Индивидуальные программы для детей с овз дошкольного возраста: «Программа индивидуального сопровождения дошкольника с ОВЗ» – Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему: Индивидуальная программа для ребёнка старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016 учебный год

Содержание

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст)

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  •  развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  •  развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  •  развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

 Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

 Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  •  индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  •  использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  •  обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  •  формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  •  формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интервалов между изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  •  использование карандашей и ручек с отягощением;
  •  «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  •  письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  •  письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

Рабочая программа по коррекционной педагогике на тему: Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ

№занятия

Тема

Основное содержание занятия

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

- Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

- Вместе с мамой.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

- Про бабку.

Развитие координации движений

- Моя семья.

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

- Листья полетели.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

- Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

- Боровичок.

Развитие координации движений

- Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

- Лепим ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Волшебный мешочек.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

- Подбери фигуру.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

- Волшебный мешочек.

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

- Фрукты, овощи, ягоды.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

- Лепим фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Фрукты и овощи.

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

- Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

- По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

- Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

- Лепим ромашку

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Запомни слова.

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

- Шуршащие листья.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

- Найди фигурке место

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

- Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

- Старая утка.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

- Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

- Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

- Царапка – гимнастика для пальцев.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

- Лепим снежный ком.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Лошадки.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Мозаика на пластилине.

Развитие тактильного восприятия.

- Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

- Потопаем, похлопаем.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

- Волшебный мешочек.

Развитие тактильного восприятия.

- Слушай бубен.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

- Игра «Угадай по звуку».

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

- Два барана.

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

- По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

- Четыре стихии.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

- У оленя.

Развитие координации движений, памяти.

- Найди фигурке место.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№33-34

Сутки.

- Что сначала?

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

- Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

- По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

- Лепим ёлочные игрушки.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

- Слушай бубен!

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

- День рождения куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

- Указочка.

Развитие координации движений.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

- Одеваем куклу в гости.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

- Да или нет?

Развитие произвольного внимания.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики.

- Проворные мотальщики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

- Ухо-нос.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

- Лепим тарелку и чашку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

- Чашки и блюдца.

Развитие зрительного восприятия, внимания.

- Накроем стол

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

- Конструктор.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

- Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

- Замок.

Развитие координации движений, памяти.

- Уютный дом куклы Насти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

- Игры «Самолёт летит».

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

- Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

- Два медведя.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Прокати по дорожке.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

- Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

- Кто летает?

Развитие внимания.

- Сорока-белобока.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

- Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

- Мишка косолапый.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Сравни животных.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

- Рисуем нитью по клеточкам

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

- Школьный звонок.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

- Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

- Что в классе?

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

- По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

- Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

- Три медведя.

Развитие координации движений.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

- По порядку.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

- Вид-вид.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

- Зайка и ёжик.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

- Кто как голос подаёт?

Развитие слухового внимания.

- Божья коровка.

Развитие координации движений, памяти.

- Жук.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Лепим бабочку.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

- Посадим овощи.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в микропространстве (положение предметов на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу).

- Да или нет?

Развитие произвольного внимания и восприятия.

- Улитка.

Развитие координации движений, моторной памяти.

- Рисуем нитью по клеточкам.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Рабочая программа по коррекционной педагогике по теме: Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы.

Для учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной коррекционной работы с детьми в логопедической группе нами разработан следующий вид документации: Журнал учета времени, затрачиваемо...

индивидуальная адаптированная образовательная программа

в программе дан материал по всем разделам программы...

Примерное планирование коррекционно-образовательной деятельности по реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы.

Данная индивидуальная программа расчитана на ребенка 3-4-х лет с ДЦП....

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка 4-5 лет с нарушениями в развитии.

        Индивидуальная адаптированная образовательная программа (ИОП) учитывает специальные потребности ребёнка, обусловленные характером зрительной патологии, структурой и ...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2018-2019 гг....

Работа инструктора ФК с ребенком с ОВЗ/ребенком – инвалидом через реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО

В презентации отражены основные аспекты работы в ДОУ с особенными воспитанниками через реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО:- ребенок с ОВЗ ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации для ребенка с особыми возможностями здоровья дошкольного возраста

Учитель-дефектолог: Субботина Н.Н.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (с инвалидностью) в рамках деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных программ реабилитации для воспитанников и обучающихся вступает закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статья 12). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для воспитанников с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С(К)ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников, в том числе и индивидуальные программы реабилитации. ИПР, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы. В других случаях (когда программа составляется на основе авторских материалов или программ, не рекомендованных для данной категории детей) материалы должны пройти процедуру рецензирования во внешней организации.

ИПР является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения и продуктом деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума.

Основная цель ИПР – разработать систему комплексного сопровождения и определить основные направления коррекционной работы по устранению нарушений, недостатков, в четком построении образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Объект: дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения, в том числе дети-инвалиды.

Индивидуальная программа реабилитации – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.

Предмет: педагогические условия, определяющие эффективность психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках ДОУ.

Индивидуальная программа реабилитации должна обладать следующими характеристиками, поэтому перед ее разработчиками стоят следующие задачи:

  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ребенка;

  • обеспечение реализации права воспитанника и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

  • ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями:

  • 1. Ребенок со сложным дефектом.*

  • 2. Ребенок, получающий образование в форме индивидуального обучения на дому.

  • 3. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу дошкольного образовательного учреждения, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду с нормально развивающимися сверстниками.

  • 4. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ОВЗ.

  • 5. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленной изучении отдельных учебных курсов.

* Сложный дефект – любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке («Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» : Письмо Минобрнауки РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6).

Индивидуальная программа реабилитации реализуется через индивидуальный образовательный план – корректируемая часть индивидуальной программы реабилитации, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИПР:

1) Наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИПР.

В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает дошкольный ПМПК (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум).

2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной программе реабилитации.

3) Наличие подготовленных педагогических кадров.

Особенности работы над индивидуальной программой реабилитации:

1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.

2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год).

3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников. По результатам происходит корректировка программы (плана).

По истечении полугода можно сделать вывод, что ребенок справляется не со всеми поставленными задачами. Поэтому к концу учебного года будет проводиться диагностика его развития и на следующий учебный год в индивидуальную программу будут введены коррективы.

4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер.

5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Обязательным компонентом индивидуальной программы реабилитации являются психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задача коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИПР на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития.

Оформление индивидуальной программы реабилитации представляет собой:

  • титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначения программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, указанием специалистов, которые являются ответственными за реализацию индивидуальной программы реабилитации;

  • пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, ее цели и задачи;

  • содержание программы;

  • мониторинг достижений воспитанника, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;

  • заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

Структура ИПР для ребенка с ОВЗ максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива, которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.

Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Методические рекомендации по составлению

индивидуальной образовательной программы (ИОП)

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

  • наличие в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума;

  • согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.

ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.

II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.

  2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.

Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

  1. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются.

Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

  1. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

  2. Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

  3. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

  4. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (куратора, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

  5. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Индивидуальная образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры ИОП могут являться:

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Индивидуальный учебный план

  4. Содержание программы

  5. Заключение и рекомендации

В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

  1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия.

4. Содержание программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел, отражающий притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Шаблон индивидуальной образовательной программы

  1. Титульный лист

Полное название образовательного учреждения

«Согласовано»

Родитель…

дата

«Утверждаю»

Директор школы…

дата

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

учащегося ____ класса

____________________

(фамилия, имя)

Возраст: ______ лет

Ответственный за реализацию программы:

____________________________

(ФИО специалиста)

Населенный пункт, год

Шаблон индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ

Согласовано Утверждено приказом № ___ от _______

родитель (законный представитель) _____________ Заведующий ДОУ

____________________________________________ ____________

(расшифровка подписи ФИО)

АОП для ребёнка с ОВЗ

________________________________________________ возраст __________________

(ФИО)

Воспитанника группы № ___________

Разработана ППк ДОУ на 20______ / 20 _____ учебный год

Образовательные программы, на основе которых составлена АОП: ООП ДО, разработанная ДОУ с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015 г.), образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы дошкольного образования для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под ред. Л.В.Лопатиной.

Ведущий специалист: ____________ учиталь-логопед ___________________

____________ педагог-психолог __________________

____________ воспитатель _______________________

20 _______г.

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Мать –

Отец –

Заключение и рекомендации ТПМПК

Рекомендации ИПРА

Режим пребывания ребенка в ОУ

Форма обучения, степень включённости

Очная, полная

Соматическое состояние

Группа здоровья

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Дефициты ребенка

Ресурсы ребенка

Цель – обеспечить оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, которые будут способствовать освоению им ООП ДО (построение индивидуального образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями) и обеспечивать его успешную социализацию в коллективе сверстников.

Задачи:

осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ;

 обеспечить безопасность предметно-пространственной среды, заботиться о сохранении и укреплении здоровья ребёнка;

способствовать общему развитию дошкольников с нарушениями речевого развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

обеспечивать возможность для детей с ОВЗ адаптироваться и успешно социализироваться в коллективе сверстников за счет продуктивного взаимодействия с взрослыми и детьми;

осуществлять поддержку семьи в коррекционном процессе.

  1. Планируемые результаты освоения АОП (ориентируемся на программу Лопатиной Л.В.)

  1. Система оценки достижения планируемых результатов АОП (ориентируемся на программу «От рождения до школы» - карты)

Содержательный раздел

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Методы, приёмы, формы

Основные методы - игровой (сюрпризные моменты, ОИС, тренинги в виде игр (коммуникативных, речедвигательных упражнений и т.д.), наглядный (зрительные опоры, компьютерные презентации, видеоматериалы) и метод практических действий (экспериментирование, моделирование, детские проекты, творческие задания), ИКТ (компьютерные игры).

Коррекционные / здоровьесберегающие приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые и кинезиологические упражнения, артикуляционные гимнастики.

Психопрофилактические приёмы: психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки, релаксации

Взаимодействие специалистов, социальное партнёрство, сетевое взаимодействие (указать, какие специалисты ДОУ, социальное окружение участвуют в реализации АОП)

Коррекционный компонент

Педагог-психолог

Инстуктор по физкультуре

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитательный компонент / педагогическая поддержка

Создание ситуации успеха, поддержка самостоятельности и инициативы

Работа с нейротипичными (нормативно развивающимися) детьми и их родителями по формированию инклюзивной практики:

Взаимодействие с родителями ребёнка

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, участие родителей в реализации проектов, конкурсах, оформление информационных папок, демонстрационных систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме

  1. Организационный раздел

Адаптированный учебный план

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

Разнообразные

Воспитатели

Логопедическое сопровождение

Групповые, подгрупповые,

индивидуальные

Учитель-логопед

Психологическая помощь

Мини-группы/подгрупповые

Групповые

индивидуальные

Педагог-психолог

Музыкальные занятия

Групповые

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

Групповые

Инструктор по физической культуре

Изодеятельность

Групповые

Условия реализации инклюзивного образования на групповых занятиях

  1. Адаптация содержания по типу упрощения

  2. Чередование занятий с отдыхом, гибкие занятия исходя из состояния ребёнка

  3. В рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребёнка с ОВЗ

  4. Многократное повторение материала, дискретные пробы

  5. Использование наглядности (зрительные опоры)

  6. Частая смена видов деятельности, быстрый темп

  7. Стиль обучения – многосенсорный, с преобладанием визуального и кинестетического канала приёма информации

  8. Предъявление инструкций – чётко, кратко с визуальной поддержкой и с поддержкой зрительного контакта

Описание «безбарьерной» среды и (или) охранительного режима

Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

Постоянный контроль за осанкой

Освещенность

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Уровень шума

N

Построение образовательного процесса

Соблюдение режима зрительных нагрузок

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутки, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры и кинезиологические упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика)

В начале занятия по ИЗО - деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Средства

индивидуальной коррекции (оставить нужное)

Очки для постоянного ношения

Слуховой аппарат

Окклюдер

Компьютер и программное обеспечение

Специальные компьютерные программы (указать)

Мультимедийный проектор

Объекты с усиленными признаками (оставить нужное)

Яркость раздаточного материала

Тетрадь в крупную клетку.

Мягкий простой карандаш

Специально структурированная информация (оставить нужное)

Мнемотаблицы для составления рассказов

Таблицы по лексическим темам

Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации

Трафареты

Раскраски по лексическим темам;

Лабиринты

Материалы для развития тонкой моторики рук

Организация оптимального временного режима в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности

Указать продолжительность занятий, пауз и т.д.

4. Заключение и рекомендации. 

Примечание прописано курсивом

Рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа): Индивидуальная работа педагога с ребёнком с ОВЗ

Январь – 2-3 неделя

Развитие памяти:

 «Назови, одним словом

«Пересказ по серии картин»

Развитие целостности восприятия предмета:

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

«Чудесный мешочек»

Развитие мышления:

уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

 Учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный.

Игры: «Сложи фигуру»,

 «Волшебный кубик»,

«Чего больше?», 

«Покажи цифру».

Нестандартные математические средства:

развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Развивать умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком»

Д/ игра

«Четвертый - лишний».

«Чьи это предметы?»

Развитие зрительного и слухового внимания.

Д/игра из картотеки «Поиграй-ка»

«Какой картинки не стало?»

Подготовка артикуляционного аппарата:

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол»,

 «Повтори верно».

Развитие зрительно-моторной координации (копирование групп точек)

Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения:)

«Нарисуй такие же точки как у меня»,

 «Обведи и заштрихуй человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *