10 мультфильмов, которые научат вашего ребенка читать
День русского языка, он же — Пушкинский день, отмечают чаще причастные к предмету взрослые и школьники. Малышей это касается реже, и зря: им ведь русский предстоит учить дольше всех. Предлагаем не откладывать в долгий образовательный ящик и начинать показывать крохам развивающие мультики — они все равно скорее уже всего смотрят телевизор, а вместе с этими веселыми понятными роликами смогут запомнить буквы быстрее и качественнее.
Напомним, что у нас есть общая подборка развивающих мультиков для малышей, а сейчас перед вами обзор популярных видео на YouTube, где ваших детей попробуют обучить грамоте в продвинутом современном формате.
Развивающие мультики: Говорящая Азбука
Начинаем с азов — с азбуки. Здесь пластилиновые буквы превращаются в животных, издают соответствующие виду звуки и трансформируются дальше согласно алфавиту. Все названия проговариваются (и не по разу), зверята выглядят предельно мило, дружелюбно и в хороших традициях пластилиновых мультиков. С ними еще есть приложение для планшетов и телефонов — для тех, кому хочется самостоятельно тыкать на кнопочки.
17 минут обучающей радости для детей 3−6 лет.
Источник: Лучшие игры для детей
Учимся читать. Говорящие буквы
Про пользу ассоциаций авторы данного видео (канал «Мизяка-Дизяка», название от создателей «Абууув!» и «Азябацка») знают не понаслышке. Их говорящие буквы максимально подкреплены образами и звуками, где возле «Д» и дятел, который долбит, и дым, а «Ё» сверкает новогодними гирляндами.
5 минут занимающихся своими наглядными делами букв для самых маленьких. Остальные обучающие мультфильмы канала вы найдете по ссылке.
Источник: Мизяка Дизяка
Мультипликационный русский алфавит от, А до Я от Тетушки Совы
Мудрая Тетушка Сова демонстрирует детям алфавит на примере самых разных понятий, со стишками, сопутствующим ярким мультиком и непременной важной моралью возле каждой буквы. Подойдет для тех малышей, которым чисто азбука не интересна, а вот посмотреть сборник коротких мультфильмов (и заодно воспринять обучающую часть) будет сплошным удовольствием.
15 минут для 3−6 лет, есть еще сокращенная, пятиминутная версия алфавита для особо нетерпеливых.
Источник: Тётушка Сова
Учимся читать по слогам с Фиксиками
Сразу скажем, что подобных видео очень много — с Фиксиками, Барбоскиными, Смешариками и другими мультперсонажами на вкус ребенка. И это не совсем мультик — скорее помесь видеоурока с модным сегодня жанром «вскрываем киндер-сюрпризы». Здесь после прочтения слова малышей действительно дразнят вскрываемым яйцом с игрушкой внутри, а еще лопают шарики в расчете на детский восторг, проговаривают игровые реплики персонажей и выполняют другие типичные действия, рассчитанные на получение большого количества просмотров от юных зрителей. И все же слова читать тут действительно учат — по слогам, медленно, методично и доходчиво.
32 минуты для детей 1−7 лет (чего уж мелочиться, в самом деле!).
Источник: KapitoshkaTV
Учимся читать с зоопарком Умачка
Два веселых карандаша и их помощница «ножницы Лиза» в захватывающем блокбастере по чтению слов. По буквам, слогам, целиком, с картинками, познавательными фактами и сочетанием разных стилей анимации. Канал серьезно направлен на обучение детей чтению, здесь даже есть видеоинструкция о том, как работать с их мультиками. Крайне подробная и наглядная. Ну и самих подобных уроков на канале целая серия — таких же ярких и выгодно отличающихся сниженным уровнем «сюсюканья» с целевой аудиторией.
6 минут для желающих обучить чтению детей от 3-х лет.
Источник: Развивающие видео Умачка
Учимся читать. Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
Наверняка вам знакомы такие стильные советские мультфильмы, как «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене» и «Ишь ты, Масленица!». Их автор — знаменитый армянский режиссер Роберт Саакянц, который и сегодня продолжает создавать анимацию. Для самых маленьких. Его «Учимся читать» — большой мультфильм с узнаваемой стилистикой, странными животными и наглядным образовательным элементом. Обязательно стоит также упомянуть его «Азбуку для малышей». Губастое лицо на экране монитора вам может немного напомнить ту самую говорящую рыбу, но это даже к лучшему, не правда ли?
45 минут (мы же говорили, что это полноценный мультфильм), рекомендуем для зрителей от 3-х лет.
Источник: Get Movies
Учим русский язык вместе с Хрюшей
Совместить легендарные «Спокойной ночи, малыши!» с уроками русского — простая, но эффективная идея. Хрюша, Филя, Степашка и дежурная ведущая стараются превратить учебу в веселую увлекательную игру, и для поклонников оригинального сериала такое обучение действительно может стать полезным и органично воспринимаемым подспорьем.
10 минут для бегущих к экрану на звуки «Спят усталые игрушки» любого возраста. Больше обучающих роликов с Хрюшей вы найдете по ссылке.
Источник: Спокойной ночи, малыши!
100 слов для детей 1−3 года
Хотите пополнить словарный запас малыша, но нет времени показывать традиционные картинки, книжки и карточки? Посильную помощь могут оказать подобные видеоролики. Слова зачитываются максимально внятно, всплывают на экране след за большой доходчивой фотографией объекта, и все вместе оказывает на взрослых немного гипнотизирующий эффект, но целевым зрителям 1−3 лет вполне подходит. Лучше, конечно, когда такими вещами занимаются родители, но в условиях нехватки времени — почему бы и нет.
100 слов за 7 минут, больше роликов вы найдете здесь.
Источник: Обучалки Для Малявок
Лунтик. Русский язык для малышей
По сути своей это не мультфильм, а видео о прохождении обучающей игры. Но пользуется большим спросом среди тех, кто планшеты в ручки давать пока не рискует, предпочитая усаживать малыша за видеоуроки. Впрочем, одно другому совершенно не мешает. Ну и Лунтик здесь в своем репертуаре — беспредельно добр, спасает бабочек, решает загадки и все-все объясняет.
56 минут с Лунтиком для тех, кто уже посмотрел все без малого пять сотен эпизодов основного мультсериала.
Источник: Лунтик
Русский язык для детей. Образование для всех
Если все предыдущие ролики в обзоре носят в том числе развлекательный характер и не всегда систематизированы, то здесь все серьезно. Настоящая телевизионная школа приглашает полноценно учить русский при помощи серии видео с учителем и его плюшевыми друзьями. И пусть дядя Володя старается облечь знания в интересную для детей форму, это все-таки уже настоящие уроки по схематичной программе. Альтернативой школьному предмету им не стать, но прохождение курса определенно принесет пользу и позволит подтянуть те темы, которые «прошли мимо» в основном учебном заведении.
Источник: Образование для всех
Интересное по теме:
Деньги и YouTube: как зарабатывать на детях
12 детей-видеоблогеров, которые популярнее вас, нас и даже президента
Азбука и алфавит для малышей, игры про алфавит для детей
Все дети очень любят, когда им читают сказки. А теперь пришло время научиться читать их самостоятельно, ведь любовь к книгам и литературе важно прививать с самого детства. Вместе с нашим игровым разделом «Азбука» малыши сделают свои первые шаги к необъятному миру русского языка! В отличие от привычных и скучных уроков, онлайн игры превращают обучение чтению и правописанию в увлекательный и захватывающий процесс. Все задания можно разделить на категории в зависимости от сложности:
- игры на запоминание букв и звуков;
- упражнения на чтение слогов;
- уроки по составлению и правописанию слов.
Несомненно, начинать обучение чтению необходимо с алфавита. И наша интерактивная азбука для детей поможет вам в этом! В игре-презентации ребёнок познакомится со всеми 33 буквами русского алфавита, услышит их правильное произношение и узнает, в каких словах они встречаются. После того, как малыш освоит азбуку, можно переходить к более сложным игровым заданиям, направленным на поиск и повторение букв, запоминание очерёдности их расположения в алфавите.
Детям более старшего возраста, которые уже знакомы с алфавитом, будут полезны игры на чтение и правописание слов. Например, в некоторых заданиях малышу необходимо будет вставить пропущенные буквы в словах, сопоставить картинку и написанное слово, самостоятельно составить слово из предложенных букв. С каждой пройденной игрой ребёнок будет запоминать, как правильно пишутся различные слова, а это, несомненно, пригодится в начальных классах школы!
Хотелось бы обратить внимание, что обучение ребёнка чтению — довольно сложный и длительный процесс. Поэтому мы рекомендуем родителям помогать малышам справляться с заданиями на компьютере, чтобы в нужный момент подсказать что-то или исправить ошибку. И всегда нужно помнить, что наши игры про алфавит являются в большей степени мотивацией к обучению чтению. Основные же знания дошкольник должен получать ежедневно от родителей, которым необходимо знакомить ребёнка с буквами, звуками, словами и предложениями в повседневной жизни. Мы надеемся, что у вашего малыша появится настоящий интерес к чтению, что в свою очередь является основой грамотности и правильной речи.
Азбука для малышей 2-3 лет
Многие родители к спросят: «Зачем двухлетнему ребенку азбука?» Законный вопрос, тем более что некоторые родители могут решить, что если ли есть азбука для двухлетних детей, то это означает, что к трем годам ребенок должен знать все буквы. Это ошибочный вывод. На самом деле наличие и чтение азбуки никак не обязывают малыша запоминать буквы. Другое дело, что на практике многие дети, читая эту азбуку, незаметно для себя без труда запоминают большинство букв. И это не должно вас особо удивлять, потому что на фоне того обилия новых знаний и умений, которые усваивает ежедневно каждый ребенок, 33 буквы составляют совсем небольшой объем информации. И тем не менее «Азбука для малышей» вовсе не для изучения букв. Главная цель — развитие речи, мышления, фонематического слуха, способности слышать и различать звуки, умения выделять первый звук в слове. Ну а буквы, если нужно, запомнятся сами по себе.
Как работать с азбукой?
Каждой букве посвящена одна страничка. В центре — большая буква, а рядом рисунки на эту букву.
Первый этап. Сначала странички просто рассматриваем и обсуждаем, что на них нарисовано: где аист? Где у аиста крылышки? Как аист крылышками машет? И так далее. Стараемся, чтобы ребенок сам называл или пытался назвать картинки, спрашиваем, что здесь нарисовано, какой рисунок самый красивый, что здесь круглое, задаем любые другие вопросы.
Второй этап. При следующем прочтении называйте картинки, нарочито выделяя первый звук: «А! Аа-ист!». «А! Аа-наа-наас!». В следующий раз уже можно показать ребенку букву, если ребенок сам ее не заметил. «Смотри, это буква А. Где буква А? Покажи буковку А».
Третий этап. При последующем прочтении книги можно поиграть с ребенком, предлагая ему задания на заданный звук. Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-А-А) Как блеет барашек? (БЕ-Е) Как стучит барабан? (БУМ-БУМ.) и т.д.
Пожалуйста, оцените материал.
Подтвердить оценкуОценка: 4.4 / 5. Количестов оценок: 14
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Спасибо за отзыв!
Просмотрено 1737 раз(а)
Учим буквы — 18 полезных игр для детей — как нарисовать букву — запись пользователя Аня (id2042581) в сообществе Игры с детьми в категории Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)
Как быстрее всего выучить буквы с ребенком? Самый простой способ — это повесить плакат с алфавитом на стену и регулярно озвучивать его ребенку… Но… не для всех детей такой метод работает! К сожалению, многим деткам очень быстро становится скучно, и они просто «сбегают» от таких занятий.
Если вы попали в такую ситуацию — не отчаивайтесь! Существует множество веселых игр на изучение букв, которые обязательно понравятся вашему ребенку!
Перед началом изучения букв важно не забыть:
Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, лучше всего учить с детьми «звуковую» интерпретацию букв (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).
Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.
Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:
Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»
Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? — по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) — при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» — звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)
И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.
Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.
Итак:
1. Раскрашиваем.
Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
— раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
— раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
— использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).
2. Укрась букву.
Дети с удовольствием будут буквы украшать!
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!
Попробуйте украсить букву «А» — арбузиками, букву «Б» — бананами и т.п.
3. Лепим.
Очень полезное занятие — лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) — то лепить будет еще веселее.
Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.
Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:
Палочки две наклоните,
Наверху соедините,
Перекладина одна —
Как палатка буква А!
4. Половинки — игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до «Я» — надо постараться букву «А» не забыть .
Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.
Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
5. Мемори.
Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.
Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!
Когда нужная карточка найдена — игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
6. Пишем на манке.
Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все — от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!
7. Лото и фольга.
Еще один способ изучения и повторения букв — лото.
Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.
Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.
Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.
Лото может быть звуковым — в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.
8. Буквоед.
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.
Например вот этот петушок —
очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!
В буквоешку можно поиграть и по-другому:
В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков — прорези в коробке).
Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):
Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется — человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):
9. Конструируем.
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:
Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).
С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».
Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:
Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.
Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для «А» можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна — как палатка буква А!)
11. Протыкалочка.
Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).
12. Обводилочка.
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.
Таким способом можно даже «писать» целые слова:
13. Связь букв и звуков.
Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!
И т.п.
14. «Найди!»
Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
А на этой картинке — все буквы «Т»:
Найди все красные буквы «М»… А теперь синие… А теперь оранжевые и т.п.
А теперь посчитай — сколько букв «М» всего ты нашел?
15. Игры с мозаикой.
Выложи букву из мозаики по образцу:
Вариант попроще и поинтереснее:
Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!
Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:
16. Подвижная игра «Беги к букве»
Эта игра хороша тем, что она подвижная — она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.
Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).
А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».
А теперь к букве «А»!
Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.
Если ребенок отказывается бегать по вашей команде — можно взять его за руку и побегать вместе с ним.
Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра — «Закрой букву ладошкой»:
Игра «Накорми монстрика»:
17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»
Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!
Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?
Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!
Берем кубик с буквами! (если нет готового — его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).
Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:
Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».
Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).
А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!
18. Звуковой плакат.
Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…
А помог мне в этом — звуковой плакат!
Смысл его действия прост — ребенок нажимает на картинку с буквой — плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.
Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.
Единственное «Но!» — лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.
Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком — на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть — лучшего способа обучения ребенка не существует!
Ссылка http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/bukvy-i-chtenie/94-18-igr-dlya-izucheniya-bukv-s-detmi.html
Лучший способ изучения букв. Часть 1. Игровая методика изучения алфавита
Содержание:
Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.
Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.
Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ… или Бы, Вы, Гы…, иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: «Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?» Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.
Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков
Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.
Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю. Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.
Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.
В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.
- Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: «Он у нас с двух лет все буквы знает». Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
- От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.
Урок № 1
Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё.
На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.
Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.
Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).
Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: «Это — А«. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я«; потом — «Это — О«; а потом — «Это — Ё«. Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:
«Это — А«
«Это — Я«
«Это — О«
«Это — Ё«
Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.
Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.
Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова «Это…» нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить «это А» или «буква А«. Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.
Урок № 2
К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.
Закрепляющие игры.
Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.
Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.
1-я игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!»
3-я игра. «Перепрятки». Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.
4-я игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
5-я игра. «Карты». Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.
Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».
Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).
Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
«Это — А«
«Это — Я«
«Это — О«
«Это — Ё«
«Это — У«
«Это — Ю«
Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.
Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день.
Урок № 3
К началу этого урока дети уже выучили стишок:
«Это — А«
«Это — Я«
«Это — О«
«Это — Ё«
«Это — У«
«Это — Ю«,
а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.
Закрепляющие игры.
Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И).
Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.
Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).
Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.
Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И).
Урок № 4
К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.
Закрепляющие игры.
Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.
Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.
Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).
На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.
Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.
Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).
Продолжение
Сергей Поляков
Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет
Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.
www.fullhdoboi.ru
Зачем учить ребенка алфавиту
Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?
Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:
Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!
happymama.ru
Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.
- Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
- Алфавит — это база любого языка.
- Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
- Знание алфавита экономит время.
Учим буквы: с чего начинать
В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?
Давайте четко, итак:
1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.
2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.
3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.
О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.
4. Согласные лучше учить после гласных.
5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.
Почему важно хорошо выучить 10 гласных?
Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не «спотыкался» во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. И только после этого переходите к согласным.
Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года
Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.
- Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
- Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
- С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
- Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
- Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.
Как выучить согласные: игровая методика
Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.
Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.
|
|
|
|
|
|
- Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
- Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.
ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет неправильно.
Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие.
Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.
- Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
- Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.
Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.
- На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.
Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.
- По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
- Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
|
|
Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.
- Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.
Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.
ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.
Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет
Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».
Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.
Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.
Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.
Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.
Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.