Игры по развитию мелкой моторики: 23 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ.

Содержание

23 ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ.

1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).


При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу.

И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ.

Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ.

Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным).
При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА.

Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).

Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.

Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).

Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

9. ВДАВЛИВАНИЕ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ В ПЛАСТИЛИН (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

10. РЕЗИНОВАЯ ГРУША.

Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

11. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ – ЛОЖКИ, ВИЛКИ.

Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

13. РАЗВОРАЧИВАНИЕ ЗАВЕРНУТОГО В БУМАГУ ПРЕДМЕТА –СЮРПРИЗА – «ЧТО ТАМ?»

Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

14. НАПОЛНЕНИЕ БУТЫЛКИ МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

15. КОНСТРУКТОРЫ.

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

16. НАНИЗЫВАНИЕ НА ШНУРОК БУСИН С БОЛЬШИМИ ОТВЕРСТИЯМИ.

Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые дети нанизывают на шнурок как бусы.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

17. ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦЫ КНИГИ ПО ОДНОЙ.

Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

18. РАЗВЯЗЫВАТЬ И ЗАВЯЗЫВАТЬ УЗЕЛКИ, БАНТИКИ, ПЛЕСТИ КОСИЧКИ, РАССТЕГИВАТЬ И ЗАСТЕГИВАТЬ ЛИПУЧКИ, ПУГОВИЦЫ, КНОПКИ, КРЮЧКИ, МОЛНИИ, СНИМАТЬ И НАДЕВАТЬ ШАПКУ, СТЯГИВАТЬ НОСКИ, СНИМАТЬ БОТИНКИ.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

19. ВЫКЛАДЫВАТЬ ФИГУРЫ ИЗ ПАЛОЧЕК, ИЗ РАЗНЫХ ВИДОВ МОЗАИКИ.

20. ОТКРЫВАТЬ И ЗАКРЫВАТЬ БАНОЧКИ (раскручивать и закручивать крышки).

Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

21. НАМАТЫВАНИЕ.

Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину.

22. КАТАНИЕ КАРАНДАША МЕЖДУ ЛАДОШКАМИ.

Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

23. ПАЛЬЧИКОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

Желаю Вам успехов и радости общения с Вашими детьми!

Автор — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», автор сайта «Родная тропинка».

10 лучших игр для развития мелкой моторики у детей

Ещё Мария Монтессори в прошлом веке отмечала связь между тренировкой мелкой моторики рук у детей и скоростью их развития: как известно, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой зоны. Всё в человеке взаимосвязано: развивая мелкую моторику рук, малыш учится не просто перемещать предметы — пока он впервые в жизни пытается нанизать пирамидку, в его мозгу происходят удивительные процессы.

То, что мелкая моторика рук связана с мозгом, известно уже давно. Наши мамы и бабушки, в основном, развивали детскую моторику с помощью подручных средств: малышам давали перебирать пальчиками крупу или складывать пуговицы в коробку. К счастью, в наши дни к услугам родителей есть множество разнообразных настольных игр, специально разработанных, чтобы ребёнок мог весело проводить время и гармонично развиваться.

Настольные игры для развития моторики у детей от 3 лет

Побег из курятника

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 4
Зачем складывать пуговицы, если можно складывать куриц в курятник? А главное — никакая коробка не сможет так славно подпрыгнуть и разбросать куриц по полу, как курятник в этой игре! У игры есть правила и подсчёт очков, но это тот случай, когда уже сам процесс вызывает безудержный восторг.

Ловись, рыбка

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 1 до 2
Красивая деревянная версия старой игры про рыбок на магнитах, которых надо удить из пруда. В рыбках проделаны отверстия разных размеров — чем больше, тем легче поймать. А на берегу есть колышки, чтобы надевать пойманных рыб. Игра подойдёт даже тем, кому меньше 3 лет: ребёнок с удовольствием будет просто нанизывать рыбок на колышки.

Не спугни пингвина

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 4
Игра на аккуратность, ловкость и любовь к пингвинам. Игроки по очереди стукают молоточками по льдинам, в центре которых стоит робкий пингвин: если стукнуть неосторожно, то он нырнёт в воду. Процесс тренирует координацию, учит детей пользоваться инструментами, соразмеряя силу удара, и приносит море удовольствия (пингвин умеет плавать, с ним всё хорошо).

Грузовички

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 1 до 2
Игрушка и игра! Малышам понравится просто катать цветные грузовички туда-сюда, а тем, кто постарше, уже будет задача на пространственное мышление: сложить кубики разной формы в кузов. Ну, и уровень профессионалов — складывать кубики не просто так, а по карточкам с заданиями.

Весёлый осьминог Жоли

Возраст: от 3 лет
Число игроков: от 2 до 5
Осьминог шевелит щупальцами, крутится на подставке, в которой живут крабы, и боится щекотки. Надо аккуратно доставать крабов щипчиками, когда они высовываются из норок, но ни в коем случае не задеть осьминога — он расхихикается, и игре конец. У игры есть упрощённый режим, чтобы развивать ловкость и мелкую моторику могли даже самые маленькие.

Настольные игры на развитие мелкой моторики у детей 4 — 6 лет

Али-Баба и непослушный верблюд

Возраст: от 4 лет
Число игроков: от 2
Чудесная игра, отдалённо напоминающая бирюльки. Тут есть большой верблюд с пружинными ногами и скверным нравом: игроки навешивают на него фигурки-грузы, а верблюд вдруг вскакивает, сбрасывая весь груз и хозяина в придачу. Игра тренирует мелкую моторику, аккуратность и терпение.

Мистакос

Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 1 до 6
Ещё одна очаровательная вариация на тему бирюлек. На сей раз башня строится из разноцветных стульев, которые потом можно поставить в домик куклам.

Кукарача + Hexbug Нано

Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 2 до 4
Игра на скорость реакции и аккуратность: по лабиринту из ложек и вилок бегает шустрый робот-таракан на батарейках, которого надо изловить, загнав в тупик.

Пингвины на льдинах

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 1
Пентамино (пятистороннее домино) для детей. Тренируя логику, мелкую моторику и пространственное мышление, ребёнок пытается расставить полупрозрачные льдинки с забавными пингвинами так, как указано в задании. Звучит просто? А вы попробуйте!

Дрова

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 1 — 16
Классическая дженга в очень приятном исполнении. Бруски, из которых нужно сначала собрать башню, а потом аккуратно разбирать так, чтобы она не обвалилась, сделаны из тёплого, гладко ошкуренного дерева. Игра прекрасна тем, что подойдёт любой возрастной категории: чем опытнее игроки, тем выше башня.

Заинтересовались развивающими играми? Смотрите их в категории «Для детей» или позвоните нам, и наш оператор поможет выбрать и купить ту, что подходит вам.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

 

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

 

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи.

 Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться,для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее его знакомство с миром. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость , умение управлять своими движениям, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов, таких как:

  • массажные мячики
  • прищепки
  • счетные палочки
  • бусы
  • резинок для волос
  • щеток
  • карандаши и т. д. 

Представим несколько игр с нетрадиционным оборудованием:

Игры с массажными мячиками

«Бежит ежик по дорожке»

 

Бежит ежик по дорожке,

У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —

Жалко ежика до слез.

 

«Крепко мячики сжимаем»

 

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем, чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

 

 

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

 

 

 

 

 

Дети крепко сжимают мячик

поочередно в одной руке другой ладони.

 
Игры с платочками

«Шарик»

 

Надуваем быстро шарик —

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал шар тонкий и худой.

 

«Помощники»

 

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мы потрудились опять.

 

 

 

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.

Надувают щечки. Выпускают воздух через губы и раскрывают ладони.

Расправляют ладони.

 

 

 

Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.

Игры со счетными палочками 

Очень длинный клюв у цапли,

        

Вы длиннее найдете вряд ли.

        

Клювом мериться пришли

              

Аисты и журавли.

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

 Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Работу проводите регулярно, систематически. Соблюдайте временной регламент, чтобы не вызывать переутомление ребенка. Длительность игры с двухлетними малышами — 5-10 минут, занятия с детьми 3- 4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет — 25 минут.

Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком! 

8 игр для развития мелкой моторики

Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнеения — это скучно, так что будем играть!

Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).

Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, можно организовывать как в детском саду, так и дома.

Большой эффект в развитии моторики дают:
• конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
• работа с различными видами конструктора;
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
• дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
• лепка.

Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах. Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.

При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.

Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.

Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)

Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)

Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)

Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)

Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)

Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)

Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.

Читайте также:

Игры с камешками: 7 классных идей

Почему так полезно рисование песком?

Весёлые настольные игры для всей семьи

Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы

5 игр для развития мелкой моторики из подручных средств | КупиМама Вологда

ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

Доказано, что систематическое развитие пальцев рук влияет на внимание, мышление, воображение, а также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь ребенка и его трогательно-сенсорный опыт взаимосвязаны.

Понаблюдайте за своим малышом. Если его пальчики двигаются соответственно возрасту, то и речь будет развиваться нормально. Если же пальчики отстают, то скорее всего произойдет и задержка речевого развития.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разные игры и упражнения.


1. Застегиваем пуговицы.

Каждой маме бывает известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. А ведь это относится не только к сенсорному опыту и привитию самостоятельности, но и отлично тренирует мелкую моторику. Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её.

Можно попросить малыша соединить разноцветные полоски друг за другом, чтобы получились «вагончики», а можно предложить ему составить целую разноцветную цепочку из этих тканевых звеньев.

Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило — чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.

2. Сортировка.

Наверное в каждом доме есть конструкторы LEGO, его детали можно использовать для сортировки в качестве маленьких контейнеров. Также вы можете взять для этой цели разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики — всё, что угодно. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета. Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет.


Детям старшего возраста можно усложнить задание — предложите ему сложить в красный контейнер 2 шарика, в зелёный — 3 шарика, в желтый — 4 шарика. Ребёнок будет тренировать не только мелкую моторику, но ещё и память.

3. Подбери палочку.

Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.


4. Накорми поросенка.

Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки. Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив бусинки в горлышко.

Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет.

Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 красных шариков, 3 желтых и 1 зеленый.

5. Лепим ежика.

Возьмите пластилин, и сделайте тельце для ежика. Задача ребенка — прилепить к нему иголки. В качестве иголок могут выступать спички, ватные палочки, зубочистки, семечки, макаронные изделия — всё, что хотите. Можно сделать сразу несколько разных ежиков и потом ими играть.


Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки. Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер — закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.

Также можно использовать обычные нитки для вязания — привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку — фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.

Запомните одно правило — чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.

Главное в этом деле — аккуратность. Вы всегда должны быть рядом и наблюдать за тем, что делает ваш малыш.

Надеемся, что эти несложные игры для развития мелкой моторики принесут вашему ребенку не только пользу, но и доставят море положительных эмоций.


игры для самых крохотных ручек

С самого рождения дети начинают познавать мир — сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми. А затем начинается этап сенсорного развития. В это время совершенствуются представления ребенка о свойствах окружающих его предметов. И чем больше интересных вещей, различающихся фактурой и текстурой, будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие.

Мама, я готов!

После 6 месяцев ребенок уже активно использует руки — к примеру, учится брать ложку. К 8 месяцам осваивает щипковый захват двумя пальцами. Мама может помочь малышу развить мелкую моторику — а значит, и поспособствовать развитию его речи. Ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальчиках связаны с зонами мозга, ответственными за речь.

Массаж для маленьких пальчиков

Если малышу еще рано осваивать премудрости пальчиковой гимнастики, мама может делать ему массаж ладошек и пальцев. И массировать можно не руками, а специальными массажными маленькими мячиками-«ежиками». Такие продаются в ортопедических магазинах. А еще лучше — делать массаж при помощи грецких орехов. Как же делается такой массаж? Пройтись ими по всей ладошке и по каждому пальчику, предложить малышу самому подержать и поперекатывать орехи или массажные ежики в руках.

Игры на развитие мелкой моторики

Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка. Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда сможете получить у специалиста.
На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все движения самостоятельно.

«Ёжик»

Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу растопырить пальчики-«иголки».

Игра «Разбуди соседей»

Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить подходящие движения:

  • «Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять руки вверх, растопырить пальчики).
  • «Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
  • «Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать каждый пальчик).
  • «И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка» потрясти всеми пальчиками).

Проделывается для каждой ручки.

Игра «Апельсин»

  • «Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
  • «Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после — только один).
  • «Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на каждого зверька отгибаем пальчик).
  • «Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает мама, она может помассировать пальчики).
  • «Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове «кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз кистей).

Ищем клад

Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки — естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой «каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку, машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.

Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по цвету.

Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.

Рисуем манкой

Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром. Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране». В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто повозиться в крупе.

Сортируем зернышки

В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все действия щипчиками для сахара, например.

Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда будет развиваться и крупная моторика его ручек.

Пластилин, пастель, фломастер

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.

Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.

У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.

С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.

Важно

Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!

Игры для развития мелкой моторики рук

Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически в каждой статье о мелкой моторике рук и способах ее развитияМелкая моторика тесно связана с развитием нервной системы, мышления, речи, зрения. Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

О развитии мелкой моторики написано много статьей и публикаций! Как только рождается ребенок, все специалисты в один голос твердят, что нужно заниматься ребенком, особое внимание, уделяя моторике рук! В этой статье я решила не повторяться, рассказывая о полезности этого занятия, а просто привести ассортимент некоторых игр, которые я использую в своей работе с малышими. Все эти игры знакомы пользователям интернета, т. к. находятся в открытом доступе и хорошо копируются. Я создала свою небольшую коллекцию из наиболее мне понравившихся.

1. Упражнения с крупами, например:

Упражнение «Помоги Золушке» — рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Упражнение «Остатки запасов» — помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

Крупы подкрашивала пищевым красителем для дополнительного изучения цветов и большего интереса детей.

2. Самомассаж, например:

Самомассаж гранеными карандашами.

Самомассаж массажным мячиком.

Мячиками мы массажируем не только ручки, но и ступни.

3. Упражнения в сухом бассейне, например:

Упражнение «Домашние животные» — найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

Игра «Тесто» — имитация замешивания теста в сухом бассейне.

4. Упражнения со смятой бумагой, например:

Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов из бумаги, смятой в комочки.

Упражнение «Конфеты к чаю» — из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

5. Упражнения на развитие пальчиковнапример:

Пальчиковые гимнастики

Упражнение «Погуляем» — двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Упражнения с лабиринтами (дорожками):

Лабиринт «К какому растению летит бабочка».

«В лесу родилась ёлочка» — обводка трафарета елки.

7. Упражнения с прищепками, например:

Упражнение «Ежики на прогулке» — делаем колючки для ежиков (прищепки).

Упражнение «Солнечный денек» — с помощью прищепок делаем солнышко.

Мы представили вам самые любимые упражнения. Возможно, кому-нибудь пригодится.

6 занятий для детей по развитию мелкой моторики | Разобрался

Дети развивать моторику с разной скоростью . Но когда маленькие дети борются с мелкая моторика , у них могут быть проблемы с ключевыми задачами, такими как хватание за утварь (например, карандаши), перемещение предметов кончиками пальцев и использование таких инструментов, как ножницы. У них также могут быть трудности учимся завязывать обувь . Если мелкой моторике вашего ребенка требуется дополнительная помощь, попробуйте эти забавные занятия.

Пластилин и замазка часто используются в составе тяжелая работа компонент сенсорная диета .Они также могут помочь улучшить мелкую моторику ребенка. Поощряйте ребенка сжимать, растягивать, зажимать и катать «змей» или «червяков» с помощью игровой глины. Вы даже можете попросить своего ребенка попробовать вырезать пластилин ножницами. (Учить как приготовить три вида сенсибилизированной слизи , включая замазку слизи.)

Различные виды рисования могут помочь улучшить зрительно-моторную координацию и ловкость рук вашего ребенка. Рисование пальцами дает детям возможность использовать свои руки — и испачкаться.Рисование кистью помогает детям научиться держать кисть и получить больший контроль, используя ее в качестве инструмента. (Наборы для рисования по номерам отлично подходят для рисования кистью.) Чтобы добавить немного чувственной игры к миксу, вы даже можете попробовать рисование царапинами и запахом .

Новая чистая губка, немного воды и две миски — все, что вам нужно для другого занятия, чтобы развить мелкую моторику. Наполните миску водой, а другую оставьте пустой. Ваш ребенок может смочить губку в воде, а затем выдавить губку в другую миску.Это простая игра, которая может укрепить руки и предплечья. Если вы отрежете кубик губки, у вас есть небольшая классная доска и мел, вы также можете сделать Мультисенсорный почерк «мокрый-сухой-попробуй» .

Разделите горсть сырого риса на две пластиковые миски и приготовьте пустую миску. Дайте ребенку небольшой пластиковый пинцет и возьмите себе пару. Затем поспешите посмотреть, кто первым переложит рис в пустую миску с помощью пинцета. Если ваш ребенок борется из-за слишком маленького размера рисовых зерен, вы можете начать с О-образных хлопьев или бусинок пони.

Наполните чашку водой примерно на четверть. Дайте ребенку пустую чашку и пипетку или чистый шприц для лекарства. Попросите ребенка попытаться перелить воду из одной чашки в другую, набирая воду в капельницу или шприц, а затем капая или брызгая ее в пустую чашку. Вы также можете дать ребенку больше чашек, добавить в воду пищевой краситель и провести эксперимент по смешиванию цветов.

6. Садоводство и озеленение

Копание и садоводство могут показаться видами деятельности, более подходящими для развитие крупной моторики , но есть его части, которые также требуют меньшего мышечного контроля.Например, перенос саженцев в сад требует навыков координации движений рук и глаз, чтобы безопасно перенести меньшее растение к новой лунке. Вашему ребенку также необходимо уметь хвататься за лопатку, чтобы копать, и хватать клешни, когда собирает семена для посадки.

Моторные упражнения для детей

Всегда есть , что мы можем открыть для себя, а также старые любимые. Я так благодарен за то, что нам передали задания … Веселые и простые, которые можно собрать в мгновение ока! Ты потрясающий, Джейми, и я ценю, что ты делишься своими делами и идеями !! — Мелисса К.

«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу по привлечению моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке». — Участник Activity Room, Рэйчел

Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать, купить расходные материалы и т. Д. Это именно то, что я искал! Спасибо за то, что сделали что-то настолько организованным и простым в использовании. — Пользователь ранних летних планов деятельности, Мелисса К.

Это избавляет от необходимости рыскать по Интернету в поисках идей. Это похоже на поиск рецепта в Интернете, где так много вариантов, что часто бывает не так утомительно смотреть в книгу на полке, чем беспокоиться о слишком большом количестве вариантов. — Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.

Большое спасибо за эту деятельность. Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение.Спасибо!! — 7 Day Challenge, Кэти М.

Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же изо дня в день, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.

Вы изменили то, как я провожу время с ребенком, во многих положительных аспектах! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт впервые стал спасением жизни папы! — Джек С.

Трудно придумать что-то, что могло бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы до сих пор пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами. НЕБЕСА! — Карен И.

Полная двигательная активность дошкольников: 35 лучших!

Всегда есть , чтобы мы открыли для себя что-то новое, а также старые любимые. Я так благодарен за то, что нам передали мероприятия… Веселые и простые, которые можно собрать в мгновение ока! Ты потрясающий, Джейми, и я ценю, что ты делишься своими делами и идеями !! — Мелисса К.

«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу, связанную с привлечением моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке». — Участник Activity Room, Рэйчел

Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать, купить расходные материалы и т. Д. Это именно то, что я искал! Спасибо за то, что сделали что-то настолько организованным и простым в использовании. — Пользователь ранних летних планов деятельности, Мелисса К.

Это устраняет необходимость рыскать по Интернету в поисках идей. Это похоже на поиск рецепта в Интернете, где так много вариантов, что часто бывает не так утомительно смотреть в книгу на полке, чем беспокоиться о слишком большом количестве вариантов. — Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.

Большое спасибо за эту деятельность.Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! — 7 Day Challenge, Кэти М.

Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же изо дня в день, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.

Вы изменили то, как я провожу время с ребенком, во многих положительных аспектах! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт впервые стал спасением жизни папы! — Джек С.

Трудно придумать что-то, что могло бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы до сих пор пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами. НЕБЕСА! — Карен И.

5 Упражнения по резке для развития мелкой моторики Building

Всегда есть , , что-то новое, что мы можем открыть для себя, а также старые фавориты. Я так благодарен за то, что нам передали мероприятия… Веселые и простые, которые можно собрать в мгновение ока! Ты потрясающий, Джейми, и я ценю, что ты делишься своими делами и идеями !! — Мелисса К.

«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу, связанную с привлечением моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке». — Участник Activity Room, Рэйчел

Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать, купить расходные материалы и т. Д. Это именно то, что я искал! Спасибо за то, что сделали что-то настолько организованным и простым в использовании. — Пользователь ранних летних планов деятельности, Мелисса К.

Это устраняет необходимость рыскать по Интернету в поисках идей. Это похоже на поиск рецепта в Интернете, где так много вариантов, что часто бывает не так утомительно смотреть в книгу на полке, чем беспокоиться о слишком большом количестве вариантов. — Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.

Большое спасибо за эту деятельность.Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! — 7 Day Challenge, Кэти М.

Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же изо дня в день, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.

Вы изменили то, как я провожу время с ребенком, во многих положительных аспектах! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт впервые стал спасением жизни папы! — Джек С.

Трудно придумать что-то, что могло бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы до сих пор пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами. НЕБЕСА! — Карен И.

Мероприятия по развитию мелкой моторики для младенцев

Вот набор простых и увлекательных упражнений на мелкую моторику для младенцев и детей ясельного возраста, которые помогают развить мышечную силу, координацию и концентрацию во время игривого веселья! У этих занятий так много других преимуществ, они просты и значимы для маленьких умов, используют материалы из дома и так быстро готовятся.

Младенцы и малыши учатся через свои чувства и взаимодействуют с материалами вокруг них, как только они могут схватить, ущипнуть и схватить их. Младенцам не нужно слишком много стимуляции в мире, который уже переполнен изображениями, цветами, движущимися объектами и мигающими экранами. Вы можете создать здесь простую и увлекательную игровую площадку для детей от 0 до 6 месяцев, такую ​​как игровое пространство, вдохновленное Монтессори и Реджио, и больше игр с открытым концом в течение 6-18 месяцев + в специально созданном пространстве, которое мы создали здесь.

Помимо этих открытых игровых площадок, есть несколько прекрасных увлекательных занятий, в которые вы можете играть вместе с малышом в течение коротких периодов времени, следуя его указаниям и интересам.

Я всегда предлагаю начать с корзины с сокровищами и оттуда переходить к другим идеям. Нажмите на связанные слова фиолетового цвета, чтобы перейти к полному тексту статей и узнать, как мы делали эти предметы и как с ними играли.

Исследуйте текстуры в корзине сокровищ

Бросьте предметы в приспособленный кувшин для молока

Вытяните кусочки ткани из коробки для салфеток

Играть с гигантскими кусочками войлока

Открытие, наполнение и опорожнение картонных коробок для яиц

Палка и отдельные бигуди

Положить булочки в формы для кексов

Брось, тяни и катай эти игрушки для самостоятельной моторики

Узнайте, как наклейки прикрепляются к войлоку

Стопка с гнездовьями

Бросать и стрелять помпоны

Сложить и опрокинуть стопки чашек

Краска водой по цветному мелу

Наклеить и удалить пену с окна или ванны

Придавите и нанесите маркировку с помощью краски для рук своими руками

Хотите увидеть больше идей и занятий для детских игр и творчества? Поищите здесь наши архивы!

Ищете занятия с мелкой моторикой для детей старшего возраста, дошкольников и детей школьного возраста? В этой очень популярной коллекции их более 40:

Если вам понравился этот пост, поделитесь им! Закрепите его для использования в будущем, используя кнопку «Закрепить» вверху сообщения.Спасибо

Tape Resist Art — Дерево воображения

Анна Рэнсон

Сегодняшняя тематическая статья написана талантливым Рупа из Putti Prapancha! Наслаждаться!



Tape Resist Art — одна из моих любимых художественных техник, где она полностью основана на процессе, но каждый раз продукт получается красивым и уникальным !!! Мы даже использовали это в качестве праздничного мероприятия во время дня рождения моей дочери 3 -го, год, и все дети рисовали сногсшибательно.Это тоже был отличный ответный подарок.

Материалы

  • Плотная картонная бумага или растянутый холст
  • Малярная лента
  • Ножницы для детей
  • Краска (подойдет любой вид, в зависимости от возраста вашего ребенка, используйте моющуюся темпера, акрил, акварель и даже краску для пальцев)
  • Кисти для рисования
  • Газеты для защиты рабочего места

Инструкции

Во-первых, я раскладываю газеты по нашему рабочему месту.А затем позвольте моей дочери создать узор на картоне с помощью малярной ленты. Маленьким детям может потребоваться помощь в разрезании ленты. Отрежьте для них кусочки нужной длины, а затем они смогут приклеить их к картону, как захотят. Кусочки тесьмы по всей длине или переплетение крест-накрест, или параллельные линии, или даже их инициалы в зависимости от возраста и желания ребенка. Моя дочь любит делать комнаты или окна, как она их называет.

Когда дизайн ленты закончен, мы прижали ленту пальцами, чтобы края плотно прилегали к картону.

Позже она занялась рисованием….

Ей нравилось красить каждое окно в свой цвет. Это занятие идеально подойдет самым маленьким детям, даже тем, кто просто любит размазывать краску мизинцами.

Это ее законченная сушка картины….

Даем картине полностью высохнуть в течение ночи. Затем медленно подтянула ленту, чтобы показать созданный ею дизайн резистивной ленты.Это очень захватывающее! Вот ее шедевр сопротивления ленты !!!

При рисовании на картоне будьте осторожны, снимая ленту, и имейте в виду, что карта может порваться в некоторых местах. Растянутый холст работает лучше, но я оставляю его только для особых случаев, люблю делать подарки.

Это картина моей дочери с вечеринки по случаю ее дня рождения в прошлом году.

Мы проделывали это много раз с помощью цветных карандашей и маркеров. Я люблю цветные карандаши или фломастеры, потому что в этом случае мне не нужно находиться рядом с моей дочерью (хотя я люблю смотреть, как она рисует / рисует), наблюдая за происшествиями с пролитой краской.И эти каракули маркером получаются красиво.

Она также сделала ленту, сопротивляющуюся радуге.

Каждый этап этого упражнения увлекателен: наклеивание липкой ленты, рисование любыми цветами, которые вы выберете, а затем снятие ленты, чтобы увидеть, что вы создали. Из него делают отличные подарки и / или настенное искусство















Рупа вместе со своей прекрасной дочерью Путти в Putti Prapancha пишет об искусстве и творчестве.Загляните в ее блог, чтобы найти больше замечательных идей сегодня!

Рубрика: Искусство и рукоделие, Творчество, Рисование, Живопись, Радуга, Лента

8 занятий для развития мелкой моторики дома

Один из самых простых способов помочь нашим детям подготовиться к школе — это дать у них много возможностей для развития мелкой моторики! Ребенку с плохой мелкой моторикой или слабыми мышцами пальцев и рук будет очень трудно, когда придет время научиться писать.

В блоге на этой неделе я поделюсь 8 действительно простыми упражнениями для мелкой моторики, которые вы можете подготовить для своего малыша или дошкольника. Эти занятия направлены на укрепление мускулов их пальцев и рук!

Что такое мелкая моторика?

Когда мы используем мелкую моторику, мы задействуем маленькие мышцы рук и пальцев. Эти мелкие моторные навыки позволяют нам эффективно пользоваться ножницами, правильно держать карандаш и манипулировать такими вещами, как пуговицы и молнии, открывать коробки для обеда и строить из таких вещей, как магнитные плитки, LEGO, и даже делать такие вещи, как головоломки или есть небольшие продукты пальцами, такие как горох и султан. .

Есть так много способов укрепить эти мышцы пальцев и рук в повседневной жизни, но сегодня я хотел бы поделиться несколькими простыми приглашениями, которые вы можете подготовить, чтобы развить эти навыки в игровой форме!

Соломинки для заправки нити

Простой предмет домашнего обихода можно использовать для многих видов мелкой моторики! Нарежьте соломку на более короткие отрезки и предложите своему маленькому ученику нанизывать их на старый шнурок.

Дети постарше могут создавать простые узоры AB, используя соломинки разного цвета, и практиковаться в счете, когда они надевают соломенные бусины на шнурки.

Шарики на футболках для гольфа

Приобретите футболки для гольфа в долларовом магазине и мешок шариков! Мы использовали шарик из пластилина в качестве основы, а затем Лилли (в возрасте 3 лет) осторожно поместила тройники в тесто, а затем уравновесила шарики сверху!

Поначалу это оказалось довольно непросто. Как только она поняла, что тройники нужно аккуратно и прямо положить в тесто, она смогла манипулировать шариками, чтобы удерживать равновесие на вершине, не падая.

Существа из пластилина

Нам нравится использовать пластилин для мелкой моторики! Это потрясающе само по себе, но мы любим добавлять отдельные детали или реквизиты к приглашению.Возьмите мой рецепт пластилина без готовки прямо здесь.

Эти маленькие части существа из теста можно найти на Amazon *, Kmart и Officeworks, и они являются прекрасным дополнением к нашей игре из пластилина! Они не только побуждают наших маленьких учеников манипулировать пластилином и деталями, чтобы создавать маленьких существ, но и доставляют массу удовольствия для творческой игры!

Смешивание красок с помощью пипеток

Мы любим использовать пипетки * для развития мелкой моторики! Добавив несколько мисок или чашек с цветной водой (только что окрашенной пищевым красителем), наши маленькие ученики также могут начать изучать смешивание цветов!

Чтобы успешно набрать воду в пипетку * и затем выпустить ее в другой контейнер, требуется немного практики, так что это один из моих любимых способов стимулировать развитие мелкой моторики у дошкольников.

Зачерпание и перенос

Добавляя небольшую мерную ложку в сенсорный лоток, вы можете побудить вашего маленького ученика развивать мелкую моторику, когда он черпает и переносит! Для лотка ниже мы добавили несколько различных продуктов для сухой кладовой (рисовые пузыри, рисовые и кукурузные зерна) и предложили Лилли выгрузить их в лоток для кубиков льда.

Она любила аккуратно черпать и в конце концов поняла, что может также переливать меньшие емкости в лоток для кубиков льда! Это позволило ей развить зрительно-моторную координацию во время игры!

Заправка пластилина

Добавьте шарик пластилина в противень и вставьте в пластилин несколько шпажек — сначала обязательно удалите острые концы вертела! Затем нарежьте несколько соломок и поместите их в миску.

Предложите своему маленькому ученику аккуратно продеть соломку на шпажки! Это отличный способ развить зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Вы можете продлить это занятие, отрезав соломинку еще короче для старшего ребенка!

Перенос с помощью пинцета

Пинцет — фантастический инструмент для развития мелкой моторики. Мы любим эти гигантские пинцеты от The Creative Toy Shop * и используем их для всех видов мелкой моторики. На подносах, изображенных ниже, есть маленькие пластмассовые фигурки насекомых из долларового магазина и Kmart, которые мы предложили Лилли «поймать» пинцетом!

Колышки на ведре

Колышки — отличный инструмент для укрепления мышц пальцев и рук! Я предложил Лилли прикрепить их к краю ведра, а затем снова снять.В 2 года ей это показалось довольно трудным, но она была так решительна!

Как видите, создать простое приглашение с целью развития мелкой моторики очень легко! В наших домах так много предметов, которые мы можем использовать для развития мелкой моторики. Какое приглашение вы собираетесь попробовать со своими маленькими учениками? Позвольте мне знать в комментариях ниже!

Обратите внимание: : Некоторые ссылки являются партнерскими ссылками, что означает, что я буду получать небольшую комиссию с любых покупок, сделанных по этим ссылкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *