Индивидуальный план работы с детьми с овз: План индивидуальной работы с детьми ОВЗ. – План работы с обучающимся с ОВЗ

Рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему: План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ

План индивидуальной работы с детьми ОВЗ. 


Одним из важнейших принципов обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей  учащихся должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Однако непосредственно реализация данного принципа находит своё отражение в очень важном разделе программы – «Социально-бытовая ориентировка». Цель учебного процесса – сформировать у детей определённые представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

 Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.

 Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строиться на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с учащимися по бытовой ориентации организуются главным образом в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников. 

Содержание:

  1. Пояснительная записка …………………………………………………..3
  1. План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ ………………….…………5
  1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ………………………………………………6
  1. Приложение 1 ………………………………………………………………8
  1. Приложение 2 …………………………………………………………..…19
  1. Приложение 3 ……………………………………………………………..44

Пояснительная записка

Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
  2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
  3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
  4.  Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
  5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ

Специфика реализации:

Требования:

  1. Программу должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение,  разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.
  1. Методическая особенность преподавания – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных ситуаций.
  2. Важное условие реализации курса – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

Материалы и оборудование: тетради, ручки, карандаши цветные, краска, кисточки, пластилин, пальчиковые куклы, цветной картон, клей, ножницы, аудио записи тихой, спокойной и подвижной музыки, ковровое покрытие.

Длительность занятий: 35-40 минут.

Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При групповой форме работы сроки реализации программы с сентября по март учебного года.

Целевая группа: дети с ОВЗ и ЗПР  в возрасте 7-8 лет.

Режим проведения: 1 занятие в неделю.

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1  блок программы: — диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:

1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

2. Тест Розенцвейга.    

3. Анкета для родителей.

4. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

  1.           5. Схема наблюдения за сформированностью приемов игровой деятельности
  2. 6. Методика «Узнай, кто это»

7. Методика  «Чем залатать коврик?»

8. Методика 5. «Найди и вычеркни»

9. Тест нервно-психической адаптации

10. Методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка»

Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Индивидуальный план работы с ребенком с ОВЗ

Социально – коммуникативное развитие

1.Формировать у ребенка опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание мальчика на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

2.Формировать у Владика уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к его интересам, его нуждам, желаниям, возможностям.

3.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4.Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

 5.Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

— Игры «Ручки»,

«Хоровод»
— игры «Поводырь»,

«Птички»,

«Догонялки».


— игры «Погладь кошку»,

«Поиграй с куклой»
— Зашифрованный рисунок. Сложи узор.


— Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
— Позови мячом.

-Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
-Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’

Сентябрь-ноябрь

Декабрь – февраль

Март — май

Познавательное развитие

1.Развивать способность к переключению внимания. 
2.Развивать концентрацию внимания. 
3. Развивать произвольное внимание.

4. Развивать восприятие геометрических фигур.
5. Развивать точность восприятия.

6.Учить группировать предметы по цвету, размеру, форме

7. Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один  предмет из группы.

8. Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

9. Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный

смысл слов: больше — меньше, столько же.

10. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

11. Понимать смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на,

над — под, верхняя — нижняя (полоска).

1.Формирование первичных представлений о смене времен года.

2.Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.

3.Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).

4.Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

5.Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).

6.Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

7.Обучение использованию слов большой, маленький.

8.Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

9.Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).

10.Обучение  прямому счету до 3.

«Монетки»

«Матрешка»

«Квадраты»

«Веселый паровозик»

«Съедобное-несъедобное»

«Пирпмидка»

«Вот какие палочки»

«Веселые клоуны»

«Змейка»

«Мельница»

«Разноцветные вагончики»

«Бусы»

«Веселые гонки

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Речевое развитие

1.Учить рассматривать сюжетные картинки.

2.Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

3.Заинтересованно слушать знакомые и новые сказки, стихотворения, рассказы.

4. Развивать цветоразличение

развивать пространственные представления. 
5. Развивать наблюдательность.

1.Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

2.Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

3.Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

4.Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

4.Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

«Сапожок»

«Золушка»

«Угадай. Что внутри»

«Найди на ощупь»

«Что это»

«Собери матрешку

Сентябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Художественно – эстетическое развитие

1.Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

2.Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.. 3.Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Игры: «Найди цвет»

«Нарисуй дорожку для собачки»,

«Рисование предметов округлой формы»,

«Подбери фигуру»

В течение года

Физическое развитие

1.Развивать тонкую моторику рук.

2.Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

3.Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

«Цветные фонарики»

«Бабочки»

«Достань ленточку»

«Догони мяч»

«Колпачок»

«Ноги и ножки»

«Выбери мяч»

Сенябрь-ноябрь

Декабрь-февраль

Март-май

Индивидуальный план работы на обучающегося с ОВЗ вида 7.1

«Утверждаю»

заместитель директора по УВР

_________________/Ф.И.О.

__________________дата

Индивидуальный план работы

на обучающегося (Ф.И.О.)

ученика 3 «__» класса

_______________________________

Название и номер образовательной организации

на 2 полугодие

2017-2018 учебного года

Пояснительная записка

Индивидуальный план работы с обучающимся __________(Ф..И.) составлен на основании Заключения ТПМПК №___ от___________, заявления родителей от______________2018 г.

для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», который предусматривает для обучающихся с ОВЗ вида 7.1 использование общеобразовательной программы «Школа России»:«Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации предметных областей соответствуют ФГОС НОО1».

 Цель:

  1. Создание условий для оказания комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья вида 7.1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция знаний и умений.

Индивидуальный план обеспечивает:

  • выявление  особых  образовательных  потребностей  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  обусловленных  недостатками   в  его    развитии;

  • различные формы специального сопровождения , дифференциация учебных заданий;

  • обучение ребенка с ОВЗ в классе по общеобразовательной программе начального общего образования;

  • осуществление   индивидуально  ориентированной  психолого-медико-педагогической  помощи  с  учётом  особенностей  психофизического  развития   и  индивидуальных возможностей   ребенка  (в  соответствии  с  рекомендациями  ТПМПК).

Программно-методическое обеспечение:

  1. В процессе реализации индивидуального плана работы с ребенком с ОВЗ вида 7.1 используются рабочие программы для 3 класса, составленные на основе примерных программ образовательной системы «Школа России, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, работающего с ребенком с ограниченными возможностями здоровья вида 7.1.

  2. Изучение учебных предметов федерального компонента ведется с использованием учебников и учебных пособий для общеобразовательных учреждений, входящих в федеральные перечни, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и цифровых образовательных ресурсов.

Направления индивидуальной работы,

обеспечивающие коррекцию и помощь обучающемуся с ОВЗ вида 7.1

Фамилия,имя

  1. Диагностическая  работа включает:

  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей в каждой предметной области;

  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

  • анализ динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья после проведенной коррекционно-развивающей работы.

  1. Коррекционно-развивающая и консультативная работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, классным руководителем, учителями-предметниками индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • консультирование по вопросам обучения и воспитания;

  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии универсальных учебных действий.

  1. Информационно-просветительная  работа предусматривает:

  • разъяснение родителям вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • проведение тематических лекториев и родительских собраний.

  1. Контрольные мероприятия:

Содержание деятельности

по реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

Ответственные

Диагностика особенностей личностного развития

  1. Индивидуальная беседа с учителями-предметниками и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.

  2. Периодические обследования с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, и др. особенностей ребенка с ОВЗ.

  3. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания.

январь-февраль

Классный руководитель-учитель, учителя-предметники, психолог, логопед

Организация и проведение индивидуальной коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ

  1. Дополнительные занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).

  2. Дополнительные занятия по предметам: математика, русский язык, литературное чтение.

  3. Индивидуальное, дозированное домашнее задание по предметам русский язык, математика, литературное чтение.

в течение 2 полугодия

Учитель-классный руководитель совместно с психологом

Организация дифференцированной работы на уроках

  1. Индивидуальные дифференцированные задания по предметам математика, русский язык, литературное чтение со сниженным уровнем сложности для ребенка с ОВЗ вида 7.1 в виде:

  • карточек с пошаговыми инструкциями

  • тестов

  • картинок с текстовым содержанием

  • видеопрезентаций.

в течение 2 полугодия

Учитель

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

  1. Обучение общеучебным умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

  2. Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия.

  3. Вовлечение в кружки и секции дополнительного образования.

в течение 2 полугодия

Учитель совместно с педагогами дополнительного образования

Диагностика индивидуальных достижений усвоения общеобразовательной программы 3 класса

  1. Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных и диагностических работ.

  2. Ведение тематического учета знаний.

  3. Мониторинг диагностических работ, выявление пробелов в знаниях, индивидуальная работа над ошибками.

в течение 2 полугодия

Учитель совместно с учителями-предметниками

Консультации родителей.

  1. Консультации по развитию учебных умений и навыков.

  2. Рекомендации по организации выполнения домашних заданий

в течение 2 полугодия

Классный руководитель совместно с зам.директора по УВР.

Профилактическая деятельность

Беседы, тематические консультации родителей

в течение 2 полугодия по необходимости

учитель совместно с социально-психологическлй службой школы

1 Пункт 19.3 раздела III ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа): План работы на год в с ребенком ОВЗ

  Октябрь 1 неделя  тема: Осень. Осеннее настроение»

Социально-коммуникативное развитие

развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,способствовать развитию взаимоотношений, формирование дружелюбия поощрять самостоятельность в создании игровой среды

групповая

С/р. и. «Семья» сюжет «Собираемся на осеннюю прогулку»

Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

Формировать интерес к творческой деятельности, развивать чувство цвета, умение составлять композицию на листе бумаги, закрепить навыки рисования разных деревьев и кустарников, умение пользоваться кистью и красками, эмоциональную отзывчивость.

Индивидуальная

Рисование тема: «Золотая осень»

У ребенка развита мелкая моторика рук, обладает интересом к творческой деятельности

Речевое развитие

Развивать внимания,  желание внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы взрослого по картине полным ответом, совместно со взрослым произносить длинные слова, проявлять интерес к пейзажной живописи, познакомить  с простейшими приемами запоминания последовательности слов, провести игру с подсказками

индивидуальная

Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень»

Игра «Положу в корзину»

Ребенок обладает интересом к рассматриванию картин

Познавательное развитие

закрепить представления о временах года и их характерных признаках, о растениях в осенний период, группировать их по месту произрастания; формировать умение устанавливать логические связи между предметами, развивать мышление, память

Индивидуальная

Д/и «Когда это бывает?»

Д/и «Что растет осенью»

Ребенок интересуется окружающими предметами

Физическое развитие

Закаливающие процедуры, развитие моторики рук ребенка, формирование умение метать мяч в горизонтальную цель, совершенствование координации движений.

Индивидуальная

Хождение по массажным коврикам, игры с массажными мячиками

Игра «Шнуровки»

Пальчиковая игра «Капустка»

ОВД «Попади в обруч»

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

Октябрь 2 неделятема «Уборка урожая»

Социально-коммуникативное развитие

развивать навыки взаимодействия ребенка со взрослыми, воспитывать бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважения к труду людей, работающих на земле

индивидуальная

Игра-беседа «Что летом родится, зимой пригодится»

Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

формировать интерес к творческой деятельности, развивать чувство цвета, усидчивость, внимание, умение пользоваться кистью и красками, эмоциональную отзывчивость.

индивидуальная

Рисование фруктов и овощей круглой и овальной формы

У ребенка развита мелкая моторика рук, обладает интересом к творческой деятельности

Речевое развитие

Развивать слуховое внимание, развивать умениесогласовывать существительные с числительными, составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия, отвечающие на вопрос как,  находить овощи-фрукты по словесному описанию взрослого

индивидуальная

Д/ и «Осень в гости к нам пришла и урожай нам принесла…»

Ребенок обладает интересом к стихам и сказкам

Познавательное развитие

уточнить представления о многообразии продуктов питания; формировать умения обобщать по существенным признакам и отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении; развивать сенсорные способности детей: слуховое внимание, тактильные ощущения, уточнить знания о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

индивидуальная

Д/и «Отгадай, что я ем (конфеты, лимон, перец)», д/и «Где, что растет?»  

Ребенок интересуется окружающими предметами

Физическое развитие

Закаливающие процедуры, развитие моторики рук ребенка

Индивидуальная

Хождение по массажным коврикам, игры с массажными мячиками

Игра «Переберем бобы и горох»

Пальчиковая гимнастика «Осень».

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

  Октябрь 3 неделя тема: «Осень-это хорошо или плохо?»

Социально-коммуникативное развитие

развивать навыки взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками,развивать эмоциональную отзывчивость, умения объясняться без слов.

групповая

Психогимнастика «Огородное пугало» (один ребенок изображает огородное пугало, а другие произносят слова и выполняют соответствующие им действия. (Выразить испуг и удивление.)

Дети шли, шли, шли,
В огород они зашли.

Там увидели урода,
И скорей из огорода.

Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

формировать интерес к творческой деятельности,умения в технике обрывания аппликация составлять композицию; развивать умение обрывать детали строго по контуру, последовательно наклеивать готовые детали, воображения и творческую активность .

индивидуальная

Аппликация «Осенние цветы»

У ребенка развита мелкая моторика рук, обладает интересом к творческой деятельности

Речевое развитие

Развивать слуховое внимание, умение  внимательно рассматривать художественную картину,обогащать и активизировать словарь,развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, составлять предложения со словами, обозначающими признаки действия, отвечающие на вопрос как?

индивидуальная

Рассматривание картины И.Бродской «Опавшие листья»

Ребенок обладает интересом к рассматриванию картин

Познавательное развитие

развивать скорость мышления; закрепить знания о содержании деятельности в разное время суток, умение сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию, формировать представления о значении цветения в жизни растений.

Индивидуальная

Д/и «Не ошибись»

Д/и «Похоже- не похоже»

Д/и «Подбери цветы в порядке цветения (в сезоне)»

Ребенок интересуется окружающими предметами

Физическое развитие

Закаливающие процедуры, развитие моторики рук ребенка

Индивидуальная

Хождение по массажным коврикам, игры с массажными мячиками

ОВД «Подкидывание и ловля мяча двумя руками».

Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

  Октябрь 4 неделя тема: «Страна, в которой я живу и другие страны»

Социально-коммуникативное развитие

развивать навыки взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками,сохранять  и укреплять физическое и психическое здоровья, развиватьдвигательную активность, развивать воображение и творческую активность.

индивидуальная

Психогимнастика «Поход по родному краю»

Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

развивать умение  изображать современные здания, опираясь на образец, прорисовывать все части здания; закреплять навыки графического изображения , развивать интерес к  творческой  активности

индивидуальная

Рисование «Московский  Кремль»

У ребенка развита мелкая моторика рук, обладает интересом к творческой деятельности

Речевое развитие

Обогащать и активизировать словарь,развивать умение составлять предложения с предложенными  словами, обозначающими предмет, признак, действия, совершенствовать фонематический слух, звуко-слоговой анализ слов,развивать контроль над своим произношением.

индивидуальная

Сл/и «Составь  из слов предложения» (Я, Родину, свою, люблю. Говорим, мы, на, языке, русском. Живут, россияне, России, в. Вижу, Россию, я, карте, на.Родина, дорога, мне. Горжусь, я, Родиной.)

Сл/и «,«Запомни и повтори цепочки слогов»

Ребенок обладает интересом к рассматриванию картин

Познавательное развитие

формировать  представления о числе и количестве; развивать  представления о величине и  форме; развивать пространственную ориентировку и  ориентировку во времени,  внимание, память, мышление

Индивидуальная

Д/и «Дерево»,«Какой цифры не стало», «Найти такой же узор»

Ребенок интересуется окружающими предметами

Физическое развитие

Закаливающие процедуры, развитие моторики рук ребенка

Упражнение  в прыжках ( воспитывать уверенность в своих силах )

Индивидуальная

Игра «Переберем бобы и горох»

Пальч.  гимн. с мячиками Су-Джок:«Очень любим мы гулять….»

Физкультминутка«Мы по городу гуляем…»

П/игра «С кочки на кочку»

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

  Октябрь 5 неделя тема: «Дружат люди всей земли»

Социально-коммуникативное развитие

развивать навыки взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками,воспитывать  чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре к народам разных национальностей

групповая

Игра «Хоровод дружбы».

Проявляет интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Художественно-эстетическое развитие

формировать интерес к творческой деятельности,  показать, как с помощью пластилина можно изобразить, что наша страна многонациональна, закреплять умение лепить предметы округлой формы.

индивидуальная

Лепка «Глобус»

У ребенка развита мелкая моторика рук, обладает интересом к творческой деятельности

Речевое развитие

Развивать слуховое внимание,формировать  умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, развивать умение совместно со взрослым проговаривать пословицы по теме, помочь их запомнить, обогащать и активизировать словарь,  научить употреблять вежливые слова и выражения; сформировать интерес к произведению, желание рассматривать иллюстрации; развить речь.

индивидуальная

Д/игра «Назови звук»

Пословицы «Родина краше солнца, дороже золота», «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Чтение рассказа В. Осеева «Волшебные слова»

Ребенок обладает интересом к слушанию рассказов, пословиц, рассматриванию иллюстраций.

Познавательное развитие

закрепить обобщающие слова, развивать пространственную ориентировку,  внимание, память, мышление, совершенствовать грамматически правильную речь: в Татарстане живут татары, в Эвенкии – эвенки, в Бурятии – буряты….

Индивидуальная

Д/игра «Назови одним словом».

Д/игра «Кто, где живет?» Графический диктант «Флаг России»

Ребенок интересуется окружающими предметами

Физическое развитие

Формировать умение ходить с высоко поднятыми коленями (как аист, журавль, цапля),  воспитывать уверенность в своих силах, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение детей выполнять движения согласно тексту игры.

Индивидуальная

Хождение по массажным коврикам, игры с массажными мячиками, работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

Пальчиковая игра «Дружные ребята» ОВД  Ходьба с высоко поднятыми коленями (как аист, журавль, цапля)

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

План работы с детьми ОВЗ

Культуротворческое и эстетическое воспитание (организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов)

Обеспечение присутствия учащихся ребенка с ОВЗ на праздничных школьных мероприятиях.

В течение года

Участие в подготовке к Новому году (украшение елки и кабинета)

декабрь

Участие в мероприятии «Неделя вежливости»

апрель

Интеллектуальное (организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов)

Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.

В течение года

Предметный курс «Избранные вопросы математики»

В течение года

Социокультурное и медиакультурное

(вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело и т.п.)

Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

Сентябрь, январь

Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ «Мы разные, но мы вместе!»

октябрь

Диспут «Телевизор друг или враг?»

январь

Участие в благотворительной ярмарке

октябрь

Классный час «Роль самооценки в формировании личности»

Труд и творчество (привлекать в трудовые бригады, объединениям дополнительного образования)

Участие в генеральных уборках по классу и школьному двору

В течение года

Работа в трудовой летней бригаде

июнь

Здоровьесберегающее

(привлекать к участию в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций).

Секция настольного тенниса

В течение года

Классный час «Проблема курения»

Классный час «Предупреждение распространения пневмококковой инфекции, гриппа и ОРВИ»

Гражданско-патриотическое воспитание

(вовлекать в организацию мероприятий, профориентация, воспитание гражданской позиции)

Беседа «Карманные деньги и подростки»

Праздник, посвященный дню пожилого человека

Игра «Зарница»

Митинг, посвященный 9 мая

Нравственное и духовное воспитание

(вовлекать в организацию мероприятий, воспитание уважения к старшему поколению, умению общаться)

Классный час «Как сформировать положительные привычки у подростка»

Классный час «Поговорим о дружбе»

Участие в Дне учителя

Участие в Дне матери

Правовое воспитание и культура безопасности

(вовлекать в организацию мероприятий, воспитание гражданской позиции и умения отвечать за свои поступки)

Классный час «Ответственность и закон»

Классный час «Склонности и интересы подростков при выборе профессии»

Уроки ПДД

В течении года

Беседа «Защити меня!»

Воспитание семейных ценностей

( воспитание семейных ценностей, уважение к старшему поколению, умение чтить традиции)

Классный час «Профессиональное самоопределение подростков».

апрель

Классный час «Профессиональное самоопределение подростков».

май

Коммуникативная культура

(вовлечение в общественную жизнь школы, класса; умение общаться со сверстниками)

Часы общения по развитию культуры речи

Классный час «Умеешь ли ты себя вести?»

март

Экологическое воспитание

(вовлекать в организацию мероприятий, воспитание гражданской позиции)

Классный час «Природа не прощает ошибок»

апрель

Акция «За чистоту родного края»

май

Формирование жизнестойкости

(формирование устойчивости в критических ситуациях, знание о своих правах)

Беседа о готовности к трудным жизненным ситуациям «Научись себя беречь» (инструктаж по ТБ на зимние каникулы)

Классный час «Жизнестойкий человек и как им стать?»

май

План работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья.

Утверждено

«1» сентября 2014.г.

   

 Директор школы ___________________

/Крупский С.И.      

План работы с обучающимися ограниченными

возможностями здоровья. 
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Виды и формы деятельности, мероприятия: Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение, анализ работ обучающихся

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности. Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Коррекционно-развивающая работа


Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи: Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, детей-инвалидов

 Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ЗПР, детей-инвалидов.
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

Задачи: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, детей-инвалидов

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.
 

Консультативная работа

 Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи: Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание помощи Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, по психолого-физиологическим особенностям детей

Виды и формы деятельности, мероприятия: Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи: Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Виды и формы деятельности, мероприятия: Организация работы  семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования

Помощь детям с ОВЗ требует  социально-педагогической поддержки их семей. Развитие такого ребенка в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, — все это отрицательно сказывается на развитии ребенка. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. 
Работа с родителями организуется  в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями, на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль родителей в этой работе. 
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе, мотивирует родителей на совместную деятельность. 

 На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в традиционных, так и нетрадиционных формах.  
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется на  родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации, обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и саморазвития ребенка. 
Мы считаем, что только грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания и обучения ребенка обеспечат максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и способностей, это позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе личностного развития.

Выводы

В своей работе с такими учащимися соблюдаем принципы:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

 

План работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в МОБУ «Новочесноковская СОШ»

на 2014-2015 учебный год

п/п

Мероприятие

Ответственные

1.

Создание банка данных детей с ОВЗ

Соц.педагог

2.

Изучение состояния здоровья, возможностей  детей с ОВЗ по карте ИПР.

Кл.руководитель, соц.педагог,

зам.директора поУВР

3.

Составление плана работы с детьми с ОВЗ     

Соц.педагог

4.

Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОВЗ, организация обучения на дому 

Зам.директора по УВР

5.

 Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог РОО, кл.руководители, учителя-предметники

6.

Изучение личности учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель,  

педагог-психолог РОО

7.

Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОВЗ  

Кл.руководитель, соц.педагог

8.

Изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ

Кл.руководитель,

9.

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность

Кл.руководитель, соц.педагог

10.

Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями

Соц.педагог

11.

Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОВЗ.

Педагог-психолог РОО

12.

Изучение уровня адаптации детей с ОВЗ        

Педагог-психолог РОО

13.

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Кл.руководитель,  

Соц.педагог

14.

Контроль за успеваемостью детей с ОВЗ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ

Кл.руководитель

15.

Консультации по вопросам воспитания,  социальной адаптации

Педагог-психолог РОО, кл.руководители,  

соц.педагог

16.

Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Соц.педагог

 Директор школы ___________________/Крупский С.И.      

Материал по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: План индивидуально-ориентированных мероприятий с ребенком дошкольного возраста с ОВЗ

месяц

вторник

четверг

октябрь

1.Пластилинография «Сова»

Пластилинография «Озеро»

1.Внимание «Заколдованная картинка» (соединив точки по порядку, «расколдовать» предмет, сказочного героя)

2.Мышление «Узнай по контуру» (назвать наложенные друг на друга изображения предметов)

«Перенеси каждую фигуру на новое место»

3.Игра в песочнице.

1.Внимание Упражнение «Повтори рисунок» (срисовывание) «Зачеркни все буквы «Д, «а цифры «5»обведи в кружочек»

2.Мышление Упражнение «Разложи по местам»

3.Игры в песочнице.

1.Внимание «Найди одинаковые картинки»,  «Найди на рисунке выделенные фрагменты и обведи их»

2.Мышление «Найди подходящие по форме части. Расставь номера и раскрась в одинаковые цвета»,

«Продолжи ряд»,

«Обведи по точкам»

3.Память, «Каких картинок не стало?»

1.Пластилинография «Рыбка»

1.Внимание, память «Дорисуй картинку» (восстановить по клеточкам вторую половину изображения)

2.Мышление «Найди и зачеркни цифры 4,7,9»

1.Логические цепочки «Найди нужную фигуру»,

2.Мышление «Разложи каждый раз в новой последовательности»

3.Игры в песочнице.

ноябрь

1.Внимание Упражнение «Сосчитай глазами». «Выполни задание по образцу»

2.Мышление «Нарисуй в квадратах справа  такие же фигурки, как слева»

3.Память Упражнение «10 отличий». Сначала показать для запоминания одну

картинку (примерно полминуты), затем показать вторую. Ребенку необходимо

показать  что изменилось.

4.Песочная терапия.

1.Лепка «Ягоды»

1.Пластилинография «Осеннее настроение»

1.Внимание Упражнение «Если «да» — хлопай, если «нет» — топай».

2.Мышление и внимание  «Дорисуй предметы  так,  чтобы в каждом ряду они стали одинаковыми», «Нарисуй в квадрате справа точно такой же узор, как тот, что слева на коврике»

1.Воображение Упражнение «Придумай и нарисуй несуществующую птицу»

2.Песочная терапия

1.Рисование  Артерапия «Подводный мир»

1.Лепка «Любимое насекомое»

1.Пластилинография «Добрая собачка»

декабрь

1.Упражнение на развитие слуховой памяти  «10 слов»

2.Упражнение на развитие Мышления» Узнай предмет по заданным признакам» (Белый, сладкий, твердый – это  …(сахар) и т.д.)

1.Психогимнастика «Клоун»

1.Мышление Упражнение «Найди игрушку» (инструкция пространственных действий).

2.Память» Посмотри, запомни и покажи»

3.Художественная деятельность «Оловянный солдатик»

1.Сенсорно-моторная координация Упражнение «Срисовывание по клеточкам».

2.Лепка «Разноцветные снеговики»»

3.Внимание Пиктограмма (вычеркни и заштрихуй)

январь

1.Мышление «Заполни пробел» (восстановить изображения на пустых областях листа в клетку)

2.Память Упражнение «Запомни зоопарк»Ребенку выкладывают на

обозрение несколько мягких игрушек (для дошкольника не больше 5). В течение 30 секунд ему необходимо запомнить их расположение. После

этого он отворачивается, а взрослый

меняет местами игрушки. Ребенок поворачивается обратно и рассказывает что изменилось.

3.Песочная терапия

1.Рисование «Метель»

1.Воображение Пластилинография с использованием релаксационной композиции «Самолет хорошего настроения»(под музыку)

1.Лепка» Любимое животное»

февраль

1.Лепка «Зоопарк»

1.Воображение Рисование» Несуществующий город»

1.Внимание «Дорисуй у каждого яблока листик, а у цветочка серединку»

2.Мышление» Найди лишнюю фигуру и раскрась ее»

3.Мышление «Выполни задание по образцу»

1.Пластилинография «Бабочка на листе»

1.Художественная деятельность «Рисование на стекле»

1.Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции «На кого похожи облака?»

1.Восприятие, внимание Упражнение «Дорисуй фигуру и раскрась»

2.Память Упражнение «Попробуй, повтори!» Берем счетные палочки. Взрослый выкладывает из них определенную композицию и дает время ребенку ее запомнить. Затем ребенок  повторяет эту композицию со

своими счетными палочками. Можно поменяться ролями. В этой игре можно использовать не только счетные палочки, но и монетки, бусинки, спички и т. д.

1.Пластилинография «Разноцветное дерево»

март

1.Сенсорно-моторная координация

Штриховка. Упражнение «Рассеянный художник».

2.Мышление «Сравни 2 рисунка, что изменилось?»

3.Внимание Игра «Нос, нос, рот»  Психолог  говорит:»Нос, нос, нос, рот…»При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Ребенок должен  делать все не так, как говорит психолог, а так, как он видит (как он делает).

1.Воображение Художественная деятельность с использованием релаксационной композиции

«Солнечное настроение»

1.Мышление «Найди одинаковые фигуры»

2.Упражнение «По порядку» Психолог раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

3.»Найди и раскрась в каждом ряду лишний предмет»

1.Воображение «Дорисуй животное»

Песочная терапия.

1.Лепка «Любимое время года»

Художественная деятельность «Дом, в котором я живу»

1.Лепка «Леший»

                                Выставка «Творческое вдохновение»

апрель

1.Игры и упражнения на развитие мышления: «Летает – не летает», «Я знаю пять…», «Хитрые вопросы

2.Внимание Игра «Не пропусти

растение» Ребенок внимательно  слушает слова, которые произносит

педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, ребенок должен  встать и тут же сесть. Слова, к

примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза…

1.Игры и упражнения на развитие мышления: «Четвертый лишний»,

2.Мышление «Покажи  словечко», «Дорожка к зоопарку».

1.Рисование «Весенняя  картинка»

1.Внимание Упражнение на развитие внимания «Найди и обведи»

2.Мышление» Подбери пару»

«Найди и зачеркни буквы  О, Л, С»

1.пражнение на развитие воображения «Нарисуй дерево, которого несуществует»

1.Лепка «Одуванчики»

1.Мышление Упражнения: «Классификация», «Найди лишнее»,

«Найди пару каждой фигуре»

«Закончи узор»

2.Песочная терапия»

1.Психогимнастика  по Чистяковой

Май

диагностика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *