Как научить ребенка говорить? 6 способов, придуманных мамой
Я с умилением, любовью и улыбкой на лице вспоминаю свой большой, как мне раньше казалось, опыт общения с племянниками. Успех напрямую зависел от того, насколько хорошо я смогу расслабиться и окунуться в детство. Игра во взрослого всегда приводила меня к фиаско в общении с ними. Меня начинала раздражать излишняя веселость и непосредственность детей, в этих качествах мне неизменно чудились непослушание и капризы. Я не могу объяснить, почему: возможно, взрослому во мне казалось, что уж мы-то не были такими озорниками.
Сейчас я думаю, что опыт был не таким уж и большим — во всяком случае, его оказалось недостаточно, чтобы полностью подготовить меня к материнству. Когда родился мой сын, я остро почувствовала, что теперь-то уж точно мне необходимо быть взрослой и нести ответственность не только за саму себя, но и за моего кроху. И потребовалось долгих пять месяцев, чтобы я наконец вспомнила и осознала: в общении с ребенком иногда полезно самой впадать в детство.
Хочу поделиться и объяснить на примере разговоров с младенцем, что я имею в виду. Говорить с детьми порой бывает непросто. Я, даже будучи невероятно болтливой, столкнулась с тем, что иногда совершенно не знала, о чем говорить с малышом, который еще не разговаривает, а поначалу даже не гулит и не лепечет. «Как так? — вероятно, спросит читатель. — Это же твой ребенок, и ты не знаешь, о чем с ним говорить?».
Конечно, сюсюкать с сыном и восторгаться его неземной красотой я могу довольно долго. Однако я убеждена, что для овладения родным языком малышу необходимо слышать более разнообразные и содержательные речи. Пожалуй, меня несколько вводило в смятение то, что малыш не отвечает. Мне не хватало обратной реакции с его стороны. При любой коммуникации мне всегда было важно, чтобы меня не только слышали, но и слушали, задавая вопросы, приводя контраргументы и тому подобное. С племянниками мне удавалось найти общий язык только, когда я выключала в себе «занудного взрослого» и начинала говорить с ними наравне, а не сверху вниз.
Я общалась с сыном и порой ловила себя на мысли о том, что это глупо — общаться с младенцем всерьез. Но мало-помалу я начала находить и придумывать способы говорить с сыном много и содержательно.
- Первое, что я начала делать примерно со второго месяца жизни малыша — это читать вслух. И совершенно неважно, какая книга, на мой взгляд, ведь главное, что ребенок слышит живую речь и голос родного человека. Единственное, сейчас мой ползунок очень любопытен и жаден до всего: либо ползает самозабвенно, либо тренирует навыки стояния, держась за опору, и мое чтение для него — лишь малоинтересный фон. Либо он отчаянно пытается отобрать у меня книжку и съесть, когда я сажаю его перед собой с намерением почитать вместе, — поэтому пока для сына читаю меньше.
- Я стала сочинять четверостишия на своем родном языке — татарском — про самого сына и бесконечно их ему рассказывать. Например, перевод одного из них: «Мухаммад у нас лялька! В Казани живет бабушка. Няму дает мама. А на работу ходит папа».
- В бездонных просторах интернета я нашла громадный список словесных игр. Нам пока доступны из них лишь несколько, например, следующие.
Где. Поочередно спрашиваю у малыша о местонахождении предметов. Где лампа? Где стол? Где стул — и т.п. И сама же отвечаю, показывая малышу предмет. Предполагается, что со временем малыш начнет сам находить и показывать, а затем и называть нужные предметы.
Съедобное-несъедобное. Просто перечисляю разные слова. Если я назвала что-то съедобное, задорно восклицаю «Ам!», делая вид, что хочу съесть малыша. В идеале «Ам» должен начать говорить ребенок.
Кто как кричит. Опять же сама спрашиваю: Как ревет осел? Как кричит лягушка? И сама отвечаю. Чем более артистично и весело я это делаю, тем больше визжит и радуется сын.
По аналогии с вышеперечисленным я придумала свою игру и назвала ее «Обо всем и ни о чем». Просто задаю вопросы обо всем и, естественно, сама же отвечаю. Вопросы могут быть любые. Например: ты кто? Ты малыш. А кто я? Я мама. Какой ты? Ты маленький. А я какая? Я большая. Что ты делаешь? Где мы находимся — и так далее, пока не надоест. Ничего особенного, но порой, когда фантазия иссякла и прочие разговоры утомили, задаю подобные вопросы.
- С тех пор как сын научился сидеть, я сажаю его себе на ногу и делаю вид, что катаю верхом на коне. Недавно пришла идея делать остановки, натыкаясь на дома различных животных, разыгрывать диалоги. Скачем-скачем-скачем. Имитирую звук от топота копыт, подгоняю коня «На!», имитирую ответ животного «И-ха!». Замедляю топот копыт. Говорю:
— Вот гляди, сынок, норка. Кто, интересно, в норке живет? Тук-тук, здравствуйте! Кто тут живет?
— Как поживаешь, мышка? А что ты любишь из еды? Мы бы тебя угостили.
— Пи-пи-пи, я ем сыр и хлеб.
— Эх, сыра у нас нет, но вот хлебом можем поделиться.
— Спасибо, пи-пи-пи.
— На здоровье, дружок, а мы продолжим свой путь.
Таким образом наш воображаемый конь делает остановки возле жилья баранов, лягушек, кошек и других животных. Играем, пока сыну весело.
- А также я изображаю великого сказочника. Я рассказываю сыну об обычных предметах в сказочной форме. Например, рассказываю ему о репке и свекле, которые живут в деревенском огороде моей тети и целый день ждут, когда же наступит семь вечера, и их польют водой. Конечно, для взрослого человека это сказка может показаться неинтересной, но подобным образом я знакомлю сына с названиями различных овощей и ягод (ведь они обитают по соседству с нашими героями репкой и свеклой), рассказываю ему о том, что грядки надо поливать.
- Рассказываю. На этот раз просто делаю то, что, наверное, делают все матери. Озвучиваю малышу каждое свое действие, описываю наше окружение во время прогулок, рассказываю ему немногочисленные стихи, сказки и скороговорки, которые знаю наизусть, истории из жизни пророков.
Я осознала, что хочу уже относиться к сыну как к личности. Да, он еще мал и не понимает слов, не говорит, но он понимает мой взгляд, жесты и улыбки и отвечает мне взглядом, полным нежности и обожания, а это лучшая обратная реакция, которую можно вообразить.
В завершение я хочу сказать, что хотя материнство и предполагает неизбежное взросление, иногда очень полезно спуститься со своего возраста и побыть с ребенком наравне — играть с ним, смеяться, совершенно не тревожась о том, что со стороны это может выглядеть глупо.
Прекрасная,добрая статья!))) Настроение прям поднилось)))
И мы как Ваша бабушка из Казани!)
а как по мне, то очень даже хорошая статья. Все хорошо систематизировано.
02.02.2016 12:21:34, dan4enyatkoЖдём статьи на тему » как научить ребёнка дышать «.
20.09.2015 13:04:22, Natalya d’*Всего 5 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как научить ребенка говорить мама и папа?
Достижения малыша для каждой мамы важнее собственных. Первое слово ребенка – это награда за ежедневную родительскую заботу и любовь, без которых невозможно получение новых навыков. Когда малыш произнесет первое «мама», «папа», «баба» и «дай», зависит от родителей. Как учить ребенка разговаривать и как правильно заниматься, чтобы занятия приносили удовольствие и малышу, и родителям, а главное, оказались полезными, рассмотрим далее.
СодержаниеСвернуть
- Основные правила
- Веселые упражнения
Основные правила
И мама, и отец с нетерпением ждут, когда малыш скажет первое слово. Но торопиться не следует. Не ждите мгновенного результата. Чтобы сформировался новый навык – речь − требуется время. Поэтому первое, что потребуется родителям – это терпение.
Второе правило – формирование пассивного лексического запаса. Многие считают, что младенец, не умеющий говорить, не понимает обращенную к нему речь. Это миф. Память малыша фиксирует все, что происходит вокруг, в том числе и речь родителей. Приучите себя комментировать все, что делаете:
- сейчас будем кушать;
- одеваемся на прогулку;
- ложимся спать;
- идем купаться.
Это помогает накопить пассивный запас слов. Повторяющиеся ежедневно слова и фразы малыш легко запомнит, а со временем повторит.
Важно говорить с ребенком, как со взрослым. Не нужно сюсюкать или копировать детское произношение. Иначе у ребенка будут проблемы с артикуляцией.
Когда родители называют предметы или людей в уменьшительно-ласкательной форме – мамочка, папочка, кошечка, собачка, бабуля и т. д., это приведет к путанице. Малышу придется перестраивать свою речь. Поэтому старайтесь говорить с ним, как со своими друзьями.
Третье правило – развивайте мелкую моторику. Развитие речи напрямую зависит от ловкости пальчиков. Поэтому предлагайте малышу игрушки, связанные с развитием двигательной активности рук – пирамидки, большие пазлы, конструкторы и мозаику. А совместные с мамой и папой игры принесут малышу массу положительных эмоций.
Четвертое правило – колыбельные. Мама для малыша в первый год жизни – незаменима, а ее голос – самый родной. Колыбельная не только успокаивает малыша и помогает заснуть, но и является способом коммуникации. Детки быстро привыкают к маминым песням, запоминая слова. Это также способствует накоплению словарного запаса.
Пятое правило – повторение и запоминание. Длинные речевые конструкции малыш плохо воспринимает, а воспроизвести их не сможет. А вот простые слова и короткие фразы, с которыми мама обращается к нему ежедневно – быстро запоминаются. Слыша ежедневно одни и те же слова, малыш вскоре будет стараться их воспроизвести. Главное, почаще говорить с ребенком и набраться терпения.
Правило шестое – повторяем звуки. Малышу нравится, когда мама повторяет звуки, которые он произносит. Это повод для радости и хорошая тренировка артикуляционного аппарата ребенка.
Повторяя за малышом, поменяйте один звук. Например, когда он скажет «ллуу», произнесите «ллаа». И малыш попытается повторить то, что услышал. Так простая игра превратится в полноценное логопедическое занятие.
Правило седьмое – обучаем играя. Игра – главное занятие ребенка. Поэтому постарайтесь сделать игры не только веселыми, но и полезными. С самыми маленькими интересно играть, закрывая лицо ладошками и спрашивая: «Куда спряталась мама?»
Правило восьмое и самое главное – побольше похвалы. Все любят, когда их хвалят. И малыш не исключение. Радуйтесь вместе с ребенком, когда ему удается сказать новый слог. Это мотивирует малыша на новые достижения. Старайтесь ярко выражать свои эмоции – хлопать в ладоши, улыбаться. Мамин восторг – отличный повод заговорить как можно раньше.
Веселые упражнения
Чтобы кроха поскорее произнес первое слово, выделяйте время на совместные занятия. Важно проводить их в игровой форме. Тогда ребенок будет с удовольствием овладевать новым навыком.
Чтение вслух – отличный способ усадить непоседу и провести время вместе. Выбор книжки не столь важен. Намного главнее – живая мамина речь. Поначалу чтение книг будет просто фоном, пока ребенок учится вставать в кроватке или манеже, собирает пирамидку или гулит. Берите кроху на руки, показывайте картинки.
Первые книжки выбирайте резиновые – младенцу интересно их жевать, познавая мир.
Почаще читайте стихи. Это формирует ритмику речи. Простые четверостишья легко запомнить или придумать самому (если есть минимальный талант) и рассказывать в очереди к врачу или во время длительной поездки.
Веселые игры на развитие речи подойдут для самых маленьких:
- «Найди предмет». Спрашивайте ребенка, где находится люстра, шкаф, стол, кот, игрушка. Вначале отвечайте сами и показывайте на предмет. Со временем кроха будет показывать пальчиком на находку.
- Съедобное и несъедобное. Для самых маленьких по очереди называем слова, произнося название еды, восклицаем «АМ!», имитируя, что кушаем. В дальнейшем «АМ!» будет говорить сам ребенок.
- Кто сказал «мяу». Мама спрашивает: «Как говорит козочка?». И сама отвечает: «Меее, а ослик – иа, а котик – мяу» и т. д. В дальнейшем ребенок запомнит простые слоги и будет отвечать на вопросы сам.
Чем артистичнее мама имитирует звуки животных, тем веселее ребенку играть и тем скорее он попытается сам сказать «ме» или «мяу».
Станьте для своего крохи сказочником. Придумывайте забавные истории, где главными героями выступают игрушки, домашний питомец или он сам. Можно рассказать сказку о герани и фиалке, которые живут в кухне на подоконнике и каждое утро ждут, когда проснется маленький хозяин и придет их поливать из леечки. Возможно взрослым такие сказки покажутся глупыми и примитивными, но это отличный способ познакомить ребенка с окружающим миром, названиями цветов, растений, птиц.
Можно покатать ребенка на коленках, приговаривая стишки-потешки. Например, «Ехали мы ехали, за грибами и орехами. С горки скатились, в ямке очутились. С горки – бух, на горку – ух!». Карапузу нравятся такие игры, он смеется и запоминает простые слова, а со временем постарается их повторить.
Не нужно проигрывать все игры целый день. Достаточно уделить развитию речи полчаса два-три раза в день. И побольше разговаривать с ребенком. Главное, не зацикливаться на этом, требуя, чтобы малыш обязательно повторил сказанное родителем. Совместные игры, мамина любовь и забота – вот все, что нужно, чтобы ребенок поскорее сказал первое слово.
Ребенок не говорит «мама». Как научить?
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ СЛОВО «МАМА»
Неважно, стали вы мамой в первый раз или пятый, каждое новое достижение малыша становится вашим личным маленьким чудом. Родительский труд – это упорная ежедневная работа, результатом которой становится очередной важный навык, приобретаемый исключительно с вашей помощью. Один из самых фундаментальных вопросов – как научить ребенка говорить «мама». Как же помочь малышу произнести заветное слово максимально быстро, а главное, правильно?
Регулярные простые упражнения
Существует множество самых разных упражнений, направленных на то, чтобы ребенок начал хорошо говорить. Вот лишь некоторые из них:
- петь вместе на любые мелодии ма-ма-ма;
- соединить губы карапуза рукой, а потом вместе с ним мычать – мммммм;
- сделать карточки для всех членов семьи и мамы в том числе, где на одной стороне слово, а на другой фотография.
Если повторять их регулярно, ребенок вскоре скажет желанное слово. А для того, чтобы ребенок начал говорить еще быстрее, следует принять во внимание несколько правил ежедневного общения;
Правило №1. Не торопитесь;
Терпение и еще раз терпение. Это то, что вам необходимо в первую очередь, для того, чтобы научить малыша говорить. Помните золотое правило, которое гласит, что все дети индивидуальны.
То, что ваше чадо не делает чего-то, что с успехом повторяет соседский ребенок, это вовсе не повод для тревоги. Это в полной мере касается также вопроса развития речи. Поэтому самое главное – никакой паники и суеты, ребенок начнет говорить слово «мама» когда будет готов к этому.
Поэтому не стоит нервничать и тем более злиться, если первым словом, которое произнесло ваше дитя, будет не то, что вы ожидали.
Правило №2. Создавайте пассивный словарь;
Распространенной ошибкой является то, что многие думают, если дети не начали говорить, они ничего не понимают. Поверьте, это совсем не так. Дети очень хорошо запоминают все, что вокруг них происходит, и слова в том числе. Именно поэтому вы должны четко проговаривать каждое свое действие, нормальным родительским тоном, без сюсюкания.
Если все члены семьи озвучивают каждое движение карапуза, произнося «Катя кушает», «Катя гуляет», «Катя сидит» и т.д., это поможет в формировании пассивного детского словаря. Слова, которые повторялись изо дня в день, в свое время, эффективно перейдут в активный словарь, что и будет означать, что ваш ребенок начал говорить.
Правило №3. Называйте вещи своими именами;
В вопросе, как научить ребенка говорить мама и папа, большое значение имеет родительский тон, которым с ним общаются. Если вы называете окружающие предметы уменьшительно-ласкательными словами, ребенок в будущем будет испытывать лишние трудности в перестраивании своей речи. Поэтому сразу избавьте и себя и дитя от ненужных проблем, привыкайте говорить с ним так, как вы обычно общаетесь со взрослыми.
Правило №4. Познание мира через положительные эмоции;
Задавшись вопросом, как научить ребенка говорить слово «мама», помните, что развитие речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики. Предлагайте ему предметы всевозможных форм из разных материалов. А то, что с ним играет мама – это еще один повод для получения положительных эмоций.
Такое совместное времяпрепровождение отлично поможет как в развитии мелкой моторики, так и в общем познании мира, что также будет способствовать тому, чтобы карапуз как можно скорее начал говорить.
Правило №5. Пойте малышу песни;
Мама — самый близкий человек, а ее голос для детей — самый родной. Поэтому, помогая малышу начать говорить, очень важно не просто разговаривать с ним, но еще петь. Это необязательно должны быть колыбельные, главное, чтобы мелодия была спокойной. Ребенок быстро привыкнет к такому дополнительному способу общения, а мама скоро увидит положительный эффект.
Правило №6. Повторяйте простые слова каждый день;
Вполне естественно, что ребенок начнет говорить с самых простых слов. Нет смысла произносить длинные фразы, а потом ждать, что он их повторит. А если каждый день повторять ему короткие слова, состоящие из 1-2 слогов, ребенок вскоре успешно начнет их повторять. Главное делать это как можно чаще, не забывая о терпении.
Правило №7. Повторяйте за малышом;
Мама – это не только главный помощник, но еще и лучший друг. А в дружбе очень важно равноправие. Поэтому будет несправедливо, если говорить будете только вы, а ребенок должен лишь повторять. Так что не ленитесь и не стесняйтесь повторять звуки, которые издает ваш малыш.
Ведь помимо повода для дополнительных положительных эмоций, это еще возможность помочь в развитии речевого аппарата. Если ребенок произносит «ну-ну», а взрослый, повторяя за ним, незаметно поменяет один звук и скажет «но-но», это будет полноценное логопедическое упражнение. Ведь вы только что помогли своему ребенку произнести новый слог!
Правило №8. Больше игр!
Вы хотите, чтобы ребенок как можно скорее начал говорить? Более того, вы стремитесь услышать заветное «мама»? А вот малыш хочет играть. Он хочет играть сегодня, а еще вчера и даже завтра. Так помогите друг другу! Ребенок будет радостно смеяться, если вы просто спрячете лицо в ладошки и спросите: «Где мама?»
Совсем несложно, а всплеск положительных эмоций обеспечен. Если вы станете повторять этот простой вопрос изо дня в день, он очень скоро начнет говорить в ответ на ваш вопрос столь желанное «мама».
Правило №9. Говорите о себе в третьем лице;
Очень полезно будет, если вы создадите у малыша ассоциативный ряд. Для этого как можно чаще говорите о себе, например, «Мама хочет, чтобы ты ее поцеловал. Или спросите, убрав за спину любимую игрушку: «А куда мама ее спрятала?» Найти ее будет еще одним поводом для радости. Можно также говорить, заходя в комнату: «А вот и мама пришла!» Такие простые упражнения помогут ему для начала думать о вас, как о маме, а там и до заветного слова недалеко.
Правило №10. Хвалите малыша как можно чаще.
Даже взрослые не любят, когда их труды не ценят по достоинству, что уж говорить о маленьком ребенке. Радуйтесь каждому его новому достижению, даже самому маленькому, и дитя будет с удовольствием стремиться к следующему. При этом смело выражайте свои эмоции, похвалите его искренне, а еще лучше похлопайте в ладошки. Это отлично поможет вашему чуду заговорить как можно скорее.
А вот что говорит о первых словах врач-невролог:
Эти советы помогут научить ваше дитя произносить слово «мама». При этом помните, очень важно не зацикливать его внимание на этом и не требовать, чтобы ребенок сейчас же сказал нужное слово. Вам ведь не нравится, когда вас к чему-то принуждают? Вот и ребенок не любит этого. Просто будьте с ним рядом, любите своего карапуза, поддерживайте его и очень скоро он порадует вас своими первыми словами.
Источник
Как научить ребенка разговаривать и говорить мама, папа
Хорошо, когда тебя понимают, ещё лучше, когда тебе отвечают, особенно, если это родное чадо. Вопрос умения ребенка говорить и понятно выражать свои мысли начинает беспокоить родителей далеко до школы, а некоторых даже до рождения малыша. И это хорошо. Ну, кто, как не заботливые родители, наиболее заинтересован в гармоничном развитии и формировании ребенка.
Однозначного и точного ответа на вопрос, в каком возрасте ребенок должен заговорить и какие конкретные действия нужно для этого сделать, пожалуй, трудно найти. Но существует практика, или так называемый жизненный опыт, благодаря которому мы можем выделить определенные этапы обучения ребенка речи и порекомендовать некоторые действия, способствующие развитию этого навыка.
Начнем с этапов:
- Первые звуки (кроме плача), малыш начинает произносить в 2-3 месяца после рождения. Это так называемое «гуление», при котором ребенок еще неосознанно пробует воспроизводить различные сочетания звуков.
- В 5-7 месяцев кроха начинает протягивать звуки различной интонации, ему становится интересно, как работает артикуляционный аппарат. Это деятельность приносит ему много положительных эмоций.
- К 9 месяцам грудничок пытается произносить слоги, еще не соотнося их с предметами. Например, «ма», «ба», «па» и др.
- Обычно в годик малыш владеет несколькими словами-слогами, в которые вложен определенный смысл. Чаще это «ма-ма», «ба-ба», реже «те-тя», «да-да».
- После 1,5 лет часть малышей начинает с огромной скоростью наращивать словарный запас и даже произносить простые предложения («баба, пока», «мама, дай»).
- После 2-х лет ребенок пытается ставить слова в нужные падежи и склонения, а также конструировать предложения, где слова выстраиваются в правильном порядке.
- В возрасте 3-х лет малыш имеет в среднем около 300-400 слов в своем словарном запасе и уже пытается объяснять причинно-следственные связи между событиями.
Не нужно ставить успехи ребенка в четкие рамки схем, таблиц и этапов. Особенно индивидуальным является освоение малышом такой важной ступени, как умение говорить. Ведь до того, как ребенок скажет первое слово, должна пройти сложная подготовительная работа. Это и становление определенных структур головного мозга, артикуляционного аппарата и органов дыхания. Соответствующего развития должны достигнуть и познавательные процессы (мышление, внимание, память), расшириться пассивный словарный запас малыша.
Если проследить последовательность запоминания и усвоения слов маленьким ребенком, можно заметить следующую тенденцию. Сначала запоминаются названия предметов, то есть имена существительные, далее – простые действия («ням-ням»), потом местоимения («ещё», «там»), и лишь затем прилагательные, объясняющие качества определенных предметов.
Так что же нужно делать, чтобы ребенок заговорил как можно раньше, объясняя взрослым в доступной форме свои потребности и выражая внутренние эмоции?
Как же научить ребёнка говорить?
Существуют некоторые рекомендации, способные помочь родителям в обучении ребенка разговорной речи. Остановимся на них:
- Разговаривайте со своим малышом еще до рождения. Как известно, во второй половине беременности младенец, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать звуки, чувствуя интонацию, в частности, речи, обращенной именно к нему. Этот способ будет хорошей, пусть даже невидимой, подготовкой к умению ребенка говорить.
- Продолжайте разговаривать с младенцем после рождения. Пусть он еще не может вам ответить, зато прекрасно чувствует интонации вашего голоса, видит работу артикуляционного аппарата, наполняется пассивный словарный запас малыша. Старайтесь поймать взгляд своего ребенка, не спеша произносите слова, можно нараспев. Развитию познания крохи может способствовать знакомство с различными предметами. Возьмите ребенка на руки, путешествуйте по комнате, называя те предметы, которые встречает ваш взгляд. Вскоре кроху заинтересуют предметы, находящиеся вне комнаты, на улице. Не ленитесь называть и рассказывать о них. Вскоре, не умея говорить, ребенок будет показывать то, о чем вы ему говорили. Не забывайте повторять простые слова по несколько раз в день, это нужно для их запоминания.
- Важным правилом для родителей является правильное произношение слов. Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, но четко и правильно называйте слова, дабы они правильно отпечатывались в его сознании. Малыш часто коверкает слова не потому, что это весело и интересно, просто он еще не умеет по-другому. Обязанность родителей показать ему правильный вариант произношения. Повторять за ребенком полезно на той стадии, когда он еще только начинает произносить первые звуки и их сочетания, тем самым вы дадите понять, что понимаете его.
- Дети очень любят музыку, пение. Можно петь колыбельные или веселые детские песни. Особенно хорошо пропевать простые слова на разные мелодии. Например, «ма-ма-ма», «ням-ням-ням», «би-би-би» и другие.
- Не забывайте почаще читать малышу. Полезны простые ритмичные детские стишки, дополненные яркими иллюстрациями. Чтение с наглядным рядом способствует расширению словарного запаса и развитию воображения. Хорошим приемом служит неоконченное стихотворение или сказка. После года при систематических занятиях ребенок будет неплохо запоминать то, что вы ему читаете. Произнося очередной стишок, остановитесь перед последним словом, давая крохе возможность его произнести. Сначала вы услышите тишину, после паузы произнесите слово сами, постепенно эта игра заинтересует ребенка, и он будет стараться вам ответить.
- Не спешите заваливать ребенка большим количеством новых слов. Пусть их будет несколько, но они будут простыми и повторяться родителями по несколько раз в день. Значение новых слов объясняйте, опираясь на уже известные и знакомые.
- Для лучшего усвоения новых слов немаловажно то, в какой форме они преподносятся. Самой подходящей для ребенка является игровая. Можно предложить следующую игру. Мама, закрывая лицо платком, спрашивает: «Где мама? Мама ку-ку». Или, пряча мишку за спинку кресла, говорит: «Куда же мама спрятала мишку? Ах, вот он нашелся мишка». В такой игре можно использовать различные предметы. Главное, чтобы слова были простыми, доступными для произношения.
- Еще одним эффективным приемом служат вопросы, задаваемые ребенку. Почаще спрашивайте о чем-то, заставляя его искать ответы на вопросы и способы выражения своих мыслей. Такой приемом отлично способствует развитию головного мозга. Вопросы могут быть различными:
— Ты хочешь кушать?
— Да.
— А где у нас папа?
— Там.По мере развития ребенка и овладения им речью вопросы будут усложняться и требовать более развернутого ответа.
- И, самое главное, обязательно занимайтесь с ребенком развитием мелкой моторики. Ведь овладение речью напрямую связано с ловкостью пальчиков малыша. Начинать занятия хорошо с самого рождения. В помощь вам будет массаж пальчиков, игрушки с различной фактурой, а далее крупы, бусины, пластилин, пирамидки, сортеры и многое другое.
Не стоит волноваться, если хорошо вас понимая, ребенок никак не хочет говорить. Поверьте, очень скоро придет его время и он будет давать интересные развернутые, порой оригинальные, ответы, а также задавать сложные вопросы вам, дорогие взрослые.
Итак, уважаемые мамы и папы, а также бабушки и дедушки, не забывайте как можно чаще хвалить своего ребенка. Не зацикливайтесь на результатах, они обязательно появятся в свое время. Будьте доброжелательны с малышом, а он, в свою очередь, будет стараться порадовать вас своими успехами.
Как научить ребенка говорить?
С рождением ребенка, родители наблюдают за каждым его движением и мимикой, и конечно же ждут, когда их малыш произнесет эти заветные слова «Мама», «Папа». Если речь начинает задерживаться, то это становится поводом для переживаний. Как оказалось, в последнее время тема о задержке речевого развития становится актуальной. Мамы все чаще начали обращаться за помощью к логопедам. Причин появления этой проблемы несколько, но, а самым лучшим другом для ребенка является мама. Есть хорошие методы, которые мамочки могут использовать в развитии речи своего малыша. Какие именно, узнаете в статье!
Не упустите момент
Как оказалось, ребенок будучи в животе у мамы приобретает лингвистические навыки. К примеру, за месяц до рождения малыш может отличать языки по ритму. Основные знания о мелодике и интонациях родного языка закладываются в первые месяцы жизни.
Нужно беседовать с малышом уже на третьем месяце беременности. Так как разговаривая с ним на этих сроках вы вкладываете основу для его успехов в будущем. Доказано исследованиями, что дети, с которыми не разговаривали родители, даже к трем годам могут не заговорить, и отставать от сверстников. Если в первые три года жизни ребенок будет слышать большое количество слов, то это увеличит шансы на высокое IQ в будущем.
Нужно почаще разговаривать с ребенком. Принимать активное участие в его языковом воспитании. Также помните, что интернет, и видео на YouTube не заменят человеческое общение.
Главные периоды развития речи
Речевой процесс не является быстрым. Первые слова малыш произносит ближе к годовалому возрасту. И, конечно же, эти периоды одно блаженство для домашних. В течение года в голове ребенка формируются отделы мозга, которые отвечают за обучение речевым навыкам. В годик малыш может уверенно проговаривать отдельные слоги и имеет в словарном запасе примерно 10 слов. Вот в таком порядке проходят следующие стадии развития речи:
1. Крик — с рождением младенец может только кричать, плакать. Уже в дальнейшем малыш начинает делать это с разной интонацией, громкостью, и тоном.
2. Лепет — в этом случае им произносятся разные слоги, которые он повторяет в хаотичном порядке. Данный момент наступает с 6-9 месяцев. В это время кроха начинает понимать многое.
3. Гуление — такие звуки, как «ааа», «ууу» «гугу». Первые гуления у детей начинаются в возрасте 3.5-6 месяцев.
4. Предложения без смысловой нагрузки, то есть для детей. Потому что родители не всегда понимают, что ребенок хочет на самом деле. К примеру, такие фразы, как «мама ди» могут значить «мама, дай», а «пи» он хочет в горшок и т.д.
5. Когда вашему малышу будет 1.5 годика нужно уже посещать занятия по развитию речи. Учтите, что первые занятия нужно проводить, когда ваш малыш имеет достаточный словарный запас. Также, упражнения должны выполня в игровой форме.
Методики развития речи
На самом деле есть множество методик развития речевого аппарата, которые мама вместе с малышом может самостоятельно освоить.
Артикуляционная гимнастика
Это группа занятий, которые развивают речевой аппарат. Рассчитан для детей дошкольного возраста. Цель данной методики заключается в том, чтобы ребенок мог проговаривать отдельные группы гласных и согласных букв. Один из примеров арт.гимнастики – это скороговорки. Самое главное эти упражнения в начале нужно выполнять медленно. Когда вы научится проговаривать нужные звуки, то крохе будет проще сказать фразу быстрее, чем медленнее.
Логопедические упражнения
Специальный поход к профессиональному логопеду отдельные занятия, конечно, не заменят. Так как они используются комплексно. Занятия над речью не подразумевают исключительно работу над отдельными звуками. Тут подключается весь головной мозг. Важно тренировать активность, расширять восприимчивость, выполнять упражнения на артикуляцию, дыхание. Особенно важно создать правильную атмосферу обучения.
Как научить ребенка правильно говорить слова?
Главное, в этом вопросе не навредить ребенку: не стыдить его, и не повышать голос. Одной из главных причин долгого отсутствия речи у ребенка – это малое количество коммуникации. Если же вашему малышу 1 год, и он не разговаривает, то можете не переживать. Не стоит забывать о том, что ребенок, также может испытывать трудности с речью из-за нарушений слуха. Нужно обследоваться у терапевта. Плюс индивидуальные особенности психики.
Важно! Уже с самых первых дней его жизни, нужно задаться вопросом, как научить малыша говорить! Популярный доктор Комаровский говорит, что разговаривать с крохой необходимо уже на 4 месяце беременности.
Повторяйте за ребенком
Запомните, какие именно звуки ваш малыш чаще всего проговаривает, и повторяйте за ним! Для чего это делается? Чтобы малыш мог понимать вашу реакцию и контактировать с вами. Ведь он также может повторить и за вами. С каждым разом подключайте все новые фразы. Чтобы малышу было интересно используйте стишки. Также делайте паузу, когда ожидаете от малыша повтора.
Читайте малышу
Почаще читайте ребенку. Правильно будет внести это действие в каждодневную практику. Ведь детишкам нравится рассматривать красивые и яркие картинки. Он будет их рассматривать и запоминать новые слова.
Задавайте наводящие вопросы ребенку
Старайтесь не обращать внимания на язык жестов ребенка. Сделайте вид, что не понимаете его. Естественно, не нужно доводить кроху до истерики, не разговаривая с ним вообще. Лучше найдите контакт с малышом, задавайте ему вопросы, так он постарается вам ответить на них. Важно понимать, что поддакивая каждому желанию ребенка, вы можете приостановить у него стимул говорить. Практика показывает, что многие малыши начинают «лениться», и не хотят общаться.
Избавьтесь от соски
Долой соске! Бывают случаи, когда дети до 3, 4 лет спят, гуляют вместе с ней, или же просто по привычке ее сосут, и устраивают истерики, если мамочки хотят отучить их. Это не есть хорошо, к сожалению! Если ребенок целый день ходить с соской во рту, то он не скоро заговорит.
Не наказывайте
Не принуждайте малыша говорить, не заставляйте, и не наказывайте за молчание! Ведь такой метод просто усугубит положение, так как ваш малыш замкнется в себе, и может сформулироваться «речевой негативизм». Многие специалисты отмечают, чтобы развить речь, нужно для начала развить мелкую моторику рук. Как оказалось, массируя акупунктурные точки ручек и ладошек ребенка, вы подготавливаете почву для лучшего развития речи, интеллекта и памяти.
Упражнения для языка
Логопеды занятия начинают с артикуляционной гимнастики. Дома также можно попрактиковать эти навыки. Можно купить пособия, либо самой придумать интересные игры: надувайте щеки, надувайте на кусочек ваты, цоканье и т.д.
Упражнения для речевого дыхания
Стоит отметить пользу от упражнений на развитие речевого дыхания. Они просты в выполнений: надувайте шарики, мыльные пузыри, задувайте свечи и т.д.
- Возьмите карандаш с шероховатыми краями. После покажите ребенку на своем примере, как можно катать карандаш между прямыми ладошками. В случае, если малыш не смог удержать карандаш, то проведите им по ровной поверхности.
- Возьмите резиновую грушу. В этом упражнений вы научите малыша сжимать и разжимать грушу, а также получать волну воздуха. Обратите внимание именно на этот процесс.
- Мните бумагу. Здесь следует научить малыша сминать бумагу, после можете поиграть с ним в баскетбол, стараясь закидывать бумажки в мусорное ведро.
- Сматываем и разматываем клубочки с пряжей. Можно начинать с наматывания ниток на какой-либо предмет (палочку или картонку).
- Спрячьте вещь в ладошку. Возьмите какую-нибудь мелкую фигурку животного и сожмите. После скажите «Идет лиса, она собирается съесть колобка, спрячь». В случае, если у малыша не получается спрятать игрушку, то покажите, как это сделать, накрывая одну ладошку другой.
- Забинтуйте ранки у игрушек. Затем расскажите малышу историю о том, что цыпленок или пупсик поранились. Закрасьте ранку красным цветом и покажите ребенку, как перебинтовать. После, как ваш малыш завершит свою работу, не забудьте его похвалить и обнять!
Очень важно при всем этом обучении, чтобы ребенок чувствовал родительскую заботу и любовь. Не все происходит быстро, главное не поддаваться негативным эмоциям и не показывать этого малышу. Главный помощник в обучении детей умению разговаривать – это спокойствие и терпение.
Читайте также
Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей
Поделитесь с друзьями:
Как научить ребенка говорить «мама»
Твой кроха растет не по дням, а по часам. При этом совершенно не важно, какой у тебя малыш по счету, ты все так же гордишься его достижениями. Каждый день, маленькими, но уверенными шагами он познает мир с твоей помощью. Мы знаем цену этого родительского труда, когда обучение самым простым навыкам требует огромной работы, терпения и, конечно, бесконечной любви. Один из таких навыков — умение говорить «мама». В мире много слов, но, пожалуй, в жизни каждого человека оно одно из самых важных и, часто, первых. Как помочь твоему малышу скорее произнести его?
Простые упражнения для ребенка, чтобы он сказал «мама»
Регулярно делай с малышом самые обычные упражнения:
- На любые мелодии пой малышу «ма-ма-ма»
- «Мычи» букву м вместе с крохой, помоги ему рукой соединить губы правильно
- Сделай фотокарточки с каждым членом семьи, показывай и называй их, в том числе, и себя — мамой
Правила для мам, которые учат ребенка говорить
Терпение. Его понадобится очень много. Помни, что все дети — особенные, они развиваются в индивидуальном темпе, это касается и развития речи. Кстати, по статистике только 35% малышей произносят «мама» первым словом. Почти половина начинает говорить со слова «дай». Надеемся, что любое другое первое слово не огорчит тебя?
Разнообразная лексика. Создавай малышу богатый пассивный словарь. Называй все предметы и действия, которые выполняешь с ним на протяжении дня. Причем делай это без сюсюкания, обычным языком. Чем богаче будет пассивный словарь ребенка, тем быстрее он заговорит.
Читай также: Почему современные дети поздно начинают говорить
Пой песни. Не только на любой мотив «ма-ма-ма», но и колыбельные, спокойные, во время игр и купания, при приготовлении еды и кормлении. Мамина песня несет заряд положительной энергии, поддерживает интерес малыша к общению, его желание повторять красивые звуки.
Повторение. Конечно, малыш должен постоянно слышать слова, которым ты его хочешь научить. Но не зацикливайся только на «мама». Пусть это будет набор из 15-20 коротких, не более 1-2 слогов слов. Например: кот, нос, рука, нога, обувь, живот, окно, очки, ложка и так далее. Повторяй их с демонстрацией предмета как можно чаще.
Читай также: Как помочь ребенку быстрее заговорить
Играй! Окружающий мир дети познают через игру. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно с ним играть. Поиграй с малышом в «ку-ку», повторяя «где мама?» и прячась за ладонями или шторой. Счастливый хохот малыша при твоем появлении будет наградой. Очень скоро ты услышишь заветное «мама!»
Фото: depositphotos