Как научить ребенка говорить: способы и советы
Каждым родителям хочется, чтобы их ребенок как можно быстрее освоил основные навыки: сел, пошел и, конечно же, заговорил. Однако для гармоничного развития малыша необходимо участие и самых близких. Интересуетесь, как научить ребенка говорить? Советы найдете в статье.
Фото: pexels.com
Как научить ребенка говорить: правила
Многие родители пренебрегают развитием речи ребенка, мол, заговорит, когда придет время. Однако все сроки уже прошли, а малыш по-прежнему молчит. Только тогда родители обращаются к специалистам, а время уже упущено. Конечно же, стимулировать речь получится, но для этого необходимо много усилий или даже медикаментозное вмешательство.
Чтобы такой ситуации не произошло, занимайтесь с ребенком с рождения. Многие не понимают, зачем это делать. Врачи доказали, что разговаривать с малышом необходимо как можно раньше. Он не сможет заговорить, но будет воспринимать речь на слух, сформирует словарный запас, а затем порадует маму и папу первыми словами.
Как учить ребенка говорить? Обязательно обратите внимание на следующие правила:
- Разговаривайте с ребенком.
Как уже упоминалось, чем раньше начнете, тем лучше. При этом говорите четко и внятно. Не нужно сюсюкать, сокращать слова, использовать слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Рассказывайте малышу о том, что его окружает, комментируйте свои действия.
Фото: pexels.com
- Читайте сказки.
Помимо разговоров, развить речь помогают книжки. Это формирует образное мышление даже у очень маленьких детей. Хорошо, если одновременно с чтением будете показывать крохе картинки в книжке.
- Включайте песенки.
Детские заводные песенки также помогут крохе разговориться. Только следите, чтобы исполнитель произносил все звуки и слова четко. Иначе в будущем могут возникнуть проблемы.
- Начинайте с малого.
Не стоит думать, что ребенок сразу же заговорит сложными предположениями. Речь малыша должна начинаться с простых слов. Поэтому сначала выучите основное: мама, папа, баба, кот. Также расскажите ребенку, как говорят животные. Это очень увлекательное занятие и нравится малышам. А после уже переходите к более сложным упражнениям.
- Придумывайте логопедические игры.
Игра — главный способ развития ребенка. Поэтому обязательно используйте речь во время занятий с ребенком. В логопедические игры можно играть на улице, в транспорте, дома. Например, пусть ребенок повторяет за вами простые слога «Ла-ла», «Та-та» или произносит другие фразы в ответ. Затем усложняйте игру.
- Учим ребенка говорить, развивая мелкую моторику.
Интересуетесь, как связаны руки и речь? Дело в том, что речевой центр в мозгу расположен возле области, отвечающей за мелкую моторику рук. Поэтому, когда мы развиваем движения, автоматически задеваем и речь.
Фото: pexels.com
Упражнения на мелкую моторику можно давать с разного возраста. Существует несколько основных занятий, которые помогут ребенку заговорить рано. Вот некоторые из них:
- Грудничку предложите ощупывать разные виды ткани, дерева, давайте погремушки, шелестящие предметы, разрешайте рвать бумагу.
- Детям постарше давайте ознакомиться с крупами и разными видами макарон. Для начала можно их перебирать и щупать. Когда малыш подрастет, прячьте в крупы мелкие игрушки, и пусть кроха их ищет. Затем можно делать ожерелье из макарон, аппликации и придумывать другие занятия.
- Приобретите специальный мячик с шипами и давайте ребенку его мять. Можно играть дома или на улице. Небольшие шипы хорошо массируют нервные окончания рук и стимулируют развитие речи.
- Лепите из теста или пластилина.
- Делайте игровую пальчиковую гимнастику.
Как видите, развитие речи малыша — увлекательное занятие. Однако не переусердствуйте с занятиями: ребенку они должны быть в радость. Помните, что главное — это общение и взаимодействие родителей с малышом.
Читайте также: Пальчиковая гимнастика для детей: простые и полезные игры
Как развить речь в раннем возрасте: этапы формирования речи, помощь родителей
Вы узнали, что развивать речь необходимо с самого раннего возраста. Когда же малыш начинает произносить первые слова? Рассмотрим этапы формирования речи у ребенка.
Итак:
- До трех месяцев.
У новорожденного ребенка тоже есть речь. Вы уже догадались, что она воспроизводится только в виде крика. До трехмесячного возраста ребенок выражает свои эмоции и желания именно так. Однако если прислушаетесь, заметите, что малыш меняет интонацию и высоту голоса.
- Три–шесть месяцев.
В этот период начинается гуление. Малыш произносит простые звуки, преимущественно гласные. Например, «аааа», «агу». В этот период важно стимулировать ребенка к произнесению звуков, стремиться, чтобы он повторял за вами.
- Шесть–двенадцать месяцев
В этот период малыш продолжает гулить и пытается лепетать, то есть произносить простые слога: «ма», «ба», «га». В этот период он уже понимает речь окружающих и обращенные к нему слова.
Фото: pexels.com
- Год–два года.
У малыша появляются первые слова. Они обычно простые, состоящие из максимум двух слогов. Также ребенок может сокращать фразы. Например, говорить «мама, ди сю», что означает: «мама, иди сюда». Стремительно увеличивается словарный запас.
- Два–три года.
Речь ребенка идентична речи взрослого. Малыш разговаривает предложениями. Если он заговорил поздно, может путать окончания, по-прежнему сокращать слова или не выговаривать все буквы.
Конечно же, родители должны помогать ребенку заговорить. Обязательно занимайтесь с ребенком, используя методику, описанную выше. Также не пренебрегайте такими советами:
- Старайтесь разговаривать так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию. Поэтому присаживайтесь на корточки перед малышом и поворачивайтесь к нему лицом.
- Не держите постоянно включенным телевизор: это отвлекает от живой речи.
- Ограничьте просмотр мультиков. Все хорошо в меру. Чрезмерное увлечение экранными героями не стимулирует развитие речи. Ребенок не фантазирует: в мультфильмах все делают за него.
- Разговаривая с ребенком, сначала используйте простые предложения. Например, «собака побежала».
- Не сокращайте слова. Пусть машина будет машиной, а не «би-би».
- Обязательно используйте в речи глаголы и предлоги.
- Обучая ребенка, сначала отвечайте за него. Например: «Кукла, как тебя зовут?» — «Ляля». — «А что ты делаешь?» — «Играю». Со временем вовлекайте ребенка в игру.
Фото: pexels.com
- Рассматривайте книжки с картинками вместе с ребенком. Спрашивайте: «А что это?» «Какого цвета мяч?»
- Обязательно хвалите ребенка, даже если он что-то сказал не совсем правильно. Однако делайте это в том случае, когда видите, что малыш старается.
Если вы считаете, что всё делаете правильно, но ребенок так и не говорит, это повод обратиться к специалистам.
В современном мире сроки, когда малыш должен овладеть речью, немного сдвинулись. Поэтому врачи утверждают, что молчание до 3-х лет — это норма.
Однако если малышу уже исполнилось два года, а он не произносит даже элементарные звуки, насторожитесь. Для начала обратитесь за консультацией к невропатологу. Затем может понадобиться помощь генетика, психолога и логопеда.
Вы узнали, как ребенка научить говорить. Если малыш молчит, не расстраивайтесь и не сравнивайте его с другими. Каждый ребенок развивается про-своему. Однако будьте начеку и не бойтесь обращаться к специалистам в тревожащих вас ситуациях.
Читайте также: Дыхательная гимнастика для детей для развития речи
Как учить детей говорить — Подробный план действий для родителей
Рождение деток всегда радость. Они растут, развиваются и у близких им людей, возникает естественный вопрос, как учить детей говорить.
В этой статье я хочу подробно рассказать, о самых важных моментах, которые родители должны учесть, чтобы речь ребёнка развивалась правильно.
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Содержание:
Важные факторы, влияющие на полноценное развитие речи
Развитие речи зависит от многих факторов, таких как:
— Развитие органов чувств: слуха, зрения;
— Речевая среда, в которой растёт малыш;
— Зрелость коры головного мозга;
— Психофизическое здоровье;
Давайте рассмотрим, как развивается речь детей в разные возрастные периоды жизни и что должны делать взрослые, в каждый из них, чтобы речевая функция сформировалась полноценно и правильно.
Секреты развития речи малыша 0 до 1 года
Мозг малыша активно растёт в первый год жизни. Очень важно, в этот период как можно больше давать ребёнку положительных эмоций. Все члены семьи должны создавать благоприятную обстановку для общения. Ссоры и скандалы могут негативно отразиться в сознании малыша и спровоцировать торможение речевой функции.
Очень важно больше говорить с младенцем. Читать ему детские книжки, петь песенки, показывать картинки и рассказывайте, что на них нарисовано. Когда он немного подрастёт, играйте в весёлые и подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.
Есть в логопедии такое выражение: «Звуки рождаются на кончиках пальцев». И это, в буквальном смысле, так. Развивая мелкую моторику, мы помогаем развить речь. Это могут быть игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т. д.
Речь, более поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух более ранний процесс развития. Это восприятие на слух всего того, что нас окружает. Шум воды, ветра, звуки музыки, бытовые шумы. Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая.
Развитию неречевого слуха, в этот период, должно отдаваться пристальное внимание взрослых.
Игры с погремушками, колокольчиками. С опорой и без опоры на зрение. Игра «Что звенит?», «Где стучит?», «Громко-тихо». Можно послушать аудиозаписи звуков природы, стучать, топать, переливать, хлопать.
К 6 – 8 месяцам у малыша появляются первые лепетные слова. Хвалите его, за каждое, пусть он чувствует, что для вас это важно.
Возможно, вам будет интересно Уход за ребенком в первые дни жизни — Что должны знать и уметь родители
К концу первого года жизни, при нормальном развитии фонематического слуха, малыш различает часто употребляемые слова.
План действий как учить детей говорить от 1 года до 5 лет
Начинается время мега активного развития речевой функции. Давайте рассмотрим каждый возрастной период более подробно.
Как учить детей говорить от 1 года до 2 лет
К году в словаре малыша, должно быть, 10-15 осознанно произносимых лепетных слов. В этом возрасте он уж готов воспринимать социальные правила и нормы поведения. Такие, как «нельзя брать чужие вещи», «бегать и громко кричать в магазине» и т. д. Проговаривая различные речевые конструкции, родитель показывает как нужно правильно строить фразу. Лучше, если взрослый проговаривает фразы, особенно незнакомые, на уровне глаз малыша. Так дети не только на слух учатся воспринимать устную речь, но и зрительно. Это очень важно для формирования правильной звуковой стороны речи. Артикуляция звуков очень разнообразна. Например, для свистящих (с, з, ц) нужно широко улыбнуться, а для шипящих (ш, ж) губы округлить в широкую трубочку. Поэтому зрительный контакт так важен.
Поощряйте любые попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не понимаете из сказанного. Если вам удалось понять, что хочет ваш ребёнок, четко и медленно повторите всё, что он сказал. Смотрите прямо на него. Пусть он видит, как двигаются ваши губы и другие органы артикуляции. Повторяя за своим чадом сказанное, добавляйте еще пару предложений от себя. Ведь именно вашей речью пополняется активный и пассивный речевой запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.
Детские книги с картинками, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ребёнком картинки, говорите о том, кто или что на них изображено. Пусть малыш отвечает на вопросы: кто это? Что это? Какой? Какого цвета? Какой формы? И т. д.
Существенное значение имеет и темп речи. Если взрослый произносит слова быстро, ребёнок просто не успевает увидеть его артикуляцию, уловить смысл сказанного. Говорите спокойно, чётко называйте предметы. В речи можно использовать как, «детские», так и «взрослые» слова. Например: «Это машина би-би», «кошка кушает ням-ням» и т.д.
Некоторые родители пытаются перенять трогательную, лепетную речь малыша. Делать это категорически нельзя! Близкое окружение ребёнка — это его источник обучения правильной речи. Ни один мультик не заменит детям живое общение. Поэтому вы как родители, должны создать благоприятную почву для этого.
Больше бывайте ним в детских коллективах. Кружки по интересам, спортивные секции, творческие мероприятия. Дети, которые имеют возможность много общаться с другими детьми, развиваются лучше и у них реже встречаются нарушения речи.
Для того чтобы добиться правильного произношения необходимо научить ребёнка воспринимать звуки. Только полноценное восприятие звуков, умение их различать позволит не допускать ошибок при произношении. Поэтому крайне важно развивать фонематический слух.
Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок говорит жестами, не нужно пытаться его понять. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его говорить словами.
Чем дольше будете понимать «жестовую» речь детей, тем дольше они будут молчать!
2-4 года — время активного развития речевой функции. Как помочь ребёнку в этот период
В речи крохи появляются предложения. Он пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. К трём годам из речи малыша исчезает так называемое физиологическое смягчение. Ребёнок правильно произносит свистящие звуки С, З, Ц.
Самое важное достижение четвёртого года жизни, возможность самостоятельно определять неверно произносимый звук в собственной речи. А также различать схожие по звучанию слова.
Если малыш плохо говорит в этот период, то нужно активно приступать к обогащению его словарного запаса, развивать умение различать звуки в словах.
Можно учить поговорки, скороговорки, стихи, песенки. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, проговаривая каждый звук, затем темп можно увеличить. Прохлопывайте с ребёнком трудные слова по слогам, так вы научите его слышать каждый звук в слове. В статье «Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей» вы сможете подобрать скороговорки на любой вкус.
Возможно, вам будет интересно Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей
Продолжаем активно тренировать пальчики. Подойдёт всё, что интересно малышу. Сейчас в магазинах огромное количество всевозможных развивающих игр: шнуровки, пазлы, кубики и т.д. Подойдут и обычные пуговицы, из которых можно выкладывать различные картинки, по заранее нарисованным конторам. Особенно, детям интересно делать это если рисунок нарисован собственноручно. Так что, смело давайте разгуляться детской фантазии.
Помогаем детям формировать правильное речевое дыхание. Под этим понятием подразумевается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, довольно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Как показывает практика, дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавновоздух на выдохе, а также увеличить жизненную емкость легких.
Делаем глубокий вдох носом, рот при этом закрыт и затем производим плавный выдох ртом. Плечи не должны быть подняты. Положите свои руки на плечики малыша, чтобы это контролировать.
Возможно, вам будет интересно Лучшие игры на развитие речевого дыхания
Для этой цели можно использовать обычные мыльные пузыри, вертушки. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите малыша дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, кусочки ваты, снежинки из бумаги (щеки раздувать нельзя!)
Артикуляционная гимнастика, также является неотъемлемой частью работы над развитием речи детей. Эта работа представляет собой несколько упражнений, цель которых укрепить мышцы органов артикуляции, привести мышцы языка, губ, щёк в нормальный тонус, необходимый для правильного звукопроизношения. У разных авторов упражнения могут называться по-разному, но цель у них одна. На своих занятия я использую комплекс артикуляционных упражнений с музыкальным оформлением. Он составлен таким образом, чтобы проработать все мышцы органов артикуляции. Музыка помогает перевести рутинный процесс в весёлое развлечение.
Скачать комплекс, артикуляционных упражнений под музыку, вы можете во вкладке: «Материалы для скачивания».
Занятия по развитию речи с детьми от 4 — 5 лет
К 4 годам словарный запас детей достигает 2000-3000 слов. Это период придумывания новых слов (словотворчетво). В речи уже есть свистящие и шипящие звуки. До 4,5 лет допустимо отсутствие соноров, таких как Л, Р. Но к 5 годам они должны быть уже сформированы. Однако в последние время наблюдается печальная тенденция ухудшения речи детей. И к 5 годам у 80% обследованных мною детей, были выявлены различные речевые нарушения.
О причинах, которые могут этому способствовать, вы можете прочитать в статье «Страшная правда почему дети плохо говорят»
Если в этом возрасте есть нарушения речи, взрослые должны активно включиться в процесс обучения.
Продолжаем учить детей говорить правильно. Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, различные задания для развития мелкой моторики, игры для развития фонематического слуха всё то, о чём говорилось выше, в обязательном порядке должно входить в логопедическую работу с вашим ребёнком.
Хочу рассказать вам, о таком уникальном методе, который применяется в логопедической практике, как Су-Джок терапия. Возможно, вы уже слышали и даже использовали «волшебные шарики» для оздоровления организма. В логопедии, Су-Джок массажёром, мы воздействуем на активные точки на руках, с целью стимуляции речевых зон в коре головного мозга.
Подробнее, о Су Джок терапии, вы можете прочитать в статье «Секрет Су-Джок терапии для развития речи детей».
Следующим, важным моментом, является обучение ребёнка шёпотной речи. Голосовые складки находятся в стадии формирования. Крик строго противопоказан в этом возрасте, так как может иметь самые негативные последствия. Для обучения шёпотной речи, можно предложить задание «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука — у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к шёпоту без паузы).
Возраст 5-7 лет. Почему так важно развивать речь будущего школьника?
В 5- 6 лет, нормально развивающийся ребенок, правильно произносит все звуки родного языка. Он способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
С 7 лет начинается школьный период развития речи.
К сожалению, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда он молчал в 2,5 года — одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.
Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: «Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, занимался с чадом по часу в день. А результата почти нет». Занятия не принесли желаемого, так как взрослые нагружали ребенка непосильной работой. А малыш нуждается в строго дозированных занятиях.
Родители всегда должны помнить о «золотой середине» не упускать момента, когда ребёнку очень нужна ваша помощь, но и не перегружать его.
Продолжаем развивать мелкую моторику ручек, речевое дыхание, артикуляционную моторику. Также, в этот период, нужно продолжать работу по формированию фонематического слуха.
Часто дети, данного возраста, говорят по отдельности все звуки правильно, но в связной речи встречаются их замены, перестановки. Необходимо проводить занятия по развитию слухового внимания. Задание, может быть, такое: «Я буду произносить разные звуки. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Р». То же упражнение проводим дальше, но уже со слогами, а затем и со словами.
Играя с детьми, мы помогаем развить речевое и языковое внимание, память, логическое мышление и другие предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.
Заключение
Надеюсь, данная статья была полезна и у вас в голове сложился план действий того как учить детей говорить правильно. Ваша помощь, дорогие родители, очень необходима в таком непростом и важном процессе, как развитие речи.
Возможно, у вас есть свои секретные методики по данному вопросу. Буду очень рада, если вы поделитесь ими в комментариях.
Желаю удачи и терпения!
Ваша Татьяна Кемишис
Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите комментарий.
Как учить ребенка говорить до 6-ти месяцев и после
Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю сегодня поговорить о том, как учить ребенка говорить, ведь именно это умение закладывает фундамент дальнейшему развитию малыша.
Эта статья будет в необычной форме. Я поделюсь не только личным опытом, но и опытом своих друзей, а также результатами исследований ученых.
Краткое содержание
Как это бывает…
«В течение нескольких месяцев в моей семье тишина была врагом. Несмотря на то, как сильно мы с мужем не пытались, несмотря на то, сколько мы не читали и не разговаривали, наш маленький сын не хотел произносить членораздельных звуков.
Конечно, он улыбался и хихикал когда мы с ним болтали, и да, он схватил игрушку когда мы попросили его. Клетки мозга точно функционировали правильно, но в течение нескольких месяцев в них просто не было слов.
Может быть мы были немного нетерпеливыми. Когда малому было около 8-ти месяцев мы были огорчены, а к 12-ти месяцам забеспокоились. И вот, мы уже собирались связаться с нашим педиатром, как ребенок произнес громкое „мама“.
И с тех пор он не переставал говорить обо всем, что его беспокоит! Все эти ночи, которые мы провели над книгами в поисках ответов на вопрос: „когда кроха должна начинать разговаривать“, все это было напрасно…
Истина лежала на поверхности, но почему-то мы не догадались, что помочь нашим детям приобрести языковые навыки можно намного проще и более естественно чем мы думаем, хотя об этом говорят многие дефектологи и детские психологи.
Оказывается, те из нас, кто называл этот процесс „научиться говорить“ понимали все это неправильно, искусство общения гораздо шире чем мы учим наших детей, ведь обычно мы просто просим их повторить определенные слова.»
Вот такую историю недавно поведала мне моя подруга Юля, и это действительно заставило меня задуматься и вспомнить, как все происходило у нас в семье.
Я всегда понимала, что необходимо создать благоприятную атмосферу, которая будет стимулировать доверие, в которой будут отмечать успехи и все будут получать удовольствие от процесса обучения и повторения изученного.
Ученые утверждают, что активное взаимодействие и диалог с ребенком обязательно принесет положительный результат. Это означает, что пока вы будете просто разговаривать с крохой, не требуя от нее повторять ваши слова, а просто ради взаимного удовольствия, чтобы развеселить и порадовать, вы будете делать все правильно.
Миссия: разговорить к 6-ти месяцам
Никогда не рано начинать прививать любовь к языку. Я общалась с Ромой еще с трех недель и уже к месяцу он начал активно и четко произносить заветное «агу», а уже к шести месяцам говорил «Аля» в отношении ко мне, так как мой муж меня так называл постоянно.
Мы покупали мягкие тканевые книжечки со словами и картинками и регулярно показывали их малышу. Мозг младенца работает с первых дней жизни, мы очень быстро это поняли и решили не терять ни дня. Мы всеми силами старались развивать своего наследника, при этом покупали все новые и новые «завлекалочки», чтобы он не утратил интерес.
Если вы тоже в поисках интересных идей для развития крохи, то обязательно ознакомьтесь с курсом «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее«.
Но после того как познакомились с множеством результатов научных исследований, пришли к неожиданным выводам: наш сын, вероятно, начал изучать язык еще до этих тактических набегов языкового погружения.
Недавние исследования из Университета Амстердама указывают на то, что большинство детей начинают приобретать элементарные навыки языка (например, интонацию) еще в утробе матери.
После родов, хотя навыки общения уже есть, они не могут «нажать кнопку» немедленно, но будьте уверены: в мозгу новорожденного происходит множество запускающих процессов.
Младенцам нужно лишь несколько недель чтобы усвоить слова, которые они слышат каждый день. Но они часто не дают нам, родителям, никаких намеков, что уже много знают, их обучение происходит «за кулисами», так говорит Кэти Хирш — доктор философии, директор детской лаборатории Университета Темпл в Амблер, штат Пенсильвания.
Как мы можем помочь в развитии речевых навыков?
Помните, что нет такого понятия как «слишком много разговоров» даже для младенческого возраста. Разговаривайте часто, проявите творческий подход (например, используйте мягкие книжечки как мы). Будьте терпеливы, даже если первые слова представляют из себя нечто непонятное.
Следите за интонацией
Чем больше слов ежедневно слышит малыш, тем лучше. Мы с мужем прилагали совместные усилия, чтобы как можно чаще и активнее разговаривать с сыном. Но семья моих знакомых — Настя и Саша — не так усиленно занималась со своей дочкой Лилей, они не меняли привычного общения в доме только ради крохи.
Конечно, пара пыталась научить кроху первым словам, таким как мама и папа, и в итоге они поняли, что больше всего ей помогло именно многократное повторение одного и того же слова. «Однажды, когда мы стояли в пробке, услышали, как Лиля отчетливо произнесла папа и заулыбалась, когда Саша повернулся к ней, тогда мы поняли, что разговорный процесс запущен», — рассказывает Настя.
Эксперты говорят, что не имеет значения, какие именно слова вы говорите, важно как часто и с какой интонацией это делаете. Исследования по этой теме собраны в книге 1995 года «Значимые различия в повседневном опыте молодых американских семей».
Ученые сопоставили количество слов, которые малыш слышит до 3 лет к успеху этого ребенка в более позднем возрасте. Современные эксперты сходятся во мнении, что чем больше слов наши дети слышат, когда их мозг наиболее значительно развивается, тем лучше.
В доме, где есть дети, разговоры с самим собой не являются признаком сумасшествия
Это не так сложно, как вы могли бы подумать. Прекрасным способом для непринужденного обучения новорожденного речи является комментирование вслух каждого своего действия. Представьте себя диктором радио, передающим информацию о вашем мире к самому главному слушателю из всех.
Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловко и непривычно, но подумайте, сколько тысяч новых слов грудничок услышит за несколько часов. Со временем вы поймете, что это занятие действительно полезное и рутина начнет приносить вам больше удовольствия, а малыш будет учить язык на основе вашего простого повседневного опыта.
Отвыкайте от пустых разговоров с каждым годом
Чем старше становится ваш малыш, тем больше новых и более сложных слов вы должны вводить в его лексикон. Даже если вам кажется, что кроха еще не готова к пониманию новых фраз, старайтесь объяснять. Лучше потратить время на общение с ребенком, нежели посидеть в социальной сети.
Показывайте младенцу новые предметы в доме, называйте их и рассказывайте, что с ними делают. Не бойтесь таких сложных слов как микроволновая печь или стиральная машина — показывайте наглядно, как вы ими пользуетесь. Дайте малышу понажимать на кнопочки в заданном порядке и комментируйте, что в этот момент происходит.
На что стоит обратить внимание?
Когда задаете вопросы малютке, старайтесь получать не однословный ответ. Спрашивайте снова и снова: пусть учится давать обширную характеристику и полный ответ. Сохраняйте терпеливость, независимо от того, умеет ли малыш четко произносить звуки, распознает ли он цвета и фигуры, знайте — если этого не происходит сейчас, то обязательно произойдет немного позже.
И наконец, выключите телевизор. Даже образовательные программы не являются заменой общения лицом к лицу. Малыш должен видеть как движутся ваши губы во время произношения того или иного слова.
Старайтесь проводить время весело и интересно, переходите от одной деятельности к другой. Вначале поиграйте в кубики, потом почитайте сказку, затем спойте песенку или расскажите стишок. Вовлекайте малыша в выполнение домашних обязанностей, пусть помогает протирать пыль и подметать.
Поощряйте даже маленькие успехи
Конечно, обучение происходит легче всего, когда это не скучно и приятно. Даже когда малыш научится лишь новому слогу аплодируйте ему всей семьей — это лучший способ дать понять, что он все делает правильно. Пойте дуэтом, при этом напевайте разные слова по очереди, создайте атмосферу праздника, дайте крохе понять, что общение — это радость, это чудо.
Танцуйте когда у ребенка получится связать в одно предложение два-три слова. Задавайте открытые вопросы, такие как «Что ты видишь на этой картинке?». Дайте крохе время на размышления, не подсказывайте сразу, пусть он сформирует свое мнение, это будет интереснее для вас обоих.
Всегда смотрите крохе в глаза, когда разговариваете с ним. Чем более прямым и тесным будет ваше взаимодействие, тем счастливее и комфортнее будет чувствовать себя кроха рядом с вами. Всегда давайте время малышу на обдумывание своих слов, не спешите подсказывать и исправлять речевые ошибки.
Если вы будете выполнять все эти действия, то со временем ваше чадо сможет очень активно и развернуто строить логические умозаключения.
Обращайте внимание на возрастные нормы развития речи
Не смотря на то, что развитие, как умственное так и физическое, у каждого ребенка индивидуально, все же существуют определенные темпы развития, свойственные большинству детей:
- От 0 до 4 месяцев
В основном воркование и гуление: дети имитируют определенные шумы и особенно заинтересованы в интонации и звуке вашего голоса.
- От 4 до 7 месяцев
Лепет, в котором прослеживаются некоторые буквы: сначала звучат Б, Д, М наиболее четко.
- От 7 до 12 месяцев
Появляются слоги Ма, Да, Ба, Па. Слова, состоящие из двух слогов, как правило, возникают около первого дня рождения ребенка.
- От 12 до 18 месяцев
Словарь растет в геометрической прогрессии, появляются слова, состоящие из трех слогов.
- От 18 до 30 месяцев
Небольшие фразы, предложения и многое другое.
Если есть отклонения?
Если к 18 месяцам ваш ребенок не говорит по крайней мере 15 слов — обратитесь к педиатру. Чем раньше вы сможете заметить проблемы, тем легче и быстрее будет возможность с ними разобраться, и тем больше шансов свести их к нулю.
Не стоит воспринимать задержку речевого развития как некий приговор, современные дефектологи и логопеды в 90% случаев способны помочь любому малышу.
Напоследок рекомендую посмотреть видео с интересной методикой обучению речи:
Любите своих деток, учите их с удовольствием и радостью и у вас обязательно все получится! Но не забывайте подписываться на обновления блога и читать свежие интересные статьи, а также делиться ими с друзьями в социальных сетях.
Автор: Альбина Синенькая
Как научить ребенка говорить | Блог 4brain
«Детей надо учить тому, что пригодится им,
когда они вырастут».
Аристипп (древнегреческий философ, ученик и друг Сократа).
Умение облачать свои чувства, мысли, переживания в слова – один из важных социальных навыков человека, который во многом определяет не только качество его жизни, но и демонстрирует широту кругозора, интеллектуальную развитость. От того, насколько виртуозно человек владеет искусством слова, зависит эффективность его взаимодействия с ближайшим окружением, карьерный рост и благополучие. Вот почему так важно учить «говорить» своего ребенка с самого раннего возраста, а именного с того момента – как только он начинает понимать происходящее вокруг себя.
Этапы развития речи у ребенка
Каждый человек с самого рождения проходит в своей жизни определенные этапы или стадии, так же обстоит дело и в освоении речи.
Итак, первая стадия – воспроизводство первых звукосочетаний, в народе еще закрепилось своеобразное название данного этапа — «гуление», в среднем наблюдается в 2-3 месяца.
Переход из первой стадии во вторую происходит в 5 -7 месяцев, когда звукосочетания становятся более отчетливыми.
Третья стадия наступает, если ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися звукосочетаниями, такие как: «мама», «папа» и так далее, при этом слабо еще соотнося их с определенными объектами.
А вот после 9 месяцев, ребенок уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл.
Примерно к году, ребенок владеет от 3 до 10 «слого-слов» , и дальше багаж знаний пополняется стремительно быстро. После полутора лет ребенок уже вполне может изъясняться простыми предложениями.
В два годика – ему покоряются языковые нюансы, приобретается умение сочетать слова с предлогами и употреблять их в правильном порядке.
Если вы из числа тех, кто стремится, как можно раньше развить определенные навыки своего малыша, а ваш ребенок все никак не заговорит, то тогда эта статья именно для вас.
20 способов как помочь ребенку заговорить
- Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.
- Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.
- Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.
- Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.
- Как можно больше разговаривайте с малышом.
- Поощряйте познавательные действия ребенка.
- Уделяйте внимание артикуляционным играм ( представлены ниже).
- Устраивайте домашние инсценировки и представления.
- Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.
- Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.
- Проговаривайте вслух, что вы делаете.
- Прослушивайте музыку и песенки для детей.
- Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.
- Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.
- Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.
- Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.
- И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.
- Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.
- Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.
- Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.
Игры и упражнения
Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.
Артикуляционные игры
С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:
- Погулять язычок собрался: (открываем рот)
- Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
- Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
- На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
- Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
- Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
- Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).
Скороговорки для развития речи
Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:
Данная скороговорка нацелена на выработку звука [Р]:
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..
Скороговорки на звук [Ж]:
Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Скороговорки на звук [С]:
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Скороговорки на звук [Ш]:
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.
Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка», статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.
Обучающий массаж ручек
Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.
- Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
- Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
- Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
- Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
- Встряхните кисти рук.
Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.
Игра для развития пальчиков
— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)
— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)
— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)
— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)
— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).
Развивающая речь игра «телефон»
Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».
Игра «праздничный пирог»
Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».Видео
А познавательное видео, которое вы можете посмотреть ниже, ответит на многие волнующие вопросы. Консультацию проводит руководитель школы правильной речи «Риторика» Филипьева Инна Валентиновна.
И напоследок, иногда, ребенок начинает говорить после сильных положительных эмоций. Устраивайте ребенку праздники, дарите как можно больше радости.
Хороших вам результатов!
Отзывы и комментарии
Поделиться своими успехами в этом нелегком, но очень приятном деле, вы можете ниже.
Также рекомендуем познакомиться с уроками по риторике на нашем сайте и статьей «Скороговорки для развития речи и дикции».
как научить ребенка правильно говорить
Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.
Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.
1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.
Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.
2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.
3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.
4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.
5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.
6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.
Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).
Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).
7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.
Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.
8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.
9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.
Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.
10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.
Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.
Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!
Как научить ребенка рано говорить
Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда малыш сам заговорит – не самая лучшая тактика родителей. Ya-roditel.ru расскажет, как научить ребенка рано говорить.
Не упустите драгоценное время
Развивать речь ребенка нужно с самого его рождения. Наверняка каждая мама помогает ему в этом, сама того не подозревая. Материнское сердце подсказывает, что с ребенком нужно разговаривать, рассказывать о том, что с ним происходит. Носите ребенка по квартире и объясняйте, что он видит. Конечно, сначала зрение ребенка развито недостаточно, чтобы все видеть, но ему очень важно слышать ваш голос, вашу речь.
В первый год жизни ребенка формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому эти первые двенадцать месяцев являются фундаментом речевого развития.
В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша.
Часто в развитии ребенка родители опираются на то, что умеет чадо друзей или соседей в этом же возрасте. Это то, чего делать не следует – все дети индивидуальны. Если вы считаете, что есть проблемы в речевом развитии ребенка, лучше обратиться к специалисту. Он поможет развеять сомнения или в раннем возрасте скорректировать развитие речи при ее нарушении.
Этапы формирования речи в раннем возрасте
Формирование речи у ребенка раннего возраста проходит несколько этапов. На каждом из них важна помощь родителей.
Первой голосовой реакцией ребенка является крик. Его интонации со временем становятся разнообразны.
В возрасте трех-шести месяцев для ребенка характерно так называемое гуление, он с удовольствием протягивает гласные «ааа», «гуу». В это время особенно важно отвечать малышу, побуждать его к общению.
Речь 4-5 месячного ребенка – лепет, это более сложные сочетания звуков. В это время вы можете начинать знакомить ребенка с аудиосказками, включать спокойную музыку, звуки природы.
7-8 месячный малыш начинает понимать речь окружающих и соотносить слова с предметами, которые они обозначают. К году ребенок имеет в своем запасе около десяти слов. Позже он начинает строить простые предложения из двух слов, например, «мама ди» (мама, иди сюда), «кы тель» (включи телевизор). Запас слов растет в геометрической прогрессии.
После полутора лет ребенок начинает использовать в речи нужные падежи, окончания. Ребенку, даже если в его речи достаточно слов, нужны занятия по развитию речи, важно, чтобы они носили систематический характер. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи.
Как родителям помочь ребенку заговорить рано
Говорите с ребенком как можно больше, говорите четко, короткими предложениями. Используйте разные интонации.
Пока малыш маленький, наклоняйтесь над его лицом и проговаривайте слова так, чтобы он видел вашу артикуляцию. Так, например, вытягивание губ в трубочку при произношении звука «у» поможет ему понять, как получить этот звук.
Постарайтесь комментировать и называть все, что вы делаете — он сможет быстрее узнать название предметов и действий.
Давайте ребенку возможность говорить, не превращайте разговор в монолог.
Читайте ребенку сказки, стихи для малышей. Это поможет ему обогатить словарный запас, поскольку малыш слышит новые слова, которые его родителями не употребляются.
Ребенку нужно живое общение. Включенный телевизор или проигрыватель не смогут в полной мере заменить живую, обращенную к ребенку речь.
Рассматривая картинки, не забывайте про глаголы и прилагательные.
Желая, чтобы ребенок быстрее заговорил, родители часто облегчают ему задачу: машину они называют «би-би», кошку «мяу» и так далее. Малыш быстро научится говорить эти слова-звукоподражания, и будет их воспроизводить именно так. Не упрощайте в своей речи названия предметов, правильно называйте их.
Не забывайте хвалить малыша, поощряйте его речевую активность, подталкивая его к новым успехам, поскольку положительные эмоции, поддержка родителей и выражение одобрения способствуют речевому развитию ребенка.
Развитие руки и речь
Отечественные ученые пришли к выводу, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Чтобы стимулировать развитие речи, необходимо с раннего детства проводить массаж каждого пальчика, каждой фаланги.
Специалисты утверждают, что развитием мелкой моторики детей нужно начинать заниматься с двухмесячного возраста. Вы можете делать массаж пальчиков, не применяя силу, это может быть поглаживание, легкое растирание. Продолжительность таких занятий не должна превышать двух-трех минут. Не забудьте, что при этом обязательно нужно разговаривать с малышом, улыбаться ему.
Подросшему ребенку можно предложить собирать пирамиду, лепить из пластилина, рисовать, играть в различные игры (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), перебирать крупы, надевать бусины на нитку и так далее. Присутствие взрослых в это время обязательно.
Можно поиграть с малышом пупырчатым мячиком. Познакомьте его с разными типами поверхностей – гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, деревянными.
То, насколько рано начнет говорить ребенок, зависит только от родителей. Он начнет воспроизводить речь только тогда, когда в его пассивном словаре накопится достаточно для этого слов. Говорите с ребенком четко и понятно, обратите внимание на правильность своей речи. Если родители не будут разговаривать с малышом, объяснять, что происходит вокруг, как называются окружающие его предметы и каковы их свойства, речь ребенка будет скупа, и процесс ее становления значительно затянется.
Важно не упустить этап раннего формирования речи. Никогда не принижайте способности своего ребенка, даже если вы считаете, что он еще слишком мал и многого не понимает: занятия с малышом в раннем возрасте – залог успешного развития его речи. Будьте уверены, ваши старания окупятся сполна.
Марина Карамашева
Как учить ребенка говорить в 1-2 года: учим говорить букву «Р»
Цель каждого родителя – воссоздавать особую атмосферу для развития речи ребенка, посодействовать обнаружению заложенного в нем потенциала, помогать ему на каждой ступени формирования.
Освоение речи – очень важная ступень в развитии малыша. Мамы и папы всегда ждут, когда он заговорит и выкрикнет «Мама». Это облегчает процесс толкования желаний и потребностей.
Важно подобрать подходящую методику, но для каждого ребенка нужна своя. Правильный подход – залог успеха.
Когда начинать учить ребенка разговаривать
С занятиями по оттачиванию связной речи ни в коем случае оттягивать. Уже в 1,5-2 года необходимо активно заниматься с малышом, чтобы расширить словарный запас и развить речь. Нельзя строго определить временной отрезок начала формирования навыка разговорной речи. Кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже.
Мамочки учат разговаривать ребеночка с первых дней появления на свет. Они регулярно общаются с ним, показывая и озвучивая предметы. С течением времени малыш начинает произносить знакомые слова.
Словарный запас начинает расширяться. Если к 2 годам речевой лексикон не расширяется, то беспокоиться не стоит. Все станет на места само собой, так как каждый малыш индивидуален. Постоянные занятия с малышом принесут свой результат. Нужно применять различные способы для разговоров.
Очень важно во время обучения не сюсюкаться и не коверкать слова. Малыш запоминает все, что слышит. С течением времени, когда малыш начнет разговаривать, он будет повторять все слова, ранее изученные с родителем. Поэтому важно сразу научить ребенка говорить корректно.
Этапы развития речи
В первый год жизни грудничок развивается крайне быстро. Рассмотрим основные этапы речевого развития младенца в первые годы жизни.
0-3 мес
От рождения и до трех месяцев малыш общается с родителями при помощи крика и плача. Он отлично схватывает интонацию голоса мамы.
3-6 мес
Период от 3 месяцев до полугода принято называть временем «гуления». Именно в этот период ребенок в отличном расположении духа может начать радовать родителей звуками «агу». Он уже может произносить многие гласные и даже некоторые согласные. Отличительной чертой является умение вступать в контакт с грудничком, говорить паузами, давая возможность малышу ответить.
6-9 мес
Период от 6 до 9 месяцев принято называть фазой лепета. Как только малыш перешел рубеж полугода, многие родители улавливают в хаотичном лепете слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Изначально это только набор слогов, которые чередуются в разной последовательности. На этом этапе уже активно можно приступать к обучению ребенка словам. Стоит озвучивать названия окружающих предметов.
9-12 мес
К концу первого года жизни младенец начинает произносить свои первые слова. Некоторые малыши уже могут произносить до 10 слов. Но это все индивидуально и не стоит расстраиваться, если малыш говорит всего 2-3 слова. Это все зависит от натуры малыша. Если человек по натуре не болтлив, то вряд ли ребенок в год быстро начнет говорить без умолку.
От года до двух лет
В 1 год и до двух лет ребенок активно всем интересуется, пополняет словарный запас. Он уже может состоять из 10-15 слов. В основном это существительные. Малыш говорит очень быстро и очень часто придумывает свои слова. В этом возрасте очень многое детки извлекают из интонации, мимики и жестов.
У ребенка в 2 года уже появляется навык формирования фраз из двух слов. Словарный запас составляет 15-20 слов. Малыш может сказать, как его зовут и сколько ему лет. Речь ребенок понимает не полностью, а лишь фрагментами.
С двух до трех
В возрасте от двух до трех лет малыш знаком с понятием количества, понимает разницу между «один» и «два». Малыш без ошибок может указать, где и кто сидит. Запас часто воспроизводимых слов составляет 100-150 слов. Учить ребенка говорить в 2 необходимо при помощи игр.
К трем годам речь понятна окружающим. Ребенок может связно рассказать о каких-то событиях, знает части тела. В речи использует глаголы и союзы. Активный словарный запас – 250-300 слов.
Методики развития речи
Рассматривают неограниченное число техник развития речи у деток. Для периода развития речи младшего поколения характерны практические техники:
- Методика имитации. Техника состоит в том, что учитель и ученик говорят одно и тоже, но по-разному. Учитель энергичнее, чем в обычном разговоре, выговаривает звуки речи, красноречиво интонирует ее. Малыш слушает и все повторяет, имитирует речь матери. Техника используется, начиная с самой ранней возрастной ступени.
- Метод беседы-разговора. Это более трудоемкая техника обучения речи. Также называют техникой вопросов и ответов. Она состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает на вопросы. Оба разговаривают, но говорят не одно и тоже. Обучающий побуждает ребенка вспомнить ранее выученные слова, звуки, грамматические формы. Для тренировки органов речи ребят третьего года жизни в артикуляции звуков учитель может воспользоваться различными техниками.
- Метод пересказа. Этот метод заключается в том, что человек читает ребенку рассказ. Воспитатель подталкивает ребенка к тому, чтобы он захотел задать вопросы или пересказать текст. В технике предусмотрено несколько техник пересказа. Эта техника подходит для обучения детей более взрослого возраста и это от 5 до 8 и более лет.
Главными техниками развития речи у младенцев первого года являются:
- звуковое повторение ребенком;
- разъяснение происходящего;
- песенки, потешки, пальчиковые игры;
- развитие мелкой моторики.
В 2-3 года обучение происходит в игровой форме. Методик есть множество и каждый родитель подбирает для себя комфортный вариант. Каждый ребенок индивидуален.
Игры для развития речи у ребенка
Психологи говорят о том, что с ребенком необходимо играть для развития речи. Способов игр с детьми есть множество и они лишь ограничены вымыслами мам и пап. Ребенок очень часто сам подсказывает родителю о том, чем бы ему хотелось заняться. Миссия родителей – наполнить игру живым диалогом, чтобы игра была не просто завлекательной, но и полезной для развития. Рассмотрим варианты:
- Прятки. Стандартная игра «Ку-ку» с младенцами с течением времени может видоизменяться. Прятаться можно за любыми предметами, привлекая внимание и спрашивая, где находится мама. Как только ребенок начнет взрослеть, он с удовольствием будет прятаться сам.
- Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть самые простые игры. Возможно играть с детским телефоном, малыш может звонить бабушке, родителям, говорит «Алло, как дела». После уже можно разыгрывать сказки по ролям. Родители имеют возможность самостоятельно придумывать сюжеты, применяя игрушки и предметы быта.
- Угадай-ка. Вариаций время провождения есть множество. Можно задать вопросы малышу: «Угадай, что я сейчас делаю». А можно показывать ребенку игрушки и спрашивать: «Угадай, кто это?». Если ребенок не может дать ответ самостоятельно, то постараться дать ему развернутый ответ. Спустя некоторый период времени задавать малышу этот же вопрос.
- Активные игры. При активной игре с малышом можно использовать потешки и стишки. Необходимо побуждать малыша повторять соответствующие действия. Наряду с речевыми навыками это поможет развивать и физические, музыкальные способности.
Вариантов игр есть множество. Родители могут самостоятельно придумывать разнообразные интеллектуальные развлечения, которые помогут малышу начать говорить.
Упражнения для развития речевого аппарата
Рассматривая, как правильно учить ребенка говорить, стоит уделить время специальным упражнениям. Простые ежедневные упражнения помогут развивать ребенку речевые навыки. Достаточно упражнениям уделять по 15-20 минут в день. Примеры упражнений:
- «Окошко». Как можно шире открыть рот – жарко, закрыть рот – холодно.
- «Чистим зубки». Ребенку нужно улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно верхние, а после нижние зубы.
- «Месим тесто». Улыбнуться и пошлепать языком между губами «ля-ля-ля-ля..». Кончик языка покусать зубами. Два движения регулярно чередовать.
- «Чашечка». Ребенку улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки. То есть, малышу немного нужно приподнять кончик языка.
- «Дудочка». Напрячься и с напряжением вытянуть вперед губы.
- «Заборчик». Улыбнуться и с напряжением обнажить замкнутые губы.
Для деток постарше можно использовать упражнения:
- Нужно учить выражать эмоции звуками: недовольное «ай-ай», восторг «вау».
- Нужно вместе петь и учить регулирование высоты голоса. Если малыш хорошо подражает, то во время домашних дел перекликиваться звуками.
- Проговаривать названия предметов. Во время кормления говорить о ложке, вилке, тарелке. При купании говорить о воде, мыле.
Упражнений есть множество, которые помогут развивать речевой навык. Для этого представлен широкий ассортимент пособий.
Пособия и материалы для детей и родителей
Рассматривая, как учить ребенка разговаривать, стоит уделить внимание разным пособиям. Существуют множество пособий, которые помогут родителям и малышам научиться быстро говорить. Рассмотрим несколько примеров:
- «Как научить ребенка говорить, читать и думать» Корнев А.Н. Пособие возможно применять в работе с детьми разных возрастов и разного уровня развития речи. Пособие необходимо тем, кто хочет помочь детям ясно излагать мысли.
- «Я учусь говорить» Олеся Жукова. Книга создана для деток, которые только начали произносить первые слова. Выполняя с помощью мамы упражнения, малыш быстро научится понимать взрослых, а также пополнит словарный запас.
- «Я учусь говорить». Это книжка-игрушка, сделанная в форме кубиков. Пособие показано для деток, которые еще не умеют говорить либо начинают произносить первые слова. Сначала ребенка обучают простым словам и после он движется по ступенькам.
Пособиями могут стать и карточки, картинки, видео.
Как вырастить билингва
Одни специалисты говорят, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше и легче одолевается иностранный язык. Другие говорят, что параллельное изучение языков тормозит развитие. Есть несколько важных условий, которые влияют на то, как вырастить билингва. Рассмотрим детальнее:
- Возраст. Это самое важное условие. Оптимальным возрастом для ввода нового языка является 3 года. Ребенок понимает уже собственную речь, у него есть активный и пассивный запас слов. Развитие даст новые импульсы к усвоению иностранного языка. Но некоторые родители уже с рождения разговаривают с малышом, а в 1 год начинают практические упражнения.
- Один человек – один язык. Есть еще одно важное правило. Важно разделить преподавателей. Это поможет изучать два языка параллельно.
- Слух. При формировании билингвизма это правило является главным. Важно уделить внимание развитию слуха малыша. Именно это имеет особое значение при формировании корректного произношения. Важно уделить внимание рифмовке, музыкальному сопровождению.
- Мелкая моторика. За любое развитие речи несет ответственность развитие моторики. Игры с небольшими предметами, массаж помогают совершенствовать речевую активность.
Программа обучения играет важную роль:
- Основной момент при подборе программы – схема обучения. Она должна проходить в форме игры либо сочетать игровую и учебную части.
- Важно абсолютное погружение в языковую среду. Важное в воспитании билингва – учить говорить ребенка и думать на двух языках. Такой вариант возможен при проговаривании каждого действия.
- Обучение группами. Вне домашних условий такая форма результативнее, чем персональные занятия. В возрасте 3-5 лет к быстрому развитию ведут общение со сверстниками, совместная игровая деятельность.
Дети, которые владеют иностранными языками, имеют большую познавательную активность.
Советы родителям
Чтобы облегчить задачу малышу в освоении новых слов и грамотном применении их на практике, необходимо придерживаться некоторых принципов. Рассматривая, как учить ребенка говорить, стоит уделить время родителям простым советам. Они помогут сделать процесс обучения детей более простым:
- Разговаривать с малышом от рождения. Мамы начинают налаживать контакт с рождения, а возможно и будучи беременной. И совсем не имеется в виду заниматься специальными занятиями. Важно обычное общение и контакт глаз.
- Начать комментировать все, что человек выполняет. Молчаливым родителям потребуется активировать в себе навык общения. Разговорчивым людям не составит труда находить тему для коммуникации с ребенком.
- Играть со своей интонацией. Изначально ребенок способен различать тембр и акцент мамы. Поэтому ее следует как можно чаще менять, что привлечь внимание малыша.
- Разговаривать не спеша, воспроизводя информацию несколько раз. Это понятно, что ребенок при быстрой невнятной речи не сможет разобрать и уловить смысл того, что говорит мама. В будущем это приведет к тому, что он будет произносить слова неправильно.
- Упрощать слова и предложения. Не стоит прибегать к частому коверканию слов. Изначально детям сложно освоить новые термины и длинные слова.
- Насыщать речь с малышом нужно постепенно. Например: Света держит мишку. Маша держит большого мишку. Света держит большого и пушистого мишку. Мишка любит мед.
- Исключать фон во время общения. Шум телевизора или радио не дают нормально сконцентрировать внимание.
- Не забывать про мелкую моторику рук. Развитие нервных окончаний на пальцах напрямую связано с развитием речи.
Следуя простым правилам, можно значительно облегчить процесс обучения деток.