Индивидуальный план коррекции и развития воспитанников с овз: Материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему: Индивидуальный план коррекции и развития воспитанников с ОВЗ – Методическая разработка по логопедии на тему: Индивидуальный план коррекции и развития воспитанника с ОВЗ.

Материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему: Индивидуальный план коррекции и развития воспитанников с ОВЗ

Месяц

Образовательная область

Направление развития

Задачи

Содержание работы

Тема

1

2

3

4

5

6

ОКТЯБРЬ

Речевое развитие

Развитие словаря

Активизировать глагольный словарь по теме.

Закрепить понятие «слово», «предложение». Упражнять в наращивании предложения.

Формировать навык словообразования прилагательных от существительных.

Д/и «Чего не бывает»

Д/и «Почини слово»

Д/и «Подбери действие»

Д/и «Узнай по контуру»

Игра с картинками

1. Детский сад.

2. Осень. Признаки осени.

3. Деревья  и растения осенью.

4. Овощи и фрукты.

Фонематическое восприятие

Совершенствовать фонематический слух и фонематическое представление, звуковой анализ слов.

Развивать контроль над своим произношением.

Д/и «Тихо-громко»

Д/и «Запомни и повтори цепочки слогов»

Д/и «Найди звук»

Д/и «Назови первый звук в словах»

Д/и «Придумай слова со звуком …»

Д/и «Будь внимателен»

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Закреплять умение устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Д/и «Подбери фигуру»

Д/упр. «Найди домик», «Что лишнее», «Собери фигуру».

Лото «Цвет и форма»

Развитие познавательной активности

Развивать память, внимание, логическое мышление через игры и игровые упражнения.

Д/и «Найди, что покажу»

Д/и «Времена года»

Д/и «До, между, после»

Д/и «Составь схему»

Социально-коммуникативное развитие

Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим.

Повышать уверенность в себе, развивать чувства доверия к окружающему миру.

Игра «Книга моих желаний»

Формирование адекватной самооценки

Формировать умение благополучно выходить из конфликтных ситуаций.

Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения

Развивать способность понимать эмоциональное состояние других людей и умение адекватно выражать собственное.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование художественно-творческих способностей.

Развитие эстетического вкуса

Развивать эстетический вкус с помощью воспроизведения художественного образа осеннего дерева.

Обогащать словарный запас через художественное слово.

Д/и «Эхо»

Д/и «Осенний лист»

Д/и «Угадай-ка»

Стихотворение П.Синявского «Золотая осень»

Развитие общей и мелкой моторики

Развивать тактильную чувствительность.

Рисование

Учить рисовать лист карандашами.

Рисунок листа.

Аппликация

Учить выполнять аппликацию «Овощи в банке».

Аппликация «Овощи в банке»

Конструирование

Учить конструировать из LEGO-конструктора

Конструирование по образцу.

Лепка

Учить выполнять композицию «Корзина с  фруктами» пластилином.

Лепка «Корзина с фруктами»

Физическое развитие

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве.

Учить выполнять упражнения для снятия мышечного напряжения.

Развивать ловкость пальцев рук, скоординированности их движения.

Игра «Замри»

Игра «Запомни свою позу»

Упр. «Сон в лесу»

Игра «Гусеница»

Упр. «Волшебный дождь»

Пальчиковая игра «Осенний лист»

НОЯБРЬ

Речевое развитие

Развитие словаря

Учить составлять описательный рассказ из 3-х предложений.

Продолжать отрабатывать в речи простые предлоги.

Закрепить умение составлять предложение из 2-3 слов.

Закрепить знания о домашних животных и их детенышах.

Закрепить умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом — очек.

Составление описательного рассказа.

Д/и «Назови одним словом»

Д/и «Звериное пианино»

Д/и «Чьи ноги или лапы за забором»

Д/и «У кого что»

Д/и «Загадочное животное»

Д/и «На кого похожи»

Д/и «Доброе животное»

Моделирование из палочек

Д/и «Как животные подают голоса»

Д/и «Найди пару»

Д/и «Стадо»

Работа по карточкам

1.Поздняя осень 

2.Наши добрые дела. 

3.Домашние животные и их детеныши. 

4.Народные промыслы 

Фонематическое восприятие

Совершенствовать навыки звукового анализа слова.

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание.

Д/и «Хлопни в ладоши»

Д/и «Доскажи словечко»

Д/и «Где находится звук»

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Закреплять умение устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием.

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.

Д/и «Догадайся»

Д/и «Хитрые вопросы»

Д/и «Разговор с домашними животными»

Стихи о домашних животных.

Наши любимые сказки.

Игра «Любознательные, вперед!»

Загадывание и отгадывание загадок.

Упр. «Назови соседей понедельника…»

Упр. «Машины едут по дороге»

Д/и «Что за цвет»

Д/и «Какая фигура по счету»

Развитие познавательной активности

Продолжать знакомить с домашними животными.

Развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, помогать.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим.

Коррекция застенчивости, развитие коммуникативных навыков, внимания, воображения, памяти.

Игра «Съедобный-несъедобный»

Игра «Запрещенное движение»

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Игра «Полезное-вредное»

Игра «Веселые ноты»

Формирование адекватной самооценки

Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения

Художественно-эстетическое развитие

Формирование художественно-творческих способностей.

Развитие эстетического вкуса Развитие общей и мелкой моторики

Становление положительного отношения к окружающему миру, развивать творческую инициативу и воображение.

Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Способствовать развитию связной диалогической речи, мелкой моторики детей.

Обогащать словарь.

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое, интерес к окружающему миру.

Игра «Специальные машины»

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Игра «Слушай внимательно»

Игра «Доскажи словечко»

Чтение художественной литературы.

Рисование

Учить рисовать осень красками

Рисунок «Осень»

Аппликация

Учить выполнять аппликацию «Листопад» методом обрывания бумаги.

Аппликация «Листопад»

Конструирование

Учить конструировать из LEGO-конструктора

Конструирование по замыслу.

Лепка

Учить работать пластилином, выполнять работу «Грибная поляна»

Лепка «Грибная поляна»

Физическое развитие

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве.

Учить выполнять упражнения для снятия мышечного напряжения.

Развивать ловкость пальцев рук, скоординированности их движения.

Игра «Замри»

Игра «Запомни свою позу»

Упр. «Сон в лесу»

Игра «Гусеница»

Упр. «Волшебный дождь»

Пальчиковая игра «Осенний лист»

ДЕКАБРЬ

Речевое развитие

Развитие словаря

Активировать словарь по данной теме.

Учить составлять связные рассказы по схемам.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Чтение рассказов о животных.

Загадывание и отгадывание загадок о животных. Составление рассказов по сюжетным картинам и сериям сюжетных картин.

Д/и «Чей детеныш?»

Д/и «Подбери словечко»

Д/и «Чей хвост? Чья голова?»

1.Зима. Зимние месяцы. 

2.Дикие животные

3.Зимние чудеса. 

4.Здравствуй, Новый год!». 

Фонематическое восприятие

Развивать фонематический слух, навыки речевого общения.

Развивать общеречевые навыки.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Воспитывать любознательность, формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Активизировать речь детей.

Рассматривание картин с лесными пейзажами.

Игра «Времена года»

Игра «Что лишнее?»

Игра «Отгадай животное»

Игра «Разрезные картинки»

Игра «Классификация»

Развитие познавательной активности

Социально-коммуникативное развитие

Формирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающим.

Развивать коммукативные

навыки общения, внимания, воображения, памяти.

Игра «Съедобный-несъедобный»

Игра «Запрещенное движение»

Игра «Дерево, куст, ручей, тропинка»

Игра «Полезное-вредное»

Игра «Веселые ноты»

Формирование адекватной самооценки

Формирование коммуникативных навыков и возрастной формы общения

Художественно-эстетическое развитие

Формирование художественно-творческих способностей.

Развитие эстетического вкуса

Развитие общей и мелкой моторики

Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук, речь, внимание, наблюдательность.

Формировать желание заниматься трудом.

 Прослушивание аудиозаписей «Времена года»

Игра

«Художники»

Игра «Узнай по частям»

Игра «Составь снеговика»

Игра «Доскажи словечко»

Игра «Назови деревья»

Игра «Замри»

Д/и «Природа и настроение»

Д/и «Зимний узор»

Рисование

Учить рисовать снег методом «тычка».

Рисунок «Снег»

Аппликация

Объемная аппликация «Снежинка»

Аппликация «Снежинка»

Конструирование

Изготовление новогодних украшений приемам складывания бумаги.

Новогодние поделки

Лепка

Учить рисовать пластилином.

Пластилиновая картина «Зима в лесу»

Физическое развитие

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, координации движений, ориентировки в пространстве.

Учить выполнять упражнения для снятия мышечного напряжения.

Развивать ловкость пальцев рук, скоординированности их движения.

Игра «Собираемся в путь»

Игра «Снежок»

Упр. «Мы шагаем по сугробам»

Упр. «Недовольство-удовольствие»

Методическая разработка по логопедии на тему: Индивидуальный план коррекции и развития воспитанника с ОВЗ.

Индивидуальный план коррекции и развития воспитанника с ОВЗ.

ФИО, год рождения ребёнка: ___

Логопедическое заключение: ОНР II уровень, стертая дизартрия.

Актуальная проблема: Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи, выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует, «4 лишний» не выделяет, обобщений не делает.

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Коррекция слоговой структуры слова.

Пополнение активного словаря.

Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Развитие математических операций, обобщений, выделения «4лишнего».

Содержание: Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.

«Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы» О. С. Гомзяк, ГНОМ, 2011

«Логопедическая грамматика для детей от 2-4 (4-6) лет» О. А. Новиковской, Санкт — Петебург, Корона. Век, 2012г.

Содержание работы:

1. Развитие общей и мелкой моторики:

Логоритмические упражнения под музыку.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:

Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов.

Узнавание звука на фоне ряда звуков.

Узнавание звуков на фоне слова.

Определение первого гласного звука в слове.

Определение последнего гласного и согласного звука в слове.

3. Развитие мимики и эмоций: Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида.

4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения:

• Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка.

• Артикуляционные упражнения для губ:

• Артикуляционные упражнения для языка:

• Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, и звука [й].

• Автоматизация звуков.

• Дифференциация звуков.

5. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи:

Классификация предметов.

Образование прилагательных от существительных.

Расширение словаря признаков, слов-действий.

Называние антонимов.

Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов.

Установление причинно-следственных конструкций.

Сроки динамического контроля: январь, май.

Анализ результатов логопедической работы.

 

Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ (воспитанника подготовительной группы) на 2019-2020 уч.год

Индивидуальный план работы с ребенком ОВЗ

(воспитанника подготовительной группы)

на 2019-2020 уч.год

Цель: Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и активизации речевой деятельности посредством проведения индивидуальной работы с воспитанником группы.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю ( пятница, 07. 30 / 16. 15) (игры и игровые упражнения в совместной деятельности, режимных моментах)

П Л А Н

сентябрь — декабрь 2019 год

Содержание занятия

Дата проведения занятия

Отметка о

проведении

Игра: «Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков (в игровой форме продолжать учить ребенка не бояться общения, вступать в контакт).

06.09.19г

Игровое упражнение : «Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в паре, преодоление боязни тактильного контакта.

20.09.19г

Д/Игра: «Где начало рассказа?»

Цель:продолжать учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

04.10.19г

Д/Игра: «Веселое путешествие» Цель:формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.

11.10.19г

Игра-инсценировка: «Козлята и зайчик» Цель: учить ребенка придумывать новое окончание знакомой сказки.

18.10.19г

Д/Игра: «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

25.10.19г

Интерактивная дидактическая игра MS Power Point:

«Задачи-Загадки от трёх Василис»

Цель: Создание условий для освоения умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и

вычитание.

01.11.19г

Д/Игра: «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение

08.11.19г

свободному рассказыванию.

Игровое упражнение: «Если бы…» Цель: развитие связной речи, воображения.

15.11.19г

Интерактивная дидактическая игра MS Power Point:

«Задачи от Деда Мороза»

  • продолжать формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

  • закреплять навыки счета в пределах первого десятка;

  • продолжать развивать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • активизировать речевую деятельность ребёнка

22.11.19г

Игровое упражнение: «Фотография»

Цель: продолжать развивать умение понимать чувства и эмоции других людей.

29.11.19г

Рассказывание по набору сюжетных картинок

Цель: продолжать учить ребенка составлять короткий повествовательный рассказ с минимальной помощью взрослого.

06.12.19г

Д/Игра: «Чего на свете не бывает»

Цель: активизировать речевую деятельность ребёнка;продолжать учитьнаходить и обсуждать ошибки (при рассматривании картинки-нелепицы).

13.12.19г

Д/Игра: «Новый Год у ворот!»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

20.12.19г

Интерактивная дидактическая игра MS Power Point:

«Подарок от Деда Мороза»

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • активизировать речевую деятельность ребёнка.

27.12.19г

Рекомендации родителям

Сентябрь — Октябрь:

Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям. «… Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, становятся подготовительным этапом в понимании смысла, заложенного в загадках, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей. В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и другие (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее…).»

Ноябрь — Декабрь:

Продолжать развивать у ребенка эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре- драматизации. Учить выразительно читать стихи.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю ( пятница, 07. 30 / 16. 15)

(игры и игровые упражнения в совместной деятельности, режимных моментах)

П Л А Н

январь — по 10.04.2020 год

Содержание занятия

Дата проведения занятия

Отметка о

проведении

Игра: «Давай поговорим, как ты провёл Новогодние каникулы»

Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков воспитанника (в игровой форме продолжать учить ребенка не бояться общения, вступать в контакт, разговор; активно вести непродолжительную беседу).

Интерактивная дидактическая игра MS Power Point:

«Кошки — Мышки» (новогодняя)

Цель: Создание условий для освоения умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи:

  • продолжать формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;

  • закреплять навыки счета в пределах первого десятка;

  • продолжать развивать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • активизировать речевую деятельность.

10.01.20г

Дидактическая игра: «Дни недели»

Цель: Создание условий для закрепления знания названий дней недели и их последовательности; закрепление понятий

«вчера», «сегодня», «завтра».

17.01.20г

Дидактическая игра: «Перелетные и зимующие птицы»

Цель: Создание условий для расширения представлений воспитанника о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

  • Развивать умения различать и классифицировать птиц по группам;

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;

  • Активизировать речевую деятельность воспитанника.

24.01.20г

Дидактическая игра: «Веселое путешествие»

Цель: Создать условия для формирования умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять

активную роль в диалоге.

31.01.20г

Дидактическая игра: «Расскажи о временах года»

Цель: Создать условия для развития умения у воспитанника составлять предложения и объединять их в связный рассказ, четко выстраивать композицию.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

  • Развивать речевую активность, зрительную память,

активизировать словарь по данной теме.

07.02.20г

Дидактическая игра: «Нарисуй сказку»

Цель: Создать условия для развития умения составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рас- сказывании.

14.02.20г

Игровое дидактическое упражнение MS Power Point:

«Пограничники»

Цель: Создание условий для развития умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; активизации речевой деятельности воспитанника.

Задачи:

  • продолжать развивать логическое мышление, внимание, память;

  • продолжать развивать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

  • закрепить представления о составе числа из двух меньших чисел;

  • закрепить умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

— активизировать речевую деятельность ребёнка.

21.02.20г

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо» Цель: Создание условий для возможности воспитанника самостоятельно определить, «что хорошо, а что плохо», объяснить свое решение.

28.02.20г

Игровое упражнение: «Фотография»

Цель: Создание условий для развития умения понимать чувства и эмоции других людей.

06.03.20г

Рассказывание по набору сюжетных картинок

Цель: Создание условий для закрепления умения ребенка составлять короткий повествовательный рассказ с минимальной помощью взрослого.

13.03.20г

Интерактивная дидактическая игра MS Power Point:

«Что перепутал Художник?»

Цель: Создание условий для расширения представлений воспитанника о профессиях.

Задачи:

Уточнить и расширить представления о профессиях;

20.03.20г

Развивать внимание, память, логическое мышление;

Активизировать речевую деятельность ребёнка.

Игровое упражнение: «Магазин игрушек» (Упражнения на увеличение объёмавнимания/игра в паре)

Цель: Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления.

27.03.20г

Игровое упражнение: «Укротитель букв»

(Упражнения на усиление концентрации и устойчивости внимания)

03.04.20г

Игровое упражнение: «Раз, два, три, четыре, пять – букву я иду искать…»

(Упражнения на тренировку переключения и распреде-

ления внимания)

10.04.20г

Рекомендации родителям

Январь — Февраль:

Продолжать рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок и рассказов с последующим пересказом с небольшой опорой на иллюстрации. Упражнения на дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, скороговорках. Словесные игры «Запомни звук, найди его», «Что лишнее?», «Кем был?», «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару». Рекомендовать контроль за звукопроизношением в домашних условиях; систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления: словесные игры «Запомни, повтори», «Определи понятия», «Узнай — кто это».

Март — Апрель:

Продолжать развивать у ребенка эстетическое восприятие окружающего, нравственно эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации. Учить выразительно читать стихи. Развивать желание высказываться по прочитанному проихведению, выразить и озвучить свои эмоции; мотивированно высказывать своё отношение к содержанию сказки, рассказа, к поведению главных героев произведений.

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике на тему: индивидуальный план работы с ребенком с ОВЗ

План индивидуальной  работы

учителя-дефектолога с ребенком-инвалидом.

                                                                                                                                           

2015 – 2016г.

         

          

 Пояснительная записка:

    Рабочая программа индивидуальной работы учитывает особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 5 лет, а так же современные научные исследования проблем в развитии данной группы детей (Громова О.Е., Ю.Ф. Гаркуша, И.С. Кривовяз, Л.С. Цветкова). Известно, что основой развития речи и познавательной активности ребёнка  раннего  возраста  являются  его  общение  со  взрослым  и развитие восприятия в предметной  деятельности. Результаты обследования детей по направлениям «Сенсорное воспитание» и «Ребенок и окружающий мир» показали, что дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающих занятий, задачами которых является:

  • обучение детей сличению и группировке   предметов с заданным признаком;
  • формирование умения  различать и называть цвет, форму и величину предмета;
  • дальнейшее расширение практического опыта детей с установкой на интеграцию их знаний и умений действовать с учетом требований окружающей действительности;
  • обогащение пассивного и активного словаря;
  • в процессе совместной  деятельности  формирование у детей мотивации к общению;
  • формирование инициативности и активности детей с использованием вербальных средств речи в процессе общения;
  • развитие психических процессов.

        Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов. Учитывая, что формирование представлений о цвете предметов требует от детей особого внимания (поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, жестом) мы активно используем продуктивную деятельность детей (лепку, рисование, аппликацию, конструирование), работу с природным материалом, игры с водой и крупами.

     При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов учителем-дефектологом. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению, что позволяет детям воспринимать образцы речевых инструкций. Для повышения  речевой активности на занятиях возможно использование различные проблемных ситуаций, которые формируют коммуникативную направленность речи.

    Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

    Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Занятия проводятся в течение года (с октября по июнь), два раза в неделю в течение 15 минут.

   

ОКТЯБРЬ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание

-развитие слухового внимания и восприятия к неречевым звукам

-формирование умения раскладывать резко различающиеся предметы на две группы

-формирование умения надевать кольца на стержень

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и«Что гудит /звонит?»

Д/и «Колокольчик-барабан-дудочка»

Д/и «Пирамидка»

Д/и «Солнце-дождик»

Д/и «Подарки для кукол»

Рассматривание иллюстраций тактильного альбома.  

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме «Игрушки» (машинка, лошадка, кукла, мишка)

Д/и «Игрушки для Тани и Вани»

Д/и «Найди подходящую картинку»

Д/и «Покажи»

Д/и «Чья игрушка»

Д/и «Что без чего?»

НОЯБРЬ

                       

                         Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с желтым цветом.

-учить проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки, используя метод проб и ошибок

-учить различать величину (большой — маленький) предметов, проводя  выбор из двух предметов с предъявлением образца.

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания

Рассматривание желтого коллажа. Нахождение предметов желтого цвета в классе.

Д/и «Почтовый ящик»

Д/и «Веселый дом»

Д/и «Найди похожий предмет по величине»

Д/и «Грибочки»

Д/и «Какой мяч больше?»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Овощи» (огурец, помидор, морковь)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

—  рассказать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат)

Д/и «Что купила белочка в магазине?»

Д/и «Покорми куклу»

Д/и «Овощная грядка»

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

НОЯБРЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с красным цветом.

-учить соотносить предметы-вкладыши с образцом по форме

-учить раскладывать предметы по величине на две группы.

-закреплять умение детей проталкивать объемные геометрические формы в соответствующие прорези коробки

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Рассматривание красного коллажа. Нахождение предметов красного цвета в классе.

Д/и «Яблочки (вкладыши)»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Волшебный мешочек»

Д/и «Чего не стало?»

    Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме  «Фрукты» (яблоко, банан, груша)

-обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

—  рассказать ребенку, где и как растут фрукты, что из них готовят (сок, компот)

Пальчиковая гимнастика«Апельсин»

Д/и «Фрукты на деревьях»

Д/и «Варим компот»

ДЕКАБРЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить группировать предметы по цвету красный — желтый на две группы.

-учить различать величину (большой — маленький) предметов по словесной инструкции.

-учить сличать геометрические фигуры.

-знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах

 -развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Зайка, мишка и лиса — вот такие чудеса!»

Д/и «Угадай, на чем играю?»

Д/и «Спрячь зайку»

Д/и «Расставь машины в гараж»

Д/и «Цветная карусель»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме  «Дикие животные» (заяц, волк, медведь, лиса, )

обратить внимание на части тела животных (лапы, уши, хвост)

Д/и «Кто в лесу живет?»

Д/и «Угостим зверей»

Д/и «Артисты» ( имитация движений животных)

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

ЯНВАРЬ

                       

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с зеленым цветом, учить находить предметов данного цвета в классе.

— продолжать учить различать величину (большой — маленький) предметов по словесной инструкции, складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить выполнять группировку геометрических фигур на две группы

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Расставь по порядку»

Д/и «Разноцветные ленточки»

Д/и «Приходите на лужок»

Д/и «Обведи пальчиком»

Ознакомление с окружающим миром

-расширение пассивного и активного словаря по теме домашние птицы (курица, петух, цыпленок)

-упражнять детей в звукоподражании голосам птиц

-рассмотреть внешний вид птиц, где живут и чем питаются.

Д/ и «Кто как кричит?»

Д/и « птичий двор»

Д/и «Внимательные ушки»

Подвижная игра  «Вышла курочка гулять»

ФЕВРАЛЬ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-знакомство с геометрической фигурой квадрат

-учить группировать предметы по цвету «желтый-зеленый», «красный-зеленый», «желтый — красный»

-закреплять умение складывать пирамиду, матрешку с учетом величины

-учить называть величину предметов на картинках

— развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

— Д/и «Матрешка»

Д/и «Большой маленький»

Д/и «Какой это формы?»

Д/и «Закрой окошко»

Д/и «Подбери лепесток к цветку»

 Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме домашние животные (корова, лошадь, собака, кот)

-обратить внимание на части тела животных (рога, хвост,усы, лапы, копыта), как говорят и какую приносят пользу

Д/и «Прятки»

Д/и «Молока кому?»

Д/и «Лошадка»

Д/и «Кто спрятался в сарае?»

Подвижная игра «Бобик»

МАРТ

                       

Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить выполнять группировку геометрических фигур «круг-треугольник», «круг-квадрат», «квадрат-треугольник»

-знакомство с синим цветом

-учить находить предметы данного цвета в окружающей обстановке.

-учить располагать предметы по величине в ряд от самого большого к маленькому

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

— Д/и «Укрась мамин сарафан»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Выбери пуговки»

Д/и «Расставь игрушки по величине»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме одежда (платье, юбка, куртка, кофта)

-познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека

-рассмотреть части одежды (рукав, пуговицы)

Д/и «Собери малыша на прогулку»

Д/и «Какая одежда у тебя»

Д/и «Подбери для куклы одежду»

Подвижная игра «Одежда»

АПРЕЛЬ

                       

                          Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-продолжать учить выполнять группировку предметов по цвету

-закреплять умение располагать предметы в ряд от самого большого к маленькому

— учить находить предметы круглой и треугольной формы, называть форму

-развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Обведи пальчиком»

Д/и «Цветная мозаика»

Д/и «Блоки Дьенеша»

Д/и «Спрячь от дождика»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме мебель (стул, стол, шкаф, кровать)

-познакомить с назначением предметов мебели и ее частями (спинка, сиденье, ножки)

Конструирование предметов мебели

Д/и «Что появилось?»

Д/и «Угадай мебель по контуру»

Подвижная игра «Много мебели в квартире»

МАЙ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-учить находить предметы треугольной формы, называть форму

-закреплять умения детей различать и называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-закреплять умение раскладывать предметы в ряд по величине, использовать в речи «большой-маленький»

— развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и внимания.

Д/и «Собери капельки в стакан»

Д/и «Геометрическое лото»

Д/и «Коробочки»

Д/и «Волшебный мешочек»

Ознакомление с окружающим миром

расширение пассивного и активного словаря по теме посуда

(чайник, ложка, чашка, кастрюля, тарелка)

-познакомить с назначением предметов посуды

Д/и «Помощница»

Д/и «Поваренок»

Д/и «В гостях у бабушки Федоры»

Подвижная игра «Посуда»

ИЮНЬ

                       

                   Программное содержание

Используемые методические приемы

Сенсорное воспитание 

-закреплять знания и навыки детей по различению и называнию геометрических фигур, цвета, величины предмета.

-выполнять группировку предметов по заданному свойству.

-определять звучание музыкальных инструментов.

-находить одинаковые предметы, парные картинки, исчезнувший предмет.

Д/и «Найди дверь от домика»

Д/и «Назови цвет, форму»

Д/и «Сложи пирамидку»

Д/и «Помоги козлятам спрятаться от волка»

Ознакомление с окружающим миром

Расширение пассивного и активного словаря по теме «Человек. Семья. Части тела» (нос ,рот, рука, нога, глаза, мама, папа,бабушка)

Д/и «Что для чего?»

Д/и «Помоги художнику»

Д/и «Где у куклы носик, ротик?»

Подвижная игра «Как у наших у ребят»

Используемая методическая литература:

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.- М.: Просвещение, 1983.
  2. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  3. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. — М., 1970.
  4. Галигузова Л.Н.,Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – Москва, Владос, 2007.
  5. Гришвина А.В., Пузыревская Е.М., Сочеванова Е.Н. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
  6.  Закревская О.В. Развивайся малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – Москва, 2008.
  7. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца, Л. А. Венгера.- М., 1969.
  8. Е.А. Янушко: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
  9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Лань,1996, 32 с.

10. О.П. Рожков, И.В. Дворова Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни. Москва-Воронеж, 2007

11.  Л.Н. Смирнова, Развитие речи у детей 2-3 лет.Москва,2007

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом

Направление коррекционной работы

Задачи

Содержание коррекционно- развивающей работы

Форма работы

Методы и приёмы

Ознакомление с окружающим миром

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

 3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание.

  • Формирование первичных представлений о смене времен года.
  • Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.    
  • Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
  • Формирование представлений о значении труда взрослых.
  • Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Индивидуальная

Практический

Словесный

Наглядный

Игровые

Речевое развитие 

Формирование правильной речи.

  • Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
  • Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  • Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
  •  Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
  • Обучение ответам на вопросы кто это? что это?
  • Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

               

   

  Индивидуальная

  Практический

Словесный

Наглядный

Игровые

Формирование элементарных математических представлений

1) развивать восприятие длительности временного интервала

 2) развивать представление о частях суток

3) развивать представления о временах года

4) развивать пространственные представления

5) развивать наблюдательность

  • Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
  • Обучение использованию слов большой, маленький.
  • Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине,  длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
  • Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
  • Обучение  прямому счету до 10. Учить соотносить цифры 1,2,3  с количеством предметов.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Сенсорное развитие

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

  • Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
  • Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и  дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
  •  Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы.
  •  Освоение элементарной комбинаторики  — размещение по заданному признаку: цвету, величине
  • Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Развитие психических процессов

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.
  • Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Развитие временных и  пространственных представлений

1) развивать воображение и творческие способности

  • Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).
  • Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рук

Конструктивный праксис

  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным  и  горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.

Развитие графических навыков

  • Учить правильной посадке.
  •  Учить правильному захвату карандаша.
  • Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
  • Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и  кривые линии.
  • Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
  • Учить изображать круглую форму

Индивидуальная

Практический

Наглядный

Игровые

Коррекция звукопроизношения 

  • Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения).
  • Формирование правильного звукопроизношения:С — З — Ц Ш — Ж — Ч — Щ Л – Р.
  • Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).
  • Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Развитие грамматического строя речи:

 — употребление глаголов; — употребление прилагательных; — употребление существительных множественного числа; — употребление предлогов.

Учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Программа индивидуальной работы с ребенком с ОВЗ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 91»

г. Ярославля.

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)  КОРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

                     Рассчитана на  детей с ЗПР  3-4 лет.                            

 Срок  реализации 1 года

Воспитатель

                                                                               Шлякова Мария Валерьевна

Г. Ярославль

2015

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.  

Дети с задержкой психического развития — многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

         Данная рабочая программа предназначена для работы воспитателя совместно с учителем-дефектологом с детьми  от 3 до 4 лет. 

Программа составлена в соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании»,«Концепцией дошкольного воспитания»,«Приказом Министерства образовании и науки РФ» от 30.08.2013,

№1014, и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

  Адаптированная образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР; ведущих мотивов и потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка, на базе «Основной общеобразовательной программы  ДОУ компенсирующей направленности  с

приоритетным осуществлением  деятельности по квалифицированной  коррекции недостатков в  физическом и психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья» , включающая в себя  парциальные программы: «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей» Борякова Н.Ю.,  «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада для детей с ОНР»Н.В. Нищева , методические разработки  Волчковой В.Н., Степановой Н.В.,Л.Г. Петерсон. 

      Цель программы. Формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Основные задачи.

Диагностические

  1. Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
  2. Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
  3. Определение индивидуальной программы развития ребенка.

Воспитательные

  1. Социализация.
  2. Формирование самостоятельности.
  3. Становление нравственной ориентировки.
  4. Воспитание положительных качеств.

Коррекционные

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
  3. Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  4. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Образовательные

  1. Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Формирование всех видов детской деятельности.

Коррекционная работа базируется на следующих принципах:

— Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним в сензитивные сроки. На наш взгляд, оптимальным является коррекционное обучение и воспитание, начинающееся в раннем и младшем дошкольном возрасте, в период интенсивного морфофункционального развития мозга. Именно в этот период закладывается чувственная база познания, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, формируются механизмы памяти и наглядного мышления. Это период формирования коммуникативных навыков и развития речи.

—  Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с задержкой психического развития,  с опорой на ведущую деятельность  данного возраста. Для дошкольников это- предметно-операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

—  Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки

Содержание работы

  сентябрь

Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт,

документации дефектологического кабинета

1 октября – 15 мая

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми (индивидуальная работа)

15 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

 

Количество занятий познавательной деятельности,  реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода   и соответствует  учебному плану.  В   младшей группе в  1 период — 16 занятий, 2 и 3 периоды — 22 занятия по 15 минут.

Программа включает два раздела:

  1. Ознакомление с окружающим, включающее социализация.
  2. Формирование элементарных математических представлений, включающее сенсорное воспитание.

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или

иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года.

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

    Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики:  первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

    Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.

      В приложении к Программе содержатся образцы диагностических карт детей с ЗПР,   младшего дошкольного возраста; диагностические методики;  список средств обучения: учебно-наглядные пособия,  перечень дидактических игр; списки специальной, методической литературы.

 

Раздел программы

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»

Основная цель — обогащение, уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программа включает следующие темы:

1 Растения  

2.Животные и птицы

3.Знакомство с ближайшим окружением  

4.Развитие связной речи (умение рассказать об  увиденном).  

Основными задачами являются:

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
  • накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
  • формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;
  • обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

Образовательные деятельности  должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, сезонными изменениями в

природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве,   жизнью города ).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных в образовательных деятельностях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.

Образовательные  деятельности   по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность

по разделу программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Образовательная область /Познание/

Разделы программы

               младший возраст

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 занятие в неделю

 

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1 период

2 период

3 период

Растения  

1

Животные и птицы

3

7

Знакомство с ближайшим окружением    

6

5

2

Развитие связной речи

2

2

1

Количество часов

8

11

11

Тематическое планирование  по разделу программы

 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

в младшей группе  для детей с ЗПР 

I период (8 недель, 16 занятий)

 Октябрь

  1.  Моя семья.
  2.  Игрушки.
  3.  Я. Части тела и лица.

Ноябрь

  1.  Туалетные принадлежности.
  2. Одежда.  
  3.  Обувь.

                                    II период (11 недель, 22 занятия)

Декабрь

  1. Обувь. Зима.  
  2. Мебель.   
  3. Новый год. Ёлка.

Январь

  1.  Продукты питания.
  2. Посуда.  

Февраль

  1. Посуда.  
  2.  Домашние птицы.
  3.  Домашние животные.

III период (11 недель, 22 занятия)

Март

  1.  Мамин праздник.
  2. Дикие животные 
  3. Дикие птицы.

                                                          Апрель

1.Весна. Дикие животные  весной.

2. Транспорт.

                                                                     Май

  1.  Цветы.
  2. Насекомые.
  3.  Игры с водой и песком.

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны:

1.Социализация:

* Показывать и называть части тела на себе, на другом ребенке, на взрослом, на картинке, на кукле.

* Ориентироваться в собственном теле (право, лево, верх, низ)

* Адекватно оценивать мимику окружающих.

* Аккуратно обращаться с собственной одеждой и одеждой других детей.

* Называть собственное имя, отчество и фамилию.

* Различать имена и фамилии детей группы.

* Обращаться к персоналу детского сада по имени и отчеству, а к другим детям – по имени.

* Вежливо обращаться к членам семьи, родственникам, знакомым и незнакомым.

* Обращаться к старшим  на «ВЫ».

2.Окружающий мир:

 * Показывать и называть предметы одежды и обуви, некоторые их части  (рукава, карманы, воротник) на собственной одежде, на одежде другого человека, на кукле. 

  *Различать, называть и обобщать домашних и диких животных, птиц.

  * Знать и обобщать грузовой и пассажирский транспорт.

  *  Знать название и значение  отдельных предметов посуды и мебели.

* Показывать и называть насекомых и цветы.

Раздел программы

«Развитие  математических представлений детей  с задержкой психического развития»

Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами        дидактической и сюжетно-ролевой игры.

Цель занятий  — формирование математических и  сенсорных представлений детей с ЗПР и  развитие психических процессов.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:

  • Развивать ориентировочно-исследовательские действия с предметами.
  • Учить воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения.
  • Учить ориентироваться на форму, величину, цвет.
  • Учить различать свойства и качества предметов.  
  • Формировать поисковые способы ориентировки – пробы при решении поставленных задач.
  • Создавать разнообразные условия для восприятия свойств и качеств  предметов.
  • Учить считать до3, различать понятия «один-много» « больше-меньше»  «столько же».

Программа состоит из нескольких разделов:

  1.  Количество и счет
  2. Геометрические фигуры
  3. Величина  предметов.
  4. Пространственные и временные представления.

Специальная коррекционная работа, направлена на восполнение пробелов в дошкольном математическом развитии детей с ЗПР, на создание у них готовности к усвоению основ математики.  Перед педагогом стоит задача — не столько дать детям систему знаний, сколько научить их воспринимать и наблюдать окружающую действительность в количественных, пространственных и временных отношениях; расширить и обогатить сенсорный опыт, развивать мышление и речь дошкольников.

Особое внимание на занятиях по математике следует обратить на выработку у детей умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно-практической деятельности, на развитие способности мыслить обратимо

Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности.

Поддерживать интерес к занятиям следует путем широкого использования дидактических игр, занимательных упражнений.

Все обучение дошкольников должно носить наглядно-действенный характер: математические понятия ребенок будет усваивать в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).

Учебно-тематический план непосредственно- образовательная деятельность   по разделу программы  «Развитие элементарных математических представлений». /Образовательная область /Познание/

Разделы программы

 Младший     возраст

Развитие   математических представлений

1занятие в неделю

 

Развитие   математических представлений

1 период

2 период

3 период

Количество и счет

 2

3

3

Величина предметов

1

2

2

Геометрические фигуры

1

2

2

Цвет предметов

4

2

2

Пространственные и временные понятия

2

2

Количество часов

 8

11

11

Показатели развития к  концу первого года обучения.

Дети должны научиться:

* Выполнять ориентировочно-исследовательские действия с предметами.

* Воспринимать предметы с точки зрения их функционального

назначения.

* Делить предметы по форме, величине,  цвету.

* Различать свойства и качества предметов.

* Учитывать знакомые свойства предметов в практической и игровой деятельности.

*Считать до трёх, сравнивать  группы предметов по количеству.

Диагностика определения уровня по ознакомлению с окружающим миром      детей с ЗПР младшей  группы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Родная природа»  

Задание 1.   Растения

Инструкция к проведению:  Предложить ребёнку узнать и назвать растения, изображённые на картинках. Задание: «посади» их туда, где они должны расти  (овощи, фрукты,   цветы).

Оборудование: набор картинок  

                             «Животные»

Задание 2 .     Дикие и домашние животные

Инструкции к проведению:  назови животных и их детёнышей. Это животное домашнее или дикое? Почему так думаешь?

Оборудование:  картинки с изображением животных и их детёныш

Задание 3,4 . Птицы,    насекомые.

Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации с изображением   птиц, насекомых. Где живут? Что едят? Как передвигаются?

Оборудование:  иллюстрации с изображением  птиц, насекомых

«Знакомство с ближайшим окружением»

Задание 5,6,7,8,9. Свойства и значения предмета, профессии людей , части тела человека, мебель, посуда, транспорт.

Инструкция к проведению:   выделения основных качеств и свойств предмета.

Оборудование : предметные картинки.

«Развитие навыка связной речи»

Задание 10. Составление рассказа по наводящим вопросам.

 Инструкция к проведению: Ребёнку предлагается игрушка (кукла, собака, мяч). Взрослый просит ответить на вопросы(что это?).   Наводящие вопросы по описанию игрушки.

 Оборудование.игрушки

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

 Мир природы  (родная природа, растения, животные)

Низкий  . Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных. Интерес к природе ситуативный.

Средний . Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки.

Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки.

 Знакомство с ближайшим окружением  

Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.

Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение.  

Высокий. Ребенок самостоятельно устанавливает связи между назначением предмета и обобщает  предмет. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения

Развитие навыка связной речи  

Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями.   В общение по своей инициативе не вступает.  

Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает   сказки по вопросам, с помощью вопросов взрослого может  составить простейший описательный рассказ, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.        

Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки   при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Диагностика определения уровня  развития детей с ЗПР по  математических представлений  младшей  группы.   

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

«Количество и счет»

Задание 1.  

Инструкция к проведению:   Инструкция: педагог предлагает ребенку посчитать по порядку от 1 до 3. Педагог предлагает ребенку отсчитать 3 игрушки.

 Оборудование:    игрушки

Задание 2.  

Инструкция к проведению:     педагог предлагает ребенку  сравнить две группы предметов, игрушек ( один-много, больше-меньше)

Оборудование: набор  мелких игрушек.  

Задание 3.  

Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку на верхнюю полоску карточки положить 2 игрушки, а на нижнюю —3. Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну?( столько же).

 Оборудование: карточка с 2-мя полосками, мелкие игрушки.

«Величина»

Задание 4.

Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку показать и назвать высокую и низкую елку, длинный — короткий карандаши, широкая — узкая ленты .

Оборудование:  карточки, на которых изображены высокая — низкая елки, длинный — короткий карандаши, широкая — узкая ленты.

 

 «Форма»

Задание 5.

Инструкция к проведению:   педагог предлагает ребенку назвать эти геометрические фигуры.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).  

 

 Задание 6 .

 Инструкция к проведению:    педагог предлагает ребенку найти на картинках предметы, похожие на круг, на квадрат, на треугольник.

Оборудование:      плоскостное изображение геометрических фигур, картинки с изображенными на них предметами такой же формы.

«Ориентировка в пространстве»

Задание 7 .

Инструкция к проведению:    педагог предлагает назвать месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади, вверх, вниз)

Оборудование:    лист, на котором  изображены различные предметы, сюжетные картинки(где спрятался мячик?)    

 

«Ориентировка во времени»

Задание 8 .

Инструкция к проведению:   разложить по порядку картинки и назвать правильно части суток(утро-ночь).

Оборудование:   Картинки с изображением частей суток (утро-ночь).    

Задание 9. Цвет.    

Инструкция к проведению:   использовать эталоны как общественно обозначенные свойства   предметов (цвет).   подбирать предметы по цвету.

Оборудование:   логические блоки Дьенеша.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

Действия с группами предметов

Низкий.    Не различает предметы по форме, размерам, самостоятельно  не умеет группировать предметы  по свойствам. С трудом  выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые) с незначительной помощью взрослого. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества.

Размер предметов

Низкий. Ребёнок называет  размер предметов,  группирует их. Затрудняется пояснять свои действия.

Средний. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов; находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Пользуется словами, обозначающими свойства, предметов.

Высокий. Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если… уберем, добавим?..» Активно пользуется словами, обозначающими свойства предметов.

Цвет предметов

Низкий. Не дифференцирует цвета и затрудняется в их названии.

Средний. Знает названия цветов, но путает.    

Высокий. Знает названия  основных цветов, классифицирует по цвету.

Геометрические фигуры

Низкий. Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), но не  называет  предмет.

Средний. Ребёнок называет форму геометрических фигур с незначительной помощью взрослого, но затрудняется  в нахождении  предметов  похожих на геометрические тела.  

Высокий. Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.  Самостоятельно  находит  предметы  похожие на геометрические фигуры.  

Количество и счет

Низкий.  Не умеет считать  предметы в пределах 3.Допускает ошибки.  

Средний.  Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов.  С помощью взрослого уравнивает группы предметов.

Высокий. Ребенок считает различные предметы в пределах 3. Отсчитывает заданное количество предметов и умеет  уравнивать группы предметов.

Пространственные и временные понятия

Низкий. Называет некоторые временные отношения:утро-ночь,    пространственные: вверху – внизу. Не различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа, впереди, сзади).

Средний. Ориентируется в пространственных и временных отношениях

Называет некоторые временные отношения:   утро-ночь; пространственные: вверху – внизу, впереди-сзади. С помощью взрослого различает месторасположение  предметов(на, под, над, слева, справа).

Высокий. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова:   посередине, перед, справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу,  далеко — близко; временные отношения:   утро-ночь.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *