Как собрать портфель: Как правильно собирать портфель в школу – Урок 7. Как собрать портфель, в котором всего хватает

Правила диверсификации. Как собрать надежный портфель акций | Финансы и инвестиции

Сравните «Аэрофлот» и «Магнит». Одна компания продает возможность путешествовать, а другая — еду. Но, по сути, и та, и другая хотят взять деньги у одного конкретного русского. И если денег у человека резко станет меньше, у обеих компаний могут упасть доходы. И наоборот, чем больше у россиян денег, тем больше путешествий и еды. Компании зависят от ВВП в России и состояния экономики страны в целом.

Другой пример: НЛМК и «Газпром». Одна компания продает сталь, другая — газ. Но обе зависят от экспорта. НЛМК продает около 17% стали в США и 18% Европу, а «Газпром» — примерно 60% газа в Европу и СНГ. Если страны-покупатели решат расторгнуть контракты, ввести санкции, пошлины, найдут более выгодных поставщиков — это все повлияет на выручку и прибыль компаний.

Например, в марте 2018 года президент США Дональд Трамп ввел пошлину на импорт стали — 25%. Это значит, что теперь НЛМК будет зарабатывать немного меньше. Что-то похожее может произойти с «Газпромом»: вдруг Европа решит снизить потребление природного газа и начать закупать сжиженное топливо у поставщиков из США или Ближнего Востока.

Если купить акции компаний, которые зависят только от одного рынка сбыта, вы купите один общий макроэкономический риск. Если с этим рынком сбыта что-то случится, то компания начнет меньше зарабатывать, а вы получите меньше денег.

Курс валюты. Еще один частый вид зависимости — от валютного курса. Это когда компания продает большую часть товаров или услуг только за доллары или только за рубли или когда от этого зависят основные издержки бизнеса.

Например: «М.Видео» продает телевизоры, холодильники, плиты и другую технику. Компания покупает товары за рубежом за валюту, а продает их в России за рубли. Если доллар подорожает, условный Samsung продаст «М.Видео» условный телевизор дороже. Конечно, ретейлеры в таких случаях перекладывают издержки на покупателей и тоже повышают цены. Но дорогая техника хуже продается — это скажется на выручке.

Другой пример — компания «Черкизово», которая работает преимущественно на внутреннем рынке и продает свою продукцию за рубли.

Можно сказать, что «Черкизово» покупает зарубежные комбайны и другую технику, но общая зависимость от доллара у этой компании довольно низкая. Более того, если доллар подорожает, ей это будет даже выгодно. Тогда импортная колбаса подорожает для россиян, а колбаса от «Черкизово» — нет.

Стоимость продукции. Если компании производят один вид продукта, то они зависят от цены на этот продукт. Обычно это касается компаний, которые добывают нефть, золото, алмазы, уголь, металлы.

Пример: «Татнефть» зарабатывает большую часть выручки, добывая и продавая нефть, а «Полюс» — золото. Если вырастет цена на нефть или золото, вырастет и выручка компаний; если упадет, выручка снизится.

Правило 2. Компании в портфеле должны заниматься разным бизнесом

Основная идея диверсификации — чтобы акции компаний в портфеле не зависели друг от друга. Хорошо, когда бизнес не зависит от одного показателя, вроде курса валют или цены на нефть, но еще лучше, если компании в вашем портфеле занимаются разным бизнесом. И даже если компании работают в одном секторе, это не значит, что они зарабатывают на одном и том же.

Сравним «Русгидро», «Россети» и «Мосэнергосбыт». Все эти эмитенты из сектора энергетики. Кажется, что они зависят друг от друга, но на самом деле это три разных бизнеса.

«Русгидро» добывает энергию на гидроэлектростанциях. Выглядит это так: на огромные лопасти падает вода, они крутятся и вырабатывают энергию. После этого компания продает ее внутри страны. Чем эффективнее «Русгидро» это делает, тем больше она зарабатывает.

«Россети» — крупнейшая сеть в России по транспортировке электроэнергии. Когда-то давно «Россети» провели по всей России линии электропередачи, и теперь если компании вроде «Русгидро» захотят их использовать, им нужно будет за это заплатить.

Допустим, «Русгидро» объявит себя банкротом и закроется. «Россети» в этом случае найдет другого поставщика и начнет транспортировать уже его энергию.

«Россети» доставляют энергию сбытовым компаниям, в том числе «Мосэнергосбыту». Основа бизнеса сбытовых компаний — продавать энергию конечному потребителю, то есть обычным людям и организациям. По сути, это бухгалтерия: таким компаниям важно, чтобы клиенты больше платили, а должников было меньше. «Мосэнергосбыту» не важно, кто добыл энергию и кто ее транспортировал. Главное, чтобы жильцы из условной квартиры №3 платили вовремя.

Хотя «Русгидро», «Россети» и «Мосэнергосбыт» относятся к одному сектору, бизнес у каждой компании устроен по-разному. «Русгидро» важно эффективно производить энергию, «Россетям» — не терять энергию при транспортировке, а «Мосэнергосбыту» — чтобы было меньше должников.

Правило 3. В портфеле должны быть акции с разными видами риска

Зависимость от каких-то факторов и особенностей бизнеса — это не плохо и не хорошо. Это просто зависимость. Задача диверсификации — не уничтожить риски любой ценой. Нужно быть в курсе рисков.

Узнайте, от чего зависит компания. Чтобы собрать портфель из не взаимосвязанных акций, нужно понять, как работает бизнес. Что делает компания, кому и что продает, от каких факторов зависит ее деятельность.

Для этого посмотрите на источники выручки. Чаще всего компании публикуют подробную информацию о своем бизнесе на сайте в разделе «О компании». Еще один источник — годовые презентации для инвесторов. Это многостраничные PDF-отчеты, где с помощью инфографики компании рассказывают о состоянии бизнеса за последний год.

Покупайте акции с разными видами риска. Когда вы разобрались в бизнесе, нужно оценить зависимость компаний от определенных факторов: для кого-то важен внутренний спрос, для кого-то курсы валют и стоимость продукции.

Если от каких-то факторов зависят компании, значит, от этого зависят и акции, в которые вы вложили деньги. Дальше нужно решить, устраивает вас такая зависимость или нет. Допустим, если вы верите, что экономика в России будет расти, вкладывайтесь в компании, которые станут бенефициарами этого процесса. Главное, выбирать риски осознанно.

Еще один способ снизить взаимосвязь — купить акции с противоположным риском. Например, когда одна компания начнет больше зарабатывать от роста доллара по отношению к рублю, а другая меньше. Так вы застрахуетесь от возможных потерь на случай колебания курсов валют.

Учитывайте доходность. Когда вы пытаетесь избавиться от риска, не забывайте, что задача портфеля не только не потерять деньги, но и заработать. Если акции в вашем портфеле не будут зависеть друг от друга — это хорошо, но какой в этом смысл, если в итоге вы получите доходность меньше депозита в банке? Чтобы заработать, все равно придется брать на себя какой-то риск.

как собрать рюкзак в школу быстро и легко

Кто-то легко адаптируется к школьному распорядку, кто-то не очень. Как помочь младшекласснику избежать ситуаций, в которых он оказывается растерянным и беззащитным перед правилами и порядком школы? Начните с портфеля!

Портфель

Не стоит пускать вопрос складывания портфеля на самотёк, так юный ученик рискует что-нибудь непременно забыть, но и собирать тетради, письменные принадлежности и учебники вместо ребёнка – это всё равно, что ограничивать его естественную самостоятельность. От вас требуется поощрить её и направить.

  1. Изучите портфель, который вы купили. Разумно и удобно знать все тайные кармашки и вкладки школьной сумки, чтобы верно ими распорядиться.
  2. Осмотрите лямки – там тоже может быть удобный карман, например, для ключей, влажных салфеток или, что особенно удобно, для проездного билета.
  3. Под откидными клапанами тоже могут таиться вкладки, где можно разместить расписание занятий.
  4. Определите, что нужно складывать в основное отделение. Вероятнее всего, это будут учебники, тетради, наборы для творчества. Сгруппируйте их: альбом, кисточки и краски; пластилин, стеки и доска; цветная бумага, клей и ножницы.
  5. Заполняйте основное отделение в зависимости от расписания. Пусть сверка содержимого портфеля с расписанием завтрашнего дня станет для вас с ребёнком доброй традицией, благодаря которой вы будете в курсе его школьной жизни сегодня и ожиданий от наступающего дня.

Вероятно, вам придётся внести некоторые коррективы в наполнение пенала и портфеля, исходя из рекомендаций учителя. Но в любом случае ориентируйтесь на общий вес, который окажется на плечах, за спиной у вашего ребёнка!

Органайзеры

Прозрачные папки-карманы разных форматов на застежках-молниях или кнопках очень и очень вам пригодятся. А4 формата –– для набора цветной бумаги. Здесь даже вырезанные элементы, заготовленные для аппликаций, и остатки цветной бумаги аккуратно сохранятся до следующих уроков труда. Папки поменьше – для тетрадей, по одной в клетку или в линейку про запас. Самые маленькие конверты – для карточек, а их в младшей школе будет множество и по разным предметам. Всё будет на виду.

Для тетрадей тоже имеет смысл завести отдельную прозрачную папку-конверт. Хотя многие учителя в первом классе просят вкладывать тетрадь в соответствующий учебник, чтобы одним движением дети доставали из портфеля комплект всего необходимого для конкретного урока. Но если у вас в семье растёт настоящий аккуратист, то папка-конверт для тетрадей ему придётся кстати. А опыт разумного хранения тетрадей ещё очень пригодится в старших классах.

Ланчбокс

Найдите наилучшее место для ланчбокса. Даже упакованная еда должна храниться так, чтобы ничего не протекло, не просыпалось, не испачкало содержимого портфеля. Проверьте, справляется ли юный академик с закрыванием и открыванием ланчбокса.

Бейджи и метки, чтобы не потерять портфель

Не забудьте подписать портфель. Ребёнок с удовольствием вам поможет или сделает это сам под вашим присмотром. Придумайте тайный знак или символ, если начинающий школьник ещё не умеет писать, потренируйтесь в его начертании, нанесите его на портфель, пенал, сумку для сменки, спортивную обувь и обувь для танцев. Конечно, лучше указать имя и фамилию, класс и номер школы, а также ваш номер телефона. Но нарисовать улитку или комету, а рядом 1Б тоже неплохо. Только сделайте это несмываемым маркером в специальных местах, если таковые предусмотрены, или сделайте наклейки или нашивки. Во-первых, в классе может оказаться ещё кто-то с таким же портфелем, и детям будет проще не перепутать, где чей. Во-вторых, дети есть дети, и могут просто его где-то оставить, позабыть.

И помните, порядку тоже нужно и можно научиться. Чем больше порядка в портфеле, тем меньше стресса и ненужных поисков на уроке.

Конечно, также не стоит забывать, что совместные сборы всего необходимого в школу — это возможность превратить рутинную ежедневную задачу ребенка в процесс общения и обучения. На примере размещения предметов и планирования дня у ребенка развиваются такие качества как самостоятельность, дисциплина и структурный подход, которые несомненно пригодятся в будущем.

Статья (1 класс) на тему: Как собрать портфель.

 Как собрать портфель

Сырковская С.М., учитель начальных классов

ГБОУ гимназии № 148 имени Сервантеса

Калининского района Санкт-Петербурга

Правильно собрать портфель это целое искусство. Ведь он должен содержать не только все необходимое для школьника, но и сохранять здоровье ребенка.

Многие родители интересуются, сколько должен весить комплект учебников с письменными принадлежностями для учеников разных возрастов. Согласно «Гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях» багаж знаний для ученика начальной школы не может весить более 2кг (лучше – 1,5 кг), в 5-м классе — от 2 до 2,5 кг, в 8-11-м классах — от 4 до 4,5 кг.

Если, согласно требованиям, учебник для начальной школы должен весить не более 300 граммов, а всего на один школьный день таких учебников может понадобиться 4штуки, то вес «правильного» ранца — 500-700 граммов! Общий вес портфеля не должен быть больше, чем 10 % от веса самого ребенка.

К слову сказать, те же «Требования…» настаивают: учебник для 5-6 классов должен весить не более 400 граммов, для 7-8 классов — 500 граммов, для 9-11 классов-600 граммов.

 В чем носить учебники в школу?

Модные сумки через плечо однозначно исключаются, лучше использовать ранец. Он должен быть сшит из облегченных тканей, с мягкой, но плотной спинкой. При этом лямки у ранца должны быть широкими. Покупать ранец нужно вместе с ребенком, чтобы примерить: дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы ребенка.

Не нужно выбирать дорогой ранец, ведь ребенок растет, и рюкзак, возможно, придется менять каждый год.

   Все школьные принадлежности должны быть легко заменяемыми, чтобы не было жалко, если ребенок что-то потеряет, забудет или отдаст без возврата. Еще лучше, если все, что вы купите для школы, будет максимально нестандартным (хотя бы по цвету). Детям, особенно маленьким, сложно отличить свои вещи от подобных, которые принадлежат их одноклассникам.

 Нельзя забывать и о качестве канцтоваров. Так, бумага для тетрадей должна быть достаточно плотной: то, что ребенок напишет на одной странице, на обороте видно быть не должно. Цвет бумаги должен быть матовый белый или слоновой кости: ослепительные белоснежные листочки плохо влияют на зрение.

 Что положить в портфель?

  Обычно список необходимых для школы канцтоваров родителям выдают заранее на родительском собрании — ведь в каждом классе свои особенности и требования. Но есть предметы, без которых в любом случае не обойтись:

  • пенал, желательно  из ткани (металлический – травмоопасен!) с фиксаторами для ручек и карандашей;
  • два простых карандаша средней жесткости;
  • шариковые (не гелевые!) ручки: две — с синей пастой и одна — с зеленой;
  • цветные карандаши;
  • линейка длиной 15-20 см;
  • тетради — две в клетку и две в линейку;
  • обложки для тетрадей и учебников;
  • подставка для книг;

Памятка для родителей первоклассника

  1. Собирайте портфель вместе с ребенком. Это поможет ему быстро найти все, что нужно. 
  2. Посмотрите на расписание уроков, сложите учебные принадлежности согласно расписанию. НЕ НАДО КЛАСТЬ ЛИШНЕЕ!
  3. Следите за порядком в портфеле, все лишнее вынимайте и убирайте на место. РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯЙТЕ ПОРТФЕЛЬ НА НАЛИЧИЕ ЕДЫ.
  4. Положите ребенку в портфель предметы личной гигиены: носовой платок, расческу.
  5.  Если вы кладете ребенку завтрак, положите его в отдельный контейнер, а контейнер в пакет и в отдельный карман портфеля.
  6. Проверяйте наличие всех вещей ребенка в портфеле после уроков. При обнаружении отсутствия каких-либо вещей или нахождении чужих сообщите классному руководителю.

Памятка для учащихся

  1. Посмотри на расписание уроков.
  2. Отсортируй свои школьные принадлежности:
  • книги;
  • папку с тетрадями;
  • все ручки, карандаши, линейка должны быть в пенале.
  1. Разберись, где в портфеле место для тетрадей, для книг, для пенала, для личных принадлежностей.
  2. Положи книги ближе к спинке, а мелкие предметы подальше. Клади их в таком порядке, в котором их будет легко доставать.
  3. Убедись, что все предметы в портфеле лежат на своих местах.
  4. Каждый день следи за порядком в портфеле!

Статья (1 класс) по теме: Как собрать портфель первоклассника

Как собрать портфель

(из опыта работы)

Бородинчик Татьяна Викторовна., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса

Калининского района Санкт-Петербурга

Правильно собрать портфель это целое искусство. Ведь он должен содержать не только все необходимое для школьника, но и сохранять здоровье ребенка.

Многие родители интересуются, сколько должен весить комплект учебников с письменными принадлежностями для учеников разных возрастов. Согласно «Гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях» багаж знаний для ученика начальной школы не может весить более 2кг (лучше – 1,5 кг), в 5-м классе — от 2 до 2,5 кг, в 8-11-м классах — от 4 до 4,5 кг.

Если, согласно требованиям, учебник для начальной школы должен весить не более 300 граммов, а всего на один школьный день таких учебников может понадобиться 4штуки, то вес «правильного» ранца — 500-700 граммов! Общий вес портфеля не должен быть больше, чем 10 % от веса самого ребенка.

К слову сказать, те же «Требования…» настаивают: учебник для 5-6 классов должен весить не более 400 граммов, для 7-8 классов — 500 граммов, для 9-11 классов-600 граммов.

 В чем носить учебники в школу?

Модные сумки через плечо однозначно исключаются, лучше использовать ранец. Он должен быть сшит из облегченных тканей, с мягкой, но плотной спинкой. При этом лямки у ранца должны быть широкими. Покупать ранец нужно вместе с ребенком, чтобы примерить: дно ранца должно располагаться на 5 см ниже поясницы ребенка.

Не нужно выбирать дорогой ранец, ведь ребенок растет, и рюкзак, возможно, придется менять каждый год.

   Все школьные принадлежности должны быть легко заменяемыми, чтобы не было жалко, если ребенок что-то потеряет, забудет или отдаст без возврата. Еще лучше, если все, что вы купите для школы, будет максимально нестандартным (хотя бы по цвету). Детям, особенно маленьким, сложно отличить свои вещи от подобных, которые принадлежат их одноклассникам.

 Нельзя забывать и о качестве канцтоваров. Так, бумага для тетрадей должна быть достаточно плотной: то, что ребенок напишет на одной странице, на обороте видно быть не должно. Цвет бумаги должен быть матовый белый или слоновой кости: ослепительные белоснежные листочки плохо влияют на зрение.

 Что положить в портфель?

  Обычно список необходимых для школы канцтоваров родителям выдают заранее на родительском собрании — ведь в каждом классе свои особенности и требования. Но есть предметы, без которых в любом случае не обойтись:

  • пенал, желательно  из ткани (металлический – травмоопасен!) с фиксаторами для ручек и карандашей;
  • два простых карандаша средней жесткости;
  • шариковые (не гелевые!) ручки: две — с синей пастой и одна — с зеленой;
  • цветные карандаши;
  • линейка длиной 15-20 см;
  • тетради — две в клетку и две в линейку;
  • обложки для тетрадей и учебников;
  • подставка для книг;

Памятка для родителей первоклассника

  1. Собирайте портфель вместе с ребенком. Это поможет ему быстро найти все, что нужно. 
  2. Посмотрите на расписание уроков, сложите учебные принадлежности согласно расписанию. НЕ НАДО КЛАСТЬ ЛИШНЕЕ!
  3. Следите за порядком в портфеле, все лишнее вынимайте и убирайте на место. РЕГУЛЯРНО ПРОВЕРЯЙТЕ ПОРТФЕЛЬ НА НАЛИЧИЕ ЕДЫ.
  4. Положите ребенку в портфель предметы личной гигиены: носовой платок, расческу.
  5.  Если вы кладете ребенку завтрак, положите его в отдельный контейнер, а контейнер в пакет и в отдельный карман портфеля.
  6. Проверяйте наличие всех вещей ребенка в портфеле после уроков. При обнаружении отсутствия каких-либо вещей или нахождении чужих сообщите классному руководителю.

Памятка для учащихся

  1. Посмотри на расписание уроков.
  2. Отсортируй свои школьные принадлежности:
  • книги;
  • папку с тетрадями;
  • все ручки, карандаши, линейка должны быть в пенале.
  1. Разберись, где в портфеле место для тетрадей, для книг, для пенала, для личных принадлежностей.
  2. Положи книги ближе к спинке, а мелкие предметы подальше. Клади их в таком порядке, в котором их будет легко доставать.
  3. Убедись, что все предметы в портфеле лежат на своих местах.
  4. Каждый день следи за порядком в портфеле!

Как правильно собрать портфель

Правильно собрать портфель – это целое искусство.

Ведь он должен не только содержать все необходимое для школьника, но и сохранять здоровье.

Многие родители интересуются, сколько должен весить комплект учебников с письменны­ми принадлежностями для учени­ков разных возрастов. Согласно «Гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в общеобразователь­ных учреждениях» багаж знаний для уче­ника начальной школы не может весить более 2кг (лучше – 1,5 кг), в 5-м классе — от 2 до 2,5 кг, в 8-11-м классах — от 4 до 4,5 кг.

Если, согласно требованиям, учебник для начальной школы должен весить не более 300 граммов, а всего на один школьный день таких учеб­ников может понадобиться 4шту­ки, то вес «правильного» ранца — 500-700 граммов! Общий вес портфеля не должен быть больше, чем 10 % от веса са­мого ребенка.

К слову сказать, те же «Требо­вания…» настаивают: учебник для 5-6 классов должен весить не более 400 граммов, для 7-8 клас­сов — 500 граммов, для 9-11 клас­сов-600 граммов.

Рюкзак — самая важная покупка для первоклассника

      Возраст 6-7 лет — это возраст критический, при­чем не только с точки зрения пси­хологии. В это время у ребенка формируется костно-мышечный аппарат, и неправильно собран­ный школьный портфель спосо­бен навредить.

 В чем носить учебники в школу? Модные сумки через плечо однозначно исключаются, лучше использовать ранец. Он должен быть сшит из облег­ченных тканей, с мягкой, но плот­ной спинкой. При этом лямки у ранца долж­ны быть широкими. Поку­пать ранец нужно вместе с ребенком, чтобы примерить: дно ранца долж­но располагаться на 5 см ниже по­ясницы ребенка.

Не нужно выбирать дорогой ранец, ведь ребенок растет, и рюкзак, возможно, придется ме­нять каждый год.

    Все школьные принадлежности должны быть легко заменяемыми, чтобы не было жалко, если ребенок что-то потеряет, забудет или отдаст без возврата. Еще лучше, если все, что вы купите для школы, будет макси­мально нестандартным (хотя бы по цвету). Детям, особенно ма­леньким, сложно отличить свои вещи от подобных, которые при­надлежат их одноклассникам.

 Нельзя забывать и о качестве канцтоваров. Так, бумага для тетрадей долж­на быть достаточно плотной: то, что ребенок напишет на одной странице, на обороте видно быть не должно. Цвет бумаги должен быть матовый белый или слоновой кости: ослепитель­ные белоснежные листочки пло­хо влияют на зрение.

 Отдельная тема — сумка для сменной обуви. Как правило, ее или покупают в магазине, или используют для сменной обу­ви пакет из ближай­шего супермаркета. В результате таких пакетов в классе набира­ется штук пятнадцать. Отсюда — бесконечная путаница, которая заканчивается претензиями ро­дителей. Облегчите жизнь себе и школе: сшейте мешок для сменной обуви сами, желательно — из яркой непромо­каемой ткани.

Что положить в портфель?

  Обычно список необходимых для школы канцтоваров родите­лям выдают заранее — ведь в каж­дой школе свои особенности и требования. Но есть предметы, без которых в любом случае не обойтись:

  • пенал, желательно пластмассо­вый или из ткани: металличе­ский — травмоопасен;
  • три простых карандаша средней твердости;
  • шариковые (не гелевые!) ручки: две — с синей пастой и одна — с зеленой;
  • тетради — две в клетку и две в линейку;
  • обложки для тетрадей;
  • обложки для учебников;
  • подставка для книг;
  • линейка длиной 20 см.

Багаж знаний: не надорвись!

32053527_M.jpg

Дата публикации — 22.03.2016

Консультация на тему: Семь правил по сбору портфеля

«Семь правил по сбору портфеля».

    Необходимое содержимое портфеля учитель обычно озвучивает на первом родительском собрании. А ваша задача – научить ребёнка правильно собирать.

Правило №1: ребёнок должен самостоятельно

 собирать и разбирать портфель.

       Чтобы хорошо ориентироваться в собственном портфеле, ребёнок должен собирать и разбирать его самостоятельно. Иначе вместо того чтобы слушать учителя, он будет большую часть урока искать в портфеле необходимые вещи. Даже если в портфеле всего одно отделение (хотя в большинстве современных ранцев их, как минимум, три), ребёнку потребуется не менее 10-15 минут, чтобы найти нужную вещь в незнакомых недрах портфеля.

Правило №2: портфель надо собирать ежедневно.

      Ежедневно в портфеле скапливается множество ненужных бумажек, крошек и всевозможных «ценных», но абсолютно ненужных в школе вещей.

Следите, чтобы ребёнок ежедневно вынимал из портфеля всё содержимое, выкидывал мусор и складывал обратно в портфель только необходимые вещи.

      Приучайте ребёнка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

Правило №3: ничего лишнего.

         Задача родителей – следить, чтобы ребёнок носил с собой лишних тяжестей. По действующим санитарным нормам больше трёх килограммов поднимать первоклассникам не рекомендуется. Кроме положенных по программе 2-3 учебников и 2-3 тетрадей, в ранце первоклашки будут обязательно лежать пенал с ручками и карандашами, дневник, счётные палочки, подставка для книг и завтрак. В результате набирается как раз около трёх килограммов. Первое  время родителям придётся контролировать, что ребёнок кладёт в портфель, а потом он будет делать это самостоятельно.

Правило №4: гигиенические принадлежности.

       Даже в платных школах туалетная бумага часто отсутствует, не говоря уж о муниципальных заведениях. Поэтому в портфеле всегда должна лежать небольшой рулончик туалетной бумаги и упаковка влажных салфеток. Если ребёнок стесняется доставать в школе туалетную бумагу, положите её в непрозрачный пакет.

Правило №5: отдельные контейнеры для еды.

        Практически во всех школах детям недостаточно стандартных школьных завтраков, и родителей просят давать ребёнку с собой дополнительный завтрак – несколько бутербродов, сок, печенье. Независимо от того, какую еду вы будете давать ребёнку, для неё нужны специальные контейнеры с плотно закрывающейся крышкой. Часто родители упаковывают еду в фольгу или полиэтиленовые пакеты. Но упакованная таким образом еда может раскрошиться. К тому же , если носить её без контейнера, всё содержимое портфеля пропахнет пищей. Объясните ребёнку, что перекусив, он должен все обёртки и пустые пакеты положить назад в контейнер и плотно закрыть его.

Правило №6: игрушки остаются дома.

        Игрушкам в портфеле делать нечего. Но, если вас интересует ответ на вопрос: Можно ли носить в школу игрушки?

      «Да, можно!».  Игровая деятельность ещё значима для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.

         Если ребёнок очень настаивает, договоритесь, что он  будет доставать игрушки из портфеля только на перемене, а перед началом урока опять уберёт их в портфель.

         Можно, например, заключить соглашение, что при первой жалобе учителя  по поводу игр на уроках, игрушки остаются дома.

Правило №7: минимум дорогих вещей.

         Вопрос, давать или нет ребёнку в школу мобильный телефон, до сих пор остаётся спорным. Мобильный телефон ( и прочие дорогие вещи) не являются предметом первой необходимости. В большинстве школ в вестибюлях установлены бесплатные телефоны – автоматы.

          В крайнем случае ребёнок может позвонить из канцелярии или пункта охраны. Если вы всё-таки считаете, что телефон необходим, объясните ему, что на время уроков нужно отключать звук и убирать телефон в портфель. Кроме того, необходимо помнить, что телефон может потеряться или быть украденным.

         Это относится и к наручным часам, которые дети часто снимают на физкультуре и забывают надеть.

         Можно ли носить в школу мобильный телефон?

       Это решение зависит от администрации учебного заведения. Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон первокласснику – велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.

        Учите ребёнка быть организованным.

К организованности относится и умение ребёнка следить за своей одеждой:

  • Убирать на место школьную форму;
  • Чистить щёткой обувь;
  • Стирать носочки, трусики и физкультурную форму;
  • Гладить несложные вещи.

          Ребёнок должен с вечера приготовить всё, что ему потребуется завтра  в школе. Приучайте его, закончив уроки, собирать портфель, класть в карман чистый носовой платочек, заглядывать  в расписание уроков, нет ли завтра физкультуры или рисования, чтобы не забыть спортивную форму или альбом.

Помните! Мелочей нет!

 

Как научить ребенка собирать портфель и делать домашнее задание

Содержание:

Если ваш ребенок этой осенью идет в первый класс, а вы плохо представляете себе, как он будет самостоятельно собирать портфель, пользоваться раздевалкой, не говоря уже о приготовлении домашних заданий, — то в книге «Экстремальное материнство» есть много работающих советов. Ирина Лукьянова написала ее для родителей гиперактивных детей, однако навыкам самоорганизации надо учить всех — и можно начать прямо сейчас.

Обучение навыкам самоорганизации и самоконтроля

Расселл Баркли называет организацию жизни для ребенка с СДВГ созданием «протезной среды». Как человек, у которого нет руки, ноги или зубов, не может справляться с требованиями жизни без протезов, так и человек, у которого нет способности управлять собой, не может справляться с жизнью без посторонней помощи.

А значит, здесь многое зависит от взрослых — именно они должны помочь ребенку справляться с повседневными задачами (это краткосрочная цель) и учить его самостоятельности, чтобы ко взрослому возрасту он уже научился жить один и сам решать свои проблемы (это долгосрочная цель).

Если взрослые помогают ребенку добиться успеха в повседневных задачах, это сокращает риск возникновения вторичных проблем — депрессии, тревожности и низкой самооценки. Ежедневные неудачи деморализуют ребенка. Он не справляется с повседневной нагрузкой и начинает считать себя глупым или неадекватным. К этому добавляется неспособность справляться со своими эмоциями. На них накладывается социальное отторжение — немудрено, что к подростковому возрасту у таких детей возрастает риск асоциального и антисоциального поведения.

Именно поэтому детям с СДВГ особенно важна поддержка и ежедневная помощь взрослых — причем помощь в тех делах, с которыми их ровесники справляются сами. Из-за этого взрослых могут обвинять в гиперопеке, в желании подстелить детям соломки, защитить их от реальной жизни. Но пока ребенок не научился сам решать свои проблемы, он нуждается в помощи.

Правила

Первое, что нужно для создания упорядоченной и предсказуемой протезной среды — это четкие и немногочисленные правила поведения для взрослых и детей. Если мы не хотим, чтобы ребенок на нас кричал, мы тоже не кричим. Если не хотим, чтобы ругался плохими словами — не ругаемся сами. Если отбой в десять вечера, мы точно не даем ребенку сидеть у компьютера после полуночи. И, конечно, если дети расшатывают и нарушают установленные для них границы, родители обязаны отреагировать на это.

Перечислим еще несколько составляющих протезной среды.

Помощь с рабочей памятью

Обучение навыкам самоорганизации и самоконтроля

Один из лучших способов это сделать — ежедневное повторение одних и тех же действий, пока они не станут автоматическими. Так мы учимся плавать, так учимся водить машину: сначала инструктор нас полностью контролирует, потом постепенно передает управление нам, когда мы уже можем сами держаться на воде или вести машину без его помощи. Отказывать ребенку с СДВГ в повседневной поддержке — все равно что бросать его в воду, потому что он взрослый и сам должен выплыть.

Помощь с рабочей памятью

Дети с СДВГ не могут удержать в голове больше трех пунктов любого списка (обычный человек удерживает 5-7). Поэтому любые указания для них должны быть простыми и короткими. Например: «положи книги сюда, тетради сюда, а в середине стола должно быть пусто». Или «В этой работе должны быть три пункта: в чем проблема, как ее решили и к чему это привело. Три пункта». Или: «Сейчас приберем, а потом в бассейн. Тебе надо сделать три дела. Грязное белье положи в таз — раз. Таз отнеси в ванную — два. Всех своих супергероев унеси с кухни — три. Всего три дела. Повтори, какие». «Унеси, пожалуйста, куртку и книжки с обеденного стола и возвращайся на кухню. Куртка, книжки, на кухню. Давай».

Чем меньше вы при этом рассказываете ребенку о его перспективах в армии или в будущей семейной жизни, чем меньше оцениваете его самого и его навыки уборки — тем лучше. Все это ненужная информация. Сконцентрируйтесь на том, что вам нужно сейчас.

И не ограничивайтесь словами: чем больше органов чувств задействовано, тем лучше. Указания можно спеть (куртка-книги-кухня, трам-парам-парам). Можно, повторив каждый шаг, стукнуть по столу. Можно нарисовать картинку для каждого пункта списка. Пение, ритм и танцевальные шаги помогают справляться с задачами и поднимают настроение и родителю, и ребенку. Лучше петь, чем ругаться.

Если вы с ребенком собираете вещи для лагеря, можно учить его визуализации: представь себе свой день в лагере с утра до вечера. Какие вещи тебе понадобятся от подъема до отбоя? О какой вещи подумал — ту принеси (или запиши в список).

Можно повторять себе пошаговые инструкции: «Открыть учебник на странице пятнадцать, достать тетрадь и карандаш. Страница пятнадцать, тетрадь, карандаш».

Задание лучше тихо повторять про себя до и после выполнения упражнения («Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все глаголы, надпишите над ними вид»). Чтение задания после упражнения помогает проверить себя: все ли выполнено правильно.

Алгоритмы

Для любых постоянно повторяющихся действий нужны алгоритмы. Лучше всего их визуализировать: например, выписать порядок уборки, утренних сборов или сборов рюкзака в школу с вечера на карточку.

Например, алгоритм уборки:

  1. Выбросить мусор.
  2. Всю грязную одежду положить в корзину для стирки.
  3. Чистую одежду убрать в шкаф.
  4. Книги поставить на полку.
  5. Игрушки убрать на свое место.
  6. Заправить кровать.

Когда мы впервые учим ребенка что-то делать, мы можем придумать последовательность действий вместе с ним и записать ее на карточку, а потом проверять себя.

Если у нас для ребенка есть конкретные задания, мы можем выдать ему карточку со списком заданий и сказать: сделай все, что тут написано, верни карточку, когда закончишь.

Правила и алгоритмы могут существовать для самых разных ситуаций, например:

  • Как одеваться
  • Как мыться
  • В каком порядке утром готовиться к выходу
  • Как собрать портфель
  • Как делать уроки
  • Как решать пример
  • Как убирать в комнате
  • Как готовиться к экзамену

Конечно, алгоритмы зависят от возраста ребенка. Для младшего ребенка последовательность действий можно нарисовать и повесить листок с картинками на стену. Для старшего — занести этапы подготовки к экзамену в таблицу и прикрепить ее над письменным столом.

Очень важно отмечать на этих картинках или таблицах прогресс, продвижение к цели.

Организация пространства

В идеале надо стремиться к тому, чтобы у каждой вещи было свое место — в особенности у таких вещей, которые все время теряются: у ключей, очков, телефонов, зарядных устройств, расчесок, кошельков и т.п.

Я человек хаотичный, порядка дома у меня нет, но мне пришлось завести деревянный домик-ключницу у дверей, очки всегда класть на определенный угол стола, зарядные устройства держать у конкретной розетки, а кошелек — в последней сумке, с которой я выходила из дома.

Некоторым помогает цветовая маркировка тетрадей, ящиков, полок, папок и пр. Это особенно удобно, когда в семье несколько детей.

Организация пространств

Система внешних опор

Поскольку с рабочей памятью у наших детей проблемы, и информация внутри головы не удерживается, мы выносим ее вовне.

Нам в этом помогают:

  • Липкие листочки с напоминаниями
  • Записки
  • Картинки
  • Знаки
  • Алгоритмы
  • Таблицы и графики
  • Диктофон
  • Записные книжки
  • Ежедневники

Где лучше вести записи — в бумажных записных книжках или в гаджетах? Это зависит от индивидуальных предпочтений. Главное — научить ребенка пользоваться этими прекрасными вещами.

Внешняя мотивация

В психологии нет понятия «лень», есть понятие «отсутствие мотивации». Причин у отсутствия мотивации может быть очень много: это и экономия скудных ресурсов, и непонимание смысла занятия, и недостаточное вознаграждение, и многое другое.

Мотивация напрямую увязана с потребностями человека. Вспомним знаменитую «пирамиду Маслоу»: у основания пирамиды — базовые, физиологические потребности человека, вверху — все более высокие, духовные. За физиологическими потребностями (быть сытым, здоровым и т.п.) следует потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, быть принятым и любимым). Затем — потребность в уважении и почитании (одобрение, признание, компетентность). Затем — познавательные потребности (знать, уметь, понимать), а уже за ними — эстетические. Венчает пирамиду потребность в самоактуализации.

Если мы посмотрим на типичную ситуацию «ребенок с СДВГ в классе» или «ребенок с СДВГ делает уроки», мы увидим, что, как правило, почти все потребности ребенка не удовлетворяются. Он может быть невыспавшимся и голодным. Он может не чувствовать себя в безопасности (а как себя чувствовать в безопасности, когда учительница кричит на весь класс? Или когда мать грозит ремнем?). Он не чувствует никакого одобрения и уважения — его называют бестолочью и болваном. Познавательные потребности тоже спят: писать диктант про русскую природу бесконечно скучно.

Чтобы ребенок хотел учиться, обстановка должна быть психологически безопасной, взрослый, который его учит, — доброжелательным, отношение — уважительным, а материал — интересным. Но и это еще не гарантия того, что ребенок с СДВГ захочет чем-то заниматься. Мотивация у него в дефиците. Поэтому родителям приходится создавать систему внешней мотивации. Это и поощрение, и благодарность, и вовремя замеченная хорошо сделанная работа. Обратную связь такой ребенок должен получать постоянно и систематически — это единственное хорошо работающее средство управления его поведением.

Как работает символическая экономика

С такими детьми хорошо работают разнообразные системы символической экономики или жетонные системы: за желательное поведение ребенок получает какой-то символический предмет (жетон, фасолину, бусину, пуговицу — что угодно), когда таких предметов накапливается определенное количество, их можно обменять на маленькие или большие бонусы.

Это не обязательно должны быть материальные блага. Бонусами может быть, например, один день легального пропуска школы по родительской записке, или внеплановый поход в кино, или домашний праздник — что угодно, что ребенку нравится.

Вообще для ребенка важно, когда он может отслеживать свое продвижение к желанной цели. Можно, например, нарисовать ракету на одном конце листа бумаги и планету на другом. А продвижение к цели обозначать наклейками-звездочками. Вообще тут есть большой простор для родительской фантазии.

Отечественные педагоги и психологи недолюбливают систему символической экономики, и в этом есть свой резон: в самом деле, гораздо лучше, когда ребенок делает что-то хорошее не за вознаграждение, а просто потому, что любит маму и папу и хочет им помочь. Но такая мотивация далеко не всем детям присуща. Иногда она появляется по мере взросления. Иногда ребенок и хотел бы сделать что-то хорошее, но потом, а вот прямо сейчас очень хочется поиграть в Лего.

Для ребенка с проблемой воли (а это не только дети с СДВГ, но и дети в депрессии, и дети с другими расстройствами и нарушениями) дополнительная мотивация иногда может стать ответом на вопрос, зачем вообще что-то делать, зачем стараться, зачем вставать с постели.

А вот платить ребенку за помощь по дому, сделанные уроки, хорошие оценки — это плохая практика. Нормально, когда все люди, живущие вместе, вместе отвечают за свой дом и бытовые обязанности: всем нужен порядок, еда, чистые вещи и чистая посуда. Каждый берет на себя часть обязанностей просто потому, что он часть этой семьи, и делает то, что в его силах. Платить кому-то одному за то, что он выполняет свою часть общих обязанностей — нелогично и неразумно: он не наемный персонал со стороны. А вознаградить его за хорошо выполненное дело каким-то символическим призом — вполне возможно.

Еще бессмысленнее платить за сделанные уроки и полученные оценки: почему бы тогда не платить за то, что человек поел? Еда — питание для тела, учеба — питание для ума. Если мы не платим ребенку за съеденный суп и выпитый компот, почему мы считаем, что можно платить за выученное стихотворение или сделанные примеры по математике?

Если дома работает система символической экономики, вознаграждаться в ней должно правильное поведение ребенка: затраченные усилия, хорошо сделанная работа, шаги по преодолению себя, но вовсе не школьные оценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *