения физического развития. Дети до года очень интенсивно развиваются, учатся ползать, ходить, вставать, присаживаться, карапузам в норме свойственно активно двигаться все время бодрствования. Просиживания перед монитором снижают активность ребенка, провоцируя образование лишнего веса, снижение активности, более позднее овладение ползанием, ходьбой.
  • Фантастический двухмерный мир телеэкрана настолько увлекателен для маленького зрителя, что кроха теряет интерес к любой другой деятельности: чтению, творчеству, прогулкам.

Вопрос вредного излучения до сих пор является спорным, ученые не могут прийти к окончательному решению. Есть данные, подтверждающие угнетающее воздействие включенного ТВ на мелких зверьков. Альтернативные исследования утверждают, что приборы, выпущенные позднее 1970 года, не являются источником облучения. В любом случае, врачи рекомендуют смотреть на экран диагональю не меньше 21 дюйма с расстояния 3-х метров.

Маленький малыш и телевизор – понятия совместимые, однако, чтобы минимизировать негативное влияние, необходимо четко дозировать время, проводимое перед экраном, и ответственно подходить к выбору содержания просматриваемых программ.

Альтернатива телевизору

Вот несколько практических советов, как отучить ребенка от телевизора и перевести его внимание на более продуктивную деятельность:

  • Начните с себя — избавьтесь от привычки включать ТВ фоном. Приучите себя тщательно выбирать то, что вы хотите посмотреть. Отфильтруйте все «пустые» передачи, оставьте только действительно важные и интересные. Малыш смотрит мультики
  • Ходите гулять. Старайтесь выходить в любую погоду, даже в дождь можно вместе попрыгать по лужам, соорудить бассейн в песочнице, запускать листочки-кораблики. Организуйте подвижные игры на свежем воздухе, берите с собой мяч, детские лопатки, ведерки, мыльные пузыри. Даже совместная с малышом прогулка до магазина и обратно – отличный шанс провести время вместе, побыть на улице, увидеть что-то интересное.
  • Читайте, разглядывайте картинки, показывайте крохе персонажей книг.
  • Играйте с игрушками: складывайте кубики, пирамидки, катайте мячики, озвучивайте зверей.
  • Занимайтесь творчеством. Даже самые маленькие детки любят эксперименты с различными красками, фломастерами, пластилином.
  • Разговаривайте с крохой. Полноценное общение компенсирует проведенное перед монитором время. Детишки с удовольствием слушают, как взрослые комментируют свои действия, называют предметы, показывают незнакомые вещи, описывают их.
  • Позволяйте ребятенку делать то, что ему очень нравится: младенец может увлеченно рвать бумагу, с упоением стучать ложкой по кастрюле, гонять макароны или крупу по тазу. Если маленький человечек любит дергать провода, привяжите к батарее старую компьютерную мышь или веревку, подвесьте игрушку, которую придется добывать. Девочка выбирает для себя канал
  • Организуйте водные процедуры. Дайте малышу тряпочку, пластмассовую миску или ложку, чтобы он мог плюхаться в ванне, налейте пены, позвольте брызгаться и грызть игрушки.
  • Старайтесь приучать чадо играть самостоятельно. Поначалу играйте вместе, потом будьте рядом, позже – начинайте оставлять отпрыска на пять-семь минут наедине с игрушками, мисками, кастрюлями. Разговаривайте с ним, рассказывайте, что делаете и когда сможете снова заняться играми. Младенец, не понимающий слов, очень хорошо улавливает интонации, настроение мамы, перенимает ее уверенность, спокойствие.
  • Доверяйте близким – отправляйте кроху играть рядом со старшими детьми, снаряжайте папу, бабушек, дедушек на прогулку.

Здесь нужно отметить важность примера родителей. Если жизнь мамы и папы сосредоточена вокруг «голубого экрана», они не смогут убедить чадо предпочесть другой вариант досуга. Активными, подвижными, самостоятельными становятся дети, которые с самого рождения видят взрослых, имеющих увлечения, хобби, интересы вне дома.

Семья сидит на диване

Для того, чтобы организовать досуг с ребенком, нужны время, терпение, мотивация и возможность отдыхать. Изучив предпочтения своего отпрыска, приспособившись регулярно применять данные выше рекомендации, родители научатся достигать разумного компромисса между просмотром телевизора и альтернативной деятельностью.

Иногда мультик или развивающая передача становятся экстренной, вынужденной мерой. Если есть возможность, лучше делегировать игры с малышом другим взрослым, чтобы отдохнуть или заняться своими делами. Но порой единственный способ для мамы «выдохнуть» — усадить малютку за мультик. Старайтесь выбирать спокойные видео, адекватно регулировать громкость. Карапузу можно смотреть телевизор сидя, находясь на достаточном расстоянии от экрана. Желательно, чтобы время просмотра не превышало 10-15 минут, и этот метод «изоляции» дитя не использовался слишком часто.



Source: pups.su

Можно ли смотреть телевизор грудным детям комаровский?

У вас в доме появился ребенок? С этим знаменательным событием придется многое поменять в своем распорядке дня. Особое внимание следует уделить просмотру телевизора. На первый взгляд кроха с большим интересом наблюдает за мельканием на экране, отвлекается и затихает. Такой эффект нравится родителям, которые могут заняться в это время своими делами. Однако в первую очередь нужно проконсультироваться у врача и выяснить, можно ли грудничку смотреть телевизор.

Мнение педиатров

Очень часто у каждого врача есть собственный взгляд на ряд вопросов, касающихся профилактики и лечения. Однако говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, они проявляют удивительную солидарность. До года включать голубой экран в комнате, где находится малыш, не рекомендуется. Постарайтесь делать свои дела в то время, когда малыш отдыхает, а просматривать любимые телепередачи вечером, когда кроха спит в своей кроватке. Однако мамы часто не соблюдают эти рекомендации и при каждом удобном случае предлагают ребенку посмотреть яркий мультик. Почему не стоит этого делать, мы с вами сейчас и поговорим.

Раннее развитие

Говоря о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, очень важно вспомнить физиологию. Ведущие нейропсихологи авторитетно заявляют, что просмотр телепередач до года тормозит развитие и вызывает зависимость. Вам кажется, что ребенок еще не понимает происходящее на экране, а многие полагают, что смена ярких картинок, наоборот, действует на него положительно, так как стимулирует работу головного мозга. На самом деле это не так. Конечно, белые стены не стимулируют развитие, однако существует множество картинок-стимулов или игрушек, которые можно чередовать между собой. А вот динамичная картинка со звуковым рядом, на которую дети всегда обращают внимание, вызывает переутомление и истощение нервной системы.

Что взамен

Как видите, ответ на вопрос о том, можно ли грудничку смотреть телевизор, однозначно отрицательный. Несмотря на то что малыш не улавливает смысл, ему нравится разноцветное мигание. Однако никакой пользы такой просмотр не дает. Телевизор является сильнейшим эмоциональным раздражителем, поэтому не удивляйтесь, если кроха начнет часто просыпаться но ночам.

До года жизнь ребенка должна быть очень насыщенной. Мозг растет и требует пищи для своего развития. Поэтому очень важно покупать познавательные игрушки, с которыми можно построить некоторый смысловой ряд. Но наиболее полезно слушать музыку. Она учит чувству ритма, а значит, очень скоро кроха начнет двигаться в такт и пытаться подпевать. Поэтому музыка может играть дома практически постоянно.

Опасности

Конечно, стремление родителей включить голубой экран понятно. У них есть много дел по дому, встречи и друзья, проблемы, на решение которых нужно время. Однако с каждым днем время, которое малыш проводит перед телевизором, становится все больше. Двухмесячный ребенок может целый день лежать и смотреть на мелькание образов на экране, пока мама крутится по делам. В результате нормальное общение с малышом сводится к минимуму, то есть ограничивается гигиеническими процедурами и кормлением. Ситуация далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Ребенок растет обделенным в общении, а значит, его развитие сильно отстает от возрастной нормы. У малыша не развивается моторика, запаздывает речь.

Основной вред

Он заключается в том, как видят новорожденные дети мелькания на экране. Как только включается красочный мультик, на ребенка обрушивается ливень из несвязных образов и оглушительного звукового ряда. При этом общего смысла в силу возраста он уловить не может. Непосредственно же сама вредность зависит от длительности воздействия раздражителя. Чем больше времени малыш остается перед голубым экраном, тем более это опасно для его здоровья. Так как видят новорожденные дети не осмысленную картинку, а лишь ряд образов, внимание быстро притупляется. В результате мы имеем синдром дефицита внимания, а также низкий его уровень. В последнее время это стало настоящей проблемой поколения.

Сегодня специалисты постоянно проводят исследования, изучая влияние телевизора на ребенка. В результате они все больше приходят к мнению, что чем меньше малыш будет проводить времени в комнате с работающими приборами, тем лучше для его здоровья. Пока не является доказанным фактом, но есть предположения, что телевизор отрицательно влияет на соматику ребенка раннего возраста. Частое нахождение вблизи работающего прибора провоцирует нарушение зрения и работы пищеварительной системы. На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования на мелких домашних животных. Это хомячки, морские свинки и декоративные птички. Постоянное нахождение в комнате с работающим телевизором угнетающе действует на их организм, вызывая преждевременную гибель. Конечно, животные и человек сильно отличаются между собой. Однако лучше не рисковать здоровьем своего малыша.

После года

Ребенок растет, ему уже идет второй год, и теперь он уже вполне в состоянии сам пользоваться пультом. Однако подождите передавать ему контроль. После года педиатры разрешают показывать деткам мультики, которые предназначены для детей этого возраста. Это обычно короткие сюжеты, не слишком яркие и не перегруженные эмоционально. Практически все они содержат короткие песенки. Часто качественный развивающий материал включает демонстрацию картинок животных и птиц, букв и цифр, объектов окружающего мира. Двухлетний, равно как и двухмесячный, ребенок нуждается в постоянном общении с матерью, он должен чувствовать тепло рук, ласковый голос каждый день, а не от случая к случаю.

После двух лет

Ребенок и телевизор – это проблема, которая появилась только в наше время. Еще сравнительно недавно на голубых экранах можно было утром посмотреть новости, затем один короткий мультик, а после до вечера ничего, кроме сетки, не транслировалось. Вечером для детей шла программа «Спокойной ночи» и показывался короткий мультик. А сегодня у каждого большой пакет кабельного телевидения, где как минимум 2-3 канала целый день крутят мультики. Плюс неограниченный доступ к интернет-ресурсам. Поэтому задача родителей — контролировать своих детей.

После двух лет допустимо в день смотреть мультики не более 30 минут в день. Обязательно каждый просмотр должен иметь определенную тематику. После чего обязательно обсудите увиденное, нарисуйте героев и придумайте им свои имена. Можно вырезать каждого и поставить мини-спектакль. Только так просмотр мультиков будет не только безопасным, но и полезным.

Рекомендации для родителей

Прочитав нашу статью, вы поймете, что в одной квартире могут вполне мирно уживаться ребенок и телевизор, нужно только правильно руководить распорядком дня, а также соблюдать ряд рекомендаций. Во время просмотра расстояние до голубого экрана должно составлять не менее двух метров. Вечером желательно его не включать совсем, а если свободное время выпадает только на это время суток, то обязательно включайте свет. Иначе нагрузка на хрусталики будет слишком высокой.

Второй момент: нельзя кормить малыша за просмотром мультика. Дети очень быстро к этому привыкают и скоро откажутся принимать пищу без интересной серии. Помимо этого, нужно учитывать, что во время просмотра телевизора мозг ребенка занят, а значит, происходит нарушение пищевого поведения, и полученные полезные вещества не усвоятся так, как нужно.

Если ребенок смотрит телевизор в разное время, ему будет сложно выработать определенный режим. И снова на ум приходит опыт советского телевидения. По выходным дням, утром, показывали одну серию интересного мультика, а по будням был только короткий вечерний показ перед сном. Все ребята прекрасно знали распорядок и ждали определенного времени. Попробуйте установить у себя дома такую же систему, например включать телевизор или компьютер утром, когда малыш только встал и хорошо концентрирует внимание.

Как отучить ребенка от вредной привычки

К сожалению, большинство родителей поздно понимают, что ребенок стал проводить перед голубым экраном слишком много времени. А ведь беду можно предотвратить, если вы будете знать, что можно грудничку. Чем больше вы будете проводить времени на свежем воздухе, гулять в парке, играть в ладушки и другие детские игры, петь ему песенки и рассказывать сказки, тем здоровее будет расти малыш. Упустив время, отучить от волшебного ящика уже не так просто. В принципе, у этой проблемы лишь одно решение. Нужно как можно реже включать телевизор или компьютер самому и помочь ребенку оптимизировать свой досуг, наполнить его интересными занятиями.

Интерес к современному телевидению распространяется не только на взрослое население, но и на детей. Польза и вред телевидения для детей разного возраста остается обсуждаемым вопросом. Некоторые медицинские специалисты склоняются к мнению, что телевизор является вредным для малышей в возрасте до двух лет. В этот период происходит интенсивное формирование центральной нервной системы новорожденного. Для гармонизации этого процесса младенец нуждается в живом общении.

Влияние телевизора на детей

Мнение о вреде просмотра телевизора остается неоднозначным. Перед тем как подвергать ребенка необоснованному риску, молодым родителям необходимо ознакомиться с последствиями от просмотра телевизионного вещания. К таким последствиям можно отнести:

  • Ухудшения зрения. Специалисты в области офтальмологии не рекомендуют просмотр телевизора детям грудного возраста. Этот запрет обусловлен высоким риском формирования близорукости у малыша. Особенно это касается детей, которые смотрят телевизор на близком расстоянии;
  • Недоразвитие речевого аппарата. Длительное нахождение перед телеэкраном со временем приводит к ухудшению словарного запаса у новорожденного. Если грудничок редко слышит материнскую речь, у него формируется риск задержки развития речевого аппарата;
  • Дефицит внимания и гиперактивность. В ходе исследований медицинским специалистам удалось обнаружить взаимосвязь между просмотром телевизора детьми до трех лет и развитием у них так называемого дефицита внимания;
  • Потеря интереса к чтению. Работа телевизора в помещении, где находится новорожденный малыш, в будущем приводит к потере интереса ребенка к чтению;
  • Избыточная масса тела. Постоянное нахождение ребенка возле телеэкрана лишает его возможности вести полноценную жизнь. Такие младенцы склонны к гиподинамии и ожирению;
  • Негативное воздействие на центральную нервную систему. Быстрая смена телевизионных картинок оказывает чрезмерную нагрузку на нервный аппарат малыша. У таких детей чаще развиваются страхи, нарушение сна, ухудшение памяти и восприятия. Нередко специалисты в области неврологии проводят взаимосвязь между ускоренной сменой телевизионной картинки и формированием судорог в младенческом возрасте.

Мифы о пользе и вреде телевизора

Современное общество не обладает запасом факторов, способных доказать пользу или вред телевизора. Родители всего мира поделились на тех, кто выступает против телевидения в раннем возрасте, и тех, кто считает, что просмотр телевизионных программ способствует развитию интеллекта ребенка. Для того чтобы молодые родители сделали для себя выводы, им следует ознакомиться с наиболее распространенными мифами, касающимися просмотра телевизора:

  • Просмотр телевизора оказывает благоприятное воздействие на сон ребенка. Использование телевизора в качестве инструмента для стимуляции засыпания приводит к эмоциональной неустойчивости младенца, чрезмерной нервной возбудимости и раздражительности. Укладывать грудничка спать, стоит в тихой и спокойной обстановке;
  • Телевизор стимулирует психоэмоциональное развитие. Нервная система новорожденного ребенка не обладает навыками восприятия смысловой нагрузки телепередач. Для грудничка телевизор является источником световых, цветовых и звуковых раздражителей. Подобная ситуация меняется после 2 лет, когда ребёнок воспринимает смысл происходящего;
  • Новорожденный младенец не реагирует на телевизионное вещание. В течение первого месяца жизни нервная система ребёнка чувствительна к любым раздражителям. Нахождение грудничка возле телеэкрана служит причиной формирования неврологических расстройств.
  • Высокий риск облучения. Первые партии телевизор обладали небезопасной конструкцией, которая изучала радиацию. Фирма-производитель сумела вовремя обнаружить и устранить проблему, но скандал, связанный с данной ситуацией, наложил клеймо недоверия к телевизорам на долгие годы.

Организация досуга новорожденного

О пользе и вреде телевизора можно вести долгие разговоры, но детскому организму необходима стимуляция психоэмоционального и интеллектуального развития. Родителям необходимо ответственно подойти к вопросу организации досуга новорожденного ребёнка. Альтернативой телевизионным передачам выступают такие занятия:

  • Чтение книг. Груднички способны воспринимать на слух речь близких им людей. Именно поэтому родителям важно уделять время чтению детских сказок;
  • Прогулки на свежем воздухе. Эти мероприятия способствуют не только всестороннему развитию грудничка, но и закаливанию организма, укреплению его защитных сил. Собираясь на прогулку, малыша одевают в соответствии с погодными и температурными показателями;
  • Рисование. Если малыш находится в том возрасте, когда он способен держать в руке карандаш, то родителям можно проводить совместные уроки рисования. Подобные занятия развивают не только интеллект ребёнка, но и моторику;
  • Общение с близкими людьми. Когда новорожденный не испытывает дефицит общения с родственниками и близкими людьми, он не чувствует себя одиноким. Молодым родителям необходимо как можно чаще проявлять внимание к малышу, носить его на руках, напевать печенки, разговаривать с ним.

Важно! Для подрастающего организма не так вреден телеэкран, как дефицит общения с родными людьми. Во время общений и игр ребёнок приобретает навыки синтеза и анализа мыслей, построения причинно-следственных цепочек. Слуховое восприятие материнской и отцовской речи является стимулом для формирования разговорных навыков у младенца.

Если родители маленького ребёнка не располагают временем, то отвлечь внимание ребёнка можно при помощи телевизора. Кратковременный (не более 15-20 минут) просмотр телепередач не причинит вред подрастающему организму.

В течение этого времени родители могут позволить уделить внимание себе и домашним хлопотам. Если мамы и папы научатся совмещать живое общение с малышом и другие варианты его досуга, то влияние телевизора на детский организм окажется минимальным.

Подписывайтесь на нашу группу

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно, и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение, но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет. До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка. На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день.
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

  1. Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость. Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.
  2. Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  3. Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
  4. Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
  5. Ожирение. Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Мифы о пользе

Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

  • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать. Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
  • Раннее психоэмоциональное развитие. Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки. Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.
  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор. На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение. История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.

Сколько времени в день ваш ребенок смотрит телевизор

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Совет родителям! Просмотр мультфильмов и еда должны быть разделены, в противном случае вы прививаете привычку «заедания». Недалек тот день, когда ребенок вовсе откажется от приема пищи без серии «Маши и Медведя», а отучение от вредной ассоциации будет сопровождаться рекой слез. Помните, что в детской спальне телевизору тоже не место!

Что можно смотреть

Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.

Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.

Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?

  • Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
  • От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
  • После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.

Памятка: телевизор несет развлекательную функцию, и только грамотно подобрав репертуар, вы сможете добавить к ней немного воспитательного и развивающего смысла.

Что запрещается смотреть

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану. Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы. Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.

Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.

Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник:

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Дети и телевизор — Доктор Комаровский

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Дети и телевизор - Доктор Комаровский

ШДК: Дети и мультфильмы. Лекарства от вшей. Как живется ребенку в Уругвае — Доктор Комаровский Подробнее

ШДК: Дети и мультфильмы. Лекарства от вшей. Как живется ребенку в Уругвае - Доктор Комаровский

ШДК: Дети и гаджеты (экранное время). Лекарства для иммунитета — Доктор Комаровский Подробнее

ШДК: Дети и гаджеты (экранное время). Лекарства для иммунитета - Доктор Комаровский

Можно ли есть и смотреть телевизор одновременно? — Доктор Комаровский Подробнее

Можно ли есть и смотреть телевизор одновременно? - Доктор Комаровский

Когда ребенку можно давать планшет? — Доктор Комаровский Подробнее

Когда ребенку можно давать планшет? - Доктор Комаровский

В каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее? — Доктор Комаровский Подробнее

В каком возрасте ребенок должен сам научиться сидеть, ходить и так далее? - Доктор Комаровский

Доктор Комаровский о зрении Подробнее

Доктор Комаровский о зрении

Противовирусные Средства — Школа Доктора Комаровског Подробнее

Противовирусные Средства - Школа Доктора Комаровског

Ребенок, телевизор и Интернет — Школа доктора… Подробнее

Ребенок, телевизор и Интернет - Школа доктора...

Полезная и неполезная еда — Школа доктора Комаровского Подробнее

Полезная и неполезная еда - Школа доктора Комаровского

ШДК: Ребенок и мобильный телефон. Антисептики — Доктор Комаровский Подробнее

Родинки, бородавки и другие проблемы с кожей — Школа доктора Комаровского Подробнее

Родинки, бородавки и другие проблемы с кожей - Школа доктора Комаровского

Как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский Подробнее

Как приучить ребенка к горшку - Доктор Комаровский

Непослушный ребенок — Школа доктора Комаровского Подробнее

Непослушный ребенок - Школа доктора Комаровского

Гигиена мальчиков, интимная гигиена мальчиков, личная гигиена мальчиков Подробнее

Гигиена мальчиков, интимная гигиена мальчиков, личная гигиена мальчиков

Зачем нужен папа? — Школа доктора Комаровского Подробнее

Зачем нужен папа? - Школа доктора Комаровского

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка Подробнее

Правила детского сна, детский сон, сон ребенка

Первые зубы — Школа доктора Комаровского Подробнее

Первые зубы - Школа доктора Комаровского

Я кушать не хочу (Ребенок не хочет есть) — Школа доктора Комаровского Подробнее

Я кушать не хочу (Ребенок не хочет есть) - Школа доктора Комаровского

Гигиена девочек — Школа доктора Комаровского Подробнее

Гигиена девочек - Школа доктора Комаровского

Можно ли детям смотреть телевизор?

Дети и телевизор – больная тема многих родителей. Мамам это удобно, но малышам это вредно. А кроме телепередач есть ещё так много «экранных» соблазнов: игры на планшете, мультики на компьютере, забавные программы на телефоне… Так можно ли детям проводить время перед экраном? Конечно, можно, но… И этих «но» множество.

Содержание:

«Но» №1. Нежный возраст

Когда же можно разрешать детям смотреть мультики? У разных специалистов есть разные мнения на этот счёт. Детский офтальмолог Надежда Бибикина советует: «Ничего страшного, если малыш будет смотреть мультики и до года. В этом возрасте дети ещё не могут концентрироваться на одном предмете долгое время. Три-пять минут – и ребёнок отвлечётся на что-то другое. Главное – не нагружать глаза в более позднем возрасте. Я, например, против раннего обучения детей чтению».

По мнению Всемирной Организации Здравоохранения, пускать малышей к телевизору раньше, чем им исполнится 3 года – чуть ли не преступление. В это время зрительный аппарат у них только формируется. Чтобы уловить множество мелькающих на экране картинок, им приходится напрягать глаза намного сильнее, чем взрослым. Ребёнок может не только испортить зрение, но и получить множество психологических проблем. Дети, которые с малых лет приучены к экрану, более подвержены задержкам речевого развития (ведь с телевизором можно не разговаривать!), гиперактивности и синдрому дефицита внимания.

Популярный детский педиатр Евгений Комаровский говорит, что путь ребёнка к телевизору должен начинаться в два года. До пяти лет время, проведённое у экрана, не может превышать одного часа в день. После пяти можно позволить своему чаду два часа мультиков. Почему не раньше? Комаровский комментирует: «Реакция ребёнка на то, что происходит в реальном мире и на то, что происходит по телевизору, должна быть разной. Представьте себе экран, с которого в лицо ребёнку летит футбольный мяч. Что он должен сделать в реальной жизни? Увернуться. А в жизни телевизионной он смотрит на него и не реагирует. Потом он не в состоянии адекватно реагировать на реальные раздражители. Это способствует повышенному детскому травматизму».

В общем, взгляды на возраст приучения малыша к телевизору есть разные. Истина, наверное, лежит где-то посредине. Но, может быть, лучше не экспериментировать на здоровье ребёнка и перестраховаться? Кстати, в том нежном возрасте, когда телевизор находится под запретом, дети чаще реагируют не на весёлый сюжет и обаятельных героев, а на быстрое мельтешение ярких картинок. Малыш с таким же удовольствием будет смотреть в окно на проезжающие машины, в зеркало на собственное отражение или на цветные фигурки, которые под музыку демонстрирует специальный проектор.

«Но» №2. В компании с телевизором

Телевизор вреден не только потому, что плохо влияет на детское зрение. Ещё одна большая опасность состоит в том, что им родители хотят заменить себя. Казалось бы, что плохого: малыш мирно смотрит мультики, пока мама готовит ужин, прибирает в доме или стирает. После этого не нужно собирать игрушки, оттирать пластилин от стола или собирать кусочки головоломки по всей комнате. При этом тихом, спокойном занятии малыш не упадёт, не расшибётся и не запачкается.

Но вреда от таких сеансов гораздо больше, чем пользы. Во-первых, мы не можем быть до конца уверены в качестве того, что показывают по телевидению. Во-вторых, учить жизни малыша должна всё-таки мама, а не экран. В-третьих, в присутствии телевизора ребёнок совершенно отучается развлекать сам себя. Зачем фантазировать и изобретать что-то, когда можно просто щёлкнуть пультом?

Ещё одно порочное изобретение мам – еда перед телевизором. Пока полугодовалый малыш, разинув рот, смотрит на экран, ему можно незаметно скормить нелюбимую кашу или брокколи. Но это не лучший способ борьбы с плохим аппетитом. Он не только способствует ожирению, но и плохо влияет на пищеварение в целом.

Как же сделать так, чтобы телевизор не разъединял, а объединял семью? Мультики нужно смотреть вместе! Пусть экран станет всего лишь поводом для общения. Так можно нейтрализовать угрозу задержки речевого развития и отчуждённости внутри семьи. При этом не так важно, что именно идёт на экране: советская мультипликация 1960-х годов или японское аниме Хаяо Миядзаки. Главное, чтобы вы комментировали малышу происходящее, а потом вместе обсуждали увиденное. Кстати, этот навык очень пригодится вам впоследствии, когда после уроков литературы вы будете обсуждать книгу, а малыш – писать сочинение на основе ваших умозаключений.

Посвятить час или два в день совместному просмотру детских передач – это же удовольствие! К тому же, вы можете продолжать чистить картошку или вязать свитер и перед экраном. Но не оставляйте маленьких детей с телевизором один на один.

«Но» №3. Не только телевизор

Два часа телевизора в день – вот «детская» норма. Но это не значит, что после телевизора малыш должен пересаживаться к компьютеру, ещё часок смотреть мультики там, а потом до ночи резаться в игры на папином телефоне.

Норма – это два часа «экранного времени» в целом. Если ребёнку задают в школе найти в интернете информацию для реферата, или выполнить задание по электронному приложению к ученику, всё это входит в те же пресловутые два часа.

«Но» №4. Общая активность малыша

Ещё одна большая опасность телевизионной привычки – снижение двигательной активности малыша. Иногда мамы готовы волком выть то того, что их малыш – большой непоседа. Но такая чрезмерная активность – всего лишь способ познать мир. Он изучает все, что попадается под руку. А ещё он учится владеть своим телом и координировать свои движения.

Если ребёнок отказывается от физической активности в пользу многочасовых телесеансов, он лишается этого важного этапа в развитии. Ущерб наносится мышцам, сосудистому тонусу, системе дыхания и кровоснабжения. Отсюда множество проблем со здоровьем, которые неожиданно «помолодели»: детское ожирение, повышенный детский травматизм, проблемы с осанкой.

«Но» №5. Реклама не для детских глаз

Ситуация, когда малыш навзрыд плачет у полки в супермаркете или закатывает истерику в магазине игрушек, стала почти типичной. В этом тоже есть существенная доля телевизионного влияния.

Усаживая малыша за просмотр мультиков, мы часто можем забыть, что кроме мультиков он увидит и рекламу. Многие мамы отмечают, что малыши неадекватно реагируют на неё. Им она, как будто бы, нравится даже больше, чем сама передача. Некоторые даже уверены, что при съёмке этих роликов используется 25-й кадр. Это, конечно, маловероятно. Специалисты рекламных технологий используют всю «тяжёлую артиллерию», чтобы привлечь внимание взрослого зрителя, начиная от громкого звука, и заканчивая гедонистическими лозунгами. Если часто даже мы не можем устоять перед притягательностью этих образов, то что уж говорить о беззащитной детской психике!

Телевизор запрещён до трёх лет, но от рекламы нужно удержать детей младше восьми. Стоит сразу объяснить ребёнку, что это не всё, что показывают в этих роликах – правда. Как и всё, увиденное по телевизору, рекламу нужно обсуждать с малышом, можно высмеять её абсурдность или намекнуть, что она пробуждает в людях не лучшие чувства.

«Но» №6. Вредно для взрослых – вредно и для детей

Мы знаем, что взрослым телевизор тоже не очень полезен. Когда мы долго смотрим в экран, наш глаз не меняет фокус. Если это входит в привычку, то
мышцы, которые отвечают за «наведение резкости», перестают работать так хорошо.

Учёные говорят, что когда мы увлечённо смотрим какую-то передачу, то мы забываем моргать. Из-за этого слизистая пересыхает. Может возникнуть даже так называемый «синдром сухого глаза».

Общие советы

Телевизор нельзя назвать абсолютных злом, если научиться использовать его правильно.

Телевизор нельзя назвать абсолютных злом, если научиться использовать его правильно.

Оказывается, дети тоже подвержены всем этим минусам телевизионного просмотра. Но пока у ребёнка нет чётких привычек, связанных с этим, можно помочь выработать их.

Доктор Комаровский рассказывает о правиле «20-20-20». Если малыш смотрит телевизор 20 минут, то нужно оторвать его от экрана на 20 секунд, чтобы он посмотрел на предмет, расположенный на расстоянии 20 метров. Например, в окно.

Большую роль играет и расстояние, с которого малыш смотрит телевизор. Оно не должно быть меньше трёх метров. Раньше офтальмологи рекомендовали 5 диагоналей экрана. Сейчас, когда появились целые домашние кинотеатры, эти требования сократились до 1-2 диагоналей.

Не стоит забывать и об освещении. Если малыш любит смотреть мультики как в кинотеатре, то зрение он однозначно испортит. Следите, чтобы комната была хорошо освещена.

Телевизор нельзя назвать абсолютных злом, если научиться использовать его правильно. Главное – родители не должны пытаться заменить им себя.

Видео

Ребенок, компьютер и интернет — Школа доктора Комаровского

Сколько ребенку можно смотреть телевизор. Воспитание детей. Мамина школа

Грудной ребенок и телевизор — Вопросы и ответы

Сыну 8,5 месяцев. Я целый день на работе и жена полностью поглощена заботами о ребенке и ведением домашнего хозяйства. Единственное отвлечение от домашних забот — это телевизор. Телевизор расположен в той же комнате, что и мальчик. Она вроде бы и не много смотрит телевизор, но за день все равно набегает часов 5-8. Меня очень волнует влияние телевизора на ребенка. В сети я нашел немало материала по влиянию телевизора на ребенка, но в основном материал сводится к анализу влияния просмотра ребенком телевизора и допустимого времени просмотра телевизора. Дело в том, что мой сын в принципе не интересуется телевизором (то есть тем, что там показывается), он может сосредоточиться на картинке в среднем до 30 секунд, редко чуть больше, и дальше ему телевизор не интересен. Так что если говорить о непосредственном просмотре телевизора моим сыном, то за день от силы набегает минут 10-15. В связи со всем указанным меня прежде всего интересует пассивное влияние (если так можно сказать) телевизора на ребенка, когда работающий телевизор находится в одной комнате с ребенком, а именно (насколько я себе это представляю) влияние электромагнитного излучения (электростатического поля), ионизирующего (рентгеновского) излучения, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Пожалуйста, сообщите, чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности. Мне известно, что существуют специальные гигиенические нормы, разработанные для детей от 3 лет и взрослых — сколько часов в день можно проводить за компьютером и смотреть телевизор. Я был бы Вам благодарен, если бы Вы сообщили их. Имеются ли подобные нормы для детей младше 3 лет?

опубликовано 28/11/2006 13:54
обновлено 19/09/2014
— Первый год жизни

С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

13 Фев09560

Анна Ремиш, научный обозреватель: Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после 2-х или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2-х лет (но чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

Рекомендации российских психологов

  • Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «В этом возрасте (до 3-х лет — ред.) у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться (…) Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, предметная деятельность» [1]. Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США, когда детей 6-ти, 12-ти и 18-ти месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный контент [2]. Правда, это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2-х лет не может познавательно понять что именно происходит на экране и запомнить это, а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы, что уже смахивает на зомбирование.
  • Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками (…) Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда. Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2-х лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3-х до 7-ми лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7-ми до 13-ти лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)» [3].
  • Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2-х лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается» [4].

Мнение педиатров из Американской академии педиатрии
Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации:

  • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
  • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
  • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране и окружающим миром. И, хотя, дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
  • Ребенок младше 2-х лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
  • Детям от 2-х до 5-ти лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в спальне, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов [5], [6].

Почему так важно продержаться без телевизора хотя бы до 2-х лет? Мы уже писали о том, что просмотр мультфильмов во время еды может привести в будущем к ожирению. Мало того, «высаживание» перед телевизором с младых ногтей может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, – рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду! Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речевых навыков, кратковременной памяти и способности к чтению, а так же влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И, если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается» [7].

Научные исследования
В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4-х часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта [8].

В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети, начиная с 5-ти лет) увеличивал вероятность судимости и развития ассоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30% [9].

В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3-х лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования» [10].

Источники:

  1. Интервью E. О. Смирновой
  2. Статья из журнала Time «Образовательное телевидение для детей? Такого не существует»
  3. Влияние телевизора на детское зрение
  4. Психологи рассказали, какие мультфильмы полезно смотреть детям
  5. Рекомендации Американской академии педиатрии: сколько времени дети могут проводить у экрана
  6. Рекомендации использования электронных цифровых устройств у детей раннего возраста
  7. Почему детям нельзя смотреть телевизор
  8. Сколько времени ребенок может проводить за просмотром телевизора
  9. Связь просмотра телевизора и социальных проблем в будущем. Исследование ученых из Новой Зеландии
  10. Связь просмотра телевизора и нарушений графика детского сна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *