Как запомнить таблицу умножения быстро: Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения быстро и весело – 3 игры и 5 секретов. Как легко выучить таблицу умножения?

Содержание

«как быстро выучить таблицу умножения» – Яндекс.Знатоки

Очень легко можно выучить таблицу умножения С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК

“Учим таблицу умножения по рисункам-ассоциациям с помощью сказок. Две волшебные сказки о доброй стране умножения и ее славных жителях», Г. Михацлец, Е. Кузнецова.

Ребёнок запоминает и сюжеты сказки, и ее иллюстрации. А иллюстрации — это примеры таблицы умножения.

Далее при повторении ребенку достаточно вспомнить сюжет, чтобы воспроизвести в памяти пример с ответом. При многократном непринужденном повторении, ответ примера вспоминается сам собой. Вот такой незатейливый способ запоминания — очень лёгкий!👍

И к тому же ребенку психологически легче начать чтение сказки (даже лучше, чтобы эти сказки прочитал взрослый), а потом играючи вспоминать ее иллюстрации, чем приступить к зубрежке таблицы умножения. Вот так🤗

В сказках нет примеров умножения на 9 и на 5 и простых для запоминания примеров умножения до 20 (есть несколько, они просто пригодились в сюжете сказки🙂). Другие легкие способы запоминания умножения на 9 и на 5 описаны в предислови книги.

Учительница математики рассказала, как выучить таблицу умножения быстро и без нервов

Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.

Когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе, при закладке фундамента математического образования, возникает такая гигантская невосполнимая дыра.

Главная проблема — в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.

Я долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно на всех вот такая картина:

[media-credit name=»Источник изображений: Kukina-kat.livejournal.com» link=»http://kukina-kat.livejournal.com/354584.html?utm_source=fbsharing» align=»alignnone» width=»730″][/media-credit]

Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.

Ну так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде всю жизнь на тетрадях была таблица умножения. Что не так-то?

А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.

Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

По-другому ее называют «таблица Пифагора».

Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

Ни один ребенок не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

Ни один ребенок не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

И вообще, когда учитель говорит: «Выучи таблицу умножения», — а ребенок даже перед собой таблицы не видит, он сразу понимает, что математика — это такая наука, где обычные вещи названы по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно.

Чем же «таблица» лучше?

  • Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.
  • Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение — просто таблица.
  • В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос «семью восемь» он никогда не ответит «55», ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В «таблице» надо запоминать гораздо меньше.

Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Такие закономерности находят даже дети, еще не умеющие умножать.

Например: числа, симметричные относительно диагонали, равны.

Людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает, очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется.

Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.

Как выучить таблицу умножения | Блог 4brain


Каждому родителю в какой-то момент приходится столкнуться с одной очень непростой проблемой: как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать так называемую таблицу Пифагора: игры, карточки, стихи, песни, видео, аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблице умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. В этой статье будут разобраны основные приемы и способы изучения таблицы умножения, из которых вы сможете выбрать те, которые подходят именно вашему ребенку.

Это важно! В первую очередь следует разъяснить ребенку суть действия умножения. Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5×8=40).

Игра

В любом даже рутинном процессе, коим являются и упражнения для изучения таблицы умножения, должен обязательно присутствовать элемент игры, он необходим для детей! Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учиться. Одно из главных правил запоминания гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если вы сможете пробудить интерес ребенка к умножению, вы уже сделаете половину дела!

Одной из популярных игр изучения таблицы умножения, является игра в карточки. Подробнее об игре «карточки для запоминания таблицы умножения» вы можете прочитать в этой статье, в также скачать и распечатать уже готовые карточки с примерами и ответами. Суть этой игровой таблицы умножения заключается в том, что ребенок в случайном порядке вытягивает карточку из стопки и видит на каждой карточке пример умножения без ответа (например, 7×7=? или 3×8=?). Если он дает правильный ответ, то карточка «выходит из игры», а если ответ неверен, то карточка возвращается в самый низ стопки, и может быть вытянута снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки, то есть пока ребенок не даст правильный ответ на все примеры. Когда карточек остается мало, как правило, это трудные примеры, которые ребенок уже пытался решить, то путем повторения они достаточно легко запоминаются, особенно когда в процессе игры у ребенка появляется азарт.

Эту игру иногда называют «тренажер таблицы умножения». Весь игровой процесс можно проводить этапами, в зависимости от выученного материала. Например, можно начать свой импровизированный урок с карточек «таблица умножение на 2», а потом разбавлять их новыми выученными примерами. Вариантов игры множество, в чем вы можете убедиться сами.

Кроме того, привнести элемент игры в изучение таблицы умножения вы сможете, используя всевозможные программы, онлайн-игры, специальные звуковые плакаты и многое другое, что без проблем можно найти в интернете. Но игра «карточки для запоминания таблицы умножения» является наиболее простым и эффективным способом выучить Пифагорову таблицу.


Изучив специальные техники запоминания таблицы умножения мы разработали специальную игру, которую разместили ниже. Дети смогут в простой игровой форме открывать карточки и запоминать примеры.

С чего начать?

Если вы только начинаете обучать свое чадо навыкам умножения, то можно порекомендовать вам попробовать следующие приемы (пройти следующие этапы).

Сразу объясните ребенку наиболее простые и тривиальные примеры из таблицы умножения, которые он сможет решить без каких-либо проблем. При виде таблицы умножения, этой большой сетки 10 на 10 с многочисленными числами, ребенок просто-напросто может испугаться. Вы сразу должны дать ему почувствовать, что не все так сложно. И уже часть таблицы он может решить самостоятельно:

А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.

Б) Умножение на 10, это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.

Выучив таблицу умножения на 1 и на 10, ребенок должен понять, что он теперь знает все крайние столбцы и строки таблицы умножения (на рисунке они выделены зеленым цветом).

Если все это заняло много времени, и ребенок устал, то лучше перенести изучение оставшейся таблицы Пифагора на следующий раз. Если нет, и ребенок полон сил и желания продолжать, тогда двигаемся дальше.

В) Таблица умножения на 2 обычно дается детям довольно легко. Умножение на 2 равнозначно простому сложению двух одинаковых чисел. Если вы учите своего ребенка таблице умножения, то, скорее всего, он уже умеет складывать небольшие числа и с умножением на два справится без проблем.

Г) Перемена множителей. Другим важным правилом умножения, которое обычно понятно взрослому, но не всегда понятно ребенку является переместительный (или коммутативный) закон умножения. Проще говоря: от перестановки множителей произведение не меняется. Другими словами, выучить таблицу умножения легче, зная что: 2*3 – это то же самое, что 3*2.

Ребенку нужно объяснить и показать, почему вторая строка и второй столбец таблицы Пифагора содержат одни и те же числа, ровно, как и 3-я строка и 3-й столбец и т.д. Поэтому, выучив умножение 2-х на любое число, он будет знать и умножение остальных чисел на 2. Поэтому задача становится в 2 раза проще.

Таким образом, применив описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку легко запомнить значения таблицы умножения, выделенные зеленым цветом:

Согласитесь, выглядит уже неплохо. Дайте понять вашему ребенку, что таблица умножения не так уж и сложна и велика.

Целенаправленное запоминание

После того, как ваш ребенок освоил самые простые значения таблицы умножения, можно приступать к более сложным множителям. Тут важно использовать и элементы игры, и многие другие полезные приемы запоминания: ассоциации, повторение, дробление на части, проверочные задачки, применение на практике. Многие из примеров нужно будет заучивать, запоминать и повторять неоднократно, чтобы ваш ребенок смог потом с легкостью называть значения таблицы умножения. Лучше идти по порядку, и не пытаться выучить все сразу. Начать лучше с квадратов и умножения на 3 и 4, постепенно переходя к остальным числам.

Некоторые педагоги считают правильным способом начать изучение таблицы умножения с конца от более сложных примеров к более простым. Но лучше так не делать, чтобы избежать стресса ребенка от непонимания того, как эти значения были получены. Умножая 3 на 3, ребенок может проверить себя на пальцах, и убедиться, почему в таблице умножения стоит именно 9. А если ему сразу предложить умножить 8 на 9, и сказать, что результат нужно просто запомнить, он не сможет применить свои знания на практике, что ухудшит запоминание и может отрицательно сказаться на его мотивации.

Квадраты чисел. Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В русской таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто, что мы уже проходили ранее на предыдущих уроках.

Таблица умножения на 3. Именно на этом этапе могут возникнуть первые сложности. Если так случилось, что ребенок не может запомнить какие-то значения, то самое время начать использовать карточки. А если это не помогает, и вы знаете, что у вашего чада больше гуманитарный склад ума, то можете попробовать специальные стихи (о них еще будет написано ниже) для запоминания таблицы умножения.

Таблица умножения на 4. Здесь также можете использовать карточки и стихи. Кроме того, дайте ребенку понять, что умножение на четыре — это то же самое, что и умножение на 2 и еще раз на 2. Эти и другие простейшие арифметические закономерности, которые могут быть полезны для развития устного счета, вы найдете в данной статье.

Таблица умножения на 5. Умножение на пять обычно дается просто. Интуитивно ребенку становится понятно, что все значения этого умножения расположены через 5 друг от друга и заканчиваются либо на 5, либо на 0. Все четные числа, умноженные на 5, всегда оканчиваются на ноль, а нечетные – оканчиваются на 5.

Таблица умножения на 6, 7, 8 и 9. Есть определенная особенность изучения сложных примеров из таблицы умножения. Если ребенок выучил квадраты, а также таблицу умножения до 5, то на самом деле ему осталось выучить совсем немного, так как остальные примеры он уже знает. Это хорошо видно на этой таблице умножения, где зеленым выделены ячейки, уже освоенные ребенком к данному моменту.

В итоге, оставшиеся клетки таблицы умножения содержат всего шесть произведений, которые и являются самыми сложными, и на которые стоит обратить пристальное внимание.

  1. 6×7=42
  2. 6×8=48
  3. 6×9=54
  4. 7×8=56
  5. 7×9=63
  6. 8×9=72

Для запоминания этих выражений таблицы умножения лучше использовать игру в карточки, чтобы довести ответы до автоматизма. Эффективнее всего использовать 12 карточек (с переменой мест множителей). Как показывает практика, у школьников, а часто и у взрослых, именно с этими шестью произведениями часто бывают некоторые проблемы.

Вот и все! Всего за несколько уроков вся таблица умножения может быть легко и быстро выучена!

Другие приемы изучения таблицы умножения

Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы. Попробуйте использовать в своем педагогическом арсенале, несколько приемов работы с вашим ребенком, и тогда вы сможете быстро и легко понять, как лучше научить его таблице умножения. Вот эти способы.

Пример из практики

Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5×4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2×3=6).

Сложные примеры

Вашему ребенку какие-то примеры из таблицы умножения могут даваться проще, а какие-то сложнее. Старайтесь тренировать ним именно сложные примеры, чтобы он концентрировался особенно на них.

Таблица умножения на пальцах

Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные счеты человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.

Вообще на пальцах можно считать всю таблицу Пифагора. В данном видео таблицы умножения на пальцах представлены решения более сложных примеров:

Стихи

Еще одним мнемотехническим приемом запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы). Если вашему ребенку становится трудно при запоминании определенного значения Пифагоровой таблицы, то, вероятно, этот способ покажется вам интересным. Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах.

Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей —
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь — сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь — сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет —
Пятьдесят четыре.

7×8

Раз олень спросил у лося:
— Сколько будет семью восемь? —
Лось не стал в учебник лезть:
— Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек —
Шестьдесят три.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять — семьдесят два

Как быстро выучить таблицу умножения

Перед каждым учеником в свое время стоит задача выучить таблицу умножения. Это достаточно серьезная нагрузка в юном возрасте, и родителям стоит помочь своему ребенку в ее изучении.

Основные правила для родителей

  • Заинтересовать. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка интерес к таблице. Для этого лучше всего показать примеры использования умножения в реальной жизни, например, при подсчете клеточек тетрадного листа.
  • Объяснить главное. Независимо от способа изучения таблицы, нужно пояснить ребенку главные правила: связь умножения и сложения, умножение на 1 и 10, а также правило перемены мест множителей.
  • Дозировать нагрузку. Важно не перегрузить ребенка. Нужно заниматься регулярно, но понемногу, делая частые небольшие перерывы. При слишком большом однократном объеме падает качество понятой и, главное, запомненной ребенком информации.
  • Не ругать. Родителям следует оставаться совершенно спокойными и веселыми, даже если результаты нельзя назвать успешными. Всем детям нужно разное время на усвоение материала — результаты придут в любом случае.
  • Поощрять успехи. Любой ребенок будет стараться лучше, если будет уверен, что вы гордитесь его результатами.
  • Не сравнивать. Не следует сравнивать ребенка с другими детьми. В будущем это может привести к развитию низкой самооценки, то есть ребенок будет считать себя хуже других.

Как закрепить и проверить результаты

Проверка и закрепление материала крайне важны несмотря на выбранный для изучения таблицы способ. Без этого ребенок вскоре забудет таблицу умножения, и все труды пройдут напрасно.

1) Онлайн тренажер. Один из наиболее эффективных способов. В хорошо составленном тренажере с одной стороны будет интересно заниматься, а с другой имеется достаточный функционал для оценки. В качестве варианта грамотно составленной системы проверки можно попробовать тренажер этого сайта.

2) Карточки. Еще один распространенный метод. Суть метода заключается в показе ребенку поочерёдно карточек с примерами, на которые нужно давать ответы. Можно также использовать карточки с ответами для обратных задач. Скачать карточки в различных форматах можно по этой ссылке.

3) Игры. Еще один хороший способ, требующий больших усилий от родителей, зато ребенку это будет интересно. Существует множество готовых игр, основных на умножении, некоторые из их можно посмотреть здесь. Помимо этого такие игры можно придумывать самим.

Как НЕ стоит учить таблицу умножения

К сожалению, не все методы, которые можно найти в Интернете, следует отнести к стоящим (по мнению авторов этого сайта).

1) Не нужно тратить деньги на платные программы или курсы в аудио и видео формате, обещающие самостоятельное изучение ребенком таблицы, или аудиокурсы. Никакой программе не заменить родителей, живого общения, в процессе которого усвоение материала происходит куда легче. А в помощь родителям прекрасно подойдут бесплатные программы, игры и прочие тренажеры, которых много на просторах интернета.

2) Применять ненаучные, непроверенные методы, такие, как изучение во сне. Таким путем можно не только не добиться результата, но и навредить.

Вместо вывода хочется еще раз подчеркнуть важность родительского внимания к учебе детей. Следует выбирать методику, наиболее подходящую ребенку и уделять совместным занятиям достаточно времени. В таком случае результаты будут гарантированы.

Как быстро и без нервов выучить таблицу умножения

Сейчас спустя много лет, когда нам пришлось изучить и освоить многое, нам кажется очень легким изучение таблицы умножения.

А вспомните себя в возрасте ученика второго или третьего класса вам казалось, что выучить таблицу умножения невозможно.

Но приходилось учить, и каждый учил разными способами.

Давайте рассмотрим самый простой способ изучения таблицы умножения, чтобы ребенку было интересно, и он быстро запомнил таблицу умножения.

Рассмотрим простой способ изучения таблицы умножения

Этап 1. Подготовка к изучению таблиц умножения.

Самое главное, чем вы можете помочь ребенку в изучении таблицы умножения это, найти и распечатать саму таблицу умножения и рассказать принцип умножения.

Когда ребенок поймет сам принцип умножения, тогда он быстро сможет выучить таблицу умножения и ему будет легко выучить ее.

Таблицу умножения вы можете вырезать из тетрадки, она находится на обороте тетрадки.

Таблица умножения бывает двух видов:

Самое главное вы должны правильно объяснить ребенку закономерность таблицы умножения, если ребенок поймет принцип умножения, то он легко выучит таблицу умножения и ему не надо будет ее учить и зубрить не понимая ее смысла.

Этап 2. Принцип таблицы умножения

Перед тем как начать учить таблицу умножения рассмотрите ее вместе с ребенком найдите определенные последовательности, закономерности, которые есть в таблице объясните ребенку, как и из чего появляются эти закономерности.

Постарайтесь сконцентрировать внимание ребенка на важных моментах таблицы умножения.Когда дети начинают изучать таблицу умножения, у них уже есть небольшой опыт в математических действиях, они умеют складывать, вычитать и начинают умножать простые числа.

Начните изучать таблицу умножения на два и одновременно рассматривайте с ребенком сложение, чтобы он понял суть самого умножения.

Например: вам надо выучить таблицу умножения на два, вы вместе с ребенком умножаете 2 * 3 = 6 это же самое действие вы расписываете с ребенком в виде сложения 2 + 2 + 2 = 6.

То есть число два вы берете и складываете три раза и у вас получается одинаковый ответ.

Объясните ребенку, что умножая всего два числа он быстро найдет ответ, а если он будет складывать число два несколько раз, то он потратит много времени, чтобы получить ответ.

Рассмотрим следующие примеры:

2 * 4 = 8

2 + 2 + 2 + 2 = 8

2 * 5 = 10

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

2 * 6 = 12

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12

2 * 7 = 14

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14

2 * 8 = 16

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16

2 * 9 = 18

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 18

2 * 10 = 20

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20

На основе этих примеров ребенок легко поймет суть умножения, ему не захочется складывать одно и то же число несколько раз, он наглядно увидит путь умножения и его закономерность.

Разобравшись с таблицей умножения на два и выучив ее, ребенок легко может приступать к изучению таблицы умножения на три и так далее.

Этап 3. Учите таблицу умножения частями

Не надо учить таблицу умножения всю сразу это очень сложно для ребенка и вместо знаний у ребенка в голове будет одна каша.

Всегда учите таблицу умножения по частям, начните с самых простых чисел сначала на два, три, затем закрепите выученную таблицу умножения. Поспрашивайте ребенка в разнобой, затем можно приступать к изучению таблицы умножения на четыре, потом на пять.

Учите таблицу умножения постепенно этап за этапом и обязательно закрепляйте выученную таблицу умножения примерами, интересными вопросами или в виде игры, ребенку не только будет полезно выучить таблицу умножения, но и интересно.

Можно распечатать или начертить несколько таблиц умножения с пустыми клеточками, ребенок может тренироваться и проверять свои знания по уже выученной таблице умножения.

Этап 4. Объясните правило умножения

Ребенок должен запомнить главное правило таблицы умножения: от перестановки множителей произведение не меняется.

Рассмотрите с ребенком несколько примеров из таблицы умножения, которые относятся к этому правилу.

Например:

2 * 3 = 6

3 * 2 = 6

7 * 5 = 35

5 * 7 = 35

2 * 7 = 14

7 * 2 = 14

8 * 6 = 48

6 * 8 = 48

9 * 4 = 36

4 * 9 = 36

Таких примеров в таблице умножения много и когда ребенок запомнит правило ему не надо будет учить каждую строку таблицы умножения, потому что многие примеры повторяются в следующих столбцах.

Этап 5. Никогда не забывайте о закономерностях таблицы умножения

В таблице умножения очень много закономерностей о которых всегда надо помнить и знать при помощи этих закономерностей легко выучить и запомнить таблицу умножения.

Рассмотрим несколько закономерностей таблицы умножения

Закономерность 1. Умножение на единицу

Не важно какое число вы хотите умножить на единицу вы всегда получите то же самое число, которое умножаете, умножение на цифру один не меняет конечного результата.

Например:

1 * 1 = 1

2 * 1 = 2

3 * 1 = 3

4 * 1 = 4

5 * 1 = 5

6 * 1 = 6

7 * 1 = 7

8 * 1 = 8

9 * 1 = 9

10 * 1 = 10

Закономерность 2. Умножение на пять

Все примеры умножения на цифру пять всегда оканчиваются на 0 или на 5, если рассматривать столбик таблицы умножения на пять, то вы увидите, что умножение нечетных чисел всегда заканчивается на 5, а умножение четных чисел заканчивается на 0.

Например:

Умножение четных чисел

5 * 2 = 10

5 * 4 = 20

5 * 6 = 30

5 * 8 = 40

5 * 10 = 50

Умножение нечетных чисел

5 * 1 = 5

5 * 3 = 15

5 * 5 = 25

5 * 7 = 35

5 * 9 = 45

Закономерность 3. Умножение на десять

Рассмотрим столбик таблицы умножения на десять, умножение любого числа на число десять оканчивается на 0.

Например:

1 * 10 = 10

2 * 10 = 20

3 * 10 = 30

4 * 10 = 40

5 * 10 = 50

6 * 10 = 60

7 * 10 = 70

8 * 10 = 80

9 * 10 = 90

10 * 10 = 100

Закономерность 4. Некоторые примеры вполовину меньше

Рассмотрим примеры умножения на пять и примеры умножения на десять, то мы увидим, что примеры на пять меньше, чем примеры на десять вполовину.

Например:

5 * 5 = 25

10 * 5 = 50

Закономерность 5. Умножить на четыре или дважды удвоить число

Рассмотрим пример умножения цифры шесть на четыре и пример удвоения числа шесть два раза.Например:

6 * 4 = 24

6 + 6 = 12

12 + 12 = 24

Ответ получается одинаковый 24.

Рассмотрим еще несколько примеров:

7 * 4 = 28

7 + 7 = 14

14 + 14 = 28

3 * 4 = 12

3 + 3 = 6

6 + 6 = 12

8 * 4 = 32

8 + 8 = 16

16 + 16 = 32

4 * 4 = 16

4 + 4 = 8

8 + 8 = 16

9 * 4 = 36

9 + 9 = 18

18 + 18 = 36

Закономерность 6. Умножение на девять

Если рассмотреть таблицу умножения на девять и ответы которые получаются, то вы тоже увидите закономерность первого и последнего числа в ответе каждого примера. Первая цифра ответа всегда увеличивается на единицу, а вторая цифра ответа всегда уменьшается на единицу.

09,18,27,36,45,54,63,72,81,90

Этап 6. Регулярно повторяйте выученную таблицу умножения

Постоянно проверяйте выученную таблицу умножения у ребенка, сначала спрашивайте таблицу умножения по порядку, медленно, чтобы у ребенка было время подумать и вспомнить, если ребенок отвечает правильно, то можно начать спрашивать вразброс, постепенно увеличивая темп между вопросами.

Таким образом ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в таблице умножения и хорошо ее запомнит.

Этап 7. Таблица умножения в виде игры

Не для кого ни секрет, что дети с рождения любят играть, в ходе игры они узнают много нового и интересного.

Поиграйте с ребенком в разные игры, чтобы он лучше усвоил таблицу умножения.

У каждого ребенка в классе есть друзья и подружки пригласите их в гости и поиграйте все вместе.

Игра 1. Шустрый мяч

Взрослый берет мяч в руки и встает в центр комнаты, а дети встают вокруг него по кругу или в полукруг. Ведущий задает вопросы по таблице умножения и кидает мяч в любом порядке дети ловят мяч и отвечают.

Если ребенок ответил неправильно, то можно повторить вопрос и кинуть ему мяч повторно. Во время игры не забывайте хвалить детей за правильные ответы.

Во время игры у детей появляется дух соревнования каждый старается ответить правильно.

Игра 2. Карточки

Заранее приготовьте карточки по таблице умножения, на которых будет написан пример, вы показываете карточку, а ребенок отвечает.

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми одновременно.

Чем больше будет детей участвовать в игре, тем интереснее будет вашему ребенку.

В эту игру можно играть на время, кто ответит больше и правильно, тот считается победителем.

Игра 3. Ответь быстро

В эту игру можно играть вдвоем, но лучше несколько человек, выбирается ведущий, это может быть взрослый, он дает задание и кто первый ответит правильно, тот человек набирает очки.

Такая игра научит вашего ребенка запоминать и отвечать быстро. Если играют нескольких человек, то у играющих появляется дух соревнования, и каждый будет пытаться ответить быстрее и набрать, как можно больше очков.

Вопрос 1. Восемью два — ?

Вопрос 2. Пятью восемь — ?

Вопрос 3. Семью пять — ?

Вопрос 4. Трижды десять — ?

Вопрос 5. Шестью три — ?

Вопрос 6. Дважды семь — ?

Вопрос 7. Девятью четыре — ?

Вопрос 8. Семью шесть — ?

Вопрос 9. Восемью девять — ?

Вопрос 10. Шестью четыре — ?

Вопросы можно менять метами до бесконечности, чем больше вы будете задавать такие вопросы, тем быстрее ребенок запомнит таблицу умножения и будет в ней хорошо ориентироваться.

Этап 8. Спокойная обстановка

Родители должны знать несколько правил которые помогут вашему ребенку выучить таблицу умножения.

Правило 1. Мотивация ребенка

Если ваш ребенок не хочет заниматься или учить таблицу умножения займитесь мотивацией ребенка.Каждый родитель хорошо знает своего ребенка и знает, как и когда надо промотивировать ребенка для достижения цели и результата.

Правило 2. Не ругать

Никогда не ругайте своего ребенка за плохие оценки замечания в дневнике за ошибки обязательно разберитесь почему не получается у вашего ребенка хорошо учиться быть внимательным не повторять ошибки и так далее.Разберитесь и помогите вашему ребенку добрым словом и советом.

Правило 3. Одноклассники

Никогда не ставьте в пример своему ребенку одноклассников, родственников, друзей, не унижайте своего ребенка, цените его, любите не забывайте, что каждый ребенок, это отдельная личность, которая имеет свою индивидуальность и особенность.

Научитесь находить правильный подход к своему ребенку в любой даже самой сложной ситуации.

Правило 4. Рассчитывайте силы ребенка

Никогда не ставьте перед ребенком сверх планку, которую он должен преодолеть, старайтесь планировать обучение ребенка постепенно, планомерно без перенагрузок и большого объема материала.

Не пугайте ребенка большим объемом материала приучайте его трудиться постепенно, ребенок постепенно втянется и справится с нагрузками.

Правило 5. Хвалите ребенка

Не забывайте хвалить своего ребенка даже если у него очень маленькие успехи, подбадривайте его, тогда ребенок еще больше будет стараться и у него появится желание осваивать все больше и больше материала.

Курсы для развития интеллекта

Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)


Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.


Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.


Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.


Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.


Заключение:

Не забывайте заниматься со своим ребенком всегда дома, на природе, на даче и так далее, любите своего ребенка, хвалите его, цените его труд и способности, помогайте ему. Желаем вам удачи.

Как выучить таблицу умножения | Таблица умножения

        Когда мы начали изучать таблицу умножения с ребёнком, я подумала, что было бы глупым просто зазаубривать таблицу и тратить на это кучу времени, поэтому перелопатила и изучила кучу источников в поиске способов легко выучить таблицу умножения и увидела, что часто авторы блогов или даже пособий подробно описывают только полюбившиеся им способы, но выбрать для себя подходящий индивидуально способ среди таких источников очень сложно, поэтому в какой-то момент у меня появилось желание все это систематизировать, чтобы можно было на основании описаний выбрать подходящий способ.   

      Для этого все способы, которые мне встретились и которые были еще придуманы дополнительно в ходе изучения, я разделила условно на три основные группы в зависимости от того, как их можно применять на практике: 

I. Методы запоминания ответов.

(двусторонние карточки, онлайн тесты с автопроверкой, игры и т.д.)

II. Методы поиска ответа «в обход», разработанные именно для таблицы умножения.

(песни, стихи, некоторые легкие виды счета «на пальцах»)

III. Методы и даже целые методики счета.

(ментальная арифметика, счет на пальцах и т.д.).

     Об основных и наиболее популярных встретившихся мне методах, способах, подходах я постараюсь рассказать в этой статье, но сначала о трех способах, которые оказались для меня самыми удобными: о сокращении количества примеров, о двусторонних карточках и об онлайн тренажёре. 

1)Учим 36 или даже 6 примеров вместо 100.

Умножать на 1 и на 10 очень просто.

При умножении на один получается само число.

2 * 1 = 2

При умножении на 10 нужно просто к записи числа справа добавить «0».

5 * 10 = 50

Такой же способ работает и при умножении числа 1 и числа 10.

На картинке ниже эти примеры выделены зеленым, их можно не запоминать.

Ура! Примеров для запоминания уже на 36 меньше.

А следующий способ упрощения я выделю красным.

kak uprostit tablicu umnozhenia

От перемены мест множителей значение произведения не меняется.

2 * 3 = 6

3 * 2 = 6

Поэтому достаточно запомнить только половину примеров.

(На рисунке выше красным выделено умножение числа 2 и примеры с такими же ответами с умножением других чисел на 2)

Очень наглядно видно в таблице Пифагора, что ответы над и под диагональной линией повторяют друг друга.

kak viuchit

4 * 5 = 5 *4 = 20

Это будет справедливо и для всех остальных примеров. Вы легко найдете «пару» в таблице Пифагора для каждого из примеров.

Дальше при желании можно еще сократить количество примеров для запоминания до !!!6 (так было проще в моем случае). Мне сложно запоминать ответы и проще упростить логически, а кому-то проще будет запомнить ответ. Поэтому оставшиеся способы «упрощения» уже на любителя и я опишу их позже. А сейчас перехожу к собственно способам запоминания.

2) Лучший способ в моём списке — двусторонние карточки.

Их можно напечатать или самостоятельно красиво нарисовать вручную.

C одной стороны на таких карточках написано или напечатано задание, например:

2 * 2 = …

C другой стороны карточки — ответ,

для данного примера «4».

kartochki tablica umnozhenia

 

     Вот так выглядят мои карточки. На фотографии 50 карточек, компактно сложенных, которые легко поместятся в любой карман или сумочку.

kartochki tablici umnozhenia 3

      Я хотела, чтобы все было компактно, удобно и экологично в смысле расхода материала (мне потребовался один лист А4, чтобы сделать полный набор из 80 таких карточек, при этом карточки получились очень удобными в использовании, их можно везде брать с собой и удобно хранить). Чтобы приятно было заниматься, а также чтобы карточки не терялись, мы складываем их в красивую сумочку или пенал.

     Выкладываю свой вариант карточек, его можно скачать бесплатно и распечать на листе А4. После этого карточки нужно разрезать прямо по линиям.

kartochki tablici umnozhenia 3

      Мы даже берем такие карточки с собой в дорогу.

      Удобно для начала сложить карточки с умножением на каждое число отдельно, можно скрепить их маленькими резиночками. Выберите нужные Вам карточки, сложите их в стопку.

kartochki tablici umnozhenia 2

      Начать можно с более простого уровня, сложить карточки по порядку и выучить часть с умножением на какое-то одно число.

      Например, берем первую стопку с умножением на 2. В ней все карточки лежат по порядку заданиями вверх (2*2, 2*3 и т.д.).

      Берем их по одной и пытаемся ответить. Переворачиваем и проверяем ответ. Пока карточки лежат по порядку, первое занятие для числа 2 будет фактически счетом «двойками», когда мы просто прибавляем 2 к каждому предыдущему результату 2-4-6-8…

      Потом карточки можно перемешать и стараться уже не считать каждый раз в уме, а вспоминать сразу нужный ответ. На следующем занятии можно повторить пройденное и начать умножение на следующее число.

      Карточки с трудными заданиями можно возвращать в стопку, чтобы повторять снова. На завершающем этапе, когда уже все выучено и остались только самые сложные примеры (7*6, 7*8 и т. д.), можно выбрать для повторения только их.

      Фактически метод позволяет просто запомнить таблицу наизусть, но это не просто скучное зазубривание со слезами. Благодаря тому, что наглядно видно, сколько примеров уже выучено, это в какой-то степени даже веселая игра, которая учит разделять большие сложные задания на части и выполнять их поэтапно, сохраняя при этом понимание и целостное восприятие.

    3) Онлайн тренажёр с автопроверкой — следующий понравившейся мне способ, помогающий выучить таблицу умножения. Их существует очень много. На этом сайте я сделала свой вариант с пошаговым изучением и возможностью индивидуально подобрать тест в том числе:

а) электронный онлайн вариант карточек с проверкой онлайн;

б) другие тесты.

       А в целом, если уж предстоит такое дело (как знакомство с таблицей умножения), я думаю, лучше сначала получить представление обо всех методах. Результаты своих поисков я привожу ниже. Надеюсь, что если кому-то все же удастся прочитать статью полностью, то потраченное время окупится с лихвой, потому что это поможет в результате сэкономить много времени и сил.   

       Хочу сказать, что встретившиеся мне статьи в стиле «Как выучить таблицу умножения за 5 минут» обычно на самом деле рассказывают о том, что нужно заниматься по 5 или по 20-30 минут !в день, и понадобится, скорее всего, от нескольких дней до нескольких недель, если таблицу нужно именно понять и запомнить ответы.

      Возможно бывают исключения, и кто-то может моментально запомнить таблицу или в будущем это время сократится, но в моем случае действительно понадобилось определенное количество дней.

      Именно поэтому лучше заранее начать спокойно разбираться, чтобы с удовольствием понять и выучить таблицу умножения без слез, быстро, легко и весело.

       Если же речь идет об освоении какого-то простого способа счета, то да, его можно освоить и за 5 минут. Но у многих из этих способов есть серьезные недостатки: например, они охватывают не всю таблицу (счет на пальцах) или требуют наличие бумаги (способ с линиями) и т.д. Универсальные же быстрые способы счета в уме все же часто требуют больше 5 минут для освоения, порой намного больше.

     И, наверное, лучшее выбирать способ индивидуально. Я коротко расскажу о каждом из встретившихся мне направлений.

I. Методы ЗАПОМИНАНИЯ, проверки, самопроверки и быстрого поиска ответа с пониманием сути действий.

1, 2 и 3 пункты в этом списке (двусторонние карточки, сокращение количества примеров и онлайн-тренажер) описаны в начале статьи. 

Поэтому остановлюсь на 5 других.

3.Понимание сути умножения.

5. Счет двойками, тройками, пятерками, десятками.

6. Запоминание в форме игры: карточки, онлайн тренажеры, и целые книги и сборники с играми.

7. Логическое упрощение запоминания

8. Подключение всех видов памяти (самостоятельное составление и запись на бумаге таблицы для подключения моторной памяти, аудиоматериалы, таблица Пифагора или просто прямоугольники в тетради в клеточку с определенной площадью и т.д.)

Понимание сути умножения

Для лучшего понимания можно использовать не только популярную сегодня таблицу в виде столбика примеров, но и квадратную таблицу Пифагора,  а также карточки с рисунками, показывающими наглядно реальное количество для каждого действия.

На большистве обротов тетрадок сегодня можно видеть примеры, записанные в столбик, в каждом столбике записаны результаты умножения на какое-то число.

tablica-umnozheniya-foto

В такой таблице проще безошибочно найти ответ, но понять суть умножения намного сложнее.

Таблица Пифагора намного более наглядна.

Чтобы сделать такую таблицу, сначала в одном столбце пишем список из первых множителей (например, от 1 до 9), потом в одной строке пишем список из вторых множителей (например, тоже от 1 до 9).

umnozhenie

Затем в столбце первых множителей выбираем нужный нам и находим его строку, потом в строке со вторыми находим второй множитель и его столбец, в ячейке на пересечении соответствующих столбцов и строк пишем ответ — произведение, результат умножения.

Даже еще не зная таблицу умножения наизусть, можно попытаться заполнить хотя бы частично пустые ячейки таблицы Пифагора, постепенно прибавляя одно и то же число к числу из соседней ячейки (двигаясь либо в пределах одной строки, либо в пределах одного столбца). Это будет хорошей тренировкой, чтобы считать двойками, тройками и т.д.

Счет двойками, тройками, десятками, пятерками и т. д.

Этот прием можно использовать при изучении умножения на 2, умножения на 3, умножения на 5 и при желании других частей таблицы. Чтобы проверить себя можно использовать настольные игры или любые виды тестов на этом сайте, где задания идут по порядку.

Логическое упрощение запоминания

(например, 7*4= 7*2+7*2=14+14=28).

Этот способ подошел и мне. Потому что для меня намного легче оперирование информацией, данными, чем запоминание, например, трудно выучить, что 8*4=32, но проще запомнить, что

8*4=8*2*2=16+16= 15+15+2

или что 8*4=8*5-8=40-8=32

(выглядит сложно, но, например, я настолько быстро проделывают это все в уме, что мне проще использовать такой способ, если не для запоминания, то хотя бы для проверки правильности своего ответа). Для умножения на каждое число есть свои способы логического упрощения (надеюсь, они будут позже описаны в https://tablica-umnozheniya.ru/tablica-umnozheniya-ot-1-do-10 разделе), но в целом общие принципы следующие:

а) использование уже выученных примеров с умножением на два

Например:

— умножение на 6 — это тоже самое что и умножение сначала на три, а потом на 2;

— умножение на 4 — это тоже самое что и умножение на 2 и еще раз на 2;

-умножение на 8 — тоже самое что и умножение на 4 и еще раз на 2.
 

б) использование уже выученных примеров с легким вычитанием или сложением

8*4=8*5-8=40-8=32

Если с запоминанием совсем туго или просто не хотите запоминать, то есть и другие способы, которые применяют для того, чтобы легко и быстро выучить таблицу или просто научиться быстро умножать в уме, и о них в следующих разделах.

    II. Методы и способы упростить ПОИСК ОТВЕТА для некоторых примеров из таблицы.
    Сюда я отношу стихи, песни, видео с озвучиванием таблицы под музыку, считалочки, умножение на пальцах, ассоциации, отчасти мнемонические примеры и мнемонику, игры). Все, кроме счета с помощью пальцев, можно отчасти отнести и к III пункту. Но тем не менее все же прежде, чем вспомнить ответ приходится либо проговорить стишок мысленно, либо вспомнить историю про вымышленных героев (мнемоника), поэтому эти способы были отнесены ко II пункту.

    Некоторые методы отнесены к нескольким пунктам, так как эта «классификация» была сделана мною как функциональная, в ее основе именно практические аспекты (как и зачем нужно применять какой-то способ).

     И все не так просто с этими способами, ведь иногда для того, чтобы освоить такой «простой» способ, нужно овладеть какими-то дополнительными навыками (например, правилами счета на пальцах). Реального понимания сути процесса умножения такие способы часто не добавляют.

     Но тем не менее я пишу о них, так как для кого-то они возможно станут способом не просто выучить таблицу, а весело провести время, например, взяв гитару или спев какую-то песенку, аккомпанируя себе на фортепиано.

     Этот способ очень часто нахваливают в некоторых блогах, как «игровой» и веселый, но ведь, чтобы сделать процесс изучения таблицы более веселым и непринужденным, можно использовать не только песни и стихи, но и разные игры, а это уже относится больше к первому пункту (запоминанию), или наоборот можно, играя, освоить новый способ счета, который пригодится не только для таблицы умножения (а это уже III пункт), поэтому я не могу согласиться, что только песни и стихи являются игровым методом, все зависит от того, кому какие игры больше нравятся и какие качества человек хочет развить, занимаясь.

    С другой стороны, возможно кто-то хочет развивать образное или абстрактное мышление с помощью таких стишков и песен и просто хочет совместить это с изучением таблицы, готов потратить на это время. Но при этом все же стоит помнить, что есть многие другие игры (например, с площадью), которые действительно улучшают понимание сути и общее математическое мышление.

     Я далеко не против стихов и песен в целом, наоборот, если удается понять суть процесса умножения и быстро выучить таблицу другими способами, то останется время, чтобы почитать другие стихи по своему вкусу, ведь есть масса прекрасных других, не относящихся к умножению, стихов и песен. Т.е коротко: я предполагаю, что стихи и песни для запоминания таблицы умножения — все же часто это скорее обходной путь в случае, когда какие-то части таблицы умножения даются совсем с большим трудом.

    Умножение на 9 на пальцах, наверное, можно отнести как к II, так и к III пункту. С одной стороны способ направлен именно на быстрое нахождение ответа для умножения на 9,  сдругой стороны требует определннных навыков.

    И вот мы приблизились к следующему большому разделу.

III. Методы счета (основаны на выработке особых навыков, например, счет в столбик, калькуляторы, особые способы счета на пальцах, ментальная арифметика, мнемоника)

      Недостатки.

    Способы поиска ответа и специальные методы счета — далеко не всегда интуитивно понятные решения, и для кого-то проще запомнить результат умножения, чем осваивать особые способы счета.

    Достоинства.  

     В то же время многие из дополнительных способов не только помогают освоить таблицу умножения, но и расширяют кругозор, тренируют умственные способности и вообще могут оказаться полезными во многом. Раздел с описанием этих методов пока в разработке.

     Но, наверное, вне зависимости от выбранного способа, в любом случае, запоминанию должно предшествовать понимание сути процесса умножения, и этому будет тоже посвящен целый раздел.

  

как избежать самых распространенных ошибок в обучении и выучить таблицу умножения без механического зазубривания

Таблица умноженияПрактически все родители, чьи дети пошли в школу, сталкиваются рано и поздно с необходимостью вспоминать давно забытые школьные дисциплины, чтобы помочь ребенку понять их или что-то выучить.

И одним из первых серьезных заданий, а также одной из первых проблем становится таблица умножения, которую нередко задают деткам для самостоятельного изучения на лето уже после первого класса.

В этом случае задача родителей — объяснить ребенку основной принцип математического действия и правильно донести до него суть умножения, чтобы он выучил таблицу спокойно, легко и быстро без монотонного и скучного зазубривания.

Особенности начала процесса обучения таблицы умножения

Обучение таблице умноженияИногда бывает и так, что малыш еще и в школу не пошел, но маме хочется, чтобы он уже перемножал в уме, как минимум, трехзначные числа. Конечно, среди детей встречаются маленькие вундеркинды, которые действительно на это способны и могут усвоить не только таблицу умножения в раннем возрасте, но и начать извлекать из чисел корень квадратный или решать сложные уравнения. Однако это скорее исключение из правил.

В основном, даже младшим школьникам таблица умножения дается нелегко и со скрипом, ведь обычно ее объясняют, как непонятный и скучный набор цифр, которые почему-то надо запомнить. Что уж говорить в этом случае о дошколятах.

Итак, если ваш малыш не математический гений, то не стоит преждевременно загружать его изучением таблицы умножения. Поскольку освоение этого навыка от него потребуется только во втором классе школы, рекомендуется знакомить ребенка с таблицей умножения и принципом ее действия не ранее семи-восьмилетнего возраста.

Тем не менее, вы можете подготовить малыша, объяснив ему математический смысл умножения после того, как он усвоит сложение и вычитание.

Таблица умножения для ребенкаКаждый ребенок осваивает математику по-своему: у кого-то хороша развита механическая память, поэтому он быстрее все запоминает и заучивает, другим нужно подкрепить информацию с помощью зрительного или эмоционального восприятия, то есть, использовать для обучения карточки с рисунками, предметы, игрушки, стихи и песни. То же самое касается и подачи для ребенка таблицы умножения.

Чтобы малышу не было сложно посреди учебного года, таблица обычно задается для самостоятельного ознакомления на летние каникулы.

Обязательно помогите ребенку разобраться, но будьте готовы к тому, что понадобится приложить немало труда, а также — запастись терпением.

Некоторые нюансы и важные моменты

Необходимо также понимать, что приступать к изучению таблицы можно только тогда, когда ребенок уже освоит базовые математические действия. То есть, он хорошо и уверенно умеет:

  • считать хотя бы до ста — в обычном и обратном порядке;
  • различать простые цифры, числа и десятки;
  • разбираться в составе чисел;
  • складывать и вычитать;
  • понимать сам принцип умножения, уметь заменять сложение умножением и наоборот.

Методики обучения таблице умноженияСовременные дети не всегда понимают, зачем вообще им заучивать таблицу, которая зачастую подается в школах, как математическая абракадабра, ведь легко и быстро можно посчитать на калькуляторе или получить ответ у компьютера / планшета / телефона.

Ваша задача — найти для ребенка существенную мотивацию, объяснить ему, для чего нужны подобные знания, навыки и умения, как они могут помочь потом в учебе и в жизни, какую пользу из них можно извлечь.

Попытайтесь отыскать свои доводы на примере следующих красноречивых аргументов:

  • поняв принцип, на котором строится таблица умножения, и выучив ее, ребенок будет быстро проводить любые вычисления, оперировать большими и многозначными числами в уме — это даст ему преимущество в учебе и позволит справляться с заданиями по математике гораздо быстрее;
  • если даже поначалу ему и понадобится шпаргалка или бумага, чтобы сделать вычисление, то все равно результат будет найден только с помощью собственных знаний и памяти — без использования посторонней помощи в виде электронного прибора;
  • подобные знания помогают развивать и совершенствовать «математическую интуицию», тренируют память, усиливают сообразительность и быстроту реакций мозга;
  • таблица умножения — одна из базовых математических операций, поэтому без нее не получится освоить более «глубокие воды» в этой дисциплине.

Как выучить? Переходим к практике

Таблица умножения практикаОпределившись с возрастом и готовностью ребенка, можно подбирать методику, по которой вы хотите его обучать.

Чтобы выбор был наиболее оптимальным и действенным именно для вашего малыша, стоит познакомиться с самыми основными приемами и методами изучения таблицы, а также понять, каких правил стоит придерживаться для получения хорошего результата.

Ищем правильный подход к ребенку

  • В любом обучении главное — это системность и последовательность действий. Если вы взялись с ребенком за таблицу, то занимайтесь ее изучением регулярно, каждый раз повторяя пройденное.
  • Не заставляйте малыша учить и не усаживайте его силой. Постарайтесь понять, с чем связан его отказ — возможно, ребенок просто устал, хочет есть, плохо себя чувствует или болен. Тогда отложите занятие или перенесите его на другое время.
  • Некоторым деткам очень тяжело подолгу сидеть на одном месте — они любят все время двигаться и нуждаются в частой смене занятий. В этом случае не подойдут стандартные занятия, но можно учить табличку и во время прогулки или игры, и на качелях, и по дороге домой.
  • Мотивируйте ребенка к учебе — найдите именно тот ключик, который станет для него стимулом.
  • Ни в коем случае не срывайтесь, не кричите и не ругайте за ошибки или непонимание. Нельзя попрекать ребенка плохой памятью, неспособностью выучить что-либо и т. д. Тем более, недопустимо прибегать к физическим наказаниям.
  • Еще одна распространенная ошибка родителей — пугать плохими оценками или сравнивать малыша с другими детками, выставляя его в неприглядном свете. Это совершенно неправильно, ведь каждый ребенок — это личность со своим индивидуальным темпом и особенностями развития.
  • Объективно оценивайте знания и способности своего малыша — если у него не математический, а гуманитарный склад ума, то ищите тот подход и ту методику, которые оптимально ему подойдут и дадут наибольший эффект.
  • К примеру, для деток, легко запоминающих стишки, можно придумать или найти тематические рифмы для каждой цифры — это уже поможет ребенку и упростит процесс запоминания.
  • Если же у малыша образное или ассоциативное мышление, находите с ним ассоциацию всем циферкам, сочиняйте истории, делайте иллюстрации или зарисовки.
  • Юным музыкантам помогут песни — пропевая их, он намного легче и быстрее запомнит, что пятью восемь будет сорок, а семью три — двадцать один.
  • Почаще делайте перерывы в занятиях, чтобы ребенок отдыхал.
  • Не понимайте буквально заявления в некоторых методиках — «выучить таблицу за три часа» или что-то в этом роде. Вспомните, как вам давалась в свое время таблица умножения, а тогда приступайте к занятиям с собственным ребенком.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый маленький или большой успех и прогресс.

Начинаем быстро и легко учиться по методике

Освоение таблицы умноженияДавайте рассмотрим одну из наиболее эффективных методик обучения, согласно которой ребенок за четыре дня познакомится с таблицей умножения, поймет принцип ее действия и навсегда усвоит, что такое умножение и зачем оно нужно.

Если объяснять коротко, то конкретным смыслом умножения является простая замена суммы одинаковых слагаемых одним действием.

Именно такой подход и есть правильный, ведь если ребенок вдруг забудет какой-то табличный пример, то он с легкостью найдет выход из ситуации, сориентировавшись, что можно к предыдущему примеру просто прибавить еще одно слагаемое.

Если же малыш зубрит непонятный для него набор цифр и совершенно не видит их сути и смысла, то он в любой момент может забыть всю эту абракадабру и ему даже не будет от чего оттолкнуться, чтобы вспомнить тот или иной пример.

Стоит уточнить, что сроки в четыре дня являются примерными и предполагают наличие специальных занятий, особенную заинтересованность ребенка в обучении, а также его способности: умение оперировать числами в пределах двух сотен, владение различными математическими операциями, понимание состава числа и сути умножения — фактически, ребенок должен уже уметь перемножать, но еще не знать таблицы, как таковой, наизусть.

В этом видеоролике наглядно показано, как можно легко освоить таблицу умножения в веселой, игровой форме, сделав цветные карточки.

Первый день

Обучение начальный этапИсходя из предлагаемой методики, сначала стоит внимательно изучить стандартную таблицу умножения.

Если брать умножение всех цифр от одного до десяти, то ребенку предстоит выучить целых сто примеров. На первый взгляд достаточно пугающая перспектива, не правда ли?

Однако если присмотреться еще более внимательно, то можно обнаружить очень интересный факт, которого многие просто не замечают — таблица является симметричной.

Итак, что вам нужно сделать с ребенком:

  • начертите или распечатайте таблицу и впишите в нее все примеры умножения от одного до десяти;

Вся таблица умножения

  • потом найдите вместе одинаковые примеры, такие, как пять умножить на четыре и четыре умножить на пять — объясните ребенку, что от перестановки, как и в сложении, ответ не меняется;
  • полученные симметричные примеры закрасьте каким-либо другим цветом (светло-серым) — повторов должно быть сорок пять;
  • далее тоже закрашиваем первый и последний столбик — умножение единицы и десятки, так как эти примеры очень легкие и их не потребуется ни учить, ни зубрить;
  • у вас должны остаться выделенными 36 клеточек или тридцать шесть математических фактов — именно их изучением мы и займемся.

36 правил

Обратите внимание на то, что выделенные примеры должны располагаться в таблице по величине чисел — от меньшего к большему, а их количество будет увеличиваться на один в каждом столбике.

То есть, если в колонке умножения двойки выделенным остается только один факт — дважды два, то на тройку уже будет два примера — дважды три и трижды три и т. д. Таким образом, у вас получается своеобразная перевернутая лесенка из цифр.

Второй день

Второй день обученияОсновная задача для ребенка — понять и усвоить принцип удваивания. Проще всего объяснить его ребенку так: для умножения два на два нужно просто сложить число «два» с самим собой — в результате получается четыре.

Далее необходимо применить э
тот принцип ко всем четным числам в таблице.

Посмотрите, как легко и просто получается:

  • чтобы умножить любое число на четыре, необходимо просто произвести операцию умножения два на два раза, а если коротко, то умножая на четыре, следует сначала удвоить число, а потом удвоить результат;
  • пройдите с ребенком примеры умножения на два и на четыре для всех цифр и закрасьте их светло-голубым цветом;
  • убедитесь, что малыш понял принцип удваивания, а значит, может обойтись без зубрежки для случаев умножения на два и на четыре.

Убираем умножение на 2

Дополнительно можно начать объяснять ребенку, что принцип удваивания можно использовать и для умножения на восемь, шестнадцать и прочие степени двойки. То есть, первой степенью является сама двойка, второй — цифра четыре, третьей — цифра восемь.

Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Так малыш потихоньку познакомится и с нахождением логарифмов, просто изучая таблицу умножения.

Третий день

Третий день обученияСледующим этапом обучения будет овладение навыком умножения на пять. Чтобы научиться умножать на пять, существует несколько интересных способов:

  • если удвоить число достаточно легко, то не сложнее будет и разделить его поровну или пополам, то есть, для получения результата умножения какого-либо числа на пять, нужно просто умножить его сначала на десять, а потом разделить на два, к примеру, пять умножить на шесть — равно половине шестидесяти, ведь мы шесть умножаем на десять и делим на два, в результате выходит тридцать и т. д.;
  • можно воспользоваться и другим способом — для четного числа приписывать ноль к его половине, а для нечетного — приписывать пять к половинке предыдущей цифры, к примеру, при умножении пяти на семь нужно добавить пятерку к тройке, то есть, к половине от шестерки, которая в числовом ряду стоит перед семеркой, а при умножении пяти на восемь — разделить восемь на два и к полученной четверке приписать нолик;
  • есть еще совершенно универсальный способ, который подойдет для всех цифр, но мы пока используем его для пятерок — просто посчитайте с ребенком пятерками столько раз, на сколько необходимо эту самую цифру пять умножить, к примеру, для умножения пяти на шесть считайте — пять, десять, пятнадцать, двадцать, двадцать пять, тридцать — вот и результат;
  • применяем этот же способ для объяснения умножения тройки и тренируемся с малышом считать;
  • если он все понял и усвоил, закрашиваем все примеры умножения на пять и на три светло-фиолетовым цветом — у вас должно остаться всего десять клеток.

Осталось десять примеров

День четвертый

Таблица умножения на стенеК этому моменту ребенок уже должен хорошо понимать и легко решать примеры с умножением чисел от двух до пяти — без заучивания и зазубривания, просто применяя все предложенные выше логические способы.

Следующий и завершающий этап обучения ему должен понравиться. Для этого вам нужно задействовать пальцы рук. Именно с их помощью методика предлагает научиться умножению чисел от шести до девяти.

Итак, сделайте нумерацию пальцев и себе, и малышу. Можете писать цифры фломастером или маркером, сделать аппликации на бумажных насадках, изготовить цифры из фетра, как в пальчиковом театре — дополнительное творчество с математической подоплекой будет только в плюс.

Нумеровать надо пальцы обеих рук:

  • на больших пальцах должны быть пятерки;
  • на указательных — шестерки;
  • на средних — семерки;
  • на безымянных — восьмерки;
  • на мизинцах — девятки.

Пальцы с цифрамиВот что нужно делать потом.

  • Сядьте с ребенком за стол. Руки положите на стол ладошками вниз. Все цифры должны быть хорошо и отчетливо видны.
  • Задайте любой пример для умножения, к примеру, попробуйте перемножить девять на восемь.
  • Сводите вместе мизинец левой руки с цифрой девять и безымянный палец правой руки с цифрой восемь. Они должны касаться друг друга на краю стола.
  • Остальные семь пальцев у нас свисают — четыре на левой и три на правой. Посчитаем их десятками — то есть, для каждого пальца по десять. В результате получаем семьдесят.
  • Теперь надо перемножить те, что на столе — один на левой и два на правой — выходит два, а вместе семьдесят два.
  • Пробуем еще с другими цифрами по тому же принципу: сводит вместе пальцы с теми цифрами, что надо перемножить, пальцы перед ними считаем десятками, а остальные перемножаем между собой и складываем результат.
  • Пройдитесь по всем оставшимся примерам, чтобы ребенок понял этот принцип и наловчился так умножать.
  • Десять оставшихся клеточек закрасьте светло-оранжевым цветом.

Таблица умножения полностью выучена

Вот мы и прошли всю таблицу, учась не зазубривать материал, а понимать его смысл и логически рассуждать.

Другие способы и методы в форме игр и стихов

Таблица умножения на 6Помимо предложенной методики, существует и много других способов нестандартного изучения таблицы умножения.

Очень популярной и эффективной в работе является, так называемая, таблица Пифагора — вы можете приобрести уже готовую или нарисовать ее с ребенком самостоятельно. Она достаточна проста — цифры располагаются по вертикали и по горизонтали от одного до девяти в табличной форме.

Суть использования таблицы заключается в том, что число из левого вертикального столбика умножается на нужно другое из горизонтальной верхней строки. Задача ребенка — провести рукой к месту их пересечения на таблице и найти результат.

С таблицей Пифагора можно придумывать различные игры и комбинации, чтобы малыш понял принцип умножения и тренировал память.

Также стоит использовать:

  • интерактивные звуковые плакаты;
  • карточки с примерами для игры;
  • стихотворения — есть замечательные стихи Марины Казариной «Про умножение» и «Умножение» Александра Усачева;
  • онлайн-тренажеры и развивающие игры по изучению таблицы умножения на компьютере;
  • практические примеры с игрушками или окружающими предметами;
  • дидактические игры — поселяйте цифры в домики, ловите их, как рыбку, ищите правильные ответы для разгадки тайны пиратских сокровищ, формируйте составы поездов и т. д.

В данном видео представлен еще один интересный метод обучения в стихотворной форме.

Заключение

Обязательно поинтересуйтесь, каким способом изучают таблицу в школе у ребенка. Вы можете пользоваться и своим методом обучения, но параллельно познакомьте малыша и со стандартной программой.

Таблица умножения может оказаться твердым орешком, поэтому не стоит спешить и расстраиваться или ругать ребенка, если процесс обучения идет не так просто и быстро, как вы хотели.

Помните, что если подойти к делу с терпением, выдержкой, а также действовать постепенно и работать по методике, то вы обязательно в скором времени получите отличный результат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *