Материал по теме: Карта обследования детей с ЗПР
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с___________________________________________________________
Решением РМПК от____________________________________________________________
выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наследственные заболевания____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________
_____________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________
_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) __________________________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) _________________________________________________
Вес и рост при рождении________________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________
_____________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года,
после года)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________
Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________
Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании __________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) ____
_____________________________________________________________________________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) _________________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей _____________________________
_____________________________________________________________________________
3. Умение дорисовывать предмет ________________________________________________
4. Восприятие величины ________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет ___________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов______________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) ______________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке _____________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______
— ориентируется в пространстве __________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) _______________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) _________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики___________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ______________________________________________________________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _________________________________
Норма – 3-4 слова через час _____________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения ___________________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ___________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) ______________________________________
б) название обобщающего слова _____________________________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок _________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ____________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи _________________________________
9. Умение абстрагировать _______________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) __________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) _________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) __________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке ____________________________________
6) по серии картинок ___________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев ___________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________
— отвлеченно (без конкретного материала) _________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат _________________________________________________________
— закрытый результат _________________________________________________________
— отвлеченный результат ________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу ___________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ______________________________________________
3. Строит самостоятельно _______________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку ________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ______________________________
_____________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _____________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности __________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ______________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ___________________________
____________________________________________________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения ________________________
_____________________________________________________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Учебно-методический материал: Карта обследования детей с задержкой психического развития
Карта обследования детей с задержкой психического развития
(Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)
Фамилия, Имя ребенка________________________________
Дата рождения____________________
Домашний адрес____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________
Диагноз медико-педагогической комиссии
Дата заполнения карты______________________________________
Дефектолог________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________
Решением РМПК от__________________Выпускается с_____________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)_____________________________________
Сведения о родителях_______________________________________________________
Наследственные заболевания___________________________________________________
Анамнез
Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ______________
Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)
Роды___________________ (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) Стимуляция ___________ (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок _________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________
Резус-фактор (отриц., положит.) __________.________
Вес и рост при рождении___________________________________
Вскармливание________________________ (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание)________________________________________________________________
Выписался из роддома на день __________ (причины задержки) ______________________________
Раннее психомоторное развитие (отметить, не было ли отклонений от нормы) ____________________
Перенесенные заболевания
(ушибы, травмы головы, инфекции, судороги при высокой температуре — до года, после года) ______
_______________________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова_______________________________ Первые фразы с ___________________________
Отношение к своей речи_______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________________
Неврологический статус________________________________________________________________
Данные психолого-педагогнческого обследования
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании ___________________________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений) _____________
Беседа:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Сколько будет через год?)
3. Ты будешь дядей или тетей (мужчиной или женщиной), когда вырастешь?
4. Как зовут маму, папу?
5. Сейчас утро или вечер? (Чем отличается день от ночи?)
6. Что остается на земле после дождя?
7. Кто больше корова или собака?
8. Какого человека называют хорошим, плохим?
9. Сколько лап у петуха, кошки? (У кого больше лап – у кошки или собаки?)
10. Чем ты любишь заниматься?
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схе¬матическом, пересекающемся изображении) __________________________________________________________
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей ______________________________________
3. Умение дорисовывать предмет _________________________________________________________
4. Восприятие величины _________________________________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) используя безречевую инструкцию, проверить, соотносит ли цвет __________________________
б) различает ли цвета ___________________________________________________________________
в) различает и знает названия цветов ______________________________________________________
6. Восприятие формы
— знает, дифференцирует основные геометрические фигуры __________________________________
— узнает формы в рисунке, в предмете (Задания «помоги маме и дочке развесить цветные платочки» и т.п.) _________________________________________________________________________________
7. Восприятие пространства
— различает правую и левую сторону на себе, на другом человеке __________________________
— сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)______________
— ориентируется в пространстве ___________________________________________________________
— понимание предлогов (простых, сложных) ________________________________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года) ___________________________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики
1. Срисовать картинку «домик»:
Оценки: 1б – неправильное изображение элементов
1б – замена одного элемента другим
1б – отсутствие одного элемента
1б – разрыв между линиями
0б – воспроизведение без ошибок
Анализ результатов: 0б – достаточное внимание, сформирован навык моторики
1-2б – средний уровень внимания и навыка моторики больше 2б – низкий уровень внимания и навыка моторики.
________________________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнения задания («Лабиринт», «Проведи зайку к морковке» и т.п.) ________________________________________________________________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут). _____________________________________
Норма – 3-4 слова через час __________________________________________________________
2. Заучивание короткого стихотворения. ___________________________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур:
— понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) __________________________________________________________________
(используются 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке)
а) по назначению (что можно надеть, кушать) _____________________________________________
б) название обобщающего слова __________________________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, чашка) ____________________________________
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний) ____________________________________________
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом __________________________________
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок ________________________________
7. Может ли объяснить смысл загадки ___________________________________________________
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи ________________________________________
9. Умение абстрагировать ______________________________________________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи) ___________________________
2. Объем пассивного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) __________________________
3. Объем активного словаря (по предметным, сюжетным картинкам) ____________________________
4. Особенности фразовой речи (вопросно-ответная, самостоятельная) ___________________________
5. Связная речь;
а) составить рассказ по малосюжетной картинке _____________________________________________
6) по серии картинок __________________________________________________________________
в) пересказ короткого текста ____________________________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 ___________________________________________________________
2. Соотнесение данного количества с количеством пальцев _________________________________
3. Выделение из множества (1-5) по слову, образцу, показу ___________________________________
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно) ___________________________________________
5. Счетные операции:
— на конкретном материале — открытый результат __________________________________________
— на конкретном материале — закрытый результат по представлению__________________________
— отвлеченно (без конкретного материала) __________________________________________________
6. Решение простых задач (6 лет) _________________________________________________________
7. Придумывание простых задач (6 лет)
— открытый результат ___________________________________________________________________
— закрытый результат ___________________________________________________________________
— отвлеченный результат __________________________________________________________________
Конструктивная деятельность
1. Умение строить по образцу _____________________________________________________________
2. Строит по графическому рисунку ________________________________________________________
3. Строит самостоятельно ________________________________________________________________
4. Умение зарисовать, обыграть постройку __________________________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования __________________________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса ________________________________________
_______________________________________________________________________________________
б) целенаправленность деятельности _______________________________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности ____________________________________________________
( нуждается ли в помощи, а какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ______ _______________________________________________________________________________________
4. Критичность в оценке своей деятельности ________________________________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов ______________________________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения _________________________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________
—
Направления обследования | Знания, умения, навыки | стартовая | промежу- точная | итоговая |
Особенности эмоционально – волевой сферы | ||||
Особенности поведения ребенка во время обследования | 1. Контакт (активный, пассивный (формальный), не вступает) | |||
2. Поведение (соответствует ситуации, не соответствует ситуации) | ||||
3. Понимание инструкции и цели задания (выслушивает задание до конца, необходим ли показ) | ||||
4. Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.) | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Особенности психических процессов | ||||
І. Восприятие | 1. Соотнесение объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывание на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) | |||
2. Дифференциация предметов, контрастных по величине (3 и более величин) (сборка трехместной матрешки и других вкладышей после показа) | ||||
3. Сборка пирамидки по убыванию размера из четырех (пяти) контрастных по величине колец (после показа) | ||||
4. Выбор предмета такой же формы, как на образце | ||||
5. Дифференциация предметов, контрастных по величине (большой — маленький) | ||||
6. Ориентировка в трех (четырех) цветах; некоторые называет; подбирает по образцу | ||||
7. Дифференциация понятий «один – много» | ||||
8. Распознавание веса, фактуры, температуры предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый) | ||||
9. Рисование в рамках листа вертикальных, горизонтальных, округлых, коротких и длинных линий. Называние того, что рисует | ||||
ІI. Внимание | Узнавание недорисованных изображений (Что забыл дорисовать художник?) | |||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Игровая деятельность (сюжетно-отобразительная) | ||||
1. Переворачивает страницы книг («читает») | ||||
2. Катит перед собой коляску | ||||
3. Тянет игрушку за веревочку | ||||
4. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь | ||||
5. Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители | ||||
6. Подражает другим детям (в любых играх) | ||||
7. Выполняет правила в подвижных играх | ||||
8. Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по речевой инструкции, по рисунку, по замыслу) | ||||
9. Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками | ||||
10. Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа) | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Речевое развитие | ||||
Исследование импрессивной речи | ||||
1. Пассивный словарь | а) Понимание конкретных существительных Инструкция: «Покажи, где…» (на основе картинного материала) | |||
кукла | ||||
мяч | ||||
машинка | ||||
платье | ||||
майка | ||||
брюки | ||||
тарелка | ||||
чашка | ||||
ложка | ||||
чайник | ||||
голова | ||||
шея | ||||
спина | ||||
живот | ||||
руки | ||||
ноги | ||||
пальцы | ||||
дерево | ||||
цветок | ||||
кошка | ||||
собака | ||||
корова | ||||
заяц | ||||
медведь | ||||
лиса | ||||
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др) | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Экспрессивная речь (до 1500 произносимых слов) | ||||
І. Общая характерис-тика речи | Произносит сложные предложения при общении (говорит простыми грамматически оформленными фразами) | |||
Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?», и др. | ||||
Легко повторяет за взрослым незнакомые слова, фразы | ||||
Быстро заучивает стихи, песенки, отрывки из сказок | ||||
II. Активный словарь | а) Общие представления. Инструкция: «Ответь на вопросы…» | |||
1.«Как тебя зовут?». (Знает свою фамилию) | ||||
2.«Сколько тебе лет?». (Показывает на пальчиках) | ||||
3. «Ты мальчик, или девочка?» | ||||
4. По сюжетной картинке | ||||
б) Существительные Инструкция: «Назови каждый предмет, нарисованный на картинке» (по темам) | ||||
игрушки | ||||
посуда | ||||
одежда | ||||
животные | ||||
в) Знание назначений частей тела. Инструкция: «Глаза – смотрят, а…» | ||||
уши – | ||||
ноги – | ||||
руки – | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Бытовые навыки | ||||
1. Одевается и раздевается с помощью взрослого | ||||
2. Расстегивает несколько пуговиц | ||||
3. Застегивает одну-две пуговицы | ||||
4. Сообщает о физиологических потребностях | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — | ||||
Развитие моторных функций | ||||
Общая моторика | Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы) | |||
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым) | ||||
Поднимается по лестнице чередующимся шагом | ||||
Спускается по лестнице чередующимся шагом | ||||
Ходит на носочках | ||||
Бегает, подпрыгивает, приседает | ||||
Прыгает на двух ногах | ||||
Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками | ||||
Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы | ||||
Ловит мяч двумя руками | ||||
Перебрасывает мяч через препятствия | ||||
Вывод | Стартовая — | |||
Промежуточная — | ||||
Итоговая — |
Учебно-методический материал (младшая группа): Карта обследования детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
«ПРИНЯТО» На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО»
Директор ГБОУ школа № 69 ___________Е.А. Ткачев Приказ № от « » сентября 2018 г. |
Карта обследования ребенка с задержкой психического развития
младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Данная карта обследования предназначена для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка.
В процессе исследования учитель — дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения.
Для обследования используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, дидактические игры, картинки, пазлы, разрезные картинки, речевой материал.
Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.
Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических функций.
Карта обследования позволяет:
-определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации;
-организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;
-наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников.
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_____________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________________________________
Решением РМПК от________________________________________________________________
выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________
Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________
ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
- ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При наблюдении за игрой отметить:
- наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Адекватен ли выбор игрушек (кукла-одежда, машина, кубики, кирпичики) __________________________________________________________________________
- Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий (покорми куклу, прокати машинку) _______________________________________________________________
- Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца) ______________________________________________________________________________________________________________________________
- Сопровождает ли игру речью _______________________________________________________________
- Характер игровой деятельности ребенка ( манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно- ролевые игры) _______________________________________________________________
II. Исследование психических процессов
- Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) _________________________
- Состояние слухового внимания :
а) дифференциация звучащих игрушек _____________________________________________________________
б) определение направления звучания игрушки _____________________________________________________________
в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3-х лет) (барабан, дудочка) _______________________________________________________________________
1-е задание- при соотнесении с инструментом выполняет соответствующие действия (звучит барабан- шагать, дудочка- кружиться)________________________
2-е задание- то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой)________________________________________________________________
- Исследование зрительного восприятия
а) узнавание реальных предметов____________________________________________________
б) узнавание предметов на картинке_______________________________________________________
в) выделение основных деталей предметов (кукла- части тела, лица, рубашка- рукава, карман, пуговицы и т.п. _____________________________________________________________
г) Восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом) самый большой, самый маленький _____________________________________________________________
1- е задание- разобрать матрешку и поставить в ряд по величине_____________________________________________________
2- е задание- собрать матрешку_____________________________________________________
д) Восприятие цвета- ( не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом)____________________________________________________________________________________________________________________
е) Восприятие формы (с 3 лет) Различение геометрических форм — подобрать картинку к образу
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса
а) ориентировка в пространстве (вверху- внизу, впереди-сзади)________________________________________________________
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей) ____________________________________________________________
в) кубики «горка» _____________________________________________________________
г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3- лет)__________________________________________________________
- Особенности памяти (какой игрушки не стало – из 3-х предметов) _______________________________________________________________________
- Особенности мышления
а) Наглядно действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки)_____________________________________________________________
б) способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему (игрушки, посуда, одежда)__________________________________________
в) классификация предметов (с 3-х лет) Положить картинку к соответствующей логической группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда» ( ребенку даны игрушки- платье, чашка) __________________________________________________________________________________________________________________________
- Развитие элементарных математических представлений (с 3- х лет)
а) один- много _____________________________________________________________
б) счет от 1 до 3 _____________________________________________________________
в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке
(1-3)___________________________________________________________________
г) выделение из множества по образцу , по показу и слову ( 1,2-х, предметов)_____________________________________________________________
д) больше- меньше, одинаково _____________________________________________________________
- Состояние ручной моторики ( нормальная моторика, нарушения моторики)
а) какой руке отдает предпочтение ( правой, левой, одинаково пользуется обеими руками )______________________________________________________________
б) сформированность навыков самообслуживания__________________________
в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования______________________________________________________________
3-4 года – расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш, рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека, складывание крупной мозаики.
III. Состояние эмоционально- личностной сферы ребенка
- Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен, или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________
- Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций — радостное, тревожное, аффективное и др.) _______________________________________________________
- Наличие познавательного интереса к окружающему _____________________________________________________________
- Сформированность целенаправленной деятельности___________________________________________________________
- Межличностные отношения_______________________________________________
а) со взрослыми____________________________________________________
б) со сверстниками_________________________________________________
в) адаптация в коллективе_________________________________________________
IV. Обследование речи
1)Пассивный словарь
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции дефектолога- предметы, части предметов части тела ит.п.)______________________________________________________________
б) понимание обобщающих слов ( с 3-х лет) _______________________________________________________________
(выбрать предметы или картинки по темам «игрушки», «посуда», «одежда»)
в) понимание действий __________________________________________________________________
— покажи, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п. (на картинках)
— выполнить поручения по речевой инструкции (дай куклу, покорми куклу, посади куклу)
2) Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь, или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).__________________________________________
2. Активный словарь (существительные, глаголы, прилагательные)___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
—
Оцениваемая характеристика | Актуальный уровень развития | Динамика развития в ходе реабилитации | |||||
1 | Уровень сформирован-ности взаимодействия | 1 | 2 | 3 | Без изме-нений | Незначительные улучше-ния | Улучшения |
Контакт | Нарушение контакта | Избирательный контакт | Контактен | 0 | 1 | 2 | |
Эмоциональное восприятие | Негативное | Безразличное | Положительное | 0 | 1 | 2 | |
2 | Уровень развития моторики | ||||||
Ведущая рука | Правая | Левая | Амбидекстр | 0 | 1 | 2 | |
Координация движений | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Графические навыки | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Пальцевая моторика | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
3 | Конструктив -ный праксис | Не сформирован | Частично сформирован | Норма | 0 | 1 | 2 |
4 | Представления об окружающем | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 |
5 | Развитие речи | ||||||
Понимание обращенной речи | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Состояние экспрессивной речи | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
6 | Пространственно-временная ориентация | ||||||
Ориентация в схеме тела, пространстве | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Определение временной последователь-ности | Не сформировано | Частично сформировано | Норма | 0 | 1 | 2 | |
7 | Восприятие | ||||||
Зрительный гнозис | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Слухо-моторная координация | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Стереогноз | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
8 | Особенности внимания | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 |
9 | Особенности памяти | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 |
10 | Особенности мышления | ||||||
Развитие наглядных форм мышления | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Словесно-логическое мышление | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
11 | Сформированность учебных навыков | ||||||
Математика | |||||||
Представления о числах и цифрах | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Счёт прямой | Отсутствует | Механический | Осмысленный | 0 | 1 | 2 | |
Счёт обратный | Отсутствует | Механический | Осмысленный | 0 | 1 | 2 | |
Вычислитель-ные навыки | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Навыки решения задач | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Характерные ошибки: | |||||||
Русский язык | |||||||
Навыки каллиграфичес-кого письма | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Навыки орфографичес-кого письма под диктовку | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Навыки списывания текста | Не сформированы | Частично сформированы | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Выполнение грамматических заданий | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Характерные ошибки: | |||||||
Чтение | |||||||
Темп чтения | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
Способ чтения | Побуквенное | Послоговое | Словесно-фразовое | 0 | 1 | 2 | |
Понимание прочитанного | Сильные нарушения | Частичные нарушения | Норма | 0 | 1 | 2 | |
12 | Работоспособ-ность | Низкая | Средняя | По возрасту | 0 | 1 | 2 |
Когнитивная сфера. Восприятие: | баллы | сентябрь | май |
Разрезная картинка | 2-6 | ||
Соединение частей без анализа результата/прикладывание с разворотами/ зрительное соотнесение | 0-2 | ||
Мышление: | |||
Обобщения: простые/стандартные/ дифференцировка стандартных | 0-2 | ||
Выделяет 4-лишний по размеру/ цвету/форме/ конкретному/категориальному признаку | 0-5 | ||
Подбирает простые аналогии | 0-2 | ||
Устанавливает причинно-следственные связи | 0-2 | ||
Фэмп | |||
Называет основные геометрические фигуры | 0-5 | ||
Счёт до | 0-10 | ||
Называет обобщающее число | 0-2 | ||
Выделяет из множества | 0-2 | ||
Выполняет сравнение множеств/уравнивание двух множеств | 0-2 | ||
Решение арифметических задач на наглядном материале/ в умственном плане | 0-2 | ||
Определяет состав числа в пределах | 0-10 | ||
Память | |||
Зрительная (объем) | 0-10 | ||
Слухоречевая (объем: кот, лес, брат, стол, рука, дом, снег) | 0-7 | ||
Внимание | |||
Способность к длительному сосредоточению внимания на предмете | 0-2 | ||
Переключаемость | 0-2 | ||
Пространственно-временные представления: | |||
Времена года: узнает по картинкам/самостоятельно называет/знает последовательность | 0-3 | ||
Знает схему собственного тела | 0-2 | ||
П. П. о взаиморасположении внешних объектов и тела | 0-2 | ||
П.П. о взаиморасположении внешних объектов между собой | 0-2 | ||
Поведение в процессе обследования: | |||
Интерес к заданиям | 0-2 | ||
Включение в совместную деятельность | 0-2 | ||
Ориентация на оценку взрослого | 0-2 | ||
Критичность | 0-2 | ||
ИТОГО: | |||
Оценка в баллах: отсутствие – 0, в стадии формирования – 1, сформировано — 2 |
Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида
Методическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.
В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.
Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.
Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.
Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.
В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.
Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.
Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.
I. Определение уровня развития высших психических функций:
- восприятия,
- внимания,
- памяти,
- мышления,
- уровня развития мелкой моторики,
- уровень развития произвольной регуляции.
II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:
- количества и счета,
- геометрических фигур,
- величины,
- ориентировки в пространстве,
- ориентировки во времени,
- составления и решения арифметических задач.
К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.
Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.
К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:
Ср.п. = б/n, где:
- Ср.п. – средний показатель,
- б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
- n – количество заданий в диагностике.
Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.
Перечень диагностического материала:
1. Внимание.
- 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
- 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).
2. Восприятие.
- Цвет — методика И.В. Дреминой.
- Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
- Величина:
1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».
2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.
3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).
3. Особенности восприятия – целостность.
- 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
- 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.
4. Мышление.
1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.
2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.
- Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
- Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.
3) Словесно – логическое.
- 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
- 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
- Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
5. Память.
1) Слуховая память.
«Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).
2) Зрительная память.
«Запомни 9 фигур и нарисуй их».
3) Логическая память.
Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).
6. Моторика.
- Упражнение «Бусинки».
- Тест на определение ведущей руки.
7. Произвольная регуляция.
Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).
Диагностика по разделу «ФЭМП».
- 5 лет – до 5.
- 6 лет – до 10.
2) Геометрические фигуры.
- 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
- 6 лет – различение геометрических фигур.
3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.
- 5 лет – 5 предметов.
- 6 лет – 10 предметов.
4) Ориентировка в пространстве.
- 5 лет – ориентировка направления от себя.
- 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
5) Ориентировка во времени.
- 5 лет – различение частей суток.
- 6 лет – различение частей суток, дни недели.
Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.
Петухова Н.В., учитель–дефектолог |
Дефектолог — это кто? Чем занимается педагог-дефектолог? Зачем ребенку занятия дефектологом?
Дети — цветы жизни! Именно с их детьми связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, что должны обеспечить ребенку родители, — это правильный рост и развитие, поэтому при обнаружении малейших отклонений нужно сразу обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Есть профессия, объединяющая медицину и педагогику.Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.
Дефектолог — педагог, специализирующийся на занятиях с отстающими в физическом или умственном развитии детьми.
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Дефектолог — это прежде всего человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс мероприятий, направленных на развитие проблемного ребенка.Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен иметь возможность войти в доверие подрастающего поколения и стать другом для ребенка.
Среди личных качеств, которыми должен обладать педагог-дефектолог, можно выделить следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Есть необходимость в освоении профессии дефектолога. Преподаватель должен быть грамотным и четко ставить речь, у него должна быть отличная память, уметь правильно строить и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима, чтобы определить методику, подходящую для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два из этих качеств помогут установить контакт с ребенком, определить специфику его поведения и дать ему логическое объяснение.
- Общительность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть с ними общительным, всегда уметь поговорить с ребенком и спровоцировать двусторонний диалог.
- Эмоциональная стойкость и терпение. Сильная нервная система — залог эффективности и продуктивности работы дефектолога с детьми с физическими или умственными недостатками. Надо понимать, что работа дефектолога — трудная работа.
- Отзывчивость. Дефектолог — первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен оставаться равнодушным к чужим проблемам.
- Такт. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детьми и их родителями.
Специальности дефектологии
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика — обучение детей с явными и незначительными отклонениями в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика — обучение подрастающего поколения с ограниченными возможностями умственного развития;
- тифлопедагогика — обучение детей с нарушениями зрения;
- Логопедия — это обучение детей, показатели развития которых находятся в пределах нормы, но при этом выявлены вербальные отклонения в произношении.
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, поставленные дефектологом:
- Для поощрения желания учиться через мотивацию.
- Для восполнения нехватки общих знаний, для восполнения развития речевого аппарата, для обучения чтению, чтению, лепке и игре.
Ориентируясь на цель, специалист по работе с особыми детьми решает следующие задачи:
- Проводит корректирующую работу по имеющимся отклонениям в развитии учащихся.
- Осуществляет обследование детей с целью выявления структуры и степени выраженности врожденных дефектов.
- Объединяет студентов с одинаковым психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или индивидуально), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных возможностей. Занятия с проблемными детьми построены на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методической программы зависит от специфики имеющихся у студентов отклонений.
- Проводит консультации и беседы с родителями детей, находящихся на его реабилитации.
Кроме того, детский дефектолог должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, на основании которого диагностирует его способности к обучению. Если выявлены отклонения в развитии, работа организована так, чтобы максимизировать и восстановить недостатки развития.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы и др.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает кульминационную деятельность для детей определенной возрастной категории. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольников, дефектолог в детском саду уделяет особое внимание игровой деятельности, школьникам — чтению, письму и т. Д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностики нарушений развития, их исправления и восстановления, применяется комплексный подход, основанный на принципе единства диагностики и коррекции.Работа по диагностике — неотъемлемая часть комплексного исследования малыша специалистом. Обстановка во время опроса должна быть благоприятной, дружелюбной, без постороннего шума и посторонних лиц, диалог — в спокойном тоне.
Анализ нарушений развития проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражается центральная нервная система, характер таких поражений разный, что приводит к возникновению разнородных нарушений в умственном и физическом развитии.Поэтому исследования у дефектолога дифференцированы. Для каждого отдельного ученика или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана деятельности необходимо учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.
.где и кем работает
В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах — «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, прошедшие обучение в этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. Какие университеты предлагают это направление обучения? Кто выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?
Дефектологическое образование: сущность направления
Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов.Это обеспечивается обученными учителями-дефектами. Такую профессию люди получают после завершения обучения в высших учебных заведениях по направлению «Дефектологическое образование».
За время учебы каждый студент изучает множество дисциплин. Среди них «Педагогика, психология», «Медико-биологические основы дефектологии», «Клиника умственной отсталости» и др. В результате программы человек может заниматься коррекционной, педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:
- по коррекции пороков развития. ;
- на разработку индивидуальных образовательно-коррекционных программ; №
- для изучения особенностей психофизического развития и потребностей лиц с ограниченными возможностями;
- давать рекомендации инвалидам, членам их семей.
Профили специального (дефектологического) образования
Поступающие по направлению «Дефектологическое образование», как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от заведения. Например, поступающим на бакалавриат могут быть предложены следующие профили:
- «Специальная психология»;
- «Логопед»;
- «Педагогическая и психологическая поддержка детей с ограниченными возможностями»;
- «Олигофренопедагогика».
Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистерская программа. Программы обучения:
- «Инклюзивное образование»;
- «Педагогическое и психологическое сопровождение инвалидов»;
- «Логопедия (обучение лиц с нарушением речи)»;
- «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».
Актуальность специальности в современном мире
Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектология образования», приглашают студентов на обучение.Члены приемной комиссии, учителя говорят о ее актуальности, ведь на данный момент достаточно остро стоит проблема воспитания детей с ограниченными возможностями. Около 9-11% лиц из детского населения нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Некоторые взрослые также нуждаются в помощи.
Люди, прошедшие обучение по направлению «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, связанными как с психологической сферой, так и с физической.Направления работы специалистов ориентированы на лиц с приобретенными и наследственными нарушениями зрения, слуха, патологиями речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.
Наличие необходимых личностных качеств
Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересно, но подходит далеко не всем. Выбирая эту специальность, следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Это должен быть специалист:
- Инициатива;
- энергетик;
- доброжелательный;
- тактичный;
- уверены в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программой.
Будущий специалист должен быть настроен оптимистично. Оптимизм уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к предмету с ограниченными возможностями, к обществу, в которое будут включены ученики, к себе.
Получение образования в РНЕ
Практически в каждом городе есть вуз, в котором есть направление «Дефектологическое образование». В Москве их работает несколько. Одно из учебных заведений — Российский новый университет (РНУ).Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.
«Дефектологическое образование» в университете предлагает факультет психологии и педагогики. При поступлении каждому поступающему предоставляется возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. В дневной форме занятия проходят 5 дней в неделю. Пары стартуют в университете в 9 часов. На заочной форме в российском новом университете студенты самостоятельно осваивают образовательную программу.Занятия в университете проходят 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.
Обучение в МПГУ
Из числа вузов, обеспечивающих подготовку педагогов-дефектологов, в качестве примера можно привести Московский психологический и социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация также является автономным некоммерческим учреждением. Университет работает с 1995 года.
Московский психолого-социальный университет, ранее называвшийся Институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ.Среди них есть «дефектологическое образование» в бакалавриате. Он предлагает очное, очное и заочное обучение. Магистерские программы по данному направлению в университете не предусмотрены.
Будущее выпускников
Люди, прошедшие обучение по специальности «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и выпускники вузов, могут работать в различных организациях:
- в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
- в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
- в центрах оказания психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи населению;
- в учреждениях социальной защиты;
- в благотворительных и общественных организациях для работы с людьми с ограниченными возможностями.
Выпускники ожидают напряженной работы в будущем. При работе с конкретным человеком нужно будет помогать не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. Он и его родители, близкие родственники нуждаются в квалифицированной помощи, потому что семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Суть помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, образования, социализации и интеграции ребенка в общество.Таким образом, работа будет сложной, но в то же время интересной, поэтому специальность «Дефектология (специальное) образование» заслуживает внимания.
p> ,Дефектолог — это кто? Чем занимается педагог-дефектолог? Зачем ребенку занятия дефектологом?
Дети — цветы жизни! Именно с их детьми связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, что должны обеспечить ребенку родители, — это правильный рост и развитие, поэтому при обнаружении малейших отклонений нужно сразу обращаться за помощью к специалистам.
Кто такой дефектолог?
Есть профессия, объединяющая медицину и педагогику.Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных детей и их родителей.
Дефектолог — педагог, специализирующийся на занятиях с отстающими в физическом или умственном развитии детьми.
Какими качествами должен обладать дефектолог?
Дефектолог — это прежде всего человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс мероприятий, направленных на развитие проблемного ребенка.Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен иметь возможность войти в доверие подрастающего поколения и стать другом для ребенка.
Среди личных качеств, которыми должен обладать педагог-дефектолог, можно выделить следующие:
- Высокий уровень интеллекта. Есть необходимость в освоении профессии дефектолога. Преподаватель должен быть грамотным и четко ставить речь, у него должна быть отличная память, уметь правильно строить и структурировать занятия.
- Интуитивные способности. Интуиция необходима для определения техники, подходящей для конкретного случая.
- Наблюдательность и внимательность. Два из этих качеств помогут установить контакт с ребенком, определить специфику его поведения и дать ему логическое объяснение.
- Общительность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть с ними общительным, всегда уметь поговорить с ребенком и спровоцировать двусторонний диалог.
- Эмоциональная стойкость и терпение. Сильная нервная система — залог эффективности и продуктивности работы дефектолога с детьми с физическими или умственными недостатками. Надо понимать, что работа дефектолога — трудная работа.
- Отзывчивость. Дефектолог — первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен оставаться равнодушным к чужим проблемам.
- Такт. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детьми и их родителями.
Специальности дефектологии
Наука дефектология включает несколько основных направлений:
- сурдопедагогика — обучение детей с явными и незначительными отклонениями в работе слухового аппарата;
- олигофренопедагогика — обучение подрастающего поколения с ограниченными возможностями умственного развития;
- тифлопедагогика — обучение детей с нарушениями зрения;
- Логопедия — это обучение детей, показатели развития которых находятся в пределах нормы, но при этом выявлены вербальные отклонения в произношении.
Профессия дефектолога: цели и задачи
Цели, поставленные дефектологом:
- Для поощрения желания учиться через мотивацию.
- Для восполнения нехватки общих знаний, для восполнения развития речевого аппарата, для обучения чтению, чтению, лепке и игре.
Ориентируясь на цель, специалист по работе с особыми детьми решает следующие задачи:
- Проводит корректирующую работу по имеющимся отклонениям в развитии учащихся.
- Осуществляет обследование детей с целью выявления структуры и степени выраженности врожденных дефектов.
- Объединяет студентов с одинаковым психофизическим состоянием в группы.
- Проводит занятия (в группе или индивидуально), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных возможностей. Занятия с проблемными детьми построены на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методической программы зависит от специфики имеющихся у студентов отклонений.
- Проводит консультации и беседы с родителями детей, находящихся на его реабилитации.
Кроме того, детский дефектолог должен систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
Функции педагога-дефектолога
- Проводит детальное обследование ребенка, на основании которого диагностирует его способности к обучению. Если выявлены отклонения в развитии, работа организована так, чтобы максимизировать и восстановить недостатки развития.
- Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы и др.).
- Развивает коммуникативные способности детей.
- Развивает кульминационную деятельность для детей определенной возрастной категории. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольников, дефектолог в детском саду уделяет особое внимание игровой деятельности, школьникам — чтению, письму и т. Д.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностики нарушений развития, их исправления и восстановления. Интегра
.Получение кредитной карты для ребенка
Обычно вам должно быть 18 лет, чтобы получить кредитную карту самостоятельно. Но эмитенты кредитных карт упрощают получение кредитной карты для ребенка младше 18 лет в качестве авторизованного пользователя в вашей учетной записи.
Фактически, T. Rowe Price в своем опросе «Родители, дети и деньги» в 2017 году обнаружил, что 18% детей в возрасте от 8 до 14 лет имеют кредитные карты.
Правильный возраст для получения ребенку кредитной карты зависит от причин, по которым она была получена, и от того, готов ли ваш ребенок ею пользоваться.Также важно знать, какую кредитную карту получить, чтобы получить максимальную выгоду от договоренности.
Найдите лучшие кредитные карты в Experian CreditMatch ™ .
Почему получить кредитную карту для ребенка младше 18 лет
Вот три основные причины, по которым вы можете захотеть получить кредитную карту для своего сына или дочери:
1. Это может помочь им составить кредитную историю
Любой кредитный счет, о котором кредиторы сообщают трем кредитным бюро, может повлиять на ваш кредит.И если ваш ребенок собирается в колледж в ближайшие несколько лет, создание кредитной истории раньше, чем позже, может ему очень помочь.
Например, частные компании по ссуде на обучение обычно требуют проверки кредитоспособности, и наличие некоторой кредитной истории также может помочь вашему ребенку получить свою первую студенческую кредитную карту. Возможно, они даже смогут профинансировать свою первую машину, не прибегая к вам в качестве соучастника.
Однако имейте в виду, что не все эмитенты кредитных карт сообщают информацию об аккаунтах авторизованных пользователей в кредитные бюро.Чтобы узнать, есть ли у вас, позвоните по номеру, указанному на обратной стороне карты, и спросите представителя службы поддержки.
Кроме того, в зависимости от того, какая модель кредитного рейтинга используется, статус авторизованного пользователя вашего ребенка может не так сильно влиять на его кредит, как если бы он был основным владельцем учетной записи.
2. Вы можете научить детей пользоваться смарт-кредитными картами
Кредитные карты могут быть опасны, если вы не будете осторожны. По данным Experian, средний остаток на кредитной карте на конец 2017 года составлял 6354 доллара.
Если вы научите своих детей ответственному использованию кредитных карт, они с меньшей вероятностью будут совершать ошибки из-за незнания. Поговорите с ними о годовой процентной ставке (APR) карты и о том, как кредитные карты обычно взимают более высокую годовую ставку, чем другие типичные долги.
Объясните, как важно избегать взимания с кредитной карты больше, чем вы можете позволить себе погасить каждый месяц. Кроме того, покажите, как можно полностью избежать процентов, своевременно и полностью погасив остаток по кредитной карте.
Обучение ваших детей этим урокам в среде обучающего колеса может помочь им развить хорошие финансовые привычки, которые будут им хорошо служить, когда они войдут в мир взрослых.
Найдите лучшие кредитные карты в Experian CreditMatch ™ .
3. Они могут использовать его в экстренных случаях
Если вы дали своему ребенку сотовый телефон, чтобы он мог позвонить вам в экстренных случаях, почему бы не сделать то же самое с кредитной картой?
Маловероятно, что вашему сыну или дочери потребуется часто использовать кредитную карту в экстренных случаях.Но это может дать вам некоторое душевное спокойствие, зная, что они не попадут в затруднительное положение без денег на бензин.
Тем не менее, рекомендуется установить правила использования карты, чтобы вы оба пришли к соглашению о том, что считается расходом на случай чрезвычайной ситуации. Кроме того, вы можете научить вашего ребенка ценности накопления средств на случай чрезвычайной ситуации, чтобы вы могли немедленно оплатить любые неожиданные расходы по кредитной карте, которые могут возникнуть.
Готов ли ваш ребенок к кредитной карте?
Использование кредитной карты требует большой ответственности, и это не для всех, даже для некоторых взрослых.Важно поговорить с вашим ребенком, чтобы определить, готовы ли он к кредитной карте. Имейте в виду, что их возраст не так важен, как их уровень зрелости и желание учиться.
Например, у вашего сына или дочери обычно возникают проблемы с соблюдением установленных вами правил? Здорово ли они относятся к деньгам?
Вы знаете своих детей лучше, чем кто-либо другой, поэтому руководствуйтесь своим суждением и звоните, основываясь на этих знаниях. Независимо от того, готов ли ваш ребенок к получению кредитной карты, было бы разумно создать некоторые основные правила для его новой покупательной способности.
Для начала решите, кто будет платить по счету. Согласно тому же исследованию T. Rowe Price, 41% родителей заставляют своих детей оплачивать счета по кредитной карте. Это может побудить вашего ребенка использовать карту более ответственно, чем если бы вы оплачивали счет каждый месяц.
Если вы не собираетесь заставлять ребенка оплачивать покупки по кредитной карте, обсудите и договоритесь, когда можно использовать карту, а когда нет. Если вы обнаружите, что они нарушают эти границы, проследите за ними и напомните им о своем соглашении.
Найдите лучшие кредитные карты в Experian CreditMatch ™ .
Какие эмитенты позволяют получить кредитную карту для ребенка младше 18 лет?
Добавление вашего ребенка в качестве авторизованного пользователя может быть хорошим делом, но вы можете столкнуться с проблемами, если эмитент вашей кредитной карты не разрешает это или предъявляет возрастные требования.
Чтобы помочь, мы провели небольшое исследование, чтобы определить, как ведущие эмитенты кредитных карт справляются с этим.
Эмитент кредитной карты | Требования к возрасту |
---|---|
American Express | 13 или 15 лет, в зависимости от карты |
Barclays | 13 лет |
Bank of America | Нет минимальный возраст |
Capital One | Нет минимального возраста |
Чейз | Нет минимального возраста |
Citi | Нет минимального возраста |
Discover | 15 лет |
U.S. Bank | 16 лет |
Wells Fargo | Нет требований к минимальному возрасту |
Если эмитент вашей кредитной карты не включен в этот список, позвоните по номеру, указанному на обратной стороне карты, и спросите о их возрастные требования.
Если вы обнаружите, что эмитент вашей кредитной карты не позволяет вам получить кредитную карту для ребенка младше 18 лет в качестве авторизованного пользователя или имеет слишком высокий минимальный возраст, рассмотрите возможность подачи заявки на новую кредитную карту.
Есть множество отличных бонусных кредитных карт от ведущих эмитентов, у которых нет минимального возраста. Кроме того, имейте в виду, что покупки вашего ребенка в качестве авторизованного пользователя генерируют вознаграждения, как и ваши. Таким образом, получение карты с лучшими наградами может сделать схему более ценной для вас.
Найдите лучшие кредитные карты с возвратом денег в Experian CreditMatch ™ .
Будьте осторожны
Добавление вашего сына или дочери в качестве авторизованного пользователя вашей кредитной карты может помочь им получить кредит и развить хорошие кредитные привычки.Но если вы не будете осторожны, вы можете оказаться на крючке из-за их покупок, одобряете вы их или нет.
Но если вы будете следовать изложенным нами советам, вы сможете превратить это в положительный опыт как для вас, так и для вашего ребенка.
.